Психическая саморегуляция в ситуациях стресса

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Регулирующая функция рефлексивной культуры в процессе проявления акцентуаций характера, разрешения внутренних конфликтов и личностного самоопределения
Мотивация и риск в экстремальных ситуациях
Психология экстремальных ситуаций профессиональной деятельности
Риск профессиональной деятельности в критических ситуациях


Введение:

Жизнь человека в современном мире связана с постоянным негативным воздействием на окружающую среду, со стрессом. Стресс - это состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического стресса, который возникает у человека, когда его нервная система испытывает эмоциональную перегрузку. Степень влияния психологического стресса на организм, способность или неспособность справиться со стрессом оказывает огромное влияние на эмоциональное и физическое состояние человека.

Актуальность исследования обусловлена ​​наличием и действием различных стрессовых факторов - социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптационных функций человек. Кроме того, деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных факторов и факторов окружающей среды, которое сопровождается отрицательными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций и разрушением. деятельности.

Цель: изучить умственную саморегуляцию в стрессовых ситуациях. сам стресс стресс психическое

Научно-исследовательские цели:

  • проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;
  • выбрать методы и методы исследования;
  • анализировать и обобщать результаты.

Объект исследования: психическая саморегуляция.

Предмет исследования: методы психической саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Методы исследования:

  1. Обследование и аналитическое исследование психолого-педагогической литературы;
  2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование. В рамках этой группы методов использовались следующие методы:
  • шкала психологического стресса ПСМ - 25;
  • 8-факторный опросник личности Спилбергера - Радюк.

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 30 студентов (18–21 года) из трех университетов Уфы: Академии ВЭГУ, БГУ и БГПУ.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность исследования, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи работы, основная часть, состоящая из двух глав, выводы на каждом из них приведены выводы, ссылки из 36 наименований, заявки.

Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и саморегулирования

Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского «стресс» означает давление, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, которое создает это состояние. Предполагается, что английское слово «стресс» происходит от латинского «stringere» - затягивать.

Понятие «стресс» со временем претерпело значительные изменения и стало более широким. «Слово« стрессор »стало означать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово« стресс »- реакция не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие негативные эмоции». 

Впервые термин «стресс» был введен Уолтером Кэнноном в его классических работах по универсальной реакции «борись или беги» для обозначения нервно-психического стресса.

Ханс Селье определил стресс как «неспецифическую реакцию организма на любое требование, предъявляемое к нему». Он выделил три стадии стресса. Первая - это тревожная реакция, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За этим следует этап сопротивления, когда организму удается (благодаря предыдущей мобилизации) успешно справиться с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если действие вредных факторов невозможно устранить и преодолеть в течение длительного времени, начинается третий этап - истощение. Адаптационные возможности организма снижены. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредным», риск заболевания возрастает. 

Позже Селье предложил различать два типа стресса: дистресс (от английского слова дистресс - истощение, несчастье) и эустресс. Юстресс Селье сама стала рассматривать как «позитивный фактор, источник повышенной активности, радости от усилий и успешного преодоления». С eustress активизируются процессы самосознания, понимания реальности, памяти. Бедствие, однако, возникает только при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, осознания чрезмерности, подавленности и нежелательности, «обидного» несправедливость »необходимых усилий. 

В последние годы отмечается условность полного разделения физиологического и психического стресса. Р. Лазарь, разрабатывая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой физиологический стресс, связанный с реальным стимулом, дифференцируется от психического (эмоционального) стресса, в котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающий, трудный. При физиологическом стрессе всегда присутствуют психические элементы и наоборот. Что касается терминов «психическое напряжение» и «эмоциональный стресс», они часто используются как эквивалентные, поскольку почти все ученые признают, что основной причиной психического (психологического) стресса является эмоциональное возбуждение. 

Психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается, когда возникает информационная перегрузка, то есть человек не справляется с поставленной задачей, не имеет времени для принятия правильных решений в требуемом темпе с высокой степенью ответственности. Этот тип стресса характеризуется ухудшением памяти, снижением концентрации внимания и повышенной отвлекаемостью.

Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д., когда человек долгое время остается один на один со своими переживаниями. В то же время отмечается увеличение напряжения, беспокойства, беспокойства, ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать небрежными, а общительные - закрытыми. Возможно появление депрессии, беспомощности и эмоциональных всплесков. Этот тип стресса опасен, потому что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.

Независимо от того, как разные авторы определяют стресс, очень неспецифическая реакция организма, которая имеет свои собственные законы развития независимо от причины стресса, всегда действует как центральное звено стресса. Давайте попробуем понять, как психические переживания, эмоциональные реакции превращаются в телесные расстройства.

Сложные физиологические и биохимические сдвиги, возникающие во время стресса, являются проявлением древней защитной реакции, сформировавшейся в ходе эволюции, или, как ее называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включается у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной скоростью мобилизацию сил тела, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.

Теперь мы определяем, что такое «стрессоустойчивость».

Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональной. Он пишет, что стрессоустойчивость может быть более конкретно определена как черта личности, которая обеспечивает гармоничные отношения между всеми компонентами психической деятельности в эмоциональной ситуации и, таким образом, способствует успешной реализации деятельности.

П. Б. Зильберман говорит, что стабильность может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, что свидетельствует о недостаточной гибкости, адаптивности. Он предлагает свою и, на наш взгляд, одну из наиболее успешных интерпретаций стрессоустойчивости, понимая под ней интегративное свойство человека, характеризующееся таким взаимодействием эмоционального, волевого, интеллектуального и мотивационного компонентов психической деятельности человека, что обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной среде».

Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и способности преодолевать экстремальные ситуации, связанные с ресурсом или запасом человека, потенциалом различных структурных и функциональных характеристик, которые обеспечивают общие типы жизни и конкретные формы поведения, реакции, адаптации, и т.д.

Как следует из приведенных выше определений стрессоустойчивости, это явление (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональной точки зрения как характеристика, которая влияет на продуктивность (успех) деятельности.

Итак, стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Этого невозможно избежать в условиях нашего существования, но это не всегда необходимо, поскольку стресс способен умерить психику человека и подготовить его к более трудным ситуациям в будущем.

Основные причины стресса

Причины стресса можно разделить на две большие группы: субъективные причины и объективные.

Субъективные причины могут быть связаны с относительно постоянным компонентом личности человека или быть динамичными. В обоих случаях стресс может быть вызван несоответствием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть долгосрочными или краткосрочными, жесткими или динамичными.

Субъективные причины включают в себя.

  • Несоответствие генетических программ современным условиям.

Многие наши стрессы и проблемы станут более ясными, если мы вспомним эволюцию человека и его исторический путь от дикой природы к лоно цивилизации. До настоящего времени ученые твердо установили, что большинство реакций на биологические и физические эффекты имеют рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК. Проблема в том, что природа подготовила человека к жизни в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов температур, а современный человек живет в условиях отсутствия физической активности, переедания и температурного комфорта. [27]

  • Стресс от реализации негативных родительских программ.

Некоторые программы поведения встроены в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, в то время как его сознание еще более внушаемо. Эти программы называются «бессознательные установки», «жизненные принципы» или «родительские сценарии», и они могут играть очень важную роль в будущей жизни человека.

Эти параметры могут быть весьма полезны для маленького ребенка, но по мере взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стресс.

  • Стресс, вызванный когнитивным диссонансом.

Поскольку среда обитания развивается в сознании каждого человека, формируется определенная «виртуальная» картина мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним и другими людьми, а также с остальной природой. Если реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и обусловленном, то возникает стресс, причем достаточно сильный. Это явление было впервые описано психологом Леоном Фестингером, который представил концепцию когнитивного диссонанса - противоречие между двумя реальностями - объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, которая описывает мир. Если какое-либо событие не может быть описано в системе представлений человека о мире, то он редко меняет модель мира. Чаще всего человек либо создает дополнительные конструкции, которые усиливают модель, либо игнорирует реальность. 

  • Стресс, связанный с неадекватным отношением и убеждениями личности.

Одним из довольно общих подходов сознания является оптимизм и пессимизм, то есть тенденция видеть хорошие или плохие моменты в явлениях окружающего мира. Оптимистичный настрой помогает выбраться из самых безнадежных ситуаций. Ведь если человек считает, что выход есть, то он его ищет, а значит, у него больше шансов его найти. Если человек принимает позицию пессимиста и признает, что ситуация зашла в тупик, то закрытые двери кажутся ему закрытыми, и он даже не пытается их открыть.

Довольно часто источником стресса является мировоззрение личности - политическое или религиозное.

Также причинами стресса могут быть подсознательные программы, которые «заставляют» человека придерживаться определенных поведенческих стратегий, даже если они явно приводят его к неудачам, стрессам и разочарованию. Эти программы могут иметь различное происхождение (доводятся до сознания родителями в раннем детстве, учителями в школе, полученными самим человеком в случае незаконного обобщения личного опыта и т. д.). 

  • Невозможность реализации актуальных потребностей.

Неспособность удовлетворить существующую потребность приводит к расстройству, и многочисленные клинические наблюдения показывают, что расстройство может привести к различным психосоматическим заболеваниям - артериальной гипертонии, язве желудка, неспецифическому колиту, бронхиальной астме и т. д.

Изучая связь между стрессом и потребностями человека, нельзя не упомянуть информационную гипотезу возникновения эмоций, разработанную П.В. Симонов. Он вывел формулу, связывающую воедино потребности, чувства и информацию, суть которой можно выразить следующим образом: эмоции являются результатом несоответствия между нашими ожиданиями и реальностью. Причем величина эмоций пропорциональна силе потребности, которая преобладает в данный момент. 

  • Стресс, связанный с неправильным общением.

Есть много причин стресса во время общения. Это могут быть конфликты, незаконные требования, большие ожидания, негативные предрассудки, недопонимание главной мотивации другого, критика. [31]

  • Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов

Осваивая окружающую среду, наш мозг учится распознавать сигналы, которые указывают на начало важных для организма событий. Это могут быть полезные реакции, которые помогают нам заранее подготовиться к будущим событиям (просто взгляд на стадион готовит тело к соревнованиям), но иногда условные рефлексы мешают жизни людей.

Например, некоторые люди не могут пользоваться лифтами или ездить на метро из-за своих патологических условных рефлексов, которые превратились в клаустрофобию или агорафобию, и эти примеры показывают, что не все тренировки полезны для организма. 

  • Неспособность справиться со временем.

Распространенными причинами стресса являются неспособность человека справляться со временем: неадекватные временные границы (большое эмоциональное значение придается прошлому или будущему), неэффективное использование времени и его преодоление, неспособность наслаждаться временем.

Объективные причины стресса

  • Условия жизни и работы (постоянные составляющие существования).

Эти причины могут быть локальными и глобальными. К местным проблемам относятся домашние бытовые проблемы (перебои с водоснабжением, плохое отопление, сломанный лифт и т. д.), Тяжелые, изнурительные работы и проблемы с транспортировкой. Глобальные причины стресса представлены загрязнением окружающей среды. Более того, зачастую вредные условия окружающей среды вызывают стресс не из-за прямого воздействия на организм, а из-за долгого и бесплодного опыта по этому поводу. 

  • Взаимодействие с другими людьми.

Причины межличностного стресса чрезвычайно разнообразны. Стресс может быть вызван детьми, которые плохо учатся и не слушают своих родителей, родителями, которые чрезмерно учат детей и ухаживают за ними, супругами, которые не проявляют достаточной любви, любовниками или любовниками, которые чрезмерно выражают любовь, деловыми отношениями.

  • Политические и экономические факторы.

Повышение налогов, изменение правового статуса предприятий, приватизация и национализация, изменение избирательной системы и запрет определенных партий - все это может служить источником беспокойства и стресса.

Низкий источник дохода или непредвиденные или чрезмерные расходы часто служат источником стресса, в то время как люди могут иногда вызывать негативные эмоциональные переживания, пытаясь жить не по средствам или сосредотачиваясь на образе жизни более состоятельной группы населения. 

  • Чрезвычайные обстоятельства.

Любая чрезвычайная ситуация является потенциальным источником стресса по определению. Многие природные явления и катаклизмы ощущаются людьми как стресс. Травмы и внезапные заболевания, а также обострение хронических заболеваний часто являются причинами эмоционального стресса. 

Следует отметить, что эти самые причины не во внешнем мире, в некоторых обстоятельствах или людей. Обвинять кого-то или что-то в стрессе, искать причину снаружи совершенно напрасно. Это просто события и действия других людей, но причины стресса полностью и полностью обнаруживаются у тех, кто испытывает этот же стресс.

Если внешнее касается вас, это значит, что в вас есть что-то, что «касается». И чем пытаться бороться с внешним, лучше делать внутреннее. Внешние обстоятельства нестабильны - стоит разобраться с ситуацией, и стресс уйдет, но тогда будет некоторая подобная ситуация, которая снова вызовет стресс, и снова будет необходимо с ним справиться, чтобы стресс ушел. И так будет повторяться снова и снова. Если вы посмотрите внутрь, то, что бы ни происходило и с кем бы вы ни имели дело, стресса уже не будет. Конечно, могут быть неприятные ситуации, но в отсутствие вашей внутренней «подсказки» вы можете просто решить их, не впадая в стрессовое состояние.

Умственная саморегуляция. Методы саморегуляции

Каждый день нашей жизни наполнен множеством приятных и неприятных событий, которые вызывают у нас эмоции различной степени интенсивности: от едва заметных до бурных и трудных для контроля. Все мы знаем, что наш организм использует определенные механизмы для поддержания постоянства своей внутренней среды. Точно так же психика стремится восстановить равновесие.

Саморегуляция действует как на уровне организма, так и на уровне психики, это системный процесс, обеспечивающий изменчивость, пластичность человеческой жизни, адекватную условиям.

Умственная саморегуляция - это контроль психоэмоционального состояния человека, достигаемый влиянием человека на себя с помощью слов, мысленных образов, контроля мышечного тонуса и дыхания.

В настоящее время разработано много различных методов саморегуляции: самогипноз, тренировка расслабления, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и т. д.

Остановимся лишь на самых доступных и распространенных методах саморегуляции.

Первая система методов самогипноза сформировалась давно и вошла в историю как система индийских йогов.

Интерес к возможностям самовнушения в Европе начал возрастать во второй половине 19 века. начала интенсивно развиваться психотерапия, одним из основателей которой В.М. Анкилозирующий спондилоартрит. Уже в начале 20-го века он ввел элементы самогипноза в клиническую практику. Позже Э. Якобсон предложил методику контроля мышечного тонуса для воздействия на психическое состояние. Наконец, в 1932 году немецкий психотерапевт Иоганн Шульц разработал активный метод психотерапии, широко известный как аутогенная тренировка.

Слово «аутогенный» состоит из двух греческих слов: «сам» - сам, «ген» - генерирующий, производящий, то есть «самогенерирующий» тренинг или тренировка, выполняемая самим человеком. Шульц положил начало своей методологии в европейской системе самогипноза, древнеиндийской системе йогов и гипнотическом государстве.

Наряду с аутогенной тренировкой также известна другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечная релаксация). При разработке этого метода Э. Якобсон исходил из того, что напряжение скелетных мышц наблюдалось со многими эмоциями. Исходя из этого, в соответствии с теорией Джеймса-Ланге, он предлагает расслабить мышцы для снятия эмоционального напряжения (беспокойство, страх). Этот метод также согласуется с рекомендациями изобразить улыбку на лице в случае негативного опыта и активировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц после того, как человек засмеялся, и нормализация работы сердца являются составляющими положительного влияния смеха на эмоциональное состояние человека.

СРЕДНИЙ. Алексеев создал новую технику, называемую «психорегуляторная тренировка», которая отличается от аутогенной тренировки тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что она имеет не только успокаивающий, но также захватывающая часть. Методология включает в себя некоторые элементы из методов Э. Якобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на изображениях и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

В настоящее время аутогенные тренировки и другие методы релаксации комбинируются с использованием биологической обратной связи (BFB). BFB связан с использованием оборудования, которое информирует человека в форме, удобной для восприятия психофизиологических процессов, происходящих в нем. BFB - это процесс, в ходе которого человек учится оказывать определенное влияние на физиологические процессы, которые не подлежат произвольному контролю, и на реакции, которые можно регулировать, но процесс их регуляции нарушается в результате возникающего эмоционального стресса. С помощью биологической обратной связи человек способен изменять ритм сердцебиения, электропроводность кожи, диаметр кровеносных сосудов и артериальное давление, волновую активность мозга, мышечное напряжение.

Меняется направление сознания. Варианты этого метода саморегуляции разнообразны.

Разъединение (отвлечение) заключается в способности думать о чем-либо, кроме эмоциональных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточиться на представлении посторонних предметов и ситуаций.

Переключение связано с ориентацией сознания на какой-то интересный бизнес (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. д.) Или на деловую сторону предстоящей деятельности.

Снятие эмоционального стресса также способствует:

  • получение дополнительной информации, устраняющей неопределенность ситуации;
  • разработка стратегии компенсации резерва для достижения цели в случае неудачи (например, если я не войду в этот институт, я пойду в другой);
  • отложить на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это с помощью имеющихся знаний, средств и т. д.
  • написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причин, вызвавших эмоциональный стресс.

Медитация. Цель медитации состоит в том, чтобы овладеть собственным вниманием и контролировать его, чтобы иметь возможность сосредоточиться на выбранном предмете для предотвращения психического стресса. Существуют различные виды медитации. Тибетские буддисты используют мантру в качестве тихо повторяющихся слов в качестве объекта концентрации, а дзен-буддисты используют от одного до десяти пунктов вдохновения и выдоха с повторениями. Независимо от типа медитации используются одни и те же методы: «раскрытие ума» или концентрация внимания. Медитация позволяет контролировать частоту сердечных сокращений, снижать электрическую активность кожи, усиливать альфа-активность мозга. Медитация снижает артериальное давление и уровень кортизола, устраняет боль, улучшает сон. Люди, которые используют медитацию, лучше справляются с психическим стрессом. У них снижается личная и ситуативная тревога, страхи и фобии. Одним из средств регулирования условий является трудотерапия, то есть выполнение любой деятельности. Деятельность отвлекает человека от ненужных, навязчивых мыслей и переживаний, не позволяет ему сосредоточиться на них.

В переводе с английского «стресс» означает давление, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, которое создает это состояние. Понятие «стресс» со временем претерпело значительные изменения и стало более широким.

Впервые термин «стресс» был введен Уолтером Кэнноном в его классических работах по универсальной реакции «борись или беги» для обозначения нервно-психического стресса.

Ханс Селье определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое требование, предъявляемое к нему. Он предложил различать два типа стресса: дистресс и эустресс.

Психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается, когда возникает информационная перегрузка, то есть человек не справляется с поставленной задачей, не имеет времени для принятия правильных решений в требуемом темпе с высокой степенью ответственности. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д., Когда человек долгое время остается один на один со своими переживаниями.

Стрессоустойчивость - это самооценка способности и способности преодолевать экстремальные ситуации, связанные с ресурсом или запасом человека, потенциалом различных структурных и функциональных характеристик, которые обеспечивают общие типы жизни и специфические формы поведения, реакции, адаптации и т. д. 

Причины стресса можно разделить на две большие группы: объективные и субъективные. Первые являются следствием внешних воздействий, вторые - следствием их внутренних конфликтов и опыта.

Умственная саморегуляция - это контроль психоэмоционального состояния человека, достигаемый влиянием человека на себя с помощью слов, мысленных образов, контроля мышечного тонуса и дыхания.

В настоящее время разработано много различных методов саморегуляции: самогипноз, тренировка расслабления, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и т. д.

Эмпирическое исследование психологического стресса и саморегулирования поведения

Организация и методы эмпирического исследования

В исследовании приняли участие 30 студентов (18–21 года) из трех университетов Уфы: Академии ВЭГУ, БГУ и БГПУ.

В соответствии с заявленной темой и задачами исследования были выбраны следующие методы диагностики:

  1. шкала психологического стресса PSM - 25 лемуров-Tieux-Fillion;
  2. 8-факторный опросник личности Спилбергера - Радюк.
  • Шкала психологического стресса PSM - 25 лемуров-Tieux-Fillion

Шкала Лемура-Тессье-Филлиона PSM-25 предназначена для измерения феноменологической структуры стрессовых переживаний. Целью является измерение стресса по соматическим, поведенческим и эмоциональным показателям. Методика изначально была разработана во Франции.

Техника была проверена на более чем 5000 человек. Методика была разработана с целью устранения существующих недостатков традиционных методов измерения напряженных состояний. В основном, эти методологические проблемы включают косвенные измерения стресса через патологические проявления тревоги, депрессии или использования стрессоров. Только несколько методов предназначены для измерения стресса как психологического состояния. Чтобы устранить эти методологические несоответствия, Лемир и др. Разработали анкету, в которой подробно анализируется состояние человека, испытывающего стресс.

  • 8-факторный опросник личности Спилбергера - Радюк

Анкета Spielberger была разработана для первоначальной идентификации стресса и депрессии, а также для оценки ситуационной (на данный момент) и личной (обычно) тревоги.

Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального напряжения. Оценены значения четырех основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательность, беспокойство, агрессия и депрессия). Всего получено 8 шкал. Автор теста - Ч.Д. Спилбергер, автором адаптации является О.М. Радюк.

Программа коррекции и развития

Цель программы: формирование у студентов адаптационных механизмов к стрессовым ситуациям.

Цели программы:

  1. сформировать позитивную мотивацию для преодоления стрессовых ситуаций;
  2. увеличить адаптационные и мобилизационные возможности в условиях дискомфорта, связанного с трудностями адаптации в стрессовых ситуациях;
  3. Научить методам саморегуляции и стресс-контроля поведения.

Продолжительность занятий: 5 занятий (5 дней).

Продолжительность урока: 45 минут.

Урок 1

Привет. Цели урока определены, правила группы установлены и обсуждены.

Приветствие.

Цель: познакомиться с участниками, создать позитивное отношение к работе.

Материалы: мяч.

Содержание:

  1. Часть 1: Теперь тот, кто держит мяч в руках, должен сказать свое имя и тот факт, что о нем никто не знает, и бросить мяч любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и помнить, что они говорят. Пример: «Я Маргарита Николаевна, никто не знает, что я… ..»
  2. Часть 2: А сейчас мы делаем противоположное: тот, чей мяч бросает его любому участнику, называет его имя и то, что он узнал о нем. Например: Ваня, я узнал, что ты ... »

Упражнение "Ромашка"

Цель: узнать, насколько хорошо члены группы осведомлены о проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Содержание: Используя метод мозгового штурма, члены группы говорят, что они понимают термин «стресс» и предлагают различные способы регулирования эмоционального состояния.

Мини-лекция о видах стресса и стрессах.

Цель: дать представление о том, что такое стресс, какие виды стресса существуют, что вызывает стресс, какие существуют методы борьбы со стрессом.

Содержание: Что такое стресс?

«Стресс» в переводе с английского означает напряжение, сжатие, давление, депрессию.

Стресс - это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и не подвержены воздействию.

В научном смысле стресс - это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция организма на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.

Что может вызывать стресс?

Причины стресса могут быть внешними (погода, смена работы, смерть родственника) и внутренними (жизненные ценности и убеждения, самооценка человека). Другие причины включают инфекции, отравление токсичными веществами, сильные эмоции и т. д.

Может ли стресс быть полезным?

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны для организма, но даже полезны. Они стимулируют человека найти выход из этого затруднительного положения. Во многих случаях они защищают нас, заставляя организм быстро реагировать на сложившуюся ситуацию.

Также радостными событиями могут быть причины стресса, например, свадьба, новая работа, беременность, победа на выборах, которые требуют большого эмоционального напряжения.

Дыхательные упражнения

Цель: уменьшить беспокойство, помогает достичь состояния расслабления.

Содержание: Развитие навыков произвольной регуляции дыхания.

Упражнение «Волшебное слово»

Цель: развитие навыков саморегуляции.

Содержание: Выберите простые слова, такие как мир, расслабление, мир, успокоиться, сбалансированный. Вместо слов вы можете сосчитать 1001, 1002 и т. д. Или использовать такие фразы, как: «глубокое или даже более глубокое расслабление».

Закройте глаза и сфокусируйтесь, повторите слово, фразу или посчитайте себе 60 секунд. Дышите медленно и глубоко.

Упражнение «Чемодан»

Цель: подведение итогов урока.

Содержание: Каждый участник делится с группой тем, что он узнал на уроке и что он «возьмет с собой», что он будет использовать.

Урок 2

Привет.

Упражнение "Молекулы"

Цель: освобождение участников.

Материалы: картины с изображением атомов и молекул.

Содержание: Представьте, что мы все атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно движутся и объединяются в молекулы. Количество атомов в молекуле может быть разным, оно определяется тем, какое число я называю. Сейчас мы все начнем двигаться быстро, и я скажу, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Молекулы выглядят так (показать).

Отражение:

  • Как ты себя чувствуешь?
  • Все ли общались с теми, с кем хотели?

Упражнение «Способы снятия психического стресса»

Цель: обмен положительным опытом в регуляции нервно-психического состояния.

Содержание: Мы все разные, и у всех нас есть разные способы снять напряжение. Помните и рассказывайте своим коллегам о том, как избавиться от стресса.

Отражение:

  • Чей метод вы нашли наиболее необычным и интересным?
  • Какой метод вы бы хотели принять?

Упражнение «Косить рост»

Цель: выявить, как разочарование одной или нескольких потребностей человека (лишение одной из способности получать информацию из окружающей среды через визуальный канал, запрет на использование словесной формы общения) влияет на выбор стратегии поведения.

Содержание: Тренер просит группу встать в круг и внимательно посмотреть друг на друга, затем дает инструкцию: «Пожалуйста, закройте глаза. (Чтобы повысить эффективность игры, вы можете раздавать игрокам особые очки.) Теперь попробуйте в полной тишине, НЕ ГОВОРИТЬ и как можно быстрее наращивать рост. «Как правило, запрет на устное общение уже нарушается уже на первой минуте. Чаще всего игроки начинают задавать вопросы, касающиеся местонахождения самых высоких участников, возможных вариантов общения и т. д. В этом случае тренер старается сохранить нейтральный тон повторяет одну и ту же фразу: «Вы не можете говорить» или «Мы играем в тишине». После того, как все выстроились в линию, тренер просит открыть глаза (убрать очки) и посмотреть на порядок расположения.

Отражение:

  • Какую стратегию поведения вы выбрали?
  • Вы нарушили основные правила игры?
  • Эта игра похожа на реальную жизненную ситуацию?
  • Довольны ли вы своим поведением, которое хотели бы изменить?
  • Что помешало вам быть более эффективным? И так далее.

Мини-лекция «Как справиться со стрессом»

Цель: ознакомить группу с методами борьбы со стрессом.

Содержание: В литературе много написано о причинах стресса. Это вина, потеря ценностей, ненависть к работе и т. д.

Я хотел бы процитировать Уолтера Рассела: «Если вы делаете то, что ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате вы начинаете страдать от хронической переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, в противном случае, делайте то, что вы можете делать с любовью. Так говорит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все наилучшим из известных вам способов. Любовь к тому, что вы должны выполнить, пополнит запас физической и умственной силы, избавит вас от усталости, от болезни, известной как «скука».

Обратите внимание на состояние вашего физического и психологического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, животе, сердце, расстройство желудка, судороги. Психологическими признаками стресса являются отвлечение внимания, ухудшение памяти, беспокойство, слезотечение, чрезмерное беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к утрате уверенности в себе, возникновению различных заболеваний, психических расстройств, наркомании.

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, во время стресса обычно потребляется запас витаминов в организме, особенно в группе В. Многие врачи советуют принимать витамины ежедневно, но не забывайте передозировать. Все должно быть в меру.

Во-вторых, физические упражнения очень полезны. Ходить в спортзал, делать упражнения, танцевать, петь, гулять по городу, посещать бассейн, баню и т. д.

В-третьих, необходимо физическое и психическое расслабление. Попробуйте следующие методы: послушайте расслабляющую музыку, посмотрите на ночное небо, облака, сон.

В-четвертых, гармоничная жизнь требует поддержки семьи и друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми, обращайте внимание на близких.

Упражнение "Солнечная поляна"

Цель: снять стресс, создав позитивный эмоциональный фон.

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага, звукозапись природы или легкая приятная музыка.

Содержание:«Посмотрите, как светло в нашей группе. Он наполнен солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы на прекрасном солнечном лугу, где растут много цветов. И каждый на этом лугу найдет цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры, нарисуйте цветок, нарисуйте, напишите на нем пожелания группы и наклейте его на наш солнечный луг. Посмотри, какая поляна с цветами получилась! Если вы приблизитесь к ней, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов. "

Отражение: Какие чувства вы испытывали во время учений?

Урок 3

Привет.

Упражнение «Три слова»

Цель: активация мыслительных процессов.

Материалы: мяч.

Содержание: «Теперь мы бросим этот мяч друг другу. Тот, кто бросает мяч, произносит одно из трех слов: «воздух», «земля» или «вода», а тот, кто ловит, говорит, что звучало слово «воздух», - имя птицы, насекомого в Второй случай - животное, а если было сказано «вода» - название рыбы. Вы должны ответить как можно быстрее. »

Игра "Стряхни"

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Содержание: «Я хочу показать вам, как вы можете легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных ощущений. Иногда мы несем большие и маленькие веса, что отнимает у нас много сил.

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. Начинайте трясти руки, локти, плечи. В то же время представьте, что все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли - летит от вас, как вода из утки. Затем отряхните ноги от носков до бедер. А потом качай головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать звуки ... Стряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос, когда у вас дрожит рот. Представьте, что с вас сваливается все неприятное бремя, и вы становитесь веселее и веселее. »

Небольшая групповая дискуссия

Цель: создание позитивного имиджа, поиск выхода из стрессовой ситуации.

Материалы: бумага и ручки.

Содержание: Участники делятся на 4 группы. Каждой группе задаются вопросы, которые участники будут решать путем мозгового штурма.

После этого группы представляют результаты работы:

  1. Задача к 1-й группе: сделать портрет человека уверенным в своих силах.
  2. Задание 2-й группе: каким образом улучшить свое самочувствие, взбодриться?
  3. Задание 3-й группе: как снять напряжение, возникшее в школе?
  4. Задание 4: как бороться с волнением перед экзаменами?

Отражение.

Упражнение «Рисуем кота»

Цель: развитие навыков работы с партнером, определение эффективных стратегий взаимодействия, признание необходимости совместного продвижения к общей цели.

Материалы: бумага, карандаши или ручки.

Содержание: Группа делится на пары, в каждой из которых один участник является лидером, второй - подчиненным. Тренер оставляет аудиторию с «менеджерами» и сообщает, что они являются менеджерами проектов для ... рисования кошек. Задача каждой пары - нарисовать кота. Но предпосылки для рисования заключаются в том, что у «подчиненного» глаза закрыты (или специальные очки надеваются без прорезей для глаз), а «руководитель» имеет право давать только устные инструкции для рисования отдельных элементов, не сообщая о цели работа. То есть «подчиненные» не знают, что должно получиться в результате совместной работы. После того как рисунки выполнены, каждая пара по очереди показывает свою работу, а «менеджеры» и «подчиненные» рассказывают нам, что мешало, что помогало им в процессе работы, описывают их чувства от совместной деятельности.

Отражение:

  • Довольны ли вы результатом розыгрыша?
  • Довольны ли вы характером взаимодействия?
  • Что вам понравилось в руководстве / подчинении?
  • Что мешало тебе работать?
  • Какие из стратегий, продемонстрированных партнером, используются в жизни?
  • Эти стратегии мешают или помогают?
  • Что можно изменить в игре, чтобы сделать результат еще лучше?

Упражнение "Укрытие"

Цель: вызвать у участников состояние внутреннего покоя и комфорта.

Содержание: Участникам предлагается войти в состояние транса и мысленно создать себе убежище - спокойное и комфортное место.

«Теперь я просто прошу вас мысленно создать приют для себя - место, где вы будете чувствовать себя очень спокойно, очень комфортно, где никто в мире не может беспокоить вас без вашего согласия.

Это может быть что угодно: ваша собственная комната, хижина в горах, хижина в лесу, побережье, другая планета. Единственное условие - вы чувствуете себя спокойно, комфортно, безопасно. И когда вы найдете или представите себе такое место, вы можете кивнуть головой, я буду знать, что вы его нашли.

И я прошу вас просто оставаться там ... позволяя себе полностью испытать эти приятные чувства уверенности ... покой ... комфорт ... И в этом состоянии время может измениться ... и на несколько мгновений теперь оно могу растянуться и стать несколько часов и больше ... с достаточным количеством времени, чтобы успокоиться, расслабиться ... набраться сил ... И какое-то время я не буду с вами связываться, и это вас совсем не побеспокоит ... Я не ограничивайте себя во времени ... Просто когда вы чувствуете себя спокойным и отдохнувшим, вы можете покинуть свое убежище и вернуться сюда ... И вы знаете, что для этого достаточно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

Отражение:

  • Что вы чувствовали, выполняя упражнение?
  • Что дало тебе это упражнение?

Урок 4

Мини-лекция "Автогенная тренировка"

Цель: получить представление о понятии «аутогенная тренировка», о том, как его использовать и каковы его преимущества.

Содержание: Человечество давно осознало влияние наших мыслей и чувств на состояние нашего тела. Помните, как ваше лицо краснеет от неловкости или ваше сердце колотится от страха. Почему так трудно ходить на нелюбимую работу даже после хорошего отдыха, и почему так легко танцевать всю ночь со своими любимыми друзьями после тяжелого рабочего дня? Все дело в нас самих. Если нам это не интересно, мы даем команду нашему телу на подсознательном уровне, и оно становится тяжелым и слабым. Чтобы контролировать свое состояние, человечество начало использовать внушение. Расслабляя тело с помощью самовнушения, нужно повторять такие фразы, которые благотворно влияют не только на организм, но и на эмоциональное состояние. Многие спортсмены высокого уровня используют технику автоматической тренировки, чтобы сохранить внутреннее спокойствие и снять стресс во время соревнований, чтобы достичь хороших результатов, так как энергия тратится впустую на ненужный стресс. Многие артисты перед выступлениями также прибегают к помощи аутотренинга, чтобы обрести необходимое настроение и избавиться от ненужной тревоги. Для автоматической тренировки найдите спокойное место, где вас никто не побеспокоит. Вполне возможно, что в будущем, когда вы овладеете АТ, вы сможете добиться необходимого вам состояния расслабления (от лат. Relaxatio - рельеф, расслабление) где угодно, даже в общественном транспорте, но для начала вам все равно нужно спокойная обстановка. Итак, расслабьтесь, примите удобную позу. Сядьте или лягте так, чтобы вас ничто не беспокоило.

Закройте глаза и мысленно скажите:

  • Я абсолютно спокоен ...
  • Мое тело расслаблено ...
  • Мои ноги расслаблены ...
  • Мои ноги становятся тяжелыми ...
  • Приятное тепло распространяется по ногам ...
  • Мои руки расслаблены и тяжелы ...
  • Приятное тепло течет по рукам ...
  • Мой торс расслаблен ...
  • В области солнечного сплетения я чувствую тепло, которое рассеивается по всему телу ...
  • Моя голова расслаблена ...
  • Все мышцы лица расслаблены ...
  • Мое дыхание ровное и спокойное

Каждую фразу нужно повторять несколько раз, пока вы действительно не почувствуете себя расслабленно и тепло

Автотренинг "Мудрец из храма"

Цель: снятие психоэмоционального стресса, расслабление мышц и диагностика текущего психического состояния.

Содержание:Представьте, что вы стоите на поляне в летнем лесу. Густая трава поднимается до колен, а лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревьев теплый ветерок шуршит их листьями. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. Вы слышите звуки щебетания птиц, щебетание кузнечиков, потрескивающие ветви. Вы наслаждаетесь ароматом трав и цветов. Кудрявый ягненок на голубом летнем небе предвещает прекрасную погоду.

Вы пересекаете поляну и идете глубоко в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, что они редко ходят по нему. Вы медленно идете по лесу и вдруг видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы идете в это здание. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным зданием. Это храм. Он стоит далеко от шума и суеты городов, от погони за призрачным счастьем. Этот храм - место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себе. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на золочении узоров, украшающих дверь. Вы поднимаетесь по лестнице и, держа золотую ручку, открываете дверь. Она неожиданно легко и тихо сдается. Внутри храма - сумерки и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные фрески. Повсюду есть полки с множеством книг, странных фолио, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, находится большой дубовый стол, за которым сидит старик в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Свеча горит перед ним в подсвечнике.

Подойди ближе к старику. Это мудрец, который знает все самые сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его, что вас беспокоит, и, возможно, вы получите ответ, который искали ... Мудрец указывает вам на свечу. Посмотрите на это живое пламя, в его магическое ядро. Посмотрите на это ... Внутри пламени сначала появляется размытое, а теперь все более и более ясное изображение ... Повернитесь к мудрецу. Он держит календарь. На календарном листе четко выделяется дата, запомните ее.

Время посещения храма заканчивается. Спасибо мудрецу за встречу с тобой.

Вы выходите из храма и закрываете за собой дверь. Здесь на улице еще солнечный день. Вы спускаетесь по ступенькам и снова выходите на лесную тропинку, по которой вы возвращаетесь на луг, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз осматриваете ландшафт вокруг ... и снова переноситесь сюда в эту комнату.

Урок 5

Привет

Урок "Мы рисуем чувства"

Цель: научить выражать свои чувства, разрядить группу внутренне, повысить самооценку.

Материалы: бумага и карандаши.

Содержание: Возьми бумагу и нарисуй, как ты себя сейчас чувствуешь. Выберите цвета, которые соответствуют вашим ощущениям. Вы можете поцарапать, вы можете нарисовать линии, круги, узоры или рисунок, в общем, все, что вы хотите.

Каждый участник группы должен сказать (напишите на картинке), какое чувство он хотел показать своей фотографией.

Отражение:

  • Какое чувство тебе нравится больше всего?
  • Какое чувство тебе не нравится?
  • С каким чувством ты идешь учиться?
  • Когда ты счастлив?
  • Когда ты злишься?

Мини-лекция «Творчество как способ саморегуляции»

Цель: познакомить участников группы с понятием «креативность», способами развития креативного мышления; создание возможностей и влияние творческих приемов на самочувствие, активность, настроение.

Содержание: «Мы живем в эпоху быстрых перемен. Человек вынужден отвечать на них, но часто не готов к ним. Чтобы выжить в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, человек должен активировать свой творческий потенциал. Ученые считают, что существует прямая связь между психическим, физическим здоровьем и творческим характером нашей жизни.

Добавьте элементы творчества в свою жизнь - это значит позволить себе быть:

  • Открыты для всего нового и неожиданного;
  • Гибкость, то есть быстрая перестройка от одной идеи к другой;
  • Жирный, сочетающий и объединяющий, казалось бы, несоединимый характер;
  • Рискованным, то есть тем, кто не боится выйти за рамки навязанных стереотипов».

Способы развития креативного мышления:

  1. Задачи на сообразительность, головоломки, кроссворды. Они позволяют вам всегда быть в отличной интеллектуальной форме, дают ясность и мобильность мышления, позволяют быстро реагировать на изменения, создавать репутацию интересного собеседника - это выход из эмоционального стресса.
  2. Литература, музыка, искусство и прикладное искусство. Это вдохновение и, следовательно, освобождение от эмоционального стресса: оно просто «выгорает» положительными эмоциями.
  3. Хобби-терапия - это способ быстро избавиться от аффектогенной ситуации. Любое хобби можно назвать креативным, потому что оно сохраняет психику открытой для новых влияний. В критических ситуациях, чтобы нормализовать благосостояние, нет необходимости срочно избегать новых форм деятельности.
  4. Смех - это особая комическая оценка реальности, построенная на контрасте или неожиданности. Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревогой по поводу его влияния на вашу жизнь. Поэтому смех защищает нас от чрезмерного стресса. Смеясь над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой, и, следовательно, ситуация становится более управляемой.

Две причины для творческого мышления:

  • Во-первых, креативное мышление - это новая перспектива, новый опыт. Благодаря ему мы развиваемся. Это осознание необходимости самовыражения.
  • Во-вторых, творчество заряжает наше мышление особой энергией, доставляет огромное удовольствие. С информационными перегрузками и другими жизненными трудностями это хороший тоник.

И самое главное - это способ предотвратить эмоциональный стресс.

Применение метода «Психологическая шкала стресса ПСМ - 25»

Применение метода «8-факторный опросник личности Спилбергера - Радюка»

Упражнение «Прощание с напряжением»

Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение

Материалы: газета.

Содержание: «Теперь мы будем соревноваться. Возьмите газетный лист, скомкайте его и приложите все свои усилия. Выброси это».

Отражение:

  • Как ты себя чувствуешь?
  • Вы расстались со своим напряжением?

Ощущения до и после тренировки.

Общая рефлексия: Членам группы предлагается поделиться опытом, который они приобрели за 5 дней занятий.

Возможные вопросы для размышления: Что у тебя нового? - Как вы собираетесь реализовать свои достижения?

Анализ результатов исследования

Данные, полученные с использованием методики «Шкала психологического стресса PSM - 25 Lemur-Tieux-Fillion» до проведения коррекционных занятий.

Результаты оцениваются в градациях:

  • менее 99 баллов - низкий уровень стресса;
  • 100-125 баллов - средний уровень стресса;
  • более 125 баллов - высокий уровень стресса.

Результаты диагностики показывают, что 16,65% субъектов (5 человек) имеют низкий уровень стресса. Это говорит о том, что у них нормальное психоэмоциональное состояние и хорошие адаптационные возможности.

56,61% субъектов (17 человек) имеют средний уровень стресса. Это свидетельствует о влиянии на организм стрессовых факторов, которые не позволяют полностью адаптироваться в новых условиях.

26,64% субъектов (8 человек) имеют высокий уровень стресса, что свидетельствует о наличии эмоциональных и поведенческих признаков хронического стресса.

Данные, полученные с использованием методики «8-факторный опросник личности Спилбергера - Радюка» перед проведением коррективных занятий.

Результаты распределены по 8 показателям:

  1. интерес (интенсивность любопытства) 25,74 ± 6,02;
  2. агрессия (интенсивность агрессии) 13,28 ± 4,89;
  3. тревога (интенсивность тревоги) 18,46 ± 6,72;
  4. депрессия (интенсивность депрессии) 15,09 ± 6,15;
  5. Любопытство (частота любопытства) 31,80 ± 4,99;
  6. Агрессивность (частота агрессии) 18,35 ± 4,68;
  7. тревожность (частота тревоги) 18,11 ± 5,14;
  8. Депрессия (частота депрессии) 17,63 ± 5,07.

Высокий уровень тревоги и агрессии указывает на наличие стресса у 8 субъектов, средний уровень показателей указывает на усталость и утомляемость у 16 ​​субъектов, высокий уровень любопытства указывает на отсутствие стресса и депрессии у 6 субъектов.

Данные, полученные по методике «Шкала психологического стресса PSM - 25 Lemur-Tieux-Fillion» после проведения лечебных упражнений.

Из результатов повторной диагностики, проведенной после курса коррекционных занятий, видно, что количество субъектов с низким уровнем стресса увеличилось на 3, а количество субъектов с высоким уровнем стресса сократилось вдвое.

Данные, полученные в результате многократного использования методики «8-факторный вопросник Спилбергера-Радюка» после корректирующих упражнений.

Из результатов видно, что показатели по таким шкалам, как тревога, агрессия, депрессия, агрессивность, тревога и депрессия, снизились, а по шкале возрос интерес и любопытство.

После выполнения корректирующих упражнений наличие стресса наблюдается у 3 субъектов, средний уровень показателей свидетельствует о наличии утомления и утомления у 13 субъектов, отсутствие стресса и депрессии наблюдается у 14 субъектов.

В эмпирическом исследовании для определения уровня стресса использовались следующие методы:

  • шкала психологического стресса PSM - 25 лемуров-Tieux-Fillion;
  • 8-факторный опросник личности Спилбергера - Радюк.

Согласно результатам методологии «Психологическая шкала стресса PSM - 25 Lemur-Tieux-Fillion», 16,65% испытуемых (5 человек) имеют низкий уровень стресса. Это говорит о том, что у них нормальное психоэмоциональное состояние и хорошие адаптационные возможности. 56,61% испытуемых (17 человек) имеют средний уровень стресса, что свидетельствует о влиянии стрессовых факторов на организм, которые не позволяют полностью адаптироваться в новой среде. 26,64% субъектов (8 человек) имеют высокий уровень стресса, что свидетельствует о наличии эмоциональных и поведенческих признаков хронического стресса.

Из результатов 8-факторного опросника личности Спилбергера-Радюка следует, что стресс у 8 субъектов находится в состоянии стресса, у 16 ​​субъектов наблюдаются некоторые признаки стресса (усталость, усталость и т. д.), у 6 субъектов нет признаков стресса.

По результатам повторной диагностики, проведенной после курса коррекционных исследований, видно, что число субъектов с низким уровнем стресса увеличилось на 3, а количество субъектов с высоким уровнем стресса сократилось вдвое.

Вывод:

В современных условиях на человека все больше влияют биологические и психологические стрессовые факторы, которые вызывают специфические и неспецифические логические, психологические и поведенческие реакции организма. Эти реакции, имеющие двойную цель, могут, с одной стороны, способствовать адаптации к изменяющимся условиям, а с другой стороны, приводить к возникновению патологических процессов. Поведение человека в жизненной ситуации (в том числе сложной) является результатом взаимодействия внешних и внутренних условий.

В переводе с английского «стресс» означает давление, напряжение, усилие, а также внешнее воздействие, которое создает это состояние. Понятие «стресс» со временем претерпело значительные изменения и стало более широким.

Психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается, когда возникает информационная перегрузка, то есть человек не справляется с поставленной задачей, не имеет времени для принятия правильных решений в требуемом темпе с высокой степенью ответственности. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д., когда человек долгое время остается один на один со своими переживаниями.

Стрессоустойчивость - это самооценка способности и способности преодолевать экстремальные ситуации, связанные с ресурсом или запасом человека, потенциалом различных структурных и функциональных характеристик, которые обеспечивают общие типы жизни и специфические формы поведения, реакции, адаптации и т. д.

Причины стресса можно разделить на две большие группы: объективные и субъективные. Первые являются следствием внешних воздействий, вторые - следствием их внутренних конфликтов и опыта.

Умственная саморегуляция - это контроль психоэмоционального состояния человека, достигаемый влиянием человека на себя с помощью слов, мысленных образов, контроля мышечного тонуса и дыхания.

В настоящее время разработано много различных методов саморегуляции: самогипноз, тренировка расслабления, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и т. д.

В эмпирическом исследовании для определения уровней стресса использовались следующие методы:

  • шкала психологического стресса PSM - 25 лемуров-Tieux-Fillion;
  • 8-факторный опросник личности Спилбергера - Радюк.

Была разработана и применена программа коррекционных занятий, целью которой было формирование у студентов механизмов адаптации к стрессовым ситуациям.

По результатам повторной диагностики, проведенной после курса коррекционных исследований, видно, что число субъектов с низким уровнем стресса увеличилось на 3, а количество субъектов с высоким уровнем стресса сократилось вдвое.

В ходе исследования были выполнены следующие задачи:

  • проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;
  • выбранные методы и методы исследования;
  • Результаты проанализированы и обобщены.

В процессе выполнения работы была достигнута цель исследования, а именно изучение умственной саморегуляции в стрессовых ситуациях.