Промышленная политика государства и ее основные направления

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Р. Акофф о четырех способах решения проблем

Промышленная политика государства, ее основные направления

Характеристика криминальной ситуации в экономике России

Инвестиционная деятельность фирмы

 

Введение:

По характеру общей направленности государственного воздействия на промышленность страны промышленную политику часто классифицируют как защитную, ориентированную на сохранение существующей промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от иностранной конкуренции, адаптивную, направленную на адаптацию производственной структуры страны к сдвигам в структуре спроса и меняющимся условиям. конкуренция на мировом рынке, и проактивная, когда государство активно влияет на развитие отрасли страны, исходя из своего видения желаемого имиджа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.

Среди направлений государственной промышленной политики мы рассмотрим основные, а именно:

  • Влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;
  • Деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;
  • Влияние государства на отраслевую структуру производства;
  • Возможности государства стимулировать инвестиционный процесс.

Конкурентоспособность

Потребность государства в повышении конкурентоспособности промышленного производства продиктована такими принципиальными отличиями современной развитой рыночной экономики, как растущая интеллектуализация промышленного производства, усиление роли инновационного принципа и транснационализация деятельности промышленных фирм. 

В результате конкурентоспособность промышленности страны все больше зависит от таких факторов, как качество трудовых ресурсов, прочность связей между промышленными фирмами, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, способность творчески осваивать зарубежные технологии, скорость распространения. технологических и других инноваций в промышленности; емкость внутреннего рынка и уровень требований отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам, наличие кластеров технологически связанных и географически близких предприятий, выпускающих продукцию, востребованную на внешних рынках. 

Роль государства, которое не только финансирует основную часть общеобразовательных учреждений и университетов, но и во многом определяет отношение общества к образованию и престиж профессии ученого и учителя, в создании системы образования, которая отвечает требованиям современного промышленного производства, очень значимо. Очевидно, что проактивная государственная промышленная политика должна подкрепляться целенаправленной политикой в ​​области образования. Для стран с переходной экономикой наиболее приоритетными направлениями являются резкое расширение подготовки специалистов в области менеджмента, маркетинга и коммерческого права.  

При всей важности финансовой поддержки государством фундаментальной науки и первоочередных программ прикладных научных исследований, организационная деятельность государства в следующих областях может сыграть очень большую положительную роль.

Во-первых, создание государственных структур, ориентированных на выявление потенциальных промышленных потребителей знаний, накопленных государственными научно-исследовательскими институтами и университетами.

Во-вторых, государственная координация программ НИОКР с участием промышленных предприятий и университетских лабораторий, а также государственных исследовательских организаций.

Важным фактором поддержания конкурентоспособности промышленности страны является наличие условий, способствующих быстрому распространению в ней технологических и других инноваций. Поскольку эти условия определяются, прежде всего, динамикой инвестиционного процесса, деятельность государства в этом направлении осуществляется в сфере макроэкономической политики, успех которой зависит от способности создать благоприятный инвестиционный климат с помощью денежно-кредитной и фискальной политики. 

Кроме того, в связи с тем, что нехватка финансовых ресурсов у малых фирм инноваторов очень часто служит непреодолимой преградой на этапе внедрения научно-технических знаний в новые, экономически жизнеспособные технологические процессы и виды продукции, государство должно продвигать расширение возможностей финансирования инновационного бизнеса.

Государство имеет возможность существенно влиять на такие условия конкурентоспособности отрасли страны, как наличие емкого внутреннего рынка и жесткие требования отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам.

Все развитые страны с рыночной экономикой для поддержания конкурентоспособности своих отраслей стимулируют спрос на высокотехнологичную продукцию за счет государственных закупок в секторах, принадлежащих государству или находящихся под строгим государственным регулированием (электроэнергетика, в первую очередь атомная, телекоммуникации, авиация и железнодорожный транспорт), а также для обеспечения военных нужд страны. В то же время широко практикуется дискриминация иностранных компаний, производящих аналогичную продукцию. 

Совершенствование рыночных механизмов

Действия государства по повышению эффективности рыночных механизмов и смягчению присущих им недостатков являются вторым важным компонентом современной промышленной политики.

Сферы, в которых проявляются несовершенства механизмов рыночной координации, различны: это, во-первых, производство общественных товаров и услуг (например, научные исследования, медицинские услуги, производство оружия и т. д.). Считается, что при производстве этих видов товаров существует принципиальная разница между параметрами эффективности, на основе которых действуют частные фирмы, и эффективностью с точки зрения общества в целом. 

Во-вторых, несовершенство рыночного механизма связано с последствиями взаимозависимости и взаимодополняемости инвестиций, проявляющимися в виде «экстерналий», в частности, когда часть прибыли от конкретной инвестиции может быть «захвачена» другими инвесторами. 

В-третьих, конкуренция через инновации вряд ли удовлетворяет принципам совершенной конкуренции. «Конкуренция через новые продукты и процессы, согласно работам американских экономистов, несовершенна как по сути, так и по результатам. Без приманки более высокой отдачи не было бы мотива для инноваций». 

Поскольку развитие промышленности становится все более и более инновационным, а конкуренция в сфере инноваций, по сути, несовершенна, с огромными внешними эффектами, сильным монопольным элементом, возможности для развития промышленного производства, основанного исключительно на механизмах рыночной координации, кажутся очень большими. ограниченное.

Наконец, в-четвертых, рыночная экономика характеризуется сложными проблемами, которые затрудняют распределение ресурсов с упором на долгосрочную перспективу.

В рыночной экономике всесторонняя информационная поддержка промышленных предприятий является предпосылкой их выживания и эффективной работы.

В странах с развитой рыночной экономикой правительственными ведомствами проводится огромная работа по сбору и публикации информации экономического, научного, технического, демографического и аналогичного характера, которая широко используется промышленными фирмами при принятии инвестиционных и других решений, хотя они, конечно, не единственный используемый источник информации информационные фирмы. Следует подчеркнуть, что государственные ведомства распространяют собираемую ими информацию без ограничений и по доступным ценам. 

Большое внимание уделяется использованию информации, собираемой государством, для разработки системы показателей, используемых для анализа состояния общеэкономической ситуации и ее краткосрочного прогнозирования.

Промышленная политика государства и ее основные направления

Очень важным аспектом информационной активности государства в странах с рыночной экономикой является разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития экономики, включая промышленность, страны и мировые рынки важнейших промышленных товаров.

Формирование технологической базы

Также возможно влиять на достижение динамических конкурентных преимуществ государственной промышленной политики, воздействуя на технологии, используемые в промышленности страны и, соответственно, на ее отраслевую структуру.

Влияние государства на технологическую структуру промышленного производства наиболее ярко проявилось при создании государственных промышленных предприятий и национализации целых отраслей.

В то же время исторический опыт рыночной экономики не дает оснований для однозначных и безоговорочных оценок роли государственного предпринимательства в развитии промышленного производства. Если мы предположим, что средства государственной политики могут увеличить национальный доход страны за счет ее конкурентов за счет стимулирования технологий и отраслей, которые приносят более высокую «ренту», чем другие технологии и отрасли, то очевидно наличие такой возможности для долгое время противоречит условиям функционирования систем конкурентных рынков и отраслей со свободным межстрановым и межотраслевым движением капитала. 

Создание государственных промышленных компаний не единственный и в современных условиях далеко не самый оптимальный инструмент государственного воздействия на технологическую структуру промышленности страны.

Другой, не менее важной задачей макроэкономической политики государства применительно к проблемам модернизации промышленной структуры страны является создание благоприятных условий для динамичного инвестиционного процесса.

Активно используются следующие инструменты государственного воздействия на динамику инвестиционного процесса:

  • Государственные инвестиции, и не только в инфраструктуру;
  • Налоговые льготы для инвестиций;
  • Сдерживание цен на оборудование за счет льготных таможенных пошлин на его импорт;
  • Влияние на процентные ставки и удержание их ниже рыночного уровня.

Банковский кредит играет очень важную роль в финансировании инвестиционных программ, и государство активно влияло как на стоимость кредита, так и на направление его потоков.

Доминирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления) и банковские ссуды.

Государственные финансовые учреждения сыграли важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих динамично развивающихся странах.

Влияние государства на пропорции цен с целью стимулирования инвестиционного процесса не ограничивалось регулированием процентных ставок. Эксперты Всемирного банка отмечают, что в этих странах налоговая, тарифная и курсовая политика не только сняла часть инвестиционного риска с компаний-инвесторов и умеренно сдерживала процентные ставки, но также контролировала импорт капитала, а также поддерживала относительно низкие цены на инвестиционные товары. 

В то же время возможности использования ценовых дисбалансов, создаваемых государственным регулированием, для стимулирования инвестиционного процесса и экономического роста страны значительно сужаются по мере увеличения ее участия в мирохозяйственных связях.

И еще об одном варианте стимулирования инвестиционной политики, направленной на развитие реального сектора экономики, использование налоговой системы.

Существует два основных направления государственной налоговой политики, которые могут оказать существенное влияние на развитие промышленности страны.

Во-первых, влияя через налоги на уровень сбережений домашних хозяйств, амортизационных фондов компаний и их нераспределенную прибыль, т.е. на размер потенциальных источников финансирования инвестиционных программ компаний, государство может влиять на наиболее важные макроэкономические пропорции, в частности, распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя адресные налоговые льготы, а также законодательство в части амортизации, государство может влиять на соотношение вложений фирм в активную и пассивную часть основных фондов, темпы воспроизводства основного капитала в отрасли страны, стимулировать инвестиционную активность предприятий по приоритетным государственным направлениям, влиять на размещение промышленных инвестиций в регионах.

Заключение

В последние годы проблема государственного влияния на промышленное развитие страны приобрела большую актуальность. В связи с этим государственная промышленная политика России в настоящее время должна стать неотъемлемой частью государственной экономической политики (ГЭП), во многом обеспечивающей достижение ее целей. Поэтому разработка и внедрение GSP важнейшая задача государственного управления. Определение особенностей формирования и механизма реализации государственной промышленной политики является одной из важнейших теоретических, методологических и практических задач рыночных преобразований. 

Степень проработанности проблемы. Одна из причин недооценки государственной промышленной политики в системе управления переходной экономикой слабость научного исследования важности государственной промышленной политики для экономики России.