Психические аспекты возникновения и развития суицида

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Психологические особенности стресса
Психологические особенности возникновения и преодоление депрессии
Воздействие метода арт-терапии на эмоциональное состояние
Массовые психические состояния и явления


Введение:

Актуальность исследования Изменения, происходящие в стране, привели к переоценке ценностей и разрушению стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни, свой обычный статус. Отношения в семье и в военных коллективах претерпевают радикальные изменения. Среди военнослужащих увеличилось число лиц, испытывающих острый личный кризис, связанный с дискредитацией старых ценностей и отсутствием ясности в официальных, материальных, социальных и моральных перспективах. Свидетельством тому является наличие самоубийств среди различных категорий военнослужащих. Постановка проблемы выявления социально-психологических факторов, негативно влияющих на социальное поведение личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан, и нахождение путей минимизации этого воздействия на личность очевидна.

Тенденция периодического увеличения числа самоубийств также наблюдается среди военнослужащих в зависимости от влияния различных факторов и условий. Неутешительные данные первичной медико-психологической экспертизы призывников свидетельствуют о наметившейся тенденции ухудшения «психологического портрета» и физического здоровья молодых людей, поступающих в армию.

Проблемы общества непосредственно отражаются в армии, поэтому вопросы выявления и предотвращения суицидального поведения актуальны для Вооруженных сил.

Исследования проблемы самоубийств, проведенные в вооруженных силах других государств, показали, что предотвращение суицидальных явлений является сложным и может быть решено только объединением усилий врачей, психологов, социальных работников, командиров всех степеней и сотрудников учебных заведений.

Именно командиры подразделений и сержанты призваны играть главную роль в общей системе предотвращения самоубийств, как люди, которые находятся в постоянном контакте со своими подчиненными и, следовательно, имеют небольшие и неиспользованные возможности для педагогического взаимодействия с ними и влияние на них. Роль психологов заключается в том, чтобы осуществлять «входной контроль» индивидуальных особенностей молодых людей и оказывать необходимую помощь командиру и сержанту в его нелегкой работе в качестве руководителя военной команды. Только реализовав педагогический потенциал всего офицерского корпуса, и особенно широких масс, мы сможем решить проблему эффективной профилактики самоубийств в Вооруженных силах. 

Самоубийство и попытка самоубийства оказывают деморализующее воздействие на персонал, снижают боеготовность подразделений (юнитов).

Все это чрезвычайно актуализирует научную задачу по поиску новых технологий профилактической деятельности для выявления и предотвращения самоубийств и оснащения их всеми должностными лицами.

Таким образом, практическая значимость проблемы самоубийства среди военнослужащих в армии в новых условиях военной службы, ее недостаточное теоретическое развитие в военной психологии определили ее выбор в качестве тезиса.

Цель - изучить социально-психологические факторы самоубийств в воинской части и обобщить опыт психопрофилактической работы с людьми, склонными к S-риску, и найти возможные решения этой проблемы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. 

Объектом исследования являются военнослужащие как объект самоубийственной личности.

Предметом являются социально-психологические факторы самоубийства как явления среди военнослужащих в условиях военной службы по призыву.

В качестве рабочей гипотезы было высказано предположение, что своевременное выявление социально-психологических факторов суицидального поведения способствует проведению психопрофилактической и психотерапевтической работы с самоубийцами.

Научно-исследовательские цели:

  1. На основании результатов исследования обобщить результаты исследований и материалы по проблеме самоубийств, выяснить сущность и содержание факторов суицида; возможность, особенности и формы его проявления у военнослужащих.
  2. Классифицировать самоубийства, выяснить, как формируется суицидальная ориентация личности солдата, установить мотивы самоубийств в военной среде, определить категории военнослужащих, склонных к самоубийствам в большей степени, определить способы предотвращения самоубийств. ,
  3. Разработать рекомендации для командиров, их заместителей по воспитательной работе, офицеров психологии по организации и планированию работ по профилактике S-риска.
  4. Обосновать особенности, способы и методы работы с этой категорией военнослужащих, имеющих низкие показатели с признаками нервно-психической нестабильности, как одного из основных факторов самоубийства среди военнослужащих.

Ведущая идея. Предполагается, что раннее выявление людей, склонных к самоубийству, может повысить способность адаптироваться к условиям военной службы, поддерживать здоровье, прогнозировать свои действия, осуществлять профориентацию и профессиональное распределение военного персонала по должностям и частям в зависимости от характер задач, которые они решают.

Методология исследования: проведение наблюдений, опросов, тестирование, обобщение независимых характеристик, анализ производительности, изучение документов.

Следующие положения должны быть сделаны для защиты:

  • Своевременное выявление суицидальных личностей играет важную роль в предотвращении самоубийств;
  • социальные факторы толкают на самоубийство;
  • Новизна исследования заключается в том, чтобы помочь командирам,
  • работники образования, чтобы найти более подходящие психологические методы для выявления самоубийств;

База исследования. Исследование проводится в воинских частях Министерства обороны Республики Казахстан в три этапа.

Этапы и методика исследования. Первый этап включал изучение литературы и источников по проблеме, их первичное психологическое обобщение и психологическое обучение командного и педагогического персонала. На втором этапе был проведен анализ мер, принятых должностными лицами подразделения для выявления военнослужащих с риском самоубийства, а также была проведена работа по выявлению военнослужащих с признаками психоневрологической нестабильности. Третий этап связан с анализом результатов исследований, подготовкой выводов и рекомендаций, выяснением условий эффективности, предлагаемых мероприятий.

Теоретические факторы в психологии самоубийств

Понятие и сущность проблемы психологии самоубийств

На протяжении всей истории человечества проблема самоубийства решалась вначале с технологической, а затем с философской и моральной точек зрения.

С середины прошлого столетия были выявлены знания в области психиатрии, антропологии, психологии, юриспруденции и социологии.

Проблема самоубийств является одной из самых тревожных и болезненных в истории человеческого развития.

Во-первых, основное внимание уделяется ценности человеческой жизни, соотношению человеческой жизни и смерти. И если мы говорим, что человек не выбирает время, место и условия своего рождения, то он решает вопрос о смерти сам, прямо или косвенно.

Во-вторых, продолжаются споры о возможности самоубийства и его моральной оценке. Позиции, занимаемые в обществе, разные и неоднозначные.

В-третьих, из-за сложности этого явления возникают трудности в профилактической работе. Прежде всего они связаны со спецификой суицидальных проявлений, которая заключается в идентичности и разнообразии самого человека.

Увеличение числа совершенных самоубийств в последние годы требует фундаментальных мер по их предотвращению.

Для справки: по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), самоубийства занимают четвертое место в качестве причины смерти после сердечно-сосудистых заболеваний, рака и травм.

Ежегодно в мире умирает около 500 тысяч человек, то есть 1 тысяча человек в день. Число людей, пытающихся покончить жизнь самоубийством, превышает 5 миллионов человек. Самоубийства распространены среди наиболее трудоспособного населения. Во всем мире количество самоубийств растет из года в год. Так, если в конце XIX века уровень самоубийств в Европе колебался от 3,8 до 33,4, то в конце XX века он колебался от 7 до 60 (на 100 тысяч человек).

Общепринято, что уровень самоубийств на 100 тысяч человек:

  • до 10 - низкий;
  • с 10-20 - средний;
  • более 20 - высокий.

В СССР статистика самоубийств была опубликована до начала 30-х годов.

В 1984-85 годах уровень самоубийств составлял 30 человек. Наибольшее количество людей, совершивших самоубийство в СССР, было в 1984 году - 81 417 человек.

Впоследствии уровень самоубийств снизился и составил 1988 г. (50-60 тыс. Самоубийств). В 90-х годах снова наметилась тенденция роста самоубийств. Так, в 1996 году уровень самоубийств в Российской Федерации достиг 39,4. а в ряде регионов было еще больше (в Удмуртии - 74,7).

В Казахстане, по данным Республиканского центра статистики, уровень самоубийств в период с 1999 по 2003 год увеличился с 27,1 до 29,2 (на 100 тысяч человек).

С незапамятных времен самоубийства военнослужащих наносили ущерб боеготовности и моральному духу армии и флота. Они пытались решить проблему своего предупреждения со времен Петра I до 1917 года различными мерами, в том числе дискриминационными и административно-правовыми. Так, например, Петр I в военном уставе 1716 года предписывал: «... я перетащу тело палача в нечистое место и похороню, а до этого провожу тело по улице».

Такой подход к предотвращению самоубийств соответствовал философским и теологическим взглядам на его природу, характерным для XVII-XVIII веков, в которых самоубийство рассматривалось как серьезный грех, а в XIX веке - как болезнь и ее последствия.

Учет самоубийств, организованный в России с 1803 года, создал предпосылки для научного изучения самоубийств с конца XIX века благодаря усилиям психиатров С.С. Корсакова, В.А. Анкилозирующий спондилит, И.А. Сикорский, юристы М.Н. Гернет и А.Ф. Лошади, учителя А.Н. Острогорский, Н.К. Крупская и другие ученые. Ряд работ ученых того времени (Е.Н. Тарновский, Е.В. Эриксон, В.А. Бернацкий, Л.А. Прозоров, Н.А. Беккер) были посвящены освещению законов, определяющих определение этого явления в условиях военной службы.

Результаты исследований по проблеме предотвращения самоубийств после революции 1917 года были опубликованы только в 1920-х годах, когда еще существовал отдел «моральной статистики», который предоставил некоторые данные, в том числе о самоубийствах в Красной Армии. В середине 30-х годов началась «Тридцатилетие глухих», для которой характерно поражение генетики и педологии, что не могло не замедлить развитие педагогической профилактики самоубийств. В 60-х годах проблема предотвращения самоубийств как отдельной области была выделена только в работе психиатров и психотерапевтов. Интенсивные исследования различных аспектов педагогической профилактики девиантного поведения начинаются в конце 80-х и начале 90-х годов. Однако из-за существующих идеологических принципов и запретов исследования по предотвращению самоубийств в гражданской и военно-педагогической науке не проводились. В современной военной психологии суицидальное поведение военнослужащих и общие вопросы его предотвращения впервые рассматривались в Российской Федерации в 1993.

Вот некоторые из них. Подход русского философа Бердяева: «Самоубийство - это, прежде всего, сужение сознания. Во время самоубийства в большинстве случаев человек находится в состоянии психического расстройства. Его психика перевернута и нарушена психическим равновесием, нарушена функция различения реальности, извращена иерархия ценностей, и любой, вовсе не главная ценность, становится уникальной и абсолютной, сознание омрачено, а память - парализован и удерживает только идеей исправления самоубийства. Ф.М. Достоевский активно отстаивал позицию, согласно которой насилие над собой часто может быть результатом не безумия, а определенного мировоззрения. Логика «осуждения» себя на смерть основана на двух основных понятиях: отсутствие свободы рождения и свобода смерти. 

Знаменитый психолог В. Джеймс назвал самоубийство «болезнью развитого интеллекта».

Большинство научных подходов чаще всего связывают феномен самоубийства (самоубийство или попытка самоубийства) с идеей психологического кризиса человека, который понимается как острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, лично значимыми травмирующими событиями. Более того, этот кризис настолько велик, настолько интенсивен, что весь предыдущий опыт человека, решившего самоубийство, не может сказать ему другого выхода из ситуации, которую он считает невыносимой. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще внутреннее эмоциональное напряжение постепенно нарастает, объединяя разнообразные негативные эмоции. Конфликтная ситуация становится самоубийственной, когда человек осознает ее как очень значительную, чрезвычайно сложную, и его способности становятся недостаточными для ее преодоления, в то же время испытывая чувство безнадежности и выбирая суицидальные действия в качестве единственно возможного выхода для себя. В кратком психологическом словаре (М. Дьяченко) самоубийство (от англ. Суицид) объясняется в результате болезненного и мучительного духовно-психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, приводящего к сужению сознания, потере смысла страдания и всю жизнь. Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям, являются кризисы у эмоциональных, легко травмируемых людей. Возникающее под влиянием значимого события (сообщение о неизлечимой болезни, предательстве близкого человека, потере состояния и т. д.) сильное воздействие ослабляет самоконтроль, нарушает психическое равновесие, привлекает внимание к тесту, навязывает «экстренный» выход из крайне узкого понимания происходящего.

Таким образом, можно сделать вывод, что самоубийство (самоубийство) - это акт человеческого поведения, совершаемый в состоянии тяжелого психического расстройства, либо под воздействием психического заболевания, либо в результате сознательного акта самоизлечения от жизни под влиянием острого психического -травматические ситуации, в которых собственная жизнь как ценность теряет смысл.

Самоубийство - это человек, который намерен положить конец жизни.

Самоубийства - акты самоубийства или попытки их совершить.

Решение проблемы предотвращения суицидальных явлений требует полной теории суицидального поведения человека, которой в настоящее время не существует. Мы можем говорить только об отдельных теоретических взглядах и идеях, которые составляют основу психопатологического, анатомического, антропологического, социологического и психологического подходов к его изучению. В настоящее время самоубийство рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации человека в контексте макросоциального конфликта, который она испытывает.

Все самоубийства, независимо от их диагностической принадлежности, демонстрируют объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности.

Объективно, дезадаптация проявляется в изменении поведения человека в среде непосредственного социального окружения, ограничении способности успешно справляться с социальными функциями или патологической трансформации поведения.

Субъективное выражение дезадаптации - это широкий диапазон психоэмоциональных сдвигов от негативных психологических.

Переживания (тревога, горе, душевная боль, обида, стыд, обида, гнев, гнев) в отношении клинически выраженных психопатологических синдромов

(астения, дистимия, депрессия, дисфория и др.). Таким образом, социально-психологическая дезадаптация не идентична понятию болезни и может проявляться на двух уровнях.

Выражения непатологической дезадаптации следует рассматривать как отклонения в поведении и опыте субъекта, связанные не с болезнями, а с отсутствием социализации и нравственного воспитания, социально неприемлемыми личностными настройками, низким изменением условий жизни и жизненных стереотипов (для Например, во время миграции или вынужденной социальной изоляции), разрыв очень значимых отношений (потеря близких), неадекватные навыки полноценного социального общения, поддержание социально негативного поведения в подростковом возрасте и т. д. Социально-психологическая дезадаптация человека в зависимости от Степень ограничения или патологической трансформации четырех основных направлений адаптивной деятельности (трансформирующей, когнитивной, ценностно-ориентационной, коммуникативной) может быть частичной (частичной) или общей.

В динамике социально-психологической дезадаптации, приводящей к самоубийству, следует различать две фазы пред-диспозиционного и суицидального. В фазе самоубийства, появления суицидальных тенденций и продолжающегося до покушения на жизнь, процесс дезадаптации проходит по общему «конечному пути», который сводит к нулю все начальные уровни и ранее разработанные формы адаптации.

Таким образом, можно сделать вывод, что теоретические аспекты сущности проблемы психологии самоубийств свидетельствуют о том, что медленное снижение числа инцидентов самоубийств, неэффективная работа по предупреждению и выявлению суицидальных проявлений в войсках является прямым следствием (причины ):

  • ненадежные отношения, психические расстройства, семейные конфликты, а также влияние местных факторов на психику и развитие военнослужащих.
  • Поверхностное изучение социально-психологических процессов в воинских формированиях, индивидуальных психологических процессов у военнослужащих и призывников.
  • Недостаточная инициатива в поиске новых форм психологической работы для предотвращения самоубийств.
  • Медленное освоение психологами содержательной стороны психологической работы с военнослужащими. Слабый профессионализм в условиях снижения уровня единства подразделений и воинских частей, усиления конфликтов, дезадаптации, усиления социальной апатии среди военнослужащих и безразличия друг к другу, смещения ориентиров в сторону преобладания материальных ценностей.

Выражения непатологической дезадаптации следует рассматривать как отклонения в поведении и опыте субъекта, связанные не с болезнями, а с отсутствием социализации и нравственного воспитания, социально неприемлемыми личностными настройками, низким изменением условий жизни и жизненных стереотипов (для Например, во время миграции или вынужденной социальной изоляции), разрыв очень значимых отношений (потеря близких), неадекватные навыки полноценного социального общения, поддержание социально негативного поведения в подростковом возрасте и т. д. Социально-психологическая дезадаптация человека в зависимости от Степень ограничения или патологической трансформации четырех основных направлений адаптивной деятельности (трансформирующей, когнитивной, ценностно-ориентационной, коммуникативной) может быть частичной (частичной) или общей.

В динамике социально-психологической дезадаптации, приводящей к самоубийству, следует различать две фазы пред-диспозиционного и суицидального. В фазе самоубийства, появления суицидальных тенденций и продолжающегося вплоть до покушения на жизнь, процесс дезадаптации идет по общему «конечному пути», который сводит к нулю все начальные уровни и формы адаптации, разработанные ранее. 

Таким образом, можно сделать вывод, что теоретические факторы сущности проблемы психологии самоубийств свидетельствуют о том, что медленное снижение числа инцидентов самоубийств, неэффективная работа по предупреждению и выявлению суицидальных проявлений в войсках является прямым следствием ( причины):

  • ненадежные отношения, психические расстройства, семейные конфликты, а также влияние местных факторов на психику и развитие военнослужащих.
  • Поверхностное изучение социально-психологических процессов в воинских формированиях, индивидуальных психологических процессов у военнослужащих и призывников.
  • Недостаточная инициатива в поиске новых форм психологической работы для предотвращения самоубийств.
  • Медленное освоение психологами содержательной стороны психологической работы с военнослужащими. Слабый профессионализм в условиях уменьшения единства частей и воинских частей, усиления конфликтов, дезадаптации, социальной адаптации военнослужащих и безразличия друг к другу, смещения ориентиров в сторону преобладания материальных ценностей.

Анализ поведения суицидальных

Анализ суицидальных действий военнослужащих показывает, что существует три типа суицидального роста по месяцам - январь, июнь, сентябрь.

В ежедневном часовом измерении указывались два периода: утренний - с 6.00 до 9.00 и вечерний - с 18.00 до 22.00, то есть время, когда подчиненные представляются себе, остаются наедине со своими мыслями и опытом. Самые суицидальные дни недели - среда и четверг.

Классификация суицидальных явлений, разработанная суицидологами, основана на психологической теории деятельности и вышеупомянутой концепции самоубийства. Он включает в себя внутренние и внешние формы умственных действий, руководствуясь идеями о лишении себя жизни, такими как пассивные мысли о самоубийстве, суицидальные намерения, попытки самоубийства и совершенные самоубийства. Наиболее подвержены неадаптивному поведению лица с акцентуированными и психопатическими чертами характера (А.Е. Личко, К. Леонхард). Были выделены три типа суицидального поведения, характерные для подросткового возраста: демонстративное, аффективное и истинное, а также определенная корреляция между ними и Акцентуация личности (А.Е. Личко, В.Т. Кондрашенко, Т.В. Самохина, Нечипоренко В.В. и др.).

А. Е. Личко указывает на определенную связь между суицидальным поведением подростка и типом акцентуации личности. Согласно автору, с показательным суицидальным поведением, 50% имели гистероидный, нестабильный гистероидный, гипертимический-гистероидный типы.

При аффективном суицидальном поведении первое место занимали лабильные и лабильно-гистероидные типы (37%). Истинные попытки в большинстве случаев были совершены представителями чувствительных (63%) типов. А. Е. Личко также обращает внимание на крайне низкую суицидальную активность шизоидов в подростковом возрасте. Военнослужащие, совершившие реальные попытки, по словам А.В. Бойенко в большинстве случаев преобладали признаки астенического и чувствительного типов акцентуации личности. Военнослужащие, предпринявшие демонстративную попытку, как правило, отличались признаками гистероидного и эпилентоидного типов акцентуации личности. Эмоциональная лабильность была отличительной характерной чертой самоубийств, совершавших аффективные попытки. Анализ научных источников показал, что суицидальные действия, если они не совершены в состоянии психоза, являются преднамеренными действиями и, следовательно, имеют свою собственную решимость.

Между тем, вопрос об этиологии суицидальных явлений в обществе и среди военнослужащих недостаточно разработан. 5. Тем не менее можно выделить две группы факторов и причин, определяющих суицидальные тенденции у военнослужащих. В группу внешних (социальных) детерминант входят как экологические макро-факторы (социально-экономические, политические, духовные, моральные, демографические, социокультурные и т. д.), Так и микросоциальные факторы самоубийства (социально-педагогические особенности образования и социализации Солдат до него служил во флоте): неблагоприятные семейные условия, в том числе неполная семья, низкий уровень военно-патриотического воспитания молодежи, антиармейская ориентация СМИ, недостатки образовательного процесса в средних школах, негативное влияние бесцельных проводить время на улице и т. д.

В группу внутренних факторов входят психологические и возрастные особенности личности, характерные для подросткового и юношеского возраста.

Возрастные особенности суицидального поведения у подростков и молодежи включают в себя: разнообразие его форм; определенная связь с типами психопатии и акцентуации характера; распространенность попыток самоубийства над завершенными самоубийствами; сосредоточиться, главным образом, не на самоуничтожении, а на восстановлении нарушенных социальных связей с другими; а также резко возрастает с 14-15 лет суицидальная активность, достигая максимума в 16-19 лет.

Основываясь на различных поведенческих проявлениях, можно своевременно определить условные группы людей, в том числе военнослужащих, склонных к самоубийству.

Это включает:

  • Группа лиц с типологическими особенностями, такими как:
  1. неуверенность в себе;
  2. низкая, низкая самооценка;
  3. высокая потребность в самореализации;
  4. низкий уровень оптимизма и активности в повседневной жизни, особенно в трудных ситуациях;
  5. склонность к самообвинению, преувеличение вины;
  6. чувство незащищенности;
  7. инфантилизм (задержка развития).
  • Группа лиц, проявляющих в отношениях с другими такие поведенческие черты, как:
  1. изменившийся стереотип поведения: необычное замыкание и снижение двигательной активности в мобильных, общительных типах;
  2. возбужденное поведение и повышенная активность, коммуникабельность в сидячем и молчаливом типах;
  3. внезапное проявление ранее необычных для бойца черт общительности, откровенности, щедрости;
  4. нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в военной команде, стремление к одиночеству;
  5. отсутствие независимости и воли при принятии решений;
  6. потеря интереса к окружающему миру (вплоть до полной отрешенности).

К группе основных условий и обстоятельств, провоцирующих суицидальные явления в армии, следует отнести следующее. Наибольшее количество самоубийств военнослужащих и покушений на него происходит в связи с трудностями адаптации, в том числе с нарушениями уставных правил отношений между военнослужащими. Другие условия и обстоятельства, способствующие проявлению самоубийства, включают: недостатки в организации жизни и отдыха солдат и военнослужащих по контракту со стороны офицеров, неэффективное функционирование механизмов обратной связи между командирами, неэффективное функционирование механизмов обратной связи между командирами и их подчиненными, недостаточное научное сопровождение процесса педагогической профилактики самоубийств и др.

Проблема предотвращения самоубийств военнослужащих остается одной из главных задач командиров, педагогов и военных психологов. 

Но количество самоубийств в Вооруженных Силах, в отдельных подразделениях и подразделениях лишь косвенно отражает состояние качества руководства и проводимой педагогической и психологической работы. Самоубийства - это только верхушка айсберга, которую можно назвать разрушительной стратегией для разрешения жизненных кризисов.

В любом жизненном кризисе выход есть. Это может быть как конструктивно, так и разрушительно. Это зависит от многих обстоятельств. От физического, психического состояния человека, его воспитания, социализации, окружающей среды, условий деятельности. Но деструктивные стратегии преодоления жизненного кризиса могут насчитывать несколько десятков. Они тесно переплетены. И в условиях военной деятельности они имеют специфический оттенок.

Деструктивные стратегии разрешения жизненных кризисов можно разделить на три категории.

Внешняя агрессия действует как разрушительная стратегия для решения жизненных кризисов, когда человек, пытаясь заглушить душевную боль и дистанцироваться от травмирующей ситуации, направляет свою энергию на свое особое оружие, используя асоциальные формы умственной деятельности.

Спектр внешней агрессии достаточно широк. От унижения, насилия (в том числе психического) до убийства, а в некоторых случаях внешняя агрессия достигает вершины своего развития - неистовства, когда человек разрушает все и убивает всех вокруг себя.

Автоагрессия во многом похожа на внешнюю агрессию, но только она направлена ​​на себя. Помимо самоубийств и увечий, эксперты по автоагрессии включают в себя стремление к острым ощущениям и экстремальные виды спорта. Автоагрессию следует отличать от стремления к самореализации. Например, внешнее участие в экстремальных видах спорта и акт автоагрессии ничем не отличается от той же профессии, но и как стремление к определенным достижениям. Различия в этих случаях заключаются в семантической сфере, в целях и мотивах конкретного человека.

Другие типы деструктивных стратегий включают в себя самоизоляцию, побег реакции (как желание физически избегать стрессовых факторов текущей ситуации), а также алкоголизации и анестезии.

Можно отметить, что эти стратегии разрешения жизненных кризисов редко встречаются в так называемой чистой форме и чаще проявляются в форме комплексов (например, продолжительное самоубийство, когда убийство влечет за собой убийц). Поэтому признаки разрушительных стратегий часто становятся индикаторами наступления новой катастрофы, в том числе самоубийства.

Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в контексте переживаемого макросоциального (семейного, внутриличностного, профессионального, любовного и т. д.) Конфликта и личностных факторов.

Современные психологические исследования подтверждают, что склонность человека решать жизненные кризисы (проблемы) с помощью самоубийства неразрывно связана с генетикой (наследственностью).

Суицидальное поведение, как и любое другое, является социально детерминированным, что означает наличие условий для воспитания ребенка в семье (отсутствие одного из родителей, особенно отца, чрезмерное опекунство со стороны матери, дальнего отца, психическое насилие со стороны родителей) особенности социализации личности имеют большое значение в формировании патологической склонности личности к самоубийству.

Психологические факторы и уровень культуры данного человека и его среды создают условия, в которых возникают определенные формы суицидального поведения. Поскольку человек может адаптироваться к социальной среде, степень возникновения суицидального поведения будет меньше. Адаптация человека характеризуется его способностью ориентироваться на требования, установленные в данном обществе, формироваться в зависимости от принятых здесь ценностных ориентаций, гармонично входить в социальные или профессиональные группы и т. д. 

Конфликтующие обстоятельства, сходные в объективных терминах (будь то семейные ссоры или разводы, оскорбления или профессиональные неудачи), даже если они затрагивают наиболее значимые области личности, то есть имеют характер психологической травмы, не определяют однозначно тактику поведения. Некоторые люди, оказавшись в аналогичных обстоятельствах, вступают в борьбу с «врагом», другие «зовут на помощь», третьи пытаются избежать угрожающих моментов, четвертые склонны винить себя, пятые «сдаются», подвергая себя удары судьбы. Но, так или иначе, ряд «внешних» и «внутренних» условий сходится в одной точке, где конкретная специфическая форма поведения рождается из переплетения. Это точка понимания ситуации своего места в нем. Это выбор и реализация собственных стратегий самоубийства. В подавляющем большинстве случаев самоубийств отношения между родителями и детьми в семьях нарушались. 40% самоубийств были воспитаны самими матерями. Более того, в половине случаев отцы отсутствовали с рождения, а половина разводов произошла в раннем детстве от самоубийств, а отцы не поддерживали отношения с детьми. Еще в 10% случаев родители развелись (или были близки к этому). Но они жили в одной квартире, что привело к постоянному конфликту отношений. В 25% случаев самоубийства семейная среда была благополучной, но между родителями существовали искажения отношений между мужчинами и женщинами. Во всех этих случаях такие патопсихологические расстройства поведения были представлены властной, доминантной, чрезмерно опекунской, одновременно взволнованной и возвышенной матерью с жестким, дальним отцом, нежно любящими детьми, но практически не выражающими своих чувств. В 55% описанных случаев отцы злоупотребляли алкоголем, что было дополнительным травмирующим фактором для этих самоубийств. Еще в 10% случаев с внешне благоприятной ситуацией в семье и хорошими отношениями между родителями отношение родителей к самоубийствам носило жесткий, протекционистский характер. В большинстве наблюдаемых случаев мать играла роль протестующего, но смело переносила трудности жертвы, способствуя формированию чувства безнадежности и потери, тенденции к эмоциональной зависимости у растущего ребенка. Кроме того, одновременное присутствие авторитета, тревоги и чрезмерного опекунства у матерей (в литературе описывается как образ «психосоматической» матери, которая усиливает формирование психосоматических расстройств у ребенка) было мощным дезадаптивным фактором, который непосредственно вызывает хроническую астенизация.

В дополнение к искаженным половым ролям и поведенческим случаям, которые наблюдались в семьях самоубийц, можно отметить значительные нарушения коммуникации между родителями и детьми. Вышеупомянутые формы поведения заставили родителей вступать в контакт с детьми как «диалог в форме монолога» (в этой форме общения человек общается не с реальным собеседником, а со своим собственным представлением о нем). ). Соответственно, тот факт, что мысли и мнения детей не были восприняты родственниками, породил самоубийства не только с чувством отторжения с образованием последующего аффект-протестного поведения, но и умышленной слабостью: чего я не делал, не делал говорят, они меня не понимают и не считаются со мной - тогда зачем вообще жить. Амбрумова А.Г. дает гармоничную классификацию форм суицидального поведения, начиная с появления первых анти-витальных переживаний и заканчивая суицидальными попытками, с суровыми суицидами.

Суицидальное поведение - любые внутренние и внешние формы психических действий, руководствуясь идеями о лишении себя жизни. 

Внутренние формы суицидального поведения включают суицидальные мысли, восприятия и суицидальные тенденции, которые делятся на намерения и намерения.

Суицидальному поведению предшествуют анти-витальные переживания, в которых до сих пор нет ясного представления о собственной смерти, но есть отрицание жизни. Размышления об отсутствии ценности жизни выражаются в формулировках: «ты не должен жить», «ты не живешь, но существует» и т. д.

Пассивные мысли о самоубийстве - характеризуются идеями, фантазиями на тему его смерти, но не на тему лишения себя жизни: «Было бы хорошо умереть», «Заснуть и не проснуться» и т. д. Они отражать внутреннее суицидальное мышление.

Суицидальные намерения - это активная форма суицидального проявления - разработка плана самоубийства (продуман путь, выбрано время и место действия).

Намерение самоубийства - решение о самоубийстве и немедленное подстрекательство к суицидальным действиям.

Внешние формы суицидального поведения включают попытки самоубийства и завершенные самоубийства.

Попытка самоубийства - это целенаправленная операция по лишению себя жизни, которая не закончилась смертью.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется предубеждением. Его продолжительность может быть рассчитана в минутах с острым до самоубийства и в месяцах с хроническим до самоубийства. В соответствии с целью суицидальное поведение подразделяется на истинное и паросуцидальное.

Истинные самоубийства, попытки покушения и тенденции имеют целью лишить себя жизни. Например, если пациент выбрасывается из окна, чтобы умереть и избавиться от галлюцинаторных сталкеров, это считается настоящей попыткой самоубийства. Смерть в результате психотической дезориентации или нанесения увечий из-за бредовых мотивов квалифицируется как несчастный случай.

Военнослужащие совершают самоубийство, обычно ночью или вечером. Поведение построено так, что никто не мешает достижению конечного результата. Все попытки предпринимаются без свидетелей, и в этих случаях выбираются суицидальные методы: подвешивание и использование огнестрельного оружия. Саморезы и самоотравление не распространены, хотя характер и условия использования таких методов указывают на полностью сознательное желание покончить с собой, что отличает их от внешне похожих случаев демонстративных попыток шантажа. (Например, самоубийства в истинных суицидальных действиях весьма глубоки). В большинстве случаев истинные суицидальные действия совершаются военнослужащими первого года службы и вызваны трудностями его начального периода.

Решающую роль в этом играют глубина переживаемого конфликта, личная значимость травмирующего события, его истинное содержание и, конечно же, психологический облик человека. В ряде случаев военнослужащие оставляют предсмертные записки перед самоубийствами. Они обычно озвучивают инкриминирующие идеи и содержат просьбы о прощении со стороны своих близких. Иногда в записках обвиняют тех, кто, по мнению самоубийцы, нес ответственность за его поступок. В случае неудачной попытки в пост-суицидальный период в течение некоторого времени наблюдается сохранение суицидальных мыслей и намерений. В то же время как в прямой, так и в косвенной форме выражается сожаление о сохранении жизни, о потере ее стоимости. Пассивное «согласие на смерть» проявляется. В основном это реакция тех, кто считает невозможным вернуться к условиям, приведшим их к самоубийству.

Вероятность второй попытки самоубийства довольно высока.

Для военнослужащих, совершивших настоящие самоубийственные действия, риск совершенного самоубийства в наступающем году увеличивается в 100 раз, и его наибольшая вероятность наступает в первые 1-2 месяца после попытки.

Аффективное самоубийство

Аффективные суицидальные действия вызваны необычайно сильным воздействием, которое возникло в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием накопления хронических психологических травм.

Чрезвычайная аффективная сила проявления, своеобразное восприятие и понимание окружающей среды, часто с элементами дезорганизации и сужения сознания, характерны для аффективного суицидального поведения. Динамика аффективного самоубийства характеризуется «коагуляцией» и интенсивностью. В некоторых случаях развитие аффекта сопровождается быстрым нарастанием эмоционального напряжения. Сознание наполнено чрезвычайно эмоционально насыщенными негативными чувствами гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести и т. д. Восприятие конфликтной ситуации меняется; оно становится выборочно фрагментированным, фрагментарным.

Самоубийства не отвечают на призывы других, аргументы не принимаются во внимание. Суицидальные побуждения приводят к отсутствию страха смерти и боли. В этом случае суицидальные действия осуществляются по существу реактивно, в соответствии с механизмом «короткого замыкания». В других случаях психогенная ситуация вызвана не мгновенным травмирующим событием, а постоянно повторяющимися незначительными духовными ранами («микротравмами»). Такие самоубийственные действия, как правило, неожиданны для других, потому что причина их совершения часто незначительна, хотя для самого самоубийства это «последняя капля». Поскольку суицидальное поведение в состоянии аффекта не полностью регулируется и контролируется человеком, может быть чрезвычайно трудно квалифицировать его как истинный или демонстративный шантаж. В отличие от истинного самоубийства, когда психологическая травма, осознанная и обработанная военным, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психотравматическая ситуация не успевает подвергнуться сознательному личному обработка. Идея самоубийства внезапно появляется в уме и приобретает непреодолимый мотив. Аффективное самоубийство, несмотря на всю глубину и истинность намерения совершить самоубийство, часто совершается в присутствии других. Внешне напоминающие демонстративно-шантажное поведение, такие действия, однако, отличаются от него отсутствием суицидального шантажа. В любом случае, рассчитанные действия по защите покушения не принимаются военными. Предметы, находящиеся в поле зрения самоубийцы, часто приобретают значение самоубийства, выбор которого пал на первый подходящий предмет (штык, бритва, веревка, окошко, токсичные вещества и т. д.). Особую опасность представляет наличие огнестрельного оружия (или его наличие) во время воздействия.

Демонстративный шантаж суицидальным поведением

Демонстративное шантажное поведение самоубийственно с некоторой условностью, только в той степени, в которой происходит сознательное манипулирование опасными для жизни действиями. Развитие, то есть возникновение и развитие суицидальных идей и их реализация как бы происходят в «условной» форме на фоне сохраняющейся высокой ценности собственной жизни и страха смерти.

Личный смысл таких попыток состоит в том, чтобы оказывать психологическое давление на окружающих значимых людей, чтобы изменить конфликтную ситуацию в направлении, благоприятном для самоубийства (смягчить, вызвать сочувствие, избавиться от неизбежных неприятностей и т. д.). Целью также может быть наказание преступника, желание вызвать негодование окружающих, чтобы он мог причинить ему серьезные неприятности. При таких попытках солдат понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и для этого он принимает все меры предосторожности. Почти все попытки предпринимаются в присутствии других. На демонстративно-шантажную природу суицидальных действий указывают также методы их осуществления, среди которых преобладают саморезы предплечий (обычно множественные и поверхностные). Применение огнестрельного оружия встречается крайне редко, хотя угроза его применения довольно широко распространена.

Парасоицид часто используется антисоциальными личностями, чтобы шокировать других, а истероиды - шантажировать. Если попытка самоубийства заканчивается завершенным самоубийством из-за недооценки реальных обстоятельств, а не из-за стремления к смерти, ее следует отнести к несчастному случаю.

Парасицид также встречается у людей, которые склонны искать острые ощущения, с помощью которых они пытаются вывести себя из состояния нечувствительности. Для этого используются рискованные и болезненные действия: хождение по перилам моста и другие игры со смертью; прижигание или удушье кожи; демонстрировать другим готовность покончить с собой, чтобы установить с ними эмоциональный контакт. В рамках этого поведения также совершаются групповые и массовые самоубийства, совершаемые членами сект. В этом случае фанатики жертвуют собой по религиозным соображениям.

Личное значение суицидального поведения включает протест и месть, апелляцию, избегание, самонаказание, отрицание.

Протест возникает в ситуации конфликта с враждебным человеком, на который направлен суицидальный эффект.

Месть - это форма протеста, заключающаяся в нанесении специфического урона врагу. Эти формы поведения предполагают высокую самооценку, активную позицию человека с проявлением агрессии, направленной на внешний мир, в агрессии, направленной на себя.

Обращение обусловлено желанием усилить внешнюю помощь, чтобы изменить ситуацию; позиция человека менее активна.

Избегая наказания или страданий, человек устраняет нетерпимость к существующей угрозе путем самоисцеления, сохраняя при этом высокую самооценку.

Самонаказание имеет два варианта: искупление «собственной вины» (казнь подсудимого) и уничтожение себя как «жестокого судьи». Отказ от существования совпадает с целью лишить себя жизни.

Как показывают недавние исследования в этой области, все самоубийства можно с высокой степенью точности разделить на три основные диагностические категории:

  • пациенты с психическими заболеваниями;
  • пограничные психические расстройства;
  • практически здоров;

Опыт опровергает преобладающую точку зрения на самоубийство как клиническое явление. Количественное соотношение трех названных групп (на протяжении всего производства самоубийств) составляет приблизительно 1,5: 5: 1. Следовательно, суицидальное поведение является одним из типов поведенческих реакций человека в экстремальных ситуациях во всем диапазоне диагностических отклонений - от психическая норма при тяжелой патологии.

При изучении самоубийств среди военнослужащих соотношение самоубийств тех же категорий изменяется и составляет 0,1: 2,8: 3,5. Это принципиальное отличие от общей выборки связано с отбором при приеме на работу и приеме граждан на военную службу.

Кроме того, к специфическим суицидогенным факторам военной службы относятся:

Специфические адаптационные процессы. Военнослужащие во время службы выдерживают до 5-6 периодов адаптации (призыв (прием) на военную службу, перевод в другое подразделение, назначение на новую должность, изменение условий труда и т. д.) В течение года. Военнослужащие по призыву сталкиваются с процессом адаптации чаще, чем, скажем, военнослужащие по контракту.

Наличие средств, которые потенциально опасны для жизни. Наличие доступа к оружию, военной технике, боеприпасам, медицинским (психотропным) наркотикам и т. д. Иногда может вызывать намерения военного персонала.

Физический и эмоциональный стресс может значительно истощить умственный потенциал человека.

Разрыв привычных социальных связей и потеря эмоциональной поддержки характерны для призывников и приводят к состоянию «одиночества в толпе».

Настоящей опасностью для жизни может быть пусковой механизм для военнослужащих, склонных к парасицидальному поведению.

Сужение информационного поля является суицидогенным фактором, поскольку оно уменьшает количество информационных контактов и возможность эффективного поиска приемлемых путей выхода из кризисных ситуаций.

Существуют и другие специфические суицидогенные факторы в типах Вооруженных сил, обусловленные спецификой выполняемых задач.

Темы о самоубийстве и признаки самоубийства

  1. Предыдущие попытки самоубийства (может быть отказано во время разговора, необходима информация от родителей, близких друзей, коллег).
  2. Наличие самоубийств в семье или близком окружении.
  3. Прямые или косвенные угрозы самоубийства.
  4. Заявления о конкретных планах, подготовке к самоубийству (даже комические замечания должны насторожить коллег).
  5. «Зловещее спокойствие» после суицидальных угроз (очень важно в диагностике) для обеспечения максимально возможного контроля над подчиненными, от которых были высказаны такие угрозы, особенно в отношении офицеров, подрядчиков, старших военнослужащих)

Специфические симптомы и синдромы

Тревожное поведение:

  1. Длительные нарушения сна.
  2. Накопление аффекта и агрессивных тенденций.

Начало и конец депрессивных фаз, смешанных состояний (в то время, когда человек испытывает противоположные чувства, эмоции или стремления, когда на депрессию накладывается эмоциональный подъем, наиболее вероятны случаи суицидальных действий). Выраженная вина, самодостаточность, неизлечимые заболевания.

Ипохондрический бред (военнослужащие, которые постоянно «ищут» все виды болезней, часто посещая медицинские учреждения) могут, с одной стороны, «сигнализировать» о наличии психических проблем, а с другой, они могут искать выход чтобы избежать трудной жизненной ситуации):

  1. Алкоголизм и токсикомания.
  2. Влияние окружающей среды.
  3. Деформация семьи в детстве («разрушенное гнездо»)
  4. Профессиональные и финансовые трудности.
  5. Отсутствие обязанностей, жизненных целей.
  6. Отсутствие или потеря межличностных отношений.
  7. Отсутствие или потеря стабильных религиозных убеждений.

Некоторые признаки предубийственного поведения военнослужащего:

  1. Уход за собой. Когда изоляция, изоляция становятся глубокой и продолжительной, когда солдат уходит в себя, избегает вчерашних друзей и товарищей.
  2. Настроение, привередливый. Каждый из нас время от времени капризничает. Это состояние может быть вызвано погодой, благополучием, усталостью, официальными или семейными проблемами и т. д.
  3. Но когда настроение подчиненного почти ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, возникает повод для тревоги. Существуют убедительные доказательства того, что такие эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
  4. Агрессивность. Когда акту самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости по отношению к другим. Часто такие явления оказываются призывом к самоубийству, чтобы привлечь к себе внимание, помочь ему, вместо этого, враждебности других, их отчуждению от самоубийства. Вместо внимания солдат ищет осуждения у своих товарищей.
  5. Злоупотребление алкоголем и наркотиками. Они способствуют развитию суицидальных мыслей и намерений.
  6. Сексуальная активность. Солдат ищет сексуального удовлетворения, чтобы заменить депрессию. Когда это не достигается в течение длительного времени, мысли о самоубийстве могут усилиться.
  7. Анорексия. Отсутствие или ненормально повышенный аппетит тесно связан с саморазрушающими мыслями и рассматривается как опасный для жизни недуг.
  8. Раздача подарков другим. Солдат раздает свои вещи близким друзьям, товарищам и коллегам. Это действие является прямым предвестником надвигающейся катастрофы.
  9. Психологическая травма. Это, прежде всего, серьезный эмоциональный шок или цепочка небольших травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родителями, с домом, с обычным образом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными трудностями, присущими службе, трудностями в адаптации к новым условиям, людьми - незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться солдату трагедией его жизни , Если к этому добавляется родительский развод, смерть или несчастье с кем-то из близких, серьезная беда, у него могут быть мысли и настроения, чреватые самоубийством.
  10. Изменение поведения. При внезапных неожиданных изменениях в поведении военнослужащих следует внимательно следить. Когда, например, сдержанный, лаконичный, сдержанный человек (интроверт) неожиданно для других начинает шутить, смеяться, болтать (ведет себя как экстраверт) - стоит взглянуть на него поближе. Такое изменение свидетельствует о глубоко пережитом одиночестве, которое человек стремится разорвать на части под маской веселья и беспечности. Еще одним тревожным симптомом является снижение уровня энергии, повышение пассивности, безразличие к обслуживанию, общению, жизни.
  11. Угроза. Заявления или угрозы должны быть приняты всерьез. Их можно интерпретировать как прямое предупреждение о надвигающемся самоубийстве.

В любом случае все вышеперечисленные признаки поведения у различных категорий военнослужащих должны насторожить командиров, педагогов и психологов и обязательно привести к превентивным мерам психологического воздействия.

Как показывает теоретический анализ поведения индивидов-самоубийц, научно обоснованный подход к профилактическим мероприятиям по предотвращению самоубийств предполагает наличие определенной психолого-педагогической типологии военнослужащих-самоубийц, разделяя их на разные категории, чтобы выбрать наиболее правильная и подходящая для каждого из них эффективная педагогическая позиция.

Прежде всего необходимо четко определить, кого из военнослужащих следует отнести к группе суицидальных рисков и по каким признакам. Этот этап работы предполагает проведение психологом подразделения психологической диагностики, в ходе которой проводится первоначальный анализ социально-психологических и индивидуальных факторов суицидального риска для каждого солдата.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективная система практических мер по предупреждению и предотвращению самоубийств может быть создана только на основе углубленных научных исследований, раскрывающих причины, условия и механизмы суицидального поведения, которые раскрывают способы его прогнозирования и, следовательно, возможности управления.

При планировании и разработке стратегических задач в психиатрической помощи необходимо учитывать новые социально-экономические изменения в обществе, которые привели к изменениям сознания и мышления человека. Профилактика самоубийств будет гораздо более эффективной, если эти изменения будут учтены в новых подходах к разработке профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Глава Изучение психологических факторов самоубийства в воинской части

Изучение индивидуальных психологических характеристик, личностных адаптационных способностей военнослужащих

Диссертация будет основана на материалах психологического исследования воинской части, расположенной в городе Ушарал. В подразделении 82 солдата и 400 офицеров, в настоящее время служащих по контракту, в настоящее время служат. Всех призывников можно разделить на 5 возрастных групп: 18 лет, 18-20 лет, 20-21 год, 22-23 года, 24 года и старше. Как уже в теоретической части было сказано, насколько успешно человек может адаптироваться к социальной среде, степень возникновения суицидального поведения будет тем меньше.

Учитывая специфику изменения привычной социальной жизненной ситуации, в качестве основных проблем, препятствующих процессу психологической адаптации личности призывников на основе методологии, созданной Г. Алпысбаевым, выделяют следующее:

  1. изменение социального статуса личности;
  2. вступление в новую социокультурную среду;
  3. изменение смысловых жизненных ценностных ориентаций;
  4. изменение структуры мотивов;
  5. проблема отвержения и отчуждения (одиночество, насмешки, издевательства, агрессия);
  6. проблема эмоционального принятия личности обществом, создания благоприятного эмоционального климата.

Важную роль в разрешении сложных жизненных ситуаций, требующих адаптивных изменений, играет уровень активности личности. Данные теоретических исследований и накопленный эмпирический материал показывают, что при недостаточном или чрезмерном уровне активности чаще возникают психические состояния, которые нарушают процесс адаптации и приводят к дезадаптации.

Проведенные исследования позволят сделать успех службы зависимым от параллельного процесса психологической адаптации призывников и выявить следующие тенденции.

В ситуациях, которые не являются экстремальными, призывники ищут безопасность, которая обеспечивает защиту достигнутого и возможность дальнейших достижений. Это связано с тем, что умственная деятельность солдат в первые месяцы службы носит ярко выраженный адаптивный характер. Однако не следует забывать, что на пути к цели любой человек обычно сводит к минимуму стресс, насколько это возможно, избегает страданий, стремится к радости и т. д. Призывники стремятся к уровню уверенности, который позволяет им предвидеть будущее.

Другими словами, существует потребность в четкой перспективе становления человеком, прошедшим через армию среди сверстников, и вера в то, что требования, предъявляемые в процессе службы в армии, повлекут за собой больше, может быть крайняя нагрузка на его физическое и моральная сила, однако, новобранцы стремятся к обладанию чувством собственного достоинства и значимости. Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке достижений, является едва ли не самым коротким способом увеличить войну в глазах коллег, ее доблести и гордости.

Призывники стремятся достичь внутренней эмоциональной гармонии, подобная тенденция позволяет нам интерпретировать процесс военной службы не только как сообщение определенных фактов из военной жизни, но и как деятельность, которая формирует способность мыслить, чувствовать, оценивать, действовать творчески - одним словом, нацеленность на формирование активной жизненной позиции будущего защитника отечества и просто человека, выполняющего свой гражданский долг и конституционный долг. Как мы уже говорили в теоретической части, личность может настолько адаптироваться к социальной среде, что степень возникновения суицидального поведения будет меньше.

Поэтому программа экспериментальной работы по выявлению суицидального риска была направлена ​​на решение следующих задач:

  • изучение личностных адаптивных способностей;
  • определить уровень тревожности;
  • оценить риск суицидального поведения;
  • определение психических состояний военнослужащих;

Исходя из специфики контингента субъектов, которые были военнослужащими военной службы молодого пополнения «Весна-2006», созданная нами программа содержала методы диагностики. На констатирующей стадии исследования, в которой приняли участие 65 солдат, планировалось провести ряд диагностических процедур, таких как опрос, допрос, тестирование, чтобы выявить особенности психического состояния и психологического состояния. проблемы военнослужащих. Мы выбрали следующие методы диагностики личности для выявления самоубийств:

- Многоуровневая личностная анкета «Адаптивность» (MLO-AM) была разработана А.Г. Маклаковым и С.В. Чермянин. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей человека с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные характеристики психоневрологического и социального развития. Методология основана на идее адаптации как непрерывного процесса активной адаптации человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Случаи глубокого нарушения адаптации могут привести к грубым нарушениям военной дисциплины, правопорядка, суицидальным действиям, нарушению профессиональной деятельности и развитию заболеваний.

Целью исследования была диагностика психического состояния и уровня психологической адаптации солдат при изменении привычной социальной жизненной ситуации. Чтобы решить эту проблему, мы использовали методы тестирования, наблюдения и беседы.

Солдат попросили ответить на ряд специально отобранных вопросов в письменном виде:

  • Шкала самооценки Спилберга-Ханина. Используя этот тест, вы можете измерить тревогу, связанную с конкретной внешней ситуацией, а также быть устойчивой чертой личности. Тревога понимается как склонность человека испытывать тревогу, которая является эмоциональным состоянием, возникающим в ситуации неопределенной опасности и выражающим ожидание неблагоприятного развития событий.
  • Оценка риска суицидального поведения (карта риска суицида).

Основой методологии является специальная карта, которая включает в себя 31 фактор риска самоубийства. Наличие и серьезность каждого из этих факторов устанавливается у обследуемого солдата. Информация собирается традиционными методами: динамическое наблюдение, индивидуальный разговор, изучение и анализ документов.

Методология военной психологии и педагогики содержит научные принципы и методы их применения на практике, различающиеся по степени и содержанию воздействия на научно-практическую деятельность в рамках обеих наук. Его структура иерархическая. Условно его можно представить в виде трех уровней: гносеологического, научно-основного и методологического. Кратко рассмотрим их содержание с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности.

1-й уровень гносеологический. Его содержание представляет собой материалистическое решение фундаментального вопроса философии (который является прежде всего сознанием или материей и знаем ли мы мир). Законы (единство и борьба противоположностей, переход от количества к качеству, отрицание - отрицание), категории ( явления и сущность, форма и содержание, возможности и реальность, причина и следствие, необходимость и случайность, общее, особенное и единичное) и принципы (объективность и полнота анализа, развитие, единство теории и практики, конкретная истина) материалистической диалектики. Идеи, которые составляют этот уровень методологии в совокупности, направляют познавательную и практическую деятельность военных психологов и педагогов.

2 уровень - научно-познавательный. Он основан на законах и принципах военно-педагогического процесса. Они определены и обоснованы военной психолого-педагогической наукой в ​​результате длительных научных исследований и отражают значительные связи, возникающие в военно-педагогическом процессе в целом.

Это включает:

  1. взаимозависимость внутренних устремлений личности образованного (учащегося) и внешних воздействий на него;
  2. целостность развития личности военнослужащего (моряка) в результате педагогического взаимодействия с ней;
  3. формирование личности в активной военно-профессиональной и иной деятельности;
  4. зависимость педагогического процесса от задач, стоящих перед воинской частью;
  5. соответствие педагогических воздействий на личность и коллектив с его целями и задачами, уровнем военно-профессиональной и социальной зрелости.

3-й уровень - методический. Его содержание - знания о методах психолого-педагогического исследования. Следует иметь в виду, что методы психологии и педагогики представляют собой совокупность методов и приемов для изучения содержания и основных характеристик психолого-педагогических явлений личности военнослужащего и воинской части. По содержанию и условиям реализации методы исследования психолого-педагогических проблем в рамках военной психологии и педагогики можно объединить в три относительно самостоятельные группы: общую, общую и частную.

Универсальный метод является методологической основой для понимания сущности и содержания психолого-педагогических явлений и основан на основных законах материалистической диалектики. Основная особенность метода заключается в том, что он используется во всех без исключения науках, но он дает сотруднику очень приблизительную информацию об изучаемом объекте, что требует дальнейшего уточнения.

Общие методы - методы изучения психолого-педагогических явлений, используемые в ряде наук, объектом которых является человек или команда.

Наиболее широко используемая военная психология и педагогика:

  1. Метод наблюдения, который заключается в изучении психолого-педагогических явлений личности и коллектива на основе анализа их внешних проявлений в природных условиях. Другими словами, это систематическое, целенаправленное накопление фактов о действиях подчиненных в контексте повседневного боя, усиления боевых действий и других действий.
  2. Метод эксперимента, который рассматривается как исследование психолого-педагогических явлений, основанный на анализе внешних проявлений личностных характеристик военнослужащего и функционирования военных коллективов в специально созданных условиях, в которых изучается явление обязательно должен появиться.
  3. Метод диагностической (когнитивной) беседы интерпретируется как исследование психолого-педагогических явлений, основанное на анализе содержания устных ответов респондентов (опрошенных военнослужащих) на конкретный перечень вопросов. Основным отличием метода диагностического разговора от простого разговора является конкретная цель его проведения: выявление причин, установление законов психолого-педагогических явлений и т. д.
  4. Метод анкетирования - это изучение психолого-педагогических явлений, основанное на анализе содержания письменных ответов военных на заданный список вопросов.
  5. Методом анализа результатов профессиональной деятельности является изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа результатов профессиональной подготовки, служебной и боевой деятельности, а также выполнения функциональных обязанностей, изучаемых военнослужащими и воинскими частями (коллективами). ).
  6. Метод анализа документов предполагает изучение психолого-педагогических явлений, основанный на анализе содержания документов, касающихся военнослужащих или военного отряда в целом (характеристики, акты, протоколы и т. д.).
  7. Метод независимых характеристик - изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими людьми. Если в эти люди входят специалисты в данной области (эксперты), то метод называется методом экспертных оценок.
  8. Биографический метод предполагает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа жизненного пути человека, предыдущих условий его обучения, воспитания и психологического развития.

Частные методы - это методы исследования, применяемые только в конкретной науке о психологии или педагогике. К ним, в частности, относятся методы тестирования, опроса, моделирования и некоторые другие. Методологические основы российской психологии и педагогики составляют основу наук и уже обеспечивают их самостоятельное функционирование. Однако результаты исследования и содержание практических рекомендаций будут более точными, если они будут учитывать особенности деятельности объекта психолого-педагогического исследования. В военной психологии и педагогике они составляют содержание военно-теоретической базы.

Таким образом, с помощью своевременной психодиагностической работы можно выявить людей, склонных к самоубийству, и проводить профилактическую работу.

Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих

Результаты социологического опроса показали, что подавляющее большинство солдат испытывают трудности в период адаптации.

Анализ результатов опроса показал, что большинство солдат характеризуются снижением работоспособности и повышением уровня тревожности.

В первый месяц наблюдается повышение эмоциональной возбудимости, которое сменяется усталостью в конце дня.

Трудности в психологической адаптации солдат-призывников возникают не только в процессе службы, но и в межличностных отношениях.

45 человек указали свои бытовые проблемы.

На процесс социальной адаптации солдат также влияют материальные проблемы, а также четко обозначенная стратификация солдат на материальной основе. Мы разделили выявленные проблемы на 4 группы в зависимости от того, к каким сферам жизнедеятельности солдат они относятся.

Основными областями проявления психологического дискомфорта среди призывников являются:

  1. социальная сфера;
  2. сфера межличностных отношений;
  3. личная сфера;
  4. сфера деятельности.

Паспределение выбранных областей проявления психологического дискомфорта среди солдат и приведены примеры проблемных ситуаций, с которыми связано наибольшее количество негативных чувств солдат.

Полученные результаты позволяют представить основные направления проявления психологического дискомфорта среди призывников, а также проблемы, которые возникают перед ними, наличие которых необходимо учитывать при дальнейшем изучении военнослужащих.

В то же время сам процесс психологической адаптации и, следовательно, его результаты выявляют связи с различными сферами личностных качеств призывника (интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых и т. д.). В то же время довольно легко проследить определенную закономерность в структуре соответствующей адаптации свойств личностей, которую мы разбили на три группы по своей направленности. С одной стороны, а) это набор качеств, которые обеспечивают приемлемость адаптивного самовосприятия, его внутреннего комфорта (эмоциональное благополучие, самоудовлетворение, уверенность в себе и т. д.), С другой стороны, б ) группа личностных черт, которые проявляются в различных аспектах взаимодействия адаптанта с социальной и объективной средой (коммуникативная компетентность, практический интеллект, ориентация на творческое достижение конструктивных целей и т. д.).

Наконец, в-третьих, в) те или иные черты личности, их индивидуально уникальная конфигурация влияют, прежде всего, на особенности процесса адаптации, в основном определяя «внутреннюю картину» и активность субъекта. Следующий этап нашего исследования был направлен на определение личностно-психологических качеств солдат - призывников, которые имеют значение для процесса адаптации. Анализ данных, полученных в результате опроса, позволил разделить испытуемых солдат на три группы: стабильные, контрольные и экспериментальные.

В экспериментальную и контрольную группу вошли солдаты с признаками дезадаптации, требующие дальнейшего определения степени риска суицидального поведения. Психологи подразделения приняли участие во втором этапе нашей работы с помощью 12 солдат из числа молодых людей, опрошенных ранее, чем 68 лет. Средний возраст испытуемых составляет 18,8 года.

Анализ, а также результаты предварительного опроса позволили нам выделить следующие основные показатели адаптивности призывников: самообладание, самоконтроль, тревожность и эмоциональную гармонию. Для изучения выбранных параметров были использованы следующие методы: Шкала самооценки Спилберга-Ханина »С помощью этого теста вы можете измерить тревогу, связанную как с конкретной внешней ситуацией, так и с устойчивой личностной чертой. 

Методология оценки суицидального риска (с учетом биографических данных, черт характера, условий жизни, характеристик реагирования на различные факторы, свойственные самоубийствам, составлена ​​карта риска самоубийства на основе методологии определения риска суицида).

Анализ результатов исследования тревожности солдата позволил измерить эмоциональную стабильность, ситуативную, низкую и высокую тревожность. Оказалось, что 5 солдат обладают высокой эмоциональной устойчивостью, что обусловлено низким уровнем тревожности. Три солдата показали результат среднего уровня. Солдат 4 имеет высокий уровень тревоги. Анализ исследования, оценивающего суицидальное поведение, выявил повышенный риск суицидального поведения. Данные следующие: нет фактора самоубийства - 6 солдат, слабо выраженный фактор - 2 солдата, есть фактор суицидального поведения -1, присутствие не обнаружено - 3. Таким образом, анализ исследования показывает, что, Солдаты, находясь в новой особой обстановке, испытывают беспокойство и характеризуются беспомощностью, неуверенностью в себе.

В конце исследования мы определили контрольную (2 человека) и экстремальную группы (1 человек), целью которых была экспериментальная программа для дальнейшей диагностики и изучения личности.

Ниже приведен пример опроса солдат, проходящих службу. Опрос проводился среди военнослужащих, прошедших срок службы в Вооруженных силах.

Интервьюируемые были отобраны из числа персонала подразделения.

Таким образом, не только призывники отмечают неадаптивные признаки, но и старшие сотрудники также отмечают их даже после 6-7 месяцев пребывания в отделении. Таким образом, среди 20 опрошенных солдат 28% заявили о наличии определенных негативных социально-психологических факторов, которые можно отнести к дезадаптации. 8% респондентов не заметили эти явления после длительного срока службы. Оставшиеся 64% затруднились с ответом.

Анализ данных позволяет сделать вывод, что оценочная функция эмоций является одной из важных детерминант поведения; эмоциональная сфера претерпевает перестройку раньше, чем другие, но также определяет ход и направления этой перестройки. Циклическая активность солдат характеризуется постоянным изменением окружающей среды, объемом внешних социальных связей, изменением социальной ориентации, изменением мотивов поведения и др. и др. Независимость семейно-армейских характеристик. Их различия выдвигают требования к формированию двух программ адаптации.

Основным регулятором успеха адаптации к изменениям в цикле семейно-армейских отношений являлся показатель эмоциональной устойчивости, уровень адаптационных способностей, который показали психофизиологические исследования, являлся показателем психофизиологической устойчивости к экстремальным факторам.

Как показывает практика, риск самоубийства, как и в первые месяцы службы, не исчезает в последние месяцы. Поэтому профилактические и диагностические работы должны проводиться на протяжении всей службы военных.

Рекомендации военным психологам и офицерам по профилактике и выявлению суицидальных личностей

Обратите внимание на появление этих знаков у военных. Особенно если они появляются неоднократно.

Систематически изучать морально-психологический климат команды, индивидуальные особенности военных.

Не считайте свое участие бесполезным, бессильным. Это неправда. Каждый офицер-психолог способен оказать эффективную помощь в самоубийстве.

Общайся с подчиненными. Спокойно и откровенно узнаю его состояние, настроение, намерения.

Офицеры несут ответственность за жизнь и безопасность своих подчиненных. Не только физическая безопасность, но и нормальное, здоровое психическое состояние.

В случае сомнений обращайтесь за помощью к специалистам.

Пренебрежение симптомами самоубийства делает недействительным ваше участие и усилия по предотвращению самоубийств.

Помните! Самоубийство - это травмирующее событие для всей военной команды.

Наиболее эффективным средством предотвращения самоубийств является понимание человека.

Воспитание такого понимания, сочувствия к милосердию среди персонала является важнейшей потребностью нашего времени.

Вывод:

В теоретической части нашего тезиса мы считали, что проблемы общества непосредственно отражаются в армии, поэтому своевременное выявление и предотвращение суицидального поведения актуальны для Вооруженных сил.

В этом исследовании были использованы достижения ряда российских и зарубежных исследователей по проблемам самоубийств, таких как А. Амбурова. «Психология самоубийства», Бирюкова В.М. «Психология самоубийства», Старшеба Г.В. «Суицидология и кризисная психотерапия».

Таким образом, практическая значимость проблемы самоубийства среди военнослужащих в армии, в новых условиях военной службы, ее недостаточное развитие в военной психологии определили выбор этой темы в качестве тезиса.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение, что своевременное выявление социально-психологических факторов суицидального поведения способствует проведению профилактической и психотерапевтической работы с самоубийцами.

В экспериментально-исследовательской части нашей работы мы использовали методы наблюдения, беседы, анкетирования, психодиагностические тесты. Учился 82 военнослужащих. Из них молодое пополнение проекта «Весна 2006» - 68 человек, 14 солдат раннего проекта.

Поскольку важная роль в решении трудных жизненных ситуаций определяется тем, насколько человек может адаптироваться к социальной среде, степень возникновения суицидального поведения будет меньше.

В книге Е. Е. Сапоговой «Психология развития человека» написано, что «Адаптация человека характеризуется его способностью ориентироваться в требованиях, установленных в этом обществе, формировать в зависимости от принятых здесь ценностных ориентаций, гармонично входит в социальную или профессиональную групп.

Поэтому мы решили провести психодиагностическую работу с молодыми рекрутерами «Весна 2006» для определения личностных адаптационных способностей и выбрали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым, С.В. Chermyanin. В то же время мы провели социологический опрос об адаптации тех же военнослужащих. Всего было обследовано 68 военнослужащих. Средний возраст - 18,5 лет. По результатам психодиагностики показали высокий уровень адаптационных способностей - 37 человек; средний уровень - 19 человек; низкий уровень - 12 человек;

Далее в экспериментальную группу вошли 12 военнослужащих. которые имеют низкий уровень личных адаптационных способностей, проявляют признаки дезадаптации и требуют дальнейшего определения оценки риска суицидального поведения. С кем проводился психодиагностический тест, шкала самооценки Спилберга - Ханина. Используя этот тест, мы измерили эмоциональную стабильность, ситуативную, низкую и высокую тревожность. Оказалось, что 5 военнослужащих обладают высокой эмоциональной устойчивостью, что обусловлено низким уровнем тревожности.

Трое военнослужащих показали результаты среднего уровня. У 4 военнослужащих высокий уровень тревоги.

Затем с 4 солдатами был проведен тест оценки суицидального риска (карта риска самоубийства). Мы, психологи, изучили биографические данные. И они показали следующие результаты: 1-й солдат имеет слабо выраженный фактор. Наличие суицидального риска не было обнаружено у 2 солдат; у 1 солдата есть фактор суицидального поведения. Последний был взят для динамического наблюдения психологом и частичной командой.

Таким образом, анализ исследования показывает, что солдаты оказались в новой социальной среде жизни, они чувствуют беспокойство и характеризуются беспомощностью и неуверенностью в себе.

Затем они провели социологический опрос среди солдат, заканчивающих службу. Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что основными регуляторами успешности адаптации к изменению цикла семья-армия являются показатель эмоциональной устойчивости личности, уровень адаптационных способностей, социальные, психологические факторы, которыми обладают психологические исследования. показано на рисунке.

Как показывает практика, риск самоубийства, как и в первые месяцы службы, не исчезает в последние месяцы. Поэтому мы пришли к выводу, что профилактические и диагностические работы должны проводиться на протяжении всей службы военнослужащих срочной службы.

Важно: профилактика суицидальных актов в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер, требует значительных усилий и не может быть в рамках одного тезиса. В данной работе подход к проблеме всех чиновников воинской части и субъектов психологической работы в частности.

Таким образом, психологи должны помнить, что своевременное выявление социально-психологических факторов суицидального поведения способствует проведению профилактической и психотерапевтической работы с суицидами. В дальнейшем мы планируем продолжить научную работу по психокоррекции и кризисной психотерапии самоубийств в воинской части.