Пути совершенствования федеративного устройства России

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сущность государства
Особенности административно-территориального деления России
Механизм государства
Характеристика ветвей власти и классификация органов государства


Введение:

Государство - это сложная политическая организация с различными функциями, формами, принципами образования и т. д. Подобно тому, как нет двух абсолютно одинаковых людей, нет двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие, как форма государства. Концепция формы позволяет узнать, как устроено правительство, кто правит, каковы взаимоотношения между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полную картину формы конкретного государства дает анализ трех его составных частей - формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые два компонента, а третий очень субъективен, поскольку очень сложно объективно оценить, является ли государство демократическим или нет. Это особенно трудно сделать по отношению к другому государству, то есть к тому, в котором вы не живете, потому что вы не знаете исторических, культурных, религиозных и других характеристик народов, живущих в этом государстве.

Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал концепцию государственного устройства, а именно государственного устройства России, то есть федеративного устройства. Этот вопрос актуален уже десяток лет и сейчас. Он не теряет интереса к себе не только среди юристов и историков, но и среди простых людей, которые сначала наблюдали распад Союзного государства СССР на суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем после распада и гражданской войны в Югославии и до сих пор нерешенные вопросы. деление государства по национальным или некоторым другим признакам и тд.

В настоящее время федеральная система существует более чем в двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и более половины территории всех стран мира. Это также самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания к решению проблем, существующих в таких государствах.

В своей работе я стараюсь рассматривать вопросы не только с юридической и теоретической стороны, но и проводить некоторые исторические параллели и аналогии, искать примеры и ответы на некоторые вопросы в прошлом нашей страны и других государств.

Невозможно понять необъятность, поэтому в своей курсовой работе я остановлюсь только на самых общих понятиях рассматриваемых вопросов, потому что каждый вопрос может стать объектом большого научного исследования и таковым является. В то же время я постараюсь не забывать цитировать мнения разных исследователей по конкретной проблеме.

Многие исследователи занимались проблемами форм правления. Когда вопросы государственного устройства привлекли внимание Маркса и Энгельса, они поверили, что унитарное государство имеет преимущество перед федеральным. Более высокое обобщение труда, более тесные связи между трудящимися, по их мнению, должны были способствовать оживлению революционного процесса, чего нельзя было достичь в соответствии с федеральными принципами. Однако эта предпосылка оказалась верной для таких стран, как, скажем, Германия, Франция, стран, которые практически однородны по национальности, где не было и не может быть серьезных межэтнических конфликтов. Когда они обратили свой взгляд на Великобританию, они увидели, что под британскими колониями было четыре разных народа: английский, шотландский, ландский, валский, и что если государство там стало унитарным, то неизбежно, разграничение не было основано на классе, но на национальной почве. То есть английский рабочий объединится с английским буржуазным, шотландский с шотландским и т. д. Чтобы избежать этого, утверждали Маркс и Энгельс, Британии нужна федеративная форма государственности, которая обеспечит равенство разных народов, устранит национальный вопрос и стать средством объединения разных национальностей.

Таким образом, в рамках марксистской теории под формой государства понималось внешнее выражение социально-классового и национально-территориального содержания государства, которое определяется характером взаимоотношений между основными структурами государства. - высшие органы государственной власти, между этими органами и органами власти и управления территориальными подразделениями государства, но за рамками исследования остались другие факторы, влияющие на форму государственного устройства, прежде всего национально-исторические традиции, национальная психология религиозное сознание, культурная среда, уровень идеологизации и политизации общества, экологические (географические) факторы и многое другое.

В настоящее время отечественная теория государства и права как науки, которая постепенно преодолевает методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного развития, может предложить более глубокое и обоснованное понимание формы организации как одной из Основные характеристики форм государства, дать более сбалансированную классификацию этих форм, наметить более реалистичный прогноз их развития. Нечего и говорить, насколько важно сейчас политическая жизнь России, когда идет поиск наиболее эффективной формы организации территориального устройства страны. В то же время не менее важно учитывать те факторы, которые ранее были исключены из сферы научного рассмотрения - исторические традиции, национальная психология, религиозность и т. д.

В то же время мы подчеркиваем, что современная теория государства сохраняет все положительное, накопленное на предыдущих этапах его развития, в том числе в марксистском направлении, а также более глубоко учитывает все, что накоплено другими теоретические государственно-правовые школы. В то же время оно исключает то, что было примитивно упрощено, включено в отечественную теорию государства и права в результате догматизации и вульгаризации марксистской теории.

Следует также отметить, что наряду с изучением формы государства с точки зрения теории государства и права в юридической науке государственное устройство, система власти более конкретно изучаются отраслевой наукой о государстве (конституционной ) закон. Таким образом, теория государства и права, как следует из ее методологии, обеспечивает только самые основные отправные точки в отношении формы правления.

Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства

Форма государственного устройства - это национально-административно-территориальное устройство государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти и государственной властью. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета по центру и местностям, их разделения между составными частями государства.

Форма правления показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каков правовой статус этих частей и каковы отношения между их органами;
  • как строятся отношения между центральными и местными органами власти;
  • в какой форме государства выражены интересы каждой нации, проживающей на территории этого государства. 

В соответствии с формой правления все штаты можно разделить на три основные группы: федеральные, конфедеративные и унитарные.

На сегодняшний день разработаны только две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеральная. При унитаризме все решения, как внутри государства, так и во внешней сфере, являются прерогативой единого центрального правительства.

Федерализм предполагает определенную степень независимости национальных образований, входящих в единое государство.

Что касается конфедерации, то в данном случае речь идет только о межгосударственных образованиях. Другими словами, это союз государств, объединившихся с конкретными целями и для решения конкретных проблем, но сохранивших полную независимость. Нельзя отрицать, что члены конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративному правительству, но решения этого правительства могут вступить в силу только с одобрения всех членов конфедерации.

Необходимость построения территориальной организации государства определенным образом вытекает из того факта, что любое государство находится на ограниченной территории, и там проживают граждане (субъекты) этого государства. Для выполнения своей социальной цели - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. д. - государство проводит различные мероприятия. Например, финансовый (собирает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. д.), экономический (регулирует в той или иной степени распределение, рынок, производственные отношения), военный) организует военную службу) и т. д. Но проводить всю эту деятельность от Один центр со значительным населением и большими размерами государства становится объективно невозможным.

После определенного порога количества граждан и размера территории становится необходимым разделить территорию на округа, штаты, земли, регионы, территории, кантоны, районы, провинции, округа и т. д., А также создать местную (территориальные) органы власти в этих территориальных образованиях. Необходимо распределить полномочия между центральными и местными органами власти и администрацией.

Как, например, прошла территориальная структура Соединенных Штатов? Во времена освоения Запада в восемнадцатом веке. Следующие нормы вступили в силу. Когда население на землях Запада достигло определенного размера («5 тысяч свободного мужского населения активного возраста»), на соответствующей территории должно было быть созвано «общее собрание», чтобы помочь назначенному губернатору управлять делами. И когда население достигло числа «60 тысяч свободных людей», Конгресс должен был принять эту территорию как новое государство «на равных с предыдущими государствами во всех мыслимых отношениях». Число штатов постепенно увеличилось до 50. Почти во всех случаях новое государство прошло этап территориального управления.

Кроме того, население государства может быть многонациональным. У каждой нации, нации могут быть свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и другие духовные потребности. Следовательно, необходимо учитывать этот многонациональный аспект населения в государственном устройстве.

Наконец, субъективные и даже случайные факторы - заимствования, политические и правовые имитации, колониальное влияние, политические интересы и многое другое - также влияют на территориальную организацию государства.

Территориальная структура уходит корнями в древность. Уже древние восточные деспотии - империи - были разделены на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т. д. Эти территориальные образования имели свою власть и управление.

Так и должно быть на самом деле во время перехода человечества в IV-III тысячелетии до нашей эры. к государственной форме организации общества. В конце концов, именно возникновение изначально городов-государств, а затем и их различных форм привело к замене родственных связей, характерных для первобытного общества, на территориальную организацию общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой разделение государств на более мелкие образования, возникновение сложной структуры государственных органов.

Конечно, государство не является суммой своих территориальных образований, но без этой структуры государство не может функционировать.

Теория государства и права различает несколько типов территориальной (национально-государственной и административно-территориальной) структуры государства.

Федеральная форма государства

Понятие, признаки, задачи и принципы формирования федерации

Федерация является добровольным объединением нескольких ранее независимых государственных образований в одно союзное государство. Федеральное государственное устройство не является однородным. В разных странах она имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями формирования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, самобытностью культуры и быта народов, которые часть союзного государства. Например, мы можем рассмотреть Россию, в которой были предприняты первые серьезные попытки федерализировать обширные провинции и регионы даже при Временном правительстве. Уже 22 марта 1917 года в докладе министра-председателя МВД Г.Е. Львов о реформе местного самоуправления в России «основан на преобразовании органов местного самоуправления в органы самоуправления и обеспечении последних полной полнотой государственной власти». Но федерализм был юридически закреплен после Октябрьской революции 1917 года в Конституции РСФСР 1918 года. В декабре вместе с другими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией) он образовал новое федеративное государство - СССР.

По словам Хаффмана, федерализм является формой правительственной организации, которая стремится согласовать региональное разнообразие с определенным уровнем коллективной сплоченности и делает это таким образом, чтобы региональные правительства играли очень специфическую роль. 

Я считаю, что определение Хаффмана не является точным; Суть оговорок здесь сводится к: во-первых, к некоторой неточности, содержащейся в данном определении (федерализм, на мой взгляд, является не только и не столько «формой правительственной организации», сколько, прежде всего, формой организация самого государства), во-вторых, к существенной абстракции данного определения (было бы более конструктивным и эффективным, если бы в дополнение к наиболее общим теоретическим расчетам и суждениям оно содержало более конкретные суждения, которые более четко идентифицируют явление под рассмотрение. Что подразумевается? Прежде всего, указание, по крайней мере, на общие признаки по основным гендерным признакам, присущие всем без исключения федеральным системам, признакам и признакам, на принципы их построения и функционирования, а также на их основные цели и задачи.

Аксиоматическим, в частности, является тот факт, что любая федеральная система, независимо от ее особенностей и особенностей, действует как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно независимых штатов и государственных образований. Каждый из них, являясь субъектом федерации, имеет свое административно-территориальное деление, создает, наряду с федеральными, свои высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные и другие органы, имеет свою конституцию и Действующее законодательство может в редких случаях иметь собственные воинские формирования и гражданство. 

Необходимо выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративного устройства, с позиции которых следует рассмотреть и оценить любой, в том числе и в Российской Федерации:

  • добровольное объединение штатов или государственных образований в федерацию;
  • равенство субъектов федерации вне зависимости от размера их территории, населения, экономического потенциала;
  • плюрализм и демократия в отношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;
  • широкие возможности для граждан активно и свободно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;
  • соблюдение законности и конституционных прав означает строгое и неукоснительное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеральными и всеми другими органами и организациями обычных и конституционных законов как по отношению друг к другу, так и к гражданам и партии, профсоюзу и другие общественно-политические органы и организации.

Любая федеральная система может быть эффективной только в том случае, если ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и действующего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенции центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдаются права и свободы граждан. наблюдаемый. В этом смысле можно только приветствовать характеристику федерализма как «договорного отказа от централизма», как «структурно сформированного рассредоточения полномочий» между различными государственными организациями - своего рода центрами власти, «чьи правовые полномочия гарантированы конституцией». «. Также важно исходить из того, что федерализм является не одномерным, а многомерным явлением, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, мы имеем в виду существование различных, более или менее одинаково значимых сторон или аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических и т. д. Кажется, федерализм - это даже не столько статика, сколько динамика процесс, и не простой, а циклический. Это подтверждается периодически меняющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории эти отношения в разной степени жесткие, централизованные или децентрализованные. Федерализм, независимо от страны, в которой он создан - в Соединенных Штатах, Германии, России, Канаде - не существует сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл только в служении обществу, личности.

Федерализм имеет как минимум пять основных целей. Среди них:

  • «примирение единства и разнообразия»;
  • защита от тирании со стороны центрального правительства;
  • создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти;
  • создание условий для повышения «эффективности производства посредством региональной конкуренции» и действия в качестве формы или пути «стимулирования инновационных идей в региональных правительствах». 

Основная цель - обеспечить всестороннюю поддержку для свободного развития различных национальностей и этнических групп, принципа плюрализма и демократии и гарантировать права и свободы граждан.

Необходимо выделить наиболее распространенные особенности, характерные для большинства федеральных земель:

  1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. д.
  2. В союзном государстве высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами ограничена федеральной (федеральной) конституцией.
  3. Субъекты федерации имеют право принимать свою конституцию, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  4. В большинстве федераций существует единое федеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  5. При федеративном государственном устройстве в парламенте имеется палата, которая представляет интересы членов федерации.
  6. Основная национальная внешнеполитическая деятельность в федерациях осуществляется органами союзного государства. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федеральную систему управления можно увидеть на примере Соединенных Штатов Америки: центральным элементом американского федерализма является наличие реальной власти отдельных штатов определять свою собственную политическую структуру, а также саму политику. Сами государства определяют «свой электорат», устанавливают обязательные требования для «прохождения кандидатов от партий на правительственные посты только через первичные выборы (первичные выборы)». Другие штаты, в отличие от федерального законодательного органа, могут создавать однопартийный парламент (Небраска), они могут принимать законы, в соответствии с которыми должны избираться суды и члены кабинета (они назначаются на федеральном уровне). Отдельные государства имеют право принимать законы о проведении референдумов.

Конкретным проявлением и воплощением механизма «сдержек и противовесов» стала сама структура и порядок деятельности трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Их несут в Соединенных Штатах Конгресс, президент и федеральная судебная система во главе с Верховным судом США.

С принятием Конституции 1787 года Соединенные Штаты превратились из конфедерации в федеративное государство. Создание федеративного государства отвечало интересам формирования и функционирования эффективной государственной власти, способной защищать и обеспечивать общие интересы Соединенных Штатов. В то же время выбор федеральной формы правления должен был служить гарантией сохранения определенной независимости штатов. И ограничить всемогущество центрального правительства. Федерализм действовал как инструмент и средство предотвращения узурпации власти или злоупотребления ею. Это было также своего рода разделение властей, но не по горизонтали, а по вертикали.

Согласно Конституции, все вопросы, связанные с юрисдикцией штатов и центра, строго распределены. В тексте Конституции перечислено, что именно относится к юрисдикции федерального парламента - Конгресса (разделы 1 и 8 статьи 1) и что запрещено отдельными штатами (раздел 10 статьи 1). В тексте говорится, что все, что не закреплено в Конституции за полномочиями федерации, остается в компетенции субъектов федерации.

Федерация отвечает за важнейшие полномочия в области финансов и налогообложения, внешней политики и обороны, патентного и авторского права, федеральной судебной системы, процедуры получения американского гражданства и некоторых других вопросов. Также в Соединенных Штатах действует принцип верховенства федерального закона.

Типы федераций

Существует два типа федераций: национальные и территориальные. Основное различие между территориальной и национальной федерацией заключается в разной степени суверенитета их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях имеет верховенство над высшими государственными органами членов федерации. Национальное государство ограничено суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть только координирует интересы субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в области международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и иные договоры. Национальная особенность дает федерации такие черты, которые не могут быть присущи территориальному федеративному государственному устройству.

Итак, мы можем различить признаки как территориальных, так и национальных федераций.

Территориальное:

  1. Государственные образования, которые составляют федерацию этого типа, не являются суверенными субъектами;
  2. Субъекты лишены конституции права прямого представительства в международных отношениях;
  3. Установлен запрет на односторонний выход из профсоюза;
  4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Примерами территориальных федераций являются США, Мексика и Германия.

На национальном уровне:

  1. Предметы - национально-государственные образования;
  2. Субъекты федерации объединяются по принципу добровольности;
  3. Гарантия суверенитета больших и малых наций;
  4. Утверждение права на самоопределение. 

Индия в настоящее время является национальной федерацией.

Ряд исследователей также выделяют смешанный тип федеративного устройства, форма правления в России относится к этому типу. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, то есть федерации, в которой правовой статус субъектов отличается. Но об этом в следующей главе моей работы.

Федеральное устройство Российской Федерации

Становление и развитие Российской Федерации

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

  1. создание основ социалистического федерализма (1918-1936);
  2. утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
  3. реформа государственного устройства до принятия Конституции 1993 года.

Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, которые основывали федерацию не на реальной демократизации власти, а на преодолении «национального гнета». Кроме того, федерация видела государственную и правовую основу мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В И. Ленин прямо назвал Советскую Федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных народов. В стране не было никаких оснований для цивилизованного федерализма, который до 1917 года был унитарным государством, потому что подавляющее большинство населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла возникнуть только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций. с произвольными границами. Но это, конечно, с самого начала не была федерация в общепризнанном смысле этого слова.

Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Это создало новую государственную структуру не только для самой России (как мы ее понимаем сегодня), но и для всей бывшей Российской империи, на территории которой СССР был позже создан. Но поначалу федерация всех бывших окраин Российской империи не сложилась. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестанская и Закавказская республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

На самой российской территории начался хаотический процесс создания автономий (республик и областей) на национальной или географической основе, хотя четких границ национального поселения не было, и население часто смешивалось на национальном уровне. Тем не менее этот процесс усилился после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 года. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Не было четкого представления о различиях между республикой и регионом (и все еще существовали трудовые коммуны и районы), поскольку не было разграничения компетенции между центральным правительством и автономией. Поэтому они часто меняли свой статус, и во время гражданской войны некоторые автономии вообще перестали существовать. Но большая часть административно-территориальных единиц России оставалась в статусе регионов и областей, в которых создавались административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 году в состав РСФСР вошли 11 автономных республик, 14 автономных округов и 63 губернии и области.

Процесс создания автономий, изменения их границ и полномочий продолжался после принятия в 1925 году новой Конституции РСФСР. Конституция СССР, принятая годом ранее, закрепила создание союзного государства, в котором РСФСР стала одной из равных республик; статус ее автономий и административно-территориальных единиц в принципе не изменился, подчиняясь формирующейся общей тенденции движения к де-факто унитаризму. Политика индустриализации, проводимая Коммунистической партией, нарушила национальные границы автономий, поскольку она была направлена ​​на создание единой экономики для страны. Постепенно установилось понимание того, что национальные интересы вписываются в рамки культурной автономии каждой нации.

СССР, созданный в 1922 году, был совершенно другим федеративным государством, поскольку состоял из равных субъектов с правом выхода из состава федерации. Это объединение народов было тесно связано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и было фиктивной федерацией. Считалось, что субъекты федерации были национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено в реальном правительстве, которым была коммунистическая партия, рассматривалось как международная сила, которая превратила формально федеративное государство в практически унитарное государство , Наиболее заметным результатом такой структуры как СССР, так и РСФСР было скрытое развитие национализма, особенно опасного, когда оно проявилось в этнически смешанном обществе и на произвольно определенных территориях. Национальная государственность в таком обществе неизбежно порождает дискриминацию в отношении других национальностей, поскольку главным образом лица титульной национальности назначаются или «избираются» в руководящие органы.

После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было значительно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидание соответствующего расширения территориальных границ РСФСР полностью провалились. Во-вторых, правящая партия сосредоточилась на вопросах укрепления СССР, который был представлен в результате национальной политики партии и лично И. В. Сталина.

Ко времени принятия конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство уже стало по существу унитарным. В Конституции РСФСР 16 автономных республик и 5 автономных округов были названы по названию (10 существующих национальных округов не были названы). Что касается территорий и регионов, в которых проживает подавляющее большинство населения страны, то они по-прежнему не признаются субъектами Федерации. Автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР. Положение автономных областей оставалось крайне неопределенным.

Конституционные гарантии не оказали никакого сдерживающего воздействия на политику репрессий, проводившуюся под руководством Коммунистической партии по всей стране. Многие автономии были отменены без какой-либо правовой маскировки, а целые народы были подвергнуты массовой депортации. В 1941 году эта варварская акция была проведена против поволжских немцев, в 1943 году - калмыков и карачаевцев, в 1944 году - чеченцев, ингушей и балкарцев. Крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды и т. д. Были насильственно выселены из мест своего проживания. В постсталинский период (в конце 50-х годов) автономия некоторых из этих народов была восстановлена, но только в 1991 году Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти действия были объявлены преступными, и народы были реабилитированы.

Опыт государственного устройства советского периода ясно показывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идеи преодоления «национального гнета» и установления «национальной государственности» служили средством отвлечения народов от создания подлинной демократии и верховенства закона. Интернационализм и «дружба народов», которыми так гордились коммунистические лидеры, основывались на страхе и насилии, федерализм был лишь прикрытием для жестко централизованного государства. В то же время идея национальной государственности укоренилась, многие народы видели в ней своеобразную гарантию национального самосохранения.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Народные массы поддержали меры по преодолению наследия тоталитаризма, по ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовали подлинной свободы и независимости в решении вопросов своего развития. Неспособность властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в сочетании с растущими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитета» автономных образований. РСФСР.

В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) Сепаратистские силы стали требовать отделения от Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение исключить термин «автономный» из названия республики, они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях усилившихся центробежных тенденций, которые создали опасность распада Российской Федерации, заключение Федерального договора от 31 марта 1992 года, который 10 апреля 1992 года был включен в Конституцию в качестве составной части, был большое значение Соглашение подтвердило суверенитет республик в составе Российской Федерации, а субъектами Федерации были признаны территории, области, города Москва и Санкт-Петербург. Самое главное, что Договор разграничил субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономного округа и автономных округов в пределах Федерация. Эти действия не решили всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации были расширены, их равенство по сути не было закреплено.

Правовая природа российского федеративного государства

Определяющим фактором при выборе формы правления в России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), при этом 81,5% населения составляют русские, 3,7% татары, 2,9% украинцы, 1,2% чувашцы 0,9% - башкиры, 0,7% - мордовцы, 0,6% - чеченцы и т. д. Федерация, которая с одной стороны избегает чрезмерной централизации и устанавливает гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национального государства. структура для россии.

Необходимо выделить правовые особенности Российской Федерации, которые позволяют классифицировать ее как федеративное государство (для сравнения см. Пункт 1 части II данной работы «Понятие, признаки, задачи и принципы формирования федерация "):

  1. территория Российской Федерации состоит из территорий субъектов Федерации, являющихся государственными образованиями с ограниченной правоспособностью, обладающими определенной учредительной властью;
  2. компетенция Федерации и ее субъектов разграничена федеральной конституцией;
  3. в российском государстве высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  4. субъекты Федерации имеют право принимать свою Конституцию (Устав), иметь высшие законодательные и исполнительные органы;
  5. в России существует единое гражданство;
  6. в российском парламенте - Федеральном Собрании Российской Федерации - имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации);
  7. внешнеполитическая деятельность осуществляется федеральными государственными органами. Они официально представляют Российскую Федерацию в межгосударственных отношениях.

Российская Федерация - нетипичная федерация, отклоняющаяся от классических моделей. Он асимметричен, поскольку его субъекты имеют разный конституционный статус, в то время как в симметричной федерации субъекты имеют равный статус. Республики, автономные округа и автономные округа занимают особое правовое положение по ряду позиций.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. заложила конституционные основы российского федерализма, среди которых: целостность и неприкосновенность российской территории; равенство всех субъектов федерации; строительство и развитие Российской Федерации на двух равных основаниях: национально-территориальном и территориальном; признание владения государственным суверенитетом для Российской Федерации, а не для ее субъектов.

В зависимости от типов правовых актов, учреждающих федерацию, существует два типа федераций: конституционные и договорные.

Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в результате принятия Конституции, а договорные федерации возникают «снизу» на основе соглашения, соглашения между субъектами федеративных отношений.

В науке о конституционном праве высказываются разные суждения относительно правовой природы современной РФ. Некоторые ученые считают, что система федеративных отношений, закрепленная в Федеральном договоре, позволяет России считаться договором Федерации. Другие придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что национальная федерация имеет конституционную форму и что конституционным образом разграничена компетенция между Федерацией в целом и ее субъектами, вопросы статуса территорий, изменения в границы или объем полномочий его субъектов обсуждаются. Тогда не может быть и речи о договорном характере Российской Федерации в этом случае. Здесь следует иметь в виду, что концепция договорной федерации может служить идеологическим обоснованием распада федерации, поскольку ее субъекты, считая себя равноправными участниками договора, предусматривают возможность его одностороннего прекращения.

И, наконец, высказывается мнение, что Россия является конституционным договором Федерации. Этот вывод сделан на основании того факта, что ряд положений Федерального договора были отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года, и он продолжает действовать в той мере, в которой он не противоречит Основному закону. Такие концептуальные дискуссии свидетельствуют о незавершенности федерального строительства в современном российском государстве.

Государственный суверенитет Российской Федерации

Категория суверенитета носит политико-правовой характер, выражая сущность правовых полномочий государства во внутренней и внешней политике. Суверенитет - это независимость и свобода нации в установлении ее политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориального превосходства государства и его независимости в международных отношениях. Если мы конкретизируем это положение, то можем сказать, что суверенитет является собственностью государственной власти. Основными блоками суверенитета являются превосходство, автономия и независимость.

По отношению к различным органам власти в государстве суверенитет означает верховенство государственной власти. Что касается целей и функций государства, выбора форм и методов его реализации, то суверенитет означает независимость институтов государственной власти. На международной арене суверенитет означает независимость государственной власти.

Государственный суверенитет, выражающий такие важнейшие свойства государственной власти, как ее верховенство и независимость, реализуется через деятельность государства, его органов, через его правовую систему. Следовательно, понятия эквивалентны - государственный суверенитет и государственный суверенитет.

Государственный суверенитет является высшей властью, исходящей от народа, состоящей в самостоятельном выполнении государственных функций в рамках национального и международного права.

Несмотря на то, что верховенство, независимость и независимость государственной власти могут проявляться в различных сферах общественной жизни: в экономике, законодательстве, внутренней и внешней политике, суверенитет является единым и неделимым.

Согласно подходу, установленному в конституционном праве, народ, нация и государство являются субъектами суверенитета. Отдельными составляющими государственного суверенитета являются люди и территория.

Категория суверенитета является наиболее важной для федеративного государства, поскольку она включает в себя определение объема прав, которые должна иметь Федерация для обеспечения своего суверенитета. Существование неотъемлемых прав Федерации гарантирует сохранение ее суверенитета государством.

Суверенитет государства реализуется через его суверенные права, которые составляют ядро ​​его полномочий, необходимый минимум, без которого суверенное государство не может существовать. Если суверенитет как особая собственность государственной власти не может быть измерен объемом (другими словами, не может быть и речи о его сужении или расширении), то суверенные права являются более мобильной категорией, сравнимой с компетенцией суверенного государства. В любом случае, суверенные права не могут выходить за рамки конституции государства.

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации включают в себя:

  • верховенство Конституции Российской Федерации и федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 15, часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации);
  • территориальная целостность и неприкосновенность границ (часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации);
  • право защищать свой суверенитет во внутренних и внешних делах (ст. 56, п. «К», ч. 1, ст. 71 Конституции Российской Федерации);
  • объединенные вооруженные силы (п. «М» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации);
  • единство экономического пространства, единого финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (п. «Г», часть 1 статьи 71, часть 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации);
  • исключительное право на внешнюю политику и международную договорную деятельность (п. «К» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации);
  • управление федеральной государственной собственностью, регулирование важнейших отраслей народного хозяйства и стратегических природных ресурсов (п. «Г» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации).

Российский федерализм характеризуется тем, что, несмотря на четкое определение положений Конституции Российской Федерации об исключительном владении государственным суверенитетом Российской Федерации, практика показывает, что республики, входящие в состав Федерации, продолжают считать себя суверенные государства, как это было закреплено в республиканских декларациях о государственном суверенитете в 1990-1992 годах и нашло свое отражение в Федеральном договоре 1992 года, конституциях республиканцев и других документах.

Например, статья 61 Конституции Республики Татарстан определяет указанный субъект Федерации как суверенное государство, субъект международного права, связанный с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и субъекты юрисдикции.

Другим примером притязаний на обладание государственным суверенитетом республик является Договор о разграничении юрисдикций и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года. где самая первая статья гласит: «Республика Башкортостан является суверенным государством в составе Российской Федерации».

И, наконец, Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный в 1994 году между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия, где стороны называют себя суверенными государствами, является одиозным проявлением посягательства на государственный суверенитет Российской Федерации. Этот договор является примером явного вторжения субъекта Федерации в исключительную компетенцию России в области международного признания государства.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух тенденциях в интерпретации концепции государственного суверенитета в российском федеративном государстве. Первый, закрепленный в Конституции Российской Федерации, основан на концепции единого, неделимого и распространяющегося на всю территорию государственного суверенитета Российской Федерации, которая лишает субъекты Федерации какой-либо возможности иметь свое собственное государство. суверенитет.

Второй тенденцией, напротив, является признание суверенитета для республик в составе Российской Федерации в связи с тем, что в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации они называются государствами. Такой подход характерен для внутренних договоров и законодательства республик. Исходя из этого понимания, делается вывод о том, что в России существует комбинация двух суверенитетов в рамках одного государства. Суверенитет федеративного государства как бы поглощает суверенитет входящих в него республик. Тенденция множественности государственного суверенитета таит в себе определенную опасность для существования единого целого федеративного государства.

Внешним проявлением государственного суверенитета являются символы государства - государственный флаг, герб, гимн. В Российской Федерации они установлены федеральным конституционным законом, который еще не принят. Сейчас государственные символы России определяются указами Президента Российской Федерации. Законодательство защищает государственные символы Российской Федерации от посягательств и неуважительного отношения, так как они содержат информацию об исторических корнях и ценностях государства в образной и лаконичной форме. Столицей России является город Москва, статус которого определяется федеральным законом.

Конституционное регулирование компетенции в Российской Федерации

Государственный суверенитет в деятельности органов государственной власти при осуществлении внутренних и внешних функций государства. Только через основные функции государственной власти суверенитет воплощается в жизнь, становится действительным достоянием власти. Для выполнения этих функций государство должно обладать определенной компетенцией.

Компетенция - это объем полномочий государственного органа или должностного лица, определенный Конституцией или законом, за пределы которого они не могут выходить за пределы своей деятельности.

По отношению к государству это ряд прав и обязанностей в определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может быть реализована не только через государственные органы, но и через референдум и другие институты прямой демократии.

Федеральная структура предопределяет разграничение компетенции между федеральными властями и властями субъектов. Компетенция государственного органа в соответствии с установленным в юридической науке мнением определяется субъектами юрисдикции и полномочий. В то же время предметом юрисдикции государственного органа является сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено к компетенции этого органа соответствующими нормативными актами. Принимая во внимание, что полномочия публичной власти включают права и обязанности публичной власти в отношении принятия правовых актов и осуществления других действий государства и власти в определенной области общественных отношений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничена на:

  • исключительная компетенция федеральных органов власти;
  • совместная компетенция органов государственной власти Федерации и ее субъектов;
  • исключительная компетенция органов государственной власти субъектов Федерации.

К исключительной компетенции федеральных органов власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единообразного регулирования на всей территории страны (энергетика, космические системы, валютная система и т. д.), Федеральная собственность и управление ею, создание федеральные налоги и сборы, федеральные органы власти, федеральное устройство и территория России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов.

Субъекты совместной юрисдикции, в отличие от субъектов, находящихся под исключительной юрисдикцией Федерации, предполагают, что центр и субъекты действуют, осуществляют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, используя институты, процедуры, механизмы для координации своих действий. действия, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.

Исходя из значения ст. 72 Конституции Российской Федерации субъекты совместной юрисдикции могут быть условно разделены на несколько групп.

Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение верховенства закона, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малых этнических общин;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Вопросы экономического регулирования, социального и культурного развития:

  • разграничение государственной собственности;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • координация вопросов здравоохранения;
  • защита семьи, материнства, отцовства и детства;
  • социальная защита, в том числе социальное обеспечение.

Вопросы экологии и экологической безопасности:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • природопользование, охрана окружающей среды и экологическая безопасность;
  • особо охраняемые природные территории;
  • реализация мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, устранением их последствий.

Вопросы, деятельность правоохранительных органов и функционирование правовой системы:

  • кадры судебных и правоохранительных органов;
  • адвокатура, нотариус;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Правило здесь состоит в том, что если в международном договоре Российской Федерации затрагиваются вопросы, отнесенные к юрисдикции субъекта Федерации, то необходима координация с ее органами. Субъекты Федерации вправе представлять в федеральные органы власти рекомендации по заключению международных договоров, касающихся их интересов.

Уже сформировалась определенная иерархия правовых источников, регламентирующих совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Решающим актом здесь является федеральная конституция. На его основе принимаются федеральные законы, которые не могут противоречить законам субъектов Федерации. Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года включает договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий. В настоящее время по состоянию на август 1999 года такие соглашения были заключены с 46 субъектами Федерации, и в ходе их развития на уровне исполнительных органов государственной власти было подписано несколько сотен соглашений.

Проблемы определения прав Федерации и ее субъектов в рамках их совместной компетенции, как показывает практика, являются одними из наиболее сложных в федеральном строительстве. С одной стороны, это не предполагает строгого регулирования на уровне федерального законодательства, с другой стороны, конституционный принцип равенства субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти диктует необходимость установления на уровне Федерация единые принципы и порядок разграничения субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации. Федерация и органы государственной власти субъектов федерации.

Эта задача в настоящее время решается ранее упомянутым Федеральным законом от 24 июня 1999 года, который сформулировал следующие принципы в качестве руководящих принципов для регулирования этой сферы отношений:

  • принцип конституционности, который означает, что федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации, в том числе договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять субъектов исключительной юрисдикции Российской Федерации и субъектов совместной юрисдикции, установленных Конституция Российской Федерации. В то же время эти нормативные правовые акты не могут содержать положений, которые приводят к изменению конституционно-правового статуса субъекта Федерации, нарушению или утрате основных прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности России. и единство системы государственной власти.
  • Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, который предполагает, что в случае, если положения договоров и соглашений не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство о субъектах подсудности Российской Федерации Федерация и субъекты совместной юрисдикции, должны применяться положения Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
  • Принцип равенства субъектов Российской Федерации при разграничении юрисдикций и полномочий, закрепляющий равенство прав всех субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации при разграничении юрисдикций и полномочия, в том числе при подготовке и заключении договоров и соглашений.

Споры, связанные с разделением полномочий, должны решаться сторонами путем переговоров, через согласительные комиссии и, при необходимости, в Конституционном суде Российской Федерации. В то же время ранее заключенные договоры и соглашения должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством, для которого новый Федеральный закон предусматривает довольно длительный период в 3 года.

Специфика конституционного разделения юрисдикций в Российской Федерации заключается в применении в Конституции Российской Федерации децентрализованного подхода к определению юрисдикции субъектов самой Федерации. Содержание вопросов юрисдикции самих субъектов Федерации основывается на принципе «разрешено все, что не запрещено, то есть все, что не относится к юрисдикции Российской Федерации или совместной юрисдикции Федерация и ее субъекты входят в компетенцию этих субъектов, и эта позиция федеральной Конституции свидетельствует о прогрессивном демократическом характере распределения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, разрешение последним обладать всей полнотой государственной власти в рамках своей компетенции.

Современные проблемы российского федерализма

Проблемы формирования современного федеративного государства актуальны и являются одними из важнейших для современной России. Во многом дальнейшая судьба России зависит от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству: сохранение единства государства, успешное осуществление экономических реформ, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законы и многое другое.

Конституция Российской Федерации 1993 года в целом заложила современную правовую основу для развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия является демократическим федеративным правопорядком с республиканской формой правления». Статья 5 Конституции гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономного округа, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации ... Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение юрисдикций и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равенство и самоопределение народов в Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равны между собой.

Как показала практика, основополагающие принципы и механизмы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, закрепленные в главе 3 Конституции Российской Федерации, в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеральное государство.

В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, чем яснее становится несостоятельность и неполнота ряда конституционных положений, тем острее выражается необходимость дальнейшего развития конституционных норм в отношении Федерации. 

Итак, мы подошли к нашему главному вопросу, а именно к современным проблемам российского федерализма.

Исследователь этого вопроса Лысенко В.Н. выделяет четыре проблемы:

  1. Симметрия и асимметрия Российской Федерации;
  2. Проблема разграничения субъектов юрисдикции и полномочий;
  3. Повышение роли Совета Федерации в развитии федеративных отношений.
  4. Федеральное вмешательство в права субъектов Федерации.

На мой взгляд, первый и второй абзацы можно объединить в одну большую проблему разграничения субъектов юрисдикции и полномочий между федеральными государственными органами и властями субъектов федерации, поскольку это вопрос асимметрии федерального структура.

Есть много мнений по этому вопросу, иногда даже противоречивых. Итак, Л.М. Карапетян, исходя из построенной им «идеальной» модели федерализма, постулирует обязанность того же, равного, правового статуса субъектов федерации и на этой основе с теми или иными оговорками, но, в конечном счете, вполне категорически отвергает возможность существования асимметричных федераций. Л. М. Карапетян утверждает: «При« асимметричном »статусе субъектов государство перестает быть федеративным. Совершенно критическим и даже ироничным образом, но с убедительной доказуемостью, несостоятельность этой теории была обнаружена Е.В. Тедевосян в статье «О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций». Но, несмотря на это, теория Карапетяна имеет право на существование.

Наиболее серьезной проблемой является противоречие между принципом равноправия субъектов Российской Федерации (статья 5 ОФД) и разницей в статусе республик, с одной стороны, территорий и областей, с другой, и автономных. Округс, на третьем. В настоящее время в связи с неурегулированностью федеративных отношений появляются нормативные акты, разграничивающие статусы различных субъектов Федерации. Основными такими нормативными актами являются Конституция Российской Федерации и Федеральный договор, которые на сегодняшний день подписаны около 50 субъектами Федерации. Зачастую, в отличие от ОФД, они (в соглашениях) содержат перераспределение не только совместных субъектов юрисдикции и полномочий, но и ряда субъектов юрисдикции и полномочий Российской Федерации в пользу субъектов Российской Федерации. (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) и др.). Это часто приводит к всевозможной путанице и путанице. Именно такую ​​федерацию обычно называют асимметричной. Но возможно ли построить симметричную федерацию в России? Вероятно, это будет невозможно сделать в ближайшем будущем, потому что «наша Федерация по-прежнему основывается на двух принципах: национально-государственном и территориальном ... и не будет возможности и необходимости полностью выровнять права республика как национально-территориальные образования и территории и регионы как территориальные образования ... Речь должна идти только о конкретных правах, связанных с особенностями национального состава и национальных отношений в республиках (право на второй государственный язык, на национальную культуру) Но совсем не с социально-экономическими и политическими правами, а тем более с выгодами и привилегиями. 

Таким образом, в обозримом будущем Российская Федерация фактически останется асимметричным государством. Но эта асимметрия проявится не на уровне важнейших конституционных полномочий, прав и обязанностей, а на уровне специфических особенностей, связанных с экономическими, культурными, историческими, национально-географическими характеристиками конкретного субъекта Федерации.

Еще одна важная проблема федерализма - повышение роли Совета Федерации в развитии федеративных отношений, определение его статуса и вопроса о «вертикали» власти. Этот вопрос, сформулированный Лысенко в 1997 году, был отражен в 2000 году, когда по инициативе Президента Российской Федерации при поддержке обеих палат Федерального Собрания был принят пакет законов, определяющий.

Порядок деления Российской Федерации на семь территориальных округов: Северо-Кавказский (центр - Ростов-на-Дону), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург) Сибирский (Новосибирск) и Дальний Восток (Хабаровск). Такое разделение не ставит под сомнение суверенитет отдельных регионов и не ставит регион, в котором находится «столица» округа, в привилегированное положение, не ставит власть представителя президента выше представителей федеральных субъектов, но только упорядочивает систему «вертикали власти» на местном уровне, в регионах. Каждый из округов возглавляется представителем президента по этому избирательному округу, и он, в свою очередь, назначает представителя в одном из регионов своего избирательного округа. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путин, такое разделение служит средством централизации власти, усиления контроля со стороны центральной власти над местными властями. В связи с этим нельзя не упомянуть указ президента о приведении законов и конституций всех субъектов Федерации в соответствие со стандартами Конституции Российской Федерации, поскольку зачастую конституции и законы некоторых субъектов не только не соответствуют, но и противоречат Конституции РФ. В случае невыполнения этого приказа к высшим должностным лицам таких лиц могут быть применены санкции, вплоть до уголовного наказания. Эта реформа обсуждалась и обсуждалась давно, но необходимость реформы, на мой взгляд, будет подтверждена через некоторое время.

«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Суть в том, что перед Советом Федерации было два представителя от региона - глава исполнительной и законодательной власти. Теперь их также два, но представители законодательных и исполнительных органов субъекта избираются законодательными собраниями субъектов. Выборы здесь не прямые - избиратели выбирают. Споры по поводу этой реформы дошли до того, что некоторые главы исполнительной власти субъектов Федерации демонстративно прекратили посещать заседания Совета Федерации. Однако это не изменило общее положение и отношение большинства членов Совета Федерации к нему.

Суть третьей и четвертой частей реформы заключается в том, что Президент Российской Федерации может отстранить от должности руководителя исполнительной власти любого субъекта Федерации, несмотря на то, что он избран народом и не назначается Президентом Российской Федерации. Тем не менее, существенные причины требуются для процедуры приостановки. Эта ситуация несколько уравновешивается следующим: глава исполнительной власти субъекта федерации имеет возможность отстранять от должности избранных глав городов и районов своего субъекта. Разумеется, эти нововведения, с одной стороны, помогут добиться большей подотчетности и управляемости действий со стороны Президента Российской Федерации, с одной стороны, и руководителей субъектов Федерации, с другое, но возможность отстранить от должности глав субъектов Российской Федерации, избранных главами округов, может привести к политической розни и конфронтации в тех регионах, в которых власть и авторитет главы субъекта великий (Александр Лебедь в Красноярском крае, Аман Тулеев в Кемеровской области и др.).

С момента принятия реформы «вертикали власти» прошло более года. Эта реформа не оказала заметного влияния на федеральные отношения, за исключением того, что число чиновников увеличилось. Некоторых изменений следует ожидать, когда истек срок полномочий действующих глав субъектов Российской Федерации, и их место займут выборные представители. До этого представители исполнительной власти в Совете Федерации занимались законодательной деятельностью, что в принципе противоречит принципу верховенства права, установленному в 1 ст. Конституция РФ, а именно «разделение властей».

Важной проблемой российского федерализма является степень вмешательства федеральных государственных органов в дела субъектов Федерации. Важно учитывать «степень» помех, поскольку идея помех или невмешательства уже давно решена в пользу первых. Субъекты исключительной юрисдикции Российской Федерации, субъекты юрисдикции субъектов Российской Федерации и субъекты совместной юрисдикции РФ и ее субъекты закреплены в важнейших нормативных правовых актах государства. Это Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., Федеральный договор, принятый 31 марта 1992 г., и Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти». Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации "от 24 июня 1999 года. Однако в CRF говорится, что Президент Российской Федерации вместе с судом необходимой юрисдикции имеет право разрешать споры между властями Российской Федерации и властями субъектов, проблемные ситуации внутри субъекта (до отмена результатов выборов). Статьи 85, часть вторая и статья 88 предусматривают, что Президент Российской Федерации может «приостановить действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае коллизии этих актов с Конституцией Российской Федерации». и федеральные законы ... "и" Президент Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в некоторых ее населенных пунктах ... ".

Не могу не упомянуть еще одно изменение, связанное с федеративным устройством и решением государства насущных проблем Федерации. Дело в том, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство по делам Федерации было упразднено, а вопросы их юрисдикции были переданы трем другим министерствам: Министерству внутренних дел России, Министерству иностранных дел России и Министерству экономического развития России.

К сожалению, объем работы не позволяет нам в полной мере рассмотреть все проблемы российского федерализма, и, завершая этот вопрос, я хотел бы сказать, в какие области может быть включена реформа федеративных отношений (и это неизбежно):

  1. Укрепление целостности Российской Федерации как единого федеративного государства, укрепление единого правового пространства, координация законотворчества в регионах.
  2. Последовательное осуществление конституционного равенства субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что должно способствовать преодолению фактическое политическое и социально-экономическое неравенство субъектов Федерации.
  3. Оптимальное разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Для этого необходимо более четко определить границы компетенции Федерации и ее субъектов в областях совместной юрисдикции. Есть предложения о необходимости такого разграничения в федеральном отраслевом законодательстве. 

Вывод:

Некоторые выводы можно сделать из моего исследования федеративного устройства Российской Федерации.

Значение Федерации как формы правления в настоящее время очень велико. Я уже говорил, что федеральная система существует более чем в двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и более половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, не являются главными в делении государства. Главное, на мой взгляд, состоит в том, что государства с федеративной формой организации более динамичны с точки зрения развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой и в той или иной степени в таких странах, но всесторонней поддержкой процесса Свободное развитие различных национальностей и этнических групп может быть осуществлено, принцип плюрализма и демократии, гарантия прав и свобод граждан.

В чистом виде однозначно нет федеративного государства. Это можно сказать в отношении Соединенных Штатов Америки, государства с федеральной формой структуры. Многие общие черты федерации, сформулированные в теории государства и права, не видны в федерации США, хотя этот штат является одной из первых стран с федеративным устройством. Но вопросом рассмотрения в курсовой работе было государственное устройство России и поэтому:

Российская Федерация является нетипичной конституционной формой федерации, которая отличается от классических моделей; он включает организации, организованные как на национальной, так и на территориальной основе.

Еще одной особенностью российского федерализма является фактическая (вопреки принципам Конституции Российской Федерации) разница в статусе субъектов Российской Федерации. Такие федерации обычно называют асимметричными.

Выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческим, экономическим, культурным, религиозным, географическим и т. д. Поэтому определяющим фактором при выборе формы государственного устройства в России является многонациональный состав ее населения ( более 100 наций и народностей), несмотря на то, что 81,5% населения составляют русские, 3,7% - татары, 2,9% - украинцы, 1,2% - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордовцы, 0,6% - чеченцы и и т.д. Федерация, которая с одной стороны избегает чрезмерной централизации и устанавливает гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национального государственного устройства для России.

Россия находится только на начальном этапе развития федеративных отношений. За 11 лет после принятия Декларации о государственном суверенитете было много как негативных, так и позитивных. Что касается ошибок и неудач нашего руководства в начале 90-х, когда после СССР существовала вероятность распада России на малые суверенные государства, то выросла новая страна, в которой существует много проблем национального, социально-экономического и экономического характера. политический характер. Проблемы формирования современного федеративного государства актуальны и являются одними из важнейших для современной России. Во многом дальнейшая судьба России зависит от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству: сохранение единства государства, успешное осуществление экономических реформ, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законы и многое другое.

И я верю, что если не мое поколение, но нашим детям и внукам повезет жить в действительно демократическом государстве, гражданском обществе, которое должным образом обеспечивает, а не только провозглашает права человека и гражданские права, независимо от расы и религии.