Проблемы занятости в мировой экономике

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Трудовые ресурсы современной цивилизации. Международная миграция населения
Характеристика населения и трудовых ресурсов мира. Качество рабочей силы
Демографическая проблема - глобальная проблема человечества
Международная миграция рабочей силы. Причины и последствия. Направления миграции

 

Введение:

Достижение высокого уровня занятости является одной из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, которая создает дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся трудовых ресурсов система работает, не выходя за границы своих производственных возможностей. Безработица также наносит значительный ущерб жизненным интересам людей, не позволяя им применять свои умения в том виде деятельности, в котором человек может наилучшим образом выразить себя, или лишая их такой возможности, из-за которой люди испытывают серьезный психологический стресс. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уровень безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Безработица это макроэкономическая проблема, которая оказывает самое прямое и сильное влияние на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни, часто даже для полной бедности, и вызывает серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований. 

Целью работы является раскрытие проблем занятости. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие занятости и ее виды, рассмотреть понятие занятости, оценить уровни занятости и безработицы, а также методы борьбы с безработицей. 

Занятость в мировой экономике: категорический ряд проблем

Для реализации эффективной государственной политики по обеспечению занятости в Российской Федерации необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признанных занятыми.

Закон Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» (далее Закон) определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и социальных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и, как правило, порождающую доход и трудовой доход: 

  • работать по трудовому договору, в том числе выполнять работу за вознаграждение на условиях полной или частичной занятости, а также иметь другую оплачиваемую работу (услугу), в том числе сезонную, временную работу, за исключением общественных работ;
  • зарегистрированы как индивидуальные предприниматели;
  • занятый в вспомогательных отраслях промышленности и продающий продукты по контрактам;
  • выполнение работ по гражданско-правовым договорам, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе заключенных с индивидуальными предпринимателями договоров, авторских договоров, а также членов производственных кооперативов (артелей);
  • избран, назначен или утвержден на оплачиваемую должность;
  • прохождение военной службы, альтернативной гражданской службы, а также службы в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах пенитенциарной системы;
  • очные курсы в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
  • временно отсутствует на рабочем месте из-за нетрудоспособности, отпуска, переподготовки, повышения квалификации, приостановки производства, вызванного забастовкой, призыва на военную подготовку, участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе, выполнением других общественных обязанностей или других действительных причины; 
  • являясь учредителями организаций, за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, не имеющих имущественных прав по отношению к этим организациям.

Занятость это постоянные отношения, которые характеризуют состояние определенности субъекта этих отношений и не могут быть прерваны в момент приема на работу, поступления в колледж и т. д.

Заслуживает внимания мнение о взаимосвязи между понятиями «занятость» и «деятельность», выраженное в литературе. В сфере общественного и индивидуального производства возможен один вид деятельности. Поэтому, определяя занятость как вид деятельности, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Тем не менее, занятость и работа не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, это не деятельность, а социальные отношения между людьми, в первую очередь экономические и правовые, в отношении включения работника в конкретное трудовое сотрудничество на конкретном рабочем месте. Пока работник продолжает оставаться в определенной подсистеме экономического комплекса, эти отношения не нарушаются. Статус занятого полностью не зависит от того, работает человек в данный момент или отдыхает. Следовательно, нет оснований интерпретировать понятие «занятость» как «деятельность». 

Мнение, высказанное в отношении невозможности использования понятия «деятельность» в качестве критерия занятости, не представляется полностью оправданным.

Действительно, вступая в трудовые отношения, занимаясь бизнесом, учась в учебном заведении и т. д., гражданин не постоянно осуществляет какую-либо деятельность в течение дня, недели, месяца. Следует иметь в виду, что перебои в его реализации для человека необходимы физиологически. Поэтому он, конечно, сохраняет статус лица, которое находится в соответствующих правовых отношениях с работником, предпринимателем, студентом и в тех случаях, когда гражданин не осуществляет законную деятельность. Таким образом, в некоторых случаях, не занимаясь какой-либо деятельностью, гражданин по-прежнему признается работающим, например, работником, находящимся в ежегодном оплачиваемом отпуске. 

Временное отсутствие на работе из-за нетрудоспособности, отпуска, профессионального роста, приостановления производства, вызванного забастовкой или другими причинами, не прерывает состояние занятости. В то же время любая из перечисленных законом сфер занятости в приоритетном порядке предполагает осуществление определенных видов деятельности и только благодаря этому имеет социальную значимость. Например, вступая в трудовые отношения, работник соглашается выполнять трудовые функции в соответствии с правилами внутреннего трудового графика; При поступлении в высшее учебное заведение студент обязуется изучать определенные научные дисциплины, и, регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность. Так или иначе, все эти отношения основаны исключительно на определенных общественно полезных видах деятельности, поэтому в отрыве от них они теряют все юридическое и экономическое значение. Существование правовых отношений, в рамках которых занятость осуществляется в той или иной форме, предопределяется исключительно деятельностью, для которой возникают правовые отношения. 

Занятость это не просто деятельность, а деятельность, связанная с удовлетворением личных и социальных потребностей.

При осуществлении определенных видов деятельности гражданин в первую очередь заинтересован в себе. Для нормального развития и существования гражданину необходимы материальные средства, за счет которых он покрывает расходы, возникающие в течение жизни, и удовлетворяет личные потребности. 

Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин намеревается реализовать себя, все эти параметры, формирующие личную потребность, учитываются им в той или иной степени. В любом случае, окончательный выбор вида работы всегда определяется гражданином. 

Однако законодательство устанавливает определенные формы, в которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет социальные потребности. Таким образом, осуществляя трудовую деятельность в рамках трудового договора, работник удовлетворяет общественную потребность в производстве товаров и предоставлении услуг. Это важно для государства, поскольку благосостояние общества напрямую зависит от объема произведенного валового национального продукта. Высокая эффективность работника в выполнении его трудовых обязанностей приводит к увеличению количества продукции, выпускаемой предприятием. В то же время, продавая производимую продукцию, компания получает прибыль, с которой налоги уплачиваются в государственный бюджет. Таким образом, предприятие косвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей. 

Студент, обучающийся в образовательном учреждении, удовлетворяет личную потребность в знаниях, но в то же время, получая специальное образование, он также удовлетворяет социальную потребность в квалифицированной рабочей силе.

Важно отметить, что нормы гражданского права предусматривают необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую ​​деятельность без регистрации, нарушают положения гражданского законодательства, и нет оснований считать их занятыми, то есть осуществление деятельности, запрещенной российским законодательством, не может рассматриваться как занятость. 

В законодательстве и практике деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в сфере занятости, разработаны различные классификации занятости в зависимости от того или иного аспекта этого социального явления.

Одной из наиболее распространенных классификаций занятости, основанных на полноте трудоспособного населения, является его разделение на полные и неполные. Это относится к полной или частичной занятости населения в целом, а не отдельных граждан. 

Словарь терминов, используемых в деятельности служб занятости, указывает, что полная занятость это государство на рынке труда, в котором потребность граждан в работе полностью удовлетворена. Полная занятость подразумевает баланс между спросом и предложением рабочей силы как в стране в целом, так и в отдельных регионах, что возможно в условиях рыночной экономики в качестве исключения. В политике занятости полная занятость является наиболее важной целью, когда реализуется право каждого гражданина на работу. 

Работа с неполной занятостью интерпретируется как работа с неполной занятостью, либо по требованию работника, либо по экономическим причинам, когда рабочее время сокращается с согласия работников или без их согласия. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без содержания по инициативе администрации. 

Такое разделение полной и неполной занятости вызывает определенные возражения. Выделение полной и неполной занятости в качестве элементов единой классификации должно происходить в определенной степени при полноте занятости. Если в первом случае (определение полной занятости) определяется занятость населения в целом, то при определении неполной занятости акцент делается на занятость конкретного гражданина. 

Полная занятость это занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебаниям в зависимости от социально-экономического положения в стране. В то же время естественный уровень безработицы понимается как объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы из-за структурных изменений спроса на рабочую силу, структурной безработицы, а также поиска работы или ожиданий работы, фрикционной безработицы. Например, в Соединенных Штатах занятость определяется как полная, только если уровень безработицы составляет 3% от общей численности населения трудоспособного возраста. В российском законодательстве это определение не имеет цифровых руководств, что негативно влияет на государственную политику в сфере занятости в целом. 

Частичная безработица является характерным и в определенной степени необходимым явлением для рыночной экономики. Причина неполной занятости объясняется тем, что работник из-за смены работы, места жительства и т. д. уходит на определенное время из прямого производства. Это означает, что в любой момент появляется часть рабочей силы, не используемая в производстве, что обусловлено действием объективных законов воспроизводства независимо от уровня ее организации и хода. 

Кроме того, наличие социально приемлемого уровня безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулируя развитие трудовых ресурсов.

Поэтому для эффективной реализации государственной политики в сфере занятости в законодательстве необходимо определить концепцию полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого уровня безработицы. Неполная занятость с учетом приведенного выше определения полной занятости может быть охарактеризована как занятость, при которой уровень естественной безработицы превышен. 

По отношению к конкретному гражданину полную занятость можно отличить, когда он работает полный рабочий день с получением соответствующего вознаграждения, неполной занятости, которая, в свою очередь, классифицируется как добровольная и принудительная или частичная безработица, а также безработица, также добровольная или принудительная полная безработица.

К сожалению, на сегодняшний день российское законодательство, регулирующее правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит регулирование вопросов, связанных с неполной занятостью населения, и предоставление соответствующей социальной помощи и государственной помощи для обеспечения полной занятости.

Однако число людей, которые по независящим от них причинам не могут работать полный рабочий день, огромно. Игнорирование регулирования государством этих вопросов кажется по меньшей мере неразумным. 

Проблемы с частичной занятостью неоднократно освещались Международной организацией труда и подлежат правовому регулированию практически во всех цивилизованных странах.

Более того, оценка частичной занятости в разных штатах происходит по-разному из-за двойной оценки этого социального явления.

С одной стороны, расширение занятости неполный рабочий день вызывает недовольство многих людей, поскольку, по их мнению, ведет к усилению конкуренции на рынке труда. Другие, напротив, поддерживают работу неполный рабочий день, что позволяет совмещать работу с семейными обязанностями и учебой, а также обеспечивать постепенный выход на пенсию работников, избегая резких изменений рабочего времени и образа жизни. 

Многие определения работы с неполной занятостью, принятые в разных странах, взяты из интерпретации, сформулированной Международной организацией труда, которая под неполной занятостью относится к регулярной занятости со значительно сокращенным рабочим временем. Неполный рабочий день значительно ниже установленного стандарта. В законодательстве некоторых стран оно меньше стандартного рабочего времени как минимум на 20% (хотя в большинстве случаев этот размер не определяется). 

Как показывает зарубежный опыт, отсутствие точного определения размера стандартной продолжительности рабочего времени для работы неполный рабочий день затрудняет выделение этой категории граждан в общей структуре работающего населения. При определении лиц, занятых неполный рабочий день, возникают трудности другого порядка. Например, человек, работающий неполный рабочий день, может работать на нескольких предприятиях как неполный рабочий день, хотя в целом он выполняет всю рабочую нагрузку. Этот момент необходимо учитывать при определении частичной занятости гражданина в рамках законодательства. 

Во многих странах содействие частичной занятости рассматривается правительством как эффективный способ борьбы с безработицей. В то же время частично занятые граждане в некоторых случаях имеют право на государственную помощь в обеспечении полной занятости, а также материальную поддержку в виде пособий по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем работникам, потерявшим работу, но работающие неполный рабочий день получают меньше пособий, чем работающие полный рабочий день. Преимущества с частичной занятостью устанавливаются в меньшей степени, чем с полной занятостью, если учитывать рабочую нагрузку. В ряде штатов (Бельгия, Новая Зеландия) работникам, работающим неполный рабочий день с определенным уровнем дохода, могут быть предоставлены те же льготы, что и работникам, работающим полный рабочий день. В Норвегии работники, занятые неполный рабочий день, имеют право на получение пособий, если их общий доход за три года равен годовому доходу работников, занятых полный рабочий день. 

Ориентируясь на мировой опыт урегулирования проблем занятости и международных актов, Россия как государство с социально ориентированной рыночной экономикой должна адекватно реагировать на отношения, возникающие на рынке труда. Отсутствие неполного правового регулирования правовых вопросов практически полностью исключает социальную защиту и государственную поддержку в обеспечении занятости этой категории граждан. 

Например, если гражданин занимался двумя работами с частичной занятостью, был уволен с основной работы, но продолжает работать во второй организации, он, как и прежде, входит в число занятых граждан. Ранее совместная работа стала основной, и он получил статус занятого гражданина на условиях неполной занятости. Более того, государство не учитывает такое изменение правового и фактического статуса гражданина. Естественно, что в такой ситуации гражданин значительно снижает заработок, который в этой ситуации может быть во много раз меньше прожиточного минимума. Возникает обоснованный вопрос об осуществлении государством конституционного права каждого на социальную защиту в случае возникновения подобной ситуации. 

В то же время, формально будучи признанным трудоустроенным, этот гражданин лишен права на получение пособия по безработице и, фактически, остался без средств к существованию и значительно ограничен в государственной помощи при выборе подходящей работы через систему органы службы занятости, поскольку он не может быть зарегистрирован как безработный.

Проблемы занятости в мировой экономике

Этот пример наглядно демонстрирует важность и огромную социальную значимость необходимости регулирования отношений для обеспечения занятости граждан с частичной занятостью. На законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признанных частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и, возможно, с некоторыми ограничениями, наделить их рядом полномочий, принадлежащих безработным для обеспечить права этой категории граждан на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость, а также социальную защиту от безработицы. 

Дальнейшее игнорирование регулирования законодателем вопросов, связанных с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой, приведет к негативным последствиям для рынка труда.

Безработица как хроническое явление рыночной экономики

Теория занятости прошла долгий путь в эволюционном развитии и характеризуется разнообразием концептуальных подходов, методов исследования и инструментов. Теоретические взгляды на эту проблему характеризуются многими направлениями и школами в структуре мировой экономической мысли. 

Классическая модель рынка труда это экономическая теория, которая утверждает, что полная занятость является нормой в рыночной экономике, а политика невмешательства государства лучшая экономическая политика. Классическая модель основана на принципе саморегулирования рынка труда. Представителями этой модели являются Д. Риккардо, Милл, Маршалл, Пигу. 

Классическая теория занятости приходит к выводу, что экономика стремится в полной мере использовать свои ресурсы и производит продукцию, соответствующую полной занятости; этот вывод основан на законе Сэя и предположении, что цена и зарплата эластичны: 

  • Закон Сэя гласит: производство товаров создает равный спрос на эти товары, поскольку изменение процентной ставки будет указывать на то, что доход, не потраченный потребителями (то есть доход, «потраченный» на сбережения), будет направлен инвесторам, которые их тратят. заемные средства на средства производства;
  • в случае избыточного предложения товаров или избыточного предложения рабочей силы (безработица) цены и заработная плата будут падать до тех пор, пока этот избыток не будет устранен и до тех пор, пока в экономике снова не будет преобладать полная занятость и максимальное производство;
  • Полагая, что капитализм автоматически поддерживает уровень производства, соответствующий полной занятости, классические экономисты не видели необходимости вмешательства государства в функционирование экономики.

Полная занятость подразумевает наличие безработицы. Концепция полной занятости не учитывает добровольную безработицу, то есть людей, которые не хотят работать. Общая численность рабочей силы учитывает занятых и безработных соискателей. 

Полная занятость соответствие общего объема трудовых ресурсов количеству рабочих мест за вычетом уровня естественной безработицы.

Неоклассическая школа представлена ​​работами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фельдштейна, Р. Холла и других. Он основан на положениях классической теории. Рынок труда рассматривается как внутренне неоднородная и динамичная система отношений, подчиняющаяся рыночным законам. Его регулятор рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) влияет на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимый баланс между ними. Цена рабочей силы быстро и гибко реагирует на рыночные условия, увеличивается или уменьшается в зависимости от ее реальных потребностей. Повышая или понижая заработную плату, спрос на рабочую силу и ее предложение регулируется. Если безработица возникает в результате превышения предложения рабочей силы над спросом, то это влияет на цены в направлении снижения и, следовательно, снижения заработной платы до установления равновесия на рынке труда. 

Представители монетаристской школы (М. Фридман, Кейген, Бруннер, Мольцер, Э. Фелпс и др.) Обосновывают позицию, согласно которой рыночная экономика представляет собой саморегулирующуюся систему, ценовой механизм, который сам определяет рациональный уровень занятости. При такой системе государственное вмешательство приводит к отказу механизма рыночного саморегулирования, и монетарное воздействие на совокупный спрос со стороны государства в конечном итоге приведет к инфляционной спирали. 

Монетаристы считают, что в любой момент времени существует определенный уровень безработицы, который обладает свойством быть совместимым с равновесием в структуре реальных ставок заработной платы. Этот уровень называется «естественным уровнем безработицы», который отражает фактические структурные характеристики рынков труда и товаров, включая несовершенство рынка, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и ​​наличии рабочей силы, расходы на мобильность и Больше. 

Отклонения занятости от ее «естественного уровня» могут быть только кратковременными. Если уровень занятости выше равновесного, то это приводит к ускорению инфляции, если меньше, то к ускорению дефляции. Политика стабилизации занятости должна быть направлена ​​на борьбу с отклонениями уровня безработицы от его естественной нормы, с колебаниями объемов производства и численности работников. Чтобы сбалансировать рынок труда, монетаристы предлагают в основном использовать рычаги монетарной политики. 

Институционально-социологическая школа, представленная такими экономистами, как Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Уллман, основана на позиции, согласно которой проблемы занятости могут быть решены посредством различных видов институциональных реформ. Они характеризуются отходом от сосредоточения внимания только на макроэкономическом анализе, и была предпринята попытка объяснить расхождения на рынке труда с характеристиками социальных, профессиональных, отраслевых, гендерных и возрастных, этнических и других различий в структуре рабочей силы. и их соответствующие уровни заработной платы. 

Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена труда довольно жестко фиксирована. Основные параметры занятости уровень занятости и безработицы, спрос на рабочую силу, уровень реальной заработной платы не устанавливаются на рынке труда, а определяются размером платежеспособного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и Сервисы. На рынке труда формируются только уровень заработной платы и объем предложения труда в зависимости от него. Однако предложение рабочей силы не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень для данной заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, инвестициями и производством. Наличие вынужденной безработицы связано с отсутствием совокупного платежеспособного спроса, который могут устранить меры по расширению фискального и денежно-кредитного регулирования. Государство, действуя по совокупному спросу в направлении его увеличения, способствует увеличению спроса на рабочую силу, что приводит к росту занятости и снижению безработицы. 

В кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как увеличение общего спроса распределяется между различными секторами, т. е. структура совокупного спроса. Эффективным средством обеспечения достаточного уровня занятости населения является расширение инвестиционной активности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основана на вмешательстве правительства в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации основан на моделях и психологических явлениях (склонность к потреблению, склонность к сбережению, стимул инвестировать), а также на мультипликативной взаимосвязи между Основные экономические показатели. 

Ценность работы Дж. М. Кейнса «Общий торий занятости, процент денег» для развития экономической мысли неоценима. Его основная идея заключается в том, что система рыночных экономических отношений ни в коем случае не является совершенной и саморегулируемой, и что только активное вмешательство государства в экономику может обеспечить максимально возможную занятость и экономический рост. Фактически, эта идея спровоцировала так называемую «кейнсианскую революцию», которая положила конец неразделенному правилу доктрины «laires faire, laises passer» («дай возможность сделать, дай возможность уйти») это огненное обращение экономистов восемнадцатого века к государству. Это была настоящая революция в экономической мысли: произошла внезапная и невероятно быстрая трансформация всей теоретической сферы, включая метафизическое «видение» экономического процесса, с которого начинались все предыдущие теории. Кейнс пробудил убеждение, что правительства могут устранить депрессию и безработицу, регулируя государственные расходы и налоги. 

Важность тория Кейнса как исходной основы для развития теории макроэкономической динамики определяется многими существенными моментами:

  • метод макроэкономических исследований;
  • он выдвигает на первый план проблемы реализации, или «эффективного спроса», который заложил основу для развития теории динамического цикла;
  • его теории национального дохода в целом и мультипликатора органично вошли в посткейнсианские теории экономического роста;
  • Он объединил экономический торий и экономическую политику в единое целое, которое призвано помочь поддерживать жизнедеятельность капиталистической системы государства.

Теория Кейнса несла отпечаток депрессивной экономики 1930-х годов, и это повлияло не только на его абсолютизацию проблемы реализации , его негативное отношение к сбережениям, но и на недооценку форм государственного вмешательства. 

С середины 70-х гг. начался серьезный кризис кейнсианства. Кризис кейнсианской концепции государственного регулирования вызван многочисленными факторами, среди которых, в первую очередь, технологические и социальные изменения, вызванные научно-технической революцией, а также всесторонняя интернационализация производства и капитала. Первый фактор привел к гигантскому расширению ассортимента продукции с его чрезвычайной изменчивостью, привело к беспрецедентной мобильности производства и финансовых пропорций, а также увеличил долю малых и малых предприятий. В этих условиях роль стимулов и рычагов стихийного рыночного регулирования объективно возрастала, а важность государственного регулирования относительно снижалась. Интернационализация экономики ведущих капиталистических стран действовала в том же направлении, снижая эффективность национальных средств воздействия на экономику. 

Нельзя не видеть, что в течение нескольких десятилетий Кейнс и его последователи предоставляли руководящим кругам Запада новую теорию макроанализа и соответствующую экономическую формулировку, которая внесла значительный вклад в восстановление экономики 40-60-х годов. и общая долгосрочная стабилизация капитализма. 

Марксистская концепция занятости основана на законе накопления капитализма, который, вызывая развитие научно-технического прогресса, приводит к постепенному увеличению органического капитала. Этот рост вызывает снижение доли переменного капитала в общей массе капитала. В связи с тем, что спрос на рабочую силу определяется величиной переменного капитала, авансированного для покупки рабочей силы, уменьшение его доли определяет относительное снижение спроса на рабочую силу, а ее предложение увеличивается. Рост предложения также обусловлен как естественным ростом населения, так и гибелью мелких производителей, которые вынуждены искать работу. 

Более того, присутствие безработных является объективной потребностью и необходимостью капиталистического воспроизводства. Дело в том, что когда экономика находится в фазе бума или формируются новые направления экономической деятельности, наличие резерва рабочей силы обеспечивает ее необходимыми дополнительными трудовыми ресурсами. 

В целом на основе универсального закона капиталистического накопления делается вывод, что антагонистические противоречия между трудом и капиталом нарастают. Придавая большое значение изучению тенденций развития технического прогресса и общественного разделения труда, К. Маркс был прав в отношении роста органической структуры капитала в областях материального производства, что привело к беспрецедентному вытеснению рабочие из сельского хозяйства и промышленности. Однако он не мог предсказать возникновение и развитие трудоемких сфер экономической деятельности торговли и услуг, которые действовали как поглотители высвобождаемой рабочей силы, из-за чего органическая структура капитала в целом претерпела не столь радикальные изменения. изменение. Однако в настоящее время проблема занятости вновь обостряется из-за резкого роста органической структуры капитала под влиянием технического переоснащения этих трудоемких сфер общественного производства и предстоящей технологической революции. 

Причины безработицы

В целом, многие экономические школы предоставляют анализ причин безработицы. Одно из самых ранних объяснений было дано в работе английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18-го века) «Опыт по закону населения». Мальтус отметил, что безработица вызвана демографическими причинами, в результате чего темпы роста населения превышают темпы роста производства. 

К. Маркс довольно тщательно изучал безработицу в столице (вторая половина XIX в.). Он отметил, что с развитием техники масса и стоимость средств производства на одного работника растут. Это приводит к относительному отставанию спроса на рабочую силу от уровня накопления капитала, и это является причиной безработицы. Маркс также признал и другие причины, в частности, циклическое развитие рыночной экономики, что делает ее постоянным спутником развития рыночной экономики. 

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы заключается в том, что он представил логическую модель механизма, который вращает экономическую нестабильность и ее неотъемлемую составляющую безработицы. Кейнс отметил, что по мере роста национальной экономики в развитой рыночной экономике большая часть населения не потребляет все свои доходы, а определенная часть превращается в сбережения.

Для того чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого платежеспособного спроса, потребителей и инвестиций. Падение потребительского спроса снижает интерес к инвестированию, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. С уменьшением стимулов для инвестиций производство не растет и может даже быть сокращено, что приводит к безработице. 

Поведение покупателя на рынке труда определяется в этих условиях путем соотнесения затрат на покупку труда и дохода, который он получит от его использования в течение определенного периода времени, с расходами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу, и результат, который принесет ему этот автомобиль. Если такое сравнение в пользу машины, то предприниматель откажется покупать рабочую силу и отдаст предпочтение машине. Трудовые ресурсы будут непроданными, а он сам будет в роли безработного. Научно-технический прогресс и расширение технической структуры производства является одной из причин роста безработицы в современных условиях. 

В этом случае продавец (наемный работник) отказывается продавать свой труд ни за что и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может остаться без работы и относиться к категории безработных. 

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в производственный процесс из-за недостатка рабочей силы или наличия рабочей силы такого низкого качества, что покупатель не хочет ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т. д. эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу, и надежда найти их попадает в категорию застойных безработных. 

Таким образом, основной причиной безработицы является дисбаланс на рынке труда. Этот дисбаланс особенно усиливается в периоды экономического спада, войны, стихийных бедствий и т. д. 

Несмотря на внутреннюю связь безработицы с системой управления рынком, государство все больше внедряет и совершенствует методы.

Пигу и его последователи считали сокращение заработной платы основным методом борьбы с безработицей.

Кейсианские методы борьбы с безработицей заключались в увеличении бюджетных расходов на организацию общественных работ. В стратегическом аспекте они сводились к осуществлению мер, которые могли бы оживить спрос. 

Сторонники монетаристской теории считали снижение инфляции из-за резкого сокращения государственных расходов и социальных выплат основным методом решения всех проблем.

Наблюдая за отношением безработицы к инфляции, британский экономист А. У. Филлипс обнаружил, что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен существует обратная пропорция. На графике взаимосвязь между безработицей и инфляцией изображена в виде кривой Philips. 

Кривая Philips отражает тот факт, что стремление сократить безработицу за счет расширения спроса и увеличения числа рабочих мест ведет к ускорению инфляции. В то же время увеличение доли безработных ведет к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции. Однако следует отметить, что попытки государственного регулирования экономики, основанные на кривой Филипса, как показывает опыт второй половины 20-го века, не всегда приводят к успеху. Часто оказывается, что рост безработицы сопровождается снижением цен только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе последствия могут быть разными. 

Проблемы занятости в мировой экономике

Высокие темпы роста населения в развивающихся странах при сохранении «омоложенной» возрастной структуры (около 34% людей в возрасте до 15 лет) приводят к увеличению масштабов трудовых ресурсов. Это приводит к необходимости создания новых рабочих мест для устранения частичной или полной безработицы (к 2000 году должно быть создано почти 1 миллиард рабочих мест). По мнению экспертов Международной организации труда (МОТ), для удовлетворения потребностей в занятости и ликвидации безработицы до 2025 года ежегодно на планете необходимо 50 миллионов дополнительных рабочих мест, в том числе 40 миллионов в развивающихся странах. 

Это практически невозможно сделать по многим причинам. Одна из них научно-техническая революция, которая при всех своих положительных результатах имеет отрицательные последствия, в том числе рост безработицы в результате вытеснения живого труда. Например, в Японии каждый робот грабит 3-4 человека. Во Франции до 2000 года внедрение микроэлектроники приведет к сокращению числа промышленных рабочих на 40%, работников на 1/3 (при уровне безработицы в 1994 году 9-10%). По данным МОТ, безработица больше всего затронула Испанию, Боливию и Пуэрто-Рико, где более 20% активного населения являются безработными. Различия между странами велики: от 3% в Японии до 23% в Испании. 

В соответствии с определением МОТ безработными являются люди, которые не имеют работы, активно ее ищут и готовы приступить к работе в течение определенного периода. Это определение включает в себя неполную, вынужденную безработицу и безработных во временных обстоятельствах. Безработица регистрируется с помощью обследований домашних хозяйств, регистрации безработных или учета пособий по безработице. В число занятых МОТ входят лица, работающие не менее 1 часа в неделю и зарегистрированные в отчетных документах. 

Рост безработицы произошел в результате увеличения предложения рабочей силы, которое было обусловлено увеличением трудоспособного населения и, прежде всего, пополнением рабочей силы женщинами.

Ситуация с занятостью резко ухудшилась в Западной Европе, где уровень безработицы превысил уровень США на 1/6, поскольку они не смогли обеспечить создание рабочих мест в надлежащих темпах. Но с тех пор, как Соединенные Штаты создали новые рабочие места с помощью низкооплачиваемых услуг в сфере услуг, что способствовало снижению производительности труда по сравнению с Западной Европой. 

Обострение проблем занятости, структурные изменения в экономике приводят к пересмотру уже существующих форм использования труда и трудовых отношений. Резко возросла роль нетрадиционных форм занятости, прежде всего частичной и временной, что позволяет регулировать уровень занятости на предприятиях с наименьшими затратами в зависимости от спроса. В США, Канаде и Японии доля работников, занятых неполный рабочий день, увеличилась до 20%, а в странах ЕС до 15%. 

Примерно в половине стран разница в заработной плате возросла в пользу высокооплачиваемых категорий. Повышение уровня образования сдерживалось в большинстве ведущих промышленно развитых стран, что сопровождалось увеличением оплаты труда более образованных. В ряде стран сократились пособия по безработице, уменьшена или отменена минимальная заработная плата. Характер занятости был одной из причин увеличения разрыва в оплате труда мужчин и женщин (в развитых странах заработная плата женщин составляет 66-90% от заработной платы мужчин). 

Переход к рыночным отношениям между странами Восточной Европы и странами СНГ происходит на фоне спада производства, структурной перестройки экономики и сопровождается ростом безработицы и, как следствие, ростом эмиграции. процессы. Уже в 1991 году уровень безработицы составлял от 3% (в Румынии) до 12% (в Болгарии, Польше) от экономически активного населения (средний показатель по странам ОЭСРО составляет 7% для организации экономического сотрудничества и развития). В ближайшее время уровень безработицы в Восточной Европе достигнет 15% и будет продолжать расти. 

Первые шаги на рынке в странах СНГ вызвали рост нестабильности рабочих мест, увеличение выпуска рабочей силы. В 1994 году в России было официально зарегистрировано 223,7 тысячи безработных (фактическое число намного выше), в 1995 году, согласно прогнозам Комитета по занятости, было от 7 до 10 миллионов реальных безработных. 

Аналогичная тенденция наблюдается в Украине и других странах СНГ. По данным Минтруда Украины, в 1994 году нами было зарегистрировано 228 тысяч безработных, что в 1,4 раза больше, чем в 1993 году. Скрытая безработица (неоплачиваемый отпуск, сокращение рабочей недели) в стране составила 7 миллионов человек. 

Заключение

Разработка основных направлений, способов и методов снижения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех форм и типов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб отдельным лицам, обществу и препятствуют стабилизации. 

Такой анализ позволяет нам отметить, что основной возможностью сокращения безработицы сегодня является активизация государственной политики занятости наряду с общим улучшением экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям и ориентироваться на долгосрочный период.

Не все виды безработицы рассматриваются экономистами как однозначно негативные явления. Согласно концепции монетаристов, фрикционная безработица помогает поддерживать гибкость рынка труда, структурная безработица является признаком развития рынка и может привести к увеличению трудового потенциала. Скрытая безработица может также выполнять позитивные функции: поддержание, по крайней мере, минимального уровня благосостояния людей, поддержание человеческих ресурсов в экономике и обуздание массовой явной безработицы во время экономического спада. Что касается этих типов безработицы, положение должно быть комплексным, в то время как циклическая безработица по-прежнему считается негативным макроэкономическим явлением. 

Таким образом, чтобы избежать атмосферы напряженности в мире, вызванной безработицей, государства должны различать типы существующей безработицы, ее причины и влияние на экономику в целом, как положительные, так и отрицательные, а также иметь эффективный регулирующий аппарат.