Происхождение права

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и виды государственных органов
Принципы организации и деятельности органов государства
Проблемы правопонимания на современном этапе
Понятие права и его признаки

 

Введение:

За всю историю существования права не было единого общего определения права, которое устраивало бы всех, поскольку это очень сложное явление. Даже в русском языке слово «закон» используется в разных значениях («правила поведения», «правда», «справедливость»). 

Происхождение закона тема моего эссе. Я выбрал эту тему, потому что считаю, что право принадлежит не только к самым важным, но и к самым сложным социальным явлениям. Вопрос о происхождении права является спорным, поскольку этнографические и исторические науки предоставляют все новые знания о законах права, выявляют причины возникновения права, исследуют их развитие. Существует множество версий и теорий о том, когда возник закон. Теория государства и права основана на конкретных данных исторической науки, данных археологии, психологических и социальных реалий. 

Появление права происходит почти одновременно с появлением государства, по тем же причинам, в то время как тип государства и тип права совпадают, что соответствует определенной социально-экономической формации.

В то же время у разных народов и в разное время правовое образование имело свои особенности, однако существуют общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности в деятельности людей, которые участвуют в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Это достигается через социальные нормы. В первобытном обществе это были обычаи, объединенные с религиозными и моральными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с разными, часто расходящимися интересами привело к тому, что племенные обычаи больше не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Происхождение права, а также возникновение государства заняло много времени и подверглось различным внешним и внутренним воздействиям. Следовательно, не может быть единой универсальной модели происхождения права у разных народов. 

Универсальная цель закона помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Право также выступает основой организации политической власти общества. 

Изучение процесса возникновения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и особенности, а также позволяет проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Это позволяет более четко определить все характерные для него основные функции его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. 

Среди теоретиков права никогда не было и в настоящее время существует не только единство, но даже общность взглядов относительно процесса возникновения права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и формирования права. Это вполне естественно и понятно, потому что каждый из них отражает либо разные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных сообществ по данному процессу, либо взгляды и суждения одного и того же социального сообщества по различным аспектам этого процесса. Возникновение и формирование права. 

Моя задача не поддерживать или опровергать ту или иную теорию, я просто пытаюсь рассказать в рамках этого эссе о самых известных областях права.

Происхождение закона

В течение тысячелетий люди жили в условиях государственной и правовой реальности: они являются гражданами (или гражданами) определенного государства, подчиняются государственной власти и сочетают свои действия с правовыми требованиями и требованиями. Естественно, даже в древние времена они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано много разных теорий, которые по-разному отвечают на такие вопросы. Многочисленность этих теорий объясняется различиями в исторических и социальных условиях, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. 

По-видимому, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознанности путей возникновения и сущности государства и права, а также концепций, которые определяют государство и общество, полагая, что государство и закон являются вечные явления, присущие любому обществу, поскольку они возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и подчеркивают происхождение государства и права как особую проблему. 

Вопрос о происхождении права является спорным в наше время. Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, в то время как другие, что право существовало даже при первобытнообщинной системе, то есть до класса (первобытное право, традиционное право). По их мнению, правом были любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их отношения, которые регулировались определенными людьми, на начальном этапе они были лидерами, старейшинами, затем церковью. 

Право как особая система правовых норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества по тем же причинам и условиям, что и государство. Первые нормативные обобщения были формализованы в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах, русской правде и других. Кроме того, в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других характеристик населения государства. 

В любом историческом обществе поддержание порядка в нем требует регулирования с помощью социальных норм, так называемого социального регулирования. Регулировать значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Существует два типа социального регулирования: индивидуальное (упорядочение поведения конкретного человека в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с использованием общих правил выборок, моделей, которые применяются ко всем, все такие случаи). Возникновение нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права. 

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи правил поведения, ставшие привычными в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычная система обычных норм. 

Нормы-обычаи основывались на естественной необходимости и были важны для всех аспектов жизни сообщества, клана, племени, для регулирования экономической жизни и быта, семейных и других отношений членов клана, примитивной морали, религиозных и ритуальных виды деятельности. Их целью было сохранить семью родства. Это были «мононормы», то есть единые, единые нормы. 

Они переплетаются, явно не ступая, с самыми разнообразными элементами морали, религии, правовых принципов.

Мононормы не давали преимуществ одному члену клана перед другим, укрепляли «примитивное равенство», строго регламентировали их деятельность перед лицом противодействия суровым силам природы, необходимости защищать себя от враждебных племен. В мононормах права членов клана представляли собой другую сторону обязанностей, неотделимую от них, поскольку у первобытного человека не было отдельного сознательного личного интереса, кроме интересов клана. Только с разложением примитивной системы, с появлением социальной неоднородности права становятся все более и более независимыми. Появление мононорм было свидетельством выхода человека из животного мира в человеческое сообщество, движущегося по пути прогресса. 

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделимости индивида от коллектива как самостоятельного лица, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их соблюдение обеспечивалось главным образом властью общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов клана. В случае необходимости, принуждение применялось к нарушителям норм и обычаев, исходящим от клана или племени в целом (смертная казнь, изгнание из клана и племени и т. д.). 

В первобытном обществе преобладал такой способ защиты обычая, как обязательный и бесспорный запрет «табу» (например, запрет под угрозой самых суровых наказаний за кровные браки). Помимо запретов (табу), такие методы регулирования возникли как разрешающие и позитивные обязательства (только в зачаточном состоянии). Разрешения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, использования конкретной территории, источников воды и т. д. положительным обязательством было организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилья, разведения костров, изготовления инструментов и т. д. 

Нормативные обобщения (запреты, разрешения, позитивные обязательства), ставшие обычными способами регулирования примитивной общинной жизни, являются источником формирования права.

Зародыш права в отделении суда, организованного политической властью от публичного суда. Как только политическая власть начала раскрывать свою значимость, стало вполне естественно обратиться к ней за помощью в защите своих интересов. Те, кто не надеялся на публичный суд, либо потому, что не считали его решение достаточным, либо потому, что боялись неблагоприятного решения, обратились к новой силе защиты. Для князей, королей вмешательство в суд представляло интерес с точки зрения сборов, взимаемых за оказанную помощь. 

Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически доминирующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, так как с появлением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба.

Некоторые ученые не останавливаются на достигнутом и предлагают сформулировать четкие причины происхождения права: 

  1. Необходимость установления единого заказа.
  2. Необходимость поддерживать это.
  3. Оформление товарно-денежных отношений.
  4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Человек духовно развивался и переходил от обычаев к нормам, религиозным догмам, становился личностью, укреплялись брачно-семейные отношения.

Основными чертами права являются: 

  1. Закон выражает волю экономически доминирующего класса.
  2. Право является средством навязывания этой воли всему населению.
  3. Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной властью государства. Государство невозможно без закона. 
  4. Организация государственного аппарата должна быть оформлена законом.
  5. Между государством и людьми, живущими в этом государстве, существуют определенные отношения, которые также должны быть отражены и урегулированы законом.

В отношении права государство выполняет ряд функций, таких как: правотворчество, правоохранительная, административная и исполнительная деятельность.

Право организует политическую власть в государстве, выступает в качестве средства политики конкретного государства, оно также является выражением воли и интересов общества, получает его внешнее выражение и закрепляется в форме нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, и это один из основных принципов, характеризующих государство наличием публичной власти. Закон, как и государство, возникает из-за необходимости управления государством. «Если« форма», К. Маркс отметил: Существовал определенное время, он консолидирован как обычай и традиции и, наконец, санкционирован как позитивный закон. 

Процессы права и государства происходят параллельно. В то же время у разных народов и в разные эпохи правовое образование имело свои особенности, однако существуют общие закономерности. 

Появление закона, как и государства, занимало целые эпохи, подвергалось различным внешним воздействиям. Поэтому общая теоретическая схема представления не отражает все особенности происхождения права у разных народов. 

Одним из источников права были обычаи, созданные при формировании древних цивилизаций и освященные религией и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретают обычаи, усиливающие неравенство членов сельской общины, привилегии высших классов и обязанности низших. В будущем многие обычные законы легли в основу первых письменных законов (законы XII таблиц, «варварские истины»). 

Основную роль в формировании закона сыграла судебная власть. Они способствовали разрушению системы обычаев клановой системы, устанавливая в своих решениях нормы, соответствующие новому порядку. Прецедентное право, то есть решение суда по конкретному делу, становится общей нормой (судебный прецедент). 

С развитием письма появляются первые письменные законы. Формирование государства требовало все более прочной консолидации правовых норм, придавая им высокую степень формальной определенности. Новый закон основывался на принудительной власти государства, иначе он не заменил бы клановые обычаи. 

Новый закон преследовал двойную цель: с одной стороны, укрепление господства класса (касты, сословия) и, с другой, установление и поддержание единого порядка для всего населения страны в общественных отношениях, без которых нормальная жизнь любого общества невозможна.

Установлению единого правопорядка среди некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало правовой защите их внешнеполитических интересов. Были разработаны нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т. д. начинается становление основ международного права. 

Ученые-правоведы различают два способа возникновения права: восточный и западный.

Первый включает государства, в которых государственная собственность на средства производства является приоритетной, в коллекциях установлены правовые нормы (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); во вторую страну, в которой приоритетом является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников. 

Первый путь был связан с необходимостью проведения крупномасштабных ирригационных работ, низкой разработкой орудия. Первоначально на должностях управляющих резервных продовольственных фондов управляли распределением продуктов, но со временем они стали отдельной группой управляющих. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональной системы) положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной собственности, частная собственность не играет существенной роли. Это характерно для тех стран, в которых господствует государственная собственность. Основным источником (способ установления правовых норм) являются сборники моральных и религиозных норм. Нормы носят случайный характер и при необходимости дополняются другими обычаями или указами монарха. 

Второй путь присущ странам, где четко доминирует частная собственность, где установлено равенство собственников, нормы характеризуются более высокой степенью формализации и определенности. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля в основном находится в частной собственности. Существует постоянная борьба имущих и неимущих. Самые богатые занимают высшие посты в государственном аппарате. Афины классический пример такого пути закона. Спарта государство, отличное от афинского, в котором большая часть населения была захвачена спартанскими племенами. В Риме подобная ситуация складывается здесь, но третья сила плебса активно вмешивается в процесс становления и формирования права. 

В таких штатах было создано более высокое законодательство, в том числе гражданское право, регулирующее имущественные общественные отношения, и частное римское право сохранилось до наших дней.

Теории происхождения права

На протяжении тысячелетий люди жили в состоянии правовой реальности. Они являются гражданами (или гражданами) определенного государства, подчиняются государственной власти и согласовывают свои действия с правовыми требованиями и требованиями. Естественно, даже в древние времена они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Было создано множество теорий, которые по-разному отвечают на такие вопросы. Многочисленность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Невозможно раскрыть все теории из-за их разнообразия, поэтому мы остановимся только на некоторых из них, самых известных и распространенных. Последние будут по праву включать теологические (божественные), патриархальные, договорные, насильственные, психологические, расовые, материалистические (классовые) теории. 

В древние времена наиболее развитой идеологической силой была религия. Он сыграл особую роль в появлении закона среди народов, где животноводство и сельское хозяйство доминировали в производительной экономике. Так, религия Солнца (Месопотамия, Малая Азия, Индия, Древний Египет, Мезоамерика, Горный Перу) стала естественной для фермеров, особенно в странах с жарким климатом. Появление культа высшего божества способствовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных кланов и привело к укреплению веры в единый порядок для всего народа, который был дан верховным божеством. Священники, носители новой религии, разрабатывали представления о временах года, воплощенные в древних сельскохозяйственных календарях, устанавливая для каждого циклический характер сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождаемых религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, которая находилась в руках королей, военной элиты и бюрократии. 

В Древней Греции, Древнем Риме, а также среди славянских народов, кельтов, немцев, где орошаемое земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались работой сельского сообщества, природные календари и поклонение Солнцу не получали столь явной «постановки».

Так, например, в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, боги были признаны источником власти земных правителей, но в то же время они сами могли заниматься земными делами, поскольку действовали в качестве первоначальных правителей, законодателей в штатах. они установили.

Влияние религии как доминирующего мировоззрения на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических взглядов, претендующих на божественное происхождение закона и законов. Их наиболее последовательным выражением является учение средневекового богослова Фомы Аквинского. Теологическая теория объясняет происхождение государства и права божественной волей. Поскольку это так, для человека невозможно узнать секрет сущности государства и что-либо изменить в нем по своему усмотрению, остается только безоговорочно подчиняться власти божественного государства в лице Божьих протеже на земле. , Позитивная ценность богословской теории заключалась в том, что присущими ей средствами она поддерживала высокий престиж государства и права, сурово осуждала преступность и способствовала формированию довольно строгого порядка в обществе. 

Это общие черты теологической теории. В то же время есть некоторые особенности во взглядах на божественную природу и организацию государственной власти, что отражено в соответствующих мифах, легендах и религиозных источниках. 

Согласно версии древних евреев, есть один истинный Бог, который является королем, верховным законодателем, правителем и судьей. В обычных условиях сила Божья на земле осуществляется под его именем «люди от Бога». В особых условиях Бог действует напрямую, раскрывая чудеса и откровения. Законы еврейского народа были получены Моисеем непосредственно от Бога. 

В древнем Китае император верховный правитель Поднебесной считался единственным средством связи с высшими сферами и сосредоточивал в своих руках все виды государственной власти, а остальные чиновники были только его руководителями.

Древний закон вышеупомянутых народов имел главным образом обычаи, обряды, религиозные традиции и судебные решения в качестве источников. Это было записано в мифах, священных гимнах, религиозных заповедях, в законах, созданных правителями или переданных ими непосредственно от Бога (как у древних евреев). 

Но даже сейчас религиозное понимание сущности закона как творения Бога все еще остается одним из направлений его теоретического понимания.

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало в Древней Греции. Ее предок Аристотель. Среди выдающихся сторонников этой теории выделяются англичанин Филмер (XVII век) и русский ученый-государственный ученый Михайловский (XIX век). 

Закон, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Охватывает все другие формы общения (семья, село). В нем последние достигают своей конечной цели «хорошей жизни» и завершения. Политическая природа человека также находит свое завершение в этом. 

Правовая власть, по мнению сторонников патриархальной теории, является не чем иным, как продолжением отцовской власти. Патриархальная теория в средние века служила оправданием абсолютной («отцовской») власти монарха. Согласно этой теории, государство должно объединять своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви и заботы. Такое идеальное справедливое состояние было описано древнегреческим философом Платоном в его работе «Государство». По словам Р. Филмера (композиция «Патриарх»), власть исходит от Бога, передается им Адамом, от него его старшему сыну патриарху, а затем его потомкам королям, т. е. патриархальная теория связана с богословием. 

В патриархальной теории есть рациональное ядро, потому что оно отражает некоторые реальные (реальные) процессы организации экономической совместной трудовой деятельности людей в ранних классовых обществах (где помещичьи общины могут выступать в роли заросших семей). 

С середины 17-го века богословское направление происхождения права начало уступать превосходству гуманистическим и светским теориям.

Теория контрактов (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права социальным контрактом как результат разумной воли людей, на основе которой имело место добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимные интересы. Некоторые положения этой теории развивались в 5-м и 4-м веках до нашей эры.  

Условия жизни людей и характер человеческих отношений в естественном состоянии не были представлены однозначно. Гоббс видел естественное состояние в сфере личной свободы, ведущее к «войне всех против всех»; Руссо верил, что это мирное, идиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека в его неограниченной свободе. 

Сторонники естественного права считают, что государство является результатом правового акта, общественного договора, который является продуктом разумной воли людей, человеческого института или даже изобретения.

Договорная теория получила классическое обоснование в трудах Руссо.

Руссо считает, что в интересах создания легитимного государственного устройства и восстановления подлинного равенства и свободы должен быть заключен свободный общественный договор. Основная цель этого соглашения состоит в том, чтобы «найти форму ассоциации, которая бы защищала и охраняла личность и собственность каждого участника с помощью общей совокупной силы и в которой каждый, соединяясь со всеми, подчинялся бы, однако, только себе и оставался бы такой же свободный, как раньше. 

Сторонники естественной правовой теории происхождения права исходят из того, что люди имеют естественное, неотъемлемое право не только осуществлять свое право на основе общественного договора, но и защищать его. Теория контрактов в настоящее время оценивается как прогрессивный шаг в обосновании происхождения государства и права, поскольку она обратила внимание на естественный закон народа, который фактически создал государство своим договором, соглашением, а также правом на восстание против нежелательного правительства. 

В то же время существенным недостатком этой теории является преувеличение какого-то абстрактного, идеального человека, способного говорить самостоятельно, независимо от влияния на него тех реальных социальных групп, членом которых фактически является каждый человек ( семья, община, класс и т. д.).

У контрактной теории есть поддержка и развитие сегодня; он используется демократическими и либеральными движениями для оправдания предложенных ими моделей правления. 

Что касается обоснования происхождения и роли права, теория контрактов исходит из того факта, что существует два типа права (по происхождению): естественное право присуще человеку от рождения (которое включает в себя право на жизнь, свободу, равенство, собственность и т. д.) и право является положительным устанавливается (предоставляется, предоставляется) государством. Естественные права человека неотъемлемы и неизменны (божественный закон). Следовательно, естественное право является наивысшим по сравнению с правом, исходящим от государства, и представляет собой свод правил, созданных для регулирования общественных отношений. 

Эти идеи позволили критиковать действующее законодательство с точки зрения гуманизма, справедливости, демократии и добиваться изменения существующих правовых норм, если они препятствуют социальному развитию.

Политики также напомнили о естественном праве в нашей стране в последние годы, когда возникла необходимость в демократической перестройке управления делами общества и государства.

В то же время естественное право, не будучи обеспеченным и защищенным государством, может стать эфемерным. Конечно, сильное, развитое гражданское общество может предоставить каждому члену общества возможность самостоятельно защитить себя, свою семью, имущество и т. д. всеми доступными средствами, включая оружие. Однако это неоднозначный путь, чреватый линчеванием, неоправданной жестокостью, другими крайностями даже в цивилизованном обществе. 

В то же время гражданам нельзя разрешать пассивно ожидать защиты и других услуг со стороны государства, которые сами не имеют права на самооборону от преступлений и других посягательств. Цивилизованный правовой институт необходимой защиты может служить средством решения этой проблемы. Как известно, право на необходимую защиту сейчас закреплено в Конституции Российской Федерации, в действующем уголовном и административном законодательстве. Но, тем не менее, в условиях современной российской действительности государство, существенно ослабив свою защитную деятельность, не расширило возможности самообороны граждан в том объеме и пределах, которые необходимы именно в этих условиях. Здесь, как и в других вопросах общественной жизни, современное российское государство демонстрирует свою медлительность, негибкость и чрезмерную озабоченность вопросами самоорганизации и устройства внутреннего аппарата, то есть неспособностью решать задачи правильного управления обществом. Естественно, такое государство не устраивает подавляющее большинство населения страны. Люди имеют право требовать изменений в отношениях между государством и обществом. 

Римские юристы, наряду с гражданским правом и правом народов, выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон сказал, что «закон государства, в отличие от естественного права, не может рассматриваться как закон». Тем не менее «закон, господствующий над людьми, заставляет его ко многим вещам, которые противоречат природе». 

Теория насилия является одной из относительно новых теорий права. Идеологические источники этой теории возникли в эпоху рабства. Его представители полагали, что закон может возникнуть только в результате насилия и завоеваний. Теория насилия получает научное обоснование в XIX-XX вв. 

Наиболее характерные черты теории насилия описаны в работах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что формы политических отношений являются основой общественного развития, а экономические явления являются следствием политических актов. Первоначальный фактор появления закона следует искать в прямой политической силе. 

Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Он утверждает, что победившее племя подчиняет побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем вынуждает его систематически работать на себя, платить дань или дань, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат. 

Более того, насилие рассматривается не как какое-то ограниченное, локальное, а как глобальное, более того, «естественное» явление, которое порождает не только единство противоположных «элементов» победившего и побежденного государства, правящего и управляемого, но и имеющее далеко идущие последствия. достижение социально-экономических последствий.

Происхождение права

По мнению сторонников теории насилия, государство всегда возникает в результате насилия одного племени над другим, в результате завоевания и порабощения более сильного племени кочевников более слабым и без того заселенным населением. Победители превратились в доминирующую часть общества (класса), которая создала государство как аппарат (инструмент), а закон как средство подчинения побежденных народов. Проигравшие обязаны работать на победителей, отдавать им должное (то есть они становятся угнетенным, эксплуатируемым классом). 

Теорию насилия следует рассматривать как вторичную, не объясняющую существенных причин происхождения государства и права. Большинство ученых считают, что возникновение государства требует соответствующего уровня экономического развития общества, а не завоевания сами по себе. 

Теорию насилия нельзя полностью отвергнуть не только из формальных соображений, но и на основе исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими было реальным фактором существования государственности в течение исторически долгого времени (для Например, Золотая Орда). В более недавние времена прямое насилие играло решающую роль в формировании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в конечном итоге привела к образованию Соединенных Штатов. Понятно, что эти реальные факты исторической реальности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения. 

Расовая теория восходит к эпохе рабства, когда, чтобы оправдать существующую систему, идеи естественного разделения населения развивались благодаря присущим качествам двух пород людей, рабовладельцев и рабов. Расовая теория права была наиболее развитой и распространенной в конце 19 и первой половине 20 веков. Он лег в основу фашистской политики и идеологии. 

Содержание расовой теории складывалось из разработанных тезисов о физическом и психологическом неравенстве человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государство и социальную систему. О разделении людей на высшие и низшие расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и предназначены для доминирования общества и государства. Последние не способны не только создавать, но даже ассимилировать сформировавшуюся цивилизацию. Их судьба слепа и безоговорочно подчиняется. С помощью государства и закона высшие расы должны доминировать над низшими. 

Один из основателей расовой теории, француз Дж. Гобино (1816-1882) объявил арийцев «высшей расой», призванной доминировать над другими расами. В фашистской Германии была предпринята попытка переписать мировую историю заново как историю борьба арийской расы с другими расами. Германия была объявлена ​​носителем духа высшей арийской расы. Низшие расы включали семитов, славян и других. 

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем была объявлена ​​война.

Исторически расовая теория устарела и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Он больше не используется в качестве официальной или даже полуофициальной идеологии. Но как «научная», академическая доктрина, она имеет распространение в некоторых странах и в настоящее время. 

В конце 18 начале 19 веков возникла историческая школа права (К. Ф. Савиньи, Г. Ф. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Позитивное право, по их мнению, создается не произволом законодателя, а является естественным продуктом общественной жизни. Согласно исторической школе, право всегда «национальное» и в разное время имеет разное содержание. 

Во второй половине XIX века развивалась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории, право создается государством это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм стал одним из основных направлений теории права (К. Бергбом в Германии, Г. Ф. Шершеневич в России, Д. Остин в Англии). Основным тезисом правового позитивизма является признание законом только норм, созданных государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. Более того, тот факт, что идеи справедливости воплощены в законе и что закон становится обязательным для самого государства, не отрицается. Однако справедливо только правосудие, которое получает государственную защиту. 

Позитивистская юриспруденция начала XX века нашла свое продолжение в современном нормативизме «чистой теории права» Г. Келсена. Он видел все правильно в форме «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма», а в самом низу отдельные акты, судебные решения. Каждая подчиненная норма вытекает из высшей. Это не государство, которое формирует закон, но оно существует благодаря признанию обществом. «Базовую норму» объяснять не нужно она ​​выводится чисто логически, являясь высшим критерием для знания закона. Согласно этой концепции юридическая наука должна заниматься изучением существующих норм с использованием формальных логических инструментов. Вопросы сущности права выходят за рамки интересов юристов. 

Историко-материалистическая теория (XIX век). Наиболее развитым аспектом этой теории является марксизм. Основные идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о причинах возникновения государства были изложены Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Марксистская теория оказала большое влияние на процессы создания государств социалистического типа в России и Восточной Европе в начале и середине 20 века. 

Эта теория характеризуется последовательным материалистическим подходом, логической гармонией и ясностью изложения. Однако практика и новые научные исследования также выявили ряд его недостатков. 

Материалистический подход к анализу причин возникновения государства (и права) заключается в том, что государственная организация общества не послан Богом, родилась не из-за факта изменения общественной морали как таковой, а не как следствия о признании ценности государства людьми, но из-за фундаментальных экономических преобразований, происходящих в самом первобытном обществе. Эти преобразования привели к его разложению, образованию классов, частной собственности и государства. Государственная организация заменила племенную, а право заменило обычаи и традиции довоенной системы. Это произошло во время естественного развития общества. 

Три крупнейших разделения труда, известных в истории (отделение скотоводства от сельского хозяйства, ремесел от сельского хозяйства и появление торговли), значительно повлияли на ускорение роста производительности труда, люди имеют возможность производить больше, чем было необходимо для базового обеспечения и поддержание жизни. Экономически стало выгодно использовать чужой труд (заключенных, которые стали рабами, и тех, кто не имел собственности по каким-либо другим причинам). С разделением труда, имущественное расслоение общества в экономически господствующих и угнетенных классов был ускорен значительно . Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Из общества выделялся особый слой людей (в основном представители экономически доминирующего класса), основным занятием которого было выполнение властных и управленческих функций. Таким образом, возник государственный аппарат, которому подчинялись вооруженные силы и учреждения, обеспечивавшие интересы правящего класса посредством принуждения (суды, тюрьмы, полиция). 

Марксистская теория определила три основных формы государственного происхождения древнеафинскую, древнеримскую и древнегерманскую. Приверженцы марксизма считают древнюю афинскую форму классической, возникающей непосредственно из классовых противоречий, возникших в самом обществе. Древнее римское государство возникло в результате борьбы между патрициями (аристократией, выросшей из общества римского клана) и плебеями, пришельцами, которые стояли вне общества, лишались политических прав, но впоследствии завоевывали их. Древнегерманское государство возникло в результате завоевания огромных территорий Римской империи, для господства которых требовался особый аппарат государство. 

Рассмотренный аспект (подход) теории происхождения государства издавна доминировал в послереволюционной (1917 г.) России и советской науке и практике государственного строительства. В этой доктрине решающую роль в возникновении государства играет возникновение классовых противоречий, непримиримость классовой борьбы. В этом случае государство становится инструментом подавления правящими классами других социальных слоев, инструментом классового господства. Второй аспект (подход) исторической материалистической теории исходит из того, что государство возникло в ответ на необходимость совершенствования управления сложными социальными делами, что было вызвано экономическим ростом, необходимостью решения таких общих вопросов, как организация производства и распределения, урегулирование конфликтов и противоречий, обеспечение баланса классовых и других групповых интересов. 

Оба рассматриваемых аспекта, подхода, направления исторической материалистической теории могут быть признаны как законные и вполне научно обоснованные. Дело в том, что как классовые (групповые) антагонизмы, так и урегулирование общих дел неотделимы друг от друга в жизни общества, и государству приходится иметь дело с обоими в процессе управления. В некоторые исторические периоды времени та или иная задача может выходить на первый план. 

Создатель нормативной теории права Г. Кельсен вывел право из самого права. Закон, утверждал он, не подчиняется принципу причинности и сам по себе обладает силой и эффективностью. Для Келсена проблема причин права вообще не существовала. 

Психологическая теория также возникла в 19 веке. Его представители Г. Тарде, Л. И. Петражицкий и др. объясняли происхождение государства и права особенностями человеческой психики: необходимостью подчиняться и подчиняться, осознанием необходимости установления порядка во взаимоотношениях, т. е. умственными переживаниями и потребности людей. Это, конечно, отражается на процессах становления государства и права. 

Однако в этой теории не учитывается, что психика человека формируется под влиянием экономических факторов, социальных отношений, поэтому психические переживания и потребности были второстепенными причинами формирования государства и права.

В современной российской теории права понимание сущности права как меры свободы («либертарианская теория» В.С. Нерсесянца) или справедливости («этическая» концепция Р.З. Лившица), возникающей в обществе «перед законом» До создания норм было разработано позитивное право, то есть право и право здесь явно разведены.

Признание определенных правовых и моральных принципов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы верховенства права, нашло отражение в Конституции Российской Федерации.

Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, намного превосходит правовые концепции, присущие древним временам, средневековью, молодому капитализму XVII-XIX веков и тоталитарным режимам XX века. 

Воплощение идеалов свободы и справедливости является целью правового развития общества. С этими идеалами государство должно проверять свои законы и практику их реализации, а у каждого гражданина свое поведение. 

Тем не менее такие признаки права, как нормативность, формальная определенность и общеобязательность, считаются общепризнанными.

Также распространено, что право основано на силе и пронизано идеей возможного применения принуждения. Но представления о роли принуждения различны: одна авторитарная (марксистская) позиция утверждает, что право действует как средство принуждения по отношению к обществу, а на заднем плане идея права как выражения согласованные интересы членов общества. Вторая позиция заключается в том, что закон в первую очередь выражает согласованные интересы членов компании, служит интересам членов компании, власть присутствует в законе , но имеет второстепенное значение и проявляется только в случае нарушение правовых норм. 

В настоящее время в науке существует два основных способа возникновения государства и права европейский (западный) и азиатский (восточный).

Суть и особенности существования так называемого восточного (азиатского) пути заключаются в следующем: возникновение государства происходило постепенно, плавно, по мере превращения первобытнообщинного строя и племенного общества в государство.

Основными причинами возникновения государства восточного типа являются: 

  • необходимость больших ирригационных работ в связи с необходимостью развития орошаемого земледелия (или других сложных общественных работ);
  • необходимость привлечения огромных материальных и людских ресурсов для этих работ;
  • необходимость достаточно жесткого централизованного управления территориями и большими массами людей для решения экономических проблем.

Государственный аппарат здесь вырастает из аппарата управления племенными сообществами, отделяется от остального общества, превращается в правящий класс, эксплуатируя труд других членов общества.

Восточные государства первоначально возникли в Азии (Китай), затем в Африке, на Ближнем Востоке и в доколумбовой Америке. Они застоялись по своей природе, т. е. на протяжении веков и тысячелетий их сущность практически не менялась до начала 20-го века. 

Возникновение западного (европейского) типа государства и права связано с интенсивным формированием различными способами частной собственности на землю, рабов, скота и т. д. и разделением общества на классы на основе владения собственностью. 

По мере увеличения объема частной собственности отдельные лица или их группы усиливали экономическое влияние и стремление усилить роль в управлении всеми делами общества. Ценность общественных собраний, наследственного племенного дворянства, ослабевала. Постепенно самые богатые владельцы стали занимать самые ответственные руководящие должности. 

Афинское государство, возникшее в результате саморазвития афинского общества, его раскола на классы, иногда называют классическим примером возникновения государства западного типа больших групп людей с противоположными социальными и экономическими интересами.

История развития человеческого общества указывает на то, что состояния разных народов возникли по разным причинам (следствием чего является такое большое разнообразие теорий, объясняющих их происхождение). Поэтому ни одна из рассмотренных нами теорий и других теорий не может быть признана единственно верной и во всех случаях универсальной. 

Конкретные причины возникновения государства и пути к нему у разных народов разнообразны; Функции государства менялись более или менее интенсивно с развитием социальных потребностей. Но в любом случае можно говорить о сходстве, типичности этих причин, условий и целевых функций государства как объективного явления (института) общественного развития, обусловленного рождением всего курса экономического и социального развития. жизни на Земле. 

Сущность государства европейского типа не осталась неизменной: изначально его цель могла сводиться только к разрешению групповых противоречий, защите классовых интересов экономически доминирующих классов и т. д. однако по мере развития общественного сознания и самосознания государственные функции изменился в сторону большей демократизации. В XX веке в связи с ускорением процесса обмена информацией между разными странами, развитием материальных, технических и социально-культурных условий жизни людей, под влиянием европейских государств, стали происходить изменения в азиатских государствах. 

В государственно-организованном обществе правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом управления общественными делами.

Появление закона тесно связано с государством. Есть также два основных способа возникновения закона. Там, где господствует государственная собственность («восточного» типа государства), коллекции моральных и религиозных инструкций (например, Законы Хамураппи в Вавилоне, Законы Ману в Индии) становятся основным способом установления правовых норм, вытекающих из обычаев. Такие статуты устанавливаются волей монарха самим или должностными лицами от его имени. 

В западных типах государств, основанных на частной собственности, был разработан другой закон и законодательство, закрепляющее ее. Прежде всего, это было гражданское право, регулирующее довольно сложную систему отношений собственности. Многие положения этого законодательства сохранили свое значение и по сей день (например, римское частное право). Разумеется, это законодательство, отражающее в значительной степени права собственников, было защищено и поддержано государством, а собственники созданы для защиты своих интересов, в том числе посредством правового регулирования. 

Помимо рассмотренных теорий (учений) о происхождении государства и права, существует ряд других (например, историческая школа права, органическая теория, теория ирригации и т. д.). Надо сказать, что каждая из разработанных наукой теорий имеет хотя бы зерно истины, привлекает внимание к тому или иному аспекту исторического генезиса государства и права, фиксирует определенные аспекты процесса их формирования, преувеличивая их и недооценивая Значение других особенностей, сторон и связей. В определенной степени каждый из них способствует выявлению реальных причин возникновения государства и права. 

В целом следует отметить, что государство и право, возникшие на определенном этапе развития человечества, являются объективно необходимой и плодотворной формой и способом организации жизни людей. Государство и право развиваются, мутируют в соответствии с историческими условиями жизни людей, приобретают разнообразные формы и особенности. Но в то же время эти черты и формы могут характеризоваться наиболее важными признаками. Поэтому становится возможным говорить о таких типах государств, как рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, демократическое, монархическое и т. д., и оценивать каждое конкретное государство с точки зрения этих общих черт. 

В любом случае государство является организационно-политическим средством решения социальных проблем. Социальная цель государства, его сущность наиболее ярко проявляются в его функциях. Это функции, которые определяют содержание государства. 

Заключение

Там, где есть общество, есть правила общежития. На самых ранних этапах эти правила представляют однородную недифференцированную массу. Типичным отражением первоначальной однородности может быть индийский закон Ману, в котором закон, мораль, порядочность, религия еще не разошлись. 

В племенном сообществе или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. В этих племенах и общинах существовали обычаи, обычное право, регулирующее военные действия, жизнь и семейные отношения. Также многие племена и общины в то время занимались рыболовством и охотой. Многие из обычаев были одновременно нормами морали, религии, которые регулировали ритуальные отношения. 

Особенностью норм поведения в клановом сообществе было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов клана. В племенах и общинах не было четкого различия между правами и обязанностями. Выполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной необходимостью соблюдать укоренившиеся правила и, при необходимости, обеспечивалось общественным мнением клановой общины или племени. 

В племенах и общинах все нормы соблюдались, и отклонение от них было недопустимым. Все члены клана строго следовали всем этим стандартам. Процесс дифференциации правовых норм определяется появлением в общественной среде нового судебного явления от имени властей. 

Новый закон преследовал две цели: с одной стороны, укрепление господства класса (касты, сословия) и, с другой, установление и поддержание единого порядка для всего населения страны в общественных отношениях, без чего нормальная жизнь любого общества невозможна.

В процессе перехода от примитивной к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются: 

  1. Государство санкционировало первобытные обычаи, превратилось в нормы права и защищено государством от нарушений.
  2. Правовой прецедент, которому государство дает юридически обязательную силу для подобных дел.
  3. Публикация государством нормативных актов, содержащих правовые нормы.

Сначала власти стремятся укрепить свои позиции, и отношения между их подданными не представляют для них интереса: это их дело, а не государство. Вскоре власть приходит к осознанию того, что ее истинная поддержка находится в самом обществе, и, следовательно, чем сильнее правопорядок, тем прочнее фундамент, на котором держится государственная власть. 

Установлению единого правопорядка среди некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало правовой защите их внешнеполитических интересов. Разработаны правила, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.д.; началось формирование зачатков международного права. 

Возникнув, закон занял центральное место (или, во всяком случае, одно из центральных мест) в системе социального регулирования общества. По своим свойствам и регулятивным качествам, в соответствии с социальной энергией, заложенной в нем, право приобрело значение главного регулятора, с помощью которого решаются фундаментальные вопросы и задачи общественного развития общества. 

Ценности закона, великие достижения цивилизации и культуры, складывавшиеся веками, накапливались трудным опытом человечества, закаленным в его испытаниях.