Развитие организационно-правовых основ местного самоуправления

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
Устав муниципального образования: правовые проблемы реализации
Правовые гарантии местного самоуправления
Европейская хартия о местном самоуправлении: содержательная характеристика и значение для формирования муниципальной власти в России


Введение:

В современной России важным направлением цивилизованной государственности является организация эффективного управления территориями и общественно-политическими процессами. Такое управление в нашем государстве распределяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации между федеральной государственной властью субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

На каждом уровне управления органы власти решают свои задачи в пределах компетенции, установленной законодательством, и конечными результатами их деятельности являются уровень социально-экономического развития и качество жизни населения, соответственно, государства в целом. субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

В настоящее время местное самоуправление для большинства граждан, проживающих в нашем государстве, стало довольно распространенной и устойчивой частью объективной реальности.

Конституция Российской Федерации 1993 года гарантировала местное самоуправление на всей территории Российской Федерации, определив население в качестве основного субъекта местного самоуправления, они не включены в систему органов государственной власти, чем несколько разобщают местное самоуправление. -правительство от государственной власти в правовых и организационных отношениях.

Соответственно возникли как бы два вида деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: государственное управление (управление делами государства и решение государственных проблем) и муниципальное управление (решение местных проблем, управление делами муниципального образования).

Реализация муниципального управления как компетентной профессиональной деятельности муниципальных служащих и функционирования соответствующих государственных органов невозможна без местного самоуправления в Российской Федерации и на этом фоне объяснить особенности российского муниципального управления.

Таким образом, тема курсовой работы представляется очень актуальной и важной. А именно, построение прочной, внешне стабильной организационной структуры на местном уровне определяет функции и полномочия государственных структур.

Целью курсовой работы является изучение теоретической системы представлений о сущности и формах местного самоуправления, его роли в современном обществе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить признаки и систему органов местного самоуправления;
  • рассмотреть представительный орган муниципального образования;
  • определить правовой статус органов местного самоуправления.

Предметом курсовой работы является изучение организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации.

Информационной базой для исследования темы курсовой работы послужили учебники таких авторов, как И.В. Выдрин А.С. Прудников и др. Нормативно-правовая база в сфере организации государственного управления.

Концепция, признаки и система местных органов самоуправления

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть не только напрямую, но и через государственные и местные органы власти. Часть I ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года говорится, что органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образованные представительным органом муниципального образования. образование, наделенное собственными полномочиями для решения вопросов местного значения. 

Чиновник местного самоуправления - это избранное лицо или лицо, заключившее договор (трудовой договор), наделенный исполнительными и административными полномочиями для решения вопросов местного значения и (или) организации деятельности органа местного самоуправления.

Значительная часть муниципальных ученых считает, что должностное лицо местного самоуправления, в зависимости от объема своих полномочий, может выступать в качестве муниципального органа (например, глава муниципального образования). Эта точка зрения также вытекает из практики Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что понятия «местное самоуправление» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими.

Местное правительство имеет определенные характеристики.

Он создается и действует от имени соответствующего муниципалитета. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственного управления. Поэтому государственные органы (за некоторыми исключениями) не участвуют в формировании органов местного самоуправления.

Он создается и действует на основании законов или иных нормативных правовых актов - в установленных ими формах и способах. Так, Федеральный закон 2003 года предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительный и административный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и имеющие собственные полномочия для решения вопросов местного значения.

Осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, совокупность которых составляет его компетенция. С общетеоретической точки зрения орган местного самоуправления выполняет задачи и функции, присущие только ему, реализуя общие функции местного самоуправления. Такие полномочия закреплены в Федеральном законе 2003 года, других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах.

Характеризуется организационной изоляцией и самостоятельностью в структуре местного самоуправления. Каждый орган местного самоуправления относительно независим и организационно отделен в определенных пределах. Некоторые органы местного самоуправления являются юридическими лицами. В соответствии с пунктом 2 ст. 41 Федерального закона 2003 года органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования наделены правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, созданными для выполнения управленческих функций, и подчиняются государственная регистрация в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Однако структурные подразделения таких органов местного самоуправления не обладают самостоятельностью, а также правами юридического лица (например, комиссия представительного органа муниципального образования). 

Кроме того, эта особенность подчеркивает разницу между государственными и местными органами власти (хотя большинство функций у них общие). В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственного управления (это означает, что они не входят в общий государственный аппарат, а органы государственной власти не входят в структуру органов местного самоуправления). 

Наделены полномочиями власти. Это означает, что его решения принимаются от имени муниципалитета, обязательны для всех и, в случае необходимости, поддерживаются силой принуждения (включая государство). В соответствии с пунктом 3 статьи 7 2003 года муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. 

Эта особенность позволяет отличать муниципальные органы (а также государственные органы) от учреждений и организаций, которые этого не делают. Например, учреждения здравоохранения, образования и науки (университеты, исследовательские институты, школы и т. д.) Не имеют полномочий и не могут принимать общеобязательные решения (хотя должностные лица этих учреждений и организаций имеют определенные полномочия).

Совокупность органов местного самоуправления, упорядоченных в соответствии с нормативными правовыми актами, представляет собой систему, которая имеет определенную структуру, то есть внутреннюю структуру.

В соответствии со ст. 34 2003 г. структура органов местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципалитета;
  • местная администрация (исполнительный и административный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципалитета;
  • другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципалитета и имеющие свои полномочия для решения вопросов местного значения.

Обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, является наличие в структуре органов местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципалитета;
  • местная администрация (исполнительный и административный орган муниципального образования).

Другие органы местного самоуправления не являются обязательными (например, контрольный орган). Из этой классификации легко увидеть, что принцип разделения властей, применяемый на государственном уровне, не может быть полностью реализован в местном самоуправлении, но в определенном смысле он все же проявляет себя.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, контролируемость органов местного самоуправления, а также другие вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления в случае образования новообразованного муниципального образования на межпоселковых территориях или преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципалитете, где больше нет). более 100 жителей с избирательным правом - при сборе граждан) или представительным органом муниципального образования и фиксируется в уставе муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 ст. 34 Федерального закона от 2003 г. наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительного и распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации, принимая с учетом исторических и других местных традиций.

В пункте 4 ст. 27 Закона «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», с учетом исторических и других местных традиций, устанавливаются следующие варианты наименования органов местного самоуправления поселения:

  • представительный орган поселения - совет, совет;
  • глава поселения - глава (название населенного пункта), глава мэра;
  • местная администрация (исполнительный и административный орган муниципального образования) - администрация (название населенного пункта). 

Названия органов местного самоуправления муниципальных районов устанавливаются Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территориях районов Ставропольского края»: представительные органы муниципальных районов муниципальных образований. Первого созыва называются советы соответствующих муниципальных районов, глава муниципального района Ставропольского края называется главой соответствующего муниципального района, местная администрация (исполнительный и распорядительный орган муниципального района) - администрацией соответствующий муниципальный район. 

Отдельно необходимо указать правовой статус избирательной комиссии муниципального образования. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2003 года избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местный референдум, голосование при отзыве депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. В то же время избирательная комиссия муниципалитета является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Это указывает на его уникальную позицию - промежуточное звено между государственными органами и местными властями.

Тем не менее, такое решение законодателя трудно назвать безупречным, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и слова и словосочетания образованы. на их основе используются в том же значении - по отношению к местным органам власти. самоуправление, т. е. избирательная комиссия муниципального образования (исходя из формального юридического значения этой фразы), не может не быть органом местного самоуправления. На данный момент внимание уже обращено на специальную литературу. Однако в науке о конституционном и муниципальном праве нет единого мнения по этому вопросу.

Классификация органов местного самоуправления возможна по разным основаниям.

В зависимости от способа формирования органы местного самоуправления подразделяются следующим образом:

  • выборные органы - формируются в результате муниципальных выборов, проводимых на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании (например, представительных органов местного самоуправления);
  • органы, созданные в другом порядке, например, в порядке назначения (глава местной администрации).

Однако в названии методов формирования органов местного самоуправления в национальном законодательстве нет определенности и единообразия.

В зависимости от метода функционирования и порядка принятия решений органы местного самоуправления делятся следующим образом:

  • коллегиальные органы, которые осуществляют деятельность, принимают решения и несут за них коллективную ответственность (представительный орган муниципалитета);
  • единоличные органы, возглавляемые должностным лицом, которое сохраняет за собой право окончательного решения и ответственность за него (например, в местной администрации такой человек является главой).

В зависимости от характера компетенции органам местного самоуправления выделяются:

  • общая компетенция - они отвечают за все вопросы местного значения данного муниципального образования (например, представительного органа местного самоуправления и местной администрации);
  • Особая компетенция - они занимаются вопросами, относящимися к конкретной сфере (это, например, контрольный орган местного самоуправления).

Представительство муниципального образования

Представительный орган местного самоуправления занимает особое место в системе органов местного самоуправления. Это связано с тем, что решение важнейших вопросов местного значения (например, утверждение местного бюджета, установление местных налогов и т. д.) Федеральным законодательством отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Также считается, что представительный орган местного самоуправления (как следует из его названия) наиболее полно отражает волю населения муниципалитета. При определенном разделении власти, которое существует на местном уровне, оно является органом представительной и нормотворческой власти.

Следует отметить, что в Федеральном законе 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена концепция представительного органа местного самоуправления, а в Федеральном законе 2003 года - нет.

Ученые-муниципалитеты используют разные определения в своих работах.

Например, И.В. Выдрин придерживается определения Федерального закона 1995 года: представительный орган местного самоуправления является выборным органом местного самоуправления, который имеет право представлять интересы населения и принимать решения от его имени, действующие на территория муниципального образования. 

В.В. Пылин несколько расширяет это определение, используя положения избирательного законодательства. По его мнению, это выборный орган, состоящий из депутатов, избираемых избирателями на основе равного прямого всеобщего избирательного права при тайном голосовании, который имеет право представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территория муниципального образования (это определение не во всех случаях применимо к представительному органу муниципального района).

С.Г.Соловьев дает другое определение (основанное, например, на положениях гражданского законодательства): это выборный муниципальный орган, представляющий интересы местного населения, состоящий из депутатов, наделенный определенной компетенцией и реализующий представительные, нормотворческие и контрольные функции в системе местного самоуправления.

Представительный орган муниципалитета может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Отметим еще раз, что существуют различия в порядке формирования представительных органов поселений и представительных органов муниципальных районов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Не формируется, если число жителей поселка с правом голоса составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются собранием граждан.

В качестве примера представительного органа поселения возьмем ставропольскую городскую думу. В соответствии с пунктом 3 ст. 32 Устава Ставрополя, Ставропольская городская дума включает 50 депутатов Ставропольской городской думы, избираемых по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства посредством всеобщего, равного и прямого избирательного права. тайным голосованием. Срок ее полномочий пять лет.

Представительный орган муниципального района формируется одним из следующих двух способов.

Он может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых представительными органами поселений из числа своих членов в соответствии со ставкой представительства, равны независимо от численности населения населенного пункта, определяемого в установленном порядке. Данная процедура применяется, если такое решение в течение одного года с даты соответствующей инициативы было поддержано представительными органами не менее 2/3 населенных пунктов, входящих в муниципальный район. Инициатива по формированию представительного органа муниципального района в этом порядке оформляется решением представительного органа населенного пункта, расположенного в границах муниципального района. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов населенных пунктов в представительном органе муниципального района, а также день начала работы представительного органа муниципального района, сформированного в установленном порядке. День начала работы этого органа не может быть раньше дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, образованного прямыми выборами.

Он может быть избран на муниципальных выборах на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время число депутатов, избранных от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленного числа представительного органа муниципального района. Этот порядок формирования применяется, если предыдущий порядок формирования не был установлен.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района фиксируется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

В Ставропольском крае от 22 июля 2004 года № 60-кз принят по этому вопросу Закон «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территориях Ставропольского края». В частности, отмечается, что он был принят с учетом инициативы представительных органов местного самоуправления населенных пунктов, при поддержке представительных органов местного самоуправления более 2/3 населенных пунктов в каждом районе Ставропольского края. 

Формирование советов муниципальных районов путем проведения муниципальных выборов на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании осуществляется в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством. Порядок формирования советов муниципальных районов последующих созывов определяется уставами муниципальных районов.

Применение этой процедуры для формирования представительного органа муниципального района оказалось весьма проблематичным и получило неоднозначную оценку как среди сотрудников правоохранительных органов, так и среди ученых.

Количество депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - с населением менее 1000 человек; 10 человек - с населением от 1000 до 10000; 15 человек - с населением от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - с населением от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - с населением от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - с населением более 500 000 человек. Например, Ставропольская городская дума состоит из 50 депутатов.

Количество депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, как уже отмечалось, решение ряда важных вопросов, закрепленных в ч. 10 ст. 35 Федерального закона 2003 года, например:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и др.

Другие полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Например, в соответствии с подп. 4 стр. 3 ст. 33 Устава города Ставрополя Ставропольская городская дума присваивает звание «Почетный гражданин города Ставрополя».

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Вместе с тем глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, вправе отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования (пункт 13 статьи 35 Федерального закона «Об общих Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации "2003).

Организация деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляется главой муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из числа его членов. Таким образом, Ставропольская городская дума избирает председателя из числа своих членов.

Регламент Ставропольской городской Думы определяет общий порядок ее деятельности, основные правила и порядок работы, включая подготовку и проведение собраний, осуществление нормотворческой деятельности, работу ее депутатов и реальных органов.

Основной формой работы Ставропольской городской Думы являются ее заседания, которые могут быть регулярными или внеочередными. Регулярные заседания Думы созываются председателем Думы не реже одного раза в два месяца. Ориентировочные сроки их проведения и вопросы, выносимые на рассмотрение, определяются долгосрочными и текущими планами Думы и постоянных комиссий. Внеочередные заседания Думы созываются ее председателем по собственной инициативе, по предложению главы города или по требованию не менее половины от общего числа депутатов.

Заседание Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство избранных депутатов. Депутаты Думы обязаны присутствовать на ее заседаниях. Если по уважительной причине невозможно присутствовать на собрании, депутат заранее сообщает об этом председателю Думы.

Собрания депутатов проводятся с целью предварительного рассмотрения вопросов, предложенных для включения в повестку дня очередных заседаний Думы.

Парламентские слушания являются одной из форм работы Думы и всех органов, используемых с целью общественного обсуждения, всестороннего и полного изучения вопросов, требующих нормативно-правового регулирования или связанных с реализацией нормативно-правовых актов, принятых Думой.

Искусство. 29 Устава Ставрополья описывается структура Ставропольской городской Думы. В соответствии с этим Ставропольская городская дума самостоятельно определяет свою структуру.

В то же время из числа депутатов Ставропольской городской Думы избираются на срок полномочий:

  • председатель и его заместитель (депутатов - сейчас их двое);
  • комитеты.

Положение этих субъектов муниципального права определено в Регламенте Ставропольской городской Думы. В нем говорится, что постоянные комиссии Думы:

  • подготовить и рассмотреть вопросы, связанные с юрисдикцией Думы, проводят парламентские слушания;
  • осуществлять контрольные функции в рамках своих полномочий;
  • давать заключения и предложения по вопросам финансирования в областях, относящихся к сфере их компетенции;
  • решить вопросы организации своей деятельности;
  • рассмотреть другие вопросы, связанные с их юрисдикцией.
  • Предусматривается создание следующих постоянных комиссий:
  • мандат и парламентская этика;
  • бюджет, финансы, налоги, сборы и банки;
  • по экономике и инвестициям;
  • по собственности;
  • на верховенство закона и местного самоуправления;
  • по социальным вопросам;
  • по вопросам городской экономики;
  • контроль.

Также в Ставропольской городской Думе могут быть созданы:

  • депутатские объединения (состоящие как минимум из трех человек);
  • временные комиссии и другие рабочие органы.

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения работы Ставропольской городской Думы, оказания помощи ее депутатам, комитетам и другим созданным им органам формируется аппарат Ставропольской городской Думы.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его образования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и на основаниях, предусмотренных ст. 73 Федерального закона 2003 г. (т.е. в порядке муниципальной юридической ответственности).

Полномочия представительного органа муниципального образования также могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

  • принятие указанным органом решения о самоуничтожении;
  • о вступлении в силу соответственно решения Верховного Суда Республики, края, области, города федерального значения, автономного округа, автономного округа о некомпетентности этого состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи с отставкой депутатов своих полномочий;
  • преобразование муниципалитета.

Правовой статус органов местного правительства

Правовой статус главы муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделен уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года своими собственными полномочиями по решению вопросы местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

  • избирается на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования из числа его членов;
  • в случае избрания на муниципальных выборах он либо является членом представительного органа муниципального образования с правом голоса и осуществляет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
  • в случае избрания представительным органом муниципального образования осуществляет полномочия его председателя;
  • не может одновременно осуществлять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
  • в случае формирования представительного органа муниципального района делегацией осуществляет полномочия его председателя.

Эти ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, что предусматривает формирование исполнительного административного органа во главе с главой муниципального образования, исполняющего обязанности председателя представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст. 47 Устава города Ставрополя, глава города Ставрополя, мэр города Ставрополя является высшим должностным лицом города Ставрополя и наделен Уставом собственными полномочиями для решения вопросов местного значения. Имена «глава города Ставрополя» и «мэр города Ставрополя» идентичны.

Главой города Ставрополя может быть гражданин Российской Федерации, имеющий право голоса и достигший возраста 21 года. Он избирается на муниципальных выборах населением города Ставрополя на основе всеобщего, равного и прямое избирательное право при тайном голосовании. Срок его полномочий пять лет.

Глава города Ставрополя (как и главы муниципальных образований в целом в соответствии с федеральным законодательством) подотчетен непосредственно населению города Ставрополя и Городской Думы Ставрополья.

Глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и является председателем муниципального собрания. Решение о его избрании принимается большинством голосов от установленного числа депутатов муниципального собрания. Глава муниципалитета осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с федеральным законодательством глава муниципального образования в пределах своих полномочий:

  • представляет муниципалитет в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, государственными органами, гражданами и организациями, действует от имени муниципалитета без доверенности;
  • подписывает и публикует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами, принятыми представительным органом муниципального образования, а также решает иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российская Федерация "2003, а также другие акты. 

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

  • смерти;
  • отставки по собственной воле;
  • отстранение от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона 2003 года (то есть муниципальная юридическая ответственность);
  • признание судом недееспособным или частично недееспособным;
  • признание судом без вести пропавшим умершим;
  • вступление в законную силу приговора суда против него;
  • выезд из Российской Федерации на постоянное жительство;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретать гражданство иностранного государства или получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора России, согласно которому гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • отзыв избирателей;
  • постоянная неспособность по состоянию здоровья, установленная судом, осуществлять полномочия главы муниципального образования;
  • досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава этого органа;
  • преобразование муниципального образования, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;
  • утрата сельским поселением статуса муниципального образования в связи с его слиянием с городским округом;
  • увеличение числа избирателей муниципалитета более чем на 25%, что произошло в результате изменения границ муниципалитета или объединения населенного пункта с городским округом.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно осуществляются должностным лицом местного самоуправления, определяемым в соответствии с уставом муниципального образования. В городе Ставрополе, в этом случае или в случае временного отсутствия главы города, если невозможно назначить его лицом, исполняющим обязанности главы города, Ставропольская городская дума определяет должностное лицо Местное самоуправление города Ставрополя, осуществляющее полномочия главы города Ставрополя (ст. 50 Устава).

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования

Часть 1 ст. Федеральный закон 2003 дает следующие определения.

Депутат является членом представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Избранный чиновник местного самоуправления - чиновник местного самоуправления, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах (например, глава муниципалитета).

Член выборного органа местного самоуправления является выборным должностным лицом органа местного самоуправления, образованного на муниципальных выборах (например, членом контрольного органа муниципалитета, если он сформирован путем выборов).

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, избранному должностному лицу местного самоуправления предоставляются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок их полномочий устанавливается уставом муниципалитета и не может быть менее двух или более пяти лет. Например, срок полномочий депутата Ставропольской городской Думы и главы города Ставрополя составляет пять лет. В то же время депутат Ставропольской городской Думы может быть избран гражданином Российской Федерации, имеющим право голоса и достигшим 18-летнего возраста. Срок полномочий главы муниципального образования и депутатов муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники в Москве составляет четыре года.

Избранные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом 2003 года и уставом муниципалитета. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Не более 10% депутатов от установленного числа представительного органа муниципального образования могут работать на постоянной основе, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее десяти человек, один депутат.

Избранными должностными лицами местного самоуправления не могут быть депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта. субъекты Российской Федерации, занимают другие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальных должностей муниципальной службы. Избранные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно осуществлять полномочия депутата представительного органа другого муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления другого муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не имеют права:

  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • быть членом руководства коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не дано указаний участвовать в управлении этой организацией;
  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и другой творческой деятельности. В то же время учебная, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Российская Федерация;
  • быть членом органов управления, попечительских или наблюдательных советов, других органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, действующих на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательство Российской Федерации.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий против их, а также в ходе оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемых ими жилых и (или) служебных помещений, их багажа, личных и служебных транспортных средств. Переписка, средства связи, которыми они пользуются, документы, принадлежащие им, устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборный чиновник местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, высказанную в ходе голосования, и за другие действия, соответствующие статусу депутата, член выборного органа местного самоуправления, выборный местный чиновник. самоуправления, в том числе после истечения срока их полномочий, за исключением случаев, когда депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборный чиновник местного самоуправления совершали публичные оскорбления, клевету или другие нарушения, ответственность за что предусмотрено федеральным законом.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, избранного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

  • смерти;
  • отставки по собственной воле;
  • признание судом некомпетентного или частично функционального;
  • признание судом пропавшего без вести или объявленного мертвым;
  • вступление в законную силу приговора суда против него;
  • выезд из Российской Федерации на постоянное жительство;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретать гражданство иностранного государства или получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с какой гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • отзыв избирателей;
  • досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
  • призыв на военную службу или назначение на альтернативную гражданскую службу; 
  • в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 года.

Правовой статус исполнительного и распорядительного органа муниципального образования

В ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится, что местная администрация (исполнительный и административный орган муниципального образования) наделена уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного самоуправления. Важность и полномочия по осуществлению определенных государственных полномочий передаются органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По словам В.В. Пилин, «исполнительный орган местного самоуправления - это правоохранительный, исполнительный и административный орган общей компетенции, созданный специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью реализации (исполнения) решений и общеобязательных правил, принятых население и представительный орган в процессе управления и регулирования экономической, социокультурной и административно-политической сфер жизни местных сообществ».

Местную администрацию возглавляет глава местной администрации по принципу единоличного управления.

Глава местной администрации - глава муниципального образования или лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по договору, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определенный Устав муниципального образования.

Условия договора для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района. (городской округ) в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации - в части реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законы субъектов Российской Федерации. В этом случае уставом муниципального района (городского округа) и законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Трудовой договор с главой муниципалитета заключается главой муниципалитета. Порядок проведения конкурса и условия трудового договора устанавливаются решением муниципального собрания в соответствии с федеральным законом и законодательством города. Главой муниципального образования может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий высшее образование и практический опыт управленческой деятельности не менее двух лет.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по итогам конкурса. Договор с главой местной администрации заключается главой муниципалитета. Основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации и расторжения договора устанавливаются ст. 37 Федерального закона № 2003

Местная администрация имеет права юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по предложению главы местной администрации. В состав местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Правовой статус контрольного органа муниципального образования

Глубокое и всестороннее изучение правового статуса контрольного органа муниципального образования невозможно без первоначального определения его концепции и структурирования элементов. Следует отметить, что разработка проблемы концепции и структуры статуса в теории муниципального права все еще оставляет желать лучшего, несмотря на большое количество работ, посвященных функциям, компетенции и полномочиям органов местного самоуправления.

В теории права популярно следующее определение правового статуса: «... это конституционно или юридически признанный набор первоначальных, неотъемлемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепленных за определенными правами. субъекты права".

Несколько более широкое определение дал А.С. Пиголкин, который понимал общий правовой статус субъекта как «совокупность правоспособности и правоспособности, необходимой для возникновения конкретных правовых отношений, а также общие права и обязанности, реализация которых не порождает конкретных правовых отношений (свободы речь, обязанность соблюдать законы и т. д.). 

Подобные определения часто используются учеными - представителями отраслевых юридических наук, в том числе науки в теоретическом и практическом отношении, что наиболее близко к муниципальному праву - конституционному праву.

Следует отметить, что при таком подходе понятие правового статуса заменяется перечислением элементов его структуры (такое определение называется речевым), и перечисляются не все элементы правового статуса (т. е. Оно сужено).

Поэтому следует согласиться с Н.А. Богдановой, которая считает, что правовой статус - это «теоретическая структура, сочетающая нормативные характеристики, теоретические концепции и реальную практику реализации правовых норм».

Таким образом, на основании этого определения и положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года можно сформулировать следующее определение: правовой статус контрольного органа муниципального образования Теоретическая структура, объединяющая нормативные характеристики, научные идеи и практику реализации правовых норм о статусе местного самоуправления, сформирована с целью контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного самоуправления. бюджет, отчет о его выполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и переданным муниципалитету на ином имущественном праве.

Выше уже говорилось, что сужение структуры правового статуса до прав и обязанностей человека или полномочий должностного лица или органа власти едва ли оправдано, так как в правовом статусе различных субъектов существуют другие элементы, которые не сводятся к правам и обязанностям или полномочиям, например, гарантии.

В связи с этим Н.А. Богданова предлагает следующую структуризацию категории правового статуса в конституционном праве:

  • место в обществе и государстве, общественно-политическая роль и назначение;
  • общая правоспособность;
  • права и обязанности или компетенция и ответственность;
  • гарантии стабильности и реальности правового состояния субъектов.

В целом с подходом Н.А. Богданова следует согласиться. Однако, учитывая особенности правового статуса органов местного самоуправления в целом и контрольного органа муниципалитета в частности, необходимо внести некоторые коррективы в эту структуру. По нашему мнению, в муниципальном праве первый элемент структуры статуса должен быть сформулирован более узко - как положение субъекта в системе местного самоуправления (для должностного лица или органа - в системе местного самоуправления). Это связано с тем, что отрасль муниципального права, несмотря на свою значимость, в отличие от конституционного права, не является ведущей и основной отраслью российского права. В то же время невозможно не подчеркнуть отдельно важность процедуры формирования этого органа местного самоуправления или расширения полномочий соответствующего должностного лица.

И такой элемент правового статуса, по мнению Н.А. Богданова, как общая правоспособность субъекта, в этом случае целесообразно рассматривать вместе с компетенцией - функциональный блок элементов правового статуса. Часть 2 ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года говорится, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделены правами юридическим лицом являются муниципальные учреждения, образованные для выполнения управленческих функций, и подлежащие государственной регистрации в качестве юридических лиц. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. 

Что касается такого элемента правового статуса как ответственность, то, по нашему мнению, нам следует говорить не только об ответственности самого субъекта, но и в более широком смысле - об ответственности за нарушение норм, регулирующих деятельность этого субъекта. закон любым лицом. В этом случае ответственность станет одним из наиболее эффективных средств обеспечения стабильности и реальности правового состояния субъекта. 

Из приведенных примеров видно, что такие элементы правового статуса субъектов, как мандат депутата и парламентские процедуры, присущи соответствующим субъектам общественных отношений.

Таким образом, структура правового статуса контрольного органа муниципального образования должна состоять из следующих элементов:

  1. место контрольного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления;
  2. порядок формирования контрольного органа муниципального образования;
  3. компетенция контрольного органа муниципального образования;
  4. гарантии деятельности и ответственности контрольного органа муниципального образования.

Перечисленные элементы правового статуса контрольного органа муниципального образования имеют определенную нормативную фиксацию. Вопрос нормативного закрепления правового статуса органов, осуществляющих контрольную деятельность, рассматривался в отечественной юридической литературе.

В.М. Горшенев и И.Б. Шахов приводят пример, когда контрольный орган или его должностное лицо, осуществляя свои полномочия, должны оперировать нормами, определяющими сам характер разрешаемого судебного дела, и в то же время оптимальной процедурой достижения юридического результата. Это, по их мнению, обслуживается тремя группами норм.

Нормы первой группы фиксируют систему органов управления, принципы и порядок их организации и деятельности, компетенцию, основные задачи и направления деятельности, формы и методы контроля, систему мер ответственности. Таким образом, создаются предпосылки для эффективного осуществления контрольных мероприятий.

Нормы второй группы обеспечивают потребности самой контрольной деятельности и носят процедурный характер. Они определяют лучшие варианты процесса контроля и направлены непосредственно на обеспечение эффективности достижения легального результата. С помощью этих норм осуществляется организация деятельности контрольных органов и их должностных лиц, порядок применения мер ответственности, система организационно-правовых гарантий для осуществления контрольной деятельности, порядок выполнения поручений контрольных органов. а также стабилизировать процедуру проведения контроля.

Самая широкая группа норм - третья, поскольку субъекты контроля в своей деятельности оперируют всей системой правовых норм. Нормы этой группы являются предметом контрольной деятельности, так как контрольные органы и их должностные лица в своей повседневной деятельности соразмеряют поведение контролируемого объекта с предписаниями правовых норм, стремятся восстановить нарушения правопорядка организационными средствами, и, при необходимости, ввести правоохранительные средства.

Важнейшим источником муниципального права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция Российской Федерации. Как вы знаете, его нормы о местном самоуправлении в целом и особенно об органах местного самоуправления довольно лаконичны. Следовательно, Конституция прямо не указывает на существование такого типа местного самоуправления, как контрольный орган муниципального образования. Однако необходимость нормативного закрепления статуса этих органов вытекает из значения ч. 1 ст. 132, который устанавливает, что местные органы власти самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

А.А. Джагарян и Н.В. Шевченко пишут, что специальный орган муниципального контроля является контрольным органом муниципалитета, организация и деятельность которого нормативно опосредуются главным образом в отраслевом законодательном и муниципальном правовом регулировании и имеют конституционные нормы, содержащиеся, в частности, в пунктах седьмом и восьмая из преамбулы, ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 1-3), 7 (ч. 1), 12, 24 (ч. 2), 32 (ч. 1), 57, 130 (ч. 1 и 2) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Указанные выше конституционные положения, взятые в системном единстве, формализуют значительную для государства потребность муниципальных территориальных коллективов в рамках самоорганизации в принятии ответственных решений по эффективному использованию финансово-экономического потенциала муниципалитетов и, соответственно, контролировать их безусловную реализацию обязанными лицами. 

Важность Европейской хартии местного самоуправления также нельзя переоценить. Несмотря на то, что контрольные органы местного самоуправления прямо не упоминаются в нем, в нем заложен ряд принципов, значимых для всех органов местного самоуправления (независимость, ответственность и т. д.).

Большинство современных муниципалистов признают решения Конституционного Суда Российской Федерации в качестве конкретных (специальных) источников муниципального права. Существуют решения, влияющие на отношения контроля в сфере муниципального управления, например, Постановление «В случае проверки конституционности некоторых положений Хартии (Основного закона) Курска Регион с изменениями, внесенными Законом Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области» от 30 ноября 2000 года. То есть они также в определенной степени относятся к Правовой статус контрольных органов муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года контрольный орган муниципального образования входит в состав органов местного самоуправления (часть 1 статьи 34). В соответствии с предыдущим Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 года такие органы на уровне местного самоуправления также не были запрещены к созданию. В федеральном законе 2003 года уже конкретно указывался этот тип местного самоуправления, хотя и среди тех, чье создание является обязательным (часть 2 статьи 34). Более того, этой статье посвящена специальная статья - ст. 38 «Контрольный орган муниципального образования».

Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации имеют большое значение для установления правового статуса контрольного органа муниципального образования.

Итак, принципиально важно следующее: в ст. 9 «Бюджетные полномочия органов местного самоуправления» указывает, что органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета. 

Однако авторы делают несколько иные выводы из этих положений федерального законодательства. По их мнению, из вышеупомянутых нормативных правовых актов следует, что контрольный орган муниципального образования (Контрольно-счетная палата, Ревизионная комиссия и т. д.) Является обязательным элементом системы органов местного самоуправления, которая является формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Он имеет своей целью контролировать исполнение местного бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом. в муниципальной собственности. Если вторая часть этого определения бесспорна в том смысле, что она просто заимствована из федерального законодательства, то трудно согласиться с тем, что контрольный орган муниципалитета является «обязательным элементом системы местного самоуправления». тела". 

Как уже упоминалось, Федеральный закон 2003 года не включает контрольный орган муниципального образования в число обязательных для создания органов местного самоуправления, а Бюджетный кодекс Российской Федерации не дает оснований для таких категоричных выводов. Отметим еще раз: несмотря на мнение некоторых экспертов, создание контрольных органов в муниципалитетах не является обязательным (хотя для некоторых типов муниципалитетов это явно неправильное решение законодателя). 

Однако правовой статус контрольного органа муниципалитета, включая его положение в структуре органов местного самоуправления, довольно кратко описан в Федеральном законе 2003 года и других федеральных законах. Таким образом, можно сделать вывод, что при решении этих вопросов многое дается на усмотрение субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Законодательством субъектов Российской Федерации и актами муниципальных образований, расположенных в пределах Южного федерального округа, также определено положение контрольных органов в системе органов местного самоуправления.

Органы контроля местного самоуправления упоминаются в большинстве законов о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, расположенных в Южном федеральном округе. Существует пять подходов к законодательному закреплению их позиции.

Первый подход используется в законах о местном самоуправлении республик Адыгея и Дагестан Ростовской области. При этом положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года о контрольном органе муниципального образования полностью дублируются.

Второй подход используется в законах о местном самоуправлении Астраханской и Волгоградской областей: в них не упоминаются контрольные органы муниципальных образований.

Третий подход характерен для законов о местном самоуправлении Краснодарского и Ставропольского краев. Они лишь указывают на наличие контрольных органов муниципальных образований в структуре органов местного самоуправления, однако положения Федерального закона 2003 года практически не уточняются.

Четвертый подход используется в законах о местном самоуправлении Республики Калмыкия - есть некоторые уточнения положений федерального закона. Например, в части 2 ст. 24 Закона Республики Калмыкия «Об организации местного самоуправления в Республике Калмыкия» говорится, что наименование, порядок формирования контрольного органа муниципального образования в соответствии с Федеральным законом определяются Устав муниципального образования.

Пятый подход - это наличие, например, в Волгоградской области Закона «О финансовом контроле на территории Волгоградской области», который определяет правовые основы финансового контроля, принципы организации и осуществления финансового контроля, систему органов финансового контроля и его формы. Этот опыт следует признать положительным. Специализированный закон о системе финансового контроля должен быть принят во всех субъектах Российской Федерации (в том числе находящихся на территории Южного федерального округа). 

Как видно из приведенной выше информации, особенности правового статуса контролирующих органов муниципалитетов содержатся в нормативных правовых актах местного самоуправления. Самыми важными среди них, естественно, являются уставы муниципалитетов.

Комментируя эту ситуацию, А.А. Джагарян и Н.В. Шевченко говорят, что, устанавливая общеправовые основы муниципального контроля, Конституция Российской Федерации не предопределяет какой-либо конкретной публично-правовой формы удовлетворения названных потребностей членов местного сообщества, не содержит жестких предпосылок для ее строго определенное организационное и технологическое выражение. Тем не менее, это явно требует реального, то есть эффективного и действенного и подотчетного муниципальному территориальному коллективному механизму для достижения целей, содержащихся в этой конституционной ценности. Следовательно, федеральный законодатель, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований, обладающие определенной свободой усмотрения при осуществлении, в пределах своей конституционно закрепленной компетенции, правового регулирования механизма Контроль местных сообществ за использованием финансово-экономического потенциала муниципалитетов, в любом случае, не имеет права принимать решения, которые ставили бы под сомнение возможность его эффективного функционирования на основе устойчивых связей с населением. муниципалитет, уменьшил бы представительные принципы в своей правовой природе.

В тех же муниципалитетах, уставы которых предусматривают создание контрольных органов, в их названиях есть определенное разнообразие. Так, в городе Майкоп Республики Адыгея, городе Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, это ревизионная комиссия, в городе Астрахань, Астраханская область, Волгоград, Волгоградская область, Махачкала, Республика Дагестан, Сочи, Краснодарский край, Ростов, Ростовская область, Нефтекумский муниципальный район Ставропольского края - Контрольно-счетная палата, в Еланском муниципальном округе Волгоградской области, Шпаковский муниципальный район Ставропольского края - Ревизионная комиссия, по данным Ревизионной комиссии Типовой (примерный) Устав муниципального образования Республика Калмыкия - Контрольная палата, в городе Элиста Республики Калмыкия - Контрольно-счетная комиссия, в Майском муниципальном районе Кабардино-Баварской Республики - ревизионная комиссия Совета местного самоуправления. 

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», указываются только наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительного и распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций, т.е. данное положение не распространяется на наименования контрольных органов муниципальных образований. Как отмечалось выше, названия контрольных органов муниципальных образований в федеральном законодательстве не совсем соответствуют их назначению. Это общее, конкретное название выбирается при принятии устава муниципалитета и, как правило, соответствует цели соответствующего органа, но также не всегда (например, контрольная палата). Поэтому, возможно, было бы необходимо унифицировать названия финансовых и контрольных органов муниципальных образований в федеральном законодательстве.

Кроме того, в уставах муниципалитетов редко подробно описывается правовой статус контрольных органов муниципалитетов. Большинство правил, регулирующих деятельность соответствующих государственных органов, содержатся в специальных положениях.

Структура правового статуса контрольного органа муниципального образования должна состоять из следующих элементов:

  • место контрольного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления;
  • порядок формирования контрольного органа муниципального образования;
  • компетенция контрольного органа муниципального образования;
  • гарантии деятельности и ответственности контрольного органа муниципального образования.

Система актов, устанавливающих правовой статус контролирующих органов муниципалитетов, еще окончательно не сформирована, но можно отметить следующие уровни этой системы.

Федеральный уровень (с учетом международных стандартов в области местного самоуправления - Европейская хартия и т. д.) - Конституция Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, федеральное законодательство и федеральные подзаконные акты.

Региональный уровень - конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Федерации, региональные подзаконные акты. В то же время в Южном федеральном округе разработано пять подходов к законодательному закреплению правового статуса контрольных органов муниципальных образований. Во всех субъектах Федерации предлагается принять специальные законы о системе финансового контроля на их территории.

Муниципальный уровень - уставы и иные муниципальные правовые акты, прежде всего положения о контрольных органах. В связи с тем, что создание независимого контрольного органа муниципалитета не является обязательным, существует две основные модели: согласно первой, правовой статус контрольного органа закреплен в уставе муниципального образования, а специальное положение принято: на втором финансово-контрольная деятельность осуществляется подразделением представительного органа местного самоуправления, и в этом случае она не имеет самостоятельного правового статуса.

Вывод:

В результате изучения темы курсовой работы «Организационные основы местного самоуправления», основанной на действующем законодательстве и Конституции Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.

Совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления.

Система местного самоуправления понимается как совокупность форм прямого выражения воли граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления и других организационно-правовых форм местного самоуправления, посредством которых Население муниципального образования осознает власть, признанную и гарантированную Конституцией Российской Федерации, решает исходя из собственных интересов исторические и иные местные традиции, вопросы местного значения.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством. Местное самоуправление является одним из важнейших принципов демократического общества, одной из форм демократии в современной России.

Каждый житель нашей страны неизбежно сталкивается с деятельностью органов местного самоуправления, поскольку муниципальные органы власти наиболее близки к гражданам и в первую очередь занимаются решением их насущных повседневных проблем.

Муниципальная власть имеет ряд особенностей, присущих государственной власти. К ним относятся: четко выраженный институционализированный характер; наличие конкретного изолированного аппарата, осуществляющего эту власть; непрерывность во времени, универсальность, универсальность; на основании законов и других нормативных актов; реализация на определенной территории по отношению ко всем лицам на ней; возможность использования средств законодательно установленного насилия; установление и сбор налогов; независимое бюджетирование.

В Конституции Российской Федерации отмечается, что статус местного самоуправления определяется государством в Конституции Российской Федерации и законах, принятых органами государственной власти; местные дела решаются, хотя и самостоятельно, но в соответствии с единой государственной политикой; решения органов местного самоуправления обязательны для всех, кому они адресованы; органы местного самоуправления могут быть наделены законом определенными государственными полномочиями; Органы местного самоуправления имеют соответствующий набор полномочий государственного характера, без которого невозможно управление; органы местного самоуправления не имеют «компетенции устанавливать свою компетенцию», то есть не могут самостоятельно определять объем своих полномочий; в отличие от государства местное сообщество не обладает суверенитетом, поскольку его территория является государственной территорией, местные жители являются гражданами государства.

Закон определяет основы формирования и организации деятельности представительного органа местного самоуправления, исполнительного органа, статуса главы муниципального образования, правового регулирования муниципальной службы, правовых актов местного самоуправления. тела.

Закон предполагает существование такого выборного органа местного самоуправления, как глава администрации. Глава администрации является высшим должностным лицом муниципалитета, представляющим муниципалитет и единогласно возглавляющим местные администрации. Руководитель - неприкосновенный человек. Он подотчетен населению и представительному органу.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования сроком на два года. Однако население имеет право на основании решения, принятого путем референдума или собрания, отказаться от избрания представительного органа, обеспечивающего его полномочия для сбора граждан.

Устав местного самоуправления является своего рода небольшой конституцией на территории муниципалитета; своего рода свод норм, регулирующих жизнь конкретного муниципалитета. Устав муниципалитета может быть принят как представительным органом, так и непосредственно населением, поскольку устав должен регулировать отношения, затрагивающие все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения. Кроме того, Хартия имеет высшую юридическую силу в совокупности норм, которые принимаются органами местного самоуправления.

Таким образом, на выбор организационных форм местного самоуправления влияет ряд факторов:

  1. размер муниципалитета;
  2. по степени политической активности населения, гражданина Российской Федерации, имеющего право голоса и достигшего 18-летнего возраста, по уровню его правосознания может быть избран депутат городской Думы;
  3. уровень политической структуры общества, развитие местных политических партий, местных объединений (или филиалов российских и региональных объединений); кроме того, такие объединения могут создаваться не только на партийной основе, но и в зависимости от наличия программы комплексного развития территории;
  4. готовность и способность населения меняться, воспринимать и использовать другой опыт; большая или меньшая степень консерватизма проявляется, например, в использовании названий органов местного самоуправления, в попытках ввести другую избирательную систему и т. д .;
  5. По степени сложности используемой системы это особенно отчетливо проявляется при выборе типа избирательной системы: традиционно предпочтение отдается мажоритарной избирательной системе, поскольку она проще;
  6. отношения между местными органами власти и государственными органами; это проявляется, например, в той степени, в которой государственные органы учитывают мнения и пожелания представителей органов местного самоуправления при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих вопросы местного самоуправления;
  7. Социальная структура населения муниципального образования, уровень благосостояния, возрастной состав и ряд других характеристик населения.

Понятие «организационные основы местного самоуправления» тесно связано с понятием «организационные формы местного самоуправления». Термин «основы местного самоуправления» является новым для российских государственных исследований. Впервые эта концепция была введена в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с необходимостью установления основополагающих принципов деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить независимость населения в управлении местными делами, независимость и невмешательство со стороны государственных органов, создать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне.

Организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы прямой демократии, органов местного самоуправления и других выборных органов.

Пока еще рано говорить о реальном местном самоуправлении в России: активность населения и частного капитала в решении местных проблем слишком низкая, современные технологии муниципального управления не отработаны и, наконец, мера ответственности Из муниципальных органов власти их компетенция и механизмы влияния на экономическое развитие не определены, финансовый потенциал каждого региона как фактор роста благосостояния населения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также не решает ряд проблем. В нее не входит система разделения территории на муниципальные образования (их можно назвать любыми поселениями граждан - город, район, село, село, станица).

Вопрос вертикального распределения компетенции между самоуправлением и государственными органами неясен. Полномочия, делегированные по закону компетенции местного самоуправления, не имеют финансовой поддержки. Налоговых норм и стандартов для формирования местного бюджета пока нет, а реальное самоуправление - это участие муниципальных органов в управлении экономикой территорий.

Единая модель местного самоуправления, отделенная от государственной власти и заменяющая ее, в целом по России не развивается. И попытки единообразного понимания и реализации конституционной модели местного самоуправления, предпринимаемые из центра, вызывают сомнения в обществе. Так как местное самоуправление в Москве, центральные регионы России не могут не отличаться в силу особенностей этих территорий, экономического потенциала, масштабов регионов и менталитета населения. В конце концов, это совершенно новый бизнес для России, где государство всегда играло ведущую роль во всем. Поэтому введение самоуправления в той мере, в которой оно должно соответствовать этой концепции в реальности, является длительным и сложным процессом.