Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия

Содержание:

  1. Теоретико-правовые основы конкурсного производства
  2. Нормативно-правовая база по делам о банкротстве
  3. Реорганизация и ликвидация предприятия
  4. Этап первый: подготовка
  5. Этап второй: сбор информации и выявление проблем
  6. Этап третий: выработка общего и полного понимания проблем, которые необходимо решить
  7. Этап четвертый: организационный и технический дизайн
  8. Этап пятый: социальный дизайн
  9. Этап шестой: конверсии
  10. Ликвидация предприятия-должника
  11. Зарубежный опыт реорганизации и банкротства
  12. Американский закон о банкротстве
  13. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 08.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать дипломные работы по любым предметам, то на странице как написать дипломную работу я подробно написала.

Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Налогообложение в России и за рубежом 
Управление материальными ресурсами проектов
Разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности
Совершенствование системы оплаты труда на предприятии

 

Введение:

Актуальность темы данной курсовой работы определяется высокой социально-экономической значимостью института банкротства в России, а также необходимостью совершенствования нормативных правовых актов о несостоятельности (банкротстве).

Государственное регулирование несостоятельности является сегодня наиболее динамично развивающейся отраслью права и экономики в развитых зарубежных странах, а социально-экономическая политика государства является элементом постоянного изменения и совершенствования нормативно-процессуальных актов в механизме банкротства.

В настоящее время Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла новую редакцию Закона о несостоятельности (банкротстве). Его принятию предшествовали длительные и горячие дискуссии. Все заинтересованные участники дискуссий внесли много изменений и дополнений. Однако многочисленные идеи относительно реформирования этой сферы законодательства зачастую основаны только на определенных негативных фактах, известных авторам, и никак не связаны. Механическое внедрение этих предложений в законодательство не дает каких-либо положительных результатов, а, наоборот, может привести к деформации единой системы несостоятельности (банкротству) и привести к нежелательным последствиям.

Целью курсовой работы является изучение процедур банкротства и реорганизации предприятия.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  •  рассмотреть общие положения и концепции банкротства предприятий в Российской Федерации,
  •  изучить правовое регулирование процедур банкротства,
  •  рассмотреть понятие и содержание процедуры реорганизации,
  •  рассмотреть процесс ликвидации предприятия-должника,
  •  рассмотреть американскую концепцию реорганизации и банкротства,
  •  изучить закон США о банкротстве.

Объектом изучения курсовой работы является процесс ликвидации предприятия — должника.

Предметом исследования являются процедуры банкротства и реорганизации.

В процессе написания использовались следующие методы экономического исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, дедуктивный, индуктивный, метод анализа и синтеза.

Многие ученые, такие как Ю.П., изучали эту проблему. Орловский, Л. Баренбойм, Е. Козлова, В.И. Власов, Д. Попов, Г.В. Давыдова, А.Ю. Беликов и др.

Теоретико-правовые основы конкурсного производства

Общие положения и понятия о банкротстве предприятий в Российской Федерации

Конкуренция, как неотъемлемый элемент рыночных отношений, предполагает не только определенный рыночный динамизм, но и ее противоположную, отрицательную сторону — стагнацию (стагнацию) производства. Последнее связано с нестабильным финансовым положением предприятия, вызванным отсутствием или недостаточностью оборотного капитала, ростом просроченной и дебиторской задолженности и другими обстоятельствами, приводящими к его банкротству, то есть прекращением платежей по их обязательствам.

Основная роль в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) отводится Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в задачи которого входит исключение несостоятельных юридических лиц из гражданского оборота и предоставить добросовестным предпринимателям возможность улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и снова добиться финансовой стабильности.

В соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельностью является юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением государственного предприятия), а также действующее в форме потребительского кооператива или Благотворительный или иной фонд и не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, могут быть признаны только по решению суда.

Такое решение влечет за собой ликвидацию юридического лица.

Впервые понятие «банкротство» было определено в Указе Президента № 623 от 14 июня 1992 года «О мерах по поддержке и совершенствованию несостоятельных государственных предприятий и применении к ним специальных процедур». Государственные предприятия считаются банкротами, в том числе предприятия, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет 50 и более процентов.

Настоящий Указ, а также Закон Российской Федерации «О несостоятельности предприятий», принятый 19 ноября 1992 года, вступивший в силу 1 марта 1993 года, не были реально задействованы.

Толчком к «продаже с молотка» обанкротившихся государственных предприятий стало завершение 30 июня 1994 г. чековой приватизации и формирование частных и коллективных форм собственности. К 1 июля 1994 года около 70% занятых в промышленности работали на приватизированных предприятиях, доля которых в общей стоимости имущества составляла 60-70%.

К сожалению, количество не пошло в качество. «Шоковая терапия» не дала положительных результатов. Критическое финансовое положение большинства предприятий, вызванное кризисом неплатежей и падением объемов производства, требует переосмысления характера финансово-экономических процедур. Предполагается, что акцент в приватизации после приватизации будет сделан не только на формировании слоя частных собственников, но и на реконструкции приватизированных предприятий с участием как государственного, так и частного капитала. Качественный показатель деятельности этих предприятий с учетом отраслевых и региональных особенностей должен получить приоритеты при либерализации приватизационных процедур.

Дальнейший путь к рынку связан с денежной приватизацией, которая, по замыслу ее авторов и разработчиков, будет способствовать формированию рациональной структуры капитала приватизированных предприятий. В этом направлении планируется использовать специально организованную продажу непроданных пакетов акций, принадлежащих государственным (муниципальным) предприятиям, по инвестиционным тендерам. Мелкие инвесторы получают право приобрести не менее 30% акций любого акционерного общества. Предполагается, что у них уже есть накопления, накопленные на первом этапе, в процессе проверки приватизации. Обязательная продажа имущества предприятий несостоятельных должников введена в практику по требованию кредиторов для ускорения решения проблемы неплатежей в народном хозяйстве. В связи с этим предполагается, что это фактически связано с обращением векселей.

Средства государства и иностранных инвесторов планируется инвестировать в реконструкцию приватизированных предприятий только при соблюдении следующих требований:

  •  корпоративное управление;
  •  в частной собственности трудового коллектива более 90% акций;
  •  отсутствие ограничений на покупку и продажу акций предприятия;
  •  наличие независимого регистратора, осуществляющего ведение реестра акционеров этого предприятия.

Постприватизация расширила перечень методов покупки недвижимости, разработав схемы приватизации для сверхбольших предприятий с уставным капиталом не менее 10 млрд. рублей в ценах по состоянию на 1 января 1992 года организован конкурс на соучредительство, аренда имущества запрещена к приватизации. Особое внимание ожидается уделить специализированным денежным аукционам.

На данном этапе приватизации государственного имущества планируется запустить механизм банкротства, нормативной базой которого являются не только вышеперечисленные акты, но и ряд новых.

Продолжающийся спад производства и растущий кризис неплатежей в национальной экономике определили стратегию реформирования экономики в ближайшем будущем, что в значительной степени проявляется в функциях, возложенных на Федеральное ведомство по вопросам несостоятельности (банкротства).

К ним относятся:

  •  анализ финансового состояния и причин несостоятельности предприятия с неудовлетворительной структурой баланса с целью его обязательной приватизации;
  •  подготовка указанным предприятием под контролем Федерального ведомства необходимых документов в арбитражном суде для возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве);
  •  подача заявления в арбитражный суд об установлении опеки над неплатежеспособным обществом по управлению имуществом, комплекс мер по реабилитации (реорганизации);
  •  определение условий для восстановления платежеспособности предприятия-должника;
  •  рассмотрение плана внешнего управления имуществом предприятия и представление его результатов в арбитражный суд;
  •  принятие решения о добровольной ликвидации предприятия-должника и утверждение решения о его добровольной ликвидации;
  •  выбор условий и критериев проведения конкурса и его организации при назначении арбитражного управляющего с учетом мнения кредиторов;
  •  определение оценочной стоимости имущества предприятия-должника;
  •  составление списка юридических и физических лиц, выразивших желание участвовать в реорганизации предприятия-должника, и представление этого списка в арбитражный суд;
  •  определение критериев реабилитации государством и порядка его реализации;
  •  распоряжение средствами, выделенными из бюджета, и внебюджетными источниками финансирования для реорганизации, реабилитации неплатежеспособных предприятий или их ликвидации.

Итак, следует отметить, что любое предприятие, независимо от форм собственности и юридической формы, осуществляющих предпринимательскую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками, дистрибьюторами и потребителями своей продукции). В процессе этих отношений предприятие имеет обязательства, невыполнение которых по каким-либо объективным или субъективным причинам может привести к тому, что предприятие станет должником, то есть оно будет вынуждено совершить определенные действия в пользу Кредитор — произвести оплату, доставить товар, выполнить работу, оказать услуги.

Нормативно-правовая база по делам о банкротстве

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями от 05.05.2007, с изменениями от 04 / 26/2007), в задачи которых входит, с одной стороны, исключение несостоятельных лиц из гражданского оборота, а с другой — предоставление добросовестным предпринимателям возможности улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторы и снова добиться финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства гарантирует социальную справедливость в рыночной среде, одним из основных элементов которой является конкуренция.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для объявления должника несостоятельным (банкротом), регламентирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия производства по делу о банкротстве. и другие отношения, возникающие в связи с неисполнением должником требований в полном объеме требований кредиторов.

Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, за исключением государственных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Правила, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержащиеся в других федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий федеральный закон.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям с участием иностранных лиц, регулируемым настоящим Федеральным законом в качестве иностранных кредиторов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Решения иностранных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения иностранных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются в Российской Федерации на основе взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для целей настоящего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» используются следующие основные понятия:

  •  несостоятельность (банкротство) — неспособность признанного арбитражным судом должника полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей (далее — банкротство);
  •  должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, не способное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
  •  денежное обязательство — обязательство должника выплатить кредитору определенную сумму денег по гражданско-правовой сделке и (или) иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации;
  •  обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные отчисления в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации;
  •  руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее деятельность в соответствии с федеральным законом от имени юридического лица без доверенности;
  •  кредиторы — лица, имеющие право в отношении должника требовать выплаты денежных обязательств и других обязательств, об уплате обязательных платежей, о выплате выходного пособия и вознаграждении лиц, работающих по трудовому договору;
  • банкротные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, моральный вред, имеют обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  • уполномоченные органы — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации подавать в конкурсное производство и процедуры банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федерация, органы местного самоуправления уполномочены представлять дела о банкротстве и процедуры банкротства по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципалитетов соответственно;
  • досудебная реабилитация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые владельцем имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и другими лицами в целях предотвращения банкротства;
  • наблюдение — конкурсное производство, применяемое к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
  • финансовое восстановление — процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
  • внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности;
  • процедура банкротства — процедура банкротства, применяемая к должнику, объявленному банкротом для пропорционального удовлетворения требований кредиторов;
  • мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии процедуры банкротства для прекращения процедуры банкротства путем достижения соглашения между должником и кредиторами;
  • представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) должника или другого аналогичного органа коллегиального управления, либо лицо, избираемое советом директоров (наблюдательным советом) должника или другим аналогичным органом коллегиального управления, или лицо, выбранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов в процедурах банкротства;
  • представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное владельцем имущества должника — унитарного предприятия представлять его законные интересы в деле о банкротстве;
  • представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;
  • представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;
  • арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, уполномоченный арбитражным судом для ведения процедуры банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, и являющийся членом одного из лиц -регулирующие организации;
  • временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный третейским судом для осуществления надзора в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный третейским судом для осуществления внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
  • конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для ведения процедуры банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
  • мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;
  • представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы в ходе процедуры банкротства;
  • саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация на основе членства, созданная гражданами Российской Федерации, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. и чьи цели — регулирование и поддержание деятельности арбитражных управляющих;
  • регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Различают следующие признаки банкротства:

  1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязательства не были выполнены им в течение трех месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость его имущества.
  2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязательства не были выполнены им в течение трех месяцев с даты, на которую они должны были быть выполнены.
  3. Применяются положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Следует подчеркнуть, что процесс банкротства регулируется различными федеральными законами и законодательными актами.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что любое предприятие, занимающееся экономической деятельностью, вступает в отношения с налоговыми органами, банками и другими предприятиями (поставщиками, дистрибьюторами и потребителями своей продукции). В процессе этих отношений предприятие имеет обязательства, невыполнение которых может привести к тому, что предприятие станет должником, то есть ему придется выполнить определенные действия в пользу кредитора — произвести платеж, доставить товары, выполняем работу, предоставляем услуги. Процессы, связанные с банкротством, ликвидацией, реорганизацией, регулируются федеральными законами и законами.

Реорганизация и ликвидация предприятия

Понятие и содержание процедуры реорганизации

В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптивных способностей в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологий и обеспечения высокого качества продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно нести организационные изменения. Благодаря этому преодолеваются инертность и стагнация в структурах управления и в существующей системе связей и отношений. В зависимости от конкретных обстоятельств эти изменения могут быть частичными, касающимися определенных услуг и организации определенных видов деятельности, или радикальными, когда под влиянием быстрого и даже скачкообразного развития окружающего рынка и условий конкуренции возникает глубокая и требуется многосторонняя реорганизация.

Разработка стратегий и последовательная реализация самих организационных изменений являются предметом независимых исследований, анализа, прогнозирования и программно-ориентированного управления. Обобщение накопленных методологических подходов и опыта проводимых реорганизаций позволяет в концентрированном виде представить объем и объем работ (планируемые мероприятия), этапы их реализации и критерии оценки результатов.

Важно подчеркнуть, что реорганизация предприятия не может осуществляться одновременно, внезапно, без глубокой и всесторонней предварительной работы специалистов различного профиля, на основе заранее разработанных программ и комплекса обоснованных мер. Он должен включать ряд этапов, охватывающих подготовку, сбор информации, определение областей работы и их последствий, организационное, техническое и социальное проектирование, практическую реализацию подготовленных изменений. Запланированные шаги должны выполняться последовательно. Завершение каждого этапа представляет собой важный этап в реализации всего проекта.

Каждый этап разделен на задачи, выполняемые в различной последовательности: одна перед другими, одна за другой, и несколько из них параллельно. Ниже приводится примерное описание возможных этапов реализации программ реорганизации, а также тех или иных методов, используемых для решения задач каждого этапа.

Этап первый: подготовка

Основой для успешной реализации всей программы реорганизации и обеспечения на практике ее эффективности являются мобилизация, организация и создание интереса среди сотрудников, которые будут ее реализовывать. Необходимо постоянно учитывать и не упускать из виду тот факт, что реорганизация предприятия является не только организационно-техническим процессом, но и социальным, затрагивающим интересы различных групп — собственников, менеджеров и сотрудников разных уровни.

Результатами работы на этом этапе должны стать: разработка для всей организации своего рода «мандата на реорганизацию», включая организационную структуру, состав и положение группы, которая будет непосредственно вовлечена в реструктуризацию, план запланированные меры и действия.

На этом этапе необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:

  •  Каковы цели и ожидаемые результаты деятельности топ-менеджеров организации по данному проекту? Какова степень их участия в разработке проектов?
  •  Каковы цели этого проекта в целом? Как их достичь, не нанося заметного ущерба организации?
  •  Кого следует включить в команду по реорганизации? Каким должно быть сочетание квалификации и профессиональных знаний, навыков и опыта в группе?
  •  Какие качества членов группы не могут быть представлены самой организацией? Как они могут быть предоставлены посредством дополнительного обучения или внешнего участия?
  •  Какие конкретные навыки реорганизации должны выучить члены группы?
  •  Какие вопросы следует адресовать всем сотрудникам организации за их поддержку и доверие?

Необходимость реорганизации обычно возникает в результате изменений рынка, технологических условий и среды организации. Под влиянием этих изменений высшее руководство приходит к выводу, что необходимо принять соответствующие меры — провести реорганизацию. Чтобы поддержать это, это привлекает много сторонников этой идеи.

На встречах представители владельцев и старших руководителей организации участвуют в обсуждении этого вопроса. Их задача — обучить команду управления проектом методологии, которая будет использоваться; обеспечить руководство и поддержку проекта; определить проблемы, которые необходимо решить; привлекать других акционеров; установить цели и установить приоритеты для проекта. Формируется реорганизационная группа, разрабатывается положение о ней.

Указанная группа получает всю необходимую информацию для выполнения задачи. Она информирована о цели, поставленной руководством, определена структура работы, рассмотрены примеры других реорганизаций и, наконец, распределена ответственность за реализацию проекта.

Как показывает практика, часто проект реорганизации встречает сопротивление, и для того, чтобы он был успешным, необходимо управлять всеми процессами изменений. Рассматривается вопрос о том, как конструктивно общаться с владельцами, разрабатывается методология оценки степени заинтересованности всех участников проекта и методы вмешательства, если нет желания участвовать в процессе реорганизации. Составлен план проекта, определены сроки его реализации и методы управления.

Этап второй: сбор информации и выявление проблем

Целью этого этапа является выявление потребительских товаров и услуг. Для этого определяются клиенты, их долгосрочные и текущие потребности; определены меры, необходимые для успешного достижения цели; мероприятия намечены. Составлены текущая и перспективная структурные схемы организации, определены необходимые ресурсы, объемы и периодичность производства и услуг; процессы реорганизации систематизируются.

Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе:

  • Каковы основные процессы в организации?
  • Как эти процессы соотносятся с интересами потребителей и поставщиков?
  • Каковы стратегические процессы организации?
  • Какие процессы должны быть реорганизованы в течение квартала, года?

Принципиально важно тщательно выявлять и учитывать запросы и пожелания потребителей, планировать действия, необходимые для выполнения их требований. И главное — обосновать целесообразность конкретных организационных изменений, которые непосредственно направлены на удовлетворение потребительского спроса.

Это касается не только внутренней структуры предприятия, но и обеспечения эффективных и бесперебойных каналов связи и взаимодействия с поставщиками и потребителями.

Также решается проблема моделирования каждого процесса и выявления последствий изменений, выявления факторов, которые могут помешать успешной работе, а также затрат и ожидаемых результатов. Речь идет об ориентации реорганизационной группы таким образом, чтобы она в равной степени обращала внимание как на намеченные процессы, так и на выполняемые функции. Расходы по каждому виду деятельности, объемы и периодичность операций должны быть определены. Полученная информация используется для ориентировочных расчетов годовых затрат по всем операциям в отдельности и по процессу в целом, удельным затратам.

Необходимо взвесить каждый процесс с точки зрения его влияния на цель. Определены приоритеты и рассчитана потребность в потребляемых ресурсах. Для установления приоритетов используется многосторонний подход, который учитывает время, затраты, трудности и риски в процессе реорганизации. Когда приоритеты установлены, планируются этапы реализации каждого организационного решения.

Этап третий: выработка общего и полного понимания проблем, которые необходимо решить

Цель этого этапа — выработать видение проблем, которые могут привести к быстрому достижению цели. Этот этап позволяет выявить организационные проблемы текущего процесса, информационных потоков. Планируется деятельность текущего процесса, согласовываются задачи и возможности его совершенствования, запланированные изменения.

На данном этапе необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:

  • Каковы основные и вспомогательные мероприятия, охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они выполняются?
  • Как происходит движение ресурсов, информации и оперативный поток на протяжении всего процесса?
  • Почему дело ведется именно так, как сейчас? Какие изменения в методах выполненной работы можно наметить?
  • Существуют ли способы достижения разработанных бизнес-планов и выполнения требований потребителя, которые сегодня кажутся невозможными, но, если они были удовлетворены, могли бы кардинально изменить организацию?
  • Каковы границы взаимодействия с деловыми партнерами, потребителями, поставщиками, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границы, чтобы улучшить весь ход работы?
  • Каковы основные сильные и слабые стороны каждого отдельного процесса?
  • Как другие компании того же класса проводят эти процессы и решают связанные с ними трудности?
  • Какие меры следует предпринять, учитывая результаты сравнения этого уровня работы с другими более успешными компаниями того же класса?
  • Что вызывает отставание в работе по сравнению с другими более успешными компаниями? Чему вы можете научиться у этих компаний?
  • Как вы можете использовать результаты этого этапа в разработке запланированных процессов?
  • Каковы конкретные задачи для улучшения новых процессов?
  • Как донести концепцию и стратегию изменений до всех сотрудников?

В ходе выполнения этих задач необходимо расширить понимание статических аспектов процессов. Мы говорим об охвате всех видов деятельности и этапов процесса, круге вовлеченных организаций и действующих подразделений. Наряду с этим подготовлена ​​матрица операций, отражающая все виды деятельности компании. И именно на этой основе готовятся предложения по организационным формам и технологиям управления.

На этом же этапе влияние каждой операции на получение конечного результата оценивается с помощью определения операций, которые имеют наибольшую ценность. Проводятся сравнения процессов внутри организации и уровня их управления в аналогичных организациях. Необходимо идентифицировать компании, сходные по уровню, определить их показатели эффективности и основные отличия в процессах, определить возможности использования лучших элементов и методик. Определены факторы, тормозящие производственный процесс, дисфункции и несоответствия, причины информационной задержки.

Вся ранее полученная информация используется для выявления приоритетных процессов. Идет поиск быстрых улучшений. Выявленные противоречия и несоответствия между всеми возможными вариантами дают основание для разработки способов их эффективного разрешения в масштабе всей организации.

Рассмотрены сроки, достаточные для реализации запланированной программы реорганизации. Они должны быть распределены согласно соответствующим этапам работы.

Этап четвертый: организационный и технический дизайн

Цель этого этапа — дать техническое описание процесса реорганизации. Описаны технология, стандарты, процедуры, системы и виды контроля, используемые в процессе реорганизации. Одновременно с социальным строительством создаются модели взаимодействия социальных и технических элементов. На этом этапе составляются предварительные планы разработки систем и процедур, программного обеспечения и технического обслуживания, а также технического перевооружения производственных мощностей.

Основные вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе:

  • Какие технические ресурсы и технологии понадобятся при реорганизации?
  • Как лучше всего приобрести эти ресурсы и технологии?
  • Как будут взаимодействовать технические и социальные элементы системы?

С этой целью проверяются установленные отношения и распределение обязанностей внутри организации, а также выявляются случаи, когда необходимо усилить координацию различных видов деятельности. Также важно определить информацию, необходимую для измерения и контроля процесса, а также место для ее хранения. Дублирующиеся информационные потоки и операции по их координации исключаются.

В целом рассматривается возможность сокращения количества неэффективных операций и упрощения работы управляющих структур. Это заканчивается слиянием функций управления для наиболее эффективных операций. Функция контроля приближается к области, где может возникнуть неисправность. Ведется поиск возможностей для выполнения параллельных операций, которые в настоящее время выполняются последовательно. Это увеличивает вероятность ускорения процесса.

Часто при выполнении задач этого этапа обнаруживается та часть процесса реорганизации, которая может быть выполнена автономно. Этот фрагмент позволяет перестраивать процесс в пространстве (например, децентрализовать его) или во времени (например, перемещать фрагменты из одной временной фазы в другую).

В процессе реорганизации используются различные технологии для моделирования, анализа статистических данных, сбора информации и документирования процессов, компьютерных разработок, проведения телеметрии, создания экспертных систем, баз данных. Определены конкретные меры для технического оборудования.

Этап пятый: социальный дизайн

Целью этого этапа является выявление социальных аспектов процесса реорганизации. На этапе социального проектирования дается описание компании, персонала, характера работы, карьеры, стимулов, использованных при реорганизации, создается план взаимодействия социальных и технических элементов. Наряду с этим разрабатываются предварительные планы найма работников, обучения и воспитания, а также нового персонала.

Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе:

  • Какие технические и трудовые ресурсы необходимы при реорганизации?
  • Каковы возможности для срочной реализации всей программы? Что можно сделать за квартал? Один год? На срок более одного года?
  • Какие цели должны быть поставлены и какие действия осуществляются в социальной сфере?
  • Как изменится ответственность? Какие учебные программы будут необходимы?
  • Кто, скорее всего, противостоит происходящим переменам? Какие еще есть препятствия?
  • Как будет выглядеть новая организация?

Этап социального проектирования осуществляется одновременно с техническим проектированием.

Для повышения ответственности персонала за повышение качества услуг, предоставляемых потребителям, все необходимые полномочия делегируются персоналу с прямым доступом к потребителю. Необходимые изменения изложены в распределении обязанностей, полномочий, знаний, квалификации и инструментов, используемых для того, чтобы сотрудники могли улучшить свою работу. Затем, принимая во внимание, что персонал, входящий в состав потребителя, сам является потребителем другого персонала, эта задача проясняет все изменения, необходимые для всего персонала, улучшающего услуги, предоставляемые клиенту.

В этом случае разрабатывается набор характеристик навыков, знаний и ориентации, связанных с текущими и реорганизованными процессами. Матрицы текущих и измененных видов работ подготавливаются по квалификации, опыту и ряду ориентиров. Каждая ячейка матрицы дает уровень (недостаток, низкий, средний, высокий) квалификаций, опыта и ориентации, необходимых для работы. Используя эти матрицы, можно определить характеристики произведений по их разновидностям.

На данном этапе, вопрос согласованности характеристик текущих видов работ и тех, которые необходимо будет решить, новых видов работ и новых групп исполнителей определены. Если определенные виды работ не соответствуют требованиям обновленного процесса, должны быть сформированы новые группы исполнителей.

В проектной документации этого этапа предлагается уровень квалификации, требуемый для каждого типа новой работы, определяется схема взаимоотношений между группами работников, количественный состав персонала для текущего и прогнозируемого объемов работ.

В рамках этого этапа необходимо ответить на вопрос о том, как будут согласованы основные компоненты управления (управление производством, лидерство и развитие персонала) в ходе реорганизации. Важно определить степень ответственности за управление производством и развитием персонала, выявить лидеров групп первого и второго уровня. В связи с этим решается вопрос о создании полной организационной структуры и анализируются возможные варианты.

Готовится новая матрица требований к квалификации, опыту и ориентации при переходе от старых к новым типам работ в каждом из подразделений (оставшихся от прежней структуры и новых). Требования к каждой квалификационной группе сформулированы. Трудности выявляются при переходе от старого типа работы к новому. Мера трудностей при переходе учитывается в процессе предварительного планирования обучения персонала, участвующего в процессе.

В процессе реорганизации различные используемые увеличения заработной платы, которые основаны на иерархическом подходе и отношениях подотчетности, заменяются премиями, основанными на знаниях и профессиональной квалификации. Решение этой проблемы и доведение результатов до всех участников является наиболее важным компонентом программы управления изменениями.

Многие проекты по реорганизации провалились из-за отсутствия эффективных изменений в управлении. По отношению к каждому сотруднику необходимо определить ожидаемое участие в процессе или точки сопротивления изменениям, составить коммуникационные программы. При необходимости планируются меры по влиянию на общественное мнение и обучение всего персонала.

Необходимы стимулы, побуждающие сотрудников переходить к новым формам организации, а также механизмы обратной связи. Стимулы наиболее эффективны, когда участвующие сотрудники постоянно обновляются.

Для наиболее эффективной реализации программы разрабатываются предварительные планы по реализации социальных мер, включая укомплектование персоналом, обучение и кадровые перестановки. Эти планы разделены на периоды времени параллельно с планами технического оборудования.

Кроме того, структура высшего уровня управления, то есть роль и ответственность владельца, руководителя организации и руководителя проекта реорганизации.

Этап шестой: конверсии

Целью этого этапа является разработка экспериментальной версии и завершенного проекта по реорганизации производства. Некоторые задачи на этом этапе могут повторяться.

Ключевые вопросы, на которые ответил этот этап:

  • Когда вы должны начать контролировать процесс? Откуда ты знаешь, насколько правильный курс действий?
  • Какие механизмы необходимо разработать для решения неожиданных проблем?
  • Как мы можем гарантировать, что переходный период будет безболезненным?
  • Как обеспечить и поддерживать непрерывный процесс изменений?
  • Какие инструменты можно использовать для перестройки организации в целом?

Задачи этого этапа охватывают завершение модели деятельности организации, окончательную разработку технического проекта. Оценивается существующий персонал с точки зрения квалификации людей, их знаний и ориентации, степени их заинтересованности в изменениях и способности использовать их в новых структурах организации.

Оценка профессиональной пригодности очень важна, потому что решение о назначении каждого работника должно приниматься исходя из его возможностей, а не из-за занимаемой им должности. Оценки, полученные для каждого работника, затем сравниваются с требованиями для каждой должности и уровня персонала. Полученные данные о необходимости переподготовки используются в дальнейшем для разработки учебной программы и распределения людей по специальным курсам. Также дается задание проводить брифинги после того, как все приступили к новой работе.

Кроме того, проверяется база данных, разработка и проверка систем и процесса, вся документация. Для того чтобы процесс непрерывного совершенствования организации происходил, должны быть выполнены следующие требования. Персонал, участвующий в реорганизации, должен ставить четкие цели, доводить до них деятельность по их достижению и информацию о значении и значении текущих и прошлых событий. Персонал должен быть обеспечен средствами для эффективного осуществления необходимых преобразований.

Должны быть четко определены обязанности и полномочия персонала, а также стимулы для эффективной работы.

Оценка изменений, вносимых на каждом этапе и после завершения всех мероприятий по реорганизации, осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей.

Следует подчеркнуть, что процесс реорганизации дает возможность восстановить процветание и начать «новый старт». Добросовестно действующие юридические и физические лица могут оказаться в практически любой форме финансовой зависимости с уверенностью, что в случае необходимости они смогут начать все сначала и достичь финансового процветания в будущем. Коммерческое предприятие может возобновить производство после сдачи его в аренду и после периода убыточности снова стать экономически выгодным.

Ликвидация предприятия-должника

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры по его реорганизации не привели к ожидаемым результатам. Затем по решению третейского суда для проведения ликвидационных процедур создается специальная комиссия (ликвидационная комиссия). В него входят представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если государственное предприятие объявлено банкротом.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом обанкротившегося предприятия.

Процесс проведения ликвидационных процедур при банкротстве включает в себя:

1) Оценка имущества обанкротившегося предприятия по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основании полной инвентаризации имущества предприятия;

2) Оценка имущества обанкротившегося предприятия по рыночной стоимости. В этом случае имущество обанкротившегося предприятия подлежит продаже с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

3) Определение ликвидационной массы. Основанием для формирования ликвидационной массы является все имущество компании-должника, оцененное по рыночной стоимости, с изъятием, предусмотренным действующим законодательством;

4) Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимается ликвидационной комиссией по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основан на получении максимально возможной суммы средств от продажи имущества;

5) Обеспечение удовлетворения требований кредиторов. Данная процедура является наиболее сложной в процессе проведения ликвидационных процедур при банкротстве. Источником такого удовлетворения исковых требований является выручка от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенном порядке.

Первые возмещаемые расходы:

  •  арбитражный суд;
  •  ликвидационная комиссия;
  •  управляющие недвижимостью;
  •  требования кредиторов, обеспеченные залогом, удовлетворяются.

Тогда обязательства по:

  •  работники обанкротившегося предприятия;
  •  требования к государственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, государственные страховые и пенсионные фонды выполнены;
  •  требования кредиторов, не обеспеченные залогом;
  •  требования по возврату взносов работников в уставный капитал и выплат по акциям трудового коллектива;
  •  другие требования.

Требования каждого последующего этапа удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущего этапа. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одного приоритета требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому кредитору;

6) Составление ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и представления его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса после удовлетворения требований кредиторов не осталось имущества, арбитражный суд выносит решение о ликвидации обанкротившегося юридического лица. Если у обанкротившегося предприятия достаточно имущества, чтобы удовлетворить все требования кредиторов (с точки зрения законодательства его достаточно для его функционирования в этой правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

Итак, следует отметить, что государство заинтересовано в создании института несостоятельности, поскольку, восстановив свое финансовое благосостояние, граждане и предприятия вновь облагаются налогами. Нормативно-правовая база прокладывает путь к списанию долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которым действительно необходимо «новое начало» в конкурентном обществе. Упорядоченность и предварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспечения предоставления кредитов и увеличения объема кредитования, что является одной из необходимых составляющих рыночной экономики.

Зарубежный опыт реорганизации и банкротства

Американская концепция реорганизации и банкротства

Несмотря на то, что с момента принятия в России закона о банкротстве прошло достаточно много времени, количество процессов реорганизации и ликвидации, которые прошли «по всем правилам», очень мало. В некоторой степени это связано с тем, что сам механизм еще не отработан, участники процесса плохо понимают свой правовой статус. В связи с этим действительно необходимо обратить внимание на практику, сложившуюся в других странах, сравнить и использовать самые развитые и передовые механизмы.

Эта статья содержит обзор американской процедуры реорганизации и банкротства.

По мнению американских юристов, банкротство — это «лекарство, не всегда сладкое, но здоровое». Многие люди боятся несостоятельности, связывая конец всех своих усилий с банкротством. На самом деле это не так. Обанкротиться невозможно, если у вас нет средств и вы ничего не делаете. Но, если кто-то пытается сделать хотя бы один шаг в экономике, он всегда должен быть готов к неудаче, нести определенный риск.

Банкротство является одним из ключевых элементов рыночной экономики и институтом развитой системы гражданского и коммерческого права; это механизм, позволяющий избежать катастрофы и использовать средства с прибылью. Если предприятие обанкротилось, это всегда трагедия как для его руководства, так и для тех, кто вложил в него средства, и для тех, кто над ним работает. Процедура несостоятельности смягчает неблагоприятные последствия несостоятельности для всех, сводя их к минимуму.

В США этот институт существует дольше, чем само государство, поскольку еще до образования Соединенных Штатов в колониях использовались модифицированные английские стандарты несостоятельности. Особенности Соединенных Штатов, такие как «множественные юрисдикции» и очень сильная судебная система, привели к появлению уникальной практики разрешения дел о реорганизации и банкротстве, которая во многих отношениях пошла дальше в своем развитии по сравнению с европейской системой.

Нормы конкурентного права создают правовую основу для восстановления «сгоревшего» предприятия; поэтому они стимулируют предпринимательскую деятельность, инвестиции и риск.

Действительно, законодательство о несостоятельности напрямую не поощряет инвестиции, но смягчает некоторые из наиболее болезненных последствий неспособности вести бизнес. Индивидуальный предприниматель, группа индивидуальных предпринимателей или предприятие вряд ли бы инвестировали в новый бизнес, взяли бы средства в кредит, если отказ предприятия неизбежно повлек бы за собой пожизненный долг или бедность.

Законодательная консолидация реорганизации и банкротства дает возможность восстановить процветание и начать «новый старт». Добросовестно действующие юридические и физические лица могут оказаться в практически любой форме финансовой зависимости с уверенностью, что в случае необходимости они смогут начать все сначала и достичь финансового процветания в будущем. Коммерческое предприятие может возобновить производство после сдачи его в аренду и после периода убыточности снова стать экономически выгодным.

Заинтересованность государства в существовании института несостоятельности заключается в том, что, восстановив свое финансовое благосостояние, граждане и предприятия снова становятся субъектами налогообложения.

Нормативно-правовая база прокладывает путь к списанию долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которым действительно необходимо «новое начало» в конкурентном обществе.

Упорядоченность и предварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспечения предоставления кредитов и увеличения объема кредитования, что является одной из необходимых составляющих рыночной экономики.

В американской концепции выделяются следующие общие принципы реорганизации.

Американские законы позволяют добросовестным юридическим и физическим лицам, ответственным за предмет их деятельности, получить освобождение от требований кредиторов, которые являются положительными в форме судебных исков. Обычно это происходит параллельно с финансовой реорганизацией. Кредиторам запрещается вмешиваться в процесс реорганизации и банкротства или пытаться взыскать долг, когда дело находится в судебном разбирательстве, если положения закона или суд не допускают такого вмешательства.

В обмен на выгоды, которые должник получает во время реорганизации или после объявления о банкротстве, суд и кредиторы должны быть обеспечены всей документацией, касающейся финансового состояния должника и его прошлой деятельности. Предоставляемые материалы должны содержать информацию обо всех активах должника, обо всех текущих и совершенных коммерческих операциях (как производственных, так и финансовых). Также должна быть предоставлена ​​информация о возможных незаконных или незаконных действиях должника. Требование предоставить такую ​​информацию служит не только интересам кредиторов, но и поддержанию работоспособности всего механизма.

На должника распространяются значительные ограничения. Например, организация не может подать несколько заявлений о реорганизации / банкротстве подряд. Кроме того, такие заявки нельзя подавать слишком часто (не более одной заявки за шесть лет). Кроме того, закон исключает освобождение от должников должника, которые совершили грубые нарушения в управлении предприятием или если должник попытался сфальсифицировать финансовые документы или обмануть суд.

В ряде случаев суд назначает арбитражного управляющего, который осуществляет контроль над имуществом должника и изучает методы управления предприятием и его активами. При необходимости он распределяет между кредиторами имущество должника, выручку от продажи которого, руководствуясь принципом пропорциональности. Это позволяет наиболее объективно удовлетворить требования нескольких кредиторов, так как обычно во время реорганизации или объявления банкротства затрагиваются интересы многих физических лиц. Кроме того, достигается систематический характер всех текущих мероприятий.

Американский закон о банкротстве

Законодательство США о реорганизации банкротства предоставляет (в большинстве случаев) возможность юридическим и физическим лицам, которые добросовестно заявили о банкротстве, освободиться от большей части своего долга, а предприятиям, которые серьезно занимаются их деятельностью, предоставляется возможность реорганизовать производство Таким образом, получая финансовую стабильность. Американские юристы и бизнесмены считают, что закон о реорганизации и банкротстве служит «страховой сетью» для системы рыночной конкуренции и «спасательным кругом для свободного предпринимателя».

Эффект законодательства о банкротстве состоит из трех компонентов: выгода конкретного предприятия, выгода государства, выгода общества.

Если законодательство создает правовую основу для реорганизации сгоревшего предприятия, оно стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиции и риск. Но законодательство не предусматривает положений, которые напрямую стимулируют инвестиции, но его стандарты смягчают некоторые из наиболее болезненных последствий реорганизации и банкротства предприятий. Индивидуальный предприниматель или группа таких лиц, а также предприятие вряд ли будут инвестировать в новый бизнес, брать кредиты, если неудача в бизнесе неизбежно повлечет за собой пожизненный долг или бедность.

Закон о банкротстве дает возможность начать все сначала. Добросовестно действующие юридические и физические лица могут оказаться в любой форме финансовой зависимости с уверенностью, что в случае необходимости они смогут открыть новое предприятие и прийти к финансовому процветанию в будущем. Коммерческое предприятие может возобновить производство после доставки и после периода убыточности с экономически выгодным оттепелем.

Интерес государства здесь проявляется в том, что, восстановив свое финансовое благосостояние, граждане и предприятия автоматически становятся «дойной коровой», то есть объектами налогообложения.

Нормативно-правовая база помогает избавиться от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в «новом старте» в условиях конкуренции в обществе и на рынке.

Законы о реорганизации и банкротстве применяются судами США по банкротству. Суды по делам о банкротстве подпадают под категорию так называемых «судов по статье I» в том смысле, что они были созданы Конгрессом США в соответствии с законодательными полномочиями, предоставленными ему статьей I Конституции США. В 90 судах насчитывается 365 федеральных судей по делам о банкротстве (в зависимости от количества судебных округов). Судьи рассматривают дела как особые дела и принимают окончательные решения. Решения суда о банкротстве могут быть обжалованы в районном суде, апелляционном суде или специальной комиссии судей по делам о банкротстве.

Конкурсная процедура банкротства применима ко всем лицам, независимо от правовой формы ведения бизнеса и коммерческого статуса, из этого следует, что объем дел, проходящих через Федеральные суды по банкротствам, довольно внушительный. Если в 1984 году было зарегистрировано 360,329 заявок, то в 1994 году этот показатель достиг 725,484 заявок. То есть за десять лет количество дел увеличилось на 101%. И эта цифра продолжает расти: в 1995 году было зарегистрировано 1 090 639 заявок. Следующий пример может говорить о масштабе: в штате Колорадо с населением всего 3 миллиона человек в 1998 году было зарегистрировано около 108 000 заявок.

Процесс реорганизации или банкротства может быть практически любого масштаба. В этом могут участвовать несколько человек, если это неплатежеспособность индивидуального предпринимателя или частного лица, но если дело рассматривается по заявке (крупной многонациональной компании), то до десяти тысяч сотрудников могут выдвинуть свои требования в процессе.

При этом также учитывается тот факт, что предприятие не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность, когда коэффициент его восстановления (рассчитанный на шесть месяцев) меньше единицы.

Структура баланса признается неудовлетворительной даже в том случае, если значение коэффициента потерь платежеспособности, рассчитанное для периода в три месяца, меньше единицы.

Наличие этих условий дает Федеральному ведомству основания запрашивать дополнительную информацию у компании. Целью данного запроса является проведение углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью определения возможности проведения процедур реорганизации для восстановления платежеспособности или мер по ликвидации.

Процедуры реорганизации предусматривают внешнее управление имуществом должника или его реорганизацию. Они нацелены на возможность восстановления платежеспособности предприятия. В ходе реорганизации предыдущая компания не ликвидируется, а приобретает новый правовой статус после регистрации. Другими словами, на основе существующей экономической структуры создается новое юридическое лицо (кроме случаев слияния). Он сохраняет за собой все имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.

Результатом реорганизации является слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование предприятия в другую юридическую форму. Эти варианты не противоречат действующему законодательству. Однако некоторые из них, в частности слияния и поглощения, могут нести элементы монополизма, что является одним из основных препятствий для более динамичного развития экономики.

При слиянии одного предприятия с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят на новое предприятие в соответствии с их имуществом и обязанностями, вытекающими из данных аналитического и синтетического учета. При таком варианте реорганизации новое предприятие формируется на основе предприятий, имеющих личную юридическую форму (полное товарищество, коммандитное товарищество) и собственность (частная, муниципальная). При этом каждый из них перестает действовать как юридическое лицо с передачей своих прав и обязанностей вновь образованному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Вновь образованное предприятие на их основе становится правопреемником в определенной правовой форме. В дополнение к обычному набору документов для регистрации, новое предприятие представляет в регистрационную палату каждого из объединяющихся предприятий протокол, содержащий решение владельца или уполномоченного органа управления о реорганизации путем слияния, заявление с требованием о исключены из государственного реестра в связи с его реорганизацией с данными вновь созданных предприятий и, наконец, оригиналы регистрационных свидетельств и учредительных документов.

Разделение. Реорганизация предприятия может быть осуществлена ​​путем разделения на несколько предприятий. В этом случае все имущественные права и обязанности ранее действующего предприятия в соответствующих частях в соответствии с разделительным балансом передаются каждому юридическому лицу.

Эта процедура реорганизации предусматривает подготовку общего разделительного баланса для ранее существовавшего юридического лица, а также остатков каждого нового юридического лица, сформированных на основе единиц, ранее включенных в предыдущее юридическое лицо.

Следующий вариант реорганизации предприятия может иметь место в виде отделения от структуры текущего хозяйствующего субъекта его структурной единицы и превращения последнего в самостоятельное юридическое лицо. Права и обязанности нового предприятия распространяются на часть основных средств, нематериальных активов и оборотных активов, распределенных ему в соответствии с разделительным балансом.

Каждый из вариантов реорганизации должен включать подготовку передаточного или разделительного баланса. Наличие этих документов определяет правопреемство по всем обязательствам реорганизованного юридического лица по отношению ко всем его кредиторам и должникам, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Заключение

Одной из категорий управления рынком является банкротство (несостоятельность) хозяйствующих субъектов. Вся жесткость рыночного механизма объясняется тем, что банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за эффективность хозяйственной деятельности.

Банкротство стало фактом в России. С одной стороны, банкротство — это крах, смерть предприятия. Но, с другой стороны, это стимул к переменам к лучшему, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок. Процедуры, необходимые для выхода предприятия из кризиса, устанавливаются законом.

В зависимости от особенностей функционирования предприятий, их места в существующей системе экономических отношений, роли, которую они играют в региональном хозяйственном комплексе и в соответствующей отрасли, могут быть предложены различные процедуры: продажа всего предприятия; его преобразование в акционерное общество и продажу контрольного пакета акций на инвестиционных торгах, коммерческом аукционе или конкурсе; применение процедур внешнего управления; продажа на инвестиционных торгах с одновременной реструктуризацией капитала; диверсификация производства; ликвидация предприятия как юридического лица путем возможного сохранения активов предприятия самостоятельной стоимости путем продажи их как единого имущественного лота в ходе конкурентного производства; реструктуризация в рамках реабилитации на базе негосударственных фондов.

Опыт Федерального ведомства по вопросам несостоятельности (банкротства) показывает, что в случае своевременного и грамотного применения процедур банкротства для предприятий-должников возможно сокращение кредиторской задолженности, в том числе задолженности компании перед своими работниками по заработной плате. Примером является продажа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.06.1994 N 1114 Московского экспериментального витаминного завода на инвестиционном конкурсе с условиями погашения существующей задолженности предприятия в месяц и осуществления инвестиций в предприятие более десяти миллионов долларов.

Следует отметить, что процедура банкротства распространяется как на государственные, так и на предприятия других форм собственности. Квалифицированная реализация действующего законодательства о несостоятельности и несостоятельности предприятий позволяет проводить реорганизацию, перепрофилирование для производства платежеспособной продукции, пользующейся спросом, привлечение инвестиций в предприятия и, в конечном итоге, восстановление экономики.