Развитие рынка труда в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Уровень жизни и динамика доходов населения в России   
Экономический рост, его темпы и модели 
Акционерное предприятие в системе рыночных отношений 
Анализ антиинфляционной политики в России 


Введение:

Рынок труда занимает важное место в системе экономических отношений. На этом рынке интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации, сталкиваются. Отношения, складывающиеся на рынке труда, носят ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Уровень занятости и заработная плата устанавливаются через механизм рынка труда. Существенным следствием происходящих на рынке труда процессов является безработица - общее негативное, но практически неизбежное явление социальной жизни.

Возникающая многоструктурная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной квалификации и уровню подготовки, а также обостряют конкуренцию между работниками.

Занятость является важной отраслью социально-экономического развития общества, объединяющей экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость является своего рода индикатором, по которому следует судить о национальном благосостоянии, эффективности выбранного курса реформ и их привлекательности для населения.

Статья 37 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать свой вид деятельности и профессию. Реализация законов о занятости населения является одной из важнейших гарантий обеспечения конституционного права на труд.

За последние полтора десятилетия экономическая основа трудовых отношений в нашей стране претерпела серьезные преобразования. Сами трудовые отношения изменились. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые были либо запрещены, либо находились в зачаточном состоянии. В этом смысле российский рынок труда начинает все больше напоминать рынки труда развитых индустриальных стран, сохраняя при этом свою специфику.

 

Сущность рынка труда, его особенности и структура

 

Определение рынка труда

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда – это рынок, на котором продается товар рабочая сила; цена этого товара принимает форму заработной платы.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятиях политики стабилизации кадров, особо активно осуществляемой в нынешних условиях финансово-экономического кризиса и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Типология и структура рынка труда

Функциональная и организационная структура рынка труда включает в себя следующие элементы в развитой рыночной экономике:

  • принципы государственной политики в сфере занятости и безработицы;
  • система обучения;
  • система подбора персонала, система контрактов;
  • фонд поддержки безработных;
  • система переподготовки и переподготовки кадров;
  • биржи труда;
  • правовое регулирование занятости.

На рынке труда продавец и покупатель встречаются, как и в любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, которые предлагают свою рабочую силу (способность работать), а покупатели - это трудовые коллективы или индивидуальные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им нужно.

Рынок труда подчиняется закону спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на труд отражает несоответствие между вакантными рабочими местами и составом работников, выходящих на рынок труда с точки зрения количественных и качественных параметров.

На рынке труда существует жестокий, беспощадный отбор наиболее способных и предприимчивых. Рынок не щадит слабых и неспособных. Но в то же время он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно-командная система управления, в которой государство как владелец основных средств производства централизованно планировала количество рабочих мест, необходимых для полной занятости, распределенных и перераспределяемых трудовых ресурсов, полностью разрушила мотивацию работать.

Международный опыт показывает, что рынок труда не может существовать вне конкурентной экономики, основанной на частной собственности и демократических государственных институтах. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность такого рынка, потому что оно не считает человека равным, юридически и экономически независимым субъектом от государства.

Для такого государства не так важно, используется ли человеческий потенциал эффективно и в соответствии с личными интересами человека или нет. Для него важно другое: иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд и как минимум удовлетворять личные интересы, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает, хотя и неэффективную, но практически полную управляемость человеческими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, это будет серьезным препятствием, хотя его противоположность - распределение рабочей силы, обслуживающей дефицит по своей природе, в государственной экономике также называют рынком труда.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимый персонал не только определенного профессионального и квалификационного состава, но также определенных культурных и этико-трудовых качеств, соответствующих требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

  1. Свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т.д.).
  2. Найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты.
  3. Независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей.
  4. Свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно-рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нем, три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Труд - это особый вид продукта, производственные и творческие качества которого в полной мере определяют эффективность конкурентной экономики, ее способность создавать качественные товары и удобные услуги, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификации и территориальной мобильности является одним из основополагающих принципов жизни народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем сложнее решать проблемы, тем больше потребность в высококвалифицированной рабочей силе.

Рабочая сила является особым товаром и потому, что, прежде всего, она сама, как правило, является наиболее заинтересованной стороной в развитии своих творческих способностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности человек.

Преобладающая общность интересов «продукта» рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально-экономической характеристикой рыночной экономики, которая создает прочную гуманистическую основу для развития национальной экономики. и общество в целом. Нет сомнений в том, что рынок труда, организованный, в значительной степени контролируемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствующийся по мере развития национальной экономики, является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны. ,

Конечная цель рынка труда заключается, во-первых, в удовлетворении профессиональных, трудовых и жизненно важных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечении народного хозяйства необходимыми ему кадрами; во-вторых, достижение максимальной полной и минимальной прерывистой занятости с учетом необходимости частичной рабочей недели, скользящего графика рабочего дня и т. д.

Труд в условиях частной собственности, когда это не враждебное и противостоящее человеку понятие, а полная или частичная личная собственность, формирует особенно важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и наиболее быстро закрепляются у людей, одетых с ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частичку национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сохранения материальных и духовных ценностей, стремление развивать и укреплять их.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что представители практически всех профессий успешно занимаются предпринимательской деятельностью, а работники в этом отношении держат ладонь.

Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют, прежде всего, те, кто получил современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех его звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческого потенциала. способности студентов. Это образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также административно-управленческого персонала.

Развитие другого важного процесса, увеличение предприятий с коллективной собственностью, оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на рынок труда. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют высокие отраслевые средние показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим энтузиазмом участвуют в улучшении производства и в то же время, при необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области заработной платы и временное увеличение продолжительности рабочей недели. Такие производственные команды более успешно участвуют в конкурсе и более устойчивы в периоды колебаний рынка.

 

Развитие рынка труда в России

Проблемы переподготовки, повышения квалификации и сокращения персонала решаются более внимательно и гуманно. В целях социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные магазины и конкурентные филиалы.

Современный интеллектуальный рынок труда не характеризуется авантюрным, эксплуататорским, мельчайшим отношением к человеку, его возможностям, так как он не оправдал себя на практике. В масштабах экономики доминирует принцип, который неоднократно проверялся международной практикой и поощряется во всех странах развитыми процветающими корпорациями: «Прежде чем спрашивать человека, ему нужно многое дать».

До недавнего времени труд в нашей стране не считался товаром. Однако нет никаких сомнений в том, что в реальной жизни, не очень тесно связанные с политико-экономическими концепциями, миллионы людей вступили и вступают в отношения найма.

Переход России к рыночной экономике вызвал превращение рабочей силы в товар и привел к формированию специфического рынка - рынка труда. Характерной чертой регулируемого рынка труда является развитая инфраструктура, позволяющая использовать различные организационные формы и методы, создающие условия для его развития.

 

Современное состояние рынка труда в России

 

Нынешняя ситуация в России характеризуется существенными различиями в структуре занятости, ставках заработной платы на рынке труда и деформации мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже, чем в Соединенных Штатах, а средняя заработная плата с точки зрения ее покупательной способности стала минимальной и позволяет воспроизводить только низкоквалифицированные рабочие. Высококвалифицированный труд практически не стимулируется. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:

  1. Рост безработицы. Следует также учитывать тот факт, что среди уволенных работников по разным причинам отмечается рост безработицы среди выпускников высших учебных заведений.
  2. Изменения в распределении рабочей силы по секторам экономики - частный сектор экономики стал значительным потребителем труда. Вторичная занятость стала относительно широко распространенной, и возникло много рабочих мест, которые не требуют специальной квалификации. Но в то же время крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями в поиске оптимального количества работников, повышении эффективности их использования.
  3. Появление 2 миллионов беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в работе.
  4. Трудовой потенциал общества используется все менее и менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность работников, избыток рабочей силы, существовавший на многих предприятиях до того, стал еще более очевидным.
  5. Глубокая территориальная дифференциация занятости - уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах различается до 10 раз. Такая дифференциация уровня безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, население сохранило навыки самостоятельного управления, в частности, на местах.
  6. Низкий уровень пособий по безработице также является отличительной чертой российского рынка труда.
  7. Размывание границ между формальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. Значительный сектор теневой экономики сформировался и существует в России (около 40% произведенного ВВП). Однако это довольно криминализировано, нестабильно и потому непривлекательно для законопослушных граждан.
  8. Значительные различия между общим количеством и официально зарегистрированным числом безработных.
  9. Финансово-банковская, торговая и посредническая сферы, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высокими уровень заработной платы. Лицам, занятым в традиционном государственном секторе, трудно попасть в эти сектора.

В развитии рынка труда в переходной экономике наблюдаются следующие тенденции:

  1. Для переходной экономики характерен рост естественного уровня безработицы. Экономический спад усугубляет проблему безработицы. Для традиционных стран с рыночной экономикой для работодателей естественно реагировать на падающие объемы производства или чрезмерное повышение заработной платы в виде снижения спроса на рабочую силу и сокращения штатов;
  2. Сохранение перегрузки рабочей силы большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ, в отличие от восточноевропейской, где уже на первом этапе реформ безработица достигла уровня, который количественно соответствует примерно половине общего спада производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. «Проведение» избыточного труда в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низких доходов;
  3. Растет несоответствие между быстро меняющейся структурой спроса на рынке труда и ранее созданной профессиональной и квалифицированной рабочей силой. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы;
  4. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективной с социальной точки зрения, с точки зрения удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условий для расширенного воспроизводства.
  5. Рынок труда в настоящее время, несмотря на довольно жесткое регулирование, является наименее институционализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда происходят только на начальном этапе, и задачей государства является ускорение целенаправленного процесса формирования формальных институтов рынка труда.

Сегодняшний российский рынок труда характеризуется дисбалансом и дисбалансом. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, использования эффективных методов регулирования рынка труда для устранения дисбалансов и деформаций.

 

Перспективы развития рынка труда в России

 

На активном рынке труда относительно большое количество людей по тем или иным причинам попадает в ряды безработных в течение года, но продолжительность таких периодов коротка. Примером являются Соединенные Штаты, которые занимают первое место в мире по количеству рабочих мест, создаваемых ежегодно. Динамизм американского рынка труда способствовал формированию «нового взгляда» на безработицу как на распространенное, но недолговечное явление. В то же время, однако, американцы всерьез обеспокоены низким качеством новых рабочих мест. Проблема их «обогащения» сегодня является одной из ключевых в американской политике занятости.

Политика занятости подчинена ключевой стратегической задаче - предоставить каждому трудоспособному члену общества не просто какую-либо работу, но возможность в максимально возможной степени развивать и реализовывать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд. Политика помощи безработным является неотъемлемой частью общей стратегии, и это определяет ее основные направления.

Особое внимание уделяется, во-первых, безработным в течение длительного времени, поскольку речь идет о возможной потере накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны), а во-вторых, молодежи, поскольку здесь существует потенциал для приобретение и эффективное использование человеческого капитала не могут быть реализованы, в-третьих, как профессиональные специалисты как самая дорогая и ценная категория работников.

Для России реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих высокого качества труда, и увеличения занятости в сфере торговли и посреднической деятельности, главным образом в неформальной сфере. сектор. Кроме того, наблюдается рост длительной застойной безработицы. Таким образом, активные меры, направленные на регулирование спроса на рабочую силу, требуют значительных финансовых затрат; следовательно, их применение в российских условиях возможно только в очень ограниченных масштабах в зонах очаговой безработицы.

Это относится, в частности, к выплате субсидий предприятиям, которые предоставляют работу определенным контингентам рабочей силы, покрывая часть заработной платы этих работников в течение ограниченного периода времени. Как правило, такая мера используется для стимулирования найма длительно безработных и молодых людей. Субсидированная занятость обычно не приводит к созданию дополнительных рабочих мест на предприятиях, но способствует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие между структурами спроса и предложения труда, что снижает естественный уровень безработицы.

Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное ее преимущество – адресный характер. При наличии хотя бы минимальных средств такие программы наиболее рационально использовать на финансирование инфраструктурных проектов (дорог, мостов), в том числе в сельской местности. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости. Прямые государственные вложения в создание рабочих мест целесообразно направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.

Значительно лучшую перспективу в российских условиях могут, на наш взгляд, иметь активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. Ключевое место среди них занимает рациональное использование гибких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие гибкая занятость развивается очень быстро. Появились новые категории работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятые неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы.

В условиях вынужденного сокращения объема производства и соответственно спроса на труд персоналу было предложено 150 вариантов четырехдневной рабочей недели. В результате компании удалось сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получили возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда. Такое решение проблемы, не требующее к тому же дополнительных финансовых ресурсов, на наш взгляд, предпочтительней, чем принудительные отпуска для части занятых или введение единых для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д.

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной политики занятости. На наш взгляд, для России представляют интерес два вида программ:

  • увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования;
  • использование в целях получения дополнительного образования и переподготовки вынужденных отпусков.

В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.

 

Заключение

 

Рынок труда – это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения.

Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и пр.), но и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

Особенностью формирования рынка труда в России является гипертрофированное развитие скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов производства могут быть высвобождены.

Из классических форм безработицы в экономике России отмечается рост фрикционной и структурной форм. Уровень циклической безработицы вырос после финансового кризиса в августе 1998 года, но снизился с началом промышленного подъема 1999 года. Вместе с тем растет застойная (хроническая) безработица, связанная с низкой мобильностью и слабой конкурентоспособностью безработных на рынке труда.

Безработица в России носит ярко выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей ВПК.

Государственными мерами борьбы с безработицей в России являются:

  • создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;
  • поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;
  • долгосрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;
  • расширение программ переподготовки;
  • социальная помощь безработным через пособия по безработице.

В целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной безработицы во многих регионах становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие структурно-регрессивных спадов производства, кризисно-депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и т.д.).