Проблема манипуляции в педагогической деятельности

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 27.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Такт как основа педагогического общения учителя
Элементы театральной педагогики в деятельности учителя
Сущность и методы педагогического стимулирования
Формирование учебной мотивации школьников


Введение:

Каждый из нас, людей, живущих в современном мире, является манипулятором. Наша жизнь - это борьба за выживание. Это своего рода «естественный отбор», недаром в наши дни часто можно услышать «у кого не было времени, он опоздал» и подобные фразы. Это говорит о том, что люди крайне обеспокоены получением пособий, а это, в свою очередь, необходимо для спокойной и размеренной жизни: стабильности на работе, в семье, с друзьями. Человек все чаще пытается произвести впечатление, которое, по сути, необходимо только ему, для самоутверждения.

К сожалению, ради этого, на мой взгляд, очень сомнительного удовольствия многие идут, как говорится, «над головой». И главным помощником в этой «прогулке» является манипулирование.

Конечно, не каждая манипуляция является злом. Но большинство наших манипуляций оказывают очень пагубное влияние как на жизнь самих манипуляторов, так и на жизнь их близких.

Таким образом, целью данной работы является изучение и выявление особенностей манипулирования в педагогическом процессе.

Предметом исследования является манипулятивное общение, а объектом является изучение особенностей манипулятивного общения в педагогическом процессе.

Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности

Понятие «манипулирование»

Манипулирование в педагогике - очень сложная и деликатная тема, потому что никто из нас не хочет стать жертвой манипуляции. Но, тем не менее, любой учитель рано или поздно применяет его при работе с детьми.

Что такое "манипулирование"?

Современные словари синонимов дают следующие значения: для термина «манипулировать»:

  • справляться,
  • Использование
  • контролировать,
  • Работать и т.д .;

«Манипулятор» - человек, который достигает своей цели, обманывая и преднамеренно осуществляя контроль над другими людьми.

Стоит выяснить, откуда взялся термин «манипуляции». В переносном смысле, согласно Интернету, Оксфордский словарь определяет манипулирование как «воздействие на людей или управление ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработки.

В психологической литературе, по словам А. Леонтьева, термин «манипулирование» имеет три значения:

  • Первый полностью заимствован из технологии и используется в основном в инженерной психологии и психологии труда,
  • Второе значение заимствовано из этологии: под манипуляцией понимается «активное движение компонентов окружающей среды животными в космосе» (в отличие от передвижения, движения самих животных в космосе) «с преобладающими частями фронта, реже задние конечности, а также другие эффекторы».
  • В этих двух значениях термин манипулирование можно найти в психологической литературе, начиная с 20-х годов,
  • А с 60-х годов его стали использовать и в третьем значении, на этот раз заимствованном из политологических работ. Постепенно - практически без улучшения - слово «манипулирование» стало использоваться в контексте межличностных отношений.

Чтобы представить, что психология означает под термином «манипулирование», мы учитываем мнения различных авторов:

  1. Бессонов Б.Н. Форма духовного влияния скрытого господства, осуществляемого силой.
  2. Волкогонов Д.А. Доминирование над духовным состоянием, управление изменениями во внутреннем мире.
  3. Гудин Р. Скрытое использование силы (силы) вопреки предполагаемой воле другого.
  4. Йокояма О.Г. Лживое косвенное влияние в интересах манипулятора.
  5. Прото Л. Скрытое влияние на выбор.
  6. Рикер В. Структурирование мира, которое позволяет вам побеждать.
  7. Рудинов Ю. Поощрение поведения путем обмана или игры на предполагаемых слабостях другого.
  8. Сагатовский В.Н. Отношение к другому как средство, объект, инструмент.
  9. Шиллер Г. Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, отношений, поведения.

Одним из обязательных элементов определения является указание пола концепции. Следовательно, необходимо отметить, что манипулирование является типом психологического воздействия. Основной существенной особенностью манипуляции является стремление манипулятора получить односторонний выигрыш.

Манипулирование происходит, когда манипулятор придумывает цели цели, которым он должен следовать, и реализует их в своей психике. Следовательно, в определении в качестве существенного признака необходимо ввести момент, когда манипулятор вводит намерения, которые адресат считает своими. Поскольку обязательным условием эффективности манипуляции является сокрытие как факта воздействия, так и намерений манипулятора, необходимо отметить эту особенность. По возможности следует указывать как мастерство, так и мастерство, которые обеспечивают эффективность манипуляции. И, наконец, должен быть обозначен главный эффект внесения изменений в мотивационные структуры адресата - стимул к совершению действий, определенных манипулятором.

В практических целях иногда удобнее использовать метафору напрямую: манипулирование - это действия, направленные на то, чтобы «привести в порядок» руки другого человека, подтолкнуть их, совершенные настолько умело, что создается впечатление, что он самостоятельно контролирует свое поведение.

Таким образом, один человек решает, что он намерен делать с другим человеком (как с объектом), но как это сделать, раскрывается в процессе их взаимодействия с адресатом. В случае манипуляции мы говорим только о присвоении манипулятором права решать для адресата, что он должен делать, о желании повлиять на его цели.

Виды манипуляций

Вице-адмирал Соснин П.А. Лунев (1996) выделяет 10 видов наиболее распространенных манипуляций:

  1. Провоцирование ваших защитных реакций.
  2. Провоцирование вашей растерянности, дезориентации.
  3. Формирование впечатления о том, что партнер настроен на сотрудничество.
  4. Играя на свою нетерпимость - это висящая морковь.
  5. Играя на ваше чувство безнадежности.
  6. Играя на чувство жадности.
  7. Использование запланированных «сложных» концессий.
  8. Умышленно откладывать время обсуждения.
  9. Провоцирование вашего интереса к партнеру «Колыбельная», чтобы «убить» позже.

На просторах всемогущего Интернета я обнаружил таблицу, которая очень четко показывает, как и когда с вами манипулируют. На мой взгляд, им очень удобно пользоваться.

Современные психологи выделяют несколько видов манипуляций, наиболее распространенных в педагогике:

  • «Убаюкивать», чтобы «убить» позже: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но некоторые из них делают это искренне, и после этого кто-то делает неправильные предложения и просьбы, от которых учителю может быть трудно отказаться.
  • «Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают учителям и воспитателям детских садов о том, насколько лучше они учат и воспитывают детей в других учебных заведениях. Однако они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя учителя постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя или педагога и дает родителям возможность устанавливать свои собственные условия и предъявлять свои требования. Более того, родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель - диктовать свои условия.

Типы Манипуляторов

Как я уже сказал, каждый человек - манипулятор: ребенок, который со слезами и плачем ищет внимания у взрослых; продавец пытается любой ценой продать нам свой товар; уличные нищие, использующие специальные приемы, вызывающие у нас жалость и даже вину и т. д.

Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

  1. Диктатор. Чтобы контролировать людей, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
  2. Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, который виртуозно приспосабливается к нему, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхарактерную позицию.
  3. Калькулятор. Пытается контролировать, перепроверять всех и вся. Хитрый, измена
  4. Прилипание. Полярная противоположность калькулятора, преувеличивающая его зависимость от окружающих. Он хочет не делать всю работу, потому что он беспомощен.
  5. Bully. Управляет жертвами, используя угрозы, сознательно преувеличивая его жестокость.
  6. Хороший парень. Добродетельный, услужливый, бесконечно любящий. Преувеличивает его заботу и любовь.
  7. Рефери. Он склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстительный. критический
  8. Защитник. Преувеличивая его поддержку других людей. Сострадание к людям, лишение их возможности действовать самостоятельно.

Каждый человек, так или иначе, обладает особенностями всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что характеристики одного из типов доминируют, и тогда особенности поведения этого типа манипуляторов преобладают в его поведении.

В российской системе образования, как правило, наиболее распространенными типами манипуляторов являются «диктатор», «тряпка», «приверженец», «судья» и т. д. Чтобы не попасться на манипуляторов, желательно знать их характеристика и основные виды манипуляций.

Психологические хитрости детей и подростков

Я хотел выделить уловки детей в качестве отдельного подпункта, поскольку нам, будущим учителям, нужно просто руководствоваться ими, чтобы иметь возможность подавлять попытки учащихся манипулировать нами.

Э. Шостром определяет детей как отличных манипуляторов.

Он выделяет несколько их типов:

  1. Самым распространенным из них является «маленькая тряпка». Этот пассивно зависимый ребенок манипулирует своими родителями, используя свою крайнюю беспомощность и нерешительность, свою хроническую забывчивость и небрежность. Обнаружив силу своей очевидной слабости достаточно рано, он выбирает роль беспомощного и глупого. Он не просто ленивый, как думают многие. Он хитрый, как лиса. Он достаточно умен, так как он успешно манипулирует взрослыми и заставляет их делать все для него.
  2. Второй тип детского манипулятора можно назвать «маленьким диктатором». Он контролирует взрослых с надутыми губами, упрямством, непослушанием и топанием.
  3. Третий тип детского манипулятора - Фредди Фокс. Он начал свою жизнь как плач, и, как он вскоре обнаружил, слезы оплачиваются вниманием. Сам он еще не успел понять, почему он разрыдался, и они уже успокаивали его, нежно поглаживая его, и, кажется, они любят его больше. Перед школой он оттачивал свой слезный механизм, и в школе он получил возможность использовать свое секретное оружие по прямому назначению. Он стал мастером провоцирования сострадания к себе.
  4. Четвертый тип маленького манипулятора - «жестокий Том». Его характерной чертой является буйный темперамент. Он толкает, поднимает, зовет детей, борется и плюет. Вскоре он понял, что взрывная смесь ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. Поэтому он стал начинающим хулиганом. Больше всего на свете он ненавидит власть. Его непоколебимая уверенность довольно быстро превращается в высокомерие и абсолютную веру в свои силы.
  5. Пятый тип детского манипулятора - «Карл - конкурент», или стремление быть первым. Это своего рода комбинация Тома и Фредди. Как правило, Карл растет в семьях, где есть два мальчика, и младший с раннего возраста осваивает науку о конкуренции, завоевывая равное место в этом мире. Школа является лучшей тренировочной площадкой для его занятий в этой области.

Манипуляционные методы подростков (по Э. Шостроме):

  • Плач
  • угроза,
  • спекуляция
  • Сравнение
  • Вымогательство (или шантаж),
  • Настройка одного родителя против другого,
  • Ложь,
  • Депрессивное состояние

Практические исследования по проблеме манипуляции в педагогической деятельности

В практической части моей работы было проведено исследование, задачей которого было выяснить, как учителя и ученики относятся к проблеме манипуляции в педагогической деятельности. Для этого был использован метод опроса. Объектом исследования являются четыре группы людей разного возраста: ученики средней школы № 328 (10-11 классы) в количестве 13 человек, ученики ПК № 4 в количестве 12 человек, и учителя общеобразовательной школы № 328 в количестве 10 человек.

Также эти вопросы были заданы людям, которые работали консультантами в детских оздоровительных лагерях в количестве 17 человек.

Приложение для консультантов и учителей старших классов:

  1. Знаете ли вы, что означает термин «манипулирование» в психологическом отношении?
  2. Знаете ли вы какие-либо манипулятивные техники?
  3. Используете ли вы манипулятивные методы для студентов?
  4. Вы сознательно делаете это?
  5. Вы читали какую-либо литературу по технике манипулирования?
  6. Считаете ли вы, что учителям нужны дополнительные знания по технике манипуляции в педагогической деятельности?
  7. Как вы думаете, студенты знают о вашем манипулятивном воздействии на них?
  8. Вы пытаетесь использовать скрытые приемы манипуляции?

Анкета для учащихся 10-11 классов и ПК:

  1. Знаете ли вы, что означает термин «манипулирование» в психологическом отношении?
  2. Учителя используют манипуляции с вами?
  3. Вы замечаете, когда учителя манипулируют вами?
  4. Вам нравится чувствовать манипулятивное воздействие на себя?
  5. Как вы думаете, учителя используют скрытые приемы манипуляции?
  6. Используете ли вы манипуляции при общении со сверстниками?
  7. Используете ли вы манипуляции при общении с учителями?
  8. Используете ли вы манипуляцию при общении с родителями?

Большинство респондентов в каждой группе понимают, что означает термин манипулирование. Следует помнить, что в школе, в отличие от педагогического института, такой предмет, как психология, не введен российским образовательным стандартом. Студенты могут изучать основы психологии только самостоятельно. Поэтому студенты более грамотны в этом отношении.

Основная масса учителей очень хорошо разбирается в манипулятивных технологиях и активно использует их на практике, не видя в этом преступления.

Таким образом, в результате исследования мы можем сделать вывод, что по большей части все респонденты понимают, что такое манипулятивные технологии. Хотя они обладают разным уровнем знаний по этой теме, они ответили на поставленные вопросы адекватно.

Учителя и консультанты считают, что манипуляции в педагогической деятельности допустимы. Ученики старших классов и школьники негативно относятся к манипуляциям со стороны учителей. Более того, если студенты все же как-то смиряются с этим, то студенты категорически отвергают использование манипуляции по отношению к ним.

В процессе проведения этого исследования я получил очень интересные ответы от учителей. Я должен сказать, что это было чрезвычайно интересно, так как большинство из меня преподавали в школе.

Итак, учителя с опытом говорят о своем отношении к манипуляциям:

  • «Я думаю, что каждый из нас манипулирует студентами. И даже тот, кто не хочет этого признавать. Но манипулирование значительно облегчает деятельность учителя. Возможно, это эгоистичное заявление, но я в числе сторонников этого метода влияния".
  • «Что такое манипулирование? Это, я считаю, насилие над человеком. Если это также скрыто, то это уже крайне неприличное поведение для учителя!»
  • «Почему звучит фраза« Он манипулирует детьми »? Почему статьи о приемлемости и даже о пользе манипуляции в педагогике смущают, что она намного лучше авторитарного стиля? В конце концов, если честно, вы признаете, что ни в одной семье, ни в одном классе взрослые не могут обходиться без манипуляций. Я, учитель, считаю возможным в некоторых случаях использовать эту технику, но я, к сожалению, нахмурился, произнося слово, означающее это».
  • «Манипулируя, каждый раз мы учим детей использовать их в темноте. Мы ясно даем понять, что нормально подчиняться чужой воле, это даже удобнее, спокойнее, чем принимать собственное решение».
  • «Я не думаю, что в манипуляциях, в педагогическом аспекте, есть некое злое намерение: мы пытаемся помочь ученику понять некоторые вещи. Кто, если не вы, должны знать о нежелании студента что-либо делать? »

Таким образом, мы можем видеть, что нет единого мнения об использовании манипулятивного воздействия на студентов.

Предлагаю проанализировать несколько ситуаций из школьной жизни.

Ученик 7-го класса демонстративно грубо обращается с учителем. Она сделала замечание. Подросток в ответ снова оскорбил учителя. Обиженная учительница не нашла, что ответить, и пригрозила, что она будет жаловаться в полицию. Однако он, чувствуя заинтересованность всего класса в их конфликте, был храбрым и кричал: «Ну, что я буду делать?» Учитель ответил: «Как что? Они попадут в тюрьму за оскорбление человека! »

Анализ ситуации. Конечно, учитель должен был отреагировать на оскорбление. Она могла притворяться, что не слышала и совсем не хотела разговаривать со студентом, выражать оскорбление или снимать его с урока. Возможно, она могла бы предпринять еще какие-то действия. Но для того, чтобы эти действия были педагогически эффективными, они должны соответствовать ситуации и быть направлены на конкретного ученика - нарушителя дисциплины.

В нашем примере учитель действовал на подростка так, чтобы вызвать у него чувство страха. Она преуспела в течение короткого периода: студент молчал и провел весь конец урока, решая только одну проблему: его отправят в тюрьму или нет? После урока он обошел всех своих друзей, зашел в кабинет школьного психолога, обратился к родителям. И везде он получал ответ: нет, они не посадят меня в тюрьму. Таким образом, избавившись от страха, он перестал верить учителю.

Какая педагогическая ошибка была допущена в этом случае? Учитель считал ученика обособленным, равнодушным и формально, как некий неодушевленный объект-помеху. Чтобы устранить это препятствие, чтобы «выключить» ее из положения урока, она позволила себе прибегнуть к инструменту, «поднятому за руку», не думая о возможных последствиях.

Одним из обязательных условий в начальных классах является требование быть осторожным. Учитель следит за тем, чтобы ученики писали чисто и красиво, правильно помещали упражнение или пример на лист бумаги. Очень часто это вполне разумное требование превращается в чрезмерный спрос. Чтобы поместить задачу в середину листа, учитель приказывает, например, отступить на три ячейки слева от полей и на пять ячеек сверху. Школьники старательно подсчитывают клетки, запутываются, считают ... Острая проблема возникает, когда равное количество клеток не работает, а только с половиной или четвертью. Слезы текут, возникает неуверенность: «У меня не получится ...», «У меня не будет времени...».

Но вопрос с клетками был решен, ученик поспешно пишет упражнение или рассматривает пример и в конце урока отдает тетрадь учителю. На следующий день он открывает его и снова плачет, теперь не от страха и напряжения, а от обиды: учитель поставил три, хотя пример был решен правильно. Оценка понижена, потому что клетки подсчитаны неправильно ...

Анализ ситуации. Какую педагогическую нагрузку предъявляет требование размещать пример или упражнение строго по центру листа тетради согласно подсчитанным ячейкам? Очевидно, что он не несет семантического содержания и не связан с правильностью упражнения или примера. Функциональное значение этого требования состоит в том, что оно и ряд других аналогичных требований вместе составляют основу для учителя, чтобы контролировать и контролировать обучение и поведение ученика, формулировка таких требований помогает учителю включить ученика в «Руководство-представление». «Взаимодействие и формы в последнем, такое качество личности, как безусловное послушание, всегда и во всем без оценки, требования учителя являются разумными или необоснованными.

Если перейти к терминологическому слогу, используя систему формальных требований, учитель формирует для ученика новую коммуникативную позицию - позицию объекта обучения и воспитания. До школы ребенок почти никогда не был в таком положении: его любили и избаловали в семье, о нем заботились в детском саду. И только в школе он становится объектом обучения и воспитания.

В книге К. Митрофанова «Подготовка учителей» автор говорит, что впервые он столкнулся с манипулятивным стилем в педагогическом общении, когда практиковал в пионерском лагере. Старший консультант четко сформулировал суть педагогической манипуляции: «Дети делают то, что хотят, но хотят ... Что? Правильно! Что мне нужно".

Анализ ситуации. Учитель, практикующий манипулятивный стиль, работает на результат. Он хорошо знает, чего хочет, и стремится достичь своей цели, используя любые средства, предусмотренные его профессией. Учитель строит свое взаимодействие со студентом, ориентируясь только на свои цели. Интересы студента исключены из этого взаимодействия.

Учитель-манипулятор лично закрыт от ученика: он думает одно, говорит другое, а делает третье. Он не заботится о психологическом комфорте ученика, не анализирует, как чувствует себя последний, как он относится к учебе, школе и учителю. Преподаватель четко, организованно и в какой-то мере осмотрительно осознает свои профессиональные, а иногда и личные цели.

Вероятно, в любом классе есть так называемый «заядлый неудачник». Если это 8–9 классы, то они больше не обращают на него внимания. Он сидит за последней партой, занимается своими делами, и обе стороны (родители и учителя) по молчаливому соглашению ждут, пока закончится 9-й класс, и небрежного юношу отвезут в профессионально-техническое училище. И все было бы хорошо, если бы школьник был спокоен и никого не беспокоил. Неразрешимая проблема возникает, когда ученик начинает откровенно пропускать занятия и нарушать дисциплину. Его называют директором, советом учителя и обещают «исключить его из школы». Эта угроза пугает его искренне, и чем больше он боится, тем чаще он ломается. Под таким эмоциональным давлением проводится 9-й класс, который сам юноша, его учителя и родители считают самым тяжелым.

Анализ ситуации. Различные способы эмоционального давления формируют ядро, ядро ​​манипулятивного влияния учителя на ученика в нашей школе: «Вы должны ...», «Вы должны ...», «Вы не можете ...», «Запрещено. ..»

Если подросток или ученик средней школы не может или не желает выполнять эти требования, то применяются меры административного давления: вызов родителей в школу, вызов ученика директору и совету учителей, жалобы в полицию, исключение из школы.

Давайте будем честными: если образование в нашей школе основано на принуждении, приказах и требованиях, если учителей заставляют учиться почти силой, то здесь что-то не так, была допущена ошибка в чем-то важном. Что это? Давайте думать вместе.

Вывод:

В своей работе я пытался взглянуть на проблему манипулирования в современной системе образования с разных сторон. Я должен сказать, что даже к концу работы я не понимал, к какому типу учителей я мог бы отнести себя: тех, кто принимает манипуляции, или тех, кто резко отвергает их.

В процессе изучения этого вопроса я понял, что люди, занимающиеся проблемами манипуляции в образовании, никогда не придут к общему решению. Я думаю, что это будет продолжаться очень долго, как чрезвычайно философский вопрос о происхождении яиц и курицы - и что случилось раньше? Общество никогда не сможет достичь консенсуса по исследуемому вопросу: всегда найдутся люди, которые будут оставаться нейтральными, но будут использовать определенные методы в своей работе.

Боюсь, что я могу отнести себя только к этой категории людей.

Аспекты, выделенные в моей работе, являются лишь краткими выдержками из работ разных авторов, но необходимы, на мой взгляд, для практикующего учителя.