Проблема потребительского выбора и способы максимизации полезности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности регулирования рыночной конкуренции в различных странах
Теория рыночного спроса и эластичности, её применение
Принцип рациональности и оптимальности в теории потребительского выбора
Реакция потребителя на изменение дохода и цены. Эффекты дохода и замены. Кривые Энгеля


Введение:

Современная экономическая теория предполагает, что потребитель является «высшим и последним средством» рыночной экономики, поскольку он только в конечном итоге оценивает результаты труда производителя, голосуя «за» или «против» произведенного товара.

В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель при выборе конкретного товара.

В конце концов, каждый потребитель сталкивается с тремя вопросами:

  1. Что купить?
  2. Сколько это стоит?
  3. Будет ли достаточно денег, чтобы сделать покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность вещи, ответить на второй - исследовать цену, решить третий вопрос - определить доход потребителя. Эти три нюанса и представляют собой проблему поведения потребителей, целью которых является максимизация определенного товара.

Для более четкого представления проблемы выбора потребителей и методов максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, которые являются частью концепции и оказывают огромное влияние на предпочтения потребителей: модель поведения потребителей, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителей ограничение потребительского бюджета, правило максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.

Поведение потребителей действительно является критическим фактором экономического развития. Например, в США и Канаде проживает 5,2% населения мира, но на эти страны приходится примерно 31,5% мировых потребительских расходов.

На страны Восточной Европы и бывшего СССР приходится 7,9% населения мира и 3,3% потребительских расходов.

Изучение основных моментов, без сомнения связанных с выбором потребителя и распределением его желаний и потребностей, помогает расширить эту тему.

Эти факторы определяют актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Проблема потребительского выбора

Модель поведения потребителей

Рыночный спрос - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая товары. Как наши потребности превращаются в определенный объем спроса? Как мы выбираем из множества товаров, которые нас удовлетворяют? Теория потребительского поведения отвечает на эти вопросы. Эта теория формулирует общую модель поведения потребителей.

Поведение потребителей - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, которые выбирают товары с учетом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Потребительские предпочтения - это признание преимуществ одних товаров над другими товарами, то есть признание одних товаров лучше других.

Предпочтения покупателя субъективны. Оценки полезности каждого выбранного товара также субъективны. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он также ограничен ценой выбранного товара и его доходом. Как и в экономике, ресурсы отдельного потребителя ограничены. Практически неограниченные потребности потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций товаров, то есть к необходимости выбора потребителя.

Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также выбора потребителя связано с законом убывающей предельной полезности. Этот закон нами уже сформулирован в самой общей форме, чуть позже мы вернемся к этой формулировке. Давайте сначала вспомним, какова полезность товара в экономической теории.

Полезность блага - это удовлетворение, которое человек испытывает в процессе потребления блага; Полезность основана на различных физических, химических, биологических и других свойствах товара.

В экономической теории предполагается, что потребитель товара каким-то образом определяет степень полезности от потребления товара, и, зная полезность разных товаров, он может сделать выбор из разных товаров. Этот выбор товаров должен быть лучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же товара, мы замечаем, что чем больше товаров мы потребляем, тем меньше удовлетворения мы получаем от потребления дополнительной единицы этого товара. Первая побелка, которую мы ели в университетской столовой, приносит нам наибольшее удовлетворение, вторая побелка приносит меньше удовлетворения, третья - еще меньше. Потребитель также руководствуется этим при покупке различного количества товара. Теоретически эта модель называется законом убывающей предельной полезности.

Предельная полезность любого товара - это сумма дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребленного товара.

Закон убывающей предельной полезности предполагает связь между увеличением количества потребляемого товара и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого товара. С увеличением количества потребляемых товаров общая стоимость полезности товаров (общая полезность) увеличивается, но в меньшей степени, поскольку каждая дополнительная единица товара добавляет уменьшающуюся полезность.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с увеличением количества потребляемого товара предельная полезность товара уменьшается.

Потребитель руководствуется принципом уменьшения предельной полезности, выбирая набор потребления, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене товара и при доходе данного потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:

  • выбирая товар для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
  • поведение потребителя рационально, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личными интересами, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
  • потребитель стремится максимизировать общую полезность, иными словами, стремится выбрать такой набор товаров, который приносит ему наибольшую общую ценность полезности;
  • на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности приобретаемого товара влияет закон убывающей предельной полезности;
  • при выборе товара возможности потребителя ограничены ценой товара и его доходом; это ограничение называется бюджетным ограничением.

Модель поведения потребителей - это взаимосвязанные общие принципы поведения потребителей на рынке, включая, прежде всего, максимизацию общей полезности, закон уменьшения предельной полезности и бюджетные ограничения.

Модель поведения потребителей, изложенная выше, является самой простой моделью. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что после употребления двух белых мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; Более того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в этом случае. Тем не менее, эта упрощенная модель поведения потребителей очень полезна, она многое объясняет о поведении покупателей на рынке, в том числе о том, что определяет спрос на товары.

Особенности потребительского спроса

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя, существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенштейн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональную и нефункциональную.

Функциональный спрос - это та часть спроса, которая определяется потребительскими свойствами, присущими самому экономическому товару (продукту или услуге).

Нефункциональный спрос - это та часть спроса, которая определяется факторами, которые не связаны напрямую с неотъемлемым экономическим благом.

В нефункциональном спросе социальные, спекулятивные и иррациональные факторы можно различить с определенной степенью условности.

Первое связано с отношением покупателей к товару. Некоторые стремятся поддерживать общий стиль и покупать то, что они ищут, чтобы приобрести. Другие стремятся достичь эксклюзивности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, как важный аспект, который становится заметным потреблением. Поэтому Х. Лейбенштейн выделяет три типичных случая взаимных влияний.

Эффект присоединения большинства. Потребитель, стремясь не отставать от других людей, приобретает то, что покупают другие. Это зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость является прямой. Следовательно, эффект присоединения к большинству понимается как эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же продукт, что и другие. Следовательно, кривая спроса здесь более эластична, чем в случае, когда этот тип нефункционального спроса отсутствует.

Большая часть этого эффекта присоединения большинства связана с такими социальными явлениями, как мода. Например, на зиму выпускается новая модель сапог, модные журналы определенно рекомендуют приобретать этот товар. И люди склонны покупать ботинки, которые большинство покупателей приобретают в это время года, чтобы чувствовать себя равными им, чтобы поддерживать общий стиль.

Примером спекулятивного спроса, пожалуй, является спрос на соль, который возник в этом году из-за того, что один из дилеров основного поставщика соли в южных и центральных регионах страны (из Украины) работал со сбоями, возникла Нехватка там, люди бросились покупать соль.

Эффект сноба. В этом случае потребитель преобладает желание выделиться из толпы. А тут отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость является обратной. Следовательно, эффект сноба понимается как эффект изменения спрос из-за того, что другие люди потребляют этот продукт. Обычно реакция направлена ​​в обратную сторону по отношению к общепринятому. Если другие потребители увеличат потребление этого продукта, то сноб уменьшит его. Следовательно, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель сноба никогда не купит то, что получает каждый.

«Эффект сноба» играет решающую роль, например, автомобиль покупается за счет экономической перегрузки, снижения других, более важных расходов - отдыха, здоровья, туризма. Наш потребитель, используя доходы от продажи недвижимости, с большей вероятностью приобретет эксклюзивную марку автомобиля и выделится, чем, сэкономив деньги, отправится на осмотр достопримечательностей за рубежом.

Веблен эффект. Во имя Т. Веблена (1857-- 1929) Х. Лейбенштейн называет престижным или показательным потребление, ярко описанное в «Теории досуга» (1899), когда товары или услуги используются не по назначению,
но для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. В этом случае цена товара состоит из двух составляющих: реальной и престижной. Следовательно, эффект Веблена означает эффект увеличения потребительского спроса, связанный с что продукт имеет более высокую (не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако фундаментальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от потребления других, а эффект Веблена зависит, прежде всего, от от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

В наше время «новые русские» и молодежь очень восприимчивы к эффекту Веблена. Например, покупка фирменной одежды по заоблачным ценам в бутике, хотя то же самое продается на вьетнамском рынке намного дешевле.

Наряду с социальными эффектами, связанными с внешним влиянием на полезность отдельных лиц и групп, Х. Лейбенштейн выделяет спекулятивный и иррациональный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Спекулятивный спрос активно используется в рекламе. Например, когда продавцы заявляют: «Только в этом месяце в нашем магазине скидка 30% на все товары, а затем будет рост цен», это попытка создать спекулятивный потребительский спрос. Или, например, скачок цен на нефть на недавних торгах может смягчить негативный эффект от падения на рынке США и способствовать росту спекулятивного спроса на акции российских нефтяных компаний.

Иррациональный спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием мгновенного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или прихоти, спроса, который нарушает предпосылку рационального поведения потребителей. Однако следует отметить, что многие люди более или менее подвержены вспышкам иррационального спроса и часто совершают покупки, о которых часто сожалеют в будущем.

Пример нерационального спроса является спрос на продукты, которые являются нездоровыми или социально иррациональным (наркотики, порнография, сигареты).

Условия потребительского равновесия

Предположим, что потребитель удовлетворяет только три потребности - A, B и C.

Предположим, что предельная полезность (MU) товара A равна 100, а его цена (P) - 10 долларов США; предельная полезность товара В - 80, а его цена - 4 доллара; предельная полезность блага C составляет 45, а его цена составляет 3 доллара.

Если мы разделим предельную полезность на цену, то получим, что взвешенная предельная полезность (MT / R) для этих продуктов не равны. Хороший A имеет предельную полезность 10, хороший B 20 и

С -15. Очевидно, что распределение наших денег не оптимально, так как хороший B приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы мы получали больше преимуществ B и меньше преимуществ A.

В нашем случае мы должны отказаться от последнего экземпляра товара A. Таким образом, мы сэкономим 10 долларов. Вы можете купить на них две с половиной части товара B, что принесет нам удовлетворение в размере 200 отходов (от товара Б) минус 100 барахла (от снижения потребления хорошего А), всего - 100 барахла. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность товара А увеличится, а предельная полезность товара Б. уменьшится. Перераспределяя наш доход таким образом, мы попытаемся создать ситуацию, при которой наши взвешенные предельные коммунальные услуги будут равны. В этот момент потребитель достигает положения равновесия.

Потребление и бюджетные ограничения

По сути, теория поведения потребителей является теорией потребительского выбора. В приведенной выше модели поведения потребителей были сформулированы наиболее важные принципы этого выбора. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые положения этой теории более подробно. В частности, остановимся на понятии бюджетного ограничения и набора потребления.

Бюджетное ограничение - это ограничение, когда потребитель выбирает комбинацию товаров, определяемую доходом потребителя и ценами на товары.

Потребительский набор - это комбинация товаров и услуг, доступных потребителю с его бюджетными ограничениями.

Например, у Дениса есть 120 руб. неделю на ваши личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает белые в университетской столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. В этом случае беляш стоит 10 рублей, а книга - 20 рублей. Каждый раз, когда он тратит свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать выбор для потребителя. Даже в условиях столь ограниченного ассортимента товаров у него есть несколько вариантов того, как потратить его 120 рублей. Назовем как минимум четыре варианта.

Выбирая комбинацию А, Денис покупает только беляши (12 порций), а выбирая комбинацию D, он покупает только книги (6 книг). В комплекты потребительских товаров B и C входят не только белые, но и книги (8 белых и 2 книги, 4 белых и 4 книги соответственно). Каждый раз его выбор ограничен ценами на товары и его доходами (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые товары с доходами потребителя расходы на белых + расходы на книги = доходы.

Ограничение бюджета может быть представлено на графике в виде строки ограничения бюджета.

Линия бюджетного лимита показывает все максимально возможные комбинации товаров, доступных потребителю.

Линия бюджетного лимита можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии это можно назвать «кривой потребительских возможностей». Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов товаров. Увеличивая покупки какого-либо товара, он должен отказаться от некоторого количества другого товара, так как его ресурсы (доход) ограничены. Не покупка определенного количества другого товара - это альтернативная цена для потребителя. Например, если Денис предпочитает потребительский набор B над набором A, тогда его альтернативная стоимость покупки одной книги будет равна двум белым.

Теперь осталось решить, какой потребительский набор выберет Денис, опираясь на принципы поведения потребителей, определенные выше.

Пути максимизации полезности

Полезность как основа выбора потребителя

Каждый потребитель заинтересован в максимизации общего объема полезности, которую он получает. В этом стремлении максимизировать полезный эффект потребитель увеличивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы товаров с одинаковым названием общая полезность увеличивается на определенную величину, называемую предельной полезностью.

Предельная полезность - это полезность от потребления дополнительной единицы продукта / услуги.

Таким образом, общая полезность данного количества одноименного продукта равна сумме предельных полезностей всех единиц этого продукта.

Простой повседневный опыт показывает, что по мере того, как количество продукта с таким же названием, потребляемого в данный момент времени, увеличивается, предельная полезность каждой последующей единицы будет уменьшаться. Другими словами, чем больше тортов вы едите за один присест, чем меньше вы хотите съесть другой, тем меньше удовольствия вам это доставит. Это явление, известное нам по И. А., басне Крылова «Ухо Демьянова», было охарактеризовано известным английским экономистом А. Машаллом как закон убийства предельной полезности.

Можно видеть, что общая полезность увеличивается с увеличением единиц потребляемого продукта, но она растет все медленнее, поскольку предельная полезность неуклонно снижается. Когда предельная полезность становится равной нулю, общая полезность достигает своего максимума. Если потребление продолжается после этой точки, предельная полезность становится отрицательной, а общая полезность начинает снижаться.

Прослеживается также взаимность общей и предельной полезности: предельная полезность - это отношение изменения общей полезности к изменению потребленного количества продукта.

С бесконечно малыми изменениями этот показатель является не чем иным, как первой производной от общей полезности, если последняя представлена ​​как функция от потребленного количества продукта. Функция полезности - это функция, которая показывает уменьшение полезности товара с увеличением его количества.

До сих пор желание потребителя максимизировать общую полезность рассматривалось вне всяких ограничений. При этих условиях общая полезность максимизируется в точке, где предельная полезность равна нулю. Однако задача становится более сложной, если учесть бюджетные ограничения и цены. Рациональный покупатель обязательно сравнит свою прибыль (предельную полезность) с предельной стоимостью.

Критики теории полезности сформулированы еще в 18 веке. Парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно важна для всех, должна, по их мнению, иметь максимальную полезность, а бриллианты - минимум. Соответственно цены на воду должны быть максимальными, а цены на алмазы должны быть минимальными, а на практике - наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале 20 века. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что количество запасов воды и алмазов различно. Вода в изобилии, а алмазы редки. Следовательно, в первом случае количество (O1) велико, а цена (P1) низка; во втором - наоборот: количество (О2) мало, цена (Р2) высока.

Это означает, что общая полезность воды велика, а предельная невелика; в алмазах, напротив, общая полезность мала, а предельная полезность велика. Цены определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Это функция полезности, которая лежит в основе потребительского выбора.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества товаров, приобретаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели отлично представляют предельную полезность всех товаров; 4) потребители стремятся максимизировать общую полезность. Теория потребительского выбора основана на следующих постулатах.

Множество видов потребления. Каждый потребитель хочет потреблять широкий спектр индивидуальных товаров.

Непредельность. Потребитель хочет иметь больше количество каких-либо товаров и услуг он не насытил ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

Транзитивность. Теория потребительского выбора основана на от постоянства и определенной согласованности вкусов потребителей. Логически это можно выразить следующим образом: если A, B и C являются комбинациями любых товаров и потребитель безразличен в выборе между наборами A и B и между B и C, то он также безразличен в выборе между A и C.

Замена. Потребитель соглашается отказаться от небольшого количество товара А, если ему предлагают взамен больше сумма заменителя товара.

Снижение предельной полезности. Предельная полезность любой товар зависит от его общей суммы, которая данный потребитель верит.

Предельные издержки потребителя будут равны стоимости покупки дополнительной единицы товара. В совершенной конкуренции предельные издержки равны цене этого товара. Покупка и приобретение следующей единицы товаров с таким же названием имеет смысл только в том случае, если предельная полезность превышает предельные издержки. Положительная разница между предельной полезностью и предельными издержками (ценой товара) - это предельная выгода потребителя. Этот показатель означает, что потребитель оценивает данную единицу товара выше уровня рыночной цены. Потребитель был готов платить в соответствии со своей субъективной оценкой предельной полезности продукта. Однако рыночная цена оказалась ниже и покупатель победил.

Общая выручка потребителя равна разнице между общей полезностью потребляемых товаров с одинаковым названием и общей стоимостью их покупки. Графически совокупный потребительский выигрыш представлен площадью треугольника ABC и достигает своего максимума в точке, где предельная полезность продукта равна его цене. Другими словами, полезность максимизируется, если MU = MC или MU = P.

Введение в обращение категории «потребительская выгода» позволяет конкретизировать концепцию рационального поведения. Поведение потребителей является рациональным, если его совокупный выигрыш максимален.

Правило максимизации полезности

Выбор покупателя покупателем основан на его предпочтениях. Предполагается, что этот выбор представляет лучшую комбинацию товаров (или набор потребления) из всех возможных комбинаций. Лучший в том смысле, что потребительский пакет приносит наибольшую ценность для клиента.

Предположим, что наш студент Денис знает полезности при покупке различного количества белых книг и книг. Эти значения полезности измеряются в специальных единицах измерения. Все данные о полезности различного количества белых книг

Столбцы 1 и 5 показывают различное количество белых книг и книг (Q), которые необходимо приобрести. Столбцы 2 и 6 дают оценки стоимости общей полезности (TU) от потребления различных количеств конкретного товара. Например, общая полезность двух книг оценивается Денисом в 26 юаней, а общая полезность двух книг оценивается в 50 юаней.

Общая полезность - это общая полезность всех единиц данного товара, кроме того, общая полезность - это общая полезность всего набора потребителей.

Столбцы 3 и 7 дают оценки предельной полезности (MU) белых и книг. Предельная полезность дополнительной единицы товара - это изменение общей полезности при покупке дополнительной единицы. Он рассчитывается как разница между общей полезностью определенного количества товаров и общей полезностью меньшего количества товаров (меньше на единицу). Например, предельная полезность 5-го беляша составляет 7 ютилей. Мы получили его, вычитая общую полезность 4 белых (44 утилит) из общей полезности 5 белых (51 утиль). Столбцы 4 и 8 показывают расчет предельной полезности на потраченный рубль (MU / P). Этот расчет делается путем деления предельной полезности на цену товара. Допустим, мы покупаем 3 книги. В этом случае предельная полезность за 1 рубль. будет 0,9 юли. Мы разделили 18 ютилей на цену книги, которая составляет 20 рублей.

Предельная полезность за потраченный рубль - это величина предельной полезности, полученная делением предельной полезности товара на цену этого товара.

Внимательное ознакомление с данными в таблице показывает, что изменения как общей полезности, так и предельной полезности белых и книг происходят в соответствии с определенными закономерностями. В частности, общая полезность увеличивается с увеличением количества приобретаемых товаров, а предельная полезность уменьшается. Последняя модель известна нам как закон убывающей предельной полезности. Увеличение общей полезности в зависимости от количества потребляемых товаров называется функцией полезности. Чем больше товаров приобретено, тем больше общая полезность этих товаров.

Функция полезности представляет собой прямо пропорциональную зависимость между общей полезностью товаров и их количеством.

В то же время было отмечено, что общая полезность увеличивается по-разному: сначала увеличение общей полезности велико, а затем это увеличение уменьшается. Это хорошо видно на графике общей и предельной полезности. Кривая общей полезности вначале крутая и становится плоской по мере увеличения количества товаров. Такое поведение общей полезности объясняется тем, что полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, то есть объясняется законом уменьшения предельной полезности. Также показано уменьшение предельной полезности при увеличении количества приобретенных белых.

Потребительский выбор - это набор товаров, который приносит максимальную полезность потребителю в условиях бюджетных ограничений.

Мы подошли к основному вопросу теории потребительского выбора. На что ориентируется потребитель при выборе лучшего набора товаров, набора с максимальной полезностью? Что такое правило максимизации полезности? В нашем примере этот вопрос формулируется следующим образом. Нас интересует, сколько книг и книг нужно купить Денису за свои 120 рублей, чтобы получить максимальное удовлетворение?

Самым простым правилом максимизации полезности является правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, изменяя комбинации товаров (расходных материалов), то вы достигли максимальной полезности, и этот набор потребителей является лучшим.

Давайте возьмем в нашем примере один из наборов, который вы можете себе позволить за 120 рублей. Например, если мы разделим деньги поровну на белые и книги, то этот набор будет состоять из 6 белых и 3 книг. Совокупная полезность этого комплекта составляет 125 юнитов (57 + 68). Является ли этот набор оптимальным с наибольшей полезностью? Нет, если мы опираемся на сформулированное выше правило.

Давайте попробуем использовать часть денег вместо белых, чтобы купить дополнительную 4-ую книгу. Для этого мы должны отказаться от приобретения двух белых. Новый потребительский пакет будет состоять из 4 белых книг и 4 книг, а его общая полезность увеличится до 128 юаней (44 + 84). Это на 3 года больше, чем накопленная полезность предыдущего набора. Будет ли новый набор преимуществ лучшим? Да, это будет. Мы убедимся в этом, если попробуем еще раз изменить комбинацию преимуществ.

Предположим, мы отказались от покупки еще двух белых и купили дополнительную книгу. В этом случае общая полезность нового набора из 2 белых и 5 книг уменьшится до 124 ютилей (26 + 98). Это означает, что предыдущий набор расходных материалов был лучшим, принося максимальную полезность.

Мы пришли к другой формулировке правила максимизации полезности. Отмечено, что наибольшую общую полезность приносит набор товаров, в котором предельная полезность каждого товара на рубль затрат одинакова для всех товаров. В нашем примере это 0,8 юйля за каждый рубль, потраченный на покупку как белых, так и книг. Есть и другие наборы, где предельная полезность за 1 рубль. одинаковы для каждого товара, например, при покупке 5 белых и 5 книг, но эти наборы недоступны, мы не можем их купить из-за бюджетных ограничений.

Правило максимизации полезности: потребитель максимизирует полезность набора товаров при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей товаров к их ценам одинаково для всех товаров.

Потребитель максимизирует полезность набора товаров при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей этих двух товаров равно отношению цен этих товаров.

Таким образом, мы познакомились с важным разделом экономической теории, где рассматривается процесс формирования рыночного спроса. Мы проанализировали этот процесс на основе модели поведения потребителей на рынке. Анализ этой модели позволил нам сформулировать наиболее важное правило поведения потребителей - правило максимизации полезности.

Вывод:

Изучение потребительского поведения - сложная наука.

В своей работе автор хотел обрисовать основные понятия проблем поведения потребителей, а также максимизации пользы, но невозможно рассмотреть всю общую тему в одной работе.

Поэтому, подводя итоги, я бы хотел остановиться на основных выводах, сделанных в ходе данной курсовой работы:

  • выбирая товар для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
  • поведение потребителя рационально, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личными интересами, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
  • потребитель стремится максимизировать общую полезность, иными словами, стремится выбрать такой набор товаров, который приносит ему наибольшую общую ценность полезности;
  • на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности приобретаемого товара влияет закон убывающей предельной полезности;
  • при выборе товара возможности потребителя ограничены ценой товара и его доходом; это ограничение называется бюджетным ограничением.
  • наряду с общими принципами выбора рационального потребителя, существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.
  • выбор потребителя - это набор преимуществ, который приносит потребителю максимальную общую полезность в контексте бюджетных ограничений.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что по этой теме курсовой работы были выделены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину проблем, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под воздействием некоторых конкретных факторов и что мотивирует его выбор.