Психические состояния в профессиональной деятельности

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть образец титульного листа для реферата по ГОСТ:

 

Образец титульного лист реферата по ГОСТу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

Денежные доходы и расходы населения

 

Анализ основополагающих стандартов

 

Развитие и становление автомобилестроения в Российской Империи

 

Теоретические аспекты роботизации промышленных производств

 

Введение:

Понятие психического состояния

Классификация психических состояний: эмоциональные, когнитивные, волевые и те, которые возникают в процессе трудовой деятельности человека. Состояние работника и факторы, влияющие на его решение. Рассмотрена проблема адаптации и психического состояния работников на рабочем месте. Деятельность лица, ответственного за управление адаптацией.

Регуляция и саморегуляция психического состояния.

Психическое состояние-это психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида в течение определенного периода времени. Это тот фон, на котором происходит умственная деятельность человека. Она отражает своеобразие психического процесса и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Ментальное состояние имеет свои начала и концы, оно меняется с течением времени, но они жизненно важны,относительно постоянны и стабильны. К. К. Платонов определяет психическое состояние как занимающее промежуточное положение между психическими процессами и чертами личности.

Психическое состояние включает в себя радость, печаль, сосредоточенность, скуку, усталость, нервозность, апатию и т. д. На тип психического состояния индивида в данный момент времени влияют две группы факторов: факторы внешней среды и индивидуальные особенности субъекта.

Типы психических состояний:

  1. Эмоциональное состояние. В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференциации выделяют следующие типы эмоциональных состояний: чувственный тон чувств, влияние, настроение, страсть и сами чувства.
  2. Когнитивное состояние связано с познавательной активностью.
  3. Состояние мотивации возникает в ситуациях, которые основаны на потребности: восполнить недостаток мотивации к действию при отсутствии достаточной мотивации;тип мотивации, цели, действия в конфликте; и уровень мотивации.
  4. Психологическое состояние, возникающее в результате особенностей условий труда, по-латыни называется праксис-трудовое состояние.

Условия, которые возникают у человека в процессе работы, делятся на следующие три группы:

  1. относительно стабильное, долгосрочное состояние. Такое состояние определяет отношение человека к данному производству и определенному виду труда. Эти состояния (удовлетворенность или неудовлетворенность работой, интерес или безразличие к работе и т. д.) в большинстве случаев отражают общее психологическое настроение коллектива.
  2. временная ситуация, быстро проходящее состояние. Они возникают под влиянием различных проблем и неприятностей в производственном процессе и во взаимоотношениях коллектива.
  3. условия, которые регулярно возникают в процессе работы. Таких условий много (например, состояние работы, повышенная работоспособность, окончательная спешка и т. д.).

Рассматриваемое психологическое (или функциональное) состояние является результатом профессиональной деятельности человека, поэтому с учетом условий труда существующий подход к описанию труда в психологии труда считается характеризующимся тремя основными составляющими: признанием цели, наличием средств, полученным результатом.

Цель состоит в том, чтобы получить некоторые продукты. При производстве физических изделий цель может быть поставлена в виде количественных требований, в виде чертежей или в виде примерных образцов, перечней признаков и т. д.

Средства, используемые для достижения этой цели - это технологии, энергия и информация. Главное требование к результату:результат должен соответствовать поставленной цели.

В зависимости от соотношения этих трех элементов деятельности человек в процессе труда имеет различное состояние.

Функциональный комфорт характеризует идеальный случай, в котором человек имеет все необходимые условия для деятельности (структура "цель"–"средство"–"результат"). Но в большинстве реальных случаев человек будет:

  1. самостоятельно формулировать конкретные цели поведения в данных условиях (находить их в работе или техническом руководстве, получать от руководителя, принимать ответственные решения и т. д.);
  2. самостоятельно искать средства (и методы) деятельности,"проектировать"или"реконструировать"имеющееся оборудование, знания и информацию в связи с конкретной производственной ситуацией;
  3. отсутствие информации о результатах своей деятельности, чтобы добиться положительного результата как можно дольше (в некоторых случаях необходимо проконсультироваться с врачом о цели своих действий).

Взаимосвязь между психологическим состоянием и условиями труда

Многообразие ситуаций, возникающих в реальной работе, порождает довольно широкий спектр соответствующих психологических состояний.

В наиболее распространенной форме он показан для адаптации (широта. adapto-адаптация) - это процесс адаптации работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин "адаптация" очень широко используется в различных научных дисциплинах. В социологии и психологии различают социальную и производственную адаптацию. В определенной степени эти два типа адаптации накладываются друг на друга, но каждый из них имеет свою область применения: социальная деятельность, производство.

С точки зрения управления персоналом наиболее важной является промышленная адаптация. Это инструмент для решения такой задачи, как создание необходимого уровня производительности и качества труда в сжатые сроки для новых работников.

Причины изменения условий труда разнообразны:прием на новую работу, перевод в другой отдел,новая должность,введение новой формы организации труда,его оплата и др.

Эта проблема так или иначе затрагивает все виды рабочих,но наиболее остро она стоит для молодых рабочих и молодых специалистов.

Смена рабочего места связана не только с изменением условий труда, изменениями в коллективе, но и часто с изменением профессии, вида деятельности, приданием адаптации нового, более сложного характера.

В процессе адаптации человека к среде производства возникает много вопросов:мы должны сделать среду работника курсовой, во что бы то ни стало приспособиться к ней и, следовательно, индивид должен научиться активной адаптации (нормам, формам взаимодействия, нормам), которые пытаются воздействовать на среду, чтобы ее изменить.

Наиболее эффективными являются процессы активной адаптации личности к изменяющимся условиям внешней среды, с воздействием правильного контроля и использованием различных средств (организационных, технических, социально-психологических и др.).

По степени воздействия на работников результаты постепенной адаптации отличаются от регрессивных. Последнее происходит в случае пассивной адаптации к среде с негативным содержанием (например, при низкой трудовой дисциплине).

Кроме того, существует различие между первичной отраслевой адаптацией и первым вступлением в постоянную занятость на конкретном предприятии, а также последующей сменой работы.

Компоненты производственной среды, подлежащие адаптации, очень разнообразны. Среди них-условия труда и их организация, форма оплаты труда и материального стимулирования, содержание труда, строгость норм, психологический климат коллектива. Некоторые исследователи также выделяют факторы непроизводственной сферы деятельности предприятия (адаптация к условиям жизни, непроизводительное общение с коллективом, организация досуга предприятия).

Производственную адаптацию как сложное явление можно рассматривать с различных позиций, подчеркивая ее психофизиологические, профессиональные и социально-психологические аспекты.

У каждого из них есть свои цели, задачи и показатели эффективности.

Психофизиологическая адаптация-снижение адаптации к работе на уровне работника в целом, изменение его функционального состояния (снижение утомляемости, адаптация к высоким физическим нагрузкам и др.).

Профессиональная адаптация предполагает полное и успешное овладение новой профессией, а именно содержанием и характером работы, ее условиями и адаптацией к организации. Она выражается на определенном уровне овладения профессиональными знаниями и умениями в умении соотносить характер профессии с характером личности.

Социально-психологическая адаптация к производственной деятельности человека-адаптация к ближайшей социальной среде в коллективе, адаптация к традициям и неписаным правилам коллектива, стилю работы руководителя, выработанному в коллективе.

Среди компонентов производственной среды, к которым работник должен адаптироваться, наряду с условиями и содержанием труда, трудовыми обязанностями и др. не случайно некоторые исследователи акцентируют внимание на социально-экономических аспектах промышленной адаптации.

Взаимосвязь между видами и адаптивными факторами

Профессиональная адаптация определяет сроки освоения новой профессии, выбор кадровой политики(направление на привлечение сотрудников извне или их собственное перераспределение), осуществляется адаптация.

В процессе адаптации могут возникать различные негативные психические состояния, которые влияют не только на работу, но и на общую удовлетворенность работой.

Типы условий в зависимости от различных производственных ситуаций:

Умственная усталость.

Умственная усталость возникает тогда, когда вы получаете результат, который вам нужно проработать в течение длительного времени, даже если он не слишком тяжелый. Состояние ожидания результата вызывает чувство усталости.

Состояние ожидания результатов, отсутствие результатов от перенапряжения, вызывает чувство усталости. -Я думаю, это хорошо, что у нас есть много работы, - сказал он. В состоянии умственного истощения человек чувствует себя "выжатым из лимона".Он готов работать, потому что знает, зачем и что нужно делать, но сил на это не хватает. Снижение интенсивности умственной деятельности может вызвать депрессию, которая приводит к гневу и вспышкам гнева по отношению к невинным людям, чаще всего самым близким.

С точки зрения производственной оценки выполняемых работ, усталость сопровождается снижением производительности труда (количественные показатели) и эффективности (показатели, характеризующие качество).

Усталость рассматривается с 3-х сторон:

  1. с субъективной стороны - как психическое состояние;
  2. со стороны физиологического механизма;
  3. со стороны снижения производительности и качества труда.

В психологии труда усталость - это особое, неповторимо переживаемое психическое состояние считается:

  1. Чувствовать себя слабым. Усталость влияет на то, что человек чувствует снижение работоспособности, даже если производительность труда все еще поддерживается на прежнем уровне. Это снижение производительности выражается в особых, болезненных переживаниях напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что не может продолжать нормально работать.
  2. Синдром дефицита внимания. Внимание - это одна из самых изнурительных психических функций. При усталости внимание становится рассеянным, тупым, сидячим или наоборот, хаотичным и подвижным, неустойчивым.
  3. Нарушения в сенсорной области. Такие расстройства, которые находятся под влиянием усталости, подвергаются воздействию рецепторов, участвующих в работе. (Например, когда человек читает в течение длительного времени без перерыва, строки текста начинают "размываться" в глазах. Когда вы слушаете музыку в течение длительного времени, вы теряете восприятие мелодии. Длительный ручной труд может снизить тактильную и кинестетическую чувствительность).
  4. Нарушение двигательной сферы. Усталость влияет на медлительность и хаотичность движений, нарушение ритма, неточность движений и ослабление координации, ее автоматизм.
  5. Ухудшение памяти и мышления.
  6. Ослабление воли.
  7. Сонливость - как проявление защитного торможения.

Со временем степень усталости изменяется, а при длительной работе выражение компонентов, характеризующих фазу усталости, возрастает, и последующие (со временем) компоненты появляются и выделяются, следовательно, речь идет о динамике усталости, которая характеризуется рядом стадий:

  • относительно слабое чувство усталости; производительность труда несколько снижается. Усталость часто появляется тогда, когда человек чувствует, что он способен работать, несмотря на изнуряющую работу(мотивационное воздействие). Эта стадия характеризуется повышенной усталостной стойкостью.
  • снижение производительности труда становится все более заметным и угрожающим. На данном этапе это сокращение часто относится только к качеству, а не к количеству труда.
  • испытанная усталость, которая может принимать форму острой усталости. Показатели работоспособности могут ускоряться на этой стадии утомления, но она неустойчива, отражая попытки человека поддерживать правильный темп, резко ведь нарушается активность работы, так что, испытывая болезненное состояние, можно почувствовать, что он не может продолжать работать.

Умственное напряжение

Состояние психического напряжения вызвано чрезмерным умственным усилием, которое необходимо человеку для решения поставленных перед ним задач. Как правило, это происходит в условиях сложной деятельности, которые обусловлены следующими факторами:

  • Недостаток средств: информация, условия, оборудование(без определенного порядка или"отсутствие" средств, доступных специалистам");
  • Максимальная интенсивность психических процессов, связанных с"обеспечением" деятельности.

Эмоциональная составляющая психического напряжения обусловлена степенью ответственности за принятое решение, нехваткой времени, отсутствием необходимой информации для принятия решения. Эмоции регулируют поток поступающей информации и участвуют в управлении поисковой деятельностью (то есть деятельностью, связанной с поиском информации, необходимой для принятия решения).

Существуют общие правила оценки количества эмоций и знаков в зависимости от объема информации, необходимой для решения поставленной задачи. П. В. Симонов озвучил его в 1970 году.

Психическое напряжение может по-разному влиять на поведение человека:

  • возбудимость-характеризуется усилением двигательных реакций, дискомфортом, чрезмерным разговором и т. д.
  • ингибирование-торможение активности, характеризующееся медленной реакцией, "затухающей" до такой степени, что она не может реагировать на различные виды воздействий.

Состояние психического напряжения возникает тогда, когда возникает повышенная ответственность, нехватка времени или особенно трудная задача. Все эти ситуации характерны тем, что требуют от человека новых нестандартных действий.

 

В зависимости от степени напряжения это условие по-разному влияет на производительность.

 

В некоторых случаях это ухудшает показатели деятельности,приводя к дезинтеграции личности. В других случаях, наоборот, он оказывает благотворное действие. Кроме того, он может эффективно работать только в состоянии психического напряжения, задерживая выполнение важных задач, например, на последний момент, и в короткий промежуток времени волна восстановления энергии ("мечетей").

Отсутствие мотивации

Состояние отсутствия мотивации (или низкой мотивации) встречается даже чаще, чем состояние умственной усталости или умственного напряжения. Это связано с тем, что деятельность не имеет внутреннего мотивационного мотива, и существует довольно много производственных ситуаций, в которых цель вводится извне в виде принуждения. Это состояние чаще встречается у владельцев бизнеса и менеджеров, чем у сотрудников. Сотрудники обеспечены всеми необходимыми средствами, и, следуя требованиям администратора, вы легко можете получить результат (таблица 5.1). Но его производительность неуклонно снижалась. Кроме того, наблюдается нежелательный функциональный сдвиг, подобный субъективному ощущению симптомов усталости или недомогания.

Итак, безразличие к цели, конечно же, приводит к снижению мотивации (и пределу отсутствия), что в конечном итоге приводит к прекращению психических процессов рабочего существа.

Несмотря на внешнее сходство с состоянием умственной усталости, снижение мотивации отличается от него своими причинами и психофизиологическими проявлениями.

Поэтому профилактика этого состояния принципиально отличается от профилактики умственной усталости. В последнем случае, если человек нуждается в отдыхе,то при снижении мотивации, наоборот, потребуется активность. Часто эта деятельность заключается в поиске нового или особого смысла деятельности.

Стресс и стрессовые факторы

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в самых сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и на работе, а также при особых обстоятельствах. Состояние эмоционального напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности, связано с экстремальными и особыми условиями труда.

В связи с профессиональной деятельностью это ситуация, когда цель есть, она принимается, но нет средств ее достижения, и задача не может быть решена. А результат (результат работы) практически не зависит от человека. В сложившейся ситуации возникает ощущение беспомощности сотрудников.

Понятие стресса (от англ.stress-давление, напряжение) было введено в 1936 году канадским физиологом Хансом Селье. Стресс - это сложный процесс, который включает в себя как физиологические, так и психологические элементы. С помощью реакции на стресс организм мобилизуется, чтобы защитить себя и приспособиться к новым ситуациям. Неспецифические механизмы защиты устанавливаются для обеспечения устойчивости к неблагоприятным условиям жизнедеятельности человека и адаптации к ним.

При анализе внешних причин стресса используются понятия стрессовых факторов и экстремальных состояний.

Стрессовые факторы являются критическими по силе и длительности, внешним и внутренним воздействиям, приводящим к возникновению стрессового состояния. Существуют физиологические и Психологические стрессоры. Физиологические стрессоры включают в себя тяжелую физическую нагрузку, кровопотерю, тяжелую физическую нагрузку, инфекцию, ионизирующее излучение, резкие перепады температуры и т. д. Они влияют на свои сигнальные значения: угроза, опасность, гнев. В трудовом коллективе в результате наиболее сильными мотивами стресса являются неудовлетворенность работой, низкая мотивация к труду, депрессия и отсутствие самоутверждения. К психологическим стрессорам относятся неуважение к личности исполнителя, неумение вести себя в своем стиле, нежелание нести возложенную на него ответственность.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационной перегрузки, когда человек не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать правильные решения в нужном темпе, не успевает реагировать на последствия принятого решения.

Эмоциональный стресс проявляется в таких ситуациях, как угрозы, опасность и гнев. Форма его проявления, как и проявления психического напряжения, различна. Это может быть активная форма (так называемый "львиный стресс" –наиболее эффективный и конструктивный, характеризующий способ действия) или пассивная реакция (так называемый "кроличий стресс").

 

Источником его является сообщение, представляющее собой информацию о текущем (фактическом) ожидаемом (возможном) воздействии неблагоприятного события, его угрозе или"инсайдерскую"информацию в виде прошлых выражений.

 

Существует известная точка зрения, согласно которой все виды стресса (личностный, межличностный, семейный, профессиональный и др.) могут быть вызваны различными причинами.).Это в основном информация. При таких видах психологического стресса информация о вредных и опасных событиях является отправной точкой для определения угрозы их возникновения, формирования чувства тревоги, психического напряжения и т. д.

В зависимости от степени развития (динамики) выделяют следующие стадии стресса:

  1. реакция тревоги-описывает процесс мобилизации защитных свойств организма и повышения его защитных свойств в связи с травматическим воздействием. Организм функционирует с большими нагрузками. К концу первого этапа большинство людей улучшили свои показатели.
  2. фаза резистентности (или фаза резистентности) - характеризуется сбалансированным расходованием адаптационных ресурсов организма.
  3. стадии истощения адаптационных ресурсов организма.

Итак, в зависимости от стадии стресса и "полярности" его проявлений можно говорить о "хорошем" и "плохом" стрессе.

Как показали многочисленные исследования, стресс на рабочем месте, в зависимости от его уровня, дает очень разные, иногда противоположные результаты. Стресс проявляется в универсальном адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция на резкое увеличение общей внешней нагрузки организма. Эта реакция способствует повышению биоэлектрической активности головного мозга, увеличению частоты сердечных сокращений, повышению систолического артериального давления, расширению кровеносных сосудов, увеличению содержания лейкоцитов в крови, то есть увеличению количества физиологических изменений в организме, повышению его энергетической емкости и успешности в выполнении сложных видов деятельности. Поэтому, Котик подчеркивает: "стресс сам по себе является не только адекватной защитной реакцией организма человека, но и способствует успешному выполнению работы в условиях инвалидности, трудностей и опасности".

Однако, с одной стороны, связь между уровнем стресса и активацией нервной системы (НС) и выполнением работы носит нелинейный характер. Это британский психолог Р. в начале XX века.Йеркс и J.It был замечен Додсоном. Они экспериментально показали, что по мере увеличения активации нервной системы до определенного уровня продуктивность действий возрастает, и они начинают снижаться с ростом дальнейшей активации.

Стресс, пока он не превышает определенного критического уровня, зависит от результата работы (он помогает мобилизовать энергетические резервы организма и преодолеть препятствия, возникающие на работе) плюс такой стресс повышает сопротивляемость организма вредным внешним воздействиям и называется ЭСС. Превышая этот уровень, в организме развиваются механизмы саморегуляции и так называемые гиперкинетические процессы, которые сопровождаются снижением работоспособности, нарушениями вплоть до ее срыва. В своем крайнем выражении стресс сверх значительного уровня, который может привести к болезни или смерти человека, называется дистрессом.

Состояние психологического стресса (как и состояние психического напряжения) возникает в неблагоприятных условиях деятельности или в экстремальных ситуациях. Для современного производства характерны два экстремальных типа экстремальных ситуаций.

Экстремальный характер такой работы часто может усиливаться из-за негативного воздействия сильных внешних факторов (шум, вибрация и др.).

Второй тип экстремальных ситуаций возникает из-за недостатка или неоднородности поступающей информации, отсутствия межличностных контактов и низкой двигательной активности. В этой ситуации у человека развивается состояние монотонности. Необходимый уровень возбуждения, внимания в таких условиях человек должен поддерживать за счет волевых усилий.

Поэтому в обоих типах стрессовых ситуаций общей чертой является появление серьезного внутреннего противоречия между ним и теми требованиями, которые он предъявляет к своим способностям. В первом случае этот конфликт возникает главным образом в результате повышенных требований, предъявляемых к человеку. В последнем случае это происходит из-за снижения способности человека выполнять предъявляемые требования.

Как снять стресс:

Переложить ответственность.

Чрезмерная ответственность - это постоянный источник стресса, который в конечном итоге может привести к тяжелой депрессии. Пока эта нагрузка не уменьшится, снять стресс практически невозможно. Попробуйте переложить часть ответственности на плечи других людей. Ведь это вовсе не значит, что вы безответственный человек или плохой работник. Слишком большой стресс в конечном счете влияет не только на ваше физическое и психическое здоровье, но и на качество вашей работы. Если это невозможно, то вам нужно открыто поговорить с вашим боссом. Тот факт, что человек делает не больше работы, чем он может, означает, что он несет ответственность.

Не берите на себя слишком много ответственности и нагрузки. Кроме того, каждый человек нуждается в регулярном и полноценном отдыхе.

Спокойный.

Многие сатирические произведения изображают типичного офицера, который пьет успокоительные препараты один за другим, и он всегда полон гнева. Если человек действительно становится таким, то он находится в состоянии постоянного стресса и уже не может справиться со своими профессиональными обязанностями. Для того чтобы хорошо выполнять свою работу, вам сначала нужно успокоиться и сосредоточиться. Кроме того, желательно включать в рацион продукты с высоким содержанием магния (например, овощи, орехи, семена). Кусочек шоколада или кусочек пасты могут улучшить ваше настроение. Периодически позволяйте себе отдыхать, восстанавливаться, делайте это и меняйте ситуацию. Вы можете отправиться на море или отдохнуть на природе на озере. Очень полезно отдохнуть в санатории или доме отдыха.

Попросите помощи для снятия стресса.

Люди требуют от стресса почти всех проблем, которые могут быть решены. Поэтому лучше обратиться за помощью к опытному и квалифицированному психологу или психотерапевту, чтобы рассказать о своей проблеме. Специалисты вместе с пациентом пытаются найти выход из заманчивых проблем и постоянного стресса.

Резервы витаминотерапии напрягают организм человека для поддержания его работоспособности, все внутренние резервы будут содержать витамин С (богатый яблоками, помидорами, шиповником).

Ароматерапия с древних времен было известно благотворное воздействие ароматических эфирных масел. Целебные эфирные масла розы, лаванды, жасмина или кипариса.

Интимные беседы как способ снять стресс очень эффективны. Иногда человеку, находящемуся в состоянии эмоционального стресса, достаточно просто высказаться, часто озвучить его, посмотреть на проблему под другим углом. В наших условиях вы можете справиться со стрессом, заменив дорогие лекарства, близких людей, лучших друзей и знакомых.

Экстрим в борьбе с плохим настроением. Еще один эффективный способ снять стресс-это подвергнуть организм новому типу стресса. Я не уверен, смогу ли я принять душ или нет, но я не собираюсь принимать холодный душ.

Практика. Спорт помогает бороться со стрессовыми ситуациями, делает организм сильнее для эмоционального воздействия. Это отличный способ для многих людей получить физические упражнения. И совершенно не важно, что это за человек. Таким образом, Вы сможете бегать, отжиматься, кататься на велосипеде и весить. Это же хорошо! Наибольший эффект дают упражнения, требующие регулярного повторения(например, бег) для расслабления тела. Это, в свою очередь, заставляет ваше тело и мозг адекватно реагировать на стресс. Проще говоря,снижается частота сердечных сокращений,снижается кровяное давление, снижается мышечный тонус. Тридцати минут тренировок на тренажере вполне достаточно, чтобы снизить эмоциональное напряжение, вызванное стрессом, на 25%.

Самая древняя система-это йога. С помощью йоги можно расслабиться, разобраться в себе и укрепить мышцы. Попробуйте медитировать. Не нужно делать глубокий вдох, замедлить дыхание, закрыть глаза и позволить дыханию сделать глубокий вдох. Повторяйте приятные фразы или слова на каждом вдохе. Это простое упражнение поможет сбалансировать организм, снять стресс и облегчить его.

Будьте осторожны. Избегайте ситуаций, которые могут привести к эмоциональному расстройству.

Улыбайтесь почаще. Если вы будете смеяться чаще, то сможете вызвать хорошее настроение на подсознательном уровне. Себя хвалить. Это кажется простым, но многие из нас только усиливают давление молчанием внутреннего голоса. Хотя некоторые исследования показали, что положительная обратная связь стимулирует выработку гормона кортизола, который отвечает за нейтрализацию стресса. В следующий раз, когда вы обнаружите, что принижаете себя, скажите это вслух или, еще лучше, напишите что-нибудь хорошее о себе.

Состояние монотонности.

Состояние монотонности возникает тогда, когда человеку представлены только средства деятельности в виде сырья, оборудования, технологий и рабочих алгоритмов. Но чрезмерное упрощение операций (или, наоборот, чрезмерная сложность процессов и продуктов) часто приводит к тому, что сотрудники оказываются оторванными от реальных целей, а в результате-к отсутствию удовлетворения от реализованных усилий.

Психическое состояние переживания монотонности вызвано фактической или кажущейся монотонностью движений и действий, выполняемых на работе. Под влиянием монотонности поведения (и в результате возникновения монотонности как психологического состояния) человек становится безразличным к работе и вялым. Состояние монотонности также оказывает негативное влияние на организм человека, что приводит к преждевременному истощению. На физиологическом уровне это проявляется в снижении частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и скорости реакции.

Если неизбежные однообразные движения и действия происходят на работе, то человек с более высоким уровнем интеллекта испытывает чувство монотонности (однообразного состояния) в меньшей степени. Это связано с тем, что тот, кто обладает более широким кругозором и аналитическими способностями, лучше понимает необходимость этих действий для достижения общих целей, а значит, видит однообразное разнообразие и может лучше активизировать его выполнение. Умение видеть однообразное разнообразие присуще высококвалифицированным специалистам. Неквалифицированные рабочие не способны обнаружить явных изменений в"монотонности", а иногда, как на психологическом, так и на физиологическом уровне, они нечувствительны к проявлениям в самых тяжелых монотонных формах.

Состояние тревоги.

Тревога - это многозначный психологический термин, описывающий как специфическое состояние индивида в ограниченный период времени, так и устойчивые характеристики личности.

Состояние тревожности связано с особенностями производства и оказывает существенное влияние на успешность профессиональной деятельности. В любой деятельности невозможно регулировать общественные дела, отношения и весь технологический процесс до такой степени, чтобы полностью исключить неопределенность. Сотрудники часто страдают от предчувствия неудачи в своей работе из-за неясной цели текущего поведения и недостаточной направленности средств для ее решения.

Тревожность понимается как индивидуально-психологическая особенность, при которой наблюдается повышенная склонность испытывать тревогу в различных ситуациях, в том числе и в тех, в которых объективные характеристики к этому не приводят. Тревога - это расстройство в их поведении, которое испытывает реальные и воспринимаемые "упущения", такие как беспокойство о совершенных действиях или действиях, прошлых или возможных событиях.

Существует различие между личностной тревожностью (РТ) и ситуативной или реактивной (ЛТ) тревожностью.

Личностная тревожность характеризуется готовностью испытывать страх и волнение по поводу широкого спектра субъективно значимых явлений. Личностная тревожность, с одной стороны, как достаточно устойчивое свойство личности, с другой стороны, представляет собой накопление"хронического"психического напряжения, возникающего в процессе взаимодействия индивида с его окружением.

Ситуативная (или реактивная) тревога - это временное, временное состояние, которое является формой эмоциональной реакции индивида на ситуацию, связанную с реальной или воображаемой опасностью. Состояние реактивной тревоги характеризуется напряжением, тревогой, предвзятостью и напряжением.

Переживаемая тревожность определяет эффективность различных видов профессиональной деятельности, успешность социальной и профессиональной адаптации в той или иной степени. Следует понимать, что тревога сама по себе не является негативным состоянием или свойством характера. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной характеристикой активного и деятельного человека. В то же время у каждого человека есть свой оптимальный уровень"полезной тревожности". Эффективные и скоординированные действия требуют нормального уровня тревожности. Особого внимания требуют лица со значительными отклонениями от среднего или умеренного уровня тревожности к значениям показателей РТ и ЛТ.

Высокая тревожность подразумевает склонность к появлению у человека тревожного состояния, особенно в ситуациях оценки его профессиональной компетентности. В этом случае руководителю при постановке профессиональных задач необходимо несколько сместить фокус внимания с внешних требований работника-будущей деятельности исполнителя и развития чрезмерно завышенной, гипертрофированной тревожности (как состояния хронического "накопленного" психического напряжения, так и как характерной черты невротической быстротечности).

Низкая тревожность, наоборот, должна стимулировать активность личности руководителя, уделять больше внимания мотивации деятельности, вызывать интерес исполнителя, а также повышать социальное и личностное развитие работника.

Нет времени на деятельность специалистов.

Недостаток времени как фактор в деятельности специалистов можно рассматривать с обеих сторон:

  • как ограничение, недостаток времени для выполнения задачи в том или ином состоянии (объективные факторы);
  • как предел способности человека выполнять данную деятельность в рассматриваемом временном интервале(субъективный фактор).

Таким образом, можно выделить объективные и субъективные условия(или предпосылки) возникновения дефицита времени. Предпосылка глаза включает в себя следующее:

  1. более быстрый процесс или функция объекта, управляемого специалистом.
  2. кратковременное получение информации или сигналов.
  3. сложность и многофакторность управляемого объекта или процесса(например, необходимость параллельной обработки специалистом различной информации).
  4. внезапные и внезапные сбои в работе контролируемых объектов или процессов (например, аварийные ситуации, внезапные изменения условий выполнения задачи деятельности и др.).

Но психологическая проблема нехватки времени возникает только тогда, когда упомянутые выше объективные предпосылки сочетаются с определенными субъективными условиями. Они могут быть выражены на языке математических символов:

  1. время получения информации о рассматриваемой ситуации;
  2. время обработки и определения информации;
  3. время выполнения принятого решения(осуществления контрольных действий).

На основе информационного подхода, используемого при анализе деятельности, выделены следующие причины, повышающие субъективную составляющую дефицита времени: одни причины возникают из-за негативного влияния внешних условий на эффективность работы специалистов, а другие связаны с внутренними причинами.

Негативное влияние внешних условий на исполнителя:

  • общая плохая организация труда (например, неоптимальное распределение функций не только между специалистами, но и между "человеческой"и" технической " частями системы);
  • способом (и/или формой) представления информации, необходимой для работы специалиста, является развитие психофизиологических способностей, что приводит к увеличению Т1 и Т3 компонентов субъективного компонента;
  • неприятные внешние условия(физические и социально-психологические).

Влияние субъективных причин - "человеческий"фактор исполнителя:

  • отсутствие профессиональной подготовки;
  • индивидуально-психологические особенности (в том числе типологически обусловленные);
  • неблагоприятные функциональные состояния (например, утомляемость, монотонность, психическое напряжение и др.);
  • отрицательные и положительные личностные качества(например, такое личностное качество, как чрезмерная ответственность, приводит к чрезмерному вниманию и обостряет чувство нехватки времени. С другой стороны, отсутствие уверенности в компетентности специалиста в конечном итоге приводит к ухудшению дефицита времени).

Исходя из вышеизложенной ситуации (как внешней, так и внутренней), намечаются следующие возможные пути преодоления дефицита времени:

  • Сокращение времени Т1 и Т3 за счет оптимизации информационного обеспечения профессиональной деятельности, а также времени Т2-для такой подготовки специалиста он"видит" (прогнозирует) решение, то есть сможет принимать решения;
  • Рациональное распределение обязанностей между исполнителями, а также между людьми и техникой, информационным и офисным оборудованием, компьютерами с соответствующим программным обеспечением и удобным интерфейсом, автоматическими работами).

Недостаток времени зависит от индивидуальных типологических качеств, прежде всего от подвижности нервных процессов, темперамента и т. д. Различия в восприятии временных дефицитов также зависят от специфики восприятия людей с разным объективным (временным рядом) временем и субъективным (личностным) временем.

Несмотря на различия в типах адаптации, все они постоянно взаимодействуют, поэтому процесс управления имеет единый интерфейс, обеспечивающий скорость и успешность адаптации.

Успешность адаптации зависит от нескольких условий, основными из которых являются:

  • Качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
  • Объективность оценки деятельности работника(как в момент выбора трудовой адаптации работника, так и в момент адаптации самого работника);
  • Эффективность организационных механизмов управления процессом адаптации;
  • Престиж и привлекательность профессии, работающей в той или иной специальности данной организации;
  • Особенности организации работы по внедрению установки мотивации сотрудников;
  • Наличие проверенных систем для внедрения инноваций;
  • Гибкость системы развития людских ресурсов, действующей в рамках организации;
  • Особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
  • Адаптивный личный характер сотрудника, связанный с его собственным характером. Психологические характеристики,возраст, семейное положение и т. д .

Чтобы управлять трудовой адаптацией, вы должны сначала проработать три организационных элемента:

  • Структурная интеграция адаптивных функций управления;
  • Адаптивная технология управления технологическими процессами;
  • Информационное обеспечение этого процесса.

В качестве возможного организационного решения проблемы структурной интеграции адаптивных функций управления предлагается следующее:

  1. выделение соответствующих подразделений(групп, отделов) в организационной структуре системы управления персоналом. Чаще всего адаптивная функция управления входит в состав отдела развития персонала.
  2. распределение специалистов, занимающихся адаптивным управлением, по отделам(цехам, отделам) или группам отделов. В этом случае специалист по кадрам становится руководителем конкретного отдела.
  3. развитие наставничества. Зарубежные компании активно проводят свое руководство как форма доверия опытных сотрудников и как определенный этап карьерного роста. В то же время это руководство подкрепляется значительными стимулами. Наставником может быть опытный сотрудник с опытом работы, менеджер, а также молодой сотрудник, проработавший несколько лет и имеющий положительную репутацию. Этот опыт из Японии был успешно развит в европейских компаниях в последние годы.
  4. Управление организацией услуг и развитие структурных взаимосвязей систем управления персоналом (особенно адаптивных подразделений управления). Во многих зарубежных компаниях эта услуга структурно интегрирована в систему управления. Предметом функциональных отношений между подразделениями адаптивного управления и управляющими организациями является прежде всего вопрос о формах и принципах организации труда, системах внедрения инноваций и др.

Вы должны обратить внимание на важность управления инновациями. Хорошо продуманная реализация этой функции станет фактором успешной адаптации работника к новым условиям труда.

Ниже приведены рекомендации по использованию технологии адаптивного управления решениями вашей организации:

  • Семинары, курсы и т.д. о различных аспектах организационной адаптации;
  • Проведение индивидуальных бесед руководителя, новых сотрудников и наставников;
  • Интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, начинающих сотрудников;
  • Организация и подготовка работ и внедрение инноваций;
  • Специальные учебные курсы для лидеров;
  • Использование метода постепенного усложнения задач, выполняемых новыми сотрудниками; в то же время необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении задания. В то же время целесообразно продумать систему дополнительных стимулов для сотрудников, чтобы они успешно решали свою работу;
  • Выполнение Единого государственного задания по установлению новых рабочих контактов с коллективом;
  • Выполнение разовых поручений по организации работы органов управления (производственные совещания, советы директоров и др.);
  • Обучение сменного персонала во время ротации;
  • Проводятся в коллективе кафедры специальные ролевые игры по развитию у сотрудников слетов и групповой динамики.

Необходимо обратить внимание на реализацию принципов организации труда, которые оказывают мотивационное воздействие на персонал и облегчают процесс адаптации работника. К таким принципам организации труда относятся:

  • Целевые группы, создание творческого коллектива, изменение их состава, временных и рабочих вопросов;
  • Определение рациональной степени свободы системы труда, широкое использование струнного принципа труда;
  • Оптимальное воспроизводство задач кафедры,внедрение конкурсных элементов кафедры, проектов и т.д.;
  • Общественные отношения результатов труда(как групповые, так и индивидуальные);
  • Участие сотрудников в управлении (методы принятия решений группой, коллективное участие в разработке стратегических программ, делегирование полномочий и ответственности и др.);
  • Проведение совещаний с разумной периодичностью и продолжительностью;
  • Использование референтной группы внешнего вида;
  • Использование творческих методов принятия решений;
  • Обеспечить обратную связь администрации и коллегам о достижениях выполненной работы и адекватности ее оценки.

Информационное обеспечение адаптационного процесса в основном связано со сбором и оценкой показателей его уровня и продолжительности.

Сбор и обработка информации об уровне и продолжительности адаптации осуществляется в рамках текущей бизнес-оценки персонала. Разница здесь заключается в том, что по отношению к новым сотрудникам процедура оценки бизнеса должна иметь более высокую периодичность в течение периода адаптации.

В процессе адаптации должны быть приняты меры по плавному внедрению новых сотрудников в свою деятельность и предотвращению многих факторов, приводящих к психологической дезадаптации сотрудников в период адаптации, обусловленной вхождением в рабочий ритм коллектива сотрудника, непредвиденными трудностями, связанными с перегрузками, недостатком информации и др:

  • недоумение:все позитивные идеи, связанные с предприятием, рушатся;
  • Страх:вы не знаете, что делать и как себя вести;
  • Разочарование: чувствуйте, что вам не нужно выражать себя;
  • Возмущается:есть тенденция обижаться на мелочи;
  • Псевдо ответственность:все полномочия босса утрачены;
  • Нарушение режима работы;
  • Пассивное принятие: подчинение любому заказу;
  • Претензия:тенденция к участию в коллективном протесте;
  • Лень: безразличие и безразличие становятся каждый день;
  • Отсутствие диалога с властью, неразрешимость возникающих проблем;
  • Отсутствие коллективных целей, в результате которых работник не чувствует, что его работа достаточно мотивирована;
  • Отсутствие уверенности в том, что сотрудник видит в поведении начальника;
  • Отсутствие участия: сотрудники все больше и меньше отождествляют себя с командой;
  • Отсутствие целей: сотрудники признают, что компания не предоставляет возможностей для развития.

Регуляция и саморегуляция психических состояний

Основными видами саморегуляции являются аутогенная тренировка и релаксация.

Аутогенная тренировка (от греческого car-возникающий из себя и генос) - это позитивный метод психотерапии, психопрофилактики и психического здоровья. Она сочетает в себе саморазвитие и саморегуляцию. Его технология помогает управлять эмоциями,восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение.

Заключение

Расслабление - это состояние покоя, расслабления, восстановления сил. Это состояние возникает из-за снятия напряжения после сильных переживаний или физических нагрузок.

Виды расслабления:непроизвольное-при засыпании, усталости. Принимая спокойную позу, представляя состояние, соответствующее покою, расслабляет мышцы, участвующие в различных видах деятельности, что приводит к нормализации эмоциональной сферы.