Психологические особенности принятия личностно-значимых решений в состоянии стресса

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 27.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности эмоциональных состояний лиц переживающих утрату
Особенности эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации
Способы эмоционального реагирования в состоянии агрессии
Влияние алкоголя на процессы консолидации памяти


Введение:

Нормальным возбудителем благополучия для человека является его благоприятное или неблагоприятное положение в мире - его успех или неудача. Человек, чья эмпирическая личность имеет широкие пределы, который всегда добивался успеха своими собственными силами, человек с высоким положением в обществе, финансово защищенный, в окружении друзей, пользующийся славой, вряд ли уступит страшным сомнениям, вряд ли относятся к его силам с недоверием, с которым она обращалась с ними в молодости. Между тем, человек, который перенес несколько неудач один за другим, обескуражен на половине пути своей жизни, пронизан мучительной неуверенностью в себе и отступает перед попытками, которые не превышают его силы. После многих неудач и неудач, перенеся буквально незначительные стрессы, человек может впасть в состояние, из которого очень трудно выйти; В этой работе я хотел бы выделить проблему стресса, что это? Какой он? И как с этим бороться?

Личность

Личность - это сочетание развитых привычек и предпочтений, психического отношения и тона, социокультурного опыта и приобретенных знаний, набора психофизических черт и характеристик человека, его архетипа, определяющего повседневное поведение и связь с обществом и природой. Кроме того, человек наблюдается как проявление «поведенческих масок», разработанных для разных ситуаций и групп социального взаимодействия.

Понятие личности не имеет жестких границ, в повседневной жизни оно понимается как характер целого человека, но следует отметить, что личность - это не индивид или сознание.

На данный момент существует множество теорий личности, которые сильно отличаются друг от друга. Различия идут, например, в плане - имеет ли личность неизменную сущность или, наоборот, сущность личности может быть изменена.

В философских школах определение личности (как и других понятий: разум, сознание и т. д.) совершенно разнится, если вообще происходит.

Правильное проявление эмоций является важным элементом самоуправления, рационального распределения сил, предотвращения стресса и культуры поведения.

К сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, что угрожает определенным расходам на уровне личного опыта, может служить внутренним источником стресса и влиять на качество межличностных отношений. Бедствие или отрицательный стресс особенно опасны, что повышает уязвимость организма к неблагоприятным воздействиям и, следовательно, требует немедленных мер для их преодоления. Именно такой стресс в повседневном сознании рассматривается как негативное явление, которое приносит некоторые страдания, что, конечно же, влияет на здоровье человека. Эта точка зрения также характерна для менеджеров, большинство из которых также рассматривают стресс только как негативное, неприятное явление в своей жизни. Однако многие менеджеры не различают факторы, вызывающие стресс, в противном случае - стрессоры и симптомы стресса. Таким образом, по словам менеджеров, стресс означает, что когда слишком много работы и слишком мало времени, это также неспособность справиться с накопившимися задачами, это слишком большое социальное и эмоциональное давление, и это также состояние тревоги и раздражительности. Эта концепция стресса довольно распространена. С точки зрения когнитивной психологии, именно представления о мире, событиях, явлениях, правильные или неправильные, определяют поведение человека. Следовательно, неправильное представление о самом стрессе может стать своего рода предпосылкой возникновения реального стресса.

Для возникновения стресса необходимо взаимодействие двух факторов, которые можно обозначить как 1) «потенциальный стресс» (включая стрессоры) и 2) «способность преодолевать» стресс. Человек оценивает свои способности и способности противостоять стрессу и сравнивает их с требованиями, внешними или внутренними, играющими роль стрессоров. Если способности и способности соответствуют требованиям, т. е. если человек видит в себе силы адекватно обрабатывать стрессоры, то стресс как таковой не возникает. Несоответствие между потенциальными стрессорами и существующими способностями справляться со стрессом и вызывает стресс на физиологическом и психологическом уровнях. Это расхождение можно назвать дисбалансом.

Таким образом, причиной стресса являются не сами стрессоры (негативные жизненные события или внутренние конфликты), а представления человека о том, может ли он справиться со стрессорами или нет. Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией со всеми вытекающими отсюда последствиями, а для другого - необходимым элементом жизни. Индивидуальные различия в отношении стресса во многом обусловлены специфическими личностными характеристиками человека.

Типы стрессовых реакций

Различают шесть диспозиционных типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс:

  1. Удивительный тип - этот тип включает людей с острой потребностью в достижениях и успехе. В основном это менеджеры, которые энергичны, проворны, доминируют, агрессивны и ориентированы на бизнес. Причинами стресса для них являются перегрузка, высокая интенсивность деятельности и межличностные отношения, непонимание себя. Основными симптомами стресса являются бессонница, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение и употребление алкоголя.
  2. Тихий тип - к нему относятся спокойные и спокойные люди; они ориентированы на прошлое, мечтательны и неактивны, сохраняют баланс между работой и домом, отличаются низкой подверженностью стрессу. Причинами стресса могут быть либо другие люди, либо требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренный жизненный путь.
  3. Сознательный тип - этот тип включает людей, которые мелки, дотошны, педантичны, основательны, догматичны и устойчивы, консервативны и обязательны. Они верят в авторитет и подчиняются традициям. Для них причинами стресса являются прежде всего другие люди, которые нарушают свои планы и стереотипы поведения. Они обычно характеризуются средней степенью уязвимости к стрессу, но они очень чувствительны к изменениям в их обычной жизненной деятельности.
  4. Нестационарный тип - этот тип включает людей, которые не могут постоять за себя и защитить свои права. Такие люди стремятся угодить другим и избегать межличностных конфликтов, они боятся конфронтации и проблемных отношений с другими. Как правило, они испытывают внутреннее напряжение на основе межличностных отношений, что является частой причиной стресса.
  5. Тип жизни - люди, принадлежащие к этому типу, являются любящими, сильными, энергичными, живут полной жизнью, жаждут новых событий и впечатлений, импульсивны и рискованны, для них часто характерна частая смена интересов. Причинами стресса для людей этого типа являются рутинная и скучная работа и чрезмерное внутреннее напряжение, что значительно повышает уязвимость к стрессу.
  6. Тип тревоги - люди, принадлежащие к этому типу, очень уязвимы к стрессу, беспокоятся о возможных неудачах, ориентированы на будущее и чрезмерно отражают, характеризуются высоким внутренним стрессом и низкой самооценкой. Причинами стресса для тревожного типа личности являются ответственная работа и кардинальные изменения в жизни.

Эти типы личности характеризуются различной склонностью и отношением к жизни, работе, здоровью и, следовательно, различаются по степени уязвимости и глубине стресса.

Причины стресса

Следующие факторы могут служить причинами стресса:

  1. организация - ее бюрократическая структура, постоянные изменения в организации, характер иерархических отношений;
  2. работа - перегруженность или отсутствие работы, необходимость часто принимать решения и ответственность за людей (следует отметить, что отсутствие работы является более существенной причиной стресса, чем возможные перегрузки);
  3. карьера - смена карьеры в результате несоответствия активности способностям; остановил карьеру; потеря четких и кратких целей и ориентиров;
  4. отношения - характер отношений с высшими, подчиненными и коллегами;
  5. внутренние чувства - неадекватная самооценка, негативное отношение к жизненным обстоятельствам, которое вызвано негативным «Я», различными страхами по поводу моей компетентности, а также несбалансированными внутренними потребностями,

В целом, «управленческий стресс» имеет многофакторную этиологию, то есть обусловлен многими причинами и является сложным. Следовательно, преодоление такого стресса требует соответствующей компетентности в формировании стратегии управления стрессом. Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности справляться со стрессом на личном уровне, от способности управлять своими эмоциями и от способности изменять социальные обстоятельства. Таким образом, мы можем говорить о трех основных стратегиях преодоления стресса - личностный рост, эмоциональная регуляция и управление изменениями.

Личный рост

Непрерывный личностный рост благотворно влияет на поведение и здоровье человека. Центральным понятием личностного роста можно считать образ самого себя, который является своего рода ментальной и духовной картиной самого себя. Самооценка и степень самопринятия определяют размах человеческих возможностей, механизм позитивного и негативного мышления, личный практический опыт, способность преодолевать жизненные обстоятельства, адекватность проявления эмоций. Таким образом, личностный рост является фундаментальной психологической стратегией управления собой. Основные положения, касающиеся механизмов личностного роста в связи с принятием себя и своего здоровья, изложены в работе М. Молтса (3). «Образ Я» - это общая концепция, идея личности, которая включает в себя, в качестве компонентов, телесный опыт, опыт социальной жизни в обществе и ценностные суждения о себе. В принципе, наше поведение всегда соответствует «Образу Я», но «Образ Я» - это презентация о себе, то есть картина, которая может измениться. Активное изменение вашего «образа Я» связано с механизмом позитивного мышления. Личный рост - это процесс поиска адекватного и реалистичного образа себя, с помощью которого вы можете существовать. «Образ Я» должен быть приемлемым, ему нужно доверять и не бояться его, его содержание можно творчески развивать, что помогает приблизить образ себя к истинному Я человека. Стремление к личностному росту изначально заложено в человеке. Это желание реализуется на основе «механизма успеха», который является неотъемлемой частью функционирования человеческого организма и работает на подсознательном уровне. Этот механизм предоставляет нам хорошо известные и знакомые поведенческие акты, например, ходьбу, бег, а также другие автоматизмы и навыки.

Этот механизм можно перенести на уровень сознания и использовать в процессе личностного роста с помощью позитивного мышления. Основой позитивного мышления является позитивный настрой и процесс формирования желаемой цели, которая должна быть достигнута. С практической точки зрения, работа «механизма успеха» заключается в создании образа цели, основанного на деятельности воображения. Таким образом, основой «механизма успеха» является человеческое воображение. Наш мозг разработан таким образом, что ему все равно, на какую информацию реагировать: реальную или воображаемую. То, что человек думает или воображает для мозга, также является истиной, такой как наблюдение, и это сила мышления как информационного процесса. Мысль как носитель информации заставляет мозг реагировать на эту информацию. Работа с информацией в форме визуализации или ментального воображения является основным методом личностного роста. Техника личностного роста - это способность мысленно изобразить себя тем, кем хотел стать, увидеть себя в новой роли или новом качестве. Представление о себе, представление о себе в будущем является необходимым условием для трансформации и изменения личности. Личный рост - это особый механизм работы с собой, своей личностью, когда ваша личность становится объектом изучения, трансформации и управления. Предметом личностного роста могут быть как индивидуальные качества, так и личность в целом. Личностный рост способствует формированию психической устойчивости и равновесия, умению справляться с собой, преодолевать, а главное, предотвращать различные стрессы.

Управление эмоциями

Правильное проявление эмоций является важным элементом самоуправления, рационального распределения сил, предотвращения стресса и культуры поведения. К сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, что угрожает определенным расходам на уровне личного опыта, может служить внутренним источником стресса и влиять на качество межличностных отношений. Будучи древним механизмом адаптации, эмоции связаны с бессознательной сферой человеческой психики, но определенным образом могут контролироваться разумом. Это объясняет постоянную борьбу ума с эмоциями, которая порождает различные внутренние конфликты, которые подрывают здоровье человека, и подчеркивает проблему самоконтроля. В последнее время психологи говорят о некоем «эмоциональном интеллекте», который не только отвечает за проявление эмоций, но и влияет на психическое развитие человека. Эмоциональный интеллект - это способность человека понимать свои собственные чувства, способность поставить себя на место другого и способность контролировать эмоции для повышения собственной жизненной силы. Характер проявления эмоций зависит от эмоционального интеллекта. Важную роль в этом процессе играет самосознание, особенно умение правильно оценивать свои чувства и эмоции.

На самом деле самосознание - это единство эмоционального и когнитивного интеллекта, которое дает человеку возможность управлять собой и эффективно справляться с возникшими трудностями. Если эмоциональный интеллект отвечает за проявление эмоций, то когнитивный регулирует их проявление в соответствии с ситуацией. Аристотель также сказал: «Каждый может показать свой гнев - это просто. Однако показать свой гнев тому, кому следует, в свое время, в нужное время, по делу и адекватно сложившейся ситуации - это не легко. «Эмоциональный интеллект - это проявление эмоций по отношению к себе и другим. Правильно выраженные эмоции - к месту и ко времени - это благословение. Потребность в эмоциональной жизни как адаптивном механизме заключается в переживании разнообразных эмоций, а эмоциональный интеллект должен заботиться об их правильном проявлении. Образование, обучение и способность управлять своим эмоциональным интеллектом становятся важным шагом в процессе обучения тому, как управлять эмоциями. Низкий эмоциональный интеллект, его некорректная работа могут спровоцировать стресс, последующую болезнь, а также нарушение межличностных отношений. Как показали исследования американских психологов, успешное продвижение по службе, те или иные достижения на работе и общий успех в жизни - 80% зависят от эмоционального интеллекта и только 20% от когнитивного интеллекта.

Повышение эмоциональной устойчивости подразумевает уменьшение прямой эмоциональной реакции на проблемы и увеличение доли рационального компонента понимания ситуации, что может быть достигнуто посредством своего рода внутреннего диалога. В конце концов, наши чувства являются отражением нашей интерпретации ситуации и проблем. Второе - это развитие способности контролировать эмоции и увеличивать пропорцию позитивных чувств и эмоций. И, наконец, самое важное - научиться направлять эмоции в правильном направлении.

Управление изменениями

Стресс возникает, когда человек теряет способность адекватно реагировать на новые требования. Жизнь подразумевает постоянное столкновение старых и новых, постоянные изменения, появление новых требований. Эффективный подход к управлению изменениями означает, прежде всего, проведение тщательного аудита его компетенции и оценки новых требований.

Общая стратегия управления изменениями включает шесть этапов:

  1. замораживание - этап определенного снижения эффективности деятельности в связи с новыми требованиями;
  2. отрицание изменений - нормальная человеческая реакция на новое как средство безопасности;
  3. некомпетентность - адаптация старых, привычных способов и методов обработки новых требований;
  4. размораживание - это поиск новых ценностей и идей, которые будут соответствовать новым требованиям и изменениям;
  5. эксперименты - попытки нового поведения в связи с изменившимися значениями;
  6. заморозка - принятие и закрепление нового поведения.

Перечисленные стратегии - личностный рост, эмоциональный менеджмент и управление жизненными изменениями - являются основными компетенциями человека, которые позволяют вам управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его негативные последствия, а также в целом управлять своим здоровьем и извлекать новые резервы для повышения эффективности твоя жизнь.

Гипотеза о существовании связи между личностными качествами и физиологическими процессами в организме человека была нормальной и в условиях эмоционального стресса. У студентов-медиков (n = 102) в обычном учебном процессе и до экзамена измерялись частота сердечных сокращений и артериальное давление. Для оценки активности вегетативной нервной системы были использованы расчет вегетативного индекса Кердо и математический анализ вариабельности сердечного ритма. Уровень личной и реактивной тревожности определялся по опроснику Спилбергера, личностные качества - с помощью вопросника Кеттеля (16PF), форма «с». Было установлено, что люди, которые стремятся контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме, реагируют на стресс большей активацией симпатической нервной системы.

Важной теоретической и прикладной проблемой, лежащей на стыке нескольких научных областей, является прояснение вопроса о механизмах возникновения и способах реализации эмоционального стресса, возникающего, когда человек сталкивается с социально значимыми травмирующими ситуациями. Эта проблема не может быть решена путем игнорирования физиологических реакций человека, а также без учета его индивидуальных особенностей, которые могут существенно модифицировать воздействия социальной среды. Ранее отмечалось, что «знание индивидуальных характеристик человека на всех уровнях его естественной организации - генетической, биохимической, морфологической, нейродинамической и психодинамической - является обязательным условием, которое необходимо принимать во внимание как с целью эффективного обучения, так и тренинг », поэтому комплексное изучение и сравнение вегетативных реакций и личностных качеств позволит внести дополнительную ясность в проблему эмоционального стресса. В качестве модели социально обусловленного стресса мы выбрали ситуацию экзамена, которую сотни тысяч студентов и Школьники России сталкиваются каждый год, что является значительным травмирующим фактором для большинства из них.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными чертами и деятельностью вегетативной нервной системы. Гипотеза исследования заключалась в том, что существуют определенные взаимосвязи между индивидуально-личностными характеристиками учащихся и их вегетативными реакциями на стресс.

Из предложенной гипотезы вытекают следующие задачи:

  1. сравнение показателей тревожности студентов и их вегетативных реакций на стресс;
  2. уточнение вопроса о том, в какой степени субъективный страх перед экзаменами, наблюдаемый среди студентов в течение учебного семестра, коррелирует с изменениями, которые объективно фиксируются во время экзаменационной сессии;
  3. выявление взаимосвязи между личностными характеристиками учащихся и показателями их артериального давления в покое и на экзамене.

Исследования проводились на 102 студентах Воронежской государственной медицинской академии I - II курса (32 мужчины и 70 женщин 19-21 года). Обычно (во время нормального тренировочного процесса за два месяца до сеанса) и непосредственно перед экзаменом они измеряли следующие показатели: сердечный ритм (сердечный ритм), систолическое и диастолическое артериальное давление (ADP и ADD), вегетативный индекс Кердо (VIC) был рассчитан. Для его расчета использовалась формула: VIC = (1-ADD / HR) * 100. С использованием инструмента Varicard 1.4 (AOO Romana) был выполнен математический анализ вариабельности сердечного ритма. В качестве маркера активности симпатической нервной системы мы использовали «индекс напряжения регуляторной системы» (IN), который оказался чувствительным индикатором уровня стресса. Его измеряли по формуле: IN = AMo / 2 * Mo * D X, где AMo - амплитуда моды (% наиболее частых интервалов от их общего количества); Mo - режим (наиболее распространенное значение кардиоинтервалов), D X - вариационный диапазон кардиоинтервалов. В качестве маркера активности парасимпатической системы использовалось стандартное отклонение сердечных интервалов (SDNN). Степень личной и реактивной (ситуативной) тревожности выявлялась по методу Шпильбергера в условиях обычного учебного процесса и перед экзаменом.

Основываясь на предварительных клинических и психологических исследованиях, мы сочли целесообразным выявить лиц с «сверхвысокими» (более 70 баллов) показателями реактивной тревожности, которые реагировали на экзаменационный стресс острыми невротическими реакциями. Перед последним экзаменом студенты заполняли анкету, в которой они отмечали особенности своего благополучия во время занятия. Личные качества студентов были определены с помощью вопросника Кеттеля (16PF, форма «с»). Кроме того, в середине учебного семестра, за два месяца до начала сессии, студентов по десятибалльной системе попросили ответить на вопрос: «Как высоко вы можете оценить свой страх, который вы обычно испытываете перед экзаменом?» Статистическая обработка данных проводилась с использованием компьютерной программы «STATGRAPHICS Plus for Windows». Нормальность распределения признаков оценивалась с использованием критерия Пирсона 2, для оценки взаимосвязей между персонажами использовался ранговой коэффициент корреляции Спирмена, значимость изменений психологических и физиологических параметров при стрессе по сравнению с нормой определялась с помощью критерия Вилкоксона Т. -тест.

Результаты и их обсуждение

Средний уровень реактивной тревожности в исследуемой популяции при обычном образовательном процессе составил 39,8 ± 0,7 балла, а до экзамена - 56,5 ± 0,8 балла (р <0,001). Следует отметить, что ситуация с экзаменом не только способствовала увеличению общего показателя тревожности для группы, но и привела к выявлению лиц с «сверхвысокими» показателями по шкале Спилбергера. У таких студентов были острые невротические реакции в виде сильного страха перед экзаменатором или в виде диффузного, слабо обоснованного беспокойства о результатах экзамена, сопровождающегося выраженными вегетативными реакциями. Если нормальная реактивная тревожность этого уровня наблюдалась только у одного студента из исследуемой популяции, то непосредственно перед экзаменом 9 учеников продемонстрировали сверхвысокие показатели тревожности с симптомами, сходными с психопатологическими формами ответа, а у 12 учеников уровень тревожности составил от 66 до 70. очки (рисунок).

Экзаменационный стресс проявился в виде значительного ухудшения как субъективного, так и объективного состояния студентов во время сеанса. Согласно опросному листу, 34% студентов жаловались на сердцебиение перед экзаменом, 32% сообщили о нарушении сна в период между обследованиями, 20% сообщили о нарушении нормального тонуса скелетных мышц (неконтролируемое дрожание мышц, скованность движений и т. д. ), 8% говорили о дискомфорте в груди, 4% студентов жаловались на головные боли и т. д. Субъективные жалобы студентов на их благополучие нашли объективное подтверждение в результатах изучения их физиологических параметров (см. Таблицу). Экзамен привел к значительному увеличению частоты сердечных сокращений и артериального давления, что согласуется с данными, полученными другими авторами. Изучение активности вегетативной нервной системы показало, что эти реакции связаны как с увеличением активности симпатической системы (увеличение индекса IN), так и с ослаблением активности парасимпатической системы (уменьшение стандартное отклонение сердечных интервалов SDNN).

Значение индекса напряжения регуляторных систем положительно коррелировало с уровнем реактивной тревожности, наблюдавшимся до обследования (r = 0,27; р = 0,023). В нашем исследовании не было значимой корреляции между ID и уровнем личной тревожности Спилбергера в условиях относительного покоя, о чем сообщали некоторые авторы [5, 10], однако во время тестового стресса между этими показателями отмечалась положительная корреляция (r = 0,33; р = 0,006) Также была обнаружена связь между личной тревогой и увеличением ИН среди учащихся на экзамене по сравнению со значением ИН, зарегистрированным в ходе обычного учебного процесса (r = 0,24; р = 0,038). Это может означать, что у лиц с повышенной личной тревогой повышение активности симпатической системы на экзамене происходит в большей степени, чем у студентов с низкой тревожностью. Вопрос о взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости учащихся остается спорным. Некоторые исследователи отмечают отрицательный характер взаимосвязи между этими показателями, в то время как другие ссылаются на тот факт, что высокий уровень тревоги положительно влияет на успешность обучения студентов. Сравнение показателей успешности обучения и состояния вегетативной системы позволило выявить среди отличников наиболее выраженную вегетативную дисфункцию, которую авторы интерпретируют как увеличение физиологической цены успешного обучения.

Как отмечалось в разделе «Методы», в середине семестра метод анкетирования для студентов определил серьезность страха перед предстоящими экзаменами, чтобы использовать эту информацию для прогнозирования вегетативных реакций во время сеанса. Сравнение результатов опросника с активностью вегетативной системы во время экзаменов выявило значительную корреляцию субъективно оцениваемой степени «боязни экзаменов» с некоторыми показателями вегетативного гомеостаза, в частности, частоты сердечных сокращений, зафиксированной непосредственно перед экзаменом ( r = 0,26, р = 0,019), вегетативный индекс Кердо (r = 0,31, р = 0,009) и повышение уровня индекса напряжения регуляторных систем (r = 0,24, р = 0,036). Это может означать, что студенты, которые боятся будущих экзаменов в течение семестра, испытывают более сильную активацию симпатической системы во время сеанса по сравнению с другими людьми. Степень боязни экзаменов была связана с уровнем личной тревожности (r = 0,32, р = 0,007) и рядом характеристик личности, определенных с помощью вопросника Кеттеля.

В частности, страх перед экзаменом положительно коррелировал с факторами G (r = 0,32, р = 0,005), J (r = 0,24, р = 0,041), Q 4 (r = 0,23, р = 0,043) и отрицательно с фактором Q 2. (r = -0,31, р = 0,007). Таким образом, на основании интерпретации анкетного опроса Кеттеля [16] можно сделать следующий вывод: «глубоко порядочные люди, обладающие высокими моральными принципами, точные и аккуратные в бизнесе, склонны не нарушать социальные нормы» больше боятся экзаменов ( фактор G); «Беспокойные, беспокойные люди, которые не могут расслабиться и склонны к разочарованию» (Q 4); «Мягкие, изощренные, творческие люди» (J); «Зависимые люди, чувствительные к групповому мнению, для которых плохая оценка на экзамене означает снижение социального статуса» (- Q 2). Интересно также отметить, что степень страха перед экзаменами, которая была субъективно оценена студентами за два месяца до начала сессии, очень тесно коррелировала с уровнем реактивной тревожности, определенной непосредственно перед экзаменом (r = 0,52, p = 0,000) ,

В наших экспериментах была обнаружена связь между личностными характеристиками учащихся и их вегетативными реакциями как в покое, так и на экзамене. Систолическое давление обычно отрицательно коррелировало с показателями шкалы «J» (шкала «Тяжесть-нежность»). В соответствии с интерпретацией вопросника Кеттеля, низкие показатели по этой шкале получают смелые, резкие, реалистичные люди, подходящие для жизни с логическим стандартом, более доверчивым разумом, чем чувства. Результаты наших исследований показали, что у таких людей снижается тревожность (корреляция между шкалой «J» и уровнем личной тревожности по Спилбергеру составляла 0,38 (р = 0,001), хотя в то же время они обычно имели тенденцию к повышенное систолическое (r = -0,34; p = 0,002) и диастолическое (r = -0,29; p = 0,020) артериальное давление. Отрицательная корреляция между показателями этой шкалы и артериальным давлением также отмечалась при стрессе. «Серьезные, реалистичные люди «реагировал больше на ситуацию на экзамене, увеличивая давление, чем« мягкое, утонченное, утонченное », что проявлялось в соотношении показателей по шкале« J »с систолическим давлением, измеренным во время экзамена (r = -0,39; p = 0,001) ,

По сравнению с остальными студентами, у людей с высокими баллами по шкале «N» (шкала «Наивность - проницательность») уровень артериального давления был выше. Результаты по этой шкале положительно коррелировали с показателями как систолического (r = 0,35; р = 0,001), так и диастолического (r = 0,41; р = 0,000) давления, измеренного при стрессе. Это означает, что перед экзаменом наблюдается тенденция к чрезмерному повышению давления у лиц, характеризующихся искусственностью, осторожностью, способностью вести себя холодно, рационально и не поддаваться эмоциональным импульсам. И наоборот, наивные, общительные, непредубежденные люди реагируют снижением артериального давления на стрессовые ситуации.

Значение систолического давления на экзамене также коррелировало с фактором «G» (шкала «Сила - Слабость Super-I»). Эта шкала, прежде всего, определяет стремление человека следовать социальным нормам и установкам. Люди с высокими оценками точны в вопросах, во всем, что им нравится, не нарушают общепринятых правил. Коэффициент корреляции с систолическим давлением на экзамене по этой шкале был не высоким (r = 0,22), но надежным (p = 0,045). ).

Другой шкалой, показатели которой положительно коррелируют со значением систолического давления, является «С» («Сила - слабость« Я »). На первый взгляд кажется, что коэффициент корреляции между артериальным давлением и эмоциональной устойчивостью ( другое название для этой шкалы) должно быть отрицательным: уверенные в себе люди, которые не поддаются случайным колебаниям настроения, должны иметь более низкое кровяное давление, чем эмоционально нестабильная личность. Однако корреляция была значительно положительной, как со значением систолического давления в условиях повседневной образовательной деятельности (r = 0,23; p = 0,041) и на экзамене (r = 0,31; p = 0,008). В то же время фактор C отрицательно коррелирует с личным (r = - 0,37; p = 0,003) и реактивным тревога (r = - 0,28; р = 0,022). Другими словами, люди с высокими показателями по этой шкале, отвечая на вопросы теста Спилбергера, демонстрировали низкую тревогу, в то время как физиологические реакции их организма указывали на явные признаки стресса.

Чтобы объяснить характер полученной корреляции, необходимо обратиться к описанию характеристик лиц с высокими и низкими показателями по этой шкале. Высокие показатели характерны для людей, которые не поддаются случайным колебаниям настроения (они знают, как их сдерживать), серьезно и реалистично смотрят на происходящие с ними события, хорошо знают требования реальности и не скрывают своих собственных недостатков. , Люди, которые не могут контролировать свои чувства и импульсивные побуждения, напрямую «выплескивая» свои негативные эмоции, не беспокоясь о социальных условиях, имеют низкие показатели по этой шкале, и, согласно нашим исследованиям, их систолическое артериальное давление в стрессовой ситуации не было увеличить так же, как у людей с высокими баллами по шкале «С». Следовательно, люди с высокими показателями по этой шкале, с одной стороны, способны хорошо «управлять» эмоциями (что находит позитивную оценку их социальной среды), а с другой стороны, характеризуются трудностями в непосредственном выражении своих чувства, особенно в ситуациях, которые значимы для них. Более того, попытки постоянно блокировать свои «нежелательные» эмоции приводят к хроническому аффективному стрессу, который проявляется в психосоматических реакциях, в частности в повышении артериального давления на экзамене.

Интегрируя корреляции между личными качествами и параметрами артериального давления, полученными в нашем исследовании, мы можем отметить общие черты, которые характерны для людей, которые демонстрируют высокое артериальное давление на экзамене. Люди, имеющие высокие баллы по шкалам «N», «G» и «C» и низкие по шкале «J», имеют общие свойства: осознание своего социального долга или социальной роли и желание их выполнять; желание контролировать свои чувства. Ранее было показано, что эти черты личности объединены в особый блок, называемый нами «способность контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме». В критических ситуациях, в состоянии эмоционального стресса, такие люди испытывают «смещение эмоций» до соматического уровня, что проявляется в повышении артериального давления. До сих пор остается открытым вопрос, может ли периодическая гипертензия у этих людей впоследствии стать хронической, однако недавние исследования не исключают аналогичного развития событий, особенно у мужчин.

Можно ли избежать стресса?

Можно ли избежать стресса? Нет, это почти невозможно и не нужно. Более того, зачастую трудно отказаться от стрессовых ситуаций, даже если такая возможность существует. Откажется ли спортсмен от участия в сложных соревнованиях? И какой фронтовик откажется от увлекательной встречи с однополчанами? «Стресса не следует избегать», - советует Г. Селье, поскольку «полная свобода от стресса означает смерть».

Чего следует избегать? Бедствие, под которым ученый понимает вредный или неприятный стресс. Бедствие - это ситуация, когда струны не встают, когда они ломаются, а мелодия не воспроизводится.

Что делать с бедствием? Правда ли, что в случаях дистресса всегда следует третий этап адаптационного синдрома - истощение? Конечно нет. В случае психического и эмоционального стресса не истощение физиологических возможностей организма, как в случае с другими видами стресса, но возможности психологической защиты человека выйдут на первый план. В этом разница между психическим стрессом и всеми другими его вариантами. Это не достигает третьей стадии, до смерти тела. Рано или поздно психологическая защита сработает, человек изменит свой образ жизни, изменит свое отношение, свое отношение и ситуацию, вызвавшую страдания. Если этого не происходит, есть все основания ожидать заболевания личности, невроза или другого психогенного заболевания6.

Клинические симптомы, выявляемые во время острого, хронического и хронического стресса, разнообразны, но во многом сходны: тяжелая бессонница, ощущение боли и давления в задней части головы, шее, животе, спине, а также в груди и глазных яблоках, обильное потоотделение, одышка, одышка, тошнота, рвота, физическое беспокойство, чувство усталости, дрожь в коленях и т. д. Хронический стресс также характеризуется рядом других симптомов, которые не встречаются при остром стрессе: нарушенный ночной сон, увеличение или снижение половой активности потенции и т. д.

По мнению Эверли и Розенфельда, врач, используя терапевтическую подготовку пациента, должен попытаться включить следующие основные компоненты:

  • Я - исправление наиболее распространенных заблуждений относительно реакции на стресс.
  • Вот некоторые распространенные заблуждения о стрессе. После каждого ошибочного утверждения, еще одно корректирующее утверждение.

«Связанные со стрессом симптомы и психопатические заболевания не могут причинить мне реального вреда, потому что все они существуют только в моем воображении».

Это широко распространенное мнение является ложным, поскольку стресс влияет не только на психику, но и на весь организм. Психосоматическое заболевание, которое развивается в результате стресса, является настоящей болезнью, которая может представлять серьезную опасность для вашего здоровья, такую ​​как гипертония и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

«Только слабые люди страдают от стресса».

Перегруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, своего рода «работающими наркоманами», наиболее подвержены чрезмерному стрессу.

«Я не несу ответственности за стресс в моей жизни. Стресс неизбежен в наше время - мы все его жертвы. »

На самом деле, мы стали ответственными за большинство стрессов нашей жизни. Это следует из того факта, что стресс - это не столько результат того, что с нами происходит, но то, как мы на него реагируем. Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором.

«Я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс».

На самом деле, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее мы чувствительны к его симптомам - пока стресс не достигнет такой силы, что его симптомы уже нельзя будет игнорировать.

«Распознать источники чрезмерного стресса легко».

Это утверждение только наполовину верно. Многие люди могут легко распознать причину стресса, распознав симптомы стресса и быстро выявив внешние причины. У некоторых людей признаки стресса не развиваются, пока стрессор не исчезнет. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме умственного или физического истощения.

«Все люди реагируют на стресс одинаково».

Мы отличаемся друг от друга источниками стресса, симптомов и заболеваний, которые развиваются в результате чрезмерного стресса, а также эффективными формами лечения.

«Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, мне остается только сесть и расслабиться».

Хотя расслабление - очень полезный инструмент управления стрессом, мало кто может глубоко расслабиться. Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достижения глубокого расслабления, в отличие от таких действий, как телевидение, радио и магнитофон. Следует помнить, что отдых и другие формы отдыха не всегда оказывают расслабляющее действие.

Вторым основным компонентом терапевтического образования пациента является предоставление ему информации об общем характере реакции на стресс. Пациенту следует дать общее представление о сущности психосоматического явления: как мысли и эмоции могут влиять на само тело человека и как стресс может играть положительную (эустресс) и негативную (дистресс) роль.

Третий компонент ориентирован на роль чрезмерного стресса в развитии заболевания. Врач должен познакомить пациента с тем, как чрезмерный стресс может привести к развитию определенных заболеваний.

В-четвертых, пациент должен развить понимание того, как он испытывает стрессовую реакцию, каковы характерные симптомы чрезмерного стресса. В школе пациент должен научиться отличать юстресс от дистресса.

Пятый компонент - пациент должен развить способность к самоанализу, чтобы выявить его характерные стрессоры. Как для пациента, так и для врача важно помнить, что стрессоры у каждого человека присущи только ему. Если пациент может определить свои источники стресса, тогда становится возможным предпринять конструктивные шаги, чтобы избежать стрессоров или, по крайней мере, лучше подготовиться и справиться с ними.

Наконец, шестой компонент заключается в том, что врач, воздерживаясь от любых оценочных суждений, информирует пациента об активной роли, которую он (пациент) играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.

Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия - лечение психологическими агентами (одним словом, внушением и т. д.).

Мы назовем лишь несколько распространенных методов психотерапии: групповой метод - для разрешения трудностей в общении, самопознании, обретении самостоятельной самооценки и т. д.; семейный метод - гармонизация семейных отношений, воспитание детей; аутотренинг - для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкальная терапия и многое другое 7.

Характер диеты может влиять на стрессовую реакцию; поэтому, рекомендации по диетотерапии для стрессовых состояний. Хорошо сбалансированная диета играет важную роль в поддержании как физического, так и психического здоровья человека. (борьба с лишним весом, снижение сахара, насыщенных жиров и холестерина, ограничение потребления соли). Не пропускайте утренний завтрак и ешьте в течение дня равномерно.

Важную роль в лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важны отношения между пациентом и врачом.

Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве деятельности, направленной на уменьшение чрезмерного стресса. Сознательное управление дыханием, то есть регуляция дыхательных движений, по всей вероятности, является наиболее древним из известных способов борьбы со стрессом.

Клиническое применение поведенческих методов аутогенной релаксации также оказалось очень полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.

При лечении стрессовых состояний также можно использовать медитацию - концентрацию внимания на объекте, предназначенном для концентрации3.

Среди эффективных методов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов человеческой деятельности, аутогенная тренировка хорошо зарекомендовала себя. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, осуществляется воля человека; в то же время не исключены проявления инициативности и творческого подхода. Это позволяет не только предотвратить вредное воздействие стресса и возникновения определенных заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, развить навыки самонаблюдения. Автотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, участвующие в аутогенной тренировке, приобретают способность быть спокойными, бдительными, уравновешенными в течение дня, засыпать в нужное время и управлять своим настроением.

Гипноз также может быть использован для предотвращения и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека периферическая сфера сознания уменьшается. Гипноз может быть использован, чтобы вызвать состояние глубокого расслабления; далее, чтобы избежать стресса, и, наконец, чтобы помочь пациенту развить уверенность в себе. Гипноз может использоваться пациентом для снятия стрессовых состояний.

Одним из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и повышения способности организма противостоять воздействию стрессовых стимулов является использование физических упражнений, то есть «выбивание» психического стресса из физического состояния. Физические упражнения и спорт - лучший способ предотвратить негативные последствия стресса.

Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от реакции на стресс, связанной с развитием хронических заболеваний.

Одним из важных и давно используемых способов предотвращения вредного воздействия стресса является повторное или предварительное действие тех же или других стрессоров, что приводит к значительным стрессовым факторам.

В последнее время США получили широкое признание как средство эффективной борьбы со стрессовым массажем. Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление и развивает мышечную гибкость и эластичность.

В обычной повседневной жизни способность поддерживать внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях этот навык может спасти вам жизнь.

Медитация (лат. - размышление, размышление) - умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние глубокой концентрации. В психологическом аспекте медитация включает в себя устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности.

Состояние тела медитирующего характеризуется расслаблением, а состояние души - приподнятым настроением и некоторой отрешенностью:

  • Бенсон релаксация.
  • Спокойная атмосфера.
  • Объект концентрации.
  • Пассивное отношение (освобождение ума от мыслей, целей).
  • Удобная осанка. Сидячий рекомендуется, чтобы не уснуть.

Это было бы полезно, - говорит Бенсон, - знакомство с современной культурой ежедневного утреннего расслабления «вместо утреннего кофе». Постоянное использование релаксации (1-2 раза в день в течение нескольких месяцев) приводит к тому, что степень напряжения в стрессовых ситуациях уменьшается, «общий сдвиг в сторону спокойствия» заметен.

Чаще, более глубокие изменения также очевидны, человек в большей степени становится хозяином своей судьбы: появляется адекватное отношение к окружающей действительности и к себе, возрастает уверенность в себе и ответственность за свою жизнь.

Таким образом, стресса не следует избегать.

Есть способы перехитрить стресс:

  • Аутогенная тренировка.
  • Больше движения (бег, аэробика).
  • Не откладывайте разрешение любых конфликтов.
  • Ходите в кино, слушайте любимую музыку, делайте что хотите.
  • Минимизируйте поездки и встречи, без которых вы можете обойтись.
  • Научиться говорить "нет" людям.
  • Не перегружайте.
  • Не злоупотребляйте кофе, алкоголем.
  • В стрессовой ситуации желательно сделать паузу не менее 15-20 минут, погулять, пообщаться с друзьями.
  • Переключите внимание на приятную тему.
  • Если вы опоздали, вам нужно убедить себя, что, как бы вы ни злились, пробка не разрешится, из-за этого трамвай не пойдет быстрее.
  • При получении неприятных новостей может быть полезно представить странный «сценарий».
  • Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.
  • Синий - это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.
  • Синий и зеленый цвета успокаивают.
  • Хорошая классическая музыка снимает чувство депрессии и «убийства».
  • Ешьте банан Он содержит сироту (гормон счастья) и витамин В.
  • Попросите кого-нибудь на три минуты ненадолго помассировать энергетическую точку в середине ступни.
  • Любовь - лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины - гормоны счастья.
  • Первые 2 часа после возвращения с работы считаются наиболее критическими.
  • Душ, теплая ванна.
  • Полный глубокий сон.
  • Сделай что-нибудь с настроением. Хобби - это то, что тебе нужно. Исцеление - это не то, что вы делаете, а то, как вы к этому относитесь.
  • Чтобы избежать постоянных страданий, разочарований и неудач, не нужно решать огромные задачи.

Вывод:

В заключение можно отметить, что первоначальная гипотеза этого исследования о существовании определенных взаимосвязей между индивидуально-личностными характеристиками учащихся и их вегетативными реакциями на стресс в целом была подтверждена. Однако, учитывая сложность и неоднозначность связей, которые существуют между психикой человека и его соматическими реакциями, необходимы дальнейшие исследования, чтобы прояснить их и сделать некоторые выводы из исследований.

Ситуация на экзамене приводит к увеличению числа лиц с «сверхвысоким» уровнем реактивной тревожности (более 70 баллов). В этом случае у студентов с повышенной личной тревогой повышение активности симпатической системы на экзамене происходит в большей степени, чем при низкой тревожности.

Студенты, которые боятся будущих экзаменов в течение школьного семестра, испытывают более сильную активацию симпатической системы во время сеанса по сравнению с другими людьми.

Лица с высокими баллами по шкале «N», «G», «C» и низкими баллами по шкале «J» вопросника Кеттеля (16PF) демонстрируют тенденцию к повышению артериального давления во время эмоционального стресса.