Проблемы формирования и развития рыночной экономики в Российской Федерации

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конкуренция: теория и практика   
Рыночные подходы к социальной политике
Классификационные признаки угроз экономическим интересам
История экономических кризисов в рыночной экономике: сравнительный анализ 


Введение:

После длительного периода существования административно-командного типа система народного хозяйства в конце ХХ в. Россия начала переход к рыночной модели экономики. Это было связано с объективной необходимостью вывести национальную экономику из затяжного кризиса. Существующая система больше не могла обеспечить экономический рост страны. В результате трансформации изменилась не только российская экономика, но и политические, государственные и социальные системы. Уникальность социально-экономической ситуации в России состояла в том, что создание современной рыночной экономики происходило в условиях безраздельного 70-летнего господства Коммунистической партии, монополии государственной собственности и метода директивного планирования. управления.

Рыночная реформа в России привела к снижению общественного производства, снижению уровня жизни всего населения с резкой социальной дифференциацией в доходах и разрушению социальной сферы — образования, здравоохранения, науки, культуры и социального обеспечения.

Актуальность темы курсовой работы определяется уникальностью российской экономики, условиями ее развития, которые отличают ее от западной и восточной моделей экономического развития.

Объект исследования — российская экономика.

Предметом исследования является формирование рыночных отношений, их изменение и трансформация.

Целью курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рыночной экономики в России, оценка результатов реформ и их последствий для страны, а также специфика дальнейшего развития российской экономики.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

изучить сущность и основные характеристики концепции рыночной экономики;
рассмотреть основные принципы функционирования и отличительные особенности рыночной экономики;
рассмотреть стратегии перехода к рыночной экономике в России;
проанализировать состояние экономики на современном этапе и определить перспективы ее развития.
Для решения поставленных задач в работе труды российских и зарубежных экономистов и аналитиков, таких как Е.В. Красникова В.В. Герасименко, А.С. Булатов, Фишер С., Среди наиболее значительных работ отечественных исследователей по проблемам трансформации российской экономики можно выделить работы Л. Абалкина, Аганбегяна А. Г., Красникова Е. Н., Кудрова В. М., Мартынова А. Н., Пороховского А., Юферева Е.В. и другие.

 

Сущность рыночной экономики и ее основные характеристики

 

Основные понятия рыночной экономики

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она основана на личных интересах и ограничивает роль правительства. Основой рыночной экономики является частная собственность. Исторический опыт развитых стран показал, что развитие частной инициативы и индивидуального предпринимательства далеко продвинуло экономику и привело к эволюции собственности.

Современная рыночная модель основана на сочетании индивидуально-частной, партнерско-частной, акционерной, государственной и смешанной форм собственности. И хотя частная частная собственность по-прежнему является наиболее распространенной, частная собственность доминировала в экономическом отношении.

Это обстоятельство становится решающим при формировании основ рыночной модели, где институт собственности выступает как комбинация различных форм собственности, которые, в свою очередь, являются основой для различных форм предпринимательских структур — от отдельного предприятия до партнерства, совместного акционерные общества, совместные предприятия и другие предприятия. Получается, что по формам собственности и формам предпринимательства рыночная модель имеет смешанную основу, которая не теряет своих частных корней.

Двадцатый век расширил основы рыночной модели. Хотя в развитых странах малые предприятия составляют до 70% от общего числа предпринимательских единиц в стране, львиную долю ВВП и национального дохода составляют акционерные общества.

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одни и те же «правила игры» контролируются и поддерживаются специальными государственными институтами. Единое рыночное пространство основано на конкурентном механизме, который пронизывает систему рынков — рынок товаров, рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, информационный рынок и другие рынки. И хотя все рынки переплетены и взаимосвязаны, каждый из них имеет свои особенности функционирования.

Сам рынок не способен поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в сфере экономики является государственной функцией. Борясь с монополией, защищая конкуренцию, государство находится как внутри рыночной модели, так и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержание стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. Социальный климат в стране, стабильность финансовой системы, прозрачность фондового рынка, оптимизация открытости национальной экономики в мировой экономике и расширение значения общественных благ, особенно в области услуги, образование, наука, здравоохранение зависят от проверенной, активной роли соответствующих государственных учреждений, культура, — и создание правового поля на предпринимательской арене в связи с развитием интеллектуальной собственности в контексте быстрого распространения новых медиа и коммуникаций и многое другое. Поэтому даже в теоретической модели рынка государство играет решающую роль в сохранении самой рыночной системы путем выражения общих или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каким бы гигантским он ни был, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и брать на себя интересы всего общества.

В рыночной системе общественные интересы — это защита общества и каждого гражданина, это уверенность в уверенном плавании в бурном конкурентном море мировой экономики «общей лодки», в которой находятся все граждане страны.

Однако государство может справиться с такими обязательствами только в том случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом устанавливается демократический механизм управления государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту каждого в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, если государство является институтом демократического общества, оно может стать одним из институтов рыночной модели. Это происходит во многих развитых странах.

Любая рыночная модель реализуется под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. По мере роста сложности экономического развития страны возрастает роль неэкономических факторов, поскольку рыночная модель экономики является средством улучшения благосостояния людей и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, так и в обществе. во всех сферах человеческой деятельности. Контроль общества и социальная ответственность каждого вынуждают как бизнес, так и бюрократию государственных учреждений считаться с общественными интересами и гармонизировать частные интересы и интересы страны.

Важно помнить теоретическую модель рынка, которая по разным параметрам представлена ​​как модель «смешанной экономики». Это относится к сочетанию различных форм собственности и предпринимательства, а также к взаимосвязи различных типов регулирования по существу и масштабу — рыночного, корпоративного, государственного, международного — и для повышения важности общественных интересов — экономических, культурных, национальных — в выборе стратегии и тактики развития страны и просто в механизме функционирования экономики. Индивидуальный, частный интерес сохраняет свою роль в качестве источника инициативы и предпринимательства, необходимых обществу. Поэтому, когда речь идет о рыночной модели экономики, в настоящее время мы имеем в виду «модель смешанной экономики», ядром которой является именно рыночная модель, которая сохраняет все признаки развития и функционирования рынка, но не в условия необузданных конкурентных элементов, но с учетом требований человеческой цивилизации 21-го века.

Экономическая свобода является основой и составляющей свободы гражданского общества. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителей, что выражается в свободе выбора потребителя на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и, при желании, может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Человек сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене продавать продукцию, как и на что тратить вырученные средства. В свою очередь, свобода выбора становится основой конкуренции.

Таким образом, для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдать ряд условий:

  • Свобода хозяйственной, хозяйственной, предпринимательской деятельности;
  • Различные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Экономическая свобода дает производителю возможность выбирать виды и формы деятельности, а для потребителя — возможность купить любой товар. Рыночная экономика характеризуется суверенитетом потребителей — потребитель решает, что должно быть произведено;
  • Свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения.

Ценообразование на основе механизма спроса и предложения обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

Таким образом, рынок выполняет саморегулирующую функцию.

Конкуренция, которая является основой рынка:

  • Конкуренция, порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора, заставляет производителей производить именно те товары, которые нужны потребителям, и производить их наиболее эффективным способом.
  • Гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
  • Ограниченная роль государства. Государство только контролирует экономическую ответственность субъектов рыночных отношений — оно заставляет предприятия отвечать по обязательствам своим имуществом;
  • Устойчивые денежно-кредитные и финансовые системы;
  • Стабильная политическая среда.

 

 

Основные принципы функционирования рыночной экономики

 

Рассмотрим основные принципы функционирования рыночной экономики.

  • свобода выбора видов и форм деятельности;

Основным принципом рыночной экономики является принцип свободы экономической деятельности. Естественная экономическая свобода ограничена социально установленными пределами, которые не позволяют ей превращаться в средство необузданного экономического произвола. Но в то же время наличие ограничений не означает, что в условиях их действия свобода заключена в заранее определенные рамки. Сузив ограничения, можно уменьшить зону экономической свободы до нуля, а за счет расширения свободного экономического пространства можно сделать это, и при наличии ограничений не препятствовать экономической активности, инициативе и предпринимательству.

Основной принцип рыночной экономики провозглашает право любого субъекта предпринимательской деятельности, будь то человек, семейная группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, прибыльный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любом форма разрешена законом.

  • универсальность рынка;

Этот принцип характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. В противном случае, это даже не законно называть рыночной экономикой. Конечно, некоторые элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют в нерыночной, плановой экономике государства. Точно так же известно, что элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства существуют в любой чисто рыночной экономике. Таким образом, экономика может считаться рыночной только в том случае, если товарно-денежные отношения превалируют, проникают во все сферы и сектора экономики. Это суть принципа универсальность.

  • равенство субъектов рынка с различными формами собственности;

В любой экономике ее субъектами становятся личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Это разнообразные и разнообразные образования, и было бы незаконно предоставлять одинаковые права индивидууму и государственной экономике. Один из принципов рыночной экономики власти заключается в том, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов. Они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии.

  • саморегуляция деятельности;

Это стимулирует появление очагов экономического развития. Самосоздание и закрытие предприятий способствует росту, структурной динамике производства, обновлению, но в то же время может вызвать серьезную социальную напряженность.

  • принцип договорных отношений;

Рыночная экономика часто определяется как экономика развитых товарно-денежных отношений. По той же причине это можно назвать экономикой договорных отношений. В административно-административном типе экономики отношения между секторами, секторами, регионами и предприятиями устанавливаются и регулируются в основном государственными планами. Отношения между экономическими объектами в рыночных отношениях основаны на договорных отношениях.

  • свобода ценообразования;

При свободном ценообразовании цена не ограничена внешними ограничениями. Такие цены обычно называют рыночными ценами.

  • самофинансирование;

Любая бизнес-единица, приобретая экономическую независимость, платит за это необходимостью покрывать все финансовые расходы на ее существование и развитие из своего кармана. Поэтому независимый экономический субъект обязан осуществлять самофинансирование, то есть самофинансирование.

  • децентрализация управления и независимости;

Принцип децентрализации управления в рыночной экономике вытекает из других принципов. Будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной.

  • государственное регулирование;

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляются два разных аспекта. Это проявляется в формировании государством совокупности правил и ограничений рыночной активности, ее поддержке и обновлении, контроле за соблюдением.

  • механизмы конкуренции и социальной защиты;

Наиболее важными факторами, которые повышают эффективность экономической системы рыночного типа, являются. Это самый сильный способ непрерывного стимулирования хозяйствующих субъектов.

 

Формирование рыночной экономики в России

 

Факторы формирования российской модели рыночной экономики

Длительный период существования административно-командного типа системы народного хозяйства закончился в России в конце XX века. и начался переход к рыночной модели народного хозяйства. Это было связано с объективной необходимостью вывести национальную экономику из затяжного кризиса.

Существующая система не может обеспечить активный экономический рост; было принято решение изменить его. В результате изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная и социальная системы.

Распад СССР повлек за собой значительные геополитические изменения, разрушение существующих экономических связей привело к глубокому кризису не только в российской экономике, но и в экономиках стран, входящих в состав СССР.

Причины перехода России на рыночную модель экономики:

  • Общее государственное регулирование экономики. Формальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;
  • Существование нерыночной экономики в течение длительного периода времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, необоснованному преувеличению общей социальной функции государства;
  • Смещение отраслевой структуры народного хозяйства в сторону доминирующего положения военно-промышленного комплекса (ВПК);
  • Отсутствие конкурентоспособности товаров, произведенных в сфере народного хозяйства на уровне мировой экономики.

Сочетание всех этих факторов привело к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса.

Ключевым моментом рыночных преобразований в российской экономике стало коренное изменение отношений собственности. На всех уровнях бизнеса в стране происходят следующие глубокие качественные изменения:

  • Процессы приватизации и приватизации имущества.
  • Акционирование, то есть создание акционерных обществ всех типов.
  • Формирование «среднего класса» собственников.
  • Повышение степени открытости экономической системы.
  • Создание объектов смешанного хозяйства.

Увеличение количества и масштабов деятельности в народном хозяйстве Российской Федерации предприятий, принадлежащих иностранным физическим и юридическим лицам.
Создание свободных экономических зон (ОЭЗ) всех типов на территории Российской Федерации.

Создание многонациональных компаний, финансовых и промышленных, с целью поддержания существующей системы сотрудничества и ее дальнейшего развития.

Вступление Российской Федерации в различные международные союзы и соглашения о правах их полноправных членов.

Все это приводит к увеличению степени многоукладности национальной экономики Российской Федерации, появлению в ее составе активных единиц малого, среднего и крупного бизнеса, собственников отечественного и зарубежного бизнеса, к увеличению степени открытости российской национальной экономической системы, к ее интеграции в существующую систему мировой экономики.

 

Стратегии перехода к рыночной экономике в России и их реализация

 

Страны, решившие осуществить переход на рынок, неизбежно сталкивались с вопросом выбора концепции экономического развития. В конце 1980-х годов Россия (СССР) столкнулась с четырьмя крупными историческими проблемами, которые предопределили развитие страны в течение 1990-х годов:

  • выход за пределы индустриального общества сопровождается серьезными структурными и макроэкономическими кризисами;
  • Процессы фактической посткоммунистической трансформации происходили в российском обществе. Это был уникальный эксперимент по переходу от полностью национализированной экономики к рыночной экономике;
  • Россия столкнулась с масштабным макроэкономическим кризисом, который стал результатом популистской экономической политики (начиная со второй половины 1980-х годов), которая привела к краху бюджета и валютной системы, к чрезвычайно высокой инфляции, и падение производства;
  • К началу переходного периода практически все институты государственной власти были разрушены, и их восстановление фактически было центральной политической задачей первого десятилетия реформ;
  • Отправной точкой рыночных реформ в России считается 1991 год, когда российское правительство после подавления августовского путча 1991 года и распада СССР начало радикальные изменения в общественно-политической структуре и экономике нашей страны.

Переходный период в экономике — это исторически короткий период времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система базовых рыночных институтов. Этот период времени часто называют периодом постсоциалистической или посткоммунистической трансформации.

В теории и практике проведения рыночных реформ разработаны две противоположные концепции осуществления этого перехода:

Постепенный подход — включает в себя осуществление реформ медленно, шаг за шагом. Эта концепция рассматривается государством как источник рыночных преобразований, которые должны постепенно заменить элементы командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе трансформации необходимо регулировать заработную плату, цены, контролировать внешние связи, банки и управление лицензированием.

Шоковая терапия — построена в основном на свободном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм предполагает, что рынок является наиболее эффективной формой экономической активности, способной к самоорганизации. Следовательно, переходные преобразования должны происходить при минимальном участии государства. Основная задача государства — поддерживать стабильность финансовой системы и сдерживать инфляцию, поскольку без стабильной денежной единицы рынок не может существовать.

Шоковая терапия предполагает использование антиинфляционной политики в качестве основного инструмента — либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Выбор, который делает большинство стран с переходной экономикой в ​​пользу «шоковой терапии», определяется объективными факторами. Эта концепция основана на идеях монетаризма, современной версии теории либерального рынка, разработанной экономистом М. Фридманом и его последователями.

Монетаризм предполагает, что рынок является наиболее эффективной формой функционирования экономики. Рынок способен к саморегулированию, поэтому преобразования переходного периода должны происходить при минимальном участии государства. Исходя из этого, монетаристы уделяют большое внимание либерализации экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Этот путь прошел Россия.

Элементами «шоковой терапии» в экономике являются:

  • либерализация цен и переход к структуре цен мирового рынка;
  • либерализация внешней торговли, в том числе обеспечение хотя бы частичной конвертируемости валют;
  • дерегулирование экономики; отмена субсидий;
  • резкое сокращение дефицита бюджета;
  • жесткая денежно-кредитная политика,
  • быстрая приватизация.

Однако «шоковая терапия» может быть эффективной только в том случае, если проводится успешная институциональная и структурная политика.

На начальном этапе переходного периода зачастую отсутствуют условия для реализации стратегии «постепенности».

Основные элементы стратегии перехода к рыночной экономике:

  • Либерализация экономики.
  • Макроэкономическая финансовая стабилизация.
  • Институциональная трансформация.
  • «Шоковая терапия» в чистом виде начинается с либерализации цен.

Это приводит к банкротству предприятий промышленности и сельского хозяйства, которое невозможно сохранить по новым ценам. Обанкротившиеся государственные предприятия «уходят» на торги. Однако в этой форме эта схема не может быть применена в России: либерализация цен и приватизация, поскольку долгосрочные процессы происходят параллельно, а не последовательно.

 

Проблемы формирования и развития рыночной экономики в Российской Федерации

 

Институциональная политика включает в себя регулирование возникновения и развития субъектов социально-экономического рынка, включая банки, инвестиционные компании, холдинги, финансово-промышленные группы, страховые компании и. На уровне предприятий происходят институциональные изменения: коммерциализация, корпоратизация, демонополизация.

Целью структурной политики является приведение производственной структуры в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные направления, ускорение развития инфраструктуры и потребительского сектора. Структурно-инвестиционная политика слабо реализуется в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сведены к минимуму.

Нормальное функционирование рыночной экономики подразумевает развитую инфраструктуру.

Социальная политика в период рыночных реформ должна отражать приоритеты в отношениях с различными слоями населения. Система социальной поддержки должна позволить населению пережить переходный период, адаптироваться к рыночным отношениям. Среди элементов этой системы — индексация доходов, пособия по безработице, новая организация занятости и переподготовки, адресные субсидии для уязвимых групп населения.

Исторически последовательность этапов экономических преобразований в России была следующей:

  • 1991-93 гг. — распад административной системы, формирование основ рыночной экономики. Создание политических и институциональных предпосылок;
  • 1992 год — либерализация экономики;
  • 1992-1994 гг. — приватизация;
  • 1994-95 — этап инфляционной, протекционистской политики;
  • 1996-97 — достижение финансовой стабилизации, структурная перестройка экономики, реструктуризация предприятий, остановка спада производства;
  • 1998-99 — финансовый кризис и его последствия;
  • 2000-2005 гг. — доступ к траектории восстановления роста.

По характеру динамики макроэкономических показателей и процессов переходный период в России можно разделить на два основных этапа: докризисный (1991-1998 гг. — отрицательная динамика основных макроэкономических показателей) и посткризисный (1999-2005 гг. — изменение тренда макропоказателей).

Советская экономика была самой национализированной и потому самой монополизированной. Формирование рынка — это развитие конкуренции, которая осуществляется посредством демонополизации через денационализацию (коммерциализацию государственных предприятий) и приватизацию государственной собственности.

Этапы приватизации:

  • Предварительный ваучер (до 1991 года) — в виде сдачи в аренду имущества.
  • До 1 июля 1994 года — ваучерная приватизация.
  • Денежные средства.
  • Залоговые аукционы (1997 г.) — государство обязывает банки банков по акциям приватизированных предприятий получить кредит для покрытия дефицита бюджета.
  • Конкурсные торги (в настоящее время)

Цели приватизации:

  • начальный — создание слоя частных собственников (через ваучеризацию в Российской Федерации);
  • Накопление средств в государственном бюджете является основным мотивом в странах с рыночной экономикой, то есть фискальной целью;
  • обеспечение экономической и имущественной независимости;
  • Повышение эффективности экономики.

Методами приватизации были определены:

  • Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации.
  • Продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, в рамках коммерческого конкурса (в том числе с ограниченным составом участников).
  • Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликвидированных предприятий на торгах и на аукционах.
  • Выкуп имущества, сданного в аренду.
  • Продажа акций, принадлежащих государству.

Наиболее распространенным способом приватизации в Российской Федерации является корпоратизация, поскольку в России развито высококонцентрированное и централизованное производство.

Преимущества акционерной приватизационной формы:

  • возможность эффективного использования капитала в отраслях с низкой рентабельностью;
  • гибкость использования накопленных средств;
  • универсальное применение в любой сфере деловой активности;
  • возможность объединения и диверсификации, создание перекрестного владения акциями;
  • демократизация управления бизнесом.

Можно выделить два отрицательных результата приватизации: первоначальное распределение значительной части общественного богатства на собственное; предоставляя им возможность приобрести новую недвижимость бесплатно.

Номенклатурная приватизация оставила конкретный отпечаток на всей системе распределения результатов хозяйственной деятельности в отраслях, занимающихся добычей и первичной переработкой полезных ископаемых. Государственные органы в процессе приватизации предприятий добывающей промышленности юридически формализовали процесс разгосударствления (посредством купли-продажи, ваучерных и ипотечных аукционов) Промышленных объектов (обычно по остаточной стоимости в ценах 1991 года).

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства страны, за редким исключением, принадлежали государству, то теперь частная собственность стала основной. Новые формы собственности также возникли. Это муниципальная собственность, то есть собственность, принадлежащая городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие.

Либерализация цен в России в начале переходного периода привела к их резкому росту. Предприятия и население несут бремя сокращения дефицита бюджета, чрезмерной эмиссии денег.

Либерализация внешнеэкономической деятельности усугубила ситуацию тем, что неконкурентоспособные российские товары стали заменяться более дешевыми импортными аналогами. Все это привело к еще большему сокращению ВВП. 8-летний спад производства и ВВП ведет к снижению уровня жизни населения за счет конфискации накопленных доходов, инфляции, роста безработицы и углубления дифференциации населения по уровню доходов.

 

Российская экономика на современном этапе и перспективы ее развития

 

Экономический кризис 2008-2009 гг. Определенно продемонстрировал проблемы, существующие в современной российской экономике.

В период 1999-2008 годов доминирующим фактором был довольно значительный экономический рост, измеряемый 6,8% от среднегодового темпа роста ВВП. В результате ВВП в 2008 году превысил уровень 1990 года. В то же время были отмечены положительные изменения в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергопотребление снизилось на 38%, доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве увеличилась с 64% до 69%.

Сравнительно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. по следующим основным причинам:

  • В России рыночные институты появились и сейчас функционируют достаточно эффективно.
  • Российская экономика адаптировалась к новым рыночным условиям.
  • Произошла адаптация к выравниванию мировых и внутренних цен

За отчетный период Россия была сформирована не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва экономических связей в начале 1990-х годов
Кризисный период 2008 — 2009 гг. Носил «шоковый» характер. То есть это было вызвано резким изменением равновесия как на внешних, так и на внутренних рынках.

В отношении российской экономики можно говорить о наложении трех шоков, трех ключевых факторов, предопределивших масштабы рецессии в 2009 году:

  • Шок, связанный с мировым финансовым кризисом, когда условия внешних заимствований и обслуживания долга коренным образом изменились;
  • Ценовой шок, связанный с падением мировых цен на нефть и другие товарные экспортные товары;
  • Шок связан с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные российские экспортные товары, как металлы и основные химикаты.

После резкого снижения в январе 2009 года постепенное восстановление производства началось в феврале. В более широком плане восстановление промышленности началось в середине лета. Что касается ВВП, то его рост по сравнению с предыдущим периодом был зафиксирован с третьего квартала 2009 года. В четвертом квартале 2009 года ВВП увеличился более чем на 9,0% относительно нижней точки снижения во 2 квартале. С конца 2009 года рост промышленного производства начал фиксироваться относительно соответствующего периода предыдущего года, в январе 2010 года рост промышленного производства по сравнению с январем 2010 года составил 107,8%. Инфляция начала падать, после 2009 года уровень безработицы начал снижаться.

Можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного формирования рынка в России:

  • Создание механизма финансирования роста из внутренних источников;
  • Увеличение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;
  • Повышение общей однородности экономического и технологического пространства России;
  • Обеспечение ускорения общего роста доходов населения, роста заработной платы в производственном секторе экономики
  • Замена импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, применяемой в автомобильной промышленности, на другие обрабатывающие отрасли;
  • Ускорение строительства жилья и инфраструктуры;
  • Стимулирование несырьевого экспорта;
  • Увеличение государственных расходов.

В этом случае мы можем ожидать, что российская экономика достигнет в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста не менее 7%.

В настоящее время Минэкономразвития России представило три сценария социально-экономического развития России на перспективу до 2030 года. — консервативный, инновационный и форсированный.

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

  • степень развития и внедрения сравнительных преимуществ российской экономики в области энергетики, науки и образования, высоких технологий и других областях;
  • интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;
  • модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективность государственных институтов;
  • укрепление доверия к обществу и социальной справедливости, включая вопросы законности собственности;
  • Интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами экономического роста, основанными на активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских секторах высоких и средних технологий.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий основан на создании современной транспортной инфраструктуры, конкурентоспособного сектора высокотехнологичных отраслей и экономики знаний, а также модернизации энергетического и сырьевого комплекса.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) был разработан на основе инновационного сценария, в то время как он характеризуется ускоренными темпами роста, повышенными темпами накопления, увеличением задолженности частного сектора и увеличением макроэкономического дисбаланса.

Разница в сценариях проистекает из другой модели делового поведения и государственной политики развития и обеспечения макроэкономического баланса.

 

Заключение


Экономические результаты переходного десятилетнего процесса позволяют утверждать, что все внешние особенности рыночной экономики в России присутствуют.

Система частных банков сформировала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований.

Государство формирует экономическое законодательство с целью установления адекватных «правил игры» и поддержки конкурентного механизма экономики.

Появились государственные институты, которые регулируют фондовый рынок и тарифы естественных монополий, которые обеспечивают антимонопольную и фискальную политику и выполняют таможенные и другие функции.

При разработке представлений о функционировании рыночных механизмов по критерию изменения экономической роли государства существует возможность выделения трех этапов:

  • первый этап — отказ государственного вмешательства в экономику;
  • второй этап — понимание и обеспечение государством функций регулятора экономической деятельности;
  • третий этап — возрождение либерального подхода к экономике в рамках теории монетаризма.

Особенности формирования российской модели рыночной экономики требуют учета международного опыта перехода от социализма к капитализму, который можно свести к понятиям «шоковая терапия» и стратегии постепенной экономической реформы.

Проблема трансформации экономической системы России обусловлена ​​тем, что Россия вступила на путь реформ в крайне невыгодной ситуации. Новые проблемы были добавлены к унаследованным проблемам советской экономики — территориальные потери, разрушение налаженных экономических связей между предприятиями и целыми отраслями промышленности, разрушение внешних рынков, отсутствие адекватной замены разрушенной системы государственного планирования и экономическое управление, политическая нестабильность. Отсутствие четкой осведомленности руководства страны привело к тому, что программа «шоковой терапии» имела ярко выраженную либерально-монетаристскую направленность.

Переход к рыночной экономике в России должен был быть обеспечен экономическим дерегулированием, либерализацией цен, стабилизацией финансово-денежной системы, созданием частного сектора экономики путем приватизации государственной собственности, либерализацией торговли, структурной перестройкой экономики, ее адаптация к структуре реального спроса и создание функционирующего конкурентного механизма, активной социальной политики, направленной на адаптацию населения к новым условиям и защиту его наиболее уязвимых слоев.

Основными особенностями русской версии «шоковой терапии», которая привела к ее провалу, являются непоследовательность реформ в различных секторах экономики, медленное формирование новой институциональной сферы, отсутствие законодательной поддержки реформ и существующего правоприменительного механизма, криминализация российской экономики, а также высокая степень бюрократизации и коррупции государственной власти.
Принудительная коррекция хода реформ в конце XX века заложила основу для появления позитивных тенденций в развитии российской экономики. В стране начался экономический рост, что позволяет говорить о преодолении трансформационного кризиса российской экономики.

Большое влияние на выбор Россией стратегического направления ее развития оказывает тот факт, что в настоящее время она оказалась в сфере интересов всех основных мировых экономических центров: Европейского Союза, Китая и Японии. Это позволяет России выбирать одну из четырех потенциальных моделей развития:

  • дальнейшая интеграция в европейское экономическое пространство, предполагающая развитие отношений со странами ЕС;
  • сближение с развивающимися странами Восточной Азии;
  • развитие интеграционных процессов на территории постсоветского пространства;
  • выбор стратегии независимого развития вне региональных ассоциаций представляет ее способность стать интегрирующим ядром на постсоветском пространстве.

Основной целью развития рыночной экономики в России является формирование социального государства, занимающего место в мировой экономике, соответствующее его потенциалу.
Все это приводит к общему выводу о том, что возрождение России возможно и требует эффективной экономики и социальной политики, сильной власти и общественных институтов, действующих в одном направлении. Россия войдет в экономический цикл длинных и коротких волн и вступит в мировой процесс, заняв свое место в нем.