Проблемы перехода к рыночной экономике в постсоциалистических странах

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономический анализ рыночного равновесия и его изменений на примере товарных рынков
Государственное регулирование экономики в условиях рынка
Теория переходной экономики
Особенности рыночного механизма, как в Российской Федерации, так и за рубежом


Введение:

Распад биполярной политической системы в конце 1980-х годов и появление независимых государств на постсоветском пространстве обусловили трансформацию их экономик в качественно иное состояние, характеризующееся кардинальными изменениями структуры производительных сил общества, содержания человеческой деятельности, роли государства в экономическом механизме.

В настоящем исследовании рассматриваются уроки, которые можно извлечь из опыта стран с переходной экономикой в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе в период с 1991 по 2011 год.

Курсовая работа посвящена решению взаимосвязанных задач:

  • Анализу путей перехода постсоциалистических стран к рыночной экономике;
  • Обоснованию на этой основе необходимости выделения переходной экономики и ее отдельных институтов в качестве особого объекта изучения;
  • Оценка эффективности реформирования экономической системы Республики Беларусь с точки зрения соответствия ее экономических и политических институтов рыночному статусу.

Объектом исследования в данной работе является Экономика переходного типа. Предметом исследования является экономический механизм и особенности его формирования в условиях переходной экономики постсоветских стран, в частности Республики Беларусь. Целью исследования является выявление институциональных закономерностей экономического развития для объяснения трансформационных процессов в постсоциалистических странах на основе изучения реформирования экономических механизмов.

В первой главе работы раскрывается сущность переходной экономики, характеризуются ее основные компоненты (институты). Во второй главе анализируются различные варианты перехода постсоветских стран от административно-командной системы к рыночной экономике, отмечаются особенности, положительные и отрицательные явления с точки зрения возможности использования этого опыта в народном хозяйстве Республики Беларусь. Белорусский вариант перехода на рынок рассматривается в сравнении с опытом других стран.

Анализ стран с переходной экономикой показывает, что различные подходы в конечном итоге указывают на разные уровни достижения государствами рыночных преобразований и, соответственно, на степень трансформации этих стран в рыночные экономики.

Актуальность работы заключается в попытке ответить на важный вопрос, насколько точно можно назвать экономику бывших постсоветских государств (в частности, Республики Беларусь) рыночной экономикой?

 
Основные черты и особенности переходной экономики

Трансформационная (переходная) экономика - это особое состояние экономической системы, когда она функционирует в процессе перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет фундаментальные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем: 

  • Во-первых, это межсистемная сущность. Поэтому сущность трансформационной экономики - это смешение, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречивыми функционирующими элементами;
  • Во-вторых, если командная и рыночная экономики характеризуются определенной целостностью, стабильностью развития, то переходная экономика характеризуется нестабильностью состояния, нарушением целостности. Эту ситуацию, которая является кризисной для нынешней экономической системы, можно считать нормальной для трансформирующейся экономики. Поддержание и воспроизводство неустойчивости и неравновесия системы в течение относительно длительного времени имеет свою причину, изменение цели. Если в нормальной, стабильной системе этой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики-превращение в другую систему;
  • В-третьих, трансформационная экономика характеризуется количественными и качественными изменениями в составе элементов. В то же время в переходной экономике появляются новые элементы, не характерные для старой системы, предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства;
  • В-четвертых, в переходной экономике происходит качественное изменение системных отношений и взаимосвязей. Старые связи планирования и принятия решений между хозяйствующими субъектами рухнули и исчезли, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние по-прежнему носят переходный неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как бартерные расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между хозяйствующими субъектами характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями .

Понятие трансформационная экономика не ново в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы прошлого века и состояла из 5 социально-экономических систем, социалистической, частнокапиталистической, государственно-капиталистической, мелкотоварной и патриархальной. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. В то время главной задачей был переход от многослойной экономики к однослойной-социалистической. Теперь перед нами стоит прямо противоположная задача, заменить одностороннюю экономику государственного социализма многосторонней национальной экономикой, которая является основой современной рыночной экономики.

Целью проводимых преобразований в Беларуси и других странах СНГ является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что основана на широком многообразии форм собственности, причем значительное место в экономике занимает государственный сектор.

Главной трудностью переходного периода является создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле - это правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их реализацию, а также экономические организации и хозяйствующие субъекты. В переходный период формируются институты, без которых рыночная экономика не может нормально функционировать, частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура.
Отличительной особенностью переходной экономики является масштаб и глубина проводимых преобразований. Они фиксируют основы существующей системы, отношения собственности, политические и правовые системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональных преобразований, преобразования отношений собственности (приватизации) и введения института частной собственности, либерализации экономики, создания пакета рыночных законов и ограничений роли государства, формирования новых хозяйствующих субъектов.

Социально-экономический кризис также является существенной чертой переходной экономики. Возникший в результате распада командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым спадом производства, снижением уровня жизни, банкротством предприятий, ростом безработицы. 

В переходной экономике любого типа воспроизводственный процесс обязательно осуществляется. Ее общими чертами по сравнению с воспроизводством в чистом виде можно назвать специфические закономерности функционирования переходной экономики. К ним относятся инерция воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

Инерция воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, что исключает развитие принципа первоначального разрушения до основания всего старого, а затем создания всего нового на этой основе. Эта непрерывность также делает невозможной быструю замену существующих форм другими желательными. Такие действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, искажают его и приводят к спаду производства. Инерция воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение старых экономических форм в переходной экономике, причем на достаточно длительный период.

Это, прежде всего, проявляется в сохранении на некоторое время структуры производства, преобразование которой требует относительно длительного времени. Нынешняя социально-экономическая структура общества не может быстро измениться.

Инерция воспроизводственного процесса порождает ряд последствий, которые важно учитывать в экономической политике: 

  • Во-первых, она обеспечивает глубокую преемственность переходной экономики с начальным состоянием перехода;
  • Во-вторых, это приводит к относительно длительному переходному периоду;
  • В-третьих, инерция усиливает сохранение прошлого социального менталитета.

Другой отмеченной закономерностью является интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая модель выражает, прежде всего, преемственность переходной экономики с начальным состоянием перехода, то вторая подчеркивает механизм перехода от одной стадии к другой. Это является проявлением необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

Роль государства в трансформационной экономике 

С макроэкономической точки зрения государство влияет на экономику тремя способами: 

  • Во-первых, через свои законодательные, исполнительные и судебные органы государство устанавливает законы, правила, ограничения, разрешения, запреты, исключения из правил, разрешает споры, налагает штрафы;
  • Во-вторых, часть ресурсов, изъятых из частного сектора за счет налогов и займов, государство возвращает негосударственному сектору в соответствии с выбранными критериями, перераспределяя их таким образом.;
  • В-третьих, государство использует часть ресурсов, изъятых из частного сектора, для его поддержания и производства общественных благ, обеспечения обороны страны, внешней политики, внутреннего порядка, безопасности, функционирования судебной системы, осуществляя тем самым государственное потребление.

В различных экономических системах государство не может играть одну и ту же роль. Как цели, так и методы государственной политики по обеспечению экономического взаимодействия в различных экономических системах могут быть принципиально разными.

В плановой экономике государство полностью контролирует производство и распределение продукции, непосредственное управление всеми предприятиями осуществляется из центра, а методы управления государственным аппаратом хозяйственной деятельности носят преимущественно административно-управленческий характер.

В рыночной экономике фундаментальные задачи экономического развития решаются опосредованно через цены и рынок. Государство активно участвует в экономической жизни, регулируя национальную экономику, и берет на себя ответственность за решение проблем, с которыми сам рынок не справляется или недостаточно эффективно справляется с точки зрения общества.

В переходный период от плановой экономики к рыночной необходимость государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны обусловлена дополнительными причинами, в частности, необходимостью организации целенаправленного процесса преобразования централизованно управляемой экономики в рыночную.

Процесс перехода от плановой экономики к рыночной характеризуется противоречивым единством усиления и ослабления государственного регулирования экономики страны. С одной стороны, формирование рынка - это децентрализация, разгосударствление, снижение роли государства в экономике. Однако, с другой стороны, развитие экономических реформ требует последовательной, целенаправленной, ведущей роли государства в этом процессе, а это значит, что роль государства в экономике должна быть усилена, но это усиление носит принципиально иной характер.

Основные функции государства в переходный период:

  • Создание парламентской основы для принятия экономических решений;
  • Определение приоритетов макроэкономического развития;
  • Рыночное регулирование для достижения экономических и социальных целей;
  • Стабилизация экономики через реализацию денежно-кредитной и бюджетной политики для преодоления трансформационного кризиса.

Все постсоциалистические страны столкнулись с проблемой определения места и роли государства в решении проблем перехода к рынку. Практика формирования рынка показала, что там, где равные и разнообразные участники рынка получают реальные рыночные свободы (страны Восточной Европы и Балтии), финансовая стабилизация фактически достигнута и начался экономический рост. Второй полюс - это группа стран (Украина, Беларусь), где государство осуществляет централизованное управление экономикой, а рыночные преобразования только начинаются. Здесь уровень инфляции очень высок, на уровне гиперинфляции, а производство находится в коллапсе. В этих странах улучшение экономической ситуации напрямую связано с развитием рыночных подходов к регулированию экономики, но процесс внедрения рыночного механизма протекает очень болезненно.

В то же время происходит расширение форм косвенного государственного вмешательства в экономику через фискальную и денежно-кредитную политику.

На микроуровне регулирующее влияние государства, то есть его вмешательство на рынок конкретного продукта, осуществляется через:

  • Налоги, уплачиваемые государству продавцом (изготовителем) или покупателем (потребителем);
  • Субсидии, обеспечивающие достижение равновесного уровня продажной цены;
  • Фиксированные цены, устанавливаемые государством выше или ниже равновесных цен на определенные группы товаров.

Однако любое вмешательство государства на рынок того или иного товара нарушает естественный рыночный баланс, а значит, может привести к снижению эффективности использования ресурсов при всех благих намерениях.

Поэтому она должна осуществляться в определенных, очень жестких границах с минимальным нарушением состояния частичного равновесия.

Таким образом, государственная политика призвана оказывать корректирующее воздействие на рыночный механизм, который вовсе не идеален. Конечно, нельзя сказать, что от такого воздействия экономическая система будет функционировать лучше, и здесь возможны просчеты. Но когда рыночные методы не позволяют приемлемо решать экономические проблемы, государство вмешивается в экономическую жизнь.

Таким образом, государство играет первостепенную роль в трансформационной экономике. Она регулирует процессы перераспределения ресурсов и производства общественных благ, пытается стабилизировать экономическое развитие, сглаживает взлеты и падения деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, поддерживает экономический рост.

Кризисные явления в экономике постсоциалистических стран

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) включают Беларусь, Болгарию, Чехию, Венгрию, Молдову, Румынию, Польшу, Словакию.

В 1980-е годы экономика социалистических стран начала переживать кризисные явления: 

  • Потребление и инвестиции во всех восточноевропейских странах сократились, а внешний долг увеличился до 85 миллиардов долларов (в 1972 году-8 миллиардов долларов);
  • Был длительный спад производства, была иррациональная структура экономики. Доля восточноевропейских стран в мировой торговле сокращалась в результате снижения конкурентоспособности их продукции. В 1990 году на сельское и лесное хозяйство приходилось около 21% общей занятости в этих странах (6,1% в ЕС). Производственные затраты сырья и энергии на единицу продукции были на 20-40%, а иногда и на 100% выше уровня развитых стран. Сфера услуг характеризовалась низкими темпами развития;
  • Низкая эффективность производства была тесно связана с плохим внедрением достижений НТП в производство. Экономическое развитие восточноевропейских стран базировалось на экстенсивных факторах роста и характеризовалось количественными показателями, усиливались инфляционные процессы. Если в 1987 году уровень инфляции составлял 3-4% в месяц, то в 1992 году он превысил 21% в месяц по всем странам, а в Польше инфляция переросла в гиперинфляцию;
  • Безработица была скрытой. 

Необходимость и основные задачи переходной экономики

Необходимость трансформационной экономики обусловлена ее следующими основными задачами:

  • Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вхождения общества в переходную экономику;
  • Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
  • Реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
  • Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
  • Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, защищающих население от тяжелых последствий экономических реформ.

Практика показывает, что каждая страна, вставшая на путь перехода к рыночной экономике, имеет свои концепции и программы решения основных задач переходной экономики и формирования рыночных отношений.


Цели и этапы экономических реформ в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ)

Основные цели экономических реформ: 

  • Повышение эффективности производства;
  • Перестройка старых ценовых структур и ликвидация монопольных производителей;
  • Отмена централизованного распределения ресурсов;
  • Изменение ранее сложившейся структуры производства в пользу идеологических догм и политических приоритетов, что крайне неэффективно.

Экономическое развитие стран Центральной и Восточной Европы в послевоенный период проходило через четыре этапа: 

  • Первый этап (50-60 лет) - это этап быстрого экстенсивного роста, индустриализации большинства стран в регионах;
  • Второй этап (конец 60-х-конец 70-х годов) - это исчерпание экстенсивных факторов развития;
  • Третий этап (конец 70-х-конец 80-х годов) - это стагнация экономики, начало агонии и развала социалистического общественного строя;
  • Четвертый этап (начало 90-х годов) - это этап революционных преобразований, спада производства и перехода стран ЦВЕ на рыночный и демократический путь развития.

Первый этап во всех без исключения странах ЦВЕ характеризуется высокими темпами экономического роста, искусственно стимулируемыми политическими целями. Цель состоит в том, чтобы укрепить экономический регион, сделать его надежным союзником для бывшего Советского Союза, еще одним укрепленным районом в капиталистической среде и еще одним плацдармом для мировой революции.

В 1949 году был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В компетенцию СЭВ входили вопросы согласования национальных экономических планов, координации внешнеторгового оборота, предоставления кредитов, организации научно-технического сотрудничества и др.

СЭВ осуществляла нерыночную, т.е. фальшивую, интеграцию, которую нельзя назвать экономической, На самом деле она была административно-командной, бюрократической. Экономических механизмов просто не существовало.

К концу 60-х годов во всех странах ЦВЕ сложилась централизованно планируемая дефицитная экономика. На смену оптовой торговле пришла государственная логистическая система. Во главе планов стоят показатели по выпуску продукции в количественном выражении, по валу. Темпы роста производства стали главным критерием успеха или неудачи предприятия, отрасли или страны в целом. В условиях хронического дефицита вся продукция реализовывалась по государственному распределительному плану, хотя объем непроданной продукции, незавершенного строительства и запасов сырья постоянно увеличивался.

На втором этапе экономического развития стран ЦВЕ появились признаки исчерпания факторов первоначального накопления и быстрого экстенсивного экономического роста. Экономический рост значительно замедлился.

Снижение темпов экономического развития сопровождалось снижением темпов накопления. Напротив, статистика показывает, что доля капиталовложений в национальном доходе стран ЦВЕ продолжает расти.

Во всех странах Центральной и Восточной Европы продолжались структурные сдвиги в пользу тяжелой промышленности, начавшиеся еще в 50-е годы.

Полная занятость поддерживалась за счет низкой производительности труда, повышения материалоемкости производства, снижения рентабельности капитала. Страны Центральной и Восточной Европы стали предпринимать более широкие и активные попытки увеличить свой экспорт на Запад, чтобы заработать твердую валюту. Однако эти попытки не всегда были успешными, Запад прекрасно обходился и без мировой социалистической системы.

Уже в начале 60-х годов руководители ряда стран ЦВЕ были вынуждены скорректировать ранее жесткий курс сверхцентрализованного планирования и сверхиндустриализации в пользу некоторого стимулирования сельского хозяйства и повышения уровня жизни населения.

70-е годы наглядно показали тупиковость социалистической экономической модели во всех странах ЦВЕ. К концу 1970-х годов темпы экономического развития в регионе еще более замедлились. Ни сырьевые ставки, ни кредиты СССР не могли помочь выйти из этой ситуации.

Начало 70-х годов-это время, когда Запад вступил в новый этап научно-технической революции, массового освоения техники нового поколения, формирования нового технического уклада жизни. На этом фоне упадок социалистической экономики выглядел особенно символично. Социализм всегда доказывал свою несостоятельность в изменяющихся условиях мирового развития. К сожалению, лидеры стран ЦВЕ этого не поняли.

Основными чертами третьего этапа экономического развития стран ЦВЕ являются сначала продолжающееся замедление и стагнация экономического роста, затем агония и крах социализма как исторически несостоятельной социальной системы.

В 1980-е годы инфляционные процессы заметно усилились во всех странах ЦВЕ. Мировые цены на энергоносители и другое сырье резко возросли. СССР сократил поставки своего сырья в эти страны, так как они осуществлялись по ценам ниже мировых, а его сырья не хватало самому поставщику для его внутренних нужд. Страны Центральной и Восточной Европы были вынуждены покупать все большую часть необходимого им сырья на мировом рынке. Все это подрывало ресурсную базу для инвестиций, необходимых не только для расширения, но и для модернизации и обновления существующего основного капитала.

В условиях нерыночной экономики и отсутствия внутренних стимулов для научно-технического прогресса страны ЦВЕ реагировали на рост мировых цен не переходом на ресурсосберегающие технологии, как это делал Запад, а увеличением импорта сырья, расширением эксплуатации собственных ресурсов, что требовало дополнительных капиталовложений, база для которых сокращалась.

Не хватало валютных ресурсов, чтобы закупить современное оборудование для модернизации своего производства и осуществления назревших структурных преобразований в отрасли. Поэтому почти все страны Центральной и Восточной Европы отчаянно стремились вырваться на мировые рынки с экспортом своих товаров и одновременно ограничить импорт. Во многих случаях это удавалось. Кроме того, страны ЦВЕ стали прибегать к масштабным валютным заимствованиям, и их внешний долг начал расти.

К концу 1980-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились, например, в том же положении по отношению к США с точки зрения ВВП на душу населения, что и 40 лет назад, когда они только начинали свой социалистический эксперимент.

Страны ЦВЕ не смогли достичь уровня экономического, социального и технического развития западных стран, поскольку их экономическая модель исторически была не только безнадежно неэффективной, но и просто зашла в тупик.

В этой модели все сосредоточено не на удовлетворении реальных потребностей, а на удовлетворении запланированных потребностей и директив планирования. Последние выдвигали на первый план не качественные, а прежде всего количественные параметры производственной деятельности, задачи производства ради производства, цели, поставленные не нормальными экономическими или просто человеческими потребностями, а идеологическими и политическими соображениями господствующей номенклатуры.

Ценились и поощрялись только те вещи, которые обеспечивали высокие темпы роста, в то время как те области, где количественный рост не мог быть столь заметен (промышленная и социальная инфраструктура, охрана окружающей среды и т. д.) всегда были не только в тени, но и в полном провале.

Социалистическая экономическая модель практически изолировала страны ЦВЕ от мировой экономики и мирового рынка, оставив их вне системы постоянных сравнений с передовыми странами, которая создается механизмом конкуренции, и лишила их возможности опираться на собственный научно-технический прогресс или заимствовать передовые технологии за рубежом. Эта модель стимулировала потребление ресурсов, неэффективность и технологическую отсталость.

Социалистическая плановая модель хозяйствования позволяла мобилизовать огромные ресурсы на одном участке за один раз и добиться желаемого результата в короткие сроки. Но эта модель не годилась для непрерывной, длительной, упорной и эффективной работы. Она также была непригодна для модернизации основного капитала на новейшей технологической основе, поскольку не создавала новых внутренних источников экономического роста. На практике эти источники быстро исчерпали себя, и система рухнула.

Четвертый этап послевоенного экономического развития стран ЦВЕ начался, когда они вышли из экономического и трансформационного кризиса. Польша первой вышла из кризиса. Крах социалистической системы и агония соответствующей экономической модели в этой стране были, пожалуй, самыми продолжительными и болезненными среди всех стран региона.

Варианты перехода на рынок в отдельных странах

Альтернативные пути перехода можно проиллюстрировать на примере отдельных стран:

  • В Эстонии, Венгрии и Польше наиболее последовательно проводилась политика дисциплины и стимулирования. Такой вариант перехода оказался наиболее болезненным для экономик этих стран и получил название метода шоковой терапии, который обнажил проблемы экономики, принес на начальном этапе социальную напряженность, резкое снижение доходов и уровня жизни. Действительно, вынужденная трансформация привела к самым быстрым результатам, в том числе негативным в самом начале;
  • В Чешской Республике, Литве и Словацкой Республике в широкой категории дисциплины и стимулов долгое время преобладали более мягкие бюджетные ограничения и, следовательно, более низкий уровень дисциплины. На самом деле, как правило, считается, что отсутствие реструктуризации промышленности ускорило начало чешского кризиса в 1996-1998 годах. Ужесточение бюджетных ограничений и ускоренная реструктуризация должны переориентировать эти страны на путь, избранный первой группой стран;
  • Болгария, Кыргызская Республика, Молдова, Румыния, Российская Федерация и Украина либерализовали свою экономику, но в течение длительного времени они не могли поддерживать дисциплину посредством жестких бюджетных ограничений, а также не могли обуздать незаконное обогащение и хищение с помощью закона или административного контроля. В условиях ослабления дисциплины на старых предприятиях конкуренция за ресурсы между старыми и новыми предприятиями затрудняет стимулирование. Россия и Украина, уже на начальном этапе переходного процесса, поощряли выход на рынок новых предприятий. Но захват государством узкого круга заинтересованных лиц, старых предприятий и тесно связанных с ними новых, не позволил новым предприятиям выйти на рынок на более поздних стадиях переходного процесса и создал неблагоприятный инвестиционный климат. Результатом стала система протекционизма и избирательных стимулов;
  • В Беларуси, Туркменистане и Узбекистане, где не было либерализации или ужесточения бюджетных ограничений, были созданы сильные негативные стимулы для выхода на рынок новых предприятий. Доступ к иностранной валюте и кредитам на специальных условиях облегчил бюджетные ограничения для государственных предприятий. Продолжали использоваться механизмы, унаследованные от командно-контрольной экономики. Сохранение высоко централизованной структуры политической власти ограничивало масштабы изъятия активов и других видов хищений, которые оказывали столь разрушительное воздействие на экономический рост в предыдущих группах стран. Однако этот элемент дисциплины был достигнут благодаря протекционистскому режиму, который препятствовал выходу на рынок новых предприятий, а также малых и средних предприятий.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Переходная экономика - это феномен пограничной ситуации, в которой оказались новые независимые государства постсоветского пространства в силу объективной необходимости.

Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет фундаментальные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Этот тип экономической системы характеризуется насильственным разрушением административно-командного типа хозяйствования, стихийным формированием рыночных институтов.

Переход к рыночной экономике сопряжен с огромными трудностями: 

  • Серьезные диспропорции в экономике;
  • Разрыв торговых отношений;
  • В социальной напряженности;
  • Рост коррупции и кризисных ситуаций.

Можно выделить следующие основные задачи переходной экономики: 

  • Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вхождения общества в переходную экономику;
  • Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
  • Реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
  • Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
  • Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, защищающих население от тяжелых последствий экономических реформ.

В настоящее время в теории и практике трансформационных преобразований существуют два противоположных направления, градуализм и шоковая терапия. Опыт реформирования большинства государств доказал правильность использования обоих методов.

Постепенность - это экономическая концепция, которая предполагает медленные, последовательные реформы и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменить элементы командно-административной экономики рыночными отношениями, что позволит смягчить процессы трансформации и избежать резкого снижения производства и уровня жизни населения.

Шоковая терапия - это экономическая концепция, которая рассматривает основными инструментами формирования рынка и антиинфляционной политики одновременную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма. Согласно монетаристской доктрине, основной задачей государства в переходный период является поддержание стабильности финансовой системы, поскольку рынок не может существовать без стабильной денежной единицы.

Беларусь осуществляет постепенный переход к рынку, стремясь обеспечить минимальные социальные издержки реформ.

На этапе становления частного сектора, обеспечивающего законодательную и правовую поддержку малого и среднего предпринимательства, правительство Республики Беларусь добилось незначительных результатов. В результате роль малого и среднего предпринимательства в белорусском ВВП не превышает 20%. Оценка делового климата в стране ставит Беларусь на 155-е место по уровню экономической свободы среди 179 стран мира. Главной причиной такого положения дел является крайне осторожное проведение белорусским правительством реформ, результатом которых стал жесткий контроль над политической системой и централизация процесса принятия решений.

Правовая база экономики не способствует развитию рыночных отношений, она создает громоздкий, изменчивый, противоречивый свод правил, зачастую неоднозначно интерпретируемых различными сторонами.

Независимо от того, насколько хорошо была разработана реформа, темпы ее осуществления во многом зависят от заинтересованности правительства в ее осуществлении и от того, сможет ли реформа получить поддержку общества в целом.

В целях стимулирования и нормативного обеспечения процесса перехода к рыночной экономике приняты Концепция и программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, национальная программа развития экспорта на 2011-2015 годы, программа мероприятий по импортозамещению на 2011 год и другие программные документы.

Опыт перехода от централизованного экономического планирования к рыночной экономике является исторически беспрецедентным процессом-процессом, который далеко не завершен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в частности в Республике Беларусь.