Психология экстремальных ситуаций профессиональной деятельности

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Мотивация и риск в экстремальных ситуациях
Психическая саморегуляция в ситуациях стресса
Риск профессиональной деятельности в критических ситуациях
Психологические особенности стресса


Введение:

Экстремальные ситуации выходят за рамки обычных событий человеческой жизни и возникают во всех ее сферах: каждый человек время от времени попадает в ряд экстремальных для него ситуаций.

Психология экстремальных ситуаций - довольно новая, но быстро развивающаяся отрасль прикладной психологической науки, которая изучает особенности поведения человека во время тяжелых стрессовых ситуаций и их психологические последствия, а также помогает оценивать, прогнозировать и оптимизировать психические состояния и поведение человека.

Частота воздействия экстремальных ситуаций на человека с каждым годом только увеличивается. Помимо множества стихийных бедствий, которые опасны для жизни людей, современные люди ждут новых суровых испытаний, вызванных деятельностью человеческой цивилизации: техногенные катастрофы, аварии, войны, терроризм, преступность, сложные условия труда. Особенно важно, что многие сложные виды человеческой деятельности способны вызывать напряженные ситуации, требующие от человека точных, быстрых и безошибочных действий.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена ​​тем, что при всей актуальности изучения психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях оно все еще находится в плохо понятом состоянии и поэтому требует повышенного внимания

Целью курсовой работы является анализ материалов, накопленных психологической наукой, которые содержат информацию о личном поведении в первые минуты и часы происшествия, определение общих психологических закономерностей воздействия экстремальных ситуаций на человека и разработать советы по развитию толерантности к воздействию экстремальных факторов.

Исследовательская гипотеза: стиль поведения человека в экстремальной ситуации зависит как от типа самой ситуации, так и от характеристик человека.

Задачи курсовой работы:

  • определить четкое содержание понятия «экстремальная ситуация»;
  • выявить основные особенности воздействия экстремальных ситуаций на психику человека и его поведение;
  • установить зависимость поведения в экстремальной ситуации от типа характера человека;
  • разработать рекомендации по развитию устойчивости к экстремальным ситуациям.

Объектом исследования являются особенности поведения человека.

Предметом исследования являются стили поведения личности в экстремальных ситуациях. Материалом для исследования послужила теоретическая и практическая литература по психологии экстремальных ситуаций, статьи в специализированных изданиях и публикации исследований по этой теме.

Основным методом исследования курсовой работы является теоретический библиографический анализ.

Эта работа состоит из трех глав: двух теоретических и одной практической. В первой главе изучаются и анализируются теоретические материалы о влиянии экстремальных ситуаций на поведение человека. Во второй главе проведен сравнительный анализ зависимости поведения от характеристик человека и даны рекомендации по развитию устойчивости к экстремальным ситуациям. В практической части работы был проведен анализ тестирования для выявления механизмов преодоления по методу Э. Хейма. Заключительная часть работы обобщает общий результат исследования.

Психология поведения человека в экстремальных ситуациях

Экстремальные ситуации в жизни человека

Слово «экстремальный» происходит от латинского слова «extremum», что означает «экстремальный», и используется для обозначения понятий максимума и минимума. Термин «экстремальный» используется, когда они говорят не об обычных, нормальных и привычных условиях деятельности, а об обстоятельствах, значительно отличающихся от них. Экстремальность указывает на предельные, экстремальные условия существования вещей. В то же время экстремальные условия создаются не только путем максимизации (перегрузка, перегрузка), но и минимизации (недогрузка: отсутствие движения, информации и т. д.) действующих факторов. Влияние на активность и состояние человека в обоих случаях может быть одинаковым. Необходимость изучения влияния экстремальных факторов на психику человека привела к появлению и активному развитию новой области психологической науки и практики - экстремальной психологии.

Термин «экстремальная ситуация» в большинстве случаев означает ситуацию, которая внезапно возникает, угрожает или субъективно воспринимается человеком как угрожающая его жизни, здоровью, благополучию, ценностям личности и ее целостности. Именно такая угроза делает ситуацию сложной, стрессовой и экстремальной.

Именно в экстремальных ситуациях человек испытывает экстремальный стресс. Прикоснитесь к этому термину. Слово «стресс» переводится с английского как «давление», «напряжение» и используется для обозначения широкого спектра состояний и действий человека, которые являются реакцией на различные экстремальные воздействия, которые называются «стрессорами» , Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая активность, высокие или низкие температуры) и психологические (факторы, которые влияют на их значение сигнала, такие как опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка и т. д.).

Уровень индивидуальной стрессоустойчивости каждой ситуации зависит от субъективной ценности объекта, потеря которой угрожает этой ситуации. Признаком крайности является также отсутствие готовых стереотипов реагирования на обстоятельства в социальном опыте. Такие ситуации чаще всего выходят за пределы обычного человеческого опыта; человек не приспособлен к ним и не готов действовать в полной мере. Степень экстремальности ситуации зависит от силы, продолжительности, новизны и необычности проявления факторов в каждой конкретной ситуации. Часто экстремальная ситуация имеет важный статус события на жизненном пути человека.

Круг проблем, связанных с концепцией экстремальной ситуации, постоянно расширяется. Помимо стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, техногенных катастроф, несчастных случаев, экстремальных ситуаций, вызванных определенной профессией, в последние годы психологи отмечали семейные кризисы и конфликты, эмоциональные кризисы, экстремальные виды досуга, алкоголизм и болезни близких, чрезвычайные ситуации в бизнесе и гораздо более.

Чрезвычайные ситуации, опасные для человека, вызваны влиянием различных факторов физического или социального окружения.

Физическая среда представляет собой внешние условия человеческой жизни. Сюда входят такие факторы, как место проживания, климат, условия жизни и работы, режим и многое другое. Физическая среда сама по себе может представлять угрозу для здоровья и жизни человека. Например, человек может жить в регионах, где происходят землетрясения, наводнения, ураганы, цунами и т. д. Как правило, люди, живущие в регионах с повышенным риском стихийных бедствий, развивают повышенную готовность и готовность к действиям в экстремальных ситуациях.

Социальная среда включает среду человека, тех людей, с которыми он взаимодействует. Он делится на макросреду и микросреду.

Макросреда сочетает в себе такие факторы как:

  • демографический (при высокой плотности населения, особенно в мегаполисе, уровень опасностей возрастает: повышается темп жизни, уровень преступности и т. д.).
  • Экономический (в плохой экономической ситуации социальная напряженность возрастает).
  • социокультурный (характеризуется наличием и количеством неформальных движений и групп в обществе).
  • Религиозные (определяется доминирующими религиозными учениями в регионе и их сосуществованием).
  • национальный (характеризуется межэтническими отношениями в регионе).

На макросреду также большое влияние оказывают массивные психологические явления, присущие большим группам людей (психология толпы).

Микросреда определяется социально-психологическими характеристиками личности, взаимодействием человека с окружающими, особенностями воспитания, традициями, ориентацией референтной группы и стратегией поведения.

Экстремальные ситуации вызывают у человека значительный стресс и стресс. Иногда нервные перегрузки достигают предела, сопровождаемого нервным истощением, аффективными реакциями, патологическими состояниями (психогенез).

Люди как субъекты экстремальных ситуаций делятся на следующие группы:

  • Специалисты (работают в экстремальных условиях самостоятельно или на дежурстве).
  • жертвы (люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации не по собственной воле).
  • Пострадавшие (те люди, которые понесли видимые потери в ходе событий).
  • Свидетели и очевидцы (обычно находятся в непосредственной близости от места происшествия).
  • наблюдатели (специально прибыли на место происшествия).
  • Шестая группа - зрители, радиослушатели и все те, кто знает о возникшей экстремальной ситуации и обеспокоен ее последствиями.

Некоторые психологи сознательно делят экстремальные ситуации на типы в зависимости от степени их воздействия на человека.

Например, известный российский психолог А.М. Столяренко разделил эти ситуации на 3 типа:

  1. пара-экстрим (вызывает значительное нервное напряжение, может привести к потере личности);
  2. экстремальные (вызывают экстремальное напряжение и перенапряжение, значительно увеличивают риски и снижают вероятность успеха);
  3. гиперэкстрим (резко меняет поведение индивида, предъявляет к ней требования, значительно превышающие ее обычные способности).

Однако чрезвычайная ситуация возникает не только из-за реальной, объективно существующей угрозы, но и из-за отношения человека к происходящему. Каждый конкретный человек воспринимает одну и ту же ситуацию индивидуально, поэтому критерий «экстремальности» может находиться во внутренней, психологической плоскости личности.

Экстремальные ситуации могут существенно нарушить базовое чувство безопасности человека, его убеждение в том, что в жизни есть определенный порядок, и им можно управлять. В связи с этим антропогенные (вызванные деятельностью человека) экстремальные ситуации особенно сложны для психики личности.

Результатом воздействия экстремальных ситуаций на человека может стать развитие различных болезненных состояний - невротических и психических расстройств, травматического и посттравматического стресса. В любом случае они не проходят бесследно и способны резко разделить человеческую жизнь на «до» и «после». Самые экстремальные ситуации могут повредить даже основные структуры всей организации личности и разрушить привычный человеку образ мира, а вместе с ним и всю систему жизненных координат.

Подводя итог, отметим наиболее важные факторы, определяющие экстремальную ситуацию:

  1. влияние неблагоприятных условий окружающей среды;
  2. эмоциональные эффекты, связанные с неожиданностью, новизной, опасностью, трудностью, ответственностью ситуации;
  3. экстремальные психические, эмоциональные и физические нагрузки;
  4. наличие неудовлетворенных физических потребностей (голод, жажда, недосыпание);
  5. отсутствие или явное превышение противоречивой информации.

В человеке, испытывающем экстремальные ситуации, исследователи выделяют три основных этапа:

  1. Фаза предварительного воздействия, которая включает в себя чувство тревоги, угрозы непосредственно перед опасным событием.
  2. Фаза воздействия, которая характеризуется преобладанием эмоций страха и вытекающих из него чувств. Это включает непосредственно время интенсивного воздействия чрезвычайной ситуации на человека. Этот этап наиболее важен при рассмотрении стилей личности и является наименее изученным, поскольку исследователи не часто становятся свидетелями или участниками многих экстремальных явлений и, если они есть, не могут провести точное исследование в настоящее время.
  3. Фаза постэкспозиции, которая начинается через некоторое время после окончания экстремальной ситуации. Этот этап уже достаточно хорошо изучен, так как большинство психологов имеют дело с ним при работе с жертвами чрезвычайных ситуаций.

Выше мы рассмотрим наименее изученную фазу воздействия, поскольку нам интересно изучить характерные особенности поведения человека в момент экстремального воздействия. В качестве экстремальных ситуаций мы рассмотрим наиболее острые версии событий, которые представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью человека.

Психические условия и поведение человека, характерные для экстремальных ситуаций

Фаза воздействия экстремальной ситуации обычно довольно коротка и может состоять из нескольких этапов, которые характеризуются психическими состояниями, присущими только им. Эти этапы хорошо описаны отечественными исследователями.

Отметим этапы, непосредственно связанные с фазой воздействия:

  1. Стадия жизненных реакций длится до 15 минут с момента возникновения экстремальной ситуации, которая несет реальную жизненную угрозу. В это время поведенческие реакции человека полностью определяются инстинктом сохранения собственной жизни и могут сопровождаться психологическим регрессом. Происходит психическая дезадаптация, выражающаяся в нарушении восприятия пространства и времени, необычных психических состояниях, выраженных вегетативных реакциях. Характерными условиями являются ступор, возбуждение, аффективный страх, истерия, апатия, паника.
  2. Стадия острого психоэмоционального шока. Это длится 2-5 часов. В это время организм адаптируется к новой экстремальной среде. Характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией умственных и физических резервов организма, ухудшением восприятия, увеличением скорости мышления, безрассудной смелостью, увеличением работоспособности, увеличением физической силы. Эмоционально, чувство отчаяния может возникнуть на этой стадии.

Рассмотрим более подробно психические состояния, характерные для стадии витальных реакций.

Итак, внезапное возникновение экстремальной ситуации, которая угрожает самому существованию человека, вызывает психическую дезадаптацию, которая характеризуется тремя основными типами поведения:

  1. отрицательно агрессивный;
  2. тревожный и депрессивный;
  3. комбинация первых двух типов.

Дезадаптация вызывает регресс, выражающийся в возврате к формам реакции и поведения, присущим человеку на более ранней стадии жизни. Другими словами, защитные механизмы, которые мы унаследовали от наших предков и животного мира, включены. В этом случае аффективные состояния часто возникают.

Для начала рассмотрим само понятие «аффект» (от лат. Affectus - эмоциональное возбуждение, страсть). Это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, которое сопровождается выраженными вегетативными и моторными проявлениями. Аффект часто является «экстренным» способом реагирования на неожиданные стрессовые ситуации. В состоянии аффекта происходит сужение сознания, поскольку внимание концентрируется на эмоционально окрашенных переживаниях и восприятиях, связанных с травмирующей ситуацией. В то же время уменьшается полнота отражения ситуации, уменьшается самоконтроль, действия становятся стереотипными и подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению. Особенно опасным является патологический аффект, который представляет собой крайнюю степень определенного состояния, при котором сужение сознания может привести к его полной остановке.

Основой аффекта в экстремальных ситуациях, опасных для жизни человека, является страх. Это психическое состояние, которое возникает на основе инстинкта самосохранения и является реакцией на реальную или воображаемую опасность. Страх проявляется во многих формах, таких как страх, страх перед страхом, ужас и т. д. Самая сильная форма страха - это аффективный страх, связанный с жизненной угрозой.

Аффективный страх возникает, когда человек не способен преодолеть неожиданную и крайне опасную ситуацию. Этот страх может захватить сознание человека, подавить его разум и волю, сильно парализовать способность действовать и бороться. От такого страха человек немеет, пассивно ждет своей судьбы или бежит «туда, куда смотрят его глаза». После такого страха человек иногда не может вспомнить определенные моменты своего поведения, чувствуя себя подавленным и подавленным. В состоянии страха всегда существует крайне негативный эмоциональный фон, дезадаптация. Сильный страх может вызвать много негативных последствий для организма и психики. Страх ограничивает восприятие, затрудняет восприятие человеком значительной части поля восприятия, часто замедляет процесс мышления, делает его более инертным и узким по объему. Страх значительно уменьшает возможности личности и свободу действий. Состояние страха вызывает такие формы поведения, как бегство, демонстративная и защитная агрессия, ступор.

Распространенным состоянием страха в экстремальной ситуации является индивидуальная паника. Паника печально известна своей реальной угрозой. Человек стремится спасти себя любыми способами. В то же время снижается уровень самоконтроля, человек чувствует беспомощность, теряет способность рационально мыслить и рассуждать, ориентироваться в пространстве, выбирать правильные средства для достижения цели, эффективно взаимодействовать с другими людьми, склонность к подражанию и появляется повышенная внушаемость. Индивидуальная паника часто приводит к массовой панике.

Неожиданность ситуации, в отсутствие готовности к действию, часто вызывает аффективные состояния, которые включают волнение и ступор.

Агитация - очень распространенная реакция на опасную ситуацию. Это очень возбужденное, беспокойное, тревожное состояние, в котором человек убегает, прячется, тем самым устраняя пугающую его ситуацию. Возбуждение во время возбуждения выражается в суетливости действий, и только простые автоматические движения в основном выполняются под воздействием случайных раздражителей. Мыслительные процессы в состоянии возбуждения значительно замедляются, так как под воздействием гормона адреналина кровь устремляется к конечностям (главным образом к ногам), и мозг страдает от этого. Именно поэтому в таком состоянии человек способен быстро бегать, но не может понять, где. Способность понимать сложные отношения между явлениями, делать суждения и выводы нарушается. Человек чувствует пустоту в голове, отсутствие мыслей. Агитация сопровождается вегетативными нарушениями в виде бледности кожи, поверхностного дыхания, сердцебиения, потоотделения, дрожания рук и т. д.

Ступор - это кратковременное состояние перед лицом угрозы жизни, характеризующееся внезапным онемением, застывшим на месте в одной позе. Это состояние характеризуется снижением мышечного тонуса («онемение»). Даже самые мощные стимулы не влияют на поведение. В некоторых случаях возникает феномен «гибкости воска», который выражается в том, что определенные группы мышц или части тела сохраняют свое положение в течение длительного времени. Ступор обычно возникает у людей со слабой нервной системой. Повышенный уровень адреналина парализует их мышцы, организм перестает подчиняться, но интеллектуальная активность сохраняется.

Стадия жизненных реакций и присущие ей состояния хорошо вписываются в «стадию тревоги», описанную Дж. Селье, которая является первой стадией «реакции на стресс». По мнению Г. Селье, стадия тревоги - это первоначальная реакция человеческого организма на опасность. Это помогает справиться со стрессовыми ситуациями. Это адаптивный механизм, возникший на ранней стадии эволюции, когда для выживания необходимо было победить врага или убежать от него. Тело реагирует на опасность взрывом энергии, которая увеличивает физические и умственные способности. Такое кратковременное «встряхивание» организма затрагивает практически все системы органов, поэтому большинство исследователей называют эту стадию «неотложной».

Затем Г. Селье выделил этап сопротивления (сопротивления), возникающий при более длительной стрессовой ситуации. На этом этапе человек приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Эта стадия также хорошо пересекается с упомянутой выше стадией сверхмобилизации, когда происходит адаптация к экстремальной ситуации. Конечно, такая стадия не может длиться долго, поскольку ресурсы человеческого организма не безграничны.

Некоторые промежуточные состояния, возникающие между «аварийным» и «адаптивным» этапами, заслуживают дополнительного внимания. Это своеобразные состояния «разряда» после начальных экстремальных состояний организма. Стадия жизненных реакций может заканчиваться краткими состояниями неконтролируемой дрожи, плача, истерического смеха, апатии и даже глубокого сна.

Итак, исходя из психических состояний, о которых говорилось выше, отличительной чертой поведения человека в экстремальных условиях является потеря его гибкости и свободы. В то же время сложные и скоординированные движения сильно страдают. В то же время стереотипные и стереотипные движения быстрее и часто становятся автоматическими.

На психологическом уровне, на первом этапе течения экстремальной ситуации, происходят следующие процессы:

  • неорганизованное поведение;
  • предыдущие навыки заблокированы;
  • сужает объем внимания;
  • распределение и переключение внимания сложно
  • появляются неадекватные реакции на раздражители;
  • есть ошибки восприятия, провалы в памяти;
  • выполняются ненужные, необоснованные и импульсивные действия;
  • возникает чувство растерянности;
  • становится невозможным сосредоточиться;
  • уменьшается психосопротивление,
  • ухудшается выполнение психических операций.

В таких условиях наиболее важной личностной характеристикой является высокая эмоциональная устойчивость, способность действовать без напряжения.

Поведенческая реакция на экстремальную стрессовую ситуацию в первую очередь включает действия по ее преодолению. В этом случае можно использовать два метода: реакция полета и реакция борьбы.

Организм человека не может работать в «аварийном» режиме в течение длительного времени, поэтому стадия дезадаптации быстро заканчивается, и организм человека реорганизует свою работу, выделяя дополнительные резервы для адаптации к повышенным экологическим требованиям. Стадия острых психических реакций от вхождения в экстремальную ситуацию сменяется стадией психической адаптации, приводящей к формированию новых функциональных систем в центральной нервной системе, которые позволяют адекватно отражать реальность в необычных для человека условиях жизни. Существует актуализация необходимых потребностей и разработка защитных механизмов, обеспечивающих реакцию на воздействие экстремальных психогенных факторов.

Зависимости поведения личности в экстремальных ситуациях

Зависимость поведения в экстремальных ситуациях от типа нервной системы и характера человека

Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных специалистов была установлена ​​зависимость стилей личности в экстремальных ситуациях от многочисленных индивидуальных и личностных характеристик человека.

Основные характеристики включают в себя:

  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • тип нервного ответа и темперамент;
  • локус контроля;
  • психологическая устойчивость;
  • уровень самооценки.

Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Пожилые люди и дети наименее приспособлены к стрессовым экстремальным ситуациям. Они характеризуются высоким уровнем тревожности и психического стресса. Это не позволяет им эффективно адаптироваться к меняющимся условиям. В их случае длительная эмоциональная реакция на стресс приводит к быстрому истощению внутренних ресурсов организма.

Состояние здоровья субъектов экстремальной ситуации играет очень большую роль. Очевидно, что люди с хорошим здоровьем лучше адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды и лучше переносят негативные физиологические изменения, которые происходят в организме под воздействием стрессора, а также имеют больший запас внутренних ресурсов. Люди, ослабленные заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхиальной астмой, гипертонией, нервно-психическими расстройствами и другими заболеваниями, в экстремальных условиях получают обострение этих заболеваний, что может привести к серьезным последствиям.

Тип нервного ответа и темперамент во многом. определить индивидуальную реакцию человека на стресс. Это связано с тем, что оно во многом предопределено врожденными свойствами нервной системы человека: ее силой и слабостью, уравновешенностью и дисбалансом, подвижностью или инерцией. Темперамент как совокупность соответствующих динамических свойств человеческого поведения является врожденной биологической основой, на которой формируется целостная личность. Он отражает энергию человека, динамические аспекты его поведения, такие как подвижность, ритм и скорость реакции, эмоциональность. Классическое описание четырех основных типов темперамента (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), уже предложенное Гиппократом, больше не отражает всю совокупность динамических свойств человеческого поведения, поскольку их комбинации очень обширны и разнообразны. Однако даже эта типология позволяет в общих чертах увидеть, как темперамент влияет на развитие реакции на стресс у людей. Темперамент указывает на энергетические запасы человека и скорость обменных процессов. Таким образом, способы реагирования на экстремальные ситуации зависят от него. Например, темперамент влияет на стабильность и переключение внимания. Это также влияет на память, определяя скорость запоминания, легкость запоминания и степень сохранения информации. Влияние темперамента на процесс мышления проявляется в скорости умственных операций, в то время как высокая скорость умственных операций не является ключом к успешному решению проблем, поскольку иногда тщательное рассмотрение действий важнее поспешных решений.

В экстремальных ситуациях темперамент еще сильнее влияет на способ и эффективность деятельности, поскольку человек контролируется врожденными программами своего темперамента, требующими минимального уровня энергии и времени регулирования. Другими словами, поведение людей в экстремальных ситуациях будет отличаться в зависимости от их темперамента. Холерики склонны к проявлению негативных эмоций ярости и гнева, поэтому наиболее сильная эмоциональная реакция на стресс характерна для холерического темперамента. Сангвиники не предрасположены к негативным эмоциям, их эмоции быстро возникают, обладая средней силой и кратковременностью. Флегматики не склонны к бурным эмоциональным реакциям, им не нужно прилагать усилия к тому, чтобы сохранять самообладание, поэтому легче противостоять поспешному решению. Меланхолия быстро поддается негативным эмоциям страха и тревоги и переносит самые тяжелые стрессы. Однако в экстремальной ситуации у них самый высокий уровень самоконтроля.

В целом, люди с сильным типом высшей нервной деятельности чаще переносят последствия экстремальных ситуаций и чаще используют активные способы преодоления ситуации. В свою очередь, люди со слабым типом нервной системы, как правило, избегают стрессовых воздействий.

Как уже отмечалось, следует иметь в виду, что эта типология темперамента является упрощенной схемой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого отдельного человека.

Локус контроля определяет, насколько эффективно человек способен контролировать окружающую среду и влиять на ее изменение. Различают внешний (внешний) и внутренний (внутренний) локусы контроля. Внешние эффекты воспринимают события как результат случайности и действия внешних сил, неподвластных человеку. Внутренние органы, однако, считают, что почти все события находятся в сфере человеческого влияния. С их точки зрения, даже вдумчивые человеческие действия могут предотвратить даже катастрофические ситуации. Они тратят свою энергию на получение информации, которая позволит им влиять на ход событий, разрабатывать конкретные планы действий. Внутренние органы могут хорошо контролировать себя и более успешно справляться с экстремальными ситуациями.

Психологическая выносливость (устойчивость) показывает, насколько сильно человек устойчив к стрессам и экстремальным ситуациям. Он включает в себя ряд факторов, среди которых локус контроля, личная самооценка, уровень критичности, оптимизм, наличие или отсутствие внутренних конфликтов. Лучшей психологической выносливостью также служат убеждения и моральные ценности, позволяющие дать личное ощущение экстремальной ситуации.

Личность формируется под влиянием социальной среды. Следовательно, показатель безопасности человека или его склонность к опасности - это не только врожденное качество, но и результат развития. Отсутствие формирования индивидуальных характеристик человека проявляется в экстремальных ситуациях (а такими ситуациями обычно являются ситуации, которые предшествуют и сопровождают аварии). Значительно увеличивает подверженность человека опасности, эмоциональному дисбалансу, неспособности быстро распределить внимание и выделить основной объект среди большого набора других объектов, неадекватному воздействию и неумеренному (чрезмерно большому или чрезмерно маленькому) риску аппетита.

Индивидуальные качества, присущие людям с высокой степенью защиты от опасности, также влияют на их положение в социальной группе. Действительно, такие качества, как хорошая координация, внимание, эмоциональное равновесие и другие, способствуют не только лучшей защите человека, но и повышению его статуса. Как правило, люди, которые ими владеют, являются лидерами, пользуются уважением и авторитетом в коллективе. Они лучше других способны справляться с экстремальными ситуациями и могут позволить себе рисковать при необходимости.

Итак, степень осознания ситуации и адекватности поведения в случае неожиданной угрозы жизни во многом определяются врожденными характеристиками личности, ее отношением, типом нервной системы и рядом других психобиологических показателей. Не всегда можно научить человека правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, которые угрожают жизни, поэтому часто люди не готовы действовать в них.

Развитие человеческой толерантности к экстремальным ситуациям

Важной практической частью изучения поведения личности в экстремальных ситуациях является задача формирования и развития толерантности к экстремальным ситуациям. Термин толерантность (лат.) Выражает несколько пересекающихся значений: сопротивление, выносливость, толерантность, приемлемое значение, устойчивость к неопределенности, стресс, конфликт и отклонения в поведении.

Психологический портрет человека с толерантностью к экстремальным ситуациям включает в себя следующие особенности: сила, подвижность, баланс нервных процессов; активность, чувствительность. В то же время холерики и сангвиники часто недооценивают трудности и проявляют чрезмерную уверенность в себе.

Психологические качества человека, необходимые для развития толерантности к экстремальным ситуациям, включают в себя:

  • высокий уровень развития аналитического мышления;
  • критичность, независимость, гибкость мышления;
  • развитый социальный интеллект;
  • отражающие и интуитивные качества;
  • стабильность эмоций;
  • преобладание положительных эмоций;
  • развито волевое регулирование;
  • адекватная оценка величины нагрузки и собственных ресурсов;
  • высокая способность к саморегуляции;
  • отсутствие беспокойства.

Следующие поведенческие качества должны быть развиты:

  • организация и внешне ориентированная поведенческая деятельность;
  • ситуативная смелость;
  • спокойное, уверенное, неторопливое, не напряженное поведение;
  • высокая производительность;
  • большое количество преодоления поведения в индивидуальном поведенческом репертуаре;
  • опыт преодоления трудных ситуаций;
  • просоциальность и гибкость поведения;
  • преобладание совладания поведенческих стратегий над защитными.

Необходимые социально-психологические характеристики личности:

  • развитие социально-перцептивной сферы личности;
  • активное отношение к жизни;
  • уверенность в себе и доверие к другим;
  • отсутствие защитных реакций;
  • развитая социальная идентичность, наличие социальной поддержки и общественного признания, удовлетворение статуса в группе и в обществе.

Необходимые характеристики образа Я должны включать в себя стабильную, позитивную, адекватную самооценку, последовательность Я-поднятого и Я-желаемого, самооценку, самооценку, уверенность в собственной эффективности.

Ценные качества:

  • высокая духовность;
  • способность к личностному росту,
  • постконвенциональный уровень развития нравственного сознания,
  • вера, чувство осмысленности жизни;
  • успех самореализации, внутренний тип контроля;
  • наличие идеальных и высоко оцениваемых целей;
  • принятие долга, ответственности;
  • умение отвечать на вызовы судьбы;
  • патриотизм, экзистенциальный тон;
  • способность к экзистенциальным усилиям;
  • верь в себя и в мир.

Коммуникативные качества: коммуникабельность, открытость, демократия, справедливость, честность, альтруизм, открытая толерантная коммуникация.

Упомянутые выше противоположные качества не способствуют формированию толерантности к экстремальным ситуациям, таким как напряженность, чрезмерная бдительность, наличие ложных стереотипов, «иррациональное» поведение, основанное на спонтанном проявлении, ситуационный консерватизм; онемение и бездействие, высокий уровень пристрастия образа Я и наличие его субъективных искажений; чрезмерная зависимость от влияния эмоциональных установок и оценок окружающих; опыт незначительности, бессмысленности мира; слаборазвитое самосознание, слабая структура самооценки. Они не отвечают на «вызовы» судьбы, они пессимистичны, имеют низкую мотивацию достижения, которую они часто интерпретируют как недостаток способностей. Это включает в себя людей с «образованной» беспомощностью.

Вывод:

Столкнувшись с трудными экстремальными ситуациями, человек ежедневно приспосабливается к своему физическому и социальному окружению. Психологический стресс - это понятие, используемое для обозначения широкого спектра эмоциональных состояний и действий человека, возникающих как реакция на различные экстремальные воздействия.

На развитие психологического стресса влияют многочисленные факторы, среди которых можно отметить характеристики стрессового события, интерпретацию события человеком, влияние прошлого опыта человека, ситуационную осведомленность, индивидуальные и личностные характеристики человека. В свою очередь стресс оказывает влияние на психические процессы человека, в частности на высшие психические функции.

Человек реагирует на стрессовые воздействия на физиологическом, эмоциональном и поведенческом уровнях. Тип реакции, в частности выбор стратегий преодоления, в значительной степени зависит от того, какими будут последствия каждого конкретного стресса.

Степень осведомленности о ситуации и адекватности поведения в случае неожиданной угрозы для жизни во многом определяется врожденными чертами личности, ее отношением, типом нервной системы и рядом других психобиологических показателей. Не всегда можно научить человека правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, которые угрожают жизни, поэтому часто люди не готовы действовать в них.

Толерантность к экстремальным ситуациям - это социально-психологическая характеристика человека, которая заключается в способности переносить чрезвычайные ситуации без какого-либо вреда для себя, быть терпимым к различным проявлениям мира, других людей, к себе, преодолевать эти ситуации, используя Методы, которые «развивают», улучшают личность, повышают уровень адаптации и социальной зрелости субъекта. По сути, это свойство подразумевает наличие адаптационного потенциала личности, который определяет ее способность преодолевать сложные ситуации. Для воздействия экстремальных ситуаций на любого человека необходимо развивать толерантность в виде комплекса перечисленных выше свойств и качеств.