Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю.Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю.Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»)
Социально-философская сущность поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме
«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю.Лермонтова, его структура, система образов


Введение:

Конечно, в первых лирических произведениях Лермонтова, в которых он был особенно русским и современным поэтом, можно увидеть избыток нерушимой силы духа и героической силы выражения, но в них больше нет надежды, и они поражают читателя радостью, неверием в жизнь и человеческими чувствами, жаждой жизни и избытком чувств. Да, очевидно, Лермонтов - поэт совершенно другой эпохи. и что его лирическая поэзия является совершенно новым звеном в цепи исторического развития нашего общества. В то же время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о возмездии за обманчивые чувства и, обиженный разочарованием, презирает существо, которое казалось прекрасным. Но все эти произведения были наполнены предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого великого поэта. Листая тома его произведений, мы всегда проникнуты героическим духом его поэзии, ее уникальным лирическим содержанием. Кому-то показалось, что лирические произведения Лермонтова мрачны, другим - полны жизнерадостности и веселья. Белинский сказал, что лирика Лермонтова переполнена его глубокими чувствами и составляет силу многих его вещей. В память о своей ранней вымершей матери он написал своего «Ангела»:

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

Лермонтов страстно любил жизнь, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, героизмом.

Чем старше он становился, тем чаще он соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения, все чаще он «объективировал» свою современную жизнь. Мир романтической лирики уступил место настоящей лирике. Лирические стихи Лермонтова все больше проникались повседневной жизнью и конкретным временем: глубокими идеологическими интересами и умиротворяющим застоем в общественной жизни.

И все, что было создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается не только в прославлении победы Бородинского, в строчках «Люблю Отчизну я…» или в поэтическом повествовании «Мцыри», но и в тех произведениях, которые прямо не говорят о Родине или свободе. Но говорят о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком пленнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великое стремление, мощная творческая воля, непрекращающееся горение помогли ему наполнить каждый момент своей жизни творчеством.

Титанизм устремлений лирического героя обусловлен не только романтическими позициями автора. В этом отношении жизнь и подвиг декабристов, участие Байрона в освободительном движении греков много значило для Лермонтова. Знакомство Лермонтова с творчеством английского поэта началось в 1828-1829 годах. из чтения его в переводах В.А.Жуковского, И.И.Козлова, а затем, с 1830 года, когда поэт освоил английский, и в оригиналах. Байрон был вдохновлен такими стихами Лермонтова того времени, как «Ночь. I», «Ночь. II» (1830), «Подражание Байрону» (1830-1831), «Видение» (1831) и др. Однако все они в большой мере, чем с «источником», связаны с фактами внешней или внутренней биографии самого Лермонтова. Уже в 1832г. он со всей определенностью заявит: «Нет, я не Байрон, я другой».

Основные мотивы лирики Лермонтова

Вступление Лермонтова в литературу было быстрым. Лермонтов рано начал пробовать свои силы в разных видах и жанрах. Но основой его художественного мира была лирика. Ранняя лирика поэта была подражательной. Лермонтов много учился у своих предшественников и современников: Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Веневитинова, Рылеева, Байрона, Шиллера, Гете. Но с самого начала это не покорная приверженность «созвучным» моделям и традициям, а все более сильная тенденция к их переосмыслению. В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, осознание значимости жизни. Лирика - это один из миров Лермонтова, который он всегда несет в своей душе. М.Ю.Лермонтов - духовный наследник Пушкина. Он отражал в своих работах размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихотворения поэта родились из «пламени и света», то есть из бури чувств и напряженно извилистых мыслей. Поскольку большинство работ Лермонтова были написаны в годы реакции, многие из них пронизаны горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в своем стихотворении «Дума». Сказав, что будущее его поколения «пустое или темное», Лермонтов уточняет: «Мы богаты, едва выходя из колыбели, в ошибках наших отцов и их покойных умов». Этот вывод труден для поэта, потому что отцы являются декабристами. И отказ от их идеалов, отсутствие каких-либо устремлений позорны. Люди, которые «в начале поприща... вянут без борьбы», не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди «толпа угрюмая». Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения.     

Напряженная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремлением познать окружающий мир и свое место в нем - все это во многом отражено в ранней лирике поэта, справедливо уподобленной поэтическому дневнику. В нем, при всей его близости, социально-исторические проблемы занимают важное место. По-видимому, ответом на поражение декабристов является поэма «Новгород» (1830), в которой Лермонтов, как и Пушкин, призывающий к мужеству и упорству, предсказывает неизбежную смерть самодержавной тирании. Молодой поэт верит в близкое историческое возмездие.

«Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет...» («Предсказание», 1830). В раздумьях о будущем они видят себя участником жертвенной борьбы за свободу («Настанет день - и миром осуждений...», 1830, «Из Андрея Шенье», 1830-1831).

Уже в это время закладываются основы гражданского патриотизма поэта, объединяющего в себе любовь к родине с ненавистью к ее поработителям. «Я родину люблю, и больше многих», - заявляет поэт («Я видел тень блаженства...», 1831). Он обращается к истории, к борьбе русского народа за свою политическую свободу и национальную независимость, например, в «Отрывке» («Три ночи я провел без сна - в тоске...»), в «Балладе» («В избушке позднею порою...»), посвященных Древней Руси, в стихотворении «Два великана» (1832), запечатлевшем в символико-аллегорических образах борьбу русского народа с полчищами Наполеона.

Наряду с общественно-политическими, гражданско-патриотическими мотивами, поэт также развивает тенденции другого плана, обусловленные как эпохой, так и его личностью с ее тягой к само углублению, к моральным и этическим проблемам. Жажда знаний и активных действий приводит Лермонтова к необычно раннему формулированию серьезных философских проблем («Молитва», «Монолог», 1829, «Мой дом», 1831).

В ранней лирике поэта выделяется поэма «Июнь 1831, 11 дней». Он отличается своим результатом и в то же время программным. Романтика по содержанию и форме, как и все ранние тексты Лермонтова, в поэме выражает средства романтической поэтики через расширенную систему антитезисов к «диалекту души» поэта. Но нет никакой изоляции лирического героя в пределах его внутреннего мира. Внешний мир сопровождает его во всем, и через романтические образы «просвечивают» реалии эпохи - времени несбывшихся надежд. Сама мысль важна для поэта в той мере, в которой она помогает постичь мир, когда «борьба мыслей» превращается в жажду «борьбы» жизни («Так что жизнь скучна, когда нет борьбы...»). Стихотворение порождает пророческие предчувствия безвременной смерти в столкновении с жестокой и бесчеловечной реальностью («Кровавая могила ждет меня. Могила без молитв и без креста»).

Эти романтические идеи, подкрепленные последующей биографией поэта, приобретают особую силу поэтического воздействия. Стихотворение не только мульти-темное, оно не вписывается в рамки какого-либо одного жанра. Он сочетает в себе дневник, признание, философскую медитацию. Афорически утонченные формулировки чередуются с расширенными символическими и пейзажными картинами, интимные признания сменяются гражданским пафосом и философскими обобщениями. Лермонтов, уже в его ранних текстах, настойчиво «стерт» intergenre границ. Его стихи основаны не на тематическом или жанровом, а на целом личном содержании, отсюда и их универсальность, жанрово-тематическая синтетика.

Трагедия развитого мышления личности отражена в поэме «Смерть поэта». Это стихотворение обвинительное, это страстный протест, негодование, яростный гнев, направленный против убийц, которые медленно и хладнокровно отравляют «свободный, мужественный дар». Вот безутешная горечь друзей, которые не смогли защитить «свободное сердце», разглядеть опасность во времени, страстную угрозу и приговор «свобода, гений и слава палачам». В этом стихотворении перед нами возвышается бунтарь Лермонтов, продолжатель пушкинских традиций. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. В шоке от смерти А.С.Пушкина Лермонтов пишет знаменитую поэму «Смерть поэта», полную боли и тоски. В этой работе Лермонтов размышляет о трагической судьбе поэта, постигает его горькую судьбу, рассказывает о своем убийце. Более того, он обвиняет не только Дантеса, который чужд России и ее культуре.

Стихотворение «Смерть поэта» очень похоже по теме и настроению на другое - «Как часто в окружении пестрой толпы...». Лермонтов беспощадно и презрительно характеризует завсегдатаев светских салонов, на их лицах «маски, связанные с порядочностью». Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращая мысли в детство, он, кажется, отдыхает со своей душой. Но чем страшнее его пробуждение, тем более жестоким и непримиримым становится его восстание против лжи и духовной нищеты, царящей в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба рождает стихи - обличение («Я сумасшедший! Ты прав!...»), размышления о смысле жизни («Как скучно, так и грустно»), о назначении поэта («Поэт»). Лермонтов тоже переживает за войну. Лирический герой поэмы «Я пишу тебе: случайно, верно...» размышляет о бесполезности, абсурде жертв на земле, где «под небом много места для всех!». Это размышления образованного честного человека о несправедливости агрессивной войны. Но у Лермонтова другое отношение к освободительной войне. Недаром Бородину рассказывают с точки зрения простого солдата. С какой любовью изображаются обычные артиллеристы, объединяющиеся единым чувством патриотизма! Глубоко мыслящий человек, Лермонтов не мог не видеть решающую роль простых людей в победе над французами. И именно поэтому Бородино является памятником русским солдатам. Лермонтов посвятил много стихов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли победы над врагами, другие - своей родной натурой. Особенно остро Лермонтов размышляет о судьбе Родины в дни гонений. Он любит ее бесконечно и в то же время ненавидит. В стихотворении «Облака» Лермонтов сначала сравнивает себя с облаками, а затем противопоставляет себя им. У облаков нет родины, и поэтому жалко расставаться с «прекрасным севером», с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении «Прощай, немытая Россия...» настроение совершенно иное. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в «земле рабов, в земле мастеров» и находиться под постоянным контролем властей. И он ненавидит безжалостную, покорную Россию, в которой царит беззаконие и произвол. Результатом многолетних размышлений является стихотворение «Родина». Взгляд поэта точен, искренен, демократичен. Лермонтовская концепция Родины связана прежде всего с концепцией народа, труда и родной природы. Лирический герой Лермонтова, объединившись, увидел «холодную тишину степей», «бескрайние колышущиеся леса», «потоки рек как моря», «И на холме среди желтых полей пара побеленных берез». Он рад показать нам «полный молотильный пол» - знак крестьянского благополучия, простые предметы быта, «хижину, покрытую соломой», «окно с резными ставнями», которые формируют образ их родины. Это основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта пробудили мысли прогрессивных людей его поколения, воспитали настоящих патриотов.

Лермонтов как бы поднял знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда оно появилось в рукописных копиях.

Его стихотворение «Смерть поэта». Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение «Бородино». В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что поэт сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата («Постой-ка, брат мусью») подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой...

Поэт постоянно подчеркивает отношение к войне как серьезной военной обязанности. Это, пожалуй, главное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.

Хитрость и находчивость не свойственны солдатам: «Мы пойдем сломать стену...». Основная идея поэмы выражена словами: «Да, были люди в наше время, не такие, как нынешнее племя...». В этих словах жалоба на нынешнее поколение, зависть к великому прошлому, полная славы и доблести. Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

И в эти дни он узнает о трагической смерти поэта. Мог ли он не отреагировать на это трагическое событие? Как видите, в самом первом стихотворении, которое стало известно публике, проявился его свободолюбивый дух. Лирика Лермонтова характеризуется двойственностью в восприятии мира, той же, которую он показал в своем романе «Герой»:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение («Дума»). «Дума» - это поэтическое признание, откровенное и грустное. Композиция стихотворения подчинена замыслу автора: в первом катрене высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно...

Последующие катрены развиваются и подтверждают высказанную ранее мысль.

Мы можем чувствовать, что его печаль легка. Контраст, который поэт обнажил в самом начале стихотворения, - это контраст между природой и внутренним состоянием человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова отчетливо видны грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны как с личной жизнью героя, так и с особенностями эпохи, в которую он жил. Не зря он сказал: «Я поэт другой эпохи».

«Дума» - это сатира и элегия. Поэт говорит от имени интеллигенции, которая не хотела мириться с реальностью, но ничего не могла сделать.

Безусловным шедевром русского лиризма является стихотворение «Я выхожу на дорогу один». Он показал исключительное умение поэта изобразить переживания лирического героя. Перед нами удивительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: «Почему мне так больно и так трудно? Чего я жду? Жалею ли я о чем? «Автор показывает нам, что невозможно найти мир в общении с природой. Это всего лишь мечта, желание, а не реальность»:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть...

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до безмятежности, автор дает нам открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, адресованное каждому и внутреннему миру души. Лермонтов опечален тем, что многие его современники живут «ошибками своих отцов и их покойного ума». Он говорит о декабристах, которые смирились и прекратили сражаться. С тревожной болью он говорит, что его современники - образованные люди - не имеют ни сильных чувств, ни сильных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

Морально опустошенные, потеряв целостность своего мировоззрения, современники поэта не способны ни на героические поступки, ни на работу. И стихотворение заканчивается убийственным заключением, подготовленным целым ходом рассуждений: мрачная толпа и вскоре забытая.

Мы будем путешествовать по миру без шума и следов нашего времени. «У Лермонтова был свой идеал, особый мир в его душе, который резко отличался от реальности. «В моем разуме я создал другой мир...». Тема стихов Лермонтова необычайно широка. За свою короткую жизнь (он умер в возрасте 27 лет ), он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда вы будете читать эти стихи, вы получите странное ощущение. В его В стихах есть такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сокращается от боли.

Любовь в лирике Лермонтова

Большое место в ранней поэзии Лермонтова занимает любовная лирика. Однако он представлен не в жанрах любовных элегий, посланий, признаний, а в стихах более емкого жанрово-тематического содержания - даже в циклах стихов, которые кажутся полностью посвященными любви. Но они раскрывают такое богатство контента, которое не укладывается в рамки только любовной лирики. Это миниатюра «Нищий», адресованная Е.А.Сушковой. Двенадцать строк, три строфы. Из них только последний напрямую адресован адресату. Первые два обеспечивают как бы независимую жанровую картину, окрашенную в подчеркнуто сдержанных тонах. Ее скрытый лиризм проявляется в последнем катрене, где поэт дает волю своим чувствам, «обманутым навсегда» любимой. Страдание нищего, лирический характер стихотворения, вызывает страдания лирического героя - и наоборот. В поэме скрыты не только общественно-политические, но и философские, богословские мотивы. Преступление, в котором никто не видит ничего криминального, совершается «у ворот святого монастыря» под покровительством «всеблагого» Бога, создателя этого ужасного мира. Так Лермонтов расширяет жанровые рамки традиционного, интимного, интимного любовного послания, «прививая» в нем побеги других жанров, придавая им единство с целостностью личности автора. Мы встречаемся с похожей «диффузией» жанров в «лирических романах», связанных с Н.Ф.Ивановой и В.А.Лопухиной. Так, в послании «К*» («Мы случайно сведены судьбою…») поэт, обращаясь к В.Лопухиной, восклицает: «Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей!..». «Любить, но кого же?» Одиночество усиливало поиски «души родной».

Лермонтов может написать с поразительной духовной щедростью: «Преданный Вам на весь вечер и на всю жизнь», а может саркастически заметить: «Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность - к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы - к мужскому и среднему». В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она предстает в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила молодого человека испытать всю жестокость неразделенной любви, подобную обману. Наталья Иванова вызвала горечь, сознание потерянных чувств. Очаровательная Мария Щербатова страдает сама:

Среди ледяного,

Среди беспощадного света

В гордом мире он терпит издевательства и зло, об этом Лермонтов написал стихотворение «На светские цепи...». Но, несмотря на кратковременные увлечения, неизменно всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну, Лопухину. Но судьба их разлучила: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт также потерял любимого: в 1835 году Варенька вышла замуж за Н.Ф.Бахметева - она ушла, как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову. В последние недели своей жизни рядом с Лермонтовым была его двоюродная сестра Катя Быховец, которая любила его как брата. В письме, написанном после смерти поэта, она вспоминает: «Он всегда говорил мне, что он ужасно устал от жизни, что судьба сводила его с ума, государь не любил его, великий князь ненавидел его, они не могли видеть его, а потом была любовь: он и он любили меня, потому что он нашел в нас сходство, и его любимый разговор был о ней. Так родилась одна из последних поэм «Молитва». Лермонтов в стихах определял судьбу поэта в любом государстве, где подавлялась личность, царили невежество и духовность. Эти стихи относятся к М.Ю.Лермонтов к реальности поэзии.

Человек и природа в лирике Лермонтова

Одна из ведущих тем творчества М.Ю.Лермонтова - тема одиночества. Мы обычно сравниваем это с темной эпохой, в которую он жил, со светской средой, в которой он жил. Принято противопоставлять «образы бездушных людей», принадлежавших светскому обществу, светлому миру природы, как хранилище этических ценностей, олицетворение «естественного добра», противопоставленного «историческому свету». В стихотворении «как часто пестрою толпою окружен…», построенному на контрасте - «приличьем стянутые маски» и «родные места» поэта - природа названа «царством дивным»:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

Эти картины возрождают душу Лермонтова: «...я плачу и люблю». Казалось бы, вот она - гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония - в единстве с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихов М.Ю.Лермонтов, вы невольно замечаете, что его лирический герой не полностью сливается с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется скрытая боль поэта. В стихах изображение соснового тоски по пальме, одинокой скале, от которой устремилось «золотое облако», одинокий парус, одинокий дубовый лист, оторванный от «дорогой ветки» и нигде не укрывающийся, возникает. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань мысли Лермонтова - о роли природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда взволновано желтоватое поле...» лирический герой испытывает умиротворяющий эффект «румяного вечера», «золотого утреннего часа», когда «желтеющее поле кукурузы взволновано», ландыши кивают головой, ключ играет вдоль ущелья, свежий лес шуршит от звука ветра. Для создания картин идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладкий лист, ароматная роса, дружеский кивок ландыша, таинственная сага, мирная земля. Все средства изображения направлены на то, чтобы показать поэзию и одновременно успокаивающее воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле.

Природа в стихах Лермонтова полна анимации, огромной загадочной жизни. Осознавая трагическую природу своего одиночества, поэт не может чувствовать полного слияния с природой. Это проявляется с особой выразительностью в поэме «Выхожу один я на дорогу», которая является одним из самых душевных творений лирики Лермонтова. Блаженство умиротворения, которое царит в природе, тихий разговор звезд, спокойный сон земли «в сиянье голубом». Лермонтов противостоит взволнованному миру человеческих чувств, мучениям неустанных вопросов, которые конфликтуют с гармонией вселенной:

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Перечень вопросов и ответов дает особый тон стихотворению. Слова, которые кажутся безнадежными, не означают, однако, отказа от жизни. Со всей суровостью существования, со всеми ударами судьбы, поэт сопротивляется холодному сну могилы. Силы жизни все еще дремлют в его груди, сладкий голос песен все еще дорог ему. Через торжественное и чудесное безмолвие небес слышится голос поэта, протестующего против вечного сна, который, кажется, ему предлагает засыпающая природа. Эта идея разобщенности природы и человека резко выражена в поэме «Три пальмы», где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении «Три пальмы» человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:

По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий.

Это результат вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так в идее М.Ю.Лермонтова раскрывается идея взаимозависимости человека и природы.

Лирический герой в лирике Лермонтова

Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, «движется», но это движение значительно замедляется по сравнению с развитием лирических героев других поэтов XIX века. К концу его творчества образ простого, обыкновенного, уставшего человека, совершенно не похожего на героя ранней лирики, все чаще появляется в лириковской лирике. Однако между этими героями существует тесная связь благодаря сохранению основных мотивов, текстов, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.

Лирика Лермонтова, наряду с поэзией Жуковского и ранними произведениями Пушкина, была расцветом русского романтизма. Это связано с тем, что лирический герой Лермонтова - романтический герой. Он наделен всеми признаками романтика - он боец, страдалец, бунтарь, поэт, любовник, даже пророк. Однако тема одиночества особенно сильна в образе романтического героя Лермонтов:

Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом.

Одиночество приобретает множество особенностей: это тюремное заключение и любовное одиночество, которое появляется во многих любовных стихах, и одиночество человека в мире:

... Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Во многих стихах («Дума», «И скучно и грустно...») возникает идея фундаментального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова - идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, которая, по словам Лермонтова, убивает все его поколение в целом и закрывает личность на себе, обрекая ее на одиночество.

Лучшее, что есть в человеке - его чувства - «исчезают при слове разума, отражение фатально для чувств и веры. Автор оценивает свое лирическое «я» как «потерянное» поколение, тем самым сравнивая лирического героя с «плодом, созревшим на время». Тема ранней смерти - традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов привносит в нее что-то свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего, неверием и отсутствие цели, отсутствие борьбы:

К добру и злу постыдно равнодушны

В начале поприща мы вянем без борьбы.

Мотив борьбы - важнейший мотив всего мира, романтическая литература - получил различное развитие у Лермонтова. Борьба - это сущность романтической природы, ее основа: парус борется с противоборствующим элементом, и как только шторм прекращается, сам парус начинает искать и «просить» шторм, потому что он «не ищет счастья» и «не бежит от счастья».

Внутренние разногласия в человеке, разногласия, о которых мы говорили в связи с темой деструктивного размышления, также не могут не вызвать конфликт и борьбу в человеческой душе. В стихотворении «Как часто окружен пестрой толпой» Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску. Изображение маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, отсутствие духовности мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и неверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтов упрекает Бога за несовершенство мира. Демонический и романтичный герой стихов «Демон» и «Мцыри» отрицают Бога, не принимая мир, в котором они живут. Однако Лермонтов, который видел причину «блуждающей» личности именно в неверии, в отсутствие идеалов, не мог не привести романтического человека к согласию с Богом. Вот почему лирический герой Лермонтова находит в мире что-то, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения «Когда желтоватая нива взволнована» природа становится таким примиряющим принципом.

В других стихах Лермонтова Наполеон становится романтичным героем - борцом. Образ вечного мятежника, познавшего вершину власти и самое глубокое падение, является традиционным для русской романтической лирики. Для Лермонтова Наполеон объединил все черты романтического героя: бунт, бегство, изгнание, борьба со всеми - и одиночество героя как личности.

Заключение

В русской литературе традиционно отношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама тема занимала почетное место в лирике любого автора, а образ поэта всегда был близок образу романтического героя. Лермонтов здесь не исключение, однако его разрешение конфликта между поэтом и толпой весьма своеобразно. Если толпа традиционно была наделена эпитетом «сброд», «глухой», «бездушный» и личным интересом, заложенным в ее сердце, то образ поэта приблизился к образу пророка, певца, изгнанника. Лермонтов разрешает конфликт по-разному. С одной стороны, он изображает саму толпу более уважительно. С другой стороны, в своем стихотворении «Поэт» 1838 года он представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век каждая «толпа» рождает «своего» поэта, что поэт един с «толпа», толпа нуждается в нем - и он нуждается в толпе. Лермонтов называет свое презрение к толпе «ржавчиной», которая разъедает блестящий клинок его таланта. Лермонтовский поэт - особый тип лирического героя. В конфликте между поэтом и миром автор старается сохранить объективность, не однозначно принимая сторону поэта. В конце его работы появляется «высмеянный пророк», где образ поэта, который не выполнил свою задачу, полностью лишен сочувствия автора.

Вообще, как уже упоминалось, ближе к концу его работы все чаще и чаще появляется совершенно новый тип героя в лириковской лирике, только на первый взгляд отличающийся от типичного лермонтовского. Новый образ простого, обыкновенного и уставшего человека, фигурирующий в стихах «Валерик», «Родина», «Завещание», «Соседка», «Выхожу один я на дорогу...», глубоко укоренен в лирическом герое Лермонтова. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в Бородине становится почти повседневным, романтическая разлука уступает место команде подруги: «расскажи ей все», романтическая лексика заменяется сокращенной, прозаической, тема свободы остается, но эта концепция больше не связана с борьбой, а с миром («я ищу свободы и покоя!»). Таким образом, мы видим, что все индивидуальные черты лирического героя, все их изменения подчинены к внутреннему, глубокому единству этого героя.