Расходы гос Бюджета и совокупный спрос

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита в современных экономических системах
Особенности экономического кризиса в разных регионах России
Специализированные финансовые приказы 
Экономическая теория подробнее


Введение:

В развитии экономики во второй половине XX в. существовала тенденция к расширению сферы действия государства и усилению его роли в экономической сфере. В то же время общепризнанно, что экономическая эффективность наиболее достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Целью государства в рыночной экономике является не регулирование рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования.   

Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее влияние государства и где это необходимо. Все страны согласны с тем, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства. 

Недооценка экономической роли государства, о чем свидетельствует опыт первых лет экономических реформ в нашей стране, влечет за собой негативные последствия.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс отражается в количественном увеличении государственных расходов и значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. 

Помимо участия в распределении национального продукта, государство также выступает в качестве независимого экономического субъекта — это так называемый государственный сектор.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности данной темы на сегодняшний день.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли государства в современной экономике и экономике переходного периода.

Для достижения этой цели вы должны рассмотреть следующие задачи:

  • рассмотреть место и функции государства в рыночной экономике;
  • роль российского государства в переходный период
  • рассмотреть методы и формы государственного регулирования.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Конструктивно работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Материалом для исследования послужили различные монографические материалы, данные периодической печати, в частности, такие периодические издания, как Economist, Finance и другие.

Необходимость вмешательства государства в экономику

Место государства в рыночной экономике

Рыночная экономика — это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий собой саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В рыночных условиях многие потребители самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются только своими личными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.    

Взаимная координация частных интересов и потребностей общества обусловлена ​​закономерностями и внутренней логикой функционирования рыночной системы. Современная экономика — это сотни тысяч предприятий, производящих огромный ассортимент товаров и услуг. Движение массы различных товаров в рыночной среде дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом критическими технологиями, знаниями и информацией.  

Цена в рыночной системе и ее динамика служат определенным ориентиром как для производителя, так и для потребителя. В зависимости от изменения цены, их поведение также меняется: больше или меньше того или иного продукта производится и приобретается.   

Важное место в рыночном механизме принадлежит конкуренции. Это способствует рациональному распределению ресурсов в обществе, их более эффективному использованию, помогает установить оптимальную структуру экономики. 

Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных благ, которые существуют для всех, включая бедных.

Рынок не способствует сохранению непроизводственных ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, таких как рыбные богатства океана. В условиях рынка проблема воспроизводства рабочей силы не решается. 

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения в производстве, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решение региональных и межгосударственных проблем.

Таким образом, рыночная экономика подвержена несовершенствам или дефектам рыночного механизма, устранение которых требует активного вмешательства государства в экономические процессы.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономической точки зрения из-за несостоятельности и несовершенства рынка. Сбои рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключом к эффективному распределению ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активную поддержку малого и среднего бизнеса, поддержание высокой степени конкуренции, стали регулярными и эффективными.  

Без вмешательства правительства развитие самой рыночной системы невозможно. Именно поэтому государство играет ведущую роль в регулировании рыночной экономики. 

Мировая практика показала, что эффективной рыночной экономики нет и не может быть без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлечено в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной экономической деятельности всех предпринимателей. Для этого повышается эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой базы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики. Государственное вмешательство в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; правоохранительные органы и занятость; регуляторные отношения с другими государствами; организации национальной обороны.         

Тем не менее, по мере развития рынка появляется присущая ему тенденция к монополизации. Неограниченное распределение рынка ведет к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на саморегулирование рынка может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и значимым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентированы на свободный рынок.     

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он доказал невозможность самовосстановления экономики во время рецессии, необходимость государственной политики как средства баланса совокупного спроса и совокупного предложения, вывода экономики из кризиса и содействия ее дальнейшей стабилизации. 

Позиции Кейнса противоречат сторонникам старых принципов — неоконсерваторам. Они выступают за невмешательство государства в экономическую деятельность частных фирм и утверждают, что система цен является механизмом, который может обеспечить общий баланс экономики без управления из центра. По мнению неоконсерваторов, это нормальный рыночный механизм, который может эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хейкс отметил, что государство должно выполнять только роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.   

Отметим, что обе представленные модели регулирования национальной экономики являются асимметричными. Их критическое сравнение доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного экономического механизма. В то же время, то, что отсутствует в одном механизме, достаточно доступно в другом. Поэтому для улучшения управления народным хозяйством наиболее целесообразно использовать смешанный тип управления, в котором органично сочетаются достоинства обоих экономических механизмов.   

Таким образом, эффективность национальной экономики требует оптимального сочетания рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны — рынок и государство — важны. 

Во всех странах с высокоразвитой экономикой соблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планированием и государственным управлением. 

Между тем, у разных стран есть свои варианты, отличающиеся:

  • зоны действия рынка и государства;
  • функции государственного управления;
  • формы и методы государственного вмешательства.

Роль рынка нельзя абсолютизировать, если недооценивать роль государства. В то же время нельзя преувеличивать возможности современного государства, не признавая роли саморегуляции и стимулирования рынка. Разумный синтез государственного регулирования и рыночного механизма позволяет нам решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается сделать больше, чем ему поручено рыночной экономикой, то происходят фатальные деформации рыночных процессов, и эффективность производства снижается. Тогда возникает необходимость избавить экономику от чрезмерной государственной деятельности и провести денационализацию. Степень вмешательства в экономику зависит от многих факторов, как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики. Невозможно точно определить приемлемость того или другого. Можно с уверенностью сказать, что вмешательство государства в рыночную экономику должно быть экономически оправданным и допустимым в масштабах, способствующих повышению экономической эффективности. В любом случае вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено, и поэтому одной из основных задач рыночной экономики является достижение оптимального соотношения вмешательства государства и элемента рынка. Перекос в том или ином направлении неизбежно приводит к нежелательным отрицательным результатам. «Разрастание» государственного сектора чревато опасностью замены рыночного механизма государственным управлением, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является эффективное функционирование государственного сектора, поскольку существуют тенденции к снижению эффективности, качества. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил и на С другой стороны, к государственной поддержке. Современная система государственного регулирования экономики в условиях длительной эволюции представляет собой совокупность функций, методов и форм.             

Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена ​​на достижение общей цели — благополучия человека, его морального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Экономические функции современного государства довольно разнообразны и сложны. Каждая государственная функция имеет субъектно-политическую характеристику. Его содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства используются для достижения той или иной цели.    

Центральным вопросом государства является проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию. 

Одной из важнейших функций является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. С помощью системы определенных мер в области фискальной, монетарной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства и снизить инфляцию. С этой целью он стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковские проценты и налоговые ставки.  

Особо следует отметить функцию занятости. Это одна из самых острых проблем в современной рыночной системе. 

В сферу деятельности государства также входит регулирование цен. Значение этой функции велико, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру экономики, инвестиционный процесс, стабильность национальной валюты и социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано воздействовать на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную ценовую политику.   

Одной из основных функций государства является обеспечение правовой базы для деятельности субъектов предпринимательства. Государство в лице своих органов разрабатывает и принимает законы, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие хозяйствующие субъекты в равные условия. 

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и субсидий, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Посредством регулирования инвестиций государство оказывает влияние на темпы и пропорции общественного производства, используя финансовые и денежные механизмы.  

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, где оценивается стоимость рабочей силы, определяются условия ее занятости, в том числе заработная плата и условия труда, возможность профессионального роста, обеспечение занятости. Отражены основные тенденции в разделении труда, мобильности рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. 

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды.

Список функций государства отнюдь не исчерпан. Государство, пытаясь решить проблемы, не связанные с рынком, проводит антимонопольную политику в целях поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, правопорядка в экономической жизни, стимулирует деловую активность и использование существующих научно-технических результатов. Государство всегда сохраняет организацию денежного обращения и социального страхования, осуществляя глубокие структурные преобразования производства, решая фундаментальные научные проблемы, поддерживая адекватный уровень обороноспособности, производя общественные блага, помогая малоприбыльным, но важным для экономики предприятиям, обеспечивая стабильность национальной валюты, а также мониторинг внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.   

Исключительной прерогативой государства являются высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которого оно является. Государство обязано поддерживать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля над национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики. 

В последнее время появилась тенденция передавать определенные функции государственного регулирования различным институтам гражданского общества — ассоциациям, союзам, которые не являются ни государственными органами, ни рыночными структурами.

Ни одна из вышеперечисленных функций не исчезает и не теряет своей роли с течением времени. Изменения касаются механизма, методов и форм реализации функций государства в рыночной экономике. 

Особая роль российского государства в переходный период

Огромная экономическая роль государства в целом и в экономике России в частности обсуждалась в предыдущей главе. Не желая здесь повторяться, остановлюсь лишь на некоторых особенностях, определяющих особую роль государства в российской переходной экономике, а именно: 

  • Переходная Россия отличается несформированной системой социальной классовой структуры. Он реструктурируется, то есть создается по существу заново. 
  • Старая классовая структура рабочих и крестьян была полностью разрушена, а новая еще не сформирована. Россия переживает переходный период, прежде всего в этом отношении. Поскольку нет уверенности в социальном классе, нет движущих сил экономического развития. В данном конкретном случае реформы. Буржуазия как основная прогрессивная и движущая сила рыночной системы еще не сформировалась.    
  • «Новые русские», в свою очередь, все еще далеки от буржуазии, которая осознала себя как некое единство социальных, экономических и политических сил и интересов. Пока что они ведут себя в экономике и политике на уровне интуиции, начальной стадии признания своих интересов как классовых интересов. 

Если мы посмотрим на Россию в политическом аспекте, то увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых три десятка являются национальными образованиями, которые создают исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся уничтожить не только один раз мощный СССР, но и современная ослабленная Россия. Переходные процессы были настолько мощно и быстро инициированы «белой революцией», что существующее гражданское общество рухнуло. Это означает, что старая государственная система сломана, а новая нет. Как это ни парадоксально, российская государственность исключительно молода. и это практически не имеет свою собственную гражданскую основу в виде существующего социального класса и экономической определенности. наоборот, государство сталкивается коллапс и разделение в национальных квартирах, которые нельзя назвать национально-государственной катастрофой. Следовательно, Молодое российское государство просто вынуждено в сложившихся исторических условиях взять на себя элементарные интеграторские функции — обязательства остановить развитие центробежных сил в обществе, «растянувшемся по швам». Таким образом, одной из самых сложных задач российского государства является задача национальной консолидации и интеграции — создание в кратчайшие сроки собственных экономических, социальных, политических основ в целом на своей гражданской основе . Русские должны осознать свою национальную специфику и их принадлежность к конкретному национальному, экономическому, социальному и политическому единству, которое рассматривается в качестве особой роли российского государства в переходный период. В значительной степени эта особая роль российского государства усиливается осознанием очевидного факта того, в какое короткое историческое время оно должно решать вышеуказанные проблемы. Российское государство выполнит эту роль, если оно станет наднациональной, надполитической силой, могущественной, авторитетной, способной признавать и защищать как свои собственные государственные интересы, так и интересы своих граждан.           

Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

Сущность государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера по стабилизации и адаптации экономики к меняющимся условиям. Он является неотъемлемой частью процесса воспроизводства и решает проблемы стимулирования экономического роста, регулирования занятости, стимулирования сдвигов в отраслевой структуре производства и сокращения неравенства в распределении доходов.

Государство выполняет свои регулирующие функции, применяя различные методы и формы воздействия на экономику, которые варьируются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства и накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившейся общепринятой совокупности социальных форм и методов государственного регулирования. Существуют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых, прежде всего, выделяется денежно-кредитная политика.   

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию добавляется политика государственных расходов, которая помогает проводить структурные преобразования производства, сглаживать региональные дисбалансы и облегчать проблему вынужденной безработицы. 

Через механизм налогообложения и государственных расходов на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переводится из относительно богатых в относительно бедные. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и продолжается по сей день. 

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или снижение ставки дисконтирования являются методами, направленными на увеличение производства и повышение инвестиционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и производство не потому, что у них нет другого выбора. Они совершенно свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и ставок дисконтирования делает рост производства и инвестиций более прибыльным, чем раньше.    

Экономические методы регулирования адекватны характеру рынка. Они напрямую влияют на рыночную среду и через нее косвенно влияют на производителей и потребителей товаров и услуг. Таким образом, увеличение трансфертных платежей меняет рыночные условия на потребительские товары, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует росту цен и заставляет производителей увеличивать предложение. Таким образом, косвенные методы управления действуют через рынок, через рыночные механизмы.   

Важное место во влиянии государства на экономические процессы занимает государственное предприятие. Суть этого метода заключается в том, что государство выступает в роли крупного предпринимателя. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном она развита в отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость относительно высоки. Это энергетика, транспорт, связь, добыча полезных ископаемых, то есть отрасли убыточны и потому менее привлекательны для частного предпринимательства. Предприятия этих отраслей неэффективны не потому, что они принадлежат государству. Они становятся государственными, потому что они неэффективны.      

С развитием и усложнением рыночной экономики роль государственного программирования возрастает. Правительства начали формулировать свои основные задачи для определенных временных этапов в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с участием ученых, специалистов, представителей центральных банков, деловых союзов и профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе работы.   

Весь спектр экономических методов государственного регулирования находит применение:

  • в бюджетной политике;
  • в денежно-кредитной политике;
  • в фискальной политике;
  • в социальной политике.

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования в основном направлены на национальную экономику. В то же время в распоряжении государства находятся другие, не менее эффективные инструменты внешнеэкономической политики. 

Административные методы регулирования основаны на властно-управленческих отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и эффективность хозяйствующих субъектов.

Административные методы регулирования экономики включают прямой государственный контроль над монопольными рынками. В тех случаях, когда государственная монополия признается естественной, полномасштабное управление оправдано. Это относится к директивам планирования производства, затрат и цен, непосредственного контроля качества и потребительских свойств товаров и услуг, гарантированного материально-технического снабжения. Административное регулирование необходимо при разработке строгих стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированной минимальной заработной платы и пособий по безработице, при разработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мировых экономических отношений. Использование прямых методов здесь считается экономически оправданным и, в целом, не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.       

Государство оказывает непосредственное влияние на размеры, структуру и направления развития национального рынка через государственный заказ. Благодаря инвестициям государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестиции осуществляются посредством строительства государственных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем покупки акций.  

В группе методов административного регулирования правовые методы занимают особое место. Государство берет на себя ответственность гаранта, обеспечивая правовые нормы поведения личности, компании, государственных органов в системе рыночных отношений. Он устанавливает правила «экономической игры» для фирм — производителей и потребителей, создает необходимые правовые рамки для эффективного функционирования экономики.  

Различие между экономическими и административными методами государственного регулирования несколько произвольно. Для использования любого экономического метода необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В этом случае любые экономические методы несут печать администрации. В то же время любой административный метод, напрямую принуждающий бизнес-объекты к выполнению определенных действий, одновременно оказывает косвенное влияние на ряд взаимосвязанных процессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут черты, характерные для экономических методов.    

Использование государством различных методов воздействия на экономику имеет свои пределы. Таким образом, любые действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма, недопустимы. Например, общее директивное планирование, естественное распределение материально-технических средств и товаров, административный контроль над ценами сводят на нет работу рыночного механизма. Это вовсе не означает, что государство избавляется от неконтролируемого инфляционного роста цен от всех видов планирования. Наоборот, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы и осуществляет административный контроль над производством.    

Таким образом, говоря о вмешательстве государства в экономику, следует иметь в виду его допустимые пределы, что очень важно. Если государство, даже если оно руководствуется исключительно добрыми намерениями, выходит за эти пределы, рыночный механизм деформируется. 

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано с совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, доля государственных расходов в общем валовом национальном продукте очень высока; налоги в государственную казну растут; существует также система государственного предприятия; Значительная роль государства в перераспределении национального дохода.    

В рыночной экономике у государства свои проблемы, а у рынка свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решаются не только рынком, но и государством. Тем не менее, он решает эти опросы на основе рыночного механизма.

Инструменты государственного регулирования экономики

Фискальная (фискальная) политика представляет собой систему государственного регулирования экономики посредством изменения государственных расходов, налогов и государственного бюджета, чтобы изменить реальный объем производства и занятость, контролировать инфляцию и ускорять экономический рост.

Государственный бюджет является наиболее мощным рычагом регулирования рыночной экономики, поскольку в нем сосредоточены все денежные ресурсы страны, которыми располагает и контролирует правительство. В то же время государственный бюджет следует рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задачей правительства является достижение баланса государственного бюджета, выраженного в равенстве его расходов и доходов. , Государственный бюджет в результате выражает совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходов.  

Государственный бюджет выполняет много функций, однако есть три наиболее важных: распределение, контроль и регулирование. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет становится рычагом, регулирующим экономику в руках государства.   

Государственный бюджет везде имеет стандартную структуру. В разных странах государственные бюджеты различаются только по структуре доходов и расходов. Например, в доходах государственного бюджета США налоги с физических лиц составляют до 60%, а в России — 10-12%. В расходной части государственного бюджета Швеции первую строчку занимают расходы на реализацию социальной политики, а в России — расходы на нужды домохозяйства. Таким образом, в структуре государственного бюджета вы можете увидеть приоритетные направления государственной политики в целом и государственного регулирования.    

Структура государственного бюджета состоит из двух больших разделов:

  • доходы и расходы — суммируются в обычном балансе (расчетный счет).

Доходы государственного бюджета обеспечивают:

  1. налоги с физических и юридических лиц, акцизы, гербовый сбор, налоговые и протекционистские таможенные пошлины;  
  2. доходы от государственных предприятий и операций с государственным имуществом;  
  3. поступления во внебюджетные или целевые фонды — для решения конкретных, наиболее острых социальных и экономических проблем. Это фонды: пенсионное, социальное страхование, охрана окружающей среды, дорожное строительство, переподготовка рабочей силы. Таких фондов может быть много.   

Государственный бюджет тратит собранные денежные средства страны на:

  1. государственное управление;  
  2. защита;  
  3. социально-экономические цели;  
  4. хозяйственная деятельность государства;  
  5. внешнеэкономическая деятельность.  

Разумеется, как доходная, так и расходная части являются процессом государственного регулирования не только экономики, но и политической и социальной жизни. Сам сбор налогов представляет собой целый ряд регуляторных рычагов. В то же время государственные расходы явно направляют страну и ее экономику в нужном направлении развития. И то, и другое объединено в так называемую дискреционную фискальную политику. Дискреционная фискальная политика — это государственная политика, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью влияния на промышленное производство, инфляцию, занятость. Хорошим примером, иллюстрирующим дискреционную фискальную политику, является анализ знаменитого кейнсианского креста, который особенно ясен. Показано влияние государственных расходов на формирование совокупного спроса с целью достижения макроэкономического равновесия.    

Таким образом, очевидно, что фискальная политика государства подразумевает формирование государственного бюджета через налоговую систему, с одной стороны, и реализацию определенной экономической политики за счет распределения финансовых ресурсов, с другой. Понятно, что фискальная политика — это и налоговая политика, и политика расходования собранных средств. 

Налогообложение должно, прежде всего, рассматриваться с двух точек зрения: его прогрессивности и эффективности. Под последним понимается минимизация затрат, связанных с перераспределением ВНП, и именно это составляет налогообложение. Чем меньше государство несет расходы по сбору налогов и формированию государственного бюджета, тем эффективнее налоговая система.    

Прогрессивность налоговой системы определяется тем, насколько уменьшается неравенство в распределении доходов после уплаты налогов. Прогрессивность налогообложения также зависит от того, что облагается налогом: доход или потребление. Или в какой комбинации эти два подхода реализованы. Дело в том, что, облагая налогом доход, государство фактически облагает налогом вклад производителя в «общий пирог». Налогообложение потребления — это кусок пирога, который достается потребителю. Здесь нарушается принцип справедливости, а в целом — прогрессивность. Вопрос государственной важности — сводить их к нулю, насколько это возможно, развивать и совершенствовать налоговую систему. Именно здесь проявляется корректирующая функция государства.       

Налоги должны быть оплачены. В конце концов, они представляют «вклад граждан, необходимый для поддержания государственной власти» (К. Маркс). Следовательно, размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение минимума его функций: администрации, обороны, суда, правоохранительных органов. Очевидно, что чем больше функций выполняет государство, тем больше налогов это нужно собирать. Таким образом, налоги выражают обязательство всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.   

Четыре принципа налогообложения, разработанные А. Смитом, стали аксиомой: простой, ясный, однозначный, понятный.

  1. Граждане государства должны участвовать в управлении государством в соответствии с доходом, который они используют под эгидой и под защитой государства.  
  2. Налог, который обязан платить каждый, должен быть точно определен, а не произвольным.  
  3. Каждый налог должен взиматься в то время или таким образом, когда и каким образом плательщику будет удобнее всего его уплачивать.  
  4. Каждый налог должен быть задуман и спроектирован таким образом, чтобы он отбирал и удерживал из карманов людей как можно меньше в дополнение к тому, что он приносит в государственную казну.  

Налоговая система является прогрессивной, регрессивной, пропорциональной. Прогрессивная система означает увеличение налоговой ставки вместе с увеличением дохода и снижение этой ставки с уменьшением дохода. В то же время налоговые ставки растут быстрее, чем рост доходов, но снижаются быстрее при уменьшении доходов.   

Регрессивная система формируется при косвенном налогообложении и акцизах. Косвенные налоги — это налоги, которые так или иначе включены в цену продукта, и, таким образом, доход облагается не налогом, а потреблением. Регрессивность означает, что чем беднее человек, тем выше его налоговая нагрузка. Он потребляет больше, чем экономит, и потребляет больше дешевых продуктов, за которые косвенные налоги выше.   

Пропорциональная налоговая система основана на прямом соответствии темпов роста налоговых ставок с ростом доходов и их снижением при падении доходов,

Государственные налоги, что легче рассчитать. Ему легче контролировать доходы — это в основном облагается налогом. Здесь нельзя что-то учитывать — налог будет, на первый взгляд, установлен на производство. Например, НДС — налог на добавленную стоимость — производственный налог. Хотя государство четко понимает, что производитель будет включать НДС в свои расходы, и, следовательно, потребитель будет его оплачивать. Конечно, налоги должны быть оплачены, хотя они в принудительном порядке сокращают доходы населения. Налоговая система позволяет государству, насколько это возможно, равномерно распределять свои расходы по всему обществу. Именно это обстоятельство намеренно ставит тех, кто скрывает свои доходы от налогообложения, вне закона . К сожалению, в России такая практика имеет место повсеместно — следствие путаницы переходного государства самой России. Но на Западе наиболее серьезным уголовным преступлением после убийства и выдачи поддельных денег является сокрытие налоговых поступлений, которое оценивается как преступление против основ политической системы.            

Налоговая политика — это не только политика формирования государственного бюджета. Изменяя налоговые ставки, государство либо стимулирует производство определенных товаров и услуг, либо вынуждает их сокращать производство. Таким образом, государство как бы косвенно заставляет свободных производителей менять свою инвестиционную политику. С другой стороны, он, используя те же налоговые ставки, пытается отрегулировать уровень жизни населения путем увеличения подоходного налога на большие доходы и развития системы социальной защиты наименее оплачиваемых работников.   

Корректирующие и регулирующие функции государства особенно очевидны в расходах средств государственного бюджета, в операциях с ценными бумагами, субвенциях, структурной политике и политике социальной защиты.

Посредством покупки и продажи ценных бумаг государство увеличивает или уменьшает банковские резервы, поэтому повышает или понижает процентную ставку и, следовательно, проводит политику «дорогих» или «дешевых» денег. Регулирует доступность кредита и в целом корректирует инвестиционную политику. 

Состояние, как правило, предусматривает субсидии для отраслей производства , которые отстают в развитии от общего уровня. Такие отрасли имеют слабый потенциал для накопления; они крайне необходимы для экономики, но сами по себе они могут быть равны в развитии с другими отраслями и не могут конкурировать с ними. Эти отрасли: почти везде, сельское хозяйство, добывающие отрасли, кроме нефти и газа. Горнодобывающие отрасли особенно нуждаются. Получатель субвенции может быть отдельным предприятием, и не обязательно из указанных отраслей.  

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются норматив обязательных резервов, межбанковская процентная ставка, учетная ставка, операции ЦБ с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству адекватно противостоять инфляции, корректировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое влияние на движение цены акций. 

Работая в сфере денежного обращения, Центральный банк использует различные инструменты. Большинство из них носят косвенный характер. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться напрямую (аналогичным примером могут служить государственные субсидии).  

Ограничения динамики кредитования.

Этот вариант заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) Центральный банк имеет право ограничивать степень роста кредитных вложений коммерческих банков в небанковском секторе. Для этого вводится процентная ставка расширения кредитных операций за определенный период времени. Если условия не выполняются, Центральный банк применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в Швейцарии) перечислить на беспроцентный счет в Центральном банке сумму, равную сумме превышенного кредита.  

Упомянутые методы регулирования имеют «минусы»: они ослабляют роль конкуренции. Динамика набирает обороты и стремление к значительному расширению банков ограничена. Возможности отдельных банков, полученные в ходе конкурса, не дают им преимуществ. Центральный банк проводит свою операцию как бы «под одну гребенку». Кроме того, этот инструмент не очень гибкий. Уровень процентных ставок, регулируемых Центральным банком, не всегда идет в ногу с оперативным ростом спроса на кредиты.     

Как правило, прямые методы, которые по своей природе несовместимы с рыночной экономикой, используются, как правило, только в том случае, если косвенные методы больше не могут играть свою роль. Но следует признать: результат прямого воздействия может быть довольно высоким. 

Учетная (дисконтная) политика.

Этот тип операции относится к давно применяемым методам регулирования. Центральный банк выступает кредитором по отношению к коммерческим банкам. Средства предоставляются при условии учета банковских счетов и обеспечены их ценными бумагами. Такие средства, полученные по центральной кредитной линии, называются избыточными или ломбардными кредитами. Центральный банк имеет право манипулировать процентной ставкой, по которой он выдает кредиты банкам. Способность установить «цену» для ссуды действует как метод воздействия на кредитную систему.     

Уровень «цены кредита», определяемый центральным банком, получил в экономической науке и практике обозначение официальной «ставки дисконтирования» (которая также называется дисконтом или ломбардом).

Кредиты, взятые у Центрального банка, предоставляются банками другим субъектам экономики, но под более высокий процент. Естественно, что политика коммерческих банков в отношении процентных ставок отражает изменения, которые Центральный банк осуществляет в ходе своей политики. Используя процентную ставку, Центральный банк тем самым косвенно влияет на соотношение спроса и предложения на рынке капитала.  

Рост процентных ставок, то есть «подорожание» кредита, ограничивает объем спроса на заемные ресурсы и снижает намерение фирм увеличить инвестиции. Снижение ставки «удешевляет» кредит, в результате чего частный сектор (домашние хозяйства, фирмы) увеличивает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных зданий. Это схема этого механизма. В реальной жизни взаимодействие параметров, конечно, не всегда так просто.     

Важна функция учетной политики, равно как и манипулирование процентной ставкой, что усиливает эффект от применения других мер регулирования Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и установления резервных требований. Если действие одного влиятельного рычага на поведение независимого коммерческого банка является недостаточным, то совокупность мер, предпринимаемых центральным банком, дает ему возможность достичь своей цели. 

Что касается России, следует отметить, что в рамках учетной политики Центральный банк начал использовать в 1995 году также ломбардный кредит под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

Операции на открытом рынке.

Используя этот тип регулирования, Центральный банк покупает и продает ценные бумаги на открытом рынке (например, на бирже). В связи с их продажей банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из обращения определенной массы денежных средств. Покупка центральным банком ценных бумаг способствует формированию дополнительных балансовых резервов у коммерческих банков. Денежная масса в обращении увеличивается. В результате расширяются возможности для кредитных операций коммерческих банков.     

Эти меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе проведения учетной политики позиция Центрального банка остается в определенном смысле пассивной (решения о том, регистрировать ли их векселя, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг в Центральном банке, принимаются сами коммерческие банки). Кроме того, операции на открытом рынке соответствуют рыночным правилам. Говоря о рынке ценных бумаг, Центральный банк играет роль того же контрагента, что и другие его участники. Поэтому этот метод регулирования считается идеальным кредитным инструментом.    

Политика минимальных резервов.

Согласно правилам, сложившимся в мире, минимальные резервы хранятся в Центральном банке в виде неограниченных депозитов. Верхняя граница не существует. Эти средства не лежат замороженными. Различные банки могут использовать их в течение длительного времени, но в то же время центральный банк должен иметь в своем распоряжении определенную сумму так называемого минимального резерва, необходимого для работы коммерческого банка в течение определенного периода (обычно один месяц) , Если банк не соблюдает это требование, он выплачивает штрафные проценты.    

Коэффициент обязательных резервов рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам коммерческого банка.

Политика резервирования является относительно «грубым» методом и при использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в регулировании экономики. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и учетная политика считаются методами тонкой настройки. Для того чтобы смягчить влияние резервной политики, Центральный банк пытается дополнить эти меры и относительно редко применяет изменения в резервном соотношении.  

Добровольные соглашения.

Сочетание мер регулирования центрального банка дополняется системой так называемых добровольных соглашений между Центральным банком и коммерческими банками. Такие соглашения особенно удобны, когда Центральный банк должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особой бюрократии. 

На основании соглашений банки демонстрируют добровольную готовность ограничивать свою деятельность. Например, они обязуются расширять кредитные операции только до определенного предела. Центральный банк, с другой стороны, стремится информировать бизнес-сектор о тенденциях в денежном и валютном секторах. Он снабжает знаниями и пониманием возможных неблагоприятных процессов в денежной сфере. Это своего рода джентльменское сотрудничество. Его успех зависит, в определенной степени, от способности Центрального банка оказывать «мягкое давление» на коммерческие банки, чтобы побудить их соблюдать условия добровольного соглашения.     

Особенности государственного регулирования экономики в России

Особенность России заключается в том, что роль государства в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странах, по причинам экономического, социального, национального, географического, климатического характера.

Россия — гигантская страна с исключительным разнообразием климатических особенностей. В то же время население и природные ресурсы структурно несоразмерно расположены на этой обширной территории: 80% населения России проживает в европейской части страны и только 20 — в азиатской части. Природные ресурсы расположены наоборот: 85% из них расположены к востоку от Урала и только 15 находятся в европейской части России. Гигантские размеры страны сами по себе определяют огромную роль государства в создании социально-экономической инфраструктуры, без которой не может быть практически никакого развития не только рыночной экономики, но и любой другой.   

В России складывается многослойная экономика. Более того, не в исторической последовательности, как на Западе, не в движении от простого к сложному, от начала рыночных отношений к их разнообразию и комбинации в этом разнообразии. 

Капиталистические страны представлены четко определенной социально-классовой структурой в соответствии с разнообразием существующих там форм собственности, где определяющая, определяющая форма собственности является частной. Именно она устанавливает «правила игры», определяя в целом направление развития экономики. 

В России структура социально-экономических структур еще не полностью развита. Соответственно, структура социального класса остается неизученной. Основной путь — общественный, государственный — размывается, разлагается. Благодаря ему формируются другие.     

Кроме того, специфика ситуации в России выражается в том, что, казалось бы, идут мощные приватизационные процессы.

Государственная монополия в экономике закончилась, поскольку в настоящее время в ее руках остается менее 40% промышленных предприятий, которые по большей части являются акционированными и, следовательно, не управляются государством.

В социально-экономических процессах становится все яснее, роль российского государства становится все более очевидной.

Прежде всего, он должен выступать организатором-предпринимателем и высшим регулятором экономики. Он должен стать «сверхмощной» силой и локомотивом развития. 

Какова должна быть роль государства при переходе к рыночной экономике?

  1. При разработке и утверждении «Правил игры» для предприятий и общественности на рынке. Правовая и правовая поддержка предпринимательства, включая его важнейшую сторону — конкуренцию, должна быть четко, однозначно определена. Указанная правовая поддержка должна четко предусматривать три аспекта: поощрение и стимулирование предпринимательства и конкуренции, при необходимости их ограничение, и, конечно же, защиту предпринимательства и конкуренции.  
  2. При определении приоритетов макроэкономического развития (включая структурный аспект развития); в поддержке или стремлении поддерживать на любой стадии развития страны баланс между AD и AS с целью наиболее эффективного функционирования рыночного механизма. 
  3. При реализации социальных программ, организации социальной защиты. Здесь руководящим принципом является предотвращение снижения уровня жизни людей. Как минимальная задача, так и обеспечение процветания страны, нация — как максимальная программа. Конечно, реализация и дальнейшее простое развитие наших программ создадут заведомо благоприятные социально-экономические условия для предпринимательства. В вышеуказанном аспекте государство должно уделять особое внимание перераспределению доходов и богатства. Совершенствовать систему трансфертных платежей.  
    Государство должно напрямую заниматься регулированием хозяйственной деятельности с целью достижения целей народного хозяйства.
  4. При корректировке распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
    Крайне важно, во-первых, создать новый инженерный комплекс, во-вторых, увеличить долю производства товаров народного потребления и, соответственно, сократить производство средств производства, в-третьих, снизить степень милитаризации экономики в пользу из гражданского сектора, и в-четвертых, создать наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства, в-пятых, создать мощную и широко разветвленную сеть социально-экономической инфраструктуры.
  5. В стабилизации экономики, в мониторинге уровня занятости и предотвращении его снижения.
    Необходимо разработать показатель полной занятости для России в качестве критерия определения уровня безработицы — высокой или низкой, и какую социально-экономическую политику следует проводить в этом направлении.
  6. Важнейшей задачей государства является борьба с инфляцией, снижение ее темпов и доведение ее до 3-4% в год.

Без снижения уровня инфляции до указанного значения в 3-4% экономический рост невозможен, поскольку ни местный национальный, ни иностранный капитал не заинтересованы вкладывать средства в производство из-за угрозы потери этих инвестиций в целом.

Определим тезисные формы и направления государственного стимулирования формирования рынка в России.

  • Регулирование капитальных вложений в экономику с целью улучшения структуры производимого национального продукта и, в целом, ускорения темпов общественного воспроизводства.
  • Регулирование рынка для реализации всей отечественной продукции с увеличением смещения в пользу экспортных отраслей, организации государственных закупок, потребительского кредитования.
  • Создание, организация и регулирование рынка труда с целью предотвращения обострения социальной напряженности. Законодательное установление максимальной продолжительности рабочей недели, минимальной заработной платы, порядка и размера взносов для нужд социального страхования, стимулирования профессионального обучения и переподготовки. 
  • Стимулирование исследований и разработок.

При переходе к рыночной экономике, к постиндустриальной цивилизации государство перестает играть только традиционную политическую роль. Государство больше не может решать национальные проблемы социально-экономического характера. Стратегия реформирования российской экономики. 

Вывод

Современная экономика — это сотни тысяч предприятий, производящих огромный ассортимент товаров и услуг. Движение массы различных товаров в рыночной среде дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом критическими технологиями, знаниями и информацией. 

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения в производстве, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решение региональных и межгосударственных проблем.

Таким образом, рыночная экономика подвержена несовершенствам или дефектам рыночного механизма, устранение которых требует активного вмешательства государства в экономические процессы.

Мировая практика показала, что эффективной рыночной экономики нет и не может быть без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлечено в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики.

Государственное вмешательство в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики.

Можно с уверенностью сказать, что вмешательство государства в рыночную экономику должно быть экономически оправданным и допустимым в масштабах, способствующих повышению экономической эффективности. В любом случае вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено, и поэтому одной из основных задач рыночной экономики является достижение оптимального соотношения вмешательства государства и элемента рынка. Перекос в том или ином направлении неизбежно приводит к нежелательным отрицательным результатам.  

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена ​​на достижение общей цели — благополучия человека, его морального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. 

Экономические функции современного государства довольно разнообразны и сложны. Каждая государственная функция имеет субъектно-политическую характеристику. Его содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства используются для достижения той или иной цели.  

Переходная Россия отличается несформированной системой социальной классовой структуры. Он реструктурируется, то есть создается по существу заново. 

Если мы посмотрим на Россию сейчас в политическом аспекте, то увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых три десятка являются национальными образованиями, которые создают исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся уничтожить не только один раз мощный СССР, но и современная ослабленная Россия.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера по стабилизации и адаптации экономики к меняющимся условиям. Он является неотъемлемой частью процесса воспроизводства и решает проблемы стимулирования экономического роста, регулирования занятости, стимулирования сдвигов в отраслевой структуре производства и сокращения неравенства в распределении доходов.   

Государство выполняет свои регулирующие функции, применяя различные методы и формы воздействия на экономику, которые варьируются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства и накопленного опыта регулирования.