Проблемы дисциплины обучающихся в современной школе и пути их решения

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации
Развитие творческих способностей у детей
Сравнительная характеристика педагогической деятельности в школе и в ВУЗе
Учет возрастных и психофизиологических особенностей в обучении


Введение:

Образование имеет более чем тысячелетнюю историю. История развития образования органически связана с развитием общества, человеческой цивилизации. Между ними существует взаимозависимость. Социальный прогресс, как правило, дал толчок прогрессу в сфере образования. Изменились не только качество и количество знаний, но и отношения между учителем и учеником.

Современный этап общественного развития характеризуется глобальными изменениями, связанными с возникновением и развертыванием серьезных противоречий во всех социальных сферах. В условиях обострения социальных противоречий возникают многочисленные конфликты в процессе общения людей, в том числе детей.

Демократизация общества и, как следствие, демократизация образования и школьной среды существенно изменили отношение учащихся к учителю и процессу обучения.

В настоящее время общеобразовательная школа испытывает множество проблем. Одна из них связана с нарушениями дисциплины школьников в учебном процессе.

Проблема школьной дисциплины долгое время была предметом особой заботы педагогов. Интерес к этой проблеме не случаен, поскольку на современном этапе развития образования он не только не потерял своей актуальности, но и стал более острым. Все учителя и воспитатели в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, всегда сталкиваются с проблемами дисциплины в своей работе. После первых дней работы в школе учитель знает, что у его учеников есть сотни способов помешать уроку, «начать» урок и хитро нарушить объяснение материала.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы данной работы: «Проблемы дисциплины учащихся в современной российской школе и пути их решения».

Целью данной работы является раскрытие сущности проблем дисциплины студентов и определение путей их решения.

Объектом исследования является образовательный процесс.

Предмет исследования - дисциплины в современной русской школе.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Опишите историко-педагогический аспект проблемы школьной дисциплины.
  2. Охарактеризовать содержание и сущность дисциплины в учебном процессе.
  3. Проанализировать нарушения дисциплины студентами.
  4. Выделить и описать методы организации дисциплины в учебном процессе.

Методы исследования: анализ, обобщение, обоснование.

Научно-исторические основы изучения проблемы дисциплины студентов.

Историко-педагогический аспект проблемы дисциплины студентов

В этом разделе мы рассмотрим взгляды, взгляды и понимание проблемы школьной дисциплины различными учеными в разные периоды общественного развития.

Мы разделяем мнение Максименко Н.В., который считает, что обращение к изучению историко-педагогического аспекта школьной дисциплины и ее реализации в современных учебных заведениях является важнейшим направлением в истории образования и педагогической мысли Максименко Н.В. В статье " Историко-педагогический аспект и современное состояние проблемы дисциплины ». ,

В классических педагогических работах эта проблема рассматривалась Я.А. Комениус, Д. Локк, Дж. Руссо, И.Ф. Гербарт Н.И. Пирогов С.И., Гессен С.Д. Ушинский, Н.А. Корф, П.П. Блонский А.С. Макаренко и другие.

Как средство общественного контроля над повседневным поведением людей, дисциплина отражает общественные отношения, существующие в данном обществе, и служит для их поддержания. Каждое общественное образование характеризуется преобладанием определенного типа дисциплины. В первобытном обществе преобладали стихийные привычки; Здесь общая связь поддерживалась силой традиции, уважением к старшему клану. В Древнем Риме о студентах говорили, что «ухо мальчика лежит на спине». В средние века в монастырских школах царила строгая дисциплина, за дисциплиной следил специально назначенный человек. В средневековых университетах дисциплина поддерживалась с помощью карцеров и доносов.

Выдающийся учитель чешского языка Я.А. Комениус считал, что "... школа без дисциплины, это мельница без воды ...", но в то же время он критиковал средневековую школу. Противодействуя дурацкой палке, Я.А. Комениус рекомендовал гуманный подход к детям, требовал, чтобы учитель поддерживал дисциплину «с хорошими примерами, добрыми словами, искренне и откровенно». В коротком эссе «Законы хорошо организованной школы» Дж.А. Коменский дал ценные указания относительно правильной организации школьного режима и управления школой. «Пусть поддержание дисциплины всегда будет строгим и убедительным, но не игриво и не насильственно, вызывать страх и уважение, а не смех или ненависть».

Джон Лок в своих «Мыслях о воспитании детей» писал, что дисциплина является важной задачей образования, поэтому вы не можете потакать ребенку, но не можете не удовлетворить его законные желания. Локк выступал против телесных наказаний, полагая, что «рабская дисциплина создает рабский характер».

Французский гуманист Жан-Жак Руссо выступил против суровой дисциплины и телесных наказаний, утверждая, что он подавляет человека. Он писал: «Вам никогда не удастся создать мудрого, если вы убьете маленьких детей в детях». Естественное бесплатное образование - это не произвол, каждый человек должен понимать важность воспитания добрых чувств, мнений и воли.

Преподаватель немецкого языка Иоганн Фридрих Гербарт считал необходимым применять различные приказы и запреты, которые должны быть точными и конкретными. Вся система управления детьми, задачей которой является отвлечение их от беспорядков и нарушений дисциплины, была построена Гербартом на насилии и обучении.

В отечественной педагогике Н.И. изучил проблему дисциплины. Пирогов считает хорошую дисциплину одним из важнейших условий успешности обучения и нравственного воспитания. Он осудил произвол, режим казарм, который преобладал в школах того времени, и требовал гуманности и тепла, сохраняя дисциплину. В случае неправомерного поведения студента, учитель должен тщательно рассмотреть обстоятельства, в которых было совершено проступок, оценить его беспристрастно, довести до сведения ученика его вину и справедливость наказания, назначенного за проступок. В статье «Нужно ли убивать детей и резать в присутствии других детей» Пирогов осудил телесные наказания детей. Однако он был непоследователен в этом вопросе. В 1859 году он опубликовал циркуляр, в котором писал, что на практике без штанги обойтись невозможно, и посоветовал использовать их в гимназиях в качестве исключительной меры и только по приказу педагогического совета.

Великий русский учитель К.Д. Ушинский протестовал против слепой, палочной дисциплины. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, но они не должны быть чрезмерно нежитью и ласканы, учитель должен быть разумно требовательным, прививая детям чувство долга и ответственности.

НА. Корф - основатель русских земских школ, подошел к вопросу школьной дисциплины с точки зрения прогрессивной русской педагогики. Он выступал против телесных наказаний, но также осторожно подходил к мерам стимулирования, считая денежное вознаграждение антипедагогическим.

Выдающийся отечественный учитель А.С. Макаренко в своей работе «Лекции по воспитанию детей» требовал активной дисциплины «Борьба и преодоление». Учитель отметил, что дисциплинированным человеком в обществе может называться только тот, кто всегда при любых условиях сможет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе силы продолжать такое поведение до конца, несмотря на трудности и неприятности. Дисциплина в понимании Макаренко - это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Это не только сдерживает, но и вдохновляет на новые победы и достижения. В лекции «Дисциплина, режим, наказание и поощрение» он отметил, что дети часто испытывают громкость, ревность, истерию и т. д. Учителя часто говорят, что ребенок должен кричать, именно здесь проявляется его природа. Макаренко возразил на это и потребовал: дети должны научиться сдерживать себя. Макаренко отметил, что, применяя наказания, вы можете воспитать раба или испуганного, дряблого человека и свободного, сильного человека, полного человеческого достоинства. Дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, по словам Макаренко, недопустимы. Что касается других наказаний, то Макаренко потребовал, чтобы они были вдумчивыми, не назначенными в спешке, чтобы они были индивидуализированы, соответствовали проступкам, не были частыми, пробудились в наказанном сознании справедливости наказания и испытали собственную вину.

Ознакомившись с взглядами иностранных и отечественных преподавателей на проблему дисциплины, мы можем сделать вывод, что эта проблема остается актуальной и обсуждается уже несколько веков.

В общеобразовательной школе сегодня наблюдаются негативные тенденции к увеличению числа учащихся с отклонениями в учебной деятельности и поведении. Карбышева Т.В. Педагогическая и социальная дезадаптация подростков как психолого-педагогическая проблема современной школы.

В настоящее время продолжаются исследования по проблеме дисциплины, поскольку она не была положительно решена в процессе общественного развития.

Сущность и содержание дисциплины в учебном процессе

В этом разделе мы анализируем сущность и содержание понятия дисциплины.

Существуют различные определения понятия дисциплины.

Дисциплина - публичный порядок.

Поведение человека, соответствующее преобладающим нормам права и морали в обществе или требованиям любой организации Философский энциклопедический словарь, изд. Ильичева Л.Ф., Федосеева П.Н.

Дисциплина (лат. дисциплина - учёба, образование, школа) - определенный порядок поведения человека, обеспечивающий координацию действий внутри коллектива, отвечающий сложившимся нормам закона и морали в обществе; Педагогический энциклопедический словарь, под ред. Бим-Бад Б.М.

Дисциплина - это морально-политическое явление. Макаренко А.С.

Поэтому под дисциплиной понимается наличие в команде (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов этой команды в связи с их служебными или профессиональными обязанностями.

Дисциплина является обязательным условием существования общества. Благодаря дисциплине поведение людей приобретает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и социальную организацию.

В обществе существует обязательная дисциплина и особая дисциплина - обязательная только для членов определенных организаций (трудовых, военных и т. д.). Дисциплина всегда определяется преобладающими общественно-классовыми отношениями и служит для их поддержания.

Различают внутреннюю дисциплину или самодисциплину, дисциплину для получения прибыли и дисциплину под принуждением. Дисциплина для получения прибыли и принудительная дисциплина опираются на внешние санкции.

Самодисциплина - это субъективная способность человека самоорганизовываться для достижения своих собственных целей исторически сложившимися культурными способами. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое уважение членов общества к правилам, регулирующим поведение человека. Такая дисциплина поддерживается без каких-либо санкций или принудительных мер.

Дисциплина по сути является организованным принуждением. Организовано в том смысле, что не все принуждение (например, случайное) является дисциплиной. Дисциплина, организованная принуждением, является одновременно организующим началом, началом организации порядка, установленного заранее. Конечно, любая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определенной цели Афанасьев Н.Н. Статья «Школьная дисциплина». В этом смысле сущность дисциплины учащихся заключается в их знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимания их необходимости и фиксированной, устойчивой привычки соблюдать их. Если эти правила фиксируются в поведении студентов, они превращаются в личные качества, которые обычно называют дисциплиной.

Дисциплина - это личностная черта, включающая в себя привычку к дисциплине, выносливости, внутренней организации, ответственности, готовности и привычке подчиняться собственным целям (самодисциплине) и социальным институтам. Педагогический энциклопедический словарь, под ред. Бим-Бад Б.М. Дисциплинированный человек чувствует внутреннюю необходимость следовать принятым нормам поведения и, если их не соблюдать, испытывает угрызения совести, вину и т. д.

Дисциплина всегда считалась основным правилом внутренней структуры школы. Дисциплина школьников на уроке - высокий деловой дух при выполнении педагогических заданий учителя. Истинная дисциплина учеников на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроением, внутренней концентрацией, но не стеснением. Это приказ, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворной академической работы.

Школьно-сознательная дисциплина является важнейшим условием работы школы как государственного учреждения и успешного выполнения крупных и сложных задач всеобщего образования. Бобков Ф.А., Мариенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. Именно в школе закладываются принципы мировоззрения, основы характера и ориентации личности, формируются нравственные установки, что обязательно влияет на поведение человека в целом и особенно его дисциплину. Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение их соблюдать являются необходимыми условиями социализации молодого поколения.

Принципиальное значение для понимания роли дисциплины в развитии личности имеет выявление соотношения категорий дисциплины и свободы. Полное развитие личности возможно только в условиях свободы. Дисциплина - это та часть свободы, которая создает условия и возможности для каждого быть независимым, творческим человеком, не затрагивая при этом интересы свободного развития других. Дисциплина индивида должна рассматриваться в контексте его свободы, то есть как самодисциплины. Дисциплина, конечно, является сдержанностью, но осуществляется на основе выбора.

Для школьной дисциплины характерны три особенности: Максименко Н.В. Статья «Историко-педагогический аспект и современное состояние проблемы дисциплины».:

Во-первых, он устанавливается для детей взрослыми, которые имеют естественное право старших требовать подчинения. За их плечами - жизненный опыт, наличие определенных знаний, навыков, система устоявшихся взглядов и убеждений, которых у школьников еще нет. Это формирует основу авторитета взрослых и значительно облегчает деятельность студентов.

Во-вторых, школьная дисциплина всегда зависит от образовательных целей. Это должно способствовать как успешному обучению, так и лучшей подготовке студента к соблюдению социальной дисциплины.

В-третьих, требования к студентам представлены с учетом их возраста: младшие простые и специфичные, с постепенным усложнением по отношению к старшим ученикам. Но в то же время от учеников в любом возрасте требуется не просто усердие, а осознанное отношение к своим обязанностям, строгое соблюдение моральных норм и активное стремление к самосовершенствованию.

Таким образом, с одной стороны, дисциплина в школе - это не только сама цель, но и средство организации учебы и всестороннего развития личности. Он основан на уважении к школе, к учителю, к товарищам, к себе. С другой стороны, задачей школы является создание потребности в дисциплине и способности учащихся к самодисциплине.

Содержание организации дисциплины учащихся в современной российской школе

Проблема дисциплины в образовательном процессе

В этом разделе мы рассмотрим различные типы нарушений дисциплины в школе и проанализируем причины, которые их вызывают.

Спектр нарушений дисциплины студентами достаточно широк.

Статья «Дети и проблема школьной дисциплины: знают ли родители, что их дети делают в школе?»:

  • 1-е место по распространенности среди всех форм нарушения дисциплины занимают разговоры учащихся в аудитории;
  • 2 место - прогулка по классу во время урока;
  • 3 место - уроки абсентеизма.

Также к традиционным формам дисциплинарного проступка относятся: драки, повреждение школьного имущества и оборудования, уничтожение школьной документации, опоздание на уроки.

Характерные явления нашей эпохи включают такие формы нарушения, как: прослушивание музыки с помощью проигрывателя, обмен SMS-сообщениями с одноклассниками во время уроков. Последнее нарушение кажется немного забавным по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорируя его вопросы, «бросая» в учителя различные предметы (кусочки бумаги, пуговицы), наклеивая оскорбительные записи на спину. Вместе с такими действиями, как появление на уроке пьяного, игра в карты на последних столах, эти факты производят крайне неблагоприятное впечатление.

Все вышеперечисленные виды дисциплинарных нарушений можно объединить под общим названием хулиганство.

С.В. Кривцова предлагает взглянуть на эту проблему с несколько иной точки зрения. Она относится к так называемому «плохому» поведению не только хулиганских и хамских выходок, но также к любому «инфантильному», недостойному поведению или так называемому «тихому непослушанию». В качестве примеров такого поведения она называет потерю интереса к учебе, боязнь ответа на доске, отсутствие уверенности в себе, зависимого и небезопасного поведения изгоя - то есть всего, что указывает на неадаптацию студента.

Следовательно, ряд дисциплинарных действий проявляется в результате неадаптации или отсутствия дисциплины учащихся. Недисциплинированность, в свою очередь, бывает двух типов: злонамеренная (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и неопрятная (проявляющаяся в шалостях, шалостях). Недисциплинированность может быть представлена ​​в таких формах, как грубость, наглость, сдержанность и неадаптация могут проявляться в безразличии к учебному процессу.

Что касается причин нарушения школьной дисциплины, важно отметить, что конфликтная ситуация в классе очень часто возникает в результате неопытности учителя, в результате неграмотного, непрофессионального и неэтичного поведения Чернышева. ТАК КАК. Практикум по решению педагогических ситуаций. , Другими словами, нарушение дисциплины в некоторых случаях связано с отсутствием профессионализма учителей. С этой точки зрения проблема дисциплины является следствием плохого преподавания как такового, то есть студенты настолько не заинтересованы в предмете и учителе, что пытаются всеми возможными способами избежать того и другого так или иначе. Многое зависит от умения учителя организовать свою работу, направленную на управление познавательной деятельностью школьников. Нарушения дисциплины на уроках молодых учителей часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которых иногда психологически трудно воспринимать как своего учителя как «полностью взрослого человека».

Во многих случаях дисциплинарного проступка действует эффект стада. Статья «Дети и проблема школьной дисциплины: знают ли родители, что их дети делают в школе?» Особенно в подростковом возрасте существует сильное желание стать «своими» в определенной группе, чтобы получить признание одноклассников, что часто подталкивает детей к самым экстравагантным дисциплинарным нарушениям. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

В некоторых случаях отсутствие дисциплины у школьников может быть вызвано проблемами, связанными с состоянием здоровья (в частности, нарушением нейродинамики нервных процессов при гиперактивности). Среди признаков гиперактивности - эмоциональная лабильность, раздражительность, отвлекаемость, сильные аффекты, недостаток внимания к умственной деятельности и нестабильность поведения.

Следует также отметить негативное влияние на поведение студентов телевизионных программ, проповедь насилия, предмет преступления.

С.В. Кривцова выделяет три основных закона, которые мотивируют поведение студентов: 1-й закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Никто и ничто не может однозначно предопределить то или иное поведение. Люди, события или условия могут предлагать определенное поведение, но сам человек отклоняет или принимает эти предложения. Выбор всегда есть. Когда учитель поймет, что поведение основано на выборе, он сможет начать влиять на решения учащихся о том, как себя вести, гораздо более эффективно. Право выбора должно быть признано учителем для каждого ученика.

2-й закон. Любое поведение учащихся подчинено общей цели - почувствовать, что они принадлежат школьной жизни.

В процессе школьной жизни основная потребность ученика - чувствовать себя вовлеченным в школьное сообщество - воплощается в трех частных целях:

  • Почувствовать их жизнеспособность в образовательной деятельности (интеллектуальная жизнеспособность),
  • Построить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),
  • Сделать особый вклад в жизнь класса и школы (последовательность в деятельности).

Ученики стараются достичь этих целей всеми возможными способами. Если они не знают или не имеют доступа к приемлемым методам, они используют то, что учитель называет «неправомерным поведением» или «плохим поведением».

Как правило, на предпочтения учащегося относительно приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как:

  • Качество отношений между ним и учителем;
  • Атмосфера в классе благоприятна или, наоборот, разрушительна;
  • Соответствующая структура аудиторной команды.

3-й закон. Нарушая дисциплину, студент понимает, что он ведет себя неправильно, но может не знать, что это нарушение является одной из четырех целей, которые были определены американским учителем Рудольфом Дрейкурсом:

  • Привлечение внимания - некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы привлечь особое внимание учителя. Они всегда хотят быть в центре внимания, не позволяя учителю преподавать урок, и чтобы ребята поняли учителя
  • Власть - некоторые студенты ведут себя «плохо», потому что для них важно быть ответственным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» и тем самым разрушают порядок, установленный в классе.
  • Месть - для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальное или воображаемое негодование. Они могут отомстить как учителю, так и одному из парней или всему миру.
  • Избегание неудачи - некоторые студенты настолько боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не соответствуют требованиям учителей, родителей или их собственным чрезмерно высоким требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое и оказались в изоляции, неприступными и «непроницаемыми» любыми методологическими уловками учителя.

У каждого ребенка есть уникальная комбинация причин и целей, стоящих за правонарушением, поэтому учитель должен знать истинный мотив плохого поведения учащегося, чтобы правильно построить свое собственное поведение.

Система организации студенческой дисциплины

В этом разделе мы рассмотрим различные системы организации студенческой дисциплины, основанные на различных подходах к решению этой проблемы.

Правильное решение конфликтных ситуаций является необходимым элементом профессиональной подготовки учителей. В психологии и педагогике выделены несколько подходов к решению проблемы дисциплины.

Мотивационный подход отражен в работе С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина "Образование: наука о хороших привычках: практическое руководство для учителя и школьного психолога". Авторы убеждены, что в нарушение дисциплины студент понимает, что ведет себя неправильно. За этим нарушением стоит один из следующих мотивов: привлечение внимания, власти, мести, избегание неудач. В исследовании предлагаются конкретные методы педагогического реагирования на дисциплинарные проступки в зависимости от выявленного мотива. Следует отметить, что исследователи дают определенные характеристики поведения учащихся, которые помогают учителю определить конкретный мотив и выбрать эффективный способ реагирования. Однако на практике, даже зная эти характеристики, учитель может ошибиться и неправильно определить мотив, поскольку невозможно определить, что его мотивирует, только на основе наблюдения за поведением ребенка. Более того, такой подход к решению проблемы дисциплины сложно реализовать в новом классе, когда учитель плохо знает детей и может неправильно истолковать их действия.

Другой подход, который содержится в работах Р.А. Рогожникова Н.С. Шкитина В.М. Букатова и др., Акцентирует внимание на определенных качествах и умениях преподавателей, которые являются важным условием становления учебной дисциплины.

Итак, Р.А. Рогожникова в исследовании «Профессиональная компетентность будущего учителя в формировании дисциплины студента» выявила целый ряд позитивных личностных образований учителя, которые, по ее мнению, являются серьезной психологической предпосылкой успеха в формировании дисциплина студентов. Среди них: педагогическая эрудиция, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, тактичность, эмпатия и т. д. Большое внимание уделяется навыкам и умениям педагогического общения - умению понимать позицию собеседника в общении, проявлять интерес к его личность, создать атмосферу доверия, умение слушать и слышать ученика, влиять на него не прямо, а косвенно и т. д. В работе подчеркивается необходимость для будущих учителей развивать эти качества, способности и навыки, которые являются необходимыми элемент их профессиональных навыков. Королевская академия Рогожникова разработала модель учебного процесса по дисциплине школьников, основанную на ценностном отношении к людям. Он содержит последовательные этапы обучения такого качества с учетом социализации, которые обеспечивают представление образцов дисциплинированного поведения, воспитание привычек как автоматизированного способа выполнения той или иной моральной нормы, осознание студентами социального и личного значения дисциплины. Принятие ценностной сущности качества и самореализация личности.

Новая Шотландия Шкитина отметила, что тактическая модель подготовки будущих учителей к формированию дисциплины представляет собой систему, основанную на принципах контекстно-активного подхода, цель и составляющие которых определяются следующим набором навыков:

  • конструктивные дисциплинарные навыки (планирование, распределение, учет индивидуальных психологических особенностей студентов);
  • организационные дисциплинарные навыки (наблюдение, привлечение, мобилизация);
  • коммуникативные и эмпатические навыки (эмпатия, уважение, общение);
  • Гностические дисциплинарные навыки (обобщение знаний, формирование навыков, анализ деятельности).

В.М. Букатов также указывает на важность владения учителем специальными приемами воздействия на поведение учащихся, которые он поощряет заимствовать у актеров («рычаги воздействия на наступление»). Среди них мобильность является наиболее важным - особый термин, который часто используется в театральном направлении и относится к общему собранию (телесному и умственному - собранию, которое отражается в взгляде, дыхании и подтянутости мускулатуры тела). При мобилизации учителя ученики начинают ощущать непреодолимое или непреодолимое препятствие, и это отвлекает их от посторонних забот, которые привели к шуму. «Рычаги наступления» также усиливают и усиливают голос в начале каждой последующей фразы по сравнению с предыдущей; манипулирование контрастами (контраст силы и высоты голоса); расширение речи, возникающее при растягивании гласных с параллельным включением сочных «верхушек» и «низов» в голосе; изменение словесных влияний (использование разных интонаций, подсказок, подтекстов).

В последние годы интерес к школьному самоуправлению возродился как важнейшее средство формирования школьной дисциплины. Речь идет не о руководящих органах, которые были созданы под руководством учителей и использовались ими в качестве механизма контроля и карательной машины, а о действительно демократичных процедурах решения школьных задач учащимися.

Итак, А.Н. Основываясь на опыте Московской экспериментальной школы (Школы самоопределения), Тубельский показал положительное влияние органов студенческого самоуправления и разработанные правила на дисциплину учащихся (суд чести, который занимался конфликтами в школе), в частности, связанные с нарушением дисциплины, Советом школы, Конституцией школы, законом о вандализме, положениями о дежурстве в школе, курильщиками и т. д.).

Этот подход также отражен в работе В. Сергеевой, в которой, среди методов дисциплинарного обучения, автор указывает систему школьного долга - «дежурный, будучи доверенным лицом класса, призван заботиться о благоприятных условия для учебной деятельности в течение дня».

Поскольку отсутствие дисциплины у школьников может быть вызвано проблемами, связанными с состоянием их здоровья, в этом случае необходимо уделять пристальное внимание таким детям, вырабатывать особые требования к ним и использовать комплексный подход - медико-психологический, подчеркивается.

Очевидно, что проблема школьной дисциплины в современной школе должна решаться комплексно, с учетом современного уровня развития психологии, педагогики, методологии, медицины и других наук на основе создания благоприятного психологического климата и сотрудничества между учителя и дети.

Вывод:

Школьная дисциплина - это особый вид дисциплины, она включает в себя целую систему обязательных правил и требований к поведению и деятельности учащихся.

С одной стороны, школьная дисциплина является необходимым инструментом в учебном процессе. Без хорошей дисциплины на уроке вы не сможете достичь отличных знаний у студентов. Прежде всего, ученики обязаны тщательно посещать занятия, добросовестно выполнять домашние задания, следить за порядком в классе и в перерывах, а также четко соблюдать все требования к преподаванию и инструкции учителей, администраторов школ и студенческих организаций.

С другой стороны, школьная дисциплина является результатом образовательного процесса. Основные черты дисциплины: нравственность, сознательность - определяют направление, содержание и методику воспитательной работы школы. Учитывая эти черты, учитель должен стремиться не развивать простое послушание, а развивать активность и независимость учеников. Учитель должен обеспечить, чтобы дисциплина учеников была неотъемлемой частью их характера, а не просто внешней привычкой следовать определенным правилам. Поэтому дисциплина обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся его отношений с другими людьми, а также выражать требования к себе.

Таким образом, основной задачей школьной дисциплины является развитие у учащихся умений самодисциплины и развитие в них качества дисциплины.

В современной школе проблема нарушения школьной дисциплины является одной из наиболее острых и актуальных, а также достаточно сложной в отношении того, как ее решить. Нарушения представлены в различных формах: от боязни ответа на доске до оскорбления учителя.

Разные учителя предлагают различные способы наведения порядка в процессе обучения, но, поскольку все нарушения основаны на совершенно разных причинах и мотивах, универсального метода решения этой проблемы не существует. Но это не значит, что учитель никогда не сможет справиться с этим явлением; напротив, это очень сложная и противоречивая задача, требующая комплексного решения. И, несмотря на все многообразие подходов к решению проблемы школьной дисциплины, хорошее знание вашего предмета и методическая грамотность учителя являются важнейшими условиями, которые могут предотвратить нарушения дисциплины на уроке и обеспечить эффективность учебного процесса. Учитель должен тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

К. Д. Ушинский в своей работе «Избранные педагогические труды» писал: «Если бы мы внесли ... порядок и гармонию в классы ... не оставив ни минуты, ни одного ребенка без дела, если бы мы смогли сделать занятия интересными для ребенок, вдохновляющий детей на выполнение своих обязанностей, они сделали эти обязанности не слишком сложными, если, наконец, наша моральная природа такова, что дети могут любить нас, тогда классовая дисциплина в наших руках».