Производственная программа и мощность предприятия

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятия и факторы, определяющие производственную мощность предприятия
Основные фонды и производственные мощности предприятия
Обоснование производственной программы мощностями и материальными ресурсами
Производственная программа предприятия: содержание, методы измерения и показатели

 

Введение:

Организация предприятия начинается с решения вопросов: что производить, сколько, по какой цене продавать?

В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и маркетинг продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальностью, когда производитель имеет возможность систематически корректировать свои научные, технические, производственные и маркетинговые планы в соответствии с изменениями рыночных условий, маневрировать своими материальными и интеллектуальными ресурсами.

Производственные мощности являются отправной точкой для планирования производственной программы предприятия. Он отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, производственных цехов. Определение стоимости производственных мощностей занимает ведущее место в выявлении и оценке производственных запасов.

 

Производственная программа предприятия. Концепция производственной программы


Неотъемлемой частью генерального плана предприятия является производственная программа. Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая заключается в производстве продукции и получении прибыли.

Производственная программа - это система плановых заданий по производству продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенная для удовлетворения различных потребностей.

Номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции являются одними из основных показателей производственной программы предприятия. Ассортимент продукции представляет собой перечень различных продуктов в рамках программы предприятия, который определяет основные направления производства и его специализацию. Ассортимент продукции представляет собой расширенный (по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей продукции определенного наименования, отличающийся технико-экономическими характеристиками (размер, качество, внешний вид и т. д.).

Каждое предприятие выпускает продукцию определенного ассортимента (номенклатуры) и определенной ассортиментной структуры.

С позиции производителей, чем уже ассортимент, тем проще ассортиментная структура продуктов, тем лучше и проще организация и технология производства, тем ниже производственные затраты и выше, при прочих равных условиях, рентабельность. То же самое касается обновления ассортимента и номенклатуры товаров.

Потребитель, напротив, заинтересован в расширении ассортимента, в его постоянном обновлении.

Планирование производства - это систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления корпоративной продукцией, включая создание бренда и упаковки. Хорошо структурированный план позволяет детально разрабатывать соответствующие маркетинговые программы, координировать всю совокупность продуктов.

Маркетинговая программа является оценочной характеристикой средств, запланированных для использования в производстве на определенный период.

Целью разработки и реализации производственной программы на разных уровнях управления является наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, своевременное выполнение обязательств по поставке продукции, всестороннее улучшение ее качества, более эффективное использование ресурсов и производства.

 

Варианты производственной программы

 

Работа по производственной программе имеет свои особенности для разных видов продукции. Для единичного и мелкосерийного производства производственная программа разрабатывается на основе графика производства в соответствии с утвержденными сроками поставки продукции потребителям. График запуска продукта разрабатывается в порядке, обратном технологическому процессу, исходя из продолжительности производственного цикла для всех видов работ (испытания, сборка, механическая обработка, подача заготовок).

Для массового производства планирование производства в течение года производится с учетом незавершенного производства на всех этапах производственного процесса и изменений в ассортименте продукции, запущенной в производство.

Массовое производство обычно осуществляется в режиме онлайн, и в связи с этим производственная программа разрабатывается одновременно для предприятия и всех основных цехов, с разбивкой по кварталам и месяцам.

Несмотря на то, что для отдельных видов продукции условия производства (доставки) устанавливаются договорами с заказчиком, компания имеет возможность разработать различные варианты производственной программы производства с течением времени с целью достижения полной и унифицированной загрузка техники и работ. Количество вариантов распределения для выпуска продукции для любого типа продукции может быть значительным. Наиболее подходящие варианты можно получить с помощью методов программирования.

В качестве исходных данных для разработки производственной программы используем:

  • уставная деятельность предприятия по производству и реализации продукции;
  • результаты фактической реализации производственной программы за предыдущие периоды;
  • данные о спросе на продукцию предприятия;
  • информация о жалобах, комментарии по качеству продукции за предыдущий период;
  • информация о долях продукции в общем объеме ее выпуска на рынок за предыдущий период по уровням качества;
  • информация об объеме продаж за предыдущий период по месяцам (кварталам);
  • расчеты производственной мощности предприятия;
  • прогрессивные технико-экономические нормы и стандарты;
  • решения высших органов управления предприятием о стратегических перспективах его развития.

Производственная программа включает в себя следующие основные разделы:

  • План производства продукции предприятия.
  • План производства продукции на экспорт.
  • План по улучшению качества продукции.
  • План продаж продукта.
  • План производства продукции предприятия.

При подготовке плана производства обычно рассчитывают:

Объем производства каждой товарной позиции в натуральном выражении, который определяется по формуле:

Nпр.=Nпост.Он.скл. +Ок.скл.+Nвн.

  • где Nпост – объем  поставки изделия в натуральном  выражении; 
  • Он.скл. и Ок.скл – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода. 

При этом остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются  на основании фактических остатков изделий на момент расчета, а также прогноза их производства и отгрузки с момента расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта продукции в следующем плановом периоде.  Nвн – количество изделий для внутреннего потребления.

Себестоимость продукции по каждой товарной позиции как сумму всех затрат предприятия, связанных с приобретением или производством данного вида продукции. Полная себестоимость продукции определяется как сумма стоимости основных материалов, цеховых расходов, заработной платы работников, расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, налоговых отчислений, коммерческих расходов на реализацию продукции.

Чистая  продукция определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) материальных затрат в тех же ценах, а также суммы амортизации основных фондов.

Также в рамках производственного плана предусматривают задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, и указать конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

План выпуска продукции на экспорт

В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане представляют показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.

План по повышению качества продукции

Здесь отражаются показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество Вашей продукции по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукции.

 

Этапы производственной программы

 

В рыночной экономике производственная программа предприятия должна быть ориентирована на потребителя и исходить из результатов маркетинговых исследований.

Отдел маркетинга проводит комплексное исследование рынков, их проблем и перспектив; изучает спрос на ассортимент продукции с учетом требований рынка и возможностей предприятия; анализирует и прогнозирует экономические условия; рекламирует продукты.

При разработке конкретной производственной программы учитываются сроки и объемы поставок на рынок, максимальная, равномерная загрузка производственных мощностей и платежеспособный спрос населения.

Формирование производственной программы состоит из нескольких этапов.

На первом этапе все продукты ранжируются с учетом интересов предприятия и его маркетинговых возможностей. Для этого составляется рейтинговая таблица, основанная на экспертных оценках специалистов.

На втором этапе проводится оценка параметров (показателей) в зависимости от цели и ситуации. Например, тип, надежность, прибыльность, безопасность, эффективность, соответствие моде, дизайну и т. д. Значение параметров заносится в таблицу в той последовательности, в которой оценивается рынок. Оценка качества продукции принимается за стандарт, которому присваивается значение, равное единице. Эксперты оценивают качество продукции и дают соответствующий рейтинг.

Производственная программа и мощность предприятия

На третьем этапе определяется степень спроса на продукцию на рынке. Существует четыре степени спроса: неограниченный, ограниченный, эпизодический, ноль. Спрос - это экономическая категория, которая характерна для товарной рыночной экономики и отражает совокупную социальную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей. Для определения объема спроса на рынке заполняется рейтинговая таблица.

На четвертом этапе продукция оценивается по степени конкурентоспособности. По совокупности факторов эксперты оценивают продукцию и помещают результаты в соответствующую таблицу.

Рыночная система имеет объективный закон о конкуренции, который способствует неуклонному снижению цен на однородные объекты и препятствует попаданию некачественной продукции на рынок.

Опыт показывает, что конкурентоспособные продукты стабильно производятся теми конкурентоспособными предприятиями, которые всесторонне решают проблемы управления качеством.

Конкурентоспособность продукта (продукта) - это способность противостоять другому продукту на рынке или другим продуктам того же или аналогичного назначения.

Конкурентоспособность определяется двумя основными критериями: качество товара и его цена. Чем выше уровень качества и ниже цена, тем выше конкурентоспособность продукции. Потребитель, конечно, заинтересован в повышении уровня качества и снижении цены. На определенном уровне качества продукции он дает высокую оценку более низкой цене, а не наоборот. Чтобы увеличить шансы на продажу своей продукции, производитель также заинтересован в улучшении ее качества и снижении цен. Чем выше конкурентоспособность продукции, тем больше объем продаж, прибыль. У неконкурентоспособных товаров, как правило, нет шансов быть проданными. Следовательно, конкурентоспособность одновременно удовлетворяет интересы производителей и потребителей.

 

Производственная мощность предприятия

 

Под производственными мощностями предприятия понимается максимально возможная выработка в номенклатуре и ассортименте планируемого года при полном использовании производственного оборудования с учетом планируемых мероприятий по внедрению передовых технологий производства и научной организации труда.

Производственная мощность определяется в тех же единицах, в которых измеряется объем производства. Широкий ассортимент продуктов сводится к одному или нескольким видам однородных продуктов. Например, производственная мощность зубчатой ​​передачи измеряется числом зубчатых колес; тракторный завод - по количеству тракторов; угольные шахты - в млн. тонн угля; электростанции - в млн. кВтч электроэнергии.

Производственная мощность зависит от ряда факторов. Наиболее важными из них являются следующие:

  • количество и производительность оборудования;
  • качественная экипировка, уровень физического и морального износа;
  • степень прогрессивности техники и технологии производства;
  • качество сырья, своевременность его поставок;
  • уровень специализации предприятия;
  • уровень организации производства и труда;
  • фонд времени работы оборудования.

Отключение питания происходит по следующим причинам:

  • износ оборудования;
  • сокращение времени работы оборудования;
  • изменение номенклатуры или увеличение трудоемкости продукции;
  • конец аренды оборудования.

Производственные мощности можно рассматривать с разных точек зрения, исходя из которых они определяют теоретические (проектные), максимальные, экономические и практические возможности.

Теоретическая (проектная) мощность характеризует максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Он определяется как максимальная часовая совокупность мощностей средств труда с полным годовым календарным фондом рабочего времени за весь период их физического обслуживания. Этот индикатор используется для обоснования новых проектов, расширения производства и других инновационных видов деятельности.

Энергия, фактически достигнутая для устойчивой работы, называется использованной. В зависимости от развития и текущего состояния производства производственные мощности приобретают свои конкретные значения для периода запуска производства (пуска), который фактически формируется во время текущих колебаний спроса на продукцию (фактическую) или в Расчет объема производства продукции (планируется).

Максимальная мощность - теоретически возможная выработка в течение отчетного периода при обычном составе освоенных изделий, без ограничений со стороны факторов труда и материалов, с возможностью увеличения смен и рабочих дней, а также с использованием только установленного готового оборудования для использования. Этот показатель важен при определении запасов продукции, объемов выпускаемой продукции и возможности их увеличения, увеличения.

Под экономическими возможностями понимают лимит производства, который предприятию невыгодно превышать из-за значительного увеличения себестоимости продукции или по любым другим причинам.

Практическая мощность - максимальный объем производства, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях труда. В большинстве случаев практическая производственная мощность совпадает с экономической.

В отличие от проекта, запланированные производственные мощности существующих предприятий рассчитываются на основе применяемых технологических процессов, имеющегося парка оборудования, имеющихся производственных мощностей в качестве уже установленных значений. А объем выпускаемой продукции согласно плановой номенклатуре является желаемой величиной, установленной в условиях полного использования ресурсов, доступных предприятию.

Увеличение производственных мощностей, которое достигается за счет технического переоснащения и улучшения организации производственного процесса, имеет важное значение. Производственные мощности в начале периода, обычно года, называются входными данными, а в конце периода (года) - выходными производственными мощностями.

Ввиду того, что часть оборудования может быть выведена из режима работы в течение операционного периода, например, для капитального ремонта или демонтажа, или наоборот, они соответственно учитываются в плановых расчетах как введенные, отозванные, или средние за период (например, среднегодовые) производственные мощности.

Основные способы увеличения загрузки мощностей:

  • Улучшение использования парка оборудования, в том числе сокращение продолжительности пребывания в установке, увеличение доли существующего оборудования.
  • Улучшение использования фонда наработки оборудования, в том числе увеличение коэффициента смены; сокращение времени простоя; сокращение времени на плановые ремонты.
  • Повышение производительности оборудования, в том числе снижение затрат на вспомогательное время, снижение затрат на основное машинное время за счет увеличения скорости работы, интенсификации рабочих процессов.

В настоящее время улучшение использования производственных мощностей связано с повышением качества и конкурентоспособности продукции, совершенствованием маркетинговой деятельности, расширением продаж продукции.

 

Заключение

 

Итак, в процессе работы предприятий важную роль играет расчет показателей производственной мощности и производственной программы предприятий как этапов планирования (составления бизнес-планов), а также как этап анализа хозяйственной деятельности предприятия. 

Из приведенного материала можно сделать вывод, что расчеты использования производственных мощностей позволяют выявить их запасы. Критерием, определяющим необходимость разработки и создания резервов производственных мощностей, является выявленная потребность в продуктах и ​​их долгосрочное удовлетворение.

Планы по производству предприятий предусматривают задачи по изъятию из производства устаревших видов продукции, то есть товаров, которые не соответствуют современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшим. Указаны конкретные условия замены устаревших продуктов, а также новые типы продуктов (типы, модели), которые их заменяют, что повышает конкурентоспособность предприятия.