Распределение доходов между семьи и черта бедности

Содержание:

  1. Распределение доходов. Доходы населения и их виды
  2. Основные факторы и проблемы оценки дифференциации доходов населения России
  3. Распределение доходов семьи
  4. Неравенство в распределении денежных доходов населения и черта бедности
  5. Проблема бедности в России
  6. Измерение бедности
  7. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 09.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть как оформляется и выглядит готовый анализ отчета по практике:

 

Посмотреть как оформляется и выглядит готовый анализ отчета по практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Экономический рост и экономическое развитие в 21 веке
Сравнительный анализ кейнсианской и классической моделей макроэкономического равновесия
Динамика ВВП в России и факторы, ее определяющие
Теория предельной полезности и поведение потребителя в условиях современной рыночной экономики

Введение:

Бедность всегда была острой проблемой, но в современной России эта проблема особенно актуальна. В настоящее время значительная часть населения находится за чертой бедности или вблизи границы «социальной базы». Это особенно очевидно на фоне сильного расслоения разрыва в доходах между бедными и богатыми в десятки, сотни и тысячи раз.

И этот процесс динамичен: бедные становятся бедными, а богатые становятся богатыми. Бедность - это особенность экономической ситуации, в которой человек или группа людей не могут позволить себе необходимые товары и поддерживать определенный уровень жизни. Проблема бедности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России.

Именно бедность определяет ограниченный доступ значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: возможность успешной социализации детей и молодежи с высокооплачиваемой работой, качественного образования и медицинского обслуживания. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов определяет социальное разделение, вызывает социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны и определяет кризисные процессы в семье и обществе.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация является социальным государством, политика которого заключается в создании хорошей жизни и условий, позволяющих человеку свободно развиваться». Социальное государство, его граждане, право на труд и разумную заработную плату, жилье, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. Активное государство, которое стремится обеспечить наиболее важные социальные права, например, должно следовать социальной политике, до определенного уровня благосостояния.

В этом контексте разработка и реализация государственной политики по предупреждению и сокращению бедности в современной России является в высшей степени теоретической и практической.

В мировой науке и практике существует три основных подхода к определению бедности:

  • абсолютная бедность (слабость в доходах и расходах);
  • относительная бедность (депривация, лишение);
  • субъективная бедность (основанная на самооценке участников).

Абсолютная бедность рассчитывается на основе сравнения дохода на душу населения и прожиточного минимума (с абсолютной концепцией) или дохода на душу населения и относительной черты бедности (медиана или 40-60% от среднего распределения дохода). Относительная бедность определяется потребительскими характеристиками семьи (домохозяйств) и понимается как отсутствие безопасности семьи для товаров длительного пользования, потребительских товаров и услуг, которые принимаются в обществе в качестве передовых стандартов потребления.

Субъективная бедность, самооценка финансового положения населения, жилья, медицины, образования и т.д. «Встреча» определяется исходя из их платежеспособности. Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества негативно влияют на экономическое развитие России и противоречат созданию институтов. социальное состояние. Рост неравенства и бедности тормозит развитие внутреннего рынка России, формирование среднего класса, то есть платежеспособного большинства населения.

Здоровый и устойчивый экономический рост не может основываться только на богатом и сверхбогатом населении в условиях массовой нищеты. Основным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, который не обеспечивает реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы.

Распределение доходов. Доходы населения и их виды

Доходы и виды населения

Распределение является одной из стадий или наиболее важной стадией распространения, которая опосредует отношения между производством и потреблением. Кроме того, распределение осуществляется в два этапа: перед началом производства ресурсы распределяются между различными типами производства, а среди участников производственного процесса они распределяются между участниками производственного процесса в соответствии с трудовыми взносами.

Функции распределения:

  • определение доли отдельных лиц, трудовых коллективов, семей в общественном продукте;
  • стимулирование производства и повышение эффективности;
  • создание определенного набора потребностей.

Характер распределения определяется:

  • уровень развития производительных сил (разогнать произведенное);
  • уровень существующих производственных отношений и моделей собственности;
  • характер труда (сохраняются различия между трудом и умственным трудом, умственным и физическим трудом, привлекательным и непривлекательным и т.д.).

Основным принципом широкого распространения является распределение по работе (количество и качество). Количество труда характеризуется эффективностью и интенсивностью.

Принципы распространения:

  • сбалансированное распределение (в первобытном обществе);
  • распределение труда;
  • в условиях формирования частной собственности - собственность (капитал), стоимость рабочей силы и распределение;
  • распределение по конечному результату (в зависимости от спроса и предложения);
  • это теоретически возможное распределение в соответствии с «потребностями», но на практике это невозможно, поскольку труд не стал первой жизненной необходимостью;
  • распределение независимо от количества и качества вложенного труда, т.е. распределение из общественных фондов потребления.

Это также действует как доход населения.

Доходы населения делятся на две части:

  1. Трудовой доход (заработная плата, оклады и т.д.).
  2. Нетрудовые доходы:
  • от имущества (дивиденды, доходы от предпринимательской деятельности, проценты, рента);
  • социализированный доход (социальные пособия, пенсии, стипендии);
  • переводные платежи (помощь, субсидии, субсидии).

Традиционно нетрудовые доходы должны быть разделены на два, законно и незаконно:

  • незаконные - воровство, взяточничество, наркотики, контрабанда оружия, проституция, теневая экономика;
  • юридические - залог, дивиденды, аренда, дарение, наследие и т.д.

Разница между трудовым и нетрудовым доходом является произвольной. Много нетрудовых доходов происходит от труда.

Качество труда характеризуется его сложностью, оно имеет прямую связь с количеством, оно характеризуется высокими качествами, уровнем производительности. В бывшем СССР распределение рабочей силы имело тенденцию выравнивать доход (выравнивание). Различия между разными уровнями доходов невелики.

В условиях товарно-денежных отношений распределение происходит в два этапа: распределение денег и превращение денег в товары.

В условиях дефицита товаров распределение труда поддерживается другими принципами (вытягивание, признание и т.д.).

Распределение осуществляется либо в форме заработной платы (распределение труда), либо из государственных фондов потребления.

Бедность напрямую связана с неравномерным распределением доходов и товаров. В то же время, бедность не может быть полностью определена (так же как счастье и процветание). В самом общем виде определение бедности основано на сравнении четко определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Требования оцениваются на основе потребительских корзин, которые различаются по доходу, возрасту, профессиональным и другим характеристикам. Минимальные потребительские бюджеты различаются как основа для определения бедности и рассчитываются как физиологические минимальные бюджеты, по крайней мере, сохраняя здоровье и целостность как минимальные доходы бюджетов. Минимальный доход - это предел семейного дохода, при котором невозможно воспроизвести социально приемлемые условия жизни, который определяется на основе порога бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономических факторов и является более мобильным, чем черта бедности. Порог бедности, как показывает опыт, не отражает увеличения потребления из-за роста цен.

Количественная оценка порога бедности основана на данных о стоимости продуктов питания, основанных на рациональных стандартах потребления и доле расходов на продукты питания в семейных бюджетах. Семьи с низким доходом тратят на еду относительно больше денег, чем семьи с высоким доходом. Доля стоимости еды также зависит от размера семьи - маленькие семьи тратят еду относительно больше на большие семьи. Существует странная «семейная экономика» не только в расходах на продукты питания, но и в других потребительских расходах.

Обоснование взаимосвязи между стоимостью продуктов питания и порогом бедности заключается в том, что если семейный бюджет с низким доходом тратит 1/p продуктов питания на продукты питания, стоимость продуктов питания порогового значения бедности умножается на p.

Проблема измерения бедности в конечном счете основана на диапазоне потребностей, которые считаются социально необходимыми. Различают определения абсолютной бедности и альтернативы с учетом морального вреда, вызванного восприятием бедности.

Реальная информация о бедных показывает, что бедность неравномерна между молодыми и старыми, семьей и одиноким, работающим и безработным населением. Распределение бедности варьируется между различными этническими группами, между городским и сельским населением в разных региональных и климатических регионах. То, что описывается как бедность в одной стране, считается достаточным утешением в другой стране.

Основные факторы и проблемы оценки дифференциации доходов населения России

Проблема дифференциации доходов приобрела особое значение в контексте перехода к рынку не только экономически, но и социально. Уровень доходов, благосостояние населения является одним из важнейших показателей, определяющих вероятность материальной и духовной жизни человека: отдых, образование, охрана здоровья, удовлетворение основных потребностей. Разрешение может сильно повлиять на личностные характеристики человека и различные сферы его жизни.

Рыночные отношения подразумевают неравенство граждан по умолчанию. Дифференциация (неравенство) доходов может рассматриваться с разных точек зрения. Таким образом, критерием дифференциации может быть не только денежный доход населения, но и размер имеющихся сбережений, стоимость имущества, принадлежащего праву на собственность.

Рассмотрим основные факторы, которые увеличивают неравенство доходов в первом десятилетии XXI века в России, и сопоставим их с факторами последнего десятилетия XX века. Прежде всего, следует обратить внимание на изменение структуры доходов в связи с усилением механизмов управления рынком и изменением экономической парадигмы в XXI веке.

Например, доля заработной платы и социальных трансфертов в денежных доходах населения с 91% в 1990 г. до 80,1% в 2010 г., доходы от предпринимательской деятельности с 3,7% до 9,3% и доходы 2,5%. 6,3% в собственность. Значительное увеличение этой части доходов привело к увеличению неравенства в распределении доходов, поскольку доход от собственности и предпринимательской деятельности не получают более трети семей в России.

Доминирующая часть доходов населения по-прежнему происходит за счет заработной платы. На государственных и муниципальных предприятиях разница в оплате для чрезмерно десятичных групп (десять процентов населения, взятых за 100%) с разными уровнями доходов остается скромной и более чем вдвое в частном секторе. В негосударственном секторе, как правило, доля людей в экстремальных группах значительно выше - при самой низкой и самой высокой заработной плате. Доля социальных трансфертов в структуре доходов государственного и негосударственного секторов относительно стабильна и составляет 16-17%. Тем не менее, он распределен неравномерно - низкий уровень пенсионных выплат (менее 30% от средней заработной платы в России в 2011 году) смещает большинство покупателей в группу людей с низким уровнем дохода.

Другим фактором увеличения дифференциации доходов населения является межотраслевой разрыв между заработной платой. Заслуживает внимания низкая заработная плата в сельском хозяйстве и социальной сфере. В отрасли, где уровень заработной платы превышает средний уровень по стране (18881,3 руб. в 2011 году), отмечается, что доходы сильно различаются в зависимости от отрасли. Заработная плата в 2010 году была выше средней в следующих отраслях народного хозяйства: в нефтедобыче - в 2,5 раза, в нефтепереработке - в 2 раза, в газовой промышленности - почти в 5 раз, в цветной металлургии - в 2 раза. В то же время в машиностроении и легкой промышленности - ниже среднего. В отличие от западных стран (США, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии) в России эта группа рабочих была среди стран с низким уровнем заработной платы.

Региональные различия, обусловленные природно-географическим расположением регионов и их экономическими и социально-демографическими характеристиками, также оказывают сильное влияние на дифференциацию доходов. По данным Росстата, в 2010 году в большинстве регионов России было 18 881,3 рубля на человека в месяц. Однако в Москве средний доход на душу населения за тот же период составляет 43 875,7 руб., что в 2,5 раза больше, чем среднероссийский доход. Это связано с плотностью основных финансовых и кредитных структур с высоким доходом в Москве. В эту подгруппу входят области с низкими доходами, такие как сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. Среди них: Чувашская Республика (средний доход на человека в 2010 году - 10884,7 рубля), Республика Марий Эл (10195,2 рубля), Республика Ингушетия (9595,7 рубля), Калмыкия (7540,3 рубля).

Неравенство доходов также имеет гендерное измерение. В России заработная плата женщин в среднем ниже, чем у мужчин. Занятость женщин с высоким уровнем профессиональной подготовки структурирована по принципу: чем выше статус рабочих мест, тем ниже доля женщин среди тех, кто занимает эти места; чем ниже заработная плата в отрасли, тем больше женщин работают. В результате в России менее трети мужчин и более половины женщин получают зарплату ниже средней.

В макроэкономике основным показателем, определяющим неравенство в доходах граждан, является коэффициент Джини. Он характеризует степень отклонения фактической линии распределения общего дохода и заработной платы от однородной линии распределения.

В России в 2010 году коэффициент Джини составлял 0,42, в развитых странах Запада этот же период составляет около 0,3. В последнее время в научных кругах доверие к коэффициенту Джини снижается, поскольку оно игнорирует теневые доходы граждан. В этом контексте существует необходимость в альтернативных оценках дифференциации собственности, которые позволят провести достаточно объективный анализ состояния рабочих мест.

В своем научном исследовании «Индексы социального неравенства» (2006) Е.В.Балацкий, К.М.Саакянц. Он рекомендует использовать субъективный индекс Джини, который рассчитывается на основе данных опросов общественного мнения об адекватности располагаемого денежного дохода на продукты питания, одежду и товары длительного пользования. В то время как субъективный индекс Джини для России в 2010 году составлял 0,38, традиционный индекс оценивался в 0,42%. Поэтому можно сказать, что информация, предоставленная государственной статистикой, недостаточно объективна. Несоответствие между статистическими и реальными данными является одной из основных проблем при оценке дифференциации доходов в России.

Различные проявления неравенства в доходах сочетаются с глубоким владением экономическими и финансовыми ресурсами, жилищными условиями, доступом к образованию, науке и культуре, а также медицинским и развлекательным услугам. Глубокое неравенство разделяет российское общество, подрывает систему доверия и гармонии и препятствует формированию полноценного гражданского общества.

Продолжающийся рост социального неравенства лежит в основных недостатках существующей социально-экономической системы. Одним из таких недостатков является внутригрупповая и межгрупповая борьба за доступ к ресурсам, распределение. Как показывает практика, относительно низко конкурентные группы населения могут быть приведены в непрерывное состояние для борьбы, полной выживания, горечи, социальных потрясений. Кроме того, чрезмерное социально-экономическое неравенство в России является крупнейшим препятствием для расширенного воспроизводства человеческого капитала и ускоренного экономического роста. Изменения в уровне жизни населения России в последние годы таковы, что поддержание низкого уровня жизни большинства населения препятствует экономическому развитию и усугубляет социально-политическую нестабильность.

Чтобы устранить недостатки в социально-экономической системе, необходимы изменения в экономических отношениях и институтах, коррекция социальной политики государства и более гибкая и эффективная политика распределения доходов. Политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на корректировку роли заработной платы как основного источника денежных доходов населения и наиболее важного стимула для граждан работать. Необходимо также создать механизм компенсации материального ущерба в случае неотложных правовых, экономических и административных мер по ликвидации существующей задолженности по заработной плате и задержек с выплатой заработной платы. По данным за 2010 год, более 50% граждан нашей страны имеют доход ниже среднероссийского уровня.

У правительства есть важный арсенал прямого и косвенного воздействия на регулирование разрыва в доходах, но использование этих средств еще недостаточно эффективно. Только активная государственная социальная политика остановит «обнищание» большей части населения.

Распределение доходов семьи

Очевидно, что наиболее важным признаком того, что домохозяйства могут быть классифицированы, являются уровни дохода и имущества. В каждом обществе есть очень богатые и очень бедные домохозяйства. Характеристики распределения национального дохода в обществе анализируются с использованием распределения семейного дохода. Распределение семейного дохода - это распределение домашних хозяйств, используемых среди различных домашних хозяйств в стране. Как правило, распределение семейного дохода демонстрирует значительное неравенство в обществе.

Чтобы изучить дифференциацию домохозяйств по уровню доходов или потребления, пять групп делятся на 20% (квартал) или десять групп 10% (десятичное число) и узнают, сколько из каждой из этих групп распределяет национальный доход. Общее неравномерное распределение доходов в обществе характеризуется различными информативными показателями.

Кривая Лоренца графически отклоняется от равномерного распределения доходов в обществе. Чтобы построить это, процент домохозяйств отложен по горизонтальной оси, а процент общего дохода, который назначают эти семьи, взят по вертикальной оси. При одинаковом доходе 20, 40, 60, 80 и 100% всех домохозяйств будут иметь право на 20, 40, 60, 80 и 100% соответственно. Графически это обозначено линией 45°. В действительности, 20% самых бедных домохозяйств значительно менее пригодны, чем 20% доходов, и кривая Лоренца отклоняется от линии 45°. Чем выше неравенство доходов в обществе, тем дальше от этой линии лежит кривая Лоренца.

Неравномерное распределение доходов варьируется в зависимости от общества. Можно констатировать, что среди стран с развитой экономикой и наиболее равномерным распределением доходов Япония, где самые богатые 20% домохозяйств имеют только в четыре раза больше, чем доход самых бедных семей, - это Япония. В США и Великобритании этот показатель близок к девяти. В развивающихся странах ситуация гораздо более драматична. Например, в Бразилии 20% домохозяйств зарабатывают в 30 раз больше, чем 20% домохозяйств.

В ходе рыночной реформы экономики в России степень имущественного расслоения населения значительно возросла. Доход самых богатых 20% домохозяйств в 6 - 7 раз выше, чем доход бедных 20% населения. В переходной экономике России натурализация потребления - дифференциация домохозяйств несколько ослаблена из-за использования сельскохозяйственной продукции из личных подсобных хозяйств. В то же время доходы от теневой экономики способствуют углублению стратификации населения, поскольку существует четкая тенденция - теневые доходы значительно увеличиваются при переходе на группы с высоким уровнем дохода.

Следующим важным показателем неравенства доходов в обществе является коэффициент Джини. Коэффициент Джини рассчитывается на основе кривой Лоренца как отношение площади фигуры, ограниченной линией 45°, и линии 45° кривой Лоренца к площади, ограниченной горизонтальной осью и правой координатой. Легко видеть, что значение коэффициента Джини изменяется от нуля до объединения и увеличивается с увеличением неравномерного распределения.

Сокращение неравенства в распределении доходов в обществе является одной из важнейших обязанностей государства с рыночной экономикой. Для решения этой проблемы правительство использует налоговую систему и перечисляет платежи. Активное перераспределение доходов может снизить рабочие стимулы и повлиять на перспективы экономического роста страны, поэтому действия правительства по достижению более равномерного распределения доходов в обществе должны быть продуманными и сбалансированными. В целом, проблема примирения между равенством и эффективностью является одним из основных решений, стоящих перед каждым обществом.

Чтобы уменьшить проблему неравенства в доходах, цивилизованные страны проводят политику социальной защиты населения. Эффективность и масштаб этой политики определяются уровнем экономического развития и системой социальных ценностей. Особенно высокий уровень социальной защиты был достигнут в скандинавских и других европейских странах.

В странах с переходной экономикой основными компонентами социальной защиты являются льготы для определенных категорий населения, социальная помощь, то есть помощь на жизнь социально уязвимым группам населения и социальное страхование. Комплексный анализ действующей в России коммунальной системы дает основание сделать вывод о ее неэффективности. Согласно результатам опроса, 10% самых богатых домохозяйств получают более чем в два раза больше пособий и субсидий на жилищно-коммунальные услуги и более 10% на 13-е. Услуги санатория и учреждения, транспорт и связь. самые бедные домохозяйства. В этом случае решение, скорее всего, будет заключаться в переходе к целевым денежным выплатам беднейшим домохозяйствам.

Неравенство в распределении денежных доходов населения и черта бедности

Неравенство в распределении денежных доходов населения. Кривая Лоренца. Распределение личного дохода характеризует, как весь доход компании распределяется между различными группами доходов. Распределение личного дохода связано с тем, как общий доход компании распределяется между домашними хозяйствами, семьями. Распределение личного (личного) дохода - это распределение между частными лицами, семьями и отдельными экономическими ячейками, которые являются домашними хозяйствами.

Существует значительное неравенство в распределении доходов. Он является внутренним во всех штатах и ​​имеет примерно одинаковые пропорции в каждой стране. Оценка экономического неравенства населения является одной из основных задач социальной статистики и является основой для реализации государственной политики в области распределения доходов.

Для оценки дифференциации населения по доходам используются следующие показатели:

  • распределение населения по денежным доходам на душу населения;
  • коэффициент дифференциации населения;
  • распределение общих денежных доходов по различным группам населения;
  • уровень концентрации доходов, доход населения ниже черты бедности.

Часто при анализе распределения доходов используются два показателя: общий доход и распределение (отклонение) дохода.

В рамках этих подходов они пытаются определить, насколько велик доход и как он распределяется между членами сообщества. Здесь, во-первых, они определяют средний доход, а затем думают о том, как распределяется неравномерный доход. Центр ареала распространения может характеризоваться средними показателями разных видов. В зависимости от характера усредненных свойств и имеющихся данных, экономический анализ использует среднее арифметическое, медиану и режим.

Показатель среднего дохода, рассчитанный как среднее арифметическое, очень чувствителен к увеличению или уменьшению доли групп населения с высокой или низкой прибылью. В статистике большинства развитых стран средние уровни, то есть верхний и нижний уровни, где одинаковое количество работников получает доход, используются для характеристики общего уровня доходов. Медиана - значение свойства единицы в середине последовательного (упорядоченного) ряда распределения.

Мода - размер функции, которая часто встречается в определенном наборе единиц.

Еще одна особенность, используемая в исследовании доходов, - это самый распространенный уровень дохода - режим. Средний доход, медиана и мода расположены в порядке убывания следующим образом - мода меньше, чем медиана, медиана ниже среднего. В результате наиболее распространенный (общий) уровень дохода ниже в середине распределения, чем доход, который ниже среднего дохода. Средний доход превышает средний и модальный уровни дохода. Этот избыток среднего дохода выше средств массовой информации и модального уровня обусловлен значительной долей людей с высокими и очень высокими доходами.

В результате использование среднего дохода в качестве показателя благосостояния населения приводит к значительному завышению уровня доходов большинства людей. Модальный доход имеет тенденцию уменьшать доходные группы и отклоняться от медианы в меньшем направлении. Следовательно, использование модального дохода в качестве показателя благосостояния приводит к недооценке фактического уровня доходов населения. Поэтому самым надежным является средний доход.

Однако все эти особенности не дают ответа на вопрос о том, во сколько раз доход одной группы населения превышает доход другой группы. Здесь анализ распределения доходов должен поддерживаться показателями, которые измеряют разрыв между группами населения с высокими и низкими доходами. Дециль, квартиль, квантиль и другие коэффициенты служат этой цели.

Коэффициент концентрации десятичного дохода включает в себя деление всего населения, взятого за 100%, на десять равных групп и нахождение отношений между последней и первой группами. Коэффициент вариации десятичного дохода показывает, во сколько раз минимальный доход 10% самого богатого населения превышает максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения. Аналогичным образом, трехмесячный коэффициент концентрации дохода делит все население на четыре равные группы по 25% каждая и квантиль на пять групп дохода.

Анализ доходов населения с точки зрения дифференциации может быть основан на расчете накопленных частот и генерации кривых Лоренца.

Линия OB называется линией абсолютного уравнения. Пунктирная линия OAB - это линия абсолютного неравенства. Фактическое распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB и степенью ее отклонения от биссектрисы.

Кривая Лоренца определяет гармонию между численностью населения и общим полученным доходом.

Если общий доход и население принимается за 100%, в точке B 100% дохода будет распределено среди 100% населения. Если общий доход распределяется равномерно между отдельными лицами, то есть, если все доходы равны, кривая Лоренца совпадает с линией 45° (биссектриса), а доля любого получателя дохода совпадает с долей получателей общего дохода.

Если такое равенство существует в распределении доходов, 20% населения составляют 20% от общего дохода компании, 40% населения, 40% населения и т.д. Фактическое распределение доходов в обществе характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от биссектрисы. Неравенство в распределении доходов означает, что каждая группа более высоких количеств получит большую часть общего дохода компании, а каждая группа более низких количеств получит меньшую долю. Абсолютное неравенство составляет 20, 40 процентов населения, за исключением одного человека в ряду, который присваивает 100% общего дохода сообщества. Это означает, что он не будет получать никакого дохода. Если кто-то выиграет весь доход, кривая Лоренца будет найдена вдоль горизонтальной оси, а затем поднимется вертикально.

Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы можно измерить по отношению площади между кривой Лоренца и биссектрисы к площади всего треугольника, образованного биссектрисой и кривой Лоренца. В результате в экономической литературе мы получаем показатель, называемый коэффициентом концентрации дохода или коэффициентом Джима, который характеризует степень неравенства, рассчитанную следующим образом:

G = SODB / SOAB

Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше коэффициент, тем дальше кривая Лоренца от биссектрисы и тем сильнее неравенство. При определении коэффициента Джини они опираются на определенный идеальный принцип равенства, который указывает, что 1% населения должен получать 1% от общего дохода этого общества.

В мировой практике коэффициент Джини, используемый для измерения доходов в обществе, рассчитывается для каждого года.

Согласно классификации, предложенной для стран ОЭСР, существует следующая шкала неравенства: очень низкая (коэффициент Джини 20-22), низкая (24-26), средняя (29-31) и высокая степень неравенства (33-35).

Кривые Лоренца четко показывают политику выравнивания доходов правительства с помощью налогов и различных социальных программ. В прогрессивной налоговой системе более высокие налоги взимаются с более высоких доходов. В результате различных социальных программ увеличивается доход самой бедной части населения. На основе соответствующих данных могут быть построены кривые Лоренца для отражения распределения доходов до уплаты налогов, после оплаты и после получения выплат и пособий по социальным программам.

Вы можете использовать показатель средств для оценки степени неравенства в распределении доходов в сообществе. Коэффициент финансирования измеряет соотношение между средним доходом двух групп населения - 10% населения с самым высоким доходом и 10% населения с самым низким доходом. Доля средств рассчитывается путем сравнения совокупных доходов этих групп населения.

Коэффициент бедности используется для оценки дифференциации населения по доходам. Коэффициент бедности - относительный показатель, рассчитываемый как процентная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения страны.

Проблема бедности в России

Проблема бедности существует в любом обществе так или иначе. Для России это одна из самых острых социальных проблем нашего времени. Действительно, бедность ограничивает доступ населения к ресурсам развития - достойному труду, высококачественным услугам здравоохранения и образования, возможности социализации детей и молодежи и реализации творчества. Низкий уровень доходов вызывает социальную напряженность в обществе с их поляризацией, препятствует их успешному развитию и вызывает кризисные явления как в семье, так и во всем государстве.

В мировой практике используются три подхода к определению бедности: абсолютный, относительный и субъективный.

Абсолютный подход определяет минимальные средства к существованию, черту бедности. Родственники классифицируют доходы среди бедных, которые не допускают принятия стандарта потребления в этом обществе. Субъективная бедность - это собственное благосостояние населения, еда, лекарства, одежда, жилье и т.д. Это определяется собственной оценкой платежеспособности.

Международные исследования Организации Объединенных Наций используют комбинацию этих подходов. Тем, кто соответствует этим трем подходам одновременно, дается плохая ситуация. Это семьи, которые имеют доход ниже прожиточного минимума, испытывают лишения потребления и чувствуют себя слабыми.

Российский подход основан на реализации абсолютного подхода с элементами относительного. Черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, определяемого на основе нормативных и статистических данных - минимальный набор продуктов питания с учетом требований к питанию, непродовольственных товаров и услуг и других обязательных платежей.

Потребительская корзина должна учитывать климатические условия, национальные традиции и местные предпочтения учреждений-учредителей Российской Федерации. Определяется не реже одного раза в 5 лет.

Стоимость проживания на человека определяется на основе статистики потребительской корзины и уровня и индексов потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов на обязательные платежи.

В конце марта 2013 года Владимир Путин отметил, что бедность сократилась почти в 3 раза по сравнению с 2000 годом: «В 2000 году 30 процентов россиян жили за чертой бедности. Теперь это 11,2 процента». Так что проблема сохраняется на высоком уровне.

Тем не менее, 11,2% является показателем бедности при абсолютном подходе нашего правительства. Учитывая несовместимость потребительской корзины с потребностями человека, такой подход не очень объективен.

В газете «Новые известия» был объявлен случай, когда студент решил проверить, можно ли жить на еду «минимальной заработной платы». Он похудел во время такой еды в течение двух месяцев; он остановил эксперимент, чтобы не навредить своему здоровью.

Все понимают, что долго невозможно отождествить бедных с таким прожиточным минимумом. Но государство думает иначе.

Согласно субъективному подходу социологов, доля бедных составляет почти 40%.

Институт социологии Российской академии наук использовал европейские методы для изучения жизни россиян и получил ужасные результаты: 59% живут в бедности.

16% из них не достигают прожиточного минимума, 43% относятся к категории малообеспеченных. Конечно, «абсолютные» 11,2% кажутся более оптимистичными на этом фоне. И это выгодно нашему правительству.

В наиболее сложной финансовой ситуации существуют многодетные и неполные семьи. Среди них доля бедных составляет 60-80%. Их бедность происходит из-за низкого дохода их родителей.

Есть и «новые бедные» - это полные семьи с 1-2 детьми. 50% из них имеют доход ниже прожиточного минимума, 60% семей имеют пенсионеров с низкой пенсией, 40% работают на низкооплачиваемой работе.

Гендерное измерение бедности возрастает. Несмотря на более высокий уровень образования, это проявляется в задержке профессиональной карьеры женщин. Это связано прежде всего с репродуктивной функцией женщин и двойной занятостью - домом, воспитанием детей и работой. Национальный менталитет, который негативно относится к карьере женщины, также оказывает влияние.

В депрессивных районах, таких как Дагестан и Ингушетия, наблюдается явление застойной бедности. Хотя некоторые экономисты считают, что население Ингушетии скрывает свои доходы. Отсутствие градообразующих предприятий сказывается на проявлении бедности во Владимирской области.

Ожидания для решения проблемы бедности связаны с экономическим ростом. Переход к рыночной экономике в России проявляется в увеличении неравенства в распределении доходов при ограничении доступа бедных к ресурсам развития. Существует неравенство в предпринимательском, отраслевом, межотраслевом и региональном масштабах. В этих условиях даже при экономическом росте бедность может возрасти. Поэтому процессы распределения товаров необходимо более активно регулировать.

Необходимо создать систему образования, которая позволит вам приобрести необходимые навыки и уменьшить неравенство путем применения прогрессивного налогообложения. Чрезвычайно важно разработать отраслевые и транспортные маршруты, чтобы помочь застойным предприятиям трудоустроиться.

Социальная благотворительность, начало которой начинает складываться, очень важна в России.

Но самое главное, масштаб проблемы должен быть принят. Поэтому мы должны отказаться от методов оценки, которые дают нам такую ​​розовую, но вводящую в заблуждение картину сокращения бедности.

Измерение бедности

Оценка социальных событий предполагает их измерение, но каждое социальное измерение всегда относительно, поэтому реальная политика, как правило, пытается приблизиться к различным измерениям любого социального параметра в целом, и особенно бедности.

В мировой практике существует три основных понятия измерения бедности:

  • абсолютная бедность основана на сравнении реальных доходов населения с минимальными средствами к существованию;
  • относительная бедность, для определения этого используется медианный метод, в то время как доход населения определяется путем сравнения определенной доли «среднего» дохода, черта бедности всегда находится на одинаковом расстоянии от медианы, что статистически характеризует «уровень жизни» страны;
  • субъективная бедность, которая не связана с абсолютными стандартами или средними показателями по стране, на основе оценки ее положения людьми, руководствующимися выбранными стандартами.

Решение использовать одну или несколько концепций для измерения бедности зависит от цели оценки и реальных экономических возможностей страны.

Абсолютная концепция измерения бедности используется в России. Для измерения абсолютной бедности статистические службы используют в качестве критерия социальные стандарты, разработанные и утвержденные правительством и законодательными органами.

Прожиточный минимум, один из важнейших социальных стандартов, используется в качестве черты бедности в Российской Федерации. Это минимальный показатель объема и структуры потребления наиболее важных материальных товаров и услуг для поддержания активного физического состояния взрослых и социального и физического развития детей и подростков.

Стоимость проживания в России используется:

  • оценка и анализ уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики;
  • обосновать минимальные государственные социальные и трудовые гарантии;
  • предоставление государственных пособий малообеспеченным гражданам;
  • при создании государственного бюджета;
  • в качестве одного из критериев оценки бедности.

Расчет прожиточного минимума производится ежеквартально Министерством здравоохранения и социального развития.

Состав потребительской корзины, которая является основой для расчета прожиточного минимума, пересматривается не чаще одного раза в 3-5 лет. Федеральный закон Российской Федерации «О потребительской корзине» был принят в 2005 году.

Поскольку потребности населения значительно различаются в зависимости от их социально-демографических характеристик, минимальный уровень жизни определяется не только в среднем на человека, но и для населения трудоспособного возраста, пенсионеров и детей.

Стоимость минимальной потребительской корзины - это стоимость продовольственной корзины, стоимость корзины без еды и сумма минимальной платной группы услуг.

В международной практике для расчета прожиточного минимума используются три основных метода:

  • нормативный - обеспечивает состав потребительской корзины в соответствии со стандартами потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг на душу населения;
  • статистический - структура минимальной потребительской корзины основана на фактических затратах на индивидуальные потребительские расходы группы населения, которая является наименее населенной группой населения (например, 10-20% населения с самым низким доходом);
  • консолидированный (или нормативно-статистический) - обеспечивает создание минимальной продовольственной корзины в соответствии со стандартами потребления продуктов питания.

Стоимость непродовольственной части (товаров, услуг) определяется как процент от общей стоимости минимальной потребительской корзины, исходя из реального характера потребительских расходов группы людей, чьи расходы на продукты питания соответствуют нормативу.

В Российской Федерации общая стоимость непродовольственных товаров и товаров санитарно-гигиенического назначения, услуг культуры и т.д. определяется как процент от оплаты услуг. Кроме того, используется нормативный метод расчета стоимости жизни.

Оценка продовольственной части прожиточного минимума определяется средними регистрационными ценами для соответствующих представителей товаров/услуг для натурального набора продуктов питания (непродовольственных товаров и услуг). Группа товаров и услуг, включенная в корзину, должна быть согласована с набором товаров/услуг-агентов, используемых для расчета индекса потребительских цен. В России, где оценка проводится ежеквартально, цены используются в среднем (тарифы) ежеквартально или в последнем месяце квартала.

Оценка уровня бедности по основным социально-демографическим группам домохозяйств была определена на основе данных из выборки бюджетов домохозяйств, распределенных по населению в целом, путем сравнения доступных ресурсов каждого обследуемого домохозяйства со стоимостью жизни. Кроме того, прожиточный минимум для домохозяйства в целом определяется исходя из состава суммы соответствующего прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения, установленного по конкретному субъекту Российской Федерации, соответствующего месту проживания домохозяйства.

Минимальные средства к существованию, которые устанавливаются на основе потребительской корзины и принимаются ежеквартально:

  • оценка уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • определение минимальной заработной платы, определенной на федеральном уровне, а также размера стипендий, пособий и других социальных пособий, установленных на федеральном уровне;
  • стоимость проживания в учреждениях-учредителях Российской Федерации направлена ​​на оценку уровня жизни населения соответствующей организации-учредителя Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • оказание необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • бюджетирование учреждений-учредителей Российской Федерации.

Население с денежным доходом ниже прожиточного минимума в первом квартале 2008 года достигло 23,0 млн человек, что составило 16,3% населения страны за тот же период 2009 года и 24,5 млн соответственно и 17,4%. Если в 2008 году среди бедных существовала тенденция к снижению, достижения были сведены к нулю в связи с мировым финансовым кризисом.

Одной из целей прожиточного минимума является сравнение временной заработной платы (минимальной заработной платы) для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, а также временной временной минимальной заработной платы, используемой для регулирования заработной платы. Впервые минимальная заработная плата близка к прожиточному минимуму в январе 2009 года. Доля бедных в общем количестве граждан в России снизилась с 29% в 2000 году до 15% в первой половине 2009 года.

Основные усилия российского правительства направлены на индексацию денежных пособий сверх уровня инфляции, что позволяет сократить количество граждан с бюджетными учреждениями, стипендиями и заработной платой ниже прожиточного минимума. В 2009 году впервые за последние годы произошло снижение диверсификации населения по денежным доходам в России. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые сейчас составляют большую часть бедных. 1 января 2010 года начались две социальные программы - введение социальных привязанностей в обмен на прожиточные расходы и так называемая «оценка» прошлых пенсионных накоплений (разовое увеличение пенсии). Второй был для самых бедных пенсионеров. Эта пенсионная категория, которая составляет около 36 миллионов человек, получила увеличение пенсии в рамках программы оценки.

Для оценки дифференциации доходов мы используем показатель, такой как десятичный коэффициент, который показывает соотношение между средним доходом 10% самых высокооплачиваемых членов общества и средним доходом 10% самых богатых.

В разных странах соотношение между степенью дифференциации доходов и богатства разное, но если в последние годы различия в доходах мало изменились, то, по мнению экспертов, диверсификация богатства растет. Это косвенно подтверждает тот результат, что увеличение доли доходов от собственности во многом является результатом перераспределения инфляции.

Дифференциация доходов развивается под влиянием различных факторов, связанных или не зависящих от личных достижений, имеющих экономическую, демографическую, социально-биологическую или политическую структуру. Причины неравномерного распределения доходов включают: различия в способностях (физических и интеллектуальных), различия в образовании и качестве, тяжелый труд и мотивация, профессиональная инициатива и склонность к риску, происхождение, размер и состав семьи, положение в собственности и на рынке, удача, удача и дискриминация.

Различные факторы, влияющие на дифференциацию доходов, могут быть условно отделены независимо от личных усилий покупателей. Граница между этими группами факторов может быть более или менее подвижной: врожденные способности могут не привести к увеличению дохода, а скромные способности могут развиться в результате обучения и сильной мотивации рабочей силы. Наследие собственности может привести к увеличению и потере как собственности, так и ее имущества и доходов.

Факторы дифференциации по-разному влияют на неравномерное распределение доходов. В целом доходы распределяются более равномерно, чем владение трудом, но соотношение между этими факторами в разных странах и в разное время различается.

Заключение

Обеспечение населения жизненными благами зависит от величины реального дохода. Степень удовлетворения потребностей оценивается путем сравнения оценок семей и реальных потребительских бюджетов. Распределение населения по доходам основано на разнице между семейными группами с низким, средним и высоким доходом, каждая из которых имеет свой рациональный потребительский бюджет. На основе анализа размеров и структуры расходов групп населения с низким уровнем дохода рассчитывается бюджет на минимальную материальную обеспеченность и черту бедности.

При анализе бедности проблема устойчивости имеет большое значение не только для общества в целом, но и для каждой семьи, для отдельного человека. Исследования показывают, что бедные семьи разнородны по времени пребывания в стесненных условиях жизни. Условно можно различить хроническую (застойную) и существующую бедность. Критерий разграничения этих форм бедности связан с периодом бедности и возможностью перехода к более прибыльным группам.

Дифференциация причин бедности приводит к необходимости дифференциации типов бедности с целью определения конкретных мер по ликвидации или сокращению бедности.

Все факторы дифференциации доходов играют определенную роль в повышении доходов независимо от личных усилий. Перераспределение доходов и социальной политики государству в целом призвано устранить последствия одних барьеров и нейтрализовать или ослабить влияние других. Государство способствует получению дохода как объективно развивающемуся процессу, развивая государственные системы образования и здравоохранения, принимая законы, защищающие права человека, ограничивая дискриминацию по признаку пола, возраста или этнической принадлежности.