Проблема неравенства доходов в современной России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Неценовая конкуренция и её последствия
Альтернативные формы предприятий в российской экономике
Проблема ограниченности ресурсов в экономике
Собственность как экономическая категория


Введение:

На современном этапе развития российской экономики тема уровня жизни населения и доходов, как основного показателя уровня жизни, очень актуальна. Целью данной работы является изучение неравенства доходов и анализ его влияния на национальную экономику. Неравенство в доходах характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния в целом, поэтому измерение доходов является общей проблемой. Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризует степень неравномерного распределения материальных и духовных благ между членами общества. Доход является основным источником богатства в современном обществе. Использование дохода происходит в двух направлениях: потребление и накопление. Уровень жизни - одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается обеспечение населения необходимыми материальными товарами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей. Показатели уровня жизни отражают не только общее социально-экономическое благосостояние населения и степень дифференциации общества, но и эффективность государственной политики в области экономического развития. Комплексное изучение этих показателей, а также факторов, влияющих на уровень жизни, способствует правильной разработке мер, направленных на дальнейшие преобразования в стране и, в конечном итоге, на установление экономической стабильности в обществе. Размер дохода или степень дифференциации объявляются конечной целью многих правительственных планов, программ и мер по социально-экономическому развитию. Целью курсовой работы является изучение проблемы неравенства в доходах и поиск путей уменьшения этого неравенства. Тема курсовой работы актуальна, поскольку доходы населения являются важнейшим показателем благосостояния и социального расслоения общества.

Теоретические основы неравенства доходов

Роль доходов населения в экономическом развитии страны

Экономическое развитие определяется как долгосрочный процесс, который обеспечивает увеличение дохода (или продукта) на душу населения. Доходы населения играют важную роль в процессе социального и индивидуального воспроизводства. Так, меркантилисты (Д. Дефо, Дж. Локк, И. Жервез) рассматривали доходы с точки зрения общественного интереса.

Они рассматривали национальное богатство как фиксированное количество ресурсов, и, соответственно, дифференциация доходов рассматривалась ими как игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного человека - это потеря другого. В то же время меркантилисты считали, что денежные доходы большинства населения невелики и не имеют большого значения для государства, но расходы богатых позволяют обеспечить рабочие места и тем самым облегчают положение бедных.

Исходя из основного тезиса меркантилизма о цели экономической деятельности как о росте благосостояния страны, которая обусловлена ​​главным образом развитием торговли, ученые этой школы и проблема доходов рассматривались именно с этой точки зрения. Так, Д. Дефо писал, что «если люди будут получать мало, они смогут тратить немного, и это сразу же скажется на торговле. Однако речь идет о необходимости сокращения потребления внутри страны, чтобы выделить ресурсы для расширения внешней торговли.

Физиократы уже признали, что доходы всех слоев населения важны для воспроизводства совокупного продукта страны. Ф. Кенэ в своих аналитических построениях обратил внимание на источники и принципы получения дохода. Он считал, что нельзя допускать падения цен, потому что «какова цена продажи, таков и доход». Он считал, что богатство низших классов не следует сокращать, поскольку их расходы и, соответственно, потребление уменьшатся. Это приведет к сокращению производства и доходов в целом.

Чтобы экономический процесс шел гладко, каждый должен быстро тратить свой чистый доход на потребительские товары. В противном случае все классы будут снижаться. Общий объем производства снизится, поскольку чей-либо отказ от расходов неизбежно приведет к потере чужого дохода. Отметим, что в споре между меркантилистами и физиократами возникли две важные проблемы экономической теории, которые были решены в последующие века. Во-первых, это источник богатства страны. На самом деле это вид совокупного дохода (макроэкономический подход). Меркантилисты считали источником роста богатства торговлю (сферу обращения), физиократами - производство.

Правда, последние ограничивались аграрным сектором, полагая, что в промышленности происходит только перераспределение прибавочного продукта, созданного в этом секторе. Вторая проблема, обнаруженная в теоретическом обсуждении, - это размер дохода работника. Это микроэкономическая проблема, но она была связана как торговцами, так и физиократами с общим богатством государства. Является ли заработная плата на минимальном уровне удовлетворения физических потребностей работника экономически оптимальной, как полагали меркантилисты, или служащий, чтобы иметь стимул для повышения своей производительности, должен быть вознагражден за работу на более высоком уровне, которая приведет к увеличению богатства всего общества. За счет накопления налоговых платежей и сборов государство реализует свое право формировать часть своих ресурсов для последующей реализации социальной политики путем перераспределения средств, оказания помощи малоимущим гражданам. Финансы используются для достижения конечной цели распределения ресурсов - финансовой поддержки процесса воспроизводства и укрепления обороноспособности государства, повышения уровня жизни населения. Государство использует финансы как эффективный инструмент распределения финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.

С помощью финансов реализуются цели максимизации (ВВП, НД) или минимизации (инфляция, дефицит) макроэкономических показателей. С помощью финансов государство обеспечивает целесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства. Перспективное регулирование экономики, включая отраслевые и территориальные пропорции, формирование резервного фонда, фонда накопления и фонда потребления, в основном обеспечивается распределением валового внутреннего продукта и национального дохода. Финансы практически используются во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов валовой внутренний продукт распределяется между фондами накопления и потребления. В результате распределения национального дохода часть его образует накопительный фонд, который используется для увеличения основных и оборотных средств, формирования страховых запасов и т. д. На практике накопление для увеличения основных средств осуществляется в форме капитальных вложений. Накопительный фонд, его объем и структура являются решающими факторами, определяющими темпы расширения производства. Важную роль играют финансы в использовании средств на капитальные цели (инвестиции в новое строительство, расширение, реконструкцию предприятий и техническое перевооружение).

Задача государства - создать соответствующий социальный климат: признание и защита частной собственности, ограничение монополии. Другими словами, речь идет об укреплении институтов, формирующих социально-экономическое пространство страны.

Факторы, влияющие на величину доходов населения

На величину дохода влияет множество различных факторов, часто имеющих разнонаправленный характер влияния.

Среди них:

  • социально-политический, определяющий силу действия и направленность других факторов в формировании доходов;
  • социально-демографический, учитывая зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей;
  • социальные и профессиональные, исследующие уровень образования, квалификации и опыта работы и оказывающие существенное влияние на размер доходов и их дифференциацию;
  • социальный статус, определяющий размер дохода в зависимости от места человека в обществе и иерархии должностей;
  • социально-экономические, к которым, в частности, относятся вид и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форма собственности на средства производства, условия труда.
  • социально-географические факторы.

Все их разнообразие можно разделить на три уровня:

  • факторы, которые зависят от самого работника (образование, квалификация, опыт работы и т. д.);
  • факторы, связанные с организацией, фирмой, в которой работает работник (отрасль, тип собственности, техническое оснащение);
  • факторы, связанные с экономикой в ​​целом, ее экономическим потенциалом, степенью развития научно-технического прогресса и т. д. 

Говоря о дифференциации доходов, следует также учитывать такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут варьироваться в значительной степени. Лица, не лишенные в этом отношении природы, имеющие более высокую продуктивность, получают более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, которые позволяют им извлекать «интеллектуальную ренту». В то же время работоспособность человека, его стремление достичь высоких результатов в своей деятельности не менее важны.

В рыночной экономике образование и опыт работы являются ключевыми факторами дохода. Результаты, полученные в странах Центральной и Восточной Европы, по большей части указывают на значительное увеличение отдачи от человеческого капитала, в частности от уровня образования, и уменьшение отдачи от опыта работы.

Спрос на высококвалифицированный персонал растет с притоком новых технологий, внедрение которых становится осознанной потребностью в контексте международной конкуренции на рынке товаров и услуг. Переходный период характеризовался, помимо прочего, ростом производства товаров народного потребления и объема предоставляемых услуг, что также создает предпосылки для увеличения спроса на высококвалифицированные кадры.

Для мотивации работников на получение образования используется коэффициент увеличения дохода, соответствующий дополнительному году обучения. В качестве меры образования они берут не год, а определенный уровень (школа, колледж, университет).

Таким образом, образование является ключевым фактором, влияющим на уровень доходов. Поскольку это влияет на экономическое развитие в целом, государство поощряет работников к получению высокой квалификации.

Наряду с образованием, опытом работы, отраслью промышленности и занятости, регионом проживания и полом работника большое влияние оказывают на формирование индивидуального дохода в Республике Беларусь. При прочих равных условиях заработная плата женщин в среднем на 15 процентов ниже. Военнослужащие пользуются определенными привилегиями, а их заработная плата на 20 процентов выше. За каждый дополнительный год работы заработная плата увеличивается на 2 процента.

Во второй половине 90-х годов между специальностями было выявлено соотношение экономических выгод при их приобретении. Резко возросший спрос на специалистов в финансовом и банковском секторах, который в начале 90-х годов обеспечил выпускникам экономических специальностей более высокий уровень оплаты труда, сменился спросом на специалистов инженерных специальностей, выпускниками медицинских, педагогических вузов.

Вывод: На размер дохода влияют 3 типа ключевых факторов: факторы, которые зависят от самого работника (образование, квалификация, опыт работы и т. д.); факторы, связанные с организацией, фирмой, в которой работает работник (отрасль, тип собственности, техническое оснащение); факторы, связанные с экономикой в ​​целом, ее экономическим потенциалом, степенью развития научно-технического прогресса и др.

Таким образом, образование и опыт работы является ключевым фактором, влияющим на уровень доходов в Беларуси и развитых странах.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: фактор дохода; денежные поступления от программ государственной помощи в виде платежей и пособий от финансовой системы (от банков, через сберегательные банки, от страховых организаций и т. д.) и т. д.

Средства, полученные наемным населением, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения, заработной платы, доходов, таких как заработная плата на предприятиях, в кооперативах. и т. д., доходы от собственной экономики и т. д. Анализ тенденций будущего развития фактора оплаты труда показывает, что этот вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов в долгосрочной перспективе.

Выплаты по государственным программам помощи оказывают существенное влияние на формирование доходов населения, благодаря этим источникам осуществляются пенсии, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различные виды пособий (по уходу за ребенком, медицинскому обслуживанию, семьям с низким доходом). для детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение доли трансфертных платежей и заработной платы в доходах населения играет важную роль в формировании экономического поведения человека и его трудовой мотивации. 

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы дохода формируются такие качества, как предпринимательство и инициативность. В случае повышения роли платежей по программам государственной помощи, пассивного отношения к производственной деятельности часто формируется психология зависимости.

Денежные доходы населения, полученные через финансово-кредитную систему, представлены в виде:

  • платежи по государственному страхованию;
  • банковские кредиты для индивидуального жилищного строительства, хозяйственного устройства для молодых семей, членов потребительских объединений (например, для садового строительства);
  • проценты по вкладам в сберегательных банках начисляются на конец года;
  • доход от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и выкупа;
  • по кредитам;
  • выигрыши в лотереях;
  • временно свободные средства, полученные в результате покупки товаров в кредит;
  • выплаты различных видов компенсации (травмы, повреждения и т. д.).

Другие денежные поступления включают доходы населения от продажи вещей через комиссионные и выкупные магазины и т. д.

Номинальный доход населения, как уже отмечалось, включает, помимо чистого дохода населения, и обязательные платежи. Население осуществляет обязательные платежи через финансовую систему в виде различных видов налогов и сборов. За счет накопления налоговых платежей и сборов государство реализует свое право формировать часть своих ресурсов для последующей реализации социальной политики путем перераспределения средств, оказания помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малообеспеченных граждан и предотвращения снижения уровня благосостояния ниже максимально допустимого в этих конкретных условиях государство устанавливает минимальный порог необлагаемого налогом дохода. В то же время все более высокие налоговые ставки устанавливаются для высоких доходов.

Несмотря на разнообразие источников дохода, основными составляющими денежного дохода населения являются заработная плата, доходы от бизнеса и имущества, а также социальные трансферты. 

Вывод: несмотря на разнообразие источников дохода, основными составляющими денежного дохода населения являются заработная плата, доходы от бизнеса и имущества, а также социальные трансферты. Заработная плата, или уровень заработной платы, является трудовым доходом и является основным источником дохода для населения. Доход, полученный от использования других факторов производства, выражается в процентах, прибыли и ренте.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: фактор дохода; денежные поступления от программ государственной помощи в виде платежей и пособий от финансовой системы (от банков, через сберегательные банки, от страховых организаций и т. д.) и т. д.

Средства, полученные наемным населением, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения, заработной платы, доходов, таких как заработная плата на предприятиях, в кооперативах. и т. д., доходы от собственной экономики и т. д. Анализ тенденций будущего развития фактора оплаты труда показывает, что этот вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов в долгосрочной перспективе.

Выплаты по государственным программам помощи оказывают существенное влияние на формирование доходов населения, благодаря этим источникам осуществляются пенсии, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различные виды пособий (по уходу за ребенком, медицинскому обслуживанию, семьям с низким доходом). для детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение доли трансфертных платежей и заработной платы в доходах населения играет важную роль в формировании экономического поведения человека и его трудовой мотивации. 

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы дохода формируются такие качества, как предпринимательство и инициативность. В случае повышения роли платежей по программам государственной помощи, пассивного отношения к производственной деятельности часто формируется психология зависимости.

Денежные доходы населения, полученные через финансово-кредитную систему, представлены в виде:

  • платежи по государственному страхованию;
  • банковские кредиты для индивидуального жилищного строительства, хозяйственного устройства для молодых семей, членов потребительских объединений (например, для садового строительства);
  • проценты по вкладам в сберегательных банках начисляются на конец года;
  • доход от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и выкупа;
  • по кредитам;
  • выигрыши в лотереях;
  • временно свободные средства, полученные в результате покупки товаров в кредит;
  • выплаты различных видов компенсации (травмы, повреждения и т. д.).

Другие денежные поступления включают доходы населения от продажи вещей через комиссионные и выкуп магазинов и т. д. 

Номинальный доход населения, как уже отмечалось, включает, помимо чистого дохода населения, и обязательные платежи. Население осуществляет обязательные платежи через финансовую систему в виде различных видов налогов и сборов. За счет накопления налоговых платежей и сборов государство реализует свое право формировать часть своих ресурсов для последующей реализации социальной политики путем перераспределения средств, оказания помощи малоимущим гражданам.

В целях защиты интересов малообеспеченных граждан и предотвращения снижения уровня благосостояния ниже максимально допустимого в этих конкретных условиях государство устанавливает минимальный порог необлагаемого налогом дохода. В то же время все более высокие налоговые ставки устанавливаются для высоких доходов.

Несмотря на разнообразие источников дохода, основными составляющими денежного дохода населения являются заработная плата, доходы от бизнеса и имущества, а также социальные трансферты. 

Вывод: несмотря на разнообразие источников дохода, основными составляющими денежного дохода населения являются заработная плата, доходы от бизнеса и имущества, а также социальные трансферты.

Заработная плата, или уровень заработной платы, является трудовым доходом и является основным источником дохода для населения.

Доход, полученный за счет использования других факторов производства, выражается в процентах, прибыли и ренте.

Дифференциация доходов населения

Проблемы неравенства доходов и решения

Изучение социальной дифференциации населения является одной из основных задач, тем более что формирование рыночных отношений в экономике объективно углубляет социальное расслоение общества. С точки зрения доходов дифференциация населения представляет собой объективно детерминированное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения.

Это результат сложного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Учитывая важное место в совокупных доходах населения денежной заработной платы, их дифференциация близка к дифференциации заработной платы и во многом зависит от нее.

Фактически дифференциация доходов вызывает различия в потреблении товаров и услуг населением; в его уровне жизни. Дифференциация доходов, как правило, учитывается по величине среднедушевых совокупных доходов населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городских районах, в сельской местности, из которых домохозяйства являются пенсионерами с детьми). 

К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фонда; Кривая Лоренца и коэффициент Джини; Коэффициент контрастности, при их расчете, данные о доходах экстремальных (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фонда, коэффициент контрастности) или всего распределения населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини) Для расчета коэффициента дифференцирования в децилях необходимо рассчитать экстремальные (первый и девятый) децили. Дециль - это вариант, который делит население, ранжированное по доходу, на десять групп одинакового размера.

Дифференциация денежных доходов работников формируется в основном под влиянием двух факторов: дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников.

Однако дифференциация заработной платы и дифференциация доходов не могут оцениваться с одной и той же позиции. В первом случае мы имеем такое экономическое неравенство, которое соответствует концепции социальной справедливости в рамках данной социальной системы и является условием прогресса.

Причины дифференциации.

Одним из источников социальной напряженности в любой стране является разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их благосостояния.

Богатство определяется двумя факторами:

  1. сумма имущества всех видов, принадлежащего отдельным гражданам;
  2. размер текущего дохода граждан.

Люди получают доход в результате того, что либо создают свой собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют факторы производства (их труд, капитал или землю) в свои владения для использования другими людьми или фирмами.

И те используют эту собственность, чтобы произвести товары, в которых люди нуждаются. В такой механизм получения доходов изначально была заложена возможность их неравенства.

Причина этому:

  1. разные значения факторов производства, принадлежащих людям (капитал в виде компьютера в принципе способен приносить больший доход, чем в виде лопаты);
  2. различный успех в использовании факторов производства (например, работник в фирме, которая производит дефицитный товар, может получать более высокую заработную плату, чем его коллега с такой же квалификацией, работающий в фирме, продукция которой продается с трудом);
  3. различный объем факторов добычи, принадлежащих людям (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Существует ряд показателей для оценки дифференциации доходов населения:

  • распределение населения по уровню среднего дохода на душу населения - показатель удельного веса или доли населения в определенных заданных интервалах среднего дохода на душу населения;
  • распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель процента доли от общего объема денежных доходов, которым обладает каждая из двадцати процентов групп населения;
  • децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение денежных доходов, выше и ниже которых десятые доли составляют самые бедные слои населения.

Доход на душу населения не отражает неравномерного распределения доходов. Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца.

Вышеуказанные обстоятельства требуют целенаправленного воздействия на дифференциацию доходов. Для этих целей используются различные методы. На повышение благосостояния указывает не только увеличение размера денежного дохода, но и изменение его уровня, которое происходит в различных группах населения.

В связи с этим ряды распределения работников (населения) по размеру заработной платы (доходов) не только содержат такие важные экономические показатели, как минимальная, средняя и максимальная заработная плата (или доход на душу населения), но и позволяют определить абсолютные и относительное количество работников, получающих заработную плату. оплата (доход) определенного уровня.

Ведущим индикатором при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП / ВНП на душу населения. Эти показатели составляют основу международных классификаций, которые делят страны на развитые и развивающиеся страны.

В некоторых развивающихся странах показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, однако, исходя из совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и т. д.), Такие страны не могут классифицироваться как развитый. Другим индикатором, широко используемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Здесь важен внутриотраслевой анализ, который проводится на основе показателя ВВП по отдельным отраслям.

Прежде всего, изучается связь между крупными национально-экономическими отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение проявляется, прежде всего, по удельному весу обрабатывающей промышленности.

Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по видам использования. Анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов) особенно важен. Большая доля в потреблении товаров и услуг длительного пользования свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, о более высоком общем уровне экономического развития страны.

Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: «потребительская корзина» и «стоимость жизни». Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, который учитывает диетические ограничения и обеспечивает минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину также входит необходимый набор непродовольственных товаров, услуг и необходимых платежей. Таким образом, потребительская корзина включает товары, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум - оценка стоимости потребительской корзины, показатель минимального состава и структуры потребления материальных товаров и услуг.

Официальная черта бедности устанавливается в соответствии с прожиточным минимумом. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина, все льготы и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень дохода не ниже минимального прожиточного минимума, установленного законом. Различия в уровне дохода на душу населения или на одного работающего называют дифференциацией доходов.

Различные показатели используются для количественной оценки дифференциации доходов. Степень неравенства доходов отражает кривую Лоренца. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов за разные периоды времени или между различными группами населения.

Кривая Лоренца представляет собой график, который показывает, какую часть общего денежного дохода страны получает каждая доля домохозяйств с низким и высоким доходом, то есть отражает распределение дохода в процентах между домохозяйствами с разными доходами.

Неравенство доходов распространено во всех экономических системах. Различные показатели используются для количественной оценки дифференциации доходов. Степень неравенства доходов отражает кривую Лоренца. При построении кривой абсцисса показывает доли семей (в% от их общего числа) с соответствующим процентом дохода, а ордината показывает доли доходов рассматриваемых семей (в% от общего дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходов представлена ​​биссектрисом, который указывает на то, что любой процент семей получает соответствующий процент дохода. Это означает, что если 20, 40.

60% семей получают соответственно 20,40,60% общего дохода, тогда соответствующие точки будут располагаться на биссектрисе. Кривая Лоренца показывает фактическое распределение доходов. Например, 20% населения с самым низким доходом получили 5% от общего дохода, 40% с самым низким доходом - 15% и т. д.

Затененная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше площадь, тем выше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпадали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов за разные периоды времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто используемых показателей дифференциации доходов является коэффициент дециля, который выражает соотношение между средним доходом 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средним доходом 10% самых бедных. Для характеристики распределения общего дохода между группами населения используется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества с точки зрения доходов, тем ближе коэффициент Джини к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Социально-экономическое неравенство является важнейшим фактором и результатом общественного развития. Низкое неравенство в доходах (или равенство в доходах) оказывает негативное влияние на экономическое развитие, равно как и чрезмерное неравенство в доходах, которое замедляет социальный прогресс и создает угрозу стабильности общества.

Причины неравенства в доходах:

  • неравное распределение доходов и имущества;
  • неравные стартовые условия для развития индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, бизнеса;
  • относительно низкая заработная плата для определенных категорий занятого населения;
  • увеличение доли иждивенцев в семье;
  • наличие безработных трудоспособных лиц;
  • низкий уровень социальных выплат;
  • несвоевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий.

Серьезным фактором роста дифференциации доходов, как отмечалось выше, является инфляция, при которой платежи практически не индексируются по мере роста цен, и рост цены потребительской корзины происходит со скоростью, которая опережает общий рост цен.

Другим фактором дифференциации заработной платы рабочих являются подоходные налоги. Россия отличается от западных стран своеобразным «выравниванием». В настоящее время единый подоходный налог с доходов физических лиц составляет 13%.

В странах ЕС существуют прогрессивные масштабы с увеличением налоговых ставок с увеличением денежных доходов. Например, в Германии самая высокая ставка налога установлена ​​в размере 53% от дохода, в Великобритании, Испании, Венгрии, Эстонии - 40%. На основании данных Российского статистического ежегодника за 2015 г. проанализируем дифференциацию доходов населения России в период с 2010 по 2015 г. 

Важным фактором благосостояния населения страны является дифференциация доходов, что указывает на социально-экономические различия в производстве, распределении и потреблении населения. Большинство стран мира стремятся снизить этот показатель.

Как видно из таблицы, с каждым предыдущим годом среднедушевые денежные доходы населения росли: если в 2015 году среднедушевые денежные доходы населения составляли 18 951, то в 2014 году это было уже 20 755, в 2014 году 23 221 рублей, а в 2015 году было 25 928 руб. Реальный располагаемый денежный доход населения в 2014 году был на 6% больше, а в 2013 году он был на 5% больше по сравнению с 2014 годом, но в 2015 году он был на 1% меньше, чем в 2014 году.

Среднемесячная брутто-зарплата одного работника увеличивается с каждым годом. Если в 2011 году оно составляло 20 952 руб., То в 2013 г. и в 2014 г. составило 23 369 руб. а в 2015 году 28381 руб. соответственно. Таким же образом увеличиваются средний размер назначаемых пенсий, средний прожиточный минимум на душу населения и минимальная заработная плата.

Население с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 0,2 млн человек, а в 2013 году, наоборот, сократилось до 15,6 млн человек, но к 2012 году их число увеличивается. население до 15,7 млн. Также дефицит денежных доходов в 2014 году снизился на 49,1 млрд рублей по сравнению с 2012 годом, а в 2013 году дефицит был равен такой же величине, как и в 2015 году.

Общепринятым инструментом для анализа распределения доходов между группами населения является кривая Лоренца, которая отражает соотношение процентных групп населения и их доли в общем доходе. Коэффициенты Джини, дециль и квантиль, показывают, насколько велик разрыв в доходах наиболее удаленных друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в общей численности населения.

Представленные данные показывают, что 20% населения с самыми высокими доходами имеют почти 50% общего объема всех зарегистрированных денежных доходов.

С другой стороны, группа с самыми низкими доходами по состоянию на 2015 год имеет только 5,2% всех доходов.

Как вы можете видеть, самые бедные 40% населения (первая и вторая группы) вместе получают около 15% от общего дохода семей страны, что указывает на приближение к пределу рисования «Лоренца Лука» Подход Этот показатель до 12% может вызвать политические потрясения и крайне нежелательные социальные последствия для страны.

Таким образом, сравнивая данные в таблицах, можно сделать вывод, что в современной России коэффициент дифференциации является критическим и составляет 41,8% к 2015 году, что на 0,2% меньше, чем в предыдущем году.

Уровень неравенства определяется с использованием коэффициента Джини. В большинстве европейских стран, США, Канаде, Восточной и Центральной Европе коэффициент Джини составляет 0,25-0,45. Довольно высокая степень неравенства доходов в ЮАР, где коэффициент Джини составляет 0,63.

В России в 2015 году коэффициент Джини составил 0,41, что свидетельствует о большом неравенстве в доходах населения. Степень социальной стратификации общества также характеризуется так называемым децильным коэффициентом (коэффициентом средств). Это отношение общего дохода 10% самых богатых граждан страны к общему доходу 10% самых бедных граждан.

По данным Росстата, в России этот коэффициент составил 16,2, что обусловливает высокую степень социальной стратификации. В европейских странах это 9, в Японии 4,8. Социальное неравенство остается серьезной проблемой даже в самых передовых странах ОЭСР.

Здесь постоянно воспроизводятся целые слои населения, которые, не имея материальных благ, лишены доступа к «индустрии знаний», которая открывает путь к современной квалифицированной рабочей силе. Некоторые из них опускаются до «социального дна», превращаясь в слой иждивенцев, которые отказываются от работы и живут на пособия.

Чтобы обеспечить реальное увеличение доходов, необходимо принять ряд конкретных мер:

  • повысить реальную заработную плату занятого населения;
  • укрепить финансовую базу пенсий за счет повышения номинальной заработной платы;
  • необходимо создать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей страны;
  • добиться более справедливого распределения доходов правительством Российской Федерации на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения и имущества граждан;
  • ввести наиболее эффективный контроль над реальными доходами и принять законы о возмещении ущерба в случае невыплаты заработной платы.

Эти меры способны сгладить неравномерность в распределении материальных и духовных благ между членами общества и повысить уровень жизни населения.

Неравенство доходов в России

В целях защиты интересов малообеспеченных граждан и предотвращения снижения уровня благосостояния ниже максимально допустимого в этих конкретных условиях государство устанавливает минимальный порог необлагаемого налогом дохода. В то же время все более высокие налоговые ставки устанавливаются для высоких доходов.

Финансирование социальных программ играет важную роль в политике доходов. Система поддержания уровня доходов граждан, как правило, состоит из двух типов программ. Первая - это система социального страхования, которая частично компенсирует потерю заработка, связанную с выходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, предназначенных для этих целей, и связанные с ними пособия считаются заработанными правами, а не государственной благотворительностью.

Второй тип включает в себя программы государственной помощи, в соответствии с которыми они предоставляют пособия тем, кто не может зарабатывать сам, быть инвалидом или иметь детей-иждивенцев. Эти программы финансируются за счет общих налоговых поступлений. Финансовая поддержка воспроизводственного процесса осуществляется через распределение национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, которыми являются деньги, накопленные государством и хозяйствующими субъектами.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет за счет дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. В то же время значительная доля национального дохода переходит от слоев с высоким уровнем дохода к слоям с низким уровнем дохода. В настоящее время во всех развитых странах мира созданы системы социальной поддержки бедных.

Социальные трансферты - это система выплат населению в денежной или натуральной форме, которые не связаны с их участием в экономической деятельности в настоящее время или в прошлом.

Организовывая перераспределение доходов через бюджет, государство решает проблему повышения доходов бедных, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д.

Степень влияния государства на процесс перераспределения доходов может быть измерена объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет средств центрального и местных бюджетов, а также суммой налогообложения доходов.

Способность правительства перераспределять доходы в значительной степени ограничена доходами бюджета. Увеличение социальных расходов сверх налоговых поступлений приводит к их превращению в мощный фактор роста дефицита бюджета и инфляции.

Увеличение государственных расходов на социальные расходы, даже в пределах полученных доходов, приводит к чрезмерному увеличению налогов, что может подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает в себя изъятие в виде налогов части доходов из среднего и высокого слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Правительство также перераспределяет доходы путем изменения цен, устанавливаемых рынком, таких как гарантирование цен фермерам и введение минимальных ставок заработной платы.

Основным аргументом в пользу равного распределения доходов является то, что необходимо максимально повысить удовлетворенность потребителей или предельную полезность.

Основное возражение против равенства доходов заключается в том, что для достижения этой цели государство должно в виде налогов удалить часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их малооплачиваемым семьям. Таким образом, желание как тех, так и других максимизировать заработок уменьшается. неравенство в доходах населения

В результате стимулы для производительного труда подрываются, и, следовательно, эффективность экономики будет снижаться, и народное хозяйство рискует вступить в период затяжного застоя (что произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х годов).

Американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил перераспределение доходов от богатых к бедным с «утечкой», то есть этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности.

Масштаб «утечки» из «ведра Окуня» определяется тем, насколько увеличивается налог, а рост социальных трансфертов сокращает объем предложения рабочей силы.

Если эластичность предложения рабочей силы в отношении заработной платы высока, повышение налогов для увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения рабочей силы в легальном секторе экономики и его перетекании в теневой сектор (где заработная плата не облагается к государственным налогам).

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и часто устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Экономическая значимость государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение влияет на совокупный спрос и издержки производства.

Государственная политика в области доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы с целью снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальных продуктов, поощрения инвестиций и сдерживания инфляции.

Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно установить долгосрочный лимит для роста заработной платы централизованным образом с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно на основе минимальной заработной платы ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных соглашений на различных уровнях, от предприятий до отраслей.

Эти документы также предусматривают различные премии и дополнительные выплаты, дифференциацию заработной платы по отраслям в зависимости от уровня квалификации.

Изменения в доходах населения и расслоении общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои населения, живущие за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе.

Происходит моральное расслоение общества на «нас» и «других», общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма теряются. В результате разделения общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных, возникают межрегиональные и даже межэтнические противоречия, что приводит к разрушению единства России.

Отток квалифицированных работников в районы, не требующие соответствующих знаний, происходит за границей. В результате ухудшается образовательный и профессиональный потенциал общества, деградируют наукоемкие отрасли. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.

Неравенство доходов и благосостояния может достигать огромных размеров, и тогда это создает угрозу политической и экономической стабильности в стране.

Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по снижению такого неравенства. Но сначала давайте попробуем выяснить, почему абсолютное равенство в доходах нежелательно.

Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает людей стимулами к производительному труду. В конце концов, мы все рождены разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже, чем другие.

Поэтому на национальном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. И это приводит к удорожанию трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Однако люди с одинаковыми способностями выполняют разные обязанности по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как вы платите за эти разные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат? Если вы платите одинаково - «по факту труда», то люди, которые работают с большей производительностью и наделены полезными для общества талантами, будут обижены.

Многие из них перестанут работать на полную мощность (зачем беспокоиться, когда всем платят одинаково?). Это означает, что производительность их труда упадет до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Это приведет к уменьшению возможностей для экономического прогресса страны и замедлению роста благосостояния всех ее граждан.

Именно эти последствия «выравнивания» заработной платы оказали крайне разрушительное воздействие на экономику СССР и стали одной из основных причин постепенного прекращения его роста. Поэтому люди должны платить за свою деятельность по-разному. А поскольку врожденная способность работать у людей различна, и на нее влияют различия в приобретенных квалификациях и опыте (человеческий капитал), результатом являются значительные различия в уровнях доходов. Из-за этого возникает определенное неравенство в доходах; следует считать нормальным.

Более того, это чрезвычайно важный инструмент стимулирования трудовой активности людей.

Размер доходов и их различия обусловлены влиянием следующих факторов:

  1. общественно-политический;
  2. социально-демографические (пол, возраст, выносливость, талант и способности и т. д.);
  3. социальные и профессиональные (профессия, специальность, образование, квалификация, опыт работы и т. д.);
  4. социальный статус (занятый или не занятый общественно-полезной деятельностью; ребенок, студент, работник, собственник, предприниматель, фермер, художник-фрилансер, пенсионер, инвалид и т. д.);
  5. социально-экономические (род занятий или деятельность, тип производства, условия труда и т. д.);
  6. социально-географические (природно-климатические характеристики места проживания, плотность и характер населенного пункта, национальные особенности).

Проблема неравенства действительно остро стоит сегодня в России, но, к сожалению, она недооценивается властями и часто выпадает из поля зрения политиков.

Неравенство доходов и благосостояния может достигать огромных размеров, и тогда это создает угрозу политической и экономической стабильности в стране. Поэтому почти все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по снижению такого неравенства.

Государственные программы по стабилизации доходов осуществляются в разных странах. Но порядок их формирования отличается. Одна часть средств на такие программы формируется из государственного бюджета и используется централизованно.

Другая часть средств формируется за счет прибыли на предприятиях и самих фондов (в странах бывшего "государственного социализма" около 70% средств таких программ формировалось из государственного бюджета и только 25-30% средств - от прибыли предприятий).

Через каналы программ государственной помощи удовлетворяются потребности в воспитании молодых членов общества, поддержании пожилых людей и инвалидов, предоставлении (частично) образования и сохранении здоровья.

Степень удовлетворения этих потребностей определяется уровнем экономического развития, преобладающим в данных условиях, и ценностными установками, сложившимися в обществе. Распределение средств по программам помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть доходов, получаемых населением, зависит от рабочей силы, но в то же время учитывается и размер удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что произведенные платежи не связаны с работой этого работника, и учитывается размер потребностей, для удовлетворения которых эти платежи направлены. Эти выплаты покрывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, государственные субсидии на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер этой субсидии зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступая в виде пособий и услуг, напрямую переходит к натуральному населению через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределенных средств образует своего рода «дополнительный» доход: они не проходят через семейный бюджет и не могут быть утилизированы по своему усмотрению.

Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и полностью определяются интересами и возможностями общества в данный исторический момент.

Потребителем части государственной помощи являются не все работники в целом, а только те, кто в ней нуждается и только в меру этой потребности.

Например, те, кто чаще и тяжелее болеют и не могут платить за медицинские услуги, в большей степени обращаются за бесплатной медицинской помощью, а те, у кого больше детей в школьном возрасте, обращаются за услугами в школьные учреждения.

Другими словами, платежи через программы помощи предназначены для смягчения различий в доходах, вызванных не различиями в работе, а причинами вне самого трудового процесса, а также для удовлетворения ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задачи формирования работоспособности и развития личности. достижение более высокого общего образовательного и культурного уровня, доступное медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение.

Но поскольку такая форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

Политика государственных доходов является неотъемлемой частью социальной политики и направлена ​​на решение двух основных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализация инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Социальные трансферты представляют собой систему денежных выплат населению в денежной или натуральной форме, целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности и поддержание внутреннего спроса.

Организовывая перераспределение доходов через бюджет, государство решает проблему повышения доходов бедных, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д.

Степень влияния государства на процесс перераспределения доходов может быть измерена объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет средств центрального и местных бюджетов, а также суммой налогообложения доходов.

Способность правительства перераспределять доходы в значительной степени ограничена доходами бюджета. Увеличение социальных расходов сверх налоговых поступлений приводит к их превращению в мощный фактор роста дефицита бюджета и инфляции.

Увеличение социальных расходов государственного бюджета даже в пределах полученных доходов приводит к чрезмерному увеличению налогов, что может подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает в себя изъятие в виде налогов части доходов со среднего и высокого слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Правительство также перераспределяет доходы путем изменения цен, устанавливаемых рынком, таких как гарантирование цен фермерам и введение минимальных ставок заработной платы.

Основным аргументом в пользу равного распределения доходов является то, что необходимо максимально повысить удовлетворенность потребителей или предельную полезность. Основное возражение против равенства доходов заключается в том, что для достижения этой цели государство должно в виде налогов удалить часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их малооплачиваемым семьям.

Таким образом, желание как тех, так и других максимизировать заработок уменьшается. В результате стимулы для производительного труда подрываются, и, следовательно, эффективность экономики будет снижаться, и национальная экономика (при прочих равных условиях) рискует вступить в период затяжного застоя (что произошло в СССР в 70-х годах) первая половина 80-х годов).

Коэффициент дифференциации в среднем по России составляет около 17, а в Москве он «прыгает» до 43. По сравнению с другими странами мира, в Европе этот коэффициент варьируется от 4 до 8 (в некоторых странах около 10), в Америке - 14, там традиционно высокое неравенство, так как есть много мигрантов. С Москвой можно сравнить только африканские страны - даже в Латинской Америке этот показатель меньше 30. В то же время, согласно прогнозным оценкам Росстата, дальнейшее неравенство будет только расти: в Москве коэффициент превысит 50, в страна приблизится к 25.

В то же время анализ неравенства с точки зрения только одного показателя не может дать объективную картину, такая точка зрения довольно узка и не позволяет изучать свойства неравенства, его влияние на экономические, демографические и социальные процессы.

Основным регулятором должна стать прогрессивная шкала налогообложения, но не с точки зрения заработной платы, а с точки зрения общего дохода, иначе мы поразим все работающее население.

Дело в том, что государство тем самым обеспечивает определенный уровень социальных гарантий и определяет свои приоритеты по отношению к бюджетной сфере: здравоохранение, образование, наука и т. д. Для анализа степени неравенства в распределении доходов в России, необходимо учитывать доходную пирамиду.

Население делится по доходам на 20 процентов (или 10 процентов) групп. В основании пирамиды находится группа с самым низким доходом. По мере продвижения вверх по пирамиде доходы населения будут расти.

Рассмотрим распределение денежных доходов по группам населения в 10 процентов в 2003 году. Первый (с наименьшими располагаемыми ресурсами) - 2,5% от общего объема денежных доходов, второй - 3,8%, третий - 4,8%, четвертый - 5,8%, пятый - 7,2%, шестой - 8,7%, седьмой - 10,8%, восьмой - 13,5%, девятый - 16,7%, десятый (при наличии наибольших ресурсов) - 26,2%.

Данные показывают, что доходы более половины населения России (60%) составляют менее трети от общего числа - 32,8%.

Дифференциация регионов растет с точки зрения большинства основных показателей социально-экономического развития, особенно с точки зрения ВРП на душу населения и уровня безработицы. В последние годы региональное неравенство доходов снова начало расти, несмотря на возросшие объемы межбюджетного перераспределения.

Одним из немногих положительных результатов такого перераспределения стало заметное уменьшение региональных различий в бедности из-за увеличения заработной платы государственных служащих и социальных пособий.

Основной причиной роста регионального неравенства по большинству наиболее важных социально-экономических показателей является естественная неравномерность роста в большой и крайне неоднородной стране. В среднесрочной перспективе экономический рост не приведет к значительному сокращению этих дисбалансов. Перераспределительная политика государства также не способна сделать это. Скорость экономической поляризации опережает динамику межбюджетных перераспределений

Сложнее прогнозировать динамику доходов из-за сильного влияния перераспределительной политики государства. Кто бы мог подумать, что в конце 2005 года. Дагестан опередит Ставропольский край по соотношению доходов на душу населения к прожиточному минимуму, но политический фактор оказался двигателем роста доходов населения республики.

В результате перераспределения реальные денежные доходы населения некоторых наименее развитых республик и депрессивных регионов росли наиболее быстрыми темпами (в 2-3 раза в 2001-2005 гг.). Санкт-Петербург (в 2,2 раза) стал лидером благодаря сочетанию перераспределительных и агломерационных факторов. Фактор агломерации ускорил рост доходов населения Ленинградской, Новосибирской, Московской областей, а в сочетании с ресурсно-экспортным фактором - в Свердловской области и Республике Татарстан (в 1,8-2 раза).

«Русские» регионы юга и большинство регионов европейской части занимали средние позиции (в 1,6-1,7 раза). Самый медленный рост доходов населения был в восточных и северных регионах, как экспортного сырья, так и депрессивных - в Магаданской, Иркутской и Амурской областях, Ханты-Мансийском автономном округе (в 1,4 раза), Красноярском крае и Мурманской области (в 1,2 раза). В то же время неравенство доходов регионов, измеряемое коэффициентом Джини, продолжало расти, несмотря на возросшие масштабы межправительственного перераспределения.

Рыночная экономика влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения.

Под доходом населения понимается сумма денег и материальных благ, полученных и произведенных за определенное время.

Денежный доход включает все денежные поступления в виде заработной платы от предпринимательской деятельности, пособий, дивидендов, аренды, предоставления услуг, включая продукты, произведенные домохозяйством для собственных нужд. Общая сумма денежных средств и доходов в натуральной форме является общим доходом. Необходимо различать номинальные и реальные доходы населения.

Номинальный доход - это уровень денежных поступлений независимо от налогообложения и изменения цен.

Номинальный доход с учетом взимаемых цен, изменений налоговых цен и тарифов формирует реальный доход.

Уровень жизни зависит от суммы общего дохода.

Ряд показателей используется для оценки показателей жизни:

  • структура и уровень потребления основных видов товаров и услуг в натуральном выражении на человека или на семью в год;
  • показатели годового потребления продуктов питания, одежды, предоставления жилой площади, товаров длительного пользования, предметов культурного и делового назначения;
  • обеспечение населения школами, детскими садами, медицинскими учреждениями, пунктами обслуживания потребителей;
  • денежный доход на человека или семью.

Государство должно стремиться к тому, чтобы денежные доходы граждан превышали прожиточный минимум, который рассчитывается исходя из потребления минимально необходимых товаров и услуг (потребительская корзина). Если уровень жизни человека ниже прожиточного минимума, тогда они говорят о бедности.

Бедность - это состояние, при котором человек не имеет минимально необходимого уровня жизни.

Следующие показатели используются для классификации человека как бедного:

  • абсолютная черта бедности (минимальный уровень жизни, определяемый исходя из физиологических потребностей человека в еде, одежде и жилье);
  • относительная черта бедности (это показатель, который характеризует стоимость потребительской корзины относительно среднего уровня благосостояния в данной стране или регионе).

В Российской Федерации чертой относительной бедности является уровень дохода, соответствующий менее 40% среднего дохода в регионе.

Разница в уровне дохода на душу населения или занятого в производстве называется дифференциацией доходов.

Различные показатели используются для количественной оценки дифференциации доходов, в частности, степень неравенства доходов отражается кривой Лоренца. Разница в доходах отсутствует, если, например, 10% населения получает 10% дохода, и чем значительнее, тем больше эта разница, например, 20% населения получают 5% дохода. Одним из наиболее часто используемых показателей является квинтильный коэффициент, который выражает соотношение между средним доходом 20% населения высокооплачиваемых граждан и средним доходом 20% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения общего дохода между группами населения используется индекс концентрации доходов населения (или коэффициент Джини), чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство. Чем сложнее экономическая ситуация в стране, тем острее становится потребность в социальной поддержке определенных слоев населения со стороны государства.

К социально уязвимым группам населения принято относиться:

  • большие семьи,
  • матери-одиночки,
  • безработные,
  • лица пенсионного возраста,
  • лица, пострадавшие от стихийных бедствий,
  • людей с ограниченными возможностями.

Социальная поддержка может принимать разные формы:

  • финансовая помощь,
  • предоставление материальных благ,
  • оказание медицинской, юридической, психологической помощи.

Вывод:

Экономический рост с неубывающей дифференциацией доходов может привести лишь к незначительному улучшению ситуации, но он в принципе не решает проблему бедности и повышения благосостояния всего общества.

Известно, что экономический рост во многом определяется инвестициями. Но на обоих влияет неравенство в распределении доходов.

Оптимальное распределение доходов может значительно увеличить как темпы роста, так и объемы инвестиций. Само по себе чрезмерное неравенство в доходах является системной характеристикой экономической и социальной дисфункции.

Для создания оптимальных условий, способствующих экономическому росту, необходимо снизить темпы прироста доходов богатых и значительно повысить доходы бедных. Социально-экономическое неравенство является принципиально важным фактором, объясняющим динамику экономического развития и демографические процессы в России. Достигнув угрожающей величины, он стал главным препятствием для расширенного воспроизводства человеческого капитала и увеличения темпов экономического роста.

Вот почему показатели неравенства и относительной бедности должны стать ключевым ориентиром для согласованной экономической, социальной и институциональной политики.

Проблема растущей относительной бедности и увеличивающегося разрыва между верхними и нижними слоями не может быть решена без пересмотра отношений распределения, чтобы увеличить налоговую нагрузку на избыточные доходы и поднять доходы бедных до уровня стандартов социального обеспечения.

В последние десятилетия почти во всех странах мира активизировались процессы непропорционального распределения доходов населения. Неравенство в доходах внутри стран растет, масштабы бедности растут, и эти явления происходят на фоне увеличения среднего мирового производства и потребления.

Низкий уровень доходов основной массы населения и накопление богатства относительно небольшой группой людей снижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим растущая социально-экономическая стратификация стала одной из самых острых проблем нашего времени.

Реализация экономических реформ в России также сопровождается ростом социальной напряженности, деструктивной дифференциацией доходов населения и ростом бедности.

Чрезмерное разделение общества негативно влияет на экономическое развитие России, препятствует формированию социальных государственных институтов, развитию внутреннего рынка в России, формированию среднего класса платежеспособного большинства населения. Поэтому государство должно приложить значительные усилия и потратить ресурсы на снижение неравенства.

В результате написания курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Доход населения - это денежные или натуральные средства, полученные домохозяйствами за определенный период времени. Доход населения может быть в натуральной или денежной форме. Для оценки уровня дохода используются понятия номинального, располагаемого и реального дохода. Итак, доходы населения очень разнообразны.

На величину дохода влияет множество различных факторов, часто имеющих разнонаправленный характер влияния. Среди них: социально - политические, социально - демографические, социально - профессиональные, социально - статусные, социально - экономические и социально - географические факторы.

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: фактор дохода; денежные поступления от государственных программ помощи в виде платежей и пособий от финансовой системы (от банков, через сберегательные банки, от страховых учреждений и т. д.) и т. д. Платежи в рамках государственных программ помощи оказывают значительное влияние на формирование доходы населения.

Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения доходов в обществе: равное распределение, рыночное распределение, распределение по накопленной собственности и привилегированное распределение.

Конкретные факторы, способствующие неравенству: различия в способностях, образовании и обучении, профессиональных вкусах и риске, владении недвижимостью, доминировании на рынке, удаче, связях, невзгодах и дискриминации.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Процессы дифференциации населения по доходам продолжают углубляться. Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям, поскольку увеличение неравенства в распределении доходов и их низкий уровень среди большинства населения снижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию отечественного производства и реального сектора экономики.

Существует множество показателей, характеризующих дифференциацию населения по доходам. Основными из них являются кривая Лоренца и коэффициент Джини.

На переднем плане социальной политики стоят: преодоление бедности, реализация адресной социальной помощи малообеспеченным семьям и гражданам. Эспинг выделяет три «чистых» типа государств всеобщего благосостояния, которые проводят различную социальную политику: либеральную, социал-демократическую и консервативную корпоративистскую.

В системе государственного регулирования доходов населения в условиях развития рыночных отношений социально справедливое распределение доходов занимает центральное место. Социальная помощь - это предоставление социальных пособий и услуг уязвимым группам населения, чьи доходы ниже черты бедности. Социальная помощь должна обеспечивать минимальный гарантированный доход.

В 2014 году общий денежный доход населения составил 522,1 трлн. рублей. В Беларуси, как и в большинстве стран, основная часть доходов населения приходится на заработную плату. в Беларуси в 2014 году. по сравнению с 2013 годом индекс реальных денежных доходов достиг 100,1 процента, что свидетельствует о незначительном увеличении денежных доходов населения по сравнению с ростом потребительских цен. Одним из ключевых приоритетов государственной социальной политики Республики Беларусь является предупреждение бедности. Доля населения с уровнем располагаемых ресурсов на душу населения ниже прожиточного минимума (уровень бедности) увеличилась с 7,9 процента в первой половине 2014 года до 8,5 процента во второй половине 2014 года. В августе 2014 года сумма пенсий, выплачиваемых трудовыми властями, было увеличено. занятость и социальная защита. Важным показателем благосостояния населения являются его расходы. Еда является основной статьей расходов для жителей Беларуси. Хотя его доля составляет менее 50 процентов, он остается высоким (45,3 процента), что указывает на необходимость дальнейшего увеличения доходов населения (особенно заработной платы работающих в государственном секторе, пенсий и пособий).