Профессиональные и личностные требования к руководителям

Предмет: Управление персоналом
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по управлению персоналом:

 

Много готовых рефератов по управлению персоналом

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Аттестация персонала управленческих служб предприятия
Особенности организации труда руководителей
Методы и стиль работы современного руководителя
Социальные отношения в производственных коллективах


Введение:

Преобразования в идеологической, социально-экономической и духовной сферах, которые обеспечили свободу творчества, возможности для творческой самореализации членов творческих коллективов и, наряду с этим, экономические трудности, новые культурные и экономические условия, требуют лидеров - профессионалов, способных реализовать художественные цели, согласовывая их с имеющимися экономическими возможностями.

Постоянно меняющаяся реальность определяет потребность в лидерах - учителях, которые не только хорошо знают свою работу, но и сосредоточены на творчестве, предпринимательстве, которые развили профессиональное самосознание и креативность как важнейшую черту профессионального мастера, которая определяет жизнеспособность человека и эффективность его деятельности в сложных и противоречивых условиях ...

Организационная деятельность требует творчества, умения принимать решения в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда необходимо, отказываясь от готовых образцов, творчески использовать опыт. В современных условиях смена портрета руководителя творческого коллектива влечет за собой изменение требований к нему. 

Таким образом, цель нашего исследования: изучить профессиональные и личные требования к нему.

Чтобы успешно достичь цели, мы поставили ряд задач:

  • проанализировать педагогическое взаимодействие между руководителем и членами творческого коллектива;
  • изучить разнообразие функциональных составляющих управленческой деятельности;
  • рассмотреть основные требования к личности руководителя творческого коллектива.

Объект исследования: профессиональные и личные требования к руководителю творческого коллектива.

Предметом исследования является влияние личностных качеств и профессиональных навыков руководителя на деятельность творческого коллектива.

Теоретическое обоснование профессиональных и личностных требований к руководителю творческого коллектива

Педагогическое взаимодействие между руководителем и членами творческого коллектива

Профессиональная пригодность человека - это не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, психоневрологических и моральных качеств, необходимых для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в определенной сфере производства или духовной жизни. Поэтому его нельзя сводить только к сумме знаний, навыков и практической ловкости, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Также вам нужна склонность к работе, наличие определенных природных данных и моральных качеств.  

Профессиональная пригодность для педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хорошими речевыми данными, уравновешенностью нервной системы, способностью противостоять воздействию сильных раздражителей, проявлением сдержанности. Личные качества, характеризующие пригодность для педагогической деятельности. К активности также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (желание и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокие требования к себе. 

Организационные навыки особенно важны в деятельности руководителя любительской команды.

Объектом деятельности организатора являются люди, их психология и практическая деятельность: «Познание психологии людей и применение к ним прямого воздействия и взаимодействия с ними в процессе целевой деятельности, которая усваивается на практике, представляет собой специфическую Сущность деятельности организатора и определяет психологические требования к его личности ».

Специфика организационной деятельности определяет структуру организационных навыков, которая включает «организационный талант», эмоционально-волевое воздействие, склонность к организационной деятельности. Выделенные свойства образуют определенную иерархию: во-первых, «организационный талант», на котором основано эмоционально-волевое воздействие, что является процедурной стороной организационных способностей. Склонность к организационной деятельности по отношению к «организационному инстинкту» и эмоционально-волевым воздействиям как бы является условием, определяющим их высокое качество.  

«Организационная интуиция» - это некое единство трех способностей: психологическая избирательность, практическая психологическая направленность ума, психологический такт. В то же время психологическая избирательность (способность человека наиболее полно и глубоко отражать психологию организованной группы, ее отдельных членов, их межличностные отношения) является исходным свойством практической психологической ориентации ума и психологического такта. Последние полагаются на психологическую избирательность. Их можно использовать для оценки уровня его развития.   

«Организационный талант» необходим руководителю команды, который должен понимать психологию людей, их взаимоотношения, должен понимать состояние каждого исполнителя, уметь поддерживать, иногда «не замечать» ошибки, а при необходимости призывать выполнение заказа. Это особенно важно при работе с любителями. 

Эмоционально-волевое воздействие - это целостное образование, которое также сочетает в себе три способности: социальную энергию (способность организатора заряжать организаторов своей энергией, вызывать в них стенические чувства и волевые усилия); требовательность (свойство проявляется в смелости, с которой он выдвигает задачи, в адекватности и разнообразии их форм); критичность (способность выявлять и выражать отклонения от условий и установленных норм, значимых для организационной деятельности).  

Для лидера команды социальная энергия, способность побуждать людей быть активными, требовательность и критичность - самые важные качества. Волевой импульс, эмоционально-волевой удар дают дирижеру возможность, организуя музыку и музыкантов, направлять представление. 

Склонность к организационной деятельности может быть определена как организационная ориентация личности. Это способность к психологической готовности и потребность в организационной деятельности, удовлетворенности, относительной неутомимости, стенических эмоциях в процессе ее реализации. 

Особое значение имеют человеческие качества учителя, которые становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в образовательном процессе. Среди этих качеств: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, целеустремленность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая мораль, оптимизм, эмоциональный баланс, потребность в общении, интерес к жизни учеников, доброжелательность, самокритика, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, приверженность принципам, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.  

Обязательным качеством для лидера является гуманизм, то есть отношение к человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения формируются из интереса к личности члена команды, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния развития, из-за высоких требований к его образовательной деятельности и заботы о развитии его личности. Члены любительских групп видят эти проявления и следуют за ними сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.  

Лидер всегда активный, творческий человек. Он является организатором повседневной жизни участников. Только человек с развитой волей может пробудить интересы и привести участников, где личная деятельность играет решающую роль. Педагогическое лидерство такого сложного организма, как самодеятельный коллектив, обязывает лидера быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым самостоятельно решать любые ситуации. Лидер является примером для подражания, побуждая студентов следовать за ним, чтобы найти близкий и доступный образец для подражания. Профессионально необходимыми качествами лидера являются самоконтроль и самоконтроль. Профессионал всегда, даже в самых неожиданных обстоятельствах (а их много), обязан сохранять лидирующие позиции в образовательном процессе. Участники не должны чувствовать и видеть любые срывы, растерянность и беспомощность лидера. А.С. Макаренко отметил, что учитель без тормозов - это испорченная, неуправляемая машина. Вы должны постоянно помнить об этом, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обиды на участников, не нервничать по пустякам.         

Психическая чувствительность в характере лидера является своеобразным барометром, позволяющим ему чувствовать состояние участников, их настроение, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается больше всего вовремя. Естественное состояние лидера - профессиональная забота о настоящем и будущем его питомцев. 

На составляющие педагогического мастерства лидера любительской группы влияют особенности художественно-педагогической работы руководителей с членами любительских групп. Давайте сосредоточимся на особенностях, присущих любой форме организации досуга, которые как бы обрисовывают в общих чертах круг требований, с которыми менеджеры должны считаться. 

Первая особенность. Художественно-педагогическая деятельность любителей осуществляется добровольно. Добровольность, общая черта для всех форм учебно-досуговой практики учреждений культуры, в отношении деятельности групп любителей искусства и народного творчества имеет свою специфику. Например, если участник не хочет выступать на концерте (гипотетически, представьте себе такой случай), то при всем своем добровольном участии в деятельности коллектива он не имеет морального права подвести других участников, так как он связан с ними отношениями ответственной зависимости. Кроме того, допуск солиста или другого участника генеральной репетиции рассматривается в коллективе как чрезвычайная ситуация и нарушение одной из важнейших заповедей его жизни. Следовательно, легко понять, что признак добровольного участия в образовательной и художественной работе проявляется качественно иначе, чем в других формах досуга. Ведь дело не только в том, что деятельность участников является добровольным, но и коллективным, социально значимым в буквальном смысле. Ведь отмена, например, концерта подрывает доверие посетителей к авторитету учреждения культуры.        

Таким образом, преподавательская и воспитательная работа, выполнение действий, оставаясь в конечном счете добровольным делом, обязательно вовлекают участников в определенные обязательства.

Досуговая форма занятий накладывает свой отпечаток на всю природу обучения и воспитания участников в команде, что отличает их от занятий, например, в школе, профессионально-техническом училище, в среднем или высшем учебном заведении. Действительно, в последнем студенты, например, выполняют контрольные задания, сдают тесты и экзамены, получая за это оценки. Плохое выполнение заданий и упражнений грозит им не только плохой оценкой, но и лишением стипендии, отчислением из учебного заведения. Руководитель художественной группы не ставит участникам оценки за выполнение упражнений и заданий, но это, конечно, не означает, что их успешный результат никак не стимулируется. Оценка проводится по-разному: одобрение, поощрение.   

Вторая особенность. Педагогическая и художественная деятельность осуществляется не в рабочее или учебное время, а в свободное от учебы время. 

Третья особенность. Образовательная и художественная деятельность коллектива бесплатна. 

Четвертая особенность. Как уже отмечалось, обучение и воспитание в команде прямо или косвенно связано с работой над произведением искусства и его исполнением. Можно выделить моменты, когда обучение и воспитание участников непосредственно происходит в процессе усвоения художественного материала и когда они относительно изолированы в самостоятельные формы воспитательной работы - обучение танцам. Но даже в этом случае образование и воспитание в конечном итоге кажутся закрытыми на работе над работой.   

Исходя из вышеизложенного, руководитель должен в процессе подготовки к занятиям продумать и выделить компоненты обучения и воспитания как условия для выполнения художественных заданий, определяя, какие из них будут включены на ходу, а какие - в Форма специально организованных занятий.

Пятая особенность заключается в том, что образование и воспитание окрашены эстетическими и моральными эмоциями и опытом, связанным с работой над произведениями. На первый взгляд может показаться, что смена работы или учебы на досуг, когда человек активно отдыхает, имеет тот же характер эмоций и чувств. Но это на первый взгляд. Специфика эмоций и чувств человека, занятого в любительской команде, становится понятной, если учесть, что в обучении и воспитании члены команды практически овладевают средствами художественно-эстетического воплощения образов произведения. Могут ли такие эстетические переживания быть сопоставимы с переживаниями человека, который не вовлечен в художественно-педагогический процесс? На самом деле, в коллективе отдых осуществляется, требуя напряжения эмоциональных, интеллектуальных, волевых, моральных, эстетических, физических усилий.     

Шестая особенность. Воспитание и воспитание коллектива связано с его художественной и исполнительской деятельностью. Поэтому независимо от того, какое место занимает воспитательная работа, она всегда ориентирована на выполнение произведения, художественная полезность которого является «лакмусовой бумажкой» эффективности не только художественной, но и педагогической деятельности.  

Седьмая особенность. Воспитание и воспитание средствами художественной и объективной деятельности предполагает удовлетворение и развитие нравственных, познавательных, эстетических и художественных потребностей участников определенного вида искусства и народного творчества. На этой основе коллективы формируют свои социально значимые потребности, интересы, ориентации, мотивы и установки. Таким образом, обучение и воспитание в команде являются средством формирования и развития ценностных ориентаций участников в области культуры и искусства.   

Следовательно, педагогическая деятельность является важным источником формирования познавательных, художественных и эстетических установок у любителей, способствуя воспитанию более квалифицированных читателей, зрителей и слушателей концертов и спектаклей, активных посетителей вечеров отдыха.

Педагогическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения ранее сформированных знаний, навыков и умений и элементов творческой деятельности, в ходе которых участники художественной самодеятельности учатся открывать новые грани и нюансы в искусстве. Приобретенный опыт творческой деятельности закрепляется в сознании участников и в новых ситуациях воспроизводится как новое средство решения нового, обычно более сложного класса образовательных и творческих задач. Поэтому творчество - это создание чего-то нового, оригинального. В любительском коллективе это чаще всего так только для данного участника или группы участников, поскольку в художественной и педагогической практике это может быть известно. В то же время новое обязательно наделено социальной ценностью. Это может быть ценным с точки зрения учебно-воспитательных задач коллектива и значимым для общества, если созданное коллективом представится аудитории.     

С накоплением опыта, в том числе опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда богатство художественной и педагогической культуры общества будет обогащаться.

Следовательно, в коллективе художественные и педагогические технологии как бы включают три «такта». Первым шагом является воспроизведение художественного опыта, с помощью которого художник-педагог определяет успех предыдущей деятельности, а также уровень подготовки, воспитания, развития участников. Второй шаг - это решение новых, ранее неслыханных для участников задач и задач, которые несут в себе черты творчества. Соответственно, деятельность в области художественных технологий носит художественно-творческий характер, а в сфере обучения и воспитания - педагогический и творческий. Невозможно представить, что участники могли художественно и творчески воплощать и выполнять произведения, не научившись вначале творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий этап - воспроизведение участниками творческого опыта художественно-педагогической деятельности, приобретенного при решении новых задач. Этот пункт чрезвычайно важен, так как участников нужно научить осознавать опыт прошлой творческой деятельности, чтобы, опираясь на него, используя его как новые средства художественной и педагогической деятельности, они могли решать новые проблемы в будущем.      

Итак, произведение было изучено и исполнено в коллективе. В процессе подготовки участники получили опыт, позволяющий им исполнить пьесу, адресованную аудитории (слушателям), в новой сценической ситуации. Это кульминация творческой активности участников. Именно здесь раскрывается, как много они смогли научиться свободно и беспрепятственно владеть исполнительскими средствами и с их помощью по-новому создать идеологический и художественный образ, наделив его особенностями их собственного эстетически вдохновленного отношения. Казнь окончена. Участники берут с собой глубокие эстетические переживания, которые они приобрели в процессе выполнения работы, уносят чувство социальной ценности их деятельности.      

Таким образом, этот цикл включает в себя три этапа, нелинейно сгруппированных в единое целое с «цепочкой» чередующихся видов деятельности: репродуктивно-продуктивная - новая репродуктивно-педагогическая деятельность; репродуктивно-производственно- репродуктивная художественная деятельность и, наконец, продуктивная стадия деятельности, завершающая «цикл» движения коллектива. 

Таким образом, этот сложный состав художественно-педагогической деятельности разворачивается в соответствии с механизмом, который гласит: источником развития коллектива является педагогическая деятельность (с изменением репродуктивной деятельности по производительной, а от нее - новая учебно-воспитательная репродуктивная деятельность). ), которая служит условием для художественно-технологической деятельности (с переходом репродуктивной деятельности в производительную, а от нее - в новую художественно-технологическую репродуктивную деятельность), что, в свою очередь, является предпосылкой для продуктивной сценической (исполнительской) деятельности, которая имеет социальную и эстетическую ценность.

Таким образом, овладение педагогическим взаимодействием лидера и членов самодеятельного коллектива является неразрывным единством и взаимосвязью педагогического, организационного и художественно-творческого процессов, имеет педагогическую направленность, носит творческий характер и поэтому является сложным и сложный.

«Наша работа - это не только и, возможно, не столько профессия ... это судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы помогаем из-за долга. Чаще всего человеческий контакт с ними не прекращается. Мы не можем не общаться, помогать друг другу, жить друг без друга ». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и его отношение к своей обычной, но очень необходимой профессии.   

Разнообразие функциональных составляющих управленческой деятельности менеджера  

Рассматривается система педагогической деятельности в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов. Функциональные компоненты системы понимаются как основные связи между начальным состоянием элементов конструкции и конечным желаемым результатом. 

Обратимся к описанию функциональных компонентов, связей структурных и функциональных компонентов, воссоздающих целостность педагогической деятельности.

Основные функции руководителя творческого коллектива можно понять исходя из специфики его деятельности, разнообразия видов взаимоотношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности. Учитывая эти особенности, мы выделяем следующие основные функции - гносеологические, гуманистические, коммуникативные, информационные, нормативные, учебно-воспитательные. 

Признание многообразия функциональных компонентов педагогического мастерства подчеркивает многомерность содержания педагогической деятельности и многообразие форм ее реализации.

Гносеологическая функция обеспечивает целостность представлений о педагогической деятельности, о реальных способах ее познания и развития. Руководитель выступает в качестве педагогического методиста, исследователя, организатора, психолога с учетом разнообразия историко-педагогических, психолого-педагогических, этнопедагогических и других знаний. Гносеологическая функция проявляется в целенаправленном изучении, отборе и систематизации научных знаний о предметах и ​​объектах образовательного воспитательного процесса. Это особенно важно сейчас с активным расширением и обновлением научных и педагогических знаний, изменением парадигм преподавания и обучения членов команды.   

Гносеологическая функция направлена ​​не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание самого лидера, его индивидуальных психологических характеристик и уровня профессионализма.

Также важно, чтобы осознание руководителем цели своей деятельности и отношение к ней было связано не только с предметом и мотивацией деятельности, но и с методами ее осуществления.

Гуманистическая функция руководителя любительской команды подтверждает общечеловеческие ценности в образовательном процессе, создает условия для развития человеческих способностей и талантов, служит укреплению сотрудничества, равенства, справедливости, человечности в совместной деятельности.

Суть гуманитаризации как конкретного проявления гуманистической функции образования и воспитания заключается в формировании профессионального и нравственного отношения участников к реальности, то есть таких качеств, как служение правде, разум, независимость в суждении, ответственность и инициативность. настойчивость в достижении целей.

Реализация гуманистической функции объединяет противоположные, но тесно связанные процессы социализации и индивидуализации личности. Получение опыта социальных отношений в сфере досуга и общения происходит на индивидуальном уровне, когда нормы, правила общественной жизни становятся личностными качествами. Гуманистическая направленность деятельности лидера отражается на социальных, нравственных, профессиональных качествах личности участников. Целенаправленный процесс социализации учащихся - это процесс их индивидуального и личностного развития.   

Гуманистическая функция способствует развитию таких компонентов, как нравственная культура, гуманитарная культура, духовная культура личности. Эти виды педагогической культуры характеризуют готовность человека действовать в соответствии с моральными ценностями и нормами. В частности, нравственная культура личности лидера формируется из культуры нравственных чувств, нравственных отношений и нравственного поведения.  

Коммуникативная функция занимает особое место среди других функциональных компонентов благодаря тому, что педагогический процесс немыслим вне общения, вне установления разнообразных коммуникативных связей между учителями и учениками. Коммуникативная функция руководителя отвечает его основной потребности в общении с участниками, коллегами, школьными учителями, представителями производственной сферы, тем более что в педагогическом процессе в учреждениях культуры происходит постоянное взаимодействие, обмен информацией между заинтересованными участниками. 

В профессиональной и педагогической деятельности руководителя мотивы общения определяются целями воспитательной работы, уровнем интеллектуальной готовности и предрасположенностью к совместной работе с членами команды и коллегами. Но во всех случаях мотивы носят личный характер, определяется общей и профессиональной культурой лидера. 

Коммуникативная активность личности лидера обусловлена ​​его интеллектуальными, психологическими, возрастными и другими характеристиками. Данные экспериментальных исследований указывают на различия в общении между руководителями и членами команды в зависимости от направленности деятельности, педагогической квалификации, опыта работы. 

Коммуникативная функция реализуется более успешно, если субъекты общения имеют одинаковые точки зрения на выбор средств и способов общения, возникает интерес к их собеседнику. Реализация коммуникативной функции требует перехода от авторитарной позиции лидера и подчиненной позиции участника к личному, равноправному сотрудничеству и совместному творчеству. 

Речевая культура лидера имеет большое значение для общения, то есть знания речевых норм, умения правильно использовать языковые формы, что способствует усвоению передаваемой информации, способствует речевой грамотности учащихся, дисциплинирует их мышление. 

В ряде исследований последних лет по педагогике (Д.Ш. Турсунов, Ш.А. Магомедов и др.) Рассматривается проблема формирования культуры межэтнического общения, которая принципиально важна при организации образовательного процесса в многонациональной аудитории. был задан.

Таким образом, коммуникативная функция обуславливает необходимость развития культуры речи, культуры общения, культуры межнационального общения.

Функция обучения реализуется в деятельности лидера, направленной на овладение участником определенной системой знаний, навыков и социального опыта, на развитие его интеллекта и способностей.

Успешная реализация функции обучения обусловлена ​​рядом факторов: уровень профессиональной подготовки руководителя, включая специальную, дидактическую, технологическую и методическую подготовку; уровень готовности студентов к овладению знаниями, умениями, навыками; наличие соответствующей материально-технической базы для обучения; наличие необходимого и достаточного времени (условия обучения); индивидуальные психологические особенности учителей и учеников и др.    

Общая схема функции обучения создается следующим набором проблем: проблема «знания», проблема «умения», проблема «отставания», проблема «оценки». Этот список проблем включает в себя поиск ответов на более конкретные вопросы: «чему учить», «как учить», «кого и кого учить». Готовность найти ответы на эти вопросы лежит в основе педагогических навыков лидера.  

Функция воспитания отражает область воспитательной деятельности руководителя группы. Наряду с образовательной, исследовательской, социальной и педагогической деятельностью лидер призван вести целенаправленную воспитательную работу. Лидер любительской группы как педагог, ученый и педагог силой своего авторитета, эрудиции, профессионализма прямо и косвенно влияет на формирование личности участника.  

Основными направлениями воспитательной деятельности руководителя являются воспитание нравственной, экологической, эстетической, экономической, валеологической, физической культуры личности. Эти направления образовательной деятельности раскрывают сложную мозаику культурных ценностей, технологий, творчества, которые создают уникальный контекст для формирования личности. 

Нормативная функция поддерживает баланс в системе деятельности лидера, снижает влияние дестабилизирующих факторов в учебной среде. Любое регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм, которые устанавливаются его участниками. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия руководителя и участников, с коллегами и администрацией, на обеспечение их взаимодействия и достижение общих целей. Противоречия между участниками педагогического процесса носят объективный и субъективный характер , поэтому их разрешение должно быть направлено как на изменение объективных процессов, так и на регулирование личного поведения. Знание норм педагогической деятельности облегчает поиск необходимого решения, дает уверенность в правильности своих действий.     

В системе педагогической культуры нормы, отражающие опыт профессиональной группы и общества, служат улучшению морально-психологического климата в коллективе, укрепляют структуру его формальных, подчиненных и неформальных межличностных отношений. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают руководителю выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, установить цели, идеалы и профессиональные приоритеты в жизни и профессиональной деятельности. Нормативный компонент проявляется и в тех ситуациях, когда необходимо соблюдать определенную дистанцию ​​между лидером и членом команды. В этом случае педагогическая норма может принимать форму традиций и обычаев.   

Руководитель группы является субъектом различных правовых отношений, которые развиваются в процессе профессионального взаимодействия с участниками и коллегами, лидерами разных уровней и строятся на основе равенства, взаимных прав и взаимной ответственности. Итак, требовательность лидера основана не только на педагогической, но и на правовой основе, которая обязательна как для лидера, так и для участника. Правовая культура лидера является необходимым условием организации образовательного процесса, соблюдения гуманистических принципов, прав и свобод личности.  

Ценность и эффективность норм определяются их устойчивостью, согласованностью с другими нормами, четкостью и определенностью границ их действия в социально-педагогических условиях. Если в структуре правовой культуры лидера существует недооценка личностно-творческого компонента, то возможно чрезмерное регулирование деятельности (нормативная избыточность), что приводит к ограничению творческой и интеллектуальной деятельности, снижению роли педагогическая импровизация и ослабление педагогической интуиции, единообразие в использовании форм и методов, методов обучения и воспитания, отказ от инновационного поиска. В этом случае усиление стандартизации в работе учителя-руководителя свидетельствует о достаточно низком уровне педагогической культуры.  

Нормативная функция культуры является динамичной, она относится ко всем типам педагогической культуры, но наиболее полно она проявляется в правовой и управленческой культуре, культуре организации педагогической работы и культуре поведения.

Информационная функция выступает основой педагогической преемственности разных эпох и поколений. В то же время характер педагогической деятельности постепенно усложнялся от передачи простейших практических навыков и умений до передачи систематизированной абстрактной информации, собранной в форме знаний, теорий, принципов поведения и деятельности. Овладение систематизированной информацией и ее передача стали уделом определенной группы людей - ученых-педагогов, их интеллектуальной собственностью.  

Ценности педагогической культуры хранятся и накапливаются в виде рукописей, книг, технических устройств, норм народной педагогики. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научных знаний требовали от преподавателей специальных навыков в обработка информации, определенная информационная культура. Обобщенно-обобщенный способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуальное творческое использование системы знаний.  

Следует признать, что эффективность влияния менеджера будет тем выше, чем больше объем накопленной им информации и тем более эффективно он ее использует.

В деятельности педагогов-руководителей важное место занимают такие проявления творческой деятельности, как педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение, которые способствуют оригинальному продуктивному решению педагогических задач. Структура личности гармонично сочетает в себе научные и педагогические интересы и потребности; развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятельность создают условия для эффективной самореализации личности, психологических, интеллектуальных способностей личности. Лидеры интересуются различными способами улучшения педагогических навыков и профессиональной культуры. Часто они инициируют создание «школ», семинаров, конференций по актуальным вопросам деятельности. Они охотно делятся личным опытом преподавания и учатся на опыте других; их отличает постоянное стремление улучшить собственную педагогическую систему.      

Требования к навыкам и умениям руководителя творческой команды включают в себя: умение планировать работу команды; умение организовывать репетицию и выполнение работы; знание специальной терминологии; При работе с командой необходимо учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности участников.   

Чтобы успешно решать задачи, поставленные перед командой, менеджер должен быть квалифицированным специалистом.

Лидер должен обладать навыками исполнения и способностями на профессиональном уровне, потому что он должен показать пример исполнения пьесы, скажем, танца или песни. И чем совершеннее он обладает профессиональными качествами, тем лучше он сможет обучать участников. 

Лидер должен уметь заражать своей идеей, которая чрезвычайно важна для обучения и воспитания участников благодаря прямым эстетически чувствительным образам искусства. Он должен быть экспертом по истории и теории этого вида искусства, уметь передавать свои знания, следить за достижениями в области культуры и искусства и привлекать к ним внимание участников. 

Для лидера самодеятельного коллектива недостаточно быть художником; он должен быть учителем, иметь педагогические способности. Педагогически подготовленный руководитель организует процесс передачи знаний, навыков и умений участникам, а главное, создает условия для их самостоятельной активной учебно-воспитательной работы. Его компетенция проявляется не только в его профессии художника, но и в качестве учителя.  

В наше время любительским коллективам нужны не только учителя-художники, но и психологи. Знание психологии человека поможет менеджерам значительно повысить уровень учебно-воспитательной работы в коллективе. 

В структуре необходимых педагогических качеств большое значение придается навыкам общения.

Умение общаться проявляется у лидера в разных ситуациях. Имея опыт, он может сразу оценить сложившуюся ситуацию в команде и принять педагогически эффективное решение. Под едва заметными эмоциями он чувствует и понимает трудности человека, состояние неуверенности и растерянности или, наоборот, переоценку его возможностей. Для неопытного лидера участники мало чем отличаются друг от друга, он, прежде всего, замечает тех, кто способен, тех, у кого хороший голос, гибкий. И кто не способен работать.   

Лидер должен свободно владеть педагогическим тактом. Это означает уважение личности и индивидуальности каждого участника, чувствительность и внимательность к их психологическому состоянию, доверие к ним и веру в их художественные способности, способность устанавливать и поддерживать равные отношения и быть самостоятельными. Невозможно дать рекомендации о том, как действовать в данной ситуации, поскольку они чрезвычайно разнообразны. Но опытный учитель знает, как в соответствии с конкретной ситуацией правильно использовать методы воздействия с учетом психологии человека. С одним - вести разговор лицом к лицу, с другим - с миром, третьему - один взгляд, с четвертым - большой подробный разговор.     

Лидер призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива. Организационные способности выражаются в способности реализовать триединство деятельности команды, то есть жить в перспективе и учитывать развитие по спирали, поэтому уметь планировать свою работу таким образом, чтобы она включала психологические, педагогические и художественные и технологические составляющие. 

Руководитель должен уметь гармонично сочетать различные формы тренировок с чередованием интенсивных и легких нагрузок, концентрация - с расслаблением. Хорошо организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радости от встречи с искусством, друг с другом. 

Будущее любительских коллективов во многом зависит от компетентности, художественной и педагогической готовности и способностей лидера. Увеличение доли менеджеров со средним и высшим специальным образованием, улучшение их системы переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных команд, неуклонное улучшение качества информационно-методической помощи - это неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалификации. 

Педагогическое самообразование лидера предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий и творчества. Его содержание формируется психологическими, педагогическими и специальными знаниями, овладением основами научной организации педагогической работы, общей культурой, специально спроектированной в сферу педагогической деятельности любительского коллектива. 

Профессия руководителя группы имеет свою специфику: он работает с человеком, а это значит, что его личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии лидера как учителя личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.  

Ориентация на успех в профессиональной деятельности должна быть характерна для любого учителя и любого специалиста - руководителя творческой команды. В работе Л.М. Митина «Контролировать или подавлять» анализируются характеристики людей, которых называют «самодостаточными». Это люди без «комплекса неполноценности», которые достигли положения, уважения, чувства собственного достоинства, живут в гармонии со своей совестью. Их называют победителями. Оказалось, что эти очень разные люди имели общие жизненные установки.     

Первая настройка - высокая самооценка. Каждому человеку необходимо сохранить себя как личность. Если человек не видит в нем ничего ценного, как другие могут его ценить?  

Второе отношение - это позитивное отношение к жизни. Люди, которые могут видеть положительные стороны жизни, находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы видим только негативные вещи в жизни, что будет с нашей жизнью? Между тем, многие люди крайне критически относятся ко всему, что их окружает. Повышенная критичность часто рассматривается как недостаток личной самодостаточности.     

Третье отношение - вера в добро. Вера в добро - это мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свои силы. Потеряв веру в добро, мы поддаемся злу и становимся безоружными перед ним.   

Четвертое отношение - это способность видеть и чувствовать свою причастность к происходящему, даже если в той или иной ситуации мы оказываемся «не виноватыми». При таком подходе осознается ответственность за происходящее, появляется мудрость, ощущение того, что ты являешься частью социального организма, всей Природы, Вселенной. 

Пятое отношение - это способность меняться, учиться у жизни, способность рисковать, использовать новые формы бытия.

Профессиональные и личностные требования к специалистам учреждений культуры

Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры

В области хорового творчества (хоровые и музыкальные коллективы) необходимо знать:

  • проводящая техника;
  • основы первичной звукорежиссуры и техники дыхания;
  • методы и способы обустройства;
  • элементарная теория музыки, гармонии, музыкальной литературы;
  • методика детского музыкального образования; 

Вы должны быть в состоянии: 

  • работа с хором (ансамблем), применение навыков дирижирования;
  • читать хоровые партитуры;
  • применить навыки игры на пианино;
  • использовать приобретенные навыки пения и ансамбля;
  • аранжировать произведение для хоровой группы;
  • проводить уроки музыки.

В сфере этно-художественного творчества (фольклорные коллективы) необходимо знать:

  • теоретические основы драматургии и режиссуры;
  • теоретические основы этнографии, ритуальной символики и драматургии ритуального действия;
  • основы сценарной композиции;
  • теория, практика и методика обучения исполнительским навыкам, народной поэзии, народному музыкальному творчеству, фольклорному ансамблю;
  • музыкальная грамотность;
  • разновидности фольклорных инструментов; Вы должны быть в состоянии: 
  • разработать сценарий и провести постановку сценического спектакля;
  • проводить репетиционные работы;
  • создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;
  • проводить занятия по освоению исполнительских навыков, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, ритуального фольклора, фольклорного ансамбля;
  • использовать приобретенные навыки пения и навыки игры на народном музыкальном инструменте.

В области народного инструментального творчества необходимо знать:

  • народные инструменты и приемы игры на них;
  • основы ведения техники;
  • основы приборостроения и приборостроения;
  • элементарная теория музыки, гармонии, музыкальная литература, народная музыка;
  • методы обучения игре на народном инструменте; Вы должны быть в состоянии: 
  • проанализировать музыкальное произведение и исполнить его на инструменте;
  • работать с ансамблем народных инструментов, применяя навыки дирижирования;
  • читать партитуры и создавать инструменты и аранжировки для ансамбля;
  • сопровождать различные творческие коллективы и отдельных исполнителей;
  • проводить уроки игры на народном инструменте.

В области хореографического творчества (хореографических коллективов) необходимо знать:

  • теоретические основы и практика создания хореографического произведения;
  • принципы развития психофизического и двигательного аппарата;
  • теория, хореографические элементы и методика обучения классическим, народным, бальным, современным танцам;
  • основы исторического и бытового танца;
  • история костюма и основы музыкальных знаний; Вы должны быть в состоянии: 
  • разработать план постановки и выполнить хореографическое представление;
  • проводить репетиционную работу;
  • проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцу;
  • использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и педагогической деятельности.

В области декоративно-прикладного искусства необходимо знать:

  • теоретические основы художественной композиции;
  • теория, практика и методика обучения рисованию, живописи, работе с материалами;
  • особенности работы с натуральными материалами;
  • теоретические основы и виды дизайна;
  • теоретические основы этнографии; Вы должны быть в состоянии: 
  • разработать проект (макет, эскиз) художественной композиции и реализовать его в декоративно-прикладном изделии;
  • проводить занятия по рисунку, живописи, технологии работы с материалами;
  • использовать приобретенные навыки рисования и рисования в декоративно-прикладном искусстве.

В области подготовки театральных постановок необходимо знать:

  • основные положения теории и практики режиссуры и особенности постановки театральных постановок и эстрадных программ;
  • система обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского;
  • основы теории драмы и драмы, методы написания сценариев;
  • сценическая техника и сценография, принципы оформления театрализованного представления и эстрадная программа;
  • общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкальных театральных постановках;
  • теория, практика, методика преподавания актерского мастерства, словесное действие, пластика сцены;

Вы должны быть в состоянии:

  • разработать сценарий театрального представления и поставить его;
  • постановка эстрадных номеров и программ;
  • проводить репетиционную работу с командой и отдельными исполнителями.
  • правила охраны труда, безопасности и противопожарной защиты.

Вывод

Деятельность лидера - это деятельность специалиста широкого профиля, комплексного, комплексного, в том числе художественного, творческого, педагогического и организационного направлений. Это его специфика, определяющая, на что следует подчеркнуть, что этими направлениями являются не просто педагогическая, организационная, но художественно-педагогическая, художественно-организационная деятельность, которая наряду с художественной и творческой деятельностью предполагает высокий уровень художественной культуры. 

Сущность профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма, творческой уникальности, высокой духовности человека, который увлечен своей профессией, самосовершенствуется, стремится к творческому самосовершенствованию.