Проблема развития малого бизнеса в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 27.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме, напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно защищать курсовую работу:

 

Как правильно защищать курсовую работу

 

Посмотрите похожие темы. Возможно, они вам могут быть полезны:

 

Роль электронных денег в развитии экономики
Современный кризис и выбор стратегии экономического роста в РФ
Рынок капитала в России: состав, состояние и перспективы развития
Иностранный капитал в экономике России

Введение:

За последние 10–15 лет российское общество пережило очень сильный кризис, возникший в политике, экономике, идеологии и других социальных сферах.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических инноваций во всех сферах экономической деятельности. Одна из наиболее важных областей экономической реформы, которая способствует развитию высококонкурентной рыночной среды, заполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест и формированию широкого круга собственников, является одной из малых форм производства.

В настоящее время российский малый бизнес развит слабо. В то время как МСП составляют лишь 10-12% ВВП России, уровень развития МСП в Европе в несколько раз выше (до 50-60% от общего объема производства). Поэтому рассматриваемая тема очень важна и актуальна для обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

Опыт крупнейших стран современного мира ясно демонстрирует необходимость высокоразвитого и эффективного сектора МСП в каждой национальной экономике. Таким образом, возрождение России не может быть осуществлено без определенного сектора экономики, соответствующего этому развитию, поскольку именно этот локомотив будет двигать экономическое и социальное развитие буквально.

Целью данного исследования является изучение вопросов развития малого и среднего бизнеса в России.

Цель этого исследования:

  1. Рассмотреть исторические аспекты развития МСП.
  2. Проанализировать термин «малый бизнес».
  3. Рассмотреть стандарты распространения для МСП.
  4. Рассмотреть правовую форму МСП.
  5. Анализ основных проблем российских МСП.
  6. Анализ основных направлений поддержки малого и среднего бизнеса в России.

Первая глава описывает общие проблемы, связанные с малым бизнесом в целом. Показаны основные этапы развития МСП, объясняется понятие «МСП», а также рассматриваются основные правовые формы МСП.

Глава 2 посвящена анализу основных проблем МСП, их поддержки, их позиции и роли в переходной экономике России.

Работа таких отечественных экономистов посвящена изучению проблем становления и развития российского малого бизнеса: Лазаренко С., Мягков П., Несита А., Орлов А., Орлов М., Ходов Л. и др.

Они обосновали необходимость исследования проблем малых и средних предприятий, рассмотрели основные направления реализации национальной политики, оказали помощь малым предприятиям и определили некоторые особенности развития малого производства. Оценка инвестиционных проектов и определение окончательного подхода к разработке бизнес-плана.

Характеристика малого бизнеса. Исторические аспекты развития МСП

Чтобы изучить суть малого бизнеса, нужно знать его происхождение и процесс развития. МСП сыграли важную роль в распространении цивилизации, но их история никогда не занимала публику. Но теперь МСП все чаще признаются в качестве творческой силы экономики.

В 1980-х годах престиж мировых МСП начал расти. Во многом это было связано с его способностью изобретать новые продукты и создавать новые рабочие места. В результате в последние годы они стали уделять больше внимания производительности, возможностям, перспективам и проблемам малого бизнеса.

В истории российского малого бизнеса можно выделить несколько этапов:

Формирование эмоционально-психологической основы предпринимательской деятельности на основе частной собственности.

1) 1985-1987 гг. Особенности этого этапа следующие:

  • Появление и деятельность центров научно-технического творчества, создание временного коллектива государственных учреждений;
  • Распределение бригадных контрактов;
  • Несколько предпринимателей и их экспериментальный характер.

Первый этап можно назвать экспериментальным этапом.

2) 1987-1988 гг. В этот период происходит следующее:

  • Масштабы МСП расширяются, и число людей, участвующих в нем, увеличивается;
  • Предпринимательство характеризуется многочисленными активными движениями.

Целью развития малого бизнеса на данном этапе было насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Эта стадия была названа стадией "кооперативного движения". Он действовал как катализатор накопления и перераспределения капитала и получил начальные знания и навыки малого бизнеса.

3) 1989-1990 гг. Этот этап связан с принятием законов, направленных на оживление малого бизнеса. Началась подготовка к так называемой мелкомасштабной приватизации. Он заложил основы, необходимые для реального перехода к рыночным отношениям, и повысил экономическую эффективность российской экономики. На данный момент частные компании были легализованы. Особое значение в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как отличительную черту российского малого бизнеса.

Проблема развития малого бизнеса в России

4) 1991-1992 гг. За этот период произошло следующее:

  • Процесс коммерциализации и появления среднего и крупного бизнеса.
  • Фундаментальные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства (принято законодательство, открывающее широкий спектр возможностей для массового развития предпринимательства в России).

5) 1993–1994 гг. Эта стадия включает широкомасштабную приватизацию и развитие всех видов предпринимательства, появление множества владельцев, услуг по производству потребительских товаров и товаров длительного пользования, торговли, общественного питания и малого бизнеса в легкой промышленности. Это был период интенсивного участия. Однако на данном этапе стимулирование производства товаров и услуг еще не было обеспечено.

6) С ранее созданной основой рыночных отношений, сформированного капитала и инвестиционного потенциала шестая фаза развития предпринимательства (с 1995 года) сместит баланс деятельности в пользу инновационных процессов. Можно предположить, что это возможно. Затем предпринимательство доказывает все свое разнообразие, обнаруживает способность перемещать рынок и обеспечивает нормальное функционирование рыночной экономики и сосуществование различных субъектов, каждый из которых имеет свою собственную область применения и свои задачи. Государства должны стремиться к глобальному развитию и долгосрочному поддержанию своей стабильности как конкурентной и деловой среды.

Концепция МСП и критерии их отбора

Российские малые предприятия медленно и медленно становятся непростыми, но они развились, приобрели опыт и заняли свое место в экономической структуре, органической части этого. Общий спад производства и рост малого бизнеса в условиях кризисов многих крупных компаний демонстрируют большой внутренний потенциал малого бизнеса.

Что называется малым бизнесом? Нет четкого определения малого бизнеса. На сегодняшний день ни Россия, ни внешнеэкономическая практика не предлагают единого количественного или качественного критерия для определения такого понятия, как «малый бизнес». Однако эта ситуация не служит свидетельством ограниченных возможностей современной экономической теории и практики. Суть проблемы, очевидно, заключается в строго локализованном социально-экономическом феномене МСП, а также МСП, с количественными и качественными характеристиками и тенденциями формирования от общего уровня развития конкретной социально-экономической системы. И это то, что это неотделимо.

В современной мировой практике выделение МСП как самостоятельного сектора экономики, в принципе, зависит от отраслевой принадлежности, организационно-экономической формы предпринимательства и целей экономического регулирования. Это разделение выполняется в разных странах по разным причинам, в том числе:

  • Количество сотрудников;
  • Количество производственного капитала;
  • Объем продаж.

По данным Всемирного банка, общее количество показателей, которые могут приписать компанию малому бизнесу, превышает 50.

В России до недавнего времени вопрос о критериях распределения для МСП в основном определял круг компаний, на которые распространяются налоговые льготы и другие привилегии, а также необходимость статистических описаний и отдельных научных исследований. Был сосредоточен на решении проблемы.

Советская экономика сначала оценила и проанализировала такие вопросы, как концентрация производственного капитала и рабочей силы (в основном промышленности), используя рассматриваемые критерии. В связи с этим было предложено много уникальных решений этой проблемы, многие из которых до сих пор сохраняют свое значение сегодня.

Самые ранние фазы российской реформы подняли проблему стандартов малого бизнеса из чисто научных интересов экономистов и статистиков. Эта проблема, основанная на рыночных отношениях и важности частного предпринимательства, прочно вошла в сферу необходимости новой новой системы централизованного регулирования и стимулирования экономической активности.

В настоящее время проблема стандартов МСП - это не просто атрибуты и условия эффективной государственной политики в этой области. Вопрос стандартов непосредственно охватывает важные экономические интересы социальных групп, вовлеченных в предпринимательство, и может в некоторой степени зависеть от государственной поддержки. Наконец, в этом смысле общественные интересы, рациональная политика поддержки и развития МСП могут рационализировать любое смягчение экономических и социальных издержек реформ, связанных со значительным сокращением производства и занятости. Интересы широких слоев населения, которые хотят знать во многих областях России, до сих пор неясны.

После довольно продолжительного обсуждения вопроса о стандартах для МСП в отечественных экономических науках мы пришли к выводу, что эта роль является хорошим показателем количества занятых в производстве. Именно количество работников в конечном итоге определяет объем производства и стоимость используемых производственных фондов. Исследования по выявлению существенного показателя «размера компании» показали, что наибольшее влияние размера компании на обобщенный индекс оказывает только количество работников. Этот показатель был принят в первом правительственном документе России по национальной политике в отношении МСП и сохранил свое значение до настоящего времени.

Таким образом, в долгосрочной перспективе национальной политики в отношении МСП проблема разработки и совершенствования стандартов МСП остается нерешенной. Вопросы, которые здесь не были решены, включают не только возможность уточнения самих атрибутов оценки (численность работников, объем экономической деятельности, стоимость используемого основного капитала и т. д.), но также следующие:

  • Корреляция стандартов МСП на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • Определение компонентов, необходимых для современной конфигурации МСП, такие как МСП, «Малый бизнес», «Семейный бизнес»;
  • Возможность использования специальных или местных стандартов для его поддержки в рамках отдельной программы. Это применимо, если оно в основном соответствует началу цели и деталям характера сектора и спецификациям территориального развития каждой группы малого бизнеса.

Учреждение малого бизнеса

Согласно закону, малый бизнес как малый бизнес не является особой правовой формой. Это связано с тем, что ключевым критерием для классификации компании (организации) как малого бизнеса является среднесписочная численность работников за отчетный период.

Малые предприятия могут быть частными лицами или корпорациями.

Физические лица могут быть участниками малого бизнеса следующим образом:

  • Прямо к лицам, занимающимся созданием хозяйствующих субъектов;
  • Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания корпорации;
  • Основатель деловых партнерств и компаний.

Коммерческая корпорация может быть создана в следующих форматах:

  • Бизнес-альянсы и компании;
  • Производственные кооперативы;
  • Единственная компания государственного и местного самоуправления.

Основными правовыми формами МСП являются деловые партнерства и общество:

  • Полное партнерство;
  • Партнерство по религии;
  • Общество с ограниченной ответственностью;
  • Открытые и закрытые партнерства.

Ниже приводится определение каждой юридической формы коммерческой организации как юридического лица.

Полное товарищество - это товарищество, которое принимает участие в предпринимательской деятельности от имени товарищества и несет ответственность за свои обязательства и имущество в соответствии с соглашением, заключенным участником (полноправным партнером).

Товарищество - это товарищество, в котором предпринимательская деятельность осуществляется от имени товарищества и выполняет обязательства товарищества с имуществом (полноправными партнерами), а также одним или несколькими участниками, которые подвергаются риску потери в связи с деятельностью товарищества. Считается сумма их вклада и неучастия в партнерском бизнесе.

Общество с ограниченной ответственностью - это общество, основанное одним или несколькими лицами, утвержденный капитал которого разделен на доли, размер которых определяется учредительными документами.

Товарищество - это коммерческая организация, в которой уставный капитал разделен на определенное количество акций, которые отвечают обязательствам участников (акционеров) компании, связанных с компанией.

Малый бизнес в России. Ключевые вопросы для МСП

Многие из характерных особенностей МСП напрямую связаны с основными проблемами, которые мешают развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства. Их деятельность и развитие зависят от многих факторов, в том числе:

  • Налог;
  • Право;
  • Общая экономическая ситуация;
  • Возможность получить кредит и его процентную ставку;
  • Платежеспособность партнера;
  • Политическая ситуация;
  • Деяния правительств, муниципалитетов и центральных банков;
  • Уровень урона;
  • Наличие свободных мест и возможность их аренды;
  • Информация, опыт, наличие квалифицированных специалистов;
  • Преступная ситуация;
  • Национальное отношение к предпринимателям.

В 2004 году Всемирный банк опубликовал отчет «Ведение бизнеса: понимание правил». По его словам, в России не самые благоприятные условия для ведения бизнеса. Анализ бизнес-возможностей был рассмотрен в пяти позициях. Поэтому мы приняли во внимание время и деньги, необходимые для начала бизнеса, найма и увольнения работников, заключения договоров, получения кредитов и закрытия бизнеса. Открытие бизнеса требует 12 шагов в России, 14 шагов в Украине и 19 шагов в Беларуси. В то же время в Соединенных Штатах пять ступеней и только две в Канаде и Австралии.

По данным Госкомстадта, количество малых предприятий в России составляет около 1 млн.

 

А общее количество занятых там сотрудников составляет около 13 млн. Таким образом, на каждые 1000 жителей России МСП в 6 раз меньше, чем в Германии, и в 7,5 раз меньше, чем в Соединенном Королевстве, и в 13 раз меньше, чем в Соединенных Штатах. Более половины российских малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, половина из которых находится в Москве. Большинство - в сфере торговли и общественного питания. Доля теневого сектора составляет 30-50% от реальных продаж МСП в Японии.

На самом деле российские малые предприятия сталкиваются с серьезными проблемами в своей деятельности.

Основная проблема заключается в неадекватной ресурсной базе (как материально-технической, так и финансовой). Фактически государства должны создавать новые широкие сектора национальной экономики практически с нуля. На протяжении десятилетий таких отделов у нас практически не было. Особенно это означало нехватку подготовленных предпринимателей. Подавляющее большинство населения, живущего в условиях крайней нехватки средств, не смогли сформировать необходимые резервы для начала собственного бизнеса. Эти средства должны быть найдены сейчас. Понятно, что чрезмерный государственный бюджет не может быть таким источником финансирования. Ожидание кредитных ресурсов остается. Однако их реализация очень затруднена из-за отсутствия у большинства «частных собственников» необходимого залога и благоприятной кредитной истории.

Следующий вопрос - это законодательная база, на которую теперь могут положиться малые предприятия. Он несовершенен, но не существует полностью во многих очень важных положениях. На самом деле, проблема устранения иррациональных управленческих барьеров не была решена, прежде всего, органами управления (надзора), которые препятствуют развитию предпринимательства. В 2003 году законодательство прошло трехлетний льготный период для проверок МСП со стороны регулирующих органов. Однако этот запрет не распространяется на налоговые службы, таможню, полицию и внеплановые проверки, от которых больше всего страдает малый бизнес.

Еще одна важная проблема - персонал. В России уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности является недостаточным.

Сложные вопросы также связаны с социальной защитой предпринимательской деятельности. Существовавшие ранее системы социального обеспечения и социального обеспечения в современных ситуациях оказались существенно поврежденными. По сути, эту систему необходимо строить по отношению к обществу в целом, а также по отношению к предпринимателям (новым социальным слоям).

Среди ключевых вопросов можно выделить комплекс трудностей, связанных с функционированием предприятия. Большая часть современного российского предпринимательства криминализирована. В экономике есть теневой сектор, показатели которого превышают приемлемые параметры из-за высокой налоговой нагрузки на МСП. В связи с малым бизнесом на товарном рынке много фактов недобросовестной конкуренции. Например:

  • Оплата обременительных условий контракта;
  • Нарушение установленных процедур ценообразования;
  • Удаление товаров с рынка для создания недостатков и барьеров для доступа к рынку;
  • Установка эксклюзивных низких цен.

Лидеры малого бизнеса сами определили следующие причины:

  • 44% респондентов считают некомпетентность главной причиной;
  • 17% - недостаток управленческого опыта;
  • 16% - непропорциональный опыт: отсутствие маркетинга, финансов, опыта поставок и производства;
  • 15% - недостаток отраслевого опыта;
  • 1% - деловая халатность;
  • 1% - мошенничество или катастрофа;
  • 6% - другая причина, стоящая перед владельцами малого бизнеса.

Также отметим, что только 20% владельцев бизнеса имеют надлежащее образование.

Конечно, все основные проблемы, упомянутые выше, в основном касаются отношений между МСП и государством.

Все вышеперечисленные и другие проблемы являются причиной отсутствия существенной динамики в развитии МСП в России и указывают на наличие определенных препятствий, ограничивающих реализацию огромного потенциала развития МСП, имеющегося в стране.

Государственная поддержка МСП

В последнее десятилетие Россия сформировала ключевой элемент системы государственной поддержки МСП, которая является общепринятой в странах с развитой рыночной экономикой. Учитывая текущее состояние и проблемы развития МСП, а также недостаточную эффективность правительственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки МСП было успешным для МСП в Российской Федерации. Это становится важным фактором развития.

Система государственной поддержки МСП в настоящее время состоит из:

  • Государственные нормативные акты, направленные на поддержку и развитие малого бизнеса;
  • Государственное оборудование. Это набор государственных институциональных структур, которые отвечают за развитие МСП, гарантируют реализацию государственной политики в этой области, регулируют сферу МСП и управляют их поддерживающей инфраструктурой;
  • Некоммерческая и коммерческая организация, созданная с участием или без участия государства, деятельность которой инициируется, поощряется и поддерживается государством и предназначена для внедрения системы государственной поддержки, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства. Государственная инфраструктура для поддержки МСП, в том числе.

Российские МСП как самостоятельное социально-экономическое явление существуют уже более 15 лет. На сегодняшний день законодательное и нормативное законодательство разработано с целью поддержки малого бизнеса в государстве для создания благоприятных условий для его функционирования.

В 1995 году был принят федеральный закон "О государственной поддержке МСП в Российской Федерации". Закон определил общие положения о поддержке, форме и способах стимулирования государства, а также регулирования деятельности малых и средних предприятий.

Программы государственной поддержки МСП разрабатываются на регулярной основе. Определите ключевые направления, цели и приоритеты в этой области, такие как совершенствование законодательства, развитие систем финансовой и кредитной поддержки, оказание информационной и консультационной помощи малым предприятиям, а также помощь в обеспечении исполнения контрактов для удовлетворения государственных потребностей.

Меры по развитию малого бизнеса разрабатываются и реализуются с использованием комплексного подхода к решению проблем. То есть они являются государственными мерами взаимной поддержки, которые гарантируют полноценное функционирование МСП. Если вы пропустите один из существенных аспектов (организованный, финансовый, юридический или другой), проблема не будет полностью решена.

Реализация ряда мер позволит продолжить развитие отечественного сектора МСП и устранить недостатки системы государственной поддержки МСП.

Ряд мер предусмотрен в Среднесрочной программе поддержки МСП (2003-2005 годы). Это подразумевает несколько взаимосвязанных областей, и их реализация должна вывести отечественный малый бизнес на новый уровень развития:

  1. Улучшение нормативной базы для регулирования МСП. Необходимо улучшить правовое регулирование и государственную поддержку малого бизнеса с точки зрения регистрации, бизнеса, налогообложения и бухгалтерского учета. Государство пытается уточнить и оптимизировать критерии классификации субъекта как малого бизнеса. В 2003 году МСП уже были разделены на самые мелкие, на самом деле, мелкие и средние. Компания, в которой работает до 9 человек, считается малым бизнесом с максимум 100 (небольшим, до 250). Действительно, в отсутствие решения налоговых вопросов эта классификация является более статистически значимой. При разработке федеральной целевой программы вам необходимо будет предоставить специальный раздел, предназначенный для участия в деятельности предприятий малого бизнеса. Для всех уровней бюджета необходимо юридически установить обязательное выделение отдельных линий финансирования для поддержки малого бизнеса с суммой не менее 0,5% от соответствующих доходов бюджета.
  2. Оптимизация налогообложения и упрощение налоговой отчетности. Ставка налога должна быть снижена до уровня, который гарантирует баланс между интересами государства и налогоплательщика в ответ на фактический возможный сбор. Это гарантирует сокращение теней в экономике и значительную декриминализацию МСП. Область МСП должна регулироваться налоговым режимом с максимальным упрощением исчисления налога, уменьшением его стоимости и освобождением средств, выделяемых на развитие производства. Кроме того, необходимо продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства в отношении упрощения налоговых деклараций, НДС, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и применения упрощенного налогового режима.
  3. Упрощение доступа к финансовым ресурсам. По мнению федеральных властей, развитие систем финансовой и кредитной поддержки для МСП связано с решением проблем доступности банковских кредитов и активного участия отечественных финансовых учреждений в кредитовании МСП. Расчеты, согласно которым приемлемый уровень кредитования «свободного предпринимателя» формируется самим рынком, не вознаграждались. По оценкам экспертов, только 1% МСП пользуются банковскими кредитами. Чтобы расширить доступ малых предприятий, в том числе начинающих, к ресурсам, необходимым для разработки, необходимо организовать внедрение пакета в следующих областях: 1. Разработка механизмов государственного обеспечения, чтобы гарантировать распределение риска между государствами, кредитными организациями и МСП; 2. Развитие механизмов микрофинансирования для малого бизнеса, в основном микропредприятий и предпринимателей; 3. Чтобы облегчить МСП доступ к банковским кредитам, необходимо разработать систему, которая создаст условия для профессиональных организаций по созданию корпоративной кредитной истории и накоплению информации, которая характеризует корпоративную платежную дисциплину; 4. Сотрудничество между национальными органами исполнительной власти и международными организациями очень важно при разработке систем поддержки МСП.
  4. Развитие инновационного предпринимательства. Малое инновационное предпринимательство в области науки и технологий является наиболее динамичной областью инновационной экономики, быстро реагирует на потребности рынка в высокотехнологичных высокотехнологичных продуктах, перестраивает производство на мобильные и высокотехнологичные технологии на основе новых знаний. Эффективно освоить создание продуктов и услуг.

В связи с этим, оказание финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних этапах развития российского региона требует использования международного опыта для создания системы поддержки. Эта система должна включать начальное, гарантийное и венчурное финансирование, установленное государственным участием. Эти средства должны быть в состоянии обеспечить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.

Роль и место МСП в переходной экономике России

МСП не были определяющей областью экономической деятельности, но быстро росли в конце 1980-х годов. Это было начало 90-х, а затем начался застой. В настоящее время МСП одновременно работают в российской экономике, а также заняты домашней работой.

Согласно официальной статистике, в России зарегистрировано 890 000 малых предприятий, на которых занято около 6,5 млн. человек. Еще 3 миллиона индивидуальных предпринимателей работают без юридического лица. Валовое производство небольших российских компаний в 1999 году превысило 14% от общего объема промышленного производства. Однако российский показатель довольно мал по сравнению с развитыми странами. В развитых странах на 1000 человек приходится 40-60 малых предприятий, а в России только 7.

МСП в развитых странах являются крупнейшими производителями товаров и услуг, крупнейшими работодателями и стимулируют развитие науки и техники. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сектор малого бизнеса. Тем не менее, есть недостатки в отображаемой статистике. Показатели формально свидетельствуют о том, что наши МСП дают национальной экономике вдвое больше, чем МСП за рубежом на западе. Это свидетельствует о высокой эффективности и динамичности российских МСП.

Заключение

Таким образом, МСП являются неотъемлемой частью современных систем управления рынком, без которых экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. МСП осваивают новые сегменты рынка, решают проблему самореализации граждан и занятости и гарантируют налоговые поступления для всех уровней бюджета.

Развитие МСП было очень трудным путешествием. В его истории были взлеты и падения, но он продолжал развиваться и улучшаться, несмотря ни на что. Рост мировой репутации МСП начался в 1980-х годах благодаря способности изобретать новые продукты и создавать новые рабочие места. С тех пор МСП прошли многие этапы своего развития. В настоящее время в разработке.

Российский малый бизнес сталкивается со многими проблемами:

  • Недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база. В течение многих лет не существовало средств для развития малого бизнеса, не разрабатывались программы по реализации государственной поддержки малых предприятий. Всё это отразилось на ресурсной базе малого бизнеса;
  • Несовершенная законодательная база, на которую опираются предприниматели. Во многих законодательных актах, регулирующих деятельность малых предприятий, существуют серьёзные недостатки. Пока они не будут ликвидированы, малый бизнес в России не сможет полноценно функционировать;
  • Отсутствие квалифицированных кадров для управления малыми предприятиями;
  • Криминализация малой предпринимательской деятельности. Существует теневой сектор экономики, который оказывает большое давление на частных предпринимателей;
  • Проблема взаимоотношений малого бизнеса и государства.

Устранению основных проблем в малом предпринимательстве способствует его государственная поддержка. Была принята Программа по поддержке малого предпринимательства на 2003-2005 гг. Она предусматривает:

  • Совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса;
  • Оптимизацию налогообложения, упрощение налоговой отчётности;
  • Упрощение доступа к финансовым ресурсам;
  • Развитие инновационного предпринимательства.

Таким образом, малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста.