Проблемы занятости населения в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Научно-технический прогресс и производство 
Безработица, ее причины, формы и последствия
Теория производства: неоклассический подход
Государственный бюджет и проблема бюджетного дефицита 


Введение:

Нынешний переход к рыночным отношениям в России связан с большими трудностями, появлением многих социально-экономических проблем. Одной из них является проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми и их производственной деятельностью. 

Рынок представляет и требует совершенно другого уровня трудовых отношений на каждом предприятии. Однако, пока не будут созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и старые проблемы занятости, а безработица растет. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения наша реальность. 

Основная задача социальной политики, проводимой высшими органами власти России, заключается в максимальном поддержании уровня жизни населения и усилении мер социальной защиты граждан, оставшихся без работы. Для ее реализации разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика рынка труда на следующий год, а также намечены совместные действия структур государственного управления различной территориальной подчиненности. в решении конкретных проблем. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения, функции и направления деятельности которой я буду учитывать в своей курсовой работе. 

Проблемы занятости населения на современном этапе

В течение многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР основывалась не на человеческих интересах, а на потребностях, определяемых общей ориентацией экономики на преимущественно экстенсивный рост. Он был подчинен задачам преодоления нехватки персонала, поиска дополнительных источников труда для заполнения растущего числа рабочих мест. Это привело к почти полному истощению трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью в национальную экономику. В СССР долгое время существовало такое явление, как нерациональная чрезмерная занятость. В то же время на предприятиях и организациях раздулся управленческий и вспомогательный персонал, число вакансий в производственном секторе оценивалось в миллионы, и в то же время была безработица. 

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к серьезным изменениям в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой экономической жизни страны появилось много факторов, которые влияют на качественные характеристики рынка труда. 

Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения. Ситуация и обострение межэтнических отношений в регионах страны, все это привело к росту межреспубликанских движений населения. Это негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных центров безработицы. 

Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья это, в основном, высококвалифицированные кадры, специалисты, способные противостоять конкуренции на мировом рынке труда. Для России это будет иметь двоякие последствия, с одной стороны, предложение рабочей силы уменьшится, а с другой ее качество ухудшится. 

По этой причине наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового освобождения людей от производства является разрыв межхозяйственных связей и сокращение производства на крупных и сверхбольших предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождается уменьшением объемов производства, сокращением количества рабочих мест и рабочих. Перестройка системы управления и политической структуры общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппарате государственного управления и в армии. Определенный тип безработицы возникает среди высококвалифицированных лиц, которые профессионально не подходят для использования на более низких экономических уровнях производственной и непроизводственной сфер. 

Возрождение диверсифицированной экономики, обеспечение полной экономической независимости предприятий и, в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой серьезные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Их основным направлением является превращение работника из безубыточного ресурса командно-административной экономической системы в субъект экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не действует как беспомощный и несвободный, а имеет некоторый выбор способов своего существования. Наконец, общество признало право рабочего действовать независимо, не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на практике. В связи с этим такая экономическая концепция, как полная занятость, требует нового понимания. До недавнего времени оно было приравнено к универсальному, универсальному, общему. Его обеспечение понималось в первую очередь как задача заставить всех работать, а не удовлетворять спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нам нужна не просто занятость, а эффективная занятость. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый балансом спроса и предложения труда. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает их экономический статус в обществе. Теперь каждый человек добровольно выбирает форму занятий, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права заставлять человека работать административным путем. Полная занятость это цель, к которой нужно стремиться. Это достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое будет постоянно нарушаться из-за изменения потребностей общества, структуры производства. 

Интенсивность выпуска и перераспределения рабочей силы зависит от многих факторов, основными из которых являются изменения в формах собственности, ликвидация убыточных и неконкурентоспособных производственных предприятий и предстоящая реструктуризация. Поэтому эти процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна заключаться в постоянном поддержании баланса экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. 

Предпосылки создания службы занятости 

В экономической и экономической практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах всегда решались. Появление современной службы занятости происходило на основе четкой системы распределения трудовых ресурсов.

Его основными видами были: 

  • распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений;
  • организованный набор работников;
  • сельскохозяйственное переселение семей;
  • публичные обращения;
  • самостоятельный прием работником предприятия;
  • деятельность органов занятости населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения труда пережили свою полезность, другие преобразовали и передали свои функции службе занятости.

Система органов занятости населения начала формироваться во второй половине 60-х годов. Экономическая необходимость создания этого сервиса возникла по ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы укомплектования персоналом важнейших экономических объектов, как организационный набор, расселение и публичные обращения, были сосредоточены на территориальном перемещении трудовых ресурсов, а проблема укомплектования предприятия в конкретном городе жителями этого города осталась. без внимания Во-вторых, возросла потеря рабочего времени, связанная с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Все эти проблемы должны были решаться службой занятости. 

Сначала подразделения службы назывались «Бюро по трудоустройству населения», и в стране было всего несколько городов. Они занимались выявлением потребностей предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной прессе и давали указания предприятиям по трудоустройству граждан, обратившихся к ним. Эта услуга носила преимущественно информационный характер. Направление граждан на предприятия не всегда заканчивалось занятостью; предприятие не было обязано это делать. Сами предприятия предоставили службе неполную информацию о вакантных местах, преимущественно местах для работников с низкой квалификацией, с трудными и вредными условиями труда. Поэтому возникла необходимость трансформировать организованную службу занятости из информационной службы в орган по распределению трудовых ресурсов. В то же время права и обязанности службы занятости значительно расширились, и ее подразделения получили название «Государственное бюро занятости и информации населения». Однако служба не смогла организовать свою работу таким образом, чтобы как предприятия, так и работники были заинтересованы в ее услугах, поэтому обращение в службу не было фиктивным и необязательным. 

Следующим шагом на пути к преобразованию службы занятости было создание центров бюро  на базе существующего ГБТИН для трудоустройства, переподготовки и профессиональной ориентации граждан. Это было сделано в 1988 году. Центры были созданы как самостоятельные региональные организации, действующие под руководством местного Совета народных депутатов по контрактам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, создавали банки данных о потребностях и источниках труда, информировали население о вакансиях, выполняли работу по трудоустройству безработных, подбирали необходимый персонал для предприятий, профориентация и консультирование всех групп населения по вопросам подбора и смены профессии, организации переподготовки и повышения квалификации работников. При создании системы центров занятости, переподготовки и профессиональной ориентации населения функции и задачи ранее существовавшей службы занятости значительно расширились. Принципиальным отличием был также тот факт, что для замены относительно разбросанного ГБТИН должна была быть создана общенациональная система занятости, охватывающая уровни от профсоюзного, республиканского, регионального, регионального и заканчивая городом. Именно эта общенациональная система занятости была настоящим предшественником современной государственной службы занятости. 

Однако на современном этапе, чтобы преодолеть упрощенный подход к решению проблем занятости, проводить углубленный анализ тенденций на рынке труда, прогнозировать будущее, оценивать реальные масштабы безработицы и ее социально-политические последствия, новые необходимы структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

Основы законодательства СССР и республик о занятости населения, принятые в январе 1991 года, а затем в апреле 1991 года, в аналогичном документе Российской Федерации определены основные понятия в области занятости, механизмы ее обеспечения и меры. для социальной поддержки граждан.

Государственная служба занятости и ее функции 

Для реализации государственной политики в области занятости населения и предоставления гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров занятости, переподготовки и профессиональной ориентации населения создается государственная служба занятости.

В связи с этим концепция занятости требует нового определения. С одной стороны, добровольная безработица граждан признается законной. Оно, как и прежде, не может быть осуждено обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны, безработица человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, которое призвано предоставить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно, необходимо решить проблему организации регистрации безработного населения; необходимо выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынужденным из миллионов безработных. 

Законодательство предусматривает обязанность безработного гражданина декларировать это. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство определяет безработных, а сам безработный обращается за помощью к государству, а именно к Государственной службе занятости. Обслуживание. Человек зарегистрирован как ищущий работу. И с этого момента государство обязано предоставить ему подходящую работу в течение 10 календарных дней. Если по истечении этого срока нет предложений подходящей работы, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственные пособия. 

Государственная служба занятости это структура специальных государственных органов, призванная обеспечивать координацию, решать вопросы занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, помогать неработающим гражданам в трудоустройстве, организовывать их профессиональную подготовку и оказывать социальную поддержку населению. безработные. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. 

Функции службы занятости разнообразны:

  1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. регистрация вакантных рабочих мест и граждан, претендующих на работу; Для эффективной реализации этих задач необходимо всесторонне внедрить автоматизацию в процессы управления занятостью. Это освобождает персонал от рутинной работы по обработке информации, оставляет время для анализа различных вариантов решений. Основным инструментом автоматизации является компьютерная технология. Наиболее перспективным представляется также создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними на всех уровнях службы занятости. На городском и региональном уровнях системы рекомендуется создать персонализированные банки данных для граждан, обратившихся в службу занятости за помощью в поиске работы. 
  3. консультирование работников и работодателей, обращающихся в службу занятости, о возможностях трудоустройства и трудоустройства, о требованиях к профессиям и работникам;
  4. помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в выборе необходимых работников; Для граждан, потерявших работу и заработок, работа, которая соответствует их профессиональной подготовке с учетом возраста, стажа и опыта работы по предыдущей специальности, считается приемлемой транспортной доступностью нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право свободно выбирать свою работу, напрямую связываясь с предприятиями, а не обязательно через службу занятости. 
  5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, содействие в разработке и определении содержания курсов подготовки и переподготовки; В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения довольно низок, несмотря на довольно высокий уровень общего образования: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% высококвалифицированные, а 17% низкие. При значительном увольнении работников с предприятий будет необходимо организовать курсы ускоренного обучения и переподготовки в соответствии с краткосрочной программой. Основным принципом образования, в том числе через систему служб занятости, должно быть «непрерывное образование». На базе существующих образовательных учреждений необходимо создать межреспубликанское образовательное учреждение для переподготовки и повышения квалификации освобожденных работников и безработных. Служба занятости и соответствующие учебные органы, исходя из потребностей административно-территориальных единиц, анализа и прогноза занятости, определят тематическую направленность обучения, список учебных заведений, а также комплекс учебных программ и региональную занятость. Служба рассчитает потребность в учебных местах, заключит контракты и предоставит адекватное финансирование. Городские центры занятости, ориентируясь на вакантные места обучения, могут заключать соглашения с освобожденными работниками и направлять их на профессиональное обучение по выбранной ими профессии. 
  6. Предоставление услуг по профессиональной ориентации и трудоустройству избыточным работникам и другим категориям населения; В связи с этим необходимо разработать новую концепцию развития системы профессиональной ориентации, охватывающую все категории населения, определить состояние различных звеньев этой системы, перспективы развития сети профессиональной ориентации и Центры психологической поддержки. Услуги по профориентации должны предоставляться не только молодым студентам, но и работающим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развития сети профессиональных консультационных подразделений, включенных в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации требования к работникам службы занятости меняются. В настоящее время необходимы специалисты для оценки ситуации с занятостью, прогнозирования занятости, разработки программ и организации общественных работ; профориентация взрослого населения и организация профессиональной подготовки безработных, обучение финансовой занятости; инспекционная работа. 
  7. регистрация безработных и оказание им помощи в пределах их компетенции; Закон определяет статус безработного, который является вынужденно безработным, по отношению к которому государство не могло выполнять свои обязательства, то есть не обеспечивало работу. Однако не каждый безработный, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или государственную поддержку. Для этого необходимо выполнить два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и иметь возможность систематически работать в любой профессии. Если профессии нет, то он обязан получить предложение службы занятости о прохождении предварительной профессиональной подготовки. Во-вторых, необходима его готовность к работе, то есть желание и обязанность проникнуть в предложение подходящей работы. 
  8. оплата расходов на профессиональное обучение, переподготовка граждан, для трудоустройства которых требуется новая профессия, учреждение стипендии на весь период обучения;
  9. выдача гражданам пособий по безработице в порядке, установленном законом, и приостановление выплаты этих пособий;
  10. подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных работников, занятых в Российской Федерации, на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  11. разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовую поддержку и меры по социальной защите различных групп населения;

Проблемы занятости населения в России

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее существовавшей системы занятости населения.

Организационная структура службы занятости

Служба занятости населения на уровне народного хозяйства в целом включает в себя административные, научные и финансовые учреждения.

В России вопросы занятости решаются Департаментом трудовых ресурсов и занятости при Министерстве труда и занятости Российской Федерации. Реализует государственную политику в сфере занятости, социальной защиты граждан от безработицы и развития населения.

В этот отдел входят подотделы: 

  • рабочая сила и население,
  • рынок труда и занятость,
  • переподготовка избыточных работников,
  • перераспределение трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы,
  • занятость молодежи.

В состав отдела входит Всероссийский центр занятости, переподготовки и профориентации населения, который управляет областными, областными и городскими центрами занятости населения. Районный, городской центр занятости населения является основным звеном государственной службы занятости. Его деятельность финансируется из средств государственного фонда содействия занятости населения, предусмотренных для этой цели. 

В обязанности городского центра занятости входит:

  • анализ состояния и прогноз развития рынка труда, подготовка региональных программ занятости соответствующими государственными органами и реализация этих программ,
  • регистрация вакантных рабочих мест, вакансий и учебных мест по данным предприятий,
  • создание автоматизированных банков по спросу и предложению рабочей силы, возможностей для профессионального обучения и переподготовки,
  • обеспечение населения полной оперативной информацией о возможностях трудоустройства и переподготовки,
  • регистрация граждан, претендующих на работу и помощь в подборе подходящей работы.

Служба занятости населения должна координировать свою деятельность на различных уровнях, координировать ее с профсоюзами, органами государственного и хозяйственного управления. Для этой цели должны быть созданы координационные комитеты по содействию занятости, которые разрабатывают согласованные решения по реализации политики занятости. В эти комитеты входят представители профсоюзов, ассоциаций работодателей, служб занятости и государственных чиновников. Основным результатом деятельности этих комитетов должен стать поиск оптимальных путей решения конкретных проблем трудоустройства на соответствующей территории с учетом интересов работодателей и работников различных категорий. 

При органах государственной службы занятости любого уровня могут создаваться различные хозрасчетные организации, которые по ее поручению осуществляют функциональное и научно-методическое обеспечение службы. Это могут быть образовательные и информационные центры, центры консультирования и социальной реабилитации. СЗ в зависимости от своего уровня определяет состав и структуру этих организаций, исходя из направлений конкретной работы, специфики региона в использовании трудовых ресурсов. 

В рамках ГСЗ создается инспекция, которая следит за выполнением законодательства о правах граждан на труд и занятость государственными и общественными органами, предприятиями и организациями, независимо от формы собственности и управления, фермерами и другими работодателями. Инспекционные подразделения являются частью СЗ на всех уровнях от Министерства труда и занятости Российской Федерации до регионального центра занятости. 

Рынок труда в России: тенденции и перспективы

Рынок труда в России неотделим от макроэкономических показателей. Тенденции развития кадровой индустрии во многом продиктованы потребностями производства и определяются законом спроса и предложения. На рынке труда условия все чаще диктуются работниками (ищущими работу). 

Макроэкономическая ситуация. Стабилизация политической ситуации и перестройка экономики привели к устойчивому росту и развитию производства. Это привело к увеличению числа рабочих мест и увеличению спроса на рабочую силу (за последние 3 года количество специалистов, занятых в экономике, увеличилось на 3,3%). Кроме того, модернизация производства и переход на новые технологии привели к повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. В то же время система образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных работников не может быть полностью удовлетворен. Существует несоответствие между спросом и предложением. Но макроэкономические факторы будут стимулировать дальнейший рост производства и спроса работодателей на рабочую силу в условиях постоянной нехватки условий. 

Анализ рынка рекрутинга

Данные исследовательских компаний показывают, что количество вакансий значительно превышает количество специалистов, полностью отвечающих требованиям вакансии. Это заставляет работодателей быть более гибкими в определении требований к кандидатам, чтобы значительно увеличить дельту предлагаемой заработной платы (разрыв между нижним и верхним пределами предложения может достигать 100%). 

На основании исследования, проведенного специалистами информационно-аналитического отдела, можно утверждать, что численность наиболее востребованного персонала в 2006 году по-прежнему лидирует среди работников финансовой отрасли на них приходится 12% всех предложений по год. На втором месте востребованы специалисты в области информационных технологий и телекоммуникаций. «Третьим» является сектор оптовой и розничной торговли, в котором рекрутинговая деятельность в течение нескольких лет стимулировалась экспансией в регионы крупных и не очень крупных дистрибьюторов, а также федеральных розничных сетей. Также значительно вырос спрос на персонал со стороны производственных компаний , в первую очередь на технических специалистов: инженеров и технологов. 

Перспективы развития кадровой индустрии

Предстоящее открытие внутреннего рынка страны для иностранных компаний приведет к усилению конкуренции и потребует от российских предприятий и организаций значительного улучшения качества своей продукции и услуг. Следовательно, будет более острая потребность в квалифицированных кадрах. В то время как, по прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году сократится на 9,8 млн. И составит 58% от общего числа. численность населения. Это приведет к еще большей нехватке трудовых ресурсов. Эта ситуация будет продолжаться до 2030 года. 

Также можно ожидать увеличения движения персонала от компании к компании. Эта тенденция прослеживается уже сейчас: на рынке рекрутинга средний срок работы специалиста в компании за последние три года сократился с 2-3 лет до 1 года. Соответственно, программы стимулирования удержания сотрудников будут становиться все более важными. Наиболее значимым фактором мотивации является наличие «белой» зарплаты, это связано с развитием программ ипотеки и кредитования населения. Социальный пакет будет играть не менее важную роль. 

Решение проблем нехватки персонала, вызванной объективной макроэкономической ситуацией, будет идти по нескольким направлениям. Например, будет снижение требований к трудовому стажу. Борьба за выпускников ведущих вузов уже начинается. Но пока этот сегмент развивают только крупные западные корпорации и российские банки. 

Хорошее знание английского и других языков станет «желательным, но необязательным». Крупные международные компании уже собираются снизить это требование. Например, Procter & Gamble, Mars, Pepsi-Cola предлагают стартовые позиции торговых представителей кандидатам с базовыми знаниями английского языка. Однако это относится не ко всем сегментам рынка. 

Роль привлечения персонала из других регионов возрастет, хотя в России традиционно низкая мобильность трудоспособного населения. Государство уже разрабатывает программы по увеличению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер. Основным сдерживающим фактором является постоянный рост стоимости жилья (включая аренду), который «съедает» льготы по заработной плате в экономически развитых регионах. Соответственно, решение этой проблемы может послужить стимулом для привлечения регионального персонала. 

В определенных секторах экономики значительная часть иммигрантов останется (в основном из стран бывшего СССР). Государственные программы, направленные на решение этих вопросов, должны внести свой вклад в увеличение экономически активного населения страны. 

В то же время существует отдельный вопрос о международном отборе специалистов (прежде всего топ-менеджеров) из стран Восточной и Западной Европы. Это, в первую очередь, актуально для федеральных торговых сетей и компаний, планирующих IPO. Однако в целом рост потребности в таких кадрах среди российских компаний будет оставаться низким. 

Будущее рынка труда в России

В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в области информационных технологий и телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и т. д.), финансов и инвестиций (IPO, розничные банковские услуги), медицины (включая специалистов) в области биотехнологий и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).

Можно с уверенностью сказать о дальнейшем расширении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, чтобы привлечь и удержать квалифицированных сотрудников, компаниям придется тратить все больше и больше денег, разрабатывать эффективные программы стимулирования, более гибко подходить к требованиям к опыту кандидата и снимать возрастные ограничения. 

Прогноз развития ситуации на рынке труда 

В результате комплекса мер по обеспечению занятости лиц, ищущих работу, среднемесячное количество зарегистрированных безработных граждан к концу 2008 года стабилизировалось на уровне около 21-25 тысяч человек, а уровень зарегистрированной безработицы на 1,9-2,1%.

Взаимодействие этих факторов и тенденций приведет к последовательному, хотя и незначительному (на 4,6%) сокращению числа безработных граждан на общем рынке труда с 88 тысяч человек. в 2005 году до 80-83 тыс. человек, в 2008 году. Соответственно, общий уровень безработицы не превысит 7%. 

Среди первых проблемы, срочность которых за последние годы не уменьшилась. Это включает: 

  • сохранение, а в некоторых случаях и усиление несоответствий в профессионально-квалификационной и территориальной структуре спроса и предложения рабочей силы;
  • дальнейшее усложнение структуры безработных граждан, увеличение среди них доли лиц без профессионального опыта, с низкой трудовой мотивацией;
  • продолжающаяся нехватка квалифицированной рабочей силы на предприятиях и в организациях, которая усиливается под влиянием начавшейся модернизации производства;
  • неизменно высокий спрос безработных граждан на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, эффективное удовлетворение которых требует совершенствования профессиональной структуры и механизмов профессионального обучения, а также его финансирования;
  • сохранение на рынке труда дискриминации при приеме на работу молодых людей без опыта работы, женщин с маленькими детьми и людей с ограниченными возможностями.

С другой стороны, среди новых проблем наиболее значимыми являются:

  • увеличение среди ищущих работу и безработных граждан доли уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращение численности или штата работников;
  • увеличение доли проблемных категорий среди клиентов службы занятости, которые нуждаются в особых мерах поддержки и помощи в поиске работы (освобожденные из мест лишения свободы, молодые люди без профессионального образования, межтерриториальные мигранты и т. д.);
  • ужесточение требований работодателей к качеству рабочей силы;
  • прием на работу лиц, претендующих на альтернативную гражданскую службу.

Заключение

Важным принципом с точки зрения обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является поиск компромисса между экономическими и социальными результатами. На практике это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны быть предварительно оценены в соответствии с их влиянием на рынок труда и скорректированы при необходимости. 

При выборе способов формирования рынка труда следует исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в рыночной экономике, поскольку многие факторы, влияющие на наиболее важные параметры занятости, напрямую зависят от человека (численность населения, его возрастная и гендерная структура, расселение населения в городских и сельских районах и т. д.).

Одним из основных элементов формирования эффективной политики занятости является разработка и внедрение механизма, регулирующего динамическое соотношение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В связи с этим следует выделить два блока проблем: 

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению спроса предприятий и организаций на рабочую силу;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей для населения получать дополнительный доход (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т. д.), развитие системы социальных льгот, субсидий и льгот, снижающих потребность в труде определенных социально-демографических групп населения. население, особенно женщины, студенты и пенсионеры.