Проблемы занятости молодежи в России и методы их разрешения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок ценных бумаг, проблемы и перспективы развития в российской экономике 
Предпринимательский риск и способы его измерения
Поведение потребителя в рыночной экономике 
Естественная монополия


Введение:

В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. На данный момент интенсивное реформирование кадровой политики имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями современная молодежь, с одной стороны, имеет больше возможностей и способов интеграции в общество, но, с другой стороны, нынешняя ситуация в стране привела к возведению «барьеров» это значительно ограничивает усвоение и реализацию определенных социальных ролей молодым поколением. Таким образом, можно сказать, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.

Молодые люди, которые впервые приходят на рынок труда и не имеют профессии или достаточного профессионального уровня, как правило, считаются социально уязвимой группой населения во всех странах мира. В то же время, учитывая, что молодежь является важнейшим стратегическим и инновационным ресурсом страны, необходимо признать сферу ее занятости в качестве приоритетной части социально-экономической политики государства. Это означает, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и обладающих новейшими технологиями, является стратегически важной задачей, на решение которой влияют темпы экономического роста, его конкурентоспособность и будущее России. во многом зависит. 

Серьезной проблемой занятости молодежи является несоответствие между объемами и профилями подготовки специалистов и потребностями рынка труда, что создает предпосылки для роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, окончив образовательные учреждения, вынуждена получить статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий имеет высшее и среднее профессиональное образование. 

Безработица это макроэкономическая проблема, которая оказывает самое прямое и мощное влияние на всех. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни, часто вплоть до полной бедности, и вызывает серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований. Актуальность этой работы обусловлена ​​состоянием того самого «будущего России» сегодня, а также решением этой проблемы. , Иностранным социологам и экономистам удалось изучить эту проблему. Но в нашей стране эта тема не осталась незамеченной специалистами. Уже в двадцатые годы XX века эту тему рассматривали такие авторы, как: Н.М. Блинов, Зайцев, В.П. Шубин и другие. 

Среди наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодежи в современной России П.А. Чукреев. 

Проблемы занятости молодежи 

Безработная молодежь представляет собой один из четко определенных стабильных сегментов рынка труда, характеризующийся устойчивым увеличением предложения рабочей силы. Молодежный рынок труда формируют молодые люди, нуждающиеся в трудоустройстве. Это безработные выпускники вузов, средних технических и средних специальных, общеобразовательных учреждений. Рынок труда также пополняется демобилизованными призывниками. В последнее время приток молодежи за счет мигрантов был значительным для регионов Российской Федерации. Конечно, не все выпускники учебных заведений ищут работу и выходят на рынок труда. Некоторые из них планируют продолжить обучение, другие не могут найти работу по другим причинам2. Рынок труда молодежи имеет свою специфику. 

Во-первых, оно характеризуется нестабильностью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентации молодых людей, их социальной и профессиональной неопределенностью. Ситуация усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой растущие трудности самоопределения молодежи, в том числе в профессиональный смысл. 

Во-вторых, специфичным для молодежного рынка труда является низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодые люди подвергаются наибольшему риску потерять работу или найти работу. Возможности трудоустройства для новой рабочей силы, впервые поступающей на рынок труда, уменьшаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства для выпускников. 

В-третьих, занятость молодежи имеет как явные, так и скрытые аспекты. Группа молодых людей, которые нигде не работают и не учатся, продолжает расти; к концу 2010 года его численность в целом по России превысила миллион. 

В-четвертых, молодежный рынок труда сильно варьируется. Это связано с тем, что к нему обращаются выпускники учебных заведений, которые готовят специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда для многих из них приводит к тому, что большинство молодых людей, ищущих работу, включая недавних выпускников учебных заведений, находят работу по специальностям, далеким от базового образования; для многих переподготовка единственный способ устроиться на работу. Каждый год каждый четвертый выпускник становится потенциальным кандидатом на переподготовку, получая вторую профессию. Кроме того, одна пятая молодых людей уходит из-за неудовлетворенности своей профессией и характером своей работы уже в первый год работы после окончания учебы. 

В-пятых, на рынке труда молодежи сложилась чрезвычайно сложная ситуация с занятостью женщин: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно университетов, женщины составляют значительную долю, а работодатели отдают предпочтение найму мужчин.

Развивающийся рынок труда предполагает определение приоритетных профессий и специальностей в определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные проблемы для количественного и качественного сравнения профессий и специальностей, востребованных рынком труда, на которых специалисты готовятся в учебных заведениях. 

Наличие опыта работы и опыта работы, желательно по специальности, сегодня является одним из важнейших требований к кандидатам для заполнения вакансий, предлагаемых на рынке труда. Соответственно, выпускники университетов, не имеющие опыта работы и стажа в этом случае, часто неохотно нанимают. Следовательно, выпускникам не хватает не только опыта работы, но и возможности получить такой опыт. 

Члены группы видят решение этой проблемы в реализации такого механизма, как квоты на работу для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан, как инвалиды, сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот является добровольно обязательной. В настоящее время нет эффективного механизма для реализации этой практики. 

Альтернативой практике квот может быть система условий, при которых работодателям будет выгодно нанимать выпускников, в частности, система налоговых льгот, введенная на муниципальном уровне для работодателей, которые набирают выпускников университетов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты органов исполнительной власти. Прежде всего, необходимы конкретные финансовые расчеты для определения стратегии реализации идеи3. Еще одной возможностью для выпускников вузов получить необходимый опыт работы может быть практика временного найма на разовую работу. Такие как различные виды рекламных акций, маркетинговые исследования, опросы общественного мнения, работа в политике, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. 

Здесь было бы полезно ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временное трудоустройство выпускников в этом случае позволит им не только набраться опыта, но и заработать репутацию, что играет существенную роль на современном рынке труда. 

На федеральном уровне необходимо создать и внедрить программу создания рабочих мест специально для молодых специалистов выпускников вузов. Практическая реализация этой программы все еще несовершенна из-за нехватки бюджетных средств, но идея сейчас продвигается. 

Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности требуются в данный момент на рынке труда, и тем, какие специалисты по каким специальностям окончили университеты. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно трудно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным в конце университета из-за кардинально изменившегося рейтинга престижных специальностей. В этом случае наиболее важным представляется то, что у выпускников есть навыки, позволяющие быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны развиваться в процессе социализации личности, как в семье, так и в процессе обучения специальности. 

Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переподготовка специалистов в службе занятости и в университетах. Для этого работодатели могут использовать механизмы получения различных видов кредитов для обучения студентов, что позволяет выпускникам определять свое будущее место работы. 

Кроме того, можно создать механизм, по которому университеты будут заключать прямые договоры с предприятиями на подготовку специалистов по необходимым специальностям. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда, также улучшит ситуацию. Такая работа уже началась, и представитель муниципальной власти в группе был проинформирован об этом. 

Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, рядовых в российской армии. Проблема «университет-армия-рынок» состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в университете, во время военной службы, теряют свою квалификацию и, возможно, уже существующее место работы. После возвращения со службы эти граждане часто по разным причинам не могут возобновить свою квалификацию. В результате на рынке труда теряются квалифицированные специалисты, а граждане, проходившие службу в армии, имеют возможность получить достойную работу. Отчасти это связано с тем, что в этой ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и зарегистрироваться на бирже труда. В качестве возможных решений было предложено разработать на муниципальном уровне через Департамент занятости населения специальную программу по адаптации к рынку труда выпускников вузов, рядовых в российской армии. Общественные организации города могут принять участие в реализации этой программы. Одним из шагов в реализации такой программы могло бы стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам занятости в рядовых рядах российской армии4. Необходимо также защищать этих граждан на законодательном уровне. В частности, обеспечить, чтобы эта категория молодых людей получила статус безработного. Для этого общественным организациям необходимо перейти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами. 

Молодые люди часто не занимают активную позицию в поиске работы и поэтому не используют многие из существующих возможностей трудоустройства. Во многом это связано с нежеланием попадать в неудобные и сложные ситуации на рынке труда. 

Для решения этой проблемы предлагается, прежде всего, досрочное привлечение подростков на работу.

Другим важным моментом является необходимость того, чтобы выпускники университетов имели высокий уровень самоорганизации для того, чтобы они могли встречаться и преодолевать трудности, связанные с неудобством предлагаемой работы при поиске работы.

Кроме того, для российского общества крайне актуальна работа по включению в общественное сознание механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска. 

Существует необходимость в специальных курсах для родителей, чтобы облегчить включение этого механизма на уровне семьи.

В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. В то же время, как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенный вид предрассудков, неправильное толкование соискателями граждан своей позиции проигравшего и претендента играют определенную роль. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно. 

Предложения для переобразования занятости студентов

Занятость студентов не только на временной, но и на регулярной работе во время учебы в университете это реальность тех экономических и социальных условий, в которых сфера высшего образования и рынок труда нашей страны оказались к концу 20-х годов. века. Об этом свидетельствует количество работающих студентов и причины начала работы во время учебы в университете. 

Эти причины включают в себя масштабы и глубину перестройки в экономике, общей для всех групп населения, большее разнообразие экономических практик; снижение уровня материального благосостояния основной массы населения и особенно для студентов, резкое и значительное ухудшение экономического положения университетов, сокращение государственного распределения выпускников университетов по местам работы и возможностей для студенты приобретают опыт работы во время обязательной практики; отказ большинства вузов от ответственности за организацию досуга студентов. 

Сегодня работа для студента состоит в том, чтобы получить практический профессиональный опыт, новые знания, которые не были получены в университете, и ускорить процесс их профессионального развития и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями труда в различных организациях, которые помогают студентам формироваться в качестве рабочих, выбирать место постоянной работы после окончания учебного заведения и интересовать работодателя. Для значительной части студентов работа это возможность зарабатывать деньги самостоятельно. 

Есть основания полагать, что недавний экономический кризис 2010 года внес определенные коррективы в ситуацию с занятостью студентов, усугубив проблемы занятости, с одной стороны, и с другой, открыв новые возможности для сотрудничества с отечественными производителями, с перспективой быть востребованы специальности, которые когда-то потеряли спрос. Есть основания ожидать дальнейшего повышения актуальности выхода студента на рынок труда, увеличения числа работающих студентов. 

Актуальность проблемы и реальная возможность ее решения дает основания для ряда рекомендаций в области решения проблем трудоустройства студентов в России.

Необходима программа с более четкой координацией деятельности следующих субъектов, работающих в этом сегменте рынка труда:

  • отдельные вузы города и департамент высшего образования;
  • потенциальные работодатели студентов, их ассоциированные представители;
  • специализированные службы занятости администрации города и области;
  • организации, занимающиеся трудоустройством и адаптацией молодежи и студентов на рынке труда на коммерческой основе (кадровые агентства, учреждения дополнительного образования); общественные организации, выступающие в качестве работодателя и посредника на рынке труда, способствующие обучению и развитию студентов как будущих работников; Эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов к рынку труда с особым вниманием к «проблемным» университетам и специальностям. 

Его наиболее важными областями должны быть: Область управления занятостью студентов: Обучение студентов процессу трудоустройства, обширная информация о возможностях трудоустройства, профессиональном росте и развитии для студентов. Важным моментом является стимулирование активности самих студентов через их участие в развивающей деятельности (общественные организации, деловые игры и т. д.). 

Принятие мер по расширению потенциального объема спроса на студенческого работника (как стажера, так и полноценного работника) с разработкой системы стимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация за дорогостоящее дополнительное обучение работника, совместные проекты решать внутренние проблемы предприятий и т. д.).

Содействие в разработке приемлемых форм сотрудничества студента и работодателя с учетом интересов и прав обеих сторон. Область организации учебного процесса; Предоставление гибкости учебной программе и учебной программе. 

Сотрудничество по линии «университет-государство-работодатель» в адаптации учебного плана к требованиям университета (стажировка на предприятиях, производственный заказ на обучение работников, участие специалистов-практиков в разработке и внедрении учебных программ и т. д.).

Область контрольно-исследовательской деятельности. Продолжение изучения занятости студентов, анализа ее динамики и специфики в отношении вузов, академических специальностей, курсов, направлений бизнеса и видов работ. Изучение его влияния на трудовую деятельность выпускников.

Использование полученных данных для разработки рекомендаций по предметам трудоустройства студентов.

Одним из элементов комплексного подхода к решению проблем может стать создание специального агентства по трудоустройству студентов в сотрудничестве5. Таким образом, для обеспечения занятости молодежи в нашей стране были разработаны некоторые программы и меры по содействию занятости населения. разработан и внедрен государственными органами. Разработка такой системы управления рынком труда предполагает значительные затраты, как материальные, так и нематериальные. Требуется много усилий для сбора, группировки и анализа информации, на основе которой принимаются управленческие решения, определяются тенденции развития рынка труда, как в целом, так и в его отдельных компонентах. Для совершенствования этой системы необходим целый комплекс мер по разработке программ в области занятости населения, среднего и малого бизнеса в стране, поддержки промышленного и производственного секторов экономики. 

Молодежь на рынках труда и образовательных услуг

Молодые люди являются чрезвычайно важным ресурсом для производительных сил общества, поскольку они не только энергичны и эффективны, но и быстро обучаются. Это солидная часть потенциальной рабочей силы. По данным Росстата, по состоянию на декабрь в экономическую деятельность в Российской Федерации было вовлечено 69,6 миллиона человек, а 5,4 миллиона нет, хотя их возраст позволял им. Мы говорим, подчеркиваем, не только о тех, кто зарегистрировался в службах занятости, но и о всех, кто действительно хотел найти работу. Другими словами, эти цифры характеризуют уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ).

По сравнению с декабрем 2009 года число безработных значительно сократилось на 781 тыс. Человек, или на 12,7%. Если взять весь год в целом, то в среднем в 2010 году число безработных составило 5,6 млн. Человек, что на 11,4% меньше, чем в 2009 году . Неблагоприятная ситуация на молодежном рынке труда определяется, в частности, изменением Структура экономически активного населения6. Изменения в структуре возрастных групп очевидны по мере взросления молодых людей. За рассматриваемый период доля экономически активной молодежи в общей численности активного населения в возрастной группе до 20 лет составляет от 3,7 до 2,3%, в группе от 20 до 24 лет от 11,3 до 10,2%.

Доля молодежи 25-29 лет увеличилась с 11,7 до 13%. Она наиболее активно предлагает свой труд, что свидетельствует об адаптации этой группы к условиям рынка труда и достаточному уровню ее профессиональной подготовки. Снижение доли подростков и молодежи в возрасте до 24 лет в рабочей силе можно объяснить их вовлеченностью в образовательный процесс с целью приобретения профессии и, как следствие, увеличением шансов на получение достойной работы в будущем. 

Проблемы занятости молодежи в России и методы их разрешения

Наряду с этим, на период 2008-2010 гг. число молодых людей в экономически неактивном населении выросло с 11,9 млн. человек до 16,2 млн. человек (более 40% из них школьники и студенты учебных заведений). Как показывает практика, даже достаточная профессиональная подготовка не решает проблемы занятости молодежи. Как известно, выпускники профессиональных учебных заведений не всегда работают, особенно по специальности. Так, в общей численности безработных на конец 2005 года доля выпускников общеобразовательных учреждений составила 3,2%; высшие учебные заведения 1,4%; учреждения среднего профессионального образования 2,3%. С одной стороны, это является следствием ликвидации ранее жесткой системы распределения специалистов и их текущего свободного доступа на рынок труда. Доля выпускников, получающих назначение на работу, резко снизилась: 50% тех, кто окончил начальные профессиональные учебные заведения, получают его, около трети тех, кто окончил государственные средние (дневные) специальные учебные заведения, и не более 40% от высшие учебные заведения. В то же время почти каждый десятый безработный имеет высшее образование, каждый пятый имеет среднее специальное образование и почти каждый шестой имеет начальное профессиональное образование. 

Очевидно, просчеты в определении будущей потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям отражаются. И дело не только в недооценке роли подготовки качественных работников, что составляет make общей потребности. Структура выпускников низшего уровня профессионального образования изменилась: вместо токарей, мельников, прессовщиков, маляров, бетонщиков, каменщиков и слесари начали обучать парикмахеров, кондитеров, поваров, менеджеров и т. д. металлургию, машиностроение , приборостроение, радиотехника, сельское хозяйство, не говоря уже о культуре и искусстве. Число выпускников вузов выросло более чем вдвое, что даже превышает число выпускников средних школ. США и Китай объявили, что для них тоже универсальная «башня» является государственным приоритетом. Япония уже приняла закон об обязательном высшем образовании. Эта тенденция имеет много сторонников: образованный человек необходим в современном обществе. Однако сам диплом в общем высшем образовании теряет самостоятельную ценность: тот, у кого его нет, скоро будет. 

На рынке труда появился продукт, аналогичный мобильным телефонам в плане пикапа и роста продаж. Данный продукт является дипломом о высшем образовании. Люди стали приходить не за знаниями, а за дипломом. Обучение на рынке это тот же товар, услуга. А университетский диплом это всего лишь сертификат качества этого продукта. Таким образом, чем лучше и престижнее образование, тем больше шансов у выпускника попасть в поле зрения работодателя. В целом ни элитарность образования, ни престиж получаемой ими профессии не освобождают выпускников (во всяком случае, их основную часть) от необходимости прибегать к неформальным связям в сфере занятости: самостоятельный поиск работы не может конкурировать с их. Итак, основной эффективный способ найти работу это общение и знакомства. Он также часто используется опытными специалистами при приеме на работу. 

Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это касается как молодых работников, так и начинающих. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым» высококвалифицированным сотрудникам, которые способны принимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт. Проблема безработицы затрагивает всю часть экономически активного населения, но она особенно серьезна для молодежи. Последствия длительной безработицы для молодежи наносят ущерб их деятельности. 

Разрабатываются различные программы социальной адаптации для поддержки молодежи в суровых условиях рынка труда. Такие программы разрабатываются и утверждаются структурами, реализующими государственную политику в области содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и другие структурные организации). В идеале меры по профориентации с молодежью должны начинаться уже тогда, когда человек сталкивается с выбором профессии. 

Необходимость профориентационной работы зависит от текущей ситуации на рынке труда. Нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется увеличением скрытой безработицы, сокращением занятого населения и увеличением периода безработицы. Основные причины сложившейся ситуации связаны с уменьшением численности экономически активного населения, с несоответствием требований работодателей по квалификационным характеристикам, перенасыщением рынка труда безработными молодыми специалистами. 

Современное состояние российского рынка труда предъявляет высокие требования к соискателям на вакантные рабочие места. Для успешного поиска работы вам необходимо обладать такими качествами, как: личная мобильность, высокая квалификация, настойчивость и настойчивость, способность выдерживать конкуренцию, обладание необходимыми навыками. Такие условия, обусловленные социально-экономической ситуацией современной жизни, наиболее трудны для людей, которые впервые столкнулись с суровыми реалиями рынка труда. Молодые люди являются одной из наиболее уязвимых групп населения, и проблемы занятости молодежи не нужно откладывать. 

Отечественные реалии показывают, что увеличение предлагаемых вакансий не приводит к сокращению безработной молодежи. Нередко работодатели буквально разбегаются в поисках работников, но дело в том, что им не хватает высококвалифицированных специалистов с опытом работы. Отсутствие профессионального опыта, знание реалий рыночных отношений часто становятся определяющими критериями при подборе персонала, а наличие почетных дипломов и похвальная настойчивость не являются гарантией того, что молодой специалист получит работу. Можно выделить ряд объективных причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодых людей на рынке труда: низкая мотивация для поиска работы, недостаток опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенные требования к условиям труда и размер заработной платы. 

Такие причины побуждают работодателя отказываться от услуг молодых специалистов, а интеллектуальный потенциал остается невостребованным. Отказ работодателя и растущая безработица среди молодежи имеют негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная нестабильность, стресс, вызванный необходимостью признания и самореализации. Здесь может возникнуть вопрос: как молодой специалист может быть конкурентоспособным на рынке труда? Во-первых, он должен обладать рядом качеств, которые удовлетворяют просьбе работодателя: самоотверженность, наблюдательность и трудолюбие, ориентация на эффективность и качество работы, независимость и уверенность, желание быть информированным, энергия, способность убеждать и устанавливать связи, коммуникабельность способность быстро и легко осваивать новый материал. 

Это далеко не все требования, которые предъявляет работодатель, поэтому главная задача молодого специалиста стремиться развивать эти качества в себе.

Во-вторых, необходимо вести активный поиск работы, используя все источники информации.

Но, несмотря на проблемы, молодые люди являются наиболее трудоспособной частью экономически активного населения. Молодые люди характеризуются готовностью к рискованным экспериментам, высочайшим уровнем физического здоровья и значительным запасам энергии, эмоциональным насыщением своей жизни в сочетании с борьбой за экономическую независимость, процветание, социальное признание и самореализацию. Поэтому, при должном внимании со стороны руководства и доброжелательного наставничества старших коллег, неопытность молодых специалистов может уступить их профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными. 

Содействие профессиональному самоопределению молодежи

Профессиональное становление личности начинается еще в школе именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные планы не связаны с реальными проблемами, которые молодые люди должны будут решать в жизни. Они должны овладеть многими необходимыми знаниями самостоятельно. Стремясь всячески содействовать успешному профессиональному самоопределению молодежи, служба занятости активно использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных профессиональному развитию личности. Отправной точкой является использование формулировки концепции профессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученым Э. Климовым, который рассматривал самоопределение как важное проявление психического развития, становление себя полноценным Член сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального развития: этап выбора (12-17 лет) подготовка к осознанному выбору профессионального пути; этап профессиональной подготовки (15-23 года) овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности; этап профессионального развития (с 23 лет) вхождение в систему межличностных отношений и профессиональных сообществ и дальнейшее развитие субъекта деятельности. 

Согласно этой периодизации, процесс профессионального самоопределения наиболее успешен на этапе выбора. В период профессиональной подготовки профориентационная деятельность гораздо менее эффективна. Однако, несмотря на активные меры по профессиональной подготовке и профориентации, доля молодежи в общем количестве безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не дает молодежи возможности осознанно выбирать профессиональный путь. Чтобы улучшить ситуацию и сэкономить государственные средства, служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретного человека, но прежде всего формирование трудового потенциала страны .9 Сегодня многие вузы не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников, необходимо заранее подготовить студентов к возможным проблемам, которые они могут столкнуться на рынке труда (проинформировать их о реальной ситуации на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в сфере занятости). На последних курсах обучения учреждения, силы их структур для содействия занятости (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны Термин, например создание студенческих рабочих мест. 

В этом отношении очень полезен опыт многих регионов, где действуют системы профессиональной информации, консультирования и психологической поддержки. Их целью является повышение конкурентоспособности и содействие переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могут быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационные и учебные курсы, групповые занятия в бизнес-клубах с акцентом на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие культуры общения. навыки, обучение технологиям поиска работы) ... Могут быть использованы хорошо зарекомендовавшие себя программы социальной и психологической адаптации, разработанные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности. 

Очень важным направлением в снижении негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов является развитие систем профессионального отбора и ориентации на профессиональные ценности выпускников средних общеобразовательных школ. Именно в этот период молодой человек может ориентироваться на получение профессии, которая отвечала бы его человеческим качествам, способностям и возможностям, не вступая в конфликт с потребностями рынка труда. В то же время необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, которое потратило средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет работать в отрасли, необходимой для страны. Сегодня только небольшая часть выпускников университетов, которые учатся за счет бюджета, делают это. Низкая заработная плата работников государственного сектора делает работу в его организациях непривлекательной для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они часто находят работу в коммерческих структурах. Другими словами, государство оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели практически не участвуют в этом. 

Статистика показывает, что каждый год не менее 60 тысяч молодых людей обращаются в службу занятости Улан-Удэ, которые обращаются за помощью в поиске работы. Некоторые из них являются выпускниками школ, колледжей, техникумов и университетов, которые не смогли продолжить учебу или найти работу в год выпуска. В 2010 году их было более 3500 человек. Хотя молодые люди находят работу быстрее, чем люди старшего поколения, однако в процессе поиска работы им часто приходится переучиваться и менять профессию. Тесного сотрудничества между учебными заведениями и службами занятости помогает избежать этого, что позволяет ориентировать выпускников еще до окончания учебы. 

Меры по снижению безработицы

В соответствии с Рекомендацией МОТ № 195 «Развитие людских ресурсов: образование, профессиональная подготовка и обучение на протяжении всей жизни» государствам-членам МОТ поручено «разработать национальные рамки квалификаций, которые способствуют обучению на протяжении всей жизни для работников, помогают предприятиям и службам занятости удовлетворять спрос и предложения специалистов» требуемой квалификации, чтобы направлять граждан в выборе форм профессиональной подготовки и областей профессионального роста, а также содействовать признанию ранее полученного образования и ранее приобретенных навыков, компетенции и опыта».

Служба занятости играет центральную роль в решении этих вопросов. К сожалению, в настоящее время функции GSSN оказались довольно ограниченными даже по сравнению с периодом 90-х годов. Тем не менее он вправе выступать инициатором социально значимых проектов, связанных с использованием элементов стратегического планирования и прогнозирования мероприятий, направленных на гармонизацию спроса и предложения на рабочую силу в регионах (муниципалитетах). Речь идет об определении целевых показателей приема студентов по профессии и продолжительности обучения на основе прогнозирования спроса на услуги образовательных учреждений. Последние формируются местными отделами труда с учетом запросов работодателей. 

Значительную роль должны сыграть заключение различных видов договоров или соглашений (двух-, трехсторонних) между органами ССЗН, работодателями и образовательными учреждениями относительно подготовки и трудоустройства выпускников учебных заведений или об условиях повышения квалификации. переподготовка кадров на действующих предприятиях и в организациях.

Следует иметь в виду, что в последнее время традиционные модели взаимодействия предприятий и образовательных учреждений существенно изменились. В частности, происходит переход от разовых договоров к постоянному взаимодействию между предприятиями и образовательными учреждениями. 

С учетом процессов, происходящих в сфере занятости, необходимо ускорить подготовку на федеральном уровне нормативно-правовой базы по ряду актуальных вопросов. Речь идет о введении госзаказа на подготовку специалистов в вузах, о легализации договорной формы обеспечения специалистов, подготовленных в рамках целевых программ (с соответствующими обязательствами сторон в части обеспечения и объемов возмещение издержек производства). Представляется целесообразным поощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия, которые создают рабочие места для молодежи, к разработке и внедрению образовательных стандартов, учитывающих требования международных норм. 

На региональном уровне было бы оправданно применять квоты на работу для молодежи, планировать создание новых рабочих мест для выпускников учебных заведений, стимулировать самостоятельную занятость молодежи и развитие малого бизнеса.

Программы поддержки молодежи

Активная молодежная политика это забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Сегодняшняя молодежь это наше будущее, образ будущего страны. 

Правительство Российской Федерации распоряжением от 18 декабря 2006 г. N 1760-р утвердило Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Целью стратегии является развитие потенциала молодежи в интересах России. Среди ее приоритетов информирование молодых людей о возможностях, которые им предоставляет общество, привлечение их к социальной практике; развитие молодежной инновационной активности; помощь определенным группам граждан (инвалидам, сиротам, детям в трудных жизненных ситуациях и т. д.). Основными принципами реализации являются определение приоритетов, проектный подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский союз молодежи является одним из разработчиков Стратегии. Стратегия государственной молодежной политики (далее Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет ряд приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, в том числе задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. 

Государственная молодежная политика это система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, для социально-экономического и культурного развития. страны, обеспечивая ее конкурентоспособность и укрепление национальной безопасности.

Эта политика формируется и реализуется правительством и местными органами власти с участием молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и других юридических и физических лиц. Политика ориентирована, в первую очередь, на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе молодежь в трудных жизненных ситуациях, а также молодые семьи. 

В связи с быстрым старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом в России, их трудовая деятельность является источником средств для социального обеспечения детей, инвалиды и старшее поколение.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут адресованы всем молодым людям в России, откроют возможности для равного участия в них для всех молодых людей, независимо от пола, национальности, профессии, места проживания и социального статуса, обеспечат молодых люди с деятельностью, которая наиболее соответствует их интересам.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов для развития, приоритет следует отдавать таким областям, работа над которыми создаст условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможностей для молодежи. самостоятельно и эффективно решать возникающие проблемы. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом. 

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что подразумевает межведомственный характер взаимодействия с целью: систематического вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодежи о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также о культуре использования возможностей личного и социального развития, созданной в стране, которая позволит молодому человеку более полно реализовать свой потенциал, укрепить уверенность в себе. его способности и его будущее; Выявление, продвижение, поддержка деятельности молодежи и ее достижений в социально-экономической, социально-политической, творческой и спортивной сферах, которые дадут молодежи возможность проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России.

Привлечение молодых людей, испытывающих проблемы с интеграцией в общество, инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) учебных заведений для учащихся с нарушениями развития и специальных закрытых учебных заведений, жертв насилия, военные действия и стихийные бедствия, перемещенные лица и мигранты, освобожденные из тюрьмы лица, представители коренных и малочисленных народов, а также молодые люди и семьи, находящиеся в социально опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и молодые люди, зависимые от употребление психоактивных веществ. 

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодежи, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и одновременно компенсирует и минимизирует последствия ошибок, которые объективно характерны для молодежи.

Для реализации приоритетного направления, включая вовлечение молодых людей в общественную жизнь и информирование их о потенциальных возможностях развития в России, были предложены различные проекты, такие как Российская молодежная информационная сеть Новый взгляд, Волонтер России, Молодая семья. Основными целями проекта« Карьера »являются: самоопределение молодежи на рынке труда; разработка моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение проблемы самообеспечения молодежи.

Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные на: вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих команд, молодежных бирж труда и других форм трудоустройства молодежи; о внедрении форм и технологий профессионального и социально-правового воспитания и ориентации молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры для молодежи на рынке труда; о реализации эффективных программ по развитию социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда; о развитии взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов занятости молодежи; создать условия для максимально гибкого включения молодого человека в новые виды деятельности и обеспечить его законные права и интересы; поддерживать и популяризировать инициативы и начинания молодежи в социально-экономической сфере, технологиях и научно-промышленных разработках.

В контексте модернизации общества и растущих потребностей в человеческом капитале государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и трансформации страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодых людей выработки и последовательного внедрения подходов, направленных на непосредственное вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и национальных задач. Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только путем использования проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов на основе приоритетных направлений Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и общество. Все это в конечном итоге создаст стабильные условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам стоящих перед Россией задач, росту благосостояния граждан и улучшению общественных отношений.

В последние годы все больше внимания уделяется реализации молодежной политики, причем не только на федеральном, но и на местном и региональном уровнях. В сентябре 2006 года депутаты городского совета Улан-Удэ приняли решение о создании в городе молодежного консультативно-совещательного органа. И уже в начале 2006 года при непосредственной поддержке Департамента по делам молодежи начала действовать Молодежная палата первого созыва. В состав, в который вошли 26 представителей студенческой и рабочей молодежи города, а также 5 человек, имеют право на совещательный голос. Одна из основных целей, стоящих перед молодыми парламентариями, это привлечь молодежь к активному участию в общественной и политической жизни города, сформировать правовую и политическую культуру и поддержать творческую активность молодежи. В состав Молодежной палаты входят четыре комитета (городская экономика, социальная политика, развитие местного самоуправления, финансово-экономический). Текущее руководство и выполнение решений осуществляется Советом, в состав которого входят председатель, его заместитель, председатели комитетов, ответственный секретарь. 

Заключение

В своей работе я рассмотрел проблему положения современной российской молодежи в сфере труда и занятости и дал ряд мер, которые необходимо предпринять для улучшения сложившейся ситуации.

Таким образом, молодежь на рынке труда является довольно уязвимой категорией граждан, вопросы контроля и оказания помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из нынешней кризисной ситуации на молодежном рынке труда сталкиваются с препятствиями в социальной, экономической, правовой и политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно. 

На молодежный сектор рынка труда влияет ряд негативных тенденций: увеличение расхождений между спросом и предложением рабочей силы, как с точки зрения профессиональной квалификации, так и других качественных характеристик; увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц без профессии; падение престижа рабочих профессий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работников. В то же время экономика страдает, так как не получает рабочей силы определенных профессий и квалификаций, необходимых для ее успешного функционирования . Учитывая высокий уровень структурной безработицы, представляется необходимым расширить взаимодействие службы занятости с исполнительной властью и бизнес-сообществом. 

Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это касается как молодых работников, так и начинающих. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией, контроль и помощь которой является вопросом государственной политики. 

Россия должна быть выведена из существующего «баланса» между низкой заработной платой, скрытой безработицей и отсутствием продуктивной работы, и ее следует поощрять к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.

С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики: 

  • формирование динамичного рынка труда путем реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
  • регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактической реализации законов; сбалансированность законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
  • система социальной защиты работников (страхование по безработице и другие меры поддержки доходов; разработка активных программ развития рынка труда).

Сегодня необходимо расширить государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики.

Государство должно занять наиболее активную позицию в обеспечении занятости молодежи разработать комплекс мер по удержанию молодых работников, особенно в трудоемких секторах экономики. Основным инструментом этой политики являются региональные программы по созданию рабочих мест для молодежи. В то же время важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось главным образом с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным участием предпринимательских структур, а не административных мер.