Расширение производства и оценка его эффективности

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сущность технического перевооружения и оценка эффективности его проведения на предприятии 
Реконструкция производства и определение экономической эффективности ее осуществления
Материалоемкость продукции и направления ее снижения на предприятии
Организация оплаты труда работников предприятия

 

Введение:

В связи с рыночными отношениями проблемы ресурсосбережения передаются непосредственно предприятиям, эффективность работы которых определяется экономической целесообразностью.

Отношение к ресурсам является важнейшим критерием для корректировки в экономике. Чтобы уменьшить объем закупочной деятельности, необходимо рациональное использование сырья. Способы рационального использования и экономии сырья весьма разнообразны - организационные, технологические, конструктивные направления, основанные на оптимальной структуре материалов и ассортимента продукции, управлении отходами и т. д.

Низкое материальное потребление продуктов является результатом успешной технологии или дизайна и правильного учета социальных, функциональных, эргономических требований.

Расход материалов всегда был основным вопросом конкурентоспособности предприятия, поскольку экономия сырья позволяет снизить себестоимость продукции. Запасы играют основную роль в производстве, а их эффективное использование обеспечивает прибыль предприятия.

В настоящее время в экономике проявляется научно-техническая деятельность по снижению стоимости материальных ресурсов, для чего используются новые энергосберегающие технологии, используются новые виды ресурсосберегающего оборудования, внедряются малоотходные технологические процессы, новые методы. экономики и рационального использования сырья, а также улучшаются структура и нормы расхода материалов.

 

Положительные и отрицательные последствия расширения производства

 

С точки зрения существующих фирм, долгосрочный период - это период времени, достаточно длительный для изменения количества всех используемых ресурсов, включая производственные мощности. С точки зрения отрасли, долгосрочный период включает в себя достаточно времени, чтобы фирмы, работающие в ней, могли распасться и покинуть отрасль, и новые фирмы появиться и войти в отрасль. В отличие от краткосрочного периода - периода фиксированных мощностей, долгосрочного - периода смены мощностей.

В течение длительного периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными фирмами, которые ее составляют. Фирма может изменить масштаб своих производственных мощностей; она может установить новое оборудование или сохранить меньше оборудования. Промышленность в целом также может изменить свой масштаб.

В качестве гипотетического примера рассмотрим небольшое производственное предприятие. Сначала компания запустила минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности, расширялась все больше и больше.

Проанализировав затраты, мы пришли к выводу, что они будут минимальными при ежедневном производстве единиц продукции Q1. Если компания будет производить больше продукции, то ее средние валовые затраты возрастут.

 

Расширение производства и оценка его эффективности

Такое поведение кривой АТС1 объясняется законом убывающей отдачи (закон убывающей отдачи, англ.: Law of diminishing returns — один из фундаментальных экономических принципов, состоящий в том, что в коммерческом предприятии, производительность которого зависит от нескольких независимых ресурсов (например, трудовых, финансовых, земельных и т.п.), затраты на наращивание одного из ресурсов при фиксированном количестве остальных будет с определенного момента приносить все меньшую и меньшую отдачу). Нивелировать действие закона убывающей отдачи можно только расширив масштабы производства, открыв новый цех с новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии (кривая средних валовых издержек АТС2) закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска, и минимальные издержки на одну единицу продукции будут достигнуты при выпуске Q2 единиц продукции ежедневно.

Если мы и дальше будем расширять предприятие, то кривая средних валовых издержек АТС3 поднимется вверх и минимальные издержки при выпуске Q3 единиц будут выше, нежели при выпуске Q2 единиц продукции.

Дуга LАС, описывающая кривые АТС1, АТС2, АТС3), будет представлять собой кривую долгосрочных средних валовых издержек при разных масштабах производства. Минимальными издержки будут при выпуске Q2 единиц продукции ежедневно.

На основании всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: Сначала какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к росту АТС.

Такое положение кривой средних долгосрочных издержек предприятия экономисты связывают с так называемым положительным и отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным - если они увеличиваются.

Положительный эффект масштаба. Положитель­ный эффект масштаба (как еще говорят, эффект массового производства, или экономия, обуслов­ленная ростом масштабов производства). По мере роста раз­меров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издер­жек производства.

Факторы снижения средних издержек производства

Специализация труда. Повышение уровня специализации используемого труда стано­вится возможным по мере роста размеров предпри­ятия. Дополнительный наем рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними все более и более дробно. Вместо того чтобы выпол­нять пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый рабочий мо­жет теперь получить одно-единственное задание. В течение всего рабочего дня он может быть занят именно той операцией, для выполнения которой наилучшим образом подходит его квалификация. На маленьких предприятиях квалифицированные работники нередко затрачивают до половины свое­го времени на выполнение заданий, не требующих никакой квалификации. Это приводит к повышению издержек производства.

Кроме того, возможность разделения трудовых операций, обеспечиваемая ростом масштабов производства, позволяет работникам приобретать особенно обширный опыт выполнения поставленных перед ними конкретных задач. Мастер на все руки, обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли станет таким опытным в каждой из них. Имея возможность сосредоточиться на одной задаче, один и тот же работник сможет работать гораздо продуктивнее. Наконец, более высокий уровень специализации труда исключает потерю времени при переходе работника из одной задачи в другую.

Специализация управленческого персонала. Крупное производство также позволяет более эффективно использовать труд специалистов по менеджменту благодаря его более глубокой специализации. Менеджер, способный контролировать работу 20 работников, будет недостаточно использован на небольшом предприятии с десятью работниками. В этом случае производственный персонал предприятия может быть удвоен при постоянных затратах на содержание административного аппарата. Кроме того, небольшие фирмы не могут использовать работу специалиста-менеджера по прямому назначению. На небольшом предприятии специалист по маркетингу может быть вынужден разделить свое время между различными областями управления - например, маркетингом, человеческими ресурсами и финансами. Расширение объема операций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю за маркетингом и распространением продуктов, в то время как соответствующие специалисты будут дополнительно привлечены к выполнению других функций управления. В конечном итоге это приведет к повышению эффективности и снижению производственных затрат на единицу продукции.

Эффективное использование капитала. Небольшие фирмы часто не могут использовать наиболее технологически эффективное производственное оборудование. Машины для производства многих видов продукции можно купить только в очень больших и очень дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого оборудования требует больших объемов производства. Это означает, что только крупные производители могут позволить себе покупать и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

Приведем пример. В автомобильной промышленности наиболее эффективные методы производства включают использование робототехники и сложного оборудования для сборочных линий. Для эффективной работы этого оборудования требуется, по некоторым оценкам, объем производства от 200 тысяч до 400 тысяч автомобилей в год. Только очень крупные производители могут позволить себе покупать и использовать это оборудование достаточно эффективно. Мелкие производители несутся между двумя пожарами. Производство автомобилей на другом оборудовании неэффективно и, следовательно, связано с более высокими затратами на единицу продукции. Однако альтернативный вариант приобретения наиболее эффективного оборудования и его недоиспользования с небольшим объемом производства также неэффективен и дорог.

Производство побочных продуктов. Организатор крупномасштабного производства имеет больше возможностей для производства побочных продуктов, чем небольшая компания. Крупный мясокомбинат производит клей, удобрения, лекарства и множество других продуктов из тех отходов, которые мелкий производитель выбрасывает за ненадобностью.

Все эти технологические факторы - повышение уровня специализации труда рабочих и менеджеров, умение использовать наиболее эффективное оборудование и эффективное управление отходами - будут способствовать снижению издержек производства единицы продукции со стороны производителя, который сможет расширить масштабы своей деятельности. Другими словами, это можно сформулировать следующим образом: увеличение количества всех ресурсов, задействованных в производстве, скажем, на 10% приведет к более чем пропорциональному увеличению объема производства - например, на 20%; Необходимым результатом будет снижение АТС.

Негативная экономия от масштаба. Однако со временем расширение компании может привести к негативным экономическим последствиям и, как следствие, к увеличению себестоимости продукции на единицу продукции.

Основная причина негативного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, которая стала крупным производителем. На небольшом предприятии один старший администратор может лично принять все самые важные решения, касающиеся работы предприятия. Из-за небольшого размера компании этот администратор хорошо знает весь производственный процесс и поэтому может быстро освоить любое направление деятельности компании, легко «переварить» информацию, полученную от его подчиненных, и разработать четкую и эффективное решение.

Однако эта благоприятная картина меняется с ростом размера фирмы. Этажи управления, разделяющие административный аппарат и реальный производственный процесс, становятся все более многочисленными, высшее руководство значительно отличается от реального производственного процесса на предприятии. Для одного человека невозможно собрать, понять и обработать всю информацию, необходимую для принятия рациональных решений в масштабе крупного предприятия. Ответственность должна быть делегирована бесконечному количеству вице-президентов, вторых вице-президентов и т. д.

Такое расширение иерархического аппарата правительства глубоко и широко создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принятые на разных уровнях управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние производственные затраты. Другими словами, увеличение количества всех ресурсов, скажем, на 10% приведет к менее чем пропорциональному увеличению выпуска, скажем, на 5%. Следовательно, АТС увеличится.

 

Постоянная отдача от расширения производства

 

В некоторых случаях разница между объемом производства, при котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и объемом производства, при котором вступает в силу отрица­тельный эффект масштаба, может быть довольно значительной. То есть на графике будет иметься отрезок, соответствующий постоянной отдаче от роста масштабов производства, на протяжении которого средние долгосрочные из­держки будут неизменными. В его пределах определенное уве­личение количества всех ресурсов — скажем, на 10% — вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 10%. То есть АТС не изменяются.

 

Расширение производства и оценка его эффективности

 

Положительный и отрицательный эффекты масштаба — это нечто большее, чем правдоподобная сказочка для эконо­мистов. На самом деле для большинства отраслей обрабатывающей промышленности США эффекты масштаба имеют огромное значение. Фирмы, пре­успевшие в деле расширения масштабов своей де­ятельности, сумевшие воспользоваться положи­тельным эффектом массового производства, в ре­зультате выжили и процветают. Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказа­лись в незавидном положении производителей с вы­сокими издержками, обреченными на существова­ние на грани разорения и в конечном счете — банк­ротство.

Относительно реальности отрицательного эф­фекта масштаба среди экономистов имеются не­которые разногласия. С одной стороны, неко­торым кажется, что само существование и даль­нейший рост таких гигантских корпораций, как "Дженерал моторз", АТТ, "Экссон" и "Пруденшиэл лайф иншуренс", бросают тень сомнения на эту концепцию. На практике для преодоления или смягчения трудностей принятия управленчес­ких решений, составляющих суть отрицательного эффекта масштаба, зачастую разрабатываются и применяются компьютерные информационные и коммуникационные системы.

В случае успе­шности этих усилий кривая средних долгосрочных издержек сначала падает, а затем, начиная с мо­мента исчерпания действия положительного эф­фекта масштаба, становится более или менее горизонтальной. С другой стороны, некоторые эмпирические исследования, а также анекдоти­ческие случаи свидетельствуют о том, что от­рицательный эффект масштаба является фактом индустриальной жизни и может приобретать су­щественное значение.

Организационная структура крупных фирм часто проектируется с преднаме­ренным расчетом избежать негативного эффекта масштаба. Например, "Дженерал моторз" среди своих многочисленных подразделений создала пять автомобилестроительных ("Шевроле", "Бьюик", "Олдсмобиль", "Понтиак" и "Кадиллак"), каждое из которых обладает значительной автономией и конкурирует с остальными. Это было сделано в процессе поиска такой степени децентрализации, которая позволила бы полностью реализовать положительный эффект масштаба и в то же время избежать отрицательного эффекта.

И все же, несмотря на такие усилия, бывшие администраторы крупнейших корпораций подтве­рждают реальность существования отрицательного эффекта масштаба. Так, бывший президент ком­пании "Дженерал моторз" отзывался об одном из ее подразделений — "Шевроле" — следующим образом: "Шевроле" это такое гигантское чудовище, что вы можете сколько угодно дергать его за хвост, но еще многие месяцы на другом его конце ничего не произойдет. Оно настолько огромное, что по-настоящему управлять им нет никакой возмо­жности. Приходится стараться хоть как-то угнаться за ним".

Более широкое исследование, охватывающее сталелитейную и автомобилестроительную отрасли, предпринято Адамсом и Броком, которые пришли к выводу, что иерархическая бюрократическая си­стема управления, характерная для крупных фирм в этих отраслях, отрицательно влияет на эффектив­ность. Кроме того, они утверждают, что многие крупные и сильно диверсифицированные корпора­ции в последнее время предпочитают отделять от себя различные подразделения именно в интересах повышения эффективности управления.

Интересно также, что понятие эффекта масшта­ба использовалось в ходе дебатов по вопросу о бюд­жетных ассигнованиях на национальную оборону. Представители военно-воздушных сил предупреж­дали, что оценочная стоимость каждой межконтине­нтальной ракеты МХ поднимется примерно на 50% (с 79 млн дол. до 119 млн дол.) в 1985г., если конгресс примет решение уменьшить количество за­купаемых ракет с 40 до 21 штуки. Такой рост цены, по их словам, явился бы отражением роста издержек производства единицы продукции вследствие поте­ри положительного эффекта масштаба.


Особенности расширения производства


Объем производства, при котором заканчивается стадия экономичности от масштаба и начинается стадия постоянной отдачи, называется минимально эффективным масштабом производства (MES; minimum efficient scale - англ.).

Минимально эффективный масштаб производства определяет максимально возможное количество эффективно функционирующих предприятий, необходимое для удовлетворения спроса на ту или иную продукцию на национальном, региональном или местном рынке. MES может измеряться как в единицах выпуска соответствующего товара (тоннах, штуках и т.п.), так и в процентах к объему рынка этого товара. MES оказывает существенное влияние на концентрацию производства. Если возможно увеличить эффективность функционирования предприятия за счет концентрации управления несколькими производственными единицами (например, заводами, магазинами, мастерскими и т.п.), MES предприятия может оказаться выше MES таких отдельных единиц. Поэтому показатели MES оказывают существенное, а по мнению многих экономистов - определяющее влияние на тип рынка соответствующего товара, будет ли он монополизирован одним крупным предприятием, или на нем будут действовать несколько или много средних и небольших предприятий.

Анализируя выше сказанное можно сделать вывод о том, что положительный или отрицательный эффек­ты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру каждой отрасли. MES представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фир­ма может минимизировать свои долгосрочные сред­ние издержки. Подчеркнем: если отрезок постоянной отдачи при росте масш­табов производства достаточно велик, сравнительно большие и сравнительно малые фирмы могут сосу­ществовать в одной и той же отрасли и быть одина­ково жизнеспособными.

Теперь сравним это с ситуацией, при которой положительный эф­фект масштаба является более продолжительным, а отрицательный — относительно отдаленным. При этом кривая долгосрочных средних издержек будет понижаться на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответственно все большему росту объема продукции).

Это ситуация в автомобильной, алюминиевой, стальной и многих других отраслях тяжелой промышленности. А это значит, что для данного объема потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута только небольшим количеством промышленных гигантов. Небольшие фирмы не смогут обеспечить минимальный эффективный масштаб производства и не будут жизнеспособными.

В экстремальной ситуации для достижения положительной экономии за счет масштаба может потребоваться выйти за пределы существующего рынка и привести к тому, что называется естественной монополией. Естественная монополия, по определению, представляет собой рыночную ситуацию, в которой минимизация издержек производства на единицу продукции достигается, когда существует только одна фирма, производящая этот продукт или услугу.

В таких отраслях существующий объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного числа относительно небольших производителей. В этой категории отраслей, в частности, много видов розничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные работы. То же самое можно сказать и о многих секторах легкой промышленности, например, хлебобулочных, швейных, обувных. В таких отраслях очень маленькие фирмы являются такими же или даже более эффективными, чем крупные производители.

 

Заключение

 

Из конкретного примера и теории, рассмотренных в данной работе, следует, что форма кривой долгосрочных средних затрат в зависимости от положительного и отрицательного эффекта масштаба может иметь решающее значение для структуры и уровня конкурентоспособности эта индустрия.

Является ли отрасль «конкурентоспособной» (состоящей из относительно большого числа мелких фирм) или «концентрированной» (подчиненной доминированию нескольких крупных производителей), в некоторых случаях это зависит от технологии, используемой в отрасли, и получающейся в результате кривой формы средние долгосрочные расходы. Однако, утверждая это, следует проявлять определенную осторожность, поскольку известно, что структура отрасли зависит не только от ее характерных условий для формирования уровня затрат.

Пытаясь объяснить структуру конкретной отрасли, необходимо также учитывать последствия государственной политики, географические границы рынка, компетентность управленческого персонала и многие другие факторы.