Развитие различных качеств личности дошкольника (характера, воображения, общения и пр.) в игровой деятельности

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 06.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние эмоций на проявления самооценки в юношеском возрасте
Образ телесного Я как механизм подростковой нарциссической регуляции
Становление самосознания на разных возрастных этапах (дошкольный, подростковый, юношеский возраст и т.д.)
Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста


Введение:

Общение является основным условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности, одним из основных видов человеческой деятельности, направленным на обучение и оценку себя через других людей. Ребенок, родившись, вступает в первые контакты с окружающими. Природа общения, его индивидуальные особенности и механизмы потока стали предметом изучения психологов Г.М. Андреева, А.А. Бодалев Я. Л. Коломинский, А.А. Леонтьев М.И. Лисина и другие.

В процессе ролевых игр дети не только узнают об окружающем их мире, но и являются их создателями, отражают в них свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным. и требуют исправления. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственно-волевых качеств, необходимость воздействия на мир осознается в игре. По мнению П.Я. Гальперин А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, игра вызывает значительные изменения в его психике.

Различные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение характера сущности детских игр, как формы общения (М.И. Лисина), или как формы деятельности (Д.Б. Эльконин), или как проявление и условие психического развития. (Дж. Пиаже).

Тема нашей работы актуальна, поскольку игра как ведущая деятельность дошкольного возраста влияет на формирующуюся личность ребенка. Формирование коммуникативных навыков, установление позитивных отношений с людьми является важной задачей при воспитании ребенка. Недостаточная проработка этой важной научной проблемы, а также потребности практики воспитания детей делают изучение развития навыков общения у дошкольников в процессе игровой деятельности особенно актуальным.

Цель исследования: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности и разработка методических рекомендаций для воспитателей по их развитию.

Объект исследования: общение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе организации игровой деятельности.

Задачи:

  1. Уточните в психолого-педагогической литературе понятие «общение» и особенности общения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть в психолого-педагогической литературе особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Диагностировать уровень развития общения у детей дошкольного возраста.
  4. Выберите серию игр для развития общения детей дошкольного возраста.
  5. Дайте рекомендации воспитателям по развитию общения детей дошкольного возраста в процессе организации игровых мероприятий.

Методологической основой исследования явились отечественные и зарубежные теоретические разработки и концептуальные положения в области психологии, психофизиологии, педагогики: концепция деятельностного подхода А.Н. Леонтьев, теория игровой деятельности, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, работа М. И. Лисиной, ее сотрудники посвящены развитию общения между ребенком и взрослым.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение для выявления ведущей формы общения детей и сверстников, М.И. По Лисиной по: определение ведущей формы общения детей и взрослых, методика «Картинки» Е.О. Смирнова Е.А. Калякина для выявления коммуникативных компетенций в общении со сверстниками, методов обработки данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут помочь устранить коммуникационные барьеры.

Основа для исследования МБДОУ №74, Иркутск. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 5-6 лет (7 мальчиков и 8 девочек).

Общетеоретические подходы к проблеме общения детей дошкольного возраста

Проблема общения в психолого-педагогической литературе

Понятие «общение» говорит о сообществе, собственности людей. Это может быть совместное дело, тема разговора и обмен мнениями о событии. Если люди испытывают удовлетворение от общения, то это произошло. Но как часто собеседники расставались непонятно друг с другом, разочаровывались. Поскольку неудачный опыт общения повторяется, отчужденность людей увеличивается. Такое отчуждение, разрыв отношений часто происходит между ребенком и взрослым.

По словам М. И. Лисиной, под общением понимается взаимодействие людей, направленное на координацию и объединение усилий для достижения общего результата. Личность людей развивается только в отношениях с окружающими их людьми, и только в отношениях с ними функционирует «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности».

Характер общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов. Однако разные исследователи вкладывают в понятие коммуникации далеко не одно и то же значение. Так, Н. М. Щелованов называет общение нежной речью взрослого человека, обращенного к младенцу. М. С. Каган считает, что планируется поговорить о человеческом общении с природой и с самим собой. В.Г. Крыско говорит, что если отношения определяются через концепцию «связи», то общение следует рассматривать как процесс развития и совершенствования этих связей, осуществляемых с использованием речевого и неречевого воздействия и направленных на достижение изменений. в когнитивно-мотивационных, эмоциональных и поведенческих сферах, участвующих во взаимодействии индивидов. По определению Л. А. Венгера, общение - это взаимодействие людей друг с другом, заключающееся в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера. Коммуникация характеризуется, прежде всего, включением в практическое взаимодействие людей трудовой, образовательной или игровой деятельности. Необходимость совместной деятельности приводит к необходимости общения. Именно в совместных действиях человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними различные контакты и организовывать совместные действия для получения желаемого результата. Здесь общение выступает как органическая часть деятельности.

Общение можно выделить как самостоятельную деятельность, в которой человек эмоционально заинтересован. Здесь общение является для него исключительной ценностью.

Коммуникация также характеризуется тем, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический объект, «тело». Общаясь, люди уверены, что партнер ответит на них, и рассчитывает на его обратную связь. Исходя из этого, Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение - это взаимодействие людей, вступающих в него как субъектов» и «для общения требуется как минимум два человека, каждый из которых выступает именно как субъект». Активность может выражаться в том, что человек инициирует взаимодействие со своим партнером во время общения, а также в том, что партнер воспринимает его действия и реагирует на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают влияние друг друга. Поэтому мы не приписываем случаи односторонней деятельности общению: когда, например, лектор говорит по радио невидимой аудитории или учитель дает урок по телевидению, а не в классе.

Некоторые исследователи признают реальность отношений между человеком и машиной, в то время как другие считают, что «разговор с неодушевленными предметами имеет только метафорическое значение». Коммуникация - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на координацию и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего результата. Общение - это не простое действие, а просто взаимодействие: оно осуществляется между участниками, каждый из которых является носителем деятельности и принимает это на себя в своих партнерах.

В основе нашего понимания коммуникации лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым и разработанная А. В. Запорожцем. С точки зрения этой концепции деятельность - это реальный процесс, состоящий из комбинации действий и операций, а основное различие между одной деятельностью и другой заключается в специфике их объектов. Анализировать любую деятельность означает указывать на ее предмет, выяснять потребности и мотивы, которые ее мотивируют, описывать специфику составляющих ее действий и операций.

Отношения общения и деятельности можно понимать по-разному. Так, согласно Г. М. Андреевой, их можно рассматривать как две примерно эквивалентные категории, отражающие две стороны социального бытия человека; общение может выступать как сторона деятельности, а последняя - как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности. «Общение» и «коммуникативная деятельность» являются синонимами. Коммуникация выполняет разнообразные функции в жизни людей: организация совместной деятельности, формирование межличностных отношений, знакомство людей друг с другом. Значение категории общения определяется тем, что она позволяет раскрыть социальную сущность человека и его личности. Человеку жизненно необходима коммуникация: ведь для эффективных совместных действий важно, чтобы участники групп хорошо знали и правильно оценивали себя и своих товарищей. Это обстоятельство определяет возникновение у них потребности в знаниях и оценке друг друга и самих себя. Но общение также создает прекрасные возможности для отражения любых собственных качеств и качеств друга, потому что субъектом общения является другой человек как субъект, и в ходе общения интенсивная умственная деятельность партнеров направлена ​​на него. Таким образом, коммуникативная деятельность требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности. Потребность в общении формируется одновременно с самой коммуникативной деятельностью, поскольку решающим моментом для обоих процессов является выделение объекта общения - другого человека как личности, как субъекта, как потенциального партнера по общению.

Г. М. Андреева выделила три аспекта общения:

  • Коммуникативность - обмен информацией и ее понимание. Причем средства связи делятся на:
  1. речь (лингвистическая);
  2. оптико-кинестетические (мимика, жесты, пантомимика);
  3. паралингвистический (качество голоса, его диапазон, тональность);
  4. пространственно-временные (расстояние, время);
  5. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи).
  • Восприятие - восприятие одним партнером по общению другого.
  • Интерактивность - взаимодействие партнеров по организации и осуществлению совместной деятельности, общение как сообщество, конкуренция, конфликт и т. д.

В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование отношений.

Общение, как социально-психологический феномен, представляет собой взаимодействие людей между собой, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией - мыслями, чувствами, намерениями для достижения общей цели. Психология общения (по мнению Л. И. Лисина) рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают что-то третье, представляющее отношения между ними. Отличительная черта общения: оба партнера активны во время него.

Совершенно особое место среди перечисленных работ занимает теория связи М. М. Бахтина. Он глубоко и последовательно раскрывает диалогическую сущность речевого общения, понимания. Единицей связи является, по его мнению, утверждение. Границей любого конкретного высказывания (его речевой длины) является смена речевых (говорящих) субъектов, то есть партнеров по диалогу. Между утверждениями (замечаниями) существуют конкретные отношения вопрос-ответ, утверждение-возражение, утверждение-согласие, исполнение заказа и т. д., Которые не могут быть грамматизированы и не изучены лингвистикой.

Б. Ф. Ломов выделяет следующие уровни общения:

  1. Макроуровень - общение человека с другими людьми в соответствии с сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет личную коммуникационную стратегию на всю жизнь.
  2. Mesoscale - общение в значимой теме, одноразовое или многоразовое.
  3. Микроуровень - это простейший акт общения, элемент, клетка, которая лежит в основе других уровней общения.

В повседневной жизни человек учится общаться с детства и осваивает его различные типы в зависимости от среды, в которой он живет, от людей, с которыми он взаимодействует. Более того, это часто происходит спонтанно, во время накопления мирского опыта. Каждое сообщество людей имеет свои средства воздействия, которые используются в различных формах коллективной жизни. Это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказках, мифах, в изобразительном, театральном, музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Такие своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом для взаимного влияния людей друг на друга.

Человеческая проблема находится в центре внимания всех аспектов коммуникации. Чрезмерный энтузиазм в отношении только инструментальной стороны общения может выровнять человеческую сущность людей и привести к упрощенной интерпретации общения как информационно-коммуникационной деятельности, что абсолютно неприемлемо, поскольку в этом случае проблема человека как личности с его богатый и своеобразный внутренний мир выходит на первый план на фоне восприятия и понимания, а затем редко возвращается на свое место. Вот почему в неизбежном научно-аналитическом разделении коммуникации на коммуникативную сферу и сферу отношений важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, которая трансформирует себя и других в этом процессе. По этой причине общение по своему содержанию является наиболее сложным видом деятельности людей наряду с совместной работой, обучением и коллективной игрой.

Таким образом, коммуникация представляет собой сложный многоплановый процесс поддержания и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включая обмен информацией и разработку единой стратегии взаимодействия. В то же время общение действует как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки личности и ее взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, посредством которого общество влияет на нее.

Особенности общения детей дошкольного возраста

Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованию Л.И. Божовича, в котором она отметила, что существуют несколько последовательно встречающихся новообразований, характеризующих стадии центральной линии онтогенетического развития личности, ее реальных сторон. Эти новообразования возникают в результате активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своей позицией, образом жизни (кризисы 1 год, 3 года, 7 лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются и качественно изменяются в общении.

Одним из первых, кто разработал проблему генезиса общения, был английский психолог Дж. Боулби. Этот ученый и некоторые другие европейские психологи подчеркивали первостепенную важность отношений с матерью для правильного психического развития маленького ребенка. Отсутствие общения с ней угрожает жизни ребенка, мешает его физическому и психическому развитию. Отсутствие общения в раннем возрасте накладывает фатальный отпечаток на последующую судьбу индивида, определяя формирование у нее агрессивности, антисоциальных наклонностей и эмоциональной пустоты.

В начале 60-х годов в русской психологии развернулось широкое изучение генезиса общения. Психологи опираются на сильные традиции изучения взаимодействия детей с окружающими взрослыми, созданные в послереволюционные годы выдающимися российскими педиатрами, физиологами и дошкольниками. А. В. Запорожец предпринял правильное психологическое исследование генезиса общения у детей первых 7 лет жизни.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и окружающие его предметы, через речь и т. д., чтобы самостоятельно осознать суть окружающего нас мира - это невыполнимая задача для ребенка.

Собственно дошкольный возраст - от 3 до 7 лет - важный этап в становлении личности. Ребенок уже относительно независим, он знает, как много делать, и активно переходит от одного занятия к другому: изучает, рисует, строит, помогает старшим, играет с друзьями. Это значит, что у него есть много возможностей проверить, насколько он умел, осмелиться, как он может ладить со своими товарищами, чтобы узнать о своем бизнесе. Дошкольник, кроме того, тесно связан с окружающими его людьми - взрослыми, сверстниками. Благодаря этому у него есть опыт общения, который позволяет ему сравнивать себя со своими сверстниками, слышать мнение самого себя о родственниках и незнакомцах и узнавать себя согласно оценкам других.

Интерес к сверстникам появляется несколько позже, чем к взрослым. Общение ребенка со сверстниками развивается в различных ассоциациях. Группа детского сада - это первая социальная ассоциация детей, в которой она занимает другую позицию. В дошкольном возрасте проявляются различные отношения - дружба и конфликты, дети, которые испытывают трудности в общении, выделяются здесь. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, их оценивают не только деловые качества, но и личность.

Исследования М. И. Лисиной показали: в течение первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно меняются. Она назвала эти качественные шаги формами общения. Она обнаружила, что в течение первых семи лет жизни дети последовательно испытывают четыре формы общения со взрослыми:

Ситуационно-личностное общение ребенка со взрослым, или непосредственно эмоциональное, происходит через 2 месяца. (первая половина жизни) - «комплекс оживления» (концентрация, улыбка, выражение лица другого человека, вокализация и двигательное оживление). Основная фигура взрослая.

Ситуационно-деловая форма общения детей и взрослых (от 6 месяцев до 2 лет) представляет собой поток общения на фоне практической деятельности с таким взаимодействием. Их эпизоды становятся короткими, теряют свой доминирующий характер. Общение теперь включено в практическую деятельность малыша и как бы служит его «деловым интересам». Поэтому вторая форма называется «бизнес».

Внекогнитивная форма общения со взрослым. Такая форма общения может наблюдаться через 3-5 лет. Исследователь назвал это «теоретическим» сотрудничеством. Но календарные даты этого общения размыты. У детей с нарушением эмоционально-волевой сферы оно может появиться в 3 года и занимать доминирующее положение среди всех социальных контактов до поступления в школу. Но эта форма общения может отсутствовать. По мнению А. Г. Рузской, это связано с острой потребностью ребенка в уважении к старшим. Формирование некогнитивно-когнитивного общения имеет решающее значение в развитии психики дошкольника. Эта форма общения помогает детям неизмеримо расширить границы мира, доступного их знаниям, и позволяет им раскрыть взаимосвязанность явлений. Воспитатель должен обеспечить, чтобы духовные потребности ребенка были соблюдены. Пренебрежение детскими фантазиями и знаниями является наиболее неблагоприятным эффектом.

Неситуационно-личностная форма общения между детьми и взрослыми (6-7 лет) - имеет целью познать социальный, а не объективный мир, мир людей, а не вещи. Это высшая форма общения. Это связано с овладением ребенком системой человеческих отношений. Взрослый становится моделью, стандартом поведения, и общение с ним приобретает первостепенное значение. Разговоры носят теоретический, не ситуативный характер: споры, осуждения. Они ориентированы на социальную среду ребенка и имеют личную тему. Эта форма общения представляет собой высокий уровень коммуникативной активности. Поэтому он появляется в конце дошкольного возраста. Необходимы взаимопонимание и сочувствие. На формирование этой формы указывают такие признаки поведения, как активное желание ребенка вести беседы на личные темы, поддержка таких разговоров и тенденция обсуждать темы, связанные с отношениями между детьми.

Изменение форм общения связано с изменением содержания коммуникативной потребности детей в контактах со взрослыми: от потребности во внимании и доброжелательности для взрослых до необходимости делового сотрудничества, необходимости уважения к взрослому и для взаимопонимания и сочувствия в старшем дошкольном возрасте. Педагог должен учитывать уровень развития ребенка и определять доминирующую форму общения. Следует понимать, что у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы преобладают отрицательные эмоции (обиды) и более высокие формы общения могут не возникать. Поэтому он способствует психическому развитию ребенка, обеспечивая движение к новым формам общения.

Исследование коммуникации между детьми и сверстниками (Л. И. Лисина, А. Г. Рузская и др.) Показало, что реальная коммуникативная активность со сверстниками начинается в конце второго, в начале третьего года жизни. К четырем годам партнер становится более предпочтительным партнером. У детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы общение со сверстниками может произойти позже. Они часто не отождествляют себя с ними и относятся к ним как к игрушке (часто ошибочно принимают за «жестокость»).

Общение со сверстниками осуществляется в следующих формах:

  1. Эмоционально-практическое общение является простейшей формой коммуникативного взаимодействия (2-4 года жизни). Содержание потребности в общении - это стремление к соучастию в общем веселье: чтобы другой ребенок (дети) присоединился к совместным действиям (прыгать, бегать, ползать и т. д.) И усиливать общее веселье. Каждый участник взаимодействия заинтересован в привлечении внимания и оценке своих действий. Эта форма способствует развертыванию детской инициативы, расширению спектра эмоций - как положительных, так и отрицательных.
  2. Ситуационно-деловая форма общения детей и сверстников (от четырех до пяти лет). Эта форма общения между детьми и сверстниками наиболее характерна для дошкольного детства. Роль общения со сверстниками с 4 лет значительно возрастает. Ролевая игра становится коллективной. Требуется участие двух, трех и более детей. В ходе контактов в рамках ситуативно-деловой формы у детей возникает желание наладить деловое сотрудничество между собой. Детям с нарушением эмоционально-волевой сферы сложно наладить сотрудничество самостоятельно. Ребенок видит себя в своих сверстниках (по мнению М. И. Лисиной - феномен «невидимого зеркала»). Он видит в себе все позитивное. Педагогу нужно много усилий, такта, чтобы наладить сотрудничество в детских играх (в отличие от соучастия, что характерно для 1 формы общения). Отставание в развитии общения со сверстниками (в случае задержки в этой форме) оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Дети тяжело переживают свою пассивность, изоляцию, отторжение. Эта форма общения требует взрослого ухода за его развитием, особенно если оно задерживается.
  3. Неситуационная - деловая форма общения детей и сверстников (от шести до семи лет). Это наблюдается у немногих и часто отсутствует у детей с нарушением эмоционального и личностного развития. Основное желание некоторых дошкольников - это жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности - игре с правилами. Осознание детьми игр с правилами, «упражнений» во взаимоотношениях с другими людьми. В игре детей стремление к более сложным контактам - это жажда сотрудничества. Это сотрудничество носит практический бизнес характер.

Исследования, проведенные под руководством А. Г. Рузской в 1970–1980 гг., Выявили особенности общения со сверстниками, которые качественно отличают его от общения со взрослыми.

Первой и наиболее важной особенностью общения старших дошкольников является широкий спектр коммуникативных действий и их чрезвычайно широкий спектр. Именно в общении со сверстниками впервые появились такие сложные формы поведения: притворство, желание притворяться, выражать оскорбление, кокетство, фантазии и т. д.

Вторым поразительным отличием в общении со сверстниками является его чрезвычайно яркое эмоциональное богатство. Повышенная эмоциональность и рыхлость контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослым. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей эмоциональной ориентацией. В среднем дошкольники в три раза чаще одобряют сверстника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликт, чем при общении со взрослым.

Третьей особенностью контактов детей является их нестандартный и нерегулируемый характер.

Еще одной отличительной чертой общения между сверстниками является преобладание инициативных действий над ответными. Это особенно очевидно в неспособности продолжать и развивать диалог, который прерывается из-за отсутствия ответной активности партнера. Эти особенности отражают специфику контактов детей на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание детского общения значительно варьируется от трех до шести до семи лет.

Таким образом, общение детей со сверстниками в дошкольном возрасте происходит в самых разных формах. Педагог должен не только определять подходящую форму общения у детей с отклонениями в эмоциональном и личностном развитии, но и устанавливать коммуникативное взаимодействие со сверстниками, организовывать его, контролировать поведенческие реакции во время общения и переводить детей на более высокий уровень общения со сверстниками. Социальное взаимодействие является самым сложным. Педагог организует общение детей, совместную предметную деятельность, дает образцы социальных контактов, устраняет конфликты детей.

В ходе различных исследований влияния общения на развитие ребенка можно сделать следующие выводы. Общение со взрослыми влияет на развитие ребенка на всех этапах раннего и дошкольного детства. Нет оснований утверждать, что с возрастом ребенка роль общения возрастает или уменьшается. Правильнее будет сказать, что его значение становится все более сложным и глубоким по мере обогащения духовной жизни ребенка, расширения его связей с миром и появления его новых способностей. Основным и, пожалуй, самым ярким влиянием общения является его способность ускорять развитие детей.

Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, разрабатывается ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Ролевая игра является ведущей деятельностью в этот период. Дети начинают играть отношения взрослых, и для них очень важно сотрудничать друг с другом, устанавливать и играть роли, нормы и правила поведения, но взрослый по-прежнему является регулятором игры. Переход от соучастия к сотрудничеству представляет собой значительный прогресс в области коммуникативной деятельности со сверстниками.

В рамках ситуационно-делового общения ребенок с нетерпением стремится стать объектом интереса в оценке своих товарищей. Он чутко улавливает в своих взглядах и выражениях лица признаки самоотношения, забывая о друге. Позже ребенок начинает видеть и сверстничать характеристики, фиксируя, однако, в основном негативные проявления. Ребенок стремится утвердиться в своих лучших качествах, необходимо признание и уважение того же возраста.

В возрасте 5-7 лет у детей наблюдается другая форма общения со взрослыми - вне ситуативно-личностная. Разговоры ребенка и взрослого сосредоточены на мире взрослых, для дошкольника важно знать «как», он ищет взаимопонимания и сопереживания со старшими. Благодаря взрослому нравственные законы выучены, ребенок оценивает свои действия и действия окружающих. Родители выступают за него как модель поведения.

В возрасте 6-7 лет ребенок начинает ощущать себя социальным индивидом, и ему нужна новая жизненная позиция и социально значимая активность, которая обеспечивает эту позицию. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет не ситуативно-деловую форму. Основное желание некоторых дошкольников - это жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности - игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, действий и их последствий, развитию добровольного, волевого поведения, что является предпосылкой для последующего обучения и работы.

Особенности организации игр в условиях дошкольного образовательного учреждения

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и общение становится ее неотъемлемой частью. В этом возрасте приобретается тот сравнительно стабильный внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне устоявшейся, но способной к дальнейшему развитию.

Л.С. Выготский отметил, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и работа образуют два основных канала, по которым протекает деятельность дошкольников. Он увидел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшим потенциалом для формирования детского общества. Именно в игре социальная жизнь детей наиболее активна; он, как никакой другой вид деятельности, позволяет детям на самых ранних этапах развития создавать любительскими средствами определенные формы общения. В игре, как и в ведущем виде деятельности, психические процессы активно формируются или перестраиваются, от самых простых до самых сложных. 

Д. Б. Эльконин в своей работе выражает идею внутреннего родства всех видов игр, авторская четкая научная позиция по социальному происхождению и содержанию ролевой игры ребенка привлекает внимание. Важные научные достижения включают в себя выявление условий возникновения ролевой игры в онтогенезе, выявление основного блока игры, выявление внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка и т. д.

Этому способствуют игры и различные виды производственной деятельности (дизайн, лепка, рисование и т. д.), а также начальные формы трудовой и воспитательной деятельности.

Благодаря игре личность ребенка улучшается:

  1. Развивается мотивационно-требовательная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы становятся для ребенка более важными, чем личные (происходит подчинение мотивов).
  2. Когнитивно-эмоциональный эгоцентризм преодолевается: ребенок берет на себя роль персонажа, героя и т. д., Учитывает особенности своего поведения, свою позицию. Ребенок должен координировать свои действия с действиями персонажа - партнера по игре. Это помогает ориентироваться в отношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.
  3. Развивается произвольность поведения: играя роль, ребенок стремится приблизить ее к стандарту. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений между людьми в социальном мире, дошкольник подчиняет свои желания, побуждения и поступки в соответствии с социальными закономерностями. Это помогает ребенку понимать и учитывать нормы и правила поведения.
  4. Развиваются умственные действия: формируется план идей, развиваются способности и творческие способности ребенка.

Формирование сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, четко - эффективной форме неизмеримо более широкую сферу реальности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят работу и жизнь окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними.

С точки зрения Д. Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, то есть проистекает из условий жизни ребенка в обществе».

Социальная обусловленность ролевой игры осуществляется в двух планах:

  1. Социальность мотивов;
  2. Социальная структура.

Дошкольник не может по-настоящему участвовать в производственной деятельности взрослых, что создает для ребенка потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится для него возможным благодаря игровым занятиям.

В игре создается воображаемая ситуация, используются игрушки, которые копируют реальные объекты, а затем заменяют объекты, которые благодаря своим функциональным возможностям позволяют заменять реальные объекты. Ведь главное для ребенка - действовать с ними, воссоздавать отношения взрослых: все это знакомит дошкольника с общественной жизнью, дает возможность стать ее частью.

Социальная структура и способы существования игровой деятельности впервые были отмечены Л. С. Выготским, который подчеркнул посредническую роль речевых знаков в игре, их значение для конкретно психических функций человека - речевого мышления, произвольной регуляции действий и т. д.

Ребенок - дошкольник, входящий в группу сверстников, уже обладает определенным запасом правил, поведенческих моделей, некоторых моральных ценностей, которые развились с ним благодаря влиянию взрослых и родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимает их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это передается игровой деятельности, общению со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

Содержание, сюжет игры, предпочитаемый ребенком, особенности его речи, предположительно устанавливают тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и взаимоотношения.

В условиях игривого и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к различным конкретным ситуациям. В игровой активности детей постоянно возникают ситуации, требующие координации действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам в игре, умения отказаться от личных желаний для достижения общей цели. В этих ситуациях дети не всегда находят правильное поведение. Часто между ними возникают конфликты, когда каждый защищает свои права независимо от прав своих сверстников. Глубина и продолжительность конфликтов среди дошкольников во многом зависит от моделей семейного общения, которые они изучили.

В группе сверстников постепенно развивается общественное мнение, взаимная оценка детей, что существенно влияет на развитие личности ребенка. Особенно важна оценка группой сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок часто старается воздерживаться от действий, вызывающих неодобрение сверстников, стремится заслужить их позитивное отношение.

Каждый ребенок занимает определенную позицию в группе, которая выражается в том, как сверстники относятся к нему. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми и т. д.

Сверстники объединяются в игре, принимая во внимание личные отношения и симпатии, однако иногда непопулярный ребенок попадает в игровую группу на роли, которые никто не хочет играть.

Действия и отношения, которые играют дети в соответствии со своими ролями, позволяют им лучше ознакомиться с определенными мотивами поведения, действий, чувств взрослых, но еще не обеспечивают их усвоение детьми. Игра обучает детей не только сюжетной стороной, тем, что в ней изображено. В процессе развития реальных отношений об игре - при обсуждении контента, распределения ролей, игрового материала - дети учатся реально учитывать интересы друга, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело , Как показали исследования С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюка, отношения в отношении игры способствуют развитию нравственных мотивов поведения у детей и появлению «внутреннего этического авторитета».

Особое значение для развития личности ребенка, для овладения элементарными моральными нормами имеют отношения к игре, поскольку именно здесь формируются и действительно проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития. дошкольника, сформировать умение общаться в одноранговой команде.

Бесплатная ролевая игра - самое привлекательное занятие для детей. Это связано с тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее чувство свободы, подчиненность вещам, действиям, отношениям - все, что сложно в практической продуктивной деятельности. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой ролевой игры - действия в воображаемой, условной ситуации. Ролевая игра не требует от ребенка реального, осязаемого продукта, в нем все «как будто», «выдумка».

Игра, как и любая другая деятельность, не возникает самопроизвольно, а передается людьми, которые ею уже владеют - «умеют играть».

Как игра передается ребенку? Оказывается, как отмечает Н. А. Коротков, он овладевает им, словно втягиваясь в мир игры, в мир людей, играющих. Естественно, такое «опровержение» происходит, когда ребенок входит в группу разных возрастов, включая несколько поколений детей. В такой группе ролевая игра «живет» во всей ее полноте и полноте: каждый раз, разрабатывая конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные методы построения игры, а младшие связываются на доступном для них уровне. проникнуты его духом в целом (в таких ситуациях нет особой задачи побуждения к игре). Постепенно дети накапливают игровой опыт как с точки зрения игровых навыков, так и с точки зрения конкретных тем, взрослея, они сами становятся «носителями» игры, передавая ее другому поколению детей. 

Первый принцип организации ролевой игры: чтобы дети освоили игровые действия, педагог должен с ними поиграть.

Чрезвычайно важным моментом, который во многом определяет успех «вовлечения» детей в игру, является сама природа поведения взрослых. Дело в том, что учитель, общаясь с детьми в классе, занимает должность учителя, то есть требует, устанавливает, оценивает и даже наказывает. Конечно, такая позиция необходима для реализации образовательного процесса. Однако в совместной игре с детьми необходимо изменить такую ​​позицию на позицию «игрового партнера», при которой ребенок будет чувствовать себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, почувствовать Сам по себе из оценок: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми будет настоящей игрой только в том случае, если ребенок не чувствует морального превосходства педагога, которому он должен подчиняться, а только превосходство партнера, который умеет играть. Эта позиция взрослого является гарантией подстрекательства ребенка к сюжетной ролевой игре в целом и его интереса к любой теме.

Однако педагог не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи игровых навыков, как это имеет место в группе разных возрастов. За формирование игровых навыков Н.Я. Михайленко предлагает использовать другой путь, более экономичный и прямо противоположный механизму естественной передачи. Не ждите, пока дети обобщат определенный, постепенно накапливающийся игровой опыт, а постройте игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу же столкнулись с необходимостью использовать новый, более сложный способ создания игры. Сначала дети как бы «открывают» новый метод в «чистой» форме в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

Если вы строите совместную игру таким образом, то вы можете очень быстро и экономно с точки зрения затрат усилий и времени учителя сформировать у детей игровые навыки, соответствующие их возрастным возможностям.

Из этого выделяется второй принцип организации ролевой игры: педагог должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру так, чтобы дети сразу «открывались» и изучали новое, более сложный способ построить его.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенок должен понимать смысл действий партнера и быть понятым. Взрослый, играющий с ребенком, должен объяснить игровые действия и стимулировать ребенка к этому. Тем не менее, чтобы он мог обратиться к своему ровеснику по собственной инициативе, взрослый должен как можно скорее сориентировать его на ровесника, вовлекая в игру нескольких детей.

У детей желание совместных действий проявляется очень рано, поэтому с раннего возраста их можно научить участвовать в игровом взаимодействии. В то же время, объяснение ваших игровых планов и согласование их во время игры не является легкой задачей для детей. Поэтому ролевая игра сама по себе может быть развернута только в небольших группах детей.

Это подразумевает третий принцип организации ролевой игры: педагог должен одновременно ориентировать ребенка как при выполнении игрового действия, так и при объяснении его значения партнерам - взрослому или сверстнику.

При формировании игровых навыков у детей сюжет является средством поддержки, на которое воспитатель ссылается в своих действиях. На этапе формирования ролевого поведения поддержка педагога превращается в многосимвольный сюжет как систему взаимосвязанных персонажей (ролей), которая развивается посредством взаимодействия одного персонажа с другим, путем введения новых персонажей. На этапе формирования навыков построения новых историй учителю в совместной игре с детьми необходимо развернуть мульти-темные истории, включающие в себя комбинацию различных событий.

Сформулированные принципы организации ролевой игры направлены на формирование у детей игровых приемов и навыков, которые позволят им развернуть самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии со своими собственными желаниями и интересами.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать в себя моменты формирования игровых навыков в совместной игре учителя с детьми и создания условий для самостоятельной игры детей. Но с возрастом вы должны изменить форму игры вместе со взрослым, увеличив долю самостоятельной игры.

Ведя игру, учитель всегда должен помнить, что необходимо развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость от игры. Любое принуждение должно быть исключено из методов руководства и организации игры, никогда не фантазировать для ребенка, никогда не изобретать игру для него. Необходимо очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мыслей и фантазий. Только с таким руководством игровое творчество развивается успешно.

Чтобы найти способ повлиять на детскую игру, нужно ее понять, уметь наблюдать за играющими детьми. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в единый педагогический процесс.

Для воспитателя детского сада важно помнить, что при организации и проведении коллективных ролевых игр особое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку ребенок становится индивидуумом в старшем дошкольном возрасте. А это требует от учителя тонкого понимания проявления характера ребенка, его интересов и способностей. Поэтому поддержка, развитие и разработка всего наилучшего, что может иметь ребенок, является необходимым условием для воспитания нравственных качеств и отношений в ролевой игре.

Отечественные психологи понимают общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на координацию и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего результата. Общение - это не простое действие, а просто взаимодействие: оно осуществляется между участниками, каждый из которых является носителем деятельности и принимает это на себя в своих партнерах.

Коммуникация - сложный многогранный процесс. Общение является формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению ментального контакта. Психический контакт обеспечивает взаимный обмен эмоциями в общении.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает существенное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся общаться друг с другом, умение подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию добровольного поведения ребенка. Механизм контроля поведения, подчинения правилам развивается именно в ролевой игре, а затем проявляется в других видах деятельности (например, в образовательной). В разработанной ролевой игре со сложными сюжетами и ролями, которые создают широкие возможности для импровизации, у детей творческое воображение. Игра способствует формированию у ребенка произвольной памяти, внимания и мышления. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие критерии развития общения детей дошкольного возраста:

  1. сосредоточиться на сверстнике, чтобы вовлечь его в процесс общения;
  2. потенциальная способность получать информацию о целях сверстников;
  3. Коммуникативные действия должны быть доступны для понимания равноправного партнера и способны спровоцировать его согласие на достижение цели.

И мы также определили принципы организации ролевой игры, направленной на формирование у детей способов и навыков, которые позволят им развернуть независимую игру в соответствии со своими собственными желаниями и интересами:

  1. Чтобы дети освоили игровые действия, учитель должен играть с ними;
  2. Учитель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждой возрастной стадии разверните игру так, чтобы дети немедленно «открылись» и выучили новый, более сложный способ ее построения;
  3. При формировании игровых навыков педагог должен одновременно ориентировать ребенка, как на выполнение игрового действия, так и на объяснение его значения партнерам - взрослому или ровеснику.

Методология и экспериментальный дизайн для изучения общения детей старшего дошкольного возраста

Организация экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №74 г. Иркутска.

Количество 15 человек, в том числе 7 мальчиков и 8 девочек в возрасте 5-6 лет, с нормальным развитием. Дети хорошо знают друг друга, детский сад, его сотрудников, которые имеют к ним непосредственное отношение.

На основании выбранных критериев общения мы определили следующие уровни общения.

Дошкольники, владеющие различными коммуникативными действиями, относятся к высокому уровню, их общение со сверстниками и взрослыми наполнено ярким эмоциональным богатством, нестандартными и нерегулируемыми средствами общения.

Средний уровень включает детей, испытывающих трудности в общении со взрослыми и сверстниками, их общение не очень эмоциональное, у них стандартные средства общения.

Низкий уровень общения включает в себя пассивных, закрытых, недружелюбных детей, которые не знают, как правильно выразить свои чувства.

Для определения уровня коммуникативных навыков у детей старшей группы мы определили следующие методы.

Детский мониторинг

Цель: выявить уровень развития общения со сверстниками.

Процедура: Наблюдение проводилось в повседневной жизни детей. Мы обратили внимание на:

индивидуальные особенности детей;

умение и необходимость общения друг с другом, несмотря на разницу в желаниях и способностях;

сотрудничество и сочувствие, умение проявлять заботу и внимание в отношениях друг с другом;

умение высказывать свое мнение о друзьях, отмечая их хорошие и плохие поступки; приносить радость другим.

Метод М.И. Лисина

Цель: определить ведущую форму общения между детьми и взрослыми, определить уровень развития общения со сверстниками.

Процедура: методика включает три ситуации общения со взрослыми, каждая из которых представляет собой модель определенной формы. Учитель отводит ребенка в комнату, где на столе лежат игрушки и книги, и спрашивает, что он хотел бы: поиграть с игрушками (я в ситуации); прочитать книгу (ситуация II) или поговорить (ситуация III). Затем учитель организует занятия, которые предпочитает ребенок. После этого ребенку предлагается выбор одного из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок не может сделать выбор самостоятельно, учитель предлагает сыграть последовательно, затем прочитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 минут. Во время экзамена при выборе каждой новой ситуации учитель заполняет отдельный индивидуальный протокол для ребенка. При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах.

На основе сравнения показателей поведения ребенка в каждой ситуации делается вывод о предпочтении той или иной формы и уровне развития в целом. При диагностировании следует помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, взаимность; В общении оба партнера активны и настроены друг на друга. Таким образом, ситуация со связью не может быть полностью стандартизирована. Важно учитывать две его стороны - активность (желание привлечь внимание, предложить что-то) и чувствительность к партнеру (интерес к его словам, отклик на его инициативу, зрительный контакт и т. д.).

Техника «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова, Е.А. Калякина)

Цель: выявить коммуникативные компетенции ребенка в общении со сверстниками, выявить уровень развития общения со сверстниками.

Процедура Для выявления коммуникативной компетенции ребенка в общении со сверстниками использовалась методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Стимульным материалом этой техники является картина, изображающая конфликтные проблемные ситуации, знакомые ребенку. В каждом изображенном сюжете есть один «страдающий» или обиженный персонаж (они не принимают игру, они ломают здание, они забирают игрушку и т. д.). Ребенку предлагается рассказать, что он видит на картинке, и найти выход из этой ситуации с точки зрения обиженного ребенка («Что бы вы сделали на месте этой девочки (или мальчика)?»). Понимание изображенных событий и характера предлагаемого решения проблемы является показателем социальной компетентности. 

Анализ результатов экспериментальной работы

Анализ выполненных методов показал, что в естественных условиях в классе и в повседневной жизни в старшем дошкольном возрасте общение между детьми, когда они совместно выполняют задачи, является важным фактором, влияющим на «движение» мотива от ребенка к ребенку.

В ходе наблюдения за детьми нам удалось выяснить, что в группе появляются разные отношения - дружба и конфликты, есть дети, которым трудно общаться. Конфликтные ситуации возникают из-за неспособности правильно выразить свои чувства, ограничения, неловкость или неадекватность лицево-жестовой речи мешают детям общаться друг с другом. Непонимание партнера по общению приводит к враждебности, отчужденности.

Результаты показали, что с точки зрения общения со взрослыми дети в целом находятся в пределах возрастной нормы. В большинстве из них преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослыми (54%), то есть их интересы ограничены играми и предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации. Однако многие снизили инициативу в общении - познавательные интересы недостаточно развиты. Желание слушать, узнавать новую информацию, отвечать на вопросы взрослых, не задавая своих собственных преобладает. Ключевой и ведущей фигурой в таком когнитивном общении остается взрослый, а ребенок предпочитает следовать его советам и указаниям. Неспособность и нежелание обсуждать познавательные темы в этом возрасте указывают на отставание в развитии общения в этой части детей. Небольшая часть обследованных детей (33%) показала высокий уровень развития общения со взрослыми.

Более тревожные данные были получены о коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Как отмечалось выше, старший дошкольный возраст - это возраст наиболее интенсивного общения детей, когда закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, позволяющие выстраивать отношения со сверстниками и самостоятельно решать проблемы. Однако, по нашим данным, 47% детей не имеют таких способностей и демонстрируют полную беспомощность в общении со сверстниками. Они не могут найти решение даже самых типичных трудностей в общении с партнерами. Ответы типа «Я не знаю», «Я заплачу», «Позвони маме», которые составили большинство заявлений детей, указывают на явно недостаточную социальную компетентность и беспомощность детей в отношениях со сверстниками. Большинство независимых решений, предложенных детьми, были явно агрессивными. Ответы типа «Удар», «Стукну» были найдены в 27% случаев. Эти ответы предполагают, что агрессивность становится нормой для значительной части детей дошкольного возраста. Это довольно опасная тенденция, которая должна вызывать тревогу.

И только около 20% детей нашли достаточно высокую социальную компетентность и смогли найти конструктивные и независимые решения проблемных ситуаций.

Эти исследования показали, что у детей дошкольного возраста преобладает средний уровень общения.

Дети с адекватной самооценкой и благоприятными семейными отношениями имеют высокий и средний уровень общения.

Дети с низкой самооценкой и неблагоприятными семейными отношениями имеют низкий уровень общения.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости работы по формированию положительных коммуникативных навыков. Была отобрана группа из 5 детей для дальнейших исследований, направленных на развитие коммуникативных навыков в ролевой игре.

Для этого мы использовали серию занятий, призванных дать детям представление:

  • наличие и значимость индивидуальных особенностей своих сверстников; о способности и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу в желаниях и возможностях; о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг с другом; о способности выражать свое мнение о друзьях, отмечая их хорошие и плохие поступки;
  • о нравственном поведении, которое необходимо в отношениях между взрослыми; о добре и зле в поведении других; о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, заботы о них.
  • о различных формах вежливого общения между людьми, о правилах этикета.

Темы занятий: «Как мы видим друг друга», «Этот странный взрослый мир», «Культура общения».

В содержание занятий вошли игры и игровые упражнения, направленные на:

  • закрепление навыков невербального общения: «Угадай», «Назад друг к другу», «Скульптура», «Что не так», «Болезнь куклы»;
  • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Обязательная нить», «Снежок», «Паровой двигатель», «Комплимент»;
  • развитие навыков, направленных на распознавание чувств: «Море волнуется».
  • развитие умения общаться без слов: «Сквозь стекло»;
  • гармонизация осознания имени: «Как нас можно назвать по-разному»;
  • своевременное использование слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие способности понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения слушать собеседника: «Испорченный телефон».

Ведутся беседы о ранее прочитанных сказках и рассказах: русские народные сказки «Гуси - лебеди», «Царевна-лягушка», немецкая сказка «Кукушка», «Волшебное слово» В. Осевой; «Как слон спас любовницу от тигра» Б. Житков; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Винни-Пух» А. Миллер.

Мы потеряли ситуации, которые позволяют детям не только говорить о конкретной проблеме, но и эмоционально переживать ее.

Ситуации направлены на:

  • закрепление умения установить контакт с собеседником (зрительный контакт);
  • справление использования формул речевого этикета (утренние поздравления, прощание и т. д.);
  • передача персонажа, изображенного персонажем (хитрый, злой, добрый) с помощью голоса и движений;
  • выражение сочувствия и сочувствия взрослым (матери), маленьким детям.

Мы организовали серию ролевых игр, направленных на закрепление приобретенных положительных навыков и умений устанавливать контакт, использовать формулы речевого этикета. Сначала мы пригласили детей поиграть в игру «Гости».

Цели:

  • Развить умение вступать в процесс общения.
  • Научить использовать свои индивидуальные способности в решении совместных проблем.
  • Формировать умение согласовывать свои желания с партнерами по общению.

Изначально мы ставили перед собой цель: научить детей координировать действия друг друга (соглашаться), понимать и уважать товарищей по команде, поэтому мы выбрали более простую и понятную игру для дошкольников. Сначала мы давали инструкции, потом разделили ребят на роли, мы взяли на себя самое главное. В ходе игры были разъяснены цели каждого персонажа.

Потеряв эту ситуацию, они пришли к выводу, что дети до сих пор не знают, как сговориться, не всегда понимают друг друга (в частности, Лена К., Александра П., Сева К.). В результате сильный, смелый ребенок подавляет другие, хотя, возможно, воображение их не беднее.

Целью игры в магазине игрушек было:

  1. Развить способность выполнять различные роли.
  2. Научить оценивать эмоциональное поведение партнеров по общению.

Сначала вместе с детьми роли были согласованы. Роль продавца была отдана более активному и смелому ребенку, это была Александра. Наблюдая за игровыми событиями, мы заметили, что дети более последовательно выполняли определенные действия, в отличие от первого урока. Ребята были заинтересованы в игре, эмоционально. Потеряв эту ситуацию, мы решили сменить парни на роли, а именно на главную роль продавца, чтобы занять пассивного ребенка Ваню П., но в группе произошла ссора. Объяснив ребятам, что все должны уважать своих товарищей и дать возможность проявить себя, мы продолжили игру, которая благополучно закончилась.

Проанализировав предыдущие занятия, мы решили взять игру «Три подружки», которая помогла нам выявить детей с проблемами общения.

Цели:

  1. Развить умение проявлять чувствительность, сочувствие, заботу о общении с партнерами;
  2. Научить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.

Дети слушали рассказ, распределяли роли друг другу и играли ситуацию.

Наблюдая за игрой, мы заметили, что дети чувствовали себя увереннее и надежнее. Они регулировали свое поведение, считали поступки и слова, сдерживали движения.

Они интересовались игрой, поддерживали друг друга, охотно менялись ролями.

Лена К. и Сева К., по сравнению с предыдущими классами, показали себя с лучшей стороны: они стали прислушиваться к своим товарищам в игре, а именно координировать действия друг друга (согласиться).

В заключение и для закрепления развития коммуникативных навыков, нравственных привычек и принципов мы использовали игру «Встреча сказочных героев».

Цели:

  1. Развивайте умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.
  2. Научиться оценивать результаты совместного общения.
  3. Формировать новый опыт в отношениях между детьми.

Дети сели в кружок и открыли встречу сказочных героев. Дети выбрали тему для разговора (отношения героев). Некоторым детям сложно определить свой характер. Например, Саше К. было трудно играть роль маленького мальчика. Сначала он был в конфликте со своими друзьями, но затем он понял, что он был хорошим персонажем в этой игре, и исправил свои ошибки. А Никита Михайлович, сыгравший роль «Волшебника», проявил себя в этой игре с неожиданной стороны, оказалось, что он оказывает довольно большое влияние на ребят. Детям настолько понравились их новые образы, что они придумали еще одну сказку для своих героев и сыграли ее. После игры у нас была дискуссия.

Мы задавали такие вопросы, как: Опишите свои чувства в новой роли. Что мешало сохранению определенного стиля поведения? Можете ли вы вести себя как герой в реальной жизни? Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Во время игровых занятий за детьми наблюдали, в результате чего возрос интерес детей, позитивное отношение к сотрудничеству.

При анализе результатов работы, выполненной на этапе формирующего эксперимента, особое внимание следует уделить изменениям, произошедшим как с общим эмоциональным состоянием испытуемых, так и с группой в целом, которая перешла на качественно новый уровень. Возросла инициатива и активность ребят в совместной деятельности. С помощью ролевых игр у детей в группе установились отношения. Мы провели детальное исследование и сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента, обобщая и систематизируя данные, полученные на этапе контрольного эксперимента.

Целью контрольного эксперимента было обобщение и сравнительный анализ результатов, полученных на этапах уточняющего и формирующего эксперимента, а также составление и систематизация выводов и заключений.

Контрольный эксперимент состоял из нескольких этапов:

  1. Наблюдение за самостоятельным сюжетом и ролевой игрой старших дошкольников.
  2. Выявление коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками.

Для закрепления коммуникативных навыков, умения координировать свои действия друг с другом мы использовали игру «На приеме у доктора Пилюлькина».

Цели:

  1. Развить способность проявлять чувствительность, отзывчивость, сочувствие.
  2. Научить помогать и поддерживать товарищей.
  3. Формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных проблем.
  4. Научить выполнять различные роли.

На этот раз мы только объяснили правила и ход игры и не вмешивались в развитие действий.

Дети, которые ранее не проявили свою фантазию, креативность (Саша К., Лена К., Ваня П.), вышли на качественно новый уровень в этой игре, а именно изменили сюжет игры, придумали что-то новое, совместно и Более точно определенная цель, наметили общий план, последовательность действий, в ходе игры появились новые идеи, возникли новые образы. Развитие игрового творчества также отразилось на том, как различные жизненные впечатления были объединены в содержании игры.

Наблюдая за поведением ребят в независимой игре, мы отметили, что предыдущие игры и упражнения были полезны: ребята научились понимать друг друга, прислушиваться к мнению других, координировать свои действия. Группа стала более дружной и сплоченной, коммуникационные барьеры уменьшились, эмоциональный фон и атмосфера в команде улучшились.

На контрольной стадии экспериментальной работы нами была проведена повторная проверка коммуникативной активности старших школьников с использованием методики, использованной при обследовании на диагностической стадии.

Контрольное обследование уровня развития коммуникативной активности показало, что:

  • низкий уровень развития коммуникативных навыков был выявлен у одного ребенка экспериментальной группы - 7%;
  • средний уровень развития коммуникативных навыков выявлен у 10 детей, что составило 67%;
  • высокий уровень развития выявлен у 4 детей - 27%.

Сравнительный количественный анализ результатов проверки коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на диагностическом и контрольном этапах экспериментальной работы свидетельствует о значительном повышении уровня развития коммуникативных навыков у сверстников экспериментальных детей. В то время как на этапе диагностики у большинства студентов был средний и низкий уровень развития коммуникативных навыков, контрольное обследование показало повышение уровня развития коммуникативных навыков у сверстников и взрослых.

Мы экспериментально доказали эффективность экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе управления ролевыми играми и творческими игровыми ситуациями.

Анализ исследования показал, что ролевые игры и игровые ситуации могут стать основой для формирования позитивных коммуникативных навыков у ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть ненавязчивое и непринужденное участие учителя в игре - обязательное условие корректирующей работы.

Вывод:

Подводя итоги нашего теоретического анализа научной литературы по теме исследования, целесообразно отметить, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, а также эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных и волевые качества. В игре осознается необходимость воздействия на мир, формируются другие виды деятельности, которые затем приобретают самостоятельное значение, начинают развиваться добровольное внимание, добровольная память, воображение и рефлексивное мышление.

Мы рассмотрели основные проблемы общения старших дошкольников со взрослыми и сверстниками. Основной коммуникативной потребностью дошкольника является необходимость соучастия сверстников. Значительно трансформируется характер взаимодействия со сверстниками и, соответственно, процесс познания того же возраста.

В процессе выявления причин коммуникативных трудностей старших дошкольников мы подробно изучили понятия общения, виды общения, основные средства общения, их структуру.

В результате изучения игры как ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте следует отметить, что в ролевой игре дети отражают окружающее их разнообразие. Реальность, отраженная в детских играх, становится сюжетом ролевой игры.

Мы также рассмотрели структуру и сущность ролевой игры, игры как средства развития коммуникативной культуры в данном возрасте. В игре есть два типа отношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения с точки зрения сюжета и роли, реальные отношения - это отношения детей как товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети изучают язык общения, взаимопонимания, взаимопомощи, учатся подчинять действия действиям других игроков.

Мы изучили принципы организации ролевой игры, среди которых мы определили: 1) педагог должен играть с детьми 2) педагог должен играть с детьми на протяжении всего детства 3) педагог должен ориентировать детей на игру игра.

В процессе нашей практической деятельности на этапе констатирующего эксперимента были выявлены низкий уровень инициативности и активности ребят в игровой деятельности, общее эмоциональное напряжение и нестабильность.

Выводы и выводы, подтверждающие наше предположение, были сформулированы на основе данных, полученных в результате наблюдений и методов диагностики.

Особое внимание следует уделить формированию и развитию коммуникативных коммуникативных навыков, позволяющих дошкольнику осознать свою потребность в общении со сверстниками, взрослыми; и модель поведения, которую ребенок будет активно использовать на протяжении всей своей жизни, будет зависеть от качества и уровня этой реализации в будущем.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе детского психолога, педагогов и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут помочь устранить коммуникационные барьеры.

Наши цели и задачи исследования выполнены и решены.