Развитие предпринимательства

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема выбора и способы максимизации полезности
Экономические реформы в России
Оценка тенденций спроса и анализа потребительского поведения на рынке хлебобулочных изделий
Рынок и полезность


Введение:

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.

Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Исследование истории русского и российского предпринимательства его культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи с реформированием экономики современной России и развитием предпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и последствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на общество.

Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений - это фактор, который самым наглядным образом отражается в развитии предпринимательства. Российская экономическая среда, имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях открытого рынка.

В последнее время при проведении экономических преобразований все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского общества, но даже и современная психология общественного сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим.

Предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определении ее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.

В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время можно выделить две главные тенденции:

  • Преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах;
  • Возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.

Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под которой понимается общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов.

Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск - предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики.

В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно, что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего функционирования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что предпринимательство как явление, которое является двигателем производства, является основой для выхода стран из мирового финансового кризиса. Поэтому нужно особо подходить к правовым и экономическим вопросам организации предпринимательской деятельности, а в особенности - к ее реформированию.

Объектом исследования данной работы является предпринимательская деятельность в России.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в сфере осуществления предпринимательской деятельности между различными субъектами экономики.

Целью данной работы служит изучение теоретических и практических аспектов развития предпринимательской деятельности и влияния на него государственного экономического реформирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • Рассмотреть сущность экономических реформ в области предпринимательства, проанализировать их;
  • Рассмотреть историческое развитие отечественного предпринимательства;
  • Охарактеризовать текущую ситуацию в области реформирования предпринимательства;
  • Проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства.

Сущность экономических реформ

История российского предпринимательства самым тесным образом связана с историей государства и насчитывает более тысячи лет. Однако, систематическое научное осмысление места и роли предпринимателя в России началось сравнительно недавно, только на рубеже XIX--XX вв. При этом необходимо иметь в виду, что в годы советской власти история предпринимательства как научная и учебная дисциплина практически не изучалась, а немногочисленные исследования, посвященные отдельным аспектам деловой активности, рассматривали предпринимателя в основном как явление чуждое социализму. И лишь со второй половины 80-х гг. XX в. история российского предпринимательства становится предметом научных изысканий и учебной дисциплиной, которая преподается в ряде экономических вузов страны.

Тем не менее, и сегодня многие важные теоретические вопросы становления и развития российского предпринимательства, прежде всего его периодизация, остаются практически не изученными. И все же нельзя сказать, что затронутая проблема в той или иной форме не отражается в работах, посвященных предпринимательству или экономической истории России. Можно сказать, что в каждой подобной работе вопросы периодизации присутствуют, но это делается, как правило, только на уровне перечисления тем без какого-либо серьезного обоснования. Такой подход, в свою очередь, приводит к тому, что в различных исследованиях, претендующих на исчерпывающее рассмотрение проблемы предпринимательства, она представлена в разных хронологических рамках, одни исторические периоды существенно расширяются пли произвольно укрупняются, а другие просто исчезают из поля зрения авторов.

В целом можно выделить следующие этапы развития российского предпринимательства, начиная со времен Киевской Руси и заканчивая в современным временем. 

Первый этап в становлении предпринимательства охватывает Древнюю Русь и распадается на два относительно самостоятельных периода. Это период Киевской Руси, т.е. период, когда у восточных славян появляется собственное государство (IX-XII вв.), и период феодальной раздробленности на Руси, хронологически продолжавшийся с XII в. до конца XIV в. В контексте развития предпринимательства на данном этапе можно говорить о том, что оно существовало преимущественно как торговое предпринимательство, а само государство, по существу, выступало в качестве транзитного государства, контролировавшего важные международные торговые маршруты, получившие в истории названия «Великий путь из варяг в греки и «Великий Волжский путь». Если в первом периоде именно транзитная торговля являлась основным двигателем предпринимательства, то в период феодальной раздробленности можно говорить о начале формирования внутренней межобластной торговли, причем это характерно как для домонгольского, так монгольского периода феодальной раздробленности на Руси.

Второй этап можно условно назвать - Московская Русь (вторая половина XIV--XVII в.), поскольку на этом этапе шел процесс укрепления прежде всего Московского царства и формировался новый тип государственного устройства, что самым непосредственным образом отразилось на предпринимательской активности.

С точки зрения истории предпринимательства Московской Руси выделяются три периода. Это период становления Московского царства (вторая половина XIV - конец XV в.), период укрепления (XVI в.) и период его расцвета и последовавшего затем упадка (первая половина - конец XVII в.). Каждый из них имеет свои особенности. Если в отношении первого периода можно говорить лишь об осторожном восстановлении деловой активности в рамках существовавших торговых маршрутов, то в условиях укрепления Московского царства значительно расширяются сложившиеся торговые пути, в первую очередь за счет освоения новых территорий на Урале и в Сибири. Именно в этот период формируются новые виды торговли, такие как ярмарочная торговля, появляются привилегированные купеческие корпорации, прокладываются новые торговые маршруты (например, Северный морской путь), развивается государственное и монастырское предпринимательство и т.д. Наконец, в последний период существования Московского царства закладываются юридические основы деловых отношений, что завершает формирование привилегированных торговых корпораций, а также закрепляет активное участие государства и в торговом (через объявления заповедных товаров) и в промышленном (строительство казенных мануфактур) предпринимательстве.

В то же время к концу XVII в. дальнейшее укрепление централизованной власти, закрепощение крестьянства и сложившиеся формы взаимоотношений предпринимателей и власти приводят к экономическому отставанию страны от практически вступившей на путь капиталистического развития Европы.

Подобная ситуация объективно приводит к общественно-политическому и экономическому кризису, выход из которого связан с формированием третьего этапа в истории российского предпринимательства, который условно можно назвать - Императорская Россия. Данный этап можно подразделить на два самостоятельных периода. Это период правления Петра 1 и послепетровской эпохи (первая половина XVIII в.) и период, связанный с реформами Екатерины II (вторая половина XVIII в.).

Петровская политика в отношении поощрения государственного и частного предпринимательства, хотя и диктовалась прежде всего военными проблемами (Северная война), тем не менее способствовала созданию реального частного промышленного сектора экономики, который практически отсутствовал в предшествующий период. Кроме того, ликвидация в Петровскую эпоху привилегированных купеческих корпораций и гильдейская реформа существенно расширили предпринимательскую среду, позволили вовлечь в нее торгующее крестьянство.

Либеральный курс Екатерины II, направленный на всемерное поощрение промышленности и торговли, знаменовал начало нового периода в развитии предпринимательства. «Жалованная грамота дворянству» (1785 г.) открыла возможность более активного участия этого привилегированного сословия в предпринимательской деятельности, а «Жалованная грамота городам» (1785 г.) позволила купечеству окончательно оформиться в качестве самостоятельного сословия.

Политика, проводимая Екатериной II в конфессиональной сфере, способствовала активному вовлечению в предпринимательскую деятельность старообрядцев и представителей других конфессий. Однако в данный период, несмотря на очевидные успехи в торговле и промышленности, не произошло перелома в установлении новых, капиталистических отношений. Развитие предпринимательской активности сдерживалось наличием крепостного права и в силу этого отсутствием реального рынка рабочей силы.

Четвертый этап - зарождение и развитие капитализма в России - охватывает практически весь XIX в. и четко делится на два самостоятельных периода. Первый - дореформенный (начало - середина XIX в.), второй - пореформенный период, наступивший в результате отмены крепостного права в 1861 г. и продолжавшийся условно до 1893 г.

В первом периоде намечается (хотя и крайне ограниченно) начало промышленного переворота, состоявшего в переходе от мануфактурного к фабричному производству, основанному преимущественно на вольнонаемном труде что создавало условия для перехода к капитализму и формированию предпринимательства капиталистического типа.

Этот процесс завершился во втором периоде, когда в результате отмены крепостного права в стране быстрыми темпами сформировался рынок рабочей силы, а программа строительства железных дорог, активно реализуемая в 60 - 80-е гг. XIX в., позволила завершить образование единого экономического пространства. Именно тогда в основных чертах оформилась промышленная буржуазия, социальной базой которой явились представители купечества, отчасти мещанства, но преимущественно разбогатевшего крестьянства.

Пятый этап связан с монополистическим развитием капитализма в России и включает в себя период экономической модернизации С.Ю. Витте, с которого фактически он и начался и продолжался вплоть до 1914 г., и период, охватывающий Первую мировую войну и Февральскую революцию (1914 г. - октябрь 1917 г.).

Мощный экономический подъем, начавшийся в 1893 г., совпал с целой серией реформ, инициатором которых стал министр финансов С.Ю. Витте. Денежная реформа, введение винной монополии, реформирование законодательства в сфере акционерного учредительства, реформа коммерческого образования и другие способствовали бурному развитию предпринимательской активности практически во всех сферах экономики. В рассматриваемый период происходит окончательное социально-классовое и политическое оформление российской буржуазии, выразившееся в создании многочисленных представительских и профессиональных организаций, а также учреждение политических партий, выражавших интересы широких предпринимательских кругов.

Однако такая деятельность была свернута в рамках следующего периода, начавшегося после 1914 г. В условиях Первой мировой войны социальная и политическая активность буржуазии, как, впрочем, и других классов общества, была сведена до минимума. Нежелание правительства привлекать буржуазию к регулированию национальной экономики, а значит, и к ее продвижению к власти по экономическим каналам, привело к крайне тяжелому и затяжному, процессу перестройки российской промышленности, в том числе и частной, на военный лад. Короткий период существования Временного правительства не изменил положения, а продолжение войны еще более обострило социально-экономическую и политическую ситуацию в стране и негативно отразилось на развитии предпринимательства.

Шестой этап можно условно обозначить, как этап крушения частного предпринимательства в России. Первая попытка в этом отношении была предпринята большевиками после Октября 1917 г., что положило начало периоду политики военного коммунизма (1918 г. - март 1921 г.). Но ее неэффективность, приведшая экономику страны к глубокому кризису и загнавшая предпринимателя в тень, поставила большевиков перед необходимостью отступления в сфере экономики. Второй период - период новой экономической политики, начавшийся в марте 1921 г., и явился таким тактическим отступлением большевиков в реализации ими своей экономической политики.

НЭП ознаменовал поворот от бюрократически-централизованного командования к экономическим методам управления хозяйством с широкой опорой на инициативу и творчество частных предпринимателей. Именно нэп обеспечил быстрый подъем производительных сил страны, улучшение жизни всех слоев общества, однако он шел вразрез с курсом на форсированную индустриализацию и поэтому был обречен. С начала 30-х гг. XX в. в СССР утвердилась модель государственного социализма с присущим ему внеэкономическим принуждением, милитаризацией труда, командно-приказными методами управления хозяйством. Следствием явилось полное уничтожение остатков частного предпринимательства и фактическая отмена нэпа как экономической политики.

Последний - седьмой этап - Возрождение предпринимательства в современной России, начался после почти семидесятилетнего перерыва, когда предпринимательская активность могла реализовываться только нелегально или полулегально в очень ограниченной сфере экономической деятельности. На последнем этапе мы выделяем уже законченный период перестройки (1985-1990 гг.), в рамках которого предпринимательство получило новое дыхание, и незаконченный период развития предпринимательства в современной России. 

Следуя информации из других источников, в развитии современного российского предпринимательства можно также выделить 4 этапа: 

  • 1992-1994 гг. Это этап кризисного развития, отличавшийся большим спадом производства, особенно инвестиций. Составляющие спада: быстрая демилитаризация экономики и резкое сокращение военного производства, прекращение производства товаров гражданского назначения, не пользовавшихся внутренним спросом, развал СССР и СЭВа, приведший к разрушению важных внешних для России рынков, и, наконец, нарастающие трудности, связанные с реальной системной трансформацией страны. Цены не только выросли, но и стала меняться их структура, приближаясь к общемировой;
  • 1994-1996 гг. Стала формироваться нормальная рыночная инфраструктура, началось кредитование экономики по положительной процентной ставке (раньше она часто была отрицательной). В 1995 и 1996 гг. удалось серьезно ослабить инфляцию. Однако преодолеть спад производства правительство не смогло. Тем не менее, во внешней торговле страны образовалось устойчивое положительное сальдо;
  • 1996-1998 гг. Главным стал вопрос о возобновлении экономического роста. Была заметно снижена, а затем практически побеждена инфляция. Уменьшена ставка рефинансирования Центробанка, появились первые признаки начинающегося экономического роста, на макроэкономическом уровне достигнута стабилизация. На передний план вышли проблемы реформ на микроуровне, прежде всего на уровне предприятий. Но в августе 1998 г. наступил дефолт, определивший переход к следующему этапу реформ;
  • 1999 г. - по настоящее время. Начался рост производства, вызванный дефолтом. Появился стимул к замещению импорта отечественным производством. Росту производства в России способствовал рост мировых цен на нефть и газ. В целом рост ВВП России за последние 12 лет составил примерно 65%. При этом, по показателю ВВП Россию обогнали Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Армения, Белоруссия, Узбекистан.

Таким образом, предпринимательство в России развивалось поэтапно, но количество выделяемых этапов различается в зависимости от выбранного источника. На развитие предпринимательства оказали влияние множество факторов, одним из важнейших из них являются экономические реформы, проводимые государством.

Состояние и развитие предпринимательства в современных условиях

В настоящее время предпринимательство характеризуется большой динамичностью развития. В последние годы получили широкое распространение такие новые направления предпринимательской деятельности как интернет-предпринимательство. К нему относится развитие интернет-торговли (создание и продвижение интернет-магазинов), широкое распространение web-сайтов, на которых предлагаются посреднические услуги, услуги по консалтингу, информационная поддержка проектов, реклама и продвижение различных товаров и услуг. Широкие возможности интернета позволяют осуществлять дистанционное образование, проведение online конференций и переговоров с деловыми партнерами в различных странах. Еще одним новым видом предпринимательства является вендинговое предпринимательство - продажа товаров (как правило, напитков, газет, игрушек, шоколадных батончиков и т.п.) через автоматы без участия продавца. Такой вид предпринимательской деятельности позволяет экономить торговую площадь, обеспечивает круглосуточную работу автомата и снижает издержки на обслуживание.

Интеграция российских компаний с крупнейшими международными компаниями. Это выражается в покупке зарубежными компаниями российских активов и брендов, создание совместных предприятий, целью деятельности которых является расширение объёмов производства, ускорение темпов роста, завоевание потребительского доверия и увеличение доли рынка.

Если в 80-90-е г. XX в. понятие бренд практически не использовалось, то в XXI в. ситуация кардинально изменилось. Все больше предпринимателей стало понимать, что создание мощного, узнаваемого бренда является важным конкурентным преимуществом в бизнесе и увеличивает стоимость компании, позволяет ей выйти на новые рынки. В связи с этим, все больше средств стало инвестироваться в рекламу и продвижение товаров, проведение промо-акций и создание яркого, запоминающегося логотипа.

Повышенный интерес к наукоёмким отраслям. В начале XXI века, с каждым годом все больше внимания российских предпринимателей привлекают такие перспективные отрасли инвестирования как цифровые и нанотехнологии, телекоммуникации.

Стремительное развитие ритейла (розничной торговли). В последнее десятилетие развитие розничной торговли осуществляется высокими темпами. Российские и зарубежные предприниматели вкладывают все больше инвестиций в эту динамично развивающуюся отрасль. Число розничных сетевых магазинов открывающихся под именем известных брендов растет с каждым днем. Прежде всего, это относится к магазинам, реализующим продукцию массового спроса.

Повышенный интерес населения к здоровому образу жизни привлек внимание предпринимателей к такому перспективному направлению деятельности как забота о здоровье. Все больше инвестиций направляется на строительство и открытие фитнес-клубов, бассейнов, спортивных магазинов, производство и продвижение экологически чистых продуктов питания. Российские предприниматели на современном этапе, несомненно, обладают большими возможностями в плане технической и информационной поддержки бизнеса, налаживания и поддержания контактов с зарубежными партнерами.

Доверие зарубежных предпринимателей к российским коллегам постоянно увеличивается, а уровень обмана и мошенничества, характерный для 90-х г. XX в., в последнее десятилетие снижается с каждым годом. Оптимизация бизнес-процессов, повышение уровня бизнес-образования и использование мирового опыта управления помогает российским предпринимателям в реализации и развитии предпринимательской деятельности.

Можно выделить целый спектр реализованных и запланированных инициатив, которые позволяют придать импульс развитию предпринимательства. В первую очередь это блок мер, направленных на упрощение административных процедур для открытия и ведения собственного дела. Ключевой историей для улучшения госрегулирования в сфере малого бизнеса был ФЗ-294. Он ввел уведомительный порядок начала деятельности и урегулировал правила проведения проверок. В частности, с 2009 года введен уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Сейчас без получения разрешений, просто отправив уведомление по почте, можно начать 31 вид бизнеса.

Создана возможность для регистрации новой компании через интернет. В 2013 году планируется утвердить дорожную карту по дальнейшей оптимизации процедур регистрации нового бизнеса, согласно которой будет снижено их количество, а время на прохождение всех процедур не будет превышать пяти дней.

С октября 2011 года количество бумаг, необходимых предпринимателям для регистрации и ведения деятельности сократилось. ФЗ-210 предписал ведомствам самим запрашивать справки, которые есть в другом органе. Это колоссальный проект, ведь только одна выписка из Росреестра была необходима бизнесу для получения 83 государственных услуг. Любое обращение предпринимателя в госорган сопровождалось выпиской из ЕГРЮЛ, а теперь не надо туда идти, стоять в очереди и платить деньги.

Принят федеральный закон, ограничивающий объем проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, а также устанавливающий дополнительный фильтр на их проведение - необходимость согласования внеплановых проверок малых предприятий с органами прокуратуры. Плановые проверки можно проводить только раз в три года, по утвержденному прокуратурой плану, который висит на сайте ведомств. При этом была оставлена возможность проверки по жалобам потребителей и в случае ЧП. По статистике число проверок не сильно уменьшилось, но это не показатель, раньше контролеры ходили не туда, где действительно надо что-то проверить, а туда, где удобнее. Сейчас предприниматели реже упоминают частоту и беспорядочность проверок в числе барьеров для бизнеса. При этом законодательство развивается, в отдельных случаях вводятся специальные правила для защиты граждан - так, теперь больницы и детские сады можно проверять чаще, а школы будут инспектировать перед началом каждого учебного года. 

Существенно (со 102 до 49) сокращено количество лицензируемых видов деятельности, введен принцип бессрочного действия лицензии. За последние три года правительство России приняло ряд нормативных актов, которые сократили стоимость и сроки технологического присоединения к энергосетям и сетям теплоснабжения.

Второй блок - имущественная поддержка. С 2009 года реализуется так называемый закон о малой приватизации, предоставивший малым и средним предприятиям преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими помещений. Благодаря этой инициативе свыше 32 тыс. малых и средних предприятий стали собственниками арендуемых помещений. Подготовлены поправки, согласно которым срок действия закона будет продлен, малым предприятиям будут предоставлены дополнительные льготы по выкупу помещений.

Кроме того, существует и третий блок государственной поддержки предпринимательства - это меры, направленные на стимулирование спроса на продукцию малых предприятий со стороны государства. С 2005 года не менее 10% государственных заказов должно размещаться у субъектов малого предпринимательства. А с 2014 года государственные и муниципальные заказчики обязаны будут размещать у малых предприятий не менее 15% общего годового объема закупок. В настоящий момент объем государственных и муниципальных заказов составляет около 15% ВВП, то есть за счет дополнительного квотирования малые предприятия получают доступ к серьезным объемам государственных средств. 

Итак, на сегодняшний день предпринимательство приобрело две новые формы, интернет- и вендинговое предпринимательство. Особое распространение приобрела розничная торговля, что также неразрывно связано с развитием этого вида экономической деятельности. В настоящее время развитие предпринимательства невозможно без реформирования экономики государством, и это реформирование осуществляется, но предприниматели все равно сталкиваются с множеством проблем.

Проблемы в развитии и пути их решения

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации обеспечивается, в первую очередь, рядом принятых законодательных и иных нормативных правовых актов. Многие из действующих актов устарели, в результате возникли правовые коллизии и нестыковка ранее принятых актов и актов, принятых в последующие годы, необходимость приведения в соответствие законодательства, регулирующего вопросы поддержки малого предпринимательства, с Гражданским Кодексом, Бюджетным Кодексом, законодательством, регулирующим налогообложение. Возникла потребность разработки подзаконных актов, обеспечивающих нормативное правовое регулирование снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, приведения в соответствие нормативно-правовых актов, регулирующих малое предпринимательство на федеральном уровне, с актами, действующими на региональных уровнях.

Проблемы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства возникают из-за низкого уровня финансовой устойчивости и залогоспособности малых предприятий, ограниченных возможностей использования субъектами малого предпринимательства традиционных финансовых инструментов с одной стороны и отсутствием действенных финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства с другой. Поэтому возможности получить банковский кредит у малых предприятий ограничены.

Банковский сектор из-за высоких рисков, связанных с кредитованием малых предприятий, в большей мере ориентирован на крупные предприятия. Не отработана система гарантирования получения субъектами малого предпринимательства необходимых кредитных средств и займов. Практически отсутствуют альтернативные источники микрокредитования малых предприятий

Решение этих задач невозможно без предоставления таких возможностей фондам поддержки малого предпринимательства, иным, помимо банков, финансовым организациям, без создания заслуживающей доверия системы государственных гарантий кредитования малого предпринимательства, повышения профессиональной готовности предпринимателей к использованию заемных средств.

В настоящее время строго не определены функции как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти в сфере стимулирования развития и поддержки малого предпринимательства. На региональном уровне при органах исполнительной власти создаются и действуют разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства с неопределенным статусом деятельности.

Практически не установлено, какие виды поддержки должны осуществляться за счет бюджетных средств разных уровней, а какие - с частичной компенсацией из этих бюджетов или на коммерческой основе; где и на каких условиях государство может выступать гарантом сделок и кредитов. Не созданы эффективная система статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий, система учета и отчетности их деятельности (сегодня у органов власти и управления практически отсутствует достоверная информация о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере прибыли, уплаченных налогах, валовой выручке, объеме выпуска продукции, составе и степени изношенности используемого оборудования).

Продолжают действовать многочисленные административные барьеры. Отсутствует должный контроль за соблюдением требований Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных производителей при проведении государственного контроля” со стороны соответствующих исполнительных и правоохранительных органов.

Ряд положений этого закона не согласуются с Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Федеральными законами “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и “О защите прав потребителей”.

Отсутствует надежная система судебной защиты малых предпринимателей от произвола чиновников и недобросовестных работников правоохранительных органов. Имеются проблемы в системе имущественной, информационной, кадровой поддержки малого предпринимательства. Излишки площадей, недоиспользуемые мощности и оборудование действующих предприятий практически не доступны малым предприятиям из-за наличия объективных и субъективных причин, препятствующих передаче этого имущества.

Аренда, как преобладающая форма размещения малого бизнеса, часто становится не по силам предпринимателям из-за отсутствия стабильных долгосрочных условий аренды и стремления арендодателей перенести всю тяжесть расходов по содержанию арендованного имущества на плечи малых предприятий.

Требует совершенствования система подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства и обучения основам предпринимательской деятельности безработных граждан, незанятого населения, женщин, молодежи, граждан, уволенных с военной службы, других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Отсутствует комплексность обучения. Ввиду дороговизны образовательных услуг их доступность ограничена. В обучении слабо используются современные информационные технологии.

Информационное обеспечение малого предпринимательства осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими структурами. Созданные IT на практике не всегда эффективно взаимодействуют между собой. Нуждаются в модернизации и другие составляющие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В ряде регионов отсутствуют фонды поддержки малого предпринимательства, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, деловые многофункциональные центры. Распределение объектов инфраструктуры по регионам страны крайне неравномерно.

В России в настоящее время около 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны составляет 24%. Много это или мало? Если сравнивать с развитыми рынками, то ответ вряд ли порадует. Например, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 49%. Однако малый и средний бизнес будет развиваться. Тем не менее, жизнь предпринимателей в России связана со множеством проблем, которые были проанализированы в предыдущем параграфе, и решить которые помогут объединенные усилия власти, бизнеса и банков

Предпринимательское сообщество малого бизнеса на территории РФ разнородно и разным предпринимателем требуется разная поддержка. Наряду с этим в России есть немало людей, желающих работать на себя. Однако, даже имея средства на создание собственного бизнеса, малые предприниматели зачастую не имеют возможности его развивать. Нередко основным барьером в становлении бизнеса становится низкий уровень информированности о существующих программах поддержки, нормативных актах и возможностях, которые существуют в сфере малого бизнеса, а также низкая активность самих предпринимателей. Совокупная программа поддержки малого предпринимательства охватывает не более 1-2% предпринимателей, остальные 98% - остаются один на один со своими проблемами.

В октябре 2012 года был проведен очередной раунд опроса представителей российского бизнеса. Главный итог - сводному «Индексу деловой среды РСПП» осталось совсем немного для того, чтобы выйти из негативной зоны (49,7 пункта), так что октябрь поддержал умеренный оптимизм по итогам сентябрьского опроса. Аналогичная ситуация складывается и с субъективной оценкой состояния делового климата - она остается отрицательной на протяжении десяти месяцев, но также почти вернулась к нейтральным значениям, особенно если сравнивать ситуацию с августом (39,2 пункта в августе и 48,2 пункта в сентябре).

На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, казалось бы, должен был значительно улучшить положение частных предпринимателей. Однако данный закон не предусматривает одну из важных составляющих организации малого бизнеса - специальные кредиты на льготных условиях. Поэтому решение проблемы кредитования малого бизнеса ложится на плечи местных органов власти и банковских структур. И, хотя за последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%, потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%.

Закономерно возникает вопрос о наличии определённых факторов, которые не дают возможность для интенсивного развития сферы кредитования малого бизнеса. К наиболее важным проблемам кредитования малого предпринимательства относят непрозрачность российского малого бизнеса, отсутствие надежных залогов (поскольку большинство представителей указанной сферы не являются владельцами ликвидного имущества) и недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. На сегодняшний день свыше половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, специальной техники. Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес кредитов банкиры отклоняют.

Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2012 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных Малых Предприятий на 1 апреля 2012 года в расчете на 100 тыс. населения

 
 

Единиц

Прирост/сокращение за период 01.04.2011-01.04.2012

В % от среднего по РФ

 

РФ

166,4

4,8

100

 

Центральный

185,9

1,1

111,7

 

Северо-Западный

244,6

-18,1

147,0

 

Южный

131,7

7,8

79,1

 

Северо-Кавказский

58,7

-6,3

35,3

 

Приволжский

162,2

3,8

97,5

 

Уральский

170,7

33,8

102,6

 

Сибирский

152,2

10,3

91,5

 

Дальневосточный

171,6

18,4

103,1

 
 

По-прежнему остаются нерешенными проблемы малого предпринимательства в налоговой сфере. Ссылаясь на данные мониторинга за 1 полугодие 2009 года, необходимо отметить, что 8% опрошенных предпринимателей указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов за последние полгода, в марте этот показатель не превышал 2%. 14,5% респондентов отмечают случаи противоправных действий со стороны налоговых органов (в марте - 11%).

На первое января 2012 года количество малых предприятий увеличилось на 3,7% по сравнению с 2010 годом и составило 180,365 тыс. шт. Наибольшее число малых предприятий в 2011 году отмечается в Центральном ФО (53,6 тыс. предприятий). Второе место по количеству МП занимает Приволжский ФО, далее следует Сибирский ФО.

По итогам 2012 года оборот МП составил 3 903 629 млн руб. Рассматривая ситуацию с распределением регионов по объему оборота малых предприятий по итогам 2011 года, можно отметить, что Московская область демонстрирует наивысшее значение показателя (372 145 млн руб.). На втором месте находится Нижегородская область (227 761 млн руб.).

В общем числе зарегистрированных малых предприятий по данным на первое января 2012 года доминируют предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и пр. (37,8%), предприятия обрабатывающего и промышленного сектора (19,0%) и строительство (16,9%). Среди зарегистрированных средних предприятий по данным на конец 2011 года доминируют предприятия оптовой и розничной торговли (31,46%), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (23,95%) и предприятия, занимающиеся строительством (около 16,82%). 

Становится очевидным тот факт, что для достижения определённого количества малых предприятий (свойственного странам с развитой и растущей экономикой), требуется создание четкой и отлажено действующей структуры государственной поддержки.

Заключение

Российское предпринимательство активно участвует в разрешении комплекса экономических и социальных проблем в регионах. Его деятельность на протяжении всей истории развития способствовала активизации структурной перестройки экономики, насыщению рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.

В развитии отечественного предпринимательства можно выделить 7 укрупненных периодов, начиная с образования киевской Руси и заканчивая современным временем. Характеристика каждого периода была представлена в первой главе данной курсовой работы.

Современные ученые-экономисты считают, что предпринимательство является залогом успешного преодоления кризисных явлений. Однако в современной России предпринимательская деятельность находится на низком уровне, и в основном осуществляется в сфере услуг. Большое значение придается малому предпринимательству, поскольку именно на них возлагается большие надежды, связанные с инновационным прорывом экономики. Для развития малого предпринимательства, и вообще предпринимательства в целом, государство принимает ряд мер, направленных на финансирование, льготное налогообложение и другие.

Большое значение уделяется повышению конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Таким образом, условием развития предпринимательства является правильно организованное, эффективное управление на всех уровнях (государство, предприятия, организации и учреждения). Для оценки результатов предпринимаемых мер должны использоваться показатели производительности и качества, конкурентоспособности, качества жизни населения страны.