Проблемы и перспективы современной налоговой системы России

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Механизмы государственного регулирования государственных компаний и государственных корпораций

Социально – трудовые конфликты в современной России

Формирование спроса и предложения

Цифровые валюты центрального банка

 

Введение:

Сбор налогов старейшая функция и одно из главных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформа отношений собственности существенно повлияли на реализацию экономических функций государства и, естественно, привели к реформе налоговой системы. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее эффективным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничить стихийность рыночных процессов, повлиять на формирование производственной и социальной инфраструктуры, сдержать инфляцию. 

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правовых отношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция. 

Особенность экономической реформы в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующей юридической поддержки. В данном случае речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика. 

Еще одна особенность экономической реформы в России повышение роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.

Основы налоговой системы Российской Федерации

Сущность налогов и их роль в экономике государства 

Согласно действующему законодательству, доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и невозвратных переводов. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговые поступления играют важную роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим понимание понятия, признаков и классификации налогов приобретает все большее не только теоретическое, но и практическое значение. 

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет юридических и физических лиц. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Налоги выполняют три основные функции: 

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения доходов отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, во всех социальных образованиях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, то есть обеспечивали финансирование государственных расходов, в первую очередь государственных расходов. 

Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налогообложения имущество или доход, подлежащий налогообложению;
  • субъект налога налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 
  • источник налога т.е. доход, с которого уплачивается налог; 
  • налоговая ставка сумма налога на единицу объекта налогообложения;
  • налоговые льготы полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Есть два вида налогов. Первый вид это налоги на доходы и имущество: налог на прибыль и налог на прибыль корпораций (фирм); о социальном страховании и о заработной плате и рабочей силе (так называемые социальные налоги, социальные отчисления); налоги на имущество, включая налоги на имущество], включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капитала за границу и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, они называются прямыми налогами. 

Второй тип налоги на товары и услуги: налог с оборота в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, непосредственно включаемые в стоимость товаров или услуг); по сделкам с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. 

Использование налогов один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности определяются с государственным и местным бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе привлечение иностранных инвестиций, формируются хозрасчетные доходы и прибыль предприятия. 

Налоговая система это совокупность налогов, взимаемых государством, формы и способы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль.

Особенности налоговой системы Российской Федерации

Созданная в Российской Федерации налоговая система по общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

Первая, общая часть Налогового кодекса регулирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов. взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Это общая часть, регулирующая важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений между государство и налогоплательщики и их агенты.

1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса, которая регулирует особенности применения основных налогов. В настоящее время работа над второй частью Налогового кодекса практически завершена. 

Итак, охарактеризуем основные элементы налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.

Элементами, которые характеризуют налоговую систему как таковую, являются: виды налогов, законодательно принятые в государстве законодательными органами соответствующих территориальных образований.

На территории нашей страны взимаются три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и являются обязательными на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время федеральные налоги и сборы включают: 

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • подоходный налог;
  • налог с доходов корпораций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  • Общегосударственный налог.

Региональные налоги это налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и являются обязательными к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в региональные налоги входят: 

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги это налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

В настоящее время местные налоги включают: 

  • земельный налог;
  • налог на личное имущество.

Специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения сельхозпроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности;
  • система налогообложения при реализации соглашений о разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только Налоговым кодексом Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, не могут быть установлены. 

Субъекты налогообложения (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятым в государстве законодательством.

Субъектами налогообложения в Российской Федерации являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), которые в соответствии с законодательством обязаны платить налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством. 

Налогоплательщики и плательщики сборов в соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации имеют следующие права:

  • бесплатно получать от налоговых органов по месту их регистрации (в том числе в письменной форме) информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанности налогоплательщиков, полномочия налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
  • получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по применению, соответственно, законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актах органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
  • пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получить отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • для своевременного зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
  • представлять ваши интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
  • давать налоговым органам и их должностным лицам разъяснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
  • присутствовать на выездной налоговой проверке;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговых извещений и налоговых претензий;
  • требовать от налоговых служащих соблюдения законодательства о налогах и сборах, когда они действуют в отношении налогоплательщиков;
  • не соблюдать противоправные действия и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке действия налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать в установленном порядке полного возмещения убытков, причиненных неправомерными решениями налоговых органов либо неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, и иных прав, установленных действующим налоговым законодательством.

Налогоплательщики обязаны:

  • платить установленные законом налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в установленном порядке, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • подавать в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны платить, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также финансовую отчетность в соответствии с с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • соблюдать законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
  • предоставить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные (для организаций также понесенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, наделенные определенными правами по сбору налогов с субъектов налогообложения и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Законодательная база (Налоговый кодекс Российской Федерации, законы, постановления, приказы, инструкции) о налогообложении, правах, обязанностях и ответственности субъектов налогообложения и налоговых органов и контроле за их уплатой налогоплательщиками.

В России генеральная линия налогового законодательства определяется Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписания Президентом Российской Федерации вступают в силу. 

Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и другие правовые акты в области налогообложения, но только в рамках Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Законодательным собранием Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации, который состоит из двух частей.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок действия законодательства о налогах (сборах), определяет основные положения о налогах, правах и обязанностях участников налоговых отношений, определяет основные понятия и определения налогообложения, устанавливает принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сущности специальных налоговых режимов, действующих на территории Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и списания налогов и сборов в Российской Федерации. 

Налоговые органы формируют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности зачисления налогов и сборов в соответствующий бюджет, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильность расчета, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет других обязательных платежей. Эта система включает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный контролировать и контролировать налоги и сборы, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Подходы к определению эффективности современной налоговой системы

По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая система Российской Федерации, являясь важнейшим механизмом регулирования экономики, не полностью соответствует условиям рыночных отношений, неэффективна и неэкономична. Это сложно и запутанно с точки зрения как расчета налогов, так и документации, отчетности и компьютеризации. 

Множество налоговых льгот для различных групп налоговых субъектов, дополнений, дополнений и изменений в законодательство, усложняет обработку огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, требует увеличения штатного расписания налоговиков и другие контролирующие структуры, а также рост затрат на их содержание, покупку и обслуживание оборудования, что делает налоговую систему неэкономичной. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большая налоговая нагрузка является основным мотивом уклонения хозяйствующих субъектов от уплаты налогов и сборов. 

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете и внебюджетных фондах, перераспределительный характер бюджета и налоговой системы не побуждают региональные власти к активной экономической политике, направленной на развитие, в т.ч. региональная инфраструктура не стимулирует процесс изъятия доходов от налоговых субъектов в пользу областного бюджета. Причем само законодательство этому не способствует, поскольку многие субъекты налогообложения юридические лица, производители товаров уплачивают налоги не по месту ведения бизнеса, а по месту регистрации. 

Обобщая результаты исследований отечественных ученых и специалистов, мы выделяем ряд проблемных моментов в функционировании налоговой системы России:

  1. переоценка роли подоходного налога, которого можно избежать, зная специфику налогообложения, условия и механизм его исчисления и уплаты. В частности, в зависимости от типа и формы предприятия, политики менеджмента, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых нет прибыли как таковой, особенно когда руководство стремится к банкротству предприятия или уклоняться от налогообложения. 
  2. сохранение целевых отчислений во внебюджетные фонды, формирование фондов, как и бюджетов, осуществляется за счет отдельных видов налогов и неналоговых доходов, и в принципе их формирование осуществляется за счет те же источники налогов. Этого можно избежать, если в бюджете предусмотрены отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда в бюджете будет определенная статья, на которую законом предусмотрено перечисление средств. 
  3. экономически необоснованное решение о применении единой ставки налога на доходы физических лиц. В Российской Федерации доля налога на прибыль в Консолидированном бюджете Российской Федерации колеблется на уровне 9,6-10,6 и более, в федеральном бюджете 0,5-1%, региональных бюджетах от 9,2 до 9,8%, местных бюджетах. от 19 до 19,5% от общей суммы налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Аналогичная картина присуща налоговым системам стран СНГ и ряда зарубежных стран. В целом эта доля значительно превышает такие виды платежей, как платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнеторговые и внешнеэкономические операции, и сопоставима с акцизами. 
  4. снижение роли налога на имущество для физических и юридических лиц. Из анализа сбора налогов в Российской Федерации следует, что роль и значение этого вида налога в общем бюджете государства нельзя преуменьшать. На его долю приходится в среднем 6,7% в общем консолидированном бюджете Российской Федерации, 0,1–2% в федеральном бюджете, 9% в региональных и до 10% в местных бюджетах по отношению к совокупным налоговым поступлениям в соответствующий уровень бюджета. Эта доля отчислений в сторону увеличения или уменьшения незначительно различается в странах СНГ и ряде зарубежных стран. Несомненно, доля доходов этого вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается от типа налогоплательщика: юридическое или физическое. Например, эта доля составляет 6–9% от юридических лиц и 0,1–0,3% от физических лиц. 
  5. в законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов. В частности, в налоговом законодательстве РФ не решается вопрос налогообложения природной ренты, за счет которой предприниматели получают колоссальную прибыль. Хотя природные ресурсы являются общей собственностью людей, из-за отсутствия закона о природной ренте люди не получают никакого дохода от эксплуатации природных ресурсов. 
  6. необоснованно высокие санкции за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка на учет в налоговом органе влечет штрафы в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяцев после истечения установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основании данной декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40% от суммы налога. неуплата налога и т. д. 
  7. необоснованно большое количество налогов и сборов при этом многие налоги схожи по своему назначению, и их можно объединить в группы по схожим признакам или в конечном итоге заменить одним налогом на прибыль и установить ставку налога, не уменьшающую общую сумму средств, поступающих в бюджет от налогов.
  8. взимание сразу нескольких видов налогов с одного налогового объекта. Например, как НДС, так и акцизы взимаются с товаров, продаваемых на рынке. Их характер одинаков, но налог взимается дважды, что противоречит принципу двойного налогообложения. 
  9. необоснованность достаточно высоких налоговых ставок по отдельным видам налогов и сборов.
  10. необоснованность введения и взимания НДС по всем видам товаров, работ и услуг с достаточно высокой налоговой ставкой 18%. Например, покупка изделий из драгоценных металлов абсолютно не имеет добавленной стоимости. 
  11. бессистемность и поспешность внесения изменений, дополнений, введения или отмены новых видов налогов и сборов характеризует российскую налоговую систему как нестабильную, что делает бюджеты непредсказуемыми, негативно влияет на инвестиции в экономику и, как следствие, на развитие общества экономический сектор и стабильность общества. Введение налога на страхование автотранспортных средств (ОСАГО) не приносит средств в бюджет, а лишь создает новый слой коррумпированных чиновников. Нестабильность налогового законодательства негативно сказывается на мотивации потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, существует расхождение между налоговым и другими видами законодательства, в частности Гражданским законодательством. В этой связи существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы, в других законодательных актах Гражданского права. Отмена налога с продаж изъяла из региональных бюджетов миллиарды рублей, что негативно отразилось на благосостоянии граждан, но никак не привело к снижению цен на рынке, как предполагали законодатели. Снижение ставки единого социального налога привело к отмене льгот, в том числе для пенсионеров. 
  12. налоговая система сложна, противоречива, запутана, усугублена большим количеством налогов, сборов и сборов. Налоговая система страны отличается серьезной асимметрией. Это не нейтрально по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основное бремя налоговой нагрузки ложится на юридические лица, в частности крупные предприятия, из-за меньшей возможности уклонения от уплаты налогов, существующего порядка уплаты налогов и усиления контроля со стороны налоговых органов. Российская налоговая система одна из самых громоздких в мире, что значительно удорожает ее работу. Множественность взимаемых налогов, сложный метод определения налоговой базы, наличие многочисленных льгот не только увеличивает стоимость бухгалтерских работ на предприятиях, но и требует увеличения количества налоговых служащих, дополнительных затрат на компьютеризацию их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, поскольку при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не учитывается умысел того или иного нарушения закона (т.е. проводится различие между ошибкой, преднамеренным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода). 
  13. налоговая система РФ не имеет национальной окраски, копирует западные образцы, хотя имеет свои отличительные особенности:
  • не обеспечивает наиболее благоприятный налоговый режим для инвестирования в экономику не только физических лиц, особенно российских инвесторов, но и государства-инвестора в целом;
  • не исключает инвестированный в производство капитал и реинвестированную прибыль от налогообложения;
  • стимулирует снятие налоговых субъектов с налоговой нагрузки, что приводит к снижению социальных выплат и пополнению внебюджетных фондов;
  • из-за низких доходов большей части населения не происходит формирование среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переносу налогов в производственный сектор и не способствует его развитию;
  • налоговое бремя незаконно и неравномерно распределяется между законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов отдельными налоговыми субъектами;
  • ежемесячная и ежеквартальная система уплаты налогов и сборов по большинству видов платежей приводит к «размыванию» собственных оборотных средств предприятий, особенно мелких, не позволяя им развиваться;
  • непоследовательность, сложность и запутанность многочисленных инструкций, инструкций и разъяснений налоговых и таможенных служб усложняют работу финансовых и бухгалтерских служб предприятий;
  • отсутствие методов, программ и алгоритмов исчисления налогов сводит на нет процессы автоматизации планирования, сбора, обработки и хранения налоговой информации;

Отсутствие четко определенной налоговой политики на всех уровнях государственной власти, неполнота и непродуманность налоговой реформы и налогового законодательства привели к проблемам объективного планирования налоговых поступлений на всех уровнях бюджетной системы.

Проблемы и перспективы современной налоговой системы России

Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налоговой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные отличия касаются: 

  • неполное отнесение к себестоимости расходов на выплату процентов по банковскому кредиту (только в пределах учетной ставки), а также отнесение на себестоимость командировочных, развлекательных и некоторых других расходов в пределах установленных государством норм;
  • применение норм амортизации, ограниченных государством и не соответствующих сроку эксплуатации основных средств (т.е. с учетом не только физического, но и морального износа), что не позволяет своевременно восстанавливать основные средства (применяемые нормы амортизации в России в два-три раза ниже норм, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой);
  • игнорирование инфляционного фактора при оценке запасов и основных средств для расчета налогооблагаемой прибыли;
  • отсутствие в российском законодательстве базовой концепции, согласно которой прибыль, полученная в течение всего срока существования юридического лица, подлежит налогообложению, что дает возможность покрывать убытки за счет прибыли не только последующих, но и предыдущих лет (с пересчетом налогов, уплаченных в предыдущие годы).

Особого внимания заслуживает проблема налогового администрирования, поскольку в этой сфере традиционно много жалоб со стороны российского и иностранного бизнеса. Правительство рассматривает проект, который предусматривает введение четкой регламентации полномочий и действий налоговых инспекторов, включая порядок проведения всех видов налоговых проверок, досудебное урегулирование налоговых споров, запрос документов, установление максимального срока для проведения проверок и ограничения их количества в течение одного года. Принятие такого закона отвечало бы интересам экономического развития и сокращало бы транзакционные издержки всех экономических агентов, поскольку предсказуемость действий налоговых органов существенно влияет на формирование бизнес-рисков в сфере экономической деятельности. 

Налоговая система в нашей стране по-прежнему неэффективна. Незначительные поправки и корректировки, которые массово вносятся из года в год в действующие инструкции и стандарты, не дают ожидаемого результата. До сих пор связь «налогоплательщик-государство», которую обычно называют налоговой администрацией, еще не налажена. Он определяется отношениями между Министерством по налогам и сборам и Министерством финансов с одной стороны, и налогоплательщиками с другой. 

Одна из основных проблем реформирования внутренней налоговой системы заключается в том, что в ней нет сложности, изменения часто носят фрагментарный характер и не учитывают специфику российской экономики. При внесении изменений в налоговое законодательство последствия, которых можно ожидать в других секторах экономики, не прогнозируются. 

С развитием рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе Российской Федерации, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, отказу субъектов налогообложения от уплаты или сокращения налоговых платежей, несвоевременной уплате или уплате заработной платы через «черные кассы», углубление и расширение теневой сети. 

Анализ налоговой системы Российской Федерации

Недостатки российской налоговой системы

Существующая налоговая система страны требует серьезных реформ, так как не обеспечивает оптимального выполнения ее функций, т.е. с одной стороны, она должна обеспечивать уровень собираемости налогов, достаточный для покрытия основных бюджетных расходов, а с другой стороны, налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий. 

В действующей налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать.

Налоговая система в России носит преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующих и регулирующих функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокими ставками налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (18%), которые слишком высоки по сравнению с развитыми странами, в результате чего приоритетное направление налоговых льгот в России падает. о налогообложении хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В рыночной экономике это анахронизм. Необходимо постепенно переложить основное бремя налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики на протяжении многих лет. 

Косвенные налоги (налоги с оборота, продажи, различные сборы), а не прямые налоги, имеют довольно высокую долю по сравнению с зарубежными странами, и доля косвенных налогов постепенно увеличивается.

Косвенные налоги и сборы обычно не стимулируют экономику и не увеличивают собираемость налогов, скорее наоборот.

Субоптимальная шкала ставок НДФЛ, потому что разрыв между группами людей с самым низким и самым высоким доходом составляет 1:25, а по ставкам налога всего 1: 3. Следовательно, основная налоговая нагрузка ложится на бедных, и не на самых богатых. 

Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), в результате чего бюджетная система РФ по разным оценкам проигрывает от 30 до 50% налогов. Особенно важна в этом направлении борьба за ликвидацию неучтенного для налоговых целей наличного денежного оборота (так называемого «черного налога»), доля которого, по разным данным, достигает 40% денежного оборота страны, в результате из которых расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недоплате платежей в бюджет не менее чем на 20-25%. 

Неэффективность существующих льгот. Снижение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только создаст дополнительные барьеры для злоупотреблений и коррупции, но и расширит налоговую базу. Но преимущества, связанные с реструктуризацией экономики, развитием малого бизнеса и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны быть временными, адресными и, что немаловажно, предоставляться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям. 

Сложность налоговой системы Российской Федерации, ведь на данный момент в России, помимо местных налогов, существует более 100 различных налогов и сборов. Требуется значительное упрощение налоговой системы страны со значительным сокращением общего количества налогов и сборов. Необходимо отменить ряд «нерыночных» налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и т. д.), а также ряд налогов. целевые налоги (налог с пользователей дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание полиции). Требуется сочетание налогов с аналогичной налогооблагаемой базой (например, платежи за право пользования природными ресурсами, акцизы на минеральное сырье и платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение ввести единый налог на недвижимость вместо действующих налогов на недвижимость. Следует отказаться от дубликатов налогов , то есть от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, подоходного налога. Более оправдано наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальный бюджеты. Налоги, расходы на сбор которых превышает сумму собранных налогов, следует отменить. 

Постоянные изменения налогового законодательства и налоговых ставок, что не способствует долгосрочным капитальным вложениям и экономическому росту. Необходимо законодательно установить стабильные (на несколько лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (прежде всего, это федеральные регулирующие налоги: НДФЛ, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также некоторые другие). 

Несовершенство законодательства, несогласованность и запутанность нормативно-правовой базы и налоговых процедур, отсутствие оперативной связи между исполнительной и законодательной властью, что выражается, прежде всего, в задержке окончательного принятия нового Налогового кодекса. По разным оценкам, сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени влияющих на налогообложение. Требуется их унификация и закрепление в едином налоговом законодательстве. Для эффективного сбора налогов на недвижимость необходимо создать земельный кадастр, кадастр недвижимости, автоматизированную систему управления недвижимостью и т. д. 

Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов.

Одной из важных проблем современной системы налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют размер изъятия налога. Это касается множества налогов, в первую очередь налога на прибыль. Есть интересное предложение ввести (сначала в некоторых регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда ставка налога снижается с увеличением суммы налогооблагаемой прибыли. При этом методе регресс ставок вниз не будет стимулировать желание уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее полностью, потому что чем больше сумма прибыли, тем ниже ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов и налоговой полиции. 

Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации

Пожалуй, даже сегодня нельзя утверждать, что налоговая система России прошла этап становления. Говорят о «корректировке» курса реформ, о приоритетности социальных аспектов в их реализации. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо указывают многие экономисты, может быть дана только при наличии четко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определенном этапе развития общества. 

В целом, основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • максимальное упрощение налоговой системы, освобождение от законов и постановлений с неоднозначным толкованием;
  • ослабление налогового давления за счет снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых льгот;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. Следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в ​​последние годы предпочтение было отдано прямым налогам, а ориентация на косвенные налоги указывает на неспособность налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов; 
  • усиление роли налогов на имущество со стабильной налогооблагаемой базой;
  • приведение других законов в соответствие с налоговым законодательством, так или иначе влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов;
  • максимальный учет в налогообложении реальных затрат хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
  • совершенствование налогообложения доходов физических лиц, разработка гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
  • разработка принципа добровольности уплаты налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

Реформа налоговой системы должна происходить таким образом, чтобы налоговая система не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышение конкурентоспособности российской экономики. В связи с этим необходимо отменить налоги, превышающие нагрузку на производственные предприятия. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, по которым выручка от реализации товаров (работ, услуг) выступает объектом налогообложения. Руководствуясь принятыми международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить какие-либо дискриминационные налоговые меры в отношении иностранных товаров. В целом должна быть унифицирована система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами; Данная мера направлена ​​на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к повышению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство оставляет за собой право применять протекционистские меры, но они должны осуществляться путем изменения импортных пошлин. 

Заключение

Налоговая система один из основных элементов рыночной экономики. Он выступает в качестве основного инструмента воздействия государства на развитие экономики, определяя приоритеты экономического и социального развития. В связи с этим необходимо адаптировать налоговую систему России к новым общественным отношениям в соответствии с мировым опытом. 

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. Д., Несомненно, играет негативную роль, особенно при переходе российской экономики на рыночные отношения, а также препятствует инвестициям, как внутренним, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы сегодня является главной проблемой налоговой реформы. 

Жизнь показала несостоятельность акцента на чисто фискальную функцию налоговой системы: ограбляя налогоплательщика, налоги душат его, тем самым сужая налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских реформ в сфере налогов в основном показывает, что выдвинутые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего, размера ставок, льгот и льгот; объектов налогообложения; усиления или замена одних налогов другими). Однако в настоящее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующая нынешнему этапу периода перехода к рыночным отношениям. И это не случайно, ведь оптимальная налоговая система может быть развернута только на серьезной теоретической основе. 

Сегодня существует огромный теоретически обобщенный и значимый опыт сбора и использования налогов в западных странах. Но ориентироваться на их практику очень сложно, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, которая ищет наилучшие пути реформирования своей национальной экономики. 

До тех пор, пока не будет разработана авторитетная целостная концепция реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых исследований в этой области останутся не более чем точкой зрения отдельных команд и специалистов. В настоящее время Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, претендует на роль нового, профессионально составленного, с учетом предыдущих ошибок и просчетов налогового законодательства, однако он не лишен недостатков. 

Слишком много проблем в сфере налогообложения накопилось, чтобы их решать в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь небольшая часть из них так или иначе будет решена в ближайшее время.