Проблема информационного общества в современной социологии
Содержание:
- Информационное общество: концепция и тенденции
- Сущность и понятие информационного общества
- Причины и последствия информационных революций
- Информатизация общества в настоящее время
- Информационное неравенство современного общества
- Информационное общество и власть
- Социальное неравенство
- Вывод:
Предмет: | Социология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 25.04.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:
Много готовых курсовых работ по социологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Информационное общество - это концепция модернизационной парадигмы философии истории и социальных дисциплин, согласно которой любое общество проходит следующие этапы своего развития:
- сельскохозяйственный (доиндустриальный, традиционный);
- современный (промышленный);
- постмодернистский (постиндустриальный, информационный).
Концепция «информационного общества» была сформулирована на Западе в 1980-х годах в связи с широко распространенной микроэлектронной революцией. Со временем она приобрела статус одного из самых распространенных названий всех философских и социологических концепций, которые стремятся постичь новую социальную реальность, которая начала формироваться в 1950-х годах, сначала в Соединенных Штатах, а затем в Западной Европе. и япония. Использование термина «информационное общество» широко распространено на Западе для характеристики современного состояния социально-экономического развития.
Наряду с этим именем есть много других:
- постиндустриальное общество;
- посткапиталистическое общество или общество класса обслуживания;
- программируемый или постиндустриальный;
- научное сообщество;
- сверхиндустриальное общество или общество третьей волны;
- цивилизация услуг;
- информация и компьютер;
- постэкономический.
Эти концепции были разработаны в рамках различных версий информационного общества - более технократических или более гуманитарных. Информационное общество характеризуется решающей ролью и высоким уровнем развития информационных технологий. Основным фактором социальных изменений является производство и использование информации; Теоретические знания, как высшая ценность и главный продукт, становятся фактором формирования новой социальной структуры общества, новых моделей управления. Если в традиционном обществе с характерной «собирающей экономикой» основным ресурсом является земля, а в индустриальную эпоху в условиях «товарной экономики» собственность и капитал занимают центральное место, то в информационном обществе существует переход к «обслуживающей экономике», когда доминирующую роль играют сектор услуг и информационные услуги.
Под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации формируется «четвертичный» (информационный) сектор экономики (наряду с сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг). По мере развития секторов обслуживания и информации богатство теряет свое материальное воплощение (земля, капитал) и возникает символический капитал - знания. Роль экономики (как производства материальных благ) в обществе постепенно снижается, наблюдается дестандартизация и индивидуализация в сфере производства и потребления. Характер труда меняется по пути его автоматизации (внедряются пустынные технологии, возникает парадокс «исчезновения рабочей силы» в прямом производстве), а также в направлении гуманизации и расширения участия работников в управлении производством. На основе использования информационных технологий формируется «надсимволическая система создания общественного богатства», то есть, прежде всего, умственных способностей человека. Эти изменения создают условия для распространения домашней работы на основе электронных технологий.
В информационном обществе растет значение высшего образования, новая экономика поощряет познавательные и творческие способности, а также гибкость, индивидуализм и способность быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Организационные структуры бюрократического типа заменяются движущимися структурами небольших временных союзов владельцев общей информации, и стиль руководства меняется от руководства к руководству. Знания и информация являются основой организации информационного общества, а также ключевым источником инноваций и социального динамизма. В доиндустриальную эпоху основными социальными институтами являются армия и церковь, в индустриальном обществе - корпорация и фирма, а университеты находятся в центре информационной цивилизации.
Согласно другой позиции, ни один социальный институт в информационном обществе не будет играть центральную роль, и общество будет организовано в форме сети, а не иерархии институтов. В новом обществе природа власти меняется, которая приобретает высочайшее качество и максимальную эффективность. В аграрном обществе источником власти было принуждение, в индустриальном обществе власть основывалась на богатстве, а в информационном обществе знания как неисчерпаемый, универсальный и демократический по своей природе капитал становятся определяющим фактором при осуществлении власти. , Не собственность, а знания и доступ к информации стратифицируют информационное общество, поэтому образование, профессионализм и квалификация становятся основными факторами дифференциации статуса. Существует разгон собственности и превращение капитала в форму акционера, что обеспечивает возможность включения в управление практически всех.
Власть переходит от класса собственников к образованной правящей элите. В новой ситуации главный социальный конфликт заключается не в противоречии между трудом и капиталом, а в столкновении знаний и некомпетентности. Знание и контроль над информацией означает обладание властью и возможность влияния. В экономической сфере локализация власти смещается от сферы производства к сфере распределения; недостаток информации делает невозможным участие в принятии решений и организации. Информация в информационном обществе является основой не только конфликтов, но и социального взаимодействия. Отличительными чертами информационного общества являются дестандартизация и демассификация всех аспектов социальной жизни, а также высокий уровень инноваций и ускорение темпов социальных изменений. Это означает, с одной стороны, интенсификацию и нестабильность социальных отношений, преобладание «модульных» отношений в сфере межличностного общения (общение устанавливается не с целостной личностью, а только с ее специфической функцией), рост социальная напряженность и, с другой стороны, высокая социальная мобильность (особенно среди профессионалов и интеллектуалов). Что касается потребления продуктов, то формируется новое отношение - культура «одноразовых вещей». Социальные и индивидуальные системы ценностей также подвержены быстрой трансформации и носят временный характер. В информационном обществе существует множество независимых систем ценностей, предлагаемых различными социальными институтами и субкультурами, так что человек сталкивается с проблемой выбора - в стиле потребления, в образовании, в культурной ориентации.
Информационное общество: концепция и тенденции
Сущность и понятие информационного общества
Для начала нужно четко понять, что такое «постиндустриальное общество». Общество, в котором мы живем в начале XXI века, называется информационным обществом.
Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-х годах XX века. Так стало называться общество, которое переросло индустриальное.
Таким образом, между постиндустриальным обществом и информацией можно поставить знак равенства, поскольку современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий. Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новый исторический этап развития цивилизации, в котором основными продуктами производства являются информация и знания.
Постиндустриальное общество, в свою очередь, представляет собой общество, в котором сектор услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемами промышленного производства и сельскохозяйственного производства. В социальной структуре постиндустриального общества растет число людей, занятых в сфере услуг.
Отличительными чертами информационного общества являются:
- повышение роли информации и знаний в обществе;
- увеличение доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
- эффективное информационное взаимодействие людей;
- их доступ к мировым информационным ресурсам;
- удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря появлению такой сферы, как сфера услуг, родилась глобальная информационная инфраструктура, пользователями которой является все информационное общество.
Новые информационные технологии используются практически во всех сферах деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, они сильно меняют ее. Философы связывают основное изменение с появлением новой социальной структуры - информационной инфраструктуры. Информационная инфраструктура - это набор инструментов для обработки и использования информации, интегрированных в компьютерные и информационные сети.
Также информационная инфраструктура станет основой социально-экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получать всю информацию, которая его интересует.
Глобальная информационная инфраструктура развивается как глобальная информационная сеть для массовых государственных служб на планете посредством интеграции глобальных и региональных информационных и телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и мобильной связи.
Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики прогнозируют его создание в развитых странах в середине XXI века.
Причины и последствия информационных революций
До шестнадцатого века деятельность общества была направлена на овладение субстанцией, то есть знанием свойств материи и изготовлением примитивных, а затем и более сложных инструментов.
Затем, в процессе становления индустриального общества, проблема освоения энергии вышла на первый план - сначала тепловая, затем электрическая, и, наконец, в 20-м веке - атомная. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их работы. В то же время людям всегда было необходимо выражать и запоминать информацию об окружающем их мире.
В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций:
- Первая революция связана с изобретением письма. Была возможность распространять знания и сохранять их для передачи будущим поколениям.
- Вторая революция (середина XVI в.) Была вызвана изобретением типографики, которая радикально изменила социальную культуру.
- Третья революция (конец 19 века) связана с изобретением электричества. Появился телеграф, телефон, радио, позволяющие быстро передавать информацию.
- Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).
Создание персональных компьютеров было предопределено растущими объемами информации, с которой трудно справиться с использованием традиционных технологий: бумаги и ручек. Это противоречие начало негативно влиять на темпы роста научно-технического прогресса. Они начали говорить об «информационном взрыве», называя это быстрым ростом потоков и объемов информации. В результате научно-технический прогресс предоставил обществу персональный компьютер в качестве средства хранения, обработки и передачи информации.
В 80-90-х годах философы и социологи разработали теорию информационного общества. Многие философы критиковали недостатки индустриального общества, отмечали его кризис и признаки перехода к новой форме существования - информационному обществу. Превращение общества в информацию связано с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ века.
Информационная революция состоит из двух революций:
- компьютер;
- телекоммуникация.
Телекоммуникационная революция начинается в середине 70-х годов и сливается с компьютером. Компьютерная революция начинается намного раньше и протекает в несколько этапов. Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называется "нулевым циклом". Начинается с создания первых компьютеров. На этом этапе, в 1951 году, был создан первый коммерческий компьютер UNIVAC-1 (он весил 30 тонн, содержал 18 тысяч ламп и выполнял 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.
Телекоммуникационная революция о создании:
- волоконно-оптическая технология;
- спутниковые технологии.
Слияние компьютерных и телекоммуникационных технологий породило много новых продуктов и услуг на рынке. Информационно-телекоммуникационная отрасль сегодня стала ключевым сектором экономики развитых стран.
Благодаря слиянию компьютерных и телекоммуникационных революций стало возможным создание информационных сетей огромных масштабов, даже глобальных. В этих сетях вы можете передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию гораздо быстрее.
Информатизация общества в настоящее время
До недавнего времени никто не предполагал, что человечество окажется на грани новой эры в развитии цивилизации - информации. В настоящее время идет активный процесс информатизации общества. Информатизация подразумевает активное внедрение компьютерных технологий и новых информационных технологий в различных сферах производства, социальной и личной жизни людей.
Информационное общество - это общество, в котором большинство работников занимается производством, хранением, обработкой, продажей и обменом информацией.
В последнее время появилась новая категория культуры - информация. Это связано с тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть готов к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо освоить современные средства, методы и технологию труда.
Кроме того, в новых условиях жизни степень осведомленности одного человека напрямую зависит от информации, получаемой другими людьми. Следовательно, уже недостаточно иметь возможность самостоятельно осваивать и накапливать информацию, и вам следует освоить такую технологию для работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективных знаний. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.
Информационная культура - способность целенаправленно работать с информацией и использовать компьютерные информационные технологии, современные инструменты и методы для ее получения, обработки и передачи.
Являясь важнейшим компонентом культуры в целом, информационная культура является продуктом различных творческих способностей человека.
Информационная культура проявляется в следующем:
- в специальных навыках использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
- умение использовать компьютерные информационные технологии в своей работе;
- возможность извлекать информацию из различных источников - от периодических изданий до электронных коммуникаций;
- способность представлять информацию в понятной форме и эффективно использовать ее;
- знание аналитических методов обработки информации;
- умение работать с различными видами информации.
Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационных технологий и умение применять их на практике.
Относительно недавно появилась еще одна новая информационная технология - виртуальная реальность.
Виртуальная реальность - это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю окунуться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем, используя специальные сенсорные устройства, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. В то же время зрительные, слуховые, тактильные и моторные ощущения пользователя заменяются компьютерным моделированием.
Философы, рассматривая возникающие новые характеристики повседневной жизни, отмечают, что в информационном обществе происходит пересмотр основных принципов организации общества (или «пересмотр кодекса цивилизации»).
Цивилизация индустриального общества основывалась на шести принципах:
- синхронизация;
- специализация;
- стандартизация;
- концентрация;
- максимизация;
- централизация.
Все они разрушаются в информационном обществе и заменяются другими, составляющими черты информационного общества:
- Синхронизация. Механизированный ритм жизни, синхронизированный с ритмами производства, заменяется социальными ритмами - ритмами деятельности, не связанными с производством вещей. Сама социальная активность становится более разнообразной, и ее ритмы также различаются. Основными видами социальной деятельности являются те, которые связаны с производством информации, в частности, роль науки и образования, питающих развитие новых технологий, значительно возрастает.
- Специализация. Производство информации становится новым способом создания общественного богатства. В основе этого метода лежит не физическая сила, а умственные способности человека, и они развиваются в процессе воспитания. Новые требования предъявляются к образованию в информационном обществе в связи с тем, что в технологии производство сейчас быстро меняется, появляются новые виды труда, а старые полностью исчезают. В связи с этим возникает необходимость переноса трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.
- Стандартизация. В информационном обществе наблюдается тенденция к индивидуализации во всем.
- Концентрация. Принцип концентрации производства, повлекший за собой концентрацию населения в крупных городах, будет заменен в информационном обществе принципом оптимального сочетания большого и малого, поскольку основное производство - производство знаний - не связано к источникам ископаемых ресурсов. Компьютеры могут быть доставлены в любую точку мира, откуда угодно вы можете войти в информационную сеть и стать участником производства знаний (написать книгу, рассчитать проект, составить отчет и т. д.).
- Максимизация. Принцип максимизации, который привел к строительству гигантских фабрик и огромных исследовательских институтов, будет заменен (и уже начал меняться) принципом создания временных команд для решения особых задач. Эти команды смогут установить для себя удобный режим работы.
- Централизация. Принцип централизации будет заменен принципом децентрализации и дурбанизации (от латинского urbs - city) - снижение роли городов в общественной жизни, так как исчезает необходимость существования огромных городов (мегаполисов).
Философы также отмечают, что в общественно-политической сфере и в области международной экономики информационные технологии открывают совершенно беспрецедентные перспективы.
В настоящее время есть все предпосылки для:
- создание глобальной экономики (первым шагом в этом направлении стала Объединенная Европа);
- решения социальных проблем.
Открытость информации делает человека более могущественным, а государственная власть - более зависимой от граждан. Телекоммуникационные сети создают возможности для прямого участия всех граждан в правительстве, что позволяет избежать принятия важных правительственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинств. Конечно, все оптимистичные прогнозы, которые звучат в теории информационного общества, имеют в своей основе пересмотр отношения к целям и задачам производства в масштабе всего человечества. Производство должно быть на службе жизненных интересов, а не войны. Он должен развиваться с учетом современных глобальных проблем, всем людям информационного общества должен быть присущ высокий уровень экологической осведомленности.
Информационное неравенство современного общества
Информационное общество и власть
Управление информационным обществом осуществляется на основе полномочий системой государственных органов. Власть - это информация, а не говорение вообще. Это те люди, которые способны эффективно слушать и способны извлекать ценную информацию из того, что они слышат, и обладают властью.
Одной из наиболее значимых классификаций власти является ее разделение по ресурсам:
- экономический,
- Социальное
- духовно-информационный,
- принудительный (политический в узком смысле).
Экономическая сила - это контроль над экономическими ресурсами, владение ценностями.
Общественная власть предполагает распределение статусов, льгот, привилегий.
Духовно-информационная сила - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации (подготовка решений, воздействие на сознание, в том числе манипулирование).
Принудительная власть основана на ресурсах власти и означает контроль над людьми посредством угроз или применения насилия (признак политической власти).
Впоследствии в информационной сфере появились новые технологии, которые были непосредственно связаны с информацией, экономикой и другими важными сферами жизни. Информационная сфера в соответствии с законодательством Российской Федерации является сферой деятельности субъектов, связанных с созданием, преобразованием и потреблением информации. Для информационной сферы необходима информационная среда. Информационная среда - совокупность аппаратного и программного обеспечения для хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий для реализации процессов информатизации.
В информационной сфере появилось даже электронное правительство, электронные налоги, интернет-голосование и многое другое:
- Электронное правительство - система государственного управления, основанная на электронных средствах обработки, передачи и распространения информации.
- Электронные налоги - технология обработки и передачи налоговых заявок онлайн.
- Интернет-голосование - голосование с использованием интернет-среды. При интернет-голосовании избиратель получает электронную рассылку на определенном веб-сайте и голосует. Подлинность бюллетеня гарантируется цифровой подписью.
В связи с этим власти облегчили своим согражданам выполнение определенных действий, предусмотренных законом, таких как голосование или уплата налогов.
Появление электронных денег привело к появлению информационной преступности. Информационное преступление - незаконные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный или материальный ущерб.
Но как защитить информацию от неправомерного использования, чтобы защитить информацию от информационной преступности? Для этого было разработано специальное информационное законодательство. Информационное право - это совокупность законов, подзаконных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.
Такое законодательство существует в Российской Федерации. В качестве примера можно привести Федеральный закон № 24-F3 № «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года. Поскольку в российском законодательстве предусмотрена свобода личности, в законе об информации также есть своя собственная свобода информации. Информационная свобода человека - это право человека: - получать информацию, необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития; - выражать свою точку зрения относительно определенных природных или социальных явлений; - передавать информацию другим людям.
Информация здесь означает любую информацию, кроме той, которая представляет государственную тайну страны.
Чтобы обучить профессиональных пользователей культуры в вашей стране, вам необходимо привить им компьютерную грамотность. Компьютерная грамотность означает наличие достаточного набора знаний и навыков работы на компьютере.
Для достижения этих целей в настоящее время в учебных заведениях, включая средние учебные заведения, вводятся предметы для изучения информационных технологий, где будущие потенциальные пользователи информации обучаются различным компьютерным программам, оболочкам и тому подобному.
Социальное неравенство
Социальное неравенство - это форма социальной дифференциации, при которой отдельные люди, социальные группы, слои, классы находятся на разных уровнях вертикальной социальной иерархии и имеют неравные жизненные шансы и возможности для удовлетворения потребностей.
Рассмотрим три основных социальных класса:
- Богатый (то есть элитный);
- Средний класс;
- Бедных.
Все эти три социальных класса составляют концепцию общества в широком смысле этого слова.
Общество - это совокупность людей:
- объединенных исторически сложившимися формами их взаимоотношений и взаимодействия с целью удовлетворения их потребностей;
- характеризуются:
- устойчивость;
- целостность;
- саморазвитие;
- наличие особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.
Общество - это человеческое сообщество, спецификой которого является отношение людей друг к другу. Общество - это продукт взаимодействия людей.
Общество представляет собой целостную систему социальных институтов, которые выполняют функции регулирования экономических, политических, правовых, моральных и иных отношений.
Это средний класс, который чувствителен к любым изменениям в состоянии и может изменить ситуацию в случае необходимости. Средний класс - это класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Средний класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивых интересов, сознания и политического поведения.
Различают старый средний класс и новый средний класс:
- Старый средний класс - средние и мелкие собственники: мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкого и среднего фермерства, владельцы малых производственных фирм.
- Новый средний класс - это те, кто не владеет средствами производства и кто живет за счет продажи своего труда, работников, менеджеров, инженеров, профессиональных умственных работников и т. д.
Вывод:
Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным продуктом будет информация в ее различных проявлениях.
Получение неоспоримых преимуществ, таких как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и т. д. Нельзя не учитывать возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.
В период перехода к информационному обществу, помимо решения проблем, описанных выше, необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладев ее современными инструментами, методами и технологиями. Кроме того, новые условия труда приводят к зависимости информации одного человека от информации, полученной другими людьми.
Теперь недостаточно иметь возможность самостоятельно осваивать и накапливать информацию, но нам необходимо освоить такую технологию работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективных знаний. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры в работе с информацией.
Следует отметить, что проблема информатизации общества сегодня обсуждается учеными все больше и больше. Поскольку получение информации о том, что происходит в стране и в мире, больше не требует прямого общения между людьми, человек будет все более и более изолированным от общества, подверженным иллюзии независимости от него.
Необходимо воспитывать у каждого человека чувство ответственности за происходящее в мире, достигать четкого понимания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится в первую очередь к системе образования и средствам массовой информации.
Характер изменений социальной структуры, прогнозируемых учеными под влиянием информатизации в указанных областях, заключается в следующем:
- Количество социальных групп будет расти, что, естественно, приведет к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность для более точного, оперативного учета интересов людей.
- Улучшатся качественные показатели социальных групп по таким параметрам, как уровень образования, интеллект и т. д.
- Новый процент между социальными группами, распределенными в обществе по различным критериям, вероятно, будет выглядеть следующим образом: доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов - увеличится.
Появление особого класса «интеллектуалов» прогнозируется. Для тех, кто не хочет или не сможет работать интеллектуально, предполагается труд в сфере информационных услуг, который, как отмечалось ранее, должен составлять более 50% в структуре занятости в информационном обществе или в сфера материального производства.
Количество трудоспособных людей увеличится. Пожилые люди смогут продолжать работать даже после выхода на пенсию, поскольку планка трудоспособного возраста повышается (организм стареет до мозга).
На одном из высших мест в иерархии ценностей (наряду с инновациями) находится автономия личности, которая не характерна для традиционного общества.
Человек реализуется только через принадлежность к какой-либо конкретной корпорации, являясь элементом строго определенной системы корпоративных отношений. Если человек не входит в какую-либо корпорацию, он не является человеком.
В технологической цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может изменить свои корпоративные отношения, поскольку он не привязан к ним жестко, он может и очень гибок в построении своих отношений с людьми, погруженными в разные социальные сообщества, в разные культурные традиции. Современное научно-техническое творчество привлекает принципиально новые типы объектов в сферу человеческой деятельности, развитие которых требует новых стратегий. Мы говорим об объектах, которые являются саморазвивающимися системами, характеризующимися синергетическим эффектом. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния нестабильности, когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые влияют на существующие уровни и трансформируют их.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одним из компонентов общей культуры. Растущая сила обмена информацией между людьми породила новый тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации, объединения с целью максимального сжатия и повышения эффективности передачи от человека к человеку, будь то в человек или через средства массовой информации.
Существует проблема человеческой жизни и деятельности в новом обществе, форма его существования. Будет ли он жить в «Электронном коттедже», как предсказывали некоторые футурологи, или его форма жизни не изменится кардинально.
Каждый должен переосмыслить свою жизненную позицию как личность, совершенно ясно, что произойдет перераспределение жизненных ценностей.
Человечество должно совершить прорыв в понимании своего существования на земле, поскольку при таком дальнейшем существовании, как своего рода паразитический организм, высасывающий соки из земли и бездумно разрушающий природу, у него просто нет будущего. Вопрос перестройки сознания людей для нового типа мышления остается открытым.