Проявление эффекта «другой расы» при восприятии изображений лица

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Образ физического Я в структуре сознания женщины/мужчины
Роль прошлого опыта в восприятии
Восприятие в процессе общения
Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений


Введение:

Актуальность. Общение является неотъемлемой частью человеческой жизни. Общество требует от человека возможности поддерживать большое количество социальных контактов, а технический прогресс, развитие средств коммуникации и мобильности расширяют разнообразие этих контактов. Также в последнее время, как никогда, развивается туризм. Все эти факторы приводят к тому, что границы между расами и этническими группами размыты и люди все больше общаются с представителями других рас и народов. При таком частом контакте значительную роль в межрасовом и межэтническом общении играет ряд психологических явлений, таких как предрассудки в отношении представителей других рас, этнические стереотипы, а также явления, связанные с когнитивными процессами - в частности, влияние другой расы. Отсюда необходимость изучения механизмов восприятия, которые способствовали бы всестороннему улучшению качества этих контактов. Существует множество исследований, подтверждающих существование так называемого «эффекта другой расы». Многие из нас могли наблюдать этот эффект в реальной жизни. Это выражается в разной эффективности запоминания и различения лиц разных рас. Люди склонны лучше узнавать лица своей расы. В данной работе мы предполагаем, что этот эффект может проявляться более «локально», то есть быть связанным не только с расой, но и с этнической принадлежностью.

Существует гипотеза, что влияние другой расы может быть связано с различными механизмами восприятия людей своих и других расовых групп. Это может проявляться в том, что к лицам своей и других рас относятся по-разному. На основании анализа распределения фиксаций в зонах лица было подтверждено наличие определенных особенностей при обследовании лиц своей и других рас. В этой статье мы также анализируем распределение количества и продолжительности фиксаций в зонах лица в зависимости от этнической принадлежности представленного человека.

Цель:

  • Выявить взаимосвязь между запоминанием человеческих лиц и их принадлежностью к своей собственной или другой этнической группе и наличием дополнительной информации о социальной роли данного человека.
  • Проанализировать различия в распределении количества и продолжительности фиксаций при рассмотрении лиц разных этнических групп.
  • Задачи:
  • Провести анализ литературы по проблеме «влияния другой расы» и влияния установок на качество запоминания лица человека.
  • Разработать методические инструменты для выявления особенностей восприятия и распознавания лиц представителей своей и другой этнической группы.
  • Изучить особенности запоминания человеческих лиц своей и чужой национальности с помощью различных видов предварительной социальной информации.
  • Проверьте гипотезу об онлайновых отношениях между этнической группой человека, о котором идет речь, и распределением количества и продолжительности фиксаций в зонах лица.

Объект: Особенности восприятия и памяти лица человека

Вещь: Этническая принадлежность модели, ее социальная роль и механизмы восприятия как факторы, влияющие на качество запоминания лица человека

Гипотезы:

  • Эффект, похожий на «Эффект другой расы», наблюдается при запоминании и распознавании лиц различных этнических групп.
  • Существует связь между характером предварительной информации о социальной роли и качеством запоминания лиц своей и других этнических групп.
  • Существуют различия в распределении количества и продолжительности фиксации в зонах лица при рассмотрении лиц разных этнических групп.

Человеческое лицо как объект восприятия

Проблема распознавания лиц и влияния другой расы

А. Шопенгауэр сказал: «Лицо человека говорит даже больше и больше интересных вещей, чем его рот, поскольку оно представляет собой сборник всего, что он когда-либо скажет, являясь монограммой всех мыслей и стремлений этого человека. Снова рот выражает только мысль о человеке, лицо - мысль о природе» и был прав. Человек кажется одним из важнейших источников информации о внутреннем мире, характере и интеллекте воспринимаемого. Он несет много социальных сигналов, поэтому интерес к человеческому лицу всегда так высок. Лицо человека - это его визитная карточка. Именно наше лицо является основным и наиболее ярким показателем нашей личности. С помощью лица мы выражаем эмоции, чувства, а также воздействуем на других. В течение многих веков многие выдающиеся ученые продолжали изучать лицо как фактор, влияющий на процесс общения. Со времен Древней Греции эта проблема вызывала большой интерес у ученых и философов, что привело к появлению новой науки, которая получила название физиогномики. Несмотря на то, что современная наука отрицает существование прямой связи между чертами лица и индивидуальными личностными характеристиками, интерес к этой проблеме по-прежнему актуален. Достижениями современной науки являются многочисленные исследования методов восприятия личности по внешности, особенно по лицу воспринимаемого. В ходе этих исследований было выявлено наличие влияния первого впечатления, социальных установок, возрастных и гендерных характеристик на процесс межличностного восприятия.

Одним из наиболее ярких факторов, влияющих на процесс восприятия, является фактор расового типа воспринимаемого человека. Чтобы определить расовый тип коммуникатора, необходим анализ некоторых характеристик лица. Такими значительными характеристиками являются цвет волос и кожи, форма лица и его элементов. Именно эти характеристики представителей их расы распознаются более подробно, а лица представителей других рас воспринимаются как сходные и, следовательно, менее узнаваемые. То есть принадлежность к одной расовой группе обеспечивает более четкое и более точное распознавание не только характеристик, но и любых выражений лица, выражений лица и т. д. 

Первое исследование, подтверждающее это явление, было проведено в конце 1960-х годов. В этом исследовании все предметы лучше узнавали лица своей расы, чем другие.

Позже этот эффект был назван «эффектом другой расы». В ходе этого исследования выяснилось, что студенты американских университетов, представители расовых групп Кавказа и Негроидов, лучше помнят представителей своей расовой группы.

На данный момент наличие некоторых различий в качестве запоминания у людей разных рас является доказанным фактом. Однако природа таких различий в запоминании до сих пор не совсем ясна. Существует несколько подходов к интерпретации этого эффекта.

Социальные отношения. Одним из первоначальных объяснений этого эффекта было то, что люди без расовых предрассудков были более мотивированы различать разные расы, чем люди, которые были более предвзяты по отношению к другим расам. А учитывая тот факт, что отношение к людям своей расы чаще, как правило, позитивное, люди склонны хорошо дифференцировать представителей своей расы. Ранние исследования показали, что расовые отношения влияют на степень стереотипности приписывания черт членам другой расовой группы. Тем не менее, Додл и Сеттлер (цитируется в Yarmey 1979) обнаружили, что расовые отношения не были связаны с производительностью лицевой памяти. Аналогичным образом, более поздние исследования не обнаружили связи между расовыми отношениями и лицевой памятью. Тем не менее, они обнаружили, что расовые отношения были связаны с другим фактором, а именно с числом межрасовых контактов. Ряд исследований показал, что люди с более предвзятым отношением сообщают о меньшем количестве контактов с другими расами. 

Межрасовый контакт. Наиболее распространенной и разумной интерпретацией этого эффекта является наличие наиболее близких и частых контактов с представителями преимущественно их расы. Некоторые исследователи считают, что качество или количество межрасовых контактов могут сыграть очень важную роль в степени проявления «эффекта другой расы».

Существует множество доказательств, подтверждающих социальную природу этого эффекта. Например, исследователи предположили, что расширение контактов с представителями другой расы может повысить производительность памяти путем: 1) уменьшения степени стереотипности оценки и индивидуализации представителей других рас (Malpass, 1981); 2) повышение мотивации людей к точности распознавания лиц других рас из-за сожительства или близкого и частого контакта (Malpass 1990) или 3) уменьшение сложности восприятия людей другой расы (Goldsteinetal. 1971). Кроме того, несколько ранних исследований показали, что подростки и дети, живущие в больших и смешанных районах, лучше различают незнакомцев другой расы, чем те, кто живет в изолированных районах (Feinmantetal. 1976). Наконец, Lee, Dunning и Mulloms (Lietal. 1998) недавно получили новое подтверждение контактной гипотезы, которая продемонстрировала, что давние поклонники белого баскетбола превосходили белых баскетболистов в распознавании черных. Учитывая, что большинство профессиональных баскетболистов являются темнокожими, и наблюдение за игрой также можно считать контактом, эти результаты говорят в пользу предложенной гипотезы.

Физиогномическое сходство. Третье объяснение «влияния другой расы» состоит в том, что возможно, что лица представителей некоторых расовых групп могут иметь меньше внутригрупповых физиогномических различий по сравнению с другими, то есть, согласно чисто объективным показателям, черты лица представителей некоторые расы больше похожи друг на друга, чем на другие.

Однако исследователи, изучающие эту гипотезу, обычно считают ее необоснованной. Например, Гольдштейн не обнаружил различий в физиогномической изменчивости среди японских, черных и белых лиц. В целом вывод Гольдштейна состоял в том, что теория физиогномической однородности некоторых рас не была обоснована.

Перцептивное обучение. Как указывалось ранее, есть экспериментальные доказательства того, что межрасовый контакт оказывает некоторое влияние на проявления «влияния другой расы». Тем не менее, исследователи все еще пытаются выяснить конкретные когнитивные механизмы, с помощью которых контакт может инициировать этот эффект. Наиболее распространенным объяснением этого эффекта является перцептивное обучение. Как исторически определено Гибсоном (1969), перцептивное обучение подразумевает увеличение способности извлекать информацию из окружающей среды в результате практики и опыта. Самым последним является работа Хайдера и Френча (Haideretal. 1996), в которой отмечается, что навык восприятия включает в себя способность различать актуальную и нерелевантную информацию. То есть степень точности и скорости распознавания лиц зависит от способности быстро различать и фокусироваться на значимых признаках раздражителей, и такой навык является результатом опыта длительного контакта, который, как правило, накапливается при взаимодействии с Представители вашей расы на протяжении многих лет. Согласно этой теории, опыт и навыки восприятия являются решающими факторами эффективности распознавания лиц.

Также на данный момент известны два основных подхода к проблеме механизмов восприятия лица другого человека - это аналитический и целостный подходы. Суть аналитического подхода заключается в том, что процесс распознавания основан на анализе индивидуальных черт лица. При этом целостный подход объясняет процесс распознавания, как восприятие лица как целостного объекта. Недавние исследования также указывают на то, что человек воспринимается как неотъемлемый объект, а не сумма индивидуальных особенностей. Например, в исследовании Дж. Танака было доказано, что некоторые элементы лица изолированы в изоляции хуже, чем когда они представлены в контексте целого лица (согласно Харитонову и др. 2012). Также в исследовании Ананьевой К.И., в котором дано определение расовой принадлежности человека по фотоизображению его лица, было выявлено, что если возникает задача дифференциации расовой принадлежности, то не только по индивидуальным признакам, но и их сочетанию более значительный (Ананьева 2009). Однако можно предположить, что оба механизма имеют место и появляются как следствие индивидуальных и культурных различий в восприятии лица. Результаты исследования Д. Келли указывают именно на это предположение. В этом исследовании было установлено, что зрительные фиксации предметов, принадлежащих к западной культуре, в основном расположены в области глаз и рта. Их визуальные фиксации более распределены на поверхности изображений. В то время как представители восточных культур, как правило, пристально смотрели в нос, то есть их фиксации были более центрированными. Из этого можно сделать вывод, что для представителей восточных культур характерен целостный метод обработки информации, а для представителей западной культуры - аналитический.

Влияние установки на восприятие лица

Впервые термин «установка» был введен немецким психологом Л. Ланге. И тогда это было детально разработано в школе Д.Н.Узнадзе. Отношение - это предрасположенность субъекта к какой-либо конкретной деятельности в конкретной ситуации. Особое значение имеет также установка в процессе восприятия другого человека.

На точность восприятия другого человека влияет множество различных факторов. Однако основным фактором, как пишет А. А. Бодалев, является степень, в которой содержание отношений между воспринимаемым и воспринимающим включает необходимость точного учета свойств воспринимаемого (Бодалев, 1979). Этот фактор остается неактуальным в ситуации восприятия лица с использованием фотографических изображений в экспериментальных целях, поскольку лица, представленные субъектам, ему не знакомы. В этом случае основным фактором, определяющим качество восприятия, является отношение человека.

Таким образом, многие исследователи считают, что одним из наиболее распространенных механизмов восприятия другого человека является процесс приписывания воспринимаемому человеку любых личных характеристик, основанных на признаках его внешности или поведения. То есть, если воспринимаемое имеет какие-либо внешние признаки, которые воспринимающий ранее связывал с какими-либо личностными качествами, то образ воспринимаемого будет строиться с учетом этой оценки (Бодалев, 1970). Этот механизм восприятия называется установкой, построенной на основе наличия определенного опыта общения с другими людьми.

Настройки, влияющие на адекватность восприятия другого человека, могут быть установлены самим экспериментатором. Так, в исследованиях А. А. Бодалева (Бодалев, 1982), А. А. Ершова (Ершов, 1980) было показано, что предварительная информация о воспринимаемом человеке во многих случаях оказывает решающее влияние на построение образа воспринимаемого.

Так, в эксперименте А. А. Бодалева по предъявлении фотографии экспериментатор дает предварительную информацию о человеке, изображенном на фотографии. Когда их просили оценить этого человека, субъекты были склонны интерпретировать внешние характеристики воспринимаемых как признаки положительных или отрицательных личностных характеристик, в зависимости от типа предварительной информации.

Социальные стереотипы, которые распространены в повседневном сознании в отношении представителей других рас или этнических групп, также могут служить своего рода отношением. Дополнительная информация о социальной роли или чертах личности конкретного человека может влиять на процесс восприятия и запоминания его лица, о чем свидетельствует эксперимент, проведенный в Кингстонском университете в Лондоне (Paveyetal. 2010). В этом эксперименте участвовали представители двух расовых групп: кавказцы и негроиды. Процедура эксперимента состояла в том, чтобы представить представителям каждой расовой группы набор из 24 фотографий, 12 из которых принадлежали к кавказской расе и 12 - к негроидным. Каждой фотографии предшествовала информация о роли изображаемого человека. Было 3 варианта на роль - мошенник, помощник (кооператор), нейтральный человек. Оказалось, что европейцы лучше запомнили представителей своей расы с негативным отношением, а с нейтральным лучше запомнили лица другой расы. Представители черной расы запомнили «своих» лучше с позитивным и нейтральным отношением. С негативной обстановкой их воспоминания были хуже. Общий анализ данных выявил следующее: все субъекты лучше запомнили мошенников, если они были представлены как представители расовой группы Кавказа. Причем полученные данные значительно выражены. Помощников и нейтральных людей лучше помнят, когда их представляют как представителей черной расы, но эти различия не были значительными. Все это говорит о том, что факторы социальной роли и этнической принадлежности могут оказывать совместное влияние на процесс запоминания.

Способ регистрации движения глаз при исследовании восприятия лица

Методы регистрации движений глаз широко используются в психологической науке. Интерес к этой теме основан на большом количестве данных, подтверждающих тот факт, что направление взгляда и фиксация глаз меняются в зависимости от интереса к элементам окружающей среды. Объекты нашего интереса привлекают наше внимание, и, как следствие этого, мы дольше задерживаем свой взгляд и возвращаемся к ним чаще. Однако высокая скорость этих процессов является сложным фактором, и поэтому современные производители исследовательского оборудования занимаются совершенствованием систем за счет увеличения скорости регистрации своих устройств. Сегодня скорость окулографии позволяет нам рассматривать ее как инструмент для тонкого анализа процесса восприятия.

Через восприятие окуломоторизм соотносится с другими психическими явлениями. Так или иначе, фиксации и движения глаз выражают динамику внимания, мышления, репрезентации, а их распределение и общая ориентация - это интерес, намерение и отношение.

А. Л. Ярбус (1965) одним из первых зарегистрировал движения глаз при исследовании социально значимых объектов. Он выявил определенную закономерность: при исследовании человеческого лица: область, в которой происходят первые и самые длинные фиксации, - это глаза, губы и нос. Остальные области, такие как шея, волосы, головной убор и контуры лица, обусловили небольшое количество быстрых и нерегулярных фиксаций.

Глядя на один пример окулограммы человека, который был представлен Ярбусом, можно заметить, что число фиксаций и саккад в левом поле зрения наблюдателя больше, чем в правом.

Подобная асимметрия отмечена другими авторами. «По словам О. Грюссера, в первые шесть секунд восприятия фотопортрета 65–70% времени глаз проводит в левой половине поля зрения» (Drummers 2014, стр. 332). Тем не менее, есть исследования, в которых этот эффект не был так выражен: «При определении пола человека по изображению его лица преимущество правосторонних фиксаций (их количество и продолжительность в каждой выборке) не так велико: 55% против 45%».

Окуломоторные исследования, посвященные распознаванию расы людей по выражению эмоционально нейтрального лица, подтверждают наличие эффекта доминирования (преобладание числа и продолжительности фиксаций на любой части лица). Однако на проявления этого эффекта влияют многие различные факторы.

Во-первых, доминирующая сторона лица каждого человека индивидуальна, что связано со структурными особенностями нервной системы. Во-вторых, как отмечалось ранее, механизмы считывания информации, следовательно, область фиксации взгляда может варьироваться в зависимости от индивидуальных или культурных различий (Харитонов Ананьева 2012). И, наконец, в-третьих, обстоятельством, влияющим на этот эффект, является пол ситтера и особенно его раса по отношению к расе наблюдателя. Голдингер и соавт. исследованы различия в запоминании и просмотре лиц той или иной расы. В этом эксперименте приняли участие представители расовых групп Азии и Европы. Стимульный материал также состоял из фотографий представителей европейских и азиатских рас. Испытуемым были представлены фотографии представителей как их, так и других рас. В ходе эксперимента регистрировались движения глаз и изменения диаметра зрачка. В обеих группах наблюдалась следующая закономерность: при взгляде на фотографии другой расы у представителей обеих групп увеличение зрачка было более выраженным, чем при взгляде на фотографии представителей их расы, фиксации были длиннее, но их число было намного меньше, и Самое главное, что особенности (или области фиксации) при рассмотрении лиц их или других рас были разными. Это говорит о том, что люди воспринимают, анализируют лица по-разному, в зависимости от того, является ли воспринимаемый человек представителем той же расы, что и сам воспринимающий, или он принадлежит к другой расе. Также, если диаметр зрачка принимается за показатель умственного усилия, из этого следует, что запоминание лиц другой расы требует больших усилий со стороны воспринимающего, что часто приводит к тому, что лица представителей других рас запоминаются хуже.

Аналогичные результаты были получены S. Liu et al. (Liuetal., 2011). При исследовании движений глаз китайских младенцев, при исследовании женских лиц европейских и азиатских рас были выявлены различия в расположении фиксаций на лице. При осмотре лиц азиатских женщин (своих) младенцы пристально смотрели в нос, то есть в центре, гораздо дольше, чем при осмотре лиц европейских женщин. Центральная фиксация типична для представителей азиатской расы, однако различия в обращении с лицами азиатских женщин и европейских предполагают, что механизмы считывания информации различаются не только в зависимости от воспринимающей расы, но и от содержания представленной информации, в данном случае. случай предполагаемой расы. Еще один нюанс, на который стоит обратить внимание, - это возраст испытуемых - от 4 до 9 месяцев. Это либо указывает на то, что культурные различия в восприятии человека формируются в довольно ранний период развития, либо в целом ставит под сомнение социальную (культурную) природу этих различий.

Все эти обстоятельства оказывают совместное влияние на этот эффект, и, следовательно, этот эффект можно считать системным, то есть изменением его проявлений в зависимости от особенностей ситуации межличностного взаимодействия.

Одной из причин проявления эффекта доминирования можно считать функциональные различия в частях лица. Итак, верхняя часть лица, учитывая тот факт, что это область глаз, является коммуникативным центром; нижняя часть лица, то есть область рта, является центром, дающим устную информацию. Левая сторона лица более выразительна, активна, выражает индивидуальность человека, а правая сторона более формальна и сдержанна. В то же время бессознательное или сознательное сосредоточение на той или иной части лица во время взаимодействия указывает на предпочтение функции, соответствующей этой части. Например: «Доминирование правой стороны указывает на то, что наблюдатель чаще всего фокусируется на социально значимых качествах коммуниканта, на которых человек представляет себя другим; именно в этой половине появляются произвольные выражения. Доминирование верхней частицы указывает на необходимость более частого зрительного контакта (встречи с глазами), посредством которого устанавливаются состояние, намерение и личные характеристики коммуниканта. Более того, выражение каждой половины воспринимается наблюдателем как выражение целого человека в целом».

Предположительно, использование различных механизмов восприятия (целостного и аналитического) можно рассматривать как еще одну возможную причину проявления этого эффекта. 

Взгляд останавливается на элементах спокойного лица избирательно. Более 70% фиксаций локализуются в области глаз, носа, носа и губ. Наибольшее количество фиксаций и их средняя продолжительность (322 мс) находятся в правом глазу няньки, наименьшие показатели - в носу (174 мс) и рту (175 мс) (Ананьева и др. 2010).

Последовательность обращений к элементам лица отражается в маршруте его просмотра.

Анализ окулограмм позволил выявить пять изостатических паттернов - типичные, регулярно повторяющиеся методы / механизмы для исследования лица:

  • «Линейные горизонтальные» фиксации встречаются в основном на обоих глазах, иногда на переносице.
  • «Линейная вертикаль» - множественные последовательные фиксации, распределенные между носом и ртом, образующие вертикальную линию.
  • «Треугольный» - повторный последовательный осмотр глаз и рта. Этот тип рисунка может принимать форму Y. В этом случае фиксации происходят не только в области глаз и рта сиделки, но и в области носа.
  • «Диагональ» характеризуется комбинированным осмотром частей двух сторон лица, с одной стороны осматривается глаз, а с другой стороны - часть носа и рта. В зависимости от того, какой глаз исследуется, различают «левую диагональ» и «правую диагональ»;
  • «Актуальные» - это группировка фиксаций на одной из зон лица или на границе зон.

Одна из наиболее часто встречающихся моделей движения глаз - треугольная. И это неудивительно, так как этот тип обследования позволяет проанализировать все наиболее важные и информативные области лица - это глаза, нос и рот. Эти части лица несут информацию об эмоциональном состоянии человека, что очень важно в общении. Эта закономерность наблюдается не только при рассмотрении человеческих лиц, что свидетельствует о его универсальной природе.

При выполнении задания по определению расы наиболее распространенным паттерном также оказались «треугольный» изостатический паттерн (62,2%), «линейный горизонтальный» (19,2%) и «топический» (6,8%), наличие других паттернов не превышает 7% для каждого из них. Эти результаты могут указывать на то, что изостатические паттерны представляют собой индивидуальные способы считывания воспринимаемой информации о лице человека, то есть они не зависят от типа расы и пола модели (Ananyeva et al. 2010). Однако не все так просто, есть исследования, результаты которых свидетельствуют об обратном. Например, в исследовании В.А. Барабанщиков, где по 20 предметам - студентам было предложено распознать состояние человека по разным половинкам изображения лица (верхний нижний, правый левый). Такой эффект на представленных фотографиях был получен путем окклюзии той или иной части лица, при этом очертания скрытой области оставались неизменными. Оказалось, что расположение точек фиксации менялось в зависимости от расположения окклюзии. То есть, в зависимости от местоположения окклюзии, определенные типы изостатических паттернов преобладают на окулограммах. При боковой окклюзии чаще наблюдались диагональные узоры, при этом нижняя окклюзия - линейная горизонтальная, с верхней - линейная вертикальная. Местная картина встречается редко, независимо от локализации окклюзии лица. Это говорит о том, что характер движения глаз зависит от семантических элементов представленного стимула и не является исключительно индивидуальным способом чтения информации (Drummers 2014).

Практическая работа по изучению влияния информации о социальной роли и этнической принадлежности на запоминание лица человека

Анализ литературы, связанной с особенностями восприятия и запоминания людей своей и другой расы, позволил нам предположить, что аналогичные эффекты можно наблюдать при восприятии людей своей и другой этнической группы.

  • В этом исследовании были проверены следующие гипотезы:
  • Эффект, похожий на «Эффект другой расы», также наблюдается при взгляде на лица разных этнических групп.
  • По сравнению с признанием людей другой этнической группы процент правильного признания людей их национальности будет выше, а процент ложных срабатываний ниже.
  • Существует связь между наличием предварительной информации о социальной роли и качеством запоминания лиц той или иной этнической группы.
  • Лица представителей своей этнической группы лучше запоминаются, если о них имеется дополнительная социально значимая информация (положительная или отрицательная). Запоминание лиц других этнических групп не зависит от наличия такой информации.
  • Существуют различия в распределении количества и продолжительности фиксации в зонах лица при рассмотрении лиц разных этнических групп.

При рассмотрении лиц их этнической группы фиксации равномерно распределяются между основными чертами лица. На лицах другой этнической группы больше будут рассматриваться зоны лица с характерными признаками для этой этнической группы.

Исследование влияния информации о социальной роли и этнической принадлежности на запоминание лица человека было проведено у 33 студентов Бакинского филиала МГУ разных факультетов и курсов, в возрасте от 17 до 25 лет, у 11 мужчин и 22 женщин.

Эксперимент проводился с использованием установки для записи движений глаз SMI RED500 и стандартного программного обеспечения.

Для материала стимула были сделаны фотографии мужчин в возрасте от 20 до 30 лет, представителей 4 различных этнических групп (азербайджанцы, русские, узбеки, афроамериканцы). Кроме того, эти фотографии были обработаны с использованием программы FaceGenModeller, чтобы исключить явное влияние отдельных характеристик лиц ситтеров на процесс запоминания. В результате было получено 25 фото-роботов каждого этноса, из которых 15 фотографий были сохранены и использованы в результате отбора наиболее типичных представителей той или иной этнической группы. В отборе фотографий азербайджанцев приняли участие 10 человек азербайджанской национальности. Была использована процедура ранжирования, которая включала составление серии в порядке убывания внешней типичности для представителя азербайджанской национальности. Наиболее часто отобранные 15 фотографий были использованы в качестве материала стимула для этого исследования. Подобный отбор был проведен в Ташкенте и Москве, поэтому был получен полный набор стимулов.

Материал стимула состоял из 60 фотографий мужчин от 20 до 30 лет. Используемые лица были без каких-либо отличительных черт (шрамы, татуировки, родинки). Обработка фотографий включала ретуширование растительности на голове и лице. Фотографии были представлены в размерах 1680CH1050, на нейтральном сером фоне. Материал стимула был разделен на 2 группы: тестовые стимулы - 24 фотографии (по 6 от каждой этнической группы), которые были использованы на первом этапе эксперимента с предварительной информацией о социальной роли и отвлекающих факторах - 36 фотографий. Они использовались только на втором этапе исследования для проверки качества запоминания тестовых раздражителей.

Процедура исследования

Исследование проходит в два этапа: запоминание и распознавание.

На этапе запоминания испытуемому предъявляли 24 тестовых стимула, каждый в течение 4 секунд. Каждой фотографии предшествует письменная информация о социальной роли представленного лица («спасатель», «преступник», «нет данных»). Чтобы исключить возможность нарушения последовательности, после каждой фотографии, в течение 1500 мс. Субъекту был представлен пустой экран. Только тогда была представлена ​​информация о социальной роли следующего человека. Для следующей фотографии субъект должен был сфокусировать взгляд на кресте в верхнем углу экрана. Это было сделано для того, чтобы первая фиксация происходила вне области лица, что исключало появление случайных и остаточных фиксаций на материале стимула.

Текст инструкции на данном этапе выглядит следующим образом:

  • «Вам будут представлены снимки мужчин из трех разных источников.
  • из новостей о людях, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти других людей («Спасатели»)
  • из базы данных осужденных за различные преступления («Преступники»)
  • Фотоботы случайных людей с улицы («Неизвестный»)

Появлению каждого человека будет предшествовать информация о том, из какой базы взят образ робота.

Ваша задача - помнить лица, чтобы в будущем вы могли их узнать. У вас есть 5 секунд, чтобы запомнить каждое лицо.

Перед каждой фотографией в левом верхнем углу появится черный крест. Вы должны сосредоточиться на нем».

Стимулы и предварительная информация о лицах были распределены между тремя группами субъектов так, чтобы каждое лицо было представлено в эксперименте как нейтральное, как преступник и как спасатель равное количество раз. Это было сделано для того, чтобы избежать совместного влияния фактора установки и фактора лица. Таким образом, каждому субъекту были представлены два лица каждой этнической группы с социальными ролями «спасатель», «преступник» и «неизвестный».

После этапа запоминания, чтобы освободить оперативную память и переключить внимание, субъекту предоставляется математический пример, который он должен решить без каких-либо вспомогательных средств. Время принятия решения не ограничено.

На втором этапе субъекту случайным образом представляются 60 фотографий, среди которых есть как ранее представленные фотографии, так и те, которые субъект не видел (отвлекающие факторы). На этом этапе, как и на предыдущем, объекту перед установкой фотографии был представлен крест фиксации. Текст инструкции на данном этапе выглядит следующим образом:

«Вам будет представлена ​​краткая картина мужских лиц. Среди них будут те лица, которые вы уже видели.

После каждой презентации вам нужно будет помнить, видели ли вы этого человека в первой части исследования и что вы о нем знаете.

Перед каждой следующей фотографией в левом верхнем углу экрана появится черный крестик. Вы должны сосредоточиться на нем. »

После каждой презентации фотографии субъекту предоставляется 4 варианта ответа на вопрос, знаком ли этот человек ему. Ответ таков: 1) нет, этот человек не был представлен ранее 2) да, это преступник 3) да, это спасатель 4) да, это человек, о котором не было никаких данных. Каждая фотография на данном этапе исследования представляется в течение 1200 мс, что вполне достаточно для распознавания.

В начале эксперимента каждый субъект проходил процедуру калибровки оборудования по 9 точкам для регистрации движений глаз. Движения глаз регистрировали на протяжении всего эксперимента в бинокулярном режиме с частотой записи 500 Гц.

После завершения эксперимента испытуемым были представлены демографические вопросы, касающиеся их пола, национальности, частоты пребывания в странах проживания лиц выбранной национальности и частоты общения с ними. Это было сделано из-за предположения, что качество признания лиц других национальностей может улучшиться при частых контактах с представителями других национальностей.

Полученные результаты

На первом этапе обработки результатов был проведен первоначальный анализ и отбор данных. Данные каждого субъекта были проанализированы на предмет соответствия данной инструкции и качества записи движений глаз. В результате данные 5 субъектов были удалены из анализа из-за неправильного выполнения инструкций. Существенных отклонений в качестве калибровки не было.

Чтобы проверить первую гипотезу, качество запоминания было проанализировано с использованием парадигмы теории обнаружения сигнала. Поэтому для анализа параметров выбираются частоты правильных попаданий (ПП) и ложных срабатываний (ЛТ). Распределение значений PP и LT по 4 этническим группам было проверено на нормальность. Все показатели, кроме ПП у азербайджанцев, имели нормальное распределение. Учитывая эту неоднородность, для анализа был выбран непараметрический критерий Вилкоксона.

Не было обнаружено существенных различий между средними значениями PP для разных этнических групп; однако средние показатели RT между группами имели существенные различия. Различия между средним значением RT афроамериканцев (0,3036) и азербайджанцев (0,4168) были взяты на уровне значимости p = 0,037, между афроамериканцами (0,3036) и русскими (0,3882) на уровне значимости = 0,032, между Узбекский (0,3043) и азербайджанский (0,4168) - р = 0,022, между узбекским (0,3043) и русским (3882) - р = 0,046.

Далее, чтобы проверить вторую гипотезу, мы проанализировали качество запоминания лиц представителей четырех наций в зависимости от их социальных ролей. 

Все показатели, кроме показателей группы «Афро-американские спасатели», не были распределены нормально. В этом случае также применялся непараметрический критерий Вилкоксона. Были проанализированы различия между социальными ролями в каждой этнической группе. Существенные различия были обнаружены между следующими группами: нейтральные афроамериканцы (0,1250) и спасатели афроамериканцы (0,4286) при уровне значимости р = 0,004; нейтральные азербайджанцы (0,1786) и преступники азербайджанцы (0,3750) - р = 0,022; Российские преступники (0,3929) и российские спасатели (0,1964) - р = 0,047.

Чтобы проверить третью гипотезу, мы проанализировали распределение количества и продолжительности фиксации в зонах лица. 

Данные по этим показателям распределяются нормально. В связи с этим был применен критерий Уилкоксона.

Были проанализированы пять областей лица: правый глаз, левый глаз, нос, рот и остальная часть лица. Проведено сравнение средних показателей количества и продолжительности фиксации представителей каждой этнической группы в каждой области лица. Этот анализ был выполнен для двух этапов эксперимента - запоминание и воспроизведение. Результаты продолжительности и количества фиксаций на двух этапах, в целом, имели одинаковую картину.

При рассмотрении лиц афроамериканцев, область, которая составляет большое количество фиксаций, является носом. Различия с показателями других этнических групп значительны (для азербайджанцев р = 0,000, русских р = 0,000, узбеков р = 0,000). Количество фиксаций в области рта также значительно отличается от показателей других этнических групп (у россиян р = 0,000, у узбеков р = 0,000). При рассмотрении русских лиц большинство фиксаций расположено в области глаз (различия в правом глазу у афроамериканцев р = 0,000, у азербайджанцев р = 0,007, у узбеков р = 0,002. Группы, схожие по распределению фиксаций, - азербайджанцы и узбеки. различия между этими группами по количеству фиксаций наблюдаются только в области рта р = 0,027. Однако в целом количество фиксаций распределяется относительно равномерно по разным участкам лица

Результаты по продолжительности фиксаций согласуются с результатами по количеству этих фиксаций. Площадь носа и рта афроамериканцев считается значительно более длинной (различия в области носа у азербайджанцев р = 0,001, у русских р = 0,000, у узбеков р = 0,000; различия в площади рот с азербайджанцами p = 0,012, русские p = 0,000, узбеки p = 0,000) Зона глаз также чаще видна на лицах россиян (различия в правом глазу у афроамериканцев p = 0,000, азербайджанцы p = 0,000, узбеки р = 0,000). На лицах азербайджанцев фиксации также равномерно распределены относительно разных зон лица.

Стадия размножения характеризуется большим количеством длительностей фиксации на носу при осмотре всех лиц. Однако, если исключить изменения в частоте и продолжительности осмотра носовой области на всех лицах, тенденции в распределении фиксаций в других областях лица, наблюдаемые на этапе запоминания, в целом сохраняются.

Обсуждение результатов

Гипотеза 1

Согласно полученным результатам, наибольшее количество ложных тревог было обнаружено при распознавании представителей их этнической группы, а наименьшее - афроамериканцев. Полученные результаты противоположны нашей гипотезе. Следовательно, первая гипотеза опровергнута.

Полученные результаты также противоречат результатам многих подобных исследований. Такие расхождения, с большой вероятностью, являются результатом ошибок в материале стимула. Благодаря тщательному отбору типичных представителей азербайджанской и узбекской национальности путем ранжирования и искусственного усиления типичных черт представителей этих этнических групп, в результате были получены аналогичные фотоботы, которые в результате часто путались. Другой возможной причиной результатов можно назвать тот факт, что лица афроамериканцев сильно визуально отличались от лиц других этнических групп, чьи фотоботы использовались в эксперименте. Этот фактор, вероятно, повлиял на качество запоминания этих людей. Поскольку известно, что объекты, отличные от других, запоминаются гораздо лучше.

Гипотеза 2

Афроамериканцы гораздо лучше запоминаются в роли спасателей, хуже в роли нейтральных персонажей. Кроме того, спасатели афроамериканцы запоминаются лучше, чем спасатели других этнических групп. Азербайджанцев и россиян лучше помнят как преступников. Существенных различий среди узбеков обнаружено не было. Эта гипотеза была частично подтверждена, так как представители их этнической группы (а также этнической группы, с которой частые контакты должны быть русскими) действительно лучше запоминаются, когда представляются как преступники, их гораздо хуже запоминают, если они представлены как нейтральные человек. Тем не менее, представители всех этнических групп, кроме узбеков, плохо запомнились, когда были представлены как нейтральные люди. Следовательно, выдвинутая гипотеза была частично подтверждена азербайджанцами (и русскими, которые часто общаются с ними), но только в отношении отрицательных ролей, африканцами - гипотеза не подтвердилась, гипотеза была подтверждена узбеками. Полученные результаты указывают на наличие более сложной структуры для проявления этого эффекта, чем ожидалось.

Гипотеза 3

При анализе количества и продолжительности фиксаций в 4 областях лица было обнаружено, что при исследовании афроамериканских лиц большинство фиксаций приходится на область носа и рта. Поскольку рот и нос афроамериканских людей, как правило, являются областями лица, которые наиболее четко указывают на принадлежность к этой этнической группе, именно это, вероятно, и стало причиной повышенного внимания субъектов к этим областям лица. При осмотре русских лиц зрительная зона оказалась чаще и длиннее рассматриваемой, что также соответствует приведенному выше объяснению. Результаты обзора афроамериканцев и россиян подтверждают нашу гипотезу. Однако небольшая серьезность различий между другими группами указывает на то, что опыт общения не влияет на механизмы восприятия. Опыт общения между подданными и узбеками был не богат, но это не помешало взглядам азербайджанцев и узбеков выглядеть одинаково. По-видимому, решающим фактором в данном случае было внешнее сходство представителей этих двух этнических групп.

Основываясь на нашем теоретическом анализе литературы, мы выдвинули 3 гипотезы, которые были проверены на выборке из 33 человек.

На основании исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Гипотеза о лучшем распознавании лиц какой-либо этнической группы не была подтверждена. Наибольшее количество ложных срабатываний наблюдается при распознавании лиц их этнической группы, а наименьшее - при распознавании афро-американских лиц.
  2. Гипотеза о различном влиянии информации о социальной роли на запоминание индивидов своей и других этнических групп была частично подтверждена. Представители их этнической группы (азербайджанцы), а также русские (этническая группа, с которой часто общаются субъекты) запоминаются чаще и лучше, когда их представляют как преступников, а афроамериканцев - как спасателей. Существенного влияния информации о социальной роли на качество запоминания лиц узбекской национальности обнаружено не было.
  3. Подтверждена гипотеза о различиях в моделях просмотра лиц своей и других этнических групп. При обследовании людей, которые морфологически менее похожи на азербайджанцев этнических групп, чаще и дольше исследуются зоны лица, отражающие типичные этнические особенности представителей этих этнических групп. Для афроамериканцев чаще всего видна зона носа, для россиян - зона глаз. При обследовании лиц из их собственных и морфологически сходных групп фиксации более равномерно распределяются по основным частям лица.

Вывод:

На основании нашего исследования были сделаны выводы относительно изначально поставленных проблем. Проанализировано влияние информации о социальной роли на запоминание лиц их и других этнических групп. Наши результаты частично соответствуют более ранним исследованиям. Мы также обнаружили закономерности изменения характера движений глаз в зависимости от этнической принадлежности данного человека, которые обусловлены морфологическими различиями. Попытка найти эффект, подобный «эффекту другой расы» в отношении этнической группы, не привела к успеху. Причиной этого могут быть как ошибки в материале стимула, так и небольшой набор предметов. Перспективы изучения этой области заключается в проведении кросс-культурных исследований, которые бы дали более полное и всестороннее описание явлений, изучаемых в данной работе.