Распределение доходов: сущность, роль государства

Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчет о прохождении практики:

 

Как написать отчет о прохождении практики

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Международная валютная система: история развития и современные проблемы развития
Собственность как экономическая система
Национальная экономика цели и результаты
Теория издержек предприятия

 


Введение:

Огромная роль государства и способность регулировать определенные экономические процессы зависят от взаимоотношений экономики и политики, развития экономической политики. Государство является ядром современной социальной системы, подтверждая существование всех других негосударственных институтов, усиливая власть, формулируя принципы и организуя формы социальной жизни, формируя основу институциональной иерархии. Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и социально прогрессивным и важным фактором развития.

С приходом государства сфера экономической деятельности складывается. Более того, экономическая политика государства становится неотъемлемым и необходимым элементом рыночной системы.

Важным элементом экономической политики государства является политика перераспределения доходов населения и обеспечения социальной защиты. В современной России проблема дифференциации доходов стала более актуальной, поскольку в России за последние 20 лет разрыв между слоями населения и их доходами увеличивался.

Сущность доходов, источники их формирования и формы

Суть дохода

Любое общество - это сложная сущность, состоящая из людей, объединенных определенными качествами. Одной из основных характеристик человека в современном обществе является размер и способ получения его общего дохода. Это наиболее важный показатель, позволяющий оценить возможности человека или семьи в условиях рыночной экономики. Он определяет степень удовлетворения потребностей человека и характеризует уровень благосостояния людей.

В наиболее общем виде доход - это сумма денег, которую мы зарабатываем или получаем за период времени (обычно 1 год или 1 месяц).

По определению, доход домохозяйства понимается как сумма денег и материальных благ, полученных или произведенных домохозяйствами в течение определенного периода времени. Роль дохода определяется уровнем потребления населения, напрямую зависящим от уровня доходов.

Денежные доходы населения, заработная плата работников, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные права, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов (доход, выплачиваемый акционерам в зависимости от полученной чистой прибыли и номинальной стоимости доли), реализация сельскохозяйственной продукции и различных продуктов,(вклады, ценные бумаги) активы, недвижимость, арендная плата, доходы от различных услуг, предлагаемых участнику, а также доход от страховых продаж, займы, иностранная валюта и другие.

Естественный доход включает в себя главным образом продукты, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления.

Совокупная выручка представляет собой общую сумму денежных средств и доходов от всех источников дохода с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов.

Классификация доходов

Подобно разнице между номинальной и реальной заработной платой, доходы учитываются по-разному:

  1. Номинальный доход определяет уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
  2. Располагаемый доход - это номинальный доход, который освобождается от налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением для потребления и сбережений.
  3. Реальный располагаемый денежный доход определяется на основе денежных премий за текущий период за вычетом обязательных платежей и скорректированных премий по индексу потребительских цен. Для измерения динамики располагаемого дохода используется показатель «реальный располагаемый доход», который рассчитывается с учетом индекса цен.
  4. Реальный доход характеризует номинальный доход с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Заработная плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых работникам разных профессий при осуществлении предпринимательской деятельности.

Распределение доходов: сущность, роль государства

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определенный период времени (неделя, месяц, год и т. д.).

Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата, которая учитывает движение розничных цен и тарифов. Таким образом, повышение розничных цен на 10% обеспечивает увеличение номинальной заработной платы на 15% и повышение реальной заработной платы на 5%. Хотя номинальная заработная плата может увеличиваться, реальная заработная плата может уменьшаться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Качество потребления, возможности потребительских расходов населения зависят от уровня доходов. Если проанализировать доходы населения по их уровню, то мы различаем - низкий, средний, выше среднего и высокий доход. Существует еще одна классификация доходов, которая характеризует социальную принадлежность получателей. Это семьи: с низким доходом, богатые, сверхбогатые. Все они резко различаются по расходам.

Конечно, наиболее важным показателем дохода для всех без исключения людей является его стоимость. Чем больше доход, тем больше у нас денег.

Распределение доходов

Все продукты, произведенные в сообществе, могут быть представлены как сумма дохода факторов. Функциональный доход зависит от соотношения спроса и предложения для конкретного фактора производства. Функциональное распределение доходов происходит между владельцами производственных факторов (труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские навыки). Однако в реальной жизни многие из факторных доходов взаимосвязаны (например, участие работников в прибылях бизнеса) и перераспределяются.

Персональное распределение измеряет распределение доходов между отдельными группами населения. Общий доход населения получается из различных источников и перераспределяется между семьями в зависимости от их размера и состава.

Существует значительная разница между функциональным и личным распределением общего дохода. Функциональное распределение только сводит общий доход к доходам владельцев производственных факторов. С другой стороны, личное распределение является результатом вмешательства государства в перераспределение в области доходов, поэтому даже группы населения (например, инвалиды или безработные) имеют доходы, которые общество не может получить, только если оно удовлетворено функциональным распределением.

Основными составляющими денежных доходов населения являются доходы от заработной платы, работы и имущества, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т. д.).

В период перехода к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения. Создаются и интенсивно развиваются новые формы доходов: бизнес и собственность (проценты, дивиденды, рента, доход от продажи ценных бумаг).

Доля заработной платы и социальных трансфертов в денежных доходах населения играет важную роль в мотивации труда. При формировании общей суммы дохода, вмешательства с доминированием заработной платы, в то время как предприятие в целом развивается, психология зависимости часто усиливается с возрастающей ролью социальных трансфертов.

Потребительский доход, использование и сбережения

Доходы, полученные физическими лицами, делятся на три части: налоги, текущие расходы на потребление и личные сбережения.

Доход после налогообложения называется «чистым личным доходом». В связи с этим каждый покупатель решает одну и ту же проблему: как распределить между потреблением (текущие расходы) и сбережениями.

Проблема связана с тем фактом, что решение принимается в рыночной экономике, где каждый ищет наиболее выгодное использование полученного дохода. Погоня за максимальными выгодами может убедить покупателя увеличить текущие расходы на потребление (в условиях высокой инфляции) или, при условии высоких процентных ставок, может привести к увеличению доли, в которой сохраняется доход, путем принуждения к части расходов потребителей.

Нельзя быть терпимым к проблеме, решаемой каждым покупателем, потому что никакой другой прямой зависимости макро и микроэкономики не возникает ни в одной другой области. Более того, скорость, с которой покупатель массово решает разделить доход на потребленные и восстановленные части, может полностью разрушить (или оживить) экономику всей страны.

Соотношение между сбережениями и чистым личным доходом зависит, прежде всего, от его стоимости и процентной ставки.

Исключительная сложность рыночной экономики заключается в том, что соотношение между потреблением и сбережениями доходов определяет величину общих затрат и общих сбережений и отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Направить покупателя на лучшее решение для общества означает регулировать рыночную экономику в конкретной ситуации.

Большая часть чистого личного дохода идет на личное текущее потребление. Это имеет макроэкономическое значение, означающее, что значительная часть личного дохода немедленно возвращается в экономику в форме потребительских расходов покупателей. В результате объем и структура производства во многом зависят от размера и структуры той части потребляемого дохода.

Потребительские расходы имеют три основных направления: потребительские товары, товары длительного пользования и товары длительного пользования (жилье, медицина, туризм).

Каждый из трех соответствующих рынков характеризуется различной степенью свободы покупателей. Очевидно, что у них меньше всего свободы в недолговечных товарах (продукты питания, одежда, обувь). Доля расходов на питание в структуре личных доходов является объективным показателем уровня жизни в стране: чем ниже эти расходы, тем выше уровень благосостояния.

Динамика объема каждой из трех сфер потребительских расходов является своеобразным индикатором экономической ситуации. В период восстановления экономики наблюдается "взрыв" в товарах и услугах длительного пользования. Но они первыми испытывают первые удары, когда экономическая ситуация ухудшается - не случайно, что многие кризисы в рыночной экономике начинаются с затруднений с продажей товаров длительного пользования (включая товары со сроком службы, превышающим один год). Аналитики обращают особое внимание на динамику рынка этих продуктов.

Сделан вывод о том, что спрос на товары и услуги длительного пользования характеризуется более значительными колебаниями, чем рынок краткосрочных товаров. Это придает бизнесу здесь рискованный характер.

Часть годового личного денежного дохода, которая остается после уплаты налогов, но не расходуется на текущее потребление, называется "сбережениями".

Сбережения - будущий спрос на будущие товары и услуги. По этой причине отчеты об увеличении сбережений всегда важны для правительства, экономистов и бизнесменов (если только это не является результатом нехватки совокупных товаров, то есть невозможности получения дохода воли) - это означает, что население верит в стабильность национальной валюты, то есть инфляция является фактором. Определение размера потребительского спроса означает экономию.

Конечно, просто желание сэкономить недостаточно. Для этого должна существовать реальная возможность, определяемая размером дохода. Количественная зависимость суммы сбережений понятна:

«Накопительная стоимость» = «общий доход» - «налоги» - «потребительские расходы».

Сумма сбережений дохода определяется преимуществами такой операции: чем выше размер дохода и чем выше процентная ставка, тем выше норма сбережений.

Даже при фиксированном номинальном доходе фактический доход может упасть или увеличиться в зависимости от динамики цен на товары и услуги. Если номинальный доход варьируется, фактическое значение зависит от темпов роста и уровня цен номинального дохода.

Таким образом, в условиях инфляции группы населения, которые могут достичь только роста, равного увеличению номинального дохода, будут поддерживать стабильный уровень реального дохода. Доход от обесценивания инфляции и инвестиционных сбережений. Инфляция становится фактором перераспределения доходов и увеличивает дифференциацию собственности.

Средний доход в сообществе

Доход на душу населения выступает в качестве среднего показателя и не отражает неравномерное распределение среди членов сообщества. Для этого используйте такие показатели, как средний доход в сообществе и прожиточный минимум за этот период. Эти показатели позволяют сравнить динамику распределения доходов по группам населения.

Средний доход в России для основной части населения определяется как средняя заработная плата (трудовой доход).

Помимо сборов, которые должны быть исключены из налогов, средний доход включает социальные трансферты. Эти платежи позволяют увеличить семейный бюджет на 10-12%. Что касается уровня реальной заработной платы, то это должно определяться балансом на рынке труда.

Кривая DL отражает общий спрос на рабочую силу в этих технологиях и условиях основного капитала. Кривая SL отражает это предложение рабочей силы. Пересечение кривых DL и SL в точке E определяет равновесный уровень заработной платы, равный W0 или цене труда.

Величина трудового дохода равна произведению заштрихованного прямоугольника или количеству труда (численности работников) и уровню заработной платы. Важным показателем является доля трудовых доходов в общем (валовом) доходе, которая определяется как уровень сбора трудовых доходов.

Государственная политика перераспределения доходов

Поскольку рыночные отношения не обеспечивают социальной защиты для категорий работы, дохода, образования и людей с ограниченными возможностями, малоимущих пенсионеров и других граждан, необходимо создать государственное вмешательство в распределение доходов и систему социального обеспечения для нуждающихся.

Если функциональное распределение доходов основано на владении факторами производства, личное распределение доходов осуществляется государственной властью. Основным инструментом распределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения.

Государство, которое несет ответственность за обеспечение прав человека в течение всей жизни, организует надлежащее перераспределение доходов.

Политика правительства по распределению доходов направлена ​​на решение двух основных проблем: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализация инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Эта политика является частью социальной политики государства, которая обеспечивает социальную защиту. Социальная защита населения, которая осуществляется через социальную политику государства, использует два метода: социальная защита и социальные гарантии.

Социальная защита - правительство принимает меры для обеспечения социально необходимого финансового и социального статуса всех членов общества.

 

Это значит:

  • Воспроизводство квалифицированной рабочей силы.
  • Наличие условий для реализации талантов талантливых людей.
  • Члены сообщества работают.
  • Создание новых рабочих мест и поддержка работников, оказавшихся безработными и т. д.

Социальные гарантии - обязательства компании по удовлетворению необходимых потребностей каждого участника.

Это значит:

  • Доступность и бесплатное образование.
  • Гарантии компании, связанные с реализацией трудоспособности.
  • Принудительный труд и т. д. - гарантии недопустимости.

При реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный.

Социальный подход предполагает, что общество должно гарантировать уровень дохода, который не позволит каждому члену быть за чертой бедности.

Рыночный подход только предоставляет компании обязательство создавать условия для экономической деятельности и получения дохода для каждого из ее участников.

Основными показателями обоих подходов к реализации государственной социальной политики являются показатели уровня жизни населения, в том числе:

  • Доля фондов потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе.
  • Абсолютные объемы фонда потребления, валовой внутренний продукт.
  • Национальный доход на продукт и душу населения.
  • Уровень занятости работающего населения.
  • Условия труда и производства.
  • Здравоохранение, образование, культура, воспроизводство населения и продолжительность жизни;
  • Уровень предоставления комфортного жилья и коммунального обслуживания.
  • Состояние среды обитания людей и др.

Каковы особенности социальной политики государства в современной России? Эти особенности проявляются:

  • В сокращении бедности в России.
  • В сокращении массовой безработицы работающего населения;

По мере реализации устойчивого экономического развития закладывается фундамент для улучшения уровня жизни и качества населения.

Термин «социальное обеспечение» распространен во всем мире. Тем не менее, его интерпретация очень отличается. В США это означает только пенсии. Она включает в себя систему денежной помощи в Великобритании, денежные пособия в Европе плюс здравоохранение, государственную систему поддержки и обслуживания граждан в России по старости, потерю полной или частичной трудоспособности, потерю кормильца и семей, где есть дети. Поэтому понятие «социальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкое толкование.

Практически во всех странах мира государственная система социального обеспечения, негосударственные формы социального страхования, частная помощь и т. д. Он занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, в том числе.

Социальное страхование - это государственная система денежной помощи, основанная на обязательных частных взносах. Выплаты по социальному обеспечению классифицируются как пособия, связанные с заработком в процентах от предыдущего заработка.

Понятие «система социальной поддержки» используется все больше и больше, оно понимается как денежное пособие по низким доходам, выплачиваемое для борьбы с бедностью в узком смысле. Различает формальную и неформальную социальную поддержку. Первый включает в себя комплекс государственных программ социального страхования и помощи для конкретных групп населения. Неформальная социальная поддержка относится к следующим видам: личные земли, помощь друзей и родственников.

Социальное пространство финансируется из следующих источников:

Бюджетные ресурсы:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъекта Российской Федерации;
  • местный бюджет;
  • внебюджетные перераспределения ресурсов.

Внебюджетные ресурсы:

  • государственные социальные фонды;
  • внебюджетные фонды учреждений-учредителей Российской Федерации;
  • социальные фонды гражданского общества;
  • источники кредита;
  • сбор средств от фирм и домохозяйств (региональные кредиты); воспользоваться потенциалом некоммерческих некоммерческих организаций.

Внебюджетные фонды учреждений-учредителей Российской Федерации широко используются. Повышенную роль играют региональные и муниципальные займы. Местные власти выпускают местные облигации, продают жилищные сертификаты, а муниципалитет выпускает краткосрочные облигации.

Вернемся к государственной политике перераспределения доходов населения. Эта политика заключается в перераспределении доходов по государственному бюджету посредством налогообложения различных групп доходов и социального обеспечения. В то же время значительная доля национального дохода переходит от групп с высокими доходами к группам с низкими доходами.

Четыре основных теории распределения экономического дохода известны. Тем не менее, эта классификация является лишь схематической диаграммой приблизительной классификации многих теорий распределения, которые значительно отличаются друг от друга. В промышленно развитых странах Запада либеральная концепция, основанная на теории факторов производства, предполагает, что участие правительства в его распределении для выравнивания эффективности доходов является нежелательным, поскольку оно ведет к снижению эффективности производства.

Однако современное развитое общество не принимает этот подход и применяет, прежде всего, через механизм государства, различные формы перераспределения - в пользу тех, кто имеет высокий доход, тех, кто имеет низкий доход или вообще не имеет его.

После Второй мировой войны концепция социального государства стала активно реализовываться и, соответственно, была ответственна за обеспечение хороших условий жизни для своих граждан.

В основу системы управления своей экономикой положены следующие принципы:

  • признание определяющей роли отношений свободного рынка в степени, регулируемой государством;
  • признание ответственности государства за создание и поддержание условий для эффективной экономической деятельности и разумных распределительных отношений с учетом интересов населения в целом;
  • поддержка уязвимых категорий населения за счет талантливых людей;
  • участие работников в управлении производством и, прежде всего, в создании справедливых условий для оплаты труда.

Каковы бы ни были различия в современных теориях организации производства и распределения, которые составляют основу управления экономической жизнью, они основаны на признании необходимости экономической свободы человека. В то же время в современных экономических системах рыночного типа существует ряд мер, направленных на ограничение не только тенденций, сдерживающих экономический рост, но и имущественного неравенства.

Экономические отношения становятся все более цивилизованными и социально ориентированными. В западных странах была создана новая система управления смешанной экономикой и национальной экономикой, где государство выполняет многие социально-экономические функции, а граждане на законных основаниях имеют основные социальные права и свободы и имеют возможность влиять на политику через демократические институты. Правительства, которые хотят лучше адаптироваться к своим законным социально-экономическим интересам.

Масштаб средств, выделяемых правительством для решения социальных проблем, определяется на основе конкретного содержания социальных программ в каждой стране, финансовых возможностей, избирательной системы или союзов, на основе результатов политической борьбы и сложившихся традиций для обеспечения социальных прав общества и повышения уровня жизни. в решении социальных проблем.

Сегодня во всех развитых странах созданы системы социальной поддержки бедных. Переводы отводятся особая роль в системе социальной поддержки малоимущих. Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат, которые не связаны с участием населения в экономической деятельности и поддержанием внутреннего спроса.

Организовывая перераспределение доходов из бюджета, государство решает проблему увеличения доходов бедных, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Влияние государства на процесс перераспределения доходов измеряется ставкой подоходного налога, а также объемом социальных расходов бюджетов разных уровней.

Способность государства перераспределять доходы ограничивается доходами бюджета. Увеличение социальных расходов, превышающее налоговые поступления, приводит к увеличению дефицита бюджета и инфляции. Избыточные социальные расходы из государственного бюджета требуют более высоких налоговых ставок, что может ослабить рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает сборы в виде налогов на некоторые доходы от слоев населения с высокими доходами, а также пособий по безработице, а также пособий, выплачиваемых наиболее уязвимым и инвалидам. Государство также перераспределяет доходы путем изменения цен (для фермеров) и введения минимальной ставки заработной платы.

Правительство также вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел повышения заработной платы. Политика в области доходов используется правительством для включения заработной платы для снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, стимулирования инвестиций и снижения инфляции.

Наиболее эффективным способом регулирования заработной платы государством является установление минимальной заработной платы (минимальной заработной платы). Бонусы, доплаты и пр. Переговоры между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективных договоров основаны на минимальной заработной плате.

Не менее важной является защита денежных доходов от инфляции. Для этого используется индексация, чтобы частично компенсировать стоимость потребительских товаров и услуг. Однако индексация доходов отрицательно влияет на желание работать более интенсивно и не способствует антиинфляционным мерам.

Государство, которое требует от работодателей выплачивать определенную минимальную заработную плату работникам, выплачивать пособия по безработице, выделять средства для поддержки семей, размер которых превышает бюджет, обеспечивает продовольственную печать, образование и медицинские услуги для бедных, в полной мере участвует в воспроизводстве рабочей силы.

Созданная им система переподготовки облегчает трудоустройство работников, сокращает время безработицы и, следовательно, способствует лучшему распределению ресурсов по секторам экономики. Оказывается, что правительство осуществляет формирование предложения рабочей силы разными способами и пытается сделать это таким образом, чтобы удовлетворить спрос предпринимателей. Если воспроизводство труда налажено, весь процесс общественного воспроизводства становится более пропорциональным.

Ни в коем случае нельзя ликвидировать государство, которое вторгается в зону распределения доходов и, соответственно, ослабляет степень социально-экономического неравенства. Неравенство является не только продуктом рыночной системы, но и обязательным условием эффективного функционирования рынка. Это может только создать действительно эффективные мотивы для бизнеса и инвестиций.

Также необходимо подчеркнуть наличие пределов участия государства в перераспределении доходов. Вмешательство государства в распределение доходов имеет нижний и верхний пределы.

Что касается нижнего предела вмешательства государства в процесс распределения доходов, то он очень мобильный. Это влияет на стереотипы потребителей: иногда люди принимают жизнь за чертой бедности, довольствуясь небольшим содержанием, такие стандарты благосостояния, как «достойная жизнь» и, по сути, не имитируют доходные бюджетные дополнения. Многие зависят от текущего состояния экономики, демографических и других условий.

Гораздо сложнее определить верхнюю границу допустимого распределения доходов государства, границу, которая не должна проходить ни для одной модели рыночной экономики.

Прежде всего, размер социальных выплат должен соответствовать финансовым возможностям государства. Абсолютно недопустимо, чтобы они выходили за рамки налоговых поступлений и превращались в дефицит бюджета и фактор инфляции. Если это все еще продолжится, содержание перераспределения будет потеряно, и вместо этого произойдет чисто инфляционное увеличение номинального дохода. Те, кто получают денежное подкрепление, вряд ли победят, потому что они будут быстро разрушены непрерывным ростом цен.

Государство, которое выполняет обязательства населения, должно действовать с особой осторожностью, избегая чрезмерного налогообложения, которое может ослабить рыночные стимулы. Если государство хочет быстро принести пользу бедным, несмотря на реальные условия, не исключаются глубокие деформации рыночного механизма, которые будут замедлять экономический рост, ускорять инфляцию и причинять вред всем, включая тех, кто предназначен для перераспределения доходов.

Более того, когда чрезмерные социальные расходы требуют повышенного уровня налогообложения, проявляется нежелательный макроэкономический эффект - стабильный разрыв в сбережениях. Действительно, если он отнимает растущую часть дохода у потребителя, у него нет другого выбора, кроме как сократить свои сбережения. Тем не менее, именно окончательная экономия делает возможным инвестиционный процесс, который формирует финансовую основу для расширенного воспроизводства.

Если доход перераспределяется главным образом для защиты прав человека, как насчет распределения труда? Оказывается, что распределение рабочей силы, как правило, несовместимо со структурой рыночной экономики, поскольку преобладает нетрудовой доход. Однако в рыночной экономике компоненты труда и нетрудовых доходов неразделимы и составляют коренную причину экономической активности. По этой причине это безнадежно, теоретически и практично, поскольку рыночная экономика нетрудовых доходов распределяется на рабочую силу с использованием инструментов государственной политики.

Следует обратить внимание на следующие области сокращения неравенства доходов в экономическом развитии:

  1. Рост диверсификации доходов означает утечку среднего класса, который является основным производителем спроса на товары и услуги для экономики. В дополнение к этому процессу рост богатства и без того богатой части населения приводит к большим потерям спроса в экономике, поскольку с ростом богатства механизм «предпочтения ликвидности» (кейнсианская теория раскрывает влияние этого механизма) вызывает перенаправление от дохода к пассивному хранению потребления. путь. Следовательно, чем более равномерно распределены доходы в экономике, чем активнее используется фактор экономического роста, такой как совокупный спрос, тем больше у экономики появляется шанс достичь предела производственных возможностей и наоборот.
  2. Чрезмерная дифференциация доходов и крайние формы бедности и бедности приводят к неизбежному увеличению социальных издержек: дисквалификация, профессиональная деградация, рост социальных заболеваний (преступность, наркомания, самоубийства, маргинализация), что приводит к разрушению. Один из основных факторов современного экономического роста. размывание человеческого капитала.
  3. Высокая дифференциация доходов является одним из факторов, усиливающих социальную напряженность в обществе, которая увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики. Поэтому пассивная роль государства в распределении и распределении доходов не только приводит к увеличению социальных издержек, но и приводит к негативным последствиям в сфере экономической эффективности. В то же время сверхактивная роль государства в перераспределении чревата как экономическими, так и социальными издержками, что накладывает определенные ограничения на деятельность государства в этой области.

Рассмотрим некоторые негативные последствия перераспределения:

  1. Передача богатства или дохода от одного человека другому в редких случаях, повышение удовлетворенности или полезности обоих лиц или, другими словами, улучшениям по Парето (наиболее важным примером улучшения по Парето является помощь, когда люди добровольно передают часть своего богатства другим), в то время как люди испытывают чувство удовлетворения. увеличивает пользу для себя и других). Однако часто перераспределение сопровождается неопределенными ситуациями по Парето из-за ухудшения благосостояния некоторых людей, благосостояния других, и общее влияние этих изменений на общественное благосостояние не определяется. Поэтому, по мнению ученых-неоклассиков, использование высокой ставки налога на прибыль в качестве средства перераспределения крупных доходов снижает стимул инвестировать в состоятельных и состоятельных граждан и ухудшает их благосостояние; в то же время предоставление социальных трансфертов малоимущим снижает стимулы последних к работе и создает зависимость.
  2. Передача дохода от богатых к бедным может быть осуществлена ​​в образном выражении А. Оукена в «утечке», которая ухудшит благосостояние богатых при улучшении состояния бедных (ухудшение по Парето). В этом случае выполнение государственных программ перераспределения может значительно превысить выгоды от их реализации. Поэтому, как показывает международный опыт, перераспределение доходов не является необходимым, но достаточным условием вмешательства государства в борьбу с бедностью и сокращение неравенства (необходимо учитывать фактор эффективности).
  3. Негативные последствия перераспределения могут возникать не только в результате осознанной государственной политики, но и в качестве неожиданных побочных эффектов ее действий. Поэтому планирование любой социальной программы требует не только учета непосредственных преимуществ программы, но и ее долгосрочных последствий;
  4. Из-за наблюдаемых несоответствий между фактическими и ожидаемыми результатами перераспределения возникает проблема ухудшения, что означает, что доход может изменить рыночное поведение физических лиц в результате перераспределения налогов (например, из-за неравномерного распределения налоговой нагрузки на потребление, сбережения и инвестиции). или, наоборот, он потребляет больше, чем раньше), что делает невозможным для экономики достичь состояния равновесия путем преобразования системы рыночных цен.

Плюсы и минусы перераспределения связаны с противоречием между справедливостью и эффективностью, объективно присутствующим в этой сфере экономических отношений. Если государство уделяет приоритетное внимание борьбе с бедностью и снижению степени неравенства в обществе, оно должно продолжать негативно влиять на эффективность экономических издержек.

Если основной целью государства является экономический рост, углубление неравенства доходов и социальных затрат становится неизбежным. Поэтому большинство решений правительства в области социальной политики являются взаимоисключающими, когда необходимо отказаться от некоторой степени справедливости, чтобы добиться большей эффективности, и наоборот.

Проблема справедливого распределения доходов населения в России и пути ее решения

В настоящее время актуальность различных социальных программ, их влияние на дефицит бюджета, необходимость укрепления или ослабления возможностей страны и процессы перераспределения являются предметом дискуссий среди экономистов и политиков.

В бывшем СССР и других социалистических странах доля населения в общественном продукте определялась их участием в общественно-полезном труде. Считалось, что только работающий человек может заработать доход. Закон запрещает деятельность частных предприятий и любую деятельность, которая позволяет кому-то «проходить чужой труд». Руководство по политике в области доходов заявило, без исключения, о неуклонном росте уровня жизни населения в целом и постепенном сближении уровней и структур доходов. В результате различия в доходах в СССР были значительно компенсированы, особенно с середины 1950-х годов.

Этот активный процесс снижения дифференциации заработной платы был в основном под давлением мер центрального правительства. В результате принцип распределения был полностью разрушен, что привело к значительному снижению мотивации труда.

Однако общий уровень жизни населения страны достаточно высок. Поэтому в 1990 году СССР входил в группу стран (с Нидерландами, Австрией, Великобританией, Италией и т. д.) с национальным доходом на душу населения от 7 000 до 13 000 долларов США. года. По данным Госкомстата СССР, 41 миллион человек, 14,5% населения страны (в основном многодетные, молодые семьи и пенсионеры) жили за чертой бедности.

Переход России к рыночной экономике произвел глобальные изменения в ее системе распределительных отношений. «Распределение по труду», существовавшее в дореформенный период, привело к рыночному распределению доходов по «факторам производства». В то же время государство не предоставило необходимый приоритет для получения дохода на макроуровне.

Если государство перераспределяет доходы путем введения высоких налогов для самых богатых граждан, их сбережения и затраты на рабочую силу могут уменьшиться или найти другое неэффективное использование, что приведет к снижению общей стоимости реального национального дохода.

Получается, что только 50 долларов из каждых 100 долларов, собираемых с богатых, идут на бедных, а остальные - на ненужные растраты или административные расходы. Перераспределение неэффективно: оно отображается с использованием кривой ABC. Здесь гипотетический предел реальных доходов отклоняется от линии с наклоном 45°, поскольку налоги и трансферты способствуют формированию неэффективности.

Опыт показывает, что в некоторых случаях искажения, вызванные вмешательством государства, могут быть настолько значительными, что попытки помочь одной части населения за счет другой могут нанести ущерб обоим. Или, в противном случае, действие, которое на первый взгляд приносит пользу богатым, может принести пользу всем и каждому.

Справедливость распределения доходов также должна быть принята во внимание. Социальная справедливость, обеспечение работой каждого смелого человека, получение хорошей заработной платы, социальное обеспечение детей с инвалидностью и без, образование граждан, здравоохранение, культура, спорт и т. д.

Конкуренция в рыночной экономике заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение потребностей общества. Однако, если он правильно учитывает требования рынка, это не мешает успешному предпринимателю разбогатеть. Это создает сильную мотивацию для предпринимательства, способствует развитию экономики. Но в то же время рыночная система способствует социальной несправедливости в обществе.

Владельцы ресурсов имеют усиление экономической мощи. Наоборот, значительная часть населения лишена производственных ресурсов, которые вызывают экономическую зависимость. Это не совпадение, что некоторые люди действуют как работодатели, а некоторые - как наемные работники. Дифференциация доходов, расслоение собственности, некоторое обогащение и некоторое обнищание.

Другими словами, сама рыночная система не обеспечивает социальной справедливости автоматически. Возможности применения принципа социальной справедливости в каждой стране на определенном этапе ее развития определяются реальным состоянием экономики.

Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создавая финансовые возможности для решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами. Высокое социально-экономическое развитие страны, стабильные темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, а также сохранение жизненного уровня человека, приемлемого для безработного населения, являются необходимыми условиями для достижения принципа социальной справедливости.

Наряду с традиционной бедностью (одинокие матери и многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями, пожилые люди) сегодня появились новые бедные люди, такие как «новые русские». Группа «новых бедных» включает образование и квалификацию, социальный статус и демографические позиции населения, а также части общества, которые не принадлежат к более низким уровням общества.

Сегодняшние низкие доходы обусловлены низкой заработной платой в государственных предприятиях (минимальная заработная плата здесь не превышает 15% от прожиточного минимума), полной безработицей и частичной занятостью, а также невыплатой заработной платы и пенсий в течение 6-8 месяцев и более.

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, неисполнение надежд и провал планов привели к появлению стабильного слоя социальной бедноты, включая нищих, бездомных, беспризорных детей, алкоголиков и наркоманов, проституток.

Только одна пятая часть населения России зарабатывает от 100 до 1000 долларов. Ежемесячно, с крупным конгрессом, может быть связано понятие «средние слои». Но даже в этом слое финансовое положение отдельных групп значительно варьируется, что указывает на большую нестабильность российского "среднего класса".

С другой стороны, обогащение узкого круга людей, которое является беспрецедентно быстрым в мировой истории благодаря выделению (частично легальной) государственной собственности, может происходить из-за отсутствия полноценных законов или серьезных нарушений в соответствии с условиями рыночной экономики.

В настоящее время разработана странная стабильная система для перераспределения результатов трудовой активности населения России в пользу относительно узкого слоя россиян, чья деятельность в основном является паразитической.

Однако государство имеет возможность напрямую влиять на доход на этапе заключения контрактов на рынке труда, следуя политике получения дохода. Дело не в том, что государство может определять уровень цен на рабочую силу на рынке труда, а в том, что оно выступает в качестве крупнейшего работодателя в стране, обеспечивая профессиональную организацию оплаты труда работников государственного сектора.

В то же время государство, выступая в качестве представителя всего общества, демонстрирует нижний предел цены труда, который гарантирует соблюдение минимального уровня жизни, устанавливая экономически обоснованный уровень минимальной заработной платы для всех работников.

Следует отметить, что нынешняя минимальная заработная плата (минимальная заработная плата) в России не выполняет эту задачу. Несмотря на многократное увеличение минимальной заработной платы в последние годы, она все еще значительно ниже прожиточного минимума (в настоящее время почти удваивается). Для того чтобы минимальная заработная плата выполняла свои экономические и социальные функции для удовлетворения минимальных потребностей в производстве рабочей силы, необходимо повысить уровень до уровня прожиточного минимума с одновременной законодательной процедурой для индексации этого измерения.

Изменение уровня минимальной заработной платы теперь происходит стихийно, в зависимости от наличия свободных средств в государственном бюджете. Это включает в себя национальную производительность труда на душу населения, инфляцию, изменение минимального прожиточного бюджета и т. д. и не учитывает изменения. В идеале минимальная заработная плата (как в развитых странах, где средняя заработная плата составляет 40 и более процентов) должна оставаться наиболее важным элементом социальной защиты.

Одной из важнейших функций государства в области политики государственных доходов является политика регулирования заработной платы предприятий государственного сектора, как показано выше. Государство, которое является почти единственным работодателем в этой области, централизованно определяет минимальную тарифную ставку для первоклассной заработной платы (заработная плата работников государственного сектора осуществляется в соответствии с единым тарифным кольцом). Этот уровень является гарантированным минимумом для всех сотрудников, а также руководством для обсуждения проблем заработной платы на предприятиях и в организациях всех видов собственности.

Общее улучшение экономической ситуации в России создает условия для коренного изменения государственной социальной политики на благо всего общества, и в первую очередь необходимо вернуть потерянную за годы реформы заработную плату репродуктивной, регулирующей, стимулирующей и социальной функциям.

В этом контексте можно выделить следующие основные аспекты государственной политики в этой области:

  1. Разработка рыночных механизмов, демонстрирующих необходимость деления налогообложения комиссионного фонда пополам (по сравнению с подоходным налогом) для регулирования заработной платы. Таким образом, если ставка налога на прибыль в настоящее время составляет 24%, то налог на прибыль составляет 39% (13% + 26%) вместе с единым социальным налогом. Налогообложение труда и капитала предотвратит «отклонение» большинства зарплат от теневого сектора труда и предотвратит чрезмерную дифференциацию вышеупомянутых доходов от труда и собственности. Для этой же цели, по нашему мнению, необходимо отойти от единой ставки подоходного налога и вернуться к шкале постепенного налогообложения, основанной на базовом принципе функционирования социального государства: равные налоги для равных (горизонтальная справедливость в налогообложении) и неравные (неравные налоги для равной справедливости).
  2. Совершенствование законодательной и организационной деятельности государства в области заработной платы должно включать: введение новой процедуры индексации минимальной заработной платы в соответствии с динамикой прожиточного минимума и будущей гармонизации минимальной заработной платы и прожиточного минимума; повышение минимальной заработной платы до прожиточного минимума для работников; увеличение доли тарифной части в заработной плате и сближение уровня заработной платы с уровнем заработной платы небюджетных работников бюджетников; увеличение доли заработной платы в структуре денежных доходов населения и увеличение доли заработной платы в ВВП.

В общем, следует отметить следующее. В социальной сфере реформы, проводимые более 10 лет, должны прекратить обращаться к либеральной модели минимального пассивного государства в области получения и распределения доходов, чтобы обратить вспять накопившиеся негативные тенденции. Эта ориентация отвечает не только традициям нашей страны, но и потребностям и условиям современной социальной рыночной экономики.

Должен сказать, что усиление роли государства никоим образом не означает возврата к тотальному центральному перераспределению. Скорее, это означает нахождение справедливого и эффективного среднего уровня между социальным и рыночным, что соответствует уникальной исторической ситуации перехода российской экономики к социальной рыночной экономике.

Заключение

После завершения этого исследования мы изучили понятие дохода и определили три вида дохода:

  • номинальный доход, выраженный в денежной форме;
  • располагаемый доход за вычетом налогов и обязательных платежей, представляющих номинальный доход;
  • фактический доход в сумме товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход.

Мы рассмотрели основные показатели, по которым измеряется степень дифференциации доходов. Среди них: кривая Лоренца, коэффициент Джини (КДж), коэффициент фонда и десятичный коэффициент.

Мы проанализировали государственную политику в отношении перераспределения доходов населения и определили основные задачи этой политики: помочь наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализовать инфляционное снижение доходов и сбережений населения. Политика перераспределения доходов населения использует государственный бюджет, социальные трансферты, устанавливает верхний предел повышения заработной платы, устанавливает минимальную заработную плату, индексирует денежные доходы.

Существует 2 ограничения на участие государства в перераспределении доходов: верхний и нижний. Что касается нижнего предела вмешательства государства в процесс распределения доходов, то он очень мобильный. Влияют на потребительские стереотипы. Гораздо сложнее определить верхнюю границу допустимого распределения доходов государства, границу, которая не должна проходить ни для одной модели рыночной экономики.

Эта политика оказывает влияние на экономический рост; это так: утечка среднего класса, основного производителя товаров и услуг; неизбежное увеличение социальных затрат; Рост социальной напряженности в обществе увеличивает риски инвестиций и предпринимательства и препятствует устойчивому развитию экономики.

Политика распределения доходов также имеет некоторые негативные аспекты:

  • Неопределенные по Парето ситуации, когда благосостояние одних людей улучшается из-за ухудшения благосостояния других, и общее влияние этих изменений на общественное благосостояние не определено.
  • Неожиданные побочные эффекты могут возникать независимо от осведомленности о политике, проводимой бедными в благосостоянии богатых и отсутствии улучшения положения бедных.
  • В результате налогового перераспределения доходов, проблема ухудшения возникает из-за того, что люди могут изменить свое поведение на рынке.

Среди способов справиться со справедливым распределением доходов в России мы определили:

  • необходимость учитывать справедливость перераспределения доходов;
  • необходимость повышения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума с одновременной законодательной процедурой для индексации этого размера;
  • налогообложение труда и капитала предотвратит отклонение большинства заработных плат от теневого сектора труда.