Проблемы соотношения монополии и монопсонии на рынке труда региона

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль крупных корпораций в развитии региона страны
Экономические системы общества
Особенности формирования цены на рынке труда
Труд как фактор производства и особенности установление заработной платы в условиях конкуренции


Введение:

Современный мир невозможно представить без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако рынки и, следовательно, конкуренция - это не одно и то же.

Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке существует множество продавцов и покупателей, и поэтому ни один продавец или покупатель не оказывает существенного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков находятся рядом с рынками совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В результате ни один фермер и ни один покупатель не могут существенно повлиять на цену пшеницы.

Актуальность темы выражается в том, что в настоящее время российская экономика испытывает значительный дефицит инвестиционных ресурсов. В то же время население имеет сбережения, размер которых, по разным экспертным оценкам, составляет несколько десятков миллиардов долларов США. Это в основном наличные деньги, рубли и иностранная валюта.

Многие другие рынки достаточно конкурентоспособны, чтобы считаться рынками совершенной конкуренции. На мировом рынке меди, например, имеется несколько десятков поставщиков. Этого достаточно для того, чтобы если один из поставщиков выйдет из бизнеса, то влияние на цену будет незначительным.

Такая же картина наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья, таких как уголь, железо, олово или древесина. Ряд рынков с небольшим числом поставщиков по-прежнему считаются конкурентоспособными для целей анализа. Например, авиаперевозки в США обслуживаются несколькими десятками компаний, но большая часть авиаперевозок приходится лишь на несколько из них. Тем не менее, конкуренция между ними является (но не всегда) достаточно жесткой, и поэтому в некоторых случаях (но не во всех) рынок считается конкурентным.

Доход совершает своеобразный цикл в экономике: поступая в семью в обмен на собственные факторы производства (труд, землю, Капитал, бизнес), они превращаются в доход производителей, которые создавали и предлагали семье товары и услуги. Часть средств аккумулируется в виде сбережений (домохозяйства) и сбережений (предприятия). Государство также будет получать свою долю доходов за счет налогов, средств, которые оно использует для поддержки экономически слабых и бедных, а также для создания лучших условий функционирования экономики в целом. Проблема распределения доходов широко освещается в литературе по экономической тематике, а также в периодических изданиях, посвященных экономическим вопросам.

Помимо рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции, и о них, а именно о несовершенной конкуренции, речь пойдет ниже. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии, а также на рынке дифференцированной продукции. Эти понятия мы попытаемся раскрыть в основной части нашего реферата (за исключением рынка дифференцированных продуктов из-за отсутствия бумаги и информации).

Целью данной работы является комплексное изучение структуры функционирования монополий и монопсоний на рынке труда, а также сравнение и детальное изучение их на рынке труда региона.

Задачи:

  • Определение сущности монополии и монопсонии;
  • Анализ деятельности государства на рынке труда;
  • Изучение особенностей монополии и монопсонии на рынке;
  • Соотношение монополии и монопсонии на рынке труда региона.

Сущность рынка труда

Рынок является обязательной составляющей товарной экономики. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, что и товарное производство, развитием общественного разделения труда и экономической обособленностью субъектов рыночных отношений. Эти условия рождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта.

Рынок имеет много граней, и его определение столь же разнообразно. В учебнике политической экономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается следующее определение рынка, рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения. Отсюда возникает ряд других вопросов, каковы эти законы товарного производства и обращения? Как понять всю совокупность отношений между товарным и денежным обращением? Существует упрощенная трактовка рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. 

Рынок - это тип экономических отношений между хозяйствующими субъектами, это социальная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуги.

П. Самуэльсон определяет рынок как, процесс конкурентных торгов. Можно (и, возможно, лучше) определить рынок как механизм, объединяющий покупателей (носителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Это определение подходит для магазина, закусочной, автозаправочной станции, парикмахерской, фондовой и товарной биржи, отдела кадров любого предприятия.

Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественный толчок - это шумное место, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и, по возможности, обмануть его. 

Организаторы аукционов объединяют покупателей и продавцов предметов искусства, антиквариата, скаковых лошадей и т.д. Многие доставляют или распределяют свои товары по домам и квартирам в удобное для владельцев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам университета устроиться на работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Некоторые рынки являются местными, в то время как другие являются национальными и международными. Рынок возник на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Она открывала простор для предпринимательской деятельности, активно влияла на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами привела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выпал из рыночных отношений, обанкротился. Успешные становились еще сильнее, еще богаче. Неумелый, невежественный или нерадивый работник выбрасывался из трудового процесса и опускался на дно. Рыночный механизм - это механизм прогресса. Его оборотная сторона, жестокость. Последнее есть сущность всего, что живет по законам естественного отбора.

На экономическом рынке постоянно происходят революции. Повысилась цена мяса и других продуктов животноводства, покупатель перешел на картофель и хлеб, повысилась цена картофеля, и теперь, не найдя подходящей замены, потенциальный покупатель, движимый нуждой, вернулся в исходное положение для общества, он сам добывает себе пропитание на неудобной земле. Это меняет структуру производства потенциального продавца. По мере изменения потребностей и желаний человека, технологии производства, запасов природных ресурсов и других факторов производства рынок регистрирует изменения цен, количества проданных товаров и произведенных услуг.

Консолидированный рынок

Свободный рынок характеризуется следующими особенностями:

  • Неограниченное количество участников рынка и свободная конкуренция между ними;
  • Свободный доступ ко всем видам экономической деятельности всех членов общества;
  • Неограниченная свобода продвижения капитала и рабочей силы;
  • Наличие полной информации о рынке для каждого участника;
  • Спонтанное установление цен в ходе свободной конкуренции;
  • На свободном рынке ни один участник не может изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

В определенной степени можно сказать, что свободный рынок - это саморегулирующийся механизм. Однако любая система, наряду с ее достоинствами, имеет и свои недостатки.

По отношению к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем: 

  • Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровня жизни населения;
  • Не создает условий для реализации права на труд;
  • Не гарантирует полной занятости населения;
  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
  • Не создает мотивации для фундаментальных научных исследований;
  • Не защищает окружающую среду человека от загрязнения;
  • Рынок готов удовлетворить любую потребность, даже патологическую.

В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Рыночная свобода всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось продавать, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества возрастала регулирующая роль государства в организации экономической жизни. С переходом к машинному производству этот процесс стал особенно заметен. На рубеже XIX и XX веков стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство просто не способно успешно развиваться без прямой поддержки государства.

Функции рынка труда

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд является важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд является важнейшим производственным ресурсом (фактором). В соответствии с этим существуют две основные функции рынка труда. Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников. Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном привлечении, распределении, регулировании и использовании рабочей силы. Рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развитию конкурентоспособности среди его участников, повышению интереса к высокопроизводительному труду, повышению квалификации и изменению профессии. 

Классическая модель конкурентного рынка труда базируется на следующих основных принципах, большое количество работодателей, представляющих интересы фирм и выражающих спрос на рабочую силу, большое количество работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение. Поведение субъектов на рынке труда является рациональным, обусловленным достижением собственных интересов и выгод. Для них не существует жестких ограничений на свободное передвижение на рынке труда. Рабочие места, предлагаемые работодателями, и рабочая сила, предлагаемая работниками, являются однородными. Количество и объем занятости измеряется числом занятых. 

Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через гибкую рыночную цену, когда ни отдельные работодатели, ни работники не могут влиять на рыночную ситуацию в целом, равновесная заработная плата не зависит от поведения отдельных фирм или групп работников, а определяется общей ситуацией, т.е. совокупным взаимодействием всех участников рыночного процесса. 

Особенности рынка труда в России

Внутренний рынок труда в значительной степени несбалансирован. И это касается всех его разделов, регионального, профессионального, квалификационного, отраслевого, демографического. Причины кроются в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою разветвленность, не образует целостной системы.

В первые пореформенные годы одной из самых сложных задач было перераспределение рабочей силы, занятой на обанкротившихся предприятиях. В интересах решения этой проблемы государство отказалось от регулирования уровня заработной платы, отменило гарантии занятости, устранило формальные барьеры, ограничивающие мобильность рабочей силы. Чтобы смягчить негативные последствия ожидаемого резкого всплеска безработицы, а также снизить неопределенность в сфере занятости, государство запустило программу защиты работающего населения от безработицы.

Прогнозы о крупномасштабном высвобождении рабочей силы не оправдались. Более того, падение занятости было меньше, чем ожидалось, учитывая глубину спада производства. Ограниченная реструктуризация занятости и высокие темпы инфляции способствуют снижению реальной заработной платы. Несмотря на достаточно значительную мобильность рабочей силы, большинство работников не переходят на более эффективные рабочие места, а количество вновь создаваемых рабочих мест ограничено. 

Правовые пробелы (например, отсутствие законодательства о трудовой миграции), несогласованность отдельных норм и половинчатые положения сказываются на практике трудовых отношений.

Основой государственного управления рынком труда должны были стать концепция действий правительства по рынку труда на 2003-2005 годы и план действий по ее реализации. Однако это не привело к заметному прогрессу.

Недостаточная эффективность этих документов, по-видимому, связана с отсутствием четко определенной ответственности государства в отношении регулирования рынка труда.

На мой взгляд, она должна охватывать: 

  • Обеспечение занятости населения направлено на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и оказание социальной поддержки безработным гражданам; 
  • Устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;
  • Повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • Поддержка малого бизнеса;
  • Регулирование трудовой миграции;
  • Создание условий для профессиональной подготовки впервые в трудовой деятельности и развития профориентационной работы;
  • Внедрение трудовых стандартов (разработка Общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

Выделение этих сфер государственного регулирования диктуется особенностями внутреннего рынка труда.

Во-первых, неблагоприятная демографическая ситуация. Предыдущее десятилетие ознаменовалось увеличением предложения рабочей силы, численность трудоспособного населения возросла с 83,7 миллиона в 1993 году до 90,1 миллиона в 2004 году. Выход на пенсию сравнительно небольшого контингента детей войны и вступление в трудоспособный возраст среднего поколения, родившегося в 80-е годы, иммиграция из соседних стран вызвали количественный прирост трудоспособного населения. 2005 год станет последним годом роста численности трудоспособного населения.

В предыдущие годы миграция была существенным фактором увеличения численности населения. Однако в настоящее время она значительно снизилась и составляет всего 0,1%.

Снижение иммиграции и вхождение в возраст поколения 90-х годов, характеризующегося низкой рождаемостью, приводит к количественному сокращению рабочей силы и ухудшению ее качества, связанному с ранним старением экономически активного населения. 

Во-вторых, низкое качество национальной рабочей силы. Качественная структура российской рабочей силы в целом уступает западной. Разрушение системы начального профессионального образования (школы, ПТУ) и внутрифирменной переподготовки кадров крайне негативно сказалось на качестве рабочей силы. Выраженная тенденция увеличения численности лиц с высшим профессиональным образованием (доля граждан с высшим профессиональным образованием в экономически активном населении увеличилась с 17,6% до 25,8% в 1992-2003 годах) не связана с экономическим ростом, основанным на технологической модернизации. Тот факт, что более половины выпускников вузов не работают по специальности, свидетельствует о том, что предложение не соответствует спросу на квалифицированные кадры. Профессиональный уровень значительной части российских работников не соответствует международным стандартам, что делает их неконкурентоспособными на мировом рынке труда. 

Отсутствие прогнозов потребности рынка труда в специалистах определенных профессий (квалификаций) и программ подготовки специалистов, необходимых для экономики, уже создает дефицит кадров на местных рынках труда (видимо, он будет расти).

В-третьих, слабая мобильность рабочей силы. Учитывая размеры территории, это создает значительные региональные различия-избыток рабочей силы в одних регионах и дефицит в других. 

В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Марий Эл, Дагестан, Чувашия, Адыгея, Мордовия, Псковская, Ярославская, Ивановская области) возможности трудоустройства на фоне высокой безработицы крайне ограничены, на одну вакантную должность претендуют несколько десятков человек. Такая ситуация обусловлена различными причинами, но в первую очередь моноспециализацией регионов, зависимостью от нескольких крупных предприятий, испытывающих трудности в условиях кризиса.

Ограниченная внутренняя мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием рынка доступного жилья и большим количеством населенных пунктов с градообразующими предприятиями, военных городков, закрытых административно-территориальных образований (в таких населенных пунктах в настоящее время проживает более 24 млн человек), приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов, высокому уровню неэффективной занятости, росту напряженности на региональных рынках труда, росту общей и зарегистрированной безработицы, росту нелегальной миграции (по официальным данным, 1,5 млн человек). по экспертным оценкам-более 4 миллионов). 

Одним из факторов, сохранивших уровень занятости в условиях серьезного спада производства, стала эластичность заработной платы, характерная для российского рынка труда. Преобладающий уровень безработицы, вопреки распространенному мнению, в основном является синим воротничком. В 1994 году 63% безработных составляли рабочие. Среди специалистов 20,5% были безработными. 

Прямым следствием неэффективной занятости является низкая производительность труда (которая в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в экономически развитых странах), скрытая безработица и фактическое сокращение численности работающих.

Государственное регулирование монополии на рынке труда

В условиях монопольного положения покупателя рабочей силы он сокращает число занятых работников и увеличивает интенсивность труда.

В ряде случаев единственным покупателем оборонной продукции выступает Федеральное правительство России, а единственным покупателем трудовых услуг, соответствующие предприятия-фирмы. В таких случаях государство совместно с профсоюзами и покупателями трудовых услуг должно ограничить монополистический характер действий единоличных производителей. Отсутствие конкуренции между покупателями трудовых услуг в этой ситуации должно регулироваться Министерством антимонопольной политики. В практике регулирования рынка труда в США отсутствие конкурентных отношений между покупателями трудовых услуг рассматривается картельным соглашением с соответствующей оценкой Министерства юстиции и официального Арбитражного суда как недопустимое явление.

На рынке труда профсоюзы могут рассматриваться как коллективные агенты, обладающие исключительным правом вести переговоры от имени своих членов по вопросам заработной платы. Каждый профсоюз может контролировать предложение трудовых услуг, свою производительность и заработную плату своих членов. В настоящее время контроль профсоюзов за указанными параметрами рынка труда может осуществляться на основании Трудового кодекса Российской Федерации.

Государство, регулирующее низкоэффективное использование трудовых ресурсов, тем самым демонстрирует собственную неэффективность и не имеет необходимых оснований рассчитывать на уважение к себе. Двусторонняя монополия может возникнуть на рынке труда, где один продавец и один покупатель имеют возможность контролировать предложение и производительность труда, а также заработную плату. В этих условиях, без посредничества государства, возможны значительные издержки забастовки или увольнения. Предотвращение экстремальных ситуаций через государство позволит установить реальную заработную плату ниже уровня требований продавца-монополиста и выше требований покупателя-монополиста.

В условиях двусторонней монополии на рынке труда установление государством минимальной заработной платы может служить средством установления более высокой заработной платы (по сравнению с конкурентным рынком) и найма большего числа работников.

Монопсония на рынке труда 

Монопсония на рынке труда - это модель рынка, на котором фирма диктует заработную плату. В этом случае ставка заработной платы, которую должна платить фирма, напрямую зависит от количества занятых работников. Такая ситуация характерна для рынков, где существует ограниченное представительство покупающей стороны (одного или нескольких работодателей), действующих согласованно при найме работников. В условиях монопсонии кривая предельных затрат ресурсов (ПДК) будет располагаться выше кривой предложения ресурсов, поэтому фирма должна повышать ставки заработной платы при найме дополнительных работников. Максимизируя прибыль, фирма наймет меньше работников и будет платить им меньшую заработную плату, чем на конкурентном рынке труда.

Монопсония на рынке труда происходит при следующих условиях:

  • На рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой, либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих в качестве единого работодателя труда;
  • В данной фирме (группе фирм) занята основная часть от общего числа специалистов определенной профессии;
  • Данный вид работы не обладает высокой мобильностью (например, в силу социальных условий, географической изоляции, необходимости приобретения новой специальности и др.);
  • Монопсоническая фирма сама устанавливает ставку заработной платы, и рабочие вынуждены либо соглашаться на эту ставку, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии, не редкость. Такие ситуации особенно распространены в небольших городах, где действует только одна крупная фирма-работодатель труда. На идеально конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность рабочей силы абсолютна, любая фирма нанимает рабочую силу по постоянной цене, а кривая предложения рабочей силы в отрасли отражает предельные издержки найма ресурса, рабочей силы.

Этот рынок труда характеризуется следующими условиями: 

  • Сотрудники, занятые определенным видом работ, сосредоточены в основном на одной компании;
  • Этот вид работы относительно неподвижен, либо из-за географических факторов, либо из-за того, что работник имеет специальность и квалификацию, что он не может найти другую работу, не пройдя переподготовку;
  • Фирма диктует заработную плату в том смысле, что ее размер напрямую зависит от количества занятых работников.

При недискриминационной монопсонии работодатель платит всем работникам одинаковую заработную плату, равную средней стоимости труда, но для найма дополнительной единицы труда он должен предложить более высокую заработную плату, чем он уже платит, как новому работнику, так и предыдущим. В монопсонии уровень заработной платы и предельные затраты на рабочую силу являются возрастающими функциями количества используемой рабочей силы. Кривая предельных затрат на рабочую силу отклоняется от кривой предложения рабочей силы и становится более крутой.

Основные особенности монопсонии включают в себя:

  • Концентрация основной части (или даже всех) занятых в определенном виде работ на одной фирме;
  • Полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своей рабочей силы;
  • Становление монопсонистического (единоличного работодателя) контроля над ценой труда в интересах максимизации прибыли. Проиллюстрируем сначала монопсоническую ситуацию на рынке труда условными данными.

Монопсонист, нанимающий дополнительное число работников, вынужден не только привлекать вновь нанятых работников с более высокой ставкой заработной платы, но и устанавливать эту повышенную ставку для работников, которые были наняты ранее. Равновесие на рынке труда в случае монопсонии определяется точкой пересечения кривых предельных издержек на фактор (MRCL) и предельного дохода от продукта используемого фактора (MRPL), т.е. точкой е. Следовательно, в отрасли будет занято меньше рабочих, чем в условиях совершенной конкуренции (на величину LM ) и при более низкой ставке заработной платы.

Главное, что отличает ситуацию в условиях монопсонии от совершенной конкуренции - это рост ставок заработной платы при найме все большего числа работников. Другими словами, если предложение рабочей силы абсолютно эластично для совершенной компании-конкурента и фирма может нанять любое необходимое ей количество работников с одинаковой скоростью, то при монопсонии график предложения имеет обычную форму, которая увеличивается с ростом цен. И это не совсем понятно, монопсонист - это фактически компания-индустрия. Увеличение спроса на рабочую силу автоматически означает увеличение общепромышленного спроса. Чтобы привлечь дополнительных работников, их приходится переманивать из других отраслей. Соотношение спроса и предложения в экономике меняется, цены на рабочую силу растут.

Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для монопсонической фирмы предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее, чем уровень заработной платы. Действительно, пусть фирма решит нанять третьего человека в дополнение к двум рабочим. Каковы будут его дополнительные расходы? Во-первых, вам придется платить зарплату третьему работнику (допустим, 6 единиц), то есть в этой части предельные издержки будут увеличиваться в соответствии с увеличением ставки заработной платы. Но этими дополнительными расходами дело не ограничится. Во-вторых, фирме придется повысить ставку заработной платы для двух уже работающих сотрудников (с 4 единиц до того же уровня в 6 единиц). В результате заработная плата увеличится только с 4 до 6 единиц, а предельные издержки увеличатся с начального уровня 6 единиц до 10 единиц.

Заключение

В данной работе было рассмотрено понятие рудный рынок, как развивается рынок труда в России, что такое монополия и монопсония. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы.

Таким образом, рынок труда - это не только отношения между работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие в результате купли-продажи рабочей силы. Ведь рынок труда находится под огромным влиянием различных субъектов трудовых отношений, профсоюзов, защищающих интересы работников, государства, поддерживающего интересы как работников, так и работодателей через специализированные организации и законодательное регулирование трудовых отношений, а также предпринимательских объединений, создаваемых в противовес профсоюзам. Также невозможно сосредоточиться на каком-то конкретном сегменте рынка труда, считая ситуацию там общей для рынка труда в целом. Ведь государственная политика на рынке труда в целом может быть эффективной только тогда, когда она реализуется дифференцированно для каждого его сегмента. Примером может служить необходимость радикального преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая по сути является частью потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой сфере в сочетании с другими мерами в других сегментах может быть действительно эффективным.

В статье также поднимался вопрос о необходимой степени государственного вмешательства в рыночную экономику, и в частности в сферу трудовых отношений.

Современная рыночная организация, как и основные рыночные модели, имеет достаточно сложную структуру. Экономическая теория предполагает как совершенную, так и несовершенную конкуренцию. В общем, конкуренция - это экономическая конкуренция между гражданами, фирмами и странами, направленная на получение наибольшего количества (или наилучших видов) ограниченных ресурсов в их распоряжении и достижение максимальной выгоды от их использования. Однако в современном мире существуют лишь различные виды несовершенной конкуренции, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Соответственно, чистая монополия встречается довольно редко. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании, монополию книгоиздания на продажу учебников.

Итак, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, мы должны прежде всего реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.