Разложение родовой общины и возникновение государства

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере
Социальная организация и нормативная система первобытного общества
Вождества как этап возникновения государства
Восточный и античный пути возникновения государств

 

Введение:

Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные особенности. Власть и социальные нормы в первобытном обществе. 

Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественный исторический процесс. Формы государства. Особенности формирования древнерусского государства. 

Признаки государства, отличающие его от социальной власти клановой организации. Аппарат управления и исполнительный аппарат и средства для их обслуживания. Налоги и кредиты. 

Происхождение закона. Право как регулятор общественных отношений. Методы (способы) формирования права. Разница между законом и нормами первобытного общества. 

Основные теории о происхождении государства и права: богословские, патриархальные, договорные, насильственные, психологические, социально-экономические и другие.

Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные особенности. Власть и социальные нормы в первобытном обществе 

Долгое время общество существовало в предгосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство кланового сообщества также породили соответствующие им формы организации публичной власти и управления общественными делами. Все взрослые члены клана, как мужчины, так и женщины, участвовали в осуществлении государственной власти. Власть, как и принуждение, исходили от всего общества в целом. Эта публичная власть называется потестарной, она не была политической властью. 

Власть обычно понимается как управление людьми, их группами и обществом в целом на основе существующих социальных норм и принуждения, осуществляемое для достижения общественно полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семья, личный коллектив и общество в целом. Социальная власть клановой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потенцией (от лат. Potesta power. Этот термин используется для обозначения предгосударственной организации власти, характеризующейся неотделимостью властных структур от общества в целом), социальный характер и неделимость уровня семьи, команды и общества. 

Структура полномочий клановой организации может быть представлена ​​следующим образом:

  1. Общее собрание клана;
  2. Совет старейшин (старейшина);
  3. Лидер (командир, лидер охоты).

Общее собрание решило все самые важные общие вопросы, касающиеся всей семьи. Собрание избрало старейшин, военачальников и охотничьих лидеров, которые контролировали повседневную жизнь кланового сообщества. Совет старейшин собрался для решения критических вопросов. 

Особенности власти клановой организации заключаются в следующем:

  1. Власть имела социальный характер, исходящий от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные вопросы решались общим собранием клана);
  2. Власть строилась на основе принципа родства, то есть распространялась на всех членов клана независимо от их местоположения;
  3. Не было специального аппарата контроля и принуждения (силовые функции выполнялись как почетная обязанность, старейшины и руководители не освобождались от производительной работы, но одновременно выполняли управленческие и производственные функции, поэтому властные структуры не были отделены от общества);
  4. На занятие любых должностей (лидер, старейшины) не влияло ни социальное, ни экономическое положение заявителя, их власть основывалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, смелости, опыте, уважении соплеменников;
  5. Выполнение функций управления не давало никаких привилегий;
  6. Социальное регулирование осуществлялось с помощью специальных средств, т.н. mononorm. 

В клановой организации, как и в любом обществе, существовало принуждение. Но оно социально сильное, исходя из всего рода, а не из особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязательств за проступки, крайней формой было изгнание из сообщества. Не было специального аппарата принуждения или войн. Вооруженная сила состояла из всех людей, способных нести оружие. 

Все это позволяет нам охарактеризовать общинную власть при клановой системе как примитивную общинную демократию, которая не знала ни имущественных, ни классовых, ни кастовых, ни классовых различий, ни государственно-политических форм.

Социальные нормы в клановой организации были представлены табу (бесспорные запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания для героев. Термин «мононормы» используется для обозначения социальных норм клановой организации. «Моно» означает один. Таможня имела синкретический (слитый, недифференцированный) характер начальных императивов. Социальные нормы племенной системы нельзя четко разделить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это принято в современном обществе. Это единство, монолитность социальных норм позволяет называть их мононормами (термин «мононормы» ввел А. И. Першиц, известный отечественный этнограф). То есть императивы, в которых были объединены зачатки всех форм социального регулирования , 

Основной формой существования социальных норм клановой организации был обычай. Обычай это исторически сложившееся правило поведения общего характера, ставшее привычкой людей в результате многократного повторения. 

Социальные нормы первобытного общества развивались естественным образом исторически, без целенаправленного нормотворчества человека. Их отличительными чертами являются отсутствие письменных форм консолидации, а также, как правило, специальных форм фиксации. Кроме того, в отличие от более поздних правовых норм, нормы клановой организации не проводят различия между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственным возможным поведением, которое было и правом и обязанностью человека. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они были обеспечены прежде всего властью власти, а также общественным мнением и, в крайнем случае, социальным принуждением. Естественно необходимый характер этих норм привел к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали специальных средств поддержки. Эти социальные нормы клановой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принуждение в смысле их безопасности с возможностью применения мер государственного принуждения к нарушителям. 

Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права. Возникновение государства и права как естественный исторический процесс. Способы и формы государства. Особенности формирования древнерусского государства. 

Развитие общественного производства не могло остановиться на примитивном уровне. Следующий этап эволюции связан с переходом от присваивающей экономики (охота, рыболовство, сбор плодов) к производству животноводства и вспашному (пахотному) земледелию. Этот процесс был назван неолитической революцией, потому что он произошел в эпоху позднего неолита (новый каменный век), на рубеже перехода к бронзовому веку. 

С марксистской точки зрения, происхождение государства связано с образованием антагонистических классов. Одним из основных процессов образования классов в сфере материального производства была неолитическая революция. 

Неолитическая революция приводит к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактический рост производства во всех секторах сделал человеческий труд способным производить больше продуктов, чем было необходимо для его поддержания; следовательно, функция создания продукта и функция присвоения его разделены. Реальные условия возникают для имущественной и социальной дифференциации, что приводит к возможности возникновения различных форм эксплуатации внутри племенной системы. Все эти явления порождены социальным разделением труда, которое взорвало клановую систему, привело к расколу общества на классы, появлению общества, организованного государством. 

Первым крупным социальным разделением труда является отделение животноводства от сельского хозяйства. Появление двух видов производства позволяет осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивается у кочевых народов, поскольку вся их собственность находится в мобильной, следовательно, прямо отчуждаемой форме, а их образ жизни постоянно приводит их в контакт с иностранные сообщества и, следовательно, поощряет обмен продуктами. Проникновение товарных отношений в сообщество способствует его разложению, поскольку обмен, являясь основным средством изоляции людей, делает стадное существование ненужным. 

Внутри клановой организации постепенно развивается разобщенность собственности и производства, чему во многом способствовало второе крупное социальное разделение труда, отделение ремесел от скотоводства и сельского хозяйства. Происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные. 

Во время господства присваивающей экономики присутствие избыточного прибавочного продукта не было заметно, и с появлением скотоводства, сельского хозяйства и ремесел регулярный обмен становится просто необходимым, товарные отношения возникают в довольно значительных масштабах для осуществления какие люди, которые специально участвуют в обмене продуктами между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда, появлению класса торговцев, которые больше не вовлечены непосредственно в производственный процесс. 

Рост производительности труда неизбежно приводит к увеличению объема избыточного продукта, что привело к появлению частной собственности, что стало материальным выражением изоляции членов клана.

Постепенный переход от брака к моногамному браку приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая противостоит всей семье. Семья становится социальной формой материальной изоляции членов клана, поскольку как частная собственность, так и наследство сосредоточены в отдельной семье. 

Таким образом, большие социальные разделения труда происходят как внутри, так и между племенами, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмену продуктами между ними.

Рост производительности труда, переход к обрабатывающей экономике в целом, разложение ранее существующих коллективных форм производства, которые распались под влиянием усовершенствованных инструментов и проникновения товарных отношений в общество, приводят к созданию предпосылок для рабство.

На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где личные и общие интересы совпадали. Появление частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно вырождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов клана или племени своим соплеменникам. 

Вырождение органов первобытного общества постепенно приводит к возникновению государства.

Клановая организация общества эволюционно трансформировалась в государство, сохраняя историческую преемственность, проходя через переходные этапы. По словам Л. Моргана, одной из таких переходных предгосударственных форм была «военная демократия», в которой органы общего общественного самоуправления все еще сохраняются, а новые государственные структуры в лице военачальника и его отряда постепенно набирает силу. Здесь появились зачатки военного насилия и подавления, потому что традиционная клановая организация самоуправления больше не могла разрешать возникающие противоречия, которые все больше разрушали многовековой порядок. 

Формирование государства это длительный процесс, который в разных странах проходил по-разному. На разных территориях этот процесс отличался своими особенностями, подводя итог, которыми можно выделить два пути формирования государства. В настоящее время преобладает мнение, что одним из главных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (сначала Древний Восток, затем Африка, Америка, Океания). Здесь социально-экономические отношения и структуры клановой системы земельного сообщества, коллективной собственности оказались очень устойчивыми, традиционными. Управление общественной собственностью стало важнейшей функцией племенного дворянства, которое постепенно превратилось в отдельную социальную группу (сословие, касту), и его интересы все больше изолировались от интересов других членов общества. 

Следовательно, восточная (азиатская) версия возникновения государственности отличается от других версий главным образом тем, что племенное дворянство, занимавшее государственные должности, постепенно превращалось в государственные органы (госслужащие), а государственная (коллективная) собственность также постепенно превращалась в Штат. Частная собственность здесь не была значительной. 

Географические условия, необходимость проведения масштабных общественных работ (строительство, эксплуатация и защита ирригационных систем и т. д.), которые предопределили появление независимой и сильной государственной власти, оказали значительное влияние на путь создания государства под рассмотрение.

Разложение родовой общины и возникновение государства

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя у них было много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, имели мощный бюрократический аппарат, их экономической основой была государственная собственность. Здесь, на самом деле, никакой четкой классовой дифференциации не наблюдалось . В то же время государство эксплуатировало и контролировало сельские коммуны, то есть само государство выступало организатором производства. 

Процесс возникновения государства в Европе шел по другому историческому пути, где основным государственообразующим фактором являлось расслоение общества из-за интенсивного формирования частной собственности на землю, скот и рабов. Этот путь государственного происхождения называется западным или европейским. 

По вопросу возникновения государства в Западной и Восточной Европе в литературе выражены две точки зрения. Сторонники первых утверждают, что в этом регионе в ходе расширения первобытных отношений возникло феодальное государство (вышесказанное относится прежде всего к Германии и России). 

Сторонники второго полагают, что после расширения племенной системы наступает длительный период, предшествующий феодализму, в течение которого дворянство выделяется как особая группа, обеспечивает себе привилегии, прежде всего, в земельной собственности, но крестьяне сохраняют и свободу, и землю. владение. Они называют этот период профессионализмом, а государственный профессионалом. 

Таким образом, на этапе производственной экономики, под влиянием разделения труда, возникновения патриархальной семьи, военного переворота, запрета инцеста и других факторов, первобытное общество стратифицируется, его противоречия обостряются, как В результате клановая организация общественной жизни устаревает, и на смену ей приходит неизбежно новая организационная форма общества государственность.

Что касается форм государства, они были выделены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Различают три формы возникновения государства: афинскую, римскую и немецкую. Все эти формы принадлежат государствам европейского пути развития. Афинское государство является классической формой возникновения государства, поскольку в этом случае государство возникает в результате расслоения общества и классовых противоречий, без вмешательства каких-либо дополнительных факторов. По мнению Ф. Энгельса, в самом «чистом» виде процесс формирования государства происходил именно в Афинах. В Риме на появление классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух групп свободных членов племенного общества патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем были установлены демократические порядки: равенство всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и т. д. однако к концу второго века. до н.э. е. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие за собой создание мощного государственного аппарата.

Германское государство возникло в результате завоевания Римской империей германскими племенами, что привело к необходимости создания специального аппарата власти, чтобы подчинить завоеванные народы, которые также находятся на гораздо более высокой стадии. развитие. Можно сказать, что, в отличие от афинского государства, возникновение государства среди римлян и немцев было ускорено: по отношению к римлянам из-за внутренних противоречий и по отношению к немцам из-за внешних факторов. 

Я хотел бы подчеркнуть следующее. Появление государства и права рассматривается наукой как естественный исторический процесс. Во-первых, это означает, что это было не одноразовое действие, а длительный, трудоемкий процесс, который прошел много этапов. Постепенно некоторые черты клановой организации угасли, их заменили черты государственной власти. Во-вторых, сам процесс формирования государства носил естественно-исторический характер. То есть государство возникло естественным путем в ходе исторического развития общества как объективная необходимость. На всех территориях земного шара племенная организация рано или поздно исчерпала себя, обретя новые черты, которые не были характерны для нее по определению. И во всех случаях именно государственная организация общества заменила племенную систему. Отсюда напрашивается вывод, что государство было единственно возможной альтернативой дальнейшему развитию общества. Государство стало объективно определенной формой человеческой организации, которая в силу исторических условий заменила племенную систему. Все это позволяет нам охарактеризовать возникновение государства как естественный исторический процесс. 

Что касается особенностей возникновения древнерусского государства, то этот вопрос подробно рассматривается в ходе истории государства и права России. Чтобы избежать дублирования материала, мы лишь кратко остановимся на основных особенностях этого процесса. Во-первых, свидетельства об этом процессе весьма противоречивы. Существует две теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Это так называемый. Норманнские и антинормандские теории (для самостоятельного изучения). Во-вторых, в российском государстве прошел период рабовладельческого строя, что является существенной чертой. Это объясняется следующими факторами: высокий уровень развития производительных сил (орудий) у восточных славян, что позволило достичь больших результатов при меньших людских усилиях; климатические условия, которые делали содержание рабов невыгодным; позже, по сравнению с другими народами, происходит разложение племенной системы (задержка во многом обусловлена ​​последствиями ледникового периода); наличие крестьянской общины, объединенной очень тесными внутренними связями, вытеснившими рабский труд. 

Итак, на всех территориях процесс возникновения государства характеризовался рядом типичных черт и этапов, которые формируют институт государства как особый социальный феномен. Более того, у многих народов наблюдались значительные отклонения от «типичного» процесса формирования государства, что можно рассматривать как особенности возникновения государства на различных территориях. 

Признаки государства, отличающие его от публичной власти клановой организации общества

Чтобы выделить особенности государства, необходимо сравнить его с предгосударственной организацией общества. Вот почему так много времени должно быть уделено характеристике организации рода. Сравнивая клановые и государственные организации общества, мы можем увидеть эти новые черты, признаки того, что племенная организация была лишена, и которые стали решающими для государственного устройства общества. Эти вновь появляющиеся отличительные черты являются основными характеристиками государства. 

Все признаки государства можно разделить на две группы: признаки, отличающие государство от предгосударственной организации общества, и признаки, отличающие государство от других властных структур. Это разделение несколько произвольно, потому что вторая группа может включать в себя все атрибуты государства, поскольку именно их сочетание отличает государство от других авторитетов в обществе: авторитетов политических партий, общественных организаций, семей и т. д. но первая группа В группу входят минимальные признаки, по наличию которых можно говорить о существовании государства в отличие от предыдущего периода перед состоянием. 

Итак, признаки, отличающие государство от клановой организации общества, включают в себя:

  1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства) и что каждый, кто находится на этой территории, попадает под влияние власти. В клановой организации власть распространялась на членов клана (т. е. была построена на основе принципа родства). 
  2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (в племенной организации не было особой власти, которая отделяла бы общество, власть исходила от общества в целом). Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и на этой основе освобождаются от производительного труда. 
  3. Наличие налогов и займов в виде специальных денежных средств, в которых содержатся аппараты управления и правоприменения.

Кроме того, это еще одна особенность, которую не все авторы приписывают этой группе (группе черт, отличающих государство от общей организации общества), но, тем не менее, принимая во внимание его значение, мы рассматриваем его в этом вопросе.

Государственная монополия на законотворчество. Суммируя все признаки государства, мы можем сформулировать его определение. Итак, государство это организация власти в обществе, которая имеет специальный аппарат контроля и принуждения, и чьи приказы являются обязательными для населения всей страны. 

Основные теории происхождения государства и права

Появление государства и права сложный, трудный для изучения процесс. Есть много попыток объяснить это. В процессе исторического развития и накопления знаний были выдвинуты различные теории, каждая из которых имеет свое рациональное ядро. Существует множество теорий происхождения государства и права, поэтому мы остановимся на основных, наиболее известных и наиболее развитых. 

Теологическая теория (основатель Аквинского, распространенная в средние века) связывает происхождение государства и права с божественной волей. Надежность этой теории зависит от индивидуальной веры в Бога или атеистического отношения исследователя. 

В патриархальной теории (Аристотель, Р. Филмер, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский) государство рассматривалось как результат расширенной семьи. Правитель действовал как отец, а его дети были подданными. 

Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) исходит из того, что государству предшествует естественное государство, которым сторонники теории характеризуются по-разному. Одни считали, что это был «золотой век человечества» (Руссо), другие «война всех против всех» (Гоббс). Важным преимуществом этой теории является признание естественных, неотъемлемых прав, данных природой или Богом людям. В результате экономического развития и расслоения общества во избежание конфликтов, для достижения мира и процветания, заключен социальный договор, согласно которому люди передают часть своих естественных прав государству, обязуясь им подчиняться, и государство обязуется защищать неотъемлемые права человека, то есть право собственности, свободу, безопасность. Теория была прогрессивной для своего времени, то есть предполагала возможность свержения власти (правителя), если он не выполнял условия общественного договора. 

Теория насилия (завоевания) возникла в конце 19 и начале 20 веков. (основатели Л. Гумплович, К. Каутский, Э. Дюринг). В общих чертах, государство возникает в результате завоевания одними людьми других, после чего требуется создать специальный аппарат для поддержания угнетенных в подчинении. Этот аппарат является государством. 

Психологическая теория (Л. Петражицкий) выводила состояние из психических характеристик человека: один подчиняется, а другой командует. Причины легализации также лежат в психике людей, право это «императивно-формулирующий правовой опыт» людей. 

Марксистская теория основана на материалистическом подходе. Он связывает возникновение государства с частной собственностью, разделение общества на классы и классовый антагонизм. Государство является продуктом непримиримых классовых противоречий. 

Социально-экономическая теория на ее основе изучает происхождение государства и права. Он также основан на материалистическом подходе, но не абсолютизирует роль классового образования в возникновении государства. Акцент делается на экономические факторы, которые постепенно приводят к разложению клановой организации и появлению на ее основе единственно возможной альтернативы государству. 

Заключение

Органическая теория (Г. Спенсер, Платон) проводит параллели между государством и телом человека. Государство является результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. В обществе происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства. Органы государства уподобляются человеческому телу: правительство это мозг, низшие классы выделительные органы и т. д. 

Один важный момент: теории происхождения государства и права и теории, объясняющие сущность государства и права, очень похожи. Они разрабатываются одними и теми же авторами, имеют одинаковые названия, но в то же время они фокусируются на разных аспектах проблемы, либо на происхождении государства и права, либо на объяснении сути этих явлений.

Поэтому, освещая вопрос о происхождении государства и права, нет необходимости останавливаться на представлении основных понятий государства и права. Например, психологическая теория может объяснить как происхождение государства, так и сущность права. В этом случае вам необходимо четко соотнести ответы с поставленными вопросами.