Распределение доходов между семьями, черта бедности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 30.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок государственных ценных бумаг в России: современное состояние, тенденции 
Доходы населения и проблема их перераспределения в современной экономике 
Взаимосвязь налогов и дотаций 
Аграрная реформа в России: стратегические цели и этапы 


Введение:

Социальная направленность реформирования российской экономики находит практическое воплощение в социальной политике государства.

Государственная социальная политика это целенаправленная деятельность государства, направленная на ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической основе.

Распределение доходов является одной из важнейших проблем государственной социальной политики. Первые этапы формирования рыночных отношений в России характеризуются чрезмерной неравномерностью уровня доходов населения. От степени неравенства в доходах зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества. Поэтому роль государства велика в обеспечении социальной защиты населения, грамотной политики, направленной на снижение дифференциации доходов и борьбу с бедностью. 

Сущность доходов, источники их формирования и формы

Наиболее важным показателем в рыночной экономике для оценки возможностей человека или семьи является доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политических убеждений. 

Доход это общая сумма денег, заработанных или полученных за период (обычно за год).

Национальный продукт, производимый в рыночной экономике, распределяется в соответствии с вкладом в его производство каждого фактора производства (труда, капитала, земли, предпринимательской способности). Это распределение называется функциональным или первичным. Факторные доходы являются результатом первичного распределения ВНП. Факторный доход в рыночной экономике понимается как часть национального продукта, производимого и получаемого владельцами факторов производства в зависимости от их участия в общественном производстве.

Основными формами фактора дохода являются: 

  • Заработная плата это цена трудовых услуг, предоставляемых работниками разных профессий при осуществлении ими своей предпринимательской деятельности;
  • проценты это цена, уплачиваемая за использование денег;
  • рента это доход, полученный владельцем земли при сдаче в аренду;
  • прибыль это сумма превышения доходов над расходами.

Для тех, кто не имеет трудоспособности, доход формируется на основе перераспределительных отношений, т.е. их доход не носит рыночный характер. 

Экономические ценности, передаваемые одними участниками экономических отношений другим в одностороннем порядке, независимо от результатов труда, предпринимательской деятельности или владения ресурсами, называются трансфертными платежами (вторичным доходом). Различают социальные трансферты (выплаты из государственного бюджета и / или специальные фонды в виде пенсий, пособий, стипендий) и внутрисемейные трансферты (безвозмездный перевод части дохода из одной семьи в другую). 

Наряду с переводами источником дохода может стать также доход от личного подсобного хозяйства (в основном в натуральной форме). Большую долю в доходах населения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой занимают незаконные доходы, получаемые в рамках теневой неформальной экономики. Этот вид дохода включает доход, полученный от деятельности, не зарегистрированной в согласованном порядке, или доход, присвоенный из-за неуплаты налогов. Они также выделяют косвенный доход (льготы, предоставление бесплатных образовательных услуг, медицинское обслуживание и т. д.). 

Доходы населения могут существовать в двух формах, денежной и натуральной. Натуральные платежи могут быть сделаны из социальных фондов, в том числе продуктов, произведенных на личных подсобных участках, и услуг, предоставляемых членами семьи в домохозяйстве. 

Денежные доходы населения включают все денежные поступления в виде оплаты труда работников, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различные пособия, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты от продажи сельскохозяйственной продукции, а также а также страховые выплаты, кредиты, доходы от продажи иностранной валюты и другие.

Личный доход это совокупность факторов рыночных доходов в денежной форме от владения различными производственными ресурсами (одно и то же лицо может одновременно являться собственником трудовых, земельных и коммерческих ресурсов), трансферта доходов (в натуральной и денежной форме) Доход в натуральной форме от личного подсобного хозяйства, а также доход от теневой экономики.

В категорию денежных доходов входят. Номинальный доход это совокупность всех доходов, полученных домохозяйствами в денежной форме. Он формируется в основном за счет трудовых доходов, капитальных доходов и трансфертных платежей, то есть из различных платежей из государственных фондов (включает пенсионный фонд, фонды социального страхования и социальной защиты, выплаты по безработице, пособия и т. д.). 

Располагаемый денежный доход формируется как разница между номинальным доходом, прямыми налогами и обязательными платежами. Располагаемый доход используется по двум основным направлениям: сбережения и потребление. 

Реальный располагаемый доход это часть располагаемого дохода, идущая на потребление и отражающая количество товаров и услуг, которые можно приобрести за него, с учетом величины инфляции.

При формировании рационального поведения людей очень важно правильно соблюдать взаимосвязь между видами доходов. Если трансфертные платежи играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность и порождает психологию зависимости. Увеличение доли трудового дохода является стимулом для активной, предпринимательской жизни человека. Налоговая политика также поможет в этом стимуле, если она придерживается правила, согласно которому ставки налога на трудовой доход должны быть ниже, чем ставки налога на доход с капитала. 

Качество потребления и возможности потребительских расходов населения также зависят от уровня доходов. Если проанализировать расходы населения в зависимости от уровня доходов, то мы различаем низкие, средние, выше среднего и большие доходы. Существует еще одна классификация доходов, которая характеризует принадлежность их получателей к социальным группам. Это семьи: бедные, бедные, бедные, богатые, богатые, богатые, сверхбогатые. Все они резко различаются по направлению расходов. 

Семьи с низкими доходами (нищие, бедные, нуждающиеся) в основном тратят деньги на еду, которая является наиболее важной повседневной потребностью По мере роста доходов (богатых, состоятельных) в общей сумме расходов доля расходов на продукты питания уменьшается, а расходы на промышленные товары увеличиваются. И уже совсем другие признаки характеризуются стоимостью богатых особняков и недвижимости за рубежом. 

Следует иметь в виду, что размер потока доходов зависит в основном от владения факторами производства и запасом материальных активов (дома, машины, земля и другое недвижимое имущество), финансовой стоимости (денежные средства, сбережения). счета, ценные бумаги, драгоценные металлы) и человеческий капитал (престижное образование, профессиональные знания, навыки, опыт), которые в экономической теории определяются как богатство. Между доходом (потоком) и запасом (богатством) существует двусторонняя положительная связь: чем больше поток дохода, тем больше богатства пополняется; чем больше запас богатства, тем больше значение потока дохода. 

Но поток дохода в домохозяйства зависит не только от предыдущего распределения богатства, которое зависит главным образом от функционального распределения факторного дохода, но также и от того, как национальный доход распределяется в настоящее время между отдельными семьями и отдельными лицами. Личное распределение рационального дохода между людьми связано с большим количеством объективных и субъективных факторов, которые делают практически невозможным точную и справедливую оценку индивидуального вклада в общественное производство. А это, в свою очередь, определяет неравенство на рынке распределения доходов. 

Несмотря на разнообразие источников дохода, основными составляющими денежного дохода населения являются заработная плата, доходы от бизнеса и имущества, а также социальные трансферты.

Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 

Различия в доходах на душу населения или занятого человека называются разницей в доходах. Неравенство доходов распространено во всех экономических системах. Наибольший разрыв в доходах наблюдался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху свободной конкуренции капитализма. Затем, с переходом на современную рыночную экономику, различия в уровнях дохода (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной системы к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и в то же время появляется социальный слой, действуя по законам рыночной экономики. По мере того, как в рыночные отношения вовлекаются все более широкие слои населения, размер неравенства уменьшается. 

Вступая в сферу распределения доходов, государство никоим образом не должно стремиться к их выравниванию. Неравенство в доходах является предпосылкой эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать эффективные мотивы для работы и инвестиций. 

Есть много явлений, которые влияют на уровень доходов. Как считают влиятельные современные американские экономисты, принадлежащие к институциональному направлению, Р. Хейлбронер и Л. Туроу, «люди бедны по большей части вовсе не потому, что они непродуктивны. Они часто становятся непродуктивными в результате тех же факторов, которые делают их бедных. Поэтому большое внимание уделяется причинам неравенства доходов: 

Различия в физических, умственных и предпринимательских способностях. Способности людей бесконечно разнообразны, поэтому некоторые люди, обладающие естественными хорошими способностями, имеют более высокую производительность труда и получают более высокие доходы, чем те, кто лишен этих способностей. Некоторые человеческие возможности уникальны и поэтому ограничены, что создает интеллектуальную ренту для их владельцев, так же как ограниченное неэластичное предложение первоклассных участков земли приносит доход от аренды землевладельцам. 

Различия в прибыльности профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность определяется соотношением спроса и предложения на определенные профессиональные услуги, стоимости обучения. Исходя из этого, можно сказать, что высокие доходы топ-менеджеров, юристов, программистов обусловлены ограниченным неупругим предложением их услуг из-за специальных психологических и умственных данных, необходимых для овладения этими профессиями, а также из-за высокой стоимости времени , энергии и денег на получение образования, а также высокий спрос на их услуги, от которых напрямую зависит прибыльность современного бизнеса. 

Различия в производительности и трудоемкости. Неравенство в производительности труда, которое вызывает неравенство в доходах, может быть признано социально, только если работники с точно такими же физическими и умственными способностями вступят в конкуренцию на рынке. Но, как отмечалось ранее, человеческие способности бесконечно разнообразны. Также очевидно, что люди, которые тратят больше физической и умственной энергии, чтобы получить работу, с большей вероятностью будут получать более высокие доходы, чем те, кто работает расслабленно. Однако нет прямой связи между интенсивностью труда и его прибыльностью. 

Проблема экономических возможностей. Существует неравный доступ к образованию, профессиональному обучению, высокооплачиваемой работе и другим государственным и частным пособиям, что создает неравные стартовые экономические условия для всех. Поэтому даже в высокоразвитой рыночной экономике шансы получить образование распределяются таким образом, что некоторые молодые люди вынуждены отказываться от определенных профессий или совмещать учебу и работу, что напрямую влияет на уровень квалификации, перспективы трудоустройства и доход. 

Однако, несмотря на существенное влияние на неравенство доходов вышеуказанных факторов, все же общепризнанно, что «самые большие различия в доходах связаны с разницей в наследственном и приобретенном богатстве».

Неравное распределение национального богатства между владельцами капитала и владельцами рабочей силы приводит к тому, что чем больше имущества имеют отдельные лица, тем большую долю национального дохода они получают:

  • Различия в социально-экономических условиях в регионах.
  • Различия в отношении к риску. На предприятиях с повышенным риском для жизни человека, выше доходы. 
  • Дискриминация в трудовых отношениях.
  • Неформальные отношения и т. д.
  • Дифференциация доходов ведет к дифференциации собственности, к другому потребительскому началу.

Абсолютная черта бедности это минимальный уровень жизни, определяемый исходя из физиологических потребностей человека в еде, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточного для удовлетворения основных потребностей человека. 

Относительная черта бедности определяется социальными и культурными условиями и сравнивается с уровнем жизни в разных странах.

Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца. Кроме того, кривая Лоренца может использоваться для сравнения распределения доходов за разные периоды времени, в разных странах, между различными социальными группами. 

При построении кривой Лоренца абсцисса показывает доли семей (в% от их общего числа) с соответствующим процентом дохода, а ордината показывает долю доходов рассматриваемых семей (в% от общий доход).

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходов представлена ​​биссектрисом, который указывает на то, что любой процент семей получает соответствующий процент дохода. Это означает, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от общего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой совокупное распределение населения и соответствующего дохода. В результате он показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их поручителей. Если бы доходы распределялись равномерно, то есть 10% получателей имели бы десятую часть дохода, 50% половину и т. д., то такое распределение имело бы вид линии равного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, то есть линией фактического распределения, которая идет от прямой линии, чем дальше дифференциация. Например, 20% населения с самым низким доходом получили 5% от общего дохода, 40% с самым низким доходом 15% и так далее. 

Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем выше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение дохода было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпадали бы. 

При анализе кривой Лоренца следует учитывать, что она основана на номинальном доходе. Уплата налогов сглаживает неравенство в доходах, выравнивает кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства. 

Крайнее неравенство в распределении доходов характеризуется треугольником, образованным диагональной и координатной осями. Степень этого неравенства определяется с использованием коэффициента концентрации дохода коэффициента Джини. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения) равен отношению площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника под той же кривой, или.

Чем ближе значение этого коэффициента, тем больше степень неравенства в обществе и наоборот, чем ниже значение этого коэффициента, тем более равномерно распределены доходы в обществе. Типичный индекс Джини в развитых странах колеблется от 0,2 (в скандинавских странах) до 0,35 (в Соединенных Штатах); для развивающихся стран это 0,4 0,5. 

Наряду с коэффициентом Джини квинтильный (децильный) коэффициент используется для характеристики дифференциации доходов в обществе. Коэффициент дециля выражает соотношение между средним доходом 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средним доходом 20% (10%) наименее обеспеченных. Мировая практика показывает, что коэффициент дифференциации доходов не должен превышать критическое соотношение 10: 1. 

Неравенство доходов влияет на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям. Рост дифференциации доходов означает, что экономика заманивает средний класс, который является основным «производителем» спроса на товары и услуги. Богатство и без того богатого населения растет, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике. 

Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие как бедность и нищета, приводят к неизбежному увеличению социальных издержек: дисквалификация, профессиональная деградация, рост социальных заболеваний (преступность, наркомания, самоубийство, маргинализация), что, в свою очередь, ведет к разрушению размывание человеческого капитала, который является одним из основных факторов современного экономического роста. 

Высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.

Распределение доходов между семьями, черта бедности

Таким образом, дифференциация различает не только группы с высокими и низкими доходами, но в то же время развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).

Проблема справедливого распределения доходов в России и пути ее решения

Распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития. В период становления рыночной экономики в России, к сожалению, такие особенности отрицательны. 

Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемого уровня дохода независимо от того, есть ли у него фактор производства и результаты хозяйственной деятельности.

Любое разрушение существующих экономических стереотипов, переход к новым принципам управления связаны с увеличением социальной принадлежности, ухудшением условий жизни населения.

Бедность сложное социальное явление с экономическими, культурными и психологическими корнями. Его особенности также связаны с историческими условиями развития той или иной страны. 

В России на быстрый рост уровня бедности повлияло снижение трудовых доходов, а также массовая безработица, вызванная социально-экономическими реформами, неэффективной системой социальной защиты, низкими доходами занятого населения, особенно в сельской местности и малых В городах высокое экономическое неравенство в распределении доходов и имущества между бедными и богатыми. В то же время причинами низкого уровня доходов очень часто являются плохое состояние здоровья, неадекватное образование и, как следствие, слабая конкурентоспособность на рынке труда. 

Низкие доходы людей с высоким уровнем развития часто свидетельствуют о неадекватности их среды обитания. Попадая в такую ​​среду, даже высокоразвитая личность и крепкие семьи, которые ранее имели высокие доходы, могут длительное время испытывать материальные лишения. В нашей стране миллионы людей оказались в этом положении на начальном этапе рыночных преобразований. 

Богатство, как и бедность, имеет причины на стороне человека и в окружающей его жизни. В 1990-х гг. слой «новых русских» был целенаправленно сформирован из людей, далеких от высших социальных и духовных качеств. Но пройдет время, и это поколение предпринимателей овладеет и вырастет, кто сам пойдет к процветанию и богатству с высокими жизненными устремлениями. Их благосостояние и высокое качество жизни приведут к процветанию страны и преодолению бедности в ее современном виде. 

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и часто устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы с целью снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, стимулирования инвестиций, сдерживания инфляции. 

Подходы к реализации политики доходов в рыночной и переходной экономике могут быть разными. В рамках одного из них (его можно условно назвать «социальным подходом») считается, что общество должно гарантировать каждому гражданину доход, который не позволяет ему упасть ниже «черты бедности». В то же время государству отводится значительная роль в формировании различных социальных программ помощи бедным, потерявшим работу людям и т. д. 

Другой подход (условно его можно назвать рыночным) основан на том, что задача государства состоит не в том, чтобы гарантировать какой-либо уровень дохода, а в том, чтобы создать условия для каждого человека, чтобы увеличить свои доходы за счет собственной экономической деятельности.

Если первый подход основан на так называемом принципе социальной справедливости, то второй на экономической рациональности, поскольку гарантирование доходов снижает экономическую активность, что, в свою очередь, приводит к ухудшению экономической ситуации и потерям для всего населения. Невозможно однозначно отдать предпочтение какому-либо из названных подходов к политике доходов.

Государство, взяв на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов.

Перераспределение это процесс изменения распределения доходов или богатства, существующего в обществе, для достижения большей социальной справедливости.

Государственное вмешательство в перераспределение доходов должно иметь нижние и верхние границы. Нижние границы диктуются уровнем развития страны, состоянием ее экономики, демографической ситуацией и т. д. Верхний предел определяется допустимыми суммами социальных выплат и налогов, а также негативными последствиями, которые могут деформировать рынок труда и рыночный механизм в целом. 

Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения поступают из бюджета. Государство путем взимания налогов накапливает средства в бюджете (в части доходов), чтобы затем использовать их (в части расходов) для социальных программ, выплат, выплат и т. д. косвенные методы перераспределения доходов в рыночной экономике включают благотворительные фонды, льготное налогообложение бедных, предоставление бесплатных государственных образовательных и медицинских услуг малоимущим, государственный контроль цен на монопольных рынках и другие методы. 

Методы косвенного перераспределения доходов имеют общий факт, что, помогая сделать распределение более справедливым, они не оказывают негативного влияния на рыночные процессы.

В то же время чрезмерно активная роль государства в перераспределении также чревата как экономическими, так и социальными издержками, что накладывает определенные ограничения на деятельность государства в этой области.

«Плюсы» и «минусы» перераспределения связаны с объективно существующим противоречием в этой области экономических отношений между справедливостью и эффективностью. Если государство отдает приоритет борьбе с бедностью и сокращению неравенства в обществе, то оно должно смириться с ростом, негативно влияющим на эффективность экономических издержек. Если основной целью государства является экономический рост, то углубление неравенства в доходах и увеличение социальных издержек становятся неизбежными. Таким образом, большинство решений государства в области социальной политики являются взаимоисключающими, когда для достижения большей эффективности необходимо пожертвовать определенным количеством справедливости, и наоборот. 

Политика перераспределения доходов не ограничивается политикой государства в области регулирования доходов. Государство имеет возможность напрямую влиять на доход даже на этапе заключения контрактов на рынке труда, проводя политику получения дохода. Дело не в том, что государство может диктовать уровень цен на рабочую силу на рынке труда, а в том, что государство, выступая в качестве крупнейшего работодателя в стране, обеспечивает профессиональную организацию оплаты труда работников государственного сектора. В то же время, выступая в качестве представителя всего общества, государство устанавливает экономически обоснованную минимальную заработную плату для всех работников, отмечая нижний предел цены труда, что гарантирует соблюдение минимального уровня жизни. 

Следует отметить, что нынешний уровень минимальной заработной платы (минимальной заработной платы) в России не соответствует этой задаче. Несмотря на более чем трехкратное увеличение минимальной заработной платы в последние годы, она все еще значительно ниже прожиточного минимума (в настоящее время более чем в 4 раза). Чтобы минимальная заработная плата выполняла свои характерные экономические и социальные функции для обеспечения минимальных потребностей в воспроизводстве труда, необходимо поднять ее уровень до уровня прожиточного минимума, который сейчас составляет 1700 рублей. с одновременной законодательной процедурой индексации этого размера. Сейчас изменение уровня минимальной заработной платы осуществляется стихийно, в зависимости от наличия свободных средств в государственном бюджете, тогда как изменение уровня национальной производительности труда на одного работника, уровня инфляции, изменения прожиточного минимума бюджет и т. д. В идеале минимальная заработная плата должна оставаться важнейшим элементом социальной защиты. 

Социальная защита населения это система государственных мер, которые гарантируют населению его права в области уровня жизни, потребления и услуг. Существующие в мировой практике инструменты социальной защиты подразделяются на страхование и социальную помощь. 

Обязательное страхование распространяется на работающих членов общества, в нем участвуют три стороны: работодатель, работник, государство. Задачей системы является поддержание уровня жизни в случае инвалидности и заработка на основаниях, предусмотренных законом: старость, болезни, травмы, материнство, безработица. 

Социальная помощь не является постоянной и не распространяется на всех, кто нуждается в социальной поддержке и поддержке. Это представляется людям в кризисной ситуации, которая объективно нарушает жизнь гражданина (бедность, отсутствие заботы, нетрудоспособность, отсутствие постоянного места жительства, семейные конфликты, одиночество и необходимость постоянного ухода и т. д.). 

Одной из важнейших функций государства в области государственной политики доходов является политика регулирования оплаты труда предприятий государственного сектора. Как почти монопольный работодатель в этой области, государство централизованно устанавливает уровень минимальной заработной платы для первой категории. Этот уровень является гарантированным минимумом для всех работников, а также ориентиром для переговоров по вопросам заработной платы на предприятиях и в организациях всех форм собственности. 

Сравнивая теорию с практикой рыночных реформ в России, следует констатировать, что за годы реформ государство проявило себя как неэффективный собственник и неплатежеспособный работодатель, при активном участии которого наблюдалось значительное обесценивание Рабочая сила, поскольку уровень минимальной заработной платы, установленный государством централизованно, был ниже в течение последних десяти лет. не только прожиточный минимум (более десяти раз), но и минимальная заработная плата. В результате размер тарифной части заработной платы на одного промышленного работника более чем в два раза ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Это связано с тем, что работодатели в негосударственном секторе экономики в условиях избытка рабочей силы и монополии на рынке труда могут на законных основаниях выплачивать работникам минимальный нормативный минимум, установленный государством, который даже не соответствует физиологическим нормам. потребности работника. 

Еще одной характерной чертой поведения государства-работодателя в сфере доходов является практика нарушения государством гарантий своевременности оплаты труда, которая значительно снизилась в последние годы, но все еще сохраняется в ряде регионов. и отрасли. Все это свидетельствует о преобладании интересов государства-работодателя над интересами государства представителя общественных интересов, что не может не деформировать социальную политику государства в целом и политику доходов в частности. 

Рыночное распределение доходов является социально «несправедливым» по отношению к инвалидам, беднякам, безработным, которые не хотят работать. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет за счет дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. В то же время значительная доля национального дохода переходит от слоев с высоким уровнем дохода к слоям с низким уровнем дохода. В настоящее время Россия осуществляет программу социальной поддержки бедных, которая снижает социальную напряженность и экономическое неравенство. 

Таким образом, для сокращения бедности и сокращения неравенства в доходах необходимы комплексные меры, в том числе регулирование денежных доходов населения. С января 2001 года произошло увеличение минимальной заработной платы, увеличение минимального размера пенсий, заработная плата занятых в бюджетных секторах экономики увеличилась на 20%, в соответствии с указами главы Республика Казахстан на «Ежемесячные компенсационные выплаты по возмещению расходов, связанных с увеличением прожиточного минимума ...». Инвалидам с общей болезнью, ветеранам войны выплачивается 300 рублей, пенсионерам минимальная пенсия по старости, 100 рублей. Закон «О дополнительных гарантиях по уходу за детьми для защиты матерей и детей» позволяет женщинам получать дополнительно 200 рублей в месяц, которые ухаживают за ребенком до полутора лет. Эти меры повлияли на уменьшение числа «нуждающихся» в социальной помощи. 

Заключение

Доход населения определяет социальный статус в обществе, а уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он живет. В настоящее время численность беднейшего населения в обществе увеличивается. Массовое обнищание людей растет. Для большинства населения страны рост доходов значительно отстает от роста прожиточного минимума. 

Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, ростом неравенства и проблемой бедности. Следовательно, речь должна идти о создании социально ориентированной экономики, которая ставит на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное государственное вмешательство, разработка эффективной социальной политики, которая заключается в перераспределении доходов через государственный бюджет посредством дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. Также необходимо разработать региональные целевые программы по снижению уровня бедности, повышению уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации перед жителями соответствующих регионов, координировать усилия государственных органов и четко распределять их функции.