Психологические особенности возникновения и преодоление депрессии

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Риск профессиональной деятельности в критических ситуациях
Психологические особенности стресса
Психические аспекты возникновения и развития суицида
Воздействие метода арт-терапии на эмоциональное состояние


Введение:

Депрессия является распространенным психическим расстройством в наше время. В настоящее время депрессивные расстройства являются одним из первых мест для изучения и решения этой проблемы. Обширные и интересные исследования проводятся по всему миру, но исследования депрессии у подростков проводились примерно с первой половины 20-го века. Подростковый возраст - один из самых сложных периодов развития человека. Депрессия в этом возрасте - очень сложное явление, которое имеет много причин и непредсказуемых последствий. Появление депрессивного состояния в данном возрасте происходит в результате взаимодействия многих причинных факторов. К сожалению, это явление очень трудно распознать, пока оно не достигнет своей крайней точки. Многие известные ученые и философы еще до нашей эры давали людям разные рекомендации по облегчению этого так называемого депрессивного состояния.

Актуальность выбранной темы. Актуальность данной темы обусловлена ​​тем, что в наше время наиболее распространенной проблемой является проблема депрессивных расстройств. И особенно это относится к детям в подростковом возрасте. Исследования показывают, что каждый восьмой из десяти подростков страдает от подростковой депрессии.

Современный ребенок живет в мире, сложном по содержанию и тенденциям развития. Эмоциональная сфера подростков всегда была под пристальным вниманием: среди школьных психологов, учителей, родителей. Подавленные подростки имеют повышенную реакцию на последствия стресса, они очень эмоциональны и склонны принимать все близко к сердцу, что повышает их уязвимость к депрессии. Тяжелое депрессивное состояние ребенка может кардинально изменить его личность. Подросток в депрессивном состоянии, в связи со своей эмоциональной слабостью, может искать разные способы преодоления депрессии, а некоторые из них негативно влияют на их здоровье. Также в наше время проблема гендерных характеристик преодоления депрессии актуальна. Каждый может переживать поворотные моменты в своей жизни по-разному, и он ищет способы преодоления эмоциональных переживаний по-разному.

Цель данной работы: изучить гендерные особенности, причины возникновения и способы преодоления депрессии у детей в подростковом возрасте.

Объект исследования: это эмоциональное состояние детей в подростковом возрасте.

Предмет исследования: гендерные особенности проявления депрессивного состояния в период полового созревания.

Гипотеза: девочки-подростки более склонны к развитию депрессивных состояний, чем мальчики.

Цели этой работы включают в себя:

  1. изучить особенности депрессивного расстройства;
  2. выявить причины депрессии в период полового созревания;
  3. выявить способы преодоления депрессии юношей и девушек в подростковом возрасте;
  4. давать рекомендации детям и подросткам в сложных депрессивных ситуациях;

Теоретические аспекты изучения депрессии в подростковом возрасте

Понятие депрессии, ее характеристика

Депрессия (от лат. Deprimo «раздавить», «раздавить») - это психологическое расстройство, характеризующееся низким настроением (гипотензией), угнетением интеллектуальной и двигательной активности, снижением жизненных мотивов, пессимистическими оценками себя и своего положения в окружающей реальности, соматоневрологическими расстройства. 

Типичные проявления депрессии.

Эмоциональные проявления депрессии: депрессия, депрессия, подавленное настроение, отчаяние, страдание, раздражительность, беспокойство, потеря способности испытывать удовольствие от ранних приятных занятий, потеря интереса ко всему окружающему.

Физиологические проявления депрессии: нарушения сна (бессонница, сонливость), нарушение функции кишечника (запор), изменение аппетита (потеря или переедание), снижение сексуальных потребностей, боли в области сердца, желудка, мышц, снижение энергии.

Поведенческие проявления: избегание общения (нежелание общаться с другими людьми, склонность к одиночеству), отказ от развлечений, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, дача временного расслабления.

Когнитивные проявления: трудности с принятием решений, трудности с концентрацией внимания, распространенность негативных, мрачных мыслей о себе, низкая самооценка, мысли о самоубийстве (в случае тяжелой депрессии), мысли о бесполезности, не значимые для себя в этом обществе, медленное мышление.

Большинство людей считают, что депрессия как расстройство приобрела такую ​​популярность лишь недавно из-за различных новых факторов, но это ошибка. Это расстройство известно с древних времен. Древнегреческий врач, «отец медицины» Гиппократ описал это состояние как неприятное, болезненное психическое мучение «меланхолии» или как его также называют «черная желчь». На протяжении многих веков причиной этого считалось избыток этой жидкости в организме. В настоящее время вместо понятия «меланхолия» в медицине используются понятия «депрессия». По словам Гиппократа, меланхолик - это тип темперамента, который наиболее подвержен эмоциональным расстройствам.

Депрессия для человека - это состояние, при котором нарушается психическое равновесие, и человек приходит в подавленном настроении, если это продолжается длительное время, оно может перерасти в более сложную форму, затяжное течение этого заболевания в большинстве случаев приводит к инвалидность.

По словам Дробинской А. О., понятие «депрессия» может быть использовано для характеристики многих состояний человека. Этот термин широко используется и может относиться к различным формам субъективного расстройства. Но о депрессии уже говорят как о наличии острой стадии нервного срыва; не следует путать это с обычной грустью, временными переживаниями, вызванными разными причинами. Печаль - это очень человеческая эмоция, которая передает нашу реакцию на потери и разочарования. Нам это нужно для того, чтобы в полной мере ощутить счастье, радость, восторг. Только сравнивая с грустью, можно по-настоящему оценить полноту радости.

Термин «депрессия» также используется для определения заболевания, которое значительно отличается от преходящей грусти. Это заболевание, так называемая клиническая депрессия.

У него есть следующие симптомы:

  • депрессия длится дольше и чувствует себя более интенсивно, чем обычно;
  • оно характеризуется проблемами, часто связанными с человеческими отношениями, мышлением, поведением и биологическим функционированием людей;
  • депрессия, связанная с повседневной жизнью, как на работе, так и дома;

Север А.А. утверждал, что депрессивное расстройство является серьезным заболеванием, снижающим работоспособность, приносящим страдания как самому пациенту, так и его родственникам. Люди мало осведомлены о типичных признаках депрессии и ее последствиях, поэтому им помогают, когда депрессивное расстройство уже затянуто и более серьезно, а во многих случаях это не так. Любой человек в любом возрасте может впасть в депрессию, причиной этого может стать смерть родственников, переезд, безответная любовь, и их может быть много, и каждый по-своему оценивает степень эмоциональной чувствительности этих причин. 

Многие могут даже не заметить наличие депрессии, вы можете прийти в хорошей физической форме и психическом состоянии, но отсутствие интереса к жизни, интерес к общению с друзьями, засорение говорят о эмоциональном расстройстве.

Депрессивное состояние можно вылечить, просто сейчас в наше время это самое распространенное психическое расстройство. В нашей стране от 15 до 40% населения подросткового возраста страдают этим психическим расстройством. Во многих случаях, если вы не предпримете никаких действий, это может привести к самоубийству.

Многие философы, писатели, ученые, врачи писали в своих трудах о сущности депрессии. В наше время это были: Жан-Франсуа Фернелл (1497-1558) - доктор эпохи Возрождения, назвавший меланхолию «лихорадочным безумием, которое возникает в результате истощения мозга, ослабления его основных способностей». Т. Брайт (1550-1615) - первый английский протопсихиатр, опубликовавший в 1586 году первую в Англии книгу по психиатрии. Эта книга, состоящая из 41 главы, целиком посвященной меланхолии, называлась «Трактат о меланхолии». В 1599 году был опубликован «Трактат о тоске» Андреаса де Лоуренса. Лоуренс считает, что тоска вызвана не "телесным порядком", а прежде всего "образом жизни и зависимостями". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бертона «Анатомия меланхолии» (1621), которому он посвятил всю свою жизнь, описание меланхолии как психического заболевания.

Типы депрессии

П. Кейлхольца считал, что депрессия может иметь разные симптомы, и поэтому сегодня принято различать три типа депрессии. Однако каждый из них может проявляться в индивидуальной для отдельного человека форме (разной степени выраженности, интенсивности и частоты появления симптомов).

Тяжелая Депрессия (Глубокая Депрессия).

Тяжелая форма депрессии, ее продолжительность составляет не менее двух недель. Этот тип депрессивного расстройства вызывает заметные нарушения в функционировании человеческого организма (потеря сна и аппетита) и нарушение работоспособности. Этот тип депрессии отличается тем, что по сравнению с другими типами депрессии большинство симптомов присутствуют в любой момент времени. Эта депрессия диагностируется, когда по меньшей мере пять симптомов наблюдаются в течение двух или более недель. Депрессивное расстройство может произойти только один раз в жизни человека, но последствия могут наблюдаться несколько раз после первого эпизода. Если вы не предпринимаете никаких действий, не лечите их, то длительность обычного приступа с осложнениями может составлять около шести и более месяцев. Кроме того, отсутствие лечения этого типа депрессии увеличивает риск повторного приступа через некоторое время.

Хроническая депрессия

Этот тип депрессии также известен как «дистимия» (от AaT. «Dis» - «нарушение», а «timia» - «настроение»).

Легкая форма депрессии. Легкая длительная депрессия, такая депрессия может продолжаться в течение многих лет. При дистимии человек ведет совершенно нормальную жизнь, но он не оставляет ощущения незавершенности жизни, безразличия ко всему, что происходит, он чувствует себя несчастным. Некоторые люди страдают от такой депрессии почти всю свою жизнь.

Симптомы дистимии носят хронический характер и не покидают человека очень долго. Иногда дистимия может быть прервана вспышками глубокой депрессии. Если это произойдет, имеет смысл поговорить о так называемой двойной депрессии.

Биполярная депрессия (также известная как маниакальная депрессия).

Старое название этого расстройства - маниакально-депрессивный психоз.

Эта форма депрессии является самой редкой. Это может быть унаследовано. П. Кейлхольца писал, что главной отличительной чертой этого вида является изменение настроения от классического депрессивного состояния к мании или эйфории.

Заболевание называется биполярным, потому что состояние пациента колеблется между двумя полюсами - от тяжелой депрессии до чрезмерной эйфории. Обычно изменение настроения происходит медленно, но есть случаи маниакальной депрессии, когда настроение меняется очень резко, как будто при повороте переключателя. Во время маниакального периода биполярный пациент буквально полон энергии, у него возникает чувство чрезмерной самооценки, он взволнован и способен обходиться практически без сна. На первый взгляд кажется, что это не так уж и плохо: человек активен, он в приподнятом настроении. Однако эйфорическое состояние трудно контролировать.

Нарушения обусловлены временем года.

Это такое депрессивное состояние, которое, согласно имеющимся гипотезам, вызвано недостатком солнечного света. Кто-то не слишком восприимчив к изменениям погоды, в то время как другие могут впасть в глубокую депрессию из-за недостатка солнечного света или мрачного и серого неба. У таких людей проявление депрессивного расстройства происходит в основном в зимние месяцы, когда солнце едва выглядывает из-за облаков. При этом заболевании рекомендуется принимать «солнечные ванны». Для этого необходимо находиться в помещении на расстоянии около одного метра от батареи люминесцентных ламп полного спектра (2500 люкс). В это время пациенты могут делать все, что хотят. Это лечение оказывает благотворное влияние на пациента, страдающего от этого вида заболевания.

Депрессия, связанная с гормональными изменениями.

Этот тип депрессии включает послеродовую депрессию, предменструальное дисфорическое расстройство и депрессию менопаузы.

По оценкам исследователей, 50–70% женщин испытывают периоды «послеродовой чумы» после родов; 7% из них подвержены тяжелой депрессии. Также имеются данные о том, что около 40% всех женщин в той или иной степени испытывают изменения настроения в предменструальный период; около 5% из них в это время могут страдать от приступов очень тяжелой депрессии. Пока не ясно, как гормоны влияют на хрупкий баланс в человеческом мозге.

Причины депрессии

На сегодняшний день причины депрессии до конца не выяснены. Наступление депрессии у человека становится более вероятным, если на него влияет ряд факторов, в том числе неблагоприятная наследственность, побочный эффект определенных лекарств, врожденные характеристики (например, интроверсия - сосредоточенность человека на себе) и эмоционально травмирующие события особенно потеря близких. Депрессия также может появляться или ухудшаться без какой-либо очевидной причины.

Причины первичной депрессии.

Сегодня в современной медицине принята так называемая биопсихосоциальная модель, которая объясняет возникновение первичной депрессии сочетанием различных биологических, психологических и социальных факторов. Следует подчеркнуть, что ни один из этих компонентов в отдельности не может вызвать депрессию у конкретного человека. Все эти факторы должны рассматриваться вместе.

Давайте кратко рассмотрим каждый компонент биопсихосоциальной модели депрессии.

Биологические факторы. Наследственность оказывает определенное влияние на возникновение депрессии, но она не так велика, как при других психических заболеваниях и расстройствах. Способность испытывать тяжелую депрессию у ближайших родственников пациента (т.е. родственников первого порядка) в 2-3 раза выше, чем у людей, у которых нет депрессивных пациентов в их отношениях.

Социальными факторами, которые играют значительную роль в проявлении первого эпизода депрессии, являются безработица, развод и траур. Одним из факторов, который очень тесно связан с началом тяжелой депрессии, является потеря родителя ребенком в возрасте до 10 лет. Важно отметить, что эти социальные факторы больше не участвуют в последующих эпизодах депрессии. В какой-то момент участие стресс-фактора в появлении депрессивного эпизода не является необходимым. Сами предыдущие эпизоды становятся причинами последующих проявлений заболевания.

В попытке объяснить причины депрессии с помощью психологических факторов был сформулирован ряд теорий.

Например, существует много разных психоаналитических теорий депрессии. Согласно одному из них, депрессия возникает в случае потери значительного «другого», который одновременно становится объектом любви и ненависти (или, скорее, гнева, потому что он был потерян). В результате отрицания ненависти или гнева возникает чувство вины, что приводит к враждебности к себе.

Когнитивные теории возникновения депрессии утверждают, что у человека с депрессией развиваются негативные мысли на трех уровнях. Эта негативная триада стабильных представлений о депрессивных пациентах включает, во-первых, видение того, как быть лишенным каких-либо достоинств и никчемных людей, во-вторых, видение окружающего нас мира как жестокого и отвратительного и, наконец, в-третьих, безнадежность в отношении будущего.

Когнитивно-поведенческая теория, основой ее направления была работа А. Эллиса и А. Бека, описывает пациента с депрессией как человека, поведение которого характеризуется так называемой «научной беспомощностью». Этот термин довольно точно описывает, что происходит, когда люди оказываются в обстоятельствах, в которых они не могут предотвратить неблагоприятные внешние события: возникают пассивность, чувство отчаяния и безнадежности.

Ниже приведены наиболее распространенные факторы, вызывающие депрессию:

  • Насилие. Прошлое, сексуальное, физическое или эмоциональное насилие провоцирует депрессию в дальнейшей жизни.
  • Лекарства Например, некоторые лекарства, используемые для лечения высокого кровяного давления, могут вызвать депрессию.
  • Конфликт. Депрессия может возникнуть в результате продолжающихся ссор и конфликтов с семьей или друзьями.
  • Смерть или потеря. Боль или глубокая грусть после потери любимого также могут увеличить риск депрессии.
  • Наследственность. Случаи депрессии в семье повышают риск ее проявления. Существует также версия, что депрессия может передаваться из поколения в поколение. Но как это на самом деле не известно.
  • Важные события в жизни. Такие события, как новая работа, выпускной или брак, могут вызвать депрессию. Эквивалент потери работы или основного дохода, развода или выхода на пенсию.
  • Личные проблемы. Социальная изоляция из-за другого психического заболевания или изгнания из семьи или социальной группы также приводит к депрессии.
  • Серьезная болезнь. Очень часто депрессия возникает у людей с серьезными заболеваниями или развивается как реакция на них.
  • Алкоголь или наркомания. Более 30% людей с алкогольной или наркотической зависимостью также страдают от острой или клинической депрессии.

Проявления депрессии в подростковом возрасте

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст - это время ускоренного физического развития и полового созревания, для которого характерны важные изменения в организме подростка, в том числе появление вторичных половых признаков, Л.С. Выготский различает пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет.

Подростковый возраст связан с перестройкой детского организма - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно различаются. Некоторые дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, кризис полового созревания может возникнуть в 11 или 13 лет. Начиная с кризиса, весь период обычно бывает сложным как для ребенка, так и для взрослых, близких ему. Поэтому подростковый возраст иногда называют затяжным кризисом.

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Другими словами, подростковый возраст является промежуточным между детством и взрослой жизнью. Изменения происходят на физиологическом уровне, отношения со взрослыми и сверстниками строятся по-другому, меняются уровень познавательных интересов, интеллекта и способностей. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки работают вместе, обсуждают насущные темы, а игры ушли в прошлое. 

Этот возраст важен для развития и формирования личности человека. В этот период сфера деятельности значительно расширяется, меняется ее характер, закладываются основы сознательного поведения, возникает общая ориентация в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития, на фоне духовного образования. Следовательно, подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, трудный, трудный, критический. Отсюда неадекватность реакций во взаимоотношениях с другими, несогласованность действий и действий, которые взрослые воспринимают как аномалию, отклонение от социальных правил.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких и кровоснабжения мозга. И поэтому различия в сосудистом и мышечном тонусе характерны для подростков. И такие различия вызывают быстрое изменение физического состояния и, соответственно, настроения.

Одна из подростковых опухолей - это чувство зрелости. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира человека, круг его общения, групповая принадлежность и увеличение числа людей, на которых он ориентирован. Одной из наиболее важных потребностей переходного возраста является необходимость освобождения от контроля и опеки родителей, учителей, пожилых людей в целом, а также от установленных ими правил и процедур.

Депрессия в подростковом возрасте

Начало депрессии в подростковом возрасте часто связано с тем, что в этом возрасте наблюдается длительный кризисный период, «кризис полового созревания».

L.I. Божович считает, что это связано с более быстрыми темпами физического и психического развития подростков, что приводит к формированию потребностей, которые невозможно удовлетворить из-за недостаточной социальной зрелости школьников. 

На этом этапе поведение детей радикально меняется: многие из них становятся грубыми, неконтролируемыми, каждый делает их противоречащими старшим, не подчиняется им, игнорирует комментарии (подростковый негатив) или, наоборот, может оказаться в изоляции. В подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще всего проявляются под «масками» нарушения поведения, соматических расстройств и снижения интеллектуальной активности. Все это приводит к школьным проблемам. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, который проявляется в слабой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, действующих попеременно, а также не забывая, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональном фоне. В физиологических процессах можно ожидать отражения специфики социальной ситуации развития в специфике эмоционального развития, возникновения повышенной тревожности, агрессивности, депрессии как реакции на неспособность реализовать себя, понимания своих взаимоотношений с люди в динамичной, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Результаты некоторых исследований показали наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявлений чувства безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий возрастает с возрастом, в то время как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации встречаются реже.

Симптомы депрессии у подростков в гораздо большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных способностей. В подростковом периоде дисгармония, изоляция, философия и резонанс проявляются более четко. Но в то же время депрессивные симптомы у подростков и молодежи в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что ничто не может измениться в этой ситуации, приводят к повышенному риску самоубийства в этот период жизни.

От детства к подростковому возрасту происходит переход от основных несексуальных симптомов к более внутренним - психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки похожи на взрослых по глубине отчаяния, ощущения безнадежности и склонности к самоубийству. Несмотря на различия между депрессией у подростков и взрослых, подростков можно лечить с помощью методов лечения, которые доказали свою эффективность в лечении депрессии у взрослых. Если подростки хорошо учились в школе до наступления депрессии, они часто отмечают связь между трудностями в понимании материала и снижением настроения, особенно когда есть ограничения по времени, подчеркивает ухудшение вечером, когда готовится домашнее задание. Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставить себя сделать что-то полезное, чаще всего терпят неудачу. Сон, как правило, нарушается из-за засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, как и посещение занятий. Тревожный компонент расстройства часто определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния, как правило, из-за повышенной активности в поиске помощи, а не всегда родителей и родственников. 

Причины депрессии в подростковом возрасте

Н.М. Иовчук считает, что следующие факторы повышают вероятность депрессии у современных подростков:

  • Отрицательный образ тела (по мнению многих экспертов, это может привести к депрессии и расстройствам пищевого поведения).
  • Повышение способности развивающегося человека критически оценивать свое будущее (может увеличить риск развития депрессии, когда у подростков фиксируются возможные отрицательные результаты).
  • Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем родителей (могут вызвать стрессовые реакции и привести к депрессии и поведенческим расстройствам).
  • Супружеские разводы или разводы и экономические трудности в семье (вызывают стресс и депрессию).
  • Низкая популярность среди сверстников (стабильно связана с депрессией в подростковом возрасте и является одним из самых надежных предикторов депрессии у взрослых).
  • Низкая успеваемость в школе (приводит к развитию депрессии и поведенческих расстройств у мальчиков, но не так негативно влияет на девочек).

В подростковом и юношеском возрасте депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что ничто не может измениться в этой ситуации, приводят к повышенному риску самоубийства в этот период жизни. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с полового созревания, преобладают депрессивные расстройства у девочек по сравнению с мальчиками. Депрессия у подростков часто сопровождается потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто пропускают школу.

Мы также отмечаем важный фактор в развитии депрессивного состояния у молодого поколения, с психоаналитической точки зрения частый, если не универсальный, симптом депрессии является нарушением регуляции самооценки. Депрессия развивается у людей с нестабильной самооценкой, теряя внешнюю поддержку, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Во всех исследованиях результаты показали, что у тех, кто оценил свою собственную деятельность выше, чем она была на самом деле, чаще развивалась депрессия и депрессия. По мнению ученых, существует тесная связь между возникновением депрессивного состояния и уровнем самооценки личности подростка. Очень часто основной причиной депрессии также является постепенное снижение человеком своей самооценки, своих привлекательных качеств и достоинств. Обычно это происходит под влиянием негативных мыслей о себе. 

Поскольку самосознание активно формируется в подростковом возрасте, разрабатывается самостоятельная система стандартов самооценки и самоотношения. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и самобытность, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (в основном родительских) на внутренние. В процессе развития самосознания фокус подростков все больше переносится с внешней стороны личности на ее внутреннюю сторону. Все эти изменения влекут за собой различные внутренние конфликты, которые могут стать основой для развития депрессии у подростков. Многочисленные исследования показывают, что подростки с низкой самооценкой склонны к депрессивным тенденциям. Более того, некоторые исследования показали, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, в то время как другие - этот депрессивный аффект сначала проявляется, а затем включается в низкую самооценку.

Ситуация также с завышенной самооценкой. По словам А.В. Захарова: «Депрессия и депрессия возникают, когда чрезмерная самооценка мешает самосовершенствованию и развитию». 

Гендерные особенности возникновения и преодоления депрессии у подростков

Понятие «пол» впервые появилось в работе Р. Столера в 1963 году. Позже термин «пол», заимствованный из лингвистики (пол - пол (англ.)), Использовался для обозначения культурных особенностей мужчин и женщин. в отличие от пола - совокупность биологических признаков - генетических, физиологических и репродуктивных. 

Пол это:

  1. социальный пол, который во многом определяет характеристики личностного и группового поведения и определяет правовое и статусно-социальное положение личности в обществе;
  2. биологический секс, выступающий в качестве комплекса морфологических и физиологических характеристик, определяющих индивидуальное сексуальное поведение, связанное с ориентацией и серьезностью эротических чувств и переживаний.

Различия в симптомах у подростков с проблемами связаны с полом. Среди тех, кто испытал депрессию, девочки-подростки вдвое больше мужчин. Девочки-подростки более склонны загонять свои проблемы внутрь себя и развивать депрессию. Хотя причины такой гендерной разницы не ясны, психологи считают, что они могут быть связаны со значительным снижением самооценки. Это влияние половой роли социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и СМИ побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девочек депрессия часто сопровождается расстройствами пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей сопоставления поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить вероятность депрессии у девочек на пути от подросткового возраста к подростковому возрасту и взрослой жизни. Мальчики-подростки, скорее всего, вовлечены в антиобщественное поведение, такое как преступность или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия часто сопровождается расстройствами. Депрессия в подростковом возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутренний и внешний стресс.

Подольский А. отмечает: «Депрессия и тревога, депрессия и расстройства поведения, в том числе импульсивное поведение, часто появляются вместе. 

У девочек неудовлетворенность своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем к депрессии. Особая опасность депрессии всегда была связана с нездоровьем, исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым для этой болезни. Депрессия может вызвать другие проблемы, поскольку она влияет на межличностные отношения ... »Депрессия, вызванная депрессией, может ухудшить отношения между родителями и детьми в подростковом возрасте и повлиять на романтические отношения. Депрессия у подростков часто сочетается с булимией и анорексией. Анорексия и истощение настолько часто сопровождают депрессию, что они считаются одним из ее обязательных симптомов и включены в качестве критериев для диагностики депрессии почти во всех известных опросниках. Сами подростки не обращают внимания на потерю веса и усталость. Повышенный аппетит или булимия у подростков также могут сопровождать депрессивные состояния, хотя это встречается реже. 

Когда подросток, находящийся в состоянии умеренной или тяжелой депрессии, приходит к тому, что он больше не может противостоять этому, он пытается что-то сделать, чтобы облегчить свое горе и страдания. Действия подростка в этой ситуации называют «выходом из депрессии». Есть много способов выйти.

Мальчики обычно более агрессивны, чем девочки. Они могут попытаться облегчить симптомы депрессии с помощью воровства, лжи, борьбы, превышения скорости или других антиобщественных действий. Одной из самых распространенных преступных действий, которые наблюдаются сегодня среди мальчиков-подростков, является взлом и взлом дома. Действия, связанные с опасностью и беспокойством нервов, в некоторой степени облегчают боль, вызванную депрессией. Взлом домов дает такое чувство, и поэтому мальчики, которые находятся в депрессии, часто прибегают к этому.

Девушки обычно пытаются выйти из депрессии менее жестокими способами, однако из-за вредного влияния средств массовой информации, прививающих культ власти, тип их поведения начинает меняться. Зачастую девочки снимают депрессию с беспорядочных половых сношений: страдания, вызванные депрессией, проходят во время физической близости. Однако, когда эти отношения заканчиваются, эти несчастные дети обычно чувствуют себя еще хуже - они еще более подавлены, чем раньше, поскольку их мнение о себе резко падает. 

Подросток в состоянии депрессии может начать принимать наркотики. Марихуана и депрессия - чрезвычайно опасная комбинация, потому что в принципе подростки чувствуют себя лучше после приема марихуаны. Этот препарат не снимает депрессию, но снимает вызванную им боль. Подросток чувствует себя лучше просто потому, что у него ничего не болит. Конечно, когда действие марихуаны заканчивается, боль снова возвращается, и тогда он вынужден принимать большее количество, чтобы достичь той же степени облегчения. Это самый распространенный способ привыкнуть к марихуане, усилить зависимость от нее. Другие лекарства могут воздействовать на подростков таким же образом. Поэтому, если мы пытаемся помочь им избавиться от наркомании, мы должны сначала определить, насколько депрессия повлияла на эту зависимость.

Еще один выход из депрессии - попытка самоубийства. Иногда подросток, стремясь к этому, хочет не умереть, а привлечь к себе внимание. Хотя иногда бывают серьезные попытки по-настоящему расстаться с жизнью. Девочки чаще прибегают к этому методу, чем мальчики, но попытки мальчиков чаще оказываются успешными. Девочки в основном используют более безвредные методы самоубийства, такие как таблетки; мальчики, напротив, действуют более решительно, поэтому спасать девочек обычно легче.

В этой теоретической части исследования о возникновении и преодолении депрессии в подростковом возрасте, был раздел на четыре основных части, в которых мы подробно рассмотрели:

Основные компоненты депрессии в психологии. Все это представлено в первой части, мы приводили примеры научных докторов, работы которых были посвящены сущности депрессии, также в этой части мы раскрыли все аспекты концепции депрессии, характеризующие типичные проявления депрессивного состояния. Мы описали существующие типы депрессии и симптомы каждого из них. Были рассмотрены причины депрессивного расстройства, указаны факторы первичной депрессии и раскрыт ряд теорий психологических факторов. Мы также привели наиболее распространенные факторы эмоционального стресса.

Во второй части мы указали возрастные особенности подросткового возраста и с чем это связано. В этом возрасте склонность к депрессивным расстройствам больше, поскольку она переживает кризис «периода полового созревания».

В третьей части мы указали причины вероятности возникновения депрессии у современных подростков, а также взаимосвязь между уровнем их собственной самооценки и депрессией.

Четвертая часть была посвящена особенностям гендерных различий в симптомах у подростков с проблемами, а также мы рассмотрели способы преодоления депрессии у современных подростков.

Эмпирическое исследование депрессии у подростков

Организация исследования

Чтобы изучить склонность к депрессии, мы проводили методику среди учащихся 8 классов. Возраст от 14 до 15 лет, пол - женский, мужской. В диагностике участвуют 20 студентов.

Для исследования были выбраны 2 метода.

  • Описание методики №1

Тест Гамильтона на депрессию. Шкала Гамильтона для оценки депрессии, созданная в 1959 году, быстро приобрела большую популярность и стала широко использоваться для оценки тяжести депрессии в динамике. Первоначально он включал 17 знаков, оцениваемых по 3-балльной системе. Впоследствии были предприняты попытки расширить шкалу, как путем включения большего количества признаков депрессии (до 24), так и путем увеличения степени градации оценки каждого из них, более детальной оценки их интенсивности или частоты (от 3 до 5 баллов).

В нашей методологии использовалась анкета из 24 знаков.

Эта шкала предназначена для оценки тяжести симптомов депрессии (независимо от небольших колебаний во времени), поэтому вопросы касаются состояния пациента за последние несколько дней или на предыдущей неделе.

Для оценки вы должны выбрать вариант ответа, который наиболее точно описывает состояние пациента. Общая оценка определяется по первым 17 баллам. Последние четыре пункта шкалы Гамильтона (с 18-го по 21-е) используются для оценки дополнительных симптомов депрессии и определения подтипов депрессивного расстройства.

  • Описание метода №2

Тест на определение депрессии по Мария Ковач. Разработанный Марией Ковач (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и научно-исследовательского института психологии психологии, можно определить количественные показатели спектра симптомов депрессии - снижение настроения, гедонистические способности, вегетативные функции, самооценка уважение, межличностное поведение. Тест представляет собой шкалу самооценки 27 баллов для детей и подростков от 7 до 17 лет.

В ряде пунктов проверяются эффекты депрессии, характерные для детей и подростков (например, для школы).

Каждый элемент содержит три параметра, соответственно закодированные как 0, 1 или 2, показатели прямо пропорциональны глубине нажатия.

Ребенок должен выбрать одно из трех значений для каждого элемента в шкале на основе последних двух недель.

Анкета проста в представлении и краткая. Это займет не более 15 минут. Это особенно ценно в ситуациях, когда требуется быстрая и алгоритмизованная оценка проблем ребенка.

Интерпретация результатов.

В каждой методологии мы разделили 20 студентов на 2 группы, в первой - девочки, во второй - мальчики.

Тест Гамильтона на депрессию.

Интерпретация результатов методологии по шкале наблюдения Гамильтона. Техника основана на визуальном контакте с субъектом. Проводятся под непосредственным наблюдением, беседы с субъектом. 

Критерии тяжести Гамильтона для депрессии:

  • 0-7 - нормально
  • 8-13 - легкое депрессивное расстройство
  • 14-18 - умеренное депрессивное расстройство
  • 19-22 - тяжелое депрессивное расстройство
  • 23-30 - чрезвычайно серьезное депрессивное расстройство

Девушки

В результате применения методологии выявления депрессии по шкале Гамильтона мы определили, согласно общему показателю, 38,3% наличия депрессии в этой группе. Особенно отличались ученики Людмила, Вика, Валерий, во время беседы вели себя очень сдержанно, вяло, не проявляли интереса, чувствовали безразличие ко всему, что их окружало. Ирина и Анжела вели себя очень позитивно и расслабленно. В общем, в разговоре с девушками сложностей не было, на вопросы отвечали без затруднений.

Мальчики

У мальчиков, по общему показателю, 28,5% депрессии в группе меньше, чем у девочек.

У Тимура было выявлено тяжелое депрессивное состояние, он набрал 25 баллов, беседа с ним показала, что этот мальчик был очень забит и не очень популярен среди своих сверстников, общение с ним было затруднительным, так как он не искал общения. В целом, в общении с ребятами проблем не было, они были общительны и без проблем отвечали на все вопросы.

Несмотря на в целом положительную оценку анализов этих методов, необходимо продолжать собирать информацию об их депрессиях, выяснять влияние различных факторов, разрабатывать специальные методы преодоления.

Тест на определение депрессии по Мария Ковач.

В ходе этой техники было важно отметить, что студенты будут вести себя расслабленно и отвечать без особых затруднений.

Примечание: Расчет итогового показателя: это сумма баллов ответов, выбранных ребенком для всех баллов теста. Оценка также рассчитывается по каждой шкале теста. Затем, используя специальную таблицу следующих показателей, для этого нужно знать возраст и пол ребенка. Мы конвертировали показатели в проценты. Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течением времени, дает каждый показатель глубины депрессии.

Анализ результатов методики показал, что в группе девушек из десяти человек с ярко выраженными симптомами появляются 3 человека: Людмила, Валерия и Вика, со средней степенью тяжести 4 человека, Оксана, Марина, Света, Ирина2, ниже среднего одна ирина, без признаков депрессии 2 человека это анжела и юля. В группе мальчиков с ярко выраженными симптомами 1 человек - Тимур со средней степенью тяжести 3 человека, Леша, Арсен, Леша2, ниже среднего 4 человека, Саша, Женя, Дима, Кирилл, без признаков, это Саша2 и Максим.

В результате распределения результатов по шкалам мы можем сопоставить, какие шкалы являются более выраженными.

У девочек шкала C (высокий уровень веры в неэффективность в школе) и шкала B (идентифицирующая себя с ролью плохого, агрессивного поведения, высокой негативности и непослушания) являются более выраженными шкала A (общее снижение настроения является отрицательным оценка собственной эффективности в целом), менее выраженные шкалы E, D.

У мальчиков выражена шкала A (общее снижение настроения - это негативная оценка их собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к слезам, повышенный уровень тревоги) и шкала C (высокий уровень убежденности в неэффективность в школе) Менее выражены шкалы - B (идентифицируя себя с ролью плохого, агрессивного поведения, высокой негативности, непослушания), также менее выражены все остальные шкалы D, E.

Сравнивая результаты методов, можно наблюдать, что группы детей с различной степенью тяжести имеют разные симптомы депрессивного расстройства. Мы составили сводную таблицу результатов методов.

Общие результаты по методам.

После проведения шкалы Гамильтона для оценки депрессии и теста депрессии Марии Ковач мы определили, что девочки более склонны к депрессии, чем мальчики.

По первому способу (по общим показателям) мы выяснили, что с 14 до 15 лет девочки более склонны к депрессии. Эта методика предполагает визуальный контакт со студентами, поэтому, помимо расчета показателей в результате общения, общения с ними, мы уже можем сказать, что девушки более зажаты, скромны, не общительны, как отмечалось ранее, 3 девушки из группы у которых симптомы депрессии были наиболее выраженными. Мальчики, напротив, старались больше общаться, вели себя непривязанно, поэтому у них более низкий уровень депрессии, за исключением одного ученика.

Согласно второму методу мы определили, что у мальчиков более выражены наличие таких симптомов, как общее снижение настроения, негативная оценка собственной эффективности, постоянное ожидание неприятностей, склонность к слезам, повышенный уровень тревожность, мальчики с депрессией часто сравнивают себя с плохой ролью, у них агрессивное поведение, непослушание. У девочек проявление такого эмоционального состояния приводит к высокому уровню убежденности в неэффективности занятий в школе, снижению настроения, негативной оценке себя в целом.

На основании этих результатов можно сделать вывод, что девочки-подростки более чувствительны к своим эмоциям и могут лучше их выражать, поэтому они более склонны к депрессии. В этом возрасте девочки более подвержены депрессии. Мальчики в большинстве случаев, наоборот, стараются скрыть свои эмоции и испытывают все неприятности на себе, стараясь никому не показывать свое душевное состояние.

Психолого-педагогические рекомендации для подростков и их родителей по преодолению депрессии

Как помочь подростку эмоционально? Прежде всего, мы должны постоянно помнить, что подростки эмоционально являются еще детьми, которые находятся в переходном периоде своего развития. Это не взрослые, даже молодые. Их потребности, прежде всего эмоциональные, такие же, как у детей. Одна из наиболее распространенных ошибок, допущенных родителями, учителями и другими взрослыми, заключается в том, что подростки считаются полноценными взрослыми членами общества. Многие люди, которые работают с дежурными подростками, обязаны своим эмоциональным потребностям. Что действительно нужно подросткам? Быть безоговорочно любимым и принятым, за ним следует ухаживать, быть с ним ласковым, но уважаемым, восприниматься всерьез. Очень важно, чтобы подростки сами чувствовали заботу и любовь других.

Взрослые, которые предпочитают командный тон в отношениях с детьми, уверены, что их требования не подлежат обсуждению и должны строго соблюдаться, по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого тяжелого воспитания дети оказываются в ловушке и замкнутости, часто концентрируются на негативных эмоциях и склонны к депрессии.

Формы помощи подросткам для эффективного преодоления депрессии

Были изобретены три возможных пути преодоления негативных проявлений подростковой депрессии.

Одним из таких методов является предварительное планирование их действий:

  1. Молодым людям предлагается больше информации о депрессивном состоянии. Многие уже сталкивались с чем-то подобным, поэтому стоит воспользоваться их опытом. Совет может быть получен от кого-то, кто был лично подавлен, из профессиональной или из специальной литературы.
  2. Запрос о помощи. Понимание подростком своего состояния, то есть без поддержки и помощи, депрессия не может быть преодолена, побуждает его сотрудничать с теми, кто готов оказать такую ​​помощь.
  3. Забота о себе. Молодому человеку предлагается создать собственную сеть социальной поддержки - из знакомых людей, с которыми подросток регулярно общается. Кроме того, к нему привлекаются значимые люди, от которых молодой человек географически удален, на которых он может положиться в случае острой необходимости.

Рекомендации родителям по преодолению депрессии у подростков.

Как помочь ребенку в депрессивном состоянии:

  1. Важно показать своему ребенку свое отношение: независимо от того, что происходит в жизни, его родители любят его, и он может вам доверять.
  2. Найдите время для полноценного общения с подростком, чтобы он мог рассказать вам о своих делах, мыслях, обо всем, что для него важно, главная цель - понять ребенка.
  3. Не увольняйте ребенка, когда это трудно. Помогите с словом, утешите, отвлеките мысли.
  4. Поговорите с ребенком. Помогите ему выяснить его чувства и отношения.
  5. Будьте внимательны к окружающей среде ребенка.
  6. Покажите ребенку, что настроение зависит не от происходящих событий, а от того, как мы их воспринимаем; счастье зависит от мировоззрения человека, а не от условий его жизни.
  7. В стрессовых ситуациях пусть ребенок проявляет физическую активность, делится своим опытом с другими и делает то, что ему больше всего интересно.
  8. Если ребенка ни в чем нельзя убедить, обратитесь за помощью к специалистам.

Вывод:

Итак, депрессия - это аффективное состояние, которое характеризуется негативным эмоциональным фоном, изменениями мотивационного, когнитивного восприятия и общей интенсивности поведения. Субъективно человек переживает, прежде всего, тяжелые, болезненные эмоции и чувства - депрессию, тоску, отчаяние. Аттракционы, мотивы, волевая активность резко снижаются. Характерны мысли о собственной ответственности за множество неприятных, трудных событий, которые произошли в жизни человека или его родственников. Чувство вины за прошлые события и чувство беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с ощущением безнадежности. Самооценка резко снижается. Восприятие времени, которое мучительно долго течет, меняется. В состоянии депрессии характерны замедление, отсутствие инициативы, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению производительности. При тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства.

Нарушения в эмоциональной и, соответственно, физической сфере у подростка могут возникнуть из-за различных стрессов, характерных для этого возраста: экзамены, переезд в другую школу, первая любовь, конфликты в школе - все это крайне серьезно для подростка, хотя У взрослых такие проблемы часто кажутся херней. Пожалуйста, не забывайте, что жизнь ребенка - это «драма», как считал учитель Януш Корчак, и в нашей стране, особенно в горячих точках, это тоже трагедия.

Плохая успеваемость, задержка полового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальная активность, подростковая депрессия, склонность к преступности, даже аллергические симптомы могут быть вызваны тем фактом, что тело подростка физически неспособно справиться с чрезмерными стрессами, которые истощают внутренние органы организма резервы.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась - девочки-подростки более склонны к проявлению депрессивных состояний, чем мальчики.

Мы провели несколько методов, анализ результатов помог нам определить, что девочки более склонны к депрессии, чем мальчики. До сих пор неизвестно, почему существует такое разделение по полу, однако ученые предполагают, что оно, скорее всего, вызвано множеством факторов, которые включают биологическую уязвимость и тому подобное, свойственное подросткам.

Это потому, что у девочек больше факторов риска, чем у мальчиков.

Мальчики-подростки также находятся в депрессии, однако их риск развития тяжелой депрессии не так высок, как у девочек-подростков.

Еще до подросткового возраста девочки более склонны к рефлексии и эгоцентризму по сравнению с мальчиками. Девочки часто переживают за свою внешность, чаще подвергаются сексуальному насилию, на них оказывается больше давления по сравнению с мальчиками для выполнения соответствующих социальных ролей.

Многим взрослым трудно предсказать и обнаружить стресс в их жизни, не говоря уже о подростках. Но все же, если возможно, необходимо обойти стрессовые ситуации или хотя бы снять стресс и всегда быть на стороне ваших детей.

Психологи разработали большое количество эффективных советов для преодоления этого состояния. Но главное, что вы можете посоветовать родителям, чьи дети страдают от такого эмоционального расстройства, - это любить детей-подростков, смотреть на них с нежностью, уделять им больше внимания, просить их, разговаривать с ними, внимательно и внимательно слушать их, позаботься о них.