Проблемы профсоюзного движения и профсоюзного контроля в России.

Содержание:

  1. Отношения между профсоюзами и политическими партиями в Западной Европе
  2. Актуальные проблемы деятельности политических партий в Европейском Союзе на примере германской социал-демократии
  3. Система обязательного медицинского страхования работников
  4. Современные тенденции в оптимизации медицинской помощи
  5. Централизация и децентрализация здравоохранения
Предмет: Трудовое право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 23.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по трудовому праву:

 

Много готовых рефератов по трудовому праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Деятельность профсоюзов в сфере труда.
Защитная функция профсоюзов и ее реализация в нормах трудового права РФ.
Трудовое правоотношение: понятие, стороны, содержание.
Отличие от гражданских правоотношений связанных с выполнением работ, оказанием услуг.

Введение:

В послевоенный период, по мнению западных исследователей, в странах с развитой рыночной экономикой массовые профсоюзы, а также сильные новые партии (в основном рабочие и социал-демократы) служили каналом для мобилизации наемного труда. Усиление силы рабочего движения, составными элементами которого были профсоюзное движение и левые политические партии, позволило создать государство всеобщего благосостояния на Западе. Следует отметить, что уровень материального благосостояния, достигнутый в ходе борьбы профсоюзов, был той основой, которая позволила создать демократические движения, выдвигающие нематериальные требования. Как отмечается в ряде исследований западных ученых, во многих случаях без вмешательства профсоюзов и коллективной борьбы за права трудящихся (например, требование равной оплаты за труд равной ценности) фактически не было никакой защиты или реализации прав человека. В промышленно развитых странах сложились различные профсоюзные отношения с политическими партиями, которые отражали особенности идеологических и религиозных взглядов членов организации. По мнению западных экспертов Липсета и Роккена, профсоюзы (такие как церковь) в Западной Европе играли непосредственную роль в структурировании избирательной политики через их отношения с партийными организациями (в 19 веке с христианско-демократическими, в начале 20 века - с левыми партиями). В ряде стран профсоюзы создали партии для представления своих интересов в законодательном органе (например, в Великобритании, Канаде). Отношения профсоюзов и политических партий в ряде стран были институционализированы - местные отделения профсоюзов в качестве коллективных членов присоединились к партиям, предоставив им большие финансовые и организационные ресурсы, добровольцев во время избирательных кампаний.

В 1990-е годы отношения между профсоюзами и социал-демократическими партиями часто обострялись. С одной стороны, партии меньше, чем раньше, заинтересованы в избирательной поддержке профсоюзов в связи с сокращением их рангов, а также с возросшей способностью получать финансовые средства из различных фондов (государственных и частных). В свою очередь, профсоюзы выражают недовольство политикой, проводимой левыми партиями, а также недавним пересмотром их фундаментальных концепций, которые они часто разрабатывали совместно. В некоторых случаях это вызывало серьезные осложнения, а в Швеции даже приводило к поломке. В 1991 году местные отделения Центрального профсоюза Швеции (ЦСОП) прекратили свое членство в Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДПС).    

В последние десятилетия уменьшение членства в профсоюзах, а также снижение эффективности традиционных социал-демократических партий, с которыми они связаны, как показывает исследование, проведенное в развитых странах М. Греем и М. Колом, «снижение влияния на голосование» на снижение политической активности, которое нашло выражение в безразличии к выборам, политической апатии, распространении абсентеизма.

Однако, как показывает практика, снижение политической активности членов профсоюзов во многих случаях компенсируется ростом гражданской активности, что находит выражение в их взаимодействии с новыми общественными движениями. В укреплении связей профсоюзов с общественными движениями значительную роль играет участие женщин, представителей меньшинств, в их рядах. Эти сотрудники часто образуют подгруппы внутри организации с целью заставить менеджеров  

профсоюзы должны быть более внимательными к своим проблемам. Западные социологи называют такие группы «внутриорганизационным социальным движением с мобилизационным потенциалом». Члены этих групп часто являются участниками общественных движений (женские, за гражданские права), Что приводит к сближению профсоюзов и общественных движений.  

Контакты профсоюзов с общественными движениями зависят от конкретной страны, они развиваются неравномерно и не всегда гладко, тем не менее, этот процесс продолжается и становится все более значимым. Таким образом, сравнительный анализ, проведенный в Германии, Франции, Нидерландах и Швейцарии, показал значительную поддержку со стороны профсоюзов неправительственных организаций в этих странах. Более того, наиболее поддерживаемыми являются движения за мир и движения солидарности, то есть наиболее политизированные, в которых преобладает влияние левых сил. Из этих стран только в Германии экологическое движение пользуется поддержкой профсоюзов. В последние годы в Западной Европе профсоюзы принимали участие в создании и деятельности национальных комитетов поддержки ATTAC. В состав комитетов входили представители профсоюзов Великобритании, Норвегии и Швеции.     

Отношения между профсоюзами и политическими партиями в Западной Европе

Профсоюзы западного мира действуют в рамках различных моделей трудовых отношений, сложившихся под влиянием многих факторов, в том числе: социального и политического климата, экономических предпочтений правительств в их формировании и развитии, культурных традиций. Это объясняет тот факт, что профсоюзы развитых стран наряду с общими чертами обладают национальными особенностями.

Формирование профсоюзного движения происходило в основном под влиянием двух доктрин: «деловой юнионизм» (business unionism) и «социальный юнионизм» (social unionism). Следует отметить, что идеальный тип, который полностью соответствует параметрам этих понятий, существовал в основном в теории, а на практике профсоюзные программы объединяли элементы обоих. «Деловой профсоюзизм» ставит на первый план удовлетворение материальных интересов членов профсоюзов. Лидеры профсоюзов, придерживавшиеся этой доктрины, считали коллективный договор, заключенный профсоюзом и работодателем, наилучшим способом достижения этой цели. Последнее стало краеугольным камнем системы трудовых отношений, которые приобрели весьма противоречивый характер. Этот вариант юнионизма широко распространен в англосаксонских странах. «Социальный юнионизм», характерный для профсоюзов в Западной Европе, означал не только защиту экономических интересов рабочих, но и обеспечение социальной солидарности. Профсоюзы позиционировали себя как массовое общественное движение, выражающее интересы всей рабочей силы. Первостепенное значение имела борьба за принятие социального и трудового законодательства. Трудовые отношения в этом регионе были больше ориентированы на сотрудничество, чем на конфронтацию, чему во многом способствовало наличие достаточно централизованной системы коллективных переговоров.        

Профсоюзное движение развитых стран (особенно в западноевропейском регионе) характеризуется плюрализмом, в основе которого лежат различные политические, религиозные, идеологические взгляды членов организации. Хотя различия не так выражены во времени, они все еще присутствуют. В некоторых странах разная ориентация профсоюзов не препятствовала появлению единых профсоюзных центров (Великобритания, Ирландия, Австрия, Германия), В то время как в других это привело к созданию двух или более конфедераций (Франция Италия, Канада и др.)  

Уровень профсоюзов работников значительно различается по странам. Это является результатом длительного развития, корни которого лежат в уникальном сочетании национальных, институциональных, экономических, политических и социокультурных условий, а также стратегий и тактик, проводимых профсоюзами. 

Исследователи считают, что успешное объединение требует наличия трех институциональных условий одновременно: во-первых, доступ профсоюзов непосредственно к рабочим местам; во-вторых, участие профсоюзов в управлении пособиями по безработице; в-третьих, наличие централизованной системы коллективных переговоров.  

Именно наличие всех этих факторов определило высокий уровень объединения в скандинавских странах (например, Швеция - 78%, Финляндия - 74,1%). И наоборот, отсутствие комбинации этих условий привело к относительно низкому уровню профсоюзов в англосаксонских странах (12,4% в США, 28,4% в Канаде и 29,3% в Великобритании). Как правило, в странах как первой, так и второй групп уровень профсоюзов соответствует уровню охвата работников коллективными договорами. Однако в континентальной Европе есть страны, в которых существует разрыв (иногда очень значительный) между этими показателями, который связан с национальным законодательством, предусматривающим распространение отраслевого соглашения на все предприятия отрасли, и, следовательно, все работники подпадают под его компетенцию, независимо от членства в профсоюзе. Например, в конце 1990-х годов во Франции 10% работников были профсоюзами, 85% работников были охвачены коллективными договорами.

Профсоюзы в развитых странах являются неотъемлемой частью системы трудовых отношений и выполняют несколько функций. Один из них, основной, связан с защитой интересов работников на предприятиях, в отраслях промышленности и других отраслях экономики. Это осуществляется в основном за счет участия профсоюзов как представителей трудового коллектива в процессе коллективных переговоров.  

Актуальные проблемы деятельности политических партий в Европейском Союзе на примере германской социал-демократии

На последнем съезде партии СДПГ в декабре 1999 года приняли участие 4000 человек, 400-500 международных гостей, 1500 гостей из Германии, 1500 журналистов и 480 делегатов. Соотношение между делегатами и журналистами составило 1: 3. В самом Берлине аккредитовано 1000 журналистов, не считая операторов и технического персонала. Существует довольно разнообразная, можно сказать, запутанная медиа-палитра. Один из тезисов, признанных в Германии, заключается в том, что невозможно проводить серьезную политику, когда речь идет только о политике, объясняется ваша позиция, и нет времени для разработки концептуальных вопросов.    

Средства массовой информации в первую очередь интересуются негативной информацией, интересуются людьми и спорными вопросами. Это негативная сторона и недостаток СМИ, но преимущество в том, что практически нет мегаполиса или провинции. Нет разницы в том, является ли человек членом Бундестага или работником, проживающим в горной местности, доступ к информации практически одинаков. Теперь, по сути, нет никаких секретов.   

Второй вопрос - экономика, профсоюзы, лоббистские группы. Широко распространенное предубеждение многих состоит в том, что в условиях демократии в капиталистическом обществе, как правило, невозможно проводить свободную политику, потому что вы постоянно находитесь под давлением лоббистских групп и крупных проблем. Этот тезис можно считать принципиально ошибочным. Ясно, что эти интересы играют важную роль, и также ясно, что политика пытается учесть интересы всех групп при разработке законопроектов. Самый умный референт, департамент или министерство не сможет разработать законопроект, который учитывает влияние всех групп и всех факторов влияния в обществе.    

Принимая законопроекты, каждая из групп обеспечивает уважение их интересов. Если они видят, что принятые законопроекты касаются интересов их членов, они приступают к работе с министерствами и парламентариями. В 50% случаев они дают такую ​​информацию, такие поправки, которые раньше нельзя было заметить. Предлагаемые поправки принимаются в основном тексте документа. 50% поправок представляют только интересы групп. Задача политиков - сбалансировать эти интересы, чтобы координировать их. Это не всегда легко сделать, но в большинстве случаев нам удается этого добиться. Совершенно верно, что отраслевое давление, профсоюзное давление присутствует, но это давление не является критическим. Федеральное правительство Германии, по соглашению с промышленностью, крупнейшими промышленными гигантами и крупнейшими энергетическими компаниями, решило отказаться от мирного использования ядерной энергии, в частности для производства электроэнергии. Ситуация не могла выглядеть так, что представители энергетических компаний позвонили федеральному канцлеру и сказали: «Мы зарабатываем много денег на атомных электростанциях, давайте отключим их от сети». Ситуация, напротив, развивалась таким образом, что 20 лет назад в тех местах, где расположены атомные электростанции, была сформирована гражданская инициатива. Это были небольшие объединения людей, которые боялись аварий на атомных станциях и опасались за жизнь своих детей. У энергетических компаний нет иного выбора, кроме как идти на компромисс, поскольку они хотели бы иметь некоторую уверенность в своем планировании. В день, когда после долгих переговоров было принято решение , акции энергетических компаний выросли. Рынок счел это решение правильным, когда появилось уверенность в будущем.              

С этим решением Германия объединена, но в то же время достаточно одинока. Другие страны, например, Франция и наши западные друзья, не принимают такого решения. Они считают, что атомная энергетика - это надежный бизнес.  

Я хотел бы привести еще один важный эпизод на примере другой лоббистской группы - профсоюзов. В Германии идут горячие дебаты о пенсионной реформе. Сделанные предложения наталкиваются на сильную оппозицию со стороны профсоюзов.  

До середины 1960-х годов, в первые годы существования ФРГ, ситуация выглядела как люди, которые чувствовали симпатию к социал-демократии, например, потому что они работали на большом предприятии, или те избиратели, которые возлагали свои надежды на других. Большая партия, ХДС, потому что они исповедовали католицизм, они всегда были верны своим партиям. В принципе, они были такими же верными, как немецкая овчарка. Если немецкая овчарка пришла на какую-то кухню и получила там сытный кусок, то она осталась там. Сегодня избиратель как застенчивая лань, он стоит далеко, на каком-то краю леса и смотрит из-за деревьев, что и где можно перехватить. Как только он берет кусок, он сразу исчезает. Раньше ситуация выглядела так, что структура СДПГ всегда обеспечивала ему меньшинство голосов, поскольку тогда канцлеру Аденауэру удалось расширить свой электорат таким образом, чтобы он опирался главным образом на антикоммунистические предрассудки. Естественно, социал-демократы попали под коммунистов. Теперь стало гораздо сложнее обвинять социал-демократов в любых других симпатиях. С середины 1960-х годов стало намного легче привлекать левых избирателей, но, с другой стороны, стало намного легче терять их избирателей.         

Система обязательного медицинского страхования работников

История создания института социальной защиты работников насчитывает чуть более 100 лет. Впервые в Германии, в конце 19 века, был принят ряд законов об организации социального страхования работников. Позже этот опыт был распространен в Западной Европе, а затем и во всем мире. Сейчас система государственного социального страхования существует практически повсеместно.    

В Российской империи эта проблема стала обсуждаться на государственном уровне в 90-х годах XIX века, а уже 12 ноября 1896 года в Одессе по инициативе и под руководством старшего заводского инспектора Херсонской губернии А. Микулин, проект устава "Общества взаимного страхования производителей" был опубликован и заводчиками Одессы и Херсонской губернии от несчастных случаев с рабочими. « В соответствии с уставом предполагалось выплачивать единовременную помощь работникам с полной или частичной инвалидностью, а также семьям погибших в результате промышленной аварии. Реализация этого проекта началась четыре года позже, когда в Одессе было создано «Общество взаимного страхования производителей и ремесленников от несчастных случаев с их рабочими и служащими». Офис компании находился на улице. Пушкинская, 20. В 1903 году был принят закон в России. «О вознаграждении рабочих и служащих, а также членов их семей на предприятиях фабричной, горнодобывающей и горнодобывающей промышленности», которое также распространялось на работников частных предприятий. Позднее Государственная Дума приняла закон об обязательном государственном страховании. , которая основывалась на базовых страховых принципах немецкого законодательства, которые предусматривают страховое покрытие на случай болезни, трудовой травмы, помощь во время беременности и родов и на погребение.     

Современные тенденции в оптимизации медицинской помощи

Все страны сталкиваются с проблемами ограничения затрат на здравоохранение и повышения эффективности использования средств, выделяемых на эти цели, но это особенно актуально для стран Восточной Европы и СНГ с их затяжными переходными экономическими кризисами. В развитых странах успешно используется принцип переориентации служб здравоохранения с лечения на раннюю диагностику и профилактику заболеваний. Эти меры могут снизить общую заболеваемость, тяжесть заболевания, уровень инвалидности и, соответственно, стоимость лечения. Доказано, что лечение заболеваний на ранней стадии в несколько раз дешевле лечения умеренных заболеваний и в десять раз дешевле лечения тяжелых и хронических заболеваний. В устоявшихся системах здравоохранения западных стран, несмотря на финансовые возможности, во много десятков раз превышающие украинские, 80% объема медицинских услуг приходится на врачей общей практики и только 20% на дорогих узких специалистов. Доля помощи, оказываемой медработниками, довольно высока. Частичное покрытие медицинских расходов самими пациентами ограничивает ненужные расходы. Переход от финансирования услуг, оказываемых к финансированию на основе стандартов на душу населения, является многообещающим механизмом сдерживания затрат при сохранении качества медицинской помощи. Этот механизм побуждает медицинские учреждения делать все, чтобы здоровье застрахованных было в порядке, а когда им нужна помощь, своевременно предоставляйте его в нужном количестве.        

Централизация и децентрализация здравоохранения

В странах, где государство играет ведущую роль в здравоохранении, происходит децентрализация определенных государственных функций и их делегирование в региональные и муниципальные органы власти; определенные функции переданы частному сектору. В странах со слабой ролью государства в здравоохранении, наоборот, наблюдается усиление централизованно регулируемых мер. Становится понятным значение государственного регулирования, а также тот факт, что оно должно быть необычайно тонким и профессиональным. Децентрализация считается эффективным способом улучшения услуг, вовлечения населения в установление приоритетов и уменьшения различий в состоянии здоровья населения. Чрезмерная децентрализация приводит к фрагментации услуг, ослаблению центральных органов здравоохранения, нерациональному и менее профессиональному оборудованию и медикаментам, неравенству в использовании медицинской помощи и политическим манипуляциям в пользу групп, заинтересованных в регионах. Современные модели медицинского страхования. Современные системы медицинского страхования в Европе в основном децентрализованы и заполняются из трех источников финансирования: государственные субсидии, целевые взносы работодателей и взносы самих работников. Соотношение этих взносов сильно различается в разных странах. Страховая медицина в США существенно отличается от западноевропейской. Конституция США не предусматривает государственного медицинского обслуживания всех граждан, кроме социально уязвимых слоев населения. В США нет единой национальной системы медицинского страхования, а на здравоохранение тратится в 1,5-2 раза больше, чем в странах Западной Европы. Более того, расходы на здравоохранение в США стремительно растут: в 1980 году - 247,2 миллиарда долларов, в 1995 году - 1,04 триллиона долларов. долларов в 4 раза больше; 75% работников застрахованы работодателями в частных страховых компаниях. Государственные программы медицинского страхования охватывают пожилых людей, инвалидов и малоимущих; 74% американцев имеют частную страховку, в том числе 61% коллективной страховки для работодателей, 13% покупают индивидуальную страховку. 27% населения имеют государственную страховку, из которых 13% застрахованы Medicare (для медицинского обслуживания пожилых людей после 65 лет), 10% - Medicaid (для помощи безработным, бедным и инвалидам) и 4% армии ветераны. Большинство американцев пользуются услугами частных страховых компаний и выбирают одну из схем страхования: схему возмещения, известную как «плата за обслуживание», или регулируемое предоставление медицинских услуг. По первой схеме страховая компания возмещает 80% расходов, а страховщик платит 20%. Вторая схема построена по принципу профилактической философии, подчеркивая важность поддержания хорошего здоровья. Во второй схеме, в отличие от первой, возмещаются расходы, связанные с профессиональными обследованиями, иммунизацией и лечением, направленным на лечение алкоголизма и наркомании. Вторая схема начинает доминировать над первой, тем более что сумма сооплаты меньше (10 долларов). Введение сооплаты стало стандартом в Соединенных Штатах, поскольку считается, что пока пациенты не начнут платить хотя бы часть денег за услуги, которые они получают, они мало что ценят. В страховании здоровья в Канаде преобладает система сберегательных счетов медицинского страхования (CMSS), которая снижает затраты как работодателя, так и работника в среднем на 20%. Сберегательные счета формируются из отчислений работодателей и принадлежат работнику, средства, потраченные на лечение, накапливаются на его счете. Работники вкладывают эти средства, а проценты используются для оплаты более дорогих услуг. Это позволяет, с одной стороны, извлечь выгоду из медицинского рынка; с другой стороны, эта система сразу привлекает внимание потребителей медицинских услуг, дает им уверенность в том, что эти взносы являются их собственностью. Однако в этой системе есть недостаток: если пациент нуждается в очень дорогостоящем лечении, ему просто не хватает денег, чтобы заплатить ему. В то же время государство осуществляет дополнительные страховые выплаты - от полного до частичного покрытия, в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента. Эта модель страхования считается экономичной, поскольку участие пациента устраняет ненужные расходы. Канада тратит на здоровье 9,5% ВВП, что в среднем составляет 2500 долларов на человека. Как показал опрос, большинство канадцев считают идею SMSC рациональной (72%) и возможностью выбора услуг, отвечающих потребностям (67%), а также средством повышения ответственности медицинских работников. (55%). Япония в последние годы добилась неоспоримых успехов в улучшении общественного здравоохранения. Страховая медицина начала развиваться в 1972 году, и страхование приобрело общенациональный характер. Он построен по территориальному принципу и охватывает мелких собственников, членов их семей, инвалидов и безработных. Услуги, предоставляемые этой группе пациентов, оплачиваются государством на 70-90%. Лекарства, услуги частной медсестры, пребывание в отдельной палате оплачивает пациент. Стоимость лечения строго контролируется консультантами, агентствами социального обеспечения и Министерством здравоохранения. Предприятия, государство и сами застрахованные образуют три потока страховых средств. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с 4-го дня болезни в размере 60% заработка. В среднем Япония тратит 6,6% ВВП на здравоохранение, уделяя особое внимание профилактике заболеваний.                                             

Тройной союз

Система «пациент - медицинское учреждение - страховой фонд» создает экономический симбиоз, где каждый участник получает максимальную выгоду. В советской прессе 80-х годов о скандалах в США, связанных с огромными счетами, выдаваемыми клиниками за их услуги, часто подчеркивалось, насколько это плохо, когда пациент остается один на один с коммерческой медициной. В этих условиях весна начинает раскручиваться, ничуть не сдерживая цены, более того, навязываются такие лечебные процедуры, которые не нужны. Для медицинских услуг, в отличие от парикмахерских или автосервисов, они характеризуются абсолютным отсутствием альтернатив и необходимостью быстрого принятия решений. Операция на сердце не может быть заменена аппендэктомией. Сам пациент часто лишается выбора медицинского учреждения, врача и цен, особенно в экстренных случаях, которые угрожают жизни и здоровью. В этой ситуации страховой фонд помогает как регулятор отношений между врачом и пациентом. Страховой фонд заинтересован в предоставлении: 

  • медицинское обслуживание по самым низким ценам, поскольку страховая премия уже получена и должна быть достаточной как для лечения, так и для прибыли страховщика;
  • качественный уход, иначе рецидивы заболевания потребуют новых, иногда даже больших затрат;
  • своевременные профилактические меры, так как менее затратные по сравнению с лечением хронических форм заболевания.

Эти принципы обеспечивают более высокое качество лечения при умеренных финансовых затратах. Есть еще одна сторона, которая чрезвычайно важна в скоординированной работе вышеупомянутого триумвирата. Это работодатели. Дело не только в том, что им нужны здоровые, эффективно работающие сотрудники. В последнее время наиболее продвинутые работодатели следуют западным стандартам, надеясь с помощью пакета социальных услуг сохранить сотрудников в компании сильнее и надежнее, чем увеличивая заработную плату. Причем страховые взносы являются налогооблагаемыми расходами предприятия. Так или иначе, страховой фонд является посредником, который экономит 20-30% средств за счет их рационального использования, оставляя 1-5% их развитию при надлежащем контроле.      

Вывод

Итак, в заключение следует отметить, что вопросы профсоюзной монополии в сфере занятости решаются по-разному в разных государствах.

В странах, где профсоюзная монополия официально легализована (Америка), трудно применять конвенции МОТ № 87 и 98, но это все еще возможно в надежде на развитие общества в прогрессивном направлении.

Там, где господствует профсоюзный плюрализм (Франция), а подавляющее большинство таких стран, выполнение положений конвенций МОТ не сталкивается с какими-либо препятствиями.

В Российской Федерации существует путаница форм (с одной стороны, существует крупнейший профсоюз - ФНПР, с другой - есть небольшие профсоюзы). Поэтому, похоже, что использование зарубежного опыта защиты прав и интересов работников профсоюзами России могло бы принести пользу нашей стране при переходе к рыночной экономике. 

Изучение исторического опыта профсоюзов зарубежных стран и России представляет несомненную теоретическую и практическую ценность для нашего времени. Знание истории обеспечивает преемственность в развитии профсоюзного движения. Невозможно понять законы, регулирующие функционирование профсоюзов в обществе, не зная их исторического прошлого, сложного, противоречивого опыта участия в классовых конфликтах, в борьбе за экономические и социальные интересы рабочего человека.  

Правовой статус профсоюзов в Российской Федерации сегодня определяется Конституцией, Трудовым кодексом, другими законами (например, о коллективных договорах) и соглашениями о занятости.

Профсоюзам предоставляются права в решении конкретных вопросов труда, его оплаты.

Профсоюзы могут создавать территориальные и отраслевые ассоциации, а также вступать в них.

Профсоюзы действуют в соответствии со своими уставами.

Любое вмешательство, которое может ограничить права профсоюзов или препятствовать осуществлению их прав, предусмотренных законом, запрещено. При переходе к рыночной экономике профсоюзы из организаций, которые были неотъемлемой частью тоталитарной системы, превращаются в независимые общественные структуры. Новые профсоюзы чаще всего создаются на профессиональной основе.