Проблемы семейного воспитания в истории педагогики

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные механизмы познания педагогом личности обучающегося
Роль народных традиций в воспитании
Истоки народной педагогики
Этнопедагогические аспекты воспитательной работы


Введение:

Семья является социальным институтом воспитания, она осуществляет преемственность поколений, социализацию детей, что включает передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, ее основным механизмом является воспитание.

Еще до революции они говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего его мира. Ребенок ежедневно видит живую реальность вокруг себя и непосредственно вовлечен в нее. Общение в семье строится на любви, семейное воспитание не имеет границ.

В то же время семья также может быть негативным фактором в образовании. Ссоры, родительские конфликты, непоследовательность, плохой пример негативно влияют на ребенка. Взрослые допускают ошибки в воспитании: они рассматривают ребенка как свою маленькую копию, часто несправедливы по отношению к детям, применяют физические наказания и многое другое. Эти трудности связаны с отсутствием знаний по вопросам воспитания детей, недостатком выносливости, терпения и педагогического такта.

Родители нуждаются в помощи специалиста, хотя некоторые из них не осознают эту необходимость. Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо, чтобы все взрослые оказывали на него одинаковое воспитательное воздействие, учитывая возраст и индивидуальные особенности ребенка, понимая, что ему нужно знать и уметь делать в этом возрасте, и т.д. Здесь профессиональную помощь могут оказать специалисты - педагоги дошкольных учреждений.

Полемика о соотношении воспитания в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще до революции рядом таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и другие считали, что воспитание ребенка должно проводиться до семи лет в семье. Некоторые авторы были против семейного воспитания, объясняя свою позицию тем, что семья является плохим примером для детей, так как их часть - они не могут быть включены в работу, они становятся испорченными.

Таким образом, можно сказать, что вопросы семейного воспитания всегда считались актуальными, поскольку семейное воспитание имеет большое значение в воспитании, воспитании и образовании любого человека, это основа, на которой строится вся жизнь и насколько прочной и солидной это основание зависит, очень многое в судьбе человека.

Учение Я.А. Коменский о материнской школе

Ян Амос Комениус - блестящий сын чешского народа, великий просветитель, демократ, гуманист, самоотверженный борец за мир между людьми.

Комениус был одним из первых учителей, занимавшихся детальной разработкой вопросов дошкольного образования.

Развивая идеи, изложенные в «Великой дидактике» в 1633 году, Коменский сочинил для матерей, независимо от их принадлежности, руководство по воспитанию детей до школы - «Материнская школа». Он содержит тщательно разработанную программу, а также метод воспитания и обучения маленьких детей. 

Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой он подразумевал не государственное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Коменский посвятил большую главу своей «Великой дидактике» школе для матери и специальному эссе под названием «Материнская школа». Он придавал большое значение этому этапу образования, считая его первой и самой важной частью всей системы образования и воспитания подрастающего поколения, которую он развивал.

В материнской школе должны быть заложены основы физического, нравственного и умственного развития детей. В то же время Коменский напомнил, что физические и духовные силы ребенка постепенно развиваются. Он пока не может подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценным является то, что дошкольный и дошкольный возраст не кажутся ему чем-то одним. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей, Коменский предложил учитывать их индивидуальные различия. Он отметил, что некоторые способны воспринимать определенные знания и навыки на третьем или четвертом году жизни, тогда как для других они становятся доступными только в возрасте от пяти до шести лет. Комениус уделял большое внимание вопросам физического воспитания детей. Он призвал родителей, в частности матерей, очень заботиться о здоровье своего ребенка и дал конкретные инструкции по уходу за ребенком, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского вскармливать младенцев всевозможным материнским молоком, его совет дать детям как можно больше движений - дать им возможность бегать, играть, резвиться.

Комениус справедливо считал игру формой активности, необходимой ребенку. Он потребовал, чтобы родители не вмешивались в детские игры, но принимали участие в них, направляя их в правильном направлении: «Пусть они (дети) будут муравьями, которые всегда заняты: сверните что-нибудь, несите это, тащите это, сложите это сдвинь его; вам просто нужно помочь детям, чтобы все происходящее происходило разумно. Подчеркивая образовательную ценность детской игры, Комениус писал: «Во время игры ум, тем не менее, чем-то занят и часто даже совершенствуется». Он также указал на воспитательную роль игры в сближении ребенка и его сверстников и рекомендовал родителям организовывать и поощрять детей играть и играть вместе друг с другом.

Инструкции Комениуса в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но некоторые из его инструкций относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма позитивными. Так, Комениус советовал воспитывать у детей с раннего возраста стремление к активности, честности, смелости, аккуратности, вежливости, уважению к старшим. Он уделял много внимания воспитанию их любви и рабочих привычек, что должно быть осуществимо и тесно связано с их игровой деятельностью. Коменский считал средства нравственного воспитания разумными наставлениями и упражнениями для детей в позитивных, с точки зрения морали, действиях, а также в качестве положительного примера взрослых. Хотя физическое наказание широко использовалось в практике начального обучения, он предложил оказывать влияние на детей в случае проступков или неправомерных действий, главным образом путем наставления и осуждения, прибегая к наказанию только в самых крайних случаях.

В области психического воспитания Комениус поставил задачу перед матерью-школой содействовать накоплению органами чувств максимально возможного количества конкретных представлений об окружающем их мире, развивать их мышление и речь, чтобы подготовить их к дальнейшей работе. систематическое обучение в школе. Комениус считал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен изучать в области естественных наук, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т. д.; из области астрономии он должен изучить то, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии, место, где он родился и где он живет (деревня, город, крепость или замок); а также представьте, что такое гора, долина, река, город, деревня и т. д. Кроме того, он должен знать некоторые единицы времени и времени года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский хотел дать ребенку дошкольного возраста первые представления об объектах вокруг него и природных явлениях, основанных на их наблюдении.

В программу материнской школы Коменский также включил ознакомление детей с явлениями общественной жизни: в доступной для них форме они должны предоставить некоторую информацию из истории, экономики и политики. Он считал, что ребенку нужно знать, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году; знать, кто составляет его семью; иметь представление о различных должностных лиц.

Комениус считал, что в материнской школе необходимо не только учить детей «знать», но и «действовать и говорить». Он выделил навыки, которые ребенок должен приобретать последовательно год за годом. Очень ценно

Инструкции Комениуса о развитии речи у детей очень ценны. До третьего курса он советовал правильно обучать детей под руководством матерей, а не произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого и шестого лет своей жизни он предложил задавать вопросы, которые побудили бы их назвать все, что они видят дома и что они делают, и потребовали от них четкой, связной речи. Занятия по развитию речи Коменского рекомендуется проводить также в игровой форме.

Наряду с развитием у детей умения правильно говорить на родном языке, материнская школа должна начинать развивать свое мышление, которое, по словам Коменского, «проявляется уже в этом возрасте и прорастает». Он считал необходимым научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на их вопросы «а не говорить о луке о чесноке».

Комениус уделял большое внимание подготовке детей к школе на родном языке. Он рекомендовал родителям заранее пробудить в ребенке любовь и интерес к школе и поднять авторитет будущего учителя в его глазах. С этой целью он посоветовал объяснить детям, как важно учиться в школе, договориться с учителем, представить его перед началом занятий.

Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методологию дошкольного образования, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастные возможности.

Великий славянский учитель выдвинул и обосновал идею всеобщего образования на родном языке. Обобщив опыт воспитания и обучения той эпохи, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была пронизана демократией.

Можно сделать вывод, что известный чешский учитель Я. А. Комениус одним из первых разработал целостную теорию семейного воспитания. Рассматривая это как первую и наиболее важную часть процесса формирования и развития личности ребенка, он предложил особую систему обучения и воспитания для детей от рождения до шести лет под руководством их матери. Он подробно изложил свои взгляды на эту тему в работе Материнской школы. По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны быть заложены основы физического, нравственного и психического развития ребенка. Комениус потребовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в правильном направлении с точки зрения целей обучения. В связи с этим он разработал интегрированную учебную программу и даже применил ее на практике, осуществляя педагогическое патронаж ряда «материнских школ», где дети воспитывались и обучались по его методике.

Основные тезисы Комениуса выдержали испытание временем. Практика показала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная черты его характера, под руководством учителя, может лучше развивать способности ребенка, чем учителя в системе коллективного образования без участия матери.

И.Г. Песталоцци о роли матери и семьи в воспитании детей

Песталоцци - выдающийся швейцарский учитель-демократ, гуманист.

Мировоззрение Песталоцци сформировалось в то время, когда в Швейцарии началось промышленное развитие, сопровождавшееся обнищанием крестьянства. Стремясь помочь крестьянам, Песталоцци не видел другого пути, кроме просветления.

Одной из основных задач Песталоцци было воспитание крестьянских семей, где, по его мнению, «созревают семена подлинно национальной культуры».

Критикуя школы для маленьких детей, существующие в его время, Песталоцци идеализировал свою современную семью и надеялся, что матери научатся изучать «вечные и неизменные» законы природы ребенка, и будут заложены основы развития всех человеческих сил и способностей в семье. 

Мать, по словам Песталоцци, лучше всех может понять, как чувствует ее ребенок, на что он способен, на что он хочет. Зная это, она может правильно, в соответствии со своими природными особенностями, воспитывать ребенка с младенчества. «Час рождения ребенка - это первый час его обучения», - сказал Песталоцци. Он определил задачи, содержание, разработал методику начального обучения в семье. Песталоцци считал, что мать должна с юных лет развивать физическую силу ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в себе любовь к людям, вести его к познанию окружающего его мира. Семейное воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие всех естественных данных ребенка.

Придавая большое значение семейному воспитанию, Песталоцци вместе с одним из сотрудников Института Бургдорфа составил специальное руководство «Книга матерей или руководство для матерей о том, как научить своих детей смотреть и говорить». Учитывая, что первым объектом наблюдения за ребенком должно быть его собственное тело, Песталоцци в этой книге показал, как с помощью специальных упражнений мать может научить своего ребенка сначала показывать и называть части тела, их количество, свойства , функций и т. д., а затем продолжать знакомить его с объектами, которые окружают его дома, на природе, в обществе.

Желание Песталоцци систематизировать круг исходных идей ребенка, расположить их в соответствии с возрастающей сложностью и научить матерей постепенно и последовательно знакомить ребенка с его окружением, развивая на этой основе его умственные силы и способности, было очень ценным. Однако «Книга Матерей ... перегружена ненужными подробностями, а упражнения, рекомендованные Песталоцци, скучны и утомительны.

Видя, что мать является основным попечителем ребенка, Песталоцци, однако, предложил организовать специальные школы в школах для детей, которые не могут получить надлежащее образование в семье. Работа в них должна основываться на типе начального семейного образования и в корне отличаться от словесного образования, которое преобладало в обычных «школах для несовершеннолетних того времени. Организуя эти занятия, Песталоцци имел в виду преемственность между дошкольным и школьным образованием.

Песталоцци - замечательный учитель-энтузиаст, посвятивший себя воспитанию детей трудящихся. Он глубоко сочувствовал угнетенным людям, но не мог найти правильных способов облегчить его бедствия. Стремясь оказать эффективную помощь крестьянам, он посвятил все свои усилия воспитанию своих детей.

Педагогическая деятельность Песталоцци, его теория гармоничного, естественного развития сил и способностей детей, его теория начального образования, сочетание обучения с продуктивным трудом оказали огромное положительное влияние на дальнейшее развитие теории и практика социального и семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что Песталоцци отверг методы обучения, при которых дети теряли связь со своими родителями. Он считал, что необходимые методы и средства обучения должны быть освоены всеми матерями, независимо от их социального статуса и уровня образования. Любая крестьянка, самая простая женщина, согласно учению Песталоцци, способна на это.

Фундаментальная новизна педагогических взглядов Песталоцци проявилась в разработке принципа природосоответствия в воспитании ребенка. Все его силы должны развиваться естественно. Все начинается с любви ребенка к матери, затем любовь передается другим членам семьи, окружающим людям и, наконец, всему человечеству. Развивая эту идею, Песталоцци определил задачи и содержание начального воспитания в семье, разработал его методологию. Песталоцци изложил свои идеи о принципах и методах семейного воспитания в специальном пособии «Книга для матерей или руководство для матерей о том, как научить своих детей наблюдать и говорить», а также в книгах «Как Гертруда учит» Его дети »и« Азбука наблюдения ».

К.Д. Ушинский о семейном воспитании

Имя Константина Дмитриевича Ушинского (1824 - 1870) занимает особое место в истории русской педагогики. Он выстроил педагогическую систему, творчески перерабатывая современные достижения не только отечественной, но и зарубежной педагогической науки и практики.

Ушинский придавал особое значение воспитанию детей в дошкольном детстве и рассматривал этот период как шаг в общей системе воспитания и обучения.

Проблемы женского образования занимают важное место во взглядах Ушинского. По его убеждению. Мать первая, естественная учительница. Психическое развитие и нравственное воспитание ребенка во многом зависят от его педагогической подготовленности.

Для большинства населения Ушинский по-прежнему считал семью самой естественной средой для воспитания и образования детей дошкольного возраста. В нем дети получают первые впечатления, приобретают базовые знания, навыки и привычки, развивают свои склонности. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. «Одна из главных обязанностей каждого гражданина и отца семьи, - писал Ушинский, - готовить граждан, полезных для общества, от своих детей; Одним из священных прав человека, рожденного в мире, является право на надлежащее и хорошее образование. »

Чтобы выполнить этот ответственный и гражданский долг перед обществом, родители должны вдохновляться желанием сочетать свое личное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, зачем изучать педагогическую литературу; осознанно подходить к воспитательной работе, выбору педагогов и учителей, определению будущего образа жизни своих детей.

Исключительно важную роль в воспитании семьи и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста Ушинский отводит своей матери. Мать ближе к детям, заботится о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята работой вне дома; У него больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в нужном направлении.

Ушинский придавал воспитательное значение своей матери. Будучи учителем своих детей, она тем самым становится учителем людей. Из этого, по словам Ушинского, «само по себе вытекает необходимость полного комплексного образования для женщины, так сказать, не только для одной семейной жизни, но с учетом высокой цели - воплотить в жизнь результаты науки, искусство и поэзия ».

В условиях царской России, когда начальных школ было мало, Ушинский хотел видеть в лице своей матери не только учителя, но и учителя своих детей. Он рассмотрел учебник «Родное слово» (часть I) и «Руководство по обучению родному слову», которые будут использоваться в семейном воспитании и обучении детей в возрасте до 8–10 лет.

Можно сделать вывод, что для развития русской социальной мысли о семейном воспитании труд замечательного русского учителя К.Д. Ушинского стал знаковым. Впервые в его трудах ярко прозвучала тема о необходимости для родителей овладеть основами педагогического знания. Ушинский утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, осознанно подходить к процессу воспитания, выбору учителя и учителя для ребенка и определению жизненного пути для своих детей.

Т.З. Лесгафт о важности семейного воспитания

Петр Францевич Лесгафт (1837 - 1909) - учитель, общественный деятель, анатом и врач - создал научно обоснованную систему физического воспитания, оригинальную для своего времени, наиболее тесно связанную с умственным, нравственным и эстетическим развитием детей. Большое место в его творчестве занимали вопросы семейного воспитания и детских игр. Он определил продолжительность воспитания в семье семь лет от рождения, а периоды развития - проявление физического роста: переход из положения лежа в положение сидя, появление молочных зубов, артикуляция речевых звуков и т. д. По словам Лесгафта, именно в годы семейной жизни определенный тип детей развивается в результате усвоения привычек и обычаев семьи и данного района. 

В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, выдвинул для родителей требование: «пощадить личность своего ребенка», показал, насколько важно сочетать Общеизвестна свобода детской активности (наблюдение за взрослой деятельностью, явлениями, окружающими жизнь, выяснение отношений между ними и т. д.) и рациональное лидерство, любое и внимание к своим потребностям и нуждам родителей.

Т.з. Лесгафт подчеркнул период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому он придавал большое значение развитию личности человека. «Во время семейного периода жизни ребенка, - писал Лесгафт, - его тип развивается, он изучает обычаи и привычки в данной местности и семье, и поэтому этот период оказывает большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след». на все его будущее существование».

Т.з. Лесгафт видел основную задачу родителей в том, что они создают в семье условия, которые позволили бы детям с раннего возраста развиваться свободно и гармонично, активно участвовать во взрослой деятельности. Правильно поставленное семейное образование, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить его самые ценные качества: чувствительность ко всему, что его окружает, инициативность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. д.

Основными путями развития нормального типа Лесгафта считаются: личная инициатива ребенка c. размышления и действия, возможность проверить с любимым человеком и любящим человеком свои сомнения и недоразумения и желание преодолеть препятствия самостоятельно. Он писал: «Необходимо помнить, что вы не можете сделать ребенка мужчиной, но вы можете только способствовать этому и не вмешиваться, чтобы он развивал человека в себе. Необходимо, чтобы он развивал идеологическую личность и стремился в жизни руководствоваться идеалом. »

В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» Лесгафт выдвинул следующие основные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в слове и поступке при общении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитатель, признание личности ребенка, отношение к нему как к личности. «Весь секрет семейного воспитания, - писал Лесгафт, - состоит в том, чтобы дать ребенку возможность раскрыться, сделать все самому; взрослые не должны вбегать и ничего не делать для личного удобства и удовольствия, но всегда должны относиться к ребенку с первого дня его рождения, как к человеку с полным признанием его личности...».

Телесное наказание детей совершенно недопустимо. Они вредны с биологической, психологической и образовательной стороны. «Ребенок, который вырос под постоянным их использованием, является острым и изолированным типом», - писал Лесгафт. «Его характерными чертами являются подозрительность, резкость и угловатость действий, изоляция, скучная и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкой суеты и резких выходок, уступающие место полной апатии».

Рекомендовав детям создавать необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребенка», Лесгафт потребовал, чтобы родители и опекуны строго продумали, предпринимали последовательные шаги, которые требуют от детей развития навыков концентрации, дисциплины, выполнения своей работы, преодолеть препятствия и трудности в достижении поставленных целей.

Т.з. Лесгафт был знаком с практикой детских садов Фребеля за рубежом, а также с русскими платными детскими садами в Санкт-Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям надлежащего воспитания и развития детей: «Сбор детей для общих систематических занятий от двух с половиной до трех лет, когда они только повторяют (имитируют) все вокруг себя, и когда у них все еще нет ни способности к наблюдению, ни опыта, который облегчает их рассуждение и более или менее независимые действия, они могут только поддерживать и развивать стадо проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера».

Лесгафт выступил против систематических и строго регламентированных игр и мероприятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, особенно отражать деятельность близких им людей.

Лесгафт отметил, что родители и воспитатели должны учитывать такие ценные качества ребенка, как чувствительность, чувствительность, стремление к самообработке воспринимаемого, к разнообразным занятиям и играм при выборе средств обучения. «Все это возможно только в том случае, если при воспитании ребенка не проявляется определенная тенденция, они не расстраивают ребенка системой, о каждой его инициативе не предупреждают ...« Ни в коем случае, - писал он, - невозможно согласиться с тем, что начальные игры и его первые исследования были систематизированы или воспитаны педагогами и родителями, совершенно незнакомыми с характером и характером ребенка, как шаблонами».

Т.з. Лесгафт в основном правильно критиковал систему Фребеля. Он писал: «Теоретические основы Фребеля (последователя Гегеля) не выдерживают критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природой ребенка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фрабеля слишком беспочвенны и не объясняют теоретических основ его системы».

Лесгафт считал возможным использовать только определенные игры и занятия Фребеля в семейном воспитании детей, но на основе другой методологии. Он задавался вопросом, почему часто состоятельные родители часто отправляют своего единственного ребенка в детский сад, и считает, что перевод детей в детский сад «может быть разрешен только в том случае, если нет родителей или они не могут заботиться о своих детях».

Признавая существование детских садов только как неизбежное и необходимое для детей, лишенных родительской заботы и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы воспитательная работа в них была решительно изменена, с тем чтобы они приняли совершенно другой характер. Он считал, что детский сад должен походить на простую семью, чтобы иметь удобную комнату; детям следует предоставлять большую свободу в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе.

Указывая, что образованная мать П.Ф. является естественным и незаменимым учителем детей дошкольного и дошкольного возраста. Лесгафт посчитал необходимым и актуальным развивать женское образование в России.

Ценные взгляды П.Ф. Лесгафт о важной роли игр и игрушек в воспитании дошкольников в семье и детском саду заслуживает особого упоминания. Он высоко оценил игры как средство физического, умственного и нравственного воспитания детей. Он рекомендовал, чтобы родители и педагоги широко использовали желание дошкольников делать домашние игрушки, которые доставляли им огромное удовольствие и удовлетворение. «Для ребенка гораздо выгоднее, если он готовит для себя все объекты своей деятельности или развлечений, чем если он приносит ему подготовленные и разноцветно украшенные игрушки с различными механизмами и непостижимыми для него преобразованиями; они будут только бить его, и он немедленно сломает их, чтобы выяснить причины явлений, которые он заметил».

Таким образом, П.Ф. Лесгафт в своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» сформулировал научные основы семейного воспитания детей, выдвинул требование к родителям «пощадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетать известная свобода деятельности детей и разумное лидерство, внимание к их потребностям и потребностям со стороны родителей. Лесгафт придавал особое значение развитию личности ребенка от рождения до семи-восьми лет. В этот период он видел главную задачу родителей в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям с раннего возраста развиваться свободно и гармонично.

Л.Н. Толстые мысли о воспитании детей в семье

Гениальный русский писатель Лев Толстой (1823 - 1910) также известен как выдающийся учитель. Начало педагогической деятельности Толстого восходит к 60-м годам. XIX век, когда он открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и начал издавать одноименный журнал "Ясная Поляна". В 70-х гг. На основе богатого практического опыта в обучении детей чтению и письму он создал Азбуку и Новую Азбуку. L.N. Толстой обогатил дидактику точными наблюдениями и оригинальными выводами, связанными с процессами сознательного и творческого усвоения знаний, основанных на интересе к внешнему миру. Он считал, что развитие - это процесс самопроизвольного раскрытия качеств, присущих ребенку от природы, и поэтому задача воспитателя заключается в том, чтобы осторожно содействовать этому развитию. 

Л. Н. Толстой был сторонником семейного воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он считал воспитание детей одной из самых важных задач и обязанностей родителей.

Толстой считал основным условием начального семейного воспитания детей здоровую семейную жизнь, согласие родителей, взаимное уважение между ними, их единый подход к детям и воспитанию, образцовое поведение их отца и матери, их постоянное нравственное самосовершенствование, близость, тесное общение между родителями и детьми

Родители должны прививать своим детям с раннего возраста любовь и привычку к работе. «Привычка праздной жизни для человека хуже всех жизненных катастроф. Поэтому очень важно, чтобы дети с раннего возраста учились работать Самообслуживание, выполнимое физическое руководство, ремесленный труд, работа в сельском хозяйстве не только помогут им стать независимыми людьми в будущем, но и будут способствовать их нравственному воспитанию.

Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоничное развитие их сил и способностей. Родители должны защищать и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, разговаривать с ними, читать детские книги, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств у детей.

L.N. Толстой выступал против применения телесных наказаний в семенном воспитании детей и защищал так называемое естественное наказание детей, которое, по его мнению, научило их связывать причину с последствиями злодеяний Л.Н. Толстой создал замечательные учебные книги «Азбука», «Книги для чтения». Его рассказы и книги для детей реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались как в семейном воспитании, так и в дошкольных учреждениях и служили умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Многие его рассказы о природе и людях, а также сказки в настоящее время используются в советских детских садах, школах и читаются детям дома.

Педагогические взгляды Льва Толстого содержат, как уже отмечалось, глубокие противоречия, крайности, реакционные мысли, демонстрирующие его исторически классовые ограничения как идеолога «первобытной крестьянской демократии» (религиозное образование, отказ от определения социальной цели образования, идеализация природы). детей, требование организации примитивных школ для людей и т. д.). Однако в педагогических высказываниях и педагогической деятельности Льва Толстого было много ценного, что способствовало развитию оригинальной русской педагогики.

«... Для Толстого, - писал Н. К. Крупская, - педагогика не была мертвой, замороженной доктриной. Для него она была живой, сложной и развивающейся.

Его большая заслуга в том, что он ставил каждый, казалось бы, чисто педагогический вопрос (о программе чтений, наказаний и т. д.) резко во всей его ширине, не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Предположим, что Толстой неправильно решил какую-то конкретную проблему, но поставил ее не как узкого специалиста, а как «гражданина своей родины», мучительно ища ответ на него и заставляя его искать и читателя ... Его влияние, несомненно, оставило неизгладимый след в русской педагогической мысли ....

Можно сделать вывод, что Лев Толстой оставил нам литературное наследие. Отдельные труды, посвященные нравственным проблемам, раскрывают целостную картину педагогических взглядов писателя, которая не будет преувеличением назвать теорию развития личности. С момента воспитания детей Толстой считал одну из важнейших задач и обязанностей родителей, особое внимание уделял внутрисемейным отношениям взрослых, определял конкретные требования к полезности их контактов с детьми. Толстой видел главное условие семейного воспитания в здоровой семейной жизни, согласия родителей, взаимного уважения между ними и тесного общения родителей и детей.

Макаренко по вопросам семейного воспитания

Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939) - педагог, писатель. Обладая мышлением учителя-теоретика и экспериментальным талантом, он связывал всю свою деятельность с учебной практикой. Его работы оказали значительное влияние на дисциплины, смежные с педагогикой, которые в настоящее время активно развиваются, такие как социально-педагогическая психология и др. Работы А.С. Макаренко о проблемах семейного воспитания, в которых учитель убеждает родителей серьезно относиться к своему ребенку, широко известны. начиная с первых минут своей жизни. 

А. С. Макаренко уделял большое внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают начальное образование и который наряду с государственными образовательными учреждениями влияет на надлежащее развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семьи будут получать правильное образование, которое признает себя частью советского общества, в котором деятельность родителей ?! считается вопросом, необходимым для общества.

Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркнул, что это был «свободный советский коллектив», который не мог подчиниться произволу своего отца, как это было в старой семье. У родителей есть власть и авторитет, но они не безудержны в своих действиях. Отец является ответственным сотрудником; он должен быть примером для детей как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок - это не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они несут ответственность перед советским обществом.

По словам Макаренко, в семье должно быть несколько детей. Это предотвращает развитие детских эгоистических пристрастий, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию у каждого ребенка черт и качеств коллективиста, способности уступать другим и подчинять свои интересы другим.

Родители, как уже упоминалось, должны проявлять требовательную любовь к детям, не поддаваться их прихотям и прихотям, иметь заслуженный авторитет в глазах детей. А. Макаренко отметил, что родители часто заменяют реальный авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных типов ложных авторитетов родителей. Первое, что он называет властью, подавлением, когда в семье возникает отеческий ужас, превращая мать в бессловесного раба, который пугает детей. Вызывая постоянный страх у детей, такие отцы превращают детей в забитых, безвольных существ, из которых вырастают либо бесполезные люди, либо тираны. Второй вид ложного авторитета - авторитет расстояния. Он основан на желании родителей держать детей подальше от себя, не допускать их к своим интересам, поступкам, мыслям. Поскольку авторитет расстояния неразумен, фамильярность также неприемлема в семье. Макаренко считал авторитет любви одним из самых опасных ложных авторитетов. Он решительно осудил родителей, которые балуют, балуют своих детей, бесконтрольно обливают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ничего не отказывая. Именно таким поведением родителей Макаренко выступил против своей доктрины требовательной любви к человеку. Он также говорил о таких ложных авторитетах, как авторитет чванства и подкупа. Он считал последних, самых аморальных, резко осужденных родителей, которые добиваются хорошего поведения от детей только с помощью наград. И С. Макаренко отметил, что такое обращение с родителями с детьми влечет за собой моральное разложение детей.

А.С. Макаренко справедливо подчеркнул, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан Советского общества, а также правильном образе семейной жизни, являются важнейшими условиями благополучия -установлено семейное воспитание. Он дал совет родителям о том, как воспитывать детей на работе, как организовать семейные отношения детей разного возраста в семье, помочь детям в школе, управлять их играми и укрепить их дружбу с друзьями.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии педагогической науки. Он разработал много конкретных вопросов теории образования. Он создал замечательные произведения, в которых характерные черты нашей реальности показаны в художественно обобщенных образах, раскрыт способ воспитания нового человека.

Таким образом, Макаренко считал главным условием семейного воспитания целостную семью, сильную команду, где отец и мать живут вместе друг с другом и с детьми, где царят любовь и взаимное уважение, где существует четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных типов родительского авторитета. Он противопоставил их истинному авторитету, главной основой которого являются жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, потребовал, чтобы родители честно и разумно управляли своими детьми, осознавали свою ответственность перед обществом за свое воспитание. По его мнению, в каждой семье свое хозяйство, ребенок является членом семьи и, следовательно, участником всей семейной экономики. С раннего возраста, в семейных условиях, ребенок привык к своей будущей экономической деятельности в более широком масштабе. Именно здесь, в условиях семейной экономической деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, забота, бережливость, ответственность, ориентация и эффективность.

Вывод:

Обзор мнений великих педагогов, мастеров своего дела, которые провели тщательный анализ актуальных проблем семейного воспитания, показал, что во все времена фон в семье, способность родителей сохранять любовь и тепло для каждого другие и дети играют огромную роль в семейном воспитании.

Из этого можно сделать вывод, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. У детей, растущих в атмосфере любви и понимания, меньше проблем, связанных со здоровьем, учебой, общением и наоборот, как правило, нарушение отношений между родителями и ребенком приводит к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Таким образом, для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором он получает начальное образование, живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Семья наряду с государственным образованием влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Семья имеет большое значение в воспитании, воспитании и образовании любого человека, это основа, на которой строится вся жизнь, и от того, насколько прочным и прочным этот фундамент зависит, многое зависит от судьбы человека. И только в здоровой семье полноценно развитые дети могут расти со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.