Развитие конкурентной среды на российском рынке

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Собственность и ее место в экономической системе общества
Информационное общество как условие формирования качественно новых экономических отношений
Особенности развития российского рынка ценных бумаг
Финансовые инновации: сущность, виды, последствия


Введение:

Одним из важнейших аспектов полноценного рынка является борьба за покупателя. Это способствует улучшению качества продукции, обогащению ассортимента, содействию научно-техническому прогрессу. Вот почему все страны с развитой рыночной экономической системой способствуют развитию конкуренции.

В конкурентной экономической среде предприниматели заинтересованы в поиске потребителей для достижения цели своей деятельности: максимизации прибыли, расширения продаж, увеличения доли рынка. Конкуренция заставляет производителей учитывать интересы потребителя и, следовательно, интересы общества в целом. Предприниматели самостоятельно принимают решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы.

В ходе конкуренции рынок выбирает из множества продуктов только те, которые нужны потребителям. Конкуренция - это конкретный и эффективный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальное «что?» "так как?" и "для кого?" производить.

В странах с трансформирующейся экономикой необходимо было реформировать режим конкуренции, что гораздо сложнее по сравнению с задачами его совершенствования.

Изменения в экономической системе, произошедшие в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили необходимость в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создании благоприятных условий для развития конкуренции.

Целью данной работы является изучение проблем формирования, регулирования и развития конкурентной среды в современной российской экономике.

Конкуренция и конкурентная среда

Понятие конкуренции в трудах зарубежных и отечественных экономистов. Конкурентная среда

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициатива и предпринимательство основным элементом экономического механизма является конкуренция.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество ведет к успеху, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего он стремится улучшить свою технику и организацию, улучшает качество продукции, снижает стоимость производства. единица производства, и, таким образом, она способна снижать цены, расширять ассортимент, улучшать торговые и постторговые услуги для потребителя. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, достигают своих целей более успешно, чем другие, и что именно конкуренция показывает, как производить вещи максимально эффективно. Это выражает несомненную позитивную роль конкуренции в общественном развитии.

Понятие «конкуренция» в экономической литературе имеет много разных толкований. Возможно, самое простое и распространенное определение дал А.Н. Черкасский: «Рынок не может выполнять свою регулирующую функцию без конкуренции, без торгового соперничества товаропроизводителей ради прибыли».

Однако определение конкуренции, данное Ф. Хайеком, очень отличается от предыдущего: «... Я предлагаю рассматривать конкуренцию как процедуру обнаружения (процедуры обнаружения) таких фактов, которые без обращения к ней останутся неизвестными. или, по крайней мере, не используется. ... конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первопроходцы ищут неиспользованные возможности, доступные в случае успеха, и для всех остальных людей ... ".

Поиск универсальной интерпретации понятия конкуренции усложняется тем, что во многих работах экономистов прямые определения не приводятся. Авторы характеризуют конкуренцию с помощью задач, которые она выполняет: «Стимулирование научно-технического прогресса, повышение качества продукции, экономия ресурсов» и т. д. В научных работах есть также такие замечательные фразы: «Конкуренция - это процесс, в котором участвуют конкуренты».

Американские экономисты К.Р. Макконнелл и С.Л. Bru определяет конкуренцию как присутствие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке и возможность для покупателей и продавцов свободно входить и выходить из рынка.

Конкуренция как экономическая категория должна определяться с использованием терминов, которые в свою очередь являются экономическими категориями. Такими терминами могут быть борьба (соперничество, конкуренция) и прибыль (доход). Например, А.Е. Городецкий и Л.Н. Лыков дает следующую характеристику конкуренции как «постоянной борьбы за лидерство, за достойное место на производстве и на рынке, и, следовательно, за вытекающие из этого возможности в распределении и потреблении».

Вышеуказанное требование также удовлетворяется определением, данным И. Стародубровской: «Экономическая конкуренция - это конкуренция предприятий на рынке за предпочтения потребителей с целью получения наибольшей прибыли или дохода».

Конкурентная среда - это среда, в которой конкурируют производители товаров. Чем более развита конкурентная среда, тем ближе условия этой среды к рыночной ситуации «совершенной конкуренции».

Идеальная конкуренция, в свою очередь, имеет следующие особенности:

  1. огромное количество продавцов (полиполий) и покупателей с незначительным небольшая рыночная квота каждого субъекта хозяйствования
  2. абсолют прозрачность (прозрачность) рынка, которая заключается в каждом его получении агент информации о состоянии всего рынка (прежде всего, о ценах);
  3. неспособность любого конкретного субъекта рынка влиять решения других при исключении каких-либо предпочтения и выгоды;
  4. полная мобильность (способность двигаться) все факторы производства;
  5. абсолютная однородность (однородность) проданные товары и услуги;
  6. отсутствие субъективного контроля (власти) над ценами со стороны агентов по снабжению (производителей), когда ценообразование представляется как объективный процесс.

Совершенная конкуренция является лишь абстрактной теоретической моделью и никогда не существовала в реальной деловой практике.

Таким образом, конкуренция представляет собой сложную и многогранную экономическую категорию, которая является цивилизованной, легализованной формой борьбы за существование и одним из наиболее эффективных механизмов выбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция может быть определена как борьба между субъектами рынка за более выгодный и экологичный номинально оптимальные результаты производства и реализации товаров, для качество товаров, которыми обмениваются и потребительские услуги, для общественности признание труда, воплощенного в этих выгодах. Условия, в которых субъекты соревнуются, называются конкурентной средой. Чем более развита конкурентная среда, тем эффективнее механизм рыночной экономики.

Механизм формирования конкурентной среды в экономике страны

Для формирования конкурентной среды в экономике страны также необходимо создать два условия: достаточное количество субъектов борьбы и превращение этих субъектов в тех, кто способен или стремится бороться за прибыль. Существует три способа увеличения количества конкурентов. Первое - это демонополизация.

Однако демонополизация из-за сокращения предприятий может привести к негативным последствиям. Д. Львов, В. Пугачев и А. Пителин отмечают: «Может быть полезно создать внутреннюю конкуренцию в стране, сокращая предприятия, но главное В наших условиях конкуренция со стороны мирового рынка. И если да, то стоит ли идти на очередное снижение эффективности технологически связанных предприятий, разрыв экономических связей, потерю условий для научно-технической программы во имя иллюзорных идей создания внутренней конкуренции? Не лучше ли подумать о конкурентоспособности нашей отрасли на мировом рынке?». Кроме того, сокращение предприятий может привести к появлению большого количества «небольших» монополий.

Другим средством увеличения числа конкурирующих субъектов является непосредственное создание новых предприятий путем приватизации государственной собственности.

Третье средство заключается в содействии самостоятельному формированию конкурентов путем диверсификации производства существующих предприятий, то есть процесса достижения многопродуктовой природы деятельности товаропроизводителя. Примером такого явления является интересный опыт диверсификации крупных предприятий Кузбасса: ОАО «КМК», ОАО «ЗСМК» и др. Например, ОАО «ЗСМК» успешно освоило производство хлеба, колбас, мебели и других товаров народного потребления.

Прямое содействие диверсификации возможно посредством законодательного ограничения нормы прибыли по всем видам деятельности, что приведет к необходимости увеличения прибыли за счет расширения производства и сфер деятельности.

Следующий этап: образованные предметы должны быть превращены в потенциальных конкурентов. Это возможно, во-первых, путем изменения форм собственности, а во-вторых, путем стимулирования некоторых форм конкуренции.

Механизм конкуренции будет работать более эффективно, и предприятия станут субъектами конкуренции, если предприниматель и владелец будут объединены.

Как государство может помочь изменить формы собственности? Во-первых, этим методом приватизации, при котором директор арендует предприятие с последующим выкупом за счет прибыли. Во-вторых, усложняя развитие всех других форм собственности.

Для развития конкурентной среды необходимо стимулировать организационные и технологические формы конкуренции.

В организационной конкуренции рост производительности труда достигается за счет более разумного и, соответственно, более эффективного использования всех известных технологий, традиционного сырья, обычного труда и т. д.

В условиях технологической конкуренции рост производительности труда достигается за счет внедрения и использования новых технологий, использования уникального метода производства, более удачного сочетания факторов производства, известных всем фирмам, и общепринятых по стоимости факторов производства.

Целью этих методов достижения конкурентных преимуществ является повышение производительности труда, в которой предприниматель будет заинтересован. Стремление к росту производительности труда сделает товаропроизводителя предметом, способным бороться за прибыль.

Государство может стимулировать улучшение внутренней организации, помогая устранить зависимость директора от коллектива. Государство должно создать механизм для преобразования приватизированных предприятий в частные капиталистические. В условиях приватизации, направленной на формирование коллективной собственности, директора становятся зависимыми от трудового коллектива, что иногда приводит к катастрофическим результатам: вся прибыль направляется на потребление, никто не заинтересован в повышении производительности труда, а предпринимательская функция не реализованы.

Государство может стимулировать технологическую конкуренцию всеми теми же способами, что и в отношении конкуренции внутренней организации, то есть путем содействия принятию сотрудниками предпринимательской функции.

Таким образом, в условиях формирования рыночных отношений конкурентная среда должна формироваться под контролем государства путем увеличения числа конкурирующих субъектов и создания таких экономических, правовых, социально-политических и организационных условий во всех сферах экономики. это обеспечило бы создание самовоспроизводящегося механизма конкуренции. Формирование конкурентной среды также невозможно без следующих факторов: наличие законов и нормативных актов, обеспечивающих свободу ценообразования, внешнеэкономической деятельности, входа и выхода на рынок; разгосударствление и приватизация; поддержка налогового бизнеса; формирование рынка труда и ценных бумаг; антимонопольные меры.

Антимонопольное регулирование

При отсутствии рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

  1. формирование конкуренции между отечественными производителями одной отрасли на рынках сбыта и сырьевых рынках; возникновение конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями.
  2. формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, формирование нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
  3. возникновение равноправных партнерских отношений между отечественными и зарубежными производителями.

Развитая конкурентная среда имеет следующие отличительные особенности:

  • Наличие на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов того или иного товара или ресурса.
  • Свобода покупателей и продавцов входить и выходить из определенных рынков.

Для создания этих условий необходимо увеличить количество малых и средних предприятий, а также пресечь попытки отдельных предприятий установить монопольную власть на рынках.

Термин «монополия» буквально означает единственного продавца продукта, но в современных условиях использование этого термина вышло за рамки буквального понимания и используется для обозначения различных типов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

В неоклассическом подходе экономической теории монополия является одним из типов рыночных структур, которые характеризуют следующие условия конкуренции фирм в отрасли в рыночных условиях:

  • Есть один продавец уникального продукта, то есть продукт не имеет близких заменителей, и только одна компания занимается его продажей;
  • Существуют непреодолимые или непреодолимые препятствия для входа в эту отрасль (на рынок для данного продукта), такие как эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения бизнеса в этой отрасли), превосходство монополиста (исключительное право собственности на патенты или контроль над сырьем), недобросовестная конкуренция и др.

Во многих странах занятие одной фирмой 30-70% рынка считается монопольным положением.

Монополия как таковая не может быть объявлена ​​незаконной, поскольку монопольное положение на рынке можно завоевать легально основанный на повышении производительности труда с использованием инноваций и т. д. В конечном итоге конкуренция в современной рыночной экономике существует только в форме монополистической конкуренции.

На основе сравнительного анализа различных теорий монополии (П. Сраффа, Д. Робинсон, Г. фон Штакельберг, Е. Чемберлен) Экономическая наука признает, что монополия является объективной тенденцией развития
современная рыночная экономика, которая не исключает, однако, конкуренции. Перед экономической наукой и практикой стоит задача определения негатива проявления в развитии монополий и поддержании условий для развития водоворот соревнований.

Для предотвращения негативного влияния монополий на экономику государство проводит антимонопольную политику, т.е. с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношений, направленных на достижение оптимального сочетания эффективности и конкуренции за данное место и время.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, которые способствуют развитию конкуренции, нацелены на ограничение или запрещение монополий, препятствуют созданию монопольных структур и объединений, монопольных действий.

Впервые антимонопольные законы были приняты в конце 19 и начале 20 веков в Соединенных Штатах, Канаде и Австралии, поскольку монополизация в этих странах была более интенсивной. В 1890 году был принят закон Шермана, который запретил монополизацию рынка и сделал незаконными любые ассоциации, которые помогают ограничить производство и торговлю.

Первые антимонопольные законы в Соединенных Штатах были попыткой борьбы с крупномасштабным производством для выживания малых предприятий. Позднее практика антимонопольного законодательства изменилась. На протяжении всего 20-го века периоды ужесточения и либерализации чередовались.

Общие принципы антимонопольного законодательства должны быть выделены:

  1. Защита и продвижение конкуренции.
  2. Контроль над фирмами, которые доминируют на рынке.
  3. Защита интересов потребителей
  4. Контроль над ценами.
  5. Защита и помощь малому и среднему бизнесу.

Основными методами антимонопольной политики являются.

Ограничительные меры.

Они применяются антимонопольным органом к субъектам хозяйствования, нарушающим антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия властей и руководства, которые могут негативно повлиять на развитие конкуренции.

Контроль за усилением экономической концентрации.

Экономическая концентрация - это концентрация производства, капитала в одном месте или в одних руках, это операции, другие действия, осуществление которых влияет на конкуренцию. Повышение концентрации может привести к установлению монопольного господства, против которого должны быть направлены антимонопольные меры.

Запрет на действия властей и органов власти, которые могут негативно повлиять на конкуренцию.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов в деятельность предприятий. Закон запрещает принимать нормативные акты и действия, которые ограничивают независимость предприятий, создают дискриминационные или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан

Реестр как инструмент антимонопольного контроля.

Согласно анализу состояния торгового рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%), они включены или исключены из государственного реестра. Реестр составлен для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших участниках рынка и следить за их соблюдением антимонопольного законодательства.

Таким образом, важнейшим инструментом формирования и развития конкурентной среды является антимонопольное регулирование - комплекс мер, направленных на ограничение концентрации и монополистической активности субъектов хозяйствования.

Статистический анализ конкурентной среды в России и на Дальнем Востоке

Динамика развития малого бизнеса в России

Малый бизнес в России родился от реформ. Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 от 18 июля 1991 года были введены критерии классификации предприятий как малых, определены общие условия и правила их функционирования. В начале реформ был сильный толчок людей в бизнес и, прежде всего, в его малую форму. В 1992 году было создано около 190 тысяч новых малых предприятий, что примерно в полтора раза больше, чем в 1991 году. В то время пополнение частного сектора началось за счет малых предприятий. К 1995 году около 65% всех российских предприятий были небольшими.

К середине 1990-х годов темпы развития малого бизнеса стабилизировались на довольно низком уровне, а затем началась стагнация: ни количество официально зарегистрированных малых предприятий, ни количество занятых в них практически не изменились. Давайте сравним некоторые данные о развитии малого бизнеса в России и ряде западных стран.

С 1996 года статистика ведется в соответствии с новыми критериями классификации предприятий как малых, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Закон уменьшил допустимое количество работников на одном малом предприятии с 200 до 100 человек. С 1996 года наблюдается совокупный рост числа малых предприятий на 5,8%. И хотя этот показатель развития малого бизнеса очень мал, он говорит о прогрессивном развитии этого сектора российской экономики.

Августовский кризис 1998 года привел к заметному ухудшению положения малых предприятий. Самым стабильным показателем оставалась занятость - для более чем 60% респондентов она не снижалась и даже не увеличивалась. Что касается остальных показателей, таких как оборот, прибыль, инвестиции, динамика имела ярко выраженный отрицательный характер.

К началу 2000 года общая численность постоянных работников на малых предприятиях составляла около 6 миллионов 486 тысяч человек, или 10% от общей численности занятых на российских предприятиях. Этот показатель снизился на 23,5% по сравнению с 1994 годом. Такой статистический результат был закономерностью, поскольку новые критерии для числа работников на малом предприятии вдвое превышали допустимый порог.

В 2005 году количество малых предприятий составило 979,3 тыс., А в 2007 году число малых предприятий в России превысило миллион. По данным Минэкономразвития, вклад малого бизнеса в российскую экономику составляет 15-17%. По сравнению с развитыми западными странами этот показатель в России ниже на 3-3,5%.

До сих пор неравномерное распределение малого бизнеса по территории России сохраняется. Таким образом, около 30% всех действующих малых предприятий расположены в Центральном округе. Среди городов Москва и Санкт-Петербург сохраняют лидерство по количеству малых предприятий. На их долю приходится 20% и 12% всех российских малых предприятий соответственно.

В целом уровень развития малого бизнеса в России, измеряемый по показателям, общепринятым в промышленно развитых странах, явно недостаточен. Например, на 1000 россиян в среднем приходится всего 7 малых предприятий, а в странах-членах ЕС их не менее 30. Только Москва и Санкт-Петербург по плотности малых предприятий приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей приходится 20 и 23 предприятия соответственно.

Разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемый другими показателями, не менее высок. В России доля малых предприятий в общем количестве предприятий составляет 21%. В ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий.

Таким образом, в целом уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рынка и потребностей экономики Российской Федерации. Однако тенденция к увеличению предприятий в определенных секторах экономики на фоне восстановления экономики должна впоследствии привести к положительным результатам в развитии конкурентной среды.

Современное состояние малого бизнеса в Хабаровском крае

В настоящее время в Хабаровском крае осуществляется реализация мероприятий «Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2007-2009 годы», утвержденных Правительством края № 4-пр от 12 января 2007 года. проводится.

В 2007 году количество субъектов малого предпринимательства составило 12,4 тысячи единиц, зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - 29,8 тысячи человек.

Численность занятых в малом бизнесе увеличилась на 2,3 процента по сравнению с предыдущим годом и достигла 178 тысяч человек, доля работников увеличилась до 24,5 процента (в 2006 году - 23,9 процента) в общей численности занятых в экономике региона.

Объем оборота малых предприятий в 2007 году составил 115,0 млрд. Рублей, увеличившись на 45 процентов к 2006 году. Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях увеличилась с 6,9 тыс. Рублей в 2006 году до 11,3 тыс. Рублей в 2007 году.

При активном содействии правительства области было привлечено более 430 миллионов рублей внебюджетных средств (прирост к 2006 году на 9 процентов) для кредитования проектов малого бизнеса путем развития кредитных кооперативов и лизинга.

Развивается информационная поддержка малого бизнеса, продолжается обучение персонала на малых предприятиях. Всего в 2007 году было проведено около 200 семинаров, на которых прошли обучение около 4,8 тысячи человек.

Развивается социальное партнерство между бизнесом и государством, одной из форм которого являются трехсторонние соглашения между региональной ассоциацией профсоюзов, представителями работодателей и правительством региона.

В 2007 году был создан региональный союз работодателей - Союз работодателей Хабаровского края, деятельность которого направлена ​​на развитие эффективной системы социального партнерства, сотрудничества с государственными органами и профсоюзами по социально-экономическому развитию региона.

Совет по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края в качестве консультативно-экспертного органа активно участвует в поиске новых форм партнерства между малым и средним бизнесом и органами власти с целью ускорения экономического роста. Подобные Советы были созданы под руководством городских округов.

В 2007 году продолжилась работа «горячей линии» по вопросам устранения административных барьеров в отношениях предпринимателей с федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В 2007 году на «телефон доверия» поступило 213 звонков от предпринимателей и жителей региона, в т.ч. фактически на административных барьерах - 41, для чего были предложены меры по разрешению конфликтных ситуаций. По другим вопросам были даны необходимые консультации и разъяснения.

В 2007 году на реализацию мероприятий по основным направлениям поддержки из областного бюджета было выделено 4,2 млн. Рублей, из которых около 50 процентов было направлено на стимулирование производственной и инновационной поддержки малого бизнеса.

Таким образом, в Хабаровском крае наблюдаются положительные результаты деятельности малого бизнеса. Однако его потенциал не используется в полной мере. Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие, по-прежнему являются нехватка собственных финансовых ресурсов и недоступность банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей, и слаборазвитая инфраструктура для поддержки малого бизнеса, особенно в регионах.

Государственное регулирование конкуренции в России

Поиск эффективных направлений антимонопольной политики в России

В 1991 году в России был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Его целью является определение организационно-правовых рамок, предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В 1995 году был принят Федеральный закон "О естественных монополиях", который, помимо концепции естественной монополии, определяет основные направления государственного регулирования, такие как:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам,
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии,
  • железнодорожный транспорт и др.

Закон также определяет один из основных методов регулирования деятельности естественных монополий: регулирование цен, осуществляемое путем установления ценовых барьеров или их максимального уровня.

В настоящее время антимонопольная политика России находится в постоянном поиске эффективных направлений, адекватных российским условиям.

Преференциальное развитие В России направление антимонопольной политики получило, связанное с регулированием прав собственности, препятствующее появлению новых монополий. тем не мение
Блок ценового регулирования действующих монополий, которые не являются естественными, представлен недостаточно.

Для государства особенно важно вести анализ рыночных условий с целью выявления монополистических ценообразование. В развитых странах работают над анализом и выявлением фактов увеличения сговор цены предшествовали применение санкций в отношении монополистов.

Формально подобная практика существует в России, закрепленная в законодательстве. Статья 5 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает использование монопольно высоких цен. На самом деле, существует огромный масштаб их применения. тем не мение антимонопольные органы до сих пор не справились с задачей злоупотребления монопольной властью, а также выявления монополистов. Необходимость в этом направлении ценового регулирования монополий в России очень высока.

Внедрение жестких мер ценообразования Монопольный рынок до перестройки привел российское государство к необходимости либерализации ценообразования и концентрации усилий на создании здоровой конкурентной среды. Теперь прямой сохраняется, но тщательное регулирование цен только на продукцию естественных монополий, деятельность которых нуждается в постоянном и постоянный мониторинг.

В отношении естественных монополий используются следующие методы регулирования: регулирование цен, когда цены (тарифы) или их максимальный уровень определяются непосредственно; выявление потребителей для обязательного обслуживания, или установление минимального уровня их обеспечения.

В ответственность Федеральной антимонопольной службы входит контроль за различные виды деятельности субъектов естественных монополий, в том числе сделки по использованию прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажа или аренда имущества.

Следует отметить, что чрезмерное желание государства контролировать цены на продукцию естественных монополий может также привести к негативным последствиям экономического развития. Известно, что замораживание цен приводит к образованию дефицитов, а недостаточное наполнение производства инфраструктурными услугами приводит к снижению валового национального продукта, что нежелательно. Это обстоятельство объясняет осторожность, с которой Правительство в регулировании цен естественных монополий.

Наибольшие усилия в антимонопольной политике России направлены на регулирование естественных монополий.

В этом случае следующие области считаются приоритетными:

  • отделение независимых предприятий от субъектов естественных монополий, предоставляющих услуги, непосредственно связанные с функциями естественных монополий;
  • организация контроля над финансовыми потоками природных монополии;
  • контроль уровня тарифов для существующих неконкурентоспособных рынки;
  • совершенствование ценообразования на основе постепенной либерализации цен на продукцию естественных монополий в условиях конкуренции Рынки аренды.

Антимонопольное регулирование в России приняли наиболее развитые формы только на рынке товаров. Остальные рынки испытывают более слабую антимонопольную коррекцию, которая строится на фрагментарной правовой основе.

Антимонопольная политика оказалась неэффективной в результате роста официальной коррупции. Их интеграция в бизнес предполагает захват больших кусков рынка. Антимонопольный Политика не означает оказывать им должное сопротивление, опасаясь конфликтов с властью. В этой области со временем должны быть созданы и отлажены механизмы реализации законов.

Антимонопольное регулирование должно использовать имеющиеся резервы его эффективности. Потребность в этом будет возникают на этапе экономического роста, в который Российская экономика. Именно на стадии роста монопольная власть обычно становится хуже. С ростом рыночного спроса монополии получают возможность активировать свои ценовые стратегии, которые обеспечивают инфляционное воздействие на экономику.

Таким образом, антимонопольное регулирование не должно ограничиваться надзором за соблюдением правил поведения на рынке, а должно носить конструктивный характер. Соблюдение законодательства о конкуренции должно контролироваться, а нарушения должны применяться. Однако все карательные рычаги влияния бесполезны, если не уделить должного внимания проблемам развития отечественных производителей, повышения их конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности государства и общества, поощрения респектабельных, законных методов ведения бизнеса.

Пути развития конкурентной политики в России

Основное направление конкурентной политики России в настоящее время по-прежнему определяется совершенствованием антимонопольного законодательства.

В настоящее время органом, контролирующим и контролирующим соблюдение антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба России. Крайне важно, чтобы в его функции не входило формирование и реализация конкурентной политики в направлении создания и развития конкуренции. В настоящее время ни одно государственное учреждение не было наделено такими функциями.

На современном этапе развития конкурентной среды выделяются четыре основные группы проблем:

  1. Структурные проблемы российской экономики.
  2. Несовершенство правового регулирования и правоохранительных механизмов.
  3. Низкая правовая культура.
  4. Теневая экономика и коррупция.

Они также подчеркивают такие проблемы, как неразвитость малого и среднего бизнеса, недостаточная конкурентоспособность российского бизнеса и недостатки проведенной приватизации.

В настоящее время еще одной проблемой высокой монополизации рынков является еще одна проблема - олигополизация рынков в результате картельных соглашений.

Одним из важнейших направлений развития конкуренции должна стать поддержка малого и среднего бизнеса, который напрямую страдает от сильной монополизации и олигополизации рынка. Предпринимательство постоянно сталкивается с целым рядом проблем. Главными среди них являются административные барьеры, несовершенство кредитной, налоговой и ценовой политики государства по отношению к малому и среднему бизнесу.

Актуальной проблемой сегодня является отсутствие разработки механизмов защиты отечественных производителей, несовершенство таможенно-тарифной политики. В настоящее время предпринимаются попытки изменить ситуацию, курс российского правительства направлен на использование антидемпинговых механизмов при защите внутренних рынков.

Результаты приватизации, которая стала основным следствием износа основных фондов, также оказали негативное влияние на развитие конкуренции в Российской Федерации.

В основном несовершенство правового регулирования заключается в недостатках материальных и процессуальных норм антимонопольного законодательства, а также судебной практики.

Серьезным недостатком материальных норм является исключительно санкционирующий характер антимонопольного законодательства, что выражается в отсутствии норм развития конкуренции, неразвитости и непоследовательности конкурентной политики, отсутствии доктринального документа, определяющего эту политику, а также превентивные механизмы и механизмы защиты интересов затронутых субъектов.

В блоке проблем, связанных с процессуальными нормами, следует отметить длительность расследования антимонопольных правонарушений, неразвитость механизмов контроля и надзора за исполнением решений, отсутствие полномочий антимонопольных органов по расследованию дел, и их слабые отношения с правоохранительными органами.

Проблемы, связанные с низкой правовой культурой, включают низкий уровень рыночной культуры и низкий уровень правовой осведомленности потребителей. Не существует систем информирования участников рынка о возможности использования закона о конкуренции для защиты их интересов. Отсутствие продвижения на рынке конкурентных отношений. Необходимо ввести специализированные учебные курсы, проводить государственную пропаганду в СМИ. В связи с этой проблемой особенно важна роль всевозможных союзов и ассоциаций, торгово-промышленных палат и других общественных организаций. Необходимо разработать такой документ, как Кодекс конкурентного поведения, который носит рекомендательный характер.

Теневая экономика и коррупция позволяют отдельным субъектам хозяйствования получать преимущества в предпринимательской деятельности не конкурентными методами, а с помощью внесудебных методов, что подрывает нормальную конкуренцию,

Использование коррупционных методов допускает недобросовестную конкуренцию. Например, вы можете серьезно подорвать его деловую репутацию как конкурента или даже избавиться от него, отправив антимонопольные органы.

Таким образом, в настоящее время необходимость единой последовательной государственной конкурентной политики в России очевидна. Во-первых, необходим национальный доктринальный документ, который устанавливает политику в области конкуренции, определяет ее основные задачи, цели, конкретные меры и темы их реализации.

Во-вторых, необходимо совершенствовать антимонопольное законодательство.

В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных актов, которые позволили бы реализовать законодательные нормы.

Вывод:

Конкуренция - это сложная и многогранная экономическая категория, которая является цивилизованной, легализованной формой борьбы за существование и одним из наиболее эффективных механизмов выбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция может быть определена как борьба между субъектами рынка за более выгодный и экологичный номинально оптимальные результаты производства и реализации товаров, для качество товаров, которыми обмениваются и потребительские услуги, для общественности признание труда, воплощенного в этих выгодах. Условия, в которых субъекты соревнуются, называются конкурентной средой. Чем более развита конкурентная среда, тем эффективнее механизм рыночной экономики.

В условиях формирования рыночных отношений конкурентная среда должна формироваться под контролем государства путем увеличения числа конкурирующих субъектов и создания таких экономических, правовых, социально-политических и организационных условий во всех сферах экономики, которые бы обеспечить создание самовоспроизводящегося механизма конкуренции. Формирование конкурентной среды также невозможно без следующих факторов: наличие законов и нормативных актов, обеспечивающих свободу ценообразования, внешнеэкономической деятельности, входа и выхода на рынок; разгосударствление и приватизация; антимонопольные меры; поддержка налогового бизнеса; формирование рынка труда и ценных бумаг.

Важнейшим инструментом формирования и развития конкурентной среды является антимонопольное регулирование - комплекс мер, направленных на ограничение концентрации и монополистической деятельности субъектов хозяйствования.

Антимонопольное регулирование не должно ограничиваться надзором за соблюдением правил поведения на рынке, а должно быть конструктивным. Соблюдение законодательства о конкуренции должно контролироваться, а нарушения должны применяться. Однако все карательные рычаги влияния бесполезны, если не уделить должного внимания проблемам развития отечественных производителей, повышения их конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности государства и общества, поощрения респектабельных, законных методов ведения бизнеса.

В целом уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рынка и потребностей российской экономики. Однако тенденция к увеличению предприятий в определенных секторах экономики на фоне восстановления экономики должна впоследствии привести к положительным результатам в развитии конкурентной среды.

В Хабаровском крае наблюдаются положительные результаты деятельности малого бизнеса. Однако его потенциал не используется в полной мере. Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие, по-прежнему являются нехватка собственных финансовых ресурсов и недоступность банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей, и слаборазвитая инфраструктура для поддержки малого бизнеса, особенно в регионах.

В настоящее время необходимость единой, последовательной государственной конкурентной политики в России очевидна. Во-первых, необходим национальный доктринальный документ, который устанавливает политику в области конкуренции, определяет ее основные задачи, цели, конкретные меры и темы их реализации.

Во-вторых, необходимо совершенствовать антимонопольное законодательство.

В-третьих, необходима дальнейшая работа по разработке пакета подзаконных актов, которые позволили бы реализовать законодательные нормы.