Психология счастья

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты
Феноменология ревности и ее влияние на личность
Психологический анализ структуры любви
Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы


Введение:

Счастье относится к категории нравственного сознания человека. Он представляет собой особое состояние удовлетворения от жизни, радости бытия, приближения к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Фундаментальное значение концепции счастья для человечества вытекает, прежде всего, из его природы, как одного из показателей, одной из мотиваций поведения человека как человека и как члена сообщества. Следовательно, идея счастья является элементом управления поведением человека, в частности, и сообщества в целом.

Интерес к изучению понятия «счастье» возобладал в обществе давно. Различные представители русской философии и психологии обратились к этой теме. Но невозможно полностью охватить и передать все, что было сказано о счастье в психологии.

Эта тема очень актуальна, поскольку изучаемые проблемы были всегда и везде интересны, но с разных точек зрения; это всегда содержало новые неизведанные вопросы, неосвещенные моменты. Эта тема всегда актуальна и нова, а потому интересна для исследователей. И на этом этапе развития психологии многие ученые по всему миру занимаются этой темой.

В последнее время проблема счастья решается с помощью точных или более точных наук: социологии, психологии, социобиологии, этологии, политологии, культурологии и т. д., каждый из которых имеет свои собственные законы, концепции и методы.
Благодаря участию этих наук и их методов исследования в решении проблемы счастья были получены многочисленные эмпирические связи между показателями ощущения счастья (или депрессии, несчастья) различных групп населения, их характеристиками, условиями жизни и другими. параметры.

Целью работы является изучение понятия счастья и его значения для психологии человеческой жизни.

Исходя из цели работы, вы можете определить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие счастья;
  • изучить, как измеряется счастье;
  • подробно рассмотрим проблемы счастья в психологии.

Работа состоит из введения, двух независимых глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретические основы счастья

Понятие счастья

Счастье относится к категории нравственного сознания человека. Он представляет собой особое состояние удовлетворения от жизни, радости бытия, приближения к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Содержание счастья определяется тем, что человек видит в смысле своего существования, своей цели. Желание человека достичь своего личного счастья отдельно от окружающего его общества ведет к развитию эгоизма. Эгоист нарушает интересы других людей на пути к счастью. Такой человек делает себя морально искалеченным человеком.

Понятие счастья многогранно.

Это выдвигает на первый план несколько аспектов:

  • удача, удача, удача, особая польза судьбы;
  • состояние радости, эмоционального подъема;
  • обладание высочайшими преимуществами, достижение высокой должности;
  • состояние морального и физического удовлетворения.

Счастье - это внешняя и субъективная категория. Внешнее счастье - это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. Аспекты, которые подразумевают удачу, счастливое сочетание обстоятельств подходят ему.

Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, его отношения к жизни и происходящих в ней явлений. Субъективное счастье определяется мерой собственной деятельности.

То счастье, которое зависит от самого человека, в этике называется добродетелью. Понятие добродетели исторически сложилось в контексте понятия счастья. Соотношение добродетелей и их места в категории счастья является главной проблемой этики. 

Способность к счастью отражает глубину развития личности. Счастье может быть испытано только активно чувствительным, активным характером. Напротив, вялый и непосвященный человек не способен испытывать глубокое эмоциональное чувство счастья.

Каждый стремится к счастью, и задача общества - обеспечить ему надлежащие условия для его достижения. Эти условия включают, прежде всего, доступ к культурному и историческому наследию человечества. Ведь только развитая личность способна точно осознать, в чем заключается ее счастье, и определить задачи, которые необходимо решить на пути к ней.

Современное общество пока не в состоянии создать необходимые условия для каждого человека, чтобы достичь состояния счастья. Это задача будущего. Несомненно, если члены общества счастливы, все общество будет счастливым.

Каждый человек, несомненно, задумывается над значением слова «счастье», иногда со временем внутренне переоценивая для себя это понятие.

Каждый человек постоянно выполняет ту или иную функцию. Роль ребенка от родителей, роль родителя их детей, роль пассажира в городском транспорте, работник компании, директор по производству и т. д. Роль - это относительно стабильная модель поведения (включая действия Мысли, эмоции) развивались в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Каждая роль накладывает отпечаток на человека, на самосознание человека, поскольку он мобилизует ресурсы своего тела и психики для выполнения этой роли.

Иногда внутриличностный конфликт возникает, когда человек вынужден играть роль, идеи о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальном «я» или его умственных способностях. Если «роль» выше возможностей «Я», то человек испытывает постоянную переутомление, этот конфликт порождает постоянную неуверенность в себе, неудовлетворенность собой, близкими, окружающим миром. Например, молодой человек не готов стать отцом, он чувствует, что ему навязывается роль, которой он не может соответствовать. Он не может избавиться от дискомфорта, все больше и больше уходит в себя, чувствует себя несчастным, и все потому, что роль его отца на данный момент выше его моральных / физических / материальных способностей. Пройдет время, и молодой человек будет чувствовать себя комфортно в этой роли, когда между его способностями и внутренним «я» будет знак равенства.

В том случае, если «роль» ниже возможностей «Я», когда ситуация кажется человеку недостойной и унизительной, разрешение внутриличностного конфликта принимает различные формы. Человек может объективно изменить ситуацию, например, будучи недовольным своей работой, он идет учиться и меняет свою специальность, тем самым доказывая свою способность к более сложным занятиям. Не имея возможности (или не желая) изменить ситуацию, человек склонен менять ее «только для себя». Сын перестает появляться у родителей, которые не могут заметить в нем взрослого, самостоятельного мужчину. Он избегает внешних проявлений все еще существующего конфликта, отказываясь выполнять роль, которая противоречит его «я».

Чтобы выйти из такого противоречия, многие прибегают к методу «рационализации». В этом случае человек, который вынужден выполнять роль, не соответствующую его «я», уверяет себя и других, что он делает это исключительно «по собственной воле» или «во имя кого-то / чего-то», что еще хуже - если «что-то потом / кому-то вопреки». «Такая рационализация (поиск аргументации за свои действия) обычно скрывает низкую самооценку, боязнь отказа, боязнь чего-то нового, боязнь перемен и т. д.

«Неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной для человека роли желанием выполнять противоположную роль. Итак, ребенок, нуждающийся в нежности и привязанности, но не надеясь получить роль любимого человека, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нагло. Часто существует вариант, при котором человек, оказавшийся в неподходящей роли для своего «я», направляет свой гнев на себя, считая себя неудачником.

Конфликт между ролью и «я» может остаться неразрешенным, но быть исключенным из сферы человеческого сознания, подавленным. В результате в действиях, чувствах, в человеческом уме существование конфликта между «я» и ролью не проявляется, но внутреннее напряжение возрастает. Человек становится раздражительным, рвя зло на своих близких, он снова лишает себя и их состояния счастья.

Возможно, окружающая среда также влияет на чувство счастья. Что ж, ни в коем случае нельзя создавать «оптимальную комбинацию различных выгод» для конкретного человека, например, в конкретной стране или регионе. Но это уже проблемы отношения и способности быстро акклиматизироваться. 

Самая ранняя анкета, освещающая источники счастья, была проведена американским психологом Дж. Б. Уотсоном в начале века. В начале 40-х годов известный психолог Э.Л. Торндайк составил список факторов удовлетворенности жизнью.

Только в 1973 году категория счастья появилась в предметном указателе основных справочных публикаций по психологическим публикациям, а в 1974 году появилась категория субъективного благополучия. Траектория развития психологических подходов к счастью аналогична траектории развития философских взглядов на счастье в предыдущие тысячелетия. Они также могут различать объективистские подходы с точки зрения переменных личности, отражающих уровень психологического и социального благополучия, связывающих счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К. Рифф, К. Кейс), субъективных подходов, отождествляющих счастье с субъективными. чувство (Э. Динер, Д. Майерс, М. Селигман), а также несколько работ, связывающих субъективный опыт счастья с его экзистенциально-семантическими основами (Р. Эммонс, Л. Кинг).

М. Аргайл - английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-х годах. XX век публикует всестороннюю работу, содержащую обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. В основном, обзор Аргайлла включает в себя список факторов счастья. Кроме того, факторы также выступают в качестве источников и условий, а также в качестве областей удовлетворенности жизнью, а иногда и в качестве характеристик самого субъекта - набора личностных черт жизни человека, которые можно определить, измерить и найти статистически значимые отношения. с удовлетворением жизни.

Аргайл понимает счастье как состояние удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлексивную оценку прошлого и настоящего человека, а также частоту и интенсивность положительных эмоций. Этот взгляд имеет исторические корни в философской традиции древнего эвдаймонизма.

Аргайл показывает зависимость счастья от социальных связей, основным значением которых является психологическая поддержка, которую близкие люди оказывают человеку. Важными социальными связями являются: супружеские отношения, внутрисемейная и близкая дружба. Следующим фактором, влияющим на общее удовлетворение, является наличие работы, и не столько факт работы или материальные стимулы для работы, сколько психологические аспекты работы, такие как: разнообразие и независимость работы, ее значимость, социальная ценность, эмоциональный фон характер взаимоотношений с коллегами и руководством. Наряду с работой выделяется следующий фактор: досуг, свободное время, в том числе: рукоделие; просматривать СМИ; физкультура и спорт; посещение исторических памятников, музеев, выставок, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и т. д. Этот фактор имеет большее значение (и удовлетворенность), чем работа, что объясняется наличием места для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, получения удовлетворения от общения, усиления чувства личность, а также возможность разряда и отдыха. Что касается материальной безопасности, Аргайл делает вывод, что субъективное чувство счастья и удовлетворения несколько выше среди тех, кто богаче и принадлежит к более высокому социальному классу. С течением времени и ростом уровня образования эти тенденции ослабевают. Следующим фактором, рассматриваемым Argyle, является здоровье, которое тесно связано с ощущением счастья и удовлетворения.

Аргайл выделяет особую группу факторов, включенных в общее название - личность, которые также положительно влияют на чувство счастья, к ним относятся: самооценка и самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни.

Один из наиболее значимых факторов, выделенных Аргайл, - это положительные эмоции, испытываемые человеком, их частота и интенсивность.

Таким образом, такие факторы, как наличие тесных социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досуга, личные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции значимы для удовлетворения жизнью в целом для состояния счастья по Аргайллу. (хорошее настроение). Менее значимой является материальная поддержка. и не влияет на возраст и пол. Кроме того, согласно Эндрюс и Уитни, религиозное удовлетворение мало влияет на удовлетворение жизнью.

В своей работе М. Аргайл суммировал разрозненные исследования счастья того времени, объединив их под тем же названием «Психология счастья», актуальность которого сохраняется и сегодня.

В 1976 году Эндрюс и Уитни записали три компонента, которые составляют субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, положительные эмоции и отрицательные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше положительных эмоций у человека, тем меньше отрицательных эмоций и тем более он удовлетворен собственной жизнью, что не является чисто эмоциональной оценкой, но включает в себя момент когнитивного суждения. В настоящее время эта структура общепризнана, иногда ее модифицируют или расширяют.

В последние десятилетия изучение понятия «счастье» проводилось в рамках позитивной психологии, создателем которой является М. Селигман. Позитивная психология опирается на три столпа: первый - это изучение позитивных чувств, второй - выявление положительных черт характера и полезных функций, таких как интеллект и физическое развитие, третий - изучение позитивных явлений и институтов в обществе (таких как демократии и семьи), которые способствуют развитию лучших человеческих качеств. Надежда, любовь и доверие особенно необходимы в трудные времена. В такие моменты поддержка позитивных институтов - демократии, семьи, свободной прессы - просто бесценна. В год испытаний человек демонстрирует свои высочайшие добродетели: смелость, целостность природы, справедливость, преданность и т. д.

Илона Бонивелл указывает на несколько причин, почему благополучие как область психологических исследований процветает в западном обществе, в то время как развивающиеся страны еще не достигли уровня благосостояния, при котором выживание не является главной проблемой: во-первых, это то, что качество жизни становится важнее показателей экономического процветания; во-вторых, личное счастье становится более важным в связи с тенденцией к индивидуализму; и третий, наиболее связанный с самой исследовательской отраслью, разработал ряд надежных методов измерения благосостояния, благодаря которым эта область смогла превратиться в серьезную и признанную научную дисциплину. Например, счастливые люди живут в среднем на 9,4 года дольше, чем менее счастливые люди.

Из-за большого количества публикаций и исследований, в которых каждый привносит свое собственное определение счастья, понятие «субъективное благополучие» было введено в рамках позитивной психологии, которая используется как синоним, заменяющий понятие « счастье". Это относится к тому, как люди оценивают свою собственную жизнь с точки зрения когнитивных и аффективных объяснений.

где удовлетворенность жизнью - отражает оценку человеком своей жизни. Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующей ситуацией и тем, что ему кажется идеальной ситуацией или ситуацией, которую он заслуживает. Недовольство, в свою очередь, является результатом значительного разрыва между данностью и идеалом. Недовольство также может быть результатом сравнения себя с другими людьми. Аффект - представляет собой эмоциональную сторону, как положительные, так и отрицательные эмоции и условия, связанные с повседневным опытом.

М. Селигман в модели истинного счастья вводит понятие приятной жизни, хорошей жизни и осмысленной жизни, пытаясь таким образом выяснить, что такое на самом деле благосостояние. Приятная жизнь стремится к положительным эмоциям, и вы можете увидеть параллели между ней и гедонистическим благополучием. В хорошей жизни человек использует свои сильные стороны, чтобы вознаградить в форме действий, которые ему нравятся и которые сродни «потоку». Термин «поток», введенный М. Чиксентмихайли, означает яркий, захватывающий опыт, сопровождающий любую деятельность, на которой сосредоточен человек. Наконец, осмысленная жизнь состоит в том, чтобы использовать свои сильные стороны, служа чему-то, что больше и выше, чем сам человек. Селигман считает, что стремление к активности (поток) и стремление к смыслу можно считать eudaimonic. Исследования Селигмана и его коллег показывают, что когда люди занимаются гедонической деятельностью (развлечением, отдыхом или весельем), они испытывают много приятных ощущений, становятся более энергичными и оказывают меньшее негативное воздействие. Также в этот момент они счастливее тех, кто стремится к евдеймоническим ценностям. Тем не менее, в конечном счете, те, кто ведет более «эвдаимонический» образ жизни, более удовлетворены своей жизнью.

Эд Динер заявил, что счастье можно рассматривать как черту и как состояние: существует определенная личная предрасположенность испытывать определенный уровень эмоций, и его можно измерить независимо от оценки текущего состояния. Из многих переменных, которые сравнивались в эмпирических исследованиях, удовлетворенность жизнью оказалась наиболее стабильной и стабильной, из чего Динер пришла к выводу, что она имела определенную личностную основу, которая впоследствии получила очень серьезные эмпирические доказательства. «Рабочая модель, используемая в настоящее время исследователями в этой области, заключается в том, что личность определяет предрасположенность людей к определенным аффективным реакциям, но текущие события также влияют на текущий уровень субъективного благополучия». 

Недавние исследования в области выявления факторов, связанных с счастьем, показали, что (Динер, Селигман) счастливые люди - это только один параметр, явно отличающийся от несчастного: счастливые люди имеют более тесные межличностные контакты - это может быть романтическая любовь, стабильные отношения, брак, хорошие отношения с друзьями, счастливые люди проводят меньше времени в одиночестве.

В настоящее время в позитивной психологии можно выделить ряд факторов, корреляция (или их отсутствие) доказана счастьем.

Таким образом, психология счастья также характеризуется противопоставлением двух подходов к пониманию счастья объективного и субъективного; В настоящее время эта дихотомия находит свое решение в определенном синтезе этих подходов. Для удобства исследований и создания общего языка между исследователями из разных стран используется термин «субъективное благополучие», который наиболее широко используется в позитивной психологии.

Измерение счастья

В последнее время в зарубежной психологии широкое распространение получили исследования и измерения уровня субъективного благополучия. Счастье является универсальной концепцией и измеряется различными способами, такими как: степень удовлетворения потребностями (SWLS), ориентация на всю жизнь (LSS), составляющие счастья (Galati). Изучение субъективного благополучия с помощью коротких шкал, применимых как в массовых социологических, так и психологических исследованиях, стало особенно популярным. Наиболее популярными из них являются шкала удовлетворенности жизнью E. Diener et al. (SWLS: Diener, Emmons, Larsen, Griffin, 1985) и шкала субъективного счастья С. Любомирского (SSS: Любомирский, Леппер, 1999). Англоязычные версии этих шкал содержат 5 и 4 балла соответственно, ответы на каждый из них даны по 7-балльной шкале.

Шкала SWLS выглядит следующим образом:

  1. Во многом моя жизнь близка к моему идеалу.
  2. Условия моей жизни прекрасны.
  3. Я доволен своей жизнью.
  4. До сих пор я получил (а) важные вещи, которые я хочу в жизни.
  5. Если бы можно было прожить жизнь заново, я бы почти ничего не изменил (а).

Шкалы субъективного счастья и удовлетворенности жизнью, по мнению Д.А. Леонтьев и Е.Н. Аспен достаточно хорошо коррелирует друг с другом: их коэффициент корреляции составляет от 0,54 до 0,76 в разных выборках (p <0,001 во всех случаях) и 0,65 (p <0,001) в объединенной выборке (N = 983). Исходя из этого, можно говорить о тесной взаимосвязи между конструкциями удовлетворенности жизнью (когнитивная оценка соответствия фактических жизненных обстоятельств желаемому) и субъективным счастьем (эмоциональное отражение этой оценки).

Высокая корреляция с этими методами показана Д.А.А. Леонтьев, который является русскоязычной адаптацией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Этот тест позволяет измерить степень, в которой человек испытывает значимость своей жизни, и сделать вывод о наличии или отсутствии синдрома экзистенциального вакуума. Тест представляет собой набор из двадцати утверждений с двумя вариантами окончания и 7-балльной оценочной шкалой. Основным показателем является общий показатель значимости жизни. Кроме того, с помощью факторного анализа были определены 5 подшкал: первые три:

цели, процесс, результат позволяют нам говорить о том, видит ли человек смысл своей жизни в удовлетворенности прошлым, в насыщенности настоящим или в стремлении к будущему; две другие шкалы: локус контроля-1 и локус контроля-жизни позволяют количественно оценить убеждения человека, соответственно, в его способности строить свою собственную жизнь и в том, что жизнь в принципе подлежит контролю.

Таким образом, изучив вышеупомянутый материал, мы можем сделать вывод из этой главы, что счастье - это широкое понятие, которое включает в себя не только внутреннее эмоциональное состояние человека, но и ряд социокультурных аспектов.

Счастье как психологический термин

Изучение счастья в психологии

Около 60-х - 70-х годов. В прошлом веке начались активные исследования счастья в рамках психологии. За следующие четыре десятилетия наука постигла примерно тот же путь в понимании счастья, что и философия за предыдущие два тысячелетия. Теперь выводы, сделанные мыслителями в свое время, получили свое эмпирическое подтверждение.

На сегодняшний день психология уже накопила огромное количество данных - о культурных особенностях понимания счастья, о его взаимосвязи со многими различными показателями - как объективных (материальное благосостояние, возраст, образование и т. д.), так и субъективных (осмысленная жизнь, ориентация на достижение) определенных целей, особенно восприятие жизненных событий и т. д.). С другой стороны, при чтении этих работ часто возникает вопрос: не является ли что-то очень важное для понимания счастья, потерянного при таком подходе к его рассмотрению?

Многие исследования носят социологический характер. Конечно, их данные очень интересны. Но, с другой стороны, они «захватывают» только ту информацию, которую люди уже знают о себе; практически не позволяет приблизиться к пониманию такого сложного явления, как человеческое счастье.

Таким образом, изучение счастья в психологии ставит сложные методологические вопросы - в чем суть этого явления, какие методы можно использовать для его изучения, на какую концепцию можно положиться и т. д.

По мнению Б.С. Братус, психология давно построена на естественнонаучной основе. В то же время происходит определенный поворот в его развитии, поскольку попытка понять психологию человека неизбежно приводит к вопросам о сущности человека, о значении его существования и т. д. На этом этапе психология не может потерпеть неудачу. обратиться к этическому, философскому, богословскому пониманию этих вопросов.

По нашему мнению, если мы ограничимся психологическими методами исследования такой сложной, междисциплинарной темы, как счастье, мы вряд ли сможем приблизиться к пониманию этого явления. При изучении счастья должны появляться такие термины, как «сущность человека», «соответствие своей цели», «следование голосу совести». Разумеется, все эти явления сложно отнести к предмету самого психологического исследования. Однако описание счастья в терминах «достижения целей», «наличия положительных эмоций» и т. д., по нашему мнению, дает определенное ограниченное понимание этого сложного явления.

Наличие смысла жизни, лично значимых целей, несомненно, является одним из важнейших источников счастья. В то же время, можем ли мы говорить о подлинном счастье, не ставя вопрос о содержании этих целей и значений?

Конечно, достижение каких-либо личностно значимых целей и наличие каких-либо значений могут до определенного времени давать ощущение ценности собственной жизни, некоторого удовлетворения и положительных эмоций. Однако, по нашему мнению, значения, цели и ценности не являются предельными категориями, они не становятся самостоятельными. Также необходимо учитывать, что стоит за этими явлениями; что можно соотнести с ними; это с точки зрения того, что вы можете оценить их.

Ответ на вопрос, что это чрезвычайно сложно. На наш взгляд, одним из вариантов ее решения может стать такое понятие, как «сущность человека». Э. Фромм также писал, что существует определенный путь развития, соответствующий сущности человека. Если человек не следует за ним, это приводит к страданию, болезни. То есть человек может вести очень активную жизнь, иметь и достигать многих целей, однако это совсем не прибавит ему счастья, а наоборот, его страдания возрастут.

Аналогичная идея разработана Б.С. Брат, согласно которому нормальное развитие человека - это тот, который способствует его ознакомлению с общей сущностью. Окончательный ответ на вопрос, что это за сущность, Борис Сергеевич не дает; однако, предлагает связать это с отношением к другим людям.

Наконец, можно вспомнить У. Франкла, который утверждал, что смысл не может быть создан, его нужно найти; и найти в любой ситуации. Для этого человеку необходимо руководствоваться своей совестью: «Совесть - это орган смысла». Эта мысль имеет большое значение - во-первых, смысл существования осуществляется за пределами индивидуальной личности. Во-вторых, это подразумевает моральные, этические основы человеческой жизни. Хотя сам В. Франкл отметил, что совесть не всегда ведет человека в правильном направлении; однако, как правило, он более или менее четко показывает человеку, что достойно, а что нет.

Проблема счастья в психологии

Проблема счастья поднимается во многих психологических работах. В то же время счастье трудно представить как предмет строго научных и особенно экспериментальных исследований. Считается, что сама концепция счастья очень расплывчата и неясна. Конечно, феномен счастья трудно строго определить и измерить. Однако понятие человеческого счастья изучается во многих науках: социологии, философии, психологии. Вероятно, счастье может принимать разные формы. Это сильное волнение, испытываемое теми, кто любит шумные и волнующие общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кто больше любит спокойную, уединенную деятельность.

Несмотря на то, что проблема счастья изучалась давно, каждый раз появляются новые перспективы ее познания. Проблема счастья приобрела особую актуальность в современной России. Изучаемые проблемы были всегда и везде интересны, но с разных точек зрения; это всегда содержало новые неизведанные вопросы, неосвещенные моменты. Эта тема всегда актуальна и нова, а потому интересна для исследователей. И сегодня к ней обращаются представители не только философии, но и психологии, и педагогики.

Американский психолог Абрахам Маслоу увидел счастье человека в его самореализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от самых простых в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самореализующийся человек - спокойный, уверенный в себе, талантливый, снисходительный, не склонный к депрессии и истерикам, обладающий здоровой самооценкой и гармоничной внешностью.

Философские течения гедонизма и утилитаризма отождествляли счастье, главным образом с чувственными удовольствиями. Что легко объясняет состояние счастья среди влюбленных. Здесь, конечно, удовлетворение потребности в признании и не полностью признанной химико-биологической реакции.

Ницше полагал, что это, скорее всего, вообще было недостижимо, по крайней мере, для большинства современных ему европейцев. Христианство убило истинного Бога, Богодателя, создав для себя идеал Бога-страдальца. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и мучения. Он просто не имеет права быть счастливым, он вынужден страдать во имя чистоты своей души.

Проблема смысла жизни тесно связана с исследуемой проблемой счастья. Меняется ли оно в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или просто средством для удовлетворения последнего?

Следует отметить, что большинство русских философов обходили тему счастья. Но некоторые, говоря о смысле жизни, обратились к теме счастья.

Василий Розанов - один из таких мыслителей. Основой его обращения к этой теме является противоречие: с одной стороны, человек не может поступать иначе, чем подчиняться стремлению к счастью; с другой стороны, человек должен следить только за этим влечением (то есть признается, что иногда люди борются с ним). Затем, пытаясь разрешить это противоречие, В. Розанов обращается к историческому появлению идеи счастья. Человек всегда следует своему желанию счастья (часто даже не замечая его). И в требовании, чтобы каждый руководствовался только своим счастьем, есть отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые «только в той степени, в какой они связаны с его счастьем, должны быть предметом его стремлений и антипатий». " Само понятие счастья В. Розанов определяет как «термин, обозначающий высшее лидерство или идеал, с помощью которого мы применяем этот порядок мышления к этому объекту». Он также признает, что не существует всеобщего счастья, то есть у каждого есть свое субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что счастье можно понимать как состояние, когда человек достиг пика удовлетворения, когда он больше не хочет чего-то стремиться, идти, искать. Единственное, что отличает ощущения счастья у людей, это продолжительность и напряжение. И, к счастью, предпочтение следует отдавать дольше и количественно. Если можно сделать счастливыми несколько человек, а не одного, то это целесообразно.

По своим ощущениям счастья людей нельзя разделить на высших и низших, поскольку все они «одинаково чувствуют» и, следовательно, равны в праве на счастье. Чувство счастья не нужно пытаться предвидеть, осознать, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя через отражение, теряет свою энергию. И такое счастье будет менее интенсивным и, возможно, полностью исчезнет.

Таким образом, нужно меньше думать о счастье. Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что невозможно сознательно стремиться к счастью. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что если человек делает счастье предметом своих стремлений, то он неизбежно сделает его объектом своего внимания. Но при этом он теряет из виду причины счастья, и оно ускользает.

Точку зрения В. Розанова и В. Франка можно противопоставить мнению Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления являются стремлением к счастью и избегают их, люди не могут о них думать.

Розанов также утверждает зависимость истины от счастья: «только в той степени, в которой достигнуто счастье, человек может знать правду». Таким образом, только когда люди счастливы, они могут делать открытия, совершенствовать что-то; то есть все, чего достигает человек, является продуктом его ощущения счастья.

Одним из проявлений счастья является польза (утилитарный принцип). Но это не выражает полноты первого. Преимущество - Хорошее производится через учреждения. При таком подходе жизнь человека будет искажена. Но есть более высокие потребности в духовной природе человека (религия, философия, искусство), которые нельзя выразить в терминах утилитарной доктрины. И если человечество будет постоянно стремиться к счастью, оно умрет «как в душном кольце», и для него не останется никаких средств, кроме как отвернуться от этого счастья, которое вы должны быть в состоянии вынести.

Рассмотрев понятие «счастье», мы можем выделить несколько принципов счастливой жизни.

1 принцип счастья. Оптимизм - это дорога к долголетию. Вы можете заболеть, но не можете чувствовать себя больным. Наша собственная оценка нашего физического благополучия гораздо важнее, чем медицинские диагнозы.

Прошлые инсульты, сердечные приступы и травмы не влияют на нас до тех пор, пока мы воспринимаем их как срывы по пути, а не как само путешествие. Оптимисты в более серьезном состоянии чувствуют себя гораздо веселее, чем их сверстники и даже молодые нытики и пессимисты.

2 принципа счастья. Любовь равна жизни. Если к 55 годам вы нашли верного и любящего спутника жизни, независимо от того, какая попытка у вас есть, это верный признак того, что вы будете радостно отмечать свой 85-й день рождения с чистым умом и хорошим здоровьем.

Более того: крепкий и любящий брак является более надежным признаком долголетия, чем низкий уровень холестерина или сильные сосуды.

Психологи, проводившие это исследование, убеждают: те, кто любит друг друга и знают, как давать и получать инсульты и поддержку, живут дольше и счастливее. Кто открыт для друзей и дружелюбен.

3 принципа счастья. Счастлив тот, кто прощает. Обида, подобно раковым клеткам, накапливается в организме и разъедает душу, отбирая радость и вычитая годы. Светлые стороны жизни наполнены радостью, темные просто укорачивают жизнь.

4 принципа счастья. Практикуй свою душу и получи здоровое тело. Это исследование ясно показало, что люди, которые обращались к психологу за поддержкой, с меньшей вероятностью посещали терапевта на 33% и на 76% реже обращались в больницу. И они также пропускают в 2 раза меньше рабочих дней и принимают на 1/3 меньше наркотиков.

Главное следствие психологического лечения - умение справляться с повседневными невзгодами, защищает организм от преждевременного старения. Более того, среди психоаналитиков много долгожителей именно потому, что в их среде принято регулярно проходить психоанализ.

5 принцип счастья. Учись, студент, и ты будешь счастлив. Люди, получившие хотя бы неполное высшее образование, живут в среднем на 7 лет дольше, чем невежды. Более того, возраст не оправдывает нежелание учиться.

Психологи отмечают, что творческая жизнь и освоение новых направлений деятельности добавляют пожилым людям не только годы, но и улучшают качество жизни, наполняют ее радостью и бодростью духа.

Вывод:

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем заключить, что счастье, как и радость, является лишь спутником в достижении человеком других целей. Таким образом, счастье является важной частью нашей жизни, но это не смысл жизни.

Счастье - это живое и неуловимое вещество, которое трудно заключить в жесткие рамки и подчиниться определенным законам. Возможно, именно поэтому австрийский психолог, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, писал в одной из своих работ: «Счастье абсолютно и исключительно субъективно. И мне кажется бесполезным теоретизировать на эту тему».

Таким образом, счастье - это образное понятие, которое описывает состояние человека, как духовное, так и материальное. Счастье так трудно найти и поддерживать, потому что оно требует от человека обладать высокими качествами и особенно чистотой, поскольку неизменен только тот, кто чист.

Изучив вышеизложенный материал, мы можем сделать вывод из этой работы, что счастье - это широкое понятие, которое включает в себя не только внутреннее эмоциональное состояние человека, но и ряд социокультурных аспектов.