Проблемы становления рынка современной России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Товар и деньги. Экономический кругооборот
Командная и рыночная экономика: сравнительный анализ
Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения. Рыночное равновесие
Устойчивость и неустойчивость рынка. Виды паутинообразных моделей, их специфика и особенности


Введение:

Рыночная экономика - это экономика, организованная на основе рыночного саморегулирования, в которой координация действий участников осуществляется государством, а именно непосредственно законодательной и судебной властями. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. Современная экономика, о чем свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а также как регулирующего и регулирующего органа. Особенно сложными, по существу сложными являются экономические функции государства в странах, которые, как и Россия, предприняли в исторически короткие сроки преобразование своей экономической системы, освоение методов современной рыночной экономики.

Актуальность этой темы определяется тем фактом, что со стороны государства, помимо общих функций, требуется ряд специфических функций для обеспечения наименее болезненного перехода к рыночной экономике.

Объектом исследования являются проблемы рыночной экономики в России.

Предметом исследования является процесс формирования рыночной экономики в России.

Целью данной финальной работы является выявление проблем рыночной экономики в России и анализ их решений.

Для достижения этой цели предусматривается постановка и решение следующих задач:

  1. Рыночная экономика как объект исследования
  2. Анализ российской модели рыночной экономики

Рыночная экономика как объект исследования

Сущность рыночной экономики

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая основана на личных интересах, что ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе выбора потребителя на рынке товаров и услуг. Личный интерес - основной мотив и основная движущая сила экономики. Для потребителей этот интерес заключается в максимизации полезности, для производителей - в максимизации прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Идеальная конкуренция включает в себя:

  • Много покупателей и продавцов,
  • Однородность товаров и услуг,
  • Отсутствие ценовой дискриминации,
  • Полная мобильность всех ресурсов,
  • Абсолютная осведомленность о ценах.

В действительности существуют обстоятельства, которые значительно отклоняются от идеала и превращают совершенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенциал, как возможность, превращение которой в реальность зависит от многих обстоятельств и, в конечном счете, от уровня экономического развития.

Основой рыночной экономики является частная собственность. Это гарантия соблюдения добровольно заключенных договоров и невмешательства третьих лиц. Классическая рыночная экономика основана на ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство нужно только как орган, который определяет правила рыночной игры и следит за выполнением этих правил.

Современная рыночная экономика основана на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени воздействия на экономику и приоритетных задач, решаемых государством, выделяются следующие модели современной рыночной экономики: социально ориентированная экономика, смешанная экономика и корпоративная экономика.

В первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы экономического регулирования выражаются в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике составляет 30%. (Германия) В смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя в основном тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целенаправленность государственных программ на защиту интересов крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Что касается российской экономики, то она исторически опиралась на примат государственной, коммунальной или общественной собственности, что определило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

В современных условиях рыночная система экономики превратилась из саморегулируемой в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; владельцы ценных бумаг; купцы и т. д. Основные субъекты рыночной экономики обычно делятся на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми его контролирующими, регулирующими и защитными институтами, осуществляющими власть над хозяйствующими субъектами для достижения социальных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

Если оценивать экономические цели современной экономической системы в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

  1. Обеспечение экономического роста и повышение уровня и качества жизни населения.
  2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижение лучших результатов при минимальных затратах.
  3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Каждый, кто может и хочет работать, должен быть обеспечен работой.
  4. Стабильный уровень цен. Постоянно меняющиеся цены приводят к изменениям в поведении людей и бизнеса, создают напряженность и неопределенность в экономической деятельности.
  5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны иметь высокую степень свободы в своей экономической деятельности.
  6. Справедливое распределение доходов. Справедливость в распределительных отношениях не означает выравнивания. Он заключается в том, чтобы обеспечить равный доход для равного капитала и равного труда, и чтобы ни одна группа населения не была в бедности с чрезмерной роскошью других.
  7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть, когда это возможно, активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Вывод из всего вышесказанного заключается в том, что рыночная экономика основана на принципах: предпринимательства; разнообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование; договорные отношения между субъектами хозяйствования (людьми, предприятиями); ограниченное вмешательство государства в экономическую деятельность. Также его основными характеристиками являются: конкуренция; разнообразие форм собственности (частная, коллективная, государственная, коммунальная); полная административная независимость и независимость товаропроизводителя - товаропроизводитель должен быть владельцем результатов своего труда; свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции; ориентированный на клиента рынок.

Этапы и особенности рыночной экономики

В европейских странах в конце 18 - начале 20 веков существовала экономическая система, называемая классическим капитализмом. Определенные моменты характеризуют эту систему.

Во-первых, существует полная частная собственность на экономические ресурсы. В связи с этим преобладает свободная конкуренция, которая способствует переносу капитала из одного экономического пространства в другое. И производитель, и потребитель абсолютно независимо решают, что производить и в каком количестве, какой продукт и по каким ценам покупать. Государство не влияет на процессы спроса и предложения. Соответственно, цены на товары устанавливаются спонтанно, основываясь исключительно на соотношении спроса и предложения. И, наконец, производители сосредоточены исключительно на увеличении прибыли, внедрении новых технических достижений в производственный процесс, заботе о рабочей силе и экономии используемых ресурсов.

Классический капитализм, не считая какого-либо государственного принудительного урегулирования, существует на основе частной собственности. Все основные моменты этого вида экономического развития позволили значительно повысить уровень производства, создать много нового оборудования. Однако к XX веку этот тип экономики не оправдал себя, превратившись в так называемую смешанную. Или современный капитализм.

Этот тип экономики характеризуется сочетанием рыночного механизма построения товарно-денежных отношений и государственного регулирования различных экономических вопросов. Наряду с частным сектором существует также государственный сектор. Такое активное участие государства в экономике позволяет влиять на спрос и предложение, регулировать его на макроуровне и способствовать развитию отдельных отраслей. Этот тип экономики ставит цель развития человека, его социальной защиты, что обусловлено необходимостью нового, более умного работника, движением научно-технического прогресса. Эта роль отводится государству, которое принимает активное участие в экономических процессах.

Функционирование рынка требует, прежде всего, наличия и реализации различных форм собственности (частной, муниципальной, кооперативной, государственной и т. д.). Важным условием является создание рыночной инфраструктуры. Последний включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования:

  1. товарные биржи;
  2. оптовая и розничная торговля;
  3. маркетинговые услуги.

Рынок факторов производства предполагает продажу и покупку таких факторов производства, как земля, рабочая сила, капитал. Под землей подразумевается не только сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и сырье, извлекаемое из недр земли или «удаляемое» с земли, например, хлопок. Труд интерпретируется как услуги всех работников, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, менеджеров и менеджеров фирм. Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства, здания, сооружения, машины, оборудование, а также деньги, необходимые для приобретения средств производства. Предпринимательским талантом обладают лица, организующие производство товаров и услуг, принимающие решения о том, какие товары и услуги производить, а также обладающие особым талантом - рисковать, внедрять новое оборудование, технологии, инновационные методы организации производства, новые товары в своевременно.

Финансовый рынок - это форма денежного потока. Финансовый рынок - это сфера отношений между покупателями и продавцами денежных ресурсов и инвестиционных ценностей. Это включает денежный рынок и рынок капитала. На денежном рынке наблюдается движение краткосрочных обязательств, а на рынке капитала - среднесрочные и долгосрочные обязательства. Товары на финансовом рынке - это национальная валюта, национальная валюта, ценные бумаги, банковские кредиты, иностранная валюта, золото.

Все три рынка органически связаны и взаимодействуют друг с другом. Эти три основных типа рынков подразделяются на различные субрынки, сегменты рынка. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой.

Он классифицируется на различные категории:

  1. в соответствии с экономической целью объектов рыночных отношений (рынка потребительских товаров и услуг, рынка промышленных товаров, рынка промежуточных товаров, рынка ноу-хау, рынка сырья, рынка труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т. д.);
  2. по географическому положению (местный, национальный, мировой);
  3. по степени ограничения конкуренции (монополистическая, олигополистическая, монопсоническая, свободная, смешанная и т. д.);
  4. по отраслям (автомобильная, компьютерная, нефтяная и др.);
  5. по характеру продаж (опт, розница).

Конкуренция играет важную роль в рыночном механизме. Он сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно.

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, в первую очередь, насыщением товаров массового производства, строгим акцентом на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.

Во-вторых, оно характеризуется гибким, адаптивным производством, способным удовлетворить самые сложные потребности потребителей.

В-третьих, целевые функции фирм меняются. Хотя прибыль продолжает оставаться основным стимулом для предпринимательской деятельности, фирмы заинтересованы в поддержании конкурентоспособности: в расширении рынка, изменении продукта, улучшении качества продукта и снижении затрат.

В-четвертых, происходит смена форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями, малый бизнес стал играть важную роль в рыночной экономике ведущих западных стран.

Эта организационная структура оказалась достаточно гибкой, мобильной и реагирующей на быстрое изменение требований потребителей, необходимость внедрения новых технологических возможностей, широкое использование творческого потенциала личности. Малый бизнес стал мощной экономической силой наряду с крупными корпорациями, правительством и профсоюзами.

В-пятых, в современной рыночной экономике формируется новый тип трудовых отношений, включающий участие работников в управлении и владении фирмой.

В-шестых, современная рыночная экономика по своей природе экономит энергию и материалы.

В-седьмых, идет процесс формирования «ресурсоемкой» экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг.

Преимущества и недостатки рыночной экономики

Современный рынок представляет собой сложную систему отношений между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, их экономическими связями, включая прямые прямые многозвенные контакты с участием посредников.

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки.

Его преимущества включают в себя:

  1. экономическая демократия - свобода выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии решений, заключении сделок);
  2. эффективное распределение ресурсов;
  3. гибкость, высокая приспособляемость к изменяющимся условиям, способность удовлетворять различные потребности, улучшать качество товаров и услуг, быстро исправлять дисбалансы.

Где проявляются недостатки или, как их часто называют, провалы рынка?

Рынок не в состоянии противостоять монопольным тенденциям. В условиях рыночного элемента неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. Когда рыночная среда выходит из-под контроля, монополии формируются и укрепляются. Необоснованные привилегии создаются для ограниченного круга участников рынка. Чтобы поддерживать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращали производство. Это заставляет регулировать цены, скажем, на товары сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные блага»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных благ в том, что ими могут пользоваться все, но они не обязаны за них платить. Кроме того, вы обычно не можете ограничить их использование.

Рыночный механизм не подходит для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в рыночных условиях затрагивает интересы не только ее непосредственных участников, но и других людей. Его последствия часто отрицательны.

По мере роста общественного благосостояния проблема внешних факторов становится все более острой. Увеличение количества используемых автомобилей сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют источники воды. Широкое использование химических удобрений делает пищу непригодной для употребления.

Сам рынок не может устранить или компенсировать ущерб, вызванный внешними воздействиями. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто с помощью пошива в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике, когда возникают серьезные проблемы, требуется вмешательство правительства. Он вводит строгие стандарты, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые участники экономической деятельности не могут пересекать.

4. Рынок не имеет возможности предоставлять социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по самой своей природе игнорирует социальные и этические критерии, то есть справедливость в распределении ресурсов и доходов. Это не обеспечивает стабильную занятость населения трудоспособного возраста. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению и усиливает социальную напряженность.

В современном мире огромные различия в уровне жизни людей не только сохраняются, но и увеличиваются. По данным ООН, разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 году составлял 30: 1, а в 2000 году - уже 74: 1, в 2010 году - 83: 1.

Соотношение между доходами самых богатых и самых бедных в России (соотношение средств) в первом полугодии 2009 года составило 15,8 - точно так же, как в конце того же периода годом ранее. Для сравнения, в первом полугодии 2005 года коэффициент составил 14,5, годом позже - 14,9, а в 2007 году - 15,4.

В 1998 году 20% самых богатых людей на Земле потребляли 86% мировых продуктов и услуг, в то время как самые бедные 20% потребляли только 1,3%.

К началу 2008 года доходы самых богатых 10% населения превышали доходы самых бедных 10% как минимум в 17 раз. В промышленно развитых странах этот коэффициент в два и более раз ниже.

Еще одна проблема рыночной экономики - возможность нетрудовых доходов населения. Наша недавно развивающаяся рыночная экономика уже дает много довольно очевидных примеров нетрудовых доходов. Некоторые из так называемых «новых русских» заработали миллиарды долларов всего за одно десятилетие. По данным журнала Forbes, к середине 2010 года Владимир Лисин (НЛМК) - 15,8 млрд долларов, Михаил Прохоров (Onexim) - 13,4 млрд долларов, банкир Михаил Фридман (Alfa Group) - 12,7 млрд долларов, междисциплинарный олигарх Роман Абрамович (Evraz Group) - 11,2 миллиарда долларов.

Об избыточной концентрации доходов в Российской Федерации свидетельствуют такие данные, что капитал 36 сверхбогатых людей в России (110 миллиардов долларов) в 2009 году составил 24% ВВП Российской Федерации. Причем этот капитал и доходы от них растут быстрее, чем ВВП.

Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в рыночной экономике подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, он возник в массовой форме именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Более того, наибольшее значение относительного перенаселения тесно связано с экономическими кризисами. Например, во время мирового кризиса 1857 года безработица среди членов профсоюза британской металлообрабатывающей промышленности достигла 12%. В тот же период в Соединенных Штатах, только в Нью-Йорке, число «лишних людей» превысило 150 тысяч.

Какова ситуация в постсоветской России? Ожидалось, что по мере продвижения на развитый рынок будет существовать реальная угроза безработицы. И так случилось. За 90-е годы это число практически постоянно увеличивалось и к началу 2010 года (по данным Росстата) оно составило более 7,7 млн ​​человек (2,3 млн человек официально зарегистрированы в органах занятости как безработные).

Рыночный механизм генерирует неполную и асимметричную информацию. Только в полностью конкурентной экономике все участники рынка имеют достаточно исчерпывающую информацию о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, а экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в той или иной степени.

Функционирование рыночных отношений связано со значительными моральными издержками. В современной России распространение рыночных отношений сопровождается резким снижением морали.

Таким образом, рынок (даже в его развитой, цивилизованной форме) нельзя понимать как нечто однозначно позитивное, как своего рода чудодейственное лекарство от экономических и социальных катастроф. Наоборот, это очень сложное, противоречивое, можно сказать, обоюдоострое явление.

Анализ Российской модели рыночной экономики

Этапы становления рыночной экономики в России

Есть несколько этапов развития российской экономики в 1990-х годах. Общепринято, что первый этап произошел в 1991-1994 годах, когда в стране произошли самые быстрые экономические преобразования, которые привели к ухудшению социально-экономической ситуации в стране.

На первом этапе были зафиксированы масштабное сокращение инвестиций, огромная инфляция, девальвация денежных сбережений населения, распад СССР, потеря важных внешних рынков и т. д. Именно в эти годы в стране был огромный дефицит бюджета (до 20% ВВП в год), который покрывался почти исключительно за счет кредитов Центрального банка, что на практике означало прямой выпуск бумажных денег и, следовательно, инфляцию.

В условиях высокой инфляции деньги теряли свою ценность на наших глазах, и люди пытались быстро куда-нибудь их привязать, чтобы они не исчезли, как сбережения советских времен. Все виды финансовых и инвестиционных компаний (фонды, банки, «дома») стали появляться повсеместно. Они обещали своим клиентам невероятные проценты по депозитам или доходам по ценным бумагам в рублях и иностранной валюте (пирамидальные схемы).

Одним из наиболее сложных последствий начального этапа реформ является резкое снижение уровня жизни населения.

Второй этап развития российской экономики охватывает период с 1995 года по август 1998 года. В это время были хорошие основания для оптимистических настроений в обществе. Тогда казалось, что еще немного - и начнется экономический рост, на основе которого население сможет ощутить реальные плоды масштабных преобразований. Более того, стали появляться реальные признаки макроэкономической стабилизации: снизились темпы роста потребительских цен и инфляции (до 1% в месяц), заметно сократились государственные займы, выросли цены акций многих российских компаний, динамика курса рубля по отношению к доллару. стабилизировались, валютные резервы Центрального банка увеличились с 4 миллиардов долларов (1994 год) до 20 миллиардов долларов (июнь 1997 года), в некоторых отраслях (в основном в торговле) появились признаки восстановления, темпы роста безработицы замедлились и т. д.

Однако наряду с положительными тенденциями в российской экономике развивались и другие процессы. Так, в 1995 г. потребительские цены выросли в 2,3 раза (и только в 1996-1997 гг. Прирост индекса цен составил 22 и 11% соответственно). Данные об относительном значении реальной заработной платы выглядели удручающими: в 1997 году она составляла всего 54-55% от уровня 1990 года. Правда, эти данные нельзя рассматривать в отрыве от такого показателя, как реальный объем розничного товарооборота, который в 1995-1997 годах составлял 80-90% от уровня 1990 года. Видимо, за это время увеличились легальные и нелегальные доходы, что не отражено в официальной статистике.

С 1 января 1998 года рубль был деноминирован в России (тысяча раз).

И в этот момент стало ясно, что потребительские цены в стране выросли в семь-восемь раз по сравнению с 1989-1990 годами, а тарифы на некоторые товары и услуги увеличились на порядок: например, стоимость одной поездки в московском метро. увеличился с пяти копеек. до трех рублей, то есть 60 раз. А государственные пенсии за это же время увеличились не более чем в 3-3,5 раза.

На втором этапе развития реформ одной из наиболее актуальных и решающих для экономики стала проблема государственного долга. Дело в том, что, в отличие от предыдущего периода, дефицит бюджета в 1995-1997 годах, который достиг в среднем 10% ВВП, стал покрываться менее инфляционным методом: покупка Центральным банком и некоторыми другими банками Как и иностранные инвесторы, краткосрочных государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов.

Одним из заметных явлений второго этапа реформ стало непомерное увеличение числа банков. В начале 1998 года в стране было зарегистрировано более 2,5 тыс. Банков, но из них чуть более 1,6 тыс. Фактически функционировали.

В этот период огромные внешние долги стали оказывать большое влияние на российскую экономику. С одной стороны, это были долги Советского Союза, которые Россия взяла на себя после распада СССР. К концу 20-го века долги бывшего СССР составляли 95 миллиардов долларов. Но, как вы знаете, Россия, наряду с советскими долгами, взяла на себя право взыскать долги с многочисленных иностранных заемщиков. Эти долги в настоящее время оцениваются в 130-140 миллиардов долларов.

С другой стороны, за годы реформ в России накопились новые долги. В целом сумма долгов России, накопленных после 1991 года, составила 55 миллиардов долларов, что оказало сильное давление на российскую экономику и препятствовало выходу из кризиса переходного периода.

Начало третьего этапа развития российской экономики в 1990-х годах ознаменовалось драматическими событиями августа 1998 года. 17 августа 1998 года правительство объявило о введении следующих государственных политик:

  1. отказ Центрального банка от поддержки валютного коридора;
  2. отказ от договорных условий погашения краткосрочных государственных обязательств;
  3. установление трехмесячного моратория на частные долги перед иностранными кредиторами. На практике это означало расширение и полную отмену валютного коридора, что привело к официальному обесценению рубля на валютном рынке или его девальвации. Отказ правительства от условий погашения ГКО-ОФЗ по сути означал дефолт или банкротство государства-должника. Это имело тяжелые социально-экономические последствия. Особенно тяжелые потери понесли так называемый средний класс, который как раз перед этим начал укреплять свои позиции в бизнесе.

Знаменательный 2000 год - последний год уходящего XX века - оказался весьма успешным для российской экономики. После длительного перерыва рост ВВП в этом году составил 7%, впервые бюджет был исполнен с профицитом. Постепенно в страну стали поступать иностранные инвестиции, хотя и не в той мере, в которой это необходимо России.

Одним из знаменательных событий 2001 года стало принятие Государственной Думой долгожданного Земельного кодекса, закрепившего право частной собственности на землю, закрепленное в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. В 2002 году Земельный кодекс был дополнен Законом об обороте сельскохозяйственных земель, что ознаменовало дальнейшее развитие рыночных отношений в этом важном секторе российской экономики.

Таким образом, после многих лет господства абсурдной системы в России страна меняется, преодолевая многочисленные препятствия на пути реформирования общества. Определенные успехи России на этом пути начинают завоевывать признание в мире. Наша страна уже принята в Совет Европы, Парижский и Лондонский клубы кредиторов, следующим шагом является вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития, Всемирную торговую организацию и другие международные организации. Россия, как равноправный партнер, участвует в совещаниях глав восьми ведущих мировых держав и т. д.

Развитие идеи «постиндустриального общества» восходит к 60-м годам двадцатого века, когда сформировалось восприятие современного общества как воплощения промышленного порядка. Прежде всего, происходит снижение роли материального производства и развития сферы услуг и информации; иной характер человеческой деятельности; изменились виды ресурсов, задействованных в производстве, а также произошла существенная модификация традиционной социальной структуры.

Тенденция говорить о современных обществах как о постиндустриальных (то есть ведущих капиталистических странах) была намечена к концу 70-х годов. Это связано с радикальным ускорением технического прогресса, быстрым развитием информационных технологий и быстрым изменением структуры занятости.

Наиболее фундаментальной внешней чертой постиндустриального общества является переориентация производства с создания материальных ценностей на предоставление услуг и генерацию информации. К началу 80-х годов в США и несколько лет спустя в Западной Европе валовой продукт этого сектора услуг превзошел валовой продукт в сфере материального производства. Темпы его роста в первой половине 1980-х годов также значительно превышали темпы в сфере материального производства.

Естественно, наблюдался быстрый рост числа работников в сфере услуг. Это особенно актуально для сферы профессиональных и деловых услуг (в Соединенных Штатах число работников в этой области в середине 90-х годов составляло 35% от общей численности работников). Несмотря на то, что число работников, занятых непосредственно в производственных операциях, неуклонно сокращается, составив в начале 1980-х годов только 12% в Соединенных Штатах.

В то же время за последние 25 лет в сфере услуг (здравоохранение, образование, научные исследования и разработки, финансы, страхование и т. д.) Наблюдались самые высокие темпы роста занятости.

Начинается вытеснение человека из сферы непосредственного материального производства. Большая часть рабочей силы перемещается в сектор услуг. В результате тот факт, что люди больше взаимодействуют друг с другом, чем с машиной, становится главной характеристикой работы в постиндустриальном обществе. Наряду с колоссальным ростом сектора услуг в качестве основных характеристик современных обществ (то есть ведущих стран индустриального мира) наблюдается столь же быстрое развитие информационных технологий. Внимание к проблемам информатизации сегодня настолько велико, что иногда доктрина «информационного общества» рассматривается как относительно самостоятельная концепция. По-видимому, это не совсем так, поскольку производство и потребление тесно связаны с сектором услуг, и строгое разграничение этих секторов невозможно.

Большинство исследователей видят трансформацию общества и масштаб происходящих изменений в экономике, прежде всего, в смещении производства в третичный сектор. Доля услуг в общем потреблении домашних хозяйств в Японии и США достигла 50% в начале 1980-х годов и продолжает поддерживать устойчивую тенденцию к росту.

Следует отметить, что рост занятости в третичном секторе не означает, что сфера материального производства переживает заметный спад. Скорее, наоборот. Научно-технический прогресс и информатизация, активно проникающие в традиционные отрасли промышленности, приводят не только к тому, что многие страны в последние десятилетия активно наращивают производство материальных благ, не увеличивая потребление энергии и сырья, но и к тому, что это рост происходит также без привлечения дополнительной рабочей силы. Так, в конце 1980-х годов доля американского промышленного производства, которая соответствовала его общему объему в 1973 году, обеспечивала лишь 40% от числа рабочих, которые фактически были задействованы в производстве накануне нефтяного кризиса, в 1973 году.

Информация и знания в современном мире приобретают роль важнейших производственных факторов. Это позволило ряду социологов утверждать, что стремление людей ассимилировать их заменило присвоение материальных благ в качестве основного прямого мотива производительной деятельности. Вывод, сделанный на основе вышеупомянутых тенденций о том, что производственный процесс более не является основным решающим фактором изменений, влияющих на нравы, общественный порядок и ценности общества, может показаться столь же спорным.

В России не было взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате формы собственности, сложившиеся в переходной экономике России, заметно отличаются от форм, преобладающих в зрелой рыночной экономике. Многие приватизированные предприятия не имели эффективного собственника.

Монополистические структуры, сформированные в предыдущую эпоху, оказывают существенное влияние на экономические процессы, что усложняет формирование конкурентной среды; часто практикуются криминальные формы конкуренции.

Основываясь на сильной регулирующей роли государства, российская модель рыночной экономики основана на ряде долгосрочных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства и социальная зависимость. Эти факторы в современных условиях ограничивают функции свободного рынка.

Особенности формирования рыночной экономики в России

В результате трансформации экономики в России сложилось множество форм собственности: частная, акционерная, кооперативная, государственная.

Рыночная инфраструктура экономики была развита. Рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, информационный рынок стали выходить на традиционный рынок товаров. Система частных банков легла в основу финансовой составляющей рыночных преобразований. Государство формирует экономическое законодательство с целью установления адекватных «правил игры» и поддержки конкурентного механизма экономики. По мнению многих экспертов, российская экономика неоднозначна.

Малый бизнес является важным звеном в рыночной экономике. Сегодня в России проводится активная политика стимулирования развития малого бизнеса, но в этой области у нас еще много проблем. Согласно официальной статистике, в России общее количество занятых в малом бизнесе составляет почти 12 миллионов человек. - только 18,3% экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран. Отличительной чертой малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора - по оценкам экспертов, от 30 до 50% реального оборота малого бизнеса.

Еще одна проблема в экономике - развитие такого важного сектора, как сельское хозяйство. В результате перехода к рыночной экономике макроэкономические сдвиги оказали негативное влияние на финансовую систему сельского хозяйства России. Хотя объем сельскохозяйственной продукции всех производителей в январе-марте 2012 года в текущих ценах, по предварительным оценкам, увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составил 350,1 млрд рублей, а в марте этот показатель составил 151,7 млрд долларов. рублей. (+ 4,9%). Этого недостаточно для уверенного и успешного развития сельского хозяйства.

Огромная роль государства в рыночных отношениях и государственном регулировании по-прежнему характерна для России. В 2011 году доля государственного сектора в ВВП составила около 47-50%. Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий с монопольным контролем над определенными видами деятельности. Различные инфраструктуры, производство и экспорт сырья и ресурсов, финансовые и информационные системы практически полностью контролируются государственными предприятиями - монополистами, такими как Роснефть, РЖД, Газпром и другие.

Эта система позволяет выполнять три функции:

  1. Функция управления. Без согласия и контроля со стороны государства экспорт из страны невозможен. Доступ к газопроводу, нефтепроводу и маслопроводам строго контролируется государственными компаниями. Экспорт вооружений регулируется и осуществляется только через ИО. Поставки ядерного топлива, электроэнергии и организация космических запусков находятся под контролем государства.
  2. Функция перераспределения финансовых потоков. Любая корпорация всегда имеет возможность сконцентрировать прибыль в той или иной дочерней компании холдинга за счет внутренних цен. Государство не является исключением в этом. Тарифное регулирование в стране может сделать любой бизнес прибыльным или убыточным и на законных основаниях. Для оптимального использования финансовых ресурсов существует государственный финансовый сектор, который, играя по ставке ссуд, может перераспределять финансовые потоки в любом направлении, предоставляя ссуды целевым организациям по разным ставкам, от неограниченных до супер-преференциальных.
  3. Функция мобилизации. Экономика может сконцентрировать необходимые финансовые, людские и материальные ресурсы в любой точке страны или даже за ее пределами, в любой отрасли и подотрасли.

Таким образом, в последние годы параллельно с созданием в России так называемой суверенной демократии в экономике был создан государственный сектор, который занимает особую, можно сказать, суверенную позицию. Это позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет «практической монополии внешнеэкономической деятельности и оккупации командных высот в экономике», управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что для обеспечения стабильности экономического развития необходимо увеличить долю малого бизнеса в России. Сегодня крупные корпорации распространили свое влияние практически повсеместно, и для малых предприятий практически не осталось свободных «ниш». Соответственно, необходимо снизить долю государственного сектора в экономике. Для сравнения: в США доля государственного сектора составляет около 14%, а в России около 50%.

Современные экономические проблемы в России и пути их решения

Приоритетным направлением государственной экономической политики на современном этапе является формирование инновационной стратегии национального развития, основной целью которой является повышение конкурентоспособности нашей страны за счет реализации конкурентных преимуществ товаров (услуг), ресурсов и учреждения.

В современных условиях по основным факторам и показателям конкурентоспособности Россия далеко не лидер.

Слабыми конкурентными преимуществами являются низкая квалификация менеджеров, необдуманный маркетинг, недостаточная эффективность производственных процессов, широкое использование ресурсов, узкий круг областей применения интеллектуального потенциала, низкий уровень управления компанией.

В области технологий способность воспринимать инновации низкая, защита интеллектуальной собственности практически отсутствует, передача технологий через прямые иностранные инвестиции и лицензирование иностранных технологий не установлены.

Инфраструктура характеризуется слабым развитием современных коммуникаций и недостаточными инвестициями в телекоммуникации, а последние наряду с информационными технологиями представляют основные направления технологического развития. Налоговая политика требует коренного улучшения.

Внешняя конкурентоспособность России поддерживается в основном нефтью, газом и металлами. Остальная продукция, за исключением оружия и военной техники, не конкурентоспособна на мировых рынках. Россия по-прежнему удерживает свои позиции на рынках СНГ, но экспорт услуг не соответствует масштабам экономики.

Ситуация с внутренней конкурентоспособностью несколько лучше; Продукция предприятий отечественной экономики в основном конкурентоспособна на внутреннем рынке. Основными конкурентными преимуществами российской экономики являются природные ресурсы, квалифицированная рабочая сила, высокий научно-технический потенциал, транспортные возможности, транзитный потенциал и вместительный внутренний рынок. Однако неполный переход к новой экономической системе не позволяет активно развивать эти конкурентные преимущества.

Термин «социально-экономическое развитие» принято обозначать прогрессивное изменение характеристик страны, движение к более модернизированному, качественно лучшему состоянию нашей экономики, более полное удовлетворение потребностей населения субъектов субъектов Российская Федерация.

Независимо от неблагоприятной экономической ситуации в мире, преимущества долгосрочного планирования неоспоримы. Долгосрочная концепция - один из ключевых документов, на основе которого должны разрабатываться другие акты, в том числе законодательные.

Основные приоритеты должны включать выполнение обязательств государства перед гражданами, таких как:

  1. рост пенсий и социального обеспечения;
  2. улучшение адресности социальных выплат;
  3. стабилизация ситуации на рынке труда;
  4. развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, создания учреждений по страхованию ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий;
  5. продолжение политики стимулирования жилищного строительства;
  6. развитие исследовательского потенциала высшего образования, стимулирование сотрудничества между университетами и предприятиями, привлечение ведущих мировых ученых к реализации научных проектов в России, развитие инновационной инфраструктуры университетов;
  7. сохранение и развитие производственного и технологического потенциала. Поддержка развития высокотехнологичных отраслей: космического комплекса, атомного, энергетического, радиоэлектронного, военно-промышленного комплексов, авиастроения и судостроения.
  8. развитие транспортной инфраструктуры: земля, вода и воздух, повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожного и воздушного транспорта;
  9. обеспечение закупок систем вооружения, военной и специальной техники, реализация федеральной целевой программы в области обороны и безопасности. В 2011–2013 годах ожидается относительно быстрое увеличение государственных расходов на оборону и безопасность с учетом необходимости глубокой модернизации военно-промышленного комплекса, увеличения производства и поставок современного оружия;
  10. модернизация агропромышленного и рыболовного комплексов, расширение поддержки несырьевого экспорта, развитие минерально-сырьевой базы и лесопромышленного комплекса, а также модернизация легкой промышленности;
  11. подготовка национальных мероприятий: программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи, включая финансирование развития соответствующего транспортного комплекса;
  12. совершенствование банковской системы и банковской деятельности;

Таким образом, государственные программы будут охватывать все ключевые цели и задачи социально-экономической политики и в то же время включать большую часть (до 90%) расходов федерального бюджета.

Вывод:

Процессы формирования рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. Переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики должен происходить поэтапно и иметь четко определенную экономическую политику. Основным элементом такого перехода является приватизация государственных предприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России такие процессы не имели строгого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.