Психологическая феноменология одиночества: возникновение и его преодоление

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений
Влияние фрустрации на общее развитие ребенка
Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты
Феноменология ревности и ее влияние на личность


Введение:

Темой нашей работы мы выбрали одиночество. Проблема одиночества является одной из самых серьезных проблем человечества, когда отношения не развиваются, не порождают дружбу, любовь или враждебность, оставляя людей равнодушными друг к другу. Одиночество - это тяжелое психическое состояние, которое обычно сопровождается плохим настроением и болезненными эмоциональными переживаниями. Одинокий человек входит в эту жизнь, и одиноко он покидает этот мир. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми либо ограничены, либо полностью разорваны.

Одиночество - одна из самых сложных психологических проблем для современного человека. Бывает, что внешне процветающий человек, реализованный как в своей профессиональной деятельности, так и в социальных отношениях, тем не менее чувствует себя одиноким и бесполезным для всех. Чувствуется - это чувство не обязательно отражает реальную ситуацию - но это не облегчает ситуацию. Некоторые пытаются спрятаться от него в веселой шумной компании, другие надеются на спасение в семье, чувство любви к своим близким. Но оказывается, что даже всепоглощающая любовь спасает лишь временно и «у вас не должно быть иллюзии, что вы можете излечиться от любви от одиночества, к которому приговорен человек», - писал Фромм.

Прошло не так много времени, так как сватовство и свидания сменили родственники служб знакомств, предлагая своим клиентам электронные базы данных, которые позволяют выбирать потенциальных «партнеров» практически по любым параметрам - цвет волос, рост, вес, интересы, уровень интеллекта и т. д. Клубы «Для тех, кому за тридцать» дополняются ночные клубы для молодежи. Компьютер становится не просто печатной машиной с экраном, но иногда единственным «собеседником», который помогает забыть или изменить, вводя «чаты», меняя имена.

Изменения, которые произошли в нашей стране за последние два десятилетия, свидетельствуют о том, что проблема одиночества по-прежнему волнует людей. Конечно, иногда трудно разглядеть лица одиночества за черными стеклами иномарок и «свободными отношениями». Однако, независимо от того, в какой форме это происходит, человек, находясь наедине с собой, так много лет назад думает, что делать с его одиночеством. Перефразируя Т. Уильямса, можно сказать, что человек думает, как жить дальше, обреченный на пожизненное заключение в одиночном заключении своего «я».

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении веков его изучали философы, богословы, ученые и писатели. Несмотря на относительно короткий жизненный цикл психологии как отдельной науки, почти во всех ее направлениях можно найти понятия теории и исследований, связанных с одиночеством. Выявление причин одиночества и предложение эффективных методов борьбы с этим чувством - большой шаг в установлении нормальных межличностных отношений, потерянных одинокими людьми. В наших исследованиях мы опирались на утверждения и предположения следующих ученых, которые так или иначе затронули проблему одиночества: А. Мудрик; Кон И.С.; Немов Р.С.; Зимбардо Ф .; Молодой Дж.; Фрейд З .; От меня .; Миюскович Б.

Объект исследования - одиночество как психологическая категория.

Предметом исследования является специфика переживания одиночества в подростковом и взрослом возрасте.

Цель: изучить особенности переживания одиночества в подростковом и взрослом возрасте.

Научно-исследовательские цели:

  1. выявление факторов одиночества;
  2. изучение эмоциональных реакций, испытываемых одинокими людьми;
  3. выявление того, как человек реагирует на собственное чувство одиночества;
  4. определение типа одиночества (хроническое, ситуативное, преходящее);
  5. определение способов преодоления чувства одиночества;
  6. сравнительный анализ поведения старшеклассников и взрослых;
  7. сравнительный анализ мужского и женского одиночества;
  8. графическое представление и интерпретация результатов.

Методы исследования:

  1. методика измерения одиночества Д. Рассел, М. Фергюсон;
  2. методология изучения самооценки;
  3. анкета;

Были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. переживание состояния одиночества в подростковом возрасте отличается от переживания аналогичного состояния в зрелом возрасте.
  2. есть четкие различия в опыте одиночества между мужчинами и женщинами.

Психологическая феноменология одиночества

Понятие феномена одиночества

Одиночество является одной из главных проблем в обеспечении психологического благополучия. Это острый внутренний, субъективный опыт. Страх одиночества имеет древние корни: весь начальный период истории, насчитывающий более тысячи лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самым суровым наказанием была не смертная казнь, а изгнание, то есть одиночество. Эта традиция сохранилась в современном обществе. Более того, современное изгнание не обязательно является расстоянием от общества. Существуют различные способы психологического отчуждения: отказ от общения, бойкот, обструкция и т. д.

Внешняя социальная изоляция - это не одиночество, она может только способствовать ее появлению или усиливать основные симптомы.

Одиночество обычно ощущается на двух уровнях:

  1. эмоциональный: чувство полного самопоглощения, оставления, гибели, бесполезности, беспорядка, пустоты, чувства потери, иногда ужаса;
  2. Поведенческий: уровень социальных контактов падает, происходит разрыв межличностных отношений.

Одиночество - это не просто переживание. Это особая форма самовосприятия, острого самосознания. В повседневном самосознании мы испытываем наше состояние в контексте отношений. Одиночество просто указывает на разрушение этой сети. Одиночество - это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включенной в какую-либо группу или необходимости контакта с кем-то. Основополагающим является чувство отсутствия, потери, коллапса; осознание исключения и недопонимания со стороны других. Одинокие люди чувствуют себя брошенными, обреченными, потерянными, ненужными. Все эти ощущения болезненны.

Одиночество - это разрыв связей, в то время как наши ожидания направлены на поддержание этих связей. Одинокий человек чувствует отрыв от прошлого, а также свою тщетность в будущем. Таким образом, чтобы подвести итог, одиночество - опыт, который вызывает сложное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол в основной, реальной сети отношений и связей внутреннего мира человека. Это определение позволяет разводить одиночество, грусть, депрессию, чувство страха.

Описывая одиночество, испытуемый сам может выделить следующие аспекты:

  1. Оригинальное событие. Одиночество обычно приходит как внезапное осознание. Стимулом для этого осознания обычно является событие.
  2. Опыт собственной бесполезности, несостоятельности, невозможности установления социальных контактов.
  3. Субъект также может определить причины одиночества. Они могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве внутренних постоянных причин можно выделить соответствующие черты характера, например, застенчивость. Внешней причиной можно назвать ситуацию, например, компанию незнакомцев.

Понятие одиночества тесно связано с переживанием ситуаций, которые субъективно воспринимаются как нежелательные, лично неприемлемые для человека, отсутствием общения и позитивных интимных отношений с окружающими его людьми. Одиночество не всегда сопровождается социальной изоляцией личности. Вы можете постоянно быть среди людей, контактировать с ними и в то же время чувствовать свою психологическую изоляцию от них, то есть одиночество.

Степень одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контакта с людьми. Люди, которые живут одни всю жизнь, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому часто приходится общаться с другими. Нельзя назвать одиноким человека, который, мало общаясь с другими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут не знать, что существует несоответствие между их реальными и желательными отношениями с другими.

Подлинные, субъективные состояния одиночества обычно сопровождаются симптомами психических расстройств, которые принимают форму аффектов с явно отрицательной эмоциональной окраской, и у разных людей разные аффективные реакции на одиночество. Некоторые одинокие люди жалуются, например, на чувство грусти и депрессии, другие говорят, что они испытывают страх и беспокойство, в то время как другие сообщают о горечи и гневе.

На опыт одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальная идея о том, какими они должны быть. Человек, который сильно нуждается в общении, будет чувствовать себя одиноким, даже если его контакты ограничены одним или двумя людьми, и он хотел бы общаться со многими; в то же время тот, кто не испытывает такой потребности, может вообще не чувствовать своего одиночества даже при отсутствии общения с другими людьми.

Психологические особенности одинокого человека

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие люди чувствуют себя психологически изолированными от других людей, неспособными к нормальному межличностному общению, для установления интимных межличностных отношений с другими, таких как дружба или любовь. Одинокий человек - это человек с депрессией или депрессией, который, помимо прочего, страдает от недостатка коммуникативных навыков.

Одинокий человек не чувствует себя, как все, и считает себя непривлекательным человеком. Он утверждает, что никто не любит и не уважает его. Такие особенности отношения одинокого человека к себе часто сопровождаются определенными негативными последствиями, включая чувство гнева, грусти и глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, изолирует себя от других людей. Ему больше, чем другим людям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает в себя повышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, чувство разочарования и разочарования.

Одинокие люди более пессимистичны, чем неравны, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают только неприятностей от других и только худшего в будущем. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленными. Одинокие люди ненавязчивы, ведут себя тихо, стараются быть невидимыми, часто выглядят грустными. Они часто имеют усталый вид и повышенную сонливость. Когда обнаруживается разрыв между реальными и реальными отношениями, характерный для состояния одиночества, тогда разные люди реагируют на это по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на эту ситуацию сопровождается повышенной тревожностью. Если люди обвиняют в одиночестве не других, а других, то они могут испытывать чувство гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношений враждебности. Если люди убеждены, что сами виноваты в своем одиночестве, и не верят, что могут изменить себя, то они, скорее всего, будут опечалены и осуждать себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, тогда он будет активно бороться с ним и приложит усилия, чтобы избавиться от одиночества. Одинокий человек характеризуется исключительным вниманием к себе, своим личным проблемам и внутренним переживаниям. Он характеризуется повышенной тревогой и страхом перед катастрофическими последствиями неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем. Общаясь с другими людьми, одинокие люди больше говорят о себе и чаще других меняют тему разговора. Они также медленнее реагируют на комментарии партнера по общению.

Такие люди характеризуются специфическими межличностными проблемами. Они легко раздражаются в присутствии других людей, чрезмерно агрессивны, склонны к чрезмерной, не всегда оправданной критике других, часто оказывают психологическое давление на других людей. Одинокие люди мало доверяют людям, скрывают свое мнение, часто лицемерны, недостаточно контролируются в своих действиях. Одинокие люди не могут веселиться в компаниях; они испытывают трудности, когда им нужно позвонить кому-то, договориться о чем-то или решить личную или деловую проблему. Такие люди слишком внушаемы или слишком упрямы в разрешении межличностных конфликтов. Чувство одиночества может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контактов с людьми, к которым человек должен обратиться. Однако такие стандарты относительны, они всегда устанавливаются путем сравнения с прошлым опытом общения. Небольшое уменьшение числа друзей или человеческих контактов человека, который ранее имел большое их количество, может быть воспринято как увеличение одиночества, в то время как аналогичные изменения происходят в характере межличностных отношений у человека, который ранее почти не имел контакта с кем-либо и ограниченным кругом друзей (то есть их рост до уровня первого человека), вероятно, будет восприниматься как уменьшение одиночества, то есть наоборот.

Теория одиночества

Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, бессистемный характер. В дидактических целях их можно разделить на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, коллективные, интимные, системные.

Остановимся на некоторых из них. Психодинамическая модель, точнее модель, включает в себя взгляды на психоанализ.

Фрейд: он изучал одиночество в связи со страхом смерти. По его мнению, люди боятся не только самой смерти, но и одиночества.

Ведь смерть - это прекращение существования нашего сознания. Если бы мы боялись именно этого, то боялись бы спать по ночам. Мы боимся не потери сознания, а состояния изоляции, одиночества. Мы боимся смерти из-за возможности поддерживать сознание, но в полном одиночестве.

Единственный способ избежать одиночества - это общение, наличие которого является взаимным подтверждением нашего существования. Такие самоутверждения необходимы для нормального функционирования психики, и их отсутствие, т. е. одиночество, порождает самый глубокий страх.

В детстве на ранних этапах ребенок испытывает чувство сплоченности с окружающей средой («океаническое чувство»). Это первый этап формирования ЭГО, на нем человек не чувствует одиночества. Но как только человек понимает свою истинную сущностную позицию и в той степени, в которой он ее понимает, человек становится «безнадежно» одиноким. Он постоянно пытается избавиться от него через общение. Если ребенок с детства окружен только любовью и забота, тогда формирование ЭГО не заканчивается. В результате нарциссическая личность. Она не способна полностью общаться, поэтому такие люди очень сильно испытывают одиночество.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что Фрейд изучал одиночество не сам по себе, а в контексте изучения страха смерти и формирования ЭГО. Страх одиночества, в принципе, выполняет позитивную функцию, поскольку заставляет людей общаться. По большому счету одиночество объединяет общество в целом.

Бен Миюшкович высказал аналогичные идеи. Одиночество - это феномен, характерный для сознания, но мы не всегда одиноки, если есть альтернатива - общность (дружба, любовь). В то время, когда мы испытываем дружбу или любовь, одиночество не осознается, но создает возможности для дальнейшей дружбы и любви.

Фромм: Моральное одиночество определяется как неспособность людей относиться не только к другим людям, но и к ценностям, идеалам в целом. Человек, достигнув уровня индивидуального самосознания и установив свою уникальную (личную) идентичность, внезапно сталкивается с абсолютным одиночеством. Он никогда не сможет полностью принять ценности, идеалы, внутренний мир других людей. Таким образом, возникает проблема: с одной стороны, человек чувствует себя одиноким и, как следствие, тревожным. Поэтому начинается обратный путь (попытки достичь сообщества), но он никогда неосуществим. Все внешние интересы - это попытка избежать неизбежного одиночества. Каждый человек в процессе жизни разрабатывает индивидуальную стратегию побега, которая запечатлена в его характере.

Поэтому Фромм выделяет следующие типы символов:

  1. садист («поглощает» личности других людей: они не являются личностями для него, скорее, они становятся частью его собственного «я»).
  2. мазохист (включает другого. Включен как часть потребностей, интересов другого. Живет в постоянном одиночестве).
  3. конформист (сливается со всеми, некритически разделяет все желания и мнения группы. Полностью теряет самоидентификацию).

Это неконструктивные способы избавиться от одиночества, поскольку они разрушают самосознание, разрушают личность и ее идентичность. Более успешные способы понимания страха, связанного с одиночеством, могут заключаться в том, чтобы развить чувство общности, то есть снова соединиться с другими в дружбе и любви.

Другая концепция, очень похожая на предыдущие, принадлежит Мартину Буберу: спасаясь от постоянного беспокойства и страха, человек впадает: в индивидуализм; коллективизм.

В первом случае существование других обесценивается. Во-вторых, ответственность заменяется коллективной ответственностью. Команда обеспечивает полную безопасность (доминирует только внешняя реальность). Но это всего лишь иллюзия, избавление от одиночества, поскольку коллектив не обеспечивает истинную близость. Только когда человек постигает другого во всей его личности, он избавится от собственного одиночества. Такой процесс, по мнению автора, возможен только тогда, когда человек отказывается от самого себя. Она не способна совершить бросок к другому, поскольку подлинные отношения существуют только между подлинными личностями. В личности тех людей, которые выбрали эти два способа побега, зреет бунт. И его симптом снова - чувство одиночества. Есть ли третий путь? Бубер говорит, что он лежит в «промежуточном» пространстве. Это пространство постоянно обновляется. Это момент истинной близости, очень короткий момент истинного диалога.

Другим представителем этого подхода является Зилбург. Он предложил проводить различие между понятиями одиночества и одиночества. Одиночество - это неопределенное постоянное чувство. Он выявил черты личности, которые способствуют чувству одиночества, и проследил причины их развития. Это черты нарциссизма, мании величия, враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества. Он эгоистичен. Он показывает болезненную скрытность или враждебность (как внутреннюю, так и внешнюю). Происхождение этих черт берет свое начало в раннем детстве. Маленький ребенок испытывает радость быть любимым, восхищаться и в то же время ощущать собственную слабость. Это зародыш отчуждения, враждебности и бессильной агрессии другого человека.

Салливан: одиночество впервые возникает в подростковом возрасте, когда потребность в близости (действительная на протяжении всей жизни) выражается в потребности в друге, друге. Если в связи с отношениями с родителями у ребенка не развиты коммуникативные навыки, ребенок становится неспособным удовлетворить эту потребность в близости. И такое ее разочарование просто приводит к одиночеству. Одиночество, испытываемое в этом возрасте, часто фиксируется и становится характерным для этого человека. Таким образом, все понятия этого направления определяют одиночество как результат раннего влияния на личностное развитие ребенка. При определении факторов, ответственных за возникновение одиночества, основное внимание уделяется внутриличностным характеристикам (развитие самосознания, характера и т. д.).

Феноменологические концепции одиночества

Роджерс: Общество заставляет человека действовать в соответствии с социальными нормами, идеалами, образцами. Эти влияния чужды «истинному Я» индивида, то есть возникает противоречие между «истинным Я» и «Я по отношению к другим». Это «я для других» часто настолько усиливается, что человек теряет барьеры сохранения своего собственного «я». Тогда человек полагает, что если он не оправдает общественные ожидания, то ему будет отказано в общении с другими. Вера в то, что их «истинное Я» будет отвергнуто другими, делает людей одинокими. Чтобы избежать этого, такие люди пытаются снизить это чувство, играя публичные роли. Но этот путь ведет к отчуждению «истинного Я», его утрате и ощущению пустоты.

Гуманистическое направление

Карл Мустакас считает, что одиночество - это творческая сила, возможность встретиться с самим собой. Такая встреча дает много индивидуальности: познание себя, других, возможность по-новому взглянуть на ситуацию, переоценить ценности, найти смысл своего собственного существования, по-настоящему понять себя. Это позволяет вырваться из привычных норм поведения, стать самим собой. Одиночество, которое можно использовать таким образом, Мустакас назвал истинным одиночеством. Это проявляется в момент столкновения человека с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, значительный жизненный опыт). Вообще, одиночество имманентно присуще человеческому существованию, только оно не всегда осознается. В те редкие моменты, когда это происходит, вы должны быть в состоянии использовать это продуктивно. Мустакас говорит, что вы можете научиться этому, преодолев свой страх перед этим состоянием.

Социологические теории

Бауман высказал мысль о том, что источники одиночества у каждого человека лежат снаружи, в обществе. На современном этапе роль тесных межличностных контактов ослабевает, отношения становятся все более обезличенными, формализованными. Отношения в основной группе ослабевают, семейная лабильность растет. Люди изолированы от самих себя, не понимают своих желаний. Все это вызывает синдром беспокойства, к которому также добавляется необходимость постоянного внимания других людей к себе, которое никогда полностью не удовлетворяется. Потребности человека в общении, собственности и зависимости, в доверии друг к другу и от другого недостижимы в современном обществе. Это порождает защитный механизм в виде желания отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Таким образом, все люди в современном обществе, так или иначе, более или менее невротичны. Одним из симптомов этого является одиночество. Представители этой тенденции (в которую также входят Рисмен, Дайтер и др.) утверждают, что одиночество является показателем общества в целом. Это продукт социальных сил, то есть его причина лежит вне личности.

Интерактивные модели (Вайс и др.)

Одиночество, в принципе, является нормальной реакцией на комбинированное / интерактивное влияние фактора личности и окружающей среды.

В соответствии с преобладанием компонента, существуют:

  1. Эмоциональное одиночество проявляется при нормальном уровне социальных связей, но человек не испытывает нормальной тесной интимной привязанности. Это обычно вызывает беспокойство брошенного ребенка, беспокойство, пустоту. Причины такого одиночества лежат в личности человека (неспособность установить тесный эмоциональный контакт). Значительно влияние окружающей среды, отсутствие такого человека, с которым этот контакт может быть установлен и т. д.
  2. Социальное одиночество. Большое значение имеют социальные факторы. Недостаток дружбы или чувства общности с вашей микрогруппой, низкий уровень социальных контактов (социальная изоляция). Этот вид одиночества обычно выражается в смысле бесполезности, маргинальности, тоски и т. д.

Типология одиночества

В нашей работе уже говорилось, что очень трудно классифицировать одиночество, поскольку это индивидуальный опыт, качественно и количественно различный для разных людей.

Поэтому традиционная классификация выглядит крайне скудно:

  1. Одиночество как переживание, которое не выходит за рамки нормы;
  2. Патологическое одиночество (клинические случаи; сопровождаются депрессией, апатией, вспышками гнева, появляется мотив для самостоятельного пыток).

В дальнейшем в реферате мы рассмотрим только первый вид.

Имеет смысл различать три типа одиночества: хроническое, ситуативное, переходное.

Хроническое одиночество возникает, когда человек в течение длительного периода своей жизни не может установить удовлетворительные отношения со значительными людьми.

Ситуационное одиночество обычно возникает в результате любых стрессовых событий в жизни человека, таких как, например, смерть близкого человека или разрыв близких отношений, например, брак. После короткого периода бедствия ситуативно одинокий индивид мирится со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах одиночества, которые полностью и полностью проходят без каких-либо следов.

Интересная классификация типов одиночества была предложена Садлером. Он выделил элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, и назвал его личным миром.

Он имеет четыре основных направления, в соответствии с которыми человек реализует свои способности:

  1. Уникальность судьбы человека: актуализация внутреннего «Я» во всей его полисемии;
  2. Традиции и личностная культура (то есть личные ценности и идеи);
  3. Социальная среда. Реализация социальных ролей.
  4. Восприятие других людей.

В соответствии с этими критериями различают четыре типа одиночества: экзистенциальное или космическое одиночество; культурное одиночество; социальное одиночество; межличностное одиночество.

Одиночество становится особенно невыносимым, если оно представляет собой комплекс этих четырех видов. Остановимся подробнее на этой классификации.

Экзистенциальное одиночество.

Это связано, во-первых, с осознанием себя как целостной реальности, соотнесением себя с природой. Если эта потребность не удовлетворена, то возникает чувство одиночества в виде тоски по дому, общения с природой. В общении с другими людьми такого рода одиночество не может исчезнуть (его можно приглушить лишь на некоторое время), так как его причины лежат за пределами человеческого общения. Этот опыт встречается не у всех, а только у людей определенных профессий, тесно связанных с природой и т. д.

Во-вторых, у некоторых людей есть очень развитая потребность в участии в мистическом Боге. С ее разочарованием возникает особый опыт одиночества. Это самый сильный мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающих религиозный фанатизм.

В-третьих, человек может остаться неудовлетворенным острой необходимостью осознать свою уникальность.

Человек, испытывающий самоотчуждение, понимает, что развитие одной стороны «Я» отрицает развитие других и испытывает дискомфорт. Этот вид одиночества также выражается в форме желания «истинного Я».

Культурное одиночество - опыт отделения от культурного наследия, который был неотъемлемой частью жизни. Это в основном переживается как разрыв со старыми ценностями, что является важным элементом в жизни молодежи.

Социальное одиночество встречается гораздо чаще. Связано с отношениями личности и группы. Источниками социального одиночества могут быть: изгнание, групповой отказ, отказ.

Человек чувствует, что его оттолкнули, выгнали, не оценили и т. д. Чувство изгнания, что человек лишний, часто наблюдается у людей с нестабильными социальными ролями. Такие люди характеризуются беспокойством о своем социальном статусе, беспокойством о социальной идентичности.

От одиночества страдают в основном люди, нуждающиеся в социальной значимости: пожилые люди, люди с низким доходом, эксцентричные люди, подростки, женщины. По мнению многих авторов, именно из страха перед социальным одиночеством люди так активно участвуют в социальной деятельности, в команде, в общении.

Другой вид социального одиночества может возникнуть, когда человек воспринимается только как роль.

Межличностное одиночество обычно проявляется в тесной связи с социальным одиночеством, но связано с отвержением или недоразумением, отвержением со стороны какого-либо конкретного человека. Люди, испытывающие все четыре типа одиночества, страдают от аномии (расстройства личности). У аномичных людей есть общие черты: отказ от себя и других или склонность действовать под внешним контролем. Они также списывают всю ответственность за судьбу или что-то еще. У ненормального человека часто возникает ощущение, что он живет в пустом пространстве без ориентиров. Люди устают от такого существования. Жизнь теряет ценность, частые попытки самоубийства. Такие люди не в состоянии самостоятельно бороться со своими чувствами одиночества.

Причины одиночества

Формирование самосознания в подростковом возрасте

В молодом возрасте люди пытаются как-то систематизировать представление об их одиночестве, а не просто предоставить список возможных причин. Точно так же одинокие люди пытаются систематизировать свои собственные объяснения своей неудовлетворительной социальной жизни.

Юношеский возраст - это этап формирования самосознания и мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, близости могут быть первостепенными.

Важнейшим психологическим процессом подросткового возраста является формирование самосознания и стабильного образа своей личности, своего «я».

Формирование самосознания происходит в нескольких направлениях:

  1. Открыв свой внутренний мир, молодой человек начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «я», и возникает чувство одиночества.
  2. Осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из сна все возможно, и в качестве абстрактного, но часто недоступного шаблона все становится идеальным, и начинают появляться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми вам приходится выбирать. План жизни охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, образ жизни, уровень стремлений, выбор профессии и ваше место в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, разработка плана жизни - важный элемент самосознания.
  3. Формируется целостное представление о себе, свое отношение к себе, и вначале человек осознает и оценивает характеристики своего тела, внешности, привлекательности, а затем моральные, психологические, интеллектуальные и волевые качества. Юношеская самооценка часто противоречива («я на мой взгляд гений + ничтожество»). Основываясь на анализе результатов, достигнутых в различных видах деятельности, самоанализе своих качеств и способностей, молодой человек формирует самооценку - обобщенное отношение к себе.
  4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от взрослой сексуальности. Если зрелая сексуальная любовь взрослых представляет собой гармоничное единство чувственно-сексуального влечения и необходимость глубокого духовного общения и взаимопонимания любящих людей, то в юности эти две привлекательности не созревают одновременно, и, кроме того, по-разному для девочек и мальчики. Хотя девочки ранее были физиологически зрелыми, их первоначальная потребность в нежности, привязанности, эмоциональном тепле и понимании была более выраженной, чем физическая близость. У юношей, напротив, в большинстве случаев чувственно-сексуальное влечение к физической близости возникает раньше, а гораздо позже возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душевном понимании и сексуальных желаниях очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого - сексолога, «молодой человек не любит женщину, к которой он сексуально и физиологически привязан, и он сексуально не привязан к девушке, которую любит, у него целомудренное отношение к девушке, которая вызывает у него нежные чувства. Эти различия в формировании личности мальчиков и девочек влекут за собой некоторые последствия. Часто девочек интересуют старшие мальчики. И это понятно. Как уже упоминалось, девочки растут умственно и физически раньше, чем мальчики, поэтому, чтобы найти необходимое им внимание, они находят его среди молодых парней. Часто это вызывает чувство неполноценности и сложности у молодых мужчин.

Общение и изоляция в ранней юности

Несмотря на распространенное мнение о том, что одиночество чаще всего ощущается пожилыми людьми, многие психологи (И.С. Кон, И.В. Дубровина, С.В. Кривцова и др.) Считают этот опыт возрастным новообразованием - специфическим свойством, впервые проявляющимся в Отрочество как результат развития познавательно-эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания. Более того, большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияние на подростков: с одной стороны, он обогащает внутренний мир, позволяя вам почувствовать уникальность своего существования, с другой стороны, это может привести к поведенческому поведению отклонения, депрессия и самоубийство.

Описывая одиночество как психологическое состояние, следует сказать, что, в первую очередь, оно связано с осознанием человеком и переживанием его изоляции и отделения от других людей. Чувство одиночества становится болезненным, если человек начинает воспринимать свое отделение от окружающих как отсутствие связей с людьми и миром, отсутствие общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, испытывающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от других, испытывая при этом грусть, грусть, обиду, а иногда и страх. Как правило, их не устраивает общение со сверстниками, они считают, что у них мало друзей или нет настоящего друга, любимого человека, который мог бы понять и помочь в случае необходимости. Более того, такие подростки не всегда активно ищут друзей или ищут общения. Зачастую они, наоборот, всячески его избегают, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.

Многое зависит от того, как подросток общается со сверстниками в своей будущей жизни. В таком общении формируется личность подростка, разрабатываются модели поведения, ведется поиск места в социальном сообществе (хотя пока оно ограничено классовой или дворовой компанией).

Часто родители чувствуют, что не все идет хорошо для ребенка, и у них растет желание вмешаться и помочь. В то же время они знают, что вмешательство может также повредить, что ребенок должен решить свои собственные проблемы. Когда ребенок физически или умственно унижен с явным неравенством власти, тогда вмешательство взрослого ни в коем случае не должно ограничиваться «избиением» преступников. Это может только обеспечить прекращение неприемлемых действий по отношению к ребенку, но вы не можете заставить сверстников принять и полюбить его. В этом случае ребенку больше не будет комфортно в команде. Отсюда начинается развитие чувства одиночества.

Что вызывает отказ? Исследования психологов выявили характерные черты «жертв». Это, во-первых, неадекватность защитных реакций на обиды; во-вторых, повышенная чувствительность детей к тому, как другие относятся к ним; и в-третьих, некоторые физические особенности и особенности личности. Такие поведенческие особенности делают этих людей мишенью для «козлов отпущения», что, в свою очередь, усугубляет изоляцию личности.

Одной из основных тенденций в подростковом возрасте является переориентация общения с родителями, учителями и, как правило, более старшими сверстниками, более или менее равными по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или спазматически и насильственно, она выражается по-разному в разных сферах деятельности, в которых престиж старейшин и сверстников.

Потребность в общении со сверстниками, которую родители не могут заменить, возникает у детей очень рано и возрастает с возрастом. Уже в дошкольных учреждениях отсутствие сверстников негативно влияет на развитие коммуникативных навыков и самосознания. Поведение подростков по самой своей природе коллективно-групповое.

Во-первых, общение со сверстниками является очень важным конкретным каналом информации; Из этого подростки и молодые люди узнают много необходимых вещей, которые по тем или иным причинам они не информируют взрослые. Например, подросток получает подавляющее большинство информации по гендерным вопросам от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие и сделать его нездоровым.

Во-вторых, это особый тип межличностных отношений. Групповые игры и другие виды совместной деятельности развивают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время защищать свои права, соотносить личные интересы с публичными. За пределами общества сверстников, где отношения строятся на принципиально равной основе и статус должен быть заработан и его можно поддерживать, ребенок не может развить коммуникативные качества, необходимые для взрослого. Конкурентоспособность групповых отношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это особый тип эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности и товарищеской взаимопомощи не только способствует подростковой автономии от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и стабильности. Удалось ли ему заслужить уважение и любовь к товарищам, товарищи, решающее значение для самооценки подростка.

Психология общения в подростковом и юношеском отношениях основана на противоречивом переплетении двух потребностей: изоляции (приватизации) и принадлежности, то есть потребности принадлежности, включения в какую-то группу или общину.

Разделение чаще всего проявляется в освобождении от контроля старших. Тем не менее, он действует в отношениях со сверстниками.

Растет потребность не только в социальной, но и в пространственной, территориальной автономии и неприкосновенности личного пространства.

В переходный возраст меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество», «одиночество». Дети обычно интерпретируют их как некое физическое состояние («вокруг никого нет»), в то время как подростки наполняют эти слова психологическим значением, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

В дополнение к необходимости общения со сверстниками, потребность в одиночестве является еще одной чрезвычайно важной потребностью в личностном развитии в подростковом возрасте. Так как только наедине с собой подросток может осмыслить происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить черту своего поведения и свою позицию. Однако, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), Доминирование потребности в одиночестве является тревожным признаком. Постоянное желание подростка быть одному, избегать общения и общения со сверстниками может служить сигналом того, что не все так в его отношениях с людьми, и, возможно, в его внутреннем мире.

Чувство одиночества и беспокойства, связанное с возрастными трудностями становления человека, создает неутомимую жажду общения и общения со сверстниками в их обществе, в обществе которого они находят или надеются найти то, что взрослые им отказывают: спонтанность, эмоциональное тепло, избавление от скуки и признание самооценки.

Характерной чертой подростковых и юношеских групп является их чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки часто совершенно не критичны к мнению своей группы и ее лидеров. Хрупкое, рассеянное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противостоянии некоторым «Они». И все это должно быть грубо и наглядно.

Страстное желание быть «как все» (а «все» исключительно «свои») распространяется на одежду, эстетические вкусы и стиль поведения. Такое противоречие, когда индивидуальность утверждается единообразием, может беспокоить молодежь. «Я» часто думает, что мы «наши», что у нас общего? Мы отличаемся от других по нашему стилю одевания, то есть они не похожи на «других». Но в то же время словно две капли воды похожи друг на друга. Мы слушаем одни и те же диски, одними и теми же словами мы выражаем наш энтузиазм или неприязнь, мы говорим одни и те же слова противоположному полу ...

Тем не менее, это единообразие тщательно поддерживается, и те, кто рискует бросить ему вызов, должны вынести трудную борьбу. Чем более примитивно сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще различиям.

Следует отметить, что коммуникативные особенности и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

На первый взгляд, мальчики всех возрастов более общительны, чем девочки. С самого раннего возраста они более активно, чем девочки, вступают в контакт с другими детьми, начинают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общения с ними значительно важнее для мужчин всех возрастов, чем для женщин. ,

Однако различия между полами по уровню общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя суетливые и мощные игры приносят мальчикам большое эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, часто игра превращается в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем индивидуальная симпатия к другим участникам игры. Мальчик выбирает, прежде всего, интересную игру, в которой он может проявить себя; для этого он вступает в контакт, даже если он не особенно любит партнеров. Мужское общество, как и весь образ жизни, более объективно и инструментально, чем выразительно.

Общение девушек выглядит более пассивно, но более дружелюбно и избирательно. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакт друг с другом, и только потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается позитивный настрой, возникает духовное влечение друг к другу. Девочки, напротив, вступают в контакт в основном с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них относительно вторично.

С раннего возраста мальчики имеют тенденцию быть более обширными, а девочки - интенсивными. мальчики чаще играют в больших группах, а девочки - в двух или трех.

Стиль общения тесно связан с необходимостью поддержки культурно принятого нормативного канона мужественности или женственности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержание статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие устремления.

Женский стиль призван уменьшить социальную дистанцию ​​и установить психологическую близость с окружающими. Такое нормативное отношение заставляет мужчин скрывать свои собственные черты и проблемы, которые выглядят женскими (например, застенчивость), что снижает степень их общего самораскрытия.

Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и молодежь используют ряд специфических приемов, стратегических приемов. Концепция стратегического взаимодействия была введена в науку известным американским социологом Эрвином Хоффманом для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению фиксируют, скрывают или раскрывают друг другу некоторую информацию о себе не прямо, а косвенно, используя специальные приемы и приемы. Объединив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд отметил ряд особенностей в общении подростков.

Во-первых, будучи постоянно озабоченными собой и полагая, что другие разделяют это их беспокойство, подростки и молодежь обычно действуют на основе некой «воображаемой аудитории» (одно из последствий этого - застенчивость).

Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и своеобразие, подростки часто создают для себя «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто интенсивное, противоестественное, имеет двойной план.

Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально практикуют технику того, как «отрезать», «сбрить» собеседника, проверяя его на людях, для которых у них нет зла ​​и которые не провоцируют такое поведение. Осуществление запрещенных действий, от пропуска уроков до употребления наркотиков и наркотиков, также имеет свой собственный опыт, рассчитанный на воображаемую аудиторию.

Факторы одиночества

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Вот некоторые из особенностей этого возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая создает необходимость для подростка познать себя на уровне его собственных требований к себе. В то же время подростку трудно удовлетворить эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. Поэтому подростки часто испытывают чувство неуверенности, в том числе тот факт, что они соответствуют выбранному идеалу или общепринятой норме. Неспособность принять себя приводит подростков к выводу, что вряд ли кто-либо еще сможет понять и оценить всю глубину внутреннего мира. Переход на новый уровень самосознания позволяет вам осознать себя уникальным человеком, отличным от окружающих вас людей. И опыт собственного отличия от других в сочетании с верой в то, что другие не смогут понять и оценить свою уникальность, порождает одиночество подростка.

Переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на сверстников в подростковом возрасте делает проблему взаимоотношений со сверстниками очень актуальной, а иногда и очень болезненной для подростков, поскольку именно в этом возрасте многие дети жалуются на недостаток опыта и навыков общения резко увеличивается.

Отсутствие таких навыков и недостаточно развитые способности к самораскрытию и эмпатии не позволяют подростку удовлетворить потребность в признании, эмоциональном отклике и понимании, что приводит к ощущению одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте необходимость занять положение социальной группы обостряется. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также приводит к изоляции.

Возрастные кризисы, характерные для этого периода, играют роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте: кризис идентичности и самооценки. Первое проявляется в том, что подростку трудно сбалансировать два явно противоположных фактора - формирование идентичности - идентификацию (идентификацию) и изоляцию. Если идентификация преобладает над изоляцией, происходит потеря самости, которая сопровождается переживанием бесполезности и утратой самооценки (а если происходит отождествление с отрицательными героями, то уважение к другим). Если механизм изоляции преобладает, то возникает чрезмерное отделение от других, отказ от установления тесных отношений и общения. Кризис самооценки, проявляющийся в его нестабильности, повышенной критичности подростков по отношению к себе и частом опыте недовольства собой, лежит в основе того факта, что подростки приписывают себя различным недостаткам и негативным качествам, а также проектам подобное негативное отношение к себе на других. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревоги, повышается чувствительность к критике и неудачам, особенно в области общения.

Другая группа факторов состоит из личностных характеристик подростка: застенчивость, низкая самооценка, чрезмерные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. д.

Имея неадекватную самооценку, одинокие люди либо пренебрегают тем, как другие воспринимают и оценивают их, либо, конечно, стараются угодить им. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личным общением, включая свидания, знакомство с другими людьми, соучастие в различных вопросах, рискованность и открытость в общении.

Одинокие люди с большей вероятностью считают себя менее компетентными, чем неравными, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов отсутствием способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в поиске путей решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения.

Самооценка зависит от степени достижения поставленных целей, тогда любая неудача должна повредить нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку косвенно опосредовано личным объяснением причины этой неудачи.

То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие свою значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворения. Они меньше зависят от поддержки и одобрения других, поскольку они научились стимулировать себя. Такие люди благодаря своей предприимчивости и инициативе заставляют вращаться социальный механизм и, соответственно, получают львиную долю выгод, предоставляемых обществом.

Люди с высокой самооценкой не расстраиваются, когда их критикуют, и не боятся быть отвергнутыми. Скорее, они готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают это как унижение своей личности. Они рассматривают его причины по-разному: нужно приложить больше усилий, чтобы не идти вперед; запрос был чрезмерным или, наоборот, незначительным; время и место были выбраны плохо; человек, который сдался, страдает от любых проблем и поэтому должен быть понят. В любом случае причины отказа не в них, а вне их; эти причины должны быть проанализированы, чтобы перегруппироваться и начать новое наступление с более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они скорее достигнут своей цели, чем проиграют.

Одинокие люди часто видят в себе причину своего одиночества, приписывая это отсутствию характера, недостатку способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, находящимся под сознательным волевым контролем: отсутствие собственных усилий для установления контактов, неэффективность средств используется для этого и т. д. Причинная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные негативные индивидуальные качества, как застенчивость, боязнь отказа в попытке установить интимные отношения с кем-либо, отсутствие знание о том, как вести себя в таких ситуациях с целью усиления межличностного общения.

Предпочтительный способ реагирования человека на одиночество - депрессия или агрессия - зависит от того, как он объясняет свое одиночество. При внутреннем локусе контроля часто возникает депрессия и при внешнем локусе агрессии.

Одинокие люди часто чувствуют себя бесполезными, некомпетентными, нелюбимыми, а усиление самокритики способствует усилению этих самоуничижительных чувств.

Связь между низкой самооценкой и одиночеством объясняется двумя способами. Во-первых, ссылками на тот факт, что низкая самооценка порождает внутреннюю самоотчужденность человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе значительно усложняют межличностное общение.

Люди с низкой самооценкой ожидают, что другие будут относиться к ним также. Такие люди острее других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с другими. В то же время люди с низкой самооценкой особенно чутко реагируют на обращения и просьбы извне, с повышенной враждебностью реагируя на тех, кто их лично отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Оказалось, что они с трудом воспринимают адресованные им комплименты, ведут себя более неуверенно в общении и крайне осторожны.

В целом, низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, которые препятствуют установлению хороших личных отношений с окружающими нас людьми: самоуничижительное сознание и поведение, чувство собственной некомпетентности и многое другое.

Различают также социальные факторы, ведущие к одиночеству: отторжение подростка группой сверстников (социальное отторжение), разрыв дружбы или отсутствие круга друзей и близких друзей, что может быть следствием как личностных качеств подростка, так и последствия ситуационных причин: переезд на новое место жительства, смена школы, потеря близкого друга и т. д.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в ситуации межличностного общения, в которой он рискует быть лишенным подходящих для него отношений, чувствуя себя смущенным и расстроенным. Его часто сопровождают враждебность и пассивность как возможные причины и одновременно последствия одиночества. Из-за боязни негативных результатов инициативы по установлению межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, а страх, порожденный предыдущим плохим опытом, помогает создать обстановку, которая еще больше усиливает чувство одиночества.

Факторы, связанные с семьей подростка, в том числе тип семейного воспитания, можно разделить на отдельные группы. Дисгармоничные отношения в семье (частые конфликты, плохая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представление о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых следует избегать. Отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями (эмоциональный отказ), отсутствие родительского внимания и заботы о ребенке (гипо-уход) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признание его ценностей как личности, отсутствие эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значительными взрослыми людьми способствуют восприятию ребенком себя как ненужного, «Плохо» и недостойно любви и формирует у него представление о себе как о неспособном и никчемном человеке. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кто-то может быть нужен и интересен как личность. Закрываясь в себе, такой подросток все больше и больше уходит в свое одиночество. В то же время чрезмерная забота и повышенное внимание (чрезмерное опекунство), характерные для воспитания ребенка как «семейного кумира», способствуют развитию эгоцентризма, высоких требований к другим в сочетании с низким контролем над собственным поведением. , Как правило, подросток с такими чертами характера отвергается сверстниками.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит от продолжительности опыта. Наиболее серьезными последствиями для подростков являются хроническое одиночество, оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Роль только молодых людей

Долгое переживание одиночества, со своей стороны, может негативно повлиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Влияние одиночества на самооценку еще более усугубляется, если одиночество связано с личностными качествами и недостатками. Если одиночество возникает в результате потери значимых отношений - в случае развода или вдовства - индивид формирует новое самовосприятие - новое «социальное« Я », заменяющее старое, утраченное.

Вдовство, развод или разрыв личных отношений являются наиболее распространенными социальными причинами, ведущими к одиночеству. В таких случаях оно возникает в результате внезапной полной или частичной эмоциональной и психологической изоляции человека от людей, составляющих его обычный круг общения.

Не иметь любимого человека, друзей или семьи означает потерпеть неудачу, по мнению общества, и часто по их собственному мнению. Отсутствие социальных связей - это не только личное несчастье, но и социальная проблема. Согласно стереотипам, люди, которые живут отдельно, являются «одинокими неудачниками», холодными, недружелюбными и непривлекательными. Человеку всегда стыдно быть единственным «одиноким» на вечеринке, где все в парах, ужинают в ресторане одни или ходят в кино одни. В любой культуре сообщества отсутствие друзей или партнеров считается социальным провалом. Менее очевидно, но не менее важно, что наличие неудовлетворительных отношений - неудачный брак или неестественная дружба - также можно рассматривать как социальную неудачу.

Социальные проблемы взрослого не более чем последствия проблем подросткового возраста. Потеря одного из родителей в результате развода, который часто влечет за собой «повторение истории» или отсутствие эмоционально близких доверительных отношений, родительскую поддержку в детстве, жестокое обращение с детьми во время воспитания (возможно, даже избиение), недостаточно времени для Воспитание (лечение на услугах няни) может сделать человека более чувствительным к одиночеству во взрослом возрасте.

Восприятие мира человеком формируется с самого первого контакта с внешним миром (рождения). С первого прикосновения матери к мировоззрению закладывается отношение, которое затем играет главную роль в общении человека с обществом. Появление одиночества и замкнутости в общении зависит от всех вышеперечисленных факторов. Чтобы предотвратить такие последствия, необходимо осознать, насколько важна роль раннего возраста в жизни человека. Очень часто родители внушают ребенку, что «он не такой, как все, он лучше», в результате чего возникает трещина в общении со сверстниками. Родители должны знать, насколько важно заложить ребенка, насколько необходимо общение со сверстниками. Разделение в раннем возрасте влечет за собой изоляцию в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую уязвимость личности взрослого человека и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей более резко, чем другие, реагировать на разобщенность и социальную изоляцию.

Пути преодоления одиночества. экспериментальная часть

Описание процедуры психологического исследования

Чтобы выявить факторы одиночества, мы провели ряд исследований. Для этого были использованы следующие методы.

  • Методика измерения одиночества Д. Рассел, М. Фергюсон

Инструкции: испытуемым было предложено оценить двадцать утверждений по четырехбалльной шкале. Общая оценка по шкале - это сумма всех двадцати баллов. В результате мы можем определить доминирующий тип одиночества.

  • Методология изучения самооценки

Инструкция: в таблице перечислены двадцать различных черт личности. Подумайте, какие из перечисленных здесь качеств кажутся вам наиболее важными и привлекательными, а затем перечислите их в колонке «Идеал» в соответствии с вашим собственным рейтингом (от 1 до 20). Теперь сосредоточимся на реальной жизни: какие из этих качеств у вас лично в большей или меньшей степени? Нумеруйте список в колонке «Я». Определите разницу (d) между желаемым и фактическим уровнем каждого качества и возведите в квадрат (d2). Затем посчитайте сумму квадратов (сумма d2). Используя формулу ниже, вы можете определить «коэффициент корреляции».

Чем ближе коэффициент r к 1 (от 0,7 до 1), тем выше самооценка и наоборот. Коэффициент от 0,4 до 0,6 указывает на адекватную самооценку.

  • Опрос

Инструкции: ответьте на анкету.

Интерпретация результатов методик и анкет позволит вам получить ответы на поставленные задачи.

Сравнительный анализ факторов одиночества молодежи и зрелости

С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальная изоляция. Около 44% опрошенных старшеклассников сказали, что в их одиночестве виноваты другие люди: родители и друзья. Это были другие, которые не поняли, отвергли, забыли этого человека («некому помочь», «в ссоре с родителями», «родственники не понимают», «нет поддержки», «никто не разделяет интересы» »,« В сложную ситуацию обратиться не к кому »,« Предан »и т. д.).

Отсутствие общения, близких друзей, близких как причина одиночества было отмечено 30% студентов. Отсутствие «своего» круга общения может быть связано с переездом на новое место жительства - 3%, сменой школы - 11%, потерей близкого друга - 18% и т. д.

Следующая причина, которую назвали студенты, - это черты характера (эгоизм, нарциссизм, высокомерие) - 10%. Такие причины, как застенчивость, неуверенность в себе, боязнь общения, неспособность общаться, «не такие, как все», указаны в 10% профилей. Около 6% школьников затруднились определить причины, по которым они могут стать одинокими в молодом возрасте.

Примечательно, что большинство мальчиков и девочек 76% считают себя достаточно общительными, приятными в общении и популярными среди одноклассников, а также имеют достаточное количество друзей. Они не характеризуются негативным отношением к себе, страхом потерять связь или быть отвергнутыми сверстниками.

Анкета предложила описать одинокого сверстника. У 38% студентов получился следующий портрет: замкнутый, погруженный в себя, мало общительный; 35% - тихие, незаметные, не умеющие знакомиться; 15% описали: грустные, несчастные, «не такие как все», которых никто не любит и от которых все отвернулись. В оставшихся анкетах были такие варианты: «неудачник», «нервный», «глупый», «изгой» и т. д.

При определении типа одиночества выяснилось, что у 15% старшеклассников наблюдается хронический тип одиночества (а это люди как с высокой, так и с низкой самооценкой); 28% - с ситуацией, 57% - с переходной.

Впечатляющий список эмоциональных состояний описывают школьники, которые время от времени охватывают одинокого человека. Это отчаяние, тоска, нетерпение, беспомощность, панический страх, депрессия, внутренняя пустота, скука, потеря надежды, сострадание, раздражительность, неуверенность, тоска, депрессия.

По словам учеников старших классов, одинокие люди, как правило, не любят других, особенно общительных и счастливых, поэтому они часто ведут себя агрессивно по отношению к другим людям (8%). Это их защитная реакция, которая, в свою очередь, мешает им установить хорошие отношения с людьми. Не в состоянии установить контакты с другими, некоторые одинокие юноши и девушки демонстрируют притворное безразличие (20%) к своей проблеме, браваду (9%), плачут, думают о самоубийстве (13%), принимают алкоголь (9%).

Молодость - это время осознания и овладения одиночеством. Почти все переживают одиночество в юности. Из него вырастает трагическое чувство самопознания.

Одиночество в юности - это стремление к одиночеству, столь непостижимое для предыдущей юности. Одиночество позволяет вам подготовиться к будущим чувствам любви и любви, которые можно воспринимать наедине с собой.

Не пережив одиночества в юности, никогда не становится взрослым. Он остается вечным подростком и ведет себя как стареющий подросток на всех этапах жизни. На вопрос, когда одиночество чаще всего ощущается в подростковом или взрослом возрасте: 48% учеников старших классов ответили в подростковом возрасте (дети брошены родителями), 22% во взрослом возрасте (жизнь сложнее), 30% - одиночество не зависит от возраст, они затронуты все.

Из анкеты следует, что для 80% девочек и мальчиков родители являются сильной поддержкой, несмотря на сильную занятость. 20% студентов сказали, что могут полагаться только на себя.

Хотя большинство респондентов (56%) не любят быть в одиночестве, тем не менее они находят такое времяпрепровождение приемлемым и не испытывают страха или депрессии, находясь в таком состоянии («вы можете заниматься размышлениями», «вы начинаете понимать себя в такие моменты »,« вы думаете о жизни, когда рядом нет компании »). 27% юношей и девушек паникуют, находясь в состоянии одиночества («общение с самим собой доставляет мало удовольствия», «какая гармония? Я не психопат», «я не нахожусь в состоянии« молчать с собой»).

Одиночество - это переход от бесполой подростковой жизни к жизни юноши и девушки. Благодаря одиночеству происходит осознание секса, попытка найти стиль женщины и мужчины.

Женщина всегда тяжелее, чем мужчина страдает от одиночества. Однако в юности - в эпоху естественного одиночества - это одиночество молодого человека, которое кажется более очевидным. Объяснением этого может быть тот факт, что девушка взрослеет гораздо раньше и в большей степени несет в себе черты самодостаточной личности в юности. Молодой человек достигает самодостаточности через индивидуальный волевой импульс. Такой импульс в гораздо большей степени предполагает одиночество, требует его.

Мечты молодого человека в корне отличаются от тех, которыми балуются девушки. Это мечты об исключительности, которая должна осуществляться вне семейного благополучия или, в любом случае, не благодаря этому.

Молодой человек - это подросток, который осознал себя волей к власти или волей к созерцанию. И то, и другое - это воля к одиночеству. Молодой человек овладевает элементом одиночества, превращает его в одиночество. Все это позволяет нам различать одинокого и уединенного юношу. Первый случайно попадает в стихию одиночества и, страдая, стремится вернуться обратно. Пенсионер сознательно входит в нее, стремясь обрести новую полноту жизни.

Девушке не нужно одиночество, как молодому человеку. Его рост обусловлен логикой распространения человеческой расы на планете. Девушка, а затем и девушка готовятся стать матерью, и это накладывает отпечаток на ее личность. Идея будущего рождения и материнства прививается девочке с самого раннего возраста, и поэтому одиночество рассматривается как предвестник трагедии.

Только странная девушка, которая преодолевает инстинктивное противостояние семьи, может стремиться к одиночеству. Одинокая мошенница, которая не может вписаться в сообщество своих сверстников и страдает от этого, тоже может быть одна.

Одиночество и отрешенность девушки, как и у молодого человека, проявляется через сны. Девушка ожидает в своих снах любви, как абсолютного преодоления одиночества. Это ожидание делает ее похожей на молодого человека, и это ожидание реализуется в чувстве любви.

В ответах девочек и мальчиков мы наблюдаем различия: девушки реагируют более эмоционально, открыто пишут о своих чувствах.

В общественном сознании одиночество обычно ассоциируется со зрелостью и старостью. Однако есть исследования, доказывающие, что эта проблема наиболее остра в молодости, и впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это то, что мы проверим на основе анкет, которые мы опрашивали у взрослых.

С точки зрения взрослых (65%), основными причинами одиночества являются социальные факторы: социальная изоляция, отсутствие круга общения, близкие друзья, ситуативные причины («разлученные с близкими», «вдали от семьи», «оставленные»). закрыть »,« невнимательность »,« равнодушие окружающих »,« я прихожу в пустой дом »,« смена места жительства »,« мечты рушатся »,« нет единомышленников »).

Еще одна веская причина - черты характера (35%): агрессивность, высокомерие, высокомерие. Отсюда - «раздор в семье», «ссориться со всеми» и т. д.

Типы одиночества среди взрослых были следующими:

  • 9% хронических (нет партнера, супруга, друзей, отношений с соседями и т. д.)
  • 25% ситуационный
  • 66% переходный

В то же время 27% опрошенных взрослых пережили смерть близких, развод своих родителей и своих собственных.

Описание взрослым портрета одинокого человека мало чем отличается от описания старшеклассников. В список пережитых эмоциональных состояний добавляются: тоска по конкретному человеку, ранимость, боль, смирение, безнадежность.

По словам взрослых, одинокие люди запираются (34%), ищут негативные вещи в других, жалуются, завидуют, плачут (33%), ведут себя очень агрессивно (17%) по отношению к другим, желая наказать их за одиночество, принять алкоголь и транквилизаторы (23%) пытаются выйти из этого состояния по-разному (13%).

Взрослые уверены, что одиночество чаще ощущается: во взрослом возрасте (60%), поскольку дети растут («синдром пустого гнезда»), трудно что-либо изменить в себе - характер уже сформирован, больше домашних и семейных проблем, Способность объективно оценивать реальность, а значит, и отсутствие необоснованных надежд, заставляют молодежь проявлять большую активность, поэтому им легче решать проблему одиночества. 40% - в юности, поскольку родители уделяют мало внимания детям, им не с кем поделиться своими проблемами, они менее защищены и поэтому больше страдают.

С другой стороны, любой, даже самый общительный человек, ищет уединения. Отношение к одиночеству большинства из нас двоякое: с одной стороны, это символ независимости и автономии, с другой - символ социальной неудачи. При анализе отношения субъектов к одиночеству было обнаружено, что они довольно точно определяют границу между одиночеством и стремлением к одиночеству. 50% взрослых разделяют мнение о пользе одиночества и общения наедине с собой («вы делаете в себе величайшие открытия», «вы почти всегда в мире с самим собой», «я получаю огромное удовлетворение от общения с самим собой») , 32% не видят необходимости в одиночестве и не верят, что оно может принести человеку удовлетворение. Поэтому они стараются избегать таких ситуаций, занимаясь любым бизнесом. 9% - не видят разницы между одиночеством и одиночеством и считают, что это одно и то же.

Каждая из обследованных групп считает, что именно она часто испытывает состояние одиночества. Сложно однозначно ответить на этот вопрос, однако причины одиночества взрослых более серьезны, и, следовательно, они испытывают больший спектр эмоций. Это заставляет некоторых людей злоупотреблять алкоголем, транквилизаторами, наркотиками, даже если сами взрослые не признают себя одинокими. Таким образом, как изначально предполагалось, восприятие одиночества различными возрастными категориями имеет существенные различия. Поэтому наша гипотеза подтверждается.

Кроме того, несмотря на то, что женщины испытывают одиночество более остро, чем мужчины, тем не менее они находят более конструктивные выходы из такой ситуации и менее агрессивны по отношению к другим, а также более склонны к размышлениям. Кроме того, мысли женщин заняты домашними делами, уходом за детьми, семейными проблемами. Следовательно, одиночество женщин существенно отличается от мужского, что подтверждает вторую гипотезу.

Пути преодоления одиночества

Изучив проблемы одиночества и его влияние на молодежь и взрослых, мы переходим к тому, как мы можем помочь тем, кто переживает это.

Поскольку одиночество - это субъективное переживание, невозможно найти единый способ его преодоления, подходящий для всех и каждого в любом случае. Поэтому при оказании помощи мальчикам и девочкам необходимо придерживаться принципа «среднего уровня», то есть уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять независимость. активность в поисках преодоления негативного опыта одиночества.

Такая помощь может быть психологической поддержкой молодого поколения. «Одиночество существует только в одиночестве. Разделенное одиночество умирает », - справедливо заметил И. Ялом в своей книге« Когда плакал Ницше».

Таким образом, психологическая поддержка помогает обмениваться опытом учащихся старших классов и посредством совместной деятельности превращает одиночество из чувства бесполезности в позитивное переживание своей уникальности.

Разделять одиночество означает: слушать человека, когда он хочет говорить о своей боли; понять и принять его чувства.

Превращение в положительный опыт означает готовность изменить ситуацию, проанализировав ее и начав строить отношения с другими, рассматривая альтернативные варианты, такие как повышение вашей коммуникативной компетентности, изменение вашего поведения и отношения к себе и людям, развитие умений размышлять и общаться.

При определении возможных способов борьбы человека с его одиночеством наше исследование показало, что:

  • около 20% испытуемых пытаются проанализировать ситуацию, определить причины одиночества и предотвратить их в будущем;
  • 22% затруднились, «пытаясь переждать» этот период;
  • 4% - они не хотят бороться с возникшим чувством, оно им подходит. Они пассивно и постоянно одинокие люди (вдовы, безработные). Чувствуя себя глубоко одинокими, они не считают себя брошенными и не обвиняют других в их положении;

Пути преодоления одиночества, предлагаемые старшеклассниками и взрослыми:

  1. Отвлечение внимания от умственной деятельности (просмотр телевизора, книг, прослушивание музыки).
  2. Занятие тяжелой работой, чтобы преуспеть в любой деятельности.
  3. Заниматься домашними делами.
  4. Спорт, творчество и пр. С целью избавления от негативных эмоций.
  5. Покупки с целью изменения собственного имиджа.
  6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
  7. Анализ причин его одиночества.
  8. Прогулка на свежем воздухе, поездка на природу.
  9. Обратитесь к психологу или психотерапевту для решения проблем.

Основываясь на ответах испытуемых, можно сделать вывод, что независимо от возраста люди, страдающие от одиночества, используют различные способы улучшения своей социальной жизни.

Вывод:

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время все больше и больше новых работ посвящается этой проблеме, исследуя сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Однако в настоящее время нет единого мнения о том, что такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество как единственно возможную основу человеческого существования, как неестественное для человека состояние, патологию и проявление плохой приспособляемости человека, а затем как социальную проблему, являющуюся следствием развития современного социального силы.

Для одних одиночество является результатом осознания человеком изолированности и ограниченности своего существования, сопровождаемого отчаянием и потерей надежды, для других - активным творческим состоянием, возможностью общения с самим собой и источником силы.

Однако общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, который осознает факт своего отречения и отчуждения от мира других людей. Отчуждение человека от других людей может быть следствием реального отсутствия круга общения и значительных связей, а также того, что человек воспринимает свои социальные контакты как неудовлетворительные.

В нашей работе мы придерживались определения одиночества как эмоционального состояния, вызванного осознанием того, что общение и социальные контакты не приносят удовлетворения.

В общественном сознании одиночество обычно ассоциируется со зрелостью и старостью. Однако есть исследования, доказывающие, что эта проблема наиболее остра в молодости, и впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это в первую очередь связано с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания с ростом потребности в самопознании, принятии и признании, общении и изоляции и кризисе самооценки.

Кроме того, переориентация общения с родителями и значительными взрослыми на сверстников делает проблему отношений с последними очень острой, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если его потребности в социальном единстве и самоутверждении не удовлетворяются, то у него возникает чувство одиночества.

Как вы знаете, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в одиночестве, потому что только наедине с собой подросток может постигать и «переваривать» изменения, которые происходят с ним, оценивать себя и свои отношения, определять свою линию поведения и свою позицию , Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), Резкое преобладание потребности в одиночестве является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Другими словами, постоянное желание подростка побыть наедине является сигналом того, что что-то не так в его отношениях со сверстниками и, возможно, во внутреннем мире.

В нашей работе, на примере учеников 11-го класса и взрослых, мы исследовали особенности опыта одиночества, факторы, способствующие его возникновению, и способы его преодоления. В представлении испытуемых об одиночестве существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях; они считают, что состояние одиночества является нормальным, если это выбор человека, сделанный не под влиянием других, а по внутренним причинам. То есть, если человек выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неспособности общаться, не из-за страха перед общением и другими людьми, а из-за своего внутреннего желания и необходимости быть одному, тогда это нормально и естественно. Если он один, потому что другие люди отвернулись от него, то это несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.

Старшеклассники и взрослые считают, что причины одиночества лежат как в тесном кругу человека, который не хочет его принимать, так и в себе: в его характере, поведении, манере общения, в том числе в неспособности общаться.

В ходе исследования мы обнаружили различия в опыте мужского и женского одиночества. Женщины чаще испытывают одиночество, но агрессия менее вероятна, чем мужчины. Они более чем мужчины склонны анализировать причины собственного одиночества и искать конструктивные методы решения проблем. Некоторые различия в опыте одиночества в подростковом и взрослом возрасте также были подтверждены. Обе выдвинутые нами гипотезы были экспериментально подтверждены в ходе нашего исследования.

Является ли одиночество нашей неизбежной судьбой? Современный человек наиболее остро чувствует это в ситуациях интенсивного и даже вынужденного общения, в городской толпе, в кругу своей семьи, а иногда и среди друзей. Но можно ли считать, что единственной альтернативой одиночеству является безграничное общение, поглощающее духовную жизнь человека? Если под общением мы подразумеваем обмен информацией, который не сопровождается ее интимным смыслом, то, наоборот, он порождает одиночество. Потоки информации, обрушивающиеся на человека, принудительное общение, лишенное разумных пределов, только усугубляют чувство одиночества (например, монстр - телевизор, компьютер, захват человека в плен, отнятие пропасти времени, делает не отдавайте ни любви, ни тепла в ответ.) Альтернативой одиночеству могут быть способность и желание человека заглянуть в себя, желание научиться общаться с самим собой, а следовательно - стремление к самосовершенствованию (когда он не скучно с самим собой).

Человек может попытаться понять природу одиночества, «приручить» его одиночество, сделав его более конструктивным и менее разрушительным.

Таким образом, невозможно полностью преодолеть одиночество, и в этом, вероятно, нет необходимости: одиночество в определенной степени необходимо для роста, развития творческих сил, независимости; но когда дело доходит до экзистенциального одиночества, мы должны научиться принимать его как естественную часть нашего существа.