Проблемы развития творческого мышления у школьников

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Школа: обучение или воспитание?
Имидж преподавателя в процессе обучения
Принципы педагогической работы
Современные мультимедийные и иные возможности в образовании


Введение:

Вся человеческая жизнь постоянно ставит острые и неотложные задачи и проблемы. Появление таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности все еще много неизвестного, скрытого. Поэтому нам необходимо все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, независимо от того, какие новые тенденции, порожденные требованиями времени, проникают в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одним из основных общеобразовательных и образовательные задачи. Интеллектуальное развитие является наиболее важным аспектом обучения молодого поколения.

Успех интеллектуального развития ученика достигается в основном на уроке, когда учитель остается наедине со своими учениками. А степень интереса студентов к обучению, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию зависят от его способности «наполнить сосуд и зажечь факел», от его способности систематически систематизировать познавательную деятельность, их интеллектуальное развитие, которое убедительно доказано современной психологией и педагогикой.

В современном мире креативные и неординарные способы решения проблем, спрос на людей, которые могут мыслить нестандартно, очень важны. Чтобы добиться успеха в дальнейшей жизни, очень важно развить оригинальность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей для достижения большего в жизни.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин И.С. Якиманская и другие

Хотя эта проблема достаточно подробно рассмотрена в психологической, педагогической и методической литературе, ей не уделяется должного внимания в школьной практике. Поэтому мы выбрали тему для нашей работы: развитие творческого мышления у младших школьников.

Создание условий, способствующих развитию творческого мышления у младших школьников.

Гипотеза: развитие оригинальности, беглости, гибкости, воображения, выразительности, артистизма способствует развитию творческого мышления у младших школьников.

Задачи: творческое мышление, творчество школьника:

  1. Изучить психологическую литературу по проблеме творческого развития личности.
  2. выявить уровень креативности мышления у учащихся начальных классов.
  3. Разработать программу развивающих мероприятий, направленных на развитие творческого мышления у учащихся начальных классов.
  4. Проводите развивающие занятия с младшими учениками.
  5. Пересмотреть проявления творческого мышления младших школьников, сделать программу развития более эффективной. Предмет исследования: условия, влияющие на развитие творческого мышления у учащихся начальных классов.

Объект исследования: творческое мышление младших школьников. Метод: эксперимент, анализ литературных источников, наблюдение. Методы: графическая проверка нестандартного мышления Ясюкова; Тест на креативность, Торранс (короткий невербальный). Образец: ученики третьего класса. 

Теоретические основы развития творческого мышления у учащихся начальных классов

Понятие креативного мышления

В зарубежной психологии творческое мышление чаще ассоциируется с термином «творчество». В 60-х годах XX в. Стимулом для выделения такого типа мышления стала информация об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последнее зависит от способности быстро и по-разному использовать информацию, представленную в задачах. Этот тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Э. П. Торренс) был назван творчеством и начал изучать его независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-то нового.

Чтобы определить уровень креативности, Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность.

Среди них:

  1. беглость мысли - количество идей, возникающих за единицу времени;
  2. гибкость мышления - способность переключаться с одной идеи на другую;
  3. оригинальность - способность выдвигать идеи, которые отличаются от общепринятых взглядов;
  4. любопытство - чувствительность к проблемам в окружающей среде;
  5. умение развивать гипотезу;
  6. нереальность - логическая независимость реакции от раздражителя;
  7. фантастичность - полная изоляция реакции от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
  8. умение решать проблемы, то есть умение анализировать и синтезировать;
  9. возможность улучшать объект путем добавления деталей;
  10. и так далее.

E.P. Торрес выделяет четыре основных параметра, которые характеризуют творчество:

  1. легкость - скорость текстовых заданий;
  2. гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другой во время ответов;
  3. оригинальность - минимальная частота этого ответа для однородной группы;
  4. точность заданий.

Особый тип мышления, называемый креативностью в зарубежной психологии, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, но суть этого свойства еще не до конца выяснена.

В отечественной психологии проблемы творческого мышления человека также широко развиты. Это ставится как проблема продуктивного мышления, в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что продуктивный и репродуктивный компоненты переплетаются в любом мыслительном процессе. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой активности и характера творческого мышления.

И И. Лернер характеризует творческое мышление для своего продукта. Студенты в процессе творчества создают субъективно новое, одновременно проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д.Б. Богоявления, творчество является ситуативно-стимулированной деятельностью, проявляющейся в стремлении выйти за границы данной проблемы.

По словам В.Н. Дружинин, креативное мышление - мышление, связанное с трансформацией знаний (сюда он включает воображение, фантазию, генерацию гипотез и т. д).

Суть творческого мышления заключается, по мнению Я.А. Пономарев, к интеллектуальной деятельности и чувственность (чувствительность) к побочным продуктам его деятельности.

Я.А. Пономарев В.Н. Дружинин В.Н. Пушкин и другие российские психологи считают основным признаком мышления несоответствие цели (плана, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе реализации и связано с генерацией «побочного продукта», который является творческим результатом.

Подчеркивая признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неуправляемость воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Вторым признаком творческого мышления является спонтанность, внезапность творческого акта из-за внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой процесса в целостной психике как системы, порождающей активность личности.

Другое дело - оценка продукта как креативного. Здесь вступают в силу социальные критерии: новизна, значимость, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением связаны два личных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к вторичным образованиям, возникающим в процессе мышления.

В качестве «ментальной единицы» измерения креативности мыслительного акта, «кванта» креативности, Ю. А. Пономарев предлагает рассмотреть разницу в уровнях, доминирующих в постановке и решении проблемы.

И И. Лернер считает, что в основе творческого мышления лежат следующие особенности: самостоятельная передача знаний и навыков в новой ситуации; видение новых проблем в привычных, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры исследуемого объекта, то есть быстрое, иногда мгновенное освещение частей, элементов объекта в их отношении друг к другу; способность видеть альтернативу решению, альтернативный подход к его поиску; способность объединять ранее методы решения проблемы в новый метод и способность создавать оригинальный метод решения со славой других.

Овладев этими чертами, вы сможете развить их до уровня, определяемого естественными наклонностями и рвением. Тем не менее, вышеуказанные черты характеризуются одной способностью - «они не ассимилируются в результате получения информации или демонстрации действия, они не могут быть переданы, кроме как путем включения в осуществимую деятельность, требующую проявления определенных творческих черт и, таким образом, формирования этих черт». 

D.B. Крещение было выделено (1983) единицей измерения творчества, называемой «интеллектуальной инициативой». Он рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющийся в продолжении умственной деятельности сверх того, что требуется, за пределами решения проблемы, которая ставится перед человеком. Основную роль в определении творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные качества. Основные характеристики включают в себя: познавательную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Вице-адмирал Крутецкая структура творческого мышления в математике выглядит следующим образом:

  • умение формализовать восприятие математического материала, уловить формальную структуру задач;
  • способность к логическому мышлению в области количественных и качественных отношений, числовой и символической символики, способность мыслить математическими символами;
  • умение совершенствовать процесс математического мышления и систему соответствующих действий, умение мыслить в сложенных структурах;
  • гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
  • стремление к ясности, простоте, экономической эффективности и рациональности решения;
  • способность быстро и свободно перестраивать направление мыслительного процесса, переключаясь с прямого на обратное мышление;
  • математическая память (обобщенная память для математических отношений, типичные характеристики, схемы рассуждения и доказательства, методы решения задач и принципы перехода к ним);
  • математическая направленность ума.

Также к творческому мышлению В.А. Крутецкий приписывает следующие «несущественные» составляющие: скорость мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память для чисел, чисел, формул; способность пространственных отношений; способность визуализировать абстрактные математические связи и зависимости.

Структура творческого мышления представлена ​​в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, урезанным и гибким мышлением в области математических отношений, числовой и символической символики и математического мышления».

Итак, в российской психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной, но и с качественной стороны. Тем не менее, в этой области еще мало исследований.

Таким образом, творческое мышление - это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показатель, характеризующий творческое мышление и на котором я буду основываться в своем исследовании, является следующим: беглость, гибкость и оригинальность мышления.

Свободное владение включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть скорость переключения текстовых заданий и точность задания.

Гибкость мыслительного процесса - это переход от одной идеи к другой. Возможность найти несколько разных способов решения одной и той же проблемы.

Оригинальность - минимальная частота этого ответа для однородной группы.

В психологии развития существует три подхода к проблеме развития творческого мышления:

  1. генетический, который отводит основную роль наследственности;
  2. экологическая, представители которой считают внешние условия решающим фактором развития;
  3. генотип - экологическое взаимодействие, сторонники которого различают разные типы индивидуальной адаптации к среде в зависимости от наследственных признаков.

В нашей работе мы будем придерживаться трех подходов, согласно которым развитие творчества происходит по следующему механизму: на основе общей одаренности, системы мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самореализации) формируется под влиянием микросреды и подражания, а общая одаренность превращается в актуальное творчество.

Однако в этом подходе есть несколько направлений. В.Н. Дружинин В.И. Тютюнина и другие считают необходимым развитие креативного мышления:

  • отсутствие регуляции предметной активности, точнее - отсутствие выборки, регламентированного поведения;
  • наличие положительного образца творческого поведения;
  • создание условий для имитации творческого поведения и планирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
  • социальное подавление творческого поведения.

Они различают условия и повседневную жизнь человека и уровень творческого мышления, которого он достиг. Эта идея по сути бихевиористская и заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые ведут к обучению: повторение и подкрепление. И этап имитации является необходимым звеном в развитии творческой личности.

Дж. Вулвилл и Р. Лоу не сводят развитие творческого мышления к накоплению опыта, а представляют его как структурное изменение в операционном составе. Развитие (в рамках теории Дж. Пиаже) интерпретируется как возникновение сбалансированной структуры или уравновешивания (возникновение когнитивного конфликта). Креативное мышление развивается через процессы, подобные «уравновешиванию» и запускаемые при возникновении когнитивного конфликта.

П.Я. Гальперин разработал метод развития, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального обучения (А. Бандура) заключается в том, что мы можем учиться, наблюдая за поведением других людей и принимая его модель. Образцы творческого поведения могут передать конкретный подход к решению проблем, к определению области поиска.

Идея социально-активного конфликта предполагает, что взаимодействие субъектов с разными точками зрения на проблемы и разными стратегиями решения проблемы приводит к внутреннему конфликту и дисбалансу, что дает толчок творческому развитию личности (В. Дуаз и Г. Муньи).

Таким образом, существуют две области проблемы развития креативного мышления:

  • влияние условий образования и повседневной жизни;
  • проведение эксперимента по развитию.

Развитие происходит в процессе обучения и воспитания. Он формируется в процессе взаимодействия с миром, через овладение в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, искусства. Следовательно, можно говорить об особом, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формировании воздействия.

Возрастные особенности ученика начальной школы

Физиологические особенности

В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношения между собой и окружающими, начинает понимать социальные мотивы поведения, моральные оценки, значимость конфликтных ситуаций, т. е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то сейчас учеба стала эквивалентом трудовой деятельности, а оценка окружающих зависит и определяется успехом школы.

Две самые распространенные ошибки в воспитании детей. Во-первых, родители стараются вписать ребенка в воображаемый идеал, независимо от врожденных свойств нервной системы, ее склонностей и желаний. Вторая ошибка заключается в том, что родители стремятся к тому, чтобы ребенку было «комфортно». Следствием этого является школьный невроз.

Школьный невроз - это диагноз, который выявляет специфические нервные расстройства, возникающие после того, как ребенок приходит в школу. Однако совершенно неверно полагать, что единственной причиной невроза является трудность школьных занятий. Школа является лишь индикатором, который выявляет проблемы и неудачи предыдущего образования. Именно ошибки в образовании вызывают невроз. В раннем школьном возрасте дети со слабым типом нервной системы (подозрительным, внушаемым, впечатлительным) могут испытывать ипохондрические жалобы. Например, дети начинают жаловаться на головные боли, головокружение, боли в сердце и т. д. Такие неврозы являются результатом частых разговоров взрослых о различных заболеваниях, в то время как дети не притворяются, не изобретают болезни. Сама болезнь их находит, благоприятно решая болезненную проблему - нельзя ходить в школу. Заболевание становится желанным для детей. Отсюда использование терминов «условная желательность», «условная приятность». Однако следует отметить, что школьные неврозы не всегда развиваются по механизму условной желательности. Они могут быть построены по механизму патологически усиленной условной связи. Такой механизм развития невроза характерен для детей, ослабленных хроническими заболеваниями. Например, на фоне нервной рвоты в желудке могут возникать нервные спазмы. Лечение таких расстройств намного сложнее, чем лечение условно желательных нервных заболеваний.

Школьные неврозы нельзя спутать с уловками, к которым часто прибегают дети. Больной или не болеющий, получается по эмоциональной реакции в ответ на разрешение не ходить в школу и на все последующее поведение ребенка. Поблажка родителей в этом случае, во-первых, приучает детей ко лжи, а во-вторых, при неблагоприятных обстоятельствах может способствовать возникновению настоящего школьного невроза.

Три способа выйти из родительской опеки:

  1. подчиняться
  2. бунтовать,
  3. адаптироваться.

В первом случае дети становятся напуганными, настороженными, робкими, трусливыми, подозрительными, неуверенными в своих способностях. Они отчуждены от общества детей, опасаясь насмешек и избегая участия в общих играх из-за неловкости и трусости. В лучшем случае они уходят из реальной жизни в мир фантазий.

Второй выход - бунтовать (выходить из дома, бродить, отказываться от еды или школы). Врачи называют это восстание реакцией неудачи.

Третий выход - адаптация. Дети с сильным типом высшей нервной деятельности обычно приспосабливаются. Они разрабатывают особую поведенческую тактику - дуальность: тайное послушание, образцовое поведение в глазах взрослых и, в качестве компенсации, злые дела, изощренное издевательство над слабыми в отсутствие взрослых. Этот тип реакции не приводит к дезадаптации в школе, поэтому такие дети очень редко попадают в поле зрения врачей и учителей, но наблюдается негативное формирование личности.

Невротические реакции, которые развиваются в результате чисто педагогических ошибок: когда теряется контакт между учеником и учителем, когда учитель ведет себя несправедливо по отношению к ребенку (дидактогения).

Школьный невроз характерен только для младшего школьного возраста. Это связано с тем, что в этом возрасте впервые появляется самосознание, осознание своих отношений с внешним миром. Поскольку осведомленность еще не на высоком уровне, нервные заболевания этих лет еще не полностью развиты. Там нет типичных взрослых неврозов в младшем школьном возрасте, но предпосылки, многие симптомы похожи на взрослых.

Истерические симптомы - паралич, онемение, задержка мочи, нервный кашель, нервная рвота, воображаемая слепота и глухота.

Психастения или психастенические симптомы - это «умственная жвачка», когда человек долго и утомительно мыслит логически, продумывает каждое действие, каждый шаг, каждое движение.

Неврастения (астенический невроз) - общая слабость, вялость, усталость, истощение, непереносимость любых психических нагрузок, быстрое истощение активного внимания. Чрезмерная усталость особенно опасна для детей, ослабленных хроническими соматическими заболеваниями, для детей, которые перенесли травму или асфиксию во время родов. Иногда эти симптомы возникают в результате временного ослабления центральной нервной системы после инфекционного заболевания (корь, скарлатина, грипп).

Депрессивный невроз - дети с депрессией реагируют на болезнь, смерть, развод родителей или длительное расставание с ними. Возникновение депрессивного невроза может быть связано с школьной недостаточностью, когда предъявляются повышенные требования к ребенку, испытывающему собственную неполноценность при наличии того или иного заметного физического дефекта.

Л.С. Выготский писал, что каждый дефект у ребенка вызывает в нем мощные компенсаторные силы, а в некоторых случаях этот дефект становится источником необычайно сильного и быстрого психического развития. Необходимо всячески поддерживать эти силы, рационально руководить интересами, чтобы преодолеть чувство неполноценности.

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, каждый возрастной период характеризуется определенной ситуацией социального развития (отношение ребенка к реальности); ведущие занятия, в которых ребенок интенсивно осваивает эту реальность; крупное новообразование, которое происходит в конце каждого периода.

Возраст от 6 до 7 лет считается в возрастной психологии чрезвычайно важным с точки зрения появления психологических новообразований, которые позволяют ребенку перейти на новый этап возрастного развития, то есть стать учеником начальной школы, освоить новый тип ведущая деятельность - учеба. Когнитивная деятельность мотивируется любопытством и желанием общаться с умными людьми, поэтому основной задачей является формирование познавательного мотива с помощью предметов. Принцип систематической работы по развитию всех учащихся становится особенно значимым при работе с 6-летними детьми.

Основным методом обучения в этот период являются конфиденциальные беседы, такие как беседы, проводимые ребенком в семье или в кругу сверстников, экскурсии, наблюдение (прорастание чего-либо, рост, построение, различия и сходство), практическая работа, познавательные игры.

Характеристика психических процессов:

  • Преобладает недобровольное внимание, которое можно поддерживать в течение 1-2 часов, первые попытки организовать произвольное внимание. Количество внимания невелико, распределение слабое, случайная избирательность. Внимание движет внешними знаками;
  • В этот период восприятие становится более сфокусированным. Отмечается неуверенность в различении мелких деталей, ребенок схватывает только общее впечатление, изображение знака, а детали ему не важны. Категоризация восприятия способствует сочетанию восприятия с мышлением;
  • Память и воображение уже должны быть сформированы, потому что эти психические функции были основными психическими новообразованиями предыдущих периодов; у ребенка должны быть основные мнемонические приемы. Память получает мощный импульс, но сила хранимого материала может не измениться. Развивается словесно-логическая память с соответствующими методами запоминания;
  • К 7 годам абстрактное мышление у детей только начинает формироваться, то есть вторая сигнальная система находится на стадии развития и улучшения, на начальных стадиях улучшения. Физиологически у детей этого возраста преобладает первая сигнальная система. Критерием развития мышления может быть количество вопросов, задаваемых ребенком;
  • По мере взросления у детей младшего школьного возраста обнаруживается гендерная поляризация. В то же время, наряду с поляризацией, появляются первые признаки влечения к противоположному полу, первые признаки сексуальности. У девушек она обычно окрашена в романтические тона. У мальчиков влечение к противоположному полу часто выражается в грубой манере. Девочки, к которым мальчики не привязаны, иногда чувствуют себя обделенными и часто провоцируют самих мальчиков на всевозможные грубости. На этом этапе важно обеспечить социально приемлемое и поощряемое проявление естественных тенденций ребенка;
  • Ребенок учится в школе во время кризиса в своем собственном развитии, это связано с определенными особенностями его поведения. Ребенок переходит от ориентации к усвоению социальных норм и отношений (в дошкольном возрасте развитие этих норм происходило в ролевой игре, как ведущей форме деятельности) к преобладающей ориентации на усвоение методов действия с предметами (в младшем школьном возрасте учебная деятельность будет ведущей);
  • Непосредственным условием образовательной деятельности являются игры по правилам, которые появляются в конце дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок должен был научиться сознательно подчиняться правилам, и эти правила легко становятся для него внутренними, а не принудительными;
  • Выявить особенности готовности ребенка к школе можно через особенности взаимодействия первоклассника со взрослыми (учителями, родителями), сверстниками и с самим собой.

Именно в сфере общения ребенка и взрослого происходят значительные изменения к концу дошкольного возраста. Если вы попытаетесь пометить их одним словом, оно будет произвольным. Именно общение с учителем может составить первую группу трудностей для ребенка. Общение приобретает определенный контекст, становится не ситуативным. К началу обучения общению со взрослыми дети получают возможность полагаться не на личный ситуационный опыт, а на весь контент, который создает контекст общения, понимание позиции взрослого и условное значение вопросов учителя.

Именно эти особенности необходимы ребенку для выполнения учебного задания - одного из важнейших компонентов учебной деятельности. Что значит быть в состоянии принять учебное задание? Это означает способность ребенка выделять вопрос-проблему, подчинять ему свои действия и полагаться не на личную интуицию, а на те логические семантические отношения, которые отражаются в условиях проблемы. В противном случае дети не смогут решить проблемы не из-за недостатка навыков или умственной недостаточности, а из-за неразвитости общения со взрослыми. Например, они либо будут случайным образом действовать с предложенными числами, либо заменят задачу обучения ситуацией прямого общения со взрослым. Таким образом, учителя, работающие в первом классе, должны понимать, что случайность в общении со взрослыми необходима детям для выполнения учебного задания. Причиной возникновения произвола в общении являются ролевые игры. Поэтому необходимо выяснить, могут ли дети первого класса играть в такие игры. 

Вторая группа возможных трудностей в работе учителей с детьми в первом классе может быть связана с недостаточным развитием общения и способностью детей взаимодействовать друг с другом. Психические функции сначала формируются в коллективе в виде взаимоотношений детей, а затем становятся функциями психики человека. Только соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в среде коллективного обучения. Общение со сверстниками тесно связано с таким важным элементом образовательной деятельности, как образовательная деятельность. Овладение учебной деятельностью дает ребенку возможность изучить общий способ решения целого класса проблем. Дети, у которых нет общего пути, как правило, могут решать только задачи, идентичные по содержанию. Установлено, что усвоение общих методов действия требует от учащихся умения смотреть на себя и своих действий со стороны, требует внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы, т.е. коллективной деятельности. 

Чтобы сформировать соответствующий уровень общения со сверстниками (если это не было сделано до школы), вы можете провести целую систему занятий в рамках предмета «Введение в школьную жизнь» и других академических предметов (русский, математика, естественные науки) литература), используя следующие приемы:

  1. совместная деятельность - игра, в которой дети должны координировать свои действия не в соответствии с заданными ролями, а в соответствии с предметным содержанием и смыслом этой деятельности;
  2. «игра» взрослого с детьми, когда взрослый демонстрирует им модели взаимодействия как равного партнера;
  3. непосредственное обучение детей взаимодействию в ситуации общей проблемы, когда взрослый подсказывает им, помогает совместно решать предложенную проблему;
  4. введение в коллективную игру «менеджера» (одного из детей), который будет «вести» игру других участников и, таким образом, учиться учитывать позиции всех игроков одновременно;
  5. введение в игру двух «менеджеров» со взаимно противоположными позициями, чтобы на протяжении всей игры они учились справляться с общей задачей, сохраняя при этом конкурентные отношения;
  6. игра, в которой ребенок одновременно играет две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него развивается способность совместно учитывать позиции разных сторон.

Третья группа возможных трудностей для детей на ранних этапах обучения может быть связана с определенным отношением к себе, своим способностям и способностям, своей деятельности и своим результатам. Самооценка дошкольника почти всегда завышена. С переходом на новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к себе.

Образовательная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен основываться на адекватной оценке их действий и способностей. Опасно учить детей с дошкольной самооценкой в ​​соответствии с типом школы. Завышенная самооценка характерна для ребенка не из-за его неосторожности и хвастовства, а потому, что он не знает, как смотреть на себя со стороны и видеть других с разных сторон, не знает, как анализировать и сравнивать его и других. народная работа. Поэтому задача учителя, без искусственного понижения самооценки ребенка, состоит в том, чтобы научить его «видеть» других, показать возможность перехода из одной позиции в другую при рассмотрении той же ситуации, помочь ему стать учитель, мать и педагог. Здесь могут пригодиться специальные режиссерские игры. Режиссерская игра подразумевает способность ребенка создавать и воплощать сюжет, требует от него одновременно выполнять множество ролей. Таким образом, это стимулирует воображение ребенка и помогает ему включать в свое «я» много разных образов и ролей. Это приводит к разносторонней и объективной оценке себя и других. Хороший способ научить режиссерской игре - это игра инсценировки. Это игра детей определенных предопределенных сюжетов.

Первый год обучения (особенно если детям шесть лет) следует посвятить исправлению тех недостатков, которые возникают дома или при современном образовании в детском саду. Должна быть создана надсубъектная или межпредметная, в которой те предпосылки будут доведены до определенного уровня, которые необходимы для перехода к новому виду деятельности - образовательной деятельности.

Кризис 7 лет

Ребенок становится более критичным к своим действиям, начинает сопоставлять свои желания с реальными возможностями. Круг интересов расширяется, содержание игр усложняется. Ребенок может выразить желание пойти в школу, чтобы освоить профессию, которая ему нравится.

Физиологическая природа этого кризиса еще не полностью выяснена. Считается, что в этот период активная деятельность вилочковой железы прекращается, в результате чего тормоз отключается от активности половых органов и ряда других эндокринных желез, например гипофиза, коры надпочечников, пола начинают вырабатываться гормоны, такие как андрогены и эстрогены. Наблюдается отчетливый эндокринный сдвиг, который сопровождается быстрым ростом тела, увеличением внутренних органов и вегетативной перестройкой. Такие изменения требуют большого напряжения со стороны организма и мобилизации всех резервов организма, что приводит к повышенной утомляемости и психологической уязвимости. В этот период вступают в действие высшие корковые механизмы, ребенок медленно, но неуклонно начинает переходить от мышечной эмоциональной жизни к жизни сознания.

Для детей с педагогической пренебрежением это последний срок, последняя возможность интеллектуально достичь благополучных сверстников. Позже, явление Маугли вызвано, потому что 3/4 общего развития умственных способностей человека происходит до 7 лет, а 2/4 приходится на возраст до 4 лет, но это не означает раннее образование, потому что только в возрасте 6-7 лет мозг ребенка достигает размеров мозга взрослого человека, только в возрасте 6-7 лет устанавливается радиус роговицы глаза, только в возрасте 6-7 лет формирует ли ребенок внутреннюю речь, т. е. речь становится инструментом мышления.

Перегрузки из-за раннего обучения опасны по той причине, что растущий мозг ослабил защитные механизмы, которые могут вызвать невротическую реакцию.

Кризисными новообразованиями являются:

  1. «Непроизвольная случайность» (Божович) - ребенок любит играть как взрослый, выполняя систему требований как взрослый;
  2. Интеллектуализация аффекта - рациональный компонент вводится в переживание эмоций. Если раньше ребенок самопроизвольно выражал свои чувства, то сейчас он пытается проанализировать, уместно ли здесь проявление его чувств. В результате этого нарушается естественность их выражения, появляются формы, которые взрослые принимают за выходки и гримасы.
  3. Подчинение мотивов - умение расставлять приоритеты, подчеркивать, «должен», может победить, «хотеть».

Кризис 7 лет не очень сложный. Желание быть взрослым, лежащее в основе кризиса, может быть удовлетворено путем включения ребенка в систему трудовых операций, помощи по дому, а также посредством более раннего начала обучения.

Особенности творческого мышления у учащихся начальных классов

Отличительной чертой творческой активности детей является субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть новым, необычным, но в то же время оно может осуществляться по указанию учителя, в соответствии с его идеей, с его помощью, и поэтому не может быть творческим. , И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но придумало его самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадках, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен психологический механизм самой деятельности, в котором формируется способность решать нестандартные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование творческого мышления у младших школьников возможно только на основе учителей с учетом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач развития творческого мышления.

П. Б. Блонский четко отметил основные отличительные черты детского творчества: детская фантастика скучна и ребенок не критикует его; ребенок - раб своей бедной фантазии. Основным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Чтобы развить у студентов способность творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии их математических горизонтов и создании реальной чувственной основы для воображения.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритичен по отношению к своему продукту творчества. Детский план не руководствуется какими-либо идеями, критериями, требованиями и потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских навыков. Чем более универсальны и совершенны навыки учащихся, чем богаче их воображение, тем более реалистичны их замыслы, тем сложнее математические задания, которые выполняют дети.

Психологи установили, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому наиболее важной задачей в развитии творческого мышления учащихся является обучение их умению устно описывать способы решения проблем, рассказывать о методах работы, называть основные элементы задания, изобразить и прочитать его графические изображения. Изучение студентами необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития их внутреннего плана действий. В любом творческом процессе задача сначала решается в уме, а затем переносится на внешний план.

А. Савенков, работая над изучением особого, целенаправленного развития творчества, выделяет следующие условия формирования творческого мышления студентов:

  • соотношение задач расходящегося и сходящегося типа, то есть задачи расходящегося типа должны быть не только единообразными, но и доминировать в некоторых предметных исследованиях;
  • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационным богатством;
  • сочетание условий для развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» подразумевают, что ребенок проявляет самостоятельность в решении различных образовательных и исследовательских задач, стремление найти оригинальное, возможно, альтернативное решение проблемы на более глубоком уровне или с другой стороны. рука;
  • отказ от конформизма, необходимо исключить все моменты, требующие конформистских решений;
  • формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей;
  • стремление к наиболее глубокому изучению проблемы;
  • высокая самостоятельность образовательной деятельности, самостоятельный поиск знаний, изучение проблем;
  • индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития конкретных личностных функций субъектов образовательного процесса;
  • проблематизация - ориентация на постановку проблемных ситуаций перед детьми.

Таким образом, соблюдение этих условий позволит формировать творческое мышление учащихся.

Для дальнейшего излагаем три основных условия формирования креативного мышления, три стратегии:

  1. индивидуализация образования;
  2. исследовательская подготовка;
  3. проблематизация.

Развитие творческого мышления у учащихся начальных классов

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей студентов привлекает пристальное внимание к самым разнообразным формам обучения - связям с постоянными возрастными потребностями в современных личностях, способных статьях новых проблем, способностях образования. Неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленного общества знанием, так как "в наши дни талантливая и творческая одаренность становиться залогом экономического характера, прецедентного общества".

В современной психолого-педагогической литературе (В. И. Андреев, Г. С. Альтшуллер, М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, Е. И. Машбитс, А. И. Умань, А. В. Хуторской и др). Имеются данные о происхождениях, данных об образовании, данных об образовании и продуктах, связанных с производственными данными, относящимися к видам деятельности, производственными связями, производственными связями, производственными связями, производственными связями, производственными данными, данными о продуктах, связанных с производственными данными, производственными связями, производственными данными, производственными отношениями, производственными связями, производственными данными, выдающимися организациями, производящимися из-за каких-либо затруднений, связанных с производственными отношениями, производственными данными, способствующими возникновению образовательных связей их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности с участвующей проблематичной ситуацией, методологическим подъемом в культуре школ образцовой среды.

Сегодняшний день одного из основополагающих принципов обновлений содержания Simulator X становиться личностной ориентацией, предполагающей развитие креативных способностей учеников, индивидуализацией их симулятора к иноязычному сектору и др. Стратегия современности включена для того, чтобы «дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и все жертвы. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития национальной школы, для которых характерна возможность личной отдаленности и возможности быть независимым. При этом цели личного развития выдвигаются впервые, а замечательные знания и навыки рассматриваются как средство их достижения.

Тем не менее, не представляется возможным работать вместе, чтобы развивать учащихся, которые содержатся в содержании современных программ, не используются в полной мере краткосрочной работы. Результаты проведенных тестов для учащихся начальных школ показали низкий уровень развития таких способностей, а также большой объем работы в мире. 60% студентов либо отказались выполнить задание, либо выполнили его на низком уровне; 80% студентов, выполнивших задание, не объяснили, почему они это сделали.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческих способностей младших школьников при организации учебной работы.

Кроме того, недостаточная теоретическая и практическая подготовка учителей для целенаправленного подъема креативных способностей не позволяет изучать динамический рост и развитие мышления, относящегося к различным категориям. Еще одной причиной, на наш взгляд, является отсутствие принуждения наблюдений в связи с ростом творческих способностей учащихся в образовательном процессе.

Хуторской справочно отмечает, что вопрос о "выведениях за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равных как его и внутреннего мира, с личностными качествами, принадлежащими к языку учащегося, к тому же типу учений, принадлежащему к языку учения, учению и языкам учения, принадлежащему к языку учащегося, к тому же типу учёных и учёных, принадлежащих к языку учащегося, научному образованию, языку учёных и учащемуся, научному образованию, языку образования.

Это усложняет позицию родителей: проблема развития творческих способностей не выделяется ими как самостоятельная. 88% из тех, кто сдал тесты своих родителей, считают, что творческие способности следует развивать в учреждениях дополнительного образования; 91% понятия не имеют, как им удастся развить творческое мышление и творческое воображение своих детей.

В приведенных методических рекомендациях предлагается решать проблемы развития творческих способностей младших школьников с помощью воспитательных работ.

В качестве методологической основы был выбран системный и личностно-деловой подход, который соответствует современному концептуальному подходу. Peresmotr педагог обычно traktovok protsessa obucheniya preimuschestvenno КАК soobscheniya znany, formirovaniya umeny, navykov и pozvolyaet Прими к сведению subektivno-tvorchesky Опыт, idividualno-Психологическое osobennosti mladshih Школьники, rassmatrivat в edinstve raznoobraznye видов tvorcheskih Посмотреть ссылки и Методи их vypolneniya, opredelit sootnoshenie Виды tvorcheskoy deyatelnosti в учебном процессе, который обеспечил бы эффективность развития творческих способностей учащихся.

В rekomendatsiyah рассмотрены вопросы организации и diagnostiki protsessa подъем kreativnyh sposobnostey mladshih Школьников представлена ​​система tvorcheskih Просмотр ссылки, pozvolyayuschaya sootnesti vozmozhnosti uchebnyh predmetov и dopolnitelnyh uchebnyh программка на organizatsii tvorcheskoy deyatelnosti uchaschihsya, otrazhen Опыт ispolzovaniya в prepodavanii rabochih tetradey "Уроки творчества" нА pechatnoy osnove, Содержащие справочные материалы и систематизированные в соответствии с уровнем сложности таблицы задач, для выполнения самостоятельной работы студентов.

Материалы могут быть использованы учителями для повышения уровня развития творческих способностей юных школьников как в школе, так и в системе.

Эта программа состоит из 10 уроков:

  1. Формирование коммуникативных и социальных навыков.
  2. Развитие наблюдения, как собственное поведение влияет на других, развитие понимания.
  3. Освоение новых ролей.
  4. Повышение самооценки и укрепление личности.
  5. Развитие навыков принятия решений и ответственности за решение.
  6. Развитие творчества

Возраст участников: начальная школа, 12 человек (2 класс, 7-8 лет).

Форма: групповая комната.

Используемый материал: различные виды красок, цветные карандаши, фломастеры, различные кисти, детские музыкальные инструменты, инструментальные ноты, цветная бумага, клейкая лента.

Классовая структура:

  • Настроение (разогрев).
  • Актуализация зрительных, слуховых, кинестетических ощущений.
  • Индивидуальная визуальная работа (разработка темы).
  • Стадия вербализации (активация вербального и невербального общения).
  • Коллективная работа (сказочная терапия, самостоятельная запись, театрализация).
  • Завершающий этап. Рефлексивный анализ.

Урок № 1. «Кто я?»

Задачи: объединить группу, снять беспокойство, улучшить эмоциональный фон.

Оборудование: ландшафтные страницы, наглядные пособия: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.

  • Разогрев

Ритуал начался с занятий. Вместе с детьми мы зажигаем свечу.

Ведущий. Это волшебная свеча, она будет гореть на протяжении всего урока.

(Дети стоят или сидят в кругу).

Давай узнаем тебя. Меня зовут ... Я люблю ... Мой любимый цвет ... Мой любимый фильм ... (Затем ребенок рассказывает о себе). Подумайте о том, как вы общаетесь с соседом, то есть как или на что он похож, и скажи-ка.

Упражнение "Бесилки"

Обсуждаются правила игры и поведение на уроке.

Ведущий. Теперь я буду завязывать тебе глаза и включать музыку. Музыка будет звучать совершенно иначе. Вам нужно перейти к музыке так, как она звучит, то есть, если музыка быстрая, тогда мы будем танцевать или двигаться? Хорошо, быстро. Все чисто? Вы можете делать все, что хотите, просто будьте осторожны и осторожны. (Упражнение длится 5 минут).

Упражнение "Паспорт эмоций"

Ведущий. Перед вами маленькие цветы, выберите цвет, который вам больше всего нравится, и наклейте его на свой «паспорт».

Детей можно пригласить сделать собственный «паспорт» с фотографией (автопортрет) той формы, которую вы хотите. Вы можете использовать стандартные паспорта, которые психолог сделает для детей.

  • Основная часть Дети сидят в кругу

Ведущий. Каждый из вас дома или, может быть, друзей как-то зовут. Подумайте, какое имя вам нравится больше всего. Как вы думаете, имена могут означать что угодно? Или, может быть, имена имеют цвет? Если да, то какого цвета ваше имя?

Упражнение "Цветок - Имя"

Ведущий. Давайте закроем глаза и представим летний день в саду или на лесной поляне. Почувствуй запах летнего дня. Может быть, кто-то может что-то услышать, например, пение птиц или что-то еще. Посмотрите на цветы вокруг вас, они все волшебны, чье имя живет на каждом из них. Теперь давайте попробуем увидеть цветок, на котором живет ваше имя. Возьми его в руки, понюхай, как он пахнет, посмотри, какого он цвета. Держите его в руках, вспомните, как чувствуют ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Помните, какого цвета был ваш цветок.

Теперь, пожалуйста, нарисуйте этим цветом все, что вы хотите. Отлично, а теперь нарисуй свое имя этим цветом. Нарисуйте, как выглядит ваше имя и цветок, на котором оно живет.

Отлично, ты сделал свою работу. Теперь сядьте в круг и приложите свой рисунок к себе.

Молча передавайте свои рисунки по кругу, пока ваши снова не вернутся к вам.

Вы, я думаю, видели, что все ваши имена, все ваши рисунки совершенно разные, и они прекрасны.

Скажите, сложно было изобразить ваше имя?

(Выставка рисунков имен).

Вам понравилось это занятие?

  • Заключительная часть

Расслабление, чтобы успокоить музыку с дыхательными упражнениями.

«Паспорт эмоций».

Чистка кабинета.

Совместное выдувание свечей с загадыванием желаний.

Урок № 2. «Я и мое имя»

Задачи: способствовать формированию позитивного имиджа «Я», развивать коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания.

Оборудование: листы для рисования А4, изобразительное искусство, старинные журналы.

  • Разогрев

Ритуал вступления. Мы зажигаем свечу. Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».

  • Основная часть

Ведущий. Сегодня вы продолжаете работать со своими рисунками. Подойдите к стенду и посмотрите на рисунки, вспомните, что вы нарисовали на последнем уроке. Каждый из вас берет свою работу и садится на коврик.

Вам нравится то, что вы нарисовали? Сегодня мы попытаемся изобразить наше имя по-другому. Перед вами листы бумаги. Нарисуйте или выберите из старых журналов фотографии, которые, по вашему мнению, подходят для вашего имени. Мы работаем тихо. (Время работы 30 минут).

Управляется, молодец. Теперь нарисуйте свои имена на лице и представьте, что они магические и могут говорить. Как вы думаете, что они скажут?

(Ответы детей).

Чувствуется ли название, как вы к нему относитесь? Он тебе нравится? Что ему нравится в тебе, а что нет?

Здесь вы можете пригласить детей устроить волшебный луг из цветов своего имени и сочинить сказку, в которой участниками будут цветы и имена, а позже сыграть эту сказку.

  • Заключительная часть

Ритуал ухода из класса. "Зажечь свечу".

Урок № 3. «Страна краски»

Задачи: развитие социальных и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои действия и умения самостоятельно принимать решения.

Оборудование: экран, листы бумаги, краски.

  • Разогрев

Ритуал вступления и начало занятий. Пройдите через волшебную дверь. Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».

  • Основная часть

Ведущий. Сегодня мы окажемся в волшебной стране красок, карандашей, кистей. Но злой волшебник Крюк украл все цвета, были только черные, холодные тона. Он уверен, что яркие цвета не вернутся на дачу, потому что он не знает, что у меня есть такие славные помощники, как ты.

Теперь, пожалуйста, займите свои места за столом и посмотрите: перед вами два листа бумаги. Сожмите первый лист изо всех сил, пока он не превратится в шар. Всем ли это удалось? Возьмите этот мяч в свои руки, посмотрите на него, взорвите его, произнесите волшебные слова и подбросьте его в воздух. Поймали? Отлично сработано.

Теперь попробуйте сгладить его, чтобы он не порвался, и «гладить» его ладонями. Здесь начинается наша магия. Но сначала нужно преодолеть одно препятствие - нарисовать на этом мятом листе бумаги. Скажите, пожалуйста, какой самый яркий, самый теплый цвет? (Детские ответы). Правильно, желтый. А какой самый теплый цвет, который может плавиться, нагреваться? На что люди с радостью смотрят, особенно после долгой холодной зимы? (Ответы детей). Конечно, солнце. Давайте теперь нарисуем большое красивое солнце, пусть наш злой волшебник испугается. Но его проказа на этом не закончилась. Смотри, на столе все еще есть листы бумаги. Пожалуйста, меняйте воду в чашках, только осторожно. Возьмите большую кисть, опустите ее в воду и смочите лист чистой водой. Теперь нарисуйте что-то, что нужно представить в семи цветах. Угадал? (Дети рисуют радугу). Успел, молодец.

Теперь покиньте стол, встаньте в круг и представьте, что вы злые волшебники. Покажите, как вы злы с помощью выражений лица, позы тела, слов и звуков. С каждой минутой, с каждой секундой ты становишься злом и злом, ты надуваешься, как мыльный пузырь.

(Дети показывают своими руками, раздувают щеки, психолог продолжает говорить очень медленно). Злой волшебник все больше и больше вырывается, пока не вспыхнул от гнева. (Хлопайте в ладоши). Все лопнуло! Очередной раз.

Вам понравилась эта поездка? Что вам больше всего понравилось, было ли это легко, что вызывало трудности?

Выставка детских работ. Привести детей на работу, дать возможность их рассмотреть.

  • Заключительная часть

Расслабление, чтобы успокоить музыку, с дыхательными упражнениями. Чистка кабинета. Совместное выдувание свечей с загадыванием желаний.

Урок № 4. «Чертежи тела»

Задачи: развитие социальных и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои действия и умения самостоятельно принимать решения. Оборудование: экран, листы бумаги, краски.

  • Разогрев

Ритуал вступления и начало занятий. Пройдите через волшебную дверь. Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».

  • Основная часть

Ведущий. Опять злой волшебник хочет нас раздражать. Он не успокоится, пока мы путешествуем по стране цветов. Вы просто смотрите (обращаете внимание детей на листы бумаги, где задания написаны черной краской) - есть задания, которые вы должны выполнить.

Задача № 1:

Создайте рисунок, используя два или три цвета, но с одним условием: ваши глаза будут завязаны (используйте карандаши). Движения рук должны соответствовать звучанию музыки. (Звучит классическая или популярная музыка). Как только музыка заканчивается, откройте глаза и посмотрите, что вы получите.

Задача № 2:

Теперь задача будет сложной, вам нужно взять карандаш в рот и попытаться что-то нарисовать таким образом.

Задача № 3:

Перед вами большие фломастеры на полу. Вам нужно подобрать их и попробовать нарисовать любое изображение.

Задача № 4:

Следующее задание: нарисовать дом, дерево и человека, но только левой рукой.

Ведущий. Управляется, молодец. Теперь возьмите свои четыре рисунка и внимательно посмотрите на них. Запомни свои чувства. Подумайте и скажите, какая работа вызвала у вас трудности? Какую часть тела было легче нарисовать? Передайте все свои рисунки по кругу, пока ваши рисунки не вернутся к вам, и внимательно рассмотрите каждый из них.

Вы рассмотрели все рисунки? Вы заметили, что рисунки не имеют конкретной и точной формы и напоминают каракули. Если вы посмотрите на них со всех сторон, вы увидите что-то необычное. Как выглядят ваши рисунки? (Обсуждение).

  • Заключительная часть

Расслабление, чтобы успокоить музыку с дыхательными упражнениями. «Паспорт эмоций». Чистка кабинета. Совместное выдувание свечей с загадыванием желаний.

  • Разогрев

Ритуал входа и начала занятий, проход через волшебную дверь. "

Урок № 5. «Вернуться»

Задачи: развитие социальных и коммуникативных навыков, развитие чувства ответственности за свои действия и способности принимать собственные решения.

Оснащение: ширма, изобразительное искусство, две склеенные бумаги ватман

Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».

Упражнение "Человек и тень".

Ведущий. Я прошу вас войти в круг желающих. Это будет водитель, «человек», остальные - «его тень». Водитель делает неожиданные движения, а остальное нужно правильно повторить. (Каждый ребенок должен быть водителем).

  • Основная масса детей занимает свои места

Ведущий. Перед одним из вас большой лист бумаги. Вам нужно нарисовать один предмет. После того, как участник нарисует предмет, он передаст лист соседу. Но главное - рисовать молча, не обсуждая и не подсказывая. Мы переносим лист до тех пор, пока каждый не нарисует на нем свою тему. Помните, что предметы должны быть разнообразными и не должны повторяться.

(В конце работы дети смотрят на результат).

Теперь я предлагаю закончить этот рисунок так, чтобы получилась картинка с сюжетом или пейзажем. Посмотрим, что можно сделать, чтобы получить картину.

Можете ли вы придумать историю или сказку для этой картины?

Кто главный герой в нашей картине? Что может с ним случиться? У него есть друзья или враги? Кто ему поможет, а кто будет мешать?

(По окончании работы вы можете пригласить детей поиграть в сюжет сказки).

Что вызывало трудности? Что тебе понравилось? Было ли сложно нарисовать один рисунок вообще?

  • Заключительная часть, как и в предыдущих классах.

Урок № 6. «Волшебные краски»

Задачи: сенсорная стимуляция нервных окончаний, развитие мелкой моторики, развитие коммуникативных навыков, сплочение детской команды, обучение технике релаксации.

Разогрев

Как и в предыдущих классах.

Основная часть

Ведущий. Примите удобную позу. Закрой глаза. Сделай глубокий вдох, выдох. Представьте, что вы попадаете в волшебный лес, где растут странные цветы, которых вы никогда раньше не видели. Присмотритесь: где они растут, какого они цвета, кто или что их окружает. Они там одни, или сколько у них есть, у них там есть друзья, или, может быть, у них есть родители?

Открой глаза, вспомни все, что ты нарисовал в своем воображении.

Наше волшебство с тобой не заканчивается. Теперь мы превратимся в волшебников и сделаем настоящие волшебные цвета. С помощью замечательных цветов вы можете рассказать миру, как вы себя чувствуете, что вы думаете, к чему вы стремитесь.

(Рецепт волшебных цветов: 2 ст. Л. Муки, смешанной с солью, растительным маслом, водой. Эту смесь делят на количество детей и добавляют краски. При работе с подростками вы можете добавить к этому клей ПВА, когда работаете с детьми это не должно быть сделано).

И теперь, когда наши волшебные цвета готовы, давайте все вместе тихо нарисуем волшебную поляну.

  • Заключительная часть

Урок № 7. «Сказка о резидентах продуктов или как стать реальным микробом»

Задачи: развитие коммуникативных и социальных навыков, наблюдение; освоение новых ролей.

Оборудование: ландшафтные страницы, наглядные пособия: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.

  • Разогрев
  • Основная часть

Ведущий. Сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Сядь и послушай.

  • История

Учитель вошел в класс, и все дети приветствовали ее.

«Привет», сказал учитель. «Сегодня я хочу прочитать вам историю». Но сначала внимательно посмотрите на свои ладони. Что ты видишь? А вы видите обитателей пальм? Не? Но на самом деле на каждой ладони, на столе, стуле, карандаше, ручке, на вашем пальце живет огромное количество крошечных существ. Они настолько малы, что их можно увидеть только с очень сильным микроскопом. И их зовут микробы. Среди них, как и у людей, есть хорошие и плохие, есть взрослые и есть дети. Есть мальчики и девочки - почти такие же, как вы.

Итак, на ладони одного ребенка жил самый обыкновенный микроб, и его звали Микрошка. У него были отец и мать - микробы, и он учился в микробной школе, чтобы стать настоящим микробом, как сказал его отец.

Микрошка была веселая, но скромная и даже стеснительная. И иногда он действительно хотел, чтобы другие нарушители уделяли ему больше внимания во время перерыва. Или чтобы учитель в классе смотрел на него чаще, хвалил его больше. Но как этого добиться он не знал. И тогда он придумал это.

Подкрадывается на перерыв для девушки и тянет ее косичку, как рывок. Или подойди к другу сзади, дави и давай смеяться. Это было забавно. Также он любил ставить ступени, взламывать, как следует, а еще лучше - как-то звонить. Из-за этого ребята старались не тусоваться с ним. А как насчет уроков? И на уроках учитель стал уделять ему больше внимания, но не потому, что она хотела его хвалить, а потому, что ей приходилось комментировать его. Микрошка мог громко кричать на уроке или на всем уроке пишущей машинки и рисовать самолеты. Мог и учитель грубить.

Конечно, он сам понимал, что ведет себя как-то неправильно, что это невозможно и ничего хорошего из этого не выйдет, но он ничего не мог с собой поделать. Как будто это был не он, а кто-то другой - наглый, противный, плохой. Как будто настоящий микрохулиган проник в него и заставляет его делать гадости. И поэтому Микрошке было очень грустно об этом, он так много думал, что стал хуже, и пропустил двойки. Нет времени для всеобщей похвалы.

А мать Микрошки была умна, и, несмотря на ее плохое поведение и двойки, она все еще любила его и знала, что ее сын хороший, хотя сейчас ему очень трудно. И вот однажды ночью - или Микрошка мечтает, или правда - дверь в его комнату тихо открывается и входит его мать. Он подходит к своей рубашке и что-то делает. А потом он выходит так же тихо.

Утром Микрошка встал в плохом настроении. Он даже не помнил о сне. Он быстро собрал вещи и пошел в школу. У них только что был урок о том, как устроить чиханье у детей. И теперь пришла очередь Микрошки отвечать, и учитель зовет другого. Микрошка начал возмущаться, но как будто никто не слышит. Потом он вскочил, начал бегать, прыгать, кричать. И никто не слышит. Он продолжает бегать, прыгать, кричать. Но никто не видит и не слышит. Микрошка испугался, стал осматривать себя: из-за чего он стал невидимым? Кажется, это невидимые шляпы на нем. Только на воротнике рубашки есть булавка. Она не была там раньше. Я пытался снять его, но там, где только палец укололся.

"Что мне теперь делать?" - подумал Микрошка. И микробулик внутри вдруг внезапно радостно смеется: «В конце концов, теперь я могу прищемить, толкнуть и оскорбить всех, и все будут обращать на меня внимание, но ругайте меня - нет!»

На перерыве Микрошка полностью разошлась. Он всех подтолкнул, подправил, выдернул волосы. Дети, конечно, ойкали, но не знали, что это Микрошка, и поэтому не обращали на него никакого внимания. Надоело это ему. Микрошка опечалилась, села на пол и горько заплакала: «А раньше они обращали на меня мало внимания, но теперь никто вообще не замечает. Что я собираюсь сделать таким невидимым? Как мне жить сейчас? Ahhhhhh! Я хочу играть с другими микробами! Я хочу ответить на уроках! Я хочу вырастить настоящего микроба! Он так плакал, и, видимо, со слезами вышел весь микробулик. Микрошка сидит и думает: «Так как вы не заметили зла и зла, я постараюсь привлечь к себе внимание добрыми, добрыми делами».

Здесь как раз в классе одной девочки, Микронюшки, погиб прекрасный ластик. Микрошка нашла его и положила на стол. А Микронюшка говорит: «Кто нашел мой ластик? Спасибо! И тогда я обыскал его. «Микрошка была довольна. А потом тетради учителя рухнули. Он собрал их. Учитель хвалит ее помощника.« Только, - говорит он, - я не знаю, кто мне помог, но все равно спасибо ».

В тот день ему удалось сделать еще много хорошего, он услышал много похвал. И ему очень понравилось. В его душе стало так хорошо и радостно, что он убежал домой, веселый и веселый. Он начал рассказывать своей матери, как круто было сегодня в школе, какие хорошие дела он делал. И он даже не заметил, что его мать как-то его видела. И лишь изредка посмеивается во время истории, как будто он что-то знает. Затем Микрошка помогла ей помыть посуду и тщательно подготовила уроки на завтра. А на следующий день, когда Микрошка пришел в школу, его почему-то все видели. И булавка куда-то исчезла, только палец болел как напоминание о вчерашнем дне. Он даже немного расстроился, увидев его: «Как мне теперь делать добрые дела?» Но потом он твердо решил, что останется добрым, хорошим, в общем - настоящим микробом. Даже если это видно. И все микробейкеры из класса бросились к нему, начали соперничать друг с другом, чтобы рассказать, какие чудеса происходили вчера и как жаль, что он ушел. В конце концов, все они относились к нему хорошо и даже любили его, потому что он был веселым. Микрошка была очень довольна. И когда он лучше всех рассказал урок и учитель похвалил его, Микрошка был на седьмом небе от счастья. Все дружили с ним и начали играть. А Микронюшка даже пригласил ее на день рождения.

В этот день Микрошка решила для себя стать настоящим микробом, а не каким-то микробуликом. Ведь он уже понял главное - они любят и уважают не злые и плохие поступки, а добрые, и, честно говоря, делать их гораздо приятнее, чем плохих. Сегодня Микрошка был самым счастливым микробом на его ладони.

«Вот история о микробах», - сказал учитель, заканчивая чтение. И все дети смотрели на свои руки, пытаясь разглядеть хотя бы одного микроба. Но никто никогда ничего не видел. И только один мальчик мягко улыбнулся, увидев, что Микрошка махнул ему ручкой, прячась в его ладони.

Вам понравилась эта сказка? Какой герой тебе нравится больше всего?

Теперь, пожалуйста, идите на свои рабочие места. Возьмите листы бумаги и карандаши. Ваша задача - сложить лист бумаги пополам, нарисовать Микрошку с одной стороны и микробулику с другой.

Хорошо, теперь подумайте и нарисуйте, что вы можете дать микрохулигану, чтобы он стал послушным и добрым.

Обсуждение. После обсуждения работа размещается на стенде. Всем детям дается время подумать о работе.

Тебе понравился урок?

Что тебе понравилось больше всего? Заключительная часть.

Урок № 8. «Часовая чашка»

Задачи: развитие у детей умения сопереживать и сопереживать; повышение самооценки, уровня собственной компетентности; формирование чувства самооценки.

Оборудование: краски, листы А4.

  • Введение

Как и в предыдущих классах.

  • Основная часть

Ведущий. Сегодня я хочу рассказать вам правдивую историю, которая произошла в той же квартире - так же, как и у нас. Примите удобную позу и внимательно слушайте.

Хвастливая чашка

Когда-то была фарфоровая чашка. Она была новенькой и красивой - белой, с голубыми цветами. Когда она стояла на столе и лучи солнца падали на нее, она все сияла и весело звенела.

«Колокольчик!» Сказала она, подмигивая остальным чашкам, которые были не такими красивыми. - Колокол! Посмотри на меня! Я такая красивая и белая, а цветы на мне такие красивые.

Другие чашки грустили и вздыхали, потому что они видели свое отражение в полированном чайнике: цветы на них поблекли, края обломались. Новая чашка смеялась над ними и выставляла напоказ их элегантные бочки. Чашка знала, что хозяйка любит ее и всегда пьет чай с лимоном из нее. Когда ее несли на элегантном подносе, который также был новым и красивым, она особенно гордилась и хвастливо звякнула, и поднос горячо эхом отозвался ей.

Джин! Мы лучшие! Не более элегантно и более необходимо, чем мы. Поднос и чашка никогда не говорили с другими; они стояли на полке отдельно от всех.

Как ты хорошенькая! - сказал поднос.

«Ты самый красивый поднос!» - ответил кубок. Ложки, блюдца, другие чашки и чайники только вздохнули, глядя на них. Они были оскорблены тем, что поднос и чашка смеялись над ними, но они понимали, что не могут похвастаться и поскользнуться.

«Мы тоже были молоды, - сказал сахарница, - мы также хвастались за праздничным столом, нас тоже любили, и теперь мы старые блюда, но мы вместе, мы друзья, что означает, что мы не бесполезны, мы тоже нужны! »

На это чаша звякнула: «О, ты!» И поднос только улыбнулся.

Время шло. Чашка старела.

Однажды утром на кухне все вдруг начало суетиться. Ароматные запахи начали парить в воздухе. Чашка была удивлена: «Что случилось?» И вдруг, глядя на стол, она увидела ... На нем было много чашек, блюдца, чайников, ложек и прочего. Все они весело перезвонили и обсудили предстоящий праздничный ужин. Оказалось, что они принесли новую услугу. Он был очень красив! Хозяйка побежала на кухню, схватила одну из чашек и воскликнула: «Какой восторг! Чудо!"

Чашка и поднос смотрели друг на друга и смотрели вниз. Чашка повернулась к сахарнице и спросила:

Что будет со мной?

Но старая сахарница отвернулась от нее. Слезы текли из чашки. Потом пришла хозяйка и забрала поднос ... Чашка осталась совсем одна.

Вопрос к детям: как вы думаете, что произошло дальше? (Ответы детей).

Чашка прошептала:

Прошу прощения! Я не буду хвастаться, я хочу дружить с тобой!

(Как вы думаете, что ответило старое служение?) Затем сахарница повернулась к чашке, подмигнула ей и сказала:

Не плачь! Мы научим вас дружить и брать на полку. В конце концов, пока мы вместе, мы не старый мусор, а служба старой бабушки!

Обсуждение:

  • Вам понравилась эта сказка?
  • Что тебе больше всего понравилось в ней?
  • Кто из героев?

Ведущий. Теперь я предлагаю вам потерять эту историю. Для роли нам нужны актеры: хвастливая чашка, поднос, хозяйка, сахарница, новый сервис и старый сервис.

(В конце игры детям предлагается сесть за парты).

Перед вами листы бумаги. Я предлагаю сложить их так, чтобы получилось четыре квадрата. На каждом квадрате нарисуйте четыре самых запоминающихся сюжета сказки.

Мы работаем тихо (индивидуальная активность).

После рисования детям предлагается сесть на коврик.

Обсуждение работы:

  • Скажи мне, что ты нарисовал?
  • Почему именно этот сюжет?
  • Какие чувства вызывают у вас герои этой истории?
  • Кто тебе понравился и почему? 3. Заключительная часть Как в предыдущих классах

Урок № 9. «Как карамель страхает темные номера»

Задачи: исправление страха (боязнь темноты); развитие у детей способности к эмпатии и эмпатии; повышенная самооценка.

Оборудование: краски, костюмы, цветная бумага, магнитофон.

  • Введение

Как и в предыдущих классах.

  • Основная часть Сегодня я снова расскажу сказку

Есть страна под названием Коротошланд. Здесь живут маленькие забавные маленькие, рост которых около 7 сантиметров. Это очень маленькая страна с крошечными разноцветными домиками, крошечными машинами, чистыми дорожками и аккуратными садами. И маленькая девочка по имени Карамель живет в этой стране. Однажды с ней произошла необычная история.

Карамель имеет свой маленький розовый домик. И вот однажды Карамель вернулась домой, купалась в крошечной ванне и пошла в свою уютную маленькую спальню. Но на пороге она внезапно остановилась, чувствуя сильную тревогу. В спальне было темно, и казалось, что кто-то был там. Карамель слушала и различала странные звуки. Она очень испугалась и побежала к своей крошечной освещенной кухне с радостной разноцветной мебелью. Испугавшись, она села за стол и начала думать, что ей теперь делать. И она решила назвать свою лучшую подругу Ирискин. Карамель поднесла к ней светло-зеленый телефон, подняла трубку и набрала номер.

«Привет», Карамель услышала сонный голос подруги.

Ирискин, мне страшно! Мне кажется, что в спальне кто-то есть, и я боюсь туда заходить. Пожалуйста, подойди ко мне.

«Хорошо, - сказал верный друг Ирискин, - я сейчас приду».

Поскольку Ирискин жил в соседнем теплице, Карамельке не пришлось долго ждать.

Ирискин прибежал прямо в своей пижаме и ночном колпаке, на всякий случай надев пальто и схватив лыжную палку - вдруг ему придется сразиться и спасти Карамель от чего-то неизвестного из спальни.

«Как вы рады, что пришли!» - Карамель бросился к Ирискину.

На кухне Карамель была намного спокойнее. Когда они наливали горячий чай в синие чашки и садились в мягкие кресла, Ирискин говорил:

Я понял. Знаешь, Карамель, я тоже однажды подумал, что в темных комнатах кто-то есть. Я не знал, кто этот «кто-то» - друг или враг. А когда мы чего-то не знаем, мы боимся. Так что я боялся.

«А если бы это был друг, то он не прятался бы в темноте, но родился бы давно». Это так? - спросила Карамель.

«Может быть, он бы вышел, если бы он действительно существовал».

«Но я слышал шорох и стук». Так что там кто-то есть. Если там никого нет, то кто издает эти звуки?

Нет, там никого нет. И вы можете слышать шорох, постукивание и скрип в любое время, если вы слушаете и нет других громких звуков. Это сложно сделать днем, потому что телевизор работает, машины гудят, соседи шумят. А ночью жизнь успокаивается, и мы слышим скрип пола, ветер за окном, тикающие часы. Дом, в котором вы живете, начинает усыплять вас чем-то, и все звуки переплетаются в интересных историях о приключениях и путешествиях. Появляются герои, страны, все раскрашено в разные цвета, и ты засыпаешь и начинаешь видеть магические сны.

«Значит, мой дом любит меня, если рассказывает разные сказки?»

Конечно. И он не хотел бы, чтобы вы его боялись.

И я уже не боюсь! - весело ответила Карамель.

Это хорошо. Тогда я пойду домой. Слушайте рассказы о вашем доме.

«Большое спасибо, Ирискин.» Если бы не ты, я бы никогда не узнал, что мой дом любит меня и рассказывает мне сказки на ночь.

И Карамель с благодарностью чмокнула пухлую щеку Ирискина. Ирискин немного покраснел и смущенно пробормотал:

Что почему!

И пошел домой. Карамель провела рукой по стене и улыбнулась. Затем она легла на свою мягкую кровать, выключила свет, легла немного и сказала:

«Я тоже очень тебя люблю, хаус». Извините, пожалуйста, что я вас боялся.

Обсуждение:

  • «Как вы думаете, что случилось с карамелью?»
  • «Как она себя чувствовала в своем доме?»

Ведущий. Совершенно верно, что с тех пор Карамель перестал бояться темных комнат и даже, наоборот, очень их полюбил - ведь к звукам дома, к его сказкам существуют такие чудесные мечты!

Заключительная часть, как и в предыдущих классах.

Урок № 10. «Восковая палочка»

Задачи: закрепление позитивных эмоциональных переживаний; поиск внутренних ресурсов; облегчение тревоги; развитие воображения.

Оборудование: пластилин.

  • Введение

Как и в предыдущих классах.

  • Основная часть

Ведущий. Сегодня у нас необычный урок, предлагаю сыграть. Присядьте, закройте глаза и включите свое воображение. Слушай внимательно.

В волшебном лесу, в заколдованном месте, куда не все могут пойти, Добрая колдунья посадила волшебные цветы. Прошло время, и появились большие бутоны (дети складывают руки в форме бутонов и медленно поднимаются). Солнце их согревало, и добрая колдунья поливала, и в один прекрасный день распустились волшебные цветы. Их красота была поразительной (дети встают на ноги, раскрывают руки над головами и слегка откидывают головы назад).

Все обитатели леса пришли посмотреть на волшебные цветы. В конце концов, Хорошая волшебница наделила их удивительной силой. В них было так много добра и красоты, что они могли радовать любого, кто на них смотрел. Прошло время, цветы стали красивее, а их сила увеличилась. Так в волшебном лесу на волшебном лугу появились прекрасные волшебные цветы, которые восхищали всех, дарили добро, радость тем, кто ходил в заповедные места.

Но злая колдунья узнала об их красоте. Она, конечно, хотела уничтожить цветы. Злая колдунья влетела на эту поляну и подняла сильный ветер, чтобы он сломался, уничтожил красивые цветы (дети сильно жмут друг другу руки, кто-то может сломаться).

Когда Хорошая Волшебница узнала об этом инциденте, она была очень расстроена. Но у нее была «мертвая» и «живая» вода. Сначала она полила свои цветы «мертвой» водой. Это позволило доброй волшебнице смыть и растворить всю пыль, которую принес ветер. Пыль мешала цветам поднимать свои прекрасные головы, становясь такими же красивыми, как он.

Затем колдунья облила их «живой» водой. «Живая» вода позволяла расти дальше, давала еще больше сил. Цветы стали еще красивее, чем были раньше, они дарили людям еще больше добра и радости (можно подражать воде, обсыпая детей маленькими кусочками елки "под дождем").

Затем детям предлагается сесть и принять удобную позу.

Каждому дают кусочки пластилина:

  • Расслабьтесь, закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании, сделайте пять вдохов в животе.
  • У каждого из вас есть пластилин.
  • Сожмите пластилин ладонями.
  • Делайте круговые движения, превращая его в шар.
  • Представьте себе вселенную в ваших руках.
  • Почувствуй ее энергию, силу.
  • Теперь представьте, что в ваших руках волшебное семя.
  • Почувствуй, согрей в своих руках, почувствуй его магическую силу.
  • Начинает прорастать.
  • Мода на корни.
  • Семена прорастают дальше.
  • Стебель растет.
  • Модный цветок.
  • Как он это получил?
  • Откройте глаза, осмотрите свой цветок, передайте его по кругу. Внимательно изучите и передайте цветы, пока ваш цветок не вернется к вам.

Заключительная часть, как и в предыдущих классах.

Вывод:

Раскрыв теоретические основы творческих способностей младших школьников, проанализировав несколько различных областей исследования творческих способностей, мы можем заключить, что все они являются мощными теоретическими направлениями с богатой и хорошо развитой эмпирической базой, все из которых связаны с Имена известных отечественных и зарубежных психологов, чьи заслуги в изучении творческих способностей огромны и неоспоримы.

Выявлены возрастные особенности младшего школьного возраста. Значение творчества в жизни студентов велико. Творческое мышление школьников и их творческая деятельность должны иметь положительное направление. Они должны способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не превращаться в пассивные мечтания, заменяя реальную жизнь мечтами. Диапазон творческих задач в школе необычайно широк по сложности, но их суть одна и та же: когда они решаются, происходит творческий акт, обнаруживается новый путь или создается что-то новое.

Разработанная программа способствует развитию творческих способностей младших школьников.

Эта программа состоит из 10 уроков.

Цели программы:

  • Формирование коммуникативных и социальных навыков.
  • Развитие наблюдения, как собственное поведение влияет на других, развитие понимания.
  • Освоение новых ролей.
  • Повышение самооценки и укрепление личности.
  • Развитие навыков принятия решений и ответственности за решение.
  • Развитие творчества
  • Материалы могут быть использованы учителями для повышения уровня развития творческих способностей юных школьников как в школе, так и в системе.