Проблемы укрепления законодательной основы местного самоуправления

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Реформа местного самоуправления в Российской Федерации
Конституционное регулирование местного самоуправления в Российской Федерации
Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
Устав муниципального образования: правовые проблемы реализации


Введение:

Российская Федерация является демократическим государством, в котором эффективность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также в целом государственная власть и управление не могут быть полностью обеспечены без совершенствования правовой системы управления и самоуправления. - на местном уровне, поскольку российское общество состоит из сотен тысяч местных сообществ, а местное самоуправление в системе органов управления - это уровень публичной власти, наиболее близкий населению и обладающий значительной автономией и независимостью. решение локальных проблем.

Совсем недавно российское местное самоуправление перешло важную веху в своем развитии, что заставляет переосмыслить многие ключевые вопросы муниципальной теории и практики и наметить горизонты дальнейшего совершенствования этого важного социального института.

Во-первых, после формирования местного самоуправления в современной России были созданы законодательные основы местного самоуправления, сформирована его финансово-экономическая база (хотя пока явно недостаточная) и накоплен огромный социально-политический опыт. были накоплены в работе муниципалитетов.

Во-вторых, 1 января 2009 года. Переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. закончился. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего все его положения вступили в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ был разработан с учетом необходимости решения проблем правового регулирования, возникших в правоохранительной практике. Закон направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного предоставления услуг населению органами местного самоуправления. тела. Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию.

Следует иметь в виду, что современная правовая система местного самоуправления в России не простая. Местное самоуправление в правовом аспекте, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноценного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.

Поэтому целью данной работы является изучение правовых основ местного самоуправления в России.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотрим теоретические основы местного самоуправления.
  2. Изучить основные правовые акты местного самоуправления в России.
  3. Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.

Таким образом, объектом исследования в данной работе является правовая основа местного самоуправления, а предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением правовой основы местного самоуправления.

При написании работы использовалась следующая литература: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учебный материал к курсу по истории государства и права, И.А. Исаева, Ю.П. Титова; история государственного управления Игнатов В.Г., Куликова В.И.; системы государственного и муниципального управления Рой О.М., Чиркина В.Е.; работает по вопросам местного самоуправления и муниципального управления и права Баранчикова В.А., Выдрина И.В., Кошевникова Е.М., Курочкина А.А., Кутафина О.Е., Лапина В.А., Постовой Н.В., Зотова В.Б., а также доклады по проблемам местного самоуправления при общая редакция Юргенса И. Ю.

Формирование и понятие правовых основ местного самоуправления в России

Формирование правовой базы местного самоуправления в России

В условиях радикальных экономических реформ в начале 1990-х годов, которые привели к резкому ухудшению условий жизни населения и отсутствию необходимой правовой, экономической и финансовой базы, избираемые демократическим путем советы неизбежно вступали в конфронтацию с исполнительной властью. Необходимость реформировать сложившуюся практику местного самоуправления, отстранить местные органы власти от строгой иерархии государственных органов, становилась все более очевидной.

Полное разделение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации на конституционном уровне было оформлено во время конституционной реформы 21 апреля 1992 года. Согласно статье 85, государственная власть в Российской Федерации существует только на двух уровнях - федеральном и субъекты Российской Федерации. Что касается местных Советов народных депутатов - районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских, то они, согласно части 2 той же статьи 85, входят в систему местного самоуправления.

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации », деятельность областных и городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов была прекращена, а их функции были переданы соответствующим администрациям, поскольку они не смогли проявить себя. Следующие указы от 23 октября 1993 года были также приняты во время реформы местного самоуправления. «Об утверждении Основного положения о выборах в органы местного самоуправления»; от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»; от 21 марта 1994 г. «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления» и ряд других.

Правовые основы формирования современного местного самоуправления в России были заложены Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Она отнесла местное самоуправление к одной из основ конституционного строя России и России. установлены основные положения о местном самоуправлении.

После принятия Конституции РФ в 1993-1995 гг. наблюдается тенденция принятия положений о местном самоуправлении на территориях и в регионах. Целые разделы о местном самоуправлении появились в Уставах территорий и регионов. Они воспроизводят статьи Конституции Российской Федерации и положения Указов Президента Российской Федерации.

Только после принятия в 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось возрождение местного самоуправления в России. Новые органы местного самоуправления были избраны. В конце 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло Федеральную программу государственной поддержки местного самоуправления. После завершения своей основной деятельности в 1999 г. была принята вторая программа - федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В 1996 г. был принят Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". В 1997 г. был принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», в 1998 г. - Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». В том же году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. В 1999 г. Указом Президента Российской Федерации утверждены «Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации». Организовать взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами, Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации, возглавляемый Президентом России, и Совет глав органов местного самоуправления по социально-экономическим реформам при Правительстве Российской Федерации.

В 2003 г. был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2009 г.

Понятие и состав нормативно-правовой базы местного самоуправления

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовой базой местного самоуправления является система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Правовой основой местного самоуправления являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствии с ними (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, указы и распоряжения Правительства Российской Федерации), конституции (уставы), законы иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципалитетов, решения, принимаемые на собраниях граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты. Это исчерпывающее перечисление правовых источников местного самоуправления содержится в статье 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

На основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы закреплены в международных пактах, конвенциях и других международно-правовых документах. Они могут непосредственно применяться при рассмотрении и разрешении правовых споров и служить основой для возникновения законных прав и обязанностей граждан России, объединений, которые они создают, и для органов власти. Стоит выделить такие документы, как Европейская хартия местного самоуправления. Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1994 году, решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия.

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и подчинении правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления, согласно Конституции, является предметом совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов, оно предполагает опубликование федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Региональные законы позволяют уточнить положения федеральных законов в отношении местных условий, но они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов Российской Федерации.

Правовая база местного самоуправления находится на стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже появилась особая отрасль - муниципальное право. Он регулирует отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления. Это сложная отрасль, возникшая на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и т. д. Сложный характер муниципального права отражает универсальность муниципальной деятельности.

Основные правовые акты системы местного самоуправления России

Конституционные основы местного самоуправления

Местное самоуправление является одним из важнейших элементов государственного устройства России, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, которые принципиально отличают существующее государственное устройство. России от предыдущего с точки зрения осуществления местного самоуправления.

Прежде всего, эти положения включают конституционные нормы, устанавливающие:

  • Гарантия местного самоуправления государством (статьи 12, 133);
  • Независимость местного самоуправления в пределах своих полномочий (статьи 12, 130, 131, 132);
  • Организационная изоляция местного самоуправления от системы органов государственной власти (статья 12);
  • Осуществление местного самоуправления с учетом исторических и других местных традиций (статья 131);
  • Возможность наделения органов местного самоуправления определенными государственными полномочиями при условии передачи материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации переданных полномочий (статья 132).

Особого внимания заслуживает также статья 15 Конституции, в которой закреплено обязательство органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 2 статьи 3 Конституции России, «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления». Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что местное самоуправление является одной из форм осуществления демократии. Особенности этой формы раскрыты в части 1 статьи 130 Конституции, согласно которой местное самоуправление обеспечивает независимое решение населением вопросов местного значения. Квалификационным признаком вопросов местного значения, указанным в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1), является непосредственная поддержка населения муниципального образования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основополагающим законом общества и государства, установила систему норм местного самоуправления, на которой должны основываться все остальные нормативные правовые акты.

Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации

Федеральный закон 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:

  • Определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • Правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в сфере местного самоуправления;
  • Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления при решении вопросов местного значения и реализации переданных государственных полномочий.

Федеральные законы, касающиеся местного самоуправления, можно разделить на две группы. К первым относятся федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Второй включает федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.

В первой группе основной является Закон, который определяет общие принципы деятельности местного самоуправления. Раскрываются основные понятия и термины местного самоуправления, определяется его роль в осуществлении демократии, закрепляются права граждан на осуществление местного самоуправления.

К другим федеральным законам этой группы относятся Законы «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями от 09.11.2009), «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Из второй группы федеральных законов особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы Российской Федерации, которые оказывают огромное влияние на деятельность органов местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов - от военной службы до здравоохранения. В период реформирования местного самоуправления законотворческая деятельность муниципалитетов стала значительно активнее.

Для отдельного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку на практике муниципальное правительство чаще всего взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон 2003 года относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, прав и обязанностей органов государственной власти. государственная власть субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления, права и обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления. субъекты Российской Федерации.

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации содержат разделы о местном самоуправлении. Каждый субъект Российской Федерации принял закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления. К ним относятся, например, законы о выборах в органы местного самоуправления, местные референдумы, муниципальную службу, административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации, порядок формирования и преобразования муниципальных образований и т. д. Среди К отраслевым региональным законам, которые серьезно влияют на деятельность местного самоуправления, относятся законы о собственности, бюджете и бюджетном процессе, региональных налогах и сборах и т. д.

Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования

По вопросам местного значения население муниципальных образований непосредственно, органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.

Устав муниципального образования и решения, принимаемые путем прямого выражения воли граждан на местном референдуме (собрании), имеют наибольшую юридическую силу на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие жизненные процессы муниципального образования.

Наиболее типичными являются:

  • Положение о местных референдумах и местных выборах;
  • Положение об организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;
  • Положение о порядке управления имуществом муниципального образования;
  • Правила землепользования и застройки;
  • Торговые правила;
  • Положение о муниципальном заказе;
  • Положение о муниципальной службе и др.

Проекты муниципальных правовых актов могут быть представлены органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.

Наряду с нормативными правовыми актами органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказом назначить человека на муниципальную должность, провести проверку и т. д.).

Устав муниципального образования является своего рода местной конституцией, основным нормативным актом муниципального образования.

В нем, согласно Федеральному закону 2003 года, отражены следующие положения:

  • Название муниципалитета;
  • Перечень вопросов местного значения;
  • Формы, порядок и гарантии участия населения в решении местных вопросов, в том числе путем формирования органов территориального общественного самоуправления;
  • Структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • Названия и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • Виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания возникновения этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и избранных должностные лица местного самоуправления:

  • Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;
  • Порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования регулирует и другие вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципалитет разрабатывает устав самостоятельно. В соответствии с Федеральным законом 2003 года устав муниципального образования утверждается соответствующим представительным органом. Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа общественные слушания по проекту хартии и поправкам к ней должны быть проведены в обязательном порядке. Возможна также предварительная подача некоторых основных положений устава на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам представительный орган принимает остальные положения и устав в целом.

Представительный орган муниципалитета принимает устав тайным голосованием. Не менее 2/3 от установленного числа депутатов должны проголосовать за принятие устава или внесение изменений и дополнений в него. В населенных пунктах с менее чем 100 избирателями принятие хартии должно осуществляться населением непосредственно при сборе граждан, изменения и дополнения к нему подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в органах юстиции.

Таким образом, характер и пределы правового регулирования местного самоуправления, определяемые федеральными законами, актами субъектов Российской Федерации и местными актами, тесно связаны с федеративным устройством государства и политико-правовой природой местного самоуправления. -правительство. То есть федеральные органы устанавливают разумные рамки для деятельности местного самоуправления, более детально в этих пределах органы субъектов Российской Федерации регулируют эту деятельность, а местное самоуправление является свободным, в основном в пределах их компетенции. Если в то же время возникает необходимость регулировать какие-либо отношения, местное самоуправление делает это с помощью своих собственных правил, руководствуясь принципом «все, что не запрещено, разрешено».

Современная правовая основа местного самоуправления и направления ее совершенствования

Современное состояние правовых основ местного самоуправления

Местное самоуправление в городе Чебоксары осуществляется населением путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления города Чебоксары.

Органы местного самоуправления города Чебоксары осуществляют свою деятельность в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации ", иные федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изданные в соответствии с ними, Конституция Чувашской Республики, Закон Чувашской Республики" Об организации Местное самоуправление в Чувашской Республике », иные законы и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики, настоящий Устав, решения, принимаемые на местных референдумах и собраниях граждан, и другие муниципальные правовые акты города Чебоксары.

Система муниципальных правовых актов города Чебоксары формируется за счет:

  1. Устав муниципального образования город Чебоксары - столица Чувашской Республики;
  2. правовые акты, принятые на местном референдуме города Чебоксары;
  3. решения Чебоксарского городского собрания депутатов (ЧГСД);
  4. постановления и распоряжения Главы Чебоксар;
  5. постановления и распоряжения главы администрации города Чебоксары (при назначении главой администрации города Чебоксары по договору);
  6. решения Президиума ЧГСД, решения и распоряжения председателя Чебоксарского городского Собрания депутатов;
  7. поручения и распоряжения других должностных лиц органов местного самоуправления города Чебоксары по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом.

Устав Чебоксарского муниципального образования утверждается Чебоксарским городским Собранием депутатов. Устав и решения, принятые в форме правовых актов, принятых на местном референдуме города Чебоксары, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов города Чебоксары, имеют прямое действие и применяются на всей территории города. Чебоксары.

С 1 января 2006 года на территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе Чувашской Республики, принят новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября , 2003) вступил в силу. Основной целью Федерального закона является устранение неясностей в разграничении предметов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Именно с этой целью создается единая структура территориальной организации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования местного самоуправления устанавливаются на основе принципов, отличных от реализованных в предыдущей редакции Федерального закона, а также деятельности местного самоуправления. органы регулируются более подробно.

2009 год знаменует собой новый этап в развитии системы публичной власти. В результате реформы местного самоуправления впервые в нашей современной истории органы государственной власти начинают полноценно функционировать на уровне, наиболее близком к населению, - в масштабах сельских и городских поселений. Уже сейчас мы можем сказать, что органы поселения местного самоуправления заработали и взяли на себя ключевые функции для непосредственной поддержки средств к существованию людей на местах.

При всех неизбежных затратах и ​​оговорках нельзя отрицать главное: муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения необратимы - они приняты всеми заинтересованными сторонами и рассматриваются в основном как создающие потенциал для дальнейшего развития.

Его реализация предполагала отход от традиционной для России моноцентрической модели организации власти, характеризующейся организационным единством, вертикально интегрированными структурами, приоритетом функций государства над принципами самоуправления.

Отход от этой модели подразумевал введение европейских континентальных стандартов (в частности, немецкого опыта). В России была создана двухуровневая система местного самоуправления (муниципальные районы и поселения). Поставленные цели реформы местного самоуправления не могут быть полностью реализованы и ни в коем случае не могут считаться провалом реформы. За последние пять лет удалось достичь того, что было достигнуто в реальных российских условиях в начале этого столетия.

Концептуальная основа реформы предполагала автономию местного самоуправления от органов государственной власти. Однако это вступило в конфликт с процессами централизации власти в стране. Такая централизация была необходимым процессом, связанным с укреплением государственности, повышением управляемости и эффективности государственной власти. Однако централизация системы власти потребовала сохранения, воспроизводства и усиления подчиненности органов местного самоуправления, с одной стороны, и постепенного объединения ресурсов влияния на высшие эшелоны власти (регион, крупный город, сельское хозяйство). площадь). В регионах ресурсы и рычаги власти фактически были сосредоточены в руках региональных властей, а также глав регионов, зависящих от них. Местные (прежде всего городские) элиты были в значительной степени лишены стимулов и возможностей для эффективного управления и включения в процессы модернизации страны, а население практически лишено мотивации активно участвовать в самоуправлении.

Преобладающая культура местного самоуправления, которая была в значительной степени сформирована советскими политическими традициями, оказала серьезное влияние, что создало дополнительные проблемы для осуществления реформы. Фактически, на значительной части территории страны советская система отношений по линии «регион - район (город) - сельский совет (поселение)» практически воспроизводится (хотя об этом нельзя говорить как о общей схеме). 

Проблемы четкого разграничения ответственности, создания баланса сил внутри регионов, на местах не решены. В результате была сформирована двухуровневая система (и это является важным достижением реформы), и было создано институциональное ограничение вертикальной власти. Однако возникшие поселения были лишены реальных ресурсов, вынуждены действовать в условиях очевидной нехватки финансовых ресурсов, инфраструктурных и кадровых ограничений. То же самое, только в другом масштабе, можно сказать о городских округах. Местное самоуправление Это связано с желанием высших уровней государственной власти сконцентрировать ресурсы на вершине и снизить ответственность.

Концепция Федерального закона № 131-ФЗ имела тенденцию к максимальной унификации правового регулирования по всей стране, оставляя очень мало места для учета местных особенностей. Необходимость формально четкого разграничения субъектов юрисдикции с преднамеренным нереализмом его единообразного применения для всех муниципалитетов страны вынудила законодателя принять нормы с неопределенной формулировкой. На практике регулирующая роль федерального закона была в значительной степени заменена субъективным усмотрением регулирующих органов. Они предъявляют требования к муниципальным властям, основанные, с одной стороны, на презумпции строгого соблюдения единого федерального регулирования форм местного самоуправления, а с другой - на их собственном понимании расплывчатых правовых норм, которые не исключают неоднозначная интерпретация.

Федеральное законодательное регулирование местного самоуправления оказалось слишком строгим. Многие положения федерального закона являются избыточными, не учитывают территориальные особенности, излишне ограничивают свободу действий региональных и местных органов власти, «закрывают двери» на пути развития муниципалитетов. Это было подтверждено многочисленными целевыми поправками к федеральному законодательству, указывающими на попытки адаптировать единое регулирование к различным реальным условиям.

Формально Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает универсальные правовые нормы и принципы для всех типов муниципалитетов. В действительности, однако, городские проблемы были омрачены проблемами организации двухуровневой системы местного самоуправления (главным образом в сельских районах), в то время как города, которые уже установили системы самоуправления в начале текущего десятилетия, получали меньше внимание в законе. Их муниципальный статус определялся по принципу «район + поселок». Демографические (а также вытекающие из этого социально-экономические) процессы носили те, которые были отформатированы в 2000-2003 гг. Преобразования системы государственной власти носят скорее фоновый характер.

Таким образом, не только специфические особенности и проблемы городских поселений (например, формирование городских агломераций), но и более значимые вопросы - оптимизация самоуправления в городах как точках роста и основной ресурсной и кадровой базы процессов модернизации в стране - были вне сферы применения закона.

Жители сельской местности, несмотря на более консервативный менталитет, готовы к более активному участию в местном самоуправлении, понимая под его, прежде всего, близкий и доступный уровень расселения. Однако ресурсная слабость населенных пунктов сдерживает такую ​​активность. Как население, так и муниципальное сообщество склонны воспринимать муниципальные органы района скорее как исполнительный инструмент региональных властей, которые перестали быть автономными и привязаны к источникам существования местного населения. Однако это обычно воспринимается как данность, а не как аномалия. В то же время сами главы районов ориентированы на вертикаль власти гораздо больше, чем главы городских округов.

В городских округах муниципалитеты в большей степени ориентированы на независимость: население, с другой стороны, отмечает организационные проблемы, связанные с правом местного сообщества решать вопросы управления жизнью в муниципалитете. Таким образом, определенный консенсус очевиден в признании необходимости усиления государственной поддержки сельских районов (в сочетании с массовым самоуправлением там) и расширения возможностей городов самостоятельно регулировать свои средства к существованию и ресурсы.

Подходы к решению проблем муниципалитетов практически одинаковы для населения и муниципалитетов. В целом, соглашаясь с их законодательно установленным списком, многие часто поддерживают идею включения в него всех вопросов жизнеобеспечения граждан (включая социальную защиту, правоохранительные органы) и исключения из этого списка вопросов безопасности, которые они считают чисто государственными. Часть муниципального сообщества также воспринимает образование и здравоохранение как по существу государственные сферы, но сами жители не склонны выражать такую ​​позицию.

Одной из ключевых проблем местного самоуправления, по мнению муниципального сообщества, является гипертрофированный государственный контроль. В большинстве регионов отмечается, что ответы на запросы государственных органов о предоставлении информации занимают львиную долю времени, и еще больше трудностей связано с бесконечными проверками муниципалитетов.

Сегодня наблюдаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, степень давления различных государственных структур на муниципалитеты чрезвычайно высока, с другой стороны, формы государственного контроля в некоторых случаях не прописаны (т. е. Отсутствуют и в принципе юридически невозможны), в других они не регулируются (что вызывает произвол контролирующих органов).

Несмотря на наличие единой правовой базы, законодательная практика отдельных субъектов Российской Федерации по организации местного самоуправления начала XXI века. оказался совсем другим. Анализ региональных правовых актов показал, что многие из них по-разному интерпретируют и конкретизируют различные аспекты местного самоуправления, часто ущемляя его права. Типичными примерами являются лишение малых городов и других населенных пунктов прав на местное самоуправление, образование «декоративных» муниципалитетов, лишенных имущества и бюджета, несоблюдение требований федерального законодательства о наделении органов местного самоуправления с отдельными государственными полномочиями, строгим регулированием структуры органов местного самоуправления, нарушением полномочий представительных органов ... Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно защищал права местного самоуправления от законодательных инициатив региональных органов власти , Наиболее известными являются его решения по законодательству о местном самоуправлении в Удмуртской Республике (1997 г.) и в Республике Коми (1998 г.).

2001 - 2003 гг. По инициативе Президента России многие региональные законы по вопросам местного самоуправления приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако в соответствии с Федеральным законом от 2003 г. № 131-ФЗ многие законодательные вопросы требуют пересмотра.

Направления по улучшению местного самоуправления

Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноценного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.

Выявленные проблемы показывают, что сегодня существует необходимость в дальнейшей - постепенной, последовательной и вдумчивой - модернизации существующей системы местного самоуправления. Для этого сегодня необходимо определить стратегию и тактику последующих действий.

Пройдя муниципальную реформу, сегодня необходимо четко определить основные векторы развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В настоящее время в целом уже утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, подготовлена ​​Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Целенаправленное движение вперед обуславливает необходимость разработки и нормативного закрепления концепции новой российской муниципальной политики.

Важнейшим фактором развития местного самоуправления в городе Чебоксары является максимальное включение населения муниципальных образований в процесс территориального управления. Сравнительный анализ показывает достаточно четкую корреляцию между степенью муниципальной активности жителей и ресурсным потенциалом местных органов власти на определенной территории. Пробуждение жителей к участию в местном самоуправлении во многом лежит в плоскости организационного и экономического укрепления муниципалитетов. Действия в этом направлении являются первым и основным условием повышения уровня и качества народного представительства у власти.

Поэтому одним из приоритетов должно стать донесение до людей объективной информации о возможностях местного самоуправления в рамках различных коммуникационных платформ - от образовательных учреждений до средств массовой информации. Необходимо подготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному образованию граждан. Только так в обществе может сформироваться подлинная культура самоуправления.

Возможности инновационного развития территории, а также качество реализации национальных проектов и эффективность предоставления многих услуг жителям напрямую зависят от муниципальных властей. Поэтому и местное самоуправление, и муниципальный класс (люди, профессионально занимающиеся его реализацией) нуждаются в самом серьезном внимании и поддержке со стороны государства. Муниципальные элиты должны быть включены в систему принятия решений на федеральном уровне.

Необходимо создать максимально благоприятные условия для работы муниципальных органов, в том числе путем ограничения чрезмерного государственного контроля за их деятельностью.

Качественно иной подход необходим для дифференциации политики в отношении различных типов муниципалитетов. Муниципалитеты, являющиеся точками роста (прежде всего города), должны получать эффективные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории (в первую очередь сельские) должны получать гарантии государственной поддержки. Города должны получить большую свободу маневра, в том числе путем предоставления им права расширять перечень вопросов местного значения, которые они решают, развивать налогооблагаемую базу местных бюджетов и развивать потенциал для их территориального роста. Наоборот, в неурбанизированных зонах государство должно в большей степени взять на себя ответственность за строительство и эксплуатацию крупных объектов инфраструктуры, соблюдение базовых стандартов предоставления услуг и финансовой поддержки.

В то же время необходимо адаптировать законодательство к разнообразным условиям местного самоуправления, одновременно признавая преобладающие реалии как данность. В связи с этим целесообразно открыть путь для улучшения территориальной организации публичной власти на местном уровне, в частности, для регулирования преобразования муниципалитетов одного типа в другой (например, районы в городские округа и наоборот) с четкой фиксацией возможных случаев и процедур, чтобы исключить возможность злоупотребления; предоставить регионам возможность отказаться от районного уровня местного самоуправления, которое фактически стало элементом системы государственного управления, путем создания территориальных органов государственной власти в регионах.

С точки зрения разграничения субъектов юрисдикции необходимо отойти от туманных формулировок при определении вопросов местного значения. В тех областях, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко и недвусмысленно определить полномочия власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия в решении необычных для них административных задач без финансовых гарантий со стороны государства. Возложение на муниципалитеты некоторых функций в таких областях, как предотвращение терроризма, чрезвычайные ситуации, мобилизационная подготовка, без надлежащего обеспечения и уточнения, создает неприемлемые риски снижения уровня безопасности граждан.

В то же время имеет смысл повысить гибкость в определении вопросов местного значения, разделив их на обязательные и необязательные списки. В обязательный перечень должны быть включены только основные вопросы, являющиеся предметом жизнеобеспечения населения всех муниципальных образований соответствующего типа. Некоторые другие вопросы, необходимость решения которых возникает у муниципального сообщества, могут быть определены как вопросы местного значения в уставе муниципального образования.

Обеспечение баланса между свободой муниципалитетов и соблюдением государственных интересов невозможно без определения институциональных рамок государственного контроля над местным самоуправлением (и, в более широком смысле, форм взаимодействия между государственными и муниципальными органами) при четком законодательном регулировании. о порядке запроса со стороны государства и предоставления муниципалитетам необходимой информации, перечне форм для их отчетности, процедурах проведения проверок муниципалитетов и должностных лиц местного самоуправления.

Совершенствование механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе посредством рационализации судебной практики и обучения судей вопросам местного самоуправления, должно служить тем же целям.

Вывод:

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя и важной формой демократии в Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, она не входит в систему органов государственной власти и является основным уровнем публичной власти, действуя независимо от государственных организаций в пределах полномочий, установленных законом.

Местное самоуправление было юридически закреплено после принятия Конституции Российской Федерации, где оно было закреплено в третьей статье закона. После принятия в 1995 г. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" началось формирование местного самоуправления в современной России.

Федеральное законодательное регулирование местного самоуправления оказалось слишком строгим. Многие положения федерального закона являются избыточными, не учитывают территориальные особенности, излишне ограничивают свободу действий региональных и местных органов власти, «закрывают двери» на пути развития муниципалитетов. Это было подтверждено многочисленными целевыми поправками к федеральному законодательству, указывающими на попытки адаптировать единое регулирование к различным реальным условиям.

Местное самоуправление как организация местной власти предполагает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно только при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основу местного самоуправления. Одним из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления. государственные, иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствии с ними (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, указы и распоряжения Правительства Российской Федерации), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципалитетов, решения, принимаемые на собраниях граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты.

Одной из ключевых проблем местного самоуправления, по мнению муниципального сообщества, является гипертрофированный государственный контроль. В большинстве регионов отмечается, что ответы на запросы государственных органов о предоставлении информации занимают львиную долю времени, и еще больше трудностей связано с бесконечными проверками муниципалитетов.

Сегодня наблюдаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, степень давления различных государственных структур на муниципалитеты чрезвычайно высока, с другой стороны, формы государственного контроля в некоторых случаях не прописаны (т. е. Отсутствуют и в принципе юридически невозможны), в других они не регулируются (что вызывает произвол контролирующих органов).

Местное самоуправление в России на данном этапе находится на стадии развития, поскольку у него много проблем с его реализацией на местном уровне. Примером этого является закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступил в силу только в 2009 году.

Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации является важнейшей частью механизма управления, который позволяет оптимально сочетать права человека и местные, региональные, национальные интересы, требующие дальнейшего развития и совершенствования.