Проблемы формирования государственно-частного партнерства в России

Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 23.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчёт по практике по бухгалтерскому учету:

 

Как написать отчет по практике по бухгалтерскому учету

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Торговый и платёжный баланс страны, их взаимосвязь и регулирование
Особые экономические зоны: мировой опыт
Концепция социально-ориентированного рынка: мировой опыт и реализация в РФ
Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма

 

Введение:

 

Неотъемлемым условием нормального функционирования экономики в современном мире является конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных структур.

Характер, методы и конкретные формы этого взаимодействия могут значительно различаться в зависимости как от зрелости, так и от национальных характеристик рыночных отношений.

Поэтому термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) можно рассматривать в широком и узком смысле этого слова.

Вообще говоря, ГЧП - это любое взаимодействие между государством и бизнес-сообществом в достижении общих целей социально-экономического развития. Это может быть разработка стратегических документов, правовых норм, совместная работа по улучшению бизнес-среды и улучшению инвестиционного имиджа страны.

ГЧП, в узком смысле, заключается в привлечении частных инвестиций в реализацию социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение, а также софинансирование крупных проектов или другое финансовое участие государства в бизнес-проектах.

Защищая наиболее важные национальные объекты, находящиеся в государственной собственности, видно, что некоторые полномочия государства были переданы частному сектору. Это, прежде всего, такие функции, как строительство, эксплуатация, техническое обслуживание и управление в сфере производства и социальной инфраструктуры.

В результате инициатива по частным инвестициям и предпринимательству входит в традиционный государственный сектор экономики, создавая условия и предпосылки для эффективного функционирования объектов инфраструктуры, оптимального управления и рационального использования ресурсов.

Государственно-частное партнерство и его основные аспекты

Сущность, формы и механизмы государственно-частного партнерства

По мнению экспертов, концепция «государственно-частного партнерства» (ГЧП) представляет собой формальное взаимодействие с четкой социальной направленностью, с четким распределением заранее определенных рисков, ресурсов и затрат на основе взаимной выгоды, равенства и добровольчества между государством и предприятием.

По своей экономической природе ГЧП является результатом разработки традиционных механизмов воздействия экономических отношений между правительством и частным сектором на разработку, планирование, финансирование, строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры.

Поэтому партнерство между государством и частным сектором должно характеризоваться как долгосрочное взаимодействие с целью привлечения дополнительных источников финансирования.

Конечно, есть сектора, в которых предприятие может работать без участия государства. Тем не менее, не забывайте об областях ответственности правительства, таких как социальное обеспечение и инфраструктура. С позиций рынка они не отталкивают, и если их активы передаются частным лицам, они могут обанкротиться, и государство имеет право передавать только часть имущества. Таким образом, на практике «полу-кастомизация» возникает довольно логичным образом, при котором часто определяются ППС. Все это заставляет ГЧП рассматриваться как промежуточная форма между государственной и частной собственностью, а также как некая административная альтернатива приватизации.

Основными симптомами ГЧП являются следующие. Во-первых, государственный и частный сектор являются сторонами таких отношений.

 

Во-вторых, взаимодействие сторон в рамках ГЧП фиксируется на формально-правовой основе. В-третьих, в процессе реализации проектов на основе ГЧП происходит процесс слияния активов сторон. В-четвертых, результаты, полученные в рамках взаимодействия рисков и затрат с государством и бизнес-сообществом, распределяются пропорционально между сторонами в соответствии с обоюдными соглашениями, как зафиксировано в соответствующих соглашениях и контрактах.

При оказании государственной поддержки частному сектору в соответствии с условиями Государственно-частного партнерства (ГЧП) следует учитывать проблему определения наиболее подходящей доли инвесторов для получения прибыли и общего объема инвестиций, независимо от сектора реализации проекта. Следует отметить, что каждый участник проекта самостоятельно ставит перед собой цели и определяет свои интересы, где он оценивает прибыльность проекта (возврат инвестиций).

Проблемы формирования государственно-частного партнерства в России

Создание стимулов для инвестиционной деятельности должно основываться на создании возможностей для достижения максимальной доходности. Инвесторам нужны не временные выгоды, а долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала. Если это не так, увеличение предпринимательского риска ведет к снижению предложения инвестиций и «оттоку» капитала из страны. Взамен правительство может настаивать на новых формах контроля и прозрачности отчетности в обмен на предоставленные юридические гарантии стабильности.

В целях привлечения инвесторов к инвестиционным проектам, реализуемым в рамках программы ГЧП, правительство может принять меры стимулирования для инвесторов, чтобы обеспечить необходимую норму прибыли (субсидии, субсидии, прямое возмещение инвестиционных затрат). В то же время важно отметить, что, подписывая соглашение с инвестором, государство руководствуется не только деловыми моментами, но и общественными интересами, общественно необходимыми целями, которые требуют отклонений от рынка, поведением государства по критериям частного права.

Как отмечает М. Портер, «конкурентоспособность страны зависит от способности ее отрасли обновляться и модернизироваться. Компании, благодаря их энергии и инициативам, превосходят сильнейших конкурентов в мире. Хотя было бы полезно иметь на внутреннем рынке сильных конкурентов, «агрессивных» внутренних поставщиков и местных потребителей, пользующихся спросом», государство не может создавать конкурентоспособные сектора экономики; только компании могут сделать это.

Партнерские проекты - это не просто дополнение ресурсов, а очень специфическая конфигурация интересов партнеров и связанных с ними компетенций. Причем роль государства двояка. С одной стороны, он выступает в качестве одного из партнеров партнерства, как носитель интересов общества и выступает в качестве контроля, с другой стороны, как участник делового оборота, занимающийся эффективностью общих результатов партнерства и собственным коммерческим влиянием. В рамках реализации проекта и прямого сотрудничества с деловым миром правительство стремится обеспечить высокую эффективность такого партнерства путем сокращения затрат и использования инновационных подходов для создания и управления альтернативными источниками финансирования и рыночной инфраструктуры.

Партнерский бизнес имеет возможность владеть и использовать государственные активы на длительный срок, что обеспечивает стабильную прибыль и возврат инвестиций. Частный партнер, как и любой предприниматель, преследует цель максимизации прибыли, поэтому в сфере деловых интересов между партнерами целесообразно разделять возникающие риски и разрешать характер и условия использования уполномоченных полномочий. Создание реального партнерства между государством и деловым миром возможно только с этими принципами.

При реализации проектов ГЧП между государственными структурами и бизнесом используются различные механизмы сотрудничества, которые различаются в зависимости от обязательств сторон по инвестированию в проект, принципов распределения ответственности и рисков между партнерами, а также прав собственности, передаваемых государством государству частному партнерству.

Наиболее распространенными формами ГЧП являются:

Совместное предприятие как план партнерства является альтернативой приватизации, что особенно важно в контексте возможной социальной значимости объекта, переданного совместному управлению.

Наиболее распространенной формой ГЧП на муниципальном уровне за рубежом является корпоратизация. Смешанные предприятия, в которых частная и государственная собственность различаются, являются наиболее распространенным способом решения проблем, особенно связанных с принципами такого партнерства.

Концессии являются наиболее передовой, прогрессивной и сложной формой ГЧП. Во-первых, в отличие от договорных отношений, они имеют долгосрочную структуру, которая позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор имеет полную свободу в принятии административных и управленческих решений, которые отделяют их от совместных предприятий. В-третьих, однако, он обычно имеет достаточные рычаги воздействия на концессию, как в контексте концессионного соглашения и публичного права, в случае нарушения концессии или нормативных требований, а также когда это необходимо для защиты общественных интересов в концессиях.

В рамках концессии, как форма ГЧП, различаются различные механизмы концессии. Наиболее распространенными из них являются: BTO (Build, Operate and Transfer) - «строительство, управление, передача»; BTO (Build, Operate and Transfer) - «строительство, передача, управление»; BOO (Yap, OwnandOperate) - «Строительство, собственность, управление» или ROO (Реабилитация, OwnandOperate); BBO (Buy, Build, Operate) - «покупка, строительство, управление». Поэтому предпочтительными механизмами работы являются контракты BOO, BOOT, BOTT, DBFO. Наибольшее влияние частного сектора характеризуются проектами строительства, собственности и управления (BOO-проекты), когда право собственности на проект остается за проектной компанией в течение всей жизни проекта. Механизмы BOT и BTO (для строительства, управления и передачи прав собственности) привлекательны для государства, когда государство сохраняет право собственности на депонированный объект даже во время действия договора.

Форма договора ГЧП - это договор между государственными и / или муниципальными органами власти и частным партнером, основанный на действующем законодательстве, определяющий действия, которые должны быть предприняты каждой стороной договора, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. В связи с этой целью в проектах ГЧП возникают договорные отношения.

Существует следующая классификация необходимости отзыва инвестиций для реализации контрактов ГЧП:

  • Контракты, повышающие эффективность существующего объекта;
  • Контракты планируется создать новую или глубокую модернизацию существующей инфраструктуры.

В качестве формы ГЧП для осуществления предпринимательской деятельности предусмотрена особая (особая) экономическая зона, налоги, таможенные и административные преференции, режимы преференциального землепользования и гарантии от возможных негативных изменений в законодательстве, включая конкретный режим, в котором действует конкретный режим. Она является частью.

Степень частного участия государства и частного предприятия и условия их объединения могут значительно различаться. Поэтому частный компонент в партнерствах может выступать в качестве одной из сторон договора в тех случаях, когда права собственности полностью отделены (в основном это поставки товаров и услуг для государственных нужд, контракты на управление).

Степень фактического участия частного капитала в современных ГЧП может увеличиваться или меняться в зависимости от выбранного типа партнерства и масштаба владения собственностью для предпринимателя. Улучшение и развитие ГЧП создает свои собственные модели управления и финансирования, в отличие от традиционных административных отношений; Большое значение имеет перераспределение прав собственности, которое неизбежно возникает в результате перераспределения административно-властных отношений между государством и бизнесом, на партнерские отношения.

Кроме того, характер, методы и формы этого взаимодействия могут значительно различаться в зависимости от сотрудничества и пригодности государственных учреждений и пригодности для национальной экономики. Однако следует помнить, что у государства всегда есть обязательства по выполнению социально ответственных функций, связанных с национальными интересами, а бизнес всегда остается катализатором инновационного развития и роста общественного благосостояния.

Задача развития ГЧП заключается не только в обеспечении эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества, но и в обеспечении активного участия институтов в инвестиционном процессе в развитии финансовых организаций, в том числе международных.

Таким образом, СПС, сосредоточенное на совместной реализации социально значимых проектов по развитию инфраструктуры и удовлетворении потребностей общества в высококачественных продуктах и ​​услугах, может быть достигнуто только при решении следующих основных задач: объединение ресурсов и опыта с каждой стороны партнерства; распределение рисков между участниками партнерства; эффективное совместное управление.

С одной стороны, он основан на сущности ГЧП, которая направлена ​​на укрепление государственного бюджета и увеличение налоговых поступлений, а также на коммерческую заинтересованность в благоприятных условиях для стабильного развития и роста доходов, в то время как, с другой стороны, создание полноценной производственной и социальной инфраструктуры является общей целью развития. В этом отношении партнерство можно рассматривать как особую форму договорных отношений между государством и бизнес-сообществом с точки зрения сотрудничества, которое обе стороны выиграли или проиграли одновременно.

Параметры партнерства - это механизм, который обеспечивает правильное разрешение конфликтов между служением национальным интересам и получением прибыли; динамичное развитие экономики; создание культуры взаимодействия между государством и бизнес-сообществом, которая положительно влияет на социально-экономические отношения на региональном и страновом уровне в целом.

Внешний опыт реализации государственно-частного партнерства

ГЧП по своей экономической природе является результатом разработки традиционных механизмов взаимодействия экономических отношений между правительством и частным сектором для разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Поэтому партнерство между государством и частным сектором можно определить как долгосрочное взаимодействие с целью привлечения дополнительных источников финансирования и успешного выполнения обязанностей муниципалитета. В результате необходимо определить наиболее приоритетные сектора для реализации ГЧП для каждой страны и региона. Практически невозможно одновременно инвестировать во все сектора экономики страны, кроме того, всегда есть отрасли, в которые необходимо инвестировать в первую очередь. Кроме того, согласно правительству, отрасли в странах с различным уровнем экономического развития, которые необходимо инвестировать в частный сектор, значительно изменяются. В этом контексте было проведено исследование для определения приоритетных секторов для использования ГЧП в зарубежных странах.

Анализ 915 иностранных проектов, выбранных случайным образом в странах с различным экономическим развитием, реализованных с использованием концессионной формы ГЧП, таких партнерств в сфере транспорта (автомагистрали, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, развлечения, туризм), жилищного строительства и социальные услуги (водоснабжение, электроснабжение, водоподготовка, газоснабжение и т. д.), другие сферы (тюрьмы, оборона, военные объекты). Транспортная инфраструктура является пионерской, за ней следует социальная инфраструктура с небольшим отрывом.

Если мы сравним цифру, то увидим, что проекты транспортной инфраструктуры не на первом месте по сравнению с общей картиной в странах G7. В странах G7 медицинские услуги находятся на 1-м месте (184 из 615 проектов), образование - на 2-м месте (138 проектов), а дороги - на 3-м месте (92 проекта).

Такое промышленное распределение не удивительно, особенно с учетом конкретных социально-экономических тенденций в этой группе стран. Более подробное изучение зарубежного опыта показало, что каждая из стран G7 имеет свой собственный приоритетный сектор для использования ГЧП. Например, в США дороги являются такой отраслью (32 из 36 проектов), в Великобритании - здравоохранение (123 из 352 проектов) и образование (113 из 352 проектов), в Германии - образование (56 24 проекта) Италия, Канада и Франция - здоровье.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в странах, характеризующихся наличием рыночной экономики, высокой производительностью труда и ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни государства является высокой, а качество медицинской помощи является высоким, а образование, ГЧП, здравоохранение и образование определяются государственной политикой Он чаще используется в своих секторах.

Рассмотрим другие развитые страны, которые включают, согласно классификации ООН:

  • Экономически развитые страны (Австрия, Бельгия, Дания);
  • Страны переселения капитализма (Австралия, Израиль);
  • Страны с уровнем развития среднего капитализма (Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция);
  • Страны, в которые Организация Объединенных Наций входит в развитые страны (Южная Корея, Сингапур). Эти страны характеризуются быстрым экономическим развитием и за последние 15-20 лет стали крупными промышленными, финансовыми, научными и техническими центрами.

Отрасль, связанная со строительством и реконструкцией дорог (93 проекта), занимает первое место по количеству используемых проектов ГЧП, а здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта) уже идут с очень важной наценкой и средствами размещения (22 проект).

Если мы вернемся к форме и сравним результаты анализа двух групп стран, то увидим, что в странах G7 здоровье - это в первую очередь, образование - во вторую, и только потом следуют дороги. Таким образом, можно сформулировать следующее утверждение: существует связь между уровнем развития страны и отраслью, выбранной для привлечения инвестиций с использованием ГЧП. В связи с высоким социально-экономическим развитием стран «Большой семерки» и стран, которые мы передали группе «другие развитые страны», приоритетность секторов здравоохранения и образования определяется политикой и социально-экономическим развитием этих государств.

Если мы внимательно посмотрим на цифру, то увидим, что ведущими секторами в обоих случаях являются здравоохранение, образование, дороги, но мы увидим, что места в первой тройке распределены по-разному в зависимости от группы стран. Если вышеупомянутое утверждение верно, то эти отрасли (кроме дорог) не будут приоритетными в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Учитывая более низкое экономическое развитие в этих странах, транспортная инфраструктура может использоваться с использованием ГЧП, то есть автомобильных дорог, портов, железных дорог и т. д. с переходной экономикой (37 из 915 проектов).

Мы определили страны с переходной экономикой в ​​соответствии с классификацией ООН:

  • Страны Центральной Европы (Австрия, Венгрия, Германия, Польша, Словакия);
  • Страны СНГ (Узбекистан).

Секторы здравоохранения и образования в настоящее время далеки от 1-го места; Использование ГЧП, строительство дорог, мостов и туннелей, легкое метро и аэропорты являются лидерами. Такая картина вполне предсказуема и реалистична. В странах с переходной экономикой этим секторам отдается приоритет, и в них инвестируются средства.

Теперь рассмотрим развивающиеся страны в соответствии с классификацией ООН (22 из 915 проектов):

  • ключевые страны (Индия, Бразилия). Они обладают огромным гуманитарным, природным потенциалом и производят такое же количество промышленной продукции, как и все другие развивающиеся страны;
  • развивающиеся страны с относительно высоким уровнем развития и ВВП на душу населения (Чили);
  • новые индустриальные страны (имели высокие темпы роста в последние 20-30 лет):
  • страны первой волны (1970-1980-е годы) (Гонконг);
  • новые индустриальные страны (Мексика);
  • развивающиеся страны-экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты).

Как и в предыдущей группе в развивающихся странах, дороги находятся на первом месте по числу проектов ГЧП, а аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения - на втором месте. Это распределение в первую очередь отражает заинтересованность стран в развитии этих секторов, поскольку ГЧП позволяет привлекать инвестиции частного сектора, сокращать расходы государственного сектора и распределять риски между партнерами по реализации проекта.

Таким образом, на основании анализа можно сделать следующие выводы:

Существует корреляция между уровнем социально-экономического развития страны и приоритетными секторами в реализации проектов ГЧП. Поэтому ведущие сектора в использовании проектов ГЧП могут быть выбраны в каждой из подгрупп.

В любой стране каждой подгруппы правительство выбирает отрасль с наивысшим приоритетом для реализации проектов ГЧП.

Вы также можете привести примеры успешных проектов.

Израиль. Проект № 6 шоссе

Строительство и оснащение современной электронной системы платных проездов для части транс-израильской дороги было осуществлено частной компанией DerechEretz Group.

Группа DerekEretz подписала контракт с правительством на строительство и полное управление центральной частью дороги протяженностью 86 км.

Таджикистан. Проект строительства электростанции на Памире

Частная электростанция на Памире была построена для бесперебойного энергоснабжения бедных отдаленных населенных пунктов восточного Таджикистана в рамках реализации национальной стратегии сокращения бедности.

По договору концессии государство оставалось основным владельцем всех материальных активов.

Франция. Клинический центр "SudFransilien" проект

В конкурсе на реализацию проекта клинического центра "SudFransilien" победила частная компания, созданная Eiffage, одной из крупнейших строительно-концессионных групп во Франции.

Эффективное управление частно-государственным партнерством

Иногда при разработке проектов ГЧП интересы всех заинтересованных сторон не учитываются в полной мере.

Если правительства планируют поднять кривую зрелости, управление играет роль и становится важным. Этот процесс требует соответствующих процедур и процессов, чтобы максимизировать развитие организаций поддержки и преимущества ГЧП. Это также означает, что правительства играют решающую роль в этом процессе и вовлекают граждан, а также стремятся к взаимодействию с другими заинтересованными сторонами. Многие правительства, региональные и международные организации и НПО в настоящее время признают важность управления в экономическом развитии. Даже если управление не является простой концепцией для описания эффективности.

Управление - это не только то, какие действия предпринимаются, но и процессы, описанные действиями правительств, и то, как они выполняются. Эта концепция охватывает качество институтов и их эффективность при использовании политических решений на практике. В целом, институты понимаются как набор формальных правил (собственность, правовые нормы и т. д.) И неформальные механизмы сдерживания (убеждения, традиции и социальные нормы), которые создают межличностное взаимодействие.

Эффективный менеджмент основан на ряде базовых принципов.

«Политика следует направлять и мобилизовывать для усиления помощи в целях развития, включая создание условий для эффективного управления». Пан Ги Мун Генеральный секретарь ООН

Многие комментарии соответствуют эффективному управлению, но наиболее часто используются следующие шесть основных принципов:

  1. Участие: степень участия всех заинтересованных сторон. Практическое руководство о том, как эффективно управлять ГЧП.
  2. Правило вежливости: степень, в которой правила создаются и применяются, не причиняя вреда общественности и не вызывая недовольства.
  3. Прозрачность: степень ясности и ясности процесса принятия решений.
  4. Подотчетность: степень ответственности политиков перед обществом за то, что сказано или сделано.
  5. Справедливость: необходимость соблюдать и следовать правилам одинаково действительна для всех членов сообщества.
  6. Эффективность: степень использования ограниченных людских и финансовых ресурсов без потерь, задержек или ущерба или ущерба для будущих поколений.

Есть также несколько областей управления, в которых описаны принципы, перечисленные выше:

  1. Правительство: исполнительный контроль за функционированием системы в целом.
  2. Государственное управление: область непосредственного осуществления политики.
  3. Юрисдикция: область разрешения конфликтов и споров.
  4. Экономическое сообщество: область «государственного рынка», государственный и частный сектор.
  5. Политическое сообщество: область, где сосредоточены общественные интересы.
  6. Гражданское общество: область, где граждане политически созревают и решают проблемы политического развития.
  7. Устойчивое развитие: область, которая включает в себя не только социальные, но и экологические интересы в развитии инфраструктуры.

Обязанности эффективного управления в области ГЧП определяются следующим образом:

  1. соблюдать справедливые и прозрачные процедуры отбора партнеров, которые лежат в основе развития различных форм сотрудничества и взаимодействия с правительствами;
  2. предоставление гарантий добавленной стоимости (обоснование затрат);
  3. улучшить качество наиболее важных государственных услуг, особенно для социально уязвимых групп населения, и организовать соответствующую подготовку для тех, кто будет участвовать в новых формах сотрудничества и взаимодействия;
  4. справедливый инструмент стимулирования для всех и гарантии возмещения затрат и защиты для тех, кто несет определенные риски и обязательства по достижению коммерческого успеха;
  5. обеспечить разумное разрешение споров, обеспечить непрерывность услуг и предотвратить сбои в реализации проектов и, соответственно, неэффективные государственные расходы;
  6. повышение способности противостоять новым вызовам и угрозам для повышения общей надежности предоставления услуг структурами ГЧП.

Содержание эффективного управления ГЧП также можно объяснить экономически:

  1. Эффективный режим закупок (закупок) означает способность государственных органов покупать высококачественные товары и услуги по гораздо более низкой цене;
  2. Механизмы защиты эффективности управления проектами усиливают поддержку ГЧП со стороны общества и правительства, особенно со стороны учреждений и отдельных лиц, ответственных за разработку соответствующей государственной политики;
  3. Принимая во внимание результаты текущих консультаций, хорошо спланированные проекты, основанные на полном согласии всех заинтересованных сторон и участвующих сторон, с гораздо меньшей вероятностью будут разочарованы и, следовательно, могут избежать дорогостоящих дел и случаев;
  4. Государственные органы, которые делают закупки на основе ясности, существенно влияют на укрепление доверия поставщиков к надежности управления как делового партнера;
  5. Благое управление и эффективные институты напрямую влияют на укрепление конкурентоспособности и увеличение показателей экономического роста и развития.

Однако задачи по улучшению управления не получили соответствующего решения для развития.

Поскольку ГЧП изначально рассматривался как финансовый механизм расходования средств, не включенных в бухгалтерский баланс. Консультации с компанией и другими заинтересованными сторонами также не ожидались с точки зрения финансов и технической поддержки. Не так давно произошел переход от использования ГЧП в качестве финансового механизма к их использованию для повышения эффективности или создания добавленной стоимости. По мере того, как задачи создания добавленной стоимости становились все более и более широко распространенными, стало понятно, что ГЧП можно использовать для решения более важных задач в реализации целей охраны окружающей среды, а также социально-экономического развития.

И нужна новая инициатива, которая направлена ​​на интеграцию показателя эффективности управления в сферу деятельности ГЧП.

Основываясь на результатах исследования, вместе с необходимостью привлечь все соответствующие стороны в области ГЧП для усиления воздействия Европейской экономической комиссии ООН на социально-экономическое развитие и охрану окружающей среды.

  1. Ключевые участники, в том числе представители профсоюзных организаций и бизнес-структур, провели серию консультаций с заинтересованными сторонами процесса формирования ГЧП по эффективному управлению.
  2. Я изучил конкретные случаи коррупции в сфере ГЧП, результаты консультаций с ключевыми заинтересованными сторонами, последствия плохого участия властей в ГЧП и многое другое.
  3. Обсудили способы обеспечения большей ответственности за ГЧП.
  4. Работал над подготовкой нескольких предварительных версий Практического руководства по эффективному управлению ГЧП и организацией серии международных встреч, нацеленных на обсуждение и окончательную доработку основных принципов эффективного управления ГЧП.

Результатом этих усилий стала разработка Руководства ЕЭК ООН по практике надлежащего управления в области ГЧП.

На основе обсуждений и обширных консультаций, проведенных на различных международных совещаниях, Европейская экономическая комиссия ООН подготовила Практическое руководство по надлежащему управлению в области ГЧП:

  • Политика ГЧП;
  • Обеспечение необходимых возможностей и условий для создания ГЧП;
  • Создание соответствующей правовой и более широкой нормативно-правовой базы;
  • Распределение возможных рисков, которые могут возникнуть в результате создания и участия ГЧП;
  • Государственные и муниципальные закупки;
  • Учет и удовлетворение потребностей населения;

Охрана окружающей среды

И это основано на принципах хорошего управления: участие, хорошие отношения, прозрачность, подотчетность, справедливость, эффективность, устойчивое развитие.

Анализ развития государственно-частного партнерства в Республики

Анализ правовых и финансовых аспектов, а также аспектов и форм государственно-частного партнерства в Республике

ГЧП в Республике - это СОГЛАШЕНИЯ о предоставлении государственных услуг или инфраструктуры между государством и частным сектором.

Это инструмент, который сочетает в себе социальные приоритеты и управленческие навыки частного сектора, снимает бремя высоких капитальных расходов со стороны правительства и переносит риск перерасхода средств частным сектором.

В отличие от государственных активов, которые полностью передаются частному сектору, государство оказывает услуги бизнесу, как в случае приватизации.

Четыре фазы жизненного цикла проекта ГЧП:

Первое технико-экономическое обоснование проекта

Это период, когда государственное агентство думает, какой вариант покупки будет наиболее приемлемым: прямая покупка государственным сектором или косвенный метод покупки через ГЧП - он принимает основное решение о продолжении проекта на основе ГЧП.

 

Принимая во внимание все эти факторы для политического одобрения со стороны государственного органа, эта презентация проекта называется «рамочным обоснованием проекта». Этот документ обычно размещается в публичном пространстве.

Этап покупки

Это период, в течение которого запрашиваются ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРСА, и выбирается кандидат. Это процесс «государственных закупок», когда государственный орган имеет соглашение с частным сектором.

  • SEC согласовывается по договору о ГЧП.
  • Государственный орган проводит всестороннюю проверку, и финансирование предоставляется.
  • Конец фазы государственных закупок называется «завершение финансовых аспектов проекта» (или «дата вступления проекта в силу»), после чего вы можете продолжить строительство объекта или инфраструктуры.

Этап строительства

После того, как финансовые аспекты проекта завершены, отношения между государственным агентством и SEC («проектная компания») устанавливаются на основании ДОГОВОРНОГО ДОГОВОРА.

На этапе строительства происходит РАЗВИТИЕ КРЕДИТНЫХ ФОНДОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА ПРОЕКТА для строительства объекта.

Когда объект считается официально введенным в эксплуатацию в соответствии с положениями договора о ГЧП, окончание этого процесса называется «дата оказания услуги» (или «дата начала обслуживания»).

Бизнес этап

Это период, когда кредитная линия предоставляет УСЛУГИ в соответствии с требованиями договора о ГЧП и предоставляет денежные потоки кредиторам для погашения их долгов и выплаты доходов от инвестиций участников.

В то же время государственный орган продолжает выполнять функции поддержки контрактов.

В 2014 году при подготовке новых программных документов на следующую пятилетку был поднят вопрос о разработке долгосрочного документа, Концепции и основных положений проекта Программы социально-экономического развития Республики и Закона о государственно-частном партнерстве. планирование инфраструктуры. Было принято решение о разработке Национального плана развития инфраструктуры Республики на 2016–2030 годы (далее - НПС).

Основой его разработки являются принципы ГЧП "Межведомственного координационного совета по инфраструктуре" (решение 508 в дальнейшем), принятые Советом Министров Республики № 508 от 27 мая 2014 года, для поддержания последовательной государственной политики и координации развития объектов инфраструктуры.

Согласно Указу № 508 НПВ понимается как документ долгосрочного планирования (10–15 лет), принятый (разработанный) с учетом Национальной стратегии устойчивого развития к 2030 году, исходя из приоритетов и потребностей государства в развитии производственной и социальной инфраструктуры. анализ затрат и выгод, инвестиции, необходимые при выборе наиболее подходящей модели для финансирования инфраструктурных проектов.

С полным политическим согласием на всех уровнях правительства в Беларуси, лучший международный опыт представлен для интенсивного и широкого использования механизмов ГЧП. В большинстве случаев они используются за рубежом для модернизации и строительства объектов инфраструктуры и финансируются частным партнером глобальных и дорогостоящих проектов. Это имеет важное значение для привлечения национальных и иностранных инвестиций в нужную область, в соответствии с применением ГЧП, действующим законодательством. Наличие отдельного частного права в этой области помогает правильно распределить риски и защитить частные инвестиции. С моей точки зрения, такой подход не только подтверждает правильность государственной экономической политики, но и дает преимущество в установлении отношений с предприятием при реализации инфраструктурных проектов.

Преобразования в экономической и социальной жизни в нашей стране и многочисленные примеры успешных ГЧП за рубежом вызвали рост научных публикаций на эту тему. Однако, хотя большинство из них посвящено ГЧП в области инноваций, сфера использования этих механизмов в национальной инфраструктуре не получила широкого распространения. В широком смысле мы имеем в виду физические объекты под землей (водоснабжение, канализация и т. д.) Или на ее поверхности (дороги, мосты и т. д.). Изначально это объекты электроэнергетики и телекоммуникаций, а также жилищно-коммунального хозяйства и транспортных коммуникаций. Хотя перечисленные виды относятся к различным секторам экономики, они имеют общий технический элемент - широко распространенные по всей стране сети для доставки промышленных товаров или услуг. Эти сети являются капиталоемкими объектами для тех, кого называют долгосрочными и наименее мобильными с точки зрения возврата инвестиций. Более того, если вы посмотрите на объекты, называемые «жесткой инфраструктурой», с точки зрения рынка, они имеют более характерную особенность: в подавляющем большинстве стран они определяются как элементы монополистических активов; их успех зависит от степени использования крупной национальной экономики.

В Беларуси это также традиционные полные государственные объекты, например, тарифы, стандарты и т. д. Этот, казалось бы, важный минус превращается в уникальную возможность для отечественных и иностранных инвесторов получить доступ к секторам экономики, которые исторически находились под контролем государства и имели долгосрочные капитальные вложения с заранее определенной и гарантированной нормой доходности.

Наша страна следует последовательным путем, внедряя ГЧП и уделяя особое внимание как созданию институтов, так и подготовке специалистов в государстве и подготовке национального законодательства в этой области. Это исследование проводится в сотрудничестве с экспертами Европейской экономической комиссии ООН, которые по согласованию с Министерством экономики Республики в 2012 году проводят обзор проекта закона о ГЧП и оценивают подготовку к национальной подготовке к внедрению механизмов ГЧП, предназначенных для оказания помощи стране. Привлечение частного капитала для развития ГЧП и развития инфраструктуры.

По мнению экспертов, в Беларуси есть потенциал и благоприятные условия для реализации проектов ГЧП.

В целях реализации основных рекомендаций в оценке Национальной оценки готовности к внедрению механизмов ГЧП в Республике с мая 2013 года была проведена интенсивная работа по наращиванию потенциала и информированию широкого круга представителей о государственных учреждениях, частном секторе, государственных учреждениях и ГЧП.

«Принятие закона позволяет нам создать правовую базу, которая дает возможность создавать капитал для реализации проектов государственно-частного сотрудничества, что окажет положительное социально-экономическое влияние на -регион и страну в целом. Развитие государственно-частного партнерства позволит разработать дополнительные внебюджетные ресурсы для развития белорусской инфраструктуры.

В мае 2014 года был создан Центр ГЧП Республики для улучшения институциональной среды.

Центр государственно-частного партнерства (ГЧП) является специальным структурным подразделением Государственного научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики , призванным оказывать консультативную и методическую поддержку органам государственной власти при реализации инфраструктурных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства. Взаимодействие с Межведомственным координационным советом по инфраструктуре, а также с Республикой заключается в разработке стратегии развития ГЧП и Национального плана развития инфраструктуры в Республике .

Центр ГЧП, в рамках своей деятельности:

  • Организации Межведомственного координационного совета по инфраструктуре;
  • Представители частного сектора;
  • ПРООН, ЕЭК ООН;
  • Представительства международных организаций, оказывающих международную техническую помощь;
  • Центры и агентства ГЧП зарубежных стран;
  • Представители национальных и зарубежных СМИ;
  • Международные финансовые институты и подразделения, финансирующие проекты ГЧП: Международная финансовая корпорация, ЕБРР, Евразийский банк, Международная ассоциация проектного финансирования;
  • Другие учреждения ГЧП.

Основные обязанности и функции центра:

  • Разработка предложений по созданию и реализации государственной политики по выводу частного капитала на создание и модернизацию объектов инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства с соответствующими республиканскими государственными органами и другими государственными органами;
  • Участие в реализации единой государственной политики в сфере ГЧП;
  • Разработка проекта Национального плана развития инфраструктуры в сотрудничестве с республиканскими органами государственной власти и другими государственными организациями, связанными с Правительством Республики , облисполкомами и Минским городским исполнительным комитетом;
  • Оказание помощи в работе Межведомственного координационного совета по инфраструктуре (далее - Совет), планировании инфраструктуры, реализации проектов, других вопросах в дальнейшем развитии ГЧП в Республике и организации заседаний Совета;
  • Оказание помощи и консультационных услуг органам государственного управления на всех этапах подготовки и реализации таких проектов, в координации, управлении, анализе и информационной поддержке проектов ГЧП и их включении в реализацию частного бизнеса и финансовых учреждений;
  • Предварительная оценка и анализ экономической целесообразности проектов ГЧП;
  • Разработка методических и методических материалов по планированию инфраструктуры, подготовке и реализации проектов ГЧП;
  • Подготовка специалистов и организация дополнительного образования в сфере ГЧП;
  • Осуществление информационных и публикационных мероприятий по вопросам ГЧП.

Важным звеном для разработки и развития политики в этой области является Межведомственный координационный совет по инфраструктуре (MICS), который отвечает за разработку Национального плана по инфраструктуре и отбор пилотных проектов ГЧП. Совет был создан в соответствии с постановлением Совета Министров Республики № 508 от 27 мая 2014 года и является постоянно действующим органом колледжа, который принимает решение о долгосрочном развитии объектов инфраструктуры, включая принципы ГЧП. В состав MICS входят представители ключевых министерств, комитетов, финансовых учреждений, исполнительных комитетов, государственных учреждений и бизнес-структур.

Настоящий Регламент МИКС определяет:

  • Организация работы межведомственного совета;
  • Порядок подготовки и проведения собраний;
  • Порядок подготовки и принятия документов;
  • Другие вопросы, проблемы.

Проект ЕС / ПРООН «Укрепление национального потенциала при внедрении механизмов ГЧП в Республике » очень важен.

Цель проекта: укрепление потенциала государственного и частного секторов, научных кругов и государственных учреждений в целях продвижения, развития и поддержки социально значимых проектов государственно-частного партнерства в инфраструктурных секторах.

Основными задачами являются:

  • Наращивание потенциала и обучение государственно-частных партнеров разработке и реализации проектов ГЧП;
  • Создание Национального центра ГЧП как ведущей структуры в развитии механизмов государственно-частного партнерства в Беларуси;
  • Создание механизма выявления, отбора, оценки и обоснования пилотных проектов ГЧП, а также создание условий для привлечения частного капитала и навыков управления в секторах инфраструктуры.

В настоящее время ведется активная работа по заполнению портфеля пилотных проектов, что станет возможным на основе ГЧП. Список из них был подготовлен и определены основные критерии отбора. Был также извлечен урок для оценки потребностей республики в инфраструктуре и формирования НПВ, который должен стать ориентиром для инвесторов и финансовых учреждений в стратегии страны и приоритетах развития инфраструктуры в долгосрочной перспективе. В начале пути, на начальном этапе развития ГЧП, должна решить множество проблем: принятие правильных политических решений, проверка соответствия национальной нормативной базы действующему международному законодательству, подготовка портфеля портфелей, разработка основных концепций и создание институциональной среды.

Анализ семейных проблем в государственно-частных партнерствах и оценка способности страны решать их

В настоящее время ГЧП в Беларуси еще не получил надлежащего распространения. Государство является доминирующим партнером, и для справедливого развития ГЧП необходимы тесные отношения. Белорусское законодательство предоставляет инвесторам ограниченный набор необходимых нормативных рамок для функционирования ГЧП. Проблема в том, что введение института ГЧП противоречит Бюджетному, Инвестиционному, Налоговому кодексам и земельному законодательству, и его практически невозможно реализовать без системных изменений.

Ряд нерешенных методологических вопросов перехода к партнерским отношениям между государством и бизнесом, отсутствие соответствующего опыта таких партнерств, неразвитость правовой базы препятствуют внедрению ГЧП в Беларуси, что препятствует созданию условий и мер, определяющих важность ГЧП, работающих над этим вопросом. практика.

Развитие эффективных институтов взаимодействия между государством и деловым миром в мире является одним из важнейших условий для расширения инвестиционной и инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности страны, развития инфраструктуры и создания успешной экономической политики.

ГЧП интересен для нашей страны как форма промежуточного взаимодействия между государственной и частной собственностью, а также как некая административная альтернатива приватизации. Это позволяет преодолеть экономическое противоречие, возникающее, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, но средства государственного бюджета не могут предоставить соответствующую сумму. В этом случае капитал выводится в частную собственность, использование или управление активами путем передачи его частным учреждениям при сохранении статуса государственных учреждений.

Особенно важно быть в самом начале создания системы ГЧП, и должна выбрать эффективные направления, области, формы и механизмы для применения принципов ГЧП в экономике страны.

Каковы причины широкого использования методов ГЧП в конце 20-го века и в наши самые яркие дни? Во-первых, сегодня в мире постоянно растет спрос на услуги, бремя их предоставления является традиционной обязанностью государства. Прежде всего, транспорт, подземное развитие, здравоохранение, коммунальные услуги и т. д. Это о полях. Власти оказываются в ситуации, когда они не могут обеспечить достаточное и своевременное финансирование из государственного бюджета для всех социально значимых проектов и программ. Но более или менее свободные средства часто доступны частному сектору, и правительство может найти способ успешно модернизировать их для решения социальных проблем.

Разработка адекватных и эффективных стандартов - непростая задача, так как опыт стран успешно использует партнерские отношения между государством и частным сектором для решения социальных проблем. Таким образом, в Объединенной Европе потребовалось почти 25 лет, чтобы решить эту проблему. Более того, на сегодняшний день эти механизмы постоянно развиваются.

Государство должно объяснить бизнес четко и ясно через законодательство: существуют государственные экономические активы, которые должны привлекать частные инвестиции, ноу-хау, механизмы управления частной собственностью для его развития, но без изменения основных отношений собственности. Это системы жизнеобеспечения сообщества, стратегические объекты и неконкурентные подразделения естественных монополий. Право собственности на эти объекты остается в собственности государства. Права собственности и использования передаются бизнесу. Государство гарантирует возврат вложенных средств, которые касаются вложенного капитала, с помощью законов и соглашений. Правительство также обязуется взять на себя некоторые риски проекта.

Основной проблемой при реализации принципов ГЧП является необходимость согласования интересов государственного органа и коммерческого учреждения. Универсальной формой будет соглашение (соглашение) о балансе интересов в конкретном проекте.

При наличии баланса интересов государство и предприятие получают выгоды, которых невозможно достичь при попытке инвестировать самостоятельно. На практике, однако, не так просто найти форму или внедрить любую из проверенных форм партнерства, которые обеспечивают необходимый баланс интересов.

А что общество, «маленький человек», потенциально может получить от союза государства и сотрудничества? Это прежде всего качественное и количественное развитие социально значимой инфраструктуры (ЖКХ, ЖКХ, железных дорог и т. д.), Что, безусловно, предполагает последовательное обслуживание населения на качественно новой основе.

Каждый из партнеров партнерства преследует свои собственные цели, решает свои проблемы и имеет различные мотивы. Государственные органы хотят увеличить объем и качество услуг, предоставляемых населению и другим экономическим институтам, частный сектор хочет получать и увеличивать прибыль. В то же время обе стороны обеспокоены успешной реализацией проектов в целом.

Каждый партнер вносит свой вклад в партнерство. С точки зрения бизнеса - знания, опыт, эффективные методы управления, оперативность принятия решений, способность к инновациям, финансовые ресурсы. При участии бизнеса в проектах, внедрении более эффективных методов работы, совершенствовании техники и технологий, развитии новых форм организации производства, создании новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом. На рынке труда возникает спрос на квалифицированные и высокооплачиваемые профессии.

Деловой мир, действующий в партнерстве с государством, опирается на поддержку со стороны административных, финансовых, финансовых и природных ресурсов государства и видит надежного, ответственного и взаимовыгодного партнера в государственных органах. Частные предприятия берут на себя основной коммерческий риск работы на рынке и, как правило, получают наибольшие дивиденды. Он получает набор гарантий, преференций для него и надеется устранить множество препятствий, мешающих его развитию.

Вклад государства в ГЧП, право собственности, налоговые и иные льготы, гарантии осуществляются частично в виде финансовых ресурсов.

Государство видит дополнительные ресурсы, эффективное управление в частном секторе и рассчитывает извлечь из этого выгоду. Вступление в партнерские отношения с бизнес-сообществом часто не только привлекает дополнительные источники финансирования, которые снижают нагрузку на бюджет, но также является более гибким и эффективным, чем традиционная бюрократия, которая является системой управления экономикой.

Правительство также получает дивиденды в виде управления налоговыми поступлениями, решения социальных проблем и повышения общего уровня производства, тем самым повышая конкурентоспособность товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Формы и области сотрудничества между государством и бизнесом обычно принимаются по-разному, поскольку термин «государственно-частное партнерство» не имеет общепринятой интерпретации, но в большинстве случаев преобладает инвестиционная составляющая сотрудничества. Следует отметить, что термин «государственно-частное партнерство» используется по-разному. Эти заявления подчеркивают первостепенную роль частного сектора в совместных проектах. Однако проекты ГЧП инициируются государством, главным образом потому, что оно доминирует в развитии экономики страны, поэтому лучше использовать термин «государственно-частное партнерство».

Государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество между государственными и частными партнерами на основе совместного использования социально значимых проектов и программ на национальном и региональном уровнях на основе совместного использования ресурсов, рисков, доходов и ответственности за развитие инновационного, инвестиционного и инфраструктурного потенциала Республики .

Несмотря на различные типы ГЧП, можно выделить два типа партнерских отношений: государственные партнерства, в том числе государственные и частные участники (совместные предприятия, коммерческие организации, взаимные фонды и т. д.) И любые совместные действия между договорными партнерствами (концессии, СРП) , госзаказ, аренда и пр.).

Самое большое развитие в мире привлекает капитал, особенно из промышленной инфраструктуры и инфраструктурных секторов (контракты на управление существующими объектами в области электричества, тепла, газа, дорог, мостов и т. д.) Для строительства и эксплуатации новой инфраструктуры. ).

Соглашение о ГЧП - это договор, заключаемый между государственными и частными партнерами на определенный срок в порядке и форматах, установленных законодательством Республики , в отношении объектов, расположенных в различных зонах на основе ГЧП. Соглашение может быть заключено между несколькими государственными и частными партнерами.

Инструмент ГЧП используется во всем мире, когда государство заинтересовано в частных инвестициях и защищает собственность объекта. Партнеры, которые позволяют государству брать долгосрочную аренду или покупать объекты (дороги, трубопроводы, аэропорты, электричество, тепло и т. д.), Которые не могут быть изменены законом, особенно концессионные договоры. В то же время государство защищает свое имущество и цели. И правительственные структуры, и частные инвесторы должны иметь дело с этим, потому что без помощи «частных торговцев» власти не смогут реализовывать инфраструктурные проекты, а инвесторы откажутся играть на государственном поле без государственных гарантий и распределения рисков.

Государство нуждается в инфраструктурных инвестициях, потому что инфраструктура является «дрожжами» экономики: она привлекает развитие малого и среднего бизнеса, различных отраслей промышленности и помогает создавать рабочие места. Фактически инфраструктура является основой экономического развития.

Одним из преимуществ ГЧП является его универсальность: его можно использовать в большинстве секторов экономики, с его помощью возможны такие разработки, как автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, крутые объекты инженерной инфраструктуры, здравоохранение, образование, культура, туризм и т. д. что важно для Беларуси сегодня. Модернизация была построена в 1960-х - 1970-х годах. и даже в послевоенный период производственная инфраструктура (энергетика, транспорт, коммунальные услуги и т. д.) является наиболее уязвимым местом в белорусской экономике, и ее реализация возможна путем включения отечественного и иностранного капитала в принципы ГЧП.

На практике, с одной стороны, осуществляется сотрудничество между государственными органами или компетентными учреждениями и коммерческими частными организациями, включая иностранный частный сектор, с их опытом, управленческими навыками, ресурсами и технологиями для реализации социально значимых проектов в социально-экономической области.

Участниками частного сектора ГЧП могут быть граждане и юридические лица, представленные коммерческими и некоммерческими организациями, которые не являются государствами-учредителями.

Исходя из зарубежного опыта, рекомендуется выделить следующие принципы развития ГЧП, в том числе приемлемые для белорусской реальности:

  1. Законность - создание необходимой предсказуемой и надежной правовой базы, соблюдение действующего национального и международного законодательства сторонами ГЧП, обеспечение прав и законных интересов всех участников партнерства);
  2. Рассмотрение общественных инициатив (степень участия) по поддержке и продвижению развития ГЧП на всех уровнях правительства со стороны правительства и других государственных органов, разработке программ ГЧП, формулированию целей и задач ГЧП;
  3. Учитывая интересы и потребности населения, это должно быть организационным принципом для разработки проектов ГЧП, а также одним из руководящих принципов для реализации каждого этапа развития проекта ГЧП;
  4. Эффективность и консолидация (степень эффективности) использования финансовых, материальных, организационных ресурсов, бюджетных средств и государственной собственности партнеров при реализации проектов ГЧП;
  5. Добросовестное, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество между сторонами с ГЧП, основанное на свободе договорных отношений, открытости, существовании институциональной среды (степени справедливости);
  6. Распределение согласованной ответственности и риска по заранее установленному уровню между сторонами ГЧП при сохранении социальной ответственности государства (степени подотчетности) перед населением;
  7. Экологически чистые - с учетом принципов устойчивого развития, охраны окружающей среды, в том числе технических требований при оценке предложений и реализации проектов ГЧП.

Квалификация - реализация программ обучения государственных служащих и других необходимых работников, развитие профессиональных знаний и навыков, необходимых для развития ГЧП государственных учреждений.

В условиях взаимодействия государства и бизнес-сообщества (скажем, мы называем стороны) существуют признаки того, что присутствие ГЧП:

  • Партнерские стороны должны быть представлены как государственным, так и частным секторами экономики;
  • Отношения между сторонами должны быть партнерами, то есть равного характера;
  • Партнерские партии должны иметь общие цели и четко определенные государственные интересы;
  • Партнеры партнерства должны объединить свой вклад для достижения общих целей;
  • Отношения сторон с товариществом должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и ​​т. д.);
  • Стороны партнерства должны разделять обязательства и риски между собой и участвовать в использовании результатов.

Анализ развития ГЧП в мире показывает два основных способа организации этого партнерства.

Во-первых, государственный сектор и частные партнеры присоединяются к существующей компании или вместе создают смешанную компанию. Главной особенностью этого метода является сочетание государственных и частных финансов. Участие государства, как правило, распространяется до степени, препятствующей меньшинству, поэтому оно имеет достаточный эффект.

Во-вторых, представители правительства и частного бизнеса заключают соглашение (контракт) - это соглашение о сотрудничестве, соглашение об управлении компанией, договор купли-продажи, договор аренды, договор уступки (франшизы) и т. д.

Основываясь на международном опыте использования ГЧП, мы можем говорить о двух типах проектов ГЧП, которые сегодня распространены в Великобритании и повторяются в других странах тех же стран. В одном случае частный совместный бизнес рискует, но затем получает прибыль от эксплуатации объекта. Другой формой этого партнерства является то, что правительство платит фиксированную и согласованную сумму за существование и работу объекта. В то же время он принимает на себя все риски для использования государством, частный партнер от этих рисков освобождается.

Создание специальных органов управления ГЧП. Международный опыт показывает, что при реализации программ ГЧП правительства большинства стран создали специальный орган для координации действий большого числа государственных учреждений, участвующих в процессе принятия решений по подготовке и реализации проектов. Роль единого государственного органа по вопросам ГЧП заключается в предоставлении методологической поддержки на уровне ниже федерального уровня должностным лицам штата, ответственным за реализацию проектов ГЧП на местах.

Кроме того, для создания портфеля проектов в различных государственных структурах создаются различные подразделения ГЧП, предназначенные для финансирования механизмов ГЧП, финансирования механизмов ГЧП и решения проблемы накопления экспертного персонала для создания портфеля проектов с созданием последовательности приложений, основанной на отраслевых приоритетах и ​​бюджетных возможностях.

Экономическое влияние ГЧП максимизируется, если правительство прямо заявляет о своем намерении вывести частный сектор. В то же время обязательным условием является наличие у государства реальных экономических рычагов, позволяющих проверить доступность бизнеса для проекта и проверить доступность проекта (финансового и профессионального) для проверки реализации проекта в интересах всего сообщества. Успешная реализация проектов ГЧП требует обязательного регулирования взаимодействия государства и общих структур в определенных сферах деятельности.

Тщательное структурирование контрактов ГЧП, четкая координация и оценка взаимных интересов, оптимальное распределение возможных рисков, ответственности и прибыли между участниками ГЧП, а также создание конкретной системы льгот и концессий оказывают положительное влияние на результаты проектов ГЧП. Логично, что большинство правительств, внедряющих ГЧП в экономику, сейчас пытаются разработать эффективную систему контроля рисков и создать систему ответственности для государства и бизнеса, включая иностранных партнеров.

На темпы развития проектов ГЧП сильно влияет общая экономическая и политическая ситуация в стране. В целом концепция ГЧП разработана в соответствии с комплексной государственной стратегией экономического развития страны.

Важным шагом на пути развития ГЧП является повышение прозрачности взаимодействия и повышение уровня доверия между правительством и деловым миром, объединение ГЧП в проектах стратегического развития стран и регионов, а также более тщательная подготовка проектов с участием обеих сторон и общественности.

Таким образом, в мировой практике накоплен определенный опыт развития партнерских отношений между государством и бизнес-сообществом в широком спектре отраслей, которые обеспечивают наиболее важные интересы государства и общества, которые могут быть использованы при установлении партнерства в Беларуси. Исходя из передового международного опыта, для развития ГЧП в Беларуси могут быть определены следующие приоритетные области:

  • Создание благоприятных условий для развития ГЧП, в том числе создание правовой поддержки ГЧП для развития ГЧП, усиление эффективной государственной поддержки и гарантий цивилизованному бизнесу;
  • Составление первого списка потенциально коммерчески и экономически жизнеспособных пилотных проектов, которые предоставят реальную возможность получить опыт и создадут положительный прецедент для более сложных будущих проектов;
  • Создание единого государственного органа по вопросам ГЧП для обеспечения эффективной координации и тесного взаимодействия усилий различных министерств и ведомств на разных уровнях; PPP;
  • Развитие эффективной инфраструктуры;
  • Тщательная подготовка проектов ГЧП с обеих сторон с участием государственных и рыночных институтов, в том числе международных организаций;
  • Подбор персонала в сфере ГЧП.

Следовательно, следует отметить, что опыт ГЧП, успешно применяемый в мировой практике, должен быть адаптирован с учетом особенностей белорусской экономики и использован в качестве универсального инструмента для реализации социально значимых инвестиционных проектов в широком спектре приоритетных направлений социально-экономической политики. В этом случае отраслевые и региональные стратегии ГЧП, в которых участвуют международные эксперты и финансовые институты, должны стать важным компонентом стратегий, направленных на решение наиболее важных проблем в национальной экономике и социальной сфере.

Система мер в области рационализации практики государственно-частного партнерства в Республики

Реализация проектов, которые будут создавать государственную инфраструктуру и социальные услуги с использованием частных инвестиций, должна быть направлена ​​на обеспечение интересов общества в целом и различных социальных групп. Для этих целей необходимо убедить общественность и заинтересованные стороны в том, что ГЧП является одним из лучших способов предоставления общественных услуг (электричество, отопление, вода, очистка, образование и т. д.), Необходимых для жизни человека.

Институт ГЧП является более эффективной моделью для создания государственных активов и предоставления качественных государственных услуг в соответствии с текущими инвестиционными методами и государственными заказами благодаря возможности привлечения частного капитала с использованием различных активов, распределения ответственности и рисков, частной инициативы и использования конкурентных механизмов ГЧП на рынке.

Создание и развитие института ГЧП в Республике потребует широкомасштабной и скоординированной работы как республиканских и местных органов власти, так и делового мира, включая реализацию следующих рекомендаций и мер.

  • Создать структурированную законодательную систему для комплексного регулирования механизмов партнерства, в частности, принятия закона о государственном и частном секторах, а также разработки значительно расширяющегося пакета законов в модели контрактов государственного и частного секторов, модели контрактов ГЧП в области общественной инфраструктуры и социального пространства; Порядок принятия решения по соглашению о ГЧП; порядок проведения конкурса по выявлению частного партнера; Порядок разработки проектов ГЧП; процедура распределения рисков; Порядок мониторинга и мониторинга проектов ГЧП и др.
  • Параллельно с продвижением закона создаются условия для развития ГЧП, чтобы обеспечить инициирование судебного иска в виде Указа Президента, который включает в себя: содержание концепции ГЧП, его форма распространяется на существующие формы контракта, используемые в стране; Начало реализации экспериментальных (пилотных) проектов, реализованных на основе ГЧП. Это обусловлено тем, что концепция и механизмы реализации ГЧП в стране появились впервые и не имели юридической силы, а разработка и принятие специального закона заняли бы много времени, экономика страны не тратила бы столько времени;
Реализация этих рекомендаций, предложение мер должны оказать существенное влияние на развитие предпринимательской инициативы, улучшение бизнес-среды, развитие институциональной инфраструктуры партнерских отношений, а также принципы партнерства позволят нам разработать четкие ориентиры для развития отраслей и областей.

 

  • Принять новый законопроект для преодоления существующих серьезных недостатков в национальном законодательстве, касающихся концессионной деятельности или ускорения конкретного раздела Закона об инвестициях и десятка регулирующих механизмов при разработке Кодекса о недрах;
  • Не дожидаясь принятия закона, соответствующие министерства (Министерство транспорта, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство энергетики, Министерство культуры) разрабатывают небольшие экспериментальные (пилотные) проекты, реализуемые на основе ГЧП в областях транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и гостиничного хозяйства, туризма и культуры. и т.д.) обеспечивается. и другие;
  • Новые или расширение существующих организационно-правовых структур на уровне республики, отраслей экономики, регионов, бизнес-ассоциаций: центров (ассоциаций) ГЧП, консультативно-методических советов, Агентств, Паевого инвестиционного фонда, соответствующих функциональных подразделений ГЧП в структуре фондов риска и органов управления и деловые ассоциации;
  • Создание или укрепление функциональных подразделений для министерств, ведомств, региональных исполнительных комитетов или центров, агентств, правовых вопросов, связанных с необходимостью подготовки значительного количества счетов в экономической сфере в ближайшие 2-3 года и отсутствием достаточных полномочий для их развития. Министерство экономики и другие государственные органы ;
  • Организация программ, учебных курсов и семинаров для процессов разработки проектов с целью привлечения участников на рынок ГЧП для организации и обучения старших и государственных руководителей в различных сферах деятельности.

В последние годы реальностью глобальной жизненной экономики стало активное распределение различных ГЧП для решения проблем в общественных областях, в которых ранее доминировал государственный сектор: дороги, транспорт, коммунальные услуги, здравоохранение, образование, оборона и т. д.

Анализ научных публикаций по исследуемой теме позволяет говорить о ГЧП как совокупности принципов и форм (механизмов) средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса с целью решения социально значимых проблем в условиях взаимной выгоды. ГЧП реализуется на возвратной основе. В результате потребитель (или налогоплательщик) должен платить за услуги, полученные в определенной области.

Государственная поддержка играет важную роль в реализации проектов ГЧП. Потенциальные выгоды от ГЧП резко снижаются из-за ослабления заинтересованности частного партнера в эффективности проекта и значительного непредвиденного стоимостного риска для налогоплательщиков.

Мировой опыт в области ГЧП показывает, что подход, основанный на четком распределении затрат и рисков, является более эффективным.

При принятии решения о создании ГЧП при выборе его формы определение ключевых условий является вопросом оценки финансовой жизнеспособности проектов ГЧП. В процессе исследования финансовой жизнеспособности оцениваются факторы, влияющие на финансовую жизнеспособность проектов ГЧП, проектные риски и интересы заинтересованных сторон.

Проекты в Республике отбираются по следующим критериям:

  • Проект должен быть экономически обоснованным;
  • Проекты, которые оказывают влияние на устойчивый рост;
  • Проекты, способствующие интеграционным процессам стран-членов банка.

На основе анализа возможных механизмов финансирования проектов ГЧП было высказано предположение, что использование того или иного механизма не оказывает решающего влияния на финансовую жизнеспособность и финансовую приемлемость отдельных проектов. Специфика проекта имеет решающее значение, а не механизмы финансирования.

Глобальная реализация проектов ГЧП позволяет нам определить основные факторы, влияющие на их финансовую жизнеспособность:

  • Реалистичный проект;
  • Степень подготовки проекта;
  • Система правового регулирования;
  • Развитие финансовых рынков в стране; Правовая основа деятельности и квалификации участников проекта.

Заключение

Анализ текущих проектов ГЧП показал, что можно определить некоторые ключевые меры, которые могут способствовать повышению финансовой жизнеспособности и финансовой приемлемости проектов ГЧП. В частности:

  • Обеспечение надежных правовых основ из системы правового регулирования проектов ГЧП;
  • Четкое определение проекта и реалистичная оценка доходов и расходов;
  • Оптимальное распределение рисков и снижение кредитного риска при необходимости;
  • Поддержание соответствующего конкурентного уровня в тендере;
  • Развитие активных и гибких рынков капитала.

находится в самом начале формирования эффективной системы ГЧП. Государственные институты принимают меры по преодолению недостатков нынешней экономической системы с учетом международного опыта. Стимулы для активного вовлечения всех заинтересованных сторон в этот процесс играют важную роль в реализации механизмов ГЧП, служащих интересам государства, бизнеса и общественности.