Происхождение государства и его признаки

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Человек, личность, гражданин. Права человека
Понятие политической системы: личностный подход
Сущность государства
Особенности административно-территориального деления России


Введение:

Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку изучение возникновения государства как сложного социального института очень важно при знакомстве с таким предметом, как теория государства и права.

Происхождение государства и права в современной теории государства и права является одной из основных тем, и в то же время весьма спорным. Он посвящен возникновению государства и права и позволяет выяснить, когда и по каким причинам появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или только на определенной стадии его исторического развития.

Изучив особенности происхождения государства, мы сможем понять, что побудило людей отказаться от сообществ и перейти на новый этап - появление государства.

Мыслители прошлого и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует много теорий происхождения государства и права.

История государства неотделима от истории общества. Вместе с обществом он проходит долгий исторический путь от неразвитого до развитого, приобретая новые черты и свойства на этом пути. Неразвитое государство характеризуется тем, что весь комплекс государственных институтов в нем не развивается, не получает должного развития и сводится, по сути, к политической власти, основанной преимущественно на аппарате принуждения.

Развитое государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Он «обеспечивает организацию в стране на основе экономических и духовных факторов и осознает главное, что цивилизация дает людям - демократию, экономическую свободу, свободу автономного человека». В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Более того, государство не меняется и не улучшается само по себе. Он трансформируется и адаптируется к меняющимся условиям людьми разных эпох и стран. Поэтому есть все основания считать государство одним из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Целью данной курсовой работы является изучение и освещение появления такого важного социального института, как государство.

Цели исследования:

  1. Рассмотрение основных теорий происхождения государства;
  2. Разъяснение причин и условий возникновения государства;
  3. Сравнительный анализ восточного и западного развития.

Пути возникновения государства

Восточный маршрут

Древнейшие государства возникли около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. В зонах орошаемого земледелия, что позволило, увеличив урожайность, резко увеличить производительность труда в десять раз. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность поддерживать непроизводственный, но необходимый для успешного развития общества административный аппарат.

Орошаемое земледелие требовало огромного труда: строительство каналов, плотин, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержание их в рабочем состоянии, расширение ирригационной сети и т. д. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения сообщества под единым руководством и централизованным управлением, поскольку объем общественных работ значительно превышал возможности отдельных племенных образований. В то же время все это определило сохранение сельскохозяйственных сообществ и, соответственно, социальной формы собственности основного средства производства - земли.

Понятие «Восток» используется не столько как географическое, сколько как историческое, культурное, цивилизационное. Принципиальное различие между восточными и западными маршрутами заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, рыночные отношения частной собственности не занимали значительного места.

Восточное государство возникло до появления сословий. Основное средство производства - земля - ​​формально принадлежит общинам. Сообщества считаются свободными, но на самом деле все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех субъектов, которые оказались в неразделенной власти государства, олицетворяемого бюрократическим и бюрократическим аппаратом, возглавляемым абсолютным монархом.

Следует отметить, что у восточных государств было много общего в основном: все они были абсолютными монархиями, деспотизмом; обладал мощным бюрократическим аппаратом; их экономика основывалась на государственной форме собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

Одной из основных социальных форм, сыгравших решающую роль в эволюции древних восточных обществ, была сельская община, которая в значительной степени сохранила черты патриархальной клановой организации. В значительной степени это определило характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующие и контрольные функции древнего восточного государства, а также особенности правовых систем.

Неразвитость инструментальной деятельности, низкая производительность труда были компенсированы кооперацией живого труда, объединением усилий многих общин, необходимых для обработки земли, посева и уборки урожая.

Матузов Н.И. Изучая происхождение государства в своих работах, он пришел к выводу, что именно здесь начинают прорисовываться черты государства. Необходимость унификации вызвала и выделение функций централизованного управления в лице государства и его органов.

От кого начал формироваться разветвленный административный аппарат? Оно возникло из племенного дворянства, которое постепенно закрепляло функции управления и распределения производимого продукта. Это позволило дворянству держать в своих руках большую часть произведенного продукта, чтобы накопить богатство в своих руках.

Следовательно, социальная дифференциация между группами в странах Востока происходит на основе политического неравенства, т. е. Их положения в иерархии власти и привилегий. Такая социальная структура называется этократической или функциональной, т. е. основана на положении индивида в системе власти и выполнении им определенных ролей, статусов и функций.

Восточные государства по некоторым своим характеристикам значительно отличались друг от друга. В некоторых, как в Китае, рабство было домашним, семейным по своему характеру. В других, как и в Египте, было много рабов, которые, наряду с членами общины, внесли значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте подавляющее большинство рабов были собственностью государства (фараона) или храмов.

Административно-государственные структуры, возникновение которых было жестко обусловлено экономической необходимостью, формируются до появления частной собственности, в основном на землю). Веками деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником образования классов, появления различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Рассолова М.М. отмечает, что африканские государства были сформированы в основном по тому же «сценарию», однако исследователи указывают на некоторые особенности раннего государства Африки, которые отличают его от государства «восточного деспотизма»: верховная власть была не наследственной, а выборочно наследственной система правления была построена на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) для высших. Кроме того, правители ранних африканских государств были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из идеи их святости; в принятии наиболее важных решений, поскольку существовал известный противовес их власти в лице совета представителей клановой знати.

Таким образом, азиатский путь возникновения государства отличается, прежде всего, тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на выполнении какой-либо социальной функции, занимаемой должности. Экономика основана на государственной и общественной собственности. Также существовала частная собственность, но она не оказала существенного влияния на экономику - труд «свободных» общин внес решающий вклад в общественное производство.

Западный маршрут

Начнем с того, что в отличие от восточного маршрута, который имел универсальный характер, западный маршрут был своего рода уникальным явлением, а скорее исключением из общего правила. Именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства за короткий исторический период обогнали восточные, возникшие гораздо раньше и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Ведущим государственообразующим фактором в Европе было классовое разделение общества. В свою очередь, это было связано с тем, что здесь, на этапе прото-государства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: животноводство , рабы.

Западный путь характеризуется формированием государства в связи с кастовым расслоением общества, благодаря формированию частной собственности на землю, скот и рабов.

Ф. Энгельс выделил три основные формы возникновения государств «западного» типа: афинский, римский и древнегерманский.

Начнем с формирования афинского государства. Ранние центры цивилизации и первые прото-государства возникли в бассейне Средиземного моря еще в III-II тысячелетиях до нашей эры. и не без заметного влияния восточного мира. Постоянно растущие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, зарубежный государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и политике.

Мелехин А.В. рассматривает развитие государства, частично преобразовывая органы племенной системы, частично вытесняя их путем введения новых органов и, в конце концов, полностью заменяя их реальными органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", который защищал себя своими силами в своих кланах, фратриях и племенах, было взято вооруженной "общественной властью", которая подчинялась этим государственным органам и поэтому могла использоваться против люди - все это, по крайней мере, на начальном этапе, мы нигде не можем лучше отследить это, чем в Древних Афинах.

Расслоение, вызванное распадом племенного общества, концентрацией власти в руках племенного землевладельческого дворянства, разорением крестьян и развитием долгового рабства в Аттике, привело к массовому движению и реформам Солона в 594 году до нашей эры. Чтобы заменить общий принцип, который ранее определял политические права граждан, был утвержден принцип имущественной квалификации, долговое рабство было отменено, и был проведен ряд экономических и политических реформ.

Солон открыл серию так называемых политических революций, открыл ее вторжением в имущественные отношения. Тиран Писистрат в своей деятельности в основном продолжал линию Солона. Развивается мелкое крестьянское хозяйство, развиваются торговля и ремесла. Остатки господства клана помещичьего дворянства становятся все более нетерпимыми. Разрушение племенных типов как административных и политических частей Аттики и их замена территориальными завершило формирование афинского рабовладельческого демократического государства накануне греко-персидских войн.

Алексеев С.С. считает, что государствообразующим фактором в Европе было классовое разделение общества. Первая попытка сформировать государство состоит в том, чтобы разорвать родовые связи, разделив членов каждого клана на привилегированных и непривилегированных и разделив последние, в свою очередь, на два класса в соответствии с их профессией, таким образом противопоставляя их друг другу. Новые группы, образованные разделением труда, сначала между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда, создали новые органы для защиты своих интересов; были созданы все виды должностей.

И тогда молодому государству для ведения отдельных небольших войн и защиты торговых судов потребовались, прежде всего, собственные вооруженные силы, которые афиняне, занимавшиеся навигацией, могли изначально иметь только военно-морские силы. Были созданы наемники, небольшие территориальные районы, по двенадцать в каждом племени; каждая навкрария должна была снабжать, оборудовать и оборудовать один военный корабль и, кроме того, выставить еще двух всадников. Этот институт подорвал племенную структуру двумя способами: во-первых, он создал публичную власть, которая больше не совпадала просто с совокупностью вооруженных людей; во-вторых, впервые в общественных целях люди разделились не по группам, а по месту проживания на одной территории.

Элементы европейской политической и юридической науки начали формироваться в античный период. В Древней Греции и Древнем Риме сформировалось ядро ​​его фундаментальных понятий, которые впоследствии были обогащены на основе обновленной практики различными народами мира. В частности, древние мыслители теоретически очерчивали рамки того, что впоследствии стало называться политической организацией общества и права.

Древний Рим, одно из самых могущественных рабовладельческих государств в средиземноморском мире, прошел долгий и сложный путь развития на протяжении всего своего существования. В Риме формирование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев и римской клановой аристократии (патрициев). Плебеи были лично свободными людьми от населения завоеванных территорий, но они стояли вне римских кланов и не были частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и служить на военной службе, они были лишены права занимать любые должности, не могли использовать и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была в основном борьбой против древнего общественного строя, основанного на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе разрушила старую племенную организацию и создала государственную систему, основанную на территориальном разделении и имущественных различиях.

Венгеров А.Б. пишет о появлении древнегерманского государства в результате внешнего насилия, завоевании римскими территориями франками.

Немцы, согласно Тациту, были очень большими людьми. Мы получаем приблизительное представление о количестве отдельных германских народов от Цезаря; он определяет количество усипетов и тенктеров на левом берегу Рейна в 180 000 человек, включая женщин и детей. Для размещения такого количества людей нужна огромная территория. Военное наступление немцев вдоль всей линии Рейна, римского пограничного вала и Дуная, от севера до Черного моря, является прямым свидетельством увеличения численности населения, которое стремилось расширить свои владения. В конце V века путь к Римской империи, истощенный, бескровный и беспомощный, был открыт для вторжения немцев.

Германские варвары, как награда за освобождение римлян от их собственного государства, отобрали у них две трети всей земли и поделили ее между собой. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в подчинении, а для этого требовались органы принуждения.

Таким образом, завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, ясно продемонстрировало неспособность племенной системы обеспечить господство на этих территориях, что привело к формированию государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческий строй и ускорило переход к феодализму на месте некогда могущественной Римской империи. Так возникло древнегерманское государство.

Особенности рождения государства

Предпосылки и причины возникновения государства

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества были созданы предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудия труда люди приобретали все больше производственных навыков, повышалась производительность труда, культура, нравственность, а интересы членов общества становились все более разнообразными и противоречивыми.

Хропанюк В.Н. Считает, что важную роль в переходе от примитивного к качественно новому способу производства сыграло социальное разделение труда, которое заменило естественное разделение функций труда между мужчинами и женщинами. Первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от сельского хозяйства. Затем ремесло отделилось от сельского хозяйства. Позже группа людей, занимающихся обменом товарами, торговцы разошлись.

Социальное разделение труда и связанное с этим совершенствование орудий труда стимулировали рост производительности труда. В этих условиях человек начал производить больше продукции, чем необходимо для поддержания собственной жизни. В результате появился прибавочный продукт, что в итоге привело к появлению частной собственности.

Были богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились закрепить свои экономические преимущества, а другие - изменить свою зависимую позицию.

В таких экономических условиях племенная организация власти оказалась бессильной. Он не был приспособлен для управления делами общества, в котором интересы отдельных лиц стали несовместимыми. Поэтому требуется другой орган власти, который может обеспечить преимущество интересов некоторых членов общества за счет других.

Следует сказать, что возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, то есть приобретение качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на собственной основе. Важнейшая черта, характеризующая государство в условиях цивилизации, движение к свободе - это постепенно отстаивающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие индивида в управлении обществом (демократия в одной форме или другой).

Одним из основных процессов образования классов в сфере материального производства является переход от охоты и собирательства к производительной экономике, которая называется неолитической революцией, которая привела к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактический рост производства во всех секторах сделал человеческую рабочую силу способной производить больше продуктов, чем было необходимо для ее поддержания, поэтому функция создания продукта и функция его присвоения были расчленены. Возникают реальные условия для разграничения собственности, что приводит к возможности возникновения различных форм эксплуатации внутри племенной системы. Все эти явления порождены социальным разделением труда, которое изменило сущность племенной системы, привело к расколу общества на классы, что в конечном итоге привело к возникновению государственно-организованного общества.

Рассматривая вопросы возникновения государства и права, Спиридонов Л.И. отмечает, что «развивающееся государство не может не быть властью, поскольку после распада племенной системы необходимость решения общих дел не имела других механизмов самодостаточности. Государство не могло не стать силой, стоящей над населением. Общество перестало быть однородным, и поэтому совпадение государства с ним исключало бы возможность решения общих для всех вопросов. Публичная власть станет инструментом групповых интересов, искажающим первоначальный смысл государства".

Кашанина Т. В. выделяет два пути возникновения государства. Условно называя их "государственная собственность" и "государственная власть". Говоря о первом способе, следует отметить, что формирование частной собственности, и прежде всего частной собственности на землю, было результатом совершенствования и повышения эффективности средств производства.

Частная собственность является более эффективной формой собственности. С его появлением количество произведенных в обществе материальных благ резко возросло, обмены усилились, а экономические связи между производителями усложнились. Все это потребовало создания специальной координирующей и регулирующей структуры, которая бы постоянно и профессионально занималась регулированием и упорядочением все более сложной социальной жизни, а именно государства.

Конечно, защита интересов владельцев была поставлена ​​во главу угла деятельности государства, поскольку именно они, организовывая производство и повышая собственный уровень благосостояния, составляли материальную основу не только правительства. сам, но и общество в целом. Для владельцев средств производства государство было чрезвычайно полезным: оно обеспечивало защиту от военных нападений, устанавливало торговые правила, печатало деньги, осуществляло межгосударственный обмен товарами, распределяло общественные фонды потребления, создавало резервные фонды и использовало их в случаи стихийных бедствий, создаваемые органы для разрешения споров между собственниками и т. д.

Второй метод имел место в основном в регионах Азии и Африки. Россию также обычно называют странами азиатского способа производства. Суть его заключается в следующем. Задолго до появления частной собственности появился слой людей, которые были связаны с выполнением общих функций, необходимых для общественной жизни, требующих применения насилия.

По этому вопросу А.П. Бутенко в своей работе пишет, что это может быть функцией контроля за соблюдением запрета на инцест, т. е. инцеста, и применения насилия против тех, кто его нарушил. В этом же ряду можно отметить строительство ирригационных сооружений в Северной Африке (на реке Нил), на востоке и юге Азии (на реках Янцзы, Инд и Ганг), в Западной Азии (реки Тигр и Евфрат). ) для повышения плодородия почв ... В древнерусском государстве практиковалось строительство оборонительных сооружений (земляных валов, а перед ними водные преграды).

Экономика была основана на государственной и коммунальной собственности. Частная собственность, хотя и существовала (владение рабами, дворцами, ювелирными изделиями, ремеслами), не оказала решающего влияния на экономику. Общество было основано на работе членов сообщества.

Управление государством и общественной формой собственности требовало мощного бюрократического аппарата во главе с абсолютным монархом (деспотом), олицетворяющего само государство и являющегося воплощением Бога на земле.

Этот метод формирования государства имел место на большей территории земного шара, и считается, что он был самым распространенным. Европейский континент, хотя и занимал меньшую площадь земного шара, породил более десятка стран. Именно поэтому Кашанина Т.В. считает, что невозможно признать какую-либо уникальность формирования государства по типу «государственной собственности».

Таким образом, процесс формирования государства в разных странах проходил по-разному.

Существуют общие причины возникновения государства:

  1. Переход от присваивающей экономики к производственной экономике;
  2. Появление разделения труда: появление животноводства, отделение ремесла от сельского хозяйства, выделение особой социальной группы людей - торговцев;
  3. Появление в экономике прибавочного продукта, а вместе с ним и имущественное расслоение общества;
  4. Появление частной собственности на продукты труда и инструменты производства, что привело к социально-классовой стратификации общества.
  5. На развитие той или иной формы возникновения государства влияли различные факторы, такие как: появление частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

Теории происхождения государства

Человечество давно интересовалось проблемами, связанными с государством и правом. В результате сегодня у нас много теорий происхождения как государства, так и права. Эти теории развивались в разные исторические периоды и менялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Для рассмотрения предлагаю взять восемь базовых теорий. Давайте начнем изучать первое: теологическую теорию. Это одна из старейших теорий. По ее словам, любая сила от Бога, и поэтому каждый обязан повиноваться ей во всем.

Уже в законах царя Хаммурапи (древнего Вавилона) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги заставили Хаммурапи править« черноголовыми »; «Человек - это тень Бога, раб - это тень человека, а царь равен Богу». В древнем Китае императора называли сыном небес. Христианство продолжало развивать идею божественного происхождения государственной власти. «Пусть каждая душа будет покорна высшим авторитетам, - говорится в послании апостола Павла римлянам, - потому что нет силы не от Бога, а существующие авторитеты от Бога установлены».

Сторонниками этой теории были: Ф. Аквинский, Ф. Лебуфф, Д. Эйве и др. Государственный социальный примитив.

По словам Фомы Аквинского, процедура возникновения государства похожа на процесс сотворения мира Богом. Прежде чем начать руководить миром, Бог решил придать ему гармонию и организацию, ради которой он создал государство. С помощью государства Бог правит миром. Его деятельность на Земле олицетворена монархами, так как их сила от Бога. Монархи наделены Богом правом командовать людьми, но сами они являются только служителями церкви. Конечно, эта теория звучит невероятно, но следует отметить, что другие современные теории не отрицают, что священники, храмы, религия и церковь играли определенную роль в возникновении государства. Проблема этой теории состоит в том, что богословская теория не может быть доказана, так же как ее нельзя опровергнуть напрямую: вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Верховного Разума и т. д., в конечном счете, это вопрос веры.

Вторая теория называется патриархальной. Эта теория основана на принципах исторического развития семьи. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из семьи, которая растет из поколения в поколение. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Поэтому его сила является продолжением власти его отца, в то время как монарх является отцом всех его подданных. Из патриархальной теории (а также богословской) естественно следует, что всем людям необходимо подчиняться государственной власти и ее законам. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и другие.

Патриархальная теория отразила одну из особенностей развития общества в эпоху племенной системы - концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако это также имеет ряд существенных недостатков. Итак, историки установили, что патриархальная семья возникает в результате распада племенной системы, а не наоборот. Кроме того, государство и семья выполняют в обществе различные функции: если основными функциями семьи являются воспроизводство клана и организация совместного потребления, то государственная власть призвана решать другие проблемы (обеспечивать безопасность). населения, чтобы сгладить конфликты в обществе и т. д.) Позже современная наука опровергнет эту теорию.

Третья возникшая теория - договорная (естественное право). Сторонниками этой контрактной теории были: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Дж. Руссо, А.Н. Радищев и другие. Эта теория основана на идее происхождения государства в результате соглашения (контракта) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый государственный союз рассматривается как естественное требование для сохранения человеческой расы и обеспечения справедливости, свободы и порядка.

Теория естественного права основана на тезисе о том, что государству предшествовало естественное положение людей. Это показалось авторам теории неоднозначным. Гоббс считал, что в естественном состоянии идет «война всех против всех». Руссо, с другой стороны, нарисовал розовую картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Достаточно разумное обоснование, но, на мой взгляд, невозможно объяснить объективные причины возникновения только договором. Их намного больше.

Четвертая теория: материалистическая теория основывалась на убеждении, что государство возникает в результате естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического развития, которое не только обеспечивает материальные условия для возникновения государства и права, но и также определяет социальные изменения в обществе, которые также представляют важные причины и условия для возникновения государства и права. Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Три главных разделения труда имели первостепенное значение для развития экономики и, следовательно, для возникновения государственности (скотоводство и ремесла были отделены от сельского хозяйства, а класс людей, занимающихся только обменом, был изолирован). Такое разделение труда и связанное с этим усовершенствование орудий труда дало толчок росту его производительности. Появился прибавочный продукт, что в конечном итоге привело к появлению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущих и неимущих, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим следствием появления частной собственности является распределение публичной власти, которая более не совпадает с обществом и не выражает интересы всех его членов. Доминирующая роль переходит к богатым людям, которые превращаются в категорию менеджеров. Чтобы защитить свои экономические интересы, они создают новую политическую структуру - государство, которое, прежде всего, выступает в качестве инструмента для выполнения воли имущих.

Это историко-материалистическая теория, которая имеет строго научную основу. В то же время, как будет показано ниже, оба его направления являются законными, поскольку в различных исторических условиях и классовые антагонизмы, и необходимость решать общие дела, совершенствовать управление обществом и специализировать это управление как форму разделения Труд может приобретать решающее значение как причины возникновения государства.

Таким образом, государство возникло главным образом для сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также для обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Пятая, психологическая теория была основана на изучении психологии человека. Сторонниками психологической теории были: Л.И. Петражицкий, Д. Фрейзер, 3. Фрейд и др. В этой теории говорилось, что общество и государство представляют собой сумму психических взаимодействий людей. У человека есть психологическая потребность жить в организованном сообществе. Государство и власть являются следствием психологических законов развития человека.

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особым психологическим опытом и потребностями людей. Это необходимость править одними и необходимость подчиняться другим.

В действительности, однако, вряд ли возможно объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения. Понятно, что все социальные явления разрешаются на основе психических действий людей и вне их нет ничего социального. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые не учитывают экономические, договорные, органические теории.

Однако попытка свести всю социальную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - это такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Что касается теории насилия, то сторонники этой теории Э. Дюринг и К. Каутский считали, что она конструирует государство как правило сильного над слабым, и признают такое отношение к правлению над самой природой. По этой причине государство должно быть признано физическим лицом. Последний должен подчиняться ему в силу того, что он является неизбежной силой природы, такой как солнечное тепло, землетрясение, отлив и прилив. Теория власти является материалистической противоположностью богословского учения. Если последний требует подчинения воле Бога, то теория насилия требует подчинения слепым силам социальной эволюции.

Невозможно полностью отвергнуть теорию насилия не только по формальным причинам, но и на основе исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими было реальным фактом существования государственности в течение исторически долгого времени ( например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения любого государства (римское, древнегерманское государство. Киевская Русь). В последнее время прямое насилие сыграло решающую роль в формировании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в конечном итоге привела к образованию Соединенных Штатов. Ясно, что эти реальные факты исторической реальности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.

Седьмая теория, родовая теория. А. Халлер был сторонником этой теории. Согласно его теории, государство возникло из права собственника на землю (patrimonium). От права на владение землей власть автоматически распространяется на людей, живущих на ней; так развивается феодальный сюзеренитет. На мой взгляд, эта теория отражает только некоторые признаки возникновения государства, но не путь.

Сторонники органической теории Г. Спенсер, А. Е. Вормс полагали, что человеческая душа независима от тела и бессмертна. Чем больше она находится в сфере идей, тем больше этот человек знает.

Душа состоит из 3 частей: разумной (созданной Богом, Демиургом), аффективной (движимой страстями) и похотливой (движимой желаниями).

Победа рациональной части над другими возможна только при правильном воспитании человека. Вот для чего государство и законы.

С появлением дарвинизма (19 век) были предприняты попытки перенести биологические законы (эволюция, естественный отбор, межвидовая и внутривидовая борьба) на социальные процессы.

Оказалось, что человечество является результатом эволюции животного мира. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм - государство. Правительство в государстве выполняет функции мозга, который через закон передает обществу импульсы управления.

Внутри сложного социального организма, по мере его роста, развиваются отношения господства и подчинения - между мужчинами и женщинами, между рабами и рабовладельцами и т. д. В результате эволюции правящий слой кристаллизуется - государство.

Неправильность органической теории заключается в том, что она пытается интегрировать законы одной системы (биологической) в другую систему (социальную).

Его смысл состоит в том, чтобы оправдать, закрепить существующее в обществе неравенство.

Подводя итог, следует сказать, что сегодня материалистическая теория более актуальна по сравнению с другими.

Сравнительный анализ организации публичной власти в первобытном обществе и государстве

Первобытные люди создавали ассоциации, чтобы защитить себя от внешней среды и получить еду. В результате такие ассоциации были очень нестабильны и не могли обеспечить благоприятных условий для выживания.

Род был первой ассоциацией организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-связанным характером. В дальнейшем кланы стали объединяться в племена, а также в племенные союзы.

Первобытная экономика характеризуется коллективно организованным, совместным трудом всех членов общества, а также общественной собственностью на инструменты и полученные продукты. Все полученные продукты передаются в «общий банк», а затем равномерно перераспределяются, чтобы каждый получил свою долю. Даже когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его труд считался неотъемлемой частью деятельности всей команды, и добыча делилась поровну между всеми членами рода.

Прогрессивное социальное разделение труда меняет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и клановых сообществах, фратриях, курии и племенах. Племенная структура становится более сложной, разделение социальных функций начинает развиваться. Отсюда следуют признаки государства.

Но разница между этими двумя структурами заключается не только в экономике, но и в организации власти: в первобытном обществе публичная власть организационно совпадает с обществом. В связи с разделением людей в первобытном сообществе на разные категории, в основном по полу и возрасту, существует такое явление, как организация власти. Экономические отношения клановой системы соответствовали организации общественной власти и системе управления делами клана. Все общество было носителем власти. Она не была отделена от общества, но совпала с ним, принадлежала ему. Например, его носителями являются общее собрание, старшее (выборное изменяемое положение). Структура органов государственной власти проста, а их компетенция является общей (они решают любые вопросы), государственная власть организационно не совпадает с обществом, она отделена от нее. Общество делится на управляемых и профессиональных менеджеров, функционеров особого, структурно разветвленного аппарата, носителя государственной власти. Структурное разветвление этого аппарата обусловлено разделением управленческого труда, различными функциями, выполняемыми различными государственными органами, предусмотренными их компетенцией.

Государственная власть при примитивной системе была очень авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить обществом. У нее, конечно, была способность к принуждению по отношению к нарушителям порядка, но у нее не было каких-либо специальных органов, которые проводили бы принудительные меры. Если возникла необходимость разрешать дела, связанные с нарушениями определенных обычаев, моральных или религиозных институтов (случаи измены, трусости, кровосмешения и т. д.), Этим занималась сама встреча, т. е. Весь род. И именно здесь было принято решение о наказании правонарушителя, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, упрек, выговор, изгнание из клана.

Что касается государственной власти, то она организационно не совпадает с обществом, она отделена от нее. Общество делится на управляемых и профессиональных менеджеров, функционеров особого, структурно разветвленного аппарата, носителя государственной власти. Структурное разветвление этого аппарата обусловлено разделением управленческого труда, различными функциями, выполняемыми различными государственными органами, предусмотренными их компетенцией.

Следующей отличительной чертой является то, что первобытное общество по своей племенной основе объединяет и разделяет людей в соответствии с кровным родством, а государство объединяет и делит людей по территориальным признакам (население страны, провинций, провинций и т. д.).

Таким образом, в первобытно-общинной системе существовал личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых были сосредоточены их экономические, моральные, религиозные и иные интересы. Кланы могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация была сохранена.

Следует также сказать о правовом регулировании этих двух структур. В примитивном обществе общественные отношения регулируются обычаями, а в государстве появляются правовые нормы - обычно обязательные правила поведения, установленные или санкционированные, а также защищаемые государством.

В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные разрешения, обязательства, ограничения и запреты. Меняются порядок и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше обществом в целом и его общественными лидерами был такой контролер, то в условиях государства это полиция , армия и др. Споры разрешаются судом. Правовые нормы также отличаются от обычаев в санкциях: наказания за преступления против личности значительно ужесточены, которые различаются в зависимости от статуса потерпевшего - свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях формирования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при их взаимном влиянии друг на друга. Таким образом, на Востоке, где роль традиций очень важна, право возникает и развивается под влиянием религии и морали, а его основными источниками являются религиозные положения (учения), например, законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д. В европейских государствах наряду с обычным правом развивается обширное законодательство и прецедентное право, которое отличается более высокой степенью формализации и определенности, чем на Востоке.

Следует сказать о финансовых отношениях. В первобытном обществе нет налогообложения, но в государстве - институт налогообложения создается для формирования бюджета. На мой взгляд, это связано с тем, что в первобытном обществе, благодаря клановым отношениям и совместной деятельности, этот институт не требуется. И отсутствие денежной единицы как таковой исключает этот институт.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что развитие общества, экономики, права требует большего влияния и развития. Общественная организация власти пережила свою полезность, и потребовалась новая форма организации власти в обществе, и так возникло государство.

Вывод:

Государство как относительно самостоятельное явление имеет свои законы развития. По мере совершенствования цивилизации и развития демократии она превращается из примитивного «варварского» формирования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где весь комплекс государственных институтов активно функционирует в соответствии с принципом разделения властей.

Изучение процесса возникновения государства и права носит не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Это позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и особенности, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет более четко определить все присущие им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

В этой работе мы рассмотрели проблему основных причин и предпосылок возникновения государства и права, нашли различия между законом и социальными нормами первобытного общества.

Выполнив поставленные задачи, мы выяснили:

  1. Вопрос о происхождении государства всегда интересовал исследователей и по сей день. До сих пор не было возможности точно объяснить причины и концепцию государства.
  2. Есть два пути развития государства: западный и восточный. Их отличие в том, что на Востоке, в отличие от Запада, рыночные отношения частной собственности не занимали значительного места.
  3. Государство является продуктом общества на стадии развития. Государство - это признание того, что это общество запутано в неразрешимых противоречиях, расколото на непримиримые противоположности, от которых оно бессильно избавиться. Нужна была сила, которая смягчила бы столкновения, удержала общество в границах «порядка». И эта сила, исходящая из общества, ставящая себя над ними, все более отдаляющаяся от нее, является государством.Следует сказать о различиях между публичной властью первобытных обществ и государством:
  4. В первобытном обществе публичная власть организационно совпадает с обществом. Те. Решение любых вопросов осуществляется совместно. В государстве существует разделение по функциям органов власти, и каждый выполняет задачи в пределах своей компетенции.
  5. В примитивном обществе основой эффективности публичной власти является власть власти, т. е. наличие уважения и почтения к власти в государственной власти основывается на подчинении, а при его отсутствии применяются принудительные меры.
  6. Первобытное общество на своей племенной основе сплотило и разделило людей по кровному родству. Государство объединяет и делит людей по территориальному признаку (население страны, провинций, провинций и т. д.).
  7. В первобытном обществе общественные отношения управляют обычаями; Правовые нормы появляются в государстве - как правило, обязательные правила поведения, установленные или утвержденные, а также охраняемые государством.
  8. В первобытном обществе нет налогообложения, а в государстве этот институт обязателен для существования самого государства.