Проблемы устойчивого развития экономики РФ

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное регулирование рынков товаров и услуг 
Спрос и предложение. Механизм установления рыночного равновесия 
 
 


Введение:

В конце 20-го века негативные тенденции роста экономической мощи, ее глобализация стали огромной разрушительной силой. Способность природы к самовосстановлению и поддержке развития человечества оказалась не безграничной. Борьба за ресурсы стала необычно обострена, произошло беспрецедентное расслоение мира с точки зрения доходов, и масштабы бедности населения значительно увеличились. В результате мир сталкивается с огромной проблемой - с необходимостью формирования новой модели развития цивилизации, которая могла бы противостоять надвигающемуся глобальному социально-политическому, экономическому и экологическому кризису.

Благоприятные условия для решения экономических и социальных проблем общества возникают в условиях сбалансированного развития экономики, оптимального баланса естественных рыночных процессов и государственной политики, максимально возможной реализации интересов всех хозяйствующих субъектов. Рост российской экономики в последние годы был нестабильным, в основном из-за благоприятной конъюнктуры мировых рынков сырья и, следовательно, не может быть гарантом устойчивого развития. Значительная сумма прибыли, повышение уровня рентабельности экономики, достигаемое за счет сбора налогов с экспортных отраслей, создает денежную массу, которая не вкладывается в социальные проекты, в развитие высоких технологий, в инновационное развитие России. , Количество финансовых потоков в этом секторе растет, что влияет на положительную динамику основных макроэкономических показателей. В России в основном предусмотрен количественный аспект экономического роста. Качественная определенность экономической динамики свидетельствует об отсутствии хорошо разработанной политики стимулирования роста, которая, в свою очередь, будет основываться на долгосрочной стратегии развития.

Проблемы устойчивого развития в России обострились на фоне мирового экономического кризиса. Наиболее эффективным сценарием достижения устойчивого развития в России в современных экономических условиях является инновационная трансформация общества. В связи с этим задачи обеспечения конкурентоспособности экономики страны, повышения эффективности национальной экономики и создания социальных, экологических и других условий, способствующих устойчивому развитию России, являются весьма актуальными.

Обеспечение устойчивости роста, изменение его качественных характеристик зависит от эффективных методов и мер государственного регулирования в рамках концепции постиндустриального развития, что предполагает превращение науки в основную движущую силу развития национальной экономики, возрастающая роль наукоемких отраслей и повышение качества человеческого капитала.

Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследования. Целью курсовой работы является обоснование теоретико-методологических основ, стратегических направлений и комплекса эффективных инструментов государственного стимулирования устойчивого роста российской экономики в условиях функционирования современной экономической системы.

Объектом исследования являются макроэкономические процессы регулирования экономического роста национальной экономики России.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе организации государственного регулирования национальной экономики, направленной на обеспечение устойчивости экономического роста.

В работе используются общенаучные методы сравнительного анализа, методы научной абстракции, индукции и дедукции, экономико-статистические методы сбора и обработки информации.

Теоретической и методологической основой исследования является статистическая информация о текущем состоянии российской и зарубежной экономики, в том числе официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, аналитические данные по экономической политике, результаты исследований Российские и зарубежные экономисты представлены в публикациях, в Интернете, обзорах российских и международных экономических организаций и других данных, доступных в открытой печати.

 

Факторы устойчивого роста экономической системы

 

 

О понятии и принципах устойчивого развития устойчивый развитие экономика

Категория «развитие» в отношении экономики представляет собой противоречивый процесс, который может иметь противоположные направления. Развитие экономики происходит неравномерно, включает периоды роста и спада. Возможно и выделение форм развития, включающих количественные и качественные изменения, положительные и отрицательные тенденции экономических процессов. Экономическое развитие может изучаться только в динамике, на среднесрочных и долгосрочных временных интервалах. Вероятно, в связи с трудностями измерения процесса экономического развития, в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя он является лишь одним из возможных направлений экономической динамики. Например, в ходе экономического цикла в равной мере возможны и периодически сменяют друг друга стадии спада, депрессии, оживления и роста. Несмотря на большой интерес ученых-экономистов и политиков к проблемам экономического развития, единства мнений по поводу классификации типов развития экономики, системы показателей уровня ее развития пока не сложило. Экономическую устойчивость можно понимать как наличие возможностей и их использование для нейтрализации воздействий и условий, ухудшающих параметры траектории развития.

Развитие человечества до XX века происходило без конфликта с природой, в XX веке начинают происходить столкновения с биосферой, что приводит к быстрым глобальным изменениям во всех средах и практическому прекращению восстановления возобновимых природных ресурсов — воздуха, воды, почв, растительного и животного мира. Еще в Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972) была отмечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В подобное понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба (1972, 1974 гг. и др.), в которых формулировались идеи перехода цивилизации к состоянию «глобального динамического равновесия», к «органическому» росту.

Сейчас в странах «золотого миллиарда», где проживает около 20% населения планеты и где сформировалось так называемое общество потребления, расходуется около 86% всех мировых ресурсов и производится 75% отходов от хозяйственной деятельности. В то же время в беднейших странах с населением 20%, относящихся к категории развивающихся, производится всего 1% мирового ВВП, господствует бедность и нищета, происходит деградация общества и окружающей среды; в большинстве стран, где проживает 60% населения Земли, потребляется 13% мирового ВВП. Все эти отрицательные эффекты усиливаются в результате глобализации. 

Важным критерием устойчивого развития является достижение стратегического баланса между деятельностью человека и поддержанием воспроизводящих возможностей биосферы, тогда деятельность человека не будет приводить к необратимым нарушениям в природе, для этого требуется кардинальные преобразования, в центре которых — экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового «устойчивого общества» как сферы разума.

В 1992 году Россия в числе 179 государств на Саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) подписала ряд программных документов, определяющих согласованную политику стран мира по обеспечению устойчивого развития. Конференция констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым двигались к своему благополучию в нынешнем понимании развитые страны. Было показано, что если развивающиеся страны выберут ту же модель своей эволюции, что и современные развитые страны, это приведет к катастрофическим последствиям. Поэтому в ходе конференции была провозглашена необходимость реализации мировым сообществом концепции устойчивого развития. Термин «устойчивое развитие» в трактовке данной конференции означает «…такую модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких же возможностей для будущих поколений». Устойчивость развития экономики, таким образом, заключается в том, что она в процессе своего развития не переходит в режимы, которые ведут к необратимым социально-экономическим последствиям. Устойчивое развитие как концепция, предполагает обеспечение баланса между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением жизненных потребностей в соответствии с нормами здорового образа жизни, а также сохранение возможности удовлетворения таких потребностей будущими поколениями. В таком контексте устойчивое развитие экономики следует понимать как развитие хозяйства в широком смысле этого слова, то есть совокупности всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного характера, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей при сохранении возможности воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая

Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако, при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический, природный или человеческий) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, возникают проблемы правильной их интерпретации. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимного природного капитала).

Социальная составляющая

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. 

Экологическая составляющая

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению. 

Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача сложная, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений.

Исходя из вышеуказанной триады, такие индикаторы могут связывать все эти три компонента и отражать экологические, экономические и социальные (включая психологические, как например, восприятие устойчивого развития) аспекты.

Таким образом, устойчивость развития экономики предполагает:

  • Наличие заданных ориентиров развития. Ориентиром устойчивого развития экономики является максимальное удовлетворение потребностей людей при сохранении такой возможности для будущих поколений.
  • Обозначение траектории достижения заданных ориентиров. Развитие, как процесс достижения определенных целей, может осуществляться с разной степенью интенсивности на отдельных его этапах.* Возможность корректировки изменения направлений развития (отклонений от обозначенной траектории), возникающих из-за взаимодействия факторов внутренней и внешней среды.
  • Сохранение устойчивости развития системы отрасли в целом при наличии изменений интенсивности и/или направлений развития в отдельных ее составляющих.
  • Наличие системы оценок, позволяющих оценить уровень развития и степень его устойчивости.

 

Ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

 

Социально-экономическая политика Российской Федерации, основные цели и задачи разрабатываются и реализуются государственными органами исполнительной власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Финансовая политика Российской Федерации определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и ежегодными бюджетными Посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу». Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. 

Целью разработки Концепции является определение путей и средств обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого роста благосостояния граждан России, национальной безопасности, динамичного экономического развития и укрепления позиций России в мире. сообщества.

В соответствии с Концепцией, по поручению Правительства Российской Федерации Министерство экономического развития России разработало параметры для прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В предстоящий период развитие экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

  • адаптация к изменениям в динамике мировой экономики и спроса на углеводороды;
  • усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
  • сокращение имеющихся технологических резервов в ряде высокотехнологичных секторов экономики при одновременной необходимости активизации инновационной и инвестиционной составляющей роста;
  • необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
  • начало сокращения численности трудоспособного населения в сочетании с ростом нехватки квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
  • усиление конкуренции на внутреннем и внешнем рынках со значительным снижением ценовых конкурентных преимуществ вследствие опережающего роста заработной платы, затрат на энергию и укрепления рубля.

Учитывая эти тенденции, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются следующими ключевыми факторами:

  • степень развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других областях;
  • динамика развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;
  • интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;
  • динамика развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • интенсивность улучшения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
  • интеграция евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов существует три качественно различных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - инерционное, энергоресурсное и инновационное развитие.

Сценарий инерционного развития характеризуется сохранением доминирования энергоресурсного комплекса в экономике, резким замедлением роста добычи и экспорта углеводородов и отставанием в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2011 - 2020 годах не превысят 4%.

Сценарий развития энергоресурса основан на наиболее полном использовании конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивом увеличении экспорта сырья и эффективности его переработки, а также модернизации транспортной инфраструктуры страны. Экономика может развиваться со скоростью 5-6% в год.

В сценарии инновационного развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ в энергетическом секторе, ожидается резкое повышение эффективности человеческого капитала и развитие высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей. Российская экономика выходит на траекторию устойчивого роста со скоростью около 6,5% в год.

Анализ положений этой Концепции и других программных документов среднесрочного и долгосрочного характера показывает, что в 1990-х - 2000-х гг. в России переход к рыночной экономической системе в основном завершен. Дальнейшее развитие нашей страны связано с переходом на инновационный, социально ориентированный тип экономического развития. В целом, макроэкономическая стабильность была обеспечена. Экономика защищена от внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации. Цели Концепции Стратегическая цель - достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей ведущие позиции в мировой экономической конкуренции и надежное обеспечение национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан. В 2015–2020 годах Россия должна войти в пятерку ведущих стран по объему валового внутреннего продукта (паритет покупательной способности).

Стандарты благосостояния человека Уровень доходов и качества жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность образовательных и медицинских услуг требуемого качества, необходимый уровень жилья, доступ к культурным преимуществам и экологическую безопасность.

Обобщенный показатель уровня жизни - валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. Долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. Долларов США. в 2020 году (70 процентов).

Охват населения с высшим и средним профессиональным образованием составит 60 - 70 процентов (в 2007 году - около 50 процентов), средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году достигнет около 30 квадратных метров на человека (или около 100 квадратных метров). для средней семьи).

Доля населения, проживающего в районах с плохими экологическими условиями, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году. 

Социальное благополучие в соответствии с Концепцией В России будет сформировано общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Социальная поляризация будет значительно снижена. Это будет достигнуто путем обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики поддержки уязвимых групп населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. На долю среднего класса будет приходиться более половины населения, а значительную часть среднего класса составляют люди, которые занимаются созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

 

Проблемы устойчивого развития экономики РФ

 

Экономика лидерства и инноваций Российская экономика не только останется мировым лидером в области энергетики, добычи и переработки сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значительное место (5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и KIBS в 5-7 и более секторах. Будут созданы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и прежде всего в экономике знаний.

Сбалансированное пространственное развитие Новые территориальные центры роста будут формироваться как в регионах, где разрабатываются новые сырьевые ресурсы, так и в традиционных регионах, где сосредоточен инновационный, промышленный и сельскохозяйственный потенциал России, масштабы регионального неравенства уменьшатся. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

Институты экономической свободы и справедливости будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов принуждения. Государственная политика будет направлена ​​на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления и поддержание социальной справедливости.

Безопасность граждан и общества будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождение инновационного потенциала населения и динамичное развитие бизнеса. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих стран в военном отношении), что позволит эффективно проводить политику сдерживания, в том числе на основе экономическое и социальное развитие военной организации государства.

Развитие образования Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • обеспечение инновационного характера базового образования,
  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития,
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров,
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.

Развитие рынка труда. Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.

Экологическая безопасность экономики и экология человека. Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 году являются:

  • сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз;
  • сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза.

 

Основные показатели развития экономики

 

Проблемы национальной экономики — это сфера макроэкономического анализа, позволяющего дать общую картину рыночного хозяйства страны. Макроэкономический анализ помогает объяснить происходящие в национальной экономике изменения, разработать экономическую политику по улучшению ее функционирования.

Макроэкономические процессы сегодня — важнейший показатель уровня развития нации, ее успехов или отставания. Они подвержены активному государственному воздействию, с помощью которого оказывается влияние на экономическое положение страны. Вокруг макроэкономических проблем не умолкают споры, образующие разные платформы различных политических партий, влияющих на проведение экономической политики государства.

Макроэкономический анализ позволяет выделить ряд основных проблем, решение которых возможно только на уровне общества в целом. Это — экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс, охрана окружающей природной среды.

В 2011 году реальный прирост ВВП России на уровне 4,3% оказался одним из наименьших среди стран СНГ. Более низкий темп прироста ВВП зафиксирован лишь в Азербайджане (0,1%). В остальных странах СНГ наблюдались более высокие, чем в России, темпы прироста ВВП, в том числе в Туркменистане — 14,7%, Узбекистане — 8,3%, Казахстане — 7,5%.

 

Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2011 г.

 

По данным Заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации) — исполнение федерального бюджета в 2011 году происходило в условиях продолжающегося восстановления темпов экономического роста, позитивной динамики цен на основные товары российского экспорта (энергоресурсы), снижения общего уровня безработицы, низких темпов роста потребительских цен. Вместе с тем в 2011 году сохранялся значительный отток капитала из страны, укрепление курса рубля по отношению к доллару США сменилось во второй половине года его ослаблением, что было связано с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках обострилась угроза рецессии мировой экономики.

Значительный рост в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдался в производстве продукции сельского хозяйства — на 22,1% (в 2010 году — снижение на 11,3% из-за значительных потерь урожая вследствие аномальных погодных условий). Более высокой оказалась динамика оборота розничной торговли — на 7% (на 6,4%), платных услуг населению — на 3% (на 1,5%). Инвестиции в основной капитал в 2011 году по сравнению с предшествующим годом увеличились на 8,3% (в 2010 году — на 6%), объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», — на 5,1% (на 3,5%).

Однако в ряде сфер экономической деятельности динамика восстановительного роста замедлилась по сравнению с 2010 годом: индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 105,5% (в 2010 году — 105,8%), промышленного производства — 104,7% (108,2%), темп роста грузооборота транспорта — 103,5% (106,9%).

В целом за 2011 год, по данным Росстата (вторая оценка), номинальный объем ВВП в текущих рыночных ценах составил 54 585,6 млрд. рублей, темп роста ВВП в 2011 году по сравнению с 2010 годом — 104,3% (в 2010 году по сравнению с 2009 годом — 104,3%), индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2010 года — 115,8% (111,6%).

Уровень инфляции в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года составил 6,1% (в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года — 8,8%). Инфляция по итогам 2011 года оказалась самой низкой за весь период ее наблюдения в России начиная с 1992 года. При этом замедление инфляции было обусловлено относительно низким ростом цен на продовольственные товары после их существенного увеличения в 2010 году.

Сохранение тенденции экономического роста в целом позитивно отразилось на общей численности безработных, которая снизилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,9% (с 5,6 млн. человек в среднем за 2010 год до 5,0 млн. человек в среднем за 2011 год). Уровень безработицы в процентах к экономически активному населению составил в 2011 году 6,6% по сравнению с 7,5% в 2010 году.

Развитие российской экономики в 2011 году находилось под влиянием следующих внешних и внутренних факторов:

  • повышение относительно 2010 года мировых цен на основные товары российского экспорта. В среднем за 2011 год мировая цена на нефть марки «Юралс» составила 109,34 доллара США за баррель, что выше уровня 2010 года на 39,8% (78,2 доллара США за баррель) и на 15,8% - уровня 2008 года (94,4 доллара США за баррель), когда был достигнут предыдущий максимальный уровень цен на нефть на мировом рынке. Средняя экспортная цена на природный газ в 2011 году находилась на уровне 338,9 доллара США за 1 тыс. куб. м и была на 26,2% больше, чем в 2010 году (268,5 доллара США за 1 тыс. куб. м), но на 4,2% меньше, чем в 2008 году (353,7 доллара США за 1 тыс. куб. м). Средняя мировая цена на медь увеличилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 22,3% и превысила уровень 2008 года на 46%, на никель — на 5,3% и оказалась выше уровня 2008 года — на 17,4%. В результате в 2011 году объем экспорта товаров составил 522 млрд. долларов США и вырос по стоимости по сравнению с предыдущим годом на 30,3% (в 2010 году относительно 2009 года — на 32,1%);
  • относительно высокий уровень совокупного внешнего долга Российской Федерации, который составил на начало 2012 года 545,35 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с началом 2011 года на 56,2 млрд. долларов США. При этом международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года (498,65 млрд. долларов США) оказались на 46,7 млрд. долларов США меньше общего объема совокупного внешнего долга Российской Федерации;
  • существенный объем вывоза капитала из страны, наблюдающийся на протяжении последних четырех лет. Величина чистого вывоза капитала частным сектором из России за 2008 — 2011 годы составила 304,7 млрд. долларов США (в 2008 году — 133,7 млрд. долларов США, в 2009 году — 56,1 млрд. долларов США, в 2010 году — 34,4 млрд. долларов США и в 2011 году — 80,5 млрд. долларов США). Чистый вывоз капитала из страны частным сектором увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годом в 2,3 раза. Наиболее существенный чистый отток капитала из страны наблюдался в IV квартале 2011 года (35 млрд. долларов США);
  • увеличение притока прямых иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики России, объем которых в 2011 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 33,3% (в 2010 году — падение на 13,2%);
  • постепенное увеличение внутреннего инвестиционного спроса, обусловленное повышением инвестиционной активности предприятий и организаций в различных секторах экономики, происходившее на фоне восстановительного экономического роста и сохранения положительной динамики финансовых результатов деятельности предприятий и организаций. Сальдированный финансовый результат организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2011 году по сравнению с предыдущим годом, по уточненным данным, увеличился на 19,8% (в 2010 году — на 44,1%). Доля убыточных организаций в общем количестве организаций снизилась с 29,9% в 2010 году до 28,1% в 2011 году.

​​​​​​​Расширение внутреннего спроса по-прежнему удовлетворялось в значительной мере за счет импорта товаров и услуг. Индекс физического объема импорта товаров и услуг в 2011 году (по методологии платежного баланса) составил 120,3%. При этом зависимость национальной экономики от импорта хотя и оставалась значительной, но снизилась по сравнению с 2010 годом, в 2011 году прирост внутреннего спроса на 52% покрывался за счет импорта товаров и услуг (в 2010 году — на 61,4%). Так, в 2011 году темпы прироста импорта товаров и услуг (20,3%) превысили темпы прироста экспорта товаров и услуг (0,4%) на 19,9 процентного пункта, тогда как в 2010 году аналогичное превышение составляло 18,8 процентного пункта.

В 2011 году по сравнению с предыдущим годом рост промышленного производства (на 4,7%) оказался лишь на 0,4 процентного пункта выше, чем увеличение ВВП (на 4,3%), тогда как в 2010 году аналогичное превышение составляло 3,9 процентного пункта.

Относительно высокая динамика наблюдалась в обрабатывающих производствах — 106,5% (в 2010 году — 111,8%), что позволило превысить предкризисный уровень. Наибольшее увеличение производства зафиксировано в производстве транспортных средств и оборудования — на 24,6% (в 2010 году — на 32,2%), производстве резиновых и пластмассовых изделий — на 13,1% (на 21,5%). Однако в таких высокотехнологичных видах экономической деятельности, как производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 2011 году 105,1% по сравнению с 122,8% в 2010 году) и производство машин и оборудования (109,5% по сравнению с 112,2%) рост промышленного производства сократился.

Текущее состояние основных производственных фондов в Российской Федерации в 2011 году степень износа основных фондов (на конец года) составила 51,3%, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентного пункта.

При этом по таким видам экономической деятельности, как «добыча полезных ископаемых» (51,9%), «рыболовство и рыбоводство» (63,8%), «транспорт и связь» (57,2%), «образование» (53,7%), «здравоохранение и предоставление социальных услуг» (54,7%), «государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование» (53,6%), степень износа основных фондов превышает уровень, сложившийся по экономике в целом.

Процесс обновления основных производственных фондов идет крайне медленно. Коэффициент обновления основных фондов снизился на конец 2011 года до 3,9% (2008 год — 4,4%). Коэффициент выбытия основных фондов на протяжении 2006 — 2009 годов находился на недопустимо низком уровне — 1%, а в 2010 — 2011.

Анализ структуры банковских кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по видам экономической деятельности в 2009 — 2011 годах, по данным Банка России, свидетельствует о том, что более половины банковских кредитов в общем объеме кредитов, выданных по видам экономической деятельности, получена «оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», а также «прочими видами деятельности». «Строительство» получило в 2011 году 7% общего объема выданных кредитов, «операции и недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» — 7,6%, «транспорт и связь» — 6%. В производство машин и оборудования направлено в 2011 году лишь 1,6% общего объема выданных кредитов, что недостаточно для активной модернизации и технологического перевооружения российской экономики.

Уровнь заработной платы по видам экономической деятельности показывает высокую дифференциацию. Так, в 2011 году уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников текстильного и швейного производства составил 46% общероссийского уровня среднемесячной заработной платы (в 2010 году — 49%), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства — 52% (51%), образования — 67% (67%), здравоохранения и предоставления социальных услуг — 74% (75%). При этом уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников, занимающихся финансовой деятельностью, добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, производством нефтепродуктов, транспортированием по трубопроводам, в 2 — 2,4 раза превышает общероссийский уровень средней заработной платы (в 2010 году — в 2 — 2,4 раза).

 

Специфика перехода России к устойчивому развитию 

 

Последнее столетие в истории России представляет собой непрерывную цепь глобальных катаклизмов — войн, революций, перестроек, в результате которых постоянно разрушались культурные, духовные, материальные и институциональные ценности. Постоянно менялся вектор политического и экономического развития, опыт предыдущих поколений уничтожался, постепенно исчезали институты, создающие устойчивость общества и государства, сокращалась база устойчивости.

Перестройка также привела к серьезным институциональным изменениям, очередной смене экономической парадигмы. Ситуация усугубляется тем, что сейчас реформирование происходит в отсутствие сильной власти и при недостатке финансовых ресурсов. Значительная часть национального дохода уходит на саму перестройку, часть разворовывается, часть вывозится из России. Все это не прибавляет устойчивости. Эпоха воровства, начавшаяся в период Брежнева, закономерно породила сильнейшую коррупцию, которая не дает возможности хоть как-то стабилизировать общественные процессы.

 Состояние нашего общества и государства характеризуют:

  • неэффективность управления;
  • отсутствие правового государства;
  • несовершенство рыночной экономики;
  • расслоение общества по уровню доходов;
  • высокая степень криминализации экономики и суперэгоизм приватизаторов государственной собственности.

На устойчивость развития существенно влияют следующие обстоятельства:

  • экономика, сидящая на нефтяной игле и зависящая, следовательно, от колебаний цен на нефть, не является устойчивой;
  • в аграрном секторе не сложился устойчивый класс сельскохозяйственных производителей;
  • экологическая ситуация не улучшается, по разным причинам заметно увеличилось число техногенных аварий и катастроф;
  • природные ресурсы используются бесконтрольно;
  • возрастает социальное неравенство, снижается продолжительность жизни людей;
  • миллионы людей находятся в тяжелом психологическом состоянии под угрозой безработицы, без надежды на будущее.

Важная особенность России — возможность использовать такой географический фактор, как наличие огромной территории. Площадь территории, приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га, в США — 3,35, в Японии — О, 29, Китае — 0,76 га. Наличие большой территории, в частности, означает, что демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты, возможно, решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России, где низкая плотность населения и оно ежегодно сокращается почти на 700 тыс. человек. Направление развития для нас состоит в том, чтобы максимально стимулировать рождаемость путем укрепления семьи.

Обширность территории значительно влияет на развитие национальной культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности, позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации (политической, экономической, военной, экологической). В критических обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы, мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях.

Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны. Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии, обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к минимуму эти отрицательные моменты. Вторая особенность — колоссальные запасы природных ресурсов. В России — четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень, и т. п. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами мира. Следующая особенность-высокий интеллектуальный потенциал страны и высокий уровень образования населения (частично утерянный за последние 10 лет) также составляет важнейший позитивный фактор развития. Россия является в целом холодной и протяженной континентальной страной, что, вследствие больших энергозатрат, делает российские товары на мировом рынке менее конкурентоспособными.

Необходимо развивать наукоемкие производства и выпускать продукцию, требующую небольших энергетических затрат. Для этого нужно, в частности, совершенствовать систему образования и учиться доводить до производства научные открытия и изобретения, которых у нас немало. Условием успеха здесь является концентрация усилий всего общества по улучшению образования и развитию науки, и именно это должно стать целью, объединяющей всех нас.

Основа устойчивого развития — долгосрочные экономически эффективные проекты, тщательно продуманные и спланированные с учетом прогноза социальных последствий. К сожалению, последние десятилетия нашей истории заполнены сплошь отрицательными примерами этого рода. Нынешнему поколению налогоплательщиков приходится расхлебывать многие последствия недальновидных (если не сказать больше) решений предыдущих правительств.

Например, в свое время не были предусмотрены достаточные средства на конверсию и двойное применение ракетно-ядерного вооружения, утилизацию ракетного и химического вооружения; развертывая массовое строительство в 60−70-е годы, не подумали о том, что через 30−40 лет все жилые дома разом придут в негодное состояние; осваивая целину, не заботились о сохранении земли и т. п. При этом категорически следует отказаться от разного рода проектов с низкой экономической эффективностью, требующих больших бюджетных расходов и сомнительных в экологическом смысле. В частности, потому, что процент уворованных средств всегда тем больше, чем больше бюджет проекта.

 

Анализ выполнения положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция) (утвержденой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) установлено, что на первом этапе ее реализации (2008 — 2012 годы) будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы.

Приоритетным направлением денежно-кредитной и бюджетной политики, определенным в Концепции, является снижение инфляции до 3% в год. В 2011 году уровень инфляции составил 6,1% (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).На первом этапе реализации Концепции темпы роста ВВП должны составить 137−138% (2012 год к 2007 году), что позволило бы к 2020 году по сравнению с 2007 годом увеличить ВВП в 2,25 — 2,3 раза. В условиях существенного замедления экономического роста под влиянием финансово-экономического кризиса рост ВВП в 2011 году по сравнению с 2007 годом составил 105,5%.

При росте ВВП в 2012 году относительно 2011 года 103,4% (по оценке Минэкономразвития России, представленной в материалах к проекту федерального закона № 67 894−6 «О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», принятого 5 июня 2012 года) в 2012 году к 2007 году темп роста ВВП составит 109,1%, то есть целевой ориентир по ВВП на первом этапе реализации Концепции достигнут не будет.

Рост производительности труда на первом этапе реализации Концепции должен составить 140 — 141% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007 годом он составил 106,7% (по оценке Минэкономразвития России). При росте производительности труда в 2012 году относительно 2011 года 103,1% (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 110%, то есть целевой ориентир по росту производительности труда на первом этапе реализации Концепции также достигнут не будет.

 

Заключение

 

На первом этапе реализации Концепции темпы роста инвестиций в основной капитал должны составить 180 — 185% (2012 год к 2007 году). В 2011 году по сравнению с 2007 годом они составили 106,4%. При росте инвестиций в основной капитал в 2012 году относительно 2011 года 106,6% (по оценке Минэкономразвития России) в 2012 году к 2007 году темп роста этого показателя составит 113,4%, то есть целевой ориентир по росту инвестиций в основной капитал на первом этапе реализации Концепции достигнуть не удастся.

К числу основных государственных приоритетных направлений, предусмотренных в Концепции, относится формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, для чего необходимо создать институт массовой оценки недвижимости и введение на основе такой оценки налогообложения недвижимого имущества, сформировать единую государственную систему кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.