Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения с точки зрения классической и кейнсианской экономических теорий

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Одной из самых сложных задач в экономической системе является достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках. Решение особенно сложно в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, который характеризуется значительными количественными и качественными изменениями во всех социально-экономических отношениях.

Достижение макроэкономического равновесия важно для эффективного развития социально-экономической системы; эта проблема не может быть оставлена ​​без внимания экономической теории и практики. Действительно, достижение макроэкономического равновесия будет означать пропорциональность производства и потребления, спроса и предложения, производственных затрат и результатов, материальных и денежных потоков. Это будет означать, в конце концов, реализацию экономических интересов каждого из субъектов, действующих в макросистеме, с их взаимной координацией.

Макроэкономическое равновесие является оптимальным соотношением во всей системе социально-экономических количественных и качественных отношений в народном хозяйстве. Этот оптимум служит общим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достичь оптимальности - это стремление достичь идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, что практически неосуществимо.

Несмотря на невозможность практического решения проблемы макроэкономического равновесия не только на рынке, но и в системе директивного планирования, экономическая наука делает все более успешные попытки объективно понять функциональные социально-экономические отношения на макроуровне. в условиях рыночных отношений. Анализ и исследование этих областей носит не только информативный, но и прикладной характер: объективно понимать, насколько это возможно, количественно оценивать пропорциональные отношения с целью повышения эффективности государственного регулирования и, в конечном итоге, сокращения социально-экономических потерь от макроэкономических показателей. несоразмерности.

Анализ моделей экономического равновесия спроса и предложения является целью моей курсовой работы. Исходя из поставленной цели, я определил следующие задачи: рассмотреть концепцию совокупного спроса и составляющих его элементов (а также необходимо обратить внимание на неценовые факторы, влияющие на величину спроса), рассмотреть концепцию совокупного предложения (факторы, влияющие на стоимость предложения), чтобы определить макроэкономическое равновесие, рассмотреть макроэкономическое равновесие, используя классическую и кейнсианскую модель, модель AD-AS, посмотреть на ситуацию равновесия в России.

Понятие совокупного спроса и его составляющих, факторы его изменения

Совокупный спрос - это сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает взаимосвязь между объемом совокупной продукции, на которую экономические агенты представляют спрос, и общим уровнем цен в экономике.

В отсутствие ограничений со стороны производства, а также в отсутствие сильной инфляции, увеличение совокупного спроса стимулирует рост производства и занятости, практически не влияя на уровень цен.

Совокупный спрос формируется четырьмя основными секторами экономики, AD включает в себя следующие элементы:

а) потребительские расходы домашних хозяйств (с);

Объем потребления определяется в первую очередь величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу физических лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочной перспективе связана с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса фокусируется в основном на факторах реального потребления.

б) инвестиционные расходы (I);

Этот показатель включает частные покупки недвижимости, оборудования и акций. Объем инвестиций определяется в основном уровнем выпуска продукции, стоимостью капитала и ожиданиями будущих условий. Под инвестиционными затратами (инвестициями) понимается спрос хозяйственной фирмы на инвестиционные товары. В макроэкономике инвестиции означают только покупку нового реального капитала.

Общие инвестиционные затраты частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают в себя:

  • инвестиции в обновление, заменяющие существующий капитал по мере его выбытия;
  • чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в народном хозяйстве (основные средства и инвентарь предприятий, а также жилой фонд, принадлежащий домохозяйствам).

в) государственные закупки (G);

Государственные закупки товаров и услуг включают, например, государственные закупки оружия, строительного оборудования и финансирование государственных школ.

г) чистый экспорт (Xn).

Xn - это разница между стоимостью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутреннего дохода и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и курса национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объемами производства за рубежом, соотношением цен и обменного курса. 

При прочих равных условиях существует обратная связь между совокупным спросом и уровнем цен в стране. С уменьшением уровня цен P реализуемый объем национального производства Q увеличивается. Соответственно, повышение уровня цен приводит к снижению совокупного спроса при постоянных других рыночных факторах.

Основные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые.

Ценовые факторы совокупного спроса включают:

  • Эффект процентной ставки.

С ростом цен потребители и производители вынуждены занимать деньги. Это приводит к повышению процентных ставок, снижению покупательной способности и сокращению инвестиций. В результате совокупный спрос уменьшается. Из всего сказанного можно сделать вывод, что суть эффекта процентной ставки заключается в влиянии изменения уровня цен на процентную ставку и, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции.

Получается, что повышение уровня цен влечет за собой повышение процентной ставки, а это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, и наоборот.

  • Эффект богатства.

С ростом цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов уменьшается, население становится беднее, а совокупный спрос уменьшается

  • Эффект импортных закупок. 

Этот эффект возникает при изменении соотношения цен отечественных и импортных товаров. С ростом внутренних цен спрос на отечественные товары уменьшается, а на более дешевые импортные товары увеличивается. При постоянных таможенных тарифах произойдет увеличение импорта и сокращение экспорта. В результате объем чистого экспорта упадет, а вместе с ним и объем совокупного спроса. Снижение цен приведет к превышению экспорта над импортом, что окажет очень благотворное влияние на объем совокупного спроса.

Неценовые факторы:

  • Потребительские расходы. Потребители могут менять характер покупок отечественных товаров независимо от изменения уровня цен. В этом случае вся кривая совокупного спроса сместится. Он переместится влево от AD1 к AD3, когда потребители решат купить меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители решат увеличить объем покупок при данном уровне цен.
  • Инвестиционные расходы. Уменьшение объема новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, сместит кривую совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объема инвестиционных товаров, которые предприятия готовы покупать, приведет к увеличению совокупного спроса.
  • Изменения в государственных расходах. Желание правительства покупать товары и услуги является третьим неценовым фактором в совокупном спросе. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен приведет к увеличению совокупного спроса, если налоговые сборы и процентные ставки остаются неизменными. И наоборот, сокращение государственных расходов приведет к снижению совокупного спроса.
  • Изменения в чистых экспортных затратах. Изменения в чистом экспорте вызваны не изменениями уровня цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт за вычетом импорта), к которому привели эти «другие» факторы, сдвигает кривую совокупного спроса вправо. Во-первых, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Второе - сокращение нашего импорта, что подразумевает увеличение внутреннего спроса на отечественные товары.

Основными факторами, вызывающими предвзятость, являются следующие:

  • Изменение цен на факторы производства (удорожание факторов производства вызывает смещение влево, удешевление - вправо).
  • Изменение цен на ресурсы может произойти из-за потери естественного плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, уменьшения количества и ухудшения качества капитала, уменьшения числа людей, способных к предпринимательской деятельности активность, рост цен на импортируемые ресурсы и укрепление рыночной власти поставщиков ресурсов и профсоюзов.
  • Государственная политика (например, увеличение налогов производителей может привести к смещению кривой совокупного предложения влево, уменьшению вправо);

В случае стран, экономика которых сильно зависит от состояния сельского хозяйства или туризма, резкие изменения погодных и климатических условий могут повлиять на изменение кривой совокупного предложения.

Проблема кривой совокупного предложения и определяющих ее факторов имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретический взгляд на эту проблему оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие России в годы реформирования ее экономики. Так, первые реформаторы российской экономики (Э. Гайдар, Б. Федоров и др.) Считали, что для восстановления экономики необходимо не стимулировать спрос, а заморозить его, чтобы избежать инфляции. Такое решение проблемы основано на классической концепции, связывающей спрос не с ростом объемов производства, а с инфляцией. В конкретной российской ситуации слепое следование теоретическим представлениям о развитой рыночной экономике способствовало углублению кризиса. Как показала 10-летняя практика рыночных реформ в постсоциалистических странах, положительные результаты в макроэкономическом равновесии и выходе из социально-экономического кризиса были получены в тех странах, где правительство отказалось от западных рецептов реформ, ориентируясь на общие смысл, стимулирующий совокупный спрос и, по всем параметрам, влияющий на рост производства.

Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения

Совокупное предложение AS - все конечные продукты (в стоимостном выражении), произведенные (предложенные) в обществе. Совокупное предложение отражает размер создаваемого национального продукта и изменение цен, создаваемых этими масштабами воспроизводства, если мы ссылаемся на концепцию совокупного предложения от Камаева. 

Совокупное предложение AS понимается как сумма всех индивидуальных предложений. Другими словами, совокупное предложение - это денежная стоимость общей суммы всех конечных товаров и услуг на рынке. Если вы не принимаете во внимание влияние международной торговли, то AS можно приравнять к ВНП: GNP = AS = PQ

Закон совокупного предложения - при более высоком уровне цен у производителей появляются стимулы для увеличения производства и, соответственно, увеличивается предложение промышленных товаров. 

Кривая совокупного предложения  показывает зависимость общего предложения от общего уровня цен в экономике:

  • Горизонтальный.
  • Средний (по возрастанию).
  • Вертикаль.

На величину совокупного предложения влияют ценовые и неценовые факторы.

Среди ценовых факторов выделяют:

  • Действовать на микроуровне и вызывать изменение предложения отдельных товаров на рынке (технология производства, затраты);
  • Действующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В этом случае качество характеризуется факторами производительности (более квалифицированная рабочая сила и более современное оборудование). Увеличение количества и повышение качества факторов приводит к увеличению производственных мощностей и, следовательно, к увеличению совокупного предложения АС.

Неценовые факторы совокупного предложения:

  • Изменение цены ресурса

Увеличение предложения внутренних ресурсов из-за ирригации земли, новых технических улучшений в обработке земли и открытии полезных ископаемых; увеличение доступных трудовых ресурсов; направление большей части сбережений на инвестиции; Увеличение числа людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, ведет к снижению цен на эти ресурсы. В результате удельные затраты снижаются, а кривая совокупного предложения смещается вправо. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов увеличивает цену за них, а кривая совокупного предложения смещается влево.

  • Изменения производительности труда

Производительность труда понимается как отношение реального объема производства на количество использованного труда.

Производительность труда = труд

Рост производительности труда показывает, что с имеющимся объемом трудовых ресурсов может быть получен больший реальный объем национального производства, то есть снижаются удельные затраты, а кривая совокупного предложения смещается вправо. Снижение производительности труда увеличит затраты и сместит эту кривую влево.

  • Изменения в деловых условиях

Государственное вмешательство может как расширить, так и сузить совокупное предложение, в зависимости от приоритетов экономики на том или ином этапе. Например, увеличение налоговых ставок увеличивается, при прочих равных условиях, себестоимости продукции и тем самым уменьшает общий объем предложения. Наоборот, государственные субсидии и различные стимулы для предприятий помогают снизить производственные издержки и тем самым увеличить совокупное предложение.

Макроэкономическое равновесие (основные модели)

Макроэкономическое равновесие - это состояние в экономике, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие - это состояние, когда использование ограниченных экономических ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансировано, то есть существует совокупная пропорциональность между ресурсами и их использованием; производственные факторы и результаты их использования; производство и потребление; спрос и предложение; материальные и финансовые потоки. Достижение полного равновесия является экономическим идеалом, поскольку в реальных экономических кризисах неизбежно неполное или неэффективное использование ресурсов. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. Макроэкономическое равновесие в реальной экономике определяется двумя показателями: инфляция и безработица. В условиях равновесия инфляция минимальна, и наблюдается только естественный уровень безработицы.

Условия экономического равновесия

В экономической теории существует несколько типов экономического равновесия.

Классическая и кейнсианская теория макроэкономического равновесия

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочной перспективе.

В этом случае анализ АС строится с учетом следующих условий:

  • выпуск зависит только от ряда факторов производства и технологии;
  • изменения факторов производства и технологий происходят медленно;
  • экономика работает в условиях полной занятости, а объем производства равен потенциалу;
  • цены и номинальная заработная плата являются гибкими. 

В этих условиях кривая АС является вертикальной на уровне выпуска с полной занятостью факторов производства. Сдвиги АС в классической модели возможны только при величине факторов производства или технологии. Если таких изменений нет, то кривая AS в краткосрочной перспективе фиксируется на потенциальном уровне, а любые изменения в AD отражаются только на уровне цены.

Кейнсианская модель А.С. рассматривает функционирование экономики в краткосрочной перспективе.

Анализ AS в этой модели основан на следующих предположениях:

  • Экономика работает на неполный рабочий день;
  • Цены и номинальная заработная плата относительно жесткие;
  • Реальные ценности относительно мобильны и быстро реагируют на колебания рынка.

Кривая AS в кейнсианской модели является горизонтальной или имеет положительный наклон. В кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выхода, после чего она принимает форму вертикальной линии, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS. 

Таким образом, объем АС в краткосрочной перспективе зависит в основном от стоимости АД. В условиях неполной занятости и жесткой цены колебания AD в первую очередь вызывают изменение объема производства и только впоследствии могут повлиять на уровень цен.

Но бывают ситуации, когда необходимо объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, тогда мы получим кривую AS, которая включает три сегмента: горизонтальный или кейнсианский, вертикальный или классический и промежуточный, или восходящий.

Горизонтальный сегмент кривой AS соответствует экономике рецессии, высокому уровню безработицы и недостаточному использованию производственных мощностей. В этих условиях любое увеличение AD желательно, поскольку оно ведет к увеличению объема производства и занятости без увеличения общего уровня цен.

Промежуточный сегмент кривой AS подразумевает такую ​​воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и использованием менее производительных ресурсов, поскольку уже задействованы более эффективные ресурсы ,

Вертикальный сегмент кривой AS возникает, когда экономика работает на полную мощность, и более невозможно достичь дальнейшего роста производства в короткие сроки. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.

Общие модели AS имеют определенные разделы:

  • кейнсианский сегмент;
  • классический сегмент;
  • промежуточный сегмент.

Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS

Макроэкономическое равновесие - это равенство совокупного спроса и совокупного предложения, это состояние экономики, когда весь произведенный национальный продукт равен совокупным расходам. 

Модель «AD-AS» позволяет рассмотреть механизм формирования равновесного объема национального производства в краткосрочной перспективе в условиях изменения цен.

Макроэкономическое равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению:

1. Равновесие на кейнсианском участке кривой АС. Движение к равновесному реальному объему ВНП не сопровождается изменением уровня цен, а вызвано вовлечением неиспользованных ресурсов в производство.

2. Равновесие в промежуточном отрезке кривой AS. Изменение уровня цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров.

3. Равновесие на классическом отрезке кривой AS. Здесь увеличение совокупного предложения практически невозможно из-за максимального использования производственных возможностей и отсутствия резервов. Следовательно, уровень цен увеличивается.

Модель «AD-AS» позволяет рассмотреть механизм формирования равновесного объема национального производства в краткосрочной перспективе в условиях изменения цен.

Макроэкономическое равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Видно, что равновесие происходит на пересечении кривых совокупного спроса AD и совокупного предложения AS. Проекции точки равновесия по вертикальной и горизонтальной осям дают соответственно равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Равновесие можно рассматривать в трех частях кривой AS: горизонтальной, промежуточной и вертикальной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае жестких цен реальный ВВП определяется колебаниями совокупного спроса, поскольку цены и заработная плата негибкие. Напротив, в случае гибкого механизма ценообразования реальный ВВП определяется объемом совокупного предложения.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важных категорий, как функции потребления и сбережения. По словам Кейнса, и потребление, и сбережения являются функцией дохода.

Кейнс выдвинул позицию, которую обычно называют основным психологическим законом: «Психология общества такова, что с увеличением общего реального дохода общее потребление также увеличивается, но не в той же степени, что и доход». И если это так, то часть созданной продукции не сможет быть продана, предприниматели понесут убытки и сократят производство. Отсутствие склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, который обеспечивает полную занятость. 

Эмпирические исследования показали, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению не меняются в течение коротких периодов времени и часто остаются неизменными даже в течение длительного периода.

Кейнс вводит понятие автономного потребления, которое не зависит от уровня дохода.

Функции потребления и сбережения 

Важнейшим компонентом запланированных общих затрат являются инвестиции. Уровень инвестиций оказывает существенное влияние на национальный доход компании; Многие макропропорции в народном хозяйстве будут зависеть от его динамики. Кейнсианская теория подчеркивает тот факт, что уровень инвестиций и уровень сбережений (то есть источник или резервуар инвестиций) во многом определяется различными процессами и обстоятельствами. Инвестиции (капитальные вложения) по всей стране определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, строительство домов, прокладка дорог и, следовательно, создание новых рабочих мест зависят от инвестиционного процесса или формирования реального капитала.

Кейнс вводит новую концепцию - автономные инвестиции, то есть инвестиции, которые не зависят от уровня дохода и представляют на определенном уровне постоянную стоимость.

Автономное инвестирование является важным допущением или абстракцией. В действительности, ситуация может возникать и возникает, когда растущий объем доходов ведет к увеличению инвестиций. Мы говорим о взаимном влиянии инвестиций и доходов. Автономные инвестиции, сделанные в форме первоначальной «инъекции», приводят к увеличению национального дохода.

Чем больше автономных инвестиций, тем выше график общих затрат и тем ближе «заветный» уровень полной занятости. Если само государство будет нести автономные расходы G, то линия общих расходов будет расти еще выше: точка E1 приблизилась к точке E2, соответствующей уровню дохода с полной занятостью всех ресурсов (U2). Добавив к автономным расходам затраты Из чистого экспорта (NX) мы все больше будем приближаться к уровню полной занятости (точка F). Общая идея ясна - каждое добавление элемента автономных расходов будет сдвигать линию общих расходов вверх. Графическая интерпретация модели равновесия Кейнса, которая также известна в экономике как «кейнсианский крест».

Рост любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода и способствует достижению полной занятости благодаря определенному эффекту, который известен в экономической теории как эффект мультипликатора. 

Мы еще раз подчеркиваем различия в кейнсианском и неоклассическом подходах к определению макроэкономического равновесия. Во-первых, в классической модели долгосрочная безработица казалась невозможной. Гибкий ответ цен и процентных ставок восстановил нарушенный баланс. В модели, предложенной Кейнсом, равенство инвестиций и сбережений может быть реализовано при частичной занятости.

Во-вторых, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, органично присущего рынку. Кейнс поставил под сомнение этот постулат: предприниматели, столкнувшиеся с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют работников, а следовательно, и безработицу со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими конфликтами, а «невидимая рука» рыночного механизма не может обеспечить стабильную занятость на постоянной основе.

В-третьих, сбережения - это, прежде всего, функция дохода, а не только уровень интереса, как утверждается в теории классики.

Особенности макроэкономического равновесия в современной России

Рыночный механизм действует таким образом, что любой дисбаланс влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие искусственно нарушается либо в результате вмешательства государства, либо в результате деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. «Минимальная цена» - установленная минимальная цена, ограничивающая ее дальнейшее снижение. «Максимальная цена», напротив, ограничивает рост цены. Минимальные и максимальные цены могут быть установлены государством, регулирующим рыночные цены. Например, при реализации социальной политики государство может устанавливать максимальные цены на определенные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не имеют права устанавливать свои цены.

Примером цены является запрет на торговлю товарами по ценам ниже их стоимости.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. Например, в России в качестве предельных цен можно рассматривать установленные ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии. Максимальные цены вводятся с целью предотвращения их резкого роста, возникновения социальных волнений.

Максимальные цены занижены по сравнению с равновесной ценой и не позволяют рыночной цене подняться до уровня равновесия. Более низкие цены обычно устанавливаются в результате государственной политики, направленной на «замораживание» цен, то есть установление их на определенном уровне, чтобы остановить инфляцию и предотвратить снижение уровня жизни. Например, рассмотрим аграрный рынок в России. Государство регулирует цены на продукцию, то есть цены на готовую продукцию, но не учитывает цены на ресурсы. В результате рыночная цена намного ниже равновесной цены, которая могла бы быть. Эта ситуация заставляет фермеров работать в убыток. Государство пытается решить эту проблему с помощью бесплатных финансовых вложений в сельское хозяйство.

Так или иначе, фирмы, вовлеченные в бизнес, должны считаться с уровнем цен, который развился на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректирован государством, устанавливая верхний и нижний (один или оба) предела колебаний , При разработке рыночной стратегии компания не может существенно отклониться от этого уровня (если она не владеет значительной частью рынка, не дает ей право стать монополистом), и при расчете возможной прибыли она должна заложить рыночную цену в основу. расчета. Отказ от этих цен влечет за собой введение санкций и штрафов. Ярким примером этого является повышение цен на газ в конце 2008 года и в начале 2009 года. Несмотря на ряд действий со стороны государства, которые включают предотвращение роста цен на газ, таких как отмена налога на добыча полезных ископаемых из новых месторождений, трехкратное снижение экспортных пошлин, обнуление импортной импортной техники, а также эффект девальвации: крупнейшие нефтяные компании ОАО НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» сохранили Монополистически высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и рост оптовых цен с начала 2009 года на 30 - 60%.

ФАС подала жалобу в компании, обеспечивающие более половины российской нефтепереработки.

ФАС несколько лет следит за ситуацией на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные нефтепродукты. Но не в России, где цены на топливо продолжают расти сегодня. Как сообщает пресс-служба ФАС, «цены на газ растут под воздействием объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов - формирующаяся глобальная конъюнктура цен на нефть и баланс спроса и предложения на внутреннем рынке. И если повышение цены обусловлено объективными факторами, то ФАС не может на это повлиять».

Стоит отметить, что рост цен на газ влечет за собой рост цен на другие товары и услуги. Как сказал директор MY MARKET Ильдар Валеев: «Рост цен на топливо повлечет за собой более высокие затраты для экономики, что будет компенсировано ростом цен практически на все виды товаров и даже на большинство услуг».

Помимо установления минимальных и максимальных цен, государство стимулирует спрос путем предоставления льготных кредитов. Это особенно актуально во времена кризиса. Например, правительство России субсидирует процентные ставки по автокредитам. Субсидии предоставляются по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 600 тысяч рублей (с 2010 года), это не только легковые автомобили, но и коммерческие, и в то же время они должны быть российского или иностранного производства, которые находится в россии. Сумма субсидий составляет 2/3 ставки рефинансирования.

Рынки в России являются механизмами несовершенной конкуренции, в частности, монополий и олигополий (например, рынок легких автомобилей). В России на самом деле несколькими производителями автомобилей являются АвтоВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, производящих в России. Как видите, олигополистическая ситуация на рынке, когда есть ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать свои условия в отношении цен на продукцию и номенклатуры.

В России большую долю товарного рынка занимают импортные товары. Отечественная продукция в настоящее время неконкурентоспособна с иностранными фирмами. Если после распада СССР российские фирмы были неконкурентоспособны практически на всех рынках, то теперь это относится, прежде всего, к рынкам высокотехнологичной продукции (оборудование, электроника). В отсутствие собственного производителя государство вынуждено снизить таможенные пошлины на ввоз иностранной высокотехнологичной продукции. По данным таможенной службы, по итогам 2007 и 2008 годов импорт высокотехнологичной продукции превышает 50%. Поэтому относительно низкие цены на заменяемые товары иностранных фирм приводят к тому, что цены на наши товары также начинают снижаться, и многие предприятия терпят убытки из-за высокой себестоимости.

Равновесие спроса на товарном рынке в России сильно зависит от социальной составляющей экономики - это заработная плата, безработица. Особенность российской экономики заключается в том, что основным источником дохода для граждан России является заработная плата.

На данный момент наблюдается рост заработной платы. Увеличение покупательной способности приводит к увеличению спроса на более качественные и более дорогие товары. Однако с началом кризиса в 2009 году уровень заработной платы начинает падать, растет безработица, что приводит к снижению покупательской активности и увеличению тенденции к сбережениям.

С 2009 года на экономическое развитие России оказал влияние мировой финансовый кризис, и он неравномерен. Резкое ухудшение внешнеэкономической ситуации привело к значительному снижению инвестиционной активности, спаду в промышленности и снижению потребительского спроса. По итогам первого квартала 2010 года динамика развития промышленности свидетельствует о том, что экономика продолжает стагнировать (стоять на месте). В потребительском секторе ситуация не является более оптимистичной: падение занятости в январе может означать переход безработицы из скрытой в открытую. Приток капитала в марте увеличился, что, в свою очередь, увеличивает спрос на рублевые фонды и приводит к удорожанию рубля. Среди позитивных тенденций первого квартала также стоит отметить рост цен на нефть и сырье. Однако стоит отметить, что ситуация нестабильна, а восстановление в России во многом зависит от глобальной ситуации.

Заключение

При анализе краткосрочных экономических колебаний всегда используется модель совокупного спроса и совокупного предложения, согласно которой производство товаров и услуг и общий уровень цен изменяются таким образом, чтобы сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон. Во-первых, снижение цен приводит к увеличению реальной стоимости денежных средств домашних хозяйств, что стимулирует потребительские расходы. Во-вторых, низкий уровень цен ведет к снижению спроса населения на деньги; поскольку они стремятся конвертировать деньги в доходные активы, в результате чего снижаются процентные ставки, что стимулирует инвестиционные расходы. В-третьих, низкий уровень цен определяет снижение процентных ставок, обесценивается национальная валюта, что стимулирует чистый экспорт.

Кривая долгосрочного совокупного предложения является вертикальной. В конечном счете, количество предлагаемых товаров и услуг зависит от рабочей силы, капитала и технологий, доступных в экономике, но не от общего уровня цен. Краткосрочная кривая совокупного предложения имеет положительный наклон. Согласно неоклассической теории заблуждений, непредвиденное падение уровня цен приводит поставщиков к неверному выводу о снижении относительных цен на предлагаемые ими товары, что вынуждает их ограничивать производство.

Одной из возможных причин рецессии является снижение совокупного спроса. Когда кривая совокупного спроса смещается влево, в краткосрочной перспективе наблюдается снижение выпуска и цен. Со временем, когда восприятие, заработная плата и цены людей меняются в соответствии с новыми условиями, краткосрочная кривая совокупного предложения смещается вправо, и экономика возвращается к своему естественному уровню производства на новом, более низком уровне цен. Вторая возможная причина снижения - неблагоприятное изменение совокупного предложения. Когда наблюдается сдвиг в кривой совокупного предложения влево, объемы производства уменьшаются в краткосрочной перспективе и цены растут, поэтому мы имеем дело со стагфляцией. Через некоторое время, когда восприятие, заработная плата и цены людей приспосабливаются к меняющимся условиям, уровень цен и объем производства возвращаются к своему первоначальному уровню.

Анализируя модель AD - AS, мы видим, что законы рыночного равновесия также применяются на уровне национальной экономики в целом. Он служит схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель позволяет сделать вывод о том, что вмешательство государства в экономику необходимо или нежелательно.

Ученые разных школ имеют принципиально разные взгляды на проблему влияния государства и на экономику.

Классическая точка зрения заключается в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рынок является саморегулируемой системой. Инструментами саморегулирования являются цены, заработная плата и процентные ставки, колебания которых в конкурентной среде уравнивают спрос и предложение на товарных, денежных и ресурсных рынках, что в конечном итоге приводит к ситуации полного и рационального использования ресурсов. Поэтому в саморегулируемой рыночной экономике вмешательство государства в процессы воспроизводства может только навредить, но не помочь.

Кейнсианская точка зрения отличается совершенно противоположными взглядами, основанными на том факте, что государству необходимо контролировать и регулировать совокупный спрос, чтобы он соответствовал совокупному предложению. Целями кейнсианской политики являются занятость и стабильность экономического роста, а инструменты включают государственный бюджет и денежно-кредитную политику. Дж. Кейнс и его последователи исходили из того, что чисто рыночный механизм не способен обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, поэтому требуется вмешательство государства.