Разработка средств коллективной защиты для снижения уровней профессиональных рисков в гальваническом цехе

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Валютная система при золотодолларовом стандарте

Виды математических моделей

Экономическое поведение человека: основные мотивы и ограничения

Финансы. Финансовая система. Сущность финансовой системы и ее причины

 

Введение:

Непременный спутник трудовой деятельности человека профессиональный риск. Неуклонный рост числа техногенных аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости требует решения ряда научных и практических задач, направленных на страхование работников от возможных изменений их материального и социального положения в связи с не зависящими от них обстоятельствами.

По данным Всемирной организации здравоохранения, более 100 тысяч химических веществ, около 50 физических и 200 биологических факторов, около 20 неблагоприятных эргономических условий и такой же объем физической активности в сочетании с бесчисленными психологическими проблемами могут стать причиной инвалидности сотрудника и нарушить его социальную жизнь. благополучие. Безопасность человека становится важнейшей характеристикой качества современной трудовой жизни и состояния экономики. Неуклонный рост количества техногенных аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости потребовал решения ряда научных и практических задач, связанных со снижением социальных рисков и определением приемлемого уровня безопасности. 

Защита здоровья граждан, поддержание их активной долгой жизни, оказание им медицинской помощи приоритетное направление социальной политики государства. Уровень здоровья нации свидетельствует о благополучии общества. По данным Фонда «Общественное мнение», россияне считают реформу здравоохранения самой значительной среди проводимых социальных реформ. Исключительная социальная значимость жизни и здоровья человека предопределила закрепление конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. 

Действие рыночных механизмов саморегулирования неизбежно подталкивает предпринимателей к максимальному увеличению прибыли, к борьбе за выживание в конкурентной среде. В то же время затраты на воспроизводство рабочей силы, в которые входят выплаты на социальную защиту работников, воспринимаются как необоснованные и неэффективные. В связи с этим возрастает роль государства как регулятора социально-трудовых процессов. 

Характер экономических отношений определяет принципы построения и содержание деятельности социальных институтов общества, в том числе социально-экономическую защиту работников от профессиональных рисков.

Кардинальные изменения в основных экономических отношениях в сфере труда, произошедшие за последнее десятилетие, потребовали нового понимания многих аспектов экономического, социального и управленческого характера организации социальной защиты работников от профессиональных рисков. Во многом это связано с формированием экономических и организационных механизмов принципиально нового для России института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что определяет актуальность широкого спектра исследований в этой области. Для реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» необходима разработка большого количества законодательных и нормативных актов, конкретизирующих и дополняющих его положения и основанных на результатах научных исследований в этой области. 

Защита от профессионального риска может осуществляться правовыми средствами различных отраслей права. Но наиболее значимая роль здесь отводится средствам трудового права и права социального обеспечения (коллективные и индивидуальные трудовые договоры, охрана труда, особый режим рабочего времени и времени отдыха, особенности оплаты труда, льгот и гарантий в сфере социальной защиты). безопасность). Особой формой социальной защиты, которая специально разработана для учета и компенсации социальных рисков, является социальное страхование. 

Понятие социального и профессионального риска

Профессиональный риск это разновидность социального риска, поэтому он имеет основные черты последнего. Общей чертой профессиональных и социальных рисков является то, что они представляют собой возможность потери заработка или другого трудового дохода. Особенностью профессионального риска является причинно-следственная связь между потерей заработка и профессиональной деятельностью человека. 

Неслучайно большинство авторов приходят к выводу, что возникновение социального риска неразрывно связано с капиталистическим этапом развития общества. С превращением труда в товар и, соответственно, заработной платы в основной источник средств существования для многих членов общества возникает особый тип социальной незащищенности высокая вероятность риска материальной незащищенности из-за потери заработка. 

Отсутствие безопасности при капитализме было вызвано различными причинами, которые можно разделить на три группы: экономические: безработица, тяжелые и вредные условия труда, влекущие за собой производственные травмы и профессиональные заболевания; физиологические: инвалидность от общего заболевания, беременность, роды, старость; демографические: содержание и воспитание детей. 

НА. Вигдорчик отличал социальный риск от других видов риска на том основании, что он связан с потерей заработка, поэтому ему подвержены только трудящиеся массы. 

Потеря заработка рассматривается многими авторами как главный признак социального риска. Отсутствие спроса на рабочую силу и потеря работником трудоспособности являются основными причинами отсутствия материальной безопасности. В юридической литературе были предложены более широкие толкования. З.Р. Теттенборн включил в понятие социального риска не только риск потери заработка, но и случаи «материального бремени», например, рождение ребенка, смерть члена семьи и т. д. Социальный риск в современных условиях Мачульская связывает с падением уровня жизни ниже прожиточного минимума. 

Анализ изложенных в научной литературе точек зрения позволяет выделить два основных подхода к пониманию социального риска. Социальный риск в широком смысле слова это опасность материальной незащищенности, связанная с различными причинами. В узком смысле социальный риск это вероятность потери заработка или другого трудового дохода. Как видите, неотъемлемой составляющей социального риска является его экономический характер. 

Большинство авторов рассматривают понятие «социальный риск» применительно к социальному страхованию. При этом следует различать понятия «социальный риск» и «риск социального страхования». По мнению М.Ю. Федоровой, социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества. Можно отметить, что это не обязательно будут случаи материальной незащищенности (хотя это наиболее распространенные риски), например, отсутствие средств к существованию, жилья, предметов домашнего обихода, одежды и т. д. Кроме того, основой для социальных услуг может быть тяжелая жизненная ситуация, разновидностями которой являются одиночество, сиротство, пренебрежение, конфликты и насилие в семье и т. д. (ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»). Федерация»). 

Подчеркнем, что социальный риск может быть связан как с материальной незащищенностью, так и с другими неблагоприятными ситуациями. Поэтому определение социального риска, связанного только с материальной безопасностью жизни человека, кажется слишком узким. Социальный риск связан с потерей заработка или других трудовых доходов, падением уровня жизни ниже прожиточного минимума, то есть только с материальной незащищенностью. Также социальный риск определяется как вероятность материальной незащищенности. Авторы, изучая понятие риска социального страхования, приходят к выводу, что этот вид риска является социально-экономическим, поскольку охватывает только экономически активное население и связан с потерей заработка или других трудовых доходов вследствие к невозможности участия в хозяйственном процессе по причинам, признанным в обществе уважительными. Кроме того, автор выделяет еще одну особенность этого вида риска страховую форму компенсации. 

Таким образом, социальный риск это неблагоприятная ситуация, которая может иметь как экономический, так и иной характер. В свою очередь, неблагоприятные ситуации экономического характера (материальная незащищенность) могут быть связаны с потерей заработка, с необходимостью нести дополнительные общественно значимые расходы, а также с другими причинами. 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» под социальным страхованием понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. Это определение подверглось критике. Предлагается, в частности, исключить из этого определения упоминание об изменении социального статуса и уточнить, как именно может быть выражено изменение финансового положения застрахованных граждан. 

Степень социального риска, которому подвергаются определенные группы людей, зависит от различных факторов. Один из них профессиональная деятельность, связанная с повышенной опасностью для работника. Фактически трудоспособное население можно рассматривать как специфическую группу риска, которая испытывает двойную нагрузку внешних неблагоприятных факторов на производстве и в повседневной жизни. 

Вопросы, связанные с профессиональным риском в системе социального страхования, недостаточно изучены в юридической науке. Профессиональный риск, как и риск в целом, можно охарактеризовать как чрезвычайно сложное и многогранное явление. Автор, рассматривая риск в сфере труда как один из видов риска, считает, что его особенности сводятся к институционализации (обусловленность вида труда), недобровольному участию (низкая степень свободы), предсказуемости (за исключением технологических рисков со значительными последствиями), постоянное увеличение масштаба, увеличивая стоимость ошибки. Таким образом, работник сознательно попадает в условия, влекущие за собой рискованные ситуации, поскольку для него основной формой жизнеобеспечения является работа по определенной профессии или специальности, из-за чего он ограничен в выборе альтернативных вариантов поведения. 

Несмотря на то, что социальная и профессиональная мобильность является неотъемлемой чертой рыночной экономики, общество заинтересовано в сохранении профессиональной принадлежности тех категорий работников, которые осуществляют социально значимую деятельность (например, врачей и учителей). Учитывая это, лица, занимающиеся отдельными видами профессиональной деятельности, нуждаются в особой защите от профессионального риска. 

В литературе представлены различные подходы к пониманию профессионального риска. Некоторые авторы определяют это как опасность причинения работником материального ущерба работодателю при исполнении своих профессиональных обязанностей. Но более распространена точка зрения, что профессиональный риск связан с возможностью причинения вреда работнику в процессе работы. 

Чтобы выявить сущность профессионального риска, рассмотрим его связь с социальным риском.

Научный анализ различных взглядов на эту проблему позволяет выделить две точки зрения:

  1. социальный и профессиональный риск самостоятельные виды риска;
  2. профессиональный риск разновидность социального риска.

Первая точка зрения основана на следующих фактах. Продолжительный рабочий день, ночные смены, интенсивность труда, плохие санитарно-гигиенические условия привели к росту заболеваемости, несчастных случаев, быстрому износу тела рабочего, повышению уровня инвалидности и смертности. Все эти опасности обычно называют профессиональным риском, поскольку они вызваны длительным воздействием вредных и тяжелых производственных факторов. Только сами рабочие подвергаются непосредственному профессиональному риску. Его влияние косвенно ощущают члены семьи, поскольку их имущественное положение зависит от состояния здоровья кормильца. 

Из-за крайне низкой заработной платы рабочие вели образ жизни, который не отвечал даже минимальным потребностям и не соответствовал культурному уровню, достигнутому обществом в целом. Неудовлетворительное качество жилья, плохое питание, отсутствие медицинской помощи среди рабочих и самозанятого населения (мелкие ремесленники, торговцы и др.) Вызвали большое количество различных заболеваний. Эти последствия развития капитализма называются непрофессиональным (социальным) риском, которому подвергаются все представители рабочего класса, включая членов их семей, вплоть до их самых маленьких детей. Таким образом, появление профессиональных рисков, следуя первой точке зрения, определяет наличие социальных рисков. Эта точка зрения во многом отражает исторические аспекты формирования системы социальной защиты и не в полной мере применима для оценки текущей ситуации. Однако профессиональный риск нельзя противопоставлять социальному риску, учитывая его сущность и правовую природу, поскольку он также носит социальный характер. 

История создания теории социальной защиты

Работа многих отечественных и зарубежных исследователей посвящена разработке теоретических и практических основ обеспечения социальной защиты работников.

Первые систематизированные теоретические разработки, в которых основное внимание уделялось социальным вопросам труда, были выполнены представителями школы «человеческих отношений» в США в 30-40-е годы XX века.

К этому периоду относится психофизиологический подход эргономистов и их социально-психологическая теория развития потребностей и удовлетворения от работы (А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг), авторы которой выдвигают идею иерархической динамики. развития потребностей человека от низших к высшим.

Важным моментом этого периода стала проблема определения роли государства в социальной защите трудящихся. Этой проблеме были посвящены работы Дж. М. Кейнса, идеи которого в области социальной защиты творчески развивал английский ученый У. Беверидж. По его мнению, проблемы условий труда должно решать государство на основе реализации принципа эффективного распределения власти законодательной, исполнительной и судебной. В тот же период финский социал-демократический ученый П. Кууси отметил, что необходимо сосредоточить внимание не только на защите «слабых» и «нуждающихся», но и на всей нации. 

Важной вехой в создании теории социальной защиты следует считать вклад немецких ученых неолибералов (Л. Рюстов, В. Репке, Ф. Бём, В. Ойкен и Г. Гроссманн-Дерт), разработавших эту концепцию. «социальной рыночной экономики», выделившей государство как один из наиболее активных субъектов. В начале 1950-х годов это теоретическое направление продолжили А. Мюллер-Арма, В. Репке, Л. Эрхард. Суть социальной рыночной экономики в их интерпретации заключается в синтезе экономической свободы и идеалов государства всеобщего благосостояния, связанных с социальной защитой членов общества и социальной справедливостью. 

В России начала ХХ века Н.Е. Введенский, В.В. Бервы-Флеровский, Н.А. Вигдорчик, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Хлопин. 

В последние годы социальная защита населения, в частности рабочих, стала объектом пристального внимания ученых. Социальная защита как система рассматривается в работах Егорова Е.В., Кадомцева С.В., Ракицкого Б.В., Ройка В.Д., Кульбовской Н.К., Римашевской Н.Е., Слезингера Г.Е., а также была предметом исследования таких организаций, как НИИ труда. и социального страхования, Центр уровня жизни, социального обеспечения и рынка труда, Академия труда и социальных отношений и др. 

Отдавая должное проведенным ранее исследованиям, следует отметить, что многие актуальные вопросы безопасности труда и социально-экономической защиты работников еще не нашли своего решения и продолжают оставаться актуальными в нашей стране.

Проблема социальной защиты работников от профессиональных рисков изучена в трудах ученых из институтов труда, охраны труда, в том числе НИИ труда и социального страхования Минтруда России, НИИ проблем охраны труда, Всероссийский центр охраны труда, Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН.

Теоретические аспекты социальной защиты работников изучались в трудах российских ученых, среди которых Куликов В.В., Римашевская Н.М., Ройк В.Д., Павлюченко В.Г., Петросянц Е.В., Макушин В.Г. ., Слизингер Г.Е., Зубкова А.Ф., Кульбовская Н.К., Гонтмахер Э.Ш., Соловьев А.П., Збышко Б.Г., Файнбург Г.З.

В промышленно развитых странах накоплен большой опыт развития системы социальной защиты, который закреплен в принятых конвенциях Международной организации труда, Европейской социальной хартии и Европейском социальном кодексе.

Социальная защита как экономическая категория

Система социальной защиты в рыночной экономике имеет давнюю историю, каждый этап которой характеризовался преобладанием той или иной формы. Уже в средние века существовала так называемая социальная помощь, основанная на религиозной благотворительности. Децентрализация такой помощи до уровня приходов упростила проверку нуждаемости и, соответственно, высокую адресность помощи. 

ХХ век ознаменовался колоссальными преобразованиями в социальной сфере. Развитие городов и промышленности привело к тому, что присущие сельской местности обычаи, когда семья ухаживала за инвалидами, стали невозможными из-за частого разлучения детей с семьей. Риск потери дохода и средств к существованию также увеличился по мере освоения новых земель. Если прежние изменения на рынке труда, кризисные явления в экономике, совершенствование техники, приведшие к появлению «лишней» массы рабочих, можно было компенсировать переездом на новые неосвоенные земли, то к концу XIX в. века это стало невозможно. Развитие экономики, появление новых технологий способствовало увеличению рисков потери трудоспособности в результате травм, болезней, безработицы. 

Одновременно с индивидуальными методами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных сбережений и благотворительной деятельности религиозных организаций государство постепенно начало брать на себя обязательство гарантировать компенсацию последствий этих рисков для обеспечения стабильности в обществе. Этому также способствовало усиление роли общественных организаций (таких как профсоюзы и другие общественные объединения), которые в свою очередь начали активно развиваться в условиях роста класса наемных рабочих. 

ХХ век показал пример двух систем, первая из которых характеризуется постепенным развитием социальной защиты и изменением роли государства в социальной сфере при сохранении основ рынка, когда государство берет на себя смягчение всех последствий. негативные последствия рыночных отношений. Эта экономическая система называется смешанной экономикой. Второй тип системы, существовавший в СССР и других социалистических странах, характеризовался административно-планировочными принципами в экономике, полной занятостью и одновременно социальным обеспечением инвалидов за счет средств, сосредоточенных в государственном бюджете ( включая бюджет социального страхования). При этом государство выступило и как работодатель, и как гарант на случай частичной или полной нетрудоспособности. 

Очевидно, было бы неправильно полагать, что развитие социального обеспечения (и социального страхования как одной из его сфер) в рамках этих систем происходило изолированно друг от друга. Похоже, что именно социальные потрясения и глубокие преобразования в бывшем СССР послужили толчком к расширению социальных гарантий для рабочих в государствах Западной Европы, США, Канаде, Японии и др. Например, в США закон о социальном страховании 1935 г. подвергся беспощадной критике, инициатора его принятия президент Рузвельт был назван «предателем интересов своего класса», но после Второй «мировой войны», когда появились результаты реализации этого закона, Рузвельта приветствовали его противниками как спасителя капитализма и рыночной экономики. 

Разработка средств коллективной защиты для снижения уровней профессиональных рисков в гальваническом цехе

Таким образом, в рамках социальной политики, проводимой государством в ХХ веке, можно выделить систему обязательных гарантий предоставления гражданам в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, потери кормильца работа, а также малообеспеченные семьи. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие социальной защиты. 

Термин «социальная защита» («социальное обеспечение») впервые был использован в Законе о социальном обеспечении США от 1935 года, который, в свою очередь, стимулировал разработку программ помощи пожилым людям, инвалидам и безработным. В 1958 году этот термин был использован в законодательном акте Новой Зеландии и вскоре быстро нашел широкое распространение в Международной организации труда (МОТ), так как он просто и доходчиво выражал смысл существующих серьезных проблем и ожиданий значительных слоев населения. различных стран в этой области. Впоследствии сфера применения этой категории была значительно расширена за счет разработки и принятия концепций и рекомендаций МОТ, ВОЗ, ISSA по социальному страхованию и социальной помощи, гарантирующих минимальные доходы работников в случае инвалидности, а также в этой сфере. условий труда, безопасности труда и заработной платы. 

В отечественной научной литературе термин «социальная защита работников» появился сравнительно недавно, с началом «перестройки» (1989–1990). До этого отсутствие социальных рисков отечественные идеологи относили к одному из преимуществ, присущих (рыночные преобразования (1991–1992), категория «социальная защита» стала широко использоваться при характеристике социальной политики государства. При этом обозначено несколько методологических подходов к определению понятийного аппарата данной категории. Значительная часть смысловой нагрузки понятия «социальная защита» или «социальная защита» определяется в достаточно широких рамках, что характерно для российских ученых. 

Следует отметить, что разработка научно обоснованного определения социально-экономической категории «социальная защита» происходит в двух измерениях в широком (политико-экономическом) смысле и в более узком как особая социально-экономическая категория.

Таким образом, социально-экономическая категория «социальная безопасность» рассматривается с позиций политической экономии и характеризуется наиболее существенными свойствами этого явления. В широком смысле социальная безопасность это социальный порядок, при котором объекты могут полагаться на социальную систему в продвижении, защите своих интересов, формировании и защите своего положения в обществе.

Социальное обеспечение всегда означает, что: 

  • социальный статус того или иного, либо всех субъектов общества защищен;
  • есть субъекты, отстаивающие свое социальное положение; (положения) от действия этих факторов и безопасность требуется;
  • могут быть определены степени (уровни) безопасности;
  • существуют формы безопасности, которые отражают все вышеперечисленное.

Широкую смысловую нагрузку в определение этой категории кладет и В.Л. Сенчагов с соавторами: «Социальная защищенность это определенный набор реальных прав и свобод граждан, обеспечивающий гарантированный обществом уровень безопасности и комфорта их жизни. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и накопленным национальным богатством, а также механизмами, созданными для обеспечения безопасности». 

Определение категории «социальная защита населения», которое дает Щербаков В.И., отражает ее сущность с конкретной экономической точки зрения: «Социальная защита населения понимается как многогранная система экономических, правовых и социальных гарантий, взаимосвязанная со всеми законодательными и исполнительные решения различного уровня. о том, что будут соблюдаться важнейшие социальные права каждого члена общества. Таким образом, для трудоспособного населения это, прежде всего, право на труд, получение дохода от своей деятельности, обеспечение им достойный уровень и качество жизни, нормальные условия труда, отдыха». При определении сущности категории В.И. Щербаков делает акцент на социальных гарантиях и правах работников, а также различает социальную защиту трудоспособного и нетрудоспособного населения. 

Близко к этому определению интерпретации А.Г. Антипиева и О.В. Ромашевой Итак, А.Г. Антипьев рассматривает социальную защиту как явление с точки зрения системного характера и дает ему следующее определение: «Систему социальной защиты можно определить как совокупность социальных -экономические отношения, включающие в себя комплекс социальных гарантий, законодательно закрепленные права и подсистемы. Обеспечивает трудоспособным гражданам равные условия для повышения их благосостояния за счет личного труда, экономической независимости и предпринимательства, а также инвалидам и социально уязвимым слоям населения. населению, преимущества в использовании общественных фондов потребления, в прямой материальной поддержке в виде льгот, стипендий и других выплат, в снижении налогов». 

Разделяя точку зрения В.И. Щербаковой, А.Г. Антипиева и О.В. Ромашева о важности социальных гарантий и прав работников, А.И. Амоша дополняет приведенные выше определения категории «социальная защита» такими характеристиками, как «факторы риска», «уровни применяемого риск ». По его мнению, «социальная защита работников это система социально-экономических и правовых гарантий, которые обеспечивают личное и социальное благополучие за счет затрат труда, экономической независимости и предпринимательства и смягчают (предотвращают) факторы социального риска. Социальная защита предназначена для выявления причин. социальных рисков, оценить возможность воздействия на них на различных этапах возникновения и развития, а также обеспечить формирование и реализацию системы социальных гарантий на уровне приемлемого риска для данных экономических условий социального развития». 

Основным фактором социального риска для работников является риск снижения или потери дохода из-за инвалидности, старости или безработицы. В связи с этим наиболее точным определением социальной защиты работников представляется определение, данное в учебном пособии «Экономика труда»: «Социальная защита работников это система экономических, социальных, правовых, организационных и технических мер по защите работников. от неблагоприятных факторов (социальный и профессиональный риск), ухудшающих качество их трудовой жизни, в целях защиты здоровья, трудоспособности работников, их финансового положения, путем создания на предприятиях специальных механизмов, фондов и институтов социальной защиты, регионов и государства, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми договорами». Комплекс таких мероприятий состоит из следующих основных элементов: 

Социально-экономические элементы:

  • формирование социальных фондов (как государственных, так и негосударственных) с целью экономической поддержки мероприятий;
  • обеспечение минимальной заработной платы, оплачиваемого отпуска, пособий по старости и инвалидности;
  • финансирование организационных и технических мероприятий по обеспечению социальной защиты населения;
  • создание экономических механизмов, обеспечивающих материальную заинтересованность в социальной самообороне и самоорганизации систем социальной защиты;
  • материальная компенсация последствий социальных рисков.

Технические элементы:

  • уровень механизации, автоматизации производственных процессов,
  • состояние основных средств, инструментов и предметов труда с точки зрения минимизации риска инвалидности, инвалидности и, как следствие, социальной незащищенности;
  • технические и технологические факторы роста производительности труда.

Правовые элементы:

  • система законодательных актов, формирующих основные социальные гарантии и социальные стандарты государства;
  • законодательная база формирования и функционирования институтов социальной защиты;
  • законодательные нормы трудового права.

Организационные элементы:

  • создание системы контроля за соблюдением трудовых прав работников (инспекции труда, профсоюзы, службы социальной защиты и др.);
  • создание институтов социальной защиты;
  • создание систем выявления и предупреждения факторов риска (проверка состояния охраны труда, периодические медицинские осмотры, системы переподготовки рабочих).

Эти элементы влияют на процесс формирования социальной защиты одновременно и в неразрывном единстве: они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и находятся в постоянном взаимодействии. По сути, они охватывают весь процесс трудовой жизни человека, и описать их в рамках одной диссертационной работы невозможно. 

Под механизмами социальной защиты понимаются индивидуальные комбинации экономических, социальных, правовых и организационных элементов, предназначенные для обеспечения определенных типов защиты, а также инструменты для достижения согласия между социальными субъектами. Социальная защита осуществляется через политические, правовые, экономические и организационные механизмы. 

Под институтами социальной защиты понимаются организационно-правовые структуры, предназначенные для выполнения целевых функций защиты в соответствии с четко определенными правовыми статусами и экономическими возможностями.

Анализ мирового опыта позволяет выделить пять основных институтов социальной защиты.

Государственная социальная помощь лицам, которые в силу отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно обеспечивать свое материальное существование. Социальная помощь носит преимущественно благотворительный характер. Пенсии и пособия в рамках социальной помощи предоставляются только установленным законом категориям граждан. Получение физическими лицами социальной помощи происходит независимо от их участия в общественно-полезной трудовой деятельности и носит характер социально-алиментных отношений государства к уязвимым категориям населения (детям-инвалидам с детства; лицам с другими ранними стадиями инвалидности; лица, не имеющие необходимого опыта для получения пенсии). 

Финансовым источником покрытия расходов являются федеральный, региональный и муниципальный бюджеты, формируемые из общей налоговой системы.

Государственное социальное обеспечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категорий граждан (с учетом специфики их трудовой деятельности при выполнении важных государственных функций).

Финансирование осуществляется за счет прямых ассигнований из федерального и региональных бюджетов, формируемых за счет общих и, в некоторых случаях, специальных налогов.

Обязательное социальное страхование это институт социальной защиты экономически активного населения от рисков потери дохода (заработной платы) по причине инвалидности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы.

Источниками финансирования являются страховые взносы работодателей, сотрудников, иногда государства.

Добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование работников в рамках отдельных секторов экономики или компаний, создание которых осуществляется на основании долгосрочных отраслевых или коллективных договоров.

Финансирование осуществляется за счет добровольных взносов работодателя (работника).

Добровольное личное (частное) страхование граждан организуется на договорной основе, что ограничивает его действие фиксированными периодами времени, отдельными видами рисков и финансовыми возможностями страхователей.

По своей природе системы добровольного социального страхования, как правило, являются частными, но их деятельность регулируется специальным законодательством, которое предусматривает систему социальных гарантий для застрахованных.

Сформировать эффективную систему социальной защиты можно только на основе сочетания ее различных видов и организационно-правовых норм, активного и ответственного участия работников, работодателей и государства в ее функционировании.

Заключение

В настоящее время возрастает актуальность вопроса о безопасной жизни людей. В мире, характеризующемся высокой динамикой изменений, сложными экономическими, социальными и политическими отношениями, нарастают неопределенность и нестабильность, расширяется диапазон рисков и масштаб угроз. Особо значимыми среди них являются социальные и профессиональные риски, связанные с безопасностью и охраной труда, наличием рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. 

Сегодня уже общепризнано и практически не вызывает разногласий в обществе, что ключевым моментом совершенствования системы охраны труда в рыночной экономике является создание экономического механизма взаимодействия государства, работодателя и работника. Важнейший из них механизм экономического стимулирования работодателей к созданию. 

Одним из апробированных и проверенных в мировой практике способов решения данной проблемы является реализация принципа страхования как эффективного инструмента социально-экономической защиты сотрудников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Анализ формирования в России системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости свидетельствует о том, что на начальном этапе ее становления (1999-2002 гг.) В общих чертах можно было обеспечить выполнение компенсаторной функции. Что касается двух других профилактического и реабилитационного их еще предстоит проработать. 

В России выявляется очень мало профессиональных заболеваний по сравнению с развитыми странами, где уровни профессионального риска ниже, а системы управления охраной труда выгодно отличаются по уровню эффективности от соответствующих отечественных показателей и характеристик.

Понятно, что последствия «необнаруживаемости» профессиональной заболеваемости чрезвычайно опасны, поскольку заявляют о себе внезапно, застигнув «врасплох», как непредсказуемая лавина. Поэтому специалисты профильных организаций должны предусмотреть профилактические меры, заранее постараться взять «процесс» под контроль. 

В связи с этим представляется необходимым провести комплексный анализ экономических и социальных процессов, вызывающих возникновение риска, результаты которого могут стать основой для построения модели системного управления профессиональным риском с учетом социальных, медицинских, экономические, организационные факторы и уровни уязвимости профессиональных групп работников.